Энциклопедия пожаробезопасности

Никола зарайский икона история. Собор николая чудотворца в зарайске. Чудотворная икона святителя Николая

Церквях

в лике святителей главная святыня мощи в городе Бари (Италия) день памяти 6/19 декабря и 9/22 мая

Память святителя Николая совершается:

  • 6/19 декабря - день смерти (в русской традиции «Никола зимний »)
  • 9/22 мая - день прибытия мощей в город Бари (в русской традиции «Никола вешний»)

Жизнеописание

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству . Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование.

Будучи покровителем моряков, святитель Николай, как считают, сам был моряком или рыбаком. Возможно также, что одним из занятий его семьи было управление рыболовецким флотом. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления -) и Максимиана (годы правления -). В -м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления -) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления -) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения -311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления -) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. Очевидно, к этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи ; современное название города - Демре , расположен в провинции Анталия в Турции). Святитель Николай был любим и пользовался уважением у себя дома - не в последнюю очередь благодаря своей благотворительной деятельности.

Профессором Луиджи Мартино (Luigi Martino), анатомом из университета г. Бари (Universita degli Studi di Bari) в 1953 году , по разрешению Ватикана, при вскрытии гробницы святителя Николая в г. Бари была проведена экспертиза и анатомо-антропологические исследования мощей хранящихся в гробнице. Были сделаны рентгеновские снимки Главы и многочисленные краниометрические замеры, послужившие в наше время для британского антрополога Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson) и её коллег из Манчестерского университета (University of Manchester, Unit of Art in Medicine) основанием попытки воссоздать реальный облик святителя Николая. В результате изучения останков установлено, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека.

В России

Никола-ключ

Никола-ключ - уникальный источник в Заволжье . Удивительная особенность источника - родниковые воды стекаются здесь крестообразно. Он находится в 28 километрах от Городца у деревни Белоглазово. По преданию, в этом самом месте когда-то было явление святителя Николая Чудотворца.

На источнике Никола-ключ в Городецком районе Нижегородской области в августе 2007 года строятся новая часовня и купальня. Необходимость в строительстве возникла по причине того, как в ночь с 7 на 8 июля 2007 года прежняя часовня из-за неосторожного обращения с огнем сгорела .

  • В иконографии святителя иногда выделяют иконы «Николы зимнего» и «Николы вешнего», соответствующие дням почитания в году. При этом «зимний» Никола изображается в епископской митре , а «вешний» - с непокрытой головой. По распространённому преданию иконография «Николы зимнего» возникла во времена царствования Николая I, который как-то обратил внимание на то, что на иконе его небесный покровитель изображён без головного убора и сделал замечание духовенству.
  • Православные цыгане почитают Николай Угодника как своего покровителя.
  • В Рязанской епархии 15/28 июня местно празднуется день святителя Николая в честь его иконы, явленой в XII веке, выполненной из глины, облаченной в священнические ризы и находящейся в деревянном киоте (в одной руке Святитель держит меч, в другой - церковь). Праздник, посвящён иконе, в память о чудесном спасении жителей села от эпидемии холеры в XIX веке .

См. также

  • Церковь Святого Николая - церкви, освящённые во имя Николая Чудотворца
  • Великорецкий крестный ход - один из крупнейших крестных ходов России с почитаемой чудотворной Великорецкой иконой Николая Чудотворца

Чудотворный источник Белый Колодец - часовня и купальня на месте встречи в 1225 году удельным князем Феодором Юрьевичем (что он должен прийти на это место, ему приснилось во сне) чудотворной иконы святого Николая (Николы Зарайского) которая до 1918 года хранилась в Никольском соборе.

Это подземный источник на северо-западной окраине Зарайска, на правом берегу реки Осетр.

29 июля 1225 здесь состоялась передача удельному князю Федору Юрьевичу иконы св. Николы Чудотворца, доставленной из Корсуня священником Евстафием Корсунсковым, его женой Феодосией, их сыном Евстафием Вторым - впоследствии выдающимся книжником Древней Руси, автором «Повести о принеснии иконы Николы Заразского из Корсуня» и «Повести о разорении Рязани Батыем».

На церемонии передачи иконы также присутствовали великий Рязанский князь Юрий Ингваревич и епископ Евфросин Святогорец.

В 2002 г. усердием главы Зарайского района И. В. Владимирова возведена накладезная Никольская часовня, к святому источнику подведена дорога с твердым покрытием.

На протяжении почти восьми столетий Зарайск жил и развивался под духовным покровительством Николы «Заразского». Поклониться Чудотворной иконе и испить воды из «Белого колодца» приходили и приезжали со всей Руси и России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства, а также Великие Московские князья и цари – Иван III, Василий III, Иван IV Грозный, Александр II и многие другие знаменитые люди страны.

Благодатные исцеления

Как святыня почитается Зарайский Белый Колодец на протяжении веков. К нему идут и едут православные отовсюду. В давние времена над святым родником возвышалась часовня. В день принесения чудотворной иконы (11 августа) в Зарайск, а также во время народных бедствий совершались к Белому Колодцу крестные шествия.

Известно, что во время эпидемии холеры в 1830, 1848, 1871 годах, зарайцы крестным ходом, с чудотворным Николиным образом, направлялись к роднику. Здесь служились молебны Николаю Угоднику, прося его молитв перед Престолом Божиим, об избавлении града Зарайска от напасти… И эпидемии прекращались. Даже в советские времена, когда крестные шествия были запрещены, по одиночке или небольшими группами люди продолжали приходить к святому месту, молясь о помощи и исцелении.

Происходят исцеления и в наше время. Так, в 1988 году жительница Харькова, восемнадцать лет до того болевшая раком желудка, приехала с мужем в Зарайск, прослышав о целебном источнике. Они вместе молились Николаю Чудотворцу и принимали воду из родника. Женщина исцелилась.

Почти десять лет спустя житель Зарайска рассказал протоиерею Валерию Романову случай, происшедший с его другом, приехавшим из Армении. Его друг долгое время страдал от кожного заболевания и никак не мог излечиться. В Зарайск приехал, надеясь на чудо. Приятель привел его к Колодцу и окатил целым ведром святой воды, от чего тот лишился чувств. Вызвали «скорую помощь», но медицинского вмешательства не потребовалось. Больной пришел в себя и увидел, что его кожное заболевание бесследно исчезло.

С незапамятных времен, в память принесения чудотворной иконы Святителя (этот день совпадает с днем рождения Николая Чудотворца), установлено церковное празднество. Начинается оно накануне, в 4 часа дня молебным пением с водосвятием и совершением великой панихиды о вечном упокоении приснопамятных — священника Евстафия, достославного мученика кн.Федора, Евпраксии и младенца Иоанна. С 6 часов вечера начинается всенощное бдение с акафистом Святителю, а на следующий день, Божественная литургия и торжественный молебен.

В далекую старину в этот день зарайское духовенство посещало дома своих прихожан, которые радушно их встречали хлебом-солью. Дети ходили группками по домам и, как на Рождество, славили Свт. Николая пением особых народных стихов-славы. Вот один из таких стихов из книги протоиерея Василия Изюмского «Зарайская святыня»:

«Микола, Микола, святитель Можайский, Зарайский,

Морям проходитель, землям исповедник.

А знают Миколу неверные орды.

А ставят Миколе свечи воску яры, кануны медвяны.

А ему света слава, слава — держава.

Во всю его землю, во всю поселенну,

Слава до ныне и века, аминь».

Строительство собора Николая Чудотворца в Зарайске

Небросок, он считается самым древним церковным зданием на Зарайской земле. В 1225 году в город привезли из Херсонеса Таврического чудотворный образ святителя Николая Николая Мирликийского. Рязанский князь Юрий Игоревич, узнав о чудотворениях иконы, повелел создать храм во имя святителя Николая. Деревянный храм простоял три столетия.

В конце 1520-х годов в Зарайске наступила эпоха каменного строительства. Тогда вокруг города стали возводить каменные стены , и Никольский храм решили тоже перестроить в камне.

Простояв всего полтора века, Никольский храм изрядно обветшал. И тогда, согласно воле царя Федора Алексеевича, на его месте возвели пятиглавый Никольский собор, тот самый, что сохранился до нашего времени. Произошло это в 1681 году. Стены и своды Никольского храма покрывали росписи с изображением святых. Кованые двери тоже были украшены библейскими сюжетами.

Икона святителя Николая Зарайского

Главная святыня собора — чудотворная икона святителя Николая Зарайского. По велению царя Василия Шуйского в 1608 году для иконы изготовили оклад из чистого золота, коего ушло почти два с половиной килограмма, образ украсили 133 драгоценными камнями и множеством жемчужин (более полутора тысяч!).

В Зарайск на богомолье перед иконой приезжал Иван Грозный. Особо почитал этот образ Николая Угодника и молился перед ним сам «игумен земли Русской» — .

В XIX веке Никольский храм жил абсолютно безбедно — находившаяся в нем чудотворная икона святителя Николая привлекала в город огромное количество паломников со всей страны.

После революции

В 1920-х годах его — именно как храм — упразднили. Сам храм, к счастью, выстоял, хотя что только в нем не размещалось — и музей, и архив НКВД, и склад...

Лишь в начале 1960-х годов власти взялись за восстановление Никольского собора. По крайней мере, отреставрировали церковное здание снаружи и присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения.


Саша Митрахович 17.11.2017 07:17


На фото: Чудотворный образ святителя Николы Зарайского в Иоанно-Предтеченском соборе Зарайского кремля.

Николай Угодник — безусловно, один из самых почитаемых на Руси святых. А Никола Зарайский, наряду, может быть, с Николой Можайским, — один из самых чтимых образов этого святого как минимум в Московском регионе. История чудесного обретения знаменитой иконы, ее утраты и возвращения поучительна и печальна, но это история со счастливым концом.

Главной святыней Никольского собора всегда была чудотворная икона святителя Николая Мирликийского . Ее принес в Рязанскую землю корсунский священник, которому святитель явился во сне. Любопытно, что несколько позже приснился и зарайскому князю Федору Юрьевичу, сообщив ему о прибытии чудотворного образа: «Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского... И умоляю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия, — да дарует тебе, жене твоей и сыну твоем венцы Царствия Небесного». Удивился князь, ибо у него тогда не было ни жены, ни детей, но встречать икону отправился. А пророчество святителя сбылось. Вышел князь из города и издалека увидел святыню — от нее исходило невероятное сияние. Произошло это 29 июля (11 августа по новому стилю) 1225 года.

В советское время чудотворную икону переместили сначала в краеведческий музей, а затем увезли в Москву, в Музей древнерусской культуры и искусства имени . Когда же зарайский Никольский храм передали Церкви, верующие принялись ратовать за возвращение своей святыни. Процесс занял почти четверть века, лишь 11 августа 2013 года икона святителя Николая вернулась в Зарайск, но не в Никольский собор. Сейчас она находится в , в специальном киоте.


Саша Митрахович 17.11.2017 07:41


«Белый колодец» Никольского собора

Относительно недавно — чуть больше десяти лет назад — прихожане благоустроили святой источник, который в этих местах исстари почитался. Он называется «Белый колодец» — это то самое место, где князь Федор Юрьевич встретил корсунского священника с чудотворной иконой святителя Николая Мирликийского. Согласно преданию, как только князь взял чудотворный образ в руки, из-под земли забил родник. Теперь над источником построили Никольскую часовню с купальней, ведь давно замечено, что вода «Белого колодца» целебна — исцеляет не только от телесных, но и душевных болезней.

Святитель Николай Чудотворец - самый почитаемый святитель на Руси с древнейших времен - родился в Малой Азии во второй половине III века в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия в семье состоятельных родителей-христиан, в юности был отдан на служение Богу под руководством своего дяди, епископа Патарского. Дядя возвел его в сан священника. Вся жизнь святителя действительно была образцом христианского служения Богу и людям. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, которое отдал его на нужды благотворительности. Святитель Николай был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии (современный г. Демре), его подвижническая жизнь и чудеса снискали славу еще при жизни. Святитель принял участие в Первом Вселенском соборе 325 года, на котором осудил ересь Ария, отрицавшего Божество Сына Божия Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, за пощечину нечестивому Арию он был лишен священства, Сам Спаситель и Божия Матерь принесли Николаю Евангелие и омофор - знаки святительского достоинства. Это событие называется Никейским чудом и изображается почти на всех иконах святого. Святитель Николай умер около 345 года и похоронен в городе Миры Ликийские. В 1087 году, когда город взяли турки, его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Местное почитание святителя началось сразу после его смерти. В Константинополе его культ оформился в IV - VII веках. На Русь почитание святителя Николая приходит с принятием христианства, с XI века получает широкое распространение. Иконографический тип святителя Николая Зарайского представляет собой ростовое изображение святителя с разведенными в стороны руками: правая рука сложена в жесте благословения, в левой - закрытое Евангелие. По мнению А. Поппэ, название «Зарайский» появилось только в XVI веке. «Повесть о Николе Зарайском» описывает историю древней несохранившейся чудотворной иконы, которая была принесена из Корсуни через Новгород в Зарайск в 1225 году. В 1237 году Рязань первой испытала ужас татарского нашествия. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рассказывается, что после убийства татарами рязанского князя Феодора его княгиня бросилась из высокого терема на землю и «заразися (разбилась) до смерти». После погребения их около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским.

Распространение этой иконографии в XIII - XIV веках подтверждается количеством памятников в иконописи и мелкой пластике. В Византии этот иконографический тип не получил широкого распространения. В русском искусстве он становится одним из излюбленных, чему способствовало популярность сюжета в литературе. Наиболее ранние произведения: икона первой половины XIV века «Никола Зарайский и апостол Филипп» из собрания ГТГ и новгородская икона святителя Николая первой половины XIV века из погоста Озерово.

Память святителя Николая празднуется 6 декабря (19 декабря по старому стилю), 29 июля (11 августа по старому стилю, рождество святителя), 9 мая (22 мая по старому стилю, перенесение мощей).

Жанна Григорьевна Белик,

кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея имени Андрея Рублева, хранитель фонда темперной живописи.

Ольга Евгеньевна Савченко,

научный сотрудник музея имени Андрея Рублева.

Литература :

1. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963.

2. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство Х - начала XV века. М., 1995.

3. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. СПб., 1899.

4. Калугин В.В. «Житие святителя Николая» в агиографическом своде Андрея Курбского. М., 2003.

5. Кондаков Н.П. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902.

6. Крутова М.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М., 1997.

7. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

8. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.

9. Леонид (Кавелин), архим. Посмертные чудеса святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Памятник древней русской письменности XI века. Труд Ефрема, епископа Переяславского. СПб, 1888.

10. Смирнова Э.С. Икона Николы 1294 года мастера Алексы Петрова // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975.

11. Смирнова Э.С. Круглая икона св. Николая Мирликийского из новгородского Николо-Дворищенского собора. Происхождение древнего образа и его место в контексте русской культуры XVI в. // Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья: XVI век. СПб., 2003.

12. Смирнова Э.С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII - начало XV века. М., 1976.

13. Турилов А.А. Сказания о чудотворных иконах в контексте их почитания на Руси // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2000.

14. Чудеса Николы Мирликийского. Подготовка текста и комментарии И.И.Макеевой // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 2. СПб., 1999.

15. Шалина И.А. Икона «Святой Никола» из Свято-Духова монастыря. Литургический смысл и экклесиологизация образа // Древнерусское искусство. Русь, Византия, Балканы: XIII век. СПб., 1997.

16. Шляпкин И. Русское поучение XI века о перенесении мощей Николая Чудотворца и его отношение к западным источникам. СПб., 1881.

17. Яковлев В.В. Сказание об иконе Николая Чудотворца «Круглая доска» и поздняя летописная традиция // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. СПб, 1997.

21. Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937.

22. Антонова В.И. Московская икона начала XIV века из Киева и «Повесть о Николе Зарайском» // ТОДЛ. М., Л., 1957. С. 375-392.

23. Рындина А.В. Иконный образ и русская пластика XIV - XV веков // Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 15-19.

24. Петров Н.И. Сказание о перенесении образа св. Николая Зарайского из Корсуни через Ригу в Зарайск в 1224 - 1225 гг. // Труды Археологического съезда в Риге, 1896. М., 1899. Т. 1. С. 220-228.

25. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV - XVI веков: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1979.

26. Поппэ А.Н. К начальной истории культа св. Николы Зарайского // Essays in Honor of A.A. Zimin. Columbus, Ohio, 1985.

27. Реформатская М.А. Северные письма. М., 1968.

28. Попова О.С. Искусство Новгорода и Москвы первой половины XIV века. Его связи с Византией. М., 1980.

29. Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э.А. Живопись Великого Новгорода XV века: Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1982.

30. «Правило веры и образ кротости…»: Образ свт. Николая, архиеп. Мирликийского, в византийской и славянской агиографии, гимнографии и иконографии. М., 2004.

31. Иконы Твери, Новгорода, Пскова XV - XVI вв. Каталог собрания ЦМиАР. Выпуск I / Ред.-сост. Л. М. Евсеева, В. М. Сорокатый. М., 2000. № 29, С. 142-145.

32. Иконы XIII - XVI веков в собрании музея имени Андрея Рублева. М., 2007.


Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Рассказ о поездке в г.Зарайск к Зарайскому Кремлю в 2011 году.
  • Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона

    Книга посвящена главной святыне г. Зарайска - Зарайской иконе Святителя Николая Чудотворца, истории ее появления на Зарайской земле, летописным источникам, рассказывающим об этом и других событиях, являющих образцы святости, мужества, нравственности нашим современникам.


    С использованием материалов из книги «Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона», издательство «Основы православной культуры», А.В. Бородина, г.Москва, 2007 г.

    Существует несколько версий, объясняющих происхождение современного названия города. Слово «заразы» было употребительно по отношению к отвесной круче, обрыву (крутой склон вдоль правого берега Осетра называют Заразами), так же называют непроходимый лес и даже место захоронения умерших от болезней. Есть мнение, что слово имеет смысл «зараз совершенный», то есть в один прием, раз.

    Но местные жители объясняют происхождение названия города, ссылаясь на событие, описанное в выдающемся памятнике древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем»: княгиня Евпраксия, узнав о гибели в ставке Батыя своего мужа князя Феодора Юрьевича, выбросилась с малолетним сыном Иоанном из окна высокого терема и разбилась насмерть - они умерли сразу, зараз (вместе, одновременно и сразу, без промедления). Начало местной духовной жизни, подвигов, прославивших город, древнейшие зарайские предания, летописи, важнейшие исторические события города связаны с этими именами. При князе Феодоре икона Свт. Николая прибыла из Корсуня, князь Феодор встречал ее у Белого колодца, князь Феодор, молодая княгиня и их малолетний сын приняли мученическую смерть, проявив силу духа христианского.

    Князь Феодор был сыном рязанского князя Юрия Ингваревича, родился, предположительно, в 1205 г. Его супруга, по преданию, родилась в семье греческого царя. Примерно в 1223 году княжич Феодор Юрьевич получил в удел Зарайское княжество.

    В 1224 году началась миссионерская деятельность первосвященника Корсунского Евстафия. Это было время начала монголо-татарского нашествия. В 1223 году уже произошла битва на Калке, когда русские полки откликнулись на призыв половецкого хана и выступили в его защиту, но сражение было проиграно.

    Как повествуется в «Повести о принесении иконы Николы из Корсуня», старому пресвитеру древнего корсунского храма Святого апостола Иакова явился во сне великий чудотворец Николай , чей образ находился в храме. Святитель сказал: «Евстафие! Возьми чудотворный образ и пойми с собою супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую Аз бо тамо хощу образом моим бытии и чудеса творити и место прославит...». Пресвитер не поспешил исполнять волю святителя Николая , поэтому еще дважды пришлось во сне повторять великому чудотворцу указание и даже поразить Евстафия болезнью глаз.

    Пресвитер Корсунский отправился с семьей в дорогу. Миссионерам пришлось передвигаться окружным путем, через Европу, а не традиционной дорогой по половецкой земле, так как после неудачной битвы на Калке это было крайне рискованно. Но и выбранный путешественниками европейский путь тоже был полон препятствий и опасностей. И каждый раз чудотворный образ Свт. Николая спасал миссионеров от неминуемой гибели.

    29 июля (по старому стилю) удельный князь Красного (Зарайска) Феодор Юрьевич принял у Белого колодца доставленную из Корсуня святыню.

    «В лето 6733 (1225) июля в 29 день, на память Святого мученика Каллиника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Юрии Ингваревиче Рязанском, принесен бысть чудотворный Ни-колин образ из преименитого града Корсуня в пределы Рязанские, во область благоверного князя Феодора Юрьевича Рязанского».

    Встреча была подготовлена чудесным образом, и, как рассказывает летопись, подвиг и слава княжеской семье мучеников была обещана князю Феодору. «Явился великий чудотворец Никола благоверному князю Федору Юрьевичу Рязанскому, и возвестил ему прибытие чудотворного своего образа Корсунского, и сказал: «Князь, иди встречать чудотворный образ мой Корсунский. Ибо хочу здесь пребывать и чудеса творить. И умолю о тебе Всемилостивого и Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия - да дарует тебе венец царствия небесного, и жене твоей, и сыну твоему». Благоверный князь Федор Юрьевич встал от сна, и устрашился от такого видения, и стал помышлять в тайном храме сердца своего, будучи объят страхом. И не поведал никому страшного видения, и стал думать: «О великий чудотворец Никола! Как же умолишь обо мне Милостивого Бога, чтобы сподобил меня венца царствия небесного и жену мою, и сына моего: я ведь и в браке не состою, и плода чрева не имею». И тотчас направился встречать чудотворный образ, как ему чудотворец повелел. И пришел в то место, о котором говорили, и увидел издалека как бы неизреченный свет, блистающий от чудотворного образа.

    И припал к чудотворному образу Николы любовно с сокрушенным сердцем, испуская слезы из глаз, как струю. И принял чудотворный образ, и принес во область свою. И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому, веля поведать ему о прибытии чудотворного образа Николы из Корсуня-града. Великий князь Георгий Ингваревич услышал о прибытии чудотворного образа Николы и возблагодарил Бога и угодника его чудотворца Николу за то, что посетил Бог людей своих и не забыл создание рук своих».

    Вскоре на поклонение иконе прибыли епископ Евфросин Святогорец и Великий князь Рязанский Юрий Ингваревич. «Князь великий взял с собою епископа Ефросиния Святогорца и тотчас пошел в область к сыну своему князю Федору Юрьевичу. И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса, и исполнился радости о его пре-славных чудесах. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город».

    Миссионеры из Корсуня поселились в Черной слободе города Красного, на горе, которая получила название Корсацкой.

    Вместе с иконой Святителя Николая Евстафием была доставлена небольшая библиотека славянских и греческих книг. В августе 1225 г. в Остроге города Красного была заложена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца для помещения в ней доставленной из Корсуня святыни. Со временем здесь был создан скрипторий, где переписывались старые книги, изготовлялись новые.

    От пресвитера Евстафия начался род служителей Никольской церкви в Зарайске. Традиция сохранения святыни и благоговейного служения ей в прославлении имени Господня передавалась от отца сыну и не прерывалась 335 лет:

    «1. Поп, служил у Николы чудотворца Остафей, пришел из Корсуня с чудотворным Николиным образом.

    2. Сын его Остафей по отце своем служил.

    3. Поп по Остафе служил сын его Прокофей.

    4. Служил Прокофьев сын Никита.

    5. Служил сын Никитин Василиск.

    6. Служил сын Василисков Захарей Покид.

    7. Служил сын Захарьев Феодосей.

    8. Служил сын Феодосев Матвей.

    9. Служил сын Матвеев Иван Вислоух.

    10. Служил сын Иванов Петр.»

    Предположительно, в 1231 году состоялось бракосочетание князя Феодора Юрьевича с греческой (?) царевной Евпраксией, а вскоре в княжеской семье родился сын Иоанн.

    «Спустя немного лет князь Феодор Юрьевич сочетался браком, взяв супругу из царского рода именем Евпраксию. И вскоре и сына родила именем Ивана Постника.

    В двенадцатый год после перенесения Чудотворной иконы из Корсуня, в 1237 году, полчища Батыя вторглись в южные земли Рязанского княжества и расположились на реке Воронеж. Рязанский князь Юрий Ингваревич направил в ставку Батыя посольство рязанских князей во главе со своим сыном Феодором Юрьевичем «с дарами и мольбами великими, чтобы хан не ходил войной на Рязанскую землю». Батый принял дары и начал требовать к себе на ложе княжеских дочерей и сестер. Суждено было князю Феодору стать жертвой зависти и предательства одного из рязанских вельмож, который донес хану, что у князя Феодора необыкновенной красоты жена Евпрак-сия. Хан потребовал от князя: «Дай мне, княже, изведать красоту жены твоей». Оскорбленный князь решительно ответил: «Не годится нам, христианам, водить к тебе, нечестивому царю, жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и женами нашими владеть будешь».

    Безбожный царь Батый разъярился и тотчас повелел убить благоверного Феодора Юрьевича, а тело - бросить на растерзание зверям и птицам. Были убиты и другие князья и лучшие воины.

    И один из приближенных Феодора Юрьевича, по имени Апоница, укрылся и горько плакал над телом честного своего господина. И увидев, что никто его не охраняет, взял тело преславного князя и тайно схоронил его. И поспешил к благоверной княгине Евпраксии и рассказал ей, как нечестный царь Батый убил КНЯЗЯ Феодора Юрьевича.

    «В год 6745 (1237). Убит был благоверный князь Феодор Юрьевич Рязанский безбожным царем Батыем на реке Воронеже. И услышала благоверная княгиня Евпраксия-царевна про убиение господина своего блаженного Феодора Юрьевича, и тотчас ринулась с превысокого дворца своего и с сыном своим с князем Иваном Феодоровичем, и убилась до смерти. И принесли тело блаженного КНлол Феодора Юрьевича в область его к великому чудотворцу Николе Корсунскому, и положили его, и его благоверную княгиню Евпраксию-царевну, и сына их Ивана Феодоровича в едином месте, и поставили над ними кресты каменные. И зовется с тех пор великий чудотворец Николой Заразским по той причине, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном князем Иваном сама себя «заразила» (расшиблась до смерти)».

    Узнав «об убиении безбожным царем возлюбленного сына своего, князя Феодора, и многих князей, лучших людей», великий князь Юрий Ингваревич, стал собирать воинство свое и расставлять полки. «И увидел князь великий Юрий Ингваревич братию свою, и бояр своих, и воевод, храбро и бестрепетно скачущих, воздел руки к небу и сказал со слезами: «Избавь нас, Боже, от врагов наших, и от подымающихся на нас освободи нас, и скрой нас от сборища нечестивых и от множества творящих беззаконие. Да будет путь им темен и скользок». И сказал братии своей: «О государи мои и братия! Если из рук Господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые Божий церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича».

    И пошел в церковь Успения Пресвятой Владычицы Богородицы, и плакал много перед образом Пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу. И дал последнее целование великой княгине Агриппине Ростиславовне и принял благословение от епископа и всех священнослужителей. И пошел против нечестного царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, и была сеча зла и ужасна. Много сильных полков Батыевских пало. И увидел царь Батый, что сила рязанская бьется крепко и мужественно, и испугался. Но против гнева Божия кто постоит! Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два - с десятью тысячами».

    Когда же увидел Батый князя Олега Ингваревича, красивого и храброго, изнемогающего от тяжких ран, то хотел уврачевать его от ран и к своей вере склонить. Но князь Олег Ингваревич стал укорять царя Батыя, назвал его безбожным и врагом христианства. Батый повелел тотчас князя Олега ножами рассечь на части. И принял князь венец страдания от всемилостивого Бога и испил чашу смертную вместе со всею своею братьею.

    И стал воевать царь Батый Рязанскую землю и пошел ко граду Рязани. Он осадил град, и пять дней была битва.

    «И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в 21 день. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, а иные многие от оружия пали. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников рязанских князей - князей киевских и черниговских - захватили.

    А храмы Божий разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и едину чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца ни матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.

    И увидел безбожный царь Батый страшное пролитие крови христианской, и еще больше разъярился и ожесточился, и пошел на Суздаль , и на Владимир , собираясь Русскую землю попленить, и веру христианскую искоренить, и церкви Божий до основания разорить.

    Князь Ингварь Ингваревич был в то время в Чернигове у брата своего князя Михаила Всеволодовича Черниговского, сохранен Богом от злого того отступника и врага христианского. И пришел из Чернигова в землю Рязанскую, в свою отчину, и увидел ее пусту, и услышал, что братья все его убиты нечестивым, законоотступным царем Батыем, и пришел во град Рязань, и увидел город разорен, а мать свою, и снох своих, и сродников своих, и многое множество людей, лежащих мертвыми, и церкви пожжены, и все узорочье из казны черниговской и рязанской взято.

    Увидел князь Ингварь Ингваревич великую последнюю погибель за грехи наши и жалостно вскричал, как труба, созывающая на рать, как орган звучащий. И от великого того кричания и вопля страшного пал на землю, как мертвый. И едва отлили его и отходили на ветру. И с трудом ожила душа его в нем.

    Кто не восплачется о такой погибели? Кто не возрыдает о стольких людях народа православного? Кто не пожалеет стольких убитых государей? Кто не застонет от такого пленения?

    И разбирал трупы князь Ингварь Ингваревич, и нашел тело матери своей великой княгини Агриппины Ростиславовны, и узнал снох своих, и призвал попов из сел, которых Бог сохранил, и похоронил матерь свою и снох своих с плачем великим вместо псалмов и песнопений церковных. <...>

    И стал разбирать князь Ингварь Ингваревич тела мертвых, и взял тела братьев своих - великого князя Юрия Ингваревича, и князя Давыда Ингваревича Муромского, и князя Глеба Ингваревича Коломенского, и других князей местных - своих сродников, и многих бояр, и воевод, и ближних, знаемых ему, и принес их во град Рязань, и похоронил их с честью, а тела других тут же на пустой земле собрал и надгробное отпевание совершил. И, похоронив так, пошел князь Ингварь Ингваревич ко граду Пронску, и собрал рассеченные части тела брата своего благоверного и христолюбивого князя Олега Ингваревича, и повелел их нести во град Рязань. А честную главу его сам князь великий Ингварь Ингваревич до града понес, и целовал ее любезно, и положил с великим князем Юрием Ингваревичем в одном гробу.

    А братьев своих, князя Давыда Ингваревича да князя Глеба Ингваревича, положил в одном гробу близ могилы их. Потом пошел князь Ингварь Ингваревич на реку на Воронеж, где убит был князь Феодор Юрьевич Рязанский, и взял тело честное его, и плакал над ним долгое время. И принес в область его к иконе великого Чудотворца Николы Корсунского. И похоронил его вместе с благоверной княгиней Евпраксией и сыном их князем Иваном Федоровичем Постником во едином месте. И поставил над ними кресты каменные. И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте «заразила» (разбила).

    Благоверный князь Ингварь Ингваревич, названный во святом крещении Козьмой, сел на столе отца своего великого князя Ингваря Святославича. И обновил землю Рязанскую, и церкви поставил, и монастыри построил, и пришельцев утешил, и людей собрал. И была радость христианам, которых избавил Бог рукою своею крепкою от безбожного и зловредного царя Батыя. А господина Михаила Всеволодовича Пронского посадил на отца его отчине».

    Полчища Батыя по пути из Рязани в Коломну и Москву , разграбили и сожгли город Красный.

    28 декабря 1237 года легендарный русский богатырь Евпатий Коловрат, вернувшись из Чернигова и побывав в разграбленной Рязани, по преданию, прибыл в Красный (Зарайск) и на Великом Поле сформировал дружину из 1700 ратников. Русская дружина настигла на Суздальской земле полки Батыя и напала на их станы.

    Решающее сражение русских воинов во главе с Евпатием Коловратом и монголо-татарского войска произошло 4 марта на реке Сити.

    «И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Ев-патий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек ими. Почудилось татарам, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился. <...> И послал шурича своего Хостоврула на Евпатия, а с ним сильные полки татарские. Хостоврул же похвалился перед царем, обещал привести к царю Евпатия живого. И обступили Евпатия сильные полки татарские, стремясь его взять живым. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполин силою и рассек Хостоврула наполы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал.

    И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и сан-чакбеями, - и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю приближенные: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти, и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два - с десятью тысячами.

    Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, глядя на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной орды моей побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».

    Крупная победа, называемая нередко репетицией Куликовской битвы , состоялась 11 августа 1378 года на реке Воже. Темник Мамай снарядил тогда 50-тысячное войско под командованием Бегича. Московский князь Димитрий Иванович, узнав о приближении монголо-татарского войска, выступил навстречу неприятелю. Великое Поле Зарайского княжества было сборным пунктом русской рати перед выходом на реку Вожу. Здесь близ Зарайска к князю Димитрию присоединились конные дружины Даниила Пронского и Олега Рязанского.

    В 1386 году великий подвижник земли Русской преподобный Сергий Радонежский по пути в Рязань и по возвращении оттуда дважды посетил Зарайск , останавливаясь для молитв у Николы Зарайского.

    В 1401 году в скриптории (вероятно, при Никольском храме) создано Евангелие, известное под названием «Зарайское». Эта рукописная книга с великолепными буквицами, орнаментом и миниатюрами хранится в Российской Государственной библиотеке (РГБ).

    На Зарайской земле происходил целый ряд победоносных сражений русских воинов с крымскими захватчиками. В июне 1511 года крымский хан Ахмат-Гирей предпринял несколько попыток прорваться в рязанские земли, но каждый раз в окрестностях Зарайска встречал решительный отпор русских дружин под предводительством князя Александра Владимировича Ростовского.

    Свт. Николая.

    В первой половине XVI века войска крымских татар периодически вторгались в Рязанское княжество, выжигали посады, грабили местное население и уводили в плен. Память народная и летописи сохранили славное имя Мити Калинина, вождя сторожевой службы Вожской засеки (у Зарайска).

    В июле этого же года воеводе пришлось подавить мятеж, организованный приверженцами Лжедмитрия II. Многие южные города, в том числе Коломна и Кашира , тогда поддержали власть самозванца и послали в Зарайск грамоту с требованием присягнуть Лжедмитрию II, Обыватели вызвали воеводу на площадь перед Кремлем и потребовали от него признать «законного царя Дмитрия». Князь Пожарский не дрогнул, объявил о своей верности Москве и стыдил сомневающихся. «Стойте за правду, и только за правду! Остерегайтесь измены и чужеземной кабалы. Если же попробуете принудить меня к измене силой, вас ждет позор и поражение», - предупредил князь. Мятежники хотели расправиться с воеводой, но князь Пожарский готов был не только на словах постоять за правду.

    Благодаря священнику Димитрию Леонтьевичу Протопопову князь получил поддержку у патриотически настроенных горожан и укрылся в Кремле с верными ратниками. Мятежники, столкнувшись с волей и твердостью верного и бесстрашного воеводы, раскаялись и поклялись верно служить Москве.

    После этого князю Дмитрию Пожарскому удалось выдержать осаду Кремля, предпринятую черкесами, казаками и «воровскими людьми», прибывшими во главе с Исааком Сумбуловым из Михайлова, и изгнал их из Зарайска. За время своего воеводства князь Дмитрий Михайлович Пожарский 16 раз отражал врагов от Зарайска.

    По призыву воеводы П. П. Ляпунова в январе 1611 года князь Пожарский, воевода Зарайский, примкнул к Первому (Рязанскому) ополчению, в которое вошли ратники более 50 городов и уездов России, это были дворяне, посадские люди, стрельцы, черносошные крестьяне, казаки.

    1 октября 1611 года по предложению новгородского старосты Кузьмы Минина Дмитрий Пожарский был избран воеводой Второго народного ополчения и приступил к его формированию в Нижнем Новгороде. 20 августа Д. Пожарский и Кузьма Минин вошли в Москву во главе Второго народного ополчения. 26 октября польские интервенты, засевшие в Московском Кремле, капитулировали, и Москва была освобождена от иноземных захватчиков.

    Много славных побед одержано в окрестностях Зарайска, важнейшие из них - победы над сомнениями, малодушием, трусостью, одним словом, над грехами, в периоды испытаний, искушений. Что дает пребывание великого Мирликийского чудотворца во образе своем Зарайском? Конечно, помощь его ощутима в достижениях, важных, ответственных делах, но важнее всего - в духовном укреплении, в указании правильного пути, в даровании сил поступать нравственно, не как выгодно, но как благородно, по-христиански. Много прекрасных имен оказалось связано с Зарайской историей. Это были не только священники и воины. Зарайская земля вскормила замечательных писателей, художников, скульпторов. Одно из имен нельзя не упомянуть особо. Это великий философ и писатель Федор Михайлович Достоевский, певец вечной борьбы добра и зла в сердце человека.

    Воспитанию гения Достоевского, раскрытию его пророческого дара и художественного мастерства, возможно, способствовала атмосфера, в которой пребывал будущий писатель в детские годы. Может быть, здесь произнесенные детские молитвы, конечно, и к Святителю Николаю , предопределили верность правде и православию писателя, провели его через все испытания, превратности судьбы и не допустили штудты, защитили от обывательщины, фальши, от всего наносного, сохранили чистым око писателя, непременное условие истинного творчества, укрепили дух, приумножили любовь и способность сострадать своему народу и отдать себя, свою жизнь, дарования до капли, без остатка погибающему, но так нуждающемуся в спасении миру.

    Летом 1831 года врач Мариинской больницы для бедных Михаил Андреевич Достоевский купил у помещика Хотяинцева сельцо Даровое, а через два года приобрел у него и соседнюю деревню Черемошню. Родовое имение Достоевских Даровое и сейчас привлекает внимание почитателей таланта Ф. М. Достоевского. Здесь с 1832 по 1838 гг. будущий великий писатель и мыслитель Федор Михайлович Достоевский проводил летние каникулы. Здесь он побывал и незадолго до своей кончины, в 1877 году.

    Похожие публикации