Энциклопедия пожаробезопасности

Почему чеченцам все сходит с рук. Откуда происходит чеченский народ и почему он так сильно подвержен темным силам

Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
предыдущее по теме………………………………… следующее по теме
предыдущее по другим темам…………… следующее по другим темам

В 2-х последних номерах «МК» была напечатана статья «Разговор с варваром», сделанная в форме интервью с неизвестным чеченцем (а то еще обидится кто ).

Чеченец этот еще относительно молодой, потому что закончил институт при Дудаеве, и сыну его 8 лет. Он живет в Москве, и как это водится у новых москвичей с Кавказа, рассказывает, как его тут обижают, не уважают. Конечно, нелегко отличить чеченца от русского или еще какого, но люди стараются. Так в доме, где он живет, никто не знал, что он чеченец, пока не приехала его мама и не рассказала, что она из Грозного. После этого все о них отшатнулись, а участковый стал вызывать его к себе и спрашивать, не прячет ли он террористов. Гордый сын гор платит ему теперь оброк – 200 рублей в месяц. На вопрос усомнившегося журналиста, не смехотворна ли названная сумма, чеченец разумно отвечает, что один чеченец – 200 рублей, а пять – уже 1000. Чувствуется знание жизни и арифметики. (Интересно только, что раньше, до приезда болтливой матушки, корыстный участковый не знал, где у него живут чеченцы, ведь люди же не регистрируются, не указывают национальность, прежнее место жительство, правда? )

А когда его сын пошел в школу, то все дети узнали, что он чеченец и перестали с ним играть (А как же прежняя жуткая история с раскрытием инкогнито? ) Теперь наш герой с тоской смотрит, как дети во дворе бьют его мальчика. Один раз он увидел, как его сын позорно бежал. Тут взыграла в нем кровь, и он ударил ребенка и выгнал его на улицу, чтобы тот вел себя как мужчина. Сын начал драться, с тех пор у него остался только один друг, и тот, по мнению отца, предатель, потому что сбежал с поля боя. Но мальчик не поддается наущениям отца и не хочет с ним ссориться. «Я понимаю,- горько вздыхает отец, - ему нужен хоть один друг, ведь он еще маленький».

Журналист находит поведение отца жестоким. «Но, наверное, это настоящее чеченское воспитание?» - «Нет, чеченское воспитание совсем другое». Когда герою было три с небольшим года, его отец подарил ему автомат, игрушечный. (Скажем прямо: жадноватый был папа, мог бы и настоящий подарить. ) Дети во дворе из зависти игрушку сломали (А я что говорю? Жадный платит дважды: настоящий бы, небось, не сломали. ) Он пришел домой в слезах. Отец его не только не утешил, но еще и отлупил и дал ему большой нож, чтобы он отомстил. Ребенок прижал нож к правому бедру (Обратите внимание: какие чеченские дети необыкновенные. Обыкновенный ребенок этим ножом бы уже поранился, как, например, мой дядя, которому в те же годы попался в руки отцовский кортик ) «Мои обидчики были старше меня: им было 5, 6 и 7 лет». Да, солидный возраст. Одного из них наш трехлетка догнал и стал тыкать в спину ножом, но тот был в тулупчике и мальчик все никак не мог пропороть его ножом. (Да, тулупчики в Чечне, видимо, хорошие, а ножи – скверные. Взять на заметку ) Эту сцену заметил сосед и отвел проказника к отцу. Мальчик ждал, что отец станет его ругать за то, что он не убил супостата, но отец дал ему подзатыльник. Тогда герой интервью и понял, что настоящий чеченец должен сам решать свои проблемы, не жаловаться, мстить, а если уж попался, то не сдавать напарника. (История эта мне очень понравилась. Предположим, что это – не наглое вранье с целью представить чеченцев ну очень страшными людьми, а правда. Предположим, что и отец рассказчика был не психически больным, а что таковы настоящие правила воспитания детей в Чечне. Но вот убил бы этот трехлетний ребенок своего пятилетнего обидчика, и что, разьве ему бы за это ничего не было? Разве шестилетний брат убитого не должен был убить его, чтобы отомстить в свою очередь? И так далее? И много ли людей осталось в Чечне? Так и представляю себе чудную картинку, как чеченские детки играют в песочнице и у каждого по большому ножу. «А, ты взял мою формочку, ты наступил на мой куличек? Умри же, несчастный!» )

Но что интересно, что тот же папа не позволил сыну участвовать в войне с русскими в 90-х годах. Что это с ним случилось? Поумнел? Герой наш переехал в те годы в Москву и с тех пор страдает. Правда, он еще построил на родине дом, но злые русские его взорвали, потому что сказали, что с него стрелял миномет. «А миномет стрелял?» - «Не знаю».

Герой одобряет тех чеченцев, которые ходят на Манежную площадь танцевать лезгинку. (Правда, танцуют. Я как туда не пойду, так их вижу. ) «Я бы сам пошел, но не умею танцевать.» (А кружок народного танца на что? ) Оказалось, что они там танцуют, чтобы враги не нападали на них трусливо по подворотням, а напали прямо там. (А вот это – разумно: там полно милиции, в случае чего - всех скинхедов в обезьянник – а ты танцуй себе. Танцевать у нас не запрещено. )

В заключении чеченец говорит, что уезжать из Москвы не собирается, потому что ему тут нравится. Он потерпит, что бьют его пацана, но если случится что-то серьезней детской драки, то он за себя не ручается. (И что же будет? Напоминает анекдот, как мужика грабят, а он кричит: «Ой, не подходите ко мне, а то будет, как вчера! Ой, отдайте все обратно, а то будет, как вчера!» - «А что вчера было?» - «А вчера взяли и не отдали.» )

В общем, автор этого интервью хотел напугать образом чеченца-варвара, а получилось как-то глупо. И вранья много, и передергиваний. У меня на работе, например, работает чеченка. Все к ней прекрасно относятся. Ее дочь нормально училась в школе, никто ее не обижал, подруг много, мальчики ухаживают. Сейчас у нее еще один маленький ребенок. Тоже все нормально. Хотя они – самые настоящие чеченцы, там родились, регулярно ездят к родне. И если уж на то пошло, то уровень убийств на Кавказе ниже, чем в традиционных русских областях, и сильно ниже. Так что еще разобраться надо, где живут на самом деле опасные люди.

О смелости, необузданности и непокорности чеченцев ходят легенды. Но что же сделало их такими? Возможно, следует рассмотреть историю чеченского народа в историческом контексте.

«Беспощадные как тигры»

Рубеж XVII-XVIII столетий ознаменовался многочисленными войнами России с Турцией, Персией, а также с крымским ханством. Поскольку от врагов нашу страну отделял Кавказский хребет, стратегически важно было захватить над ним контроль. Но это оказалось не так- то просто. Горцы вовсе не хотели быть покоренными. Так, в 1732 году чеченцы напали на русский батальон, совершавший переход из Дагестана на Ставрополье. С 1785 по 1791 год чеченские шайки не раз вероломно нападали на русские воинские гарнизоны, на мирных землепашцев, осваивавших земли нынешнего Ставрополья. Своего пика противостояние между русскими и чеченцами достигло в 1834 году, когда во главе мятежников встал имам Шамиль. Русская армия во главе с фельдмаршалом Паскевичем прибегала к тактике «выжженной земли»: аулы, население которых было на стороне мятежников, разрушали, а их жителей поголовно уничтожали… В целом сопротивление чеченцев удалось сломить, но отдельные «диверсии» против русских продолжались вплоть до революции 1917 года. «Они поражают своей подвижностью, проворством, ловкостью. На войне они кидаются в середину колонны, начинается ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны как тигры», — пишет В.А.Потто в книге «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (1887). Когда во время одного из сражений русские предложили чеченцам сдаться, те ответили: «Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских — пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили — не покоряясь чужой власти».

«Дикая дивизия»

Во время Гражданской войны многие чеченцы и ингуши пошли служить в «Дикую дивизию» под командованием генерала Деникина. В 1919 году эта «дивизия» устроила настоящую резню на Украине, куда отправилась подавлять восстание Махно. Правда, в первом же бою с махновцами «дикари» были разгромлены. После чего чеченцы объявили, что не желают больше воевать у Деникина и самовольно вернулись к себе на Кавказ. Вскоре формально на Кавказе была установлена советская власть. Однако с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний против большевиков и более 50 бунтов более мелкого масштаба. В военные годы количество диверсий со стороны местного населения привело к упразднению Чечено- Ингушской АССР и депортации местных жителей.

«Приходи свободным!»

Почему же с чеченцами всегда было так тяжело? Потому что основы их культуры в корне отличаются от нашей. Так, до сих пор у них в ходу кровная месть. К тому же, чеченец не имеет права признавать своих ошибок. Ошибившись, он все равно будет до самого конца настаивать на собственной правоте. Запрещено и прощать своих врагов. В то же время у чеченского народа есть понятие «нохчалла», что означает «быть чеченцем». Оно включает в себя свод этических правил, принятых в чеченском обществе. Согласно ему, чеченец должен быть сдержанным, немногословным, неторопливым, осторожным в высказываниях и оценках. Нормой считаются предложение помощи тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, гостеприимство, уважение к любому человеку независимо от его родства, веры или происхождения. Но при этом «нохчалла» подразумевает неприятие любого принуждения. Чеченцев с детских лет воспитывают воинами, защитниками. Даже древнее чеченское приветствие гласит: «Приходи свободным!» Нохчалла – это не только внутреннее ощущение свободы, но и готовность отстаивать ее любой ценой.4 В старой чеченской песне, которая впоследствии стала гимном «свободной Ичкерии», говорится: Скорее скалы гранитные, как свинец, расплавятся, Чем полчища врагов заставит нас склониться! Скорее земля возгорится во пламени, Чем мы предстанем могиле, продав свою честь! Никогда и никому мы не покоримся Смерть или Свобода — одного из двух добьемся. Сами чеченцы утверждают, что среди них есть истинные носители «святых традиций вайнахов» — адатов — и есть те, кто отошел от этих канонов. Кстати, слово «вайнах» означает «наш человек». И когда-то «своим» для чеченцев мог стать человек любой национальности. Но, разумеется, при условии соблюдения их обычаев. Те чеченцы, которые занимаются разбоем и грабежами, которые становятся террористами – не «истинные вайнахи». Свой могучий темперамент они используют в недостойных целях. Но судить по ним обо всем чеченском народе – большая ошибка.

По этой же теме:

Чем горные чеченцы отличаются от равнинных? Почему за 200 лет чеченцы так и не ассимилировались с русскими?

Из разговоров с чеченцами. Записано во время последней поездки в Грозный. Все фразы принадлежат разным людям:

Ты не смейся над нашим золотом, мы под вашими бомбами ходили десять лет, теперь под золотом ходим. Имеем право!

Я на митинг не пойду. А чего его (Рамзана) поддерживать? Что он, такой слабый что ли? Я не видел, чтобы его обижали.

У нас очень безопасно. Я могу машину оставить заведенной и никто к ней не подойдет. Ни в одном регионе России такого нет.

Что вы вообще прицепились к Чечне, к Кадырову, все нормально у нас, не лезьте к нам.

- Если женщина хочет работать на нормальной должности, она должна надеть платок. С непокрытой головой карьеры не сделаешь.

Мне эти митинги не нравятся, я одиночка, зачем мне кучковаться? Я тебе так скажу: живи честно и кучковаться не надо будет.

В Коране написано что Америка под воду пойдёт, вот они и стремятся к нам перейти. На нашу землю.

Плохо, что из-за отдельных выродков весь народ начинают судить. Если какой чеченец в Москве будет беспредельничать, вы его сразу крутите. У нас вот, никто не беспредельничает, а вы им позволяете. У меня сын в Москве учится, что он там делает? Как себя ведет? Не знаю. Переживаю, чтобы не опозорил меня перед людьми.

Ты не разменяешь тысячу по сто? Нет, по пятьсот не годится, это детям на свадьбу кидать, по 500 уже тяжело, ушло время.

Что у нас плохого? Нет у нас ничего плохого, все у нас хорошо.

Нас никто не кормит. Чеченца кормить не надо, вы восстанавливаете, что разрушили.

Я не понимаю, зачем люди собираются в поддержку Рамзана. Можно подумать, ему наша поддержка нужна. Путин его поддержка, мы ему зачем?

Никто Рамзана не обижает. Он сам уже не знает, кого ему обижать.

Почему это мы черножопые? Чеченцы белее русских будут. Это они от неграмотности своей нас так называют. У настоящего чеченца кожа белая, глаза голубые.

Никто нас на митинг не собирал. Мы сами пришли. Зачем? Не знаю. Так надо. У нас народ такой, нас просить и заставлять не надо, мы чувствуем, как надо, как правильно, так и поступаем.

Если Рамзан увидит мусор, уволит префекта (главу района). Поэтому там, где Рамзан ездит, всегда идеальная чистота. А ты сверни на соседнюю улицу, там уже будет грязь. Это как получается, лицо помыл, а шею не надо? Так выходит? Зачем эта показуха?

Ай! Что ты телишься стоишь на своей Приоре?! У тебя ходовая 2 рубля стоит, не бойся!

Если какой чеченец не прав, неправильно себя ведет, Рамзан или его люди будут решать вопрос. Не важно, в Москве, в Грозном или в другой стране. У меня бизнес в Москве, когда я что-то делаю, или где-то выступаю, я всегда думаю, как к этому отнесется Рамзан.

Рамзанчик - хороший мальчик. Не бьет, 3 раза кормит, все хорошо! Я все пережил на своей шкуре, так что сейчас все хорошо. Главное кормят. Если бы не Рамзанчик, вообще беда была бы!

Говорят, у Рамзана в резиденции целый зоопарк. Там львы, тигры, рыбы разные. Ему постоянно животных дарят. А вот обезьян он не любит. Как-то ему подарили обезьяну, так он ее львам своим сразу скормил.

Я не знаю, кто такой Яшин, но если народ против него, значит плохой человек. Народ просто так говорить не будет на человека. Да, плохой он человек.

Я, если честно, в политике не очень разбираюсь и не слежу, кто там, что говорит. А почему пришел? Не могу молчать!

Ого! Это у тебя парик такой или настоящие? А можно потрогать?

О чем говорят русские.

Когда я уехал в Грозный, многие знакомые переживали, не убьют ли меня там, не кинут ли в яму и вообще, Чечня это же так опасно! Другие спрашивали, сколько мне заплатил Кадыров, когда у меня в Инстаграме появится селфи с ним и табличка в его поддержку. Конечно, из Грозного я должен был вернуться на черном Порш Кайене с номерами КРА. Ведь нельзя же просто так взять и полететь в Чечню. Тебя там должны либо убить, либо подарить тебе Кайен. Других вариантов нету.

Рассказываю. Порш Кайен мне не подарили. Селфи не будет. Убить тоже не убили. Посты про плохой и хороший Грозный будут. Извиняться, надеюсь, не придется.

О смелости, необузданности и непокорности чеченцев ходят легенды. Но что же сделало их такими? Возможно, следует рассмотреть историю чеченского народа в историческом контексте.

«Беспощадные как тигры»

Рубеж XVII-XVIII столетий ознаменовался многочисленными войнами России с Турцией, Персией, а также с крымским ханством. Поскольку от врагов нашу страну отделял Кавказский хребет, стратегически важно было захватить над ним контроль. Но это оказалось не так- то просто. Горцы вовсе не хотели быть покоренными. Так, в 1732 году чеченцы напали на русский батальон, совершавший переход из Дагестана на Ставрополье. С 1785 по 1791 год чеченские шайки не раз вероломно нападали на русские воинские гарнизоны, на мирных землепашцев, осваивавших земли нынешнего Ставрополья. Своего пика противостояние между русскими и чеченцами достигло в 1834 году, когда во главе мятежников встал имам Шамиль. Русская армия во главе с фельдмаршалом Паскевичем прибегала к тактике «выжженной земли»: аулы, население которых было на стороне мятежников, разрушали, а их жителей поголовно уничтожали… В целом сопротивление чеченцев удалось сломить, но отдельные «диверсии» против русских продолжались вплоть до революции 1917 года. «Они поражают своей подвижностью, проворством, ловкостью. На войне они кидаются в середину колонны, начинается ужасная резня, потому что чеченцы проворны и беспощадны как тигры», - пишет В.А.Потто в книге «Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях» (1887). Когда во время одного из сражений русские предложили чеченцам сдаться, те ответили: «Мы не хотим пощады, одной милости просим у русских - пусть дадут знать нашим семействам, что мы умерли, как и жили - не покоряясь чужой власти».

«Дикая дивизия»

Во время Гражданской войны многие чеченцы и ингуши пошли служить в «Дикую дивизию» под командованием генерала Деникина. В 1919 году эта «дивизия» устроила настоящую резню на Украине, куда отправилась подавлять восстание Махно. Правда, в первом же бою с махновцами «дикари» были разгромлены. После чего чеченцы объявили, что не желают больше воевать у Деникина и самовольно вернулись к себе на Кавказ. Вскоре формально на Кавказе была установлена советская власть. Однако с 1920 по 1941 год на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний против большевиков и более 50 бунтов более мелкого масштаба. В военные годы количество диверсий со стороны местного населения привело к упразднению Чечено- Ингушской АССР и депортации местных жителей.

«Приходи свободным!»

Почему же с чеченцами всегда было так тяжело? Потому что основы их культуры в корне отличаются от нашей. Так, до сих пор у них в ходу кровная месть. К тому же, чеченец не имеет права признавать своих ошибок. Ошибившись, он все равно будет до самого конца настаивать на собственной правоте. Запрещено и прощать своих врагов. В то же время у чеченского народа есть понятие «нохчалла», что означает «быть чеченцем». Оно включает в себя свод этических правил, принятых в чеченском обществе. Согласно ему, чеченец должен быть сдержанным, немногословным, неторопливым, осторожным в высказываниях и оценках. Нормой считаются предложение помощи тем, кто в ней нуждается, взаимовыручка, гостеприимство, уважение к любому человеку независимо от его родства, веры или происхождения. Но при этом «нохчалла» подразумевает неприятие любого принуждения. Чеченцев с детских лет воспитывают воинами, защитниками. Даже древнее чеченское приветствие гласит: «Приходи свободным!» Нохчалла – это не только внутреннее ощущение свободы, но и готовность отстаивать ее любой ценой.4 В старой чеченской песне, которая впоследствии стала гимном «свободной Ичкерии», говорится: Скорее скалы гранитные, как свинец, расплавятся, Чем полчища врагов заставит нас склониться! Скорее земля возгорится во пламени, Чем мы предстанем могиле, продав свою честь! Никогда и никому мы не покоримся Смерть или Свобода - одного из двух добьемся. Сами чеченцы утверждают, что среди них есть истинные носители «святых традиций вайнахов» - адатов - и есть те, кто отошел от этих канонов. Кстати, слово «вайнах» означает «наш человек». И когда-то «своим» для чеченцев мог стать человек любой национальности. Но, разумеется, при условии соблюдения их обычаев. Те чеченцы, которые занимаются разбоем и грабежами, которые становятся террористами – не «истинные вайнахи». Свой могучий темперамент они используют в недостойных целях. Но судить по ним обо всем чеченском народе – большая ошибка.

.

Други мои, представляю Вам интересную публикацию о малоизвестных событиях. Честно говоря, я, например, ранее не знал, что соседство с чеченцами головная боль не только для русских, но и для других коренных народов Северного Кавказа. И конфликты как в Пугачеве происходят на юге России давно...

________________________________________ _________________


Массовые протесты в городе Пугачев чуть-чуть не дотянули до совпадения с десятилетним юбилеем октябрьских погромов 2003 года в столице Кабардино-Балкарии Нальчике. Это малоизвестные события, сведений в интернете о них почти нет. Намного больше информации о сентябрьских столкновениях кабардино-балкарских и чеченских студентов в сентябре 2005 года.

Предыстория.

В советское и первое постсоветское время чеченцев в Кабардино-Балкарии было немного. Но во время и сразу после Первой Чеченской войны в Кабардино-Балкарию приехало значительное количество беженцев. В республике их хорошо принимали, власти обеспечивали жильем и питанием. Но уже тогда некоторая напряженность возникала. Были жалобы на буйное поведение «жертв войны» размещенных в санаториях Нальчика.


Но в начале 2000-х годов, - с окончанием Второй Чеченской войны, - ситуация резко изменилась. С возвращением Ичкерии в «российское конституционное поле» начались компенсационные выплаты «за утраченное в результате боевых действий» жилье. Пострадавшим чеченцам выплачивалось порядка 300 000 рублей. Русским платили по 120 000. Причем чеченцы получали деньги практически сразу после окончания войны, русские минимум через 2-3 года, когда масштаб цен сильно изменился.


Однако в начале 2000-х годов 300 000 были большими деньгами. В КБР цены на жилье были очень низкими, даже по сравнению с соседней Северной Осетией или Ставропольем. Двухкомнатная квартира на окраине Нальчике стоила порядка 150 000 рублей. Причем предложение жилья намного превышало спрос, люди порой годами не могли продать жилье.


Вскоре после начала компенсационных выплат в Кабардино-Балкарию хлынул поток беженцев скупавших дешевое жилье. Приоритетом пользовались типовые квартиры на окраинах городов, переселенцы старались при этом селиться группами, в пределах одного подъезда или двора.


Больше всего чеченцев переселилось в Нальчик, где окраинный микрорайон «Горная» быстро получил народное имя «Малая Ичкерия». Немало беженцев поселилось и в других городах-райцентрах: в близкой к Нальчику Нарткале, Тереке и даже в отдаленном поселке Залукокоаже. Но быстрое заселение чеченцами Нальчика и других мест, вскоре обернулось рядом проблем. На Кавказе, и в Нальчике в частности, люди с многоквартирных домах живут как бы большой семьей, все друг с другом знакомы, дети вместе играют допоздна, старики общаются. Чеченцы вливаться в «жилищный коллектив» не спешили. Как утверждали аборигены, они вели себя высокомерно и дерзко. В домах и дворах начались конфликты, порой серьезные. При этом новоприбывшие всегда поддерживали друг дург: даже в случае словесной перепалки двух старух немедленно подтягивалась многочисленная «группа поддержки». Вечерние игры детей и посиделки стариков допоздна во дворах многоэтажек быстро прекратились.


В «Малой Ичкерии» и по всему Нальчику стали обыденностью уличные грабежи и избиения, совершаемые, как писали в местной прессе некими «группами молодых людей». Нередко таксистов некие наглые «молодые люди» угрозами принуждали бесплатно себя возить. Коренные нальчане винили в этих действиях почему-то именно чеченцев.

Взрыв.

Как рассказывал автору пожилой нальчанин, в один из октябрьских дней 2003 молодой парень-кабардинец шел вдоль «Ореховой рощи»: парка в 10 минутах ходьбы от здания Правительства республики. До окраины «Малой Ичкерии» - района «Горная» было недалеко.


Навстречу одинокому прохожему двигалась группа «разговаривающих на некабардинском языке молодых людей». Поравнявшись, они сбили одинокого прохожего с ног и избили, попутно вывернув карманы и забрав все что в них было. После чего с хохотом веселая компания двинулась в направлении «Малой Ичкерии». Побитый парень сумел как-то дойти до центрального проспекта Ленина, где вокруг него, окровавленного и едва стоящего на ногах, быстро образовалась толпа возмущенных горожан. Пострадавшего отвезли на «Скорой» в больницу, но толпа не расходилась. Начался своеобразный митинг: эмоциональные выступления, крики, проклятия. В какой-то момент состоящая уже из десятков, или даже соте людей двинулась в сторону «Горной».


В самой «Малой Ичкерии» толпа распалась на группы в по нескольку десятков погромщиков, и начался «подворный обход». В окна квартир где жили недавно приехавшие «новоселы» летели камни, жильцов, если те не смогли спрятаться, били. Погром продолжалось до ночи. Тогда серьезно пострадало около 30 человек.


На следующий день были новые разгромы квартир и избиения, хотя и в меньшем количестве.


После октябрьских событий 2003 года октябрьских погромов избиения на улицах и буйное поведение во дворах почти прекратились. Топоним «Новая Ичкерия» постепенно забылся, его сейчас уже мало кто помнит.


Что побудило нальчан к погромам можно понять из сказанных через год после событий слов

Хачима Шогенова, возглавлявшего в то время министерство внутренних дел Кабардино-Балкарии: «Почему они покупают квартиры в Нальчике любыми способами? Сколько мы просили: не давайте им внедряться в нашу экономику. Почему студенты, которых мы встретили с распростертыми объятиями, себя так ведут: там, где ступила нога чеченца, его земля. Я имею право это говорить, так как потерял двух парней в первую чеченскую войну, во вторую многие контужены, ранены. Я люблю наших соседей, но не больше своего народа». http://www.gazetayuga.ru/archive/2004/39.htm

Студенты.

Глава кабардино-балкарского МВД в 2004 году упомянул о проблемах с чеченскими студентами. Через год после этих слов в Нальчике проихошла новая вспышка насилия. С начала 2000-х годов в Кабардино-Балкарию было направлено для обучения множество чеченских студентов-целевиков. И почему-то снова возникли специфические проблемы: драки и грабежи. Как утверждали местные студенты, одинокому парню было опасно ходить вечером по студгородку, некие «группы молодежи» нападали на одиночек, избивали, отбирали деньги и дорогие тогда мобильные телефоны. Из общежитий начали массово съезжать местные, из районов, студенты.


В сентябре 2005 года, после каникул, начался массовый заезд старых и новых жильцов в общежития. Естественно сразу «новоприбывшие» стали сразу показывать «кто в доме хозяин». После нескольких драк, 22 сентября местные студенты из КБР предложили «пришельцам» выяснить отношения на нейтральной территории у кинотеатра «Восток». Вечером этого дня там произошла массовая драка, в которой победа осталась за «местными». Побитые «пришельцы» ретировались в студгородок, но решили взять реванш на следующий день, вызвав подмогу с родины. К середине дня, когда шли занятия, несколько машин с вооруженными чеченцами (говорилось о бойцах кадыровского ОМОНА) выстроились перед входом в главный корпус университета.


Расчет был на демонстрацию силы, но там где другие предпочли бы остаться внутри здания, кабардинцы и балкарцы, - кавказская кровь, - не испугались. Поток студентов бросивших занятия выплеснулся на улицу, началась словесная перепалка. Как рассказывал спустя несколько лет участник событий, один из приехавших «десантников», - как говорили командир, - выйдя из машины, достал пистолет и начал стрелять в воздух. Но стоявшая в нескольких метрах плотная толпа после первого выстрела ринулась вперед. Стрелка разоружили, а машину перевернули несколько раз. По словам моего собеседника, командира успели затащить в другую машину и увезти. Пистолет остался студенческим трофеем.


Большая часть студентов, несколько сот человек направилась к Дому Правительства КБР. Однако подходы туда перекрыла милиция. Тогда толпа двинулась на площадь 400-летия присоединения Кабарды к России, к зданию республиканского МВД. Там у них произошла интересная встреча и разговор с уже упоминавшимся министром Хачимом Шогеновым.


Чего хотели студенты и как развивались события можно узнать из публикаций центральной прессы сентября 2005 года.

Так «Известия» писали:«После драки студенты кабардинской и русской национальностей организовали стихийный митинг, на котором звучали требования к правоохранительным органам «жестче привлекать к ответственности проживающих в КБР выходцев из Чечни за нарушение ими правил общежития».http://izvestia.ru/news/306500#ixzz2Z1MwoG81

Более подробно писал «Коммерсант»: «После этого студенты госуниверситета КБР вышли на площадь, требуя, чтобы власти убрали из города чеченцев… Когда вы (милиционеры.- Ъ) начнете что-то делать? - сказал министру другой студент.- Ваши были там (на месте драки. - Ъ) с самого начала. Смотрели и не вмешивались!

Я не меньше, чем вы, устал от этой (чеченской.- Ъ) проблемы,— ответил генерал Шогенов.— Вы показали, что в состоянии себя защитить. А теперь идите домой. Уступите место закону. А потом приходите ко мне, все обсудим, разберемся. Студенты, поверив министру, стали расходиться. «Кадыровцы приехали в университет со стволами, устроили погром», - говорили они журналистам. «То, что Россия за годы не сделала с Чечней, кабардинцы сделают за час, - обещали студенты.- Чеченцев уже давно надо убрать из Нальчика, они всех здесь достали». http://www.kommersant.ru/doc/611932

Студенческие волнения продолжались до глубокой ночи. Но на следующий день в Нальчик приехал сам Рамзан Кадыров. Представители студентов и руководства КБР встретились ним за закрытыми дверями. О чем там говорилось, никто не знает, все участники встречи хранили молчание. Но факт: после визита Руслана Ахмадовича в учебных заведениях Нальчика стало спокойно и тихо.


А вскоре, - чуть больше чем две недели после студенческих волнений, - Нальчик взорвало ваххабитское «Восстание 13 октября 2005 года».

События 2003-2005 года в столице Кабардино-Балкарии произошли задолго до волнений в русском городе Пугачев. Проводить или не проводить параллели между ними - это пусть решает читатель.

Юрий Сошин

Похожие публикации