Энциклопедия пожаробезопасности

Вводные слова егэ русский язык. Вводные слова, вводные и вставные конструкции. Общее понятие об обращении и основное правило его выделения

Семнадцатое задание ЕГЭ по русскому языку направлено на проверку знаний выпускников в области вводных слов, а именно – умение отличать вводные слова от омонимичных членов предложения. За него можно получить один первичный балл; подготовиться к этому заданию можно с помощью приведенной ниже теории.

Теория к заданию №17 ЕГЭ по русскому языку

Слова, которые могут быть как вводными, так и не вводными

Вводное слово Не вводное слово
Запятая нужна! Запятая не нужна!
Однако Нельзя заменить союзом «но» Можно заменить союзом «но»
Мы, однако, очень устали сегодня. Ливень прекратился, однако ветер все равно сильный.
Действительно В значении «в самом деле»; стоит в начале предложения Стоит в середине или в конце предложения
Действительно, он ничего не знает. Он действительно ничего не знает
Значит В значении «следовательно» В значении «означает, это»
Если наступила зима, значит, скоро Новый Год. Опоздать – значит не успеть.
Наконец Указывает на связь излагаемый мыслей, в значении «и еще» В значении «в конце концов, после всего, под конец»
Мне нужно помыть посуду, убраться и, наконец, сходить в магазин. Мы наконец добрались до нашего отеля.

Слова, всегда являющиеся вводными/не вводными

Вводные (запятая нужна) Не вводные (запятая не нужна)
Конечно Большей частью
Во-первых Будто
Во-вторых Буквально
В-третьих В довершение
Итак В конечном счете
Следовательно Вдобавок
Словно Вдруг
По-видимому Ведь
Пожалуйста Вот
Несомненно Вроде бы
Вряд ли
Все равно
Все-таки
Даже
Едва ли
Именно
Иногда
Исключительно
Как будто
Как бы
К тому же
Лишь
Между тем
Наверняка
Небось
Непременно
Обязательно
Определенно
Отчасти
По крайней мере
По-прежнему
Почти
Поэтому
Практически
Просто
Пусть
Решительно
Словно
Тем не менее
Только
Якобы

Пунктуация при вводном слове

Вводное слово отделяется запятой, если его можно убрать из предложения без потери смысла. Мы решили добраться до отеля на автобусе, но, к сожалению, уехали не в ту сторону. (убираем вводное слово – Мы решили добраться до отеля на автобусе, но уехали не в ту сторону.)
Отделять вводное слово запятой от союза не нужно, если убрать вводное слово из предложения нельзя; также запятой от союзов не отделяется вводное слово в начале предложения Во-первых, нужно почитать учебник, а во-вторых – сделать упражнение в тетради.
Если в вводном слове пропущено одно слово, восстанавливаемое из контекста, вместо запятой ставится тире С одной стороны, он хотел поехать в гости, а с другой – не было желания выходить из дому в такую погоду.
Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и перед запятой, перед ним ставится тире, а после него - запятая В лесу, в парке, во дворе – словом, везде можно встретить это растение.

Вводные слова

Мера того, о чем говорится Самое большее, самое меньшее, самое необычное, самое удивительное, по крайней мере
Привлечение внимания собеседника Понимаешь (-ете), знаешь(-ете), видишь (-ите), пойми(-те), поверь (-те), послушай (-те), согласись(-тесь), представь (-те), представь (-те) себе, вообрази (-те), веришь (-ите) ли, знаешь (-ете) ли, повторяю, подчеркиваю, между нами говоря
Источник информации По сообщению …, по сведениям…, по мнению…, по слухам, в соответствии с …, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается, как известно, с точки зрения
Связность речи Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, сверх того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, во-вторых, с одной стороны, с другой стороны
Частота того, о чем говорится Бывает, бывало, случается, случалось, по обычаю, по обыкновению, в крайнем случае
Степень возможности Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать, надо думать, (я) думаю, (я) полагаю, (я) надеюсь, (я) считаю
Эмоции, чувства К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости, чего доброго, странное дело, удивительное дело, смешно сказать, не в укор будь сказано

Обращение – слово или сочетание слов, называющее адресат речи. Не является членом предложения. Обращение можно убрать из предложения без потери смысла.

Знаки препинания при обращениях

  1. Несколько обращений разделяются запятыми или восклицательными знаками: «Милая моя, дорогая, мучение мое, тоска моя», - прочитала она . Обращения, соединенные союзом и , не разделяются запятой: Рыдайте, кабацкие скрипки и арфы, над черною астрой с прическою «афро».
  2. Если после обращения имеется определение или приложение, то оно обособляется; такое определение воспринимается как второе обращение: Дедушка, миленький, где ж ты был?
  3. Части расчлененного обращения выделяются отдельно, каждая сама по себе: Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая!
  4. Если обращение заканчивает вопросительное предложение, то после него ставится вопросительный знак: Слышите, Дмитрий Петрович? Я приеду к вам в Москву.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание.
  2. Выполняем частичный синтаксический разбор предложений, чтобы определить является ли предложенное слово или словосочетание членом предложения.
  3. Анализируем предложения, расставляем знаки препинания.
  4. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №17 ЕГЭ по русскому языку

Семнадцатое задание демонстрационного варианта 2018

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Милые берёзовые (1) чащи!

Ты (2) земля! И вы (3) равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

(С.А. Есенин)

Алгоритм выполнения задания:

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля ! И вы, равнин пески !

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть своей тоски.

  1. Чащи – не отделяется запятой, так как является частью распространенного обращения. Земля – обращение, выделяется запятыми, не является членом предложения. Равнин пески – обращение, не является членом предложения, отделяется запятой.

Ответ: 2, 3.

Первый вариант задания

Лучше всего(1) добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден(2) практически(3) отовсюду, поэтому дальше путь укажет(4) наверное(5) любой местный житель.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Лучше всего добираться сюда на маршрутке. Вулкан виден практически отовсюду, поэтому дальше путь укажет, наверное , любой местный житель.
  3. Лучше всего – обстоятельство образа действия (добираться как? лучше всего ) – не вводное слово, нельзя убрать из предложения, следовательно, не ставим запятую. Практически (виден как? практически) – обстоятельство меры и степени. Наверное – не является членом предложения, выражает отношение говорящего, слово можно убрать из предложения без потери смысла.

Ответ: 4, 5.

Второй вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Русский язык(1) как известно(2) занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место(3) естественно(4) принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Русский язык, как известно , занимает второе место во Всемирной паутине: на нём создано почти 6% всех сайтов. А первое место, естественно , принадлежит английскому, доля которого составляет почти 55%.
  3. Как известно, естественно – не являются членами предложения, выражают отношение говорящего, эти слова можно убрать из предложения без потери смысла.

Ответ: 1, 2, 3, 4.

Третий вариант задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Фотография(1) с точки зрения специалистов(2) состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы(3) однако(4) простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.

Алгоритм выполнения задания:
  1. Нужно расставить знаки препинания и указать цифры, на месте которых должны стоять запятые.
  2. Фотография, с точки зрения специалистов , состоит из трёх условно-независимых составляющих: света, цвета и формы, однако простого наличия этих составляющих недостаточно, чтобы получилась по-настоящему хорошая, запоминающаяся работа.
  3. С точки зрения специалистов – не является членом предложения, выражает отношение говорящего, словосочетание можно убрать из предложения без потери смысла. А вот однако в данном предложении легко заменяется союзом «но», и, значит, вводным словом не является. Обособлять его запятыми не нужно, но запятую перед ним мы поставим: она будет отделять друг от друга две части сложного предложения.

Готовимся к ЕГЭ: задания 17

Задание № 17

1.

Встречи с искусством живописи дарят радость открытия (1) исключительно (2) внимательному и терпеливому зрителю. Посещение художественного музея (3) например (4) требует от нас способности и готовности воспринимать и переживать увиденное.

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

На улице нас кольцом окружили собаки и ни малейшего желания (1) кажется (2) не имели признавать в нас знакомых. Их воинственное настроение было (3) видно (4) каждому прохожему.

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Следует признать, что мы живём в мире, где человек не застрахован от опасностей. В настоящее время (1) однако (2) накоплен большой опыт в предотвращении последствий катастроф. В Мексике (3) например (4) землетрясения обходятся почти без жертв, потому что с населением постоянно проводятся занятия.

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.

5 .Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи. В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.

6.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Сегодня в литературе (1) по мнению критиков (2) резко меняется тип писателя и тип читателя. Воспитательная миссия литературы (3) по-видимому (4) уходит в прошлое.

7.Расставьте знаки препинания:

Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.

8.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

9.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Третьяковская галерея (1) как известно (2) называется по имени Павла Михайловича Третьякова – купца, своё богатство употребившего на пользу общества. Увлечённый живописью, он положил начало (3) поистине (4) замечательному собранию картин.

10 укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев. Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вот (1) кажется (2) солнце коснулось тихой воды у берега. Океан (3) кажется (4) заснувшим, тихим, не слышно даже плеска волн.

12 . Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В такой тишине, когда без кузнечика в траве в своих собственных ушах (1) казалось (2) пели кузнечики (3) наверное (4) с березы, затертой высокими елями, слетел медленно вниз желтый листик.

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Из всех дорог (1) мне помнится (2) черная лента асфальта, мокрая от росы, и листья ясеня на ней, дорога, по которой (3) мне помнится (4) мы шли утром, и ты боялась, что будет с тобой завтра, а завтра не было, было только сегодня, счастливое сегодня.

15. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По мнению японских исследователей (1) льды в Северном Ледовитом океане в этом году тают быстрее, чем обычно. Это (2) конечно (3) вызывает беспокойство по поводу того, что теперь (4) очевидно (5) площадь не покрытой льдом части океана будет больше.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пустырь простирался почти (1) напротив дома. Неподалеку в пыли купались дворовые собаки, жители не прогоняли их и (3) напротив (4) даже наблюдали эту картину.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рита (1) кажется (2) не расстроилась. Ведь (3) эта фраза произнесена (4) между прочим.

21. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Книга была (1) по его словам (2) единственным украшением одиноких вечеров... О приближающемся приезде гостей все поняли (3) по словам (4) и действиям хозяина.

22. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Новая книга известного писателя-публициста (1) может быть (2) вам понравится. Солнце в жаркий июльский день (3) казалось (4) изжелта-красным.

23. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.

24. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Хорошие книги (1) конечно (2) развивают ум и вырабатывают вкус. В конце апреля (3) всё-таки (4) уже тепло.

25. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

Ответы:

3 ) 1,2, 3,4

4) 1,2, 3,4

6) 1,2.3,4

7)1,2,3,4

8) 1,2,3,4

11) 1,2

12) 3,4

13) 1,2,3,4

14) 3,4

15) 4.5

16) 1,2, 3,4,5

17) 1,2,3

18) 3,4

20) 1,2

21) 1,2

22) 1,2

23) 1,2

24) 1,2

Источники http://rus.reshuege.ru/test?theme=223 Решу ЕГЭ

http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege Открытый банк заданий(ФИПИ)

Вводные слова выражают различное отношение говорящего к сообщаемому, например: Сегодня, вероятно, будет дождь.

§ 1. Вводные слова на письме выделяются запятыми.

Как узнать вводное слово? §2. Вводное слово можно убрать из текста, не нарушая смысла предложения. 2.1 Обычно его можно заменить словами из его же группы : Сегодня, возможно /может быть, кажется, думаю, полагаю, пожалуй/, будет дождь.

2.2 К вводным словам нельзя поставить вопрос от других слов в предложении.

2.3 Надо проверить, не является ли это слово исключением (то есть из группы слов, никогда не бывающих вводными).

Одни и те же слова могут быть то вводными, то членами предложения: В мае, возможно, будут заморозки - вводное слово можно изъять, сохраняя структуру предложения. В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. Слово «возможно» изъять нельзя. Я вчера по словам очевидцев составлял фоторобот подозреваемого. Составлял (по чему?) по словам (очевидцев) – это члены предложения, к ним можно поставить вопрос. Тут нет вводных слов, хотя «по словам очевидцев» можно изъять без нарушения структуры предложения. Вчера, по словам очевидцев, прошел шторм. «По словам очевидцев» — это вводные слова из группы «источник сообщения». Их можно изъять, к ним не поставить вопрос (по чему?) от членов предложения: ведь не по словам же шел шторм. Зато без изменения смысла можно сделать замену: Вчера, говорят /сообщают/, прошел шторм.

Основные группы вводных слов:

1) УВЕРЕННОСТЬ: конечно, очевидно,несомненно, разумеется, безусловно, действительно, бесспорно, не правда ли и др. НЕУВЕРЕННОСТЬ: вероятно, возможно, наверное, может быть, кажется, думаю, должно быть, видимо,полагаю, надеюсь, пожалуй и др.

2) ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ: говорят, сообщают, по словам, по сообщению, по мнению, по-моему, по слухам, помнится, слышно и др.

3) РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА: к счастью, к удивлению, к ужасу, к стыду, к несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, на беду, чего доброго, странное дело, удивительное дело, нечего греха таить и др.

4) ПРИЗЫВ к собеседнику с целью привлечь внимание: послушайте, извините, пожалуйста, простите, позвольте, видишь (ли), понимаешь (ли), знаешь (ли), представьте себе, согласитесь и др.

5) ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ: во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, далее, наконец и др. СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ: следовательно, напротив, итак, значит, наоборот, напротив, подчёркиваю и др.

6) СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ: между нами говоря, мягко выражаясь, если можно так выразиться, иначе говоря, коротко говоря, что называется, лучше сказать, словом, другими словами, попросту говоря и др.

7) самое большее, самое меньшее, по крайней мере, бывает, случается, по правде, по совести, кроме шуток, слава богу и др.

Названия групп вводных слов довольно трудные, например: «порядок явлений и связь между ними», «оценка стиля высказывания». М ожно придумать рисунки, подсказывающие значения слов из этих групп. Это помогает узнавать вводные слова. Используя созвучие слов «вводные» и «водные», поместим рисунки на эту тему в «капли воды».

Звонок на урок. Прошло 5 минут… Учителя нет.

  1. Одни УВЕРЕНЫ: конечно , придет, другие НЕ УВЕРЕНЫ: возможно , не придет (см. рис.)

Врывается Вовочка: «Мариванна, по словам директора , заболела». (2. ИСТОЧНИК СООБЩЕНИЯ).

3. РАЗЛИЧНЫЕ ЧУВСТВА: к удивлению, к сожалению, к огорчению, к радости, …

Я, к сожалению , не успею тройку до субботы исправить.

Входит завуч: «Пожалуйста, послушайте, вместо русского будет урок геометрии». (4. ПРИЗЫВ к собеседнику с целью привлечь внимание).

5. На уроках геометрии учителю, последовательно объясняющему решение задачи, не обойтись без вводных слов, выражающих ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ явлений и СВЯЗЬ между ними: во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно.

6. А вот двум подругам, которые без устали могут часами говорить об одном и том же, вставляя эмоциональные оценки, наверное, понадобятся такие вводные слова: между нами говоря, короче говоря, если можно так выразиться, мягко говоря. СПОСОБ ОФОРМЛЕНИЯ МЫСЛЕЙ.

После запоминания основных групп вводных слов надо перейти к более подробному знакомству с каждой группой, например: «По словам директора, учительница заболела» (группа 2). В эту фразу можно вставить другие вводные слова из этой же группы: по мнению, по сообщению директора, по-моему, по слухам и т. д., но нельзя вставить по совету, по указанию, по требованию, по решению, по предложению, по постановлению и т. д. — эти слова не являются вводными. Т.е. либо запоминаем фразу, либо эти слова.

Примечание 1. Не выступают в роли вводных слов и не выделяются запятыми следующие слова: авось, небось, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, именно, как раз, к тому же, между тем, просто, (с оттенком сравнения) (союзы) притом, причем, поэтому. ,

Примечание 2. Не являются вводными слова решительно, приблизительно (примерно), исключительно, буквально. Для запоминания: Решим пример, исключив букву «а»: a log a b + 2b = 3

Слова наконец, вообще, однако, значит являются вводными, если:

ВВОДНЫЕ СЛОВА НЕ ВВОДНЫЕ
НАКОНЕЦ = ещё. К дому подвели воду, газ и, наконец (ещё), интернет . Указывает на связь мыслей, порядок изложения(в значении»и ещё») или дает оценку факта с точки зрения говорящего. НАКОНЕЦ = под конец , после всего , в результате всего. После долгого ожидания нам наконец подключили интернет . Близко к значению «наконец-то».
ВООБЩЕ = вообще говоря . Мне, вообще, это кажется странным. ВООБЩЕ = в общем, в целом: Вообще верно, но в данном случае это не так. ВООБЩЕ = обычно, постоянно,всегда: Погода здесь вообще холодная. ВООБЩЕ = совсем, ни при каких условиях: Он вообще не хочет лечиться.
Погода, ОДНАКО , в мае неустойчивая. ОДНАКО = но . Я шел медленно, однако успел. В начале предложения всегда = НО : Однако погода в мае неустойчивая
ЗНАЧИТ = следовательно, стало быть. В пустыне подул холодный ветер, значит, солнце село. ЗНАЧИТ = означает. Смена направления ветров значит изменение погоды.

Сводный рисунок.

Примечание 1. Не выступают в роли вводных слов и не выделяются запятыми следующие слова: авось, небось, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, именно, как раз, к тому же, между тем, просто, (с оттенком сравнения) будто, как будто, словно, якобы,как бы, почти, (союзы) притом, причем, поэтому. По совету, по указанию, по требованию, по решению, по предложению, по постановлению. Р ешительно, приблизительно (примерно), исключительно, буквально.

Слова, которые являются всегда вводными: вообще говоря, во-первых, в-последних, впрочем, в самом деле, дескать, итак, казалось бы, как говорится, конечно, короче говоря, кроме того, надо полагать, пожалуйста, прежде всего, следовательно, собственно говоря, стало быть и другие.

Могут быть вводными словами : наконец = еще, вообще = вообще говоря , значит =следовательно , однако (не равно НО), наоборот, напротив = в противоположность сказанному,

А21. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.
Максимальное количество баллов: 1 из 30.

Трудности в отличии вводных слов от служебных частей речи, а также от некоторых слов – членов предложения.

Обрати внимание!

Список слов и выражений, которые никогда не выступают в функции вводных слов и не выделяются запятыми:

Пример:

авось, буквально, будто, вдобавок, в завершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

Различие одних и тех же форм в роли вводных слов и в роли членов предложения

Пример:

Он_ очевидно_ отдыхает. Его превосходство всем_ очевидно.
Я_ кажется_ вас поняла. Она_ кажется_ утомленной.

Члены предложения связаны между собой синтаксической связью, поэтому к каждому из них можно поставить вопрос от другого члена предложения. Омонимичные вводным словам члены предложения часто играют роль сказуемого.

Пример:


Я, кажется, вас поняла. Она кажется утомленной.

Слова вообще, кстати, собственно, короче, по правде, в сущности, точнее являются вводными и выделяются запятыми в том случае, если к ним можно добавить слово говоря , например:
Вам, кстати , можно было бы и не торопиться. (кстати говоря )
В противном случае перечисленные слова являются членами предложения и не выделяются запятыми:

Пример:

Вы пришли очень кстати.

Роль в предложении слова однако

Ветер гудел всю ночь_ однако_ дождь так и не собрался.
Ветер гудел всю ночь, дождь_ однако_ так и не собрался.

Однако может быть союзом, близким по значению союзу но. В этом случае после него запятая не ставится.
Ветер гудел всю ночь, однако дождь так и не собрался.
Однако может быть вводным словом, если оно стоит в середине или в конце предложения и не служит для связи однородных членов предложения или частей сложного предложения. В этом случае оно выделяется запятыми.
Ветер гудел всю ночь, дождь, однако, так и не собрался.

Роль в предложении слова наконец

Шли они, шли и_ наконец_ вышли к лесу.
Во-первых, он стар, во-вторых, слаб_ наконец_ у него плохая память.
Наконец может быть обстоятельством времени в значении «напоследок», «под конец». В этом случае оно не выделяется запятыми.
Шли они, шли и наконец вышли к лесу.
Наконец может быть вводным словом, которое не является членом предложения и отражает порядок подачи материала говорящим. В этом случае оно выделяется запятыми.
Во-первых, он стар, во-вторых, слаб, наконец, у него плохая память.

Знаки препинания при вводных словах

Вводные слова и сочетания выделяются запятыми.

Пример:

Янтарь, собственно говоря, не является настоящим камнем.

Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, то вместо первой запятой ставится тире.

Пример:

Городничий, судья, смотритель богоугодных заведений - словом, все чиновники в городе берут взятки.

Если вводное сочетание реализовано не полностью, то после него ставится тире.

Пример:

С одной стороны, герои его вполне обыкновенны, с другой - сама их обыкновенность намеренно преувеличена.

Одни и те же формы в роли вводных слов и в роли членов предложения

Пример:

Он, очевидно, отдыхает. Его превосходство всем очевидно.
Я, кажется, вас поняла. Она кажется утомленной. Кажется, что ветер стихает.

Слова, которые обычно не являются вводными:

авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы.

Слова однако и наконец

Однако может быть союзом, близким по значению союзу но.
Однако может быть вводным словом, если оно стоит в середине или в конце предложения и не служит для связи однородных членов предложения или частей сложного предложения.

Пример:

Ветер гудел всю ночь, однако (но) дождь так и не собрался. Ветер гудел всю ночь, дождь, однако, так и не собрался.

Похожие публикации