Энциклопедия пожаробезопасности

Савва сторожевский житие в чем помогает. Преподобный савва, игумен сторожевский, звенигородский чудотворец. Создание новой обители

Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к и принял от него пострижение. В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностию боролся со страстями и упражнялся в добродетелях.

Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростию превосходил многих мнящих быть мудрыми – прежде всех входил в церковь и после всех из нея исходил, такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога. За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители.

Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.
После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистыя Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.
Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.
И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения.

В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего великого князя, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святый старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: “Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество”.

Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.
Достигнув преклонных лет, святый Савва впал в болезнь, и созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руце Божии в 3-й день декабря месяца.
Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовию собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честию похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 16 декабря.
Первое обретение святых мощей состоялось 1 февраля 1652 года.
Второе обретение – 23 августа 1998 года.
30 июля отмечается перенесение мощей преп. Саввы под вновь сооруженную сень, состоявшееся в 1887 году.

Преподобный Савва Сторожевский возлюбил Христа с малых лет. Постриг он принимал от преподобного Сергия Радонежского .

Уже будучи иноком, Савва с особенным рвением боролся с соблазнами и в добродетелях старался быть первым, зная о небесных благах уготованных Господом угодникам Его. Инок Савва для всех выглядел простым и не образованным, но мудростью был выше многих считавших себя мудрыми, - первым в церковь входил и последним выходил из нее, - таково было его умиление, что не мог он сдерживаться от рыдания во время службы божественной. Отцы видя такое умиление удивлялись и славили Господню благодетель.

Благодаря высокой духовной опытности Савва снискал большое уважение окружающих. В скором времени его назначили духовником братии. Дополнительно, он иногда исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в своих добродетелях, игумен Савва стяжал себе уважение князей и известность по всей земле Русской. Боголюбивый князь Георгий (в миру Юрий) Дмитриевич приехал в монастырь преподобного Сергия к блаженному Савве и уговорил его образовать в своейвотчине на подобающем для того месте собственную обитель. Таким образом Савва покинул обитель преподобного Сергия и переселился в пустынное месте на возвышенности. Место это находилось в верховьях Москвы-реки, рядом с городом Звенигород и называлось Сторожи. Именно на этом месте преподобный и решил организовать обитель свою. Жил святой Савва в полном безмолвии и отдалении от всех, стойко перенося все капризы природы в одиночку с Господом в сердце и молитвой на устах. Как водится молва о подвигах святого жития его быстро распространилась по округе и потянулись к святому иноки и миряне со всех окраин. Желание у них было лишь одно, чтобы руководил преподобный Савва жизнью их духовной. Всех, кто приходил преподобный встречал с любовью, был примером смирения и трудолюбия. Савва сам носил воду с реки, поднимаясь в высокую гору и исполняя прочие труды по хозяйству. Такими поступками он хотел приучить к труду братию, чтоб не теряли они дней отпущенных на земле в праздности, которая есть мать всех пороков.

Позднее, князь Георгий Дмитриевич, предложивший преподобному Савве саму идею создания обители выделил ему средства на воздвижение храма. И был построен храм, освещенный во славу Рождества Пречистой Богоматери. Стала процветать обитель великая, направленная на спасение души всякого в ней пребывающего. Добрый пастырь был Савва в этой обители для паствы Христовой. И взойдя на духовную пажить , утвердился он в добродетелях великих.

Вся жизнь святого просияла добродетелями, так что Богу угодно было во время земной жизни Саввы наградить его даром провидения. Князь Георгий Дмитриевич в 1399 году должен отправиться на войну супротив булгар. До выступления в путь посетил он монастырь преподобного Саввы и испросил благословения его. Старец, прочитав молитву благословил его крестом, и предсказал: «Иди, смело, благоверный князь, и прибудет с тобой Господь, помогая тебе! Всех недругов своих победишь и по волии Христовой здоровым в свое Отечество вернешься».

Взяв позднее командование над великокняжескими полками, Георгий благословенный старцем выступил на неприятеля. Три долгих месяца вел он сражения и из всех битв вышел победителем. Вернувшись домой первым делом Георгий поспешил в святое пристанище преподобного старца и вознес благодарение Богу, даровавшего победу ему по молитвам святого отца обители Сторожевской.

Дожив до седин, святой Савва Строжевский тяжело заболел и, собрав всю братию, довольно учил их в Писаниях Божественных, напоминая о важности хранить чистоту телесную и молиться неустанно. Далее преподобный старец, назначил в игумены своего ученика, наказав всем быть у него в повиновении и послушании. Преподав мир всем и прощальное целование, старец Савва, святой Богоугодник в добром исповедании отдал свою чистую душу в руки Господа в третий день от начала зимы.

Новость о преставлении преподобного мгновенно облетела все окрестности. Абсолютно все православные жители Звенигорода с любовью великой собрались на проводы в последний путь святого угодника, на руках неся больных и увечных. Проведя надгробное пение, с почестями упокоили Савву Сторожевского в храме Рождества Пресвятой Богородицы, созданным им при жизни.

Мощи преподобного Саввы даже в наши дни являют чудодейственные исцеления каждому, кто с верой придет поклониться им, во славу Господа нашего Иисуса Христа, через угодников Своих творящего дела свои, а по преставлении - чудеса свои.
Празднование Савве Сторожевскому, как святому установлено было на Московском Соборе в 1547 году и проводится 3.12/16.12. Первое обретение святых мощей состоялось 16.01/01.02 1652. Второе обретение 23.08.1998. 17.07/30.07 отмечается перенос мощей преподобного под новую сень , произошедший в 1847 году.

Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 16 декабря.

30 июля отмечается перенесение мощей преп. Саввы под вновь сооруженную сень,

состоявшееся в 1887 году.

Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к и принял от него пострижение. В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностию боролся со страстями и упражнялся в добродетелях.

Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростию превосходил многих мнящих быть мудрыми – прежде всех входил в церковь и после всех из нея исходил, такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога. За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители.


Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.

После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистыя Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.

Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.


И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения.

В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего великого князя, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святый старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».


Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.

Достигнув преклонных лет, святый Савва впал в болезнь, и созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руце Божии в 3-й день декабря месяца.

Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовию собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честию похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь



Воспоминание явления преподобного Саввы

в Отечественной войне 1812 года

Это произошло в 1812 году, во время Отечественной войны с французами. Во время движения вражеских войск к Москве, принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, с 24-тысячным отрядом подошел к Звенигороду. 12 сентября на подступах к городу русский отряд казаков под командованием Ф. Ф. Винценгероде вступил в сражение с многократно превосходившими силами неприятеля. Шестичасовой бой происходил в непосредственной близости от стен Саввина Сторожевского монастыря. Враг был вынужден приостановить свое движение, и только вечером Богарне вместе со своим штабом вступил в монастырь. Французы заняли комнаты в Сторожевской обители, рассеялись по монастырю и начали грабить обитель. Но сам преподобный своим явлением устрашил и вразумил дерзких грабителей. Случилось это так. Когда вечером принц Евгений, не раздеваясь, лёг и уснул, вот, наяву или во сне – он сам не знал того – увидел, что в комнату входит какой-то благообразный старец в чёрной длинной монашеской одежде и подходит к нему так близко, что было возможно при лунном свете рассмотреть черты его лица и грозный его взгляд. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в своё отечество целым и невредимым». Устрашённый видением, принц отдал утром приказ, чтобы основные силы его отряда не заходили в монастырь, а сам вошёл в соборную церковь и при гробе преподобного Саввы увидел образ того, кто являлся ему ночью, и, узнав, чей это образ, с благоговением поклонился мощам преподобного и записал о случившемся в своей книжке. Потом принц велел запереть соборный храм, запечатал его своею печатью и приставил к дверям храма стражу из тридцати человек.

Согласно предсказанию преподобного Саввы, принц Евгений, в отличие от всех остальных главных военачальников Наполеона, остался цел и нигде в сражениях после того не был даже ранен.


Но на этом история не закончилась. Она имеет своё не менее удивительное продолжение в наше время. Весной 1995 года в Звенигородский музей (тогда об открытии монастыря ещё речи не было) приехала монахиня одного из православных французских монастырей Елисавета – представительница рода Богарне. Тогда матушке было уже более 70 лет. Она рассказала, что в роду герцогов Лихтенбергских (потомков сына принца Евгения Богарне – Максимилиана) существует семейное предание о том, что преподобный Савва не только предсказал Евгению Богарне возвращение невредимым из России, но добавил ещё одну фразу, о которой не сказано ни в одном издании. Он сказал: «Твои потомки вернутся в Россию». И это пророчество исполнилось. В 1839 году в Россию, на праздник, посвящённый годовщине Бородинской битвы, приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан, герцог Лихтенбергский. От него в России и узнали историю, произошедшую с принцем Евгением Богарне в Саввином Сторожевском монастыре в далёком уже 1812 году. Герцог Максимилиан, вместе с Императорской семьёй посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему умирающему отцу. В том же году он сделал предложение Великой Княжне Марии Николаевне, любимой дочери Государя Николая I. После получения Высочайшего согласия на брак герцог принял Православие, и после свадьбы молодожёны поселились в Санкт-Петербурге, где на Невском проспекте и сейчас можно видеть дворец герцогов Лихтенбергских. Потомки Максимилиана жили там до революции. Летом 1917 года семья герцогов Лихтенбергских уехала во Францию к родственникам, взяв с собой ценные вещи и бумаги, продав земли и часть недвижимости. Октябрьский переворот застал их в Париже. Лихтенбергские живут во Франции почти весь ХХ век, но, по словам матушки Елисаветы, практически все они – православные, и носят русские имена. А преподобного Савву почитают, как своего небесного покровителя.

Есть версия, что, уже находясь на смертном одре, вице-король Италийский Евгений Богарне был крещён по православному обряду с именем Евгений. И уже абсолютно исторический факт – вскоре после наполеоновских войн недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. Савва Сторожевский – один из немногих (если не единственный) из русских святых, известных и почитаемых во Франции в XIX веке, причём не только жившими в Париже русскими, но и французами.

«Всем грешным прибежище»

Эти слова означают, что, по слову Господа (Ин. 6, 37), никого из приходящих к нему преподобный Савва не отвергал: но любой человек, независимо от возраста и состояния, осознающий себя согрешившим перед Богом, мог рассчитывать на сострадательное внимание святого игумена. Всему научился преподобный Савва у своего наставника, преподобного Сергия Радонежского, а в одном превзошел его: сам Сергий поставил Савву духовником братии, сам исповедовался у него.

Благодать совершения Таинств, и в том числе Таинства Исповеди, есть у каждого священника. Но не ко всем одинаково стремится народ, не у всех спрашивают совета в сложных жизненных ситуациях, когда потребна глубокая мудрость.

Преподобные Сергий и Савва обладали не только мудростью, приходящей с опытом, но и даром прозорливости от Бога. Им были открыты глубины душ человеческих. Успокоить, утешить грешника, обещать ему прощение – великое дело. Но ошибочно видеть в этом потакание греху, как некоторые говорят: «У православных легкая жизнь: согрешил – покаялся». Не таков был дух Преподобного. Он знал, что «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6, 36), но произвольное коснение в грехе не могло найти у него оправдания.

«Домострой» – религиозный текст, по которому жили русские люди в век прославления преподобного Саввы, – указывает необходимые условия для спасения человека в Судный день Христов: «Кто не по-Божьи живет, не по-христиански, чинит всякую неправду, насилие и обиду… или нечестно судит, или неправедно производит розыск, или ложносвидетельствует… всякие непотребные дела творит: блуд, распутство, сквернословие, срамословие… точно будут все в аду и прокляты будут на земле, ибо за все грешные дела хозяин такой Богом проклят, и обиженные им вопиют к Богу. И своей душе погибель, и дому запустение… и милостыню их от неправедного богатства не приемлет Бог ни при жизни их, ни после смерти. Если хочешь от вечной муки избавиться, отдай неправдой захваченное обиженному и впредь обещай не поступать так».

Много было ктиторов и жертвователей у Саввино-Сторожевского монастыря, много имен поминали монахи в своих синодиках. Но только тех из них поминал и прозорливец Савва своими устами, кто имел «желание каятися», по слову молитвы. Такой человек, если еще и не мог отстать от прежних дел, то всей душой желал этого и томился, и не оправдывал себя ни в чем. Такому человеку был святой Савва «прибежищем», будь он царь или простолюдин.

Благодаря этой всеохватности своей любви был назван Звенигородский игумен «всея России Чудотворцем». За то, что он не чуждался власть имущих, общение с которыми всегда является испытанием как для смирения монаха, так и для его твердости, а при этом оставался простым русским мужиком, таскавшим дрова и воду на перетруженных плечах.

«Всея России Чудотворец», преподобный Савва во время своего прославления, в грозный XVI век уже стал символом единения Руси. Хотя народ церковный чтил Савву всегда, его имя периодически выпадало из памяти общественной: между временем князя Юрия и царя Ивана, между правлениями царя Феодора и царя Алексия, после 1917 года и до наших дней. Но это имя всегда чудно возрождалось, как весеннее солнце является после зимы.

«Единение» на церковно-славянском языке значит «собор». Собор как православный храм есть символ единения. Символами монолитного единства в духе стали Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря и Троицкий собор Сергиевой Лавры. Как икона духовного единства народа «от мала до велика» был построен Покровский собор на Красной площади в Москве. Как памятник ратного единения русских людей в войну 1812 года возведен на народные деньги храм Христа Спасителя. История готовит новые испытания действительного единства нашей страны, и если цели людей не укоренены в вечности, связи между ними едва ли окажутся достаточно крепкими.

Памятник преподобному Савве открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

Акафист преподобному отцу нашему Савве игумену Сторожевскому Звенигородскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный от Воеводы и Господа воинств небесных, преподобне отче наш Савво, силою Креста Господня победивый напасти, яже от диавола, мира и плоти, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких искушений, бед и наветов вражиих молитвами твоими сохраняй нас, похвальная с любовию тебе воспевающих:

Икос 1

Ангел во плоти явился еси на земли, преподобне Савво, от юности бо возлюбив Бога, равноангельному поревновал еси житию учителя твоего, преблаженнаго Сергия и послужив Господеви в правде и преподобии во вся дни живота своего, по исходе нетлением телесе сияеши. Вси убо благоговейно чтуще тя, воспеваем сице:

Радуйся, истинный святаго учителя твоего ревнителю;

Радуйся, земный Ангеле и небесный человече.

Радуйся, верный слуго Господень;

Радуйся, усердный чистоты и воздержания хранителю.

Радуйся, зерцало веры благочестивыя;

Радуйся, образе кротости духовныя

Радуйся, пустынно жителей красото;

Радуйся, иноков наставниче.

Радуйся, многим ко спасению путеводителю;

Радуйся, скорый помощниче притекающим к тебе с верою.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 2

Видя, яко в мире сем всяческая суета и тление, потщался еси тесным и прискорбным путем течение жизни сея совершити; вселився во обители преподобнаго Сергия, и от него прияв ангельский образ, поревновал еси богомудрому его смирению и трудолюбию, и купно с ним день и нощь воспевал еси Спасителю, всех Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум и сердце покорив Христу Спасителю, глаголющу: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет», – невозвратно отвратил еси лице свое от мира сего, яко от Вавилона греховнаго, и презрев вся красная и благая его, водворился еси в пустыни, чая Бога, спасающаго воителей Своих. Ныне же предстоиши Престолу Божию, наслаждаяся небесных благ, и велие дерзновение имея ко Господу, не забуди нас, к раце мощей твоих усердно притекающих и восхваляющих тя:

Радуйся, житейских сует и мирских соблазнов избежавый;

Радуйся, иноческое безстрастие и безмолвие стяжавый.

Радуйся, вся благая земли, Небеснаго ради Царствия, за уметы вменивый;

Радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый.

Радуйся, возненавидевый мира сего греховную сладость;

Радуйся. восприемый обетование непрестающия жизни.

Радуйся, облеченный славою Небеснаго Царствия;

Радуйся, сокровище некрадомое и нетленное обретый.

Радуйся, о Церкви Христовой, на земли воинствующей, молитвенниче небесный;

Радуйся, о всех верных, на поклонение к тебе притекающих, предстателю.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 3

Силою, излиянною на тя свыше, возшед на высоту добродетелей, постом и бдением, молитвами и целомудрием, яко многоценным венцем благоустроения иноческаго, повсюду просиял еси: сего ради вси велика и преславна тя почитаху. Ты же, бегая славы от человек, пребывал еси яко един от простых, труждаяся паче всех и поя хвалу единому, в Троице славимому Богу: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй душу смиренномудрия исполнену, аще и устрашаяся бремене начальства, обаче не преслушав воли Божия, приял еси порученное тебе стадо Христово и добре в пасении его пребыл еси. Ныне же, выну предстоя Престолу Божию, благоспоспешествуй молитвами твоими всем, взывающим к тебе:

Радуйся, безпрекословный воли учителя твоего исполнителю;

Радуйся добрый стада Христова наставниче.

Радуйся, возлюбленный паче многих избранником Божиим Сергием, от него же не утаися святыня твоя;

Радуйся, благовонный крине вертограда церковнаго.

Радуйся, светлый сосуде Божественныя благодати;

Радуйся, светильниче, не скрывыйся под спудом, но на свещнице поставленный.

Радуйся, честное Святаго Духа селение;

Радуйся, преподобных светлое украшение.

Радуйся, иноков в подвизех постнических укрепляяй;

Радуйся, заблуждшим путь спасения показуяй.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 4

Бурю страстей и искушений вражиих, препобеждая постом, бдением и молитвами, утолил еси до конца. Ныне убо причащаяся славы небесныя со всеми святыми, предстоиши Царю славы и поеши купно с ними: Аллилуия.

Икос 4

Слышаще ближнии и дальнии богоугодное твое житие, стекахуся от окрестных стран к тебе, пользы ради: ты же всех любезно приемля, согревал еси сердца их Божественною любовию. К тебе убо и мы припадающе, молим: настви ны, яко отец чада своя, на стези спасения; и не забуди взывающих к тебе:

Радуйся, всем прибегающим к тебе наставниче предобный;

Радуйся, ищущим успокоения совести собеседниче претихий.

Радуйся, унывающих душ утешителю пресладкий;

Радуйся, кающихся со умилением ходатаю преусердный.

Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий;

Радуйся, беззаконных обличителю незлобивый.

Радуйся, к воздержанию и целомудрию путеводителю неослабный;

Радуйся, борющимся со страстьми помощниче неутомимый.

Радуйся, праваго пути веры и благочестия уазателю неложный;

Радуйся, молящимся тебе от гнева Божия защитниче неотступный.

Радуйся отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, преподобне отче Савво, от мрака греховнаго хотящим прейти к Солнцу правды, ясно путь показующая. Темже молим тя: просвети и наша сердца, страстьми житейскими омраченная, и способствуй нам достойно воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видя благоверный князь Георгий смиренномудрие твое, яко уклонился еси от начальствнныя власти во обители учителя твоего, устремляяся к пустынному безмолвию, той умоли тя, да вселишися на горах, глаголаемых Сторожи, Ты же, изволяя благое послушание явити благому желаию и обитель иноческую зде составили хотя, рекл еси со Пророком: «Се покой мой, зде веселюся, яко изволих». И скоро на месте сем храм Пресвятыя Богородицы создася, В немже ныне нетлением мощей твоих блаоухаеши и немолчно ко Господу вопиеши о возглашающих к тебе сицевая:

Радуйся, горлице пустыннолюбная и добровидная.

Радуйся, пустыни доброе прозябение,

Радуйся, цвете присноцветущий;

Радуйся, смиренномудрием и всякими добродетельми страну сию облагоухавший.

Радуйся, благополезно и мудро прошение князя совершивый;

Радуйся, церковь прекрасну зде во славу Рождества Богородицы соорудивый.

Радуйся, пустыню во обитель иночества претворивый;

Радуйся, стаду твоему верный наставниче.

Радуйся, всем притекающим к тебе мир и благословение от Господа молитвами твоими низводящий;

Радуйся, о всех градех и весех российских молитвенниче неусыпающий.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 6

Проповеди Евангельския послушав: «Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся», – упразднил еси сердце твое от житейских забот, питаяся былием пустынным и малоценныя ризы нося. Сего ради нетления одеждою одеялся еси по преставлении твоем, юже от Христа Бога получити и нам испроси, вопиющим Ему: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси, яко Богосветлое светило, во стране Рссийстей, всеблаженне отче Савво, озаряя нас лучами добродетелей и чудес твоих, темже вопием ти:

Радуйся, дарованиями Святаго Духа сияющий члене Церкве Христовы;

Радуйся, преизобилующий истинным к Богу умилением.

Радуйся, подражателю преподобных в совершенном терпении;

Радуйся, подвигов иноческих ревнителю.

Радуся, страсти греховныя, силою благодати, себе умертвивый;

Радуйся, нищеты и нестяжания образе.

Радуйся, светлое святыни зерцало;

Радуйся, всех добродетелей рачителю.

Радуйся, немощных целебниче;

Радуйся, жезле, падающих подкрепляющий.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 7

Хотящу благоверному князю Герогию воинстовати на супостаты, благословение преподал еси, отче, на одоление, глаголя пророчески: «Изыди, благоверный княже! Господь ти поможет, и врагов твоих одолееши, и благодатию Божиею здрав возвратишися в отечество твое!», – еже и бысть по глаголу твоему. Он убо, возвратився от брани с победою и славою, и многими дарми снабдевая обитель твою, воспеваше благодарственно дивному во святых Своих Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новый подражатель древних ратоборцев на страсти плотския явился еси, отче Савво: от юности бо ум твой вперив к Богу, яко столп веры непоколебимый, даже до старости маститыя пребыл еси в распинании плоти своея со страстьми и похотьми. Сего ради не можаху силы бесовския запинати ногама твоима, ниже успеваху устрашати тя издалеча, от ихже наветов и напастей соблюди неврежденных и нас, торжественно воспевающих тебе:

Радуйся, лику древних постников сопричтенный;

Радуйся, всенощными молитвами и бдением всю прелесть бесовскую посрамивый.

Радуйся, чистоты и воздержания хранителю;

Радуйся, страстей душевных и телесных победителю.

Радуйся, воине Христов неустрашимый;

Радуйся, обдержимым бесовскою силою надежный врачу.

Радуйся, надменных мудрованием плоти к покорению глаголам Божиим приводяй;

Радуйся, всем напаствуемым от духа льсти духовное зрение и трезвение подаваяй.

Радуйся, духа вражды и любоначалия от притекающих к тебе прогоняяй;

Радуйся, яко ходатайством твоим даров Святаго Духа, в воинствовании Христовом укрепляющих, сподобляемся.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 8

Странное чудо сотворил еси, предивный отче Савво, егда нечестивии хотяху расхитити достояние церкви твоея. Они, яко татие, устремляхуся оконцем, еже бе у гроба твоего: зде же велия гора, показася им, на нюже взыти несть мощно. Со студом убо возвращшеся отсюду, последи же раскаявшеся, с воплем и слезами, грех свой исповедаша пред всеми, и скоро путь неправды оставльше, в покаянии прочее пожиша, с верою вопиюще Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в дусе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со пророком, глаголющим: «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь». Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе:

Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый;

Радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый.

Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый;

Радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче.

Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный;

Радуйся, за глубокое смирение твое от Христа, Сына Божия, венцем нетления увенчанный.

Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный;

Радуйся, пречестная обитель Троицы.

Радуйся, Божия Матере служителю верный и неусыпаяй;

Радуйся, в храме Ея горе возносивыйся духом, и ныне телом паки пребываяй.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 9

Всякие беды и скорби избави нас, преподобие отче Савво, твоими теплыми к Богу молитвами, и испроси нам вся ко временной и вечной жизни потребная, да сподобимся горняго. Иерусалима достигнути и купно с тобою воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 9

Витии многовещаннии недоумеют достойно восхвалити тя, богомудре Савво: кто бо доволен разумети вся борения твоя с миродержители тьмы века сего? Или кто изочтет труды, болезни и подвиги твоя, в нихже пустыннолюбное житие совершал еси? Обаче мы, любовию твоею побеждаеми, благодарне тебе зовем:

Радуйся, закона Божия исполнителю всеусердный;

Радуйся, чистотою и целомудрием многоценнаго бисера честнейший.

Радуйся, в терпении и борении противу плоти адаманта твердейший;

Радуйся, смиренномудрием и кротостию паче славных земли прославленый.

Радуйся, борющимся со страстьми и похотьми помощниче непобедимый;

Радуйся, в трудех, бдении и воздержании великим постником подражателю ревностнейший.

Радуйся, в духовной мудрости наставниче благоискуснейший;

Радуйся, подвигов иноческих показателю рачительнейший.

Радуйся, другу Божию преподобному Сергию единонравный;

Радуйся, к лику другов Божиих на Небеса преселивыйся.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 10

Спастися хотяще вернии от различных напастей и бед мира сего, тебе теплаго предстателя и молитвенника к Богу предлагаем: не тщетну сотвори нашу надежду на молитвы твоя, но ходатайством твоим избави нас от лютых бед, напастей, искушений и скорбей, да несмущенно, от избытка сердца, глаголем всегда Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стену тя тверду и молитвенника изрядна стяжав, святая обитель твоя и вси страны Российския заступлением твоим хвалятся. Темже и мы грешнии, ко гробу твоему притекше, яко чада отца, молим: заступи и сохрани нас от искушений и скорбей, бед и напастей молитвами твоими, да взываем ти радостно:

Радуйся, благовонный крине райскаго вертограда;

Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием услаждающий.

Радуйся, древо благосеннолиственное, имже обитель твоя покрывается;

Радуйся, неусыпный молитвенниче, желания верных во благих исполняяй.

Радуйся, надеждо и отишие в мори жития сего плавающих;

Радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно Богу работающих.

Радуйся, неисчерпаемый источниче исцелений;

Радуйся, струе, напаяющая и веселящая жаждущих правды.

Радуйся, яко в скорбех житейских и обстояниих сподобляемся твоего заступления;

Радуйся, всех усердно притекающих к тебе от искушений и бед скорое избавление.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, преблаженне отче Савво, и со дерзновением молим: вознеси ко Господу о спасении душ наших твою святую молитву, да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 11

Светоподательными лучами блистает житие твое, отче наш Савво: всякия бо добродетели Евангельския является в тебе исполнение, темже и глаголем:

Радуйся, сугубыя ради нищеты богатство небесное обретый;

Радуйся, плачем и умиления слезами утешение вечное приявый.

Радуйся, алкавый и жаждавый правды, ныне же насыщаяйся райским блаженством;

Радуйся, милостивым обещанное воздаяние улучивый.

Радуйся, чистотою сердца твоего лицезрения Божия достигнувый;

Радуйся, миротворениями многими в лице сынов Божиих быти сподобивыйся.

Радуйся, терпением правды ради в Царство Небесное водворивыйся;

Радуйся, образом кротости, тихости и незлобия поучение сущим в озлоблении подаваяй.

Радуйся, примером братолюбия ко исканию не своих си, но яже ближняго, и наш сердца утверждаяй;

Радуйся, всех со страхом работающих Господеви радосте.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 12

Благодать, данная ти от Бога, целити недуги душевныя и телесныя, созывает верных ко всечестным мощем твоим: при нихже и малое моление приносящим велия благодать от Бога подается, юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуия.

Икос 12

Поюще велия твоя, досточудне отче, подвиги и труды, ублажаем приснопамятное успение твое: аще бо и преставился еси от нас, но жив сый и по смерти, не отступаеши от нас духом: обаче и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда. К тебе убо припадаем, тебе молимся и восхваляем тя сице:

Радуйся, в вере и любви божественной благоговейно от юности и благочесно до маститыя старости поживый;

Радуйся, многотрудныя и разнообразныя во иночестве подвиги добре совершивый.

Радуйся, яко совершеннаго освящения от Духа Святаго исполнен еси;

Радуйся, чудному учителю твоему уподобивыйся всецелою чистотою и святостию.

Радуйся, яко с богомудрым Сергием на Небесех присно ликуеши;

Радуйся, яко с ним купно Бога о нас грешных умоляеши.

Радуйся, яко нетлением мощей твоих, аки трубою, проповедуется будущее всех воскресение;

Радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение.

Радуйся, яко тобою монахов множества в подвизех своих укрепление приемлют;

Радуйся, яко ходатайством твоим вернии и в молвах житейских спасаются.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 13

О преславный чудотворче и скорый заступниче наш, блаженне отче Савво! Малое сие от нас приношение ныне приими, испроси нам у Христа Бога утверждение в вере и братолюбии, еже быти неврежденным от всяких искушений, бед и напастей, и во грядущем веце мук вечных избавитися всем, вопиющим Ему: Аллилуия.

Сей кондак глаголется трижды, затем икос 1и кондак 1

Молитва преподобному Савве

О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Преподобный Савва Сторожевский хорошо известен на Руси, этот чудотворец прославился своей богобоязненностью и мудростью. Еще при жизни он являлся одним из самых первых последователей Сергия Радонежского и считался его учеником. Но о нем самом сохранилось очень мало достоверной информации. Многие считают, что это связано с тем, что старец жил более тысячи лет назад. А потому его жизнеописание делалось по воспоминаниям монахов и иноков, которые сами встречались с преподобным. В последующие годы житие преподобного Саввы Сторожевского было написано самим Александром Пушкиным. Русский поэт был вдохновлен тем, что он узнал о старце, и даже приезжал в храм близ Звенигорода, чтобы поклониться его мощам. Из нашей статьи вы узнаете о том, чем снискал себе уважение преподобный Савва Сторожевский, и чудесах, которые он творил при жизни и после смерти.

Юные годы будущего святого

О месте и дате рождения преподобного Саввы Сторожевского Звенигородского ничего не известно. Эти данные были утеряны еще при его жизни, однако у историков есть все основания полагать, что чудотворец происходил из знатного боярского рода. На это указывают некоторые косвенные факты, но опровергнуть или доказать их пока не удается.

В самом юном возрасте Савва (впрочем, это имя он получил уже после пострига) изъявил желание служить Богу и возлюбил его больше всего на свете. Ради этого он самолично пришел к Сергию Радонежскому и принял постриг в качестве его послушника.

Целыми днями преподобный проводил в воздержании, молитвах, а также пел в церковном хоре. Савва регулярно изучал церковную литературу и был целиком послушен своему наставнику. Известно, что с самого раннего утра еще до рассвета он приходил в храм на службу и выходил из его дверей позже всех.

Преподобный Савва Сторожевский избегал частых бесед и большую часть времени предпочитал проводить в тишине и безмолвии. Из-за этого братья недооценивали его мудрость, считая молодого послушника недалеким и косноязычным. Однако в действительности Савва превосходил мудростью многих, кто жил вместе с ним в Троицком монастыре.

Преподобный Сергий высоко ценил богобоязненность своего послушника и считал его одним из лучших своих учеников. В последние годы жизни он практически отошел от дел монастыря, поставив на его управление Никона. Однако тот пробыл во главе храма недолго, изъявив желание остаться в уединении. И тогда выбор однозначно пал на преподобного Савву Сторожевского.

Управление монастырем

В должности игумена преподобный Савва Сторожевский Звенигородский пробыл около шести лет. Известно, что в эти годы Троицкий монастырь процветал, а однажды по возле него забил источник с чистейшей водой.

Свою деятельность, управляя монастырем, он вел, как и его прежний игумен Сергий Радонежский. Во многом Савва придерживался его мировоззрений и разделял все его взгляды.

По истечении шести лет преподобный решил отказаться от своего почетного поста и полностью погрузиться в служение Господу. Он остался жить в Троицком монастыре, но практически все время проводил в уединении и горячих молитвах. С братьями он почти не общался, и те ожидали, что вскоре старец примет обет безмолвия.

Исход из Троицкого монастыря

В один из дней в монастырь специально к преподобному прибыл князь Георгий Димитриевич. Он всегда очень тепло относился к Троицкому монастырю и являлся крестным сыном самого Сергия Радонежского. Савва Сторожевский с ранних лет был духовником князя и часто виделся с ним.

Георгий Димитриевич был очень набожным человеком и приехал уговаривать своего духовного наставника отправиться в Звенигород и устроить вблизи города новую обитель. Намерения князя были чисты, к тому же он уже выбрал походящее место для нового храма. Им должна была стать гора Сторожи, располагающаяся совсем рядом с городом.

Видя, что слова князя горячи и искренни, преподобный согласился покинуть монастырь и направиться в Звенигород. Кстати, многие историки полагают, что Савва Сторожевский был родом из этих краев. Поэтому он охотно согласился вернуться в родные места и последовал за благочестивым князем.

Создание новой обители

Если верить летописным записям, то преподобный поднялся на гору с иконой Богородицы. На самой вершине он установил образ и обратился к Божьей Матери с горячей молитвой. Со слезами на глазах старец просил ее о помощи в новом деле и благословении любых начинаний. Собственными руками чудотворец при содействии Георгия Димитриевича построил небольшую деревянную церковь. Рядом он возвел скромную келью для себя и остался жить на горе.

Вести о святом и его праведной жизни быстро разлетелись по Руси, и на гору потянулись люди, желающие служить Богу и проводить дни в молитвах. Преподобный не отказывал в крове никому из пришедших. Каждого он принимал с любовью и благословлял на монашеский подвиг.

Вскоре вокруг него собралось довольно много людей, и Савва Сторожевский создал монашескую обитель, став ее игуменом. На этом посту он ежедневно показывал пример смирения, терпения, воздержания и трудолюбия.

Он учил своих братьев трудиться каждый день и не проводить ни минуты в праздности. Даже в преклонном возрасте игумен сам носил воду из источника в гору и делал все, что было необходимо для себя и монахов.

Строительство храма в честь Рождества Богородицы

В конце четырнадцатого века князь Георгий отправился на битву с войском Золотой Орды. Перед выступлением он обратился за благословением к преподобному. Тот произнес молитву и отпустил князя с миром. Вернувшись с победой, Георгий поблагодарил старца, но тот, будучи очень скромным, посоветовал ему вознести хвалу Богу и быть милосердным ко всем вокруг. Пораженный мудростью преподобного, князь начал делать щедрые пожертвования в обитель, благодаря чему на месте скромной церквушки был возведен красивый каменный храм. Несмотря на то что обитель разрасталась, ее игумен оставался очень скромным человеком и опасался земной славы. Однако еще при его жизни многие простые люди стали называть ее храмом преподобного Саввы Сторожевского.

Последние годы жизни старца

Со временем в обитель Саввы стали приходить люди из разных городов. Одни становились иноками и просили его наставничества, а другие обращались к чудотворцу за советами и руководством. Для того чтобы избежать земной славы, преподобный покинул свой монастырь и ушел в лес. Там он выкопал небольшую пещеру, где и проводил дни в молитвах и разговорах с Богом. Однако и это старец считал малым вкладом в дело служения Творцу. Своими руками он вырыл колодец для того, чтобы у братьев всегда была свежая вода, и часто приносил ее в монастырь сам. Даже будучи в преклонном возрасте чудотворец полностью обеспечивал себя всем необходимым и продолжал трудиться на благо обители.

Чувствуя приближение смерти, старец созвал всех братьев и начал наставлять их. Он советовал им быть смиренными, поститься и непрестанно молиться. Назвав своего преемника, преподобный спокойно отошел в мир иной. Его тело захоронили в построенном на пожертвования князя храме.

Икона преподобного Саввы Сторожевского

Первые образы святого появились спустя десятилетия после смерти игумена. Известно, что после написание первого лика у мощей преподобного начали происходить чудеса. Да и сама история создания его иконы является чудесной.

Согласно легенде, игумен Дионисий, который в тот момент управлял Звенигородской обителью, славился своим умением писать иконы, однажды ночью увидел старца, приказавшего ему написать его образ. Дионисий был удивлен и спросил имя пришедшего. Наутро он приказал послать за одним из братьев, который когда-то был лично знаком с Саввой. Тот подробно по памяти описал его, и игумен узнал в словесном портрете того старца, который пришел к нему во сне. Он исполнил повеление чудотворца и написал икону. После этого почитание святого усилилось, а на его могиле начали происходить разные чудеса.

Чудеса у мощей святого

О чудесах преподобного в народе говорят очень много. В разные времена происходили самые невероятные события, связанные со святым старцем. Мы расскажем читателям лишь о некоторых из них.

Широко известна история об исцелении Однажды на могилу старца приехал боярин со своим немым сыном. Они горячо молились у мощей Саввы, а после боярин попросил у братьев кваса, который они сами готовили в обители. Буквально после первого глотка сын боярина начал говорить, что мгновенно было признано чудом. Возблагодарив святого, боярин взял квасу домой и вылечил им всех своих домочадцев, страдавших от тех или иных болезней.

О спасении святым царя Алексея Михайловича тоже знают многие православные. Во время охоты царь заблудился и долго пытался выйти на тропу. Пробравшись сквозь чащу, он выбрался на поляну, где ему навстречу бросился медведь. Неизвестно, чем закончилась бы эта история, если бы из-за деревьев не вышел старец. Он прогнал зверя и растворился в воздухе. Пораженный царь, добравшись до своей свиты, решил поблагодарить Бога за чудесное спасение. Ближайшим храмом оказался Сторожевский монастырь, зайдя в который, царь сразу же увидел икону с изображением загадочного старика, которого он лицезрел в чаще. В дальнейшем Алексей Михайлович открыто покровительствовал обители и не раз бывал в ней.

Однако самым известным чудом считается история, произошедшая с пасынком самого Наполеона. Во время войны он со своим войском обосновался в Звенигородской обители, и ночью к нему явился старец, рассказавший принцу, что сохранит ему жизнь, если монастырь не пострадает и не будет разорен.

Наутро принц покинул обитель и действительно остался жив, а в дальнейшем он даже породнился с царской семьей и прожил в России долгие годы.

Преподобный Савва Сторожевский: в чем помогает

Православные часто интересуются тем, с какой просьбой можно обратиться к святому. Ведь известно, что каждый из канонизировнных старцев помогает в каких-то определенных делах. Савва Сторожевский чаще всего помогает исцеляться от различных физических и душевных болезней.

Среди его чудес было много спасений людей от неизлечимых заболеваний. Некоторые из них были одержимы, другие - слепы или глухи, а третьи - спасались молитвой от всевозможных немощей.

Поэтому если вы просите за здоровье своих близких, то приходите к иконе старца и обращайтесь к нему с горячей молитвой.

Молитва преподобному Савве Сторожевскому

Для того чтобы просьба к святому была быстрее услышана, обратитесь к нему со специальными словами. Молитву чудотворцу мы приводим в полном варианте.

Акафист

В разных ситуациях православные могут кроме молитвы читать еще и акафист преподобному Савве Сторожевскому. Его текст мы не можем привести полностью, но начало обязательно приведем:

Если вы окажетесь вблизи Звенигорода, то обязательно загляните в монастырь, когда-то созданный преподобным. Поклонитесь его мощам и попросите за своих родных, ведь старец никогда и никого не оставляет без помощи и поддержки.

Преподобный Савва Сторожевский (или Звенигородский)

Преподобный Савва Сторожевский (Звенигородский) cчитается наиболее близким по духу учеником преподобного Сергия Радонежского.

Основным источником сведений о преподобном Савве является его Житие, написанное в сер. XVI в. по поручению митрополита Макария агиографом и знатоком крюкового пения Маркеллом Хутынским (Безбородым). Краткие упоминания о святом находятся и в Житии его наставника, а также в летописях. Сохранились и предания о Чудесах звенигородского подвижника.

Биографические сведения о преподобном Савве весьма скудны, на что автор его Жития сетовал еще в XVI в. Известно, что большую часть своей жизни св. Савва провел в Троицком монастыре, был избран духовником братии и даже самого игумена Сергия. Через полгода после кончины наставника Савва стал игуменом Троицкого монастыря, несмотря на то, что Сергий определил на эту должность другого своего ученика, Никона Радонежского . Но тот, отказавшись от игуменства, ушел в затвор и возглавил монастырь только через 6 лет, после того как Савва в 1398 г. оставил Троицкую обитель. По приглашению князя Звенигородского и Галичского Юрия он основал в Звенигороде, на горе Стороже, Богородице-Рождественский (Саввино-Сторожевский) монастырь и стал первым его игуменом. Для росписи храма был приглашен молодой иконописец Андрей Рублев. По благословению Саввы он создал знаменитый теперь «Звенигородский чин» иконостаса Успенского храма на Городке в Звенигородском кремле.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 16 декабря 1407 г. Сначала его почитали местно, а затем канонизировали на Церковном Соборе 1547 г. Посвященное ему Житие было включено в Успенский и Царский комплекты Великих Миней Четьих.

В 1919 г. Саввино-Сторожевская обитель была закрыта, мощи Саввы были изъяты ликвидационным Отделом Народного Комиссариата Юстиции и хранились на Лубянке до начала 1930-х годов. Только в 1998 г. они вернулись в Рождественский собор монастыря.

Преподобный Савва - один из самых почитаемых святых Руси. Основанный им монастырь первым в истории Руси получил статус Лавры. Особенно его почитали в великокняжеской, позднее царской, семье. Став духовным отцом для представителей великокняжеского рода, преподобный Савва и в более позднее время считался «покровителем царей». Автор Жития назвал его «защитником Москве»: Савва благословил звенигородского князя Юрия на поход в Волжскую Булгарию, а полная победа русского войска в этой кампании способствовала спасению Московской Руси от нашествия Тамерлана, грозившего полным уничтожением государства. Сюжет о победе над волжскими болгарами и разорении Казани, включенный в Житие преподобного Саввы, был особенно актуальным для политики Руси в сер. ХVI в.

Житие преподобного Саввы Сторожевского в истории культуры России

Многие известные деятели культуры России обращались в своем творчестве к памятникам, связанным с преподобным Саввой. Среди них И. И. Шишкин, Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. М. Ремизов, И. И. Левитан, А. П. Чехов, М. М. Пришвин, И. С. Шмелев, М. А. Волошин, А. И. Солженицын, Андрей Тарковский и др.

Непосредственно к Житию преподобного Саввы обращался и А. С. Пушкин. В начале 30-х годов ХIХ в. он сделал перевод этого произведения на современный русский язык. Как определили исследователи, текст А. С. Пушкина восходит к Минеям четьим митрополита Ростовского Димитрия. Составленный митрополитом свод Житий был постоянным чтением поэта на протяжении всей его жизни. Работая над переводом, Пушкин много трудился над стилем, исправляя и подбирая более точные слова. Важно отметить, что писатель делал также выписки из других агиографических произведений, помещенных в Минеях Димитрия, но полностью перевел только Житие звенигородского подвижника. Интерес к Звенигороду связывают с детскими воспоминаниями писателя, поскольку там он нередко проводил лето в имении своей бабки. Савино-Сторожевский монастырь является местом действия и более ранних его произведений - поэмы «Монах» (1813 г.) и наброска «На тихих берегах Москвы» (1823 г.). Впервые пушкинский перевод Жития игумена Саввы был напечатан только в 1904 г. Автограф писателя хранится в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) (шифр: ПД, № 1620). Он был обнаружен в блоке из 4-х листов, вшитом жандармами в искусственно составленную ими тетрадь № 2386 Б.

Чудеса и поздние предания о преподобном Савве Сторожевском

Маркелл Безбородый, следуя канону составления агиографического произведения, сопроводил Житие Чудесами. Эти тексты были записаны им со слов монахов Саввино-Сторожевского монастыря. Первые чудеса происходили в конце ХV в.; последние современны созданию Жития и датируются серединой ХVI столетия.
С именем преподобного Саввы связаны и предания более позднего времени. Известна легенда о спасении звенигородским святым царя Алексея Михайловича во время охоты на медведя. Этот сюжет отразился в поэме Льва Александровича Мея (1822-1862) «Избавитель» , впервые напечатанной во втором томе книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» (1896-1911), где он был проиллюстрирован художником Николаем Семеновичем Самокишем (1869-1944).

Явление преподобного Саввы Сторожевского Эжену Богарне: легенда и реальность

Другое предание повествует о явлении в 1812 г. преподобного Саввы Эжену Богарне.

Принц Эжен Роз (Евгений) де Богарне (1781-1824) — пасынок Наполеона Бонапарта, вице-король Италии, наследник итальянского престола, военачальник, дивизионный генерал. Гравированный портрет принца можно видеть в Отделе эстампов РНБ.
В 1812 г. Эжен Богарне командовал 4-м (итальянским) пехотным корпусом Наполеоновской армии. Защищая от русских отрядов дороги к Москве, в сентябре 1812 г. возглавляемый Богарне корпус расположился под Звенигородом, в Саввино-Сторожевском монастыре. Предание говорит, что здесь во сне принцу явился старец, который обратился к нему с просьбой не разорять монастырь и предсказал ему, что в таком случае он избежит смерти, а его потомки будут служить России. Наутро ему пояснили, что тем старцем был сам преподобный Савва.

И действительно, Эжен Богарне почти единственный из полководцев Наполеона, участвовавших в русской кампании, вернулся невредимым. Более того, именно Богарне после самовольного отъезда Мюрата принял на себя командование остатками Великой Армии и довел ее до Магдебурга. А потомки Богарне в самом деле породнились с русским императорским домом.

В 1837 г. для участия в кавалерийских маневрах Россию посетил сын Эжена Богарне, Максимилиан, герцог Лейхтенбергский (такой титул был пожалован Эжену Богарне и всем его потомкам в 1817 г.). Здесь в августе 1837 г. на балу он познакомился с дочерью императора Николая І, великой княжной Марией Николаевной. В 1839 г. состоялась их свадьба. Максимилиан Лейхтенбергский принимал активное участие в жизни Российского государства: был президентом Академии художеств, а также заведующим Горным институтом, учредил в Петербурге гальванопластический завод и больницу (которая и сейчас в народе называется «Максимилиановской»), занимался постройкой первых в России железных дорог. По смерти герцога Максимилиана Николай I включил его детей в состав российской императорской фамилии и дал им титул князей Романовских.

После Октябрьского переворота1917 г. почти все герцоги Лейхтенбергские покинули родину. Многие из их семейства обосновались во Франции. Недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. Савва Сторожевский - чуть ли не единственный из русских святых, известных и почитаемых французами.

В Россию после революции из всех потомков герцогов Лейхтенбергских вернулась только Дарья Евгеньевна (Долли, Дора) Лейхтенберг . Несмотря на свое происхождение, она долгие годы работала в Ленинграде, в Публичной (Российской национальной) библиотеке, куда была принята по личной рекомендации М. Горького. В 1937 г. Долли Лейхтенберг была арестована и расстреляна.

Публикация предания

Но вернемся к видению Эжену Богарне преподобного Саввы Сторожевского. Легенда об этом, предваряемая преданием о спасении царя Алексея Михайловича, впервые была опубликована в 1914 г. герцогом Георгием Лейхтенбергским под названием «Семейное предание». В издании автор приводит разные варианты легенды о явлении преподобного Саввы: монастырские и бытовавшие в кругу членов его многочисленной семьи. Помимо этого, он добавляет выдержки из записей участников наполеоновской кампании, в частности отрывки из уже опубликованных к тому времени дневников адъютанта принца Богарне, Э. Лабома (Labaume, S. 156) .

Альбрехт Адам и его рисунки Звенигородского монастыря

В качестве иллюстрации Георгий Лейхтенбергский поместил черно-белое фотовоспроизведение рисунка с подписью: «Саввинъ, сторожевский, монастырь. (Рисунок Адама, сделанъ с натуры въ день пребывания въ монастыре вице-короля Итальянскаго, принца Евгения Богарне)». Этот рисунок находился в Петербурге, в Мариинском дворце, построенном после свадьбы Максимилиана Богарне с великой княгиней Марией Николаевной. Для украшения дворца перевезли из Мюнхена знаменитую картинную галерею герцогов Лейхтенбергских. На рубеже ХIХ-ХХ вв., после того как в 1884 г. Мариинский дворец был выкуплен казной и перестроен для Государственного совета, галерея была распродана. Некоторые предметы из коллекции Лейхтенбергских попали в Эрмитаж, в том числе альбом «Русского похода», в составе которого находился и рисунок монастыря.

Альбом «Русский поход» был создан немецким художником-баталистом и литографом Альбрехтом Адамом (1786—1862), который служил в возглавляемых Евгением Богарне войсках, в том числе участвовал в походе Наполеона I в Россию. На протяжении всей кампании он подробно фиксировал в рисунках и дневниковых записях ход событий. После возвращения во Францию на основе своих зарисовок Адам создал серию из 83 листов (так называемый «Русский альбом»), выполненных жидким маслом на бумаге. Позже он литографировал их и составил альбом: «Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827 («Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 - 1833 гг.). Этот альбом состоял уже из 95 листов, и каждый из них был сопровожден пояснительным текстом на французском или немецком языках из походного журнала самого художника или цитатами из воспоминаний участников войны.

Серия рисунков «Русский альбом» А. Адама находится сейчас в Государственном Эрмитаже. Интересующий нас рисунок - «Наполеоновские войска, идущие мимо стен монастыря» (Инв. № 25996). В альбоме помещена следующая подпись под рисунком: «Монастырь в Звенигороде. Главная квартира 13 сентября 1812 г.» («Abbaye de Zwenigherod. Quartier General le 13 Septembre») (Русский альбом Альбрехта Адама: каталог. С. 31, № 81; изображение вынесено на переплет каталога). На первом плане, рядом с палаткой, около которой полулежит штабной офицер из свиты Богарне, спиной к зрителю изображен рисующий Адам.

Альбом литографий А. Адама можно найти далеко не во всех, даже крупных, книжных хранилищах и музеях. В отделе «Россика» РНБ хранится такой альбом литографий, на одной из которых изображен Саввино-Сторожевский монастырь в тот день, когда там находилось войско под предводительством Богарне. Литография называется «Vue de ľabbaye de Zwenigherod le 10 Septembre». Она несколько отличается от живописного рисунка: в нем отсутствуют изображения колонны войск, художника и палатки, а на их месте - привал французской линейной пехоты. В подписи к литографии время действия отнесено на три дня назад. Помимо этого, она сопровождена выдержкой, как удалось установить, из сочинения Э. Лабома. В альбоме помещен небольшой фрагмент воспоминаний этого адьютанта Эжена Богарне. В книге Лабом уделил гораздо больше места посещению звенигородского монастыря.

Французский офицер рассказал, как он со своими солдатами вошел в монастырь, где их встретили убеленные сединами монахи. Один из них говорил по-французски и поведал Лабому об испытаниях, выпавших на долю русского народа, о его стремлении к свободе, о терпении и мужестве, с которым россияне преодолевали нашествия врагов. Старец рассказал французу и о большой роли служителей Православной Церкви в борьбе за независимость родины. Лабом «проникся уважением к нации, проявляющей в несчастии столько величия», и поведал об этом прибывшему в монастырь принцу Богарне.

И воспоминания Э. Лабома, и рисунок А. Адама - все это свидетельствует о реальном посещении Эженом Богарне Саввино-Сторожевского монастыря. Поэтому можно предположить, что в основе предания о явлении преподобного Саввы французскому генералу Эжену Богарне лежит действительно случившееся событие, запечатленное в воспоминаниях его адьютанта Э. Лабома.

Письма Наполеона Бонапарта Эжену Богарне

Предание о видении звенигородского святого Эжену Богарне передавалось из уст в уста в семье его потомков, герцогов Лейхтенбергских. Также бережно хранили они документы, картины и мемориальные вещи, связанные с именем их знаменитого предка. Некоторые предметы из Мариинского дворца после революции оказались в Государственном Эрмитаже.


Вероятно, и два письма , принадлежавшие генералу Богарне и попавшие в ОР РНБ, тоже происходят из семейного архива потомков Э. Богарне. Оба находятся в ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов); одно поступило из Парижа в качестве дара А. Я. Полонского в 1985 г. и числится по описи 3, без №, другое - по описи 1, № 923, следовательно, второе поступило в РНБ раньше.
Эти письма адресованы вице-королю Италии Э. Богарне и собственноручно завизированы Наполеоном Бонапартом. Оба послания составлены в Фонтенбло, и оба датированы сентябрем 1807 г.: одно 14 числом, другое 30. Император обращается к своему пасынку с рекомендациями по поводу приема русской эскадры после подписания Тильзитского мира (во время возглавляемой Д. Н. Сенявиным так называемой Второй Архипелагской экспедиции, похода и стратегических действий русского Балтийского флота в Средиземном море во время войн третьей и четвертой антифранцузской коалиции в 1805-1807 гг. и русско-турецкой войны 1806-1812 гг.).

В другом фонде ОР имеется еще один документ, связанный с именем Богарне. Это копия письма самого генерала о передислокации войск, датируемая 9 октября 1812 г. (шифр: ф. 859, собр. Н. К. Шильдера, к. 42, № 20).

Икона "Собор радонежских святых"

Ил. 1. Миниатюра «Преподобный Сергий Радонежский». Служба преп. Сергию Радонежскому. Сборник служб святым. ХVII в.
Шифр: ОСРК, Q.I.85, л. 425 об.

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева
«По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.

Ил. 2. л. 30 Колокольня из-за сада


Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 3. л. 25. Вид с трапезной галереи

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 4. л. 27. Северная сторона. Стены

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 5. л. 23. Вид Троице-Сергиевой Лавры издали, с Московской дороги

Виды Троице-Сергиевой Лавры. Рисунки из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 275
Ил. 6. л. 26. Стены: Восточная сторона

Ил. 7. Миниатюра «Спас в силах». «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.

Ил. 8. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 7 об.

Ил. 9. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 79

Ил. 10. Заставка. «Переяславское евангелие». Кон. ХIV-ХV в. Переяславль-Залесский. Писец дьякон Зиновьишко.
Шифр: ОСРК, F.п.I. 21 (из собр. Ф. А. Толстого), л. 26

Ил. 12. Заставка и начало рукописи.
Лествица Иоанна Синайского. 1422 г.
Голутвинский Богоявленский монастырь (Коломна).
Шифр: Погод. 73, л. 1

Ил. 13. Приписка писца. Лествица Иоанна Синайского. 1422 г. Голутвинский Богоявленский монастырь (Коломна).
Шифр: Погод. 73, л. 297

Ил. 14. Миниатюра «Евангелист Матфей». Четвероевангелие. 1610 г.
Вклад в Павло-Обнорский монастырь.
Шифр: Погод. 163, л. 6 об.

Ил. 15. Запись о вложении рукописи в Павло-Обнорский монастырь. Четвероевангелие. 1610 г.
Шифр: Погод. 163, л. 239 об.

Ил. 16. Миниатюра «Преподобный Авраамий Галицкий». Служба и Житие преподобного Авраамия Галицкого (Городецкого или Чухломского). ХVIII в.
Шифр: АН лавра, А-69, л. 2

Ил. 17. Миниатюра, изображающая сюжет из Жития преп. Авраамия Галицкого. Служба и Житие преподобного Авраамия Галицкого (Городецкого или Чухломского). ХVIII в.
Шифр: АН лавра, А-69, л. 2 об.

Ил. 19. Молитвы, а также запись о вкладе рукописи. Иерусалимский устав. 1412 г.
Шифр: ОСРК. F.п.I.25, л. 1 об.

Ил. 20. Спасение Саввой Звенигородским царя Алексея Михайловича во время охоты на медведя. Иллюстрация Н. С. Самокиша к поэме Л. А. Мея «Избавитель». 1896-1911 гг.

Ил. 21. Эжен Роз (Евгений) де Богарне (1781 1824) - пасынок Наполеона Бонапарта, вице-король Италии. Гравированный портрет. Отдел эстампов РНБ

Ил. 22. Портрет герцогини
Дарьи Евгеньевны Лейхтенберг.
Худ. Ф. Фламинг. Франция. 1896 г.
Холст, масло. Государственный Эрмитаж

Ил. 23. Портрет Альбрехта Адама. Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827
(«Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.)

Ил. 24. А. Адам. «Монастырь в Звенигороде. Главная квартира 13 сентября 1812 г.» («Abbaye de Zwenigherod. Quartier General le 13 Septembre»). Рисунок маслом из «Руского альбома» А. Адама. Государственный Эрмитаж, инв. № 25996

Ил. 25. А. Адам. «Монастырь в Звенигороде. 10 сентября 1812 г.» («Vue de ľabbaye de Zwenigherod le 10 Septembre»). Литография из альбома «Voyage pittoresque et militaire Willenberg en Prusse jusqu’ à Moscou fait en 1812 pris sur le terrain meme, et lithographié par Albrecht Adam. Verlag Hermann und Barth. München». 1827 («Живописная картина военного похода от Вилленберга в Пруссии до Москвы в 1812 г.» (1827 – 1833 гг.). Отдел «Россика», РНБ


Подпись-автограф Наполеона.

Ил. 26, 27. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 14 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991. Общее собр. иностранных автографов, оп. 3, без №.


Подпись-автограф Наполеона.

Ил. 28, 29. Письмо императора Наполеона Бонапарта, адресованное вице-королю Италии Э. Богарне. Фонтенбло. 30 сентября 1807 г.
Подпись-автограф Наполеона.
Шифр: ф. № 991 (Общее собр. иностранных автографов), оп. 1, № 923

Ил. 31. Поминальная запись. Канонник. Кон. ХIV-нач. ХV в. и нач. ХV в. Симонов монастырь.
Шифр: ОСРК. О.п.I.6 (из собр. Ф. Толстого), л. 84

Ил. 32. Житие преп. Стефана Пермского, составленное Епифанием Премудрым («Слово о житии и учении святаго отца нашего Стефана, бывшаго в Перми епископа») Сборник. Нач. ХV в.
Шифр: Вяз. Q. 10, л. 129

Ил. 33. Запись писца Жития преп. Стефана Пермского, составленного Епифанием Премудрым Сборник. Нач. ХV в.
Шифр: Вяз. Q. 10, л. 194 об. (последняя строка) 195 (три строки сверху почерком писца)

Ил. 34. Послание Епифания Премудрого его другу Кириллу в Тверь.
Сборник. ХVII-ХVIII в.
Шифр: Солов. 15/1474, л. 130

Ил. 35. Похвальное слово преп. Сергию Радонежскому, составленное Епифанием Премудрым. Сборник. 90-е гг. ХV в.
Шифр: Соф. 1384, л. 250

Ил. 37. Житие преп. Сергия Радонежского (наиболее близкий текст, сост. Епифанием Премудрым). Список нач. ХVI в.
Шифр: ОЛДП. F. 185, л. 489 об. 490

Ил. 39. Ферапонтов-Белозерский монастырь. Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. И. Ф. Тюменев (?). Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. : ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 69

Ил. 40. Ферапонтов-Белозерский монастырь. Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси».
Худ. И Ф Тюменев (?). Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 73

Ил. 41. Внизу: Озеро близ Ферапонтово-Белозерского монастыря. Вверху: Островок патриарха Никона Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. И Ф Тюменев. Акварель. Втор. полов. ХIХ в.
Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 84

Ил. 42. Житие преп. Сергия Радонежского с чудесами 1449 г. Сборник. Кон. ХV в.
Шифр: Соф. 1389, л. 281 (по верхней фолиации).

Ил. 43. Предисловие к рукописи. Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 3

Ил. 44. Заставка к рукописи. Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 9

Ил. 45. Житие преп. Сергия Радонежского, составленное Пахомием Сербом Великие Минеи Четьи митрополита Макария (Минея на сентябрь). Сер. ХVI в.
Шифр: Соф. 1317, л. 373 об.

Ил. 47. Образец почерка помощника Димитрия Ростовского. Минеи четьи Димитрия Ростовского. Список кон. ХVII в.
Шифр: ОСРК. F.I.651

Ил. 48. Выписки из Жития преп. Сергия Радонежского, сделанные императрицей Екатериной II. 1793 г. Копия П. П. Пекарского с автографа Екатерины. Сер. ХIХ в.
Шифр: ф. 568. Пекарский, ед. хр. 466

Ил. 49. Помета скорописью: «Пролог Прилуцкого монастыря». Пролог. Кон. ХIV-нач. ХV в. Спасо-Прилуцкий монастырь.
Шифр: СПДА. А.I.264 (2), л. 2

Ил. 50. Заставка с изображением преп. Мартиниана Белозерского. Житие преп. Мартиниана Белозерского. Нач. ХVIII в.
Шифр: Погод. 739.

Ил. 51. Миниатюра, изображающая преп. Кирилла Белозерского. Начало Службы преп. Кириллу Житие преп. Кирилла Белозерского и Служба ему. 1837 г.
Шифр: Кир.-Бел. 58/1297, л. 4 об.-5

Ил. 52. Вещи из ризницы Кирилло-Белозерского монастыря,
принадлежавшие преподобному Кириллу Белозерскому.

Шифр: ф. 796. Тюменев, ед. хр. 271, л. 43

Ил. 53. Кирилло-Белозерский монастырь. Церковь преп. Сергия в Ивановском монастыре.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796.Тюменев, ед. хр. 271, л. 33

Ил. 54. Первая келья преп. Кирилла Белозерского.
Рисунок из альбома И. Ф. Тюменева «По Руси». Худ. А. П. Рябушкин. Акварель. Втор. пол. ХIХ в.
Шифр: ф. 796.Тюменев, ед. хр. 271, л. 34

Ил. 55. Начало второго Послания митрополита Киприана игуменам Сергию Радонежскому и Федору Симоновскому. Кормчая. Нач. ХV в.
Шифр: F.II.119

Похожие публикации