Энциклопедия пожаробезопасности

Загадки пропавших экспедиций. Экспедиции, пропавшие при загадочных обстоятельствах

Нередко средства массовой информации сообщают нам о без вести пропавших людях, чье исчезновение было настолько внезапным и загадочным, что кровь стынет в жилах. За последнее время одним из самых таинственных и громких исчезновений стал случай, произошедший с 18-летней американкой Натали Хэллоуей, которая в 2005 году отправилась вместе с одноклассниками на остров Аруба, чтобы отметить свой выпускной, но так и не вернулась. В продолжении статьи вас ждет 10 холодящих кровь историй о внезапном исчезновении путешественников, так и не вернувшихся домой.

(Всего 10 фото)

Спонсор поста: Губная гармошка : Самоучитель игры на губной гармошке. Советы профессионалов.Источник: 4tololo.ru

1. Джон Рид

В 1980 году 28-летний Джон Рид покинул свой родной город Твин Сити в Калифорнии и отправился в Бразилию. Он надеялся найти потерянный город Акатор, древнюю подземную цивилизацию, которая, предположительно, оставалась тайной амазонских джунглей в течение тысяч лет. Рид узнал о городе из книги под названием «Хроника Акатора». Автор этой книги, Карл Бруггер, написал ее после того, как узнал об Акаторе от бразильского гида Татунки Нары, который утверждал, что когда-то был вожаком племени, которое управляло городом 3000 лет назад. Татунка жил в деревне Барселос и владел прибыльным бизнесом по организации прогулок туристов в джунгли для поиска Акатора. Рид решил сопровождать Татунку в одной из его экспедиций. Он оставил свои вещи и обратный авиабилет в своем гостиничном номере в Манаусе, но так и не вернулся за ними.

В конечном счете выяснили, что Татунка Нара на самом деле немецкий гражданин по имени Гантэр Хок. Татунка утверждал, что Рид убежал и скрылся в джунглях после того, как они решили вернуться в Барселос. Однако Рид не был единственным человеком, исчезнувшим при подозрительных обстоятельствах в компании Татунки. В 1980-х швейцарец по имени Герберт Уоннер и шведка по имени Кристин Хеюзр также загадочно исчезли во время экспедиции Татунки. Позже была найдена челюстная кость Уоннера.

Кроме того, Карл Бруггер, автор книги, которая вдохновила Джона Рида, был застрелен на улицах Рио в 1984 году. Власти до сих пор полагают, что Гантэр Хок был ответственным за убийство Бруггера и эти три исчезновения, но нет достаточных доказательств, чтобы предъявить ему обвинения.

2. Джуди Смит

В 1997 году Джуди Смит, 50-летняя мать двоих детей из Ньютона, штат Массачусетс, вышла замуж за адвоката и решила отправиться в Филадельфию, чтобы присоединиться к мужу Джеффри в его командировке. 10 апреля Джеффри отправился на конференции, а Джуди решила осмотреть достопримечательности. Джуди так и не вернулась в отель, и Джеффри объявил ее пропавшей без вести. Через пять месяцев она была найдена. 7 сентября путешественники нашли ее частично похороненные останки в изолированной горной области. Странно в этой истории то, что останки Джуди нашли на расстоянии более 960 километров, в Северной Каролине.

Точную причину смерти не смогли определить, но, так как останки Джуди были найдены в неглубокой могиле, власти пришли к выводу, что она стала жертвой умышленного убийства. Так как у нее оставались обручальное кольцо и $167, грабеж вряд ли был поводом. Также странно было то, что она носила свои вещи в красном рюкзаке, но на месте был найден синий рюкзак. Еще более странным является то, что Джуди, видимо, отправилась туда добровольно, поскольку четыре свидетеля сообщили о том, что видели ее в соседнем Эшвилле.

Свидетели говорили, что Джуди была в прекрасном настроении и в разговоре упоминала, что ее муж был адвокатом. Если женщиной, с которой говорил свидетель, была действительно Джуди Смит, никто не знает, почему она захотела убежать, не сказав ничего семье. И если Джуди приняла решение исчезнуть самостоятельно, как она оказалась мертвой на отдаленной горе закопанной в могилу?

3. Франк Ленц

Большое количество людей исчезло, пытаясь самостоятельно облететь вокруг света. Однако исчезновение Франка Ленца во время попытки обогнуть земной шар имеет уникальное отличие. 25-летний Ленц был велосипедистом родом из Пенсильвании, который хотел объехать на велосипеде весь мир, и, по его расчетам, поездка должна была занять два года. Ленц начал свое путешествие в Питтсбурге 25 мая 1892 года и провел следующие несколько месяцев, путешествуя по Северной Америке, прежде чем приплыл в Азию. К маю 1894 года Ленц проехал на велосипеде Тебриз, Иран, и его следующим пунктом назначения был находящийся на расстоянии 450 километров Эрзурум, Турция. Но Ленц не приехал в Эрзурум, и его никогда больше не видели.

Его семья и друзья решили организовать поиски. К сожалению, Ленц путешествовал по Турции во время пика армянской резни середины 1890-х. В течение этого жуткого времени Османская империя убила десятки тысяч армян, и, возможно, Ленц стал их случайной жертвой.

Когда другой велосипедист по имени Уильям Сэчтлебен поехал в Эрзурум, чтобы отыскать Ленца, он выяснил, что Ленц, возможно, проезжал через небольшую турецкую деревню в Курдистанском регионе, где он непреднамеренно оскорбил курдского атамана. Жаждя возмездия, атаман приказал бандитам убить Ленца и похоронить его тело. Предполагаемые убийцы были обвинены в смерти Ленца, но большинство из них сбежали или умерли, прежде чем их смогли заключить в тюрьму. Турецкое правительство в конечном счете согласилось выплатить компенсацию семье Ленца, но его тело так и не нашли.

4. Лео Видикер

Даже при том, что ему было 86 лет, Лео Видикер все еще вел очень активный образ жизни. Лео был женат в течение 55 лет, и оба супруга принадлежали христианской организации под названием Maranatha Volunteers International. К 2001 году Видикеры осуществили с организацией 40 гуманитарных поездок. Во время их 41-й поездки пара покинула свой дом в Северной Дакоте, чтобы сопровождать организацию в Хот-Спрингс Табакон, Коста-Рика. 8 ноября Лео присел на скамью на территории курортного отеля, в то время как его жена ненадолго отошла. Когда Вирджиния вернулась полчаса спустя, ее мужа не было.

Была версия, что Лео, возможно, заснул на скамье, а когда проснулся, все забыл. Прежде чем он исчез, свидетели видели, как Лео спрашивал людей, не знают ли они, где его жена. Он подошел к воротам курортного отеля и спросил охранников, может ли он выйти, они открыли ворота и наблюдали, как он ушел вниз по главной дороге.

Уже 15 минут спустя один из друзей Лео шел по той же самой дороге, но не нашел признаков того, что он проходил здесь. Так как Лео двигался не очень быстро и было немного мест, куда он мог пойти, единственное логическое объяснение состояло в том, что кто-то похитил его. И даже во время поисковой операции полиция не смогла обнаружить ни единого следа Лео Видикера.

5. Карен Дениз Уэллс

Карен Дениз Уэллс была родом из Хаскелла, штат Оклахома. Ей было 23 года, и она одна воспитывала ребенка. Как обычно, она решила оставить ребенка с родителями, чтобы навестить подругу по имени Мелисса Шепард. Уэллс арендовала автомобиль и отправилась в Норт-Берген, штат Нью-Джерси. Последний раз Уэллс видели 12 апреля 1994 года, когда она звонила подруге из мотеля в Карлайле, Пенсильвания. Шепард согласилась встретиться с Уэллс в мотеле и приехала позже той же ночью с двумя неизвестными мужчинами. Больше Уэллс в номер не возвращалась, но при этом большая часть ее вещей осталась там.

На следующий день рано утром прокатный автомобиль Уэллс был найден брошенным на отдаленной дороге на расстоянии 56 километров от мотеля. Транспортное средство стояло без бензина, а его двери были открыты нараспашку. В автомобиле были найдены улики, которые указывали на то, что Карен была в этой машине до последнего момента. В числе улик было небольшое количество марихуаны, а вот бумажник и кошелек для мелочи Карен были найдены в соседней канаве. Самой странной подсказкой в брошенном транспортном средстве были цифры на спидометре, которые не соответствовали расстоянию от Хаскелла до Карлайла. Фактически 700 миль были лишними.

Прежде чем она прибыла в мотель в городке Карлайл, Уэллс видели в двух других городах, которые ей были совсем не по пути. Во время ее последнего телефонного разговора с Шепард, Уэллс упоминала, что до этого несколько раз заблудилась. Тем не менее до сих пор никто не может сказать, где Карен.

6. Чарльз Хорвэт

В 1989 году 20-летний Чарльз Хорвэт решил уехать из своей родной Англии и отправиться в Канаду, чтобы провести несколько месяцев, путешествуя автостопом по всей стране. К 11 мая Чарльз прибыл в провинцию Британская Колумбия и остановился на площадке для кемпинга в Келоуне. Он отправил факс своей матери, Дениз Аллан, сообщив, что постарается встретиться с ней в Гонконге на свой 21-й день рождения. Однако это было последнее сообщение, которое получила его мать. Так как Чарльз поддерживал контакт вплоть до этого момента, она стала волноваться. Она решила самостоятельно отправиться в Британскую Колумбию, чтобы найти его. Дениз обнаружила, что Чарльз оставил свою палатку и все свое имущество на площадке для кемпинга, когда внезапно исчез. Проинформировав полицию о без вести пропавшем Чарльзе, Дениз вернулась в свой отель и однажды вечером обнаружила записку: «Я видел его 26 мая. Мы праздновали, и два человека избили его. Он умер. Его тело находится в озере за мостом».

Водолазы обыскали это озеро, но не нашли тело Чарльза. Однако Дениз скоро получила другую записку, в которой утверждалось, что они обыскали не ту сторону моста. После повторного поиска полиция действительно нашла тело. Жертва была сначала идентифицирована как Чарльз, но оказалось, что это был местный житель, который совершил самоубийство. Дениз действительно получила подтверждение, что Чарльз собирался на ночную вечеринку, прежде чем пропал. Тем не менее его исчезновение остается загадкой уже 25 лет.

7. Этторе Майорана

Этторе Майорана был достаточно известным итальянским физиком-теоретиком. В 1938 году Майорана работал преподавателем физики в университете Неаполя. 25 марта он написал странную записку директору университета, заявив, что принял «неизбежное» решение, и принес извинения за любое «неудобство», которое может быть вызвано его исчезновением. Он также отправил сообщение своей семье с просьбой, чтобы они не проводили слишком много времени, оплакивая его. Майорана снял большую сумму денег с банковского счета и сел на лодку до Палермо. После прибытия в Палермо Майорана отправил другое сообщение директору, сообщив, что он пересмотрел свое решение совершить самоубийство и планирует вернуться домой. Майорану видели садящимся на судно в Неаполь, но он загадочно исчез.

Существовало огромное количество теорий исчезновения Майораны: самоубийство, побег из страны, чтобы начать новую жизнь, и даже возможное сотрудничество с Третьим Рейхом. Эта тайна оставалась неразгаданной до 2008 года, когда нашелся свидетель, утверждавший, что он встретил Майорану в Каракасе в 1955 году. Этот человек предположительно жил в Аргентине в течение многих лет, и свидетель даже предоставил его фотографию. После анализа человека на фотографии и сравнения его с фотографиями Майораны, следователи пришли к выводу, что большое количество общих черт может свидетельствовать о том, что на них один и тот же человек. Расследование исчезновения Этторе Майораны все еще продолжается, но полная история о том, что произошло, остается загадкой.

8. Девин Уильямс

Девин Уильямс жил с женой и тремя детьми в округе Лион, штат Канзас, и зарабатывал на жизнь, работая дальнобойщиком. В мае 1995 года Уильямс отправился в обычную рабочую поездку, чтобы доставить груз в Калифорнию. После выполнения задачи Уильямс взял другой груз для доставки в Канзас-Сити. 28 мая он был замечен несущимся на грузовике через Национальный лес Тонто под Кингманом, штат Аризона, проезжая опасно близко к стоянкам некоторых туристов и их транспортным средствам. Грузовик в конечном счете остановился посреди леса, и свидетели видели, как Уильямс блуждал вокруг него. Он выглядел дезориентированным, бессвязно бормотал «я попаду в тюрьму» и «они заставили меня сделать это». К тому времени, когда полиция прибыла на место, грузовик стоял без водителя, Уильямс исчез.

Национальный лес Тонто находится на расстоянии более 80 километров от автомагистрали между штатами, по которой обычно проходил маршрут Уильямса до Канзаса, и не было никакого рационального объяснения его странного поведения. Он раньше никогда не употреблял наркотики и не страдал от психических заболеваний, хотя, прежде чем уехать из Калифорнии, Уильямс позвонил своему доктору и сказал, что у него проблемы со сном. Исчезновение Уильямса было таким странным, что даже исследователи НЛО начали думать, что он был похищен инопланетянами.

Наконец, в мае 1997 года путешественники обнаружили череп Девина Уильямса приблизительно на расстоянии в половину мили от того места, где он был замечен в последний раз. Однако, что с ним фактически произошло, неизвестно.

9. Вирджиния Карпентер

В 1946 году город Тексаркана стал местом рождения ужасной тайны, когда неопознанный человек, известный как Призрачный Убийца, убил пять человек. Молодая девушка по имени Вирджиния Карпентер знала трех жертв и стала центром, к которому вели все ниточки, всего два года спустя. 1 июня 1948 года 21-летняя Карпентер отправилась из Тексарканы в шестичасовую поездку на поезде в Дентон, где она была зарегистрирована в Государственном колледже Техаса для женщин. После прибытия тем вечером Карпентер взяла такси от вокзала до общежития колледжа. Однако, вспомнив, что забыла свою сумку, она вернулась на станцию. Когда Карпентер узнала, что багаж еще не привезли, она отдала свой билет таксисту, Джеку Закари, и заплатила ему, чтобы он забрал багаж следующим утром. Закари отвез Карпентер в общежитие, где, по его словам, она пошла поговорить с двумя молодыми людьми в кабриолете.

На следующий день Закари взял багаж Карпентер и оставил его перед общежитием, где он был невостребованным в течение двух дней. Когда работники колледжа и семья Карпентер поняли, что никто из них не получал известий от нее в течение долгого времени, они объявили ее пропавшей без вести.

Кем были эти двое молодых людей в кабриолете, так никогда и не узнали. Однако некоторое подозрение пало на Закари, который имел судимости и был известен тем, что применял насилие к своей семье. Жена Закари первоначально сказала полиции, что он вернулся домой вскоре после того, как высадил Карпентер, но несколько лет спустя она утверждала, что ее алиби было ложным - Закари на самом деле приехал домой на несколько часов позже. Тем не менее не было никаких доказательств причастности Закари к исчезновению Вирджинии Карпентер, и никаких ее следов так и не нашли.

10. Бенджамин Батерст

Бенджамин Батерст был амбициозным 25-летним британским послом. Он был отправлен из Лондона в Вену в 1809 году в надежде на улучшение британо-австрийских отношений. Однако, когда французские вооруженные силы вторглись в Вену, Батерст отправился назад домой. 25 ноября он и его личный камердинер остановились в городе Перлеберг, Германия, и зарегистрировались в White Swan Inn. Батерст намеревался продолжить поездку тем же вечером, после того как его камердинер поменяет лошадей в их повозке. Наконец, приблизительно в 21:00 Батерст узнал, что лошади готовы. Он вышел из своей комнаты, чтобы, по-видимому, направиться к повозке, и исчез.

Два дня спустя пальто Батерста было обнаружено в постройке, принадлежавшей человеку, который работал в White Swan Inn. Мать этого человека утверждала, что нашла пальто в гостинице и принесла его домой, но один свидетель утверждал, что видел, как Батерст шел к постройке тем вечером, когда исчез. Брюки Батерста были скоро найдены в лесистой местности приблизительно в пяти километрах от города. В брюках лежало незаконченное письмо жене Батерста, в котором он выражал свой страх, что не вернется домой в Англию.

Ходили слухи, что французские солдаты похитили Батерста, но правительство отрицало эти обвинения. В 1862 году под домом, который когда-то принадлежал сотруднику White Swan Inn, был найден скелет. Останки не смогли идентифицировать как Бенджамина Батерста, и поэтому его исчезновение остается нерешенной тайной больше 200 лет.

Пропажа целой экспедиции – всегда загадка. Подготовленные люди, полярники, исследователи тропиков, первопроходцы – исчезали при таинственных обстоятельствах. Следы некоторых групп так и не были найдены.

Экспедиция Лаперуза

1 августа 1785 года граф де Лаперуз на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» отправился в рискованное кругосветное путешествие, чтобы систематизировать открытия, сделанные Куком, и наладить торговые отношения с туземными племенами.

За первый год путешествия Лаперуз обогнул мыс Горн, посетил Чили, остров Пасхи и в июле 1786 года дошел до Аляски.

В следующем году исследователь прибыл к берегам Северо-Восточной Азии, и открыл там остров Кельпаэрт.

Затем экспедиция двинулась к Сахалину – найдя пролив, который теперь носит имя графа. В конце 1787 года Лаперуз уже был у берегов Самоа, где потерял 12 человек в стычке с дикарями.

Зимой 1788 года экспедиция передаёт через британских моряков последнее сообщение на родину. Больше их уже никто не видел. Только в 2005 году удалось достоверно идентифицировать место кораблекрушения, однако судьба Лаперуза до сих пор неизвестна. Вместе с ним также погибла и большая часть его записей.

«Террор» и «Эребус»

Эти два британских судна с 129-ю людьми на борту майским утром 1845 года покинули причал Гринхайт. Под руководством сэра Джона Франклина они намеревались исследовать последнее белое пятно на карте канадской Арктики и закончить открытие Северо-Западного прохода.

Уже 170 лет судьба этой экспедиции не даёт покоя учёным и писателям.

Но всё что удалось обнаружить за это время - лишь несколько могил и два зимовочных лагеря.

На основании находок был сделан вывод, что корабли затёрло во льдах, а команда, страдающая от цинги, пневмонии, туберкулёза и жуткого холода, не гнушалась каннибализмом.

Пешком через Австралию

4 апреля 1848 года немецкий исследователь Людвиг Лейхгард вместе с восьмью спутниками двинулся в путь. Он планировал за три года пересечь австралийский материк с востока на запад пешком.

Однако спустя оговоренное время никто из членов этой экспедиции так и не объявился. В 1852 году на поиски отправилась первая команда, за ней последовала вторая, потом третья и так семнадцать лет подряд.

Пока один скитающийся по материку бродяга случайно не обмолвился, что жил несколько месяцев на берегу реки Мулиган с неким Адольфом Классеном.

Когда он узнал, что это один из тех, кого так давно ищут, то отправился на его поиски, но погиб в пути.

И лишь спустя долгое время выяснилось, что Классен почти тридцать лет прожил в плену у дикарей. Они же его и убили примерно в 1876 году. С ним погибла и последняя надежда узнать о судьбе Лейхгарда и его экспедиции.

В поисках Арктиды

В 1900 году барон Эдуард Васильевич Толль на шхуне «Заря» отправился в экспедицию по поиску новых островов в Арктике. Толль также свято верил в существование так называемой Земли Санникова и хотел стать её первооткрывателем.

В июле 1902 года барон, в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках достигнуть заветной Арктиды.

Туда же через два месяца должна была подойти «Заря».

Однако из-за плохой ледовой обстановки корабль получил повреждения и вынужден был уйти в Тикси. На следующий год под руководством, тогда ещё лейтенанта, Колчака была собрана спасательная экспедиция.

Они обнаружили стоянку Толля, а также его дневники и записи. Из них следовало, что исследователи решили не дожидаться «Зари» и продолжили путь самостоятельно. Других следов этих четырёх человек так и не нашли.

Геркулес

Это небольшое зверобойное судно, на котором в 1912 году опытный полярник Владимир Александрович Русанов вместе с членами своей экспедиции отправился к острову Шпицберген, чтобы раньше других стран закрепить за Россией право на добычу там полезных ископаемых.

Всё прошло удачно. Но по неизвестным причинам Русанов решил возвращаться через северо-западную оконечность Новой Земли, а если уцелеет судно, то идти на восток до первого встречного острова. Телеграмма с его намерениями стала последней весточкой с «Геркулеса».

Только в 1934 году на одном из островов близь берега Харитона Лаптева был обнаружен столб с вырезанной надписью «Геркулес 1913». А на соседнем острове были найдены вещи с Геркулеса: мореходная книжка, записи, куски одежды и т.д. Но тел членов экспедиции так и не нашли.

Главная цель «Z»

В 1925 году на просторах слабоизученного района Мату-Гросу пропала экспедиция из трёх человек: полковника Персиваля Фосетта, его сына Джека и их друга Рейли Реймилома. Все они отправились на поиски некоего затерянного города, который сам Фоссет называл «Z».

Многое в этой экспедиции окутано тайной. Её финансировала некая группа лондонских предпринимателей под названием «Перчатка».

Сам полковник, в случае пропажи, просил их не искать, так как все экспедиции постигнет та же участь.

В последнем сообщении от группы исследователей описывалось, как они продираются сквозь заросли, карабкаются в горы и переправляются через реки и что, по сути, это всё очень скучно.

Больше про этих трёх людей никто ничего не слышал. Сейчас ходят разные слухи, начиная с того, что всех их съели индейцы каннибалы, которые здесь не редкость, и заканчивая тем, что Фосетт нашёл город «Z», познакомился с его жителями и не захотел возвращаться назад.

Группа Леонтьева

Летом 1953 года прервалась связь с тувинской экспедицией Льва Николаевича Леонтьева. На месте её последней стоянки поисковики обнаружили ещё тлеющее кострище, палатки и полный комплект снаряжения.

Однако ни людей, ни лошадей в лагере не было. Единственные следы копыт вели из леса в лагерь. На поиски отправились все находящиеся поблизости экспедиции. Но они закончились провалом. Группа Леонтьева до сих пор числится пропавшей, а на просторах Интернета всё ещё гуляет множество теорий, связанных с её исчезновением.

Довольно занимательный фильм, и хоть мне его стилистика не импонирует, считаю, что не помешает написать пару слов. Не знаю, почему он не был популярен в Союзе и не особо известен сейчас. Изъянов в этом и следующем фильме («Золотая речка») гораздо меньше, чем во многих любимых народом приключенческих пустышках.

По сути, оба фильма — художественное переложение настроений в разных слоях общества в первой четверти XX века. Произведения наполнены простыми символами, читать которые легко и приятно. Они также посвящены очень сложным взаимоотношениям между социальными классами, и постоянная борьба и трагизм заставляют в должной мере задуматься. Эти составляющие как бы предполагают причастность к «поэтичному кино»; или (в худшем случае) к пафосному. Однако ни от Довженко, ни от Эйзенштейна у постановки ничего нет.

Актёры играют очень живо, в духе соцреализма, и действительно изо всех сил стараются, чтобы им верили. И таковое их рвение, признаться, несколько перебивает поэтичный настрой заложенных идей. Если добавить к этому динамичный сюжет, постоянное чередование сцен насилия с диалогами и отсутствие достаточно долгих пауз, чтобы зрителю пережить описываемую на экране катастрофу, — выходит, что постановка становится излишне развлекательной и мешает сопереживать действующим силам и образам. Но это лично для меня, и возможно, вы этого вообще не заметите, либо не посчитаете недостатком.

Перейду к символизму. По сути женский персонаж только один — юная девушка, дочь интеллигента. Обычно такой, выставляемый в центр и окружённый борьбой, женский образ обозначает страну. (Есть ещё одна женщина, за которую в самом начале сражаются честный человек и бесчестный — похоже, имеется в виду постоянная борьба таковых людей в народе.) Итак, вокруг прелестной девушки красные революционеры, белые офицеры, простые люди из народа, бывшие белые офицеры, рвущиеся в бой дети… Конечно же, хорошие и честные люди любят свою страну, суть молодую красавицу, и хотят сделать её счастливой.

Все эти герои идут сквозь тьму бушующей гражданской войны, то есть сквозь неведомую тайгу, к заветному кладу — золотому месторождению. Приземлённые и недалёкие крестьяне (или как их назвать? представители народа, в общем, движимые эгоистичными мотивами) не всегда разделяют благородные цели руководителей экспедиции. И постоянно в походе разворачивается борьба за светлое будущее, за идеалы, за принципы, за благосклонность и благополучие других людей или собственную наживу; в конце концов даже борьба за жизнь и будущее. И, как и страна из настоящей революции, неведомо, выйдет ли героиня из всего этого живой.

Пусть вас не смущает моё яркое описание в других условиях абсолютно «бытового» приключенческого сюжета. Пафос в действие привносится строго тогда, когда нужно, и не превращает кинокартину в постылую агитацию. Образы, конечно, выпячены (это нормальное явления для приключенческого кинематографа), но не далеки от реальности: идеалисты живут идеями, а деревенский мужик может и топориком рубануть, чтоб нажиться.

Итого: неожиданно хорошее, одновременно в меру глубокое и наивное произведение, которое даже может заставить задуматься, но в некоторой мере само мешает этому. Ругать особо, в общем-то, не за что ругать, но и однозначно советовать его я не могу — возможно, вам тоже не понравится галопный ритм. Так что я бы рекомендовал посмотреть первые полчаса и потом уже сделать вывод: досмотреть до конца обе серии «Пропавшей экспедиции» плюс «Золотую речку» или бросить. Никаких чрезвычайных идейных посылов и неожиданностей фильмы не несут, но написаны и сняты достаточно качественно, чтобы выйти за рамки бессмысленных приключенческих рассказов в разряд приятного художественного кино.

Тайны пропавших экспедиций Ковалев Сергей Алексеевич

Где пропал Н-209?

Где пропал Н-209?

В 1946 году исландские рыбаки, промышлявшие у Гренландии, нашли вмерзшие в лед доски от ящиков, на которых по–русски выжжено «август 1937». Возможно, это был обломок ящика с борта исчезнувшего самолета «СССР Н-209»? Но найти ответ на этот вопрос не удалось и сегодня. Меж тем этот будущий рекордный полет начинался весьма буднично: ничего не предвещало катастрофы.

Заканчивался знойный день 12 августа 1937 года, но на подмосковном аэродроме в Щелково все еще было многолюдно. Летчики, механики, журналисты и гости собралась у изящного темно–синего четырехмоторного самолета, на крыльях которого красовались большие опознавательные знаки «СССР–Н-209». Столь необычная для воздушных машин окраска была выбрана с расчетом, что ее корпус будет сильнее поглощать солнечный свет, а это, в свою очередь, позволит не устанавливать в самолете систему отопления. Кому пришла такая идея? И сегодня это остается загадкой. Но, возможно, уже через несколько дней эта новация безымянного конструктора ускорила гибель экипажа Леваневского? А пока механики суетились вокруг самолета, стараясь быстрее закончить приготовление машины к полету. Д ело в том, что летчики стараются не вылетать на задания в понедельник и 13–го числа. Так было и на этот раз. Несмотря на быстро надвигающиеся сумерки, было решено не переносить вылет на утро, а стартовать до полуночи, и ни минутой позже. В это время командир экипажа Герой Советского Союза Сигизмунд Леваневский, внешне не замечая предполетную суету технарей, отвечал на вопросы окруживших его журналистов, перемежая ответы удачными шутками.

1937 год стал годом значительных успехов СССР по части сверхдальних воздушных перелетов.

Сначала в мае состоялась большая воздушная экспедиция под руководством Отто Шмидта, которая на 4 тяжелых самолетах высадила научный десант на Северный полюс. Она еще находилась в высоких широтах, как в трансарктический рейс через Северный полюс вылетел экипаж Валерия Чкалова на одномоторном самолете АНТ-25. А спустя три недели на таком же самолете полетел Михаил Громов.

Леваневский задумал трансарктический перелет еще в 1933 году, когда пришел в полярную авиацию. Но только через 4 года он сумел реализовать свои замыслы.

Подготовка Н-209 к сверхдальнему перелету велась в сжатые сроки. На самолете установили новые трехлопастные винты с антиобледенительной системой, загрузили в фюзеляж надуваемые воздухом матерчатые мешки на случай аварийной посадки в океане и неприкосновенный запас продовольствия. Туда же загрузили нарты, лыжи, шестиместную палатку, 4 спальных мешка, коммерческий груз и почту. Правда, осмотрев груз на борту, ради увеличения запаса горючего Леваневский приказал выбросить 5 мешков продовольствия. Экипаж состоял из шести человек: командир экипажа, второй пилот Николай Кастанаев, штурман Виктор Левченко, бортинженер Григорий Побежимов, механик Николай Годовиков и радист Николай Галковский. Надо отметить, что Леваневский подобрал прекрасно подготовленный к арктическим полетам экипаж. Так, штурман Левченко (1906-1937) в экипаже Леваневского был опытным арктическим специалистом. После окончания Высшего военно–морского училища им. М. В. Фрунзе (1928) и переподготовки в Школе морских летчиков (1929) он принял участие в Северо–Восточной комплексной экспедиции. Начиная с 1933 года, он постоянно летал на ледовую разведку Арктики, а в 1936 году участвовал в перелете из Лос–Анджелеса в Москву. Бортинженер Григорий Побежимов (1897-1937) в 1926 году участвовал в первом полете на остров Врангеля. С 1930 года в составе экипажей летчиков Бориса Чухновского, Анатолия Алексеева и Василия Молокова участвовал в исследовании Карского моря, бассейнов рек Лена и Енисей.

Около 18 часов 12 августа были закончены последние приготовления к полету. Короткое прощание, дружеские объятия, и в 18.15 темно–синий самолет взлетел и взял курс на север.

До полюса Н-209 должен был повторить полет по трассе Валерия Чкалова и Михаила Громова: Архангельск - Баренцево море - остров Рудольфа (архипелаг Земля Франца–Иосифа). Перелетев Северный полюс, он должен был повернуть на курс вдоль 148 западного меридиана и приземлиться на Аляске. За 10 минут до полуночи по расчетам самолет прошел остров Моржовец. Зрительное ориентирование было затруднено, так как уже на 2 тысячах метров была сплошная кучевая облачность. И в этом не было ничего удивительного: высокие широты пересекал мощный циклон Н-209 пришлось подниматься все выше и выше, а это требовало заметного увеличения драгоценного горючего. Наконец стрелка высотомера застыла на отметке 6 тысяч метров. Встречный ветер усилился и перешел в ураганный. Один за другим, как морские волны, налетали на самолет Леваневского атмосферные фронты, моторы работали в форсированном режиме, но путевая скорость падала с каждым часом. Экипаж включился в кислородные маски.

Около 14 часов новых суток Галковский передал радио: «Пролетаем полюс. От середины Баренцева моря все время мощная облачность. Высота - 6100 метров. Температура-минус 35 градусов. Стекла кабины покрыты изморозью. Ветер местами 100 километров в час. Сообщите погоду в США. Все в порядке». На такой высоте скорость ветра была соизмерима со скоростью самого Н-209.

Но отсчет километров вдоль 148–го меридиана начался. Но не минуло и часа, как в 14.32 по московскому времени пришла 19–я радиограмма Галковского, переполошившая весь штаб перелета. Вот как ее содержание пересказал известный советский полярный историк Михаил Белов в своем труде «История открытия и освоения Северного морского пути»: «Крайний правый мотор выбыл из строя из?за порчи маслопровода. Высота 4600м Идем в сплошной облачности. Ждите». Озабоченность штаба нарастала. Вся центральная часть Арктики была охвачена мощным циклоном, центр которого находился примерно в 300 километрах к юго–востоку от Северного полюса. А что несет с собой циклон? Это, во–первых, мощная многокилометровая облачность. Во–вторых - это сильные, порой противные ветры, скорость которых увеличивается с подъемом самолета. При этом три мотора Н-209 потребляли горючего больше, чем четыре, - неизбежная плата за попытку удержать перегруженную машину на максимально возможной высоте.

Явно самолет Леваневского начал терять высоту. А значит, вошел в облачность, началось обледенение, труднее стало управлять самолетом, возможна потеря связи. Реальное спасение - начать снижение, пробить облачность, осмотреться и в случае необходимости садиться на льдину. Такая радиограмма и была послана на Н-209. Но Галковский не ответил. Все наземные станции удвоили внимание. Но радиограмма от Леваневского за № 19 стала последней ясно принятой весточкой от экипажа.

Несколько часов спустя в Якутске и на мысе Шмидта приняли неразборчивое радиодонесение, состоявшее из нескольких отрывочных фраз. Слышимость была настолько плохой, что отдельные буквы и слова не ложились в связный текст. Затем связь с Н-209 оборвалась, и на Аляске Н-209 не приземлился.

Некоторое время надежду найти пропавший экипаж оставляла концовка радиограммы с Н-209, которую не получила радиостанция Тикси, зато получила радиостанция в американском Анкоридже. Концовка 19–й радиограммы звучал так: «… Посадку будем делать в 3400». У штурмана Левченко квадрат 34 с координатами 70-75 градусов северной широты и 85-115 градусов западной долготы приходился на район Канадского архипелага: острова Виктория и Принца Уэльского. Кроме того, при передаче радиограммы могло проявиться искажение, и цифра «34» в действительности была цифрой «64».

Зато начались поиски по маршруту. Все поисковые планы исходили из того, что пропавшая машина может находиться в любой точке вдоль 148–го западного меридиана, начиная от 88–й северной параллели. Ледокол «Красин» и пароход «Микоян» поспешили к мысу Барроу на Аляске. Туда же вылетели на двухмоторных самолетах летчики Василий Задков и Алексей Грацианский. Три четырехмоторных ТБ-3 под командованием начальника полярной авиации М. Шевелева отправились на остров Рудольфа для обследования района Северного полюса. Всего на розыскные работы было направлено 15 советских самолетов, да 7 иностранных самолетов взлетели с Аляски. Однако их пришлось быстро посадить на аэродромы. В первые дни после исчезновения Н-209 полярные радиостанции Главсевморпути, разбросанные по всему арктическому побережью, неоднократно наблюдали работу неисправной радиостанции в волновом диапазоне самолета Леваневского.

Вновь вернемся к вышеназванному труду М. И. Белова: «Принято считать, что на этом радиосвязь с самолетом «СССР Н-209» была прервана и что, попав в сильное обледенение вскоре после этой последней радиограммы, он упал на лед и разбился. Однако имеется по крайней мере еще два сообщения с борта самолета Леваневского, которые не принимаются в расчет. Первую из них приняла мощная якутская станция в 15 ч. 58 мин., т. е. через 1 ч. 24 мин. после сообщения о выходе из строя правого мотора. Текст телеграммы гласил: «Все в порядке (это означало: или самолет сел на льдину, или мотор починили. - Авт. ) Слышимость LR (очень скверная. - Авт. ). А еще через 1 ч. 55 мин., в 17 ч. 53 мин., радиостанция мыса Шмидта получила на волне самолета СССР Н-209 следующую радиограмму: «Как меня слышите? LR Ждите». В последующие дни радисты Арктики улавливали слабые позывные морзянки на волне самолета, но разобрать их смысл не смогли. Последний раз волну самолета СССР Н-209 слушали 22 августа». Длительное время складывалось впечатление, что экипаж жив и тщетно пытается выйти на связь с Большой землей, передавая свои координаты. Советский Наркомат связи обратился ко всем радиолюбителям СССР и США с просьбой вести непрерывные наблюдения за эфиром. Каждый день на рабочий стол руководителя Главсевморпути Отто Шмидта ложились десятки сообщении.

Лишь 14 сентября, спустя месяц после исчезновения Н-209, звено Шевелева добралось до своей будущей базы. И только 7 октября флагманский самолет под управлением М. Водопьянова смог вылететь в центральную часть Арктического бассейна и вместе со своими самолетами выполнить сюда несколько полетов. До наступления полярной ночи рейды со стороны Аляски совершили только три самолета: Грацианского, Задкова и американца Уилкинса. Однако все они проходили в крайне сложных условиях: при плохой видимости, дожде, туманах и снегопадах. Понимая, что важен каждый час, поисками пытались охватить, как можно больший район: центральную часть Арктического бассейна и побережье Аляски. Противоречивые сведения, будоражившие воображение, постоянно поступали из разных мест Арктики. С судна «Наскопи» видели красные сигнальные ракеты в районе магнитного полюса. Эскимосы с острова Бартер (побережье Аляски) слышали шум моторов низко пролетавшего самолета вечером 13 августа. Спустя сутки после исчезновения Леваневского, в 12.25 14 августа, радиостанция Главсевморпути захватила конец передачи неизвестной радиостанции на волне 26 метров, по тону похожей на «РЛ» (позывные Н-209).

16 августа поступило сообщение из Иркутска: «В 11 часов 23 минуты по 11 часов 30 минут на волне 26.54 метра слышали сигналы неисправно работающего передатчика. Начало работы и окончание - в соответствии с аварийным расписанием Разобрать что?либо невозможно, но по характеру и продолжительности сигналов похоже на РЛ». Были и другие сообщения.

В начале октября на Землю Франца–Иосифа перебазировался новый авиационный отряд под командованием известного полярного летчика Бориса Чухновского. Его летчики на четырех тяжелых машинах, оборудованных специальными прожекторами для подсветки льдов, должны были сменить в Арктике группу Шевелева. Однако и этому отряду не удалось найти Н-209. Сначала поискам помешала непогода, которая два месяца держала советские и иностранные самолеты на аэродромах ЗФИ и Аляски. Лишь в январе 1938 года американский летчик Уилкинс совершил бросок в район полюса со стороны Аляски, а в марте - повторил его. Но все было тщетно.

Проходили месяцы 1938 года, а с ними таяла и надежда отыскать пропавший экипаж. За прошедшие 70 лет появилось множество различных предположений, гипотез о судьбе исчезнувшего экипажа. Но никто даже не приблизился к разгадке тайны.

Любопытную версию приводят в книге «По следам «таинственных путешествий»» ее авторы Дмитрий Алексеев и Павел Новокшонов:

«Каким был действительный курс Леваневского, мы достоверно не знаем. В нашем распоряжении только несколько обрывочных радиограмм, принятых 12 августа в Якутске (15 часов 58 минут), в Анкоридже (17 часов 26 минут), на мысе Шмидта (17 часов 57 минут) и в первые дни после исчезновения самолета. Информация, прямо скажем, скудна. Но и ее оказалось достаточно, чтобы сделать интересные предположения.

Физик Леонид Куперов доказал, что сообщения, принятые в Якутске и на мысе Шмидта, действительно были переданы с борта самолета! Более того, по этим радиограммам ему удалось определить и возможный район приземления Н-209. Он находился к северу от Новосибирских островов между 80 и 83–м градусами северной широты и 140-160–м градусами восточной долготы.

…район является наиболее вероятным местом вынужденной посадки по следующим причинам. Прежде всего путь следования к этому месту с курса 148 градусов западной долготы нигде не пересекается с зонами уверенного приема на 26 метрах (рабочая длина волны бортового радиопередатчика находилась в районе 36 и 26 метров, аварийная - 19 метров. 13 августа 1937 года работа велась в диапазоне 26 метров. - Авт. ) Район удален от меридиана 148 градусов западной долготы, около которого производились поиски. Поисковые полеты самолетов проходили, по крайней мере, восточнее меридиана мыса Барроу, и для них все четыре района находились в зоне молчания на аварийной волне 19 метров.

А ведь поиски в районах северной части Аляски и Канадской Арктики могли привести к успеху.

Так, 25 апреля 1938 года в Вашингтон было передано сообщение сержанта корпуса связи США Стенли Моргана. Оно было весьма любопытным. Американский сержант рассказал, что 19 или 20 августа 1937 года 3 жителя из селения Оликтова (140 миль к юго–востоку от мыса Барроу) увидели возле острова Тэтис предмет, похожий на летящий самолет. Сначала был слышен шум моторов, потом показался сам большой предмет, двигавшийся на запад. Он коснулся два или три раза поверхности и с сильным всплеском исчез среди волн бухты Гаррисона. На следующий день в этом месте появилось большое масляное пятно, которое оставалось заметным здесь еще более недели.

Летом того же года на Аляске работала экспедиция доктора Хомера Келлемса, установившая в эти же дни памятник американскому пилоту Вилли Посту, разбившемуся возле мыса Барроу тремя годами раньше. Все тот же сержант Морган предложил Келлемсу осмотреть бухту Гаррисона и побережье острова Тэтис. Экспедиционное судно «Пандора» быстро достигло назначенного района и приступило к осмотру акватории бухты. Одновременно с помощью крюков–кошек они внимательно осмотрели дно, где магнитный компас указал на присутствие на дне металла. На месте находки был сброшен буй, но до логического конца поисковую работу довести не удалось, так как закончилось короткое полярное лето. В дальнейшем, если машина Леваневского упала на малые глубины, то она могла вмерзнуть, а затем вместе со льдом уйти в океан. Либо - разбиться во время движения льдов по бухте. Если же она упала на большие глубины, то и сегодня лежит на месте катастрофы. Неразбериха с числами дня падения самолета не является основанием, чтобы не верить рассказам эскимосов».

Вспомним, что в американском городе Анкоридж приняли концовку 19–й радиограммы с Н-209, которая звучала так: «…Посадку будем делать в 3400». Откровенная несогласованность поисковых действий между СССР и США привели к тому, что эту фразу в Москве даже не рассматривали. Либо - получили ее от американской стороны, но не обратили на нее достаточного внимания. Меж тем, вышеуказанная цифра «34» может указывать на район, находящийся в границах треугольника, имеющего вершинами канадские острова Принс–Патрик, Виктории и Принца Уэльского, которые вдвое ближе от места выхода из строя мотора Н-209, чем Аляска, где искали пропавший самолет. Но почему?то в «Канадском треугольнике» искать самолет Леваневского… не стали. Весьма любопытно, что, по информации вышеупомянутых Д. Алексеева и П. Новокшонова, «14 августа 1937 года корреспондент ТАСС сообщил из Нью–Йорка: «…корпус связи заявил, что радиостанция в Анкоридже на Аляске перехватила в 14 часов 44 минуты по гринвическому времени сообщение с самолета. В этом сообщении говорилось: «Не имеем ориентировки. Затруднение с передатчиком»», А это может указывать на то, что штурман Виктор Левченко только предположительно знал направление и скорость ветрового и общего сноса самолета. Это сегодня мы знаем, что этот снос был западным и отклонял Н-209 от курса на несколько десятков километров за каждый час полета. К тому же асимметрия исправно работающих двигателей - два слева, один справа - еще дальше уводила самолет вправо от намеченного курса. Каким курсом вел свой самолет Леваневский, мы достоверно не знаем и сегодня, но вполне реально, что он мог привести Н-209 в вышеназванный «треугольник». Причем даже если они до него не долетели, то не обязательно сразу же упали на дно Канадской впадины.

В марте 1946 года к северо–востоку от острова Врангеля советские полярные летчики обнаружили громадный ледяной остров площадью в 600 квадратных километров. Такой же по площади остров был обнаружен известным полярным летчиком Ильей Мазуруком через два года, в апреле 1948 года, на долготе Берингова пролива. Еще через два года, правда, меньший ледяной остров, площадью примерно 100 квадратных километров, сфотографировал экипаж полярного летчика Виктора Петрова. Позднее эти острова были обнаружены американскими полярными летчиками и поименованы ими как Т-1, Т-2, Т-3 соответственно. По внешнему виду они также приняли их за настоящие ледяные острова, которые… меняли свои координаты. На подобный остров мог приледниться и самолет Леваневского, а затем, пройдя параллельно северным берегам Канадского архипелага по направлению к мысу Барроу, возможно, вернулся к мысу Колумбия. Но к этому времени в мире разразилась Вторая мировая война и у СССР и США появились совсем иные заботы. К тому же, допустим, этот остров стал разрушаться, и в конце концов растаял окончательно. Только сейчас последние следы Н-209 и его несчастного экипажа ушли на дно Чукотского моря или моря Бофорта? А может, и возле Гренландии? Но пока известно, что 13 сентября 1937 года в Охотском море радист парохода «Батум» принял на волне 54 метра странную радиограмму: «Широта 83 градуса норд, долгота 179 градусов вест РЛ…» Быть может, это и был последний зов погибающего экипажа?

Пропажа целой экспедиции – всегда загадка. Подготовленные люди, полярники, исследователи тропиков, первопроходцы – исчезали при таинственных обстоятельствах. Следы некоторых групп так и не были найдены.

Экспедиция Лаперуза

1 августа 1785 года граф де Лаперуз на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» отправился в рискованное кругосветное путешествие, чтобы систематизировать открытия, сделанные Куком, и наладить торговые отношения с туземными племенами.

За первый год путешествия Лаперуз обогнул мыс Горн, посетил Чили, остров Пасхи и в июле 1786 года дошел до Аляски.

В следующем году исследователь прибыл к берегам Северо-Восточной Азии, и открыл там остров Кельпаэрт.

Затем экспедиция двинулась к Сахалину – найдя пролив, который теперь носит имя графа. В конце 1787 года Лаперуз уже был у берегов Самоа, где потерял 12 человек в стычке с дикарями.

Зимой 1788 года экспедиция передаёт через британских моряков последнее сообщение на родину. Больше их уже никто не видел. Только в 2005 году удалось достоверно идентифицировать место кораблекрушения, однако судьба Лаперуза до сих пор неизвестна. Вместе с ним также погибла и большая часть его записей.

«Террор» и «Эребус»

Эти два британских судна с 129-ю людьми на борту майским утром 1845 года покинули причал Гринхайт. Под руководством сэра Джона Франклина они намеревались исследовать последнее белое пятно на карте канадской Арктики и закончить открытие Северо-Западного прохода.

Уже 170 лет судьба этой экспедиции не даёт покоя учёным и писателям.

Но всё что удалось обнаружить за это время - лишь несколько могил и два зимовочных лагеря.

На основании находок был сделан вывод, что корабли затёрло во льдах, а команда, страдающая от цинги, пневмонии, туберкулёза и жуткого холода, не гнушалась каннибализмом.

Пешком через Австралию

4 апреля 1848 года немецкий исследователь Людвиг Лейхгард вместе с восьмью спутниками двинулся в путь. Он планировал за три года пересечь австралийский материк с востока на запад пешком.

Однако спустя оговоренное время никто из членов этой экспедиции так и не объявился. В 1852 году на поиски отправилась первая команда, за ней последовала вторая, потом третья и так семнадцать лет подряд.

Пока один скитающийся по материку бродяга случайно не обмолвился, что жил несколько месяцев на берегу реки Мулиган с неким Адольфом Классеном.

Когда он узнал, что это один из тех, кого так давно ищут, то отправился на его поиски, но погиб в пути.

И лишь спустя долгое время выяснилось, что Классен почти тридцать лет прожил в плену у дикарей. Они же его и убили примерно в 1876 году. С ним погибла и последняя надежда узнать о судьбе Лейхгарда и его экспедиции.

В поисках Арктиды

В 1900 году барон Эдуард Васильевич Толль на шхуне «Заря» отправился в экспедицию по поиску новых островов в Арктике. Толль также свято верил в существование так называемой Земли Санникова и хотел стать её первооткрывателем.

В июле 1902 года барон, в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках достигнуть заветной Арктиды.

Туда же через два месяца должна была подойти «Заря».

Однако из-за плохой ледовой обстановки корабль получил повреждения и вынужден был уйти в Тикси. На следующий год под руководством, тогда ещё лейтенанта, Колчака была собрана спасательная экспедиция.

Они обнаружили стоянку Толля, а также его дневники и записи. Из них следовало, что исследователи решили не дожидаться «Зари» и продолжили путь самостоятельно. Других следов этих четырёх человек так и не нашли.

Геркулес

Это небольшое зверобойное судно, на котором в 1912 году опытный полярник Владимир Александрович Русанов вместе с членами своей экспедиции отправился к острову Шпицберген, чтобы раньше других стран закрепить за Россией право на добычу там полезных ископаемых.

Всё прошло удачно. Но по неизвестным причинам Русанов решил возвращаться через северо-западную оконечность Новой Земли, а если уцелеет судно, то идти на восток до первого встречного острова. Телеграмма с его намерениями стала последней весточкой с «Геркулеса».

Только в 1934 году на одном из островов близь берега Харитона Лаптева был обнаружен столб с вырезанной надписью «Геркулес 1913». А на соседнем острове были найдены вещи с Геркулеса: мореходная книжка, записи, куски одежды и т.д. Но тел членов экспедиции так и не нашли.

Главная цель «Z»

В 1925 году на просторах слабоизученного района Мату-Гросу пропала экспедиция из трёх человек: полковника Персиваля Фосетта, его сына Джека и их друга Рейли Реймилома. Все они отправились на поиски некоего затерянного города, который сам Фоссет называл «Z».

Многое в этой экспедиции окутано тайной. Её финансировала некая группа лондонских предпринимателей под названием «Перчатка».

Сам полковник, в случае пропажи, просил их не искать, так как все экспедиции постигнет та же участь.

В последнем сообщении от группы исследователей описывалось, как они продираются сквозь заросли, карабкаются в горы и переправляются через реки и что, по сути, это всё очень скучно.

Больше про этих трёх людей никто ничего не слышал. Сейчас ходят разные слухи, начиная с того, что всех их съели индейцы каннибалы, которые здесь не редкость, и заканчивая тем, что Фосетт нашёл город «Z», познакомился с его жителями и не захотел возвращаться назад.

Группа Леонтьева

Летом 1953 года прервалась связь с тувинской экспедицией Льва Николаевича Леонтьева. На месте её последней стоянки поисковики обнаружили ещё тлеющее кострище, палатки и полный комплект снаряжения.

Однако ни людей, ни лошадей в лагере не было. Единственные следы копыт вели из леса в лагерь. На поиски отправились все находящиеся поблизости экспедиции. Но они закончились провалом. Группа Леонтьева до сих пор числится пропавшей, а на просторах Интернета всё ещё гуляет множество теорий, связанных с её исчезновением.

Похожие публикации