Энциклопедия пожаробезопасности

Прелесть - это что такое? Значение, синонимы и примеры. Прелесть духовная

Смотри, я хочу, чтобы ты точно знал о прелести, остерегался ее и чтобы, водимый неведением, крупно не повредил себе и не погубил своей души. Свободный выбор человека легко склоняется к сообществу с врагами, особенно у неопытных, как наиболее преследуемых ими. Вблизи и вокруг новоначальных и своевольных бесы обыкновенно развертывают сети помыслов и гибельных мечтаний и приготовляют рвы падений, так как душевный город их — под властью иноземцев. И не надобно удивляться, если кто-либо из неопытных обольщен, или впал в исступление ума, или принял и принимает прелесть, или увидел чуждое истины, или говорит неуместное по неопытности и неведению. Иной, часто распространяясь об истине, невежественно и незаметно говоря одно вместо другого, не в состоянии правильно сказать, как обстоит то или иное дело. Он многих устрашает, а на безмолвников наводит порицание и смех своей безумной деятельностью. И нет ничего удивительного в том, что какой-нибудь новоначальный после многих трудов впадает в прелесть. Это случалось со многими ищущими Бога теперь и прежде.

Память о Боге, или умная молитва, выше всех родов деятельности. Она, как и любовь Божия, является главой добродетелей. Но безстыдно и нагло желающий войти к Богу и чисто исповедать Его и усиливающийся приобрести Его в себе, если будет попущено свыше, легко умерщвляется теми — разумею демонов, — так как самонадеянно и дерзко ищущий несогласного с личным состоянием влечется тщеславно к достижению искомого преждевременно. Сжаливающийся над людьми Господь, часто обращая внимание на то, как мы дерзки в самовозвышениях, не попускает нам быть испытываемыми, чтобы каждый, познав свое самомнение, возвратился к истинному подвижничеству сам и прежде чем стал позором и смехом для демонов и плачем для людей, особенно когда кто ищет этого дивного дела с долготерпением, смирением и более всего с подчинением и спрашиванием опытных, чтобы незаметно вместо пшеницы не пожать терния или горького вместо сладкого и вместо спасения не найти бы погибели.

Сильным и совершенным свойственно одним всегда бороться с демонами и против них непрерывно простирать духовный меч, которым служит слово Божие (см.: Еф. 6, 17). Немощные же и новоначальные, как крепостью, пользуются благоговейным бегством, со страхом избегают единоборства и, не отваживаясь на него преждевременно, этим спасаются от смерти. Ты же, если, успешно безмолствуя, ожидаешь быть с Богом, никогда не принимай чего-либо чувственного или духовного, представляющегося вне или внутри тебя, хотя бы то образ Христа, или по-видимому ангела, или облик святого, или хотя бы в уме просвечивал и мечтательно напечатлевался свет. Ум и сам по себе имеет природную способность мечтать. Он легко может строить образы того, чего домогается у не внимающих тщательно этому и тем самому себе причиняет вред. Такое воспоминание доброго и злого обычно внезапно формирует умственные образы и ведет к мечтательности.

Отсюда подобный человек произвольно становится мечтателем, а не безмолвником. Потому будь внимателен, не веришь ли ты чему-либо в силу быстрого увлечения, прежде спрашивания и многого исследования, хотя бы то казалось добрым, чтобы не получить вреда. Всегда оставайся негодующим на мечтания, сохраняя свой ум постоянно бесцветным, безвидным и бесформенным. Часто многим причиняло вред и посланное Богом к испытанию для венца. Наш Господь желает испытать, куда склоняется наш свободный выбор. Но усмотревший что-либо мысленно или чувственно и принимающий то без совета опытных, пусть явление было и по воле Божией, легко прельщается или прельстится в будущем, как воспринимающий все необдуманно.

Новоначальному надобно быть внимательным к сердечной деятельности, как необманчивой, все же другое не принимать до момента умиротворения страстей. Бог не негодует на того, кто, строго внимая себе, во избежание прелести не примет знамений от Него без спрашивания опытных и многого исследования, но более восхваляет его, как мудрого, хотя на некоторых и негодовал. Впрочем, спрашивать надлежит не всех, но одного того, кому вверено управление другими, кто блистает жизнью и, будучи, по Писанию, бедным, многих обогащает (см.: 2Кор. 6,10). Было немало неопытных руководителей, повредивших многим неразумным, за которых по смерти выдержат они суд. Право руководить других принадлежит не всем, но лишь тем, которым дано божественное рассуждение, или, по апостолу, различение духов (1Кор. 12,10), разделяющее мечом слово худшее от лучшего.

Каждый обладает своим разумом и естественным деятельным или научным рассуждением, но не все имеют духовное рассуждение. Поэтому премудрый Сирах сказал: «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи». (Сир. 6, 6). Не мал труд — найти руководителя, не заблуждающегося ни в словах, ни в делах, ни в размышлениях. Чужд ли кто прелести, это выясняется в том, имеет ли он на деятельность и на ее понимание свидетельства от Божественных Писаний, смиренномудрствуя в том, о чем ему надлежит рассуждать. Отчетливо же постигнуть истину и быть чистым от несовместимого с благодатью — труд не малозначительный, потому что диаволу обычно показывать свою прелесть в виде истины, особенно новоначальным, и преобразовывать свое коварное в духовное.

Вследствие этого усердно стремящийся в безмолвии достигнуть чистой молитвы должен идти к своей цели путем спрашивания опытных и в великом трепете и печали, непрерывно оплакивая собственные грехи, скорбя о них и страшась адского мучения, отпадения от Бога и разлучения с Ним теперь и в будущем веке. Когда диавол увидит кого-либо живущим в плаче, то не медлит там, опасаясь смирения, производимого плачем. Если же кто с самомнением мечтает достигнуть высокого, приобретши сатанинское, а не истинное желание, то такового, как своего служителя, сатана беспрепятственно опутывает своими сетями. Потому хранение в молитве и плача является величайшим оружием против того, чтобы от радости молитвы не впасть в самомнение, но, избрав себе в удел утешительную печаль, соблюсти себя невредимым.

Что такое прелесть и как с ней бороться?

Прелесть - это состояние духовного прельщения, когда человек ложь принимает за истину.

Только тот, кто достиг духовного совершенства, стал святым, избавился от прелести, остальные в той или иной мере пребывают в ней. Вот человек пришел к Богу, начал читать Священное Писание, молиться, он уже себя начинает превозносить над другими, своей жизнью хвалиться, тщеславиться (тайно или явно) - вот он уже и в прелести. Как узнать, человек в прелести или нет? Попробуйте задеть день и ночь молящегося за живое место - если он сразу вспыхнет, начнет нервничать, обидится - значит он в прелести. Обычно все, кто в прелести, начинают себя над другими превозносить, осуждать ближних: "Я молитвенник, постник, а вы лентяи, моими молитвами живете". Избави нас, Господь, от такого состояния!

Как попадают люди в прелесть?

Знаете, как хитро диавол улавливает в свои сети? Я в 1978 году крестил одну женщину, дал ей правило: что читать и делать. Говорю: "Каждый день читай по 500 раз молитву Иисусову, делай по 50 земных поклонов". (Эта женщина в церковь уже ходила; я как- то стал допытываться, и оказалось, что она некрещеная - ее крестили в католической церкви). Через некоторое время приезжает и говорит: "Благословите мне больше поклонов делать". - "Ну, - говорю,- делай 100 поклонов". - "А можно 1000 раз читать Иисусову молитву?". - "Можно. Бог благословит". Через некоторое время приехала и попросила 3000 молитв Иисусовых. Благословил, спрося: "Тебе сил хватает?" - "Хватает". И все. Мы с ней встречались раз-два в год. Она приезжала, всегда молчала, вся в молитве пребывала. Ни с кем особо не разговаривала. Так вот приедет - и уедет. А потом однажды (было это в с. Красном, недалеко от Палеха) мы собрались на день Ангела всех Наталий. Собралось Наталий человек восемь. Эта женщина взяла и села первая за столом, под иконами. Я говорю: "Ты место освободи - сядь на другое место". И она вообще ушла с обеда, обиделась. Я потом с ней где-то два часа беседовал, спрашивал - почему она обиделась? Говорит:

Вы меня оскорбили, опозорили перед всеми!

Тут позора никакого нет. День Ангела не твой, должна была место уступить именинницам. И вот, в этой беседе я допытался у нее:

Расскажи, как ты молишься?

Оказывается, что она без благословения делает 1000 поклонов каждый день; когда в дороге бывает и просрочит, так и по 2000 делает - с молитвой Иисусовой, со слезами. Узнал, что она спит по два часа в сутки. В понедельник, среду и пятницу не вкушает пищи совсем, не пьет, а во вторник, четверг, субботу и воскресенье ест один раз. Если бы ее видели - она крепкая, здоровая; ездила к нам - рюкзак громадный на себе несла -10 километров по бездорожью. Даже ни капли не видно измождения. Узнал, что когда мы все сидели за столом (в другой раз), на нее такая благодать снизошла, такая любовь к Господу и ко всем!

Готова всех обнимать и целовать. Своего тела не чувствовала, вся душа и тело - в любви Господней.

Думаю: "Ну, что уж это с ней такое - что-то особое?"

А вот в Красном, когда попросили покинуть первое место и выяснилось - что это. Все проявилось! У нее такой гнев появился, такая обида, что она и разговаривать даже не хотела:

Вы меня опозорили перед всеми!

А что Христос говорит: "Не садись на первое место, чтобы не случился кто из званных почетнее тебя" (Лк. 14,8).

Для чего это я говорю? Такой вот человек хитро спасается, очень хитро. Пророк Давид говорит: "Смирихся, и спасе мя Господь" (Пс. 114). Смирился - уже спасен. Не надо ни поклонов, ни молитв - уже человек спасся. Поклоны, бдение, подвиги - это не цель, это средство ко смирению. Через них человек смиряет свою плоть, умоляет Господа, чтобы прийти ко смирению, быть как дитя незлобивым, спокойным, уравновешенным. Всех любить, всем добро творить. Эти подвиги она взяла на себя не по благословению, а по своей воле, по гордыне. А когда такие люди по своей воле живут, то в них не Божий дух ревности, а диавольский дух. Дальше пошло и другое - дошло до того, что покушалась на самоубийство. Наелась каких-то таблеток, хорошо, что ее начало рвать, четыре часа пролежала полумертвая. Еле ожила. Вот, до чего доводят эти "подвиги". Когда я ей снова благословил 50 поклончиков и 500 Иисусовых молитв, каждый день есть, как все едят, тогда она не смогла этого сделать. Говорит:

Ничего не могу: ни поклонов, ни молитв - совсем ничего. И утренние, и вечерние не могу читать. И жор на нее напал. Говорю:

Видишь, это с тобой чисто демоническое было. Многие наши сестры в общении с ней не раз слышали, как бы между прочим: "Вот, подвиги совершаю", "по 1000 поклонов делаю", "три дня в неделю не ем", "по два часа сплю", все так хитро высказывала. Говорила уже и такое: "Все плохие, одна я хорошая". Вот вам - эталон, как узнать человека в прелести. Ему об этом говоришь - не верит: "Ты плохой!" Значит, спасаться не трудно, но мудро. В церкви, в монастыре, везде должно быть послушание - на первом месте. Все делать надо по послушанию. Запомните, что я вам сказал....

Как узнать, на какой стадии духовного развития я нахожусь? Опасаюсь впасть либо в прелесть, либо в уныние.

Если мы себя видим грешниками, значит, мы на правильном пути. Если видим себя, что хорошие, значит, на ложном, на пути прелести.

Один инок подошел к своему духовному отцу и говорит: "Отче! Вот я молюсь и достиг такого, что вижу Ангелов". А старец ему сказал: "Блажен тот, кто видит не Ангелов, а грехи свои".

Празднословие

Я писал не об уединении, а обуздании языка от празд-нословия и вредных от сего последствий, рассеяния и помрачения ума; уже не так будет приятно чтение после рассеянности (преп. Макарий).

Хотелось бы мне сказать несколько слов о рассеянности жизни вашей келейной и бываемом празднословии, что оно охлаждает сердце и душу тщу (бесплодной) дела-ет, как святой Исаак пишет и прочие... (преп. Макарий).

Живя в одной келье с другими и слыша праздные и бесполезные слова, тверди больше свой урок, т. е. мыс-ленно взывай к Богу: Господи, Иисусе Христе, Сыне Бо-жий, помилуй мя грешного — и спасешься от праздно-словия (преп. Антоний).

Должно иметь любовь друг к другу и удаляться празднословия. Пророк Давид сказал: «не стало праведного...» (Пс.11, 2). Почему же оскудел? Потому что — «уста льстивы, говорят от сердца притворного» (Ср.: Пс.11, 2—3), потому что не говорят о душеполезном, а повсюду празднословие, потому что только и говорят о пустяках... Одному иноку было видение. Стоят несколько монахов и празднословят, и видит он, что между ними и кругом их бегают грязные кабаны. Это были бесы. Потом увидел он монахов, говорящих назидающее душу, и между ними стояли Ангелы светлые. Потщимся, братия, не погублять своих тру-дов за послушаниями празднословием, а более всего по-тщимся стяжать смирение (преп. Варсонофий).

Только помни мое слово: ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами. Всегда будь осторожна в разгово-ре. А то подует ветер с противной стороны, и ты поту-жишь, да не воротишь... Больше всего помни, что смире-ние и без дел может спасти, а дела, как бы они ни были велики, не спасут (преп. Анатолий).

Оставь празднословие, будешь умница, хорошая монахиня; мы будем любить тебя и заботиться о спасении твоем. Только смирись. Считай себя хуже всех, и будешь лучше всех! (преп. Анатолий).

Разговоров избегай, и вообще всякого греха, а поползнешься, кайся, и Господь поможет тебе, и будешь искуснее и осторожнее. А главное, никогда не смущайся (преп. Анатолий).

Не люблю тех, кто в церкви говорит. Ну, от помыс-лов не уйдешь, а за язык-то кто тебя тянет? И других соблазняешь. Спасайся! (преп. Анатолий).

Остерегайтесь шуток и неосторожных слов в обраще-нии друг с другом. Это оговаривание и пустословие может обратиться в привычку (преп. Никон).

Братия монахи, в ожидании старцева приема, разго-варивали между собой о нужном и ненужном. Старец, про-ходя, мимоходом скажет: «Народ! Не разевай рот» (преп. Амвросий).

Рад, что ты мирна, будь и скромна, т. е. не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрительна, осторожна, знай, что одно слово иногда может разрушить счастье, и недаром живет пословица: слово не воробей, выпус-тишь — не поймаешь, (преп. Анатолий).

Праздность

Пишете вы об Е., что находит на нее тоска и скучает. Что ж с этим делать, надобно терпеть, молиться Богу, про-сить от Него помощи, заниматься рукоделием и не быть в праздности, от которой не только скука, а многие пороки происходят... (преп. Лев).

Спрашиваешь моего мнения о службе, на которую же-лает поступить твой сын. Мое мнение такое: хотя служ-ба эта не хороша, но праздность еще много хуже; лучше служить и быть при деле, чем в бездействии проводить время в кругу таких людей, о которых он упоминает в своем письме (преп. Амвросий).

Превозношение

Враг не борет тебя ими <страстями>, но влагает высокоумие, всех других пороков тягчайшее. Когда он сам, будучи бестелесен, за один сей грех низвержен с неба, то тщится оным и других запять. И потому Премилосердый Господь попущает нам иногда падать и какими-нибудь душевными страстями запутываться, чтобы видеть свои не-мощи и грехи и о них пещись, а не смотреть других грехи и неисправления, а паче когда они нам еще не поручены (преп. Макарий).

Думаю, попущено врагу на вас вооружаться сильно за то, что вы возомнили о себе, что стяжали мир (преп. Макарий).

Предопределение Божие

О предопределении церковные учители ясно указы-вают, что предопределение бывает по предведению Божию, а не просто предопределяется человеку; Бог видит наши дела, и не содеянные еще, и по оным предопределяет наказание или награду. Но этим самовластие человека не стесняется. На что нам входить в дела Божии? Они для нас непостижимы... (преп. Макарий).

Что делать? — достигло и ваш край посещение болезнью, и в обитель вашу проникла; непостижимые судь-бы Божий вся на лучшее устраивают. Нам должно благого-веть и в ничтожестве нашем повергаться пред Ним, ища умирения совести покаянием, а не паническим страхом ужасаться смерти. Смерть необходима для всех: но рано или поздно кто умрет, или паче переселится в будущ-ность, состоит в предопределении Божием; тот только отойдет отсюда, кому предопределено в настоящее время кончить предел здешнего странствования. Старайтесь успокаивать себя (преп. Макарий).

Предчувствие скорбей

Пишешь, что тебя тяготила тоска и предчувствие ка-кого-то неожиданного сильного прискорбия. Ничего не должно предугадывать вперед, а должно все, что Господу угодно будет послать, принимать и считать за великую милость Божию (преп. Иларион).

Что же касается до вашего предчувствия, что имеете страх или боязнь в сердце, то, кажется, к вашей любви неоднократно писал, что... таковых чувств понуждаться не должно, а когда кто и понуждал себя, то впадали во иску-шения... (преп. Лев).

Прелесть

Изволите ли знать, что есть прелесть; прелести суть разнообразные имеют действие, по мере возношения ума и сердца помрачается ум и пленяется в мнение и от занятия собой, и само мышление верует мнениям и мечтам, пред-ставляемым ему от всеобщего врага — диавола, и сим изступает и произносит те нелепости, как ему представляется от мнения и мечт, и сие значит прелесть (преп. Лев).

Главная причина прелести во всяком случае есть гор-дость и самочиние (преп. Макарий).

Жаль бедную девушку, что она впала в такое омраче-ние, считает ненужным молиться, потому что молится толь-ко устами, а сердце холодно, и никак ее не убедишь, а все находится в своем мнении; кажется, это прелесть. Она, верно, имела теплоту в молитве и увлеклась оною, что за-метно из слов матери, ибо она говорила ей, что ничего бы так не желала, дабы только быть свободною и молиться Богу. Должно быть, наказательное попущение, но силен Господь и помиловать ее, и дать ей чувство смирения... (преп. Макарий).

О молитве повторяю вам, что самое то, что думать иметь действие благодати от теплоты, уже есть и прелесть: «Цар-ствие Божие не приходит с соблюдением» (Лк.17, 20). Исполнением заповедей Божиих уготовляйте сердце ваше, очищая оное от страстей, и нисходите в глубочайшее сми-рение, познавая и видя свою немощь, и когда будете иметь залог смирения в сердце вашем, то оное будет уже бе-зопасно от обольщения вражия, и сама благодать Божия напишет в нем свои законы. Святые, имевшие благодать в себе, считали не у достигших себя оной, и самое это смире-ние сохраняло их в безопасности, а кто думал иметь бла-годать, тот был водим гордостью и обольщался... (преп. Макарий).

Тебе же хочется видеть, что ты хорошо живешь и спасаешься, а не понимаешь, что от сего рождается прелесть, а немощи-то нас смиряют (преп. Макарий).

Что толку из того, что ты сидишь одна, и дверь на крючке заперта? Ты молишься и думаешь, что тем спасешься; желаешь мантии, и будто только одного этого недостает. А что с тобою стало случаться? Уже предведение, сонные видения и явные явления, кои ты все прини-мала за благо, и обольстилась своею святынею до того, что и явно стал враг являться. Какие это плоды? Плоды гордо-сти, а ты все принимала за благо, да и теперь думаешь, что за подвиги твои враг на тебя восстает, а того не понима-ешь, что за гордость наказывается от Бога (преп. Макарий).

Сну твоему потому только нельзя допустить дать веры, что он тебя смутил; я тебе и так пишу всегда, что смуще-ние твое происходит от козней врага, для чего ж нужно еще сонное подтверждение? может быть, у врага та метода, дабы, обольстив тебя правильными снами, после ввести в совершенную прелесть. Оставь лучше и не веруй снам, у нас есть слово Божие и советы — святых отцев учение, а в недоумениях имеешь матушку Игуменью, сестру, и я греш-ный, по вере твоей, что-нибудь напишу... (преп. Макарий).

Ты пишешь о неотступно находящейся при N. молитве и о прочем; надобно узнать, нет ли у нее тайного мнения о сем, и оттого увеличиваются ее немощи; надобно молить-ся Господу, да не попустит впасть в прелесть (преп. Мака-рий).

На высокое не простирайтесь, а более смиренными водитесь, ибо прелесть опаснее самых слабостей, и неудобь исцеляема (преп. Макарий).

Бедная, идет своим путем, летит прямо на небо с молитвою от сердца, хотя и мечтает, что много окормляется, но я опасаюсь за нее — как бы не впала в прелесть... (преп. Макарий).

Вас более смущает то, что вы не можете в церкви при всех мирно молиться, выходя из оной, чувствуете, что совсем не были, а дома молитесь лучше и возносите умилен-ные молитвы. Вы не понимаете, что это есть сильная пре-лесть, лишающая вас спокойствия; когда вы, молясь уеди-ненно, думаете, что хорошо молитесь, то будьте уверены, что оная молитва Богу неприятна, хотя бы были и слезы, и чувство умиления; когда все сие не имеет глубокого сми-рения, то есть прелесть. В церковной же молитве вы, ища такого ж чувства и не находя оного, считаете себя немо-лившеюся и смущаетесь, а это есть последствие или плоды домашних ваших молитв; враг возводит вас до небес и низводит до бездн; там возвышает, а здесь низвергает и причиняет смущение, что и доказывает о основании молит-вы вашей на высокоумии. Вы молитесь просто, не ища в себе высоких дарований, считая себя недостойною оных, то будете и спокойны, и хотя видите хладность молитвы своей, тем паче имейте в чувстве смирение, что «я недо-стойна», но без смущения, то, верно, оная принята будет у Господа лучше той, о коей вы мните, что молитесь хоро-шо... Совет мой вам: не оставлять церковной молитвы, но смиренно во оной молиться и не смущаться о том, что будто бы «не молилась и не была», и сию мысль от себя отвергать, а о домашней не возноситься, то и будете мирны. Знайте, что плод гордости и возношения есть смущение и неуст-роение, а плод смирения есть мир и спокойствие; от гордости произошло все зло, а от смирения все благо... (преп. Макарий).

Мавра ваша, как видно из вашего описания, находится в прелести. — Что делать? Это и у нас иногда случалось и случается. Таких прельщенных покойные наши старцы определяли в черные труды. Так как прелесть есть следствие гордости и самомнения, то черною работою хотя несколько сбивается проклятая гордость. Не мешало бы и вам свою Мавру заставить в кухне хоть что-нибудь помогать по ее силе, например, картофель чистить или посуду мыть и про-чее. А уединенную жизнь разрешить ей ни под каким видом не следует. Ибо, как вы заметили, от этого она должна со-всем с ума сойти. — Часто сообщаться Святых Тайн ей также не следовало бы. Пусть бы духовник ее сначала скло-нял ее к смирению и самоуничижению (преп. Иосиф).

Из разговоров ее с тобою заметны в ней признаки прелести. — Слова ее «зачем избирать в руководителя человека, разве Дух Святый не может без посредства людей научать всему нас» — показывают мудрование лютеран-ское. И что руководствует ее во всем Царица Небесная — это признаки прелести, показывает в ней самонадеянность. Бывать тебе у ней не мешает и, чем можно, при помощи Божией помочь ей. Дай прочесть ей в 1-й части «Добротолюбия» «О трех образах молитвы» и 5-е Поучение Аввы Дорофея и посмотри, как она понимает, а лучше бы всего ее сюда к нам направить (преп. Иларион).

Частое повторение в твоих строках «прельщенная» ни к чему хорошему не ведет, а пожалуй, через это еще кичение может быть, приятное врагу. Не повторение нуж-но, а сознание в чувстве, окаивание себя и исправление. Не велика честь быть прельщенной, столько лет живши под руководством старца (преп. Иларион).

Ты верно понимаешь, что хотя мы и должны друг за друга молиться, но не должны своим молитвам приписы-вать чудодейственную силу, думая, что просимое нами будет Господом непременно исполнено. Такое мнение исходит от гордости и ведет к прелести (преп. Иларион).

Сестре Е. за молитвы ваши и отец наших, кажется, по-видимому, пооблегчается в ней действие прелести, и Господь силен и всемогущ подать ей Своею благодатью помощь и чувство к отсечению своей треклятой воли, ко-торую употребляя и всякие помыслы принимая, ввергнула сама себя в ров пропасти; равно и кто начнет нудить себя, и повинуясь, по преданию святых отец, и отсекая свои хотения, даруется ему смирение, изгоняет гордыню и со оною прелесть! (преп. Лев).

Бесовское наругание, попущенное ради твоего высокоумия, а цель его всегдашняя — смутить и отвлечь чело-века от смиренного молитвенного состояния. И благоуха-ние иногда, и иногда смрад — все это прелесть вражия, по слову святого Симеона Нового Богослова. Враг возводит тебя до небес и низводит в бездну, и то и другое ради твоего высокоумия (преп. Амвросий).

Потребно нам иметь более всего смирение искреннее пред Богом и перед всеми людьми и более бояться и остерегаться самомнения, и тщеславия, и самого тонкого, что мы стяжали нечто духовное. Особенно бойся верить внешнему и внутреннему свету и искусительным блистани-ям. Малейшее в нас сомнение показывает уже, что это с противной стороны. А другие признаки, погрубее, явно уже доказывают, что это не вино духовное, а уксус вражий, который вскоре после показывает свое действие в различ-ных страстях (преп. Амвросий).

И слишком радостью не увлекайся. Святой Петр Дамаскин учит: «Когда придет радость, представляй печаль, а когда обыдет печаль, возбуждай радость». Так и будешь сохранена от прелести и от отчаяния (преп. Ана-толий).

Господь да сохранит нас от всякого зла, и особенно от прелести вражией, которой явный признак — беспорядочное смущение и внушение самомнения и вслед за тем студные помыслы, или пожелания мирские, или чувство гне-ва и раздражительности (преп. Амвросий).

Ты... так увлеклась своеразумием и своечинием, что, презирая совет и действуя по-своему, дошла будто бы до самодвижной молитвы сердца во время сна. Это бывает у редких и из святых людей, которые достигли крайнего очи-щения от страстей. Люди же еще страстные, как поведал нам некто, сам это испытавший, прислушиваясь в полусонии к подобному внутреннему движению, как твое, услышали — что же? Услышали «мяу» — кошачье, хитро произносимое наподобие слов молитвы. Сестра! Надобно смириться. Мера наша еще очень маленькая. Как бы не попасть в сети врага, и особенно в тонкую прелесть, потому что подверженные прелести вражией бывают неудобоврачуемы. Скорее вся-кого грешника можно обратить к покаянию, нежели пре-лестного вразумить. А ты уже и пишешь, что не понимаешь, в чем состоит покаяние (преп. Амвросий).

Прелести вражией более всего бойся при слезах и ра-дости, по совету Лествичника, отвергая приходящую ра-дость, как недостойная, чтобы не принять волка вместо пастыря. Не вотще сказано: «работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс.2, 11). И о мироносицах пишется, что они бежали от гроба со страхом и радостью. Все это показывает, чтобы мы были осторожны касательно мнения о себе, когда покажется нам, что будто бы что-нибудь стяжали духовное и благодатное. Такое мнение везде выставляют началом и виною прелести богомудрые и богодухновенные отцы, особенно преподобный Марк Подвижник и Исаак Сирин пишут, что нет доброде-тели выше покаяния, и что покаяние до смерти потребно не только грешным, но и праведным, потому что и правед-ник седмижды в день падает, и что самое совершенство совершенных несовершенно. По этой причине и все святые всегда смирялись и имели себя под всею тварью, потому и пребывали непадательны (преп. Амвросий).

Видения, бывшие тебе и представлявшиеся, не истин-ны, как-то: видение Воскресшего Господа, видение Божией Матери и другое прочее подобное. Вперед не верь ни снам, ни видениям. Все это опасно и обольстительно и не увен-чивается добрым концом. Самые плоды настоящей твоей жизни могут служить тебе ясным доказательством, что ты был обманут и увлечен самомнением от бывших пред-ставлений и мнимой чистоты, и светлости ума, и случавши-мися слезами, и умилением. Все это питало в тебе тайное и тонкое кичение и обольщение вражие, от которых про-изошли потом горькие плоды. Впрочем, отчаиваться не должно. Несть грех побеждающ человеколюбие Божие. Силен Господь поправить твои душевные обстоятельства, если понудишься положить новое начало с истинным пока-янием и искренним смирением. Прежний образ молитвы оставь и не дерзай восходить умом на небо и представлять непостижимое Божество во образе. Благоговейно покло-няйся на иконе образу Святой Троицы, но не представляй умом Божество в таком виде — это опасно, по учению святых отцев, Григория Синаита и других. По краткости теперь нет возможности распространяться о сем. Если хочешь поправить испорченное дело, то подражай в молитве мытарю, о котором Сам Господь говорит, что он не смел и очей телесных возвести к небу, а об уме и говорить нечего, т. е. никак не дерзал умом восходить на небо, а стоял пред Богом со страхом и смирением, как зримый свыше от Гос-пода, и прося помилования: Боже, милостив буди мне грешнику, и не дерзая спорить с фарисеем, который явно уничижал его. Вот образ покаяния и возвращения на правый путь для всех согрешивших. И ты ни с кем не спорь и никого не учи, а только внимай своему покаянию и исправлению собственной жизни, во страхе Божием, со смирением и самоукорением, не оправдываясь и не отвергая укоризны со стороны, кольми паче никого не судя и не осуждая (преп. Амвросий).

Послушница Евстолия, молитвенница, боится впасть в прелесть. Пусть она держится боголюбезного смирения, считая себя в чувстве сердца грешнейшею всех людей, и тогда в прелесть не впадет. Ибо, по замечанию святых отцев, «смирение непадательно». Правило ночное с покло-нами пусть определит себе сама по своим силам и дер-жится его. Если пятьсот поклонов класть необременитель-но, пусть кладет. А то можно и уменьшить. Только чтобы держала умную молитву с сердечным смиренным располо-жением евангельского мытаря: Боже, милостив буди мне грешной! (Лк. 18, 13). Послушания своего — чтобы успо-каивать странных и сестер, пусть не оставляет. Они — молитвенницы ее. Разве если бы почувствовала перерыв молитвы. Тогда можно бы несколько уединиться, дабы возгреть молитву. За делами ей приходится опускать службы и келейное правило и нарушать пост. Пусть за это укоряет себя пред Господом и кается, но отнюдь да не смущается. Послушание паче поста и молитвы. Во время ночной мо-литвы враг наводит на нее разные страхования. Это — обычная демонская уловка. Но, по замечанию преподобно-го Иоанна Лествичника, при молитве и крестном знамении не следует сего бояться, а должно все это презирать (преп. Иосиф).

Пишешь, что сама ты не понимаешь своего душевного устроения. Ты, как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера подверглась прелести вражией. Поэтому молись Господу о избавлении: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, прельщенную! Гос-поди, не попусти врагам до конца поругатися над созда-нием Твоим, которое Ты искупил Честною Твоею Кровию». Когда будешь так молиться, то сама увидишь действие этой молитвы, как душевным врагам это будет неприятно и они будут смущать душу твою и отвлекать, чтобы ты так не молилась, да и самолюбию твоему будет неприятно счи-тать себя прельщенною. Но ты понуждайся так молиться и просить от Господа помилования и вразумления. При этом должны быть и еще путаницы душевные, но заочно неудоб-но изъяснять. Ты прежде и лично была скупа на объясне-ние, скрывала сама не знала что и для чего. В скрытности и самочинии основание прелести вражией, от нее же да из-бавит нас Господь (преп. Амвросий).

Что такое духовная прелесть, откуда она берется, можно ли застраховаться от нее, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

– Отче, что такое духовная прелесть? Откуда она берется?

– В русском языке слово «прелесть» имеет положительный оттенок, но в духовном отношении прелесть – это неосознаваемое человеком ложное состояние души, когда ему под воздействием страсти гордыни хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле. Всякое безмерное приукрашивание себя дорогой одеждой, косметикой, витиеватыми словами, наигранными поступками, улыбками – виды прелести. Красота ее обманчива, и она никак не может спасти мир, а наоборот, обманывает и разрушает его. Правда, у каждого человека есть внутренняя врожденная защитная реакция, при помощи которой можно почувствовать неискренность других, но не всегда сразу поймешь, в чем дело.

В состоянии прелести человек как бы проживает не свою жизнь, а чужую, о которой мечтает. Для него жизнь – это непрекращающаяся игра. Не случайно наибольшим рейтингом в СМИ пользуются передачи, связанные с игрой. Также понятно, почему в древние времена основным конкурентом Церкви был языческий театр. Святые отцы очень резко критиковали актеров именно за то, что они занимались лицедейством и вольно или невольно заражали этим своих зрителей.

Церковь же учит человека быть самим собой, не позировать, не рисоваться, не актерствовать, а жить, что называется, дыша полной грудью. Именно из-за желания быть настоящими людьми, личностями, а не безликой массой или безвольными позерами, первые христиане с радостью шли на мучения. Как объяснял феномен мученичества святой Иустин Философ, мы идем на мучение потому, что не хотим жить обманом.

– Какие самые распространенные виды прелести можно наблюдать у православных?

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), прелесть – это естественное состояние всех людей, удаленных от Бога. Так как мы постоянно грешим и не всегда каемся в своих грехах или делаем это поверхностно и формально, то все пребываем в прелести. Очевидно, что степень духовной прелести, как и степень болезни тела, бывает разной. В церковной среде она часто развивается под видом неумеренной ревности не по разуму о благочестии. В таком состоянии человек без благословения духовника берет на себя чрезмерные подвиги поста и молитвы и, как правило, быстро надрывается, делает много ошибок в своей жизни. Вместо того чтобы остановиться и покаяться, он начинает винить в этом окружающих: владыку, священников, прихожан.

Иногда вокруг таких ревнителей формируются кружки единомышленников. Так их Православие перерождается в сектантство. Недавно, например, у нас было движение против ИНН, еще раньше – против экуменизма, сейчас наблюдается движение против новых паспортов. Понятно, что к процессам глобализации мы, христиане, не можем быть абсолютно равнодушными, и Церковь по этим вопросам выносила специальные соборные постановления. Беда происходит тогда, когда христианин, увлеченный борьбой с глобалистами, забывает о своей личной невидимой духовной брани с духами злобы и со страстями. На глобальные политические процессы призваны влиять в первую очередь архиереи и другие уполномоченные на это люди. Мы им в этом можем помочь, когда будем усердно молиться, дабы они мужественно отстаивали интересы Церкви перед сильными мира сего.

Другой вид духовной прелести – когда христианин себя слишком жалеет и начинает нарушать посты, пропускать богослужения, по поводу и без повода баловать себя спиртным. Из-за этого его христианство становится солью обуявшей, которую выбрасывают вон на попрание людям. Из-за таких номинальных христиан многие ищущие и искренние люди, которые могли бы стать ревностными членами Православной Церкви, соблазняются и попадают в сети раскольников или сектантов.

– Какие есть примеры впадания в прелесть в христианской истории? Может, подвижников, святых?

– Прелесть довольно заразительна, как и любой другой грех. Ей могут предаваться не только отдельные люди, но и целые народы. Особенно опасно, когда в прелесть впадает видный церковный пастырь, которому многие люди доверяют. Когда он начинает преподавать новое учение, то слущающие очень легко им увлекаются. Так, в IV веке знаменитый александрийский пресвитер Арий сам прельстился и многих людей обольстил новым учением, что Христос – не Бог, а лишь Его высшее творение. Затем Константинопольский патриарх Несторий стал называть Божию Матерь не Богородицей, а Христородицей. Позже были монофизиты, монофилиты, иконоборцы. Как видим, довольно большое число людей прельстилось сладостью новомодных учений и впало в ересь. В XI веке возник Великий раскол по причине того, что почти весь Запад соблазнился новым догматом о примате (первенстве) Римского Папы. От них позже ответвились протестанты и разного рода сектанты.

Но и в нашей православной церковной среде от впадения в прелесть никто не застрахован. Самый яркий пример – Печерский святой прп. Никита Затворник, епископ Новгородский. Не имея достаточного монашеского искуса в среде братии, он рано удалился в затвор. Здесь ему явился диавол в образе Ангела и обольстил поклониться ему. Далее по внушению лукавого прельщенный подвижник совсем перестал молиться, лишь изучал книги Ветхого Завета. Когда братия обители поняла, что с ним творится что-то неладное, то начала усердно молиться – и изгнала из его кельи беса. Впоследствии Никита стал епископом Новгородским.

– Неужели христианин никак не может себя застраховать от впадения в прелесть?

– В какой-то мере это становится возможным, когда человек регулярно исповедуется и причащается Святых Христовых Таин. Нужно жить полноценной жизнью Церкви, не замыкаться в себе, стараться со всеми общаться, всех любить, никого не осуждать, всех поддерживать и оказывать посильную помощь, тогда и нам в трудную минуту помогут и не дадут пропасть. Не зря Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:13). Мера нашего духовного преуспеяния должна определяться не количеством прочитанных молитв и даже не частотой Причастия, а нашей любовью к людям, и не только к тем, кто нас любит, но и к врагам своим. Только так мы сможем хоть в малой мере освободиться от присущей всем греховной прелести и не впасть в бόльший самообман, который может совсем нас отторгнуть от Бога и Его Святой Церкви.

Беседовала Наталья Горошкова

ПРЕЛЕСТЬ

ПРЕЛЕСТЬ

ПРЕ́ЛЕСТЬ

1. только ед . Обаяние, очарование от кого–чего–н. красивого, приятного, привлекательного (книжн.). Прелесть лица. Прелесть души, ума. «Кто не доверится… эфирной их (глаз) прелести?» Баратынский . Сколько прелести в этом ребенке! Все ее движения исполнены прелести . «Всё это часто придает большую прелесть разговору.» Пушкин .

2. чего . То качество окружающей среды, предмета или явления, к–рое делает его приятным, привлекательным, доставляет удовольствие (разг. , часто ирон., особенно во мн. ч.). В деревенской жизни есть своя прелесть . «Но вскоре потом, ни жива, ни мертва, я прелесть телеги узнала.» Некрасов .

3. только ед . О том, кто (или что) возбуждает восхищение, пленяет, чарует; что–н. прелестное (разг.). «Я тосковал перед картинами… и лицемерно повторял за другими: “какая прелесть! Сколько воздуху!”» Чехов . «Ах, прелесть! ах, как мил!» Грибоедов . «Что за прелесть! - Черная бархатка медальона особенно нежно окружила шею. Бархатка эта была прелесть.» Л.Толстой . «Славит сладостный певец Людмилу–прелесть и Руслана.» Пушкин . Это просто прелесть! или одна прелесть!

4. только мн . (ед. устар.). Женское тело как источник физического обаяния (часто ирон.). «Так скромна была ее осанка, так мало, казалось, сознавала она всю силу своих прелестей.» Тургенев . «Твоею прелестью надменной кто не владел во тьме ночной?» Пушкин . «При полном и точном представлении мясистых прелестей жирной кухмистерши - волосы становились дыбом на голове моей.» Некрасов .

Прелесть новизны для кого - при глаголах иметь, обладать и т. п.: привлекательность, способность прельщать вследствие новизны. Театр не потерял еще для него прелести новизны .


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПРЕЛЕСТЬ" в других словарях:

    См. приятность … Словарь синонимов

    Жен. что обольщает в высшей мере; обольщение, обаяние; | мана, морока, обман, соблазн, совращение от злого духа; | ·стар. ковы, хитрость, коварство, лукавство, обман; | красота, краса, баса, пригожество и миловидность, изящество; что пленяет и… … Толковый словарь Даля

    ПРЕЛЕСТЬ, и, жен. 1. Очарование, обаяние, привлекательность. П. детской улыбки. П. новизны. В суровости севера есть своя п. 2. мн. Приятные, пленящие явления, впечатления. Прелести сельской жизни. Узнал все прелести подневольной жизни (ирон.: о… … Толковый словарь Ожегова

    То же, что красота … Большой Энциклопедический словарь

    - (красота) (англ. beauty) квантовое число, характеризующее определ. тип (аромат)кварка (b кварка), а также адроны, в состав к рых входит b кварк [и(или) антикварк b]. См. Красота. Физическая энциклопедия. В 5 ти томах. М.: Советская энциклопедияФизическая энциклопедия

    прелесть - трогательная (Тургенев); умильная (Тютчев) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон. А. Л. Зеленецкий. 1913 … Словарь эпитетов

    прелесть - Прелесть новизны для кого при глаголах иметь, обладать и т. п.: привлекательность, способность прельщать вследствие новизны. Театр не потерял еще для него прелести новизны … Фразеологический словарь русского языка

    Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? прелести, чему? прелести, (вижу) что? прелесть, чем? прелестью, о чём? о прелести; мн. что? прелести, (нет) чего? прелестей, чему? прелестям, (вижу) что? прелести, чем? прелестями, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева

    Прелесть обаяние, очарование от кого нибудь или чего нибудь красивого, приятного, привлекательного. В Викисловаре есть статья «прелесть» … Википедия

    прелесть - неотразимая прелесть удивительная прелесть … Словарь русской идиоматики

Книги

  • Прелесть. Книга вторая , Хаддлстон Майк, Хон Джереми, Хёрли Джейсон А.. Прелесть - таинственный вирус, делающий человека по-настоящему красивым. Никакого фитнесса, специальных диет и дорогостоящих операций! Чтобы заразиться - достаточно одного полового акта. Но…

Похожие публикации