Энциклопедия пожаробезопасности

Основные положения просвещенного абсолютизма. §33. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. Вся внутренняя политика просвещённого абсолютизма делится на три периода

Эпохой просвещённого абсолютизма в России называют период правления Екатерины II. В чём особенности подобного правления? Какие новые черты характерны для абсолютной монархии, которая называется просвещённой? Разберёмся в этом.

Просвещённый абсолютизм - это форма политики, которая сложилась в некоторых странах Европы и в России в середине 18 века. Это политика сохранения старых, лучших форм управления государством с одновременной модернизацией всей системы управления страной, это формирование основ нового буржуазного общества.

Цель политики

  • максимально приблизить деятельность правителя к веяниям времени, учитывая все изменения, происходящие в стране;
  • достичь « общего блага» сверху, путём реформ, проводимых монархом.

Задачи

    Усиление абсолютной власти путём использования модернизированных формы управления, отказ от отживших систем власти.

    Превращение дворянства в привилегированное сословие, предоставление ему максимума прав и свобод., ведь именно дворянство - опора царской власти.

    Смягчение напряжённости в обществе при одновременном усилении власти помещиков над крестьянами.

    Проведение политики « экономического либерализма», то есть развитие экономики путём проведения реформ сверху, развитие предпринимательства в стране.

    Распространение знаний, развитие культуры.

Идеологическая основа Просвещения - идеи просветителей Запада (идеолог- Томас Гоббс), которые осуждали насилие, выступали за свободу, равенство, право на частную собственность. Они считали обязательным в стране принцип разделения властей, верховенство закона.

О с новные признаки просвещённого абсолютизма

    Во главе государства стоит « просвещённый», умный монарх, издающий справедливые законы, способствующие развитию общества. Именно такой монарх способен добиться идеала « общего блага», экономического, культурного процветания страны.

    Модернизация страны, всех её сфер, так как для этого сложились в обществе объективные условия. Без этого невозможно дальнейшее эффективное развитие и торговли, и экономики в целом.

    Проведение политических реформ, усовершенствование системы управления, которая шла бы в ногу со временем и в то же время способствовала укреплению абсолютной монархии.

    Принятие мер, которые бы способствовали снижению социальной напряжённости в стране, предотвратили народные бунты и возмущения.

    В политике как монарха, так и верхушки общества главное - слово, убеждение, а не грубое насилие.

    Большое внимание - развитию культуры, особенно образованию, создание системы государственного образования для всех категорий населения.

Екатерина II стремилась всей своей деятельностью доказать, что её правление - это эпоха Просвещения в России. Какие конкретно мероприятия были ею проведены, вы можете прочитать на странице, посвящённой историческому портрету Екатерины II на моём сайте poznaemvmeste. ru

Просвещенный абсолютизм.

Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, что просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

XVIIIвек – время господства просветительской идеологии. Французские просветители М. Ф. Вольтер, Ш. Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов – мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости.

Представление о государстве как о главном инструменте достижения общественного блага господствовало в умах людей того времени. Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение «О духе закона» было настольной книгой Екатерины II, явилась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. В своей политике ЕкатеринаIIпыталась реализовать эти творческие положения. Естественно, она не могла пойти против дворянства, против крепостного права. Она стремилась построить законную самодержавную монархию, обновить ее с учетом новых исторических реалей, а не вводить конституционный монархический строй, как этого хотели просветители. Понимание монархами равенства и свободы не шло дальше закрепления прав и привилегий каждого сословия в рамках самодержавной власти.

Политика просвещенного абсолютизма в России, так же как и в ряде других европейских стран, заключалась в использовании положений просветительской идеологии для укрепления крепостнического строя в условиях его начавшегося разложения. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Власть и управление.

Чтобы сгладить впечатление от захвата престола, Екатерине надо было стать популярной в широких кругах народа, действуя наперекор предшественнику, поправляя то, что им было испорчено. Петр III оскорбил ее национальное чувство; Екатерина должна была действовать усиленно в национальном духе, восстановить попранную честь народа. Прежнее правительство вооружило против себя всех своим бесцельным произволом; новое должно было упрочить законность в управлении, что и было обещано в Манифесте Екатерины. Так, популярная деятельность нового правительства должна была одновременно следовать национальному, либеральному и сословно-дворянскому направлениям. Не будучи в состоянии согласовать противоречивые задачи и не решаясь пожертвовать какой-либо в пользу остальных, Екатерина разделила их, каждую проводила в особой сфере правительственной деятельности. Национальные интересы и чувства получили широкий размах во внешней политике, которой был дан полный ход. Предпринята была широкая реформа областного управления и суда по планам передовых публицистов Западной Европы, но главным образом с целью занять праздное дворянство и укрепить его положение в государстве и обществе..

По-прежнему правители создавали при своей особе учреждения, стоявшие над всеми другими, из приближенных и доверенных деятелей. Это елизаветинская Конференция при высочайшем дворе, Совет при высочайшем дворе Петра III, Непременный совет при Екатерине II. Последняя реформировала Сенат в 1763 году, прежде единое учреждение разделили на шесть департаментов, каждый из которых ведал определенным кругом дел. Сильно возросла роль генерал-прокурора - он теперь не только наблюдал за работой Сената. Но самостоятельно решал сенатские дела. Екатерина назначила на эту должность князя А.А. Вяземского, известного своей честностью и неподкупностью.

Дальнейшая централизация, бюрократизация управления нашли свое выражение в ликвидации гетманства на Левобережной Украине. Ею стали управлять президент Малороссийской коллегии и генерал-губернатор Малой России. Тем и другим Екатерина Вторая назначила П.А. Румянцева, выдающегося полководца и государственного деятеля, человека решительного и энергичного.

Важный момент в политике «просвещенного абсолютизма» - созыв в 1767 году Комиссии для составления нового Уложения. Цель в созыве уложенной комиссии видна из слов самой Екатерины в «Манифесте о созыве уложенной комиссии и выборе депутатов»: «... начали сами готовить наказ, по которому должны поступать те, кому от нас повелено будет сочинить проект нового Уложенья.

И понеже наше первое желанье есть видети наш народ столь счастливым и довольным, сколь далеко человеческое счастие и довольствие может на сей земле простираться, для того дабы лучше нам узнать было можно нужды и чувствительные недостатки нашего народа, повелеваем прислать... в первостоличный наш город Москву депутатов» 1 .

Для руководства работой по составлению нового Уложения и решения важнейших вопросов законодательства Екатерина написала «Наказ» Уложенной комиссии. Это политико-философское произведение стола своеобразной компиляцией текстов Монтескье (книга «Дух законов»), итальянского криминалиста Беккариа («О преступлениях и наказаниях»)., Бильфельда, Юсти и других европейских просветителей. Достаточно сказать, что из 507 статей «Наказа» тексты 408 статей были взяты у этих просветителей (294 заимствованы у Монтескье), причем на первый план выдвигалось обоснование самодержавно-крепостнического строя в России. Книгу Монтескье Екатерина называла молитвенником государей, имеющих здравый смысл. Широко воспользовалась Екатерина и трактатом Беккариа, направленным против остатков средневекового уголовного процесса с его пытками и подобными судебными доказательствами, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений. Самая обширная Х глава «Наказа» «о обряде криминального суда» почти вся взята из этой книги (104 статьи из 108). Сенат разослал «Наказ» по учреждениям, центральным и местным. Читать его велели только начальникам, поскольку он содержал «опасные» мысли передовых философов-просветителей. В Москву съехались более 500 депутатов от дворян, торгово-ремесленного населения, государственных крестьян, казаков. Послали своих депутатов также коллегии, Сенат и Синод. Крепостные крестьяне и духовенство представителей не получили.

В 20 главах «Наказ» говорит о самодержавной власти в России, о подчиненных органах управления, о хранилище законов (Сенате), о состоянии всех в государстве живущих (о равенстве и свободе граждан). «Наказ» возвещал, что равенство граждан состоит в том, что все подчинены были одинаковым законам, что есть государственная вольность, т.е. политическая свобода, и состоит она не только в праве делать все, что законы дозволяют, но и в том, чтобы не быть принужденным делать, чего не должен хотеть.

Идеи просвещения находили отклик у части дворян и у депутатов разных сословий. Кроме того, созыв комиссии Давал Екатерине II возможность выяснить позиции и требования привилегированных и полупривилегированных сословий, способствовали укреплению народных иллюзий о «добром царе». Каждому депутату избиратели вручали наказ с изложением своих нужд и пожеланий.

Необходимость нового свода законов чувствовалась давно. После Соборного уложения 1649 года накопилось большое количество указов царя и Боярской думы, императорских манифестов и указов. Уже при Петре Первом, в самом конце предыдущего столетия, работала комиссия по подготовке текста нового Уложения, но из этого ничего не получилось. Мысли о созыве депутатов для законодательной работы высказывали публицисты и авторы проектов: Посошков, Голицын, Татищев. В 50-60-е годы составлялись списки депутатов. Наконец, в конце июля 1767 г., созвали Комиссию.

В декабре 1767 года заседания Комиссии в Москве прекратились, и она была переведена в Петербург, где 18 февраля 1768 года в Зимнем дворце возобновила свою работу чтением и обсуждением законов о юстиции. Вообще при работе комиссии плана занятий установлено не было, предметы назначались случайно, вопросы сменялись неисчерпанные. Постепенно, с расширением поля обсуждения, Комиссия поднималась от местных подробностей к общим вопросам государственного порядка.

В конце XVIII века политика российского абсолютизма была направлена на сохранение и укрепление феодально-крепостнического строя, господствующего положения дворян в экономике и политической жизни, на юридическое оформление полного бесправия крепостного крестьянства и в то же время на предотвращение дальнейшего развития социального антагонизма и возможности крестьянской войны.

Одной из главных форм решения этих задач стала перестройка органов власти, управления и суда в губерниях и уездах, укрепление диктатуры дворян, как в деревне, так и в городе. Крестьянская война особенно ясно показала Екатерине II, «о ком пещися должно» - положиться царица могла лишь на дворянство. К тому же и помещикам, напуганным размахом Крестьянской войны, стала очевидной необходимость реформ, а потому можно было не опасаться дворянской оппозиции.

Прежде всего, следовало укрепить местное самоуправление, которое показало свою неэффективность в борьбе с крестьянскими волнениями. В 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний». Если до сих пор Россия делилась на губернии, провинции и уезды, то теперь сохранились только губернии и уезды. Было определено, что численность населения губернии должна составлять 300-400 тыс. душ, а уезда – 30-40 тыс. душ. Количество губерний возросло с 23 до 50. Во главе губернии стоял губернатор, несколько губерний подчинялись генерал-губернатору.

В каждой губернии создавался обширный штат чиновников. При губернаторе существовало губернское правление, надзиравшее за деятельностью всех губернских учреждений и должностных лиц. Финансами и хозяйственными делами занималась Казенная палата. Школами и «богоугодными» заведениями (больницами, богадельнями и т. д.) ведал Приказ общественного призрения («призирать» - опекать, заботиться), в котором заседали выборные представители сословий под председательством правительственного чиновника. В уездах исполнительным органом власти был нижний земский суд во главе с капитан-исправником, избираемым местным дворянством. В уездных городах власть принадлежала назначаемому городничему.

План
Введение
1 Время
2 Основы просвещённого абсолютизма
3 Как встретили просвещённый абсолютизм
4 Страны
5 Монархи, задействованные в просвещенном абсолютизме

Введение

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

2. Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

3. Как встретили просвещённый абсолютизм

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Всё политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

5. Монархи, задействованные в просвещенном абсолютизме

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

· в Испании - министр Аранда при Карле III (1759-1788)

· в Португалии - Помбал (1760-1777) при Иосифе Эмануиле

· в Неаполе - министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV

· в Тоскане - Леопольд I (1765-1790)

· в Дании - Кристиан VII (1766-1807) с министром Струэнзе (1769-1772)

· в Швеции - Густав III (1771-1792)

· в Бадене - Карл Фридрих

· в Польше - Станислав Понятовский (1764-1795)

· в России - Екатерина II

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцский, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом - посредник Фридриха в Германии, Гольц - его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, князь-архиепископ Иероним фон Коллоредо в Зальцбурге, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн - министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло - в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини - в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес - в Испании, барон Крейц и барон Сталь - в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II - много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма - деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. - несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец - область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» - таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии - цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 - из Франции, далее, в 1767-68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.

Политика просвещенного абсолютизма (кратко)

Политика просвещенного абсолютизма (кратко)

Продолжательницей дела Петра Первого выступила Екатерина Вторая. Период её правления государством связан с расширением территориальных границ и важными административными реформами. Главной целью её деятельности было законно оформить права всех сословий. Именно при Екатерине Второй сложилась так называемая система просвещённого абсолютизма. То есть, система общества при которой сословия признают свою ответственность перед монархом, который в свою очередь, осознаёт себя в роли попечителя империи. Таким образом, Екатерина хотела достигнуть союза между обществом и монархом не на принуждении (абсолютная монархия), но на добровольном признании собственных обязанностей и прав.

Императрица полностью поощряла развитие науки и образования, способствовала закладыванию фундамента журналистики, а также восстановления торгово-промышленной деятельности государства, руководствуясь трудами французских просветителей Дидро и Вольтера.

Вся внутренняя политика просвещённого абсолютизма делится на три периода:

· 1762 год – середина 70-х годов. Получив в руки власть в результате дворцового переворота, основной задачей Екатерины стало оправдание своего пребывание в роли держателя власти. Для этого была созвана Уложенная комиссия, целью которой было составление законов, а также замена некоторых законов в Соборном Уложении 1649 года. Комиссия просуществовала недолго, однако, плоды её четырёхлетней работы стали основой деятельности императрицы.

В 1763 году она проводит реформу Сената, который был разделён на шесть департаментов и лишён законодательной инициативы.

· Середина 70-х – начало 90-х гг. второй период правления ознаменовался крупными государственными реформами. Их причиной стало восстание Пугачёва, а их цель заключалась в закреплении власти монарха. Среди важных событий: роспуск Запорожской Сечи, распространение крепостничества на Украину, формирование системы сословных судов и пр.

· С начала 90-х годов по 1796 год. В результате событий Французской революции 1789 года императрица взяла курс на остановку политики просвещенного абсолютизма. Всё чаще цензурируются книги и газеты.

В общем, за период царствования Екатерины Второй Россия становится авторитетным мировым государством. Формируются благоприятные условия развития экономики державы, расширяются права дворянства и пр.

Тем не менее, недостатком данной политики стало продолжение политики протекционизма и меркантилизма, что привело к развитию промышленного застоя.

1. Как мыслители эпохи Просвещения объясняли события общественной жизни?

По мысли эпохи Просвещения события общественной жизни объяснялись исходя из простых законов, в конце концов, сводившихся к разумности происходящего. Они приближали жизнь общества к жизни природы, считая, что законы взаимодействия между людьми легко просчитать, если отбросить предрассудки.

2. С чем теория общественного договора связывала появление и функции государства? Какое государственное устройство Д. Локк считал идеальным?

Теория общественного договора как раз связывала появление государства с этим самым договором, согласно которому люди добровольно передавали государству функцию защиты их естественных прав. Учитывая английский опыт, для Локка идеальным было государство с разделением законодательной и исполнительной властей (что уже было отчасти сделано в Англии с развитием функций парламента).

3. Почему Франция стала духовным центром европейского просвещения? Охарактеризуйте взгляды Вольтера, Руссо, Дидро.

Франция стала центром европейского просвещения потому, что ещё до этого стала центром Европейской культуры. Благодаря последнему здесь в почёте были образование и печатное слово. Почти половина взрослых мужчин страны умела читать. Увлечение новыми идеями, включая идеи просветителей, вошло в моду даже у высшей аристократии. Именно в этой среде расцвели крупнейшие умы эпохи.

Вольтер являлся активным поборником естественного права и активно выступал в конкретных случаях его нарушения. Но основной круг его идей был сосредоточен вокруг религии. Он обрушивался с критикой на идеи католической церкви и абсолютизма, который основывал свои права на католической идеологии. Но при этом Вольтер столь же яростно критиковал и атеизм, так как без религии общество оказывается лишено нравственных ориентиров.

Д. Дидро известен как издатель «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», где попытался суммировать основные знания своей эпохи. Он отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления - лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов.

Ж.Ж. Руссо наиболее полно из энциклопедистов рассматривал именно законы общественного развития и перспективы такового. Он считал, что человек по природе обладает свободной волей и с начала времён этой волей пользовался. Государство по его представлениям возникло в результате естественного договора между людьми. Однако с появлением имущественным неравенства общественный договор исказился, из чего и происходят все несправедливости.

4. Кто из просветителей придерживался республиканских идей? Как просветители объясняли необходимость разделения властей?

По мысли просветителей разделение властей нужно для того, чтобы ни одна из ветвей власти не подчинила себе остальные, то есть, чтобы избежать единовластия. Ш.Л. де Монтескьё довёл эту идею до логического завершения, написав о системе сдержек и противовесов. Из просветителей многие склонялись к республиканской форме правления. Наиболее последователей в этом был Ж.Ж. Руссо.

5. Почему в германских государствах идеи Просвещения распространились не столь широко, как в Англии и Франции? Каковы были особенности немецкого Просвещения?

Германских государств было много, здесь не сложилось такого центра культуры и просвещения, каким был Париж во Франции. Кроме того, местная элита давно привыкла общаться на самые разные темы на французском языке, тем более на темы передовых идеи. Немецкие аристократы просто выписывали книги из Франции и присоединились к общеевропейскому Просвещению с центром в Париже.

Потому немецкие просветители не так радикально призывали к переустройству общества. Но зато именно они сделали акцент на интересе к собственному языку и традициям, самобытности немецкой культуры. Именно с немецких просвещённых кругов начинается интерес ко всему национальному, который распространился по Европе в следующую эпоху романтизма.

6. Как вы объясните распространение идей просвещенного абсолютизма? Заполните таблицу.

В XVIII в. идеи просветителей обещали переустройство общества на разумных началах. Предполагалось, что удастся наладить государственный аппарат как часовой механизм, заставить его работать без сбоев. Эта идея была весьма привлекательна для монархов. К тому же, эти идеи были в моде в высшем свете Европы, и молодые принцы увлекались ими чисто по человечески, а получив власть, старались реализовать мечты молодости на практике. Более того, образ просвещённого монарха был выгоден, потому что повышал авторитет среди таких же увлечённых просвещением представителей высшего общества.

7. Сделайте вывод о том, насколько последовательно воплощались в жизнь идеи Просвещения в деятельности правителей. Какие из этих идей не могли быть реализованы просвещенными монархами?

У просветителей не было единой программы, которую монархи могли бы последовательно выполнять: у каждого из мыслителей были свои идеи. Правители крупных европейских государств реализовали некоторые из них. Однако они не могли, например, ввести республиканскую сферу правления, причём не только потому, что не хотели сами себя лишать власти, но и потому, что на тот момент некоторые идеи могли вызвать большое возмущение в обществе. Недаром Екатерина II писала одному из просветителей про то, что философы работают с бумагой, которая всё стерпит, но правителям приходится дело со спинами подданных, которые более чувствительны.

Похожие публикации