Энциклопедия пожаробезопасности

Избранный. Толкования на Пс

О том, что значит жить под Покровом Пречистой, размышляет протоиерей Валериан Кречетов, настоятель Покровского храма в с. Акулово Московской области.

- Отец Валериан, сколько лет вы уже под Покровом Матери Божией?

Если говорить «под Покровом Матери Божией» - то с младенчества. Потому что мы все находимся под Покровом. И храм в Зарайске, в котором я с шести лет прислуживал, Благовещенский, тоже освящен в честь Матери Божией.

Покров простирается над всеми, более того - над всем миром. Другое дело, что, когда было явление Покрова, Андрей Христа ради юродивый увидел, что Матерь Божия, помолясь о всех, о некоторых, глядя на них, радуется, а о других - плачет, хотя все равно их покрывает, как Матерь. Дети бывают разные, и Она все равно обо всех заботится, иногда даже больше о тех, кто как раз не слушается и ведет себя не так, как подобает.

Поэтому все мы находимся под Покровом Божией Матери. А уже впрямую Покров простерся над моим священством. Благовещенский храм, в котором я вырос, имеет два придела - Архангела Михаила и Преподобного Сергия. Так вот, в дьяконы меня рукополагали в храме Архангела Гавриила в Москве в Телеграфном переулке в день Архангела Михаила. А в Лавре Преподобного Сергия, в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы - уже в священники. Прослужил я примерно полтора года в Переделкине - в храме Преображения с приделами святых апостолов Петра и Павла и великомученицы Варвары, и меня перевели в Акулово, в Покровский храм. Но святая мученица Варвара оставила меня под своим покровом - потому что храмоздательницей Покровского храма в Акулове была Варвара Петровна Шереметева-Разумовская, которая владела этой землей и построила каменную церковь.

Непосредственно в храме Покрова служу 46 лет, поэтому, конечно, это особая милость Божия. И вообще человек живет под Покровом Божиим. Как сказано в 90-м псалме: «Живый в помощи Вышняго в крове Бога Небеснаго…». В крове - значит, «под кровом» Бога Небесного. А есть еще Псалтирь Матери Божией: «Живый в помощи Матери Божией под крепким кровом Ея водворится…» (кафисма 12).

Эти псалмы начинаются почти одинаково: Покров Божий, как и Покров Матери Божией, простирается над всем миром. Но, как говорится и в молитвах всенощного бдения, когда освящаются хлеб, пшеница, вино, елей, «…вкушающие от них верные освяти». Покров особым образом проявляется именно в верных, в них Матерь Божия и являет знамение своего Покрова.

Многие духовные отцы испытали на себе этот Покров. В частности, отец Тихон Агриков, в схиме схиархимандрит Пантелеимон, во время войны, спасаясь от бомбежки, лег в какое-то укрытие, чтобы осколки его не поразили, но вдруг рядом разорвалась бомба - и землей его накрыло. Он возопил к Матери Божией: «Матерь Божия, я буду тебе служить, оставь мне жизнь!». И следующая упавшая рядом с ним бомба смела с него всю землю. Он остался жив и после этого пошел в монахи. Это - один из многих примеров предстательства Матери Божией на войне, и соответственно плоды этого чуда.

От рода нашего

- Есть мнение, что Матерь Божия особо покровительствует священническим родам…

Дело все в том, что сказано: Иисус Христос, Богочеловек - Архиерей, Родоначальник архиерейства православного - «был наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр. 5:10).

А Матерь Божия - Его Матерь. Почему архиереи и носят панагию, знаменующую особый Покров Матери Божией. И когда на Вселенском Соборе в свое время решили, что Святитель Николай дерзко поступил, дав пощечину богохульнику Арию, то святительский омофор Николаю Чудотворцу вернула Матерь Божия.

Да и потом, какая же мать не будет любить тех, кто любит ее детей? Как не любить Ей того, кто любит Сына Божия, Ее Сына? Иоанн Богослов - тот, кто особенно любил Спасителя, любимый ученик Его - был усыновлен Ею при Кресте: «Жено! Се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя» (Ин. 19:26-27).

Бог есть любовь. Как писал преподобный Иустин (Попович), «любовь не есть свойство Божества, любовь - сущность Божества».

Поэтому любовь и все, что связано с любовью - Божественное, - всегда связано и с Матерью Божией.

Мы знаем историю иконы «Нечаянная Радость», когда грешник имел обыкновение преклоняться перед образом Матери Божией, принося ей архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою», - а грешить продолжал. И однажды он увидел на иконе проистекающую кровь из ран Младенца. Пав на землю, грешник вскричал: «О, Госпожа, кто это сделал?» «Ты и прочие грешники, - отвечала ему Божия Матерь, - вновь распинаете Моего Сына». Потрясенный грешник просил Божию Матерь умолить Ее Сына, чтобы Он простил его. И Она дважды обращалась к Спасителю с просьбой о помиловании грешника - пока тот не был прощен, после чего, конечно, исправился.

Есть неписаное церковное предание среди монашествующих, о котором мне рассказывал один исповедник, прошедший тюрьму: когда на Страшном суде уже будет изречен приговор, все встанут одесную и ошую Спасителя, Матерь Божия станет умолять за тех грешников, кто Ее призывал, и Господь еще отделит некоторых осужденных в ад и помилует.

Матушка-голубушка

Исповедником был и ваш отец - священник Михаил Кречетов. Минувшим летом исполнилось 30 лет со дня его кончины. Принятие священства в годы гонений - это, конечно, подвиг. Но подвиг в том числе и вашей мамы, которая вышла замуж за осужденного…

Это, знаете, как на войне: подвиг тех, кто сражается, - видимый. Они жертвуют своей жизнью, поражают врага, отстаивают свою землю. Но без тыла, без сестер милосердия, пропитания, обеспечения армия не может существовать. Пока одни сражались, сидели в окопах, другие сутками работали на производстве - чтобы обеспечить армию оружием, боеприпасами, питанием. Собирали теплые вещи, передавали на фронт. Тыл - это как раз тот крепкий фундамент, подчас незаметный, в земле, но на котором выстраивается здание, красивое в своих победах.

Мама моя, когда папа ушел на войну, написала ему письмо, которое он, уже истертое, все время носил с собой. В нем были такие слова: «Где бы ты ни был, что бы с тобой ни случилось, если ты будешь без рук, без ног, я всегда тебя найду. И ты не думай, мы проживем, иди, исполняй свой долг».

Это были жены… Да и невеста-то она была такая, что пошла замуж за осужденного, «политического», так называемого «врага народа» (хотя никаким врагом он не был - а был тем самым народом). И она с тремя маленькими детьми на руках писала: ты не беспокойся, мы проживем.

Сейчас у нас говорят: а кто их будет обеспечивать? А она вырастила нас - папа учился в семинарии, и не было такой стипендии, на которую можно было бы кормить семью. Современным людям непонятно. А тогда это был именно подвиг веры.

Она была псаломщицей, а кормились с огорода. И когда ее вызывали, спрашивали, почему вы детей водите в храм, она отвечала: Церковь помогает мне воспитывать детей. И когда я этим летом был в Зарайске на празднике Святителя Николая Чудотворца Зарайского (городу исполнилось 670 лет. - Ред.), услышал рассказ одной рабы Божией, Ольги Владимировны, отец которой работал учителем в нашей школе, о том, как ее папа в свое время передавал дома разговоры в учительской: дескать, можно было бы дать медали Кречетовым, но нельзя, потому что они ходят в церковь. И только сейчас я об этом узнал.

- Сегодня можно услышать: у православных хуже, чем у атеистов, - венчаются и расходятся, семьи разваливаются.

Да ничего подобного! Не совсем так. Кто проводил такую статистику? Просто сейчас многие семьи разваливаются. И православные тоже находятся в многоконфессиональном обществе, воспитанном в атеистическом духе, да еще под воздействием СМИ, где царит дух разложения целомудрия, развращения и самоубийства семьи в виде так называемых «однополых браков», насаждаемых из-за границы даже принудительно. Как сказано пророком Давидом, «с преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26-27). К сожалению, молодежь слаба, им трудно противостоять всем этим «соблазнам» мира. Тут скорее можно удивляться, что среди этого моря искушений еще что-то остается и живет, как во времена потопа и Содома и Гоморры. Ведь появление «гражданских браков» - это как раз плод атеистов. В этом, что ли, они лучше православных? Или отлучение родителей от воспитания собственных детей при помощи соответствующих законов?

Когда оба человека истинно православные, семья не рассыпается. Распадаются не православные семьи, а полуправославные или «наполовину православные», когда одна сторона считает так, а другая - так, у каждого свое «православие».

Поэтому духовник моего отца, дед ректора ПСТГУ, священник Владимир Воробьев (1876-1940), сказал: бери жену, чтобы была христианка, как кремень. И чтобы христианская семья из нее перла. То есть чтобы были христианские семейные устои. Разговор проходил в алтаре, он повел папу к Горнему месту и сказал: «Даст тебе Господь жену, которая возьмет тебя и поведет в Царство Небесное. Ты думаешь - ты идешь? Нет, она тебя ведет».

Поэтому о ма¬моч¬ке - именно за ¬ее терпение, за смирение - в конце жизни папа и говорил: по имени твоему тако и житие твое. А она была Любовь.

Покров - над семьей

- Над многодетными семьями существует особый Покров Матери Божией?

Матерь Божия - покровительница материнства. В народе после Покрова начинались свадьбы. Покров издревле связывали с покровительством семьи - существует такое народное предание. И в обычной нашей земной жизни Матерь Божия о нас ходатайствует: Она и «Помощница в родах», и «Взыскание погибших», и «Всех Скорбящих Радость», и «Нечаянная Радость»…

Деторождение всегда было благословением Божиим. А как может быть благословение Божие без благословения Матери Божией? Конечно, это неотделимо…

- Можно ли сказать, что Покров в семье реализуется через женщину?

Пожалуй, теперь чаще - да, через женщину. Хотя в Ветхом Завете было немножечко по-иному: благословение преподавалось преимущественно сыновьям. Исаак благословил Иакова: «…да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множества хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя - прокляты; благословляющие тебя - благословенны!» (Быт. 27:28-29).

Праведный Иосиф Прекрасный (11-й сын Иакова, проданный братьями в Египет, но занявший высокое положение при дворе фараона. - Ред.) был рабом. Но Божие благословение прошло через него на его владельцев и на весь дом. Правда враг хотел его уничтожить через жену царедворца Потифара, но Господь его прославил.

Особым оказалось благословение святых праведных Иоакима и Анны, которым Господь послал Дщерь. Она-то стала Матерью Божией. Вот тут произошло свидетельство того, что «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 4:28). То есть женский пол через Матерь Божию получил особое дарование воспринимать благословение от Бога на своих потомков. Мы знаем, как много сделали в христианстве благочестивые жены. Больше того - первыми в спасительное воскресенье ко Гробу Спасителя пришли жены-мироносицы.

Действительно, существует какой-то особый Промысл Божий о женщине. Видимо, есть исполнение пророчества о том, что семя жены сотрет главу змея (см. Быт. 3:15). Через женщину - Еву - вошел грех, и через Женщину - Матерь Божию - произошло воплощение Сына Божия, спасение человечества. Это вот такая глубина непостижимых путей Промысла Божия!

Во время гонений на Церковь именно женщины, «белые платочки», наполняли храмы. Сейчас уже мужской поток пошел, но все равно женщины, пожалуй, все-таки в большинстве. Это потому что свойство женщины и особый дар - жить чувством. Человек живет сердцем, а не умом, ум - рабочая сила сердца. Женщине дан особый духовный дар, если, конечно, она его не растратит на земное, плотское.

Женщина у власти

А что вы думаете по поводу женщины у власти? Например, о новом министре образования - Ольге Васильевой? Или мамы шестерых детей, матушки из Пензы, основательницы местного фонда «Покров» Анны Кузнецовой, которая стала уполномоченным Президента по правам ребенка?

Это все равно что спросить, может ли Господь что-то совершить через женщину. Так ведь уже совершил. Еще в Ветхом Завете есть такие примеры, - значит, может. Пилат сказал Спасителю: «…Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше…» (Ин. 19:10-11).

Вот ей дано, значит, стать министром…

Что ж, у нас императрицы были: Екатерина Вторая, очень мудрая женщина (правда, победы в ее царствование одержал Суворов), Елизавета Петровна, глубоко верующая. Больше того, наше христианство началось с равноапостольной Ольги. Владимир Красное Солнышко - это уже ее внук. Есть и другие примеры: жены-мироносицы, равноапостольная Мария Магдалина, благоверные княгини, равноапостольная Нина - девушка, просветившая грузинский народ - горный, воинственный…

Но все поручать женщине нельзя. От начала не было так. Это, скорее, исключение из первоначального правила, не отменяющее само правило. Видимо, для правильной гармонии «государственный оркестр» должен иметь прежде всего настоящих «музыкантов», как советовал И.А. Крылов. То есть чтобы за словами стояла их истинная сущность. Если говорить о семье, то тут ярким примером для нас являются царственные страстотерпцы. Императрица Александра Феодоровна, конечно, была единодушна с царем во всех вопросах.
Женщина поставлена в послушание мужу, такова воля Божия. Когда муж живет по воле Божией, он - настоящий глава. В противном случае может ли он быть главой?

- Если шея правильная…

Да, если шея может повернуть голову. Бывает и так. Как сказано у преподобного Иоанна Лествичника, «кто не обижается на оскорбления - тот великий человек, кому не приносит вреда похвала - тот святой». Поэтому власть опасна для любого человека, если он далек от истинной веры. И не всегда выдающиеся личности стояли во главе государств. Случались жестокие правители, и когда молились - отчего он такой? - Господь отвечал: «Искал более жестокого, но не нашел».

Иногда Бог для того и ставит кого-то (женщину или бывшего раба), чтобы понимали, что не люди правят, а Господь. Давид, бывший пастух, стал царем. К тому же он еще и «богоотец», как воспевает Церковь (Догматик, гл. 4. - Ред.).

Если бы Господь действовал только через мужчин, то женщин затюкали бы. А так и Бог их возвеличил. Помните пример Макария Великого, который размышлял: кто же достойный найдется и даст мне поучение? И вот он видит: идет блудница. Он спрашивает: «Что ты на меня смотришь? Я монах». А она говорит: «Я-то из мужского ребра сотворена, я могу на тебя смотреть. А ты сотворен из земли, вот иди и смотри в землю». Так что тут - как сказать: женщина женщине рознь. Так же, как и мужчина мужчине.

Школа жизни: слушаться, не лениться, с плохими друзьями не водиться

Батюшка, осень - не только время «покровских» свадеб, но и начало нового учебного года, дети идут в школу. Что нужно сделать для своих детей в этот важный момент?

Не в этот момент - в момент ничего не сделаешь. Делать нужно раньше. У нас готовят к школе, но самая высшая школа - это школа жизни. И вот к ней детей нужно готовить. Мамочка наша в нашей семье готовила нас к жизни.

Здесь нужно помнить, что, во-первых, своими силами человек этого сделать не может: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий» (Пс. 126:1). Если Господь не поможет, ничего не сделаешь, никого не вырастишь. Больше того, наши слова одни слышат, а другие не слышат. Дети где-то ходят, с кем-то общаются. И что им на сердце ляжет, как Господь их отведет от чего-то - все в руках Божиих. Поэтому самое главное - нужно молиться, приучать детей к молитве с детства и самим молиться о них. А дети, будучи в школе, должны быть христианами, с плохими товарищами не общаться. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:25-26). И быть, естественно, послушными и не ленивыми. К этому нужно приучать с детства - слушаться, трудиться. Нас приучали: а как не слушаться? Нельзя было. Раз тебе говорят, значит, нужно выполнять. И трудились: с весны начинаешь копать, сажать, полоть, поливать - и так до осени. Потом убирать. Дрова колоть нужно, снег чистить, все время что-то делать. Когда я поехал с таким воспитанием христианским на целину в 1956 г., то среди 50 человек оказался на первом месте по показателям.

Современные дети, к несчастью, отвыкают трудиться, потому что живут на всем готовом. Нет ни физического, ни даже умственного труда - дети смотрят телевизор, развлекаются. Поэтому самая главная подготовка к школе - это не читать и писать, а трудиться. И дети должны это понимать. И когда детей приучают к этому, то они и понимают.

Моя дочь, у которой девять человек детей, говорит своему сыну, моему внуку: «Ты скоро пойдешь в школу, тебя там будут спрашивать». Он смотрит на нее удивленно: «Мама, но в школе должны ведь учить, а потом спрашивать». В том-то и дело, что нужно учить. Он понимает, что дома его учили и там должны учить, а потом спрашивать. Я пришел в школу - меня не спрашивали, меня учили. Я начал учиться во время войны. Какая там дошкольная подготовка, когда мы только в оккупации были, под немцами - рады были, что остались живы. Пошел в школу - ни бум-бум. А окончил школу, потом институт, и дальше семинарию, академию.
Так что в школе дети должны слушаться, не лениться и с плохими друзьями не водиться. Вот и все.

В ожидании зимы

- А если упущено время, не научили в свое время ребенка трудиться, не лениться?

Придется наверстывать. А что делать? Теперь уж только молиться нужно и как-то все равно воздействовать - личным примером.

- Батюшка, иногда родители молятся годами, а ничего не меняется.

Мало, значит, годами, - может, десятилетиями нужно. Помните этот пример, когда один подвижник говорит другому: «У тебя получается, у меня не получается». А тот отвечает: «Терпение нужно». - «Что такое терпение? Терпишь, терпишь, а ничего не меняется, все равно что воду решетом носить». - «А ты дождись зимы». Когда зима подходит, то есть какие-то обстоятельства суровые, люди начинают задумываться. К несчастью, если человек сам себе не ставит какие-то рамки или как-то не заставляет себя, то его заставляют или обстоятельства, или болезнь.

- Многие мамы тревожатся по поводу успеваемости детей в школе, их оценок…

Оценки, вообще-то, вещь очень непростая. Настоящие знания - те, которые стали навыком, прошли через опыт. А так это информация, сведения о чем-то. Больше того, еще Аристотель сказал: «Множество знаний не предполагает наличия ума». Поэтому оценка - чего? Ума или знаний? Знаний каких? Да и знание ли это? А ведь есть еще и дарования… У Пушкина была невысокая оценка по математике, но в остальном он был гениальный человек.
Как правило, в школе оценивается то, что человек может по данному вопросу сказать в настоящий момент. Именно - в этот момент, потому что если он подумает, то потом, может, и додумается… Предположим, у ребенка есть дар, да он еще и трудился - это одна оценка. А если он трудился, а ему не дано?

Когда-то декан механического факультета Лесотехнического института, где я учился, говорил: «Студенты-отличники впоследствии не всегда бывают хорошими специалистами, руководителями. И наоборот - посредственные ученики иногда оказываются ведущими руководителями предприятий». Тут, видимо, роль играет еще один талант - организаторский.

Поэтому важен индивидуальный подход - об этом говорил еще Константин Ушинский. Но индивидуальный подход требует особого педагогического дарования. Должен быть не просто учитель, который передает какие-то знания механически, а педагог, воспитатель.

К тому же раньше в аттестатах была еще оценка за прилежание и поведение. Сегодня многие дети просто ленятся, не хотят учиться, вот и все. Но опять же - человек может не понимать чего-то - именно потому, что ему не дано. Иногда ребенок не понимает, а его заставляют, ругают, и он начинает ненавидеть то, что ему преподают… Просто потому что не может понять…

- Сегодня многие взрослые дети до 30 лет не могут понять, что им дано, в чем их призвание…

Потому что произошла дезориентация в обществе, шкала ценностей перевернулась. Успешными и состоявшимися считаются те, кто ездит на машине, имеет деньги. У нас не задумываются, а какими средствами эти деньги достаются, откуда берется наркоторговля, всевозможные предательства и т.д. Произошла дезориентация молодежи - люди не понимают, что главное, а что неглавное; что в жизни, как говорится, девальвирует, а что нет.

- А что не девальвирует?

Не девальвирует в жизни только личность человека, ее качества. Если он хороший человек, то всегда будет хорошим. Сейчас существуют две первостепенные проблемы - человека и профессионала. Причем проблема человека - важнее. Потому что она касается всего - семьи, службы, работы. Сегодня часто нельзя положиться на человека - он может предать, продать, схалтурить. А проблема профессионала, специалиста возникает потому, что думают не о качестве работы, а о том, сколько заработать.

- Видимо, о правильной шкале ценностей детям надо рассказывать с младых ногтей?

Об этих вещах нужно говорить в семье. И пресса должна этим заниматься, телевидение, кино. А они показывают «красивую жизнь» - легкую, свободную, вольную. К несчастью, телевизор почти каждый в доме имеет. Вот эта телеканализация и льется, на этом люди и воспитываются. Но этому нужно противопоставлять семейное воспитание. Мои семеро детей выросли без телевизора, но в Церкви и в общении с серьезными людьми.

Ведь по сути своей что такое образование? Это воссоздание в человеке Образа Божия. Образование начинает разваливаться, я думаю, оттого, что перестает служить своей цели - воссозданию Первообраза в человеке. Для чего тогда оно? Без Бога не до порога. Вы скажете: были атеистические времена в образовании. Но нужно помнить, что многие преподаватели в те времена были верующими, даже монашествующими. Благодаря им и сохранялся дух православия в образовании. Некоторых своих профессоров я видел в Богоявленском храме.

Христе - Свете Истины. Министерство просвещения. Эти наименования сами говорят о том, что должно быть духовное просвещение. А когда духовного просвещения нет, образование начинает разваливаться, превращаться в какой-то конгломерат из отдельных дисциплин.

Веяние тишины

- Отец Валериан, что вы пожелаете читателям «Покрова» на праздник Покрова Пресвятой Богородицы?

Пожелание всем только одно: чтобы люди молились Матери Божией, потому что много может молитва Богородицы. Да и молитва матери родной, как сказано, со дна моря достает. Поэтому пожелание, чтобы молились и помнили о том, что Матерь Божия нас любит больше нас самих и любит всех наших детей. Она утешается, когда мы живем как подобает.

Есть такое выражение: дети познаются в отсутствие родителей. Когда они окажутся одни, тогда и проявится в полной мере то, как они воспитаны.

Иногда некоторые моменты сокрыты, но в любом случае радость матери приносит честная, добрая жизнь детей. Поэтому надо быть не только потребителями, а еще и приносить радость - и своим родителям, и Матери Божией. Нужно так жить, чтобы не оскорблять Божие Величество и предстательство Матери Божией…

- Как вы думаете, есть какая-то отличительная особенность у Богородичных праздников?

Отличаются эти праздники тем, чем отличается Матерь Божия от всего рода человеческого: «…Яко призре на смирение рабы Своея». Праздники Матери Божией - тихие, мирные. Например, на Успение Божией Матери поется: «Апостоли от конец совокупльшеся зде в Гефсиманийстей веси погребите тело Мое. И Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой…» В этих песнопениях особая, как сказано в молитвах соборования, печать тихости, то есть печать тишины. А это именно Дух Божий, потому что, когда Господь являлся пророку Илии на горе Хорив, сказано, что сначала подул сильный ветер: «…Дух велик и крепок разоряя горы и сокрушая камение в горе пред Господем, но не в дусе Господь», - затем - землетрясение и огонь: «…и по дусе трус, и не в трусе Господь; и по трусе огнь, и не во огни Господь», а потом уже: повеял «глас хлада тонка, и тамо Господь» (3 Цар. 19:11-12).

То есть веяние тишины и есть особое веяние праздников Матери Божией.

Отобранный, выбранный из какого-нибудь большого числа (об издаваемых сочинениях). Избранные сочинения Ленина.

3. только полн. Лучший, наиболее выдающийся, отборный. Библиотека избранных писателей. Избранное общество. Избранный круг людей.

4. в знач. сущ. избранные, избранных, ед. нет . Люди, выделяющиеся среди других общественным положением, умственным развитием; избранники. Эта пьеса только для избранных. Дорогие удовольствия доступны лишь избранным.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ИЗБРАННЫЙ" в других словарях:

    - (англ. Chosen One, англ. Chosen Few) Значения Избранный во вселенной «Fallout» Избранный или Избранная в игре «Fallout 2». Избранный в волшебном мире «Гарри Поттера» Гарри Поттер. Избранный во вселенной «Звёздных войн» Энакин Скайуокер … Википедия

    См. надежный... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. избранный лучший, надёжный; оптированный, переизбранный, элитный, привилегированный, предызбранный, отобранный,… … Словарь синонимов

    ИЗБРАННЫЙ, ая, ое; ан. 1. полн. О произведениях литературы, искусства: отобранный из их полного состава. Томик избранных стихотворений Пушкина. 2. Лучший, выделяющийся чем н. среди других, привилегированный. И. круг людей. Для избранных (сущ.). | … Толковый словарь Ожегова

    избранный - избранный; кратк. форма ан, ана … Русский орфографический словарь

    избранный - избранный, прич., кратк. ф. избран, избрана и устаревающее избрана, избрано, избраны … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  =  сущ. (греч. ἐξαίρετος, έπίλεχτος) выбранный,… … Словарь церковнославянского языка

    избранный - прил., сущ. A/ пр см. Приложение II Сведения о старой норме ударения: Ударение избра/нный соответствует старой норме, оно встречается у поэтов: Но есть меж вами два избра/нные, Два ненадменные цветка: Их имена, им сердцем данные … Словарь ударений русского языка

    I м. разг. 1. Тот, кого избрали в процессе выборов. 2. перен. Тот, кого предпочли всем остальным. II м. разг. Особо одарённый, выдающийся человек, способный к деятельности, недоступной другим; избранник II. III прил. 1. Тот, которого избрали в… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Избранный, избранная, избранное, избранные, избранного, избранной, избранного, избранных, избранному, избранной, избранному, избранным, избранный, избранную, избранное, избранные, избранного, избранную, избранное, избранных, избранным, избранной … Формы слов

Книги

  • Избранный , Максим Замшев. Когда судьба огромной страны поставлена на карту, когда мировой кризис грозит отправить в Ад все человечество, Они выходят на арену борьбы. Их называют Избранные. Их жизнь и миссия окутаны…

Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя. Господь Утверждение мое, и Прибежище мое, и Избавитель Moй, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой. Хваля призову Господа и от враг моих спасуся. Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя, болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. И внегда скорбети ми, призвах Господа, и к Богу моему воззвах, услыша от храма святаго Своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветренню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь и Вышний даде глас Свой. Низпосла стрелы и разгна я, и молнии умножи и смяте я. И явишася источницы воднии, и открышася основания вселенныя, от запрещения Твоего, Господи, от дохновения духа гнева Твоего. Низпосла с высоты, и прият мя, восприят мя от вод многих. Избавит мя от врагов моих сильных и от ненавидящих мя, яко утвердишася паче мене. Предвариша мя в день озлобления моего, и бысть Господь утверждение мое. И извел мя на широту, избавит мя, яко восхоте мя. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею воздаст ми. Яко сохраних пути Господни и не нечествовах от Бога моего. Яко вся судьбы Его предо мною и оправдания Его не отступиша от мене. И буду непорочен с Ним, и сохранюся от беззакония моего. И воздаст ми Господь по правде моей и по чистоте руку моею пред очима Его. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися. Яко Ты люди смиренныя спасеши и очи гордых смириши. Яко Ты просветиши светильник мой, Господи, Боже мой, просветиши тму мою. Яко Тобою избавлюся от искушения и Богом моим преиду стену. Бог мой, непорочен путь Его, словеса Господня разжжена, Защититель есть всех уповающих на Него. Яко кто бог, разве Господа? Или кто бог, разве Бога нашего? Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой. Совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя. Научаяй руце мои на брань, и положил еси лук медян мышца моя. И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя, и наказание Твое исправит мя в конец, и наказание Твое то мя научит. Уширил еси стопы моя подо мною, и не изнемогосте плесне мои. Пожену враги моя, и постигну я, и не возвращуся, дондеже скончаются. Оскорблю их, и не возмогут стати, падут под ногама моима. И препоясал мя еси силою на брань, спял еси вся востающыя на мя под мя. И врагов моих дал ми еси хребет, и ненавидящыя мя потребил еси. Воззваша, и не бе спасаяй: ко Господу, и не услыша их. И истню я яко прах пред лицем ветра, яко брение путей поглажду я. Избавиши мя от пререкания людей, поставиши мя во главу языков. Людие, ихже не ведех, работаша ми. В слух уха послушаша мя. Сынове чуждии солгаша ми. Сынове чуждии обетшаша и охромоша от стезь своих. Жив Господь, и благословен Бог, и да вознесется Бог спасения моего. Бог даяй отмщение мне и покоривый люди под мя. Избавитель мой от враг моих гневливых, от востающих на мя вознесеши мя, от мужа неправедна избавиши мя. Сего ради исповемся Тебе во языцех, Господи, и имени Твоему пою: величаяй спасения царева, и творяй милость христу Своему Давиду, и семени его до века.

С преподобным преподобен будешь. Счастье человека зависит от его окружения – считает нейробиолог Моран Серф из штата Иллинойс. Родственники, друзья, близкие, коллеги, все те, с кем мы проводим значительное время, оказывают влияние на нашу личность и душу. Какое значение в церковном Предании отводится кругу общения человека?

Духовная диффузия

Всем нам в детстве родители говорили: «С этим не водись, он тебя дурному научит…». Мы все равно дружили с теми, с кем хотели, влипали в истории, а иногда и прислушивались к родителям, с настороженностью прислушиваясь к «инициативам» опасных друзей. Простейший пример «дурного влияния» окружения – курильщики. Часто встречаются сокрушенные вопросы от людей, намеренных покончить с дурной привычкой самоотравления, что делать, если друзья и коллеги курят? Другой пример: впадение в грех сплетен, осуждения, оказавшись в компании любительниц поперемывать кости. Нет-нет, да и выдашь оценку на общей волне.

Христиане, наверное, лучше других понимают, как это, пребывать в обществе людей, которые транслируют определенные страсти в мир вокруг и, самое грустное, пытаются втянуть в это окружающих. Мне знакомо (по опыту и рассказам), как люди, зная о религиозных убеждениях православного собеседника/знакомого/коллеги буквально начинают «испытывать» его верность Богу коварными вопросами, греховными темами, прямыми провокациями. Остался осадок – как раз о духовных последствиях подобного «общения».

Люди влияют друг на друга очень сильно, их духовный мир при взаимодействии словно подвергается диффузии, и каждый неосознанно «уносит» с собой что-то от собеседника.

Еще один пример: вы ведь замечали, что плотно пообщавшись с человеком, невольно начинаете применять в речи его обороты и фирменные слова?

Вполне понятно и желание святых подвижников во все времена удаляться подальше от людей: отшельник остается наедине с Богом и самим собой, исключая возможное влияние на себя других людей. В отрицательном значении, конечно же.

Церковь об окружении

«Не обманывайтесь, худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33) говорит нам апостол Павел. Святой предупреждает христиан, с кем «водиться не стоит».

Первый псалом начинается словами «Блажен муж, идеже не иде на совет нечестивых…» (Пс. 1:1) . И без толкования, внимательно вчитавшись в текст, можно понять, о чем идет речь. Святитель Тихон Задонский пишет о первых словах Псалтыри, что «если и мы хотим быть участниками блаженства, то будем отвергать от себя «советы нечестивые» . Еще больше подтверждает слова значения окружения для верующего человека еще одни строки из псалма:

«С преподобным преподобен будеши, с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:26-27).

Святитель Игнатий Брянчанинов замечает, что беседа с ближним серьезно влияет на человека. «Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщает святость», – заключает святитель.

Строптивым именует человек лукавый, «развратишися» – значит «изменишься, и явно не в лучшую сторону. Как бы не ругали современные методики личностного роста, но здоровое зерно есть и в них. Добившиеся успеха в своем деле профессионалы постоянно подмечают, что влияние родственников, близких, друзей имеет огромную силу на принятие решения человеком. Есть поддержка и мотивация – и на душе будет некоторая легкость, и ветер будет дуть в парус на встречу к цели. Есть регулярные укоры и насмешки – человек может вообще бросить под их воздействием все попытки чего-то достичь в желаемом деле. И несомненно будет мучиться в будущем.

Дело спасения не является исключением, каждый христианин в своей жизни наверняка подвергался давлению и бытовому «преследования» за религиозные убеждения от близких и родственников. «Да зачем тебе это надо?», «куда вставать в такую рань?», «вас там дурят»…

Христианская община представляет собой яркий пример того, как должно выглядеть окружение православного человека – из единомышленников. Раю на земле не бывать, но приход, как правило, становится вторым домом, в том числе и благодаря единению близких по духу людей.

Протоиерей Андрей Ткачев весьма емко и точно высказался об экологии окружения христианина: «Не надо общаться с теми, с кем вам общаться тяжело… И не устраивайте экспериментов: пойду специально туда, где никого не люблю, и буду упражняться в терпении. Ничего не получится. Не лезьте туда, где вас не любят, и где вы не любите никого. Вот раздражаетесь вы на них, они – на вас: ну и всё, ну и до свидания. Вы туда не ходите, они к вам не ходят: всё и греха нет».

Может быть, святые отшельники исключали из своей жизни общество, в том числе и поэтому? Нет общения – нет грехов, общением вызываемых.

Со избранным избран будеши

Наши близкие, коллеги, иные люди, с которыми в силу обстоятельств родства и трудовых отношений не способны запросто разорвать общение, являются частью нашей жизни. И, очевидно, они – наш крест, испытание, школа смирения и любви. А мы для них как раз-таки можем стать проповедниками Божьего слова, и прежде всего своей миролюбивой реакцией, добротой и теплом. Но в жизни случаются и такие ситуации, когда мы можем быть увлечены в этот самый «совет нечестивых». И здесь нужно иметь рассуждение и всячески сторониться от беззакония и участия в нем. Откуда бы оно ни приходило. Ну, а чтобы повысить уровень духовной жизни, безусловно, нужно стремиться в сообщества подобных, охваченных жаждой Бога христиан. Рассуждающих, увлеченных, опытных, горящих.

Ведь вера, она как Благодатный Огонь, воспламеняется от одной свечи, а передается миллионам.

Свт. Афанасий Великий

С преподобным преподобен будеши . Справедливо сподобил Ты меня благодеяния Своего, потому что Ты праведен, с преподобным умеешь быть преподобным. Ибо, если бы пребыл я во грехе и предался совершенному развращению, то знаю, что и Ты сам, великий Судия, произнес бы надо мною суд Свой, по мере греха моего. Но поелику сохранял я пути Твои, то и Ты, Который преподобен с преподобным и неповинен с неповинным, не остановил взора на уклонении от правды, какое было со мною на время, но воздал мне в суде Твоем по жизни, какую вел я после, и по делам, совершенным мною в правде.

Толкование на псалмы.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом - много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши. И со избранным избран будеши .

О чтении святых Отцов.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши и со строптивым развратишися

С сердечным расположением людей сообразуешь Ты воздаяния свои, Владыка. Преподобным уделяешь, что достойно их преподобия; неповинным и свободным от греха, что им соответственно и избранным и совершенным, что совершенно, а для совратившихся с праваго пути и идущих путем противоположным, устрояешь, что находят и конец сообразный с сим путем. Как же и каким образом?

Евфимий Зигабен

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранными избран будеши, и со строптивым развратишися (изменишься)

Преподобным обыкновенно называется тот, кто благочестив пред Богом; неповинным тот, кто чист душою пред людьми; избранным - тот, кто совершен в добродетели; строптивым - человек лукавый. - Сказанные выше слова могут иметь свое приложение ко всякому и содержать в себе весьма поучительный смысл: они именно значат, что каков тот, с кем ты живешь вместе или обращаешься, таким будешь и сам, изменяемый сообразно с свойствами человека близкого к тебе. Развратишися , иначе - переменишься; будешь праведным (в обществе т. е. преподобного, неповинного, избранного), переменишь лукавые мысли твои на добрые. Но эти слова некоторые относят также и к самому Богу и дают им в сем случае следующий смысл: Ты, Боже, как бы так, по мнению их, говорит пророк, воздаешь каждому по достоинству его, будучи сам существом праведнейшим. Ты освящаешь преподобного, оправдываешь неповинного, отличаешь избранного, переменяешь строптивого на доброго, препятствуя ему делать злое. Изъясняющие таким образом это место - прибавляют, что здесь во всех случаях употреблено пророком, вместо причастия, отглагольное имя прилагательное, и это своего рода идиоматизм языка, наприм. преподобный вместо упреподобляющий или освящающий.

Лопухин А.П.

Ст. 26-27 С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися

Господь и с каждым поступает так, как он того заслуживает

Господь с каждым поступает соответственно тому, что он заслуживает: чистого, праведного Он награждает, а лукавого карает.

Похожие публикации