Энциклопедия пожаробезопасности

Увлекательная история пожарной службы для детей. Краткая история организации и становления пожарной охраны страны

Пожарная охрана России имеет богатую историю, уходящую в глубь веков. С появлением первых поселений, развитием городов все чаще вспыхивали в них пожары. Тяжелый ущерб наносили огненные смерчи на Руси, где издревле возводились, в основном, деревянные постройки.

Становление русской государственности дало немало примеров реши-тельных действий для преодоления социальных и экономических преград, встававших на историческом пути. Пожары были и остаются тормозом экономического развития. В связи с этим центральные власти России были вынуждены принимать определенные меры защиты от них. Еще Вели-кий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара Москвы в 1472 году и проявивший себя, несмотря на тяжелые ожоги, «зело хоробрым», немедленно издал указ о мерах пожарной безо-пасности в городе. Наследники Ивана III на русском престоле были не менее решительны. Царские указы о суровом наказании виновников пожа-ров чередовались с требованиями применять при строительстве камень, не ставить дома близко друг к другу и т.д.

Даже в сложное, обильное набегами захватчиков и внутренними распрями, смутное время на Руси не прекращалась борьба с пожарным бедствием.

Пожары на русской земле не унимаются. Горят Новгород и Псков, Москва и Смоленск, Рязань и Тверь, Кострома и Владимир... В 1212 го-ду в Новгороде огонь превращает в пепелище 4300 дворов, гибнут сотни людей. Пожар 1354 года за два часа прак-тически уничтожает всю Москву, включая Кремль и посады, а огненная буря 1547 года уносит в столице несколько тысяч жизней.

Наиболее важные преобразования в области борьбы с пожарами про-исходили в период царствования Алексея Михайловича Романова. В раз-работанном в 1649 году «Соборном уложении» восемь статей строго рег-ламентировали соблюдение правил пожарной безопасности в городах и других селениях, а также в лесах.

В апреле 1649 года выходит царский "Наказ о Градском благочи-нии", устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

Историческая ценность Наказа заключается в том, что в нем были зало-жены основы профессиональной пожарной охраны: создан оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, предусмотрено использование при тушении механизированных водоливных труб, объезжим предоставлено права наказания жителей города за нару-шения правил обращения с огнем. Служба Градского благочиния по борь-бе с пожарами была введена не только в Москве, но и в других городах Руси. Продолжалось совершенствование пожарно-сторожевой охраны.

Дальнейшее развитие профилактических мер по предотвращению пожа-ров дал Петр I. Именно в его годы правления была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтейс-тве первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рука-вами и медными брандспойтами. И до настоящего времени остается акту-альным один из петровских указов: «... и беречь от огня богатства государства Российского...».

В период правления Алек-сандра I в 1803 году в Санкт-Петербурге была организована первая пожарная команда. Царским указом в 1804 году была создана штатная пожарная команда и в Москве.

При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд. Одной из достопримечательностей русских городов вскоре стала пожарная каланча с поднимающимся над ней сигнальным флагштоком. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой го-рода, откуда просматривались не только окраины, но и близлежащие се-ла.

В течение 19-го века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль.

Научная и техническая мысль в России всегда отличалась смелостью поиска, оригинальностью решений, быстрой реализацией идей. Россия стала родиной пенного тушения. В России была созда-на одна из лучших конструкций гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель.

Проблемам борьбы с пожарами уделялось внимание и после револю-ции. Они были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства. Уже 17 апреля 1918 года российским правительством был подписан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем". Первым руководителем пожарных в послереволюционный период стал Марк Тимофеевич Елизаров, назначенный Главным комиссаром по делам страхо-вания и борьбы с огнем. Он сумел за сравнительно короткое время за-ложить организационные основы пожарной охраны, поставить на практи-ческие рельсы осуществление мероприятий, определенных декретом.

В 1920 году создан Центральный пожарный отдел в составе Наркома-та внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны.

23 марта 1923 года в Москве состоялась Первая Всероссийская пожарная конференция, на которую прибыли профессионалы - пожарные из городов России, а также делегации пожарных Украины, Белоруссии, Грузии, Азербайджана.

На Конференции наметили практические шаги по планомерному развитию пожарной охраны. Особое внимание обращалось на предупредительную работу на объек-тах промышленности и транспорта, в сельской местности, на необходи-мость развития научной работы в области пожарной техники и пожарной профилактики. Конференция признала целесообразным иметь в пожарных частях работников, специализирующихся в области пожарной профилакти-ки.

Предпринимаются первые шаги в организации подготовки специалис-тов пожарного дела. В декабре 1924 года открылся Ленинградский по-жарный техникум с трехгодичным сроком обучения.

Складывалась единая система Го-сударственного пожарного надзора, который вместе с профессиональными городскими и общественными пожарными частями, добровольными пожарны-ми дружинами был призван осуществлять как предупредительные, так и оборонительные меры борьбы с огнем. Ответственность за противопожар-ное состояние фабрик, заводов мастерских, складов возлагается на их руководителей. Это правительственное решение дисциплинировало долж-ностных лиц, способствовало улучшению дела борьбы с пожарами.

Налаживается производство отечественной пожарной техники и воо-ружения, в пожарные части поступают первые отечественные пожарные автомобили, механические лестницы, дымососы... В конце 1927 года на вооружении профессиональной пожарной охраны городов страны уже нас-читывалось около 400 отечественных пожарных автомобилей. Одновремен-но совершенствовалась подготовка личного состава пожарных команд, расширялись и открывались новые учебные заведения. Из стен первого в стране факультета инженеров противопожарной обороны состоялся первый выпуск пожарных специалистов. Для проведения научных исследований и организации конструкторских разработок в области противопожарной защиты в 1931 году создается пожарно-испытательная лаборатория, а с 1934 года - Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория, ставшая впоследствии Всероссийским научно-исследовательским институтом про-тивопожарной обороны.

В 1936 году правительство принимает решение о значительном рас-ширении функций и прав пожарной охраны в области государствен-ного пожарного надзора. Постановлением правительства утверждено Положение о Государственном пожарном надзоре, создано Главное управление пожарной охраны.

В напряженные годы Великой Отечественной войны, пожарные тушили пожа-ры от вражеских бомб и снарядов, помогали эвакуировать людей и обору-дование, одними из последних покидали оставляемые города. Более двух тысяч пожарных профессионалов и добровольцев отдали свои жизни, спасая от уничтожения огнем прекрасный город на Неве. 7 ноября 1941 пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие - верну-лись к тушению пожаров.

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны тысячи бойцов и офицеров пожарной охраны получили боевые орде-на и медали. В 1941 году Правительство России объявляет благодар-ность московским пожарным за мужество и героизм, проявленные при ту-шении пожаров во время вражеских налетов на город. В 1942 году по-жарная охрана Ленинграда награждена орденом Ленина. В 1947 году ор-деном Ленина был награжден московский пожарный гарнизон.

Современные условия жизни общества способствуют росту числа по-жаров и размеров социально-экономических последствий от них во всем мире. Ежегодно на земном шаре возникает более 5 млн. пожаров, от ко-торых погибает несколько десятков тысяч человек и уничтожается мате-риальных ценностей на десятки миллиардов денежных единиц. Огромный урон природе наносят ежегодно лесные и торфяные пожары, а также пожары аварийных нефтегазовых фонтанов. Пожары в XX веке стали настоящим бедствием для человечества. Это заставляет специалистов постоянно искать новые более совершенные средства и ме-тоды борьбы с пожарами.

Пожарная охрана сейчас - это сложная система, включающая в себя службу тушения пожаров и профилактических аппаратов Государственного пожарного надзора, выполняющая задачу охраны от пожаров собственнос-ти и имущества граждан России.

Чаще всего тактические задачи пожарным приходится решать силами дежурного караула - этого основного тактического подразделения в бо-евой работе пожарных. Караул постоянно готов к выезду на пожар. На сборы по тревоге всему личному составу караула отводится очень жесткое время - сорок - пятьдесят секунд. За это время пожарные должны надеть боевую одежду, занять свои места на машинах, получить от диспетчера адрес пожара, вые-хать к месту тушения.

Для успешного тушения пожара необходимы вода или пена, ог-нетушащий порошок или инертный газ, противодымный противогаз или теплоотражательный костюм, лестница для спасения людей, приспо-собление для вскрытия конструкций здания, чтобы проникнуть к очагу горения. Десятки приборов, инструментов и различного рода приспособлений требуются пожарному для успешной борьбы с огнем, дымом, испепеляющей жарой, и всегда он дол-жен сохранять высокую работоспособность, быстроту, выдержку, хлад-нокровие.

Спасение людей на пожаре, оказание им быстрой помощи, охрана материального достояния - священный долг каждого работника пожарной охра-ны.

В процессе все более широкого освоения новейших достижений науки и техники, вызываемых к жизни ускорением научно-техничес-кого прогресса, должны решаться и вопросы их пожаро-, взрывобезопас-ности.

Пожарная профилактика является одним из главных направлений работы пожарной охраны для обеспечения жизни и здоровья людей, сохранения материальных ценностей. Вся работа в области пожарной профилактики под-чинена главной цели - снижению числа пожаров, уменьшению людских жертв и сок-ращению материального ущерба от огня.

Пожарная профилактика рассматривается как система государствен-ных и общественных мероприятий, проводимых в нашей стране для пре-дупреждения пожаров, их успешного тушения и создания условий, обес-печивающих безопасность людей при возникновении пожара и их эвакуа-цию.

В 2001 году согласно Указу Президента Российской Федерации Государственная противопожарная служба перешла в подчинение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Сегодня Государственная противопожарная служба (ГПС) - это мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая развитые научную и учебную базы. Подразделения ГПС ежегодно совершают около двух миллионов выездов, при этом спасают от гибели и травм на пожарах более 90 тысяч человек.

По данным статистики, большинство пожаров (72,4%) регистрируется в жилом и производственном секторе. Основными причинами их возникновения являются неосторожное обращение с огнем, в том числе граждан, находящихся в нетрезвом состоянии, нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов, нарушение правил пожарной безопасности и неправильное устройство печного отопления и т.д.

Научное обеспечение по проблемам пожарной безопасности осуществляет Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны. Подготовка инженеров пожарной безопасности проводится в Академии ГПС МЧС России, Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России, Уральском и Ивановском институтах ГПС МЧС России, Воронежском пожарно-техническом училище ГПС МЧС России.

Пожары на Руси всегда были страшным бедствием. Они причиняли неизмеримый материальный ущерб государству, в огне ежегодно погибали тысячи людей. Особенно страдали сельские жители, которые были совершенно беззащитны перед огненной стихией. Тот факт, что вплоть до XV века пожар считался большим только тогда, когда сгорало несколько тысяч дворов, свидетельствует о масштабности последствий и регулярности происходивших пожаров. О пожарах, которые уничтожали 100—200 дворов, летописи даже не упоминали.

Летописи отмечают, что многие русские города не раз подвергались опустоши-тельным пожарам. По несколько раз выгорали города: Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. Москва сгорела полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя. Историки отмечают, что опустошительные пожары были в Москве в 1335 и 1337 годах. Московский пожар 1356 г. за два часа уничтожил практически весь город, включая Кремль и посады.

С ростом городов, развитием средств производства убытки от пожаров становились все весомее. Все острее ощущалась потребность в создании общегосударственной системы мер, направленных на предупреждение и тушение пожаров. Необходимо было изменить и отношение населения к проблеме пожарной безопасности. В период становления российской государственности центральной власти приходилось решать, наряду с множеством других проблем, проблему пожаров.

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) три его старших сына — Изяслав, Святослав и Всеволод заключают между собой союз для совместных действий по решению политических и военных задач. Ко времени существования данного союза относится одно из первых упоминаний в официальных сводах законов мер по борьбе с пожарами. Сыновьями Ярослава была составлена так называемая «Правда Ярославичей» — документ, в соответствии с которым определялись наказания за различные преступления. В статье № 32 «Правды Ярославичей», в частности, говорилось о наказании за поджог княжеской борти.

После неоднократных нашествий на Русь половецких полчищ, полувековой раздробленности государства, распавшегося на феодальные княжества, войн и потрясений в 1113 г. к власти пришел Владимир Мономах. Во время правления Владимира и его сына Мстислава Киев на несколько лет вновь стал центром большого государства. Законы, устанавливающие наказания за деяния, связанные с пожарами, пополнились несколькими статьями.

При великом князе московском и «государе всея Руси» Иване III (1440-1505 гг.) внимание к «пожарной» проблеме усилилось. Иван III впервые в России придал зако-нодательную силу борьбе с пожарами от бытовых причин, признавая их наиболее распространенными ввиду полной беспечности населения при обращении с огнем. Судебник 1497 г. устанавливал самую суровую кару за поджог (поджигателя, наряду с иными наиболее опасными преступниками, надлежало казнить «смертной казнью»).

Карательные меры, применяемые к поджигателям, в последующих сводах судебных законов оставались теми же. И в Судебнике царя Ивана IV (Грозного) от 1550 г., и в Судебнике царя Федора Ивановича от 1589 г. наказание за поджог оставалось столь же суровым: «жывота не дати, казнити смертною казнью».

Длительное время система предупреждения пожаров держалась исключительно на карательных мерах. Первые действенные мероприятия, направленные непосредственно на предупреждение пожаров, стали проводиться лишь в государстве Московском. После «Всесвятского» пожара (1365 г.) московский князь Дмитрий Иванович принимает решение защитить город от врагов и от пожаров новым огнестойким строительным материалом — белым камнем. В результате проведенного строительства длина Кремлевской стены к 1367 г. достигла 2 тыс. м. С этого времени Москву стали величать «белокаменной». Однако основная часть жилых построек по обеим сторонам Кремлевской стены, по-прежнему, была деревянной, и пожары продолжали периодически опустошать столицу.

В 1434 г. великий князь Василий II повелел не только осторожно обращаться с огнем, но и определил условия пользования огнем в наиболее опасных ремеслах и в быту. Когда же пожар все же возникал, а случалось это на Руси, к сожалению, часто, основной действенной силой при тушении пожаров, как и многие века до того, оставался народ, вооруженный баграми, кирками и ведрами.

В 1493 г. Московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам. После этих пожаров от великого князя московского и «государя всея Руси» Ивана III выходит повеление снести все дома, лавки и прочие постройки, находящиеся на расстоянии ближе ста десяти сажен (примерно 235 метров) от стен Кремля. Впоследствии Кремль окружают глубоким рвом, по которому пускают воду из близлежащих речушек. Этот ров и пустырь вокруг Кремлевской стены выполняли как противопожарные, так и оборонительные функции.

Первые противопожарные правила для населения были изданы в 1504 г. Они и предписывали: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости, не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам вести свои работы вдали от строений. Запрещалось в черте города заниматься стекольным производством, которое считалось весьма пожароопасным, строго преследовалось курение табака.

В начале XVI в. по указу Ивана III в Москве была организована пожарно-сторожевая охрана. На улицах города устанавливали особые заставы с решетчатыми воротами, которые на ночь закрывались. На заставах осуществлялось круглосуточное дежурство, В качестве сторожей привлекались горожане по одному с каждых десяти дворов, возглавляемые решеточными приказчиками. В обязанности сторожей вменялось наблюдение за тем: «чтобы бою, грабежу, корчмы и табаку, никакого воровства не было, чтобы воры нигде не зажигали, не бросали огню, не накинули ни со двора, ни с улиц». Несение службы на заставах контролировали назначенные должностные лица из дворян, так называемые «объезжие головы». Также в помощь «объезжим головам» из жителей назначались десятские, сотские и тысяцкие, которые в случае возникновения пожара сгоняли народ для его тушения. Тех же, кто отказывался тушить, били батогами и волокли на пожар силой.

В 1547 г. после опустошительного пожара в Москве Иван IV (Грозный) издает указ, запрещающий москвичам топить летом печи в домах. Чтобы никто этого закона не нарушал, на печи накладывались восковые печати. Этот же указ обязывал жителей Москвы иметь на крышах домов и во дворах чаны с водой. Это позволяло жителям в короткие сроки самостоятельно ликвидировать пожар в начальной стадии, не тратя времени на доставку воды от ближайшего колодца.

В 1550 г. в России учреждается стрелецкое войско. Согласно царскому указу, стрельцы обязаны были являться на пожары и принимать участие в тушении. Это, несомненно, было шагом вперед в деле предупреждения и тушения пожаров. Подчиняющихся строгой воинской дисциплине стрельцов значительно быстрее можно было организовать для тушения пожара, чем разношерстное городское население, да и пользы от них при тушении было больше. Россия стала первой страной в мире, использующей для борьбы с огнем воинские формирования.

Следует отметить, что большая часть предпринимаемых усилий по борьбе с «пожарностью» в России не имела особого положительного эффекта. Для изменения подхода к данному вопросу необходимо было создание профессиональной пожарной охраны. И это должны были быть не просто организованные и подчиняющиеся строгой дисциплине люди, а хорошо обученные тушению пожаров профессионалы, объе-диненные в специальные, постоянно действующие подразделения — пожарные команды. И надо заметить, что попытки организовать подобные команды не раз предпринимались в Москве и Санкт — Петербурге на протяжении XVI—XVII веков.

В 1624 г. в Москве при Земском дворе была организована первая пожарная команда. Она имела в своем составе 100 человек из «ярыжных» (полицейских служащих низших чинов), перешедших на содержание государства. К 1629 г. численность этой команды составляла уже 200 человек, а в летнее время нанималось дополнительно еще 100 человек. Команда была оснащена бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми, щитами и прочим имуществом, выделяемым казной. При Земском дворе постоянно дежурило 20 извозчиков при конном обозе, готовых по первому набатному звону доставить огнеборцев с их инструментами к месту пожара. Ответственный за тушение пожаров Земский приказ собирал на содержание команды с населения подати.

Вследствие слабого развития технических средств тушения пожаров одним из важнейших методов борьбы с огнем оставалось недопущение возникновения пожаров.

В 1649 г. выходят два документа, имеющие отношение к мерам по предупреждению пожаров. Первый документ — «Соборное уложение» — вводил уголовную ответственность не только за поджог, как было прежде, но и за неосторожное обращение с огнем, повлекшее за собой значительные убытки. Закон устанавливал особую ответственность и за кражу собственности во время пожара. 30 апреля 1649 г. выходит второй документ — «Наказ о градском благочинии», который в основном повторял принятые ранее правила обращения с огнем в быту: предписывал иметь всем жителям в домах ведра и запас воды, соблюдать правила пользования печами. Наряду с этим Наказ впервые устанавливал ответственность должностных лиц за выполнение правил пожарной безопасности (с 1999 г. 30 апреля отмечается как профессиональный праздник пожарных «День пожарной охраны»).

После упразднения в 1698 г. стрелецкого войска и создания регулярных полков войска по-прежнему привлекались к тушению пожаров. Однако наряду с войсками к надзору за противопожарным состоянием и тушению возникающих пожаров все также привлекалось городское население.

Начало XVIII века характеризовалось для России подъемом во всех областях государственного строительства, сближением с передовыми державами, активным стремлением участвовать в процессе «большой европейской политики». В данной си-туации нельзя было больше терпеть бессилие властей и народа перед неизбежностью возникновения больших пожаров, которые, как и много веков назад, продолжали практически беспрепятственно бушевать по всей России.

Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. Он прекрасно понимал, что правительство обязано заботиться об устройстве пожарной охраны и об устранении причин пожаров, поэтому особое внимание уделял развитию мер по предупреждению пожаров. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии. В 1701 г. вышел указ, в котором пове-левалось во всех городах России «деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам». Постепенно каменное строительство стало обязательным. Невыполнение требований пожарной безопасности влекло за собой наказание и штрафные санкции. За нарушение правил пожарной безопасности в Москве и Санкт-Петербурге с 1722 г. устанавливались следующие штрафы: «Со знатных людей 16 алтын и 4 деньги, с незнатных — в два раза меньше».

В Санкт-Петербурге строительство деревянных домов было запрещено с 1712 г. Кроме каменных, разрешалось строить только глинобитные дома. Здания велено было возводить в один ряд, и расстояния между постройками должны были составлять не менее 13 м. Во избежание пожаров все деревянные постройки вблизи важных и пожароопасных объектов сносились.

Требования пожарной безопасности в строительстве постоянно дополнялись. В 1736 г. были введены нормы по строительству противопожарных стен (брандмауэров) изданы указы, направленные на защиту от пожаров лесов, а также предписания! касающиеся строительства в селах и деревнях.

После смерти Петра I внимание к вопросам предупреждения пожаров ослабло Отдельные указы и постановления, принятые в этот период, лишь дублировали нормативные акты, разработанные при Петре. Вместе с тем все большее внимание начинают уделять формированию сил и средств пожаротушения.

В 1722 г. при Адмиралтействе в Санкт-Петербурге была создана специализированная пожарная команда из рабочих. В 1741 г. организованы пожарные команды для охраны Зимнего дворца и летних резиденций в Царском Селе.

В 1763 г. в Санкт-Петербурге и Москве в составе полиции были учреждены «пожарные конторы», а также определен штат чинов при пожарных инструментах. Однако| по-прежнему для тушения пожаров, в порядке пожарной повинности, привлекалось необученное городское население. Обязательные пожарные дежурства отвлекали от основных занятий, поэтому горожане, определяемые для дежурства, как могли, уклонялись от обременительной повинности.

В 1798-1799 гг. «пожарные конторы» переименовываются в «пожарные экспедиции». Однако это никак не повлияло на улучшение дела по организации пожаротушения. Назрела необходимость коренным образом изменить подход к решению вопроса борьбы с пожарами. Необходимо было отменить пожарную повинность городского населения, не отвечавшую поставленным перед ней задачам, и приступить к организации по-настоящему профессиональной пожарной службы. Поворотным этапом в решении этого наболевшего вопроса стало начало XIX века.

Манифестом от 8 сентября 1802 года в России было создано Министерство внутренних дел. В состав Министерства вошли «управы благочиния», которыми руководили обер-полицмейстеры, стоявшие во главе полиции в Петербурге и Москве. Подобные управы были организованы и в губернских городах. В задачу управ входило централизованное управление пожарной охраной в городах, и их можно считать прообразом сегодняшних органов управления пожарной охраной в стране.

29 ноября 1802 года издается Указ Александра I «Об учреждении при полиции особенной пожарной команды»: «В облегчение обывателей здешней Столицы от поставки пожарных работников натурою, приказал Я учредить при Полиции особенную для исправления сей повинности, так как и для содержания ночной стражи команду, из 1602 человек состоящую, составив оную из солдат неспособных к фронтовой службе...»

Почти сразу после того, как данная пожарная команда начала работать, Указом Александра I от 24 июня 1803 г. население столицы было освобождено от несения пожарной повинности: выделения ночных сторожей, содержания пожарных работников, освещения улиц. Отныне содержание пожарных команд полностью брало на себя государство.

31 мая 1804 года аналогичная пожарная команда была создана в Москве, а позже и в других городах России.

Новой страницей в деле предупреждения пожаров и борьбы с ними можно считать появление в России в середине XIX в. добровольных пожарных команд, которые организовывали сами жители городов и других селений. Потребность в добровольных командах возникла в связи с тем, что профессиональные пожарные были не в состоянии полностью контролировать положение с пожарами в государстве. Добровольных пожарных не нужно было призывать к осторожному обращению с огнем. Они сами стояли на страже имущества и жизни своих близких и являлись лучшими пропагандистами мер пожарной безопасности.

С 1893 г. начало работу Соединенное Российское пожарное общество (с 1898 г. императорское Российское пожарное общество), которое объединило вокруг себя практически все добровольные пожарные силы в стране.

После Октябрьской революции 1917 г. по представлению Совета Всероссийского пожарного общества Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Этот документ стал основой принятого СНК 17 апреля 1918 г. декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положившего начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в России.

Для охраны достояния Республики от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем был учрежден Пожарный совет. В состав Совета вошли 23 человека из различных комиссариатов, что дало возможность оперативно решать организационные вопросы.

Несмотря на острую нехватку техники, пожарные героически боролись с огнем, спасая людей и народное имущество. За мужество и самоотверженность пожарные команды Борисоглебска, Краснодара и Москвы в 1923-1925 гг. были награждены орденом Трудового Красного Знамени — высшей правительственной наградой того времени.

Утверждение в июле 1924 г. «Устава добровольных пожарных организаций» позволило на правовой основе развернуть строительство добровольных пожарных команд.

10 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован НКВД СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО).

Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 г. «Положения о государственном пожарном надзоре». В профилактической работе упор был сделан на привлечение населения. В цехах, на предприятиях, в жилом секторе создаются специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбе с ними.

В 1940 г. были введены в действие «Боевой устав пожарной охраны», «Устав внутренней службы» и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. В конце 1940 г. ГУПО организует проведение обучения населения правилам пожарной безопасности, приемам и тактике борьбы с зажигательными бомбами.

В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась кадрами, необходимой техникой. Вся боевая и профилактическая работа строилась по единым уставам и наставлениям.

В годы Великой Отечественной войны органы управления пожарной охраны отряды и пожарные команды НКВД вошли в систему местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно были подчинены ГУПО. При ликвидации возникающих от ударов с воздуха пожаров они действовали самостоятельно. Именно военизированные и профессиональные пожарные команды НКВД гг. Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Смоленска, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Воронежа, Астрахани Туапсе, Ростова-на-Дону, Ярославля и других городов, находящихся в зоне действие вражеской авиации, приняли на себя всю тяжесть тушения пожаров, возникавших в результате варварских бомбардировок.

В 1956 г. в крупных городах страны была осуществлена реорганизация пожарной охраны. Функции предупреждения и тушения пожаров были объединены в одном подразделении.

В 1956 г. заметно оживилось и международное сотрудничество в области пожарной охраны. В СССР побывали делегации пожарной охраны Болгарии, Венгрии. Делегация советских пожарных посетила Чехословакию. В сентябре 1957 г. в Варшаве проходил международный конгресс под эгидой Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ), в котором советские пожарные приняли участие в качестве наблюдателей. А год спустя на очередном конгрессе советская пожарная охрана была представлена как полноценный член КТИФ.

Работа передовых добровольных пожарных команд в эти годы показала, что данные подразделения успешно охраняют не только населенные пункты сельской местности, но и города. Развитие добровольчества сдерживала раздробленность, отсутствие единого руководства. 14 июля 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР № 1074 было организовано Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). С созданием ВДПО эти проблемы были решены.

1966 г. ознаменовал новый этап развития и укрепления пожарной охраны. С вос-созданием союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка было восстановлено централизованное управление пожарной охраной. В систему Министерства были переданы профессиональная пожарная охрана городов, других населенных пунктов и объектовые пожарные части.

Большая и ответственная задача стояла перед пожарной охраной в период подготовки и проведения XXII Олимпийских игр в Москве. В результате предпринятых органами пожарной охраны профилактических мер в местах, связанных с проведением «Олимпиады-80» и культурной программы, пожаров удалось избежать.

В ночь на 26 апреля 1986 г. на четвертом блоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Прибывшие по тревоге пожарные свой долг выполнили до конца. Их было 28 — первых, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора: Владимир Правик, Виктор Кибенок, Леонид Телятников, Николай Вашук, Василий Игнатенко, Владимир Тишура, Николай Тытенок, Борис Алишаев, Иван Бутрименко, Михаил Головненко, Анатолий Захаров, Степан Комар, Андрей Король, Михаил Крысько, Виктор Легун, Сергей Легун, Анатолий Найдюк, Николай Нечипоренко, Владимир Палагеча, Александр Петровский, Петр Пивовар, Андрей Половинкин, Владимир Александрович Прищепа, Владимир Иванович Прищепа, Николай Руденюк, Григорий Хмель, Иван Шаврей, Леонид Шаврей. За мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на Чернобыльской атомной станции, звание Героя Советского Союза присвоено лейтенантам внутренней службы В.Н. Кмбенку и В.П. Правику (посмертно), майору внутренней службы Л.П. Телятникову орденом Красного Знамени посмертно награждены старшие сержанты внутренней службы В.И. Игнатенко и Н.И. Титенок, сержанты внутренней службы Н.В. Ващук и В.И. Тищура. Отмечены также государственными наградами 473 работника пожарной охраны, принимавших непосредственное участие в ликвидации пожара и его последствий на Чернобыльской АЭС.

21 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности». Проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. Согласно Закону обеспечение пожарной безопасности — это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы обеспечения пожарной безопасности; определен статус ГПС МВД России (с 2002 г. ГПС МЧС России) как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан.

История пожарного дела в России наполнена подвигами, славными делами, энтузиазмом и незаметной внешне работой не одного поколения огнеборцев. Во многих городах, населенных пунктах помнят своих героев. О развитии пожарной охраны в вашем городе (регионе) можно узнать при посещении местных пожарных частей, из бесед с ветеранами пожарной охраны.

Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром.
В ХIII веке был издан законодательный документ, гласивший об ответственности за поджоги.
В ХIV и ХV веках принимаются некоторые предупредительные противопожарные меры.
В 1434 году в царствование Василия II Темного были изданы царские указы о том, как обращаться с огнем и при каких условиях можно им пользоваться.
С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).
В 1504 году были изданы указы, запрещающие в летнее время топить печи и бани без крайней необходимости, а по вечерам зажигать в домах огонь.
В 1547 году после крупного пожара в Москве царь Иван IV издал закон, обязывающий московских жителей иметь во дворах и на крышах домов бочки, наполненные водой. Для приготовления пищи предписывалось строить печи и очаги на огородах и пустырях вдали от жилых строений. В то время появились первые ручные насосы для тушения пожаров, которые назывались тогда "водоливными трубами".
В 1571 году было издано полицейское распоряжение, запрещающее допуск к месту пожара посторонних лиц, не принимающих участие в его тушении, определяющее элементарный порядок при тушении пожаров.
В апреле 1649 года царь Алексей Михайлович издал « Наказ о градском благочинии», который по существу заложил организационные основы профессиональной пожарной охраны в Москве.
Постоянные угрозы возникновения пожаров в Адмиралтействе и во флоте побудили Петра 1 сделать первую попытку организации постоянных пожарных команд. В 1722 году при Адмиралтействе было организовано подобие пожарной команды. На вооружении этой команды находились заливные трубы, крюки, ведра, топоры. Для борьбы с огнем на судостроительных верфях и в портовых сооружениях полагалось иметь 5 больших и 10 малых крюков, 10 вил, 7 парусин, 50 щитов, на каждые 40 м. указанных строений - 2 бочки с водой и 1 приставную лестницу. Все типы кораблей снабжались необходимыми пожарными инструментами. 13 ноября 1718 года выходит петровский Указ о постройке плашкоутов (грузовых, мелко сидящих судов) и установке на них брандспойтов для тушения пожаров на речных судах и в прибрежных строениях.
Для обеспечения пожарной техникой войсковых подразделений, привлекавшихся к тушению пожаров в 1740 году Сенат утвердил следующие нормы: каждый полк оснащался большой заливной трубой, чаном для воды и парусиной; в батальонах должны были быть вилы, лестницы, большой крюк с цепью; рота оснащалась 25 топорами, ведрами, щитом, лопатами, 4 ручными трубами, 2 малыми крюками.
В 1747 году пожарным инвентарем были оснащены все правительственные учреждения. При Сенате имелась 1 большая труба с рукавами, 2 малых трубы и 20 ведер; при коллегиях по 2 больших трубы, 4 малых трубы, по 10 ведер и необходимое число бочек для воды; при Святейшем Синоде - 1 большая труба и ведра; при всех канцеляриях и конторах - по 2 чана с водой внизу здания и по 2 - на чердаке.
17 марта 1853 года была утверждена “Нормальная табель составу пожарной части в городах”, упорядочившая организационную структуру пожарной охраны, в том числе нормы обеспечения пожарных частей. Для городов с населением до 2 тыс. человек пожарным командам полагалось иметь: 2 повозки для доставки заливных труб, 7 лошадей, 2 линейки для перевозки пожарной команды, 4 бочки, не более 2 повозок для перевозки багров, лестниц и большое количество топоров, ломов, лопат, багров и крюков.
Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года декретом "об организации государственных мер борьбы с огнем ("Пожарное дело", 1918, №5. C.59), в соответствии с которым до 1999 г. ежегодный праздник "День пожарной охраны" отмечался 17 апреля.
В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника "День пожарной охраны" на 30 апреля.
C 1918 г. до 2002 г. пожарная охрана России функционировала в рамках органов внутренних дел (НКВД, МВД).В 2002 г. пожарная охрана России передана в введение МЧС России.

По дороге с ревом сирены мчится куда-то ярко-красная пожарная машина. Вероятно, где-то произошло воспламенение, и команда смелых спасателей спешит его устранить. А знаете ли вы, ребята, историю пожарной службы в нашей стране?

Первые пожарные команды

История возникновения службы по борьбе с опустошительными пожарами начинается в Древней Руси. Наша страна всегда была богата лесами, поэтому дома люди строили из дерева. Даже небольшое возгорание в одном доме моментально перекидывалось на соседние постройки. Уничтожались целые города и деревни, так как мер по их тушению не предпринималось.

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич «Пожар в деревне»

Первые упоминания о мероприятиях, останавливающих распространение и появление возгораний, находят в сборнике законов «Русская Правда» XII века. Неофициальные подразделения пожарной охраны появились в период княжения Ивана III. Русский правитель набирал борцов с огнем из состава войска, но эти меры не спасли даже столицу.

За все княжение Ивана III Москва полностью выгорела 10 раз! Следующие правители мало развивали пожарное дело, ограничиваясь лишь изданием указов о правильном использовании печей. Одной из причин столь разрушительных пожаров историки считают народное суеверие. Люди считали огонь карой бога, поэтому отказывались тушить даже собственные жилища.

Глобальные преобразования пожарной службы стал проводить первый царь Руси Иван Грозный. В середине XVI века был издан указ, обязывающий всех людей вешать на крыши своих домов чаны с водой. Пожарными стали стрельцы. Эти воины отличались хорошей дисциплиной и организованностью.

По всему городу находилось несколько слобод (мест проживания), что позволяло быстро отправлять на устранение возгорания ближний отряд стрельцов. Воины-пожарные были вооружены топорами и бердышами (длинными топорами в форме полумесяца), позволявшими пробираться через завалы. Стоит отметить, что наша страна стала первой в мире использовать для борьбы с огнем военные подразделения. Этот опыт позже переняли страны Европы и Япония.

Создание официальной государственной службы

Первый вариант пожарной службы появился при Алексее Тишайшем в двадцатых годах XVII столетия. Ее численность была поначалу небольшой, чуть более ста человек, позже команда борцов с огнем возросла до пятисот. Первой пожарной станцией стало здание Земского Собора. Молодой царь издавал указы, закреплявшие правила поведения с огнем, обязывавшие иметь в каждом дворе медные трубы и деревянные ведра для подачи воды. Алексей Романов ввел суровые наказания для поджигателей.

И вот на престол России взошел молодой царь, а в будущем первый император нашей страны, Петр I. Свой любимый город Петербург он приказал полностью построить из камня, размещать постройки на безопасном расстоянии друг от друга.

Поначалу охрана новой столицы целиком была возложена на ее жителей. В 1710 году случился ужасный пожар, уничтоживший полностью за ночь Большой Гостиный двор. Петр I велел построить по всему Петербургу водонапорные и наблюдательные вышки, а для быстрого обнаружения возгорания был создан отряд барабанщиков, бивших тревогу в случае опасности.

После была учреждена официальная пожарная охрана. Ее сотрудники были вооружены трубами для подачи воды, топорами, касками, щитами, лестницами и крюками. А во второй половине XVIII века был учрежден пожарный обоз – прародитель современных пожарных машин. В конце столетия пожарные стали разделяться на брандмейстеров, служащих и извозчиков.

Создание пожарных частей по всей России

В начале XIX века правительство решает создать отделения пожарной охраны не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во всех городах Российской Империи. Предстояла большая работа. Было очевидно, что использовать население в борьбе с возгораниями неэффективно. Необходимо подготовить специалистов, быстро и качественно устраняющих пожары.

Император Александр I издает указ, разделявший Санкт-Петербург на 11 частей с одной бригадой на каждую. Жители освобождались от поочередной службы ночными сторожами. Штат специалистов был увеличен почти до тысячи в крупных городах, появились новые должности.

Большинство возгораний происходило из-за неправильного строительства домов . Теперь по вышедшему указу запрещалось строительство одноэтажных деревянных построек на расстоянии друг от друга менее 25 метров. Двухэтажные дома из дерева также вошли в список нарушений. Нижний этаж — обязательно каменный. За нарушения установленных предписаний, обеспечивавших безопасность от возгорания, строители несли ответственность.

В 1857 году кроме профессиональных охранных отрядов, руководимых полицией, горожане создавали добровольческие пожарные дружины, вольнонаемные команды. Городское управление регулировало их работу и действия. Сами добровольческие отряды имели четкую структуру. Перед собой подобные объединения ставили следующие цели:



Даже в селах и деревнях появлялись пожарные дружины.

В Санкт-Петербурге действовали 5 паровых насосов, один из них привезен из Англии. Они позволяли качать больше воды. Именно в описываемый период истории России был изобретен первый в стране пожарный автомобиль, налажено производство необходимой техники, снаряжения и одежды.

Профессия борца с огнем в то время была очень тяжелой, изнурительной и травмоопасной. Сотрудники пожарной охраны трудились в одну смену по 15-16 часов в сутки. Кроме того, почти половина из них становилась инвалидами и более двадцати процентов – погибли.

Пожарная служба в СССР

Даже после революции проблеме пожаров в стране уделялось не меньше внимания. Первым руководителем СССР по пожарной безопасности назначен правительством общественный деятель Марк Тимофеевич Елизаров, сумевший осуществить множество мер по организации пожарной охраны во многих городах.


Всесоюзное пожарное собрание в столице,

Кабельно-проводниковая продукция и аксессуары

История образования пожарной охраны в России

Пожары на Руси издавна были одним из самых тяжких бедствий. С незапамятных времен стихия огня уничтожала все на своем пути, пожару приписывались сверхъестественные силы, он считался «Карой небесной за грехи людские».
В древних летописях содержатся описания грандиозных пожаров, сметавших целые города. По наблюдениям историков, вплоть до XV века, в России пожар в городе считался большим, если сгорало несколько тысяч дворов. О пожаре, который уничтожал 100-200 дворов, даже не упоминали. Простота возведения жилых построек, избыток строительного материала (леса было предостаточно) позволяли легко восстанавливать пострадавшие селения. Поэтому уже тогда складывалось пренебрежительное отношение населения к мерам пожарной безопасности.


Однако укрупнение городов, развитие средств производства приводило к тому, что убытки от пожаров с каждым годом становились все ощутимее.
В 1493 г. Московский белокаменный Кремль дважды полыхал из-за загорания многочисленных деревянных построек, вплотную подходивших к его стенам. Признавая наиболее распространенной причиной пожаров беспечность населения при обращении с огнем, Иван III придал борьбе с пожарами от бытовых причин законодательную силу. Первые противопожарные правила, изданные в 1504 г., предписывали: не топить летом изб и бань без крайней на то необходимости, не держать по вечерам огня в домах (лучины, лампады, свечи); кузнецам, гончарам, оружейникам вести свои работы вдали от строений. Запрещалось в черте города заниматься стекольным производством, которое считалось весьма пожароопасным, строго преследовалось курение табака.
Принятие в ХV-XVI веках законодательных актов в области пожарной безопасности отразилось на творениях архитекторов и строителей. Строить в Москве теперь начали из кирпича и при проектировании зданий учитывали необходимые меры пожарной безопасности.
С 1583 г. московские законодательные акты, касающиеся правил пожарной безопасности, становятся обязательными и для других поселений.
С 1550 г. на тушение пожаров в Москве стали высылать стрельцов, а в двадцатые годы XVII века в столице была создана первая пожарная команда.


В 1649 г. на Руси были приняты два указа, имевшие отношение к пожарному делу. «Наказ о градском благочинии» предписывал всем состоятельным людям держать во дворах медные водоливные трубы и деревянные ведра. Жителям со средним и малым достатком полагалось держать одну такую трубу на пять дворов. Ведра должны были быть у всех. Все дворы Москвы распределялись по частям, а списки людей, которые должны были следовать на пожар с запасом воды, хранились в Земском приказе. Этим «Наказом» впервые на Руси устанавливались правила для должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность.
Второй документ, датированный тем же годом, — «Уложение царя Алексея Михайловича». В нем имелся ряд статей, определявших правила обращения с огнем. «Уложение» вводило ответственность за поджоги и устанавливало различие между неосторожным обращением с огнем и поджогом. При возникновении пожара по неосторожности с виновного взыскивали убытки в размере «что Государь укажет». За поджог наказание было самым суровым, «зажигальщиков» (поджигателей) предписывалось сжигать. Через 5 лет в эту статью была внесена поправка: сжигание на костре было заменено виселицей.
Большой вклад в развитие пожарного дела внес Петр I. Он прекрасно понимал, что правительство обязано заботиться об устройстве пожарной охраны и устранении причин пожаров, поэтому особое внимание уделял развитию мер по предупреждению пожаров. В период его царствования были введены новые правила пожарной безопасности, заимствованные из Голландии. В 1701 г. выходит указ, в котором повелевалось во всех городах России «деревянного строения отнюдь не строить, а строить каменные дома или, по крайней мере, мазанки, и строить не среди дворов, как бывало в старину, а линейно по улицам и переулкам». В 1736 г. были введены нормы по строительству противопожарных стен (брандмауэров). Изданы указы, направленные на защиту от пожаров лесов, а также предписания, касающиеся строительства в селах и деревнях.
В годы правления Петра I была создана одна из первых профессиональных пожарных команд, построено при Адмиралтействе первое пожарное депо, закуплены пожарные насосы с кожаными рукавами и медными брандсбойтами. И до настоящего времени остается актуальным один из петровских указов: «... и беречь от огня богатства государства Российского...».
Указом от 29 ноября 1802 г. в Санкт-Петербурге при съезжих дворах была организована постоянная пожарная команда, формируемая из солдат внутренней стражи. Царским указом в 1804 году была создана штатная пожарная команда и в Москве.
Новой страницей в деле предупреждения пожаров и пропаганды мер пожарной безопасности среди населения можно считать появление в России в середине XIX века добровольных пожарных команд, которые организовывали сами жители городов и других селений. Серьезным вкладом в развитие противопожарной пропаганды в стране были книги знатоков пожарного дела, в которых они пытались систематизировать опыт работы пожарных команд, давали советы по использованию наиболее эффективных способов предупреждения пожаров и их тушения, рекомендации в области соблюдения требований пожарной безопасности в строительстве. Постоянная и плодотворная работа по освещению вопросов пожарной охраны началась лишь с образованием в
1892 г. Российского пожарного общества. Общество занималось изданием специальной литературы, организацией пожарных съездов и выставок, освещало вопросы профилактики на страницах журналов и газет (в первую очередь журналов «Пожарный» и «Пожарное дело»).


При царе Николае I началась планомерная организация пожарных команд в Российской империи и повсеместное строительство пожарных депо для размещения пожарных команд.
В течение 19-го века открывались заводы противопожарного оборудования в Санкт-Петербурге и Москве, где выпускались пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль. В России была создана одна из лучших конструкций гидрантов и стендеров, был разработан и испытан первый ручной пенный огнетушитель.
К 1917 г. в России сложилась довольно развитая система взаимодействия органов власти, общественных организаций и населения, направленная на предупреждение пожаров и обучение мерам борьбы с огнем.


После Октябрьской революции 1917 г. проблемы борьбы с пожарами были поставлены на уровень важнейших и первоочередных задач государства. Уже 17 апреля 1918 года российским правительством был подписан декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который на многие годы стал определяющим документом, обозначившим основные направления развития и совершенствования пожарной охраны страны.
В 1920 году был создан Центральный пожарный отдел в составе Наркомата внутренних дел, на который возлагалось осуществление руководства пожарной охраной в масштабе всей страны. С этой реорганизацией в системе пожарной охраны было установлено единоначалие. Отдел руководил борьбой с пожарами, разрабатывал противопожарные меры, учитывал и распределял пожарную технику, осуществлял руководство пожарными командами и другими пожарными формированиями.
В 1922 году, несмотря на тяжелейшие состояние советской экономики, правительство выделило средства для приобретения необходимого противопожарного оборудования, в частности, автомашин за границей. В 1925 году в Москве завод АМО выпустил первый пожарный автомобиль АМО-Ф-15. К началу 1927 года на вооружении профессиональной пожарной охраны страны насчитывалось уже около 400 пожарных автомобилей.
В декабре 1924 года открылся Ленинградский пожарный техникум с трехгодичным сроком обучения. В 1930 году было образовано Всесоюзное пожарно-техническое общество, в задачи которого входило рассмотрение вопросов внедрения научно-технических достижений в практику пожарной охраны.
Для проведения научных исследований и организации конструкторских разработок в области противопожарной защиты в 1931 году создается пожарно-испытательная лаборатория, а с 1934 года — Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория (ЦНИПЛ).
10 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован НКВД СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО).
По решению ГУПО отдельные предприятия по производству пожарно-технического вооружения были объединены в специализированный трест.


В 1936 году в Ленинграде на базе института инженеров коммунального строительства был образован факультет инженеров противопожарной обороны. Началась планомерная подготовка инженерно-технических кадров.
5 июля 1937 г. на базе Центральной научно-исследовательской пожарной лаборатории (ЦНИПЛ) был создан Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны НКВД СССР (ЦНИИПО), с организацией которого научные исследования в области пожарной охраны приняли планомерный, целенаправленный характер.
Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 г. «Положения о Государственном пожарном надзоре», в котором была расширена область деятельности работников ГПН, их обязанности и права. Это послужило дальнейшему изучению причин возникновения пожаров с целью выработки научно-обоснованных мер, направленных на их устранение.
В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную силу.
7 ноября 1941 пожарные приняли участие в историческом параде на Красной площади, откуда одни ушли на фронт, другие — вернулись к тушению пожаров. Ряды пожарных пополнило много женщин. Только в 1942 году их было мобилизовано 6 тысяч человек. Простые люди, дети под руководством пожарных активно обучались способам борьбы с пожарами, учились обезвреживать зажигательные бомбы.
Трудная и важная задача разработки новых современных видов пожарно-технической продукции и модернизация существующей пожарной техники была возложена на научные и конструкторские подразделения ЦНИИПО.
Большое внимание уделялось подготовке специалистов для пожарной охраны. В 1957 году создан факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР в Москве.
Развивалось и международное сотрудничество в области пожарной безопасности. В 1958 году пожарная охрана вошла в состав Международного Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ).
В 1977 г. Советом Министров СССР были приняты два документа, определившие направления работы пожарной охраны: постановление «О мерах по повышению пожарной безопасности в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства» и постановление, утвердившее «Положение о государственном пожарном надзоре». Эти постановления включали в себя меры, направленные: на повышение технической оснащенности пожарных частей; улучшение тактической отработки и организации тушения крупных пожаров; усиление контроля за соблюдением мер пожарной безопасности.
Большое внимание уделялось развитию научных исследований и разработок, направленных на практическую деятельность по повышению боеспособности пожарной охраны. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО) получили широкое распространение работы по проектированию и внедрению автоматических систем пожарной сигнализации и пожаротушения на различных объектах, создавались новые средства и способы тушения пожаров, началась активная работа по внедрению современных информационных и коммуникационных технологий в деятельность пожарной охраны.
К началу 80-х годов пожарная охрана Советского Союза практически преобразовалась в инженерную службу, в составе которой находилось около 200 тыс. человек личного состава, более 150 тыс. военизированных сотрудников и около 30 тыс. пожарных автомобилей различного назначения.
1 ноября 1985 г. был введен в действие новый Боевой устав пожарной охраны.
Чернобыльская катастрофа, другие крупные пожары и аварии, приведшие к многочисленным жертвам и огромным материальным потерям, выдвинули на первый план задачу по координации и взаимодействию всех специальных служб к действиям в экстремальных условиях. Приказом МВД СССР в 1989 г. создано 8 «Региональных специализированных отрядов военизированной пожарной охраны МВД России по проведению аварийно-спасательных работ», основными задачами которых стало: участие в тушении крупных пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В республиканских и областных центрах созданы специализированные части с аналогичными задачами.
В начале 90-х годов в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны были переданы на места в компетенцию МВД автономных республик, ГУВД, УВД краев и областей.
В 1993 г. Совет Министров Российской Федерации постановлением № 849 преобразовал СПАСР МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ. Перед ГПС поставлен ряд принципиально новых задач, в т.ч. разработка государственных мер нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности, разработка единой научно-технической политики, координация противопожарной деятельности министерств и ведомств.
21 декабря 1994 г. президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности». Отныне проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. По закону — это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы по обеспечению пожарной безопасности; определен статус ГПС МВД России как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан.
30 апреля 1999 года Указом Президента установлен профессиональный праздник пожарных «День пожарной охраны».
Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности», Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГПС МЧС России) и включена в ее состав с 1 января 2002 г.
Указанное состояние в области пожарной безопасности стало следствием несовершенства нормативной правовой базы в области пожарной безопасности, накопившихся проблем в техническом оснащении подразделений пожарной охраны, организации ее работы, развала жилищно-коммунального хозяйства, незанятости населения в экономике, обострения социальных проблем. Следствием этого стало то, что более 70% людей погибает при пожарах в жилье по причине пьянства, игнорирования элементарных правил пожарной безопасности.


В настоящее время пожарная охрана России подразделяется на следующие виды:
. Государственная противопожарная служба;
. Муниципальная пожарная охрана;
. Ведомственная пожарная охрана;
. Частная пожарная охрана;
. Добровольная пожарная охрана.

В настоящее время общая численность подразделений ГПС составляет около 260 тыс. чел. (из них 154,5 тыс. чел. рядового и начальствующего состава и 105,5 тыс. чел. гражданского персонала).
Серьезным шагом вперед стал принятый в июле 2008 года Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Появился основополагающий закон, который урегулировал тысячи норм и правил, регламентирующих сферу пожарной безопасности.


В целях реализации плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2007—2010 гг., замысла реформирования войск гражданской обороны проводится большая работа по формированию организационной структуры федеральной противопожарной службы с учетом расширения ее функций, которая позволит оптимизировать эффективность системы обеспечения пожарной безопасности в сложившихся социально-экономических условиях.
Также Принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 24 Федерального закона «О пожарной безопасности», который определил правовое поле для организации договорных подразделений федеральной противопожарной службы.
Постановлением Правительства от 29 декабря 2007 г. № 972 была утверждена Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года», которая направлена на то, чтобы все наше общество, все уровни государственной власти были задействованы в реализации мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Пожарные автомобили являются основными средствами пожарной охраны, обеспечивающими доставку сил и средств к месту пожара, ведение боевых действий по тушению пожаров, спасанию людей и материальных ценностей. На начало 2009 г. производство пожарных автомобилей осуществляется на 17 предприятиях в различных регионах России. Освоено более 80 моделей пожарных автомобилей согласно действующему типажу. В 2008 г. было произведено около 1600 единиц пожарной техники. Всего на вооружении подразделений ФПС МЧС России находится более 15 700 единиц основных и специальных пожарных автомобилей, что составляет около 82% их штатной положенности.
В настоящий период МЧС России с участием ФГУ ВНИИПО и предприятий-изготовителей пожарной техники в рамках единого тематического плана НИОКР ведут активные работы по созданию в перспективе нового комплекса мобильной пожарной техники: пожарно-спасательного автомобиля для Севера, высокоманевренного оперативного транспортного средства для экстренных пожарно-спасательных работ, модульного мобильного комплекса для сбора и утилизации различных опасных веществ, модульной установки для получения и подачи газонаполненной пены, пожарно-спасательного автомобиля с реверсивным движением для работ в туннелях.
По-прежнему значительная работа проводится МЧС России в области профилактики пожаров. Известный тезис о том, что «пожар легче предупредить, чем потушить» реализуется в серьезной и разнообразной работе министерства в области пропаганды пожарно-технических знаний и обучения населения мерам пожарной безопасности.


В связи с реализацией задач по разработке и внедрению новых форм и методов воздействия на оперативную обстановку с пожарами в стране МЧС России большое внимание уделяется развитию пожарной науки. Приказами МЧС России в 2003 г. принята Концепция развития Федерального Государственного Учреждения «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО) МЧС России и в 2007 г. Программа развития научно-технической базы ФГУ ВНИИПО МЧС России на 2008- 2010 гг. C 2002 года штатная численность ФГУ ВНИИПО МЧС России увеличена на 87 ед. и в настоящее время составляет 1160 чел. С 2002 года объем финансирования ФГУ ВНИИПО МЧС России по статьям развития материально-технической базы увеличился более чем в 2,5 раза.
Следует отметить, что, несмотря на значительные успехи, достигнутые МЧС в области предупреждения и тушения пожаров, результаты этой работы пока еще не могут полностью удовлетворять потребностям сегодняшнего дня. Неутешительная статистика количества пожаров и гибели людей, при всей ее динамике к снижению этих показателей, по сравнению с ведущими странами мира остается очень серьезным негативным фактором, характеризующим общее состояние решения социальных и экономических проблем в стране.
Безусловно, одними только структурными реформами решить эту проблему невозможно. Здесь необходим целый комплекс мер, направленный на совершенствование всей системы обеспечения пожарной безопасности в целом. И это связано не только с развитием пожарной охраны, улучшением ее технического обеспечения, совершенствованием подготовки кадров, социальным обеспечением сотрудников пожарной охраны и т.д. Проблема эта гораздо шире, и основа ее решения состоит в осознании государством приоритетности проблем, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья своих граждан, сохранностью их имущества — именно тех вопросов, которые, в силу своего назначения, призвано решать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

За предоставленную информацию благодарим Центр подготовки презентационных материалов ФГУ ВНИИПО МЧС РФ.

Похожие публикации