Энциклопедия пожаробезопасности

СК: о перекрестных связях и порядке чтения. Тёмная Башня (цикл)

Вот-вот на экранах кинотеатров появится первая экранизация великой серии книг Короля ужасов, но многие до сих пор не знакомы с небезызвестным первоисточником. В данной статье я попытался представить, возможно, самый масштабный и интересный порядок чтения книг, связанных с данной вселенной.

К слову, данная статья является переводом, сам же я на данный момент прочитал первые 2 книги цикла, но, так или иначе, я считаю ее крайне полезной.

Сначала небольшая вводная: «Темная башня» - это серия из восьми книг, написанная Стивеном Кингом. Кинг смотрит на данную сагу, как на свой magnum-opus (прим. лучшая работа) и, по правде говоря, с этим тяжело не согласиться. События серии развиваются в фэнтезийно-постапокалиптическом мире, "сдвинувшемся с места" и повествуют о последнем оставшемся в живых стрелке, Роланде Дискейне, и его стремлении во что бы то ни стало добраться до Темной Башни. В этом нелегком деле ему помогает его ка-тет - группа персонажей с крайне необычными характерами и личностными чертами. На пути ка-тета стоит множество опасных преград, в числе которых таинственный колдун, способный предсказывать судьбу, Человек в черном, и древний монстр, стремящийся свергнуть Темную Башню, Алый Король.

Теперь можем перейти, непосредственно, к расширенной хронологии чтения книг цикла.

1. Противостояние.


«Противостояние» является лучшим первым шагом шажком в мир «Темной Башни». Мало того, что раздираемый чумой мир «Противостояния» связан с четвертой книгой цикла «Колдун и кристалл», так еще сама книга подробно раскрывает прошлое Рэндалла Флэгга / Человека в черном. Роман является самостоятельным и огромным по величине (прим. 1300 стр.), поэтому я считаю, лучше начать с этого гиганта, нежели прервать основное повествование позже.

2. Глаза дракона.


Рэндалл Флэгг снова появляется в «Глазах дракона», еще больше раскрывающем его предысторию. «Глаза дракона» лучше всего подводит к первой книге цикла «Стрелок». Действие происходит в прошлом мира Роланда и повествует, в частности, о персонажах, упоминаемых во второй книге цикла «Извлечение троих».

Человек в черном - один из величайших персонажей Кинга. Знание некоторой вводной информации о нем перед прочтением цикла только усиливает конфронтацию между ним и Роландом в «Стрелке».

3. Стрелок.


После прочтения этих двух романов вы можете смело погружаться в «Стрелка». Следует предупредить: «Стрелок» считается крайне странной книгой и даже в чем-то бесмысленной. Сам я прочитал данную книгу залпом, однако не мог ни обратить внимания на общее негодование. Несмотря ни на что, в ней есть несколько завораживающих моментов, и ни в коем случае из-за нее нельзя ставить крест на всей серии, ведь на второй книге «Извлечение троих» у цикла заметно открывается второе дыхание. Как бы там ни было, даже после прочтения всего цикла я отношусь к данной книге, как к старому, но не забытому другу.

4. Смиренные сестры Элурии (повесть).

Перед ознакомлением со второй частью путешествий Роланда вам следует сделать небольшую паузу и прочитать повесть «Смиренные сестры Элурии» про пребывание стрелка в госпитале, входящую в сборник рассказов «Все предельно». По хронологии данная повесть идет перед «Стрелком», но начинать с нее знакомство с миром «Темной башни» никак нельзя.


Человек в черном шел через пустыню, а стрелок следовал за ним.

Вот что является истинной вводной к поиску Роландом Темной Башни. Прочтение же данной повести перед «Извлечением троих» важно для еще большей привязанности к стрелку в, практически, самом начале его путешествия.

5-7. Извлечение троих. Бесплодные земли. Колдун и кристалл.


Далее я предлагаю последовательно прочесть вторую, третью и четвертую книги цикла. События в них отлично раскрывают собранный ка-тет Роланда, его прошлое и личность Человека в черном. Концовка «Колдуна и кристалла» является идеальным шансом снова отлучиться от основной серии и ознакомиться с другими книгами, связанными с будущими событиями.

8-12. Жребий Салема. Сердца в Атлантиде. Бессонница. Все предельно. Ветер сквозь замочную скважину.

Между «Колдуном и кристаллом» и «Волками Кальи» есть пять историй, которые вам стоит изучить: «Жребий Салема», «Сердца в Атлантиде», «Бессонница», «Все предельно» и «Ветер сквозь замочную скважину». Первые четыре вы можете прочесть в любом порядке.

«Жребий Салема» представляет Отца Каллагэна, основного второстепенного персонажа последних трех книг цикла. В «Волках Кальи» очень много времени уделяют событиями, произошедшим после «Жребия Салема», поэтому я считаю, что данный роман необходим для прочтения. После ознакомления с первой встречей Отца Каллагэна с настоящим вампиром, уже никакие будущие события не затмят вам полученные впечатления.

«Сердца в Атлантиде» - по-настоящему искренняя книга, в которой появляется Тед Бротиген, один из гл. героев последнего тома «Темной башни».

Что ж, настало время «Бессонницы». Это слишком долгая книга, это слишком скучная книга и многое в ней не относится к основной серии, но она имеет очень важные пересечения с «Темной башней». Здесь появляется Алый король, и здесь он пытается убить крайне важного персонажа, который с высокой вероятностью появится в последующих экранизациях. В любом случае, если не осилите книгу, «Википедия» вам в помощь.

Не стоит забывать и про повесть «Все предельно», которую можно найти в одноименном сборнике рассказов. Скажу только, что данная повесть имеет больше значения для последней книги цикла.

Напоминаю, что эти четыре истории вы можете прочитать в любом порядке. «Ветер сквозь замочную скважину», в свою очередь, является отличным мостиком между четвертой и пятой книгой. Он плавно вводит читателя в финальный этап приключений Роланда.

13-14. Волки Кальи. Песнь Сюзанны.


15. Черный дом.

Я долго думал, стоит ли включать данный роман в список, ведь он не настолько сильно влияет на сагу. В конце концов решился все-таки упомянуть его. По хронологии он расположен перед финальной книгой, к тому же, небольшая пауза бы не помешала.

16. Темная башня.


Эпохальный конец неописуемо долгого путешествия.


Существует множество книг, содержащих отсылки к «Темной башне», будь то «Оно» или «Туман». Ознакомиться с ними вы можете на «Википедии».

Также хотелось бы упомянуть о серии комиксов от Marvel, рассказывающих о прошлом стрелка.

И, в конце концов, самое главное, по-настоящему полезным после прочтения «Темной башни» было бы перечитать «Стрелка». Многие вещи, которые были доселе не понятны, будут преподнесены в новом свете, а история предстанет слегка под другим углом.

Стрелок ждал и предавался своим долгим грезам о Темной Башне, к которой он подойдет однажды - в сумерках, трубя в рог, чтобы сразиться в последней немыслимой битве.

Стивен Кинг

Темная Башня

Кто говорит, не слушая - нем.

А потому, Постоянный Читатель, эта последняя книга цикла «Темная башня» посвящается вам.

Долгих дней и приятных ночей.


Как, не видать?! Ее укрыла ночь?
Не верю! День уж занялся и сгинул,
Закат лучи последние низринул
На горы и холмы, и сумрак хлынул
Мне в очи, что узрели беспорочь:
«Конец творенья - миру не помочь!»

Как, не слыхать?! Но воздух полнит звук,
Он нарастает, как набат над битвой,
Он полнит звоном, громом все вокруг,
И имена товарищей забытых,
Что шли со мной, мне называет вдруг.
О, храбрецы! Потеряны, убиты! [Перевод Наны Эристави.]

Роберт Браунинг
«Чайльд-Роланд дошел до Темной Башни»

Я рожден был
С «кольтом» в руке,
С ним и в землю уйду,
В пепел и прах.
«Бэд компани» [«Бэд компани» - песня одноименной английской рок-группы, созданной в 1973 г.]

Кем я стал?
Мой милейший друг
Кого я знаю
Все уходят в конце
Ты можешь всем владеть
Моей империей грязи
Я подведу тебя
Я причиню тебе боль
Трент Резнор [Резнор Трент (р.1965) - американский поэт, композитор, певец.]

Маленький Алый Король

Каллагэн и вампиры

1

Преподобный Дон Каллагэн когда-то был католическим священником в городке Салемс-Лот, более не отмеченном ни на одной карте. Его это особо не волновало. Такие понятия, как реальность, потеряли для него привычное всем значение.

И теперь бывший священник держал в руке языческий амулет, черепашку, вырезанную из слоновой кости.

Со сколом на носу и царапиной, похожей на вопросительный знак, на панцире, но все равно прекрасную.

Прекрасную и могущественную. Он чувствовал идущие от нее энергетические импульсы.

Какая прелесть, - выдохнул он, обращаясь к стоящему рядом мальчику. - Это Черепаха Матурин? Она, не так ли?

Мальчика звали Джейк Чеймберз, и ему пришлось пройти долгий путь, чтобы вернуться практически в исходную точку, сюда, на Манхэттен.

Не знаю, - ответил он, - она называет ее skoldpadda , и черепашка, возможно, нам поможет, но ей не убить охотников, которые ждут нас там, - и мотнул головой в сторону «Дикси-Пиг», гадая, подразумевал ли Сюзанну или Миа, когда использовал местоимение она. Раньше сказал бы, что это не имеет никакого значения, очень уж тесно переплелись обе эти женщины. Теперь полагал, что разница есть, или скоро проявится.

Ты будешь? - спросил Джейк отца Каллагэна, сведя в два слова вопросы: «Ты будешь стоять насмерть? Сражаться? Убивать?»

Да, - спокойно ответил тот, убрал черепашку, вырезанную из слоновой кости, с мудрыми глазами и поцарапанным панцирем, в нагрудный карман, где лежали запасные патроны к пистолету, заткнутому за пояс. Похлопал по карману, чтобы убедиться, что изящная вещица попала в положенное ей место. - Я буду стрелять, пока не закончатся патроны, а если они закончатся до того, как меня убьют, буду дубасить их… рукояткой пистолета.

Запинку, очень короткую, Джейк и не заметил. Но, пока отец Каллагэн молчал, с ним говорила Белизна. Сила, знакомая ему с давних пор, возможно, с детства, пусть были в его жизни несколько лет, когда вера дала слабину, когда понимание этой первородной силы ушло в тень, а потом исчезло вовсе. Но те дни канули в Лету, Белизна вновь пребывала с ним, и он говорил Господу: «Спасибо Тебе».

Джейк кивал, что-то отвечая, что именно, Каллагэн не разобрал. Впрочем, сказанное Джейком он мог пропустить мимо ушей. В отличие от слов, произнесенных другим голосом, голосом чего-то

(Гана )

слишком великого, чтобы называть его Богом.

Мальчик должен пройти , - сказал ему голос. - Что бы тут ни случилось, какой бы оборот ни приняли события, мальчик должен идти дальше. Твоя роль в этой истории практически завершена. Его - нет .

Они миновали хромированный стенд с надписью ЗАКРЫТО НА ЧАСТНУЮ ВЕЧЕРИНКУ. Ыш, ближайший друг Джейка, трусил между ними, подняв голову, демонстрируя зубастую улыбку. У самых дверей Джейк сунул руку в плетеную сумку, которую Сюзанна-Мио прихватила из Кальи Брин Стерджис, и достал две тарелки - рисы. Стукнул друг о друга, кивнул, услышав глухой звук, повернулся к отцу Каллагэну:

Давай поглядим, что есть у тебя.

Каллагэн вытащил «ругер», который проделал с Джейком весь долгий путь, начавшийся в Калья Нью-Йорк, и теперь вернулся в этот город; жизнь - колесо, и мы все говорим: «Спасибо Тебе». Вскинул его, как дуэлянт, стволом к правой щеке. Коснулся нагрудного кармана, оттопыренного, с патронами и черепашкой.

Джейк кивнул.

Как только войдем, остаемся рядом. Всегда рядом. Ыш - между нами. Входим на счет «три». И начав, не останавливаемся. Ни на мгновение.

Ни на мгновение.

Точно. Ты готов?

Да. И пребудет любовь Божия с тобой, мальчик.

И с тобой тоже, отец. Раз… два… три.

Джейк открыл дверь, и они вошли в сумрачный свет и сладкий, дразнящий запах жарящегося мяса.

2

Джейк шел навстречу смерти, в этом он нисколько не сомневался, помня две истины, которыми с ним поделился Роланд Дискейн, его настоящий отец. Одна: «Пятиминутные битвы рождают легенды, живущие тысячелетия». Вторая: «Тебе нет нужды умирать счастливым, когда придет твой день, но ты должен умереть со спокойной совестью, зная, что прожил жизнь от начала и до конца, и всегда служил ка».

Джейк взирал на обеденный зал «Дикси-Пиг» со спокойной совестью.

3

И с кристальной ясностью. Его восприятие окружающего мира до того обострилось, что он ощущал запах не только жарящегося мяса, но и розмарина, который в него втерли; слышал не только свое спокойное дыхание, но и шепот крови, поднимающейся по шее к мозгу, а потом сбегающей к сердцу.

Он также помнил слова Роланда о том, что даже самая короткая битва, от первого выстрела до падения последнего тела, кажется долгой для ее участников. Время обретает эластичность; растягиваясь, истончается до полного исчезновения. Джейк тогда кивал, будто ему все ясно, хотя не очень-то понимал, о чем речь.

Теперь понял.

Первой мелькнула мысль: их много… слишком, чересчур много. По первым прикидкам - под сотню, в большинстве те, кого отец Каллагэн называл «низшими людьми» (речь шла не только о мужчинах, но и женщинах, принципиального отличия Джейк тут не видел). Среди них встречались другие, статью пожиже, некоторые совсем худые, как клинки рапир, с землистым цветом лица, окруженные тусклой синей аурой, не иначе, вампиры.

Ыш держался рядом с Джейком, маленькая лисья мордочка напряглась, он тихонько поскуливал.

Пахло, конечно, жарящимся мясом, но не свининой.

4

«В любой момент, пока будет такая возможность, между нами должно быть десять футов, отец», - так наставлял его Джейк на тротуаре у «Дикси-Пиг», поэтому, когда они приближались к стойке метрдотеля, Каллагэн сдвинулся вправо на положенное расстояние.

Skoldpadda .

Каллагэн по-прежнему держал «ругер» у правой щеки. Теперь его левая рука нырнула в нагрудный карман. И хотя взгляду преподобного недоставало той предельной четкости, с какой воспринимал происходящее его юный спутник, Каллагэн тоже видел предостаточно: оранжево-алые электрические факелы по стенам, свечки на каждом столе в ярко-оранжевых, цвета хэллоуинских тыкв, стеклянных сосудах, накрахмаленные салфетки, поблескивающие в неровном мерцающем свете. Левую стену обеденного зала украшал гобелен: рыцари и их дамы пировали за длинным столом. А царящая в зале атмосфера свидетельствовала о том, что гости «Дикси-Пиг» (Каллагэн, конечно, не мог знать истинной причины, не мог сказать, какие именно факторы привели их в такое состояние) приходили в себя после некоего волнительного события, скажем, маленького пожара на кухне или автомобильной аварии на улице.

Или рождения ребенка , - подумал Каллагэн, когда его пальцы сомкнулись на черепашке. - Самое оно, чтобы заполнить паузу между закуской и основным блюдом .

А вот идут ка-маи Гилеада! - прокричал взволнованный, нервный голос. Не человеческий, Каллагэн в этом, можно сказать, не сомневался. Слишком уж скрипучий, чтобы быть человеческим. И в дальнем конце комнаты разглядел чудище, эдакого гибрида птицы и человека, в прямых джинсах и простой белой рубашке, над воротником которой торчала голова в темно-желтых перышках. А блестящие глазки напоминали капли расплавленного гудрона.

Взять их! - приказала эта отвратительно-нелепая тварь и отбросила салфетку. Под ней оказалось оружие. По предположению Каллагэна, из арсенала армий будущего, вроде того, что можно увидеть в сериях «Стар трека». Как оно называлось? Фазер? Станнер?

Какая разница. Эти игрушки не шли ни в какое сравнение с оружием Каллагэна, и ему хотелось, чтобы все увидели, что он может противопоставить птицетвари. Вот он и смахнул с ближайшего стола приборы, тарелки, сосуд со свечой, жестом фокусника сдернул скатерть. Недоставало только в столь критический момент зацепиться ногой за полотно и упасть. А затем с легкостью - неделей раньше не поверил бы, что такое возможно, - вскочил сначала на стул, потом на стол. И тут же вскинул над головой руку с черепашкой, держа ее за нижнюю, плоскую часть панциря, чтобы все присутствующие могли хорошенько ее разглядеть.

Пожалуй, я мог бы им еще и спеть , - подумал он. - Может, «Лунный свет тебе к лицу» или «Я оставил сердце в Сан-Франциско» [«Лунный свет тебе к лицу» и «Я оставил сердце в Сан-Франциско» - популярные песни начала 1960-х годов, соответственно Уилли Нельсона (р. 1933) и Тони Беннетта (р. 1926).].

С того момента, как они переступили порог «Дикси-Пиг», прошло ровно тридцать четыре секунды.

5

Учителя средней школы, часто общающиеся с большими группами учеников в классах или на собраниях, скажут вам, что от подростков, даже если они только-только из душа и одеты во все чистое, так и разит гормонами, которые активно вырабатывают их тела. Аналогичный запах идет и от любой группы людей, пребывающих в состоянии нервного напряжения, и Джейк, со своей обострившейся до предела восприимчивостью, его уловил. Когда они проходили мимо стойки метрдотеля (Центральной вымогательской по терминологии отца Джейка), запах этот, идущий от гостей «Дикси-Пиг», едва чувствовался, то есть пик напряженности для них миновал, и выброс гормонов сходил на нет. Но едва птицетварь подала голос из своего угла, сидевшие за столиками «заблагоухали» этой вонью. В ней чувствовался металлический привкус, прямо-таки как у крови, и этого хватило, чтобы Джейк подобрался, изготовившись к бою. Да, он видел, что Птичка Твити [Птичка Твити - кенарь Твити, герой мультфильмов, придуманный Бобом Клампеттом и появившийся на экране в 1942 г. Вместе с котом Сильвестром составил одну из самых знаменитых пар мультипликационного мира. В 1947 г. мультфильм «Пирог Твити» получил премию «Оскар».] сбросил салфетку со стола. Да, заметил спрятанное под ней оружие. Да, понял, что стоящий на столе Каллагэн представлял собой легкую мишень. Но вышеперечисленное тревожило Джейка куда меньше, чем мобилизующая сила рта Птички Твити. Джейк уже отводил назад правую руку, чтобы бросить первую из девятнадцати тарелок и ампутировать голову вместе со ртом, когда Каллагэн поднял черепашку.

Не сработает, здесь не сработает , - подумал Джейк, но даже до того, как успел полностью сформулировать свою мысль, ему стало ясно: черепашка действует и на эту компанию. Он знал это по идущему от них запаху, который быстро очищался от агрессивности. И те, кто успел подняться из-за столов, «низшие люди» с запылавшими алым дырами во лбу, вампиры, с разгорающимися синими аурами, вновь сели на стулья - чего там, плюхнулись, словно внезапно потеряли контроль над мышцами.

Взять их, это те, о ком Сейр… - Твити смолк. Его левая рука - возможно, у кого-то и повернулся бы язык назвать таковой отвратительную птичью лапу с когтями - коснулась рукоятки оружия будущего и упала, повисла, как плеть. Глаза разом потускнели. - Это те, кого Сейр… С-с-сейр… - Вновь пауза. А потом вопрос: - О, сэй, эта прекрасная вещица, которую вы держите в руке, что это?

Ты знаешь, что это, - ответил Каллагэн. Джейк не останавливался, и Каллагэн, помня, что сказал ему на подходе к «Дикси-Пиг» юный стрелок («Постарайся, чтобы всякий раз, посмотрев направо, я видел твое лицо»), спрыгнул со стола, чтобы оставаться вровень с мальчиком, по-прежнему держа черепашку над головой. Он буквально ощущал тишину, повисшую в обеденном зале, но…

Был и другой зал. Оттуда доносились грубый смех и хриплые выкрики: там гости продолжали веселиться, совсем рядом, слева от них, за гобеленом, на котором пировали рыцари со своими дамами. Что-то там происходит, - подумал Каллагэн. - И уж точно не вечер покера у «Лосей» [«Лоси» - члены благотворительного покровительствующего ордена Лосей.].

Он слышал тихое, учащенное дыхание Ыша, вырывающееся сквозь его вечную улыбку. Идеальный маленький двигатель, вот что напомнили Каллагэну эти звуки. На них накладывались другие - резкие постукивания и щелчки, идущие снизу. Они заставили Каллагэна стиснуть зубы, его прошиб холодный пот. Что-то пряталось под столами.

Ыш увидел приближающихся насекомых и застыл, как охотничья собака, подняв одну лапу, вытянув вперед морду. В эти мгновения двигалась только темная бархатистая кожа над верхней губой, оттягивалась назад, обнажая острые как бритва зубы, расслаблялась, и губа скрывала их, снова оттягивалась.

Жуки наступали. Кем бы они ни были, Черепаха Матурин, которую отец Каллагэн держал высоко над головой, ничего для них не значила. Толстяк в смокинге с лацканами из шотландки заговорил, повернувшись к птицетвари, чуть ли не с вопросительными интонациями:

Ыш прыгнул вперед, рычание рвалось сквозь сжатые зубы. Такого за Ышем не водилось, Каллагэну это рычание напомнило речевую вставку в комиксах: «Ар-р-р-р!»

Нет! - в тревоге крикнул Джейк. - Нет, Ыш.

Ыш не обратил ни малейшего внимания на команду Джейка. Его зубы одного за другим ухватывали жуков, и в повисшей тишине раздавался хруст хитинового панциря. Ыш разгрыз троих, не пытаясь их съесть, отбрасывая в сторону трупы, каждый размером с мышь, резко мотая головой и разжимая в улыбке челюсти.

Оставшиеся жуки ретировались под столы.

Он же создан для этого , - подумал Каллагэн. - Возможно, когда-то, давным-давно, именно в этом и состояло предназначение ушастиков-путаников. Точно так же, как одну из разновидностей терьеров вывели

Мысли эти оборвал хриплый крик, донесшийся из-за гобелена.

У Каллагэна вдруг возникло абсурдное желание гаркнуть в ответ: «Gesundheit ».

Но прежде чем он успел крикнуть или сделать что-то еще, голову заполнил голос Роланда.

6

Джейк, иди.

Мальчик в недоумении повернулся к отцу Каллагэну. Он и так шел, скрестив руки, готовый метнуть рису в первого же сдвинувшегося с места «низшего» мужчину или женщину. Ыш успел вернуться к нему и теперь крутил головой из стороны в сторону, его глаза ярко сверкали надеждой на новую добычу.

Мы пойдем вместе, - ответил Джейк. - Они выведены из игры, отец! И мы уже близко! Ее провели через… эту комнату… а потом через кухню…

Каллагэн не отреагировал. Все так же держа черепашку высоко над головой, как фонарь в пещере, он повернулся к гобелену. Тишина за ним вызывала куда больший ужас, чем крики и неудержимый, захлебывающийся хохот. Тишина эта казалась заостренным копьем, направленным прямо в сердце. И мальчик остановился.

Иди, пока можешь. - Каллагэн старался сохранять спокойствие. - Найди ее, если получится. Это приказ твоего дина. Такова и воля Белизны.

Но ты не сможешь…

- Иди, Джейк!

«Низшие» мужчины и женщины, собравшиеся в «Дикси-Пиг», пусть и завороженные черепашкой, зашептались при этом крике, и основания на то у них были, потому что говорил Каллагэн не своим голосом.

- У тебя только один шанс, и ты должен его использовать! Найди ее! Как твой дин я приказываю тебе!

Глаза Джейка широко раскрылись - никак он не мог ожидать услышать голос Роланда, срывающийся с губ Каллагэна. От изумления у него отвисла челюсть. Он огляделся, ничего не понимая.

За секунду до того, как гобелен на левой от них стене рывком отбросили в сторону, Каллагэн уловил черный юмор его создателей, который мог бы упустить менее внимательный зритель: главным блюдом пира было поджаренное человеческое тело, а не тушка теленка или оленя; рыцари и их дамы ели человеческое мясо и пили человеческую кровь. На гобелене изобразили людоедское причастие.

А потом древние, которые ужинали своей компанией, отбросили богохульный гобелен и вывалились в обеденный зал, крича сквозь клыки, торчащие из их навеки раскрытых деформированных ртов. Их глаза были черны, как слепота, лбы, щеки, даже тыльные стороны ладоней бугрились торчащими во все стороны зубами. Как и вампиров в обеденном зале, каждого из них окружала аура, только ядовито-фиолетовая, чуть ли не черная. Похожая на гной жижа сочилась из уголков глаз и рта. Они что-то бормотали себе под нос, некоторые смеялись, казалось, эти звуки они не исторгали из себя, а выхватывали из воздуха, как какую-то живность.

И Каллагэн знал, кто они. Конечно же, знал. Разве не отправил его в долгое путешествие один из им подобных? Он видел перед собой истинных вампиров, первого рода, присутствие которых хранилось в тайне, пока не пришла пора натравить их на незваных гостей.

Черепашка не могла ни остановить их, ни даже замедлить.

Каллагэн видел, как Джейк таращится на них, его глаза, в которых застыл ужас, едва не вылезли из орбит, от одного вида этих выродков он позабыл обо всем на свете.

Не зная, какие слова вырвутся из его рта, пока не услышал их, Каллагэн закричал:

Они убьют Ыша первым! Убьют у тебя на глазах, а потом выпьют его кровь!

Ыш гавкнул, услышав свое имя. Взгляд Джейка прояснился, но у Каллагэна не осталось времени, чтобы и дальше прослеживать судьбу мальчика.

Черепаха не может их остановить, но по крайней мере она держит под контролем остальных. Пули не остановят их, но

С ощущением дежа-вю - и почему нет, однажды он все это пережил в доме мальчика, которого звали Марк Петри [Эта история рассказана в романе С. Кинга «Жребий».], - Каллагэн сунул руку за пазуху и достал висевший на цепочке крест. Он ударился о рукоятку «ругера» и повис ниже, излучая яркий синевато-белый свет. Две древние твари намеревались схватить Каллагэна и швырнуть в толпу себе подобных, но, как только появился крест, попятились, крича от боли. Каллагэн увидел, как кожа у них пошла пузырями, которые тут же начали мокнуть, и его охватила прямо-таки дикая радость.

Прочь от меня! - вскричал он. - Божья власть повелевает вам! Власть Христова повелевает вам! Ка Срединного мира повелевает вам! Власть Белизны повелевает вам!

Один из них тем не менее рванулся вперед - деформированный скелет в древней, побитой молью обеденной паре. У него на шее болтался какой-то старинный орден… возможно, Мальтийский крест? Одной рукой, с длинными ногтями, попытался схватить крест, который Каллагэн выставил перед собой. В последний момент отдернул руку, и вампирская клешня разминулась с крестом разве что на дюйм. Каллагэн же, не раздумывая, подался вперед и вогнал верхний торец креста в желто-пергаментный лоб вампира. Золотой крест вошел в него, как раскаленный вертел - в масло. Тварь в обеденной паре вскрикнула от боли и подалась назад. Каллагэн отдернул крест. На мгновение, до того как древний монстр поднял костлявые руки ко лбу, Каллагэн увидел рану, оставленную крестом. А потом сквозь пальцы поползла желтая творожистая масса, колени вампира подогнулись, он рухнул на пол между двумя столиками. Лицо его, прикрытое подергивающимися руками, уже проваливалось внутрь. Аура исчезла, как пламя задутой свечи, и скоро от него осталась лишь лужа желтой, разжижавшейся плоти, которая вытекла из рукавов и брючин.

Это удивительный мир, где соединены между собой огромное количество реальностей. Это кажется фантастическим, но они действительно сосуществуют. Роланд решительно настроен достичь своей цели, ведь от того, закончатся ли его планы успехом, зависит будущее этого мира. Главная его задача — Темная Башня, которая является осью миров, но указать ему дорогу может лишь всесильный маг. В своем опасном странствии Роланд знакомится с Джейком. Неужели мальчишка по случайному стечению обстоятельств оказался в этом мире или для него выделена особая роль в истории, которую создает Роланд?…
Популярность романа, как и серии в целом во многом основана на взрывном коктейле ряда несовместимых веяний литературы: мистики с антиутопией и атмосферой жестокого Дикого Запада, при этом наряду со всем этим в мире царит феодализм с элементами современной эпохи…

Извлечение троих (1987)

Легендарный цикл романов «Тёмная Башня» открывает перед фанатами работ Стивена Кинга всю широту таланта короля ужасов. Здесь воплощаются самые разнообразные остросюжетные жанры, что привлекает внимание от начала до конца.
В этой части Роланд приходит в себя на берегу Крайнего моря после длительной беседы с Человеком в Черном. Пробуждение возвращает его в суровую реальность – главного героя атакует огромное омароподбное существо, и он теряет нескольких пальцев. Но даже невзирая на заражение крови и остальные неприятности, Роланду нужно срочно найти дверь, чтобы извлечь из нашего мира 3х спутников: Смерть, Узника и Госпожу теней. И вместе они пойдут на поиски загадочной Темной Башни.

Бесплодные земли (1991)

События в третьей части серии происходят спустя 7 недель после случившегося в книге «Извлечение троих». Эдди и Сюзанна обретают личное счастье, став мужем и женой. В это же время Роланд и его соратники все дальше погружаются в глубины леса Внешнего мира, а Джейк пытается справиться с тем безумием, которое его поразило после воскрешения…
Главных героев ждут непростые времена и опасные приключения, ведь сражения с огромным медведем-киборгом только впереди. А нужно еще одолеть великое зло и побороть сумасшествие..
Оба мира будут связаны благодаря таинственной розе и ключу…

Колдун и кристалл (1997)

В романе «Темная башня» Роланд раскроет читателям историю своего детства и период юношества. Он расскажет о том, как в 14 лет его жизнь изменилась и он стал стрелком, о своем первом опасном приключении, о своей первой влюбленности, которая завершилась трагедией, и о других потерях и той мудрости, которую он впитал за годы своих странствий. Уже тогда, будучи еще совсем мальчишкой, Роланд смог осознать свое будущее и предназначение в этом мире.
Роман «Колдун и кристалл» – раскрывает талант Кинга не только в качестве короля ужасов, но и в роли тонкого лирика…

Волки Кальи (2003)

Маленький городок Калья постоянно подвергается атакам ужасных Волков, которые совершают набеги и опустошают все на своем пути. Они появляются всякий раз, когда рождается новое поколение и похищают по одному близнецу из пары. После этого в город вместо близнецов возвращаются рунты — телесные оболочки, в которых уже нет разума. На помощь жителям города приходят Роланд и его товарищи, которым предстоит понять кто эти волки и зачем они крадут детей, лишая их разума?…

Песнь Сюзанны (2004)

В шестом романе цикла «Темная башня» повествуется о том, как тело Сюзанны целиком попадает под контроль Миа. И она намерена увести Сюзанну во владения Алого Короля, чтобы рождение демонического младенца случилось именно там. В это же время, Джейк и отец Каллагэн решают направиться на поиски Сюзанны. Сумеют ли они вовремя найти девушку, пока не случилось то роковое событие? А Роланду с Эдди нужно заключить сделку с книготорговцем Тауэром, чтобы стать владельцами пустыря с розой…

Тёмная башня (2004)

В центре повествования находится Роланд Дискейн, который является последним представителем великого ордена стрелков. Объединившись с верными соратниками он устраивает поход по постапокалиптической земле. Их главная задача — добраться до Темной Башни, известной как центр всех миров. Если они смогут выполнить задачу, то Роланду удастся спасти Мироздание, которое находится на волоске от гибели..

Однако дорога к Башне выдается крайне тяжелой, и сулит множество испытаний. Роланду с группой друзей предстоит посетить разные эпохи и миры. Но как долго еще им предстоит преодолевать этот путь?

Ветер сквозь замочную скважину (2012)

Роланду и его соратникам приходится сделать остановку во время их пути к Темной Башне, чтобы переждать страшную бурю. Находясь в безопасном укрытии на территории заброшенного городка, главный герой решает поведать друзьям одну из увлекательных историй своего прошлого…

Много лет назад Роланду и Джейси Декарри необходимо было избавить город Дебарию от шкуроверта-оборотня. Но отыскать и обезвредить зверя было непростой задачей, и обернулось всё совсем не так, как они представляли…Но эти приключения также были тесно переплетены с историей отношений Роланда и его матери…

Все запутано

Для начала проясним: «Темная башня» - это история о стрелке по имени Роланд, последнем благородном рыцаре в мире, «сдвинувшемся с места», который отправляется на поиски пресловутой Башни и Человека в черном, чтобы остановить разрушение мироздания. Книжный цикл «Темная башня», как и «Гарри Поттер» , включает в себя семь романов: «Стрелок», «Извлечение троих», «Бесплодные земли», «Колдун и кристалл», «Волки Кальи», «Песнь Сюзанны» и «Темная башня».

Но, как и в случае «Гарри Поттера» с его , в «Башне» есть два бонус-трека: «Ветер сквозь замочную скважину» - промежуточный том между «Колдуном и кристаллом» и «Волками Кальи», а также хоррор-повесть «Смиренные сестры Элурии», действие которой хронологически происходит после флешбэков «Колдуна и кристалла», но перед «Стрелком». И это не считая серии комиксов Marvel по сценариям , часть из которых просто пересказывают сагу в картинках, а часть представляют собой оригинальный материал, который предшествует событиям из книг.

Итак, в чем тут главная сложность? Кинг - заядлый формалист, а «ТБ» - его эллиптический шедевр. В отличие от той же поттерианы события в «Темной башне» развиваются нелинейно. Так, например, стоящий в середине книжного цикла «Колдун и кристалл» - это предыстория путешествия Роланда Дискейна к Башне. И если начать читать сагу с этой части, сюжет будет восприниматься совершенно иначе.

Также по-своему любопытен «Ветер сквозь замочную скважину». Он представляет собой трехъярусную конструкцию: помимо того что действие в нем происходит в настоящем и прошедшем времени, еще в книге есть вставная новелла, которая занимает львиную долю повествования. Это сказка, которую Роланд рассказывает членам своего ка-тета (команде друзей, собранной из разных временных периодов для помощи в поисках Башни).

Но и это еще не все. Помимо непоследовательной хронологии кинговская эпопея среди прочего может похвастаться путешествиями во времени: по крайней мере вся фабула «Извлечения троих» строится как раз на этом. «Темная башня» в чем-то похожа на сложносконструированные сериалы, такие как и . Перенесение такого сложного (быть может, чересчур сложного) нарратива в кино представляется делом непосильным.

Разножанровая конструкция


Другая особенность «Темной башни» состоит в том, что большая часть книг написана в разных жанрах. «Стрелок» - это вестерн, «Извлечение троих» - остросюжетный боевик, «Бесплодные земли» - размашистое фэнтези, «Колдун и кристалл» - приключенческий роман воспитания, а «Ветер сквозь замочную скважину» - сказка.

К жанру вестерна (но с изрядной примесью научной фантастики) Кинг возвращается в «Волках Кальи», представляющих собой парафраз «Великолепной семерки» . Что касается двух последних (пожалуй, самых избыточных) томов цикла - «Песни Сюзанны» и «Темной башни», - они уже выглядят как полнокровный, масштабный эпос, движущийся к своему логическому завершению.

А теперь просто представьте, как это будет выглядеть в кино? В лучшем случае такая буйная эклектика вызовет у зрителей непонимание. Вряд ли найдется один режиссер, который с одинаковым мастерством сможет управиться со столь разными жанрами. Тут нужны разномастные сценаристы и постановщики, которые, с одной стороны, смогут перенести это калейдоскоп форм на экран, с другой - сохранят стилистическое единство.

Но даже, если это произойдет, нет полной уверенности, что такие формалистские игры найдут понимание у широкого зрителя. Тех же «Чужих», каждая часть которых была сделана в своем жанре, хватило только на четыре фильма - на радикальной и, быть может, самой лучшей постановке Финчера все стали верещать, что с франшизой творится что-то не то.

Мультивселенная Стивена Кинга слишком масштабна для кино


Вся суть книжного цикла «Темная башня» сводится к тому, что в него входят произведения не только из этого цикла. То есть «ТБ» не просто опус магнум Стивена Кинга, но и центр мироздания его литературной мультивселенной. Это расхожий художественный прием, который свойственен авторам фэнтезийных романов.

Пожалуй, главный роман не «башенного» цикла, который, тем не менее, имеет к нему наибольшее отношение, - это «Бессоница». В ней появляется ключевой, после Человека в черном (в фильме его сыграет Мэттью МакКонахи), антагонист Роланда - Алый Король - и мальчик-художник Патрик Дэнвилл, сильно помогший Стрелку в финальной схватке (с остальными произведениями Кинга, относящимися к «ТБ» или просто пересекающимися между собой, можно ознакомиться, например, ).

При этом понятно, что создать такой объемный, гиперссылочный мир в кино невозможно, если не задаться специальной целью (а ей, естественно, никто не задастся). Поэтому мы представляем десять экранизаций Кинга, которые в его мультивселенной имеют непосредственное отношение к «Темной башне», хотя вы могли об этом даже не догадываться.

В мини-сериале «Противостояние» Мика Гарриса фигурирует злой маг Рэндалл Флэгг - и это одно из многочисленных воплощений того самого Человека в черном (здесь его играет Джейми Шеридан). Также в «Колдуне и кристалле» Роланд и его ка-тет попадают в постапокалиптический мир «Противостояния».

2 из 8

Во вселенной «Темной башни» телепатические способности тоже называют сиянием. В «Извлечении троих» становится известно, что член ка-тета и друг Роланда Эдди Дин смотрел «Сияние» Кубрика: «Ему опять вспомнился фильм, та сцена, где мальчик едет на трехколесном велосипеде по коридору отеля с привидениями. А в конце коридора мальчик видит двух мертвых девчушек-близняшек»

3 из 8

«Сердцами в Атлантиде» называется сборник из пяти повестей Кинга, в который входят «Низкие люди в желтых плащах», экранизацией которых и является фильм с Энтони Хопкинсом в главной роли. Хопкинс играет сильного экстрасенса Теда Бротигена, который затем встретится с Роландом в седьмой книге цикла «Темная башня». У Кинга за Бротигеном, правда, охотились «низкие люди», прислужники Алого Короля, а в кино это, кажется, были простые правительственные агенты

5 из 8

Одного из главных героев хоррора «Оно» - телефильма Томми Ли Уоллеса 1990 года и свежей киноэкранизации Андреса Мускьетти - зовут Заика Билл (Денбро). Заикой Биллом также зовут робота в седьмой части «Темной башни». Помимо этого, олицетворением добра в обоих этих произведениях является Черепаха (Матурин) - правда, в телефильме она замечена не была

6 из 8

В экранизациях вампирского «Жребия» - «Участи Салема» (1979) Тоуба Хупера и «Участи Салема» (2004) Микаэля Саломона - появляется отец Дональд Каллаган. Этот священник потом возникает в пятой, шестой и седьмой книгах цикла «Темная башня». В фильмах его играют Джеймс Гэллери и Джеймс Кромвелл соответственно. У Кромвелла этот персонаж получился хоть и неканоническим (его ожидает несколько другой финал, чем в романе), но гораздо более интересным

7 из 8

Актер, играющий Джейка, взрослеет слишком быстро


В экранизации появится мальчик Джейк Чемберс - один из ключевых героев «Темной башни», член ка-тета Роланда, в который также входят бывший наркоман Эдди Дин, его чернокожая жена Сюзанна и зверек Ыш (но их в фильме не будет).

По сюжету Джейк не просто становится спутником Роланда в его путешествии к Башне, но также выступает нашим проводником в его мире. В фильме мальчика играет Том Тейлор . Как и все дети, он взрослеет слишком быстро. И тут есть два пути: либо не замечать, что от фильма к фильму его будет играть уже не ребенок, а взрослый человек (как было в случае «Поттера»). Либо менять актера. Оба варианта не соответствуют кинговской задумке.

Сам Стивен Кинг (видимо) не успеет во всем этом сняться

Зачем Кингу вообще сниматься в «Темной башне»? Ответ кроется в том, что писатель, который действительно славится в экранизациях своих произведений, после случившийся с ним (которая чуть не унесла Кингу жизнь и способствовала возникновению его мании вокруг числа 19) ввел себя в качестве полноценного персонажа в книжный цикл. В частности, в «Песне Сюзанны» происходит эпохальная встреча автора с его творением - Роландом. Но этот постмодернистский конструкт мы, скорее всего, просто не увидим на экране. В этом году Кинг отмечает свой 70-летний юбилей.

Тёмная Башня (англ. The Dark Tower) - цикл восьми романов Стивена Кинга, повествующий о долгих странствиях стрелка Роланда Дискейна. Конечной целью поисков является Темная Башня - легендарное место, которое удерживает все миры от разрушения и хаоса. Этот цикл книг смешивает многие жанры, такие как: фантастика, вестерн, фэнтези и ужасы. Стивен Кинг называет этот цикл своим opus magnum. Помимо этих восьми книг, автор упоминает о персонажах Тёмной Башни во многих других своих произведениях...

1975 «Жребий » - один из главных героев этой книги, отец Каллагэн, в пятой книге серии встречается с ка-тетом Роланда, и становится одним из его членов.
1977 «Сияние » - в романе упомянут Вито Джинелли, бандит из Нью-Йорка, убитый в отеле «Оверлук». Из текста «Извлечения троих» следует, что Джинелли связан с Энрико Балазаром.
1978 «Противостояние » - главным антагонистом этого романа является Рэндалл Флэгг, один из присных Алого Короля, противник Роланда.
1984 «Талисман » - в книге рассказывается о мире под названием Долины, связанном с мирами, по которым странствует Роланд.
1984 «Худеющий » - одним из главных действующих лиц является гангстер Ричард Джинелли, причем название его нью-йоркского ресторана «Три брата» - явная аллюзия на упомянутое во второй книге цикла заведение Вито Джинелли «Четыре папаши».
1986 «Оно » - в развязке играет существенную роль мистический Хранитель Луча - Черепаха (видимо, Матурин). Одного из главных героев зовут Заика Билл (Запинающийся Билл), как и робота из последней книги серии. Стенли Урис упоминает о Розе «…В этой вселенной могут расти розы, которые поют.»
1987 «Глаза дракона » - главным антагонистом этого романа также является Рэндалл Флэгг. Косвенно в романе упоминается и сам Роланд.
1991 «Нужные вещи » - в книге упоминается Белизна, противостоящая силам зла и в основной серии.
1994 «Бессонница » - Алый Король играет в этой книге важную роль. Также рассказывается история мальчика-художника Патрика Дэнвилла, спасшего Роланда в последней книге серии.
1995 «Роза Марена » - одна из второстепенных персонажей - женщина из города Луда, по которому проходил Роланд с друзьями в третьей книге серии.
1996 «Безнадёга » - некоторые термины «языка бестелых», такие как кан тах, употребляются в последних книгах «Темной Башни».
1998 «Смиренные сёстры Элурии » повесть рассказывающая о Роланде в начале своего пути.
1999 «Сердца в Атлантиде » - в повести «Низкие люди в жёлтых плащах», главные герои стараются скрыться от кан-тоев, слуг Алого Короля. Однажды упоминается и Роланд. Один из главных героев - Тед Бротиган, появляется в седьмой книге «Темной Башни».
2001 «Чёрный дом » - упоминаются Лучи, Ломатели и ка-тет Роланда. Также в «Волках Кальи», придя к Розе, Эдди видит в ней сцену спасения Тайлера Маршала от Мистера Маншана.
2002 «Всё предельно » - сборник, в который входит повесть «Всё предельно» (1997), главный герой которой, Динки Эрншоу, является второстепенным персонажем последней книги цикла.
2006 «Мобильник » - упоминается паровозик Чарли Чу-Чу.

Стоит также отметить, что в снятом в 2007 году фильме «Мгла » главный герой, художник Дэвид Драйтон показан рисующим постер к фильму с Роландом в центре, стоящим перед дверью из железного дерева, с розой и Темной Башней по обеим её сторонам.

Похожие публикации