Энциклопедия пожаробезопасности

Последовательность религий в порядке увеличения. Мировые религии. Основные формы религий

Мировые религии – буддизм, христианство и ислам появились в эпохи великих исторических поворотов, в условиях складывания «мировых империй». Мировыми эти религии стали по причине так называемого универсализма , т.е. их обращенности ко всем и каждому независимо от классовой, сословной, кастовой, национальной, государственной и проч. принадлежности, что привело к большому количеству их адептов и широкой распространенности новых религий по всему земному шару.

2.1. Буддизм – самая древняя мировая религия, возникшая в Индии в 6 в. до н.э. Истоки буддизма восходят к брахманизму – религии древних индусов. Согласно этим воззрениям, в основе мироздания лежит единая мировая душа – Атман (или Брахман). Она есть источник индивидуальных душ. После смерти души людей переселяются в другие тела. Все живое подчинено закону кармы (посмертного воздаяния за поступки при жизни) и включено в цепь непрерывных воплощений – колесо Сансары . Следующее воплощение может быть высшим или низшим. Все сущее имеет в своей основе дхармы , - поток этих нематериальных частиц, их различные комбинации определяют бытие неживых предметов, растений, животных, человека и т.д. После распадения данного сочетания дхарм соответствующая их комбинация исчезает, и для человека это означает смерть, но сами дхармы не исчезают, а образуют новую комбинацию. Происходит перерождение индивида в ином облике. Высшая цель этих верований – вырваться из колеса сансары и достичь Нирваны. Нирвана – это состояние вечного блаженства, когда душа все воспринимает, но ни на что не реагирует («нирвана» - с санскрита: «остывание, затухание» - состояние запредельное жизни и смерти, момент соединения человеческой души с Атманом). Согласно буддизму, впасть в нирвану можно при жизни, но полностью она достигается лишь после смерти.

Основатель буддизма – принц Сиддхартха Гаутама (564/ 563 – 483 гг. до н.э.), первый Будда (в пер. с санскрита – «просветленный»), сын царя племени Шакьев (отсюда одно из имен Будды – Шакьямуни - мудрец из рода Шакьев). Поворотный момент в жизни Сиддхартхи наступил, когда ему минуло 29 лет, и он покинул дворец, в котором жил. Лицом к лицу столкнувшись со старостью, болезнями и смертью, он осознал, что все это неотъемлемые элементы жизни, с которыми нужно смириться. Он познакомился с различными религиозными учениями в надежде постичь смысл жизни, но, разочаровавшись в них, всецело сосредоточился на медитации (углубленном размышлении) и однажды – через 6 лет скитаний - открыл наконец истинный смысл существования всех вещей. Свое кредо Сиддхартха изложил в так называемой Бенаресской проповеди . Она сродни Нагорной проповеди Иисуса Христа. В ней он излагает «4 великих истины»: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий – наши желания, привязанность к жизни, жажда бытия, страсти; 3) освободиться от страданий можно, избавившись от желаний; 4) к спасению ведет путь соблюдения 8 определенных условий – «восьмеричный путь самосовершенствования», который предполагает овладение искусством иметь праведные: воззрения, стремления, речь, действия, жизнь, усилия, созерцание, размышление.

По сути, буддизм есть религиозно-философское учение. Многие исследователи считают буддизм политеистической религией, так как тот, кто сумеет пройти все стадии восьмеричного пути и достичь нирваны, становится буддой. Будды – это боги буддийской религии, их много. На земле существуют также бодхисатвы (бодисатвы) – святые, почти достигшие нирваны, но оставшиеся жить земной жизнью, чтобы помочь другим достичь просветления. Сам Будда Шакьямуни, достигнув нирваны, еще более 40 лет проповедовал свое учение. Буддизм утверждает равенство всех людей и возможность для любого, независимо от кастовой принадлежности, достичь «просветления». Буддизм требует от своих адептов не аскетизма, а лишь равнодушия к мирским благам и невзгодам. «Срединный путь» буддизма требует во всем избегать крайностей, не предъявлять чересчур жестких требований к людям. Основные догматы буддизма сосредоточены в текстах Трипитаки (Типитаки) – (в переводе – «Три корзины»: Корзина устава общины - сангхи, Корзина учения, Корзина толкования учения). В буддизме имеется ряд направлений, наиболее ранними являются хинаяна и махаяна, оформившиеся в первые века нашей эры. Хинаяна (санскр.- «узкая колесница», узкий путь освобождения) обещает освобождение от страданий, от сансары только монахам, членам сангхи. Махаяна (санскр.- «широкая колесница») считает, что достичь освобождения от сансары может не только монах, но и любой верующий, соблюдающий обеты духовного совершенства.

В 3-м в. до н.э. правитель крупнейшего государства Индии Ашока объявил себя покровителем буддийского монашества и защитником вероучения буддизма. Достигнув расцвета в Индии в конце 1-го тыс. до н.э., буддизм к 13 в. н.э. утратил влияние в этой стране и получил распространение в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас в мире насчитывается около 800 млн. буддистов.

2.2. Христианство - одна из мировых религий, возникшая в 1-м веке н.э. в восточной провинции Римской империи (в Палестине) как религия угнетенных. Христианство - это собирательный термин для характеристики трех основных направлений вероисповедания: католицизма, православия и протестантизма . Каждое из этих крупных направлений, в свою очередь, подразделяется на ряд более мелких вероисповеданий и религиозных организаций. Всех их объединяют общие исторические корни, определенные положения вероучения и культовые действия. Христианское учение и его догматы уже давно стали важной составной частью мировой культуры.

Христианство получило название от имени Иисуса Христа (он выступает как предсказанный ветхозаветными еврейскими пророками Мессия). Христианское вероучение основывается на Священном Писании – Библии (Ветхий Завет – 39 книг и Новый Завет – 27 книг) и Священном Предании (постановлениях первых 7-и Вселенских соборов и поместных соборов, трудах «Отцов церкви» - христианских писателей 4-7 вв. н.э.). Христианство возникло как секта в иудаизме в условиях глубокого экономического, политического, социального и этнического неравенства и гнета народов на территории Римской империи.

Иудаизм был одной из первых монотеистических религий. Библейская легенда из Ветхого Завета рассказывает о трех сыновьях еврея Иакова, попавших в долину Нила. Вначале они были хорошо приняты, но со временем их жизнь и жизнь их потомков становилась все тяжелее. И тогда появляется Моисей, который с помощью всемогущего Бога выводит иудеев из Египта в Палестину. «Исход» продолжался 40 лет и сопровождался множеством чудес. Моисею же передал Бог (Яхве) 10 заповедей, и он фактически стал первым еврейским законодателем. Моисей является исторической личностью. Зигмунд Фрейд полагал, что он был египтянином и последователем Эхнатона. После запрета религии Атона он попытался внедрить ее в новом месте и избрал для этого иудейский народ. Библейский поход совпадает по времени с реформами Эхнатона, о чем свидетельствуют исторические хроники.

Придя в Палестину, евреи создали там свое государство, уничтожив культуру своих предшественников и опустошив плодородные земли. Именно в Палестине в 11 веке до н.э. складывается монотеистическая религия Бога Яхве. Еврейское государство оказалось непрочным и быстро распалось, а в 63 г. до н.э. Палестина вошла в состав Римской империи. В это время и появляются первые общины христианского типа в виде ересей - отступлений от догматов иудаизма.

Бог древних евреев, Бог Ветхого Завета (он известен под разными именами – Яхве, Иегова, Саваоф) был прообразом христианского Бога. Собственно говоря, для христианства это один и тот же Бог , меняются лишь его отношения с человеком. Проповедь Иисуса из Назарета по своему содержанию выходила далеко за пределы национальной религии древних евреев (как указывает Библия, Иисус родился в еврейской семье. Его земные родители - Мария и Иосиф были правоверными иудеями и свято соблюдали все требования своей религии). Если Бог Ветхого Завета обращен ко всему народу в целом, то Бог Нового Завета обращен к каждой личности. Ветхозаветный Бог большое внимание уделяет исполнению сложного религиозного закона и правилам повседневной жизни, многочисленным ритуалам, сопровождающим каждое событие. Бог Нового Завета обращен, прежде всего, к внутренней жизни и внутренней вере каждого человека.

Задавшись вопросом, почему народы Римской империи, среди которых прежде всего начало распространяться христианство, оказались столь восприимчивы к этому учению, современная историческая наука пришла к выводу, что к середине I века н.э. настало время, когда уверенность римлян в том, что их мир наилучший из возможных миров, осталась в прошлом. На смену этой уверенности пришло ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. В общественном сознании господствующее положение приобретает идея рока, судьбы, неотвратимости того, что предназначено свыше. В социальных низах возрастает недовольство властями, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти выступления жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают, но ищут другие формы выражения.

Христианство в Римской империи первоначально воспринималось большинством людей как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного утвердить идею всеобщего равенства, спасения людей независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкий конец существующего миропорядка и установление, благодаря прямому вмешательству Бога, «Царства Небесного», в котором будет восстановлена справедливость, восторжествует праведность. Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установления царства мира и справедливости - таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христиан сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего, было обещано Царство Божие: «Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена, страшный суд свершится и всем воздастся по их делам».

Идеологической основой образования христианских объединений послужил универсализм - обращение ко всем людям, независимо от этнической, религиозной, классовой и государственной принадлежности. «Нет ни эллина, ни римлянина, ни иудея, ни богатого, ни бедного, перед Богом все равны ». На базе этой идеологической установки была создана возможность для объединения представителей всех слоев населения.

Традиционное представление видит в христианстве результат деяний одного человека, Иисуса Христа. Это представление продолжает господствовать и в наше время. В последнем издании «Британской энциклопедии» личности Иисуса посвящено двадцать тысяч слов - больше, чем Аристотелю, Цицерону, Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Конфуцию, Магомету или Наполеону. В научных трудах, посвященных исследованию проблемы историчности Иисуса Христа, существуют два направления - мифологическое и историческое. Первое считает Иисуса мифологическим собирательным образом, созданным на основе земледельческих или тотемических культов. Все евангельские рассказы о его жизни и чудесных деяниях - заимствования из мифов. Историческое направление признает, что в основе образа Иисуса Христа лежит реальная историческая личность. Его сторонники считают, что развитие образа Иисуса связано с мифологизацией, обожествлением действительно существовавшего проповедника из Назарета. Истина отделена от нас двумя тысячелетиями. Однако, на наш взгляд, из сомнения в достоверности отдельных биографических деталей нельзя делать вывод о том, что проповедник Иисус никогда не существовал как историческое лицо. В таком случае становится чудом само возникновение христианства и тот духовный импульс, который (при всех частных разногласиях) объединяет и ведет за собой авторов Евангелий, (они складывались в конце 1 - начале 2 вв. н.э.) и сплачивает первые христианские общины. Этот духовный импульс слишком гениален и силен, чтобы быть просто результатом согласованной выдумки.

Таким образом, под влиянием целого ряда социокультурных факторов в конце 1 - начале 2 веков на территории Римской империи начинают появляться и распространяться христианские общины - эклессии . Слово «эклессия» в переводе с греческого языка означает собрание. В греческих городах этот термин использовался в политическом контексте как народное собрание - главный орган полисного самоуправления. Христиане придали этому термину новый оттенок. Эклессия - это собрание верующих, на которое мог свободно приходить каждый, кто разделял их взгляды. Христиане принимали всех, кто приходил к ним: они не скрывали принадлежности к новой религии. Когда кто-нибудь из них попадал в беду, другие тут же приходили ему на помощь. На собраниях произносились проповеди, молитвы, изучались «изречения Иисуса», совершались обряды крещения и причащения в виде коллективных трапез. Члены таких общин называли друг друга братьями и сестрами. Все они были равны друг другу. Никаких следов иерархии должностей в раннехристианских общинах историками не замечено. В 1-м веке н.э. еще не было церковной организации, должностных лиц, культа, клира, догматиков. Организаторами общин были пророки, апостолы, проповедники, обладавшие, как считалось, харизмой (способностью, «даруемой духом», пророчествовать, учительствовать, совершать чудеса, исцелять). Они не звали к борьбе, а лишь к духовному освобождению, ждали чуда, проповедуя, что небесное возмездие воздаст всем по заслугам. Они объявляли всех равными перед Богом, обеспечивая тем самым себе прочную базу среди неимущего и обездоленного населения.

Раннее христианство - религия обездоленных, бесправных, угнетенных и порабощенных масс. Это нашло свое отражение в Библии: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие». Разумеется, это не могло понравиться правящим римским верхам. К ним присоединились и ортодоксальные иудаисты, не желавшие видеть в Иисусе Христе мессию. Они ждали совсем другого избавителя, нового еврейского царя. Это подтверждают тексты Евангелий, в которых ответственность за казнь Иисуса возлагается на иудеев. Понтий Пилат, согласно Евангелиям, пытался спасти Христа, но толпа вырвала его согласие на казнь криками: «Кровь его на нас и на потомках наших!».

Но при всей «открытости» своих общин христиане не совершали публичных богослужений, не принимали участия в полисных праздненствах. Их религиозные собрания были для них таинством, которое нельзя вершить на глазах у непосвященных. Они внутренне отделяли себя от окружающего мира, именно в этом заключалась тайность их учения, которая беспокоила власти и вызывала осуждение со стороны многих образованных людей того времени. Обвинение в секретности стало поэтому одним из распространенных обвинений, которые бросали христианам их противники.

Постепенный рост христианских общин, увеличение их богатств с изменением классового состава потребовали исполнения целого ряда функций: по организации трапезы и обслуживанию ее участников, по закупке и хранению запасов, по распоряжению денежными средствами общины и т.д. Всем этим штатом должностных лиц надо было управлять. Так возникает институт епископов , власть которых постепенно возрастала; сама должность стала пожизненной. Во всякой христианской общине выделялась группа лиц, особо уважаемых членами за свою преданность церкви - епископы и диаконы . Наряду с ними в раннехристианских документах упоминаются пресвитеры (старейшины). Однако надо отметить, что на раннем этапе развития (30 - 130 гг. н.э.) христианских общин, эти лица находились в «живом единении с церковью», их власть носила не правовой характер, а благодатный, свободно признаваемый собранием. То есть их власть в первом веке существования церкви держалась только на авторитете.

Появление клира относится ко 2-му веку и связано с постепенным изменением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они объединяли рабов и свободную бедноту, то во 2-м веке в их составе уже имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская знать. Если раньше проповедовать мог любой член общины, то по мере вытеснения апостолов и пророков епископ становится центральной фигурой пропагандистской деятельности. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в своих руках управление имуществом и руководство богослужебной практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный срок, а затем пожизненно, образуют клир . Священники, диаконы, епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосредоточивают в своих руках всю полноту власти.

Дальнейшее развитие иерархии привело к возникновению католической церкви, к полному отказу от суверенности общин, существовавшей раньше, к установлению строгой внутрицерковной дисциплины.

Как уже отмечалось, христианство в первые три века своего существования было гонимой религией. Христиан первоначально отождествляли с иудеями. Вначале враждебность местного населения разных провинций к христианам определялась не сущностью их учения, а их положением чужаков, отрицавших традиционные культы и верования. Примерно таким же образом к ним относились и римские власти.

Под своим именем христиане появляются в сознании римлян в связи с пожаром в Риме при императоре Нероне. Нерон обвинил в поджоге христиан, и в связи с этим многие христиане подверглись жестоким пыткам и казням.

Одной из главных причин преследования христиан служил их отказ приносить жертвы перед статуями императора или Юпитера. Исполнение подобных обрядов означало исполнение долга гражданина и подданного. Отказ означал неповиновение властям и, по сути дела, непризнание этих властей. Христиане первых веков, следуя заповеди «не убий», отказывались служить в армии. А это также служило причиной преследования их со стороны властей.

В то время против христиан велась активная идеологическая борьба. В общественном сознании распространялись слухи о христианах как безбожниках, святотатцах, аморальных людях, совершавших каннибальские обряды. Подстрекаемый такими слухами, римский плебс неоднократно устраивал массовые избиения христиан. Из исторических источников известны случаи мученической смерти некоторых христиан-проповедников: Юстина-мученика, Киприана и других.

Первые христиане не имели возможности открыто проводить свои богослужения и вынуждены были искать для этого скрытые места. Чаще всего они использовали катакомбы. Все катакомбные храмы («кубикулы», «крипты», «капеллы») были прямоугольной формы (тип базилики), в восточной части делалась обширная полукруглая ниша, где помещалась гробница мученика, служившая престолом (алтарем) . Алтарь отделялся низкой решеткой от остальной части храма. За престолом имелась кафедра епископа, перед ним - солея (возвышение, ступень) . За алтарем следовала средняя часть храма, где собирались молящиеся. За ней - помещение, где собирались желающие принять крещение (оглашенные) и кающиеся грешники. Эта часть позднее получила название притвора . Можно сказать, что архитектура христианских храмов складывалась, в основном, еще в период раннего христианства.

Последний, наиболее жестокий период гонений христиане испытали при императоре Диоклетиане. В 305 году Диоклетиан отрекся от власти, и его преемник Галерий в 311 году приказал отменить преследования христиан. Через два года Миланским эдиктом Константина и Лициния христианство было признано терпимой религией. Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ, общины получили право владеть имуществом, в том числе недвижимым.

В условиях кризиса в Римской империи, императорская власть ощутила острую необходимость использовать новую религию в своих политических и идеологических целях. По мере углубления кризиса совершался переход римских властей от жестоких гонений на христиан к поддержке новой религии, вплоть до превращения христианства в течение 4-го века в государственную религию Римской империи.

В центре христианства находится образ богочеловека - Иисуса Христа , который своей мученической смертью на кресте, страданиями за грехи человечества искупил эти грехи, примирил человеческий род с Богом. А своим воскресением он открыл для тех, кто в него уверовал, новую жизнь, путь к воссоединению с Богом в Божественном царстве. Слово «Христос» - это не фамилия и не имя собственное, а как бы титул, звание, присвоенное человечеством Иисусу из Назарета. Христос переводится с греческого как «помазанник», «мессия», «спаситель» . Этим нарицательным именем Иисус Христос связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на израильскую землю пророка, мессии, который освободит свой народ от страданий и установит там праведную жизнь - Божье царство.

Христиане верят, что мир создан единым предвечным Богом, и создан без зла. Человек сотворен Богом как носитель «образа и подобия» Божьего. Человек, по замыслу Бога наделенный свободной волей, еще в раю подпал под искушение Сатаны - одного из ангелов, восставших против Божьей воли, - и совершил проступок, роковым образом повлиявший на дальнейшую судьбу человечества. Человек нарушил Божий запрет, возжелал сам стать «как Бог». Это изменило самую его природу: утратив благую, бессмертную сущность, человек стал доступен страданиям, болезням и смерти, и в этом христиане видят следствие первородного греха, передающегося из поколения в поколение.

Бог изгнал человека из рая с напутствием: «…в поте лица твоего будешь есть хлеб…» (Быт. 3.19.) Потомство первых людей - Адама и Евы - населило землю, но с самого начала истории существовала пропасть между Богом и человеком. Чтобы вернуть человека на путь истинный Бог явил себя избранному Им народу - иудеям. Бог не раз открывался пророкам, заключал заветы (союзы) со «Своим» народом, дал ему Закон, содержавший правила праведной жизни. Священное Писание евреев проникнуто ожиданием Мессии - того, кто избавит мир от зла, а людей от рабства греха. Для этого Бог послал в мир своего Сына, который страданиями и смертью на кресте искупил первородный грех всего человечества - бывшего и будущего.

Именно поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свой крест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. Воскресение Христа знаменует для христиан победу над смертью и вновь обретенную возможность вечной жизни с Богом. Именно с той поры для христиан начинается история Нового Завета с Богом.

Основное направление в переосмыслении иудаизма христианством состоит в утверждении духовного характера связи человека с Богом. Главная мысль Евангельской проповеди Иисуса Христа состояла в том, чтобы донести до людей мысль, что Бог - Отец всех людей - послал его принести людям весть о скором установлении Царства Божия. Благая весть - это весть о спасении людей от духовной смерти, о приобщении мира к духовной жизни в Царстве Божием. «Царство Божие» наступит тогда, когда в душах людей воцарится Господь, когда они ощутят светлое, радостное чувство близости Отца Небесного. Путь же в это Царство людям открывает вера в Иисуса Христа как Сына Бога, посредника между Богом и человеком.

Основными нравственными ценностями христианства являются Вера, Надежда, Любовь. Они тесно связаны между собой и переходят одна в другую. Однако главной среди них выступает Любовь , которая означает, прежде всего, духовную связь и любовь к Богу и которая противостоит физической и плотской любви, объявляемой греховной и низменной. В то же время христианская любовь распространяется на всех «ближних», включая тех, которые не только не отвечают взаимностью, но и проявляют ненависть и враждебность. Христос настоятельно призывает: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и гонящих вас».

Любовь к Богу делает веру в Него естественной, легкой и простой, не требующей каких-либо усилий. Вера означает особое состояние духа, которое не требует никаких доказательств, аргументов или фактов. Такая вера в свою очередь легко и естественно переходит в любовь к Богу. Надежда в христианстве означает идею спасения.

Спасения удостоятся те, кто строго следует заповедям Христа. В числе заповедей - подавление гордыни и алчности, являющихся главными источниками зла, покаяние в содеянных грехах, смирение, терпение, непротивление злу, требование не убивать, не брать чужого, не прелюбодействовать, почитать родителей и многие другие нравственные нормы и законы, соблюдение которых дает надежду на спасение от мук ада.

В христианстве нравственные заповеди обращены не к внешним делам (как это было в язычестве) и не к внешним проявлениям веры (как в иудаизме), а к внутренней мотивации. Высшей нравственной инстанцией является не долг, а совесть. Можно сказать, что в христианстве Бог - это не только любовь, но и Совесть .

Христианское вероучение исходит из принципа самоценности личности . Христианская личность - это свободное существо. Бог наделил человека свободой воли. Человек волен творить либо добро, либо зло. Выбор добра во имя любви к Богу и людям ведет к духовному росту и преображению личности человека. Выбор зла чреват разрушением личности и утратой самой свободы человека.

Христианство принесло в мир идею равенства всех людей перед Богом . С точки зрения христианства, независимо от расы, вероисповедания, социального положения, все люди как носители «образа Божия» равны и, следовательно, достойны уважения как личности.

Принципиальное значение для утверждения христианской догматики имело принятие Никео-Константинопольского «Символа веры»(1-й Вселенский собор в Никее в 325 г., 2-й Вселенский собор в Константинополе в 381 г.). Символ веры – это краткий свод основных положений христианского вероучения, состоящий из 12 догматов . К ним относятся: догматы творения, провиденциализма; триединства Бога, выступающего в 3-х ипостасях – Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух; боговоплощения; воскресения Христа; искупления; второго пришествия Христа; бессмертия души и др. Культ образуют таинства, обряды, праздники. Христианские таинства особые культовые действия, призванные реально внести божественное в жизнь человека. Таинства считаются установленными Иисусом Христом, их 7: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние, священство, брак, елеосвящение (соборование).

В 395 г. произошло официальное разделение империи на Западную и Восточную Римские империи, что привело к нарастанию разногласий между церквями Востока и Запада и их окончательному разрыву в 1054 г . Основным догматом, послужившим поводом к расколу, стал спор о «филиокве» (т.е. об исхождении Бога-Духа Святого). Западная церковь стала называться римско-католической (термин «католицизм» произведен от греческого «сatholicos» - всеобщий, вселенский), что означало «римская всемирная церковь», а восточная, - греко-католической , православной , т.е. всемирной, верной принципам ортодоксального христианства («православие» - от греч. «ортодоксия» - правильное учение, мнение). Православные (восточные) христиане верят, что Бог - Святой Дух исходит от Бога-Отца, а католики (западные) – что и от Бога-Сына («филиокве» с лат.- «и от Сына»). После принятия христианства Киевской Русью в 988 г. при князе Владимире из Византии в его восточном, ортодоксальном варианте, Русская церковь стала одной из митрополий (церковных областей) греческой церкви. Первым митрополитом из русских в Русской православной церкви был Илларион (1051 г.). В 1448 г. Русская церковь объявила себя автокефальной (самостоятельной). После гибели под натиском турок-османов Византии в 1453 г. главным оплотом православия оказалась Россия. В 1589 г. Московский митрополит Иов стал первым Русским патриархом. Православные церкви, в отличие от католической, не имеют единого центра управления. В настоящее время автокефальных православных церквей насчитывается 15. Русским патриархом сегодня является Кирилл, Папа Римский – Франциск I .

В 16 в. в период Реформации (от лат. преобразование, исправление), широкого антикатолического движения, появляется протестантизм. Реформация в католической Европе проходила под лозунгом восстановления традиций раннехристианской церкви и авторитета Библии. Вождями и идейными вдохновителями Реформации были Мартин Лютер и Томас Мюнцер в Германии, Ульрих Цвингли в Швейцарии и Жан Кальвин во Франции . Отправным моментом в начале Реформации стало 31 октября 1517 г., когда М.Лютер прибил к двери Виттенбергского собора свои 95 тезисов против учения о спасении заслугами святых, о чистилище, о посреднической роли духовенства; он обличал корыстную торговлю индульгенциями как нарушение евангельских заветов.

Большинство протестантов разделяет общехристианские представления о творении, провиденциализме, о бытии Бога, о его триединстве, о Богочеловечестве Иисуса Христа, о бессмертии души и проч. Важными принципами большинства протестантских конфессий являются: оправдание одной только верой, а добрые дела – плод любви к Богу; священство всех верующих. Протестантизм отвергает посты, католические и православные обряды, молитву за умерших, поклонение Богородице и святым, почитание мощей, икон и др.реликвий, церковную иерархию, монастыри и монашество. Из таинств сохранены крещение и причащение, но толкуются они символически. Суть протестантизма можно выразить следующим: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Христа. Общины верующих возглавляют выборные священники (священство распространяется на всех верующих), богослужение предельно опрощено.

Протестантизм с самого начала своего существования разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий – лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, баптизм, методизм, адвентизм, меннонитство, пятидесятничество. Имеется и ряд др. течений.

В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1964 г. Папа Римский Павел YI и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в 11 веке. Положено начало преодоления разобщенности западных и восточных христиан. С начала 20 в. получило распространение так называемое экуменическое движение (от греч. «эйкумена» - вселенная, обитаемый мир). В настоящее время это движение осуществляется главным образом в рамках Всемирного Совета Церквей, активным членом которого является Русская Православная Церковь. В наши дня достигнуто соглашение о координации деятельности Русской Православной и Заграничной Русской Православной церквей.

2.3. Ислам – самая молодая мировая религия («ислам» в переводе с арабского – покорность, а название мусульмане происходит от слова «муслим» - отдавший себя Богу). Ислам зародился в 7 в. н.э. в Аравии, население которой в это время жило в условиях разложения родоплеменного строя и формирования единого государства. В этом процессе одним из средств объединения многочисленных арабских племен в единое государство и стала новая религия. Основателем ислама является пророк Мухаммад (570-632 гг.), уроженец города Мекки, который в 610 г. начал свою проповедническую деятельность. Племена, жившие на Аравийском полуострове до возникновения ислама, были язычниками. Доисламская эпоха именуется джахилийей. Пантеон языческой Мекки состоял из множества богов, идолы которых назывались бетилами. Один из идолов, как полагают исследователи, носил имя Аллах. В 622 г . Мухаммад вместе со своими приверженцами – мухаджирами – вынужден был бежать из Мекки в Ясриб, который впоследствии стал именоваться Мединой (городом пророка). Переселение (по-арабски «хиджра») мусульман в Ясриб стало первым днем мусульманского летоисчисления. После смерти Мухаммада в 632 г. первыми четырьмя главами мусульманской общины были Абу-Бакр, Омар, Осман, Али , получившие именование «праведных халифов» (арабск. преемник, заместитель).

Особую роль в формировании мусульманского мировоззрения сыграли иудаизм и христианство. Мусульмане, наряду с иудеями и христианами, почитают одних и тех же ветхозаветных пророков, а также Иисуса Христа как одного из них. Именно поэтому ислам называют авраамической религией (по имени ветхозаветного Авраама – основателя «12-ти колен Израилевых»). Основу вероучения ислама составляют Коран (арабск. «чтение вслух») и Сунна (арабск. «образец, пример»). В Коране воспроизводятся многие библейские сюжеты, упоминаются библейские пророки, последним из которых, «печатью пророков», считается Мухаммад. Коран состоит из 114 сур (глав), каждая из которых делится на аяты (стихи). Первая сура (самая большая) – «Фатиха» (Открывающая) значит для мусульманина то же самое, что для христиан молитва «Отче наш», т.е. каждый обязан знать ее наизусть. Наряду с Кораном, руководством для всей мусульманской общины (уммы ) в решении насущных проблем общественной и личной жизни является Сунна. Это свод текстов (хадисов ), описывающих жизнь Мухаммада (аналогично христианским Евангелиям), его слова и дела, а в широком смысле – сборник благих обычаев, традиционных установлений, дополняющий Коран и почитаемый наравне с ним. Важным документом мусульманского комплекса является шариат (арабск. «надлежащий путь»)- свод норм мусульманского права, морали, религиозных предписаний и ритуалов.

В исламе утверждаются 5 «столпов веры» , в которых отражены обязанности мусульманина:

1. Шахада – свидетельство веры, выражаемое формулой «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад посланник Аллаха». Она содержит 2 важнейших догмата ислама – исповедание единобожия (таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада. Во время сражений шахада служила мусульманам боевым кличем, поэтому воины, павшие в битве с врагами веры, именовались шахидами (мучениками).

2. Намаз (арабск. «салат») – ежедневная 5-кратная молитва.

3. Саум (турецк. «ураза») пост в месяц Рамадан (рамазан) – 9-й месяц лунного календаря, «месяц пророка».

4. Закят – обязательная милостыня, налог в пользу бедных.

5. Хадж – паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни должен совершить каждый мусульманин. Паломники отправляются в Мекку, к Каабе, которая считается главной святыней мусульман.

Некоторые мусульманские теологи считают 6-м «столпом» джихад (газават) . Под этим термином понимается борьба за веру, которая ведется в следующих основных формах:

- «джихад сердца» - борьба с собственными дурными наклонностями (это т.наз. «Великий джихад»);

- «джихад языка» - «повеление достойного одобрения и запрещение достойного порицания»;

- «джихад руки» - принятие соответствующих мер наказания в отношении преступников и нарушителей норм нравственности;

- «джихад меча» - необходимое обращение к оружию для того, чтобы расправиться с врагами ислама, уничтожить зло и несправедливость (т. наз. «Малый джихад»).

Вскоре после смерти Мухаммада внутри мусульман произошел раскол на шиитов и суннитов. Шиизм (арабск. «партия, группировка») – признает Али, 4-го «праведного халифа» и его потомков, единственными законными преемниками Мухаммада (т.к. он был его кровным родственником), т.е. отстаивает передачу сана верховного предводителя мусульман (имама ) по наследству внутри отмеченного божьим попечительством рода. Позже в исламском мире возникали шиитские государства – имаматы. Суннизм – самая крупная конфессия в исламе, признает законной власть всех 4-х «праведных халифов», отвергает идею посредничества между Аллахом и людьми после смерти пророка, не приемлет идею о «божественной» природе Али и праве его потомков на духовное верховенство в мусульманской общине.

Объясните значение терминов: конфессия, секта, православие, католицизм, протестантизм, догмат, Евангелие, Ветхий Завет, Новый Завет, апостол, мессия, белое и черное духовенство, патриарх, Реформация, харизма, нирвана, Будда, ступа, брахманизм, карма, сансара, каста, ваххабизм, Кааба, джихад (газават), намаз, хаджж, шахада, саум, закят, клир, пророк, хиджра, халифат, шариат, имамат, Сунна, шиизм, сура, аят, хадис.

Персоналии: Сиддхартха Гаутама, Авраам, Моисей, Ной, Иисус Христос, Иоанн, Марк, Лука, Матфей, Мухаммад (Магомед), Абу Бакр, Омар, Осман, Али, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин.

Вопросы для самопроверки:

1. Как соотносятся понятия культура и религия?

2. Каковы функции религии?

3. Какие религии называют авраамическими?

4. Какие религии называют монотеистическими?

5. В чем суть буддизма?

6. В чем суть христианского и исламского вероучений?

7. Когда и где возникли мировые религии?

8. Какие конфессии существуют в христианстве?

9. Какие конфессии существуют в исламе?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Планы семинарских занятий для студентов ОЗО СК ГМИ (ГТУ)

Семинар 1. Культурология в системе гуманитарного знания

План: 1. Происхождение и смысл термина «культура».

2. Структура культуры и ее основные функции.

3. Этапы становления культурологии. Структура культурологии.

Литература:

При подготовке к семинару следует обратить внимание на этимологию термина «культура» и проследить историческое развитие представлений о культуре: в античности, в эпоху Средневековья, в эпоху Возрождения, в Новое время и в современности. Студенты могут представить различные определения термина «культура» и прокомментировать, с каких позиций дано то или иное определение. Важно представить классификацию основных определений культуры. В результате мы получим представление о многоплановости, разносторонности определений культуры в современной культурологии.

При подготовке 2-го вопроса студент должен рассмотреть структуру культуры и не только знать основные функции культуры, но и понимать, как они реализуются в жизни общества, уметь привести примеры. Студенты должны объяснить, почему функция социализации или инкультурации является главной в культуре.

3-й вопрос предполагает анализ структуры самой культурологии как интегративной гуманитарной дисциплины. Выявление процесса складывания самой науки, изучение основных этапов становления культурологии как науки позволит убедиться в ее многосторонних связях с этнографией, историей, философией, социологией, антропологией и др. науками.

Обсуждение всех вопросов семинара позволит студентам сделать обоснованные выводы о месте и роли культурологии в системе гуманитарного знания современности.

Семинар 2. Основные понятия культурологии.

План:

    Информационно-семиотический подход к культуре. Основные типы знаковых систем культуры.

    Культурные ценности, сущность и виды.

    Понятие нормы в культурологии, их функции и виды.

Литература:

1. Багдасарьян. Н.Г. Культурология: учебник - М.: Юрайт, 2011.

2. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2011.

3. Кармин А.С. Культурология: краткий курс – СПб: Питер, 2010.

При подготовке первого вопроса студенты должны уяснить разницу в определении культуры с позиций информационно-семиотического подхода по отношению к уже известным им определениям («Культура – это особая небиологическая форма информационного процесса»), что предполагает рассмотрение культуры в трех основных аспектах: культуры как мира артефактов, культуры как мира смыслов и культуры как мира знаков. Содержание культуры всегда находит выражение в языке. Языком в широком смысле этого понятия называют любую систему знаков (средства, знаки, символы, тексты), которая позволяет людям общаться и передавать друг другу разнообразную информацию. Системы знаков и информация, которая накапливается с их помощью, являются важнейшими необходимыми компонентами культуры. Студентам необходимо это помнить, рассматривая культуру как сложную знаковую систему.

Важно отметить, что сегодня информационно-семиотический подход к пониманию культуры является одним из основных в культурологии. Именно на нем основывают свое понимание культуры ученые-культурологи Каган М.С., Кармин А.С., Солонин Ю.Н. и др., учебники которых рекомендованы Минвузом РФ в качестве базовых.

Рассматривая основные типы знаковых систем, студентам следует озаботиться приведением примеров по каждому из типов знаковых систем. Наглядность и убедительность примеров способствуют лучшему пониманию и усвоению программного материала.

Рассматривая вопрос о ценностях, студенты должны подчеркнуть роль ценностей в культуре, выяснить их природу и связь с нормами, менталитетом, определить виды ценностей и их классификацию. Важно представлять себе систему ценностных ориентаций личности и факторы ее становления.

Понятие нормы в культурологии зависит от степени и специфики нормативности культуры, студенту следует ознакомиться с различными классификациями норм и привести примеры.

Семинар 3. Культура и религия.

План: 1. Религия в культурной картине мира. Основные элементы и функции религии.

2. Мировые религии:

а) буддизм: истоки, учение, сакральные тексты;

б) христианство: возникновение и основы христианского вероучения, конфессии.

в) ислам: истоки, вероучение, конфессии.

Литература:

1. Багдасарьян. Н.Г. Культурология: учебник - М.: Юрайт, 2011.

2. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2011.

3. Кармин А.С. Культурология: краткий курс – СПб: Питер, 2010.

4. Культурология: уч.пос./ под ред. Г.В. Драча. - Ростов/Дон: Феникс, 2012.

5. Культурология. История мировой культуры / под ред. А.Н. Марковой – М.: Юнити, 2011.

6. Костина А.В. Культурология: электронный учебник. – М.: Кнорус, 2009.

7. Кветкина И.И., Таучелова Р.И., Кулумбекова А.К. и др. Лекции по культурологии. Уч. пос. - Владикавказ, изд. СК ГМИ, 2006.

Вопросы религии тесно связаны с культурой. Недаром в слове культура корнем является слово «культ» - почитание, поклонение кому - или чему-либо. Именно поэтому семинарское занятие, основанное на самостоятельной подготовке студентов , предложено для изучения наиболее распространенных в мире религий. Что касается христианства и ислама, то мы живем в регионе, где обе эти конфессии существуют вокруг нас. По своему вероисповедному происхождению многие студенты относятся к христианам или мусульманам, и им совсем небесполезно знать основы религии своих предков.

При подготовке 1 вопроса семинара следует уяснить, что любая религия выступает фундаментальным фактором общественной жизни. Вырастая из мифологии, религия наследует от нее основополагающее место в культуре. Вместе с тем в развитом обществе, где искусство, философия, наука, идеология, политика образуют самостоятельные сферы культуры, религия становится их общей, системообразующей духовной основой. Ее влияние на жизнь общества было и остается весьма значительным, а в некоторые периоды истории - решающим. Студенты должны уметь не только перечислить основные элементы религии, но и прокомментировать их содержание. А также подробно рассказать об основных функциях религии.

В отличие от других мировых религий, буддизм часто трактуется как философско-религиозное учение, религия «без души и без Бога» - Сиддхартха Гаутама (563 - 486-473 гг. до н.э.) - Будда, т.е. «просветленный» был историческим лицом, сыном царя шакьев, маленького племени, обитавшего в предгорьях Гималаев. Он был обожествлен последователями уже после смерти. Говоря об истоках буддизма, студенты должны знать, что он вырос из древнеиндийского брахманизма. Буддийские философы заимствовали у него идею перерождения. Сегодня буддизм – это не только религия, но и этика, и определенный образ жизни.

Незадолго до смерти Будда сформулировал принципы своего учения: «четыре благородные истины», теория причинности, непостоянство элементов, «срединный путь», «восьмеричный путь». Задача студентов не только перечислить, но и уметь раскрыть содержание этих принципов, сделав вывод о том, что конечная их цель – достижение нирваны. Студентам надо уяснить, что нирвана (объяснить термин) - это высшее состояние духовной деятельности и энергии, которая свободна от низменных привязанностей. Будда, достигнув нирваны, проповедовал свое учение еще много лет.

История христианства подробно изложена во многих учебниках и пособиях. При подготовке этой части вопроса важно представить истоки возникновения новой религии в русле иудаизма, отличие христианства от иудаизма и основы христианского вероучения (Нагорная проповедь Иисуса, Символ Веры). Библия может быть представлена в 2-х ее основных частях – Ветхом и Новом Завете. Причем, студенты должны иметь представление о сути самого Нового Завета как нового договора Бога с людьми. Студентам надо сформировать также представление о 3-х основных ветвях христианства – православии, католицизме и протестантизме и главных различиях между ними.

При подготовке вопроса об исламе следует учесть, что ислам как самая молодая из мировых религий впитал в себя многое и из иудаизма, и из христианства, поэтому ислам и причисляют к авраамическим религиям. Мухаммад (Магомед) – пророк ислама, последний Мессия (по вере мусульман), выступив против арабского язычества, с помощью провозглашенной им новой веры, способствовал не только этнической, но и государственной консолидации арабов. Этим объясняется факт наличия в первоначальном исламе идеи «джихада» («газавата»). Студенты должны проследить историческую эволюцию этой идеи и современное воплощение ее в исламском фундаментализме (в частности, течении ваххабизма). Суть вероучения ислама сводится к признанию 5 «столпов ислама», которые студенты должны не только изложить, но и разъяснить. Следует проследить также историю создания Корана и Сунны, их роль в жизни верующих. Студентам надо иметь представление и об основных течениях ислама – суннизме и шиизме.

Основная литература к курсу:

1. Кармин А.С. Культурология: краткий курс – СПб: Питер, 2010. – 240 с.

2. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2010. – 566 с.

3. Багдасарьян. Н.Г. Культурология: учебник - М.: Юрайт, 2011. – 495 с.

Дополнительная литература :

1. Культурология: уч.для бакалавров и специалистов / под ред. Г.В. Драча и др. – М.: Питер, 2012. – 384 с.

2. Маркова А.Н. Культурология. – М.: Проспект, 2011. – 376 с.

3. Костина А.В. Культурология. – М.: Кнорус, 2010. – 335 с.

4. Гуревич П.С. Культурология: уч. пос. – М.: «Омега-Л», 2011. – 427 с.

5. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. и др. Культурология: уч. пос.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 351с.

6. Викторов В.В. Культурология: уч. для вузов. – М.: Фин.ун-т при Прав. РФ, 2013. – 410 с.

7. Языкович В.Р. Культурология: уч.-метод.пособие для вузов. – Минск: РИВШ, 2013. – 363 с.

Предлагаемые тем ы рефератов:

1. Культурная антропология как составная часть культурологии. Ф. Боас. 2. Методы культурологических исследований. 3. Семиотика как наука. 4. Культура как текст. 5. Сущность и функции языка культуры. 6. Множественность языков культуры. 7. Символ как средство языка культуры. 8. Символ в науке и искусстве. 9. Роль ценностного компонента в жизни людей. 10. Ценностное ядро культуры и факторы, влияющие на его формирование. 11. Проблема соотношения ценностей и мотиваций личности. 12. Проблема соотношения мира ценностей индивида и общества. 13. Смысл ментальности. 14. Ментальность и национальный характер. 15. Первобытная и античная ментальности. 16. Ментальность в средние века. 17. Антропологическая структура культуры. 18. «Культурная среда» и «природная среда», их реальная соотнесенность в жизни человека. 19. Роль игрового начала в культуре. 20. Культура и интеллект. 21. Историческая динамика бытия культуры. 22. Красота как сущность искусства. 23. Художественная и научная картина мира. 24. Восприятие художественного произведения. 25. Искусство и религия. Концепция «дегуманизации» искусства Х.Ортеги-и-Гассета. 26. Искусство в современном мире. 27. Традиция и новация в культуре. 28. Законы истории и развитие культуры. 29. Проблема историко-культурной типологии. 30. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева. 31. Этнокультурные стереотипы. 32. Семиотические типы культур Ю.Лотмана. 33. Молодежная субкультура. 34. Контркультура как механизм социодинамики. 35. Контркультурные феномены. 36. Первобытная живопись. 37. Миф как явление культуры. 38. Мифы в жизни древних греков. 39. Миф и магия. 40. Характерные черты мифа и логика мифологического мышления. 41.Социокультурные функции мифа и мифы в современной культуре. 42. Россия в системе Восток-Запад: противостояние или диалог культур. 43. Русский национальный характер. 44. Православные мотивы культуры России. 45. Западники и славянофилы о русской культуре и исторической судьбе России. 46. Христианский храм как средоточие духовно-культурной жизни. 47. Секуляризация российской культуры в 17 в. 48. Особенности культуры Просвещения в России. 49. Типологическая модель культуры Ф.Ницше. 50. Концепция культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. 51. Типология культуры О.Шпенглера и А.Тойнби. 52. Теория социокультурной динамики П.Сорокина. 53. К.Ясперс о едином пути развития человечества и его основных этапах. 54. Основные угрозы и опасности для культуры в 21 веке. 55. Техника как социокультурное явление. 56. Перспективы взаимодействия культуры и природы в 21 в. 57. Охрана памятников культуры. 58. Музеи мира и их роль в сохранении культурного достояния человечества. 59. Культурные универсалии в современном мировом процессе.

Несмотря на развитие современных технологий и науки, жители планеты продолжают причислять себя к одному из многочисленных верований. Надежда на высшие силы позволяет переживать трудные жизненные ситуации. Статистика религий показывает, сколько существует конфессий и какое количество людей себя к ним причисляет.

Теория происхождения

Существует одна общая теория происхождения верований на земле. Как только в человеческом обществе появилось неравенство, возникла и потребность в какой-либо наивысшей ценности, воздающей людям за их поступки. Обладателем сверхсилы должно быть наделено сверхсущество, роль которого выполняет определенное божество.

Что это такое


Начиная знакомство с верованиями, стоит изучить само понятие религии. Определений веры сегодня довольно много. Религия является формой взгляда на окружающий мир, которая основана на вере в сверхъестественное.


Существующие классификации

Сколько религий в мире ? Сегодня существует более 5 тыс. официальных религиозных объединений. Сюда входят и крупнейшие мировые религии. Верования могут сильно отличаться друг от друга. Много зависит от обычаев и традиций страны. Существует и сходство религий. Все они предполагают веру в высшие силы.

Сегодня есть несколько классификаций религий по различным критериям. Например, виды религий по количеству богов – монотеистические и политеистические. Последние представлены в странах африканского континента, имеющих племенной уклад жизни. Эти народности еще не ушли от язычества.

По Гегелю, история вероисповедания представляет собой путь Духа, приходящего к полному самосознанию. Каждая из них – это шаг в осознании, ведущий к абсолютной цели истории. Структура классификации по Гегелю имеет следующий вид:

  1. Природные вероисповедания (низший уровень), основанные на чувственном восприятии. К ним он относил все магические верования, религии Китая и Индии, а также древних персов, сирийцев и египтян.
  2. Духовно-индивидуальные вероисповедания (промежуточная планка) – религия иудеев (иудаизм), верования Древней Греции и Древнего Рима.
  3. Абсолютная духовность – христианство.

Опыт изучения проблемы привел к созданию других классификаций – по степени распространенности или численности последователей. Здесь выделяют локальные (в пределах одного рода-племени), национальные (влияющих на культуру одного народа, например, Древний Египет, Греция, Рим, Китай с синтоизмом, Индия с индуизмом). Чем локальные течения отличаются от национальных религий? Большей распространенностью среди многих , опережая их по численности последователей. Центры религий присутствуют по всему миру.

Что исповедовали древние цивилизации

В Древнем Египте процветал тотемизм, об этом говорит наполовину животный образ египетских богов. Статистика религий утверждает, что в этот промежуток времени появилась идея загробного существования и связи между земной жизнью и посмертной. Также возникла идея воскрешения (Озирис – бог Солнца – умирает вечером и возрождается утром). Верование появилось задолго до Иисуса и христианства.

Буддизм

Основателем считается Сиддхартха Гаутама Шакъямуни, впоследствии Будда (5–6 век до н. э.). Основное положение – человек может выйти из круговорота жизни и достичь нирваны. Делается это путем достижения блаженства через собственный опыт, а, не принимая на веру. Статистика религий показывает, что буддизм распространен во многих странах, далеких друг от друга в культурном плане. Сюда входит Вьетнам (79%), Лаос (60%), Монголия (96%), Таиланд (93%), Шри-Ланка (70%).

Статистика религий в Южной Корее показывает, что в государстве 47% верующих исповедуют буддизм.

Национальные вероисповедания

Существуют национальные и традиционные религиозные течения, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах, в отличие от мировых. По такому признаку различают следующие виды верований (укрупненный список религий):

  • индуизм – религия Индии;
  • конфуцианство и даосизм – Китай;
  • синтоизм – религия Японии;
  • язычество – индейские племена, народы Севера и Океании.

Статистика религий Израиля выделяет иудаизм, как основное вероисповедание государства, которое также входит в вышеуказанный список.

Классификация по странам

Верования – фактор формирования государственности. Они закладывают отношение к женщине и к жизни в целом. Разобраться в разнообразии мировых конфессий поможет статистика религий по странам. Конечно, со временем верования менялись. Однако основные религии сохранились до сих пор.

Россия

Статистика религий в России показывает, что основная часть страны исповедует православие (41%). Считают себя верующими, но с религиозным течением не определилась (25%). Люди, которые относят себя к атеистам (13%). Количество мусульман в РФ составляет 4,1%.

Белоруссия

Религия Беларуси – христианство. Ее придерживаются 94,5% . Соотношение верующих и атеистов показывает количественное превосходство первых. Статистика религий в Белоруссии показывает, что 58,9% верят в Бога.

Казахстан

Статистика религий Казахстана сообщает, что большинство жителей страны исповедуют ислам (70%). Затем идет православие (26%). Отрицают существование высших сил всего 3% населения страны. Здесь даже с религией тесно связана.

Украина

Какая статистика религий в Украине? В стране преобладает православие (74%). За ним следуют католицизм и протестантизм. Религия в Украине сильно распространена. себя называют менее 10% жителей.

Статистика вероисповеданий

Количество религиозных конфессий и нерелигиозных групп в человеческом обществе превышает 27 тыс. Сюда включены официальные вероисповедания, непризнанные религиозные течения, секты и объединения, а также последователи философского агностицизма. Возраст религий огромен. Их история исчисляется сотнями лет. Люди начали верить в высшие силы еще до Вавилона и Ассирии.

Выбор религии каждый осуществляет самостоятельно. Не все приходят к вере сразу. Некоторые начинают причислять себя к определенной конфессии после 40 лет. Для ребенка не всегда понятны характерные черты и основные подходы вероисповедания. Задача родителей – дать краткое описание выбранной конфессии и объяснить ее постулаты в простой и подходящей по возрасту форме. Религия в школе может помочь разобраться в том, какую веру выбрать и как отказаться от навязываемого мировоззрения.

Однако несмотря на такое количество существующих верований, статистика религий показывает конкуренцию внутри групп.

Вера в Бога окружает человека с младенчества. В детстве этот еще неосознанный выбор связан с семейными традициями, существующими в каждом доме. Но позже человек может сознательно сменить конфессию. Чем они похожи и чем отличаются одна от другой?

Понятие религии и предпосылки ее появления

Слово «религия» происходит от латинского religio (благочестие, святыня). Это мироощущение, поведение, действия, основанные на вере в нечто превосходящее понимание человека и сверхъестественное, то есть священное. Началом и смыслом любой религии является вера в Бога, независимо от того, олицетворен он или обезличен.

Известно несколько предпосылок появления религии. Во-первых, испокон веков человек пытается выйти за границы этого мира. Он стремится найти спасение и утешение за его пределами, искренне нуждается в вере.

Во-вторых, человек хочет дать объективную оценку миру. И тогда, когда он не может объяснить только естественными законами происхождение земной жизни, то делает предположение о том, что ко всему этому приложена сверхъестественная сила.

В-третьих, человек полагает, что разные события и происшествия религиозного характера подтверждают существование Бога. Список религий для людей верующих уже служит реальным доказательством существования Бога. Объясняют они это очень просто. Если бы не существовало Бога – не было бы и религии.

Древнейшие виды, формы религии

Зарождение религии произошло еще 40 тысяч лет тому назад. Именно тогда было отмечено появление простейших форм религиозных верований. Узнать о них удалось благодаря обнаруженным захоронениям, а также наскальной и пещерной живописи.

В соответствии с этим выделяют следующие виды древних религий:

  • Тотемизм. Тотем – это растение, животное или предмет, которое считалось священным у той или иной группы людей, племени, рода. В основе этой древнейшей религии была вера в сверхъестественную силу оберега (тотема).
  • Магия. Эта форма религии, основанная на вере в магические способности человека. Маг помощью символических действий способен воздействовать на поведение других людей, естественные явления и предметы с положительной и отрицательной стороны.
  • Фетишизм. Из числа любых предметов (череп животного или человека, камень или кусок дерева, к примеру) выбирался такой, которому приписывались сверхъестественные свойства. Он должен был приносить удачу и оберегать от опасности.
  • Анимизм. Все явления природы, предметы и люди имеют душу. Она бессмертна и продолжает жить вне тела даже после его смерти. Все современные виды религий основаны на вере в существование души и духов.
  • Шаманизм. Считалось, что глава племени или священнослужитель обладает сверхъестественной силой. Он вступал в разговор с духами, слушал их советы и выполнял требования. Вера в силу шамана лежит в основе этой формы религии.

Список религий

В мире насчитывается более ста различных религиозных направлений, включая древнейшие формы и современные течения. Они имеют свое время возникновения и отличаются количеством последователей. Но в основе этого большого списка лежат три самые многочисленные мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Каждая из них имеет различные направления.

Мировые религии в виде списка можно представить следующим образом:

1. Христианство (почти 1,5 млрд человек):

  • православие (Россия, Греция, Грузия, Болгария, Сербия);
  • католицизм (государства Западной Европы, Польша Чехия, Литва и другие);
  • протестантизм (США, Великобритания, Канада, ЮАР, Австралия).

2. Ислам (около 1,3 млрд человек):

  • суннизм (Африка, Центральная и Южная Азия);
  • шиизм (Иран, Ирак, Азербайджан).

3.Буддизм (300 млн человек):

  • хинаяна (Мьянма, Лаос, Таиланд);
  • махаяна (Тибет, Монголия, Корея, Вьетнам).

Национальные религии

Кроме того, в каждом уголке мира существуют национальные и традиционные религии, также со своими направлениями. Они возникли или получили особое распространение в определенных странах. По этому признаку различают такие виды религий:

  • индуизм (Индия);
  • конфуцианство (Китай);
  • даосизм (Китай);
  • иудаизм (Израиль);
  • сикхизм (штат Пенджаб в Индии);
  • синтоизм (Япония);
  • язычество (индейские племена, народы Севера и Океании).

Христианство

Эта религия возникла в Палестине в Восточной части Римской Империи в I веке нашей эры. Ее появление связано с верой в рождение Иисуса Христа. В 33 года он принял мученическую смерть на кресте, чтобы искупить грехи людские, после чего воскрес и вознесся на небеса. Таким образом, сын Бога, воплотивший себе сверхъестественную и человеческую природу, стал основателем христианства.

Документальная основа вероучения – Библия (или Священное Писание), состоящая из двух самостоятельных сборников Ветхого и Нового Завета. Написание первого из них тесно связано с иудаизмом, от которого берет свое начало христианство. Новый Завет был написан уже после зарождения религии.

Символы христианства – православный и католический крест. Основные положения веры определены в догматах, которые основаны на вере в Бога, сотворившего мир и самого человека. Объекты поклонения – Бог-Отец, Иисус Христос, Святой дух.

Ислам

Ислам, или мусульманство, зародился среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века в Мекке. Основателем религии стал пророк Мухаммед. Этот человек с детства был склонным к одиночеству и часто предавался благочестивым размышлениям. Согласно учению ислама, в 40 лет на горе Хира к нему явился небесный посланник Джабраил (архангел Гавриил), который и оставил в его сердце надпись. Как и многие другие мировые религии, мусульманство основывается на вере в одного Бога, но в мусульманстве его называют Аллах.

Священное писание – Коран. Символами ислама являются звезда и полумесяц. Основные положения мусульманской веры заключены в догматах. Они должны признаваться и беспрекословно выполняться всеми верующими.

Основные виды религии - суннизм и шиизм. Их появление связано с политическими разногласиями между верующими. Так, шииты по сей день считают, что истину несут только прямые потомки пророка Мухаммеда, а сунниты думают, что это должен быть избранный член мусульманской общины.

Буддизм

Буддизм зародился в VI веке до нашей эры. Родина – Индия, после чего учение распространилось в страны Юго-Восточной, Южной, Центральной Азии и на дальний Восток. Учитывая, сколько существуют другие наиболее многочисленные виды религий, можно смело утверждать, что буддизм является самой древней из них.

Основатель духовной традиции – Будда Гаутама. Это был обычный человек, родители которого удостоились видения, что вырастет их сын Великим Учителей. Будда также был одинок и склонен к размышлениям, и очень быстро обратился к религии.

В этой религии нет объекта поклонения. Цель всех верующих – достичь нирваны, блаженного состояния прозрения, освободиться от собственных оков. Будда для них представляет собой некий идеал, на который следует равняться.

В основе буддизма лежит учение о четырех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлинном прекращении страдания и устранении его источников, об истинном пути к прекращению страдания. Этот путь состоит из нескольких ступеней и делится на три этапа: мудрости, нравственности и сосредоточения.

Новые религиозные течения

Кроме тех религий, которые зародились очень давно, в современном мире до сих пор продолжают появляться новые вероучения. В их основе по-прежнему лежит вера в Бога.

Можно отметить следующие виды современных религий:

  • саентология;
  • неошаманизм;
  • неоязычество;
  • бурханизм;
  • неоиндуизм;
  • раэлиты;
  • оомото;
  • и другие течения.

Этот список постоянно видоизменяется и дополняется. Некоторые виды религий особенно популярны среди звезд шоу-бизнеса. Например, саентологией всерьез увлечены Том Круз, Уилл Смит, Джон Траволта.

Эта религия возникла в 1950 году благодаря писателю-фантасту Л. Р. Хаббарду. Саентологи считают, что любой человек изначально хороший, его успех и душевное равновесие зависят от него самого. Согласно фундаментальным принципам этой религии, люди – бессмертные существа. Их опыт имеет более продолжительный срок, чем одна человеческая жизнь, а способности неограниченны.

Но все не так однозначно в этой религии. Во многих странах считается, что саентология – это секта, псевдорелигия с большим капиталом. Несмотря на это течение очень популярно, особенно в Голливуде.

Религии бывают "примитивные" и сложные. Под примитивными имеются в виду прежде всего религии людей из первобытной эпохи: тотемизм, магия, вера в душу, фетишизм. Большинство из этих религий давно умерли (умершие религии, архаические - в терминах составителей ЕГЭ), однако некоторые их элементы оказались до такой степени живучими, что вошли и в более поздние, по-настоящему сложные и глубокие религии, но как правило не на уровне учения, а на уровне практики. К примеру, элементы магии в христианстве, где часть верующих относится к церковным обрядам как к волшебной палочке, по мановению которой проходят болезни, а жизнь становится богатой и благополучной. Глубина и смысл христианского учения при этом игнорируется.

Человек, который отрицает для себя любую религию, называется атеистом. Главный вопрос атеиста "зачем нужна религия?"

Функции религии

Почти всякая религия существует не только в виде мировоззрения, но и в виде организации (церкви), ведущей религиозную деятельность. Церковь - организация, транслирующая религиозные ценности, сплачивающая верующих. Понятие церкви неотделимо от понятия церковных таинств, обрядов и правил. Они могут существовать как прямое предписание текста вероучения (таинство евхаристии (причастие) в христианстве описано в Новом Завете), а может быть порождением церковной практики. К примеру, нигде в Библии мы не найдем предписания исповедоваться. В Новом Завете есть идея покаяния, а идея исповеди (как одной из форм покаяния) родилась уже внутри христианской церкви.

В религии, в церкви люди находят важные для себя идеи и смыслы. Иногда вера и церковь становятся образом жизни человека (монахи, служители культа и т. д.)

Иными словами, церковь удовлетворяет ряд потребностей людей, что позволяет говорить о функциях религии :

  1. Утешительная
  2. Коммуникативная
  3. Решение экзистенциальных вопросов (каждый человек в определенный момент жизни задумывается о смерти, одиночестве, смысле жизни, а именно эти вопросы стоят в сердцевине религий)
  4. Регулятивная
  5. Мировоззренческая

Виды религий

Согласно основной классификации религий, различают:

  • мировые религии
  • национальные
  • архаические

Согласно другой популярной классификации религии делят на политеистические (многобожие = язычество) и монотеистические (вера в одного Бога-творца всего сущего).

Мировых религий всего три:

  • Буддизм (самая древняя из мировых религий)
  • Христианство
  • Ислам (самая поздняя)

Буддизм появился в VI в. до н. э. в Индии. Его основатель - сын индийского раджи (царя) Сидхарта Гаутама. Радже было предсказано, что его сын станет или великим царем, или великим святым. Чтобы исполнилась первая вероятность, Ситхарту специально воспитывали в таких условиях, которые, как казалось, исключали возможности пробуждения глубоких мыслей в мальчике: Сидхарту окружали роскошь и только молодые и счастливые лица. Но однажды слуги не углядели, и Сидхарта оказался за пределами своих богатых владений. Там, на свободе, он встретил старика, прокаженного и похоронную процессию. Так, в возрасте 30 лет, Сидхарта впервые узнал о существовании страданий в мире. Новость его до такой степени потрясла, что он покинул родных и отправился в странствия на поиски истины. Он предавался аскезе, медитировал, размышлял и, наконец, достиг состояния нирваны и стал первым просветленным (Буддой). У него появились последователи, новая религия стала распространяться по свету.

Суть верований буддистов в очень упрощенном виде такова: человеческая жизнь полна страданий, причина страданий - сам человек, его желания, его страсти. преодолеть страдания можно через избавление от желаний и достижения состояния полного покоя (нирваны). Буддисты верят в перерождения (сансара - бесконечная цепь перерождений) и в карму (расплата). Нирвана прерывает цепь перерождений, а значит, цепь бесконечных страданий. Понятия Бога в буддизме нет. Если человек становится буддистом, он будет всю жизнь пытаться изменить свой внутренний мир, чтобы избавиться от страстей и желаний. Здесь в помощь ему приходит ряд практик: йога, медитации, ретриты, уход в монастырь и прочее.

Христианство возникло с рождением Иисуса Христа. От этой даты человечество ведет сейчас летоисчисление. Иисус Христос - это такой же реальный человек, как и Сидхарта Гаутама. Но христиане верят, что он был богочеловеком. Что он жил, проповедовал двенадцати ученикам (апостолам), творил чудеса, а затем был предан Иудой, распят, а на третий день воскрес и позже вознесся на небо. Именно вера в перечисленное (смерть, а потом воскресение Христа) превращает человека в христианина (помимо крещения).

Христианство предполагает веру в единого Бога, а также в Святую Троицу: единство трех ипостасей Бога - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Христиане не считают, что мир - это сплошные страдания, напротив, христиане говорят о радости жизни и мира, которые доступны человеку, если он узрел Бога и соответственным образом перестроил свой ум и душу. Превратился из, к примеру, озлобленного, всех осуждающего и всем завидующего человека в человека доброго, открытого, способного прощать и просить прощения у других.

Главная книга христианства - Библия. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет является Священным Писанием для еще одной религии - иудаизма, религии еврейского народа (иудаизм относится к национальным религиям). Для христиан первейшее значение имеет Новый Завет. Именно он содержит учение Иисуса Христа и главные идеи христианства:

  • Свобода человека (все жизненные решения человек должен принимать сам, никто не в праве навязывать другому свою волю, даже если она во благо),
  • Бессмертие души (христиане верят, что после смерти людей ждет Великий суд, после которого мир переродится и жизнь продолжится, но только для тех, кто заслужил рай).
  • Любовь к ближнему (полюби другого, как самого себя)

Рассказ митрополита Антония Сурожского о том, как он пришел к вере

"Лет до пятнадцати я о Боге ничего не знал: я слышал это слово, знал, что об этом говорят, что есть люди верующие, но в моей жизни Он никакой роли не играл и для меня просто не существовал. Это были ранние годы эмиграции, двадцатые годы, жизнь была нелегкая, а порой очень страшная и трудная. И в какой-то момент настал период счастья, период, когда не было страшно. Это был момент, когда впервые (мне было 15 лет) бабушка, мать и я оказались под одной крышей, в одной квартире, вместо того чтобы скитаться и не иметь собственного крова. И первое впечатление было блаженство: это - чудо, счастье... А через некоторое время меня объял страх: счастье оказалось бесцельным. Пока жизнь была трудная, каждый момент надо было бороться с чем-то или за что-то, каждый момент была непосредственная цель; а тут, оказывается, никакой цели нет, пустота. И я пришел в такой ужас от счастья, что я решил, что, если в течение одного года не найду смысла в жизни, я покончу с собой. Это было совершенно ясно. В течение этого года я ничего особенного и не искал, потому что не знал, ни где искать, ни как, но со мной нечто случилось. Я присутствовал перед постом на беседе отца Сергия Булгакова. Он был замечательный человек, пастырь, богослов, но с детьми он никак не умел говорить. Меня убедил мой руководитель пойти на эту беседу, и когда я ему сказал, что я ни в Бога не верю, ни в священника, он мне сказал: “А я тебя не прошу слушать, - просто посиди”. И я сел с намерением не слушать, но отец Сергий говорил слишком громко и мне мешал думать; и мне пришлось слышать эту картину о Христе и о христианине, которую он давал: сладкую, смиренную и т.д. - то есть все то, что в 14-15 лет мальчику не свойственно. Я пришел в такую ярость, что после беседы поехал домой, спросил у матери, есть ли у нее Евангелие, решив проверить, так это или нет. И решил, что если я обнаружу, что Тот Христос, Какого описывал отец Сергий, это Христос евангельский, то я с этим кончил. Я был практический мальчик и, обнаружив, что есть четыре Евангелия, решил, что одно непременно короче, и поэтому выбрал читать Евангелие от Марка. И тут со мной случилось нечто, что у меня отнимает всякое право превозноситься чем бы то ни было. Пока я читал Евангелие, между первой и третьей главами, мне вдруг стало абсолютно, совершенно ясно, что по ту сторону стола, перед которым я сижу, стоит живой Христос. Я остановился, посмотрел, ничего не видел, ничего не слышал, ничего не обонял - не было никакой галлюцинации, это была просто внутренняя совершенная, ясная уверенность. Помню, я тогда откинулся к спинке стула и подумал: Если Христос, живой, передо мной, значит, все, что сказано о Его распятии и воскресении, - правда, и значит, правда и все остальное... И это был поворот в моей жизни от безбожия к той вере, какая у меня есть. Вот единственное, что я могу сказать: мой путь не был ни умственный, ни благородный, а просто почему-то Бог спас мою жизнь".

В статье мы разберем вопрос о том, что такое религия, дадим определение этому понятию, узнаем ее историю, а также опишем кратко известные религии мира.

Религия – это вид сознания людей, который верит в то, что миром правит какая-то сверхъестественная сила. И эта сила священна, ей поклоняются.

Основное в любой религии считается – вера в бога. Люди с древних времен сильно нуждается в вере, в спасении и утешении. И они выдвигают гипотезу о том, что есть какая-то необъяснимая сила, которая помогает, направляет, делает что-то вопреки законам Земли. И эта сила – есть Бог. Это высокое начала мира, законов нравственности.

Формы, признаки, структура и виды религий

Религий на свете очень много, больше ста. Их зарождение началось несколько тысяч лет назад.

Началось все с простых видов и форм верований. Раскопки археологов подтверждают, что древние племена поклонялись кому-то, у них были обряды и таинства. У них были Боги.

Основные формы религий:

  1. Признание тотемов – священных предметов, животных, растений.
  2. Магизм – человек, обладающей сверхъестественными способностями мог как-то повлиять на события людей.
  3. Выбор талисмана, который мог приносить удачу, хранить от несчастных случаев.
  4. Вера в шаманов, людей, которые наделены священной силой.
  5. Форма религии, при которой все предметы, растения обладают душой, они живые.

Чтобы понять религии, необходимо выявить ее структуру. Это и религиозное сознание, деятельность, а также организации.

Организации – это система, которая объединяет всех людей, относящихся к определенной религии. Пример религиозной деятельности – это ношение крестов, зажигание свеч, поклоны.

У каждой религии есть свои признаки, которые отличают ее от других. Без этих признаков она бы уничтожилась, перевоплощаясь в оккультизм, шаманство.

Прежде всего, это первоисточник того идеала, к которому нужно стремиться – это Бог. Помимо этого, люди верят в различных духов. Они бывают и добрые, и злые, они помогают, с ними можно общаться.

Еще признак – это то, что человек – высшее существо, духовное. Он должен заботиться о своей внутренней душе прежде всего. Во всех религиях считается, что душа живет вечно, может существовать даже после смерти. Через веру можно духовно уединятся с богом.

Религия прежде всего носит нравственный характер. Есть правила, как должен вести себя человек, какие ценности он должен преследовать по жизни, как заботиться о своей душе. Материальный мир ничтожен, а вот духовный – самый важный.

Еще основной признак – это культ со своими правилами и предписаниями. Это определённые действия, которые выполняются для выражения поклонению определенной религии.

Список и краткая история основных мировых религий

Существуют три известные мировые религии. Это Христианство, Ислам и Буддизм.

Христианство впервые появилось в Римской Империи в первом веке. Оттуда шли все писания о жизни Иисуса, который в молодом возрасте был распят на кресте, чтобы простились все грехи людей.

После этого он воскрес, воплотился в сына Бога, в сверхъестественную силу.

Священное Писание, которое хранит учение о христианстве, называется Библией. Состоит из двух сборников: Ветхого Завета и Нового Завета. Люди, верующие в христианство, ходят в храм, молятся, соблюдают пост, отмечают праздники, выполняют различные таинства.

Типы христианства: православие, католицизм и протестантизм.

Православие строго следует вере, признает все 7 таинств: крещение, причащение, миропомазание, священство, покаяние, венчание и соборование. Католичество чем-то похоже.

Протестантство – не признаёт главой Папу Римского, считает веру самостоятельной, против церковной политики.

Ислам – религия мусульман. Она появилась у арабских племен в начале 7 века. Ее основал пророк Мухаммед. Он был отшельником, одиночкой, часто размышлял и философствовал о нравственности, благочестии.

По легенде на сорокалетие к нему явился архангел Гавриил, оставил на сердце надпись. Бог в мусульманстве называется Аллах. Религия сильно отличается от христианства.

Буддизм возник в 6 веке до нашей эры. Это самая древняя религия. Истоки идут с Индии, далее она стала распространятся в Китай, на Дальний Восток.

Самый главный основатель – Будда Гаутама. Сначала он был обычным человеком. Его родителям однажды приснился сон, что их ребенок будет великим человеком, наставником. Он всегда был очень одинок, склонен к думам, для него важным были только религия и философия.

В буддизме нет какого-то определённого Бога, которому все поклоняются. Будда – лишь идеал того, каким необходимо стать. Светлым, чистым, добрым, высоконравственным. Цель религии – достичь блаженного состояния, достигнуть прозрения, освободится от оков, найти себя, обрести спокойствие и умиротворение.

Кроме основных трёх религий есть ещё и другие. Это очень древний Иудаизм.

Он основан на десяти заповедях, которые Моисею напророчил Бог.

Также это Даосизм, который имеет учения, что все вещи появляются из ниоткуда, и уходят в никуда, главное – это гармония с природой.

Ее основал философ, живший в 4 веке.

Ещё известны религии Конфуцианство, Джайнизм, Сикхизм.

Заключение

Каждый выбирает для себя, какой религии поклонятся. У разных религий – одна цель: повышение духовной нравственности людей.

Похожие публикации