Энциклопедия пожаробезопасности

Сказка «Про буквы и звуки» «Деление слов на слоги. Сказки про гласные и согласные звуки Составить сказку на тему звуки и буквы

Грамматические сказки о звуках и буквах

В стране звуков

Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как были они невидимками.

А вот слышать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О. За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я [й’а], Ё [й’о], Ю [й’у], Е [й’е].

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б В Г Д Ж З И К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ.

Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

Звуки и теперь живут вместе, распевают волшебные песни. Вы тоже можете петь вместе с ними, но для этого нужно уметь узна­вать все звуки и правильно их произносить.

Попробуйте!

Как звуки научились превращаться в буквы

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной вол­шебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королев­ства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познако­миться с ее жителями. А когда узнал, что все жители - невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебно­му платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превра­щался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав или пропев ее, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

Кто важнее?

Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее.

Конечно, мы важнее! - закричали гласные. - Без нас никто и рта не раскроет!

Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. - Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

А вот и получится! Например, М.

Разве только одно М, больше ничего!

И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами!

О...Е...И...А, - пропели гласные и смущенно умолкли.

Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это ФОНЕТИКА.

Ну допустим. Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот по­

пробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА, ЕСЛИ.

Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли.

А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?

Всегда вместе

Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в раз­ные стороны. Сбились согласные в кучку, хотели поговорить -, и никак...

Кашлянули:

Кх! Чихнули:

Пчх! Хмыкнули:

Зачем-то позвали кошку:

Кс, кс, кс! И заскучали... Вдруг:

Показалось им, что кто-то где-то рыдает... Прислушались.

А-а-а! О-о-о! - кричали гласные. Они плакали, как малые дети:

Уа! Уа! Аукали:

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание:

БДМ ВСГД ВМСТ!

И услышали радостное, но тоже невнятное:

У-Е-Е-А-Е-Е!

Заключили они мир, снова стали рядом, внятно сказали:

БУДЕМ ВСЕГДА ВМЕСТЕ!

И с тех пор никогда больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немножко ссорятся, но потом все I равно мирятся.

(по А. Шибаеву)

Спор букв

Недавно буквы опять поспорили. А началось все из-за Я.

Я самая главная, - сказала буква Я. - Потому что Я - это я.

И ничего ты не главная, - закричала буква А. - Ты стоишь

Мы - не буквы, мы - звуки речи,

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Воздух свободно идет через рот,

Звук получается гласный.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке боюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласные

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Ссс... - змеиный слышен свист.

Шшш... - шуршит опавший лист

Жжж... - шмели в саду жужжат.

Ррр... - моторы тарахтят.

(В. Берестов)

1. Найдите устаревшее слово в тексте.

2. Определите его лексическое значение. Если определение значения не вызвало затруднений, смотрите пункт 4; если вызвало, смотри пункт 3.

3. Обратитесь к словарю устаревших слов или к толковому словарю:

4. определите, как в словаре располагаются словарные статьи;

5. найдите нужную словарную статью;

6. обратите внимание на правильное произношение слова;

7. прочтите его толкование;

8. посмотрите примеры употребления;

9. если слово многозначное, выберите то значение, которое подходит по контексту;

11. Подумайте, если предмет (явление), обозначенный этим словом, в современной действительности. Если есть, смотрите пункт 5, если нет, смотрите пункт 6.

12. Это архаизм.

13. Это историзм.

Схема 1. Языковая модель

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Какой?

Что бывает таким же?

Что делает?

Что (кто) делает так же?

На что похоже?

Чем отличается?

Схема 2. Родословное древо русского языка

Елена Шарипова
Сказка о звуках и буквах (для детей и родителей)

Сказка о звуках и буквах .

(для детей и родителей )

В некотором царстве, в некотором государстве был город Звукоград . В этом городе жили 33 волшебные буквы . У каждой буквы было своё имя , на которое она отзывались - звук , и только у двух букв не было имён – звуков . Но без них этот город существовать не смог. Это буквы Ъ и Ь знаки . Они были очень важны для Звукограда . Без твёрдого и мягкого знака многие слова имели бы совсем другой смысл. Или были не понятны для нас. Ъ знак разделяет звуки , не даёт им сливаться.

В этом городе было два королевства. В одном королевстве жили буквы , которые произносились легко плавно, их имена можно легко пропеть и жили они в красном королевстве, которое называлось «Гласные» . Королева гласных букв и звуков очень любила красный цвет и поэтому в этом королевстве одежда у всех жителей была красного цвета. Королевство это было не большое. В нём жило всего 10 жителей – А –Я, У-Ю, О –Ё, Ы –И, Э-Е. Во втором королевстве жили буквы , которые пропеть нельзя, скорее при их произношении произносятся шумы. В отличии от гласных им приходится пробирается через препятствия губы, зубы, а иногда и нос. «Согласными» их назвали потому, что они всегда произносятся рядом с гласными.

Однажды звуки все встретились на полянке. Они весело играли, а вечером когда их стали звать домой голоса стали сливаться. и многие звуки слышали себя в паре с другим звуком . Так появились в Звукограде слоги , а потом начали появляться слова. В этом королевстве у короля было две дочери Роза и Риза. Роза всегда ходила в синих нарядах, а Риза в зелёных. Король очень любил своих дочерей и разделил своё королевство на две части. Одну часть королевства он отдал Розе, а вторую часть Ризе. Дочери Роза и Риза очень часто ссорились из-за того, что у букв многие имена были похожи. Долго думал король, как же помирить сестёр, сделать так, чтоб сёстры перестали ссориться. Весть о ссоре двух сестёр разнеслась по всему королевству. Услышала об этом и волшебная Фея. Она предложила Ризе называть свои буквы так же мягко , как и звучит её имя и обозначать свои буквы своим любимым зелёным цветом. А Розе называть так же твёрдо как звучит первый звук имени Роза и обозначать свои буквы синим цветом . С тех пор сёстры больше никогда не ссорятся и построили для своих букв новый двухэтажный дом, в котором дружно жили Розины и Ризины буквы .

Так появился новый город, в котором, живут 33 буквы . Однажды Фея решила навестить этот город. Она заглянула к звукам первого этажа . Они любили носить шляпы и не услышали, как она к ним стучала. Фея обиделась на них и назвала их глухими. С тех пор появились глухие звуки П Ф К Т Ш С . На втором этаже жили весёлые буквы они услышали как пришла к ним Фея, поиграли с ней. Они очень понравились Феи и она подарила им каждому по звоночку и назвала их звонкими. С тех пор их называют звонкими Б В Г Д Ж З, Они произносятся звонко.

Буквы Ж , Ш, Ц спрятались от Феи на облачке. Фея долго звала их. С тех пор их произносят твёрдо, и обозначают - синим цветом. Буквы Ч ,Щ,Й гуляли на зелёной траве и Фея называла их мягко и предложила обозначать зелёным цветом. А ещё их буквы подружились с гласными. Гласные А, У, Ы,О, Э подружились с Розиными звуками . А гласные Я, Ю, И, Ё, Е с Ризиными звуками . Буквы , которые успели заселиться в двухэтажный домик, назвали парными. Звонкие живут на втором этаже, а глухие звуки живут на первом этаже. Звуки Й , Л, М, Н, Р для которых не хватило места в новом домике заселились в волшебные кубики. Буквы Щ ,Ч,Ц,Х подружились с лесными змеями с тех пор они всегда шипят и их прозвали шипящими звуками . В нашем Звукограде есть особенные гласные буквы Е , Ё, Ю, Я которые могут обозначать два звука , если они стоят в начале слова, после гласной или после Ь или Ъ знака.

Волшебной Фее понравился новый город, ведь играя со звуками , это города у неё появились различные слова, предложения и целые рассказы . Фея назвала этот город «Алфавит» . С тех пор и существует Алфавит, в котором живут 33 буквы . 10 гласных звуков , 21 согласные звуки и две буквы , не имеющие звуков .

В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями . Дошкольникам сказка поможет обобщить представления по данной теме, закрепить терминологию, благодаря сюжету, образным сравнениям и элементам шуточной этимологии.

При желании материал урока можно использовать частями (отдельно гласные и согласные звуки).

Урок проводится на фоне демонстрации презентации , в которую включено звуковое сопровождение и анимация.

Урок – сказка «Путешествие ёжика»

Тема – Гласные и согласные звуки.

Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках;
- закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий.

Оборудование: разрезная азбука, презентация, символы звуков.

1. Организационный момент

Логопед раздаёт детям буквы (по 3 штуки: 1гласн., 1 звонкий согл., 1 глухой согласный) и спрашивает:

Что это? (Дети: — Это буквы)

Логопед: А это что? Послушайте: а, о, м, с, и, г»? (Дети: — Это звуки)

Прочитайте свои буквы – назовите звуки. (Дети называют свои буквы)

Логопед: — Найдите к каждой букве свой символ. (Дети кладут под гласной буквой красный символ, под звонкой согласной — синий с колокольчиком, под глухой – синий символ без колокольчика)

2. Объявление темы занятия.

Сегодня я расскажу вам сказку о том, как ёжик познакомился со звуками в своём лесу. Вы уже знаете много звуков, поэтому будете мне помогать.

3. Сказка.

(Слайд 2) В одном лесу жил ёжик. Он очень любил гулять по лесу. Однажды он шёл долго–долго и увидел красный домик.

(Слайд 3) В домике кто-то пел. Ёжик услышал песенку. (Слайд 3 — звук)

Какие чудесные звуки! Как поют!– подумал ёжик и тихонько постучал в дверь.

Дверь открылась и его встретили звуковички в красных платьях. (Слайд 4-с анимацией)

Здравствуй, — сказали они, — кто ты?

А мы звуки.

Как же вас зовут?

(По артикуляции гласных, изображённых символически на слайде, дети определяют звуки. Каждый ребёнок должен назвать свой звук, соответствующий букве, которая у него есть. Ребёнок называет звук, показывает букву, после этого на слайде появляется данная буква. Модель ответа детей: «Меня зовут А»)

Очень приятно познакомиться! – сказал Ёжик.

А фамилия у нас у всех одна»,- сказали звуки.

Да? — удивился ёжик,- Какая же у вас фамилия?

Все мы — ….?» (Дети отвечают «Гласные!»)

Спасибо вам, гласные, за песенку! Вы так хорошо поёте! Можно, я еще к вам приду?

Будем очень рады!

3. И пошёл ёжик дальше. Вдруг видит – стоит синий домик.(Слайд 5) Остановился ёжик, стал слушать. Но песенку не услышал. Зато в домике кто-то рычал (как? – Дети определяют 1-й звук в слове «рычал») шипел (как?…), жужжал (как?), фыркал (как?..), пыхтел (как?..), ворчал (как?..), бурчал (как?..), хрипел (как?..) , мычал (как?..) и т.д.

(На слайде 5 есть возможность продемонстрировать разные звуки щелчком по изображениям динамика)

Вдруг дверь открылась и ёжик услышал:

Привет! Ты кто?

Я – обыкновенный ёж, зовут меня Ёжик, а фамилия моя – Лесной. А вы кто?

Мы звуки.

Ой, как много звуков в нашем лесу! Я вас всех и не запомню сразу!

Это ничего! Запомни наши фамилии.

И тут же все звуки разбежались в разные стороны и построились в две колонны. Только теперь Ёжик заметил, что у одних (они стали слева) на шее висели колокольчики, а у других (они стали справа) колокольчиков не было.

Звуки с колокольчиками хором сказали:

Наша фамилия … (Дети: — Звонкие!)

Звуки без колокольчиков тоже сказали хором, но очень тихо:

Наша фамилия … (Дети: — Глухие!)

А зовут нас…

И тут поднялся страшный шум, потому, что они все вместе назвали свои имена. (Дети хором произносят по согласному звуку)

Всё! Всё! Тихо! – закричал ёжик. Но звуки шумели. Тогда ёжик закричал: «Тихо! Я что-то придумал!». Звуки замолчали, а потом спросили хором:

Вам нужна еще одна фамилия, чтобы сразу было понятно, что вы все умеете шуметь! Вы согласны?

Да! ДА! — закричали звуки. - Мы согласны!

И так они кричали долго-долго: «Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны! Мы согласны!»…

СТОП!- Крикнул Ёжик. Если вы согласны, значит – вы СОГЛАСНЫЕ!

Ура!!! Мы согласные! Мы согласные! Мы согласные!

Вы будете ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому чтоу вас громкий голос, а вы – ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ, потому что у вас нет голоса.

Какая длинная фамилия получилась! – сказал один из звуков.

Вам не нравится?

Нравится! Нравится! Мы согласные! Мы согласные!

Ой-ой-ой! — закричал Ёжик, — Как же вы шумите! Пойду-ка я в другой домик. Там живут другие звуки – Гласные. Они песни поют, а вы только шумите!

А мы тоже хотим петь, но не умеем,- сказали согласные грустно. Может, ты что-нибудь придумаешь?

Я придумал! Вам надо подружиться с гласными и петь вместе.

Но как? Мы же не умеем петь!

И не надо. Вы будете помогать – произносить свои звуки, а гласные будут петь свои. Вместе получатся слоги и слова. А слоги и слова можно и произносить, и петь, и даже читать. Пойдёмте к гласным в гости! Они будут рады!

И они пошли. По дороге Ёжик учил имена звуков и старался запомнить, кто же из них звонкий, а кто глухой.

А вы, ребята, помните?

(Слайд 6 — с анимацией)

Дети классифицируют согласные, представленные на слайде, а Логопед управляет презентацией: после каждого ответа Логопед делает щелчок мышкой, и буква «отправляется» в нужную колонку, что позволяет детям проверить правильность своих ответов)

(Слайд 7 — со звуком)

Логопед: — Давайте послушаем, какие песенки получились у согласного С с гласными звуками.

… Давайте выучим эту песенку.

Примечания. В зависимости от возраста учащихся, данный материал может использоваться с разной целью и на разных этапах работы. Так, детям школьного возраста можно предложить эту сказку на этапе знакомства с понятиями гласный, согласный звук, глухой, звонкий уже на первых занятиях.

Соответственно, следующим этапом может быть чтение слов, синтез слогов и слов и др.

Пядышева Эльвира Владиславовна,
учитель-логопед,
Центр образования № 1429, г. Москва

Про девочку Эмму.

Жила-была девочка Эмма. Училась она во втором классе. Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Эмма получила двойку.

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Эмма споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущенно кричали:

Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в

И Эмма разучилась писать своё имя…

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Эмма, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

Почему ты плачешь? – спросила её учительница.

Я не знаю, как пишется моё имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала:

Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.

Девочка обрадовалась, последовала совету учительницы и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, масса, грамм, конный, жужжать, суббота, хоккей, программа, коллекция, искусство, дрожжи, перрон, пассажир, грипп, поссориться, русский.

Спор согласных.

В Звукобуквограде жили звонкие и глухие согласные. Однажды между ними произошёл удивительный спор.

В таких словах, как гриб, зуб, мороз, глаз, город, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука, - твердили звонкие согласные.

Нет, неправда, - говорили глухие и не унимались, потому что им хотелось взять власть в свои руки. – Попробуйте доказать, что в словах огород, дуб, зуб, колхоз, обед нужно писать букву звонкого согласного звука на конце, а не глухую.

Звонкие приуныли. Ведь они не знали самое главное правило.

Гласные поссорились.

Однажды гласные буквы гуляли по лесу и так рассорились, что даже птицы разлетелись, звери разбежались – всем стало стыдно за них, противно слушать, как они ругаются.

А с чего это они вдруг поссорились? Дело в том, что когда гласные без ударения, то каждая хочет занять место другой.

К счастью, есть волшебник Ударение. Стоит ему сделать гласную ударной, как она сразу ясно слышится. Об этом узнали дети и очень хотели подружиться с волшебником, чтобы уметь правильно и грамотно писать слова.

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной!

Сказка про шипящие.

Жили-были шипящие согласные Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку жили гласные А, У, Ю, Я, И,Ы Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их найдут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уж многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело уже было вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе!

Буква-хвастунишка.

Как-то гласные буквы стали спорить, кто из них важнее.

А это я! – кричала буква А. – Я первая стою в азбуке!

Я! Я! Я! – надрывалась буква Я. – Я – так говорит о себе каждый человек!

А ещё одна гласная буква улыбнулась и промолвила:

О чём вы говорите? Какие же вы главные? Если на вас не будет падать ударение, вас будет еле слышно! Во всём алфавите главная я, потому что всегда ударная! (ё).

Про йотированные гласные.

Однажды в кабинет главного врача в Звукобуквограде вошли буквы Е, Ё, Ю, Я. Они прежде никогда не болели и были напуганы тем, что с ними происходило.

Что с вами? - спросил врач.

Мы недомогаем. Что-то появилось у нас внутри.

Нужен рентген, - сказал врач.

Сказано – сделано. Сделали рентген, посмотрел врач на снимок, а там…

У вас же внутри ЙОТ! И краткое, по-другому.

Это опасно? – забеспокоились буквы.

Нет конечно. Это случается иногда. Просто ЙОТ играет с вами в прятки. Он невидимка и любит всех подурачить.

Какое же лекарство вы нам посоветуете? – спросили буквы.

Как можно чаще делайте фонетический разбор слов, с которыми вы работаете.

А у себя в блокноте записал: Е, Ё, Ю, Я – ЙОТированные.

Собрались вместе буквы Е, Ё, Ю, Я, посоветовались и решили быть всегда начеку, если вставали:

· В начале слова

· После гласной

· После разделительных Ь и Ъ.

Фокусник.

Живет в стране Грамматике известный фокусник. Зовут его Мягкий знак. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол ел превращается в существительное ель , а консервная банка - в тёплую баньку. Расхвастался Мягкий знак: я, дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Если мы захотим, то лук превратиться в люк , мышка в мишку , а рад – в ряд » Замолчал Мягкий знак, задумался.

Просьбы Мягкого знака.

Мягкий знак дружит с разными буквами. В словах коньки, деньки, пеньки – с Я, в словах капельки, петельки, угольки – с Л. А вот с К почему-то нет.

К встаёт только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после неё, но К не разрешает. Ну не разрешает, значит, так тому и быть. А потом в конце концов примирился с этим. «Мне даже очень хорошо стоять между буквами – Л и К. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне веселей будет!

Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово на строке не помещается. Что делать? Девочка разделила слово на слоги у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой К. Стал просить: «Не разлучай с К, пожалуйста!» А как по другому?

- У-гольки, - попросил Мягкий знак.

Так нельзя. Не могу. У нас правила строгие, не разрешают.

Тогда угольк-и - снова просит Мягкий знак.

Так нельзя. Не по правилам.

Тогда угол-ьки.

Что ты, что ты разве так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса.

Так и пришлось Мягкому знаку расстаться со своей подружкой.

Глагол и его друзья. (3 класс).

Жил-был глагол. Однажды он решил, что каждый обязательно должен приносить какую-нибудь пользу людям. Он пошёл по белу свету счастья искать. Идёт, видит - сидит на камушке Существительное и плачет. А плачет оттого, что пользы никакой не приносит. Пригласил Глагол с собой Существительное счастье искать. Добрые люди сказали, что счастье и богатство лишь в труде.

Шли они, шли и встретили Прилагательное, грустное, тихое, молчаливое, которому так же одиноко. Пригласили с собой. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в сказочной стране Грамматике.

Жители страны встретили друзей дружелюбно и предложили жить вместе. В этой стране все трудились, скучать было некогда. Друзья с радостью согласились остаться и работать в предложении, как другие. Улыбка не сходила с их лиц, потому что они приносили пользу. А что может быть прекраснее – приносить пользу другим!

Фавзана Аюпова

Трудные для себя понятия и знания ребёнок усваивает легко и хорошо, если они преподносятся на доступном ему языке.

Таким языком для ребёнка является сказка. Понятия «звук» и «буква» абстрактные, дети часто путают эти понятия. Чтобы дети понимали и различали эти понятия, чтобы научились дифференцировать понятия «звук» и «буква», я изготовила

пособие «Живые звуки и буквы».

Цель пособия

1. познакомить детей с гласными звуками,

2. формировать понятие «гласный звук»,

3. развивать слуховое внимание,

4. развивать фонематический слух.

5. познакомить детей с гласными буквами (закрепить зрительные образы гласных букв);

6. учить детей различать и дифференцировать понятия «звук» и «буква».

Знакомя детей с гласными буквами, рассказываю детям такую сказку. (Идею позаимствовала из журнала «Обруч»)

Сказка о звуках и буквах.

Каких только стран не бывает на свете! Страна Улыбок и Загадок, Солнечных Зайчиков и Весёлых мальчиков! А в нашей стране, у подножия вершин Грамоты живут беспокойные жители Гласные звуки. Они все разные, у каждого звука свой характер: А – радостный и весёлый, У – сердитый, О – очень любит всему удивляться, И – улыбчивый и добрый, Э – любит рассуждать и медлительный, ы – самый упрямый. (Произнеся эти звуки, фиксировала внимание детей на положении губ. Вместе с детьми решили обозначать эти "волшебные "звуки следующими значками: звук "А" (широко открытый рот) - квадрат, звук "О" - круг, звук "У" - маленький круг - трубочка, звук "Э"- овал, звук "ы" - прямоугольник, звук "И" - половинка овала.


И – И - И, О – Ы, А – Э - У!


Но однажды звуки задумались.

У всех есть дома, а у нас нет, нам негде жить – сказали гласные звуки.

Белки живут в дупле, - сказал звук «А».

У медведя есть берлога, - говорит звук «И»

Люди живут в квартирах и домах. Одни мы без постоянного места жительства,– подхватили звуки «Э» и «ы».

Думали, думали и решили себе строить жилье. Звуки «А» и «И» нашли по три палочки.

«А» построил себе шалаш с перекладиной. «И» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался доволен.


Звук «У» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Звук «О» нашёл старое колесо и остался жить в нём. Звук «Э» нашёл треснувший ободок от колеса, пристроил внутри палочку. Домик появился и у него.

Довольные звуки долго радовались, что и у них появились дома и стали называть свои дома буквами. Люди смотрят на эти дома и знают, что в букве – домике «А» живёт звук «А», в букве «У» живёт житель – звук «У» и т. д.


Такая сказка и наглядный образ звуков и букв помогают детям различать непростые для дошкольников понятия "звук" и "буква".

Похожие публикации