Энциклопедия пожаробезопасности

Гармония цветов. Палитра гармонии цветов. Гармония цвета в композиции Гармония по общему цветовому тону и светлоте

Как известно, все цвета которые мы видим, можно разделить на ахроматические (белый, черный, оттенки серого - цветовых волн нет, есть лишь освещение.) и хроматические (цвета спектра, цветовые волны, которые воспринимает наш глаз). Цветовые волны плавно переходят друг в друга, создавая цветовой континуум - неперывное плавное изменение цвета.

Эти два направления не существуют отдельно, хроматические цвета (весь континуум) смешиваются с ахроматическими, что дает всю гамму оттенков , которые видит наш глаз. Наиболее удачно вся гамма представлена в трехмерном "Дереве" Манселла.

Примеси разных ахроматических цветов формируют разные тоновые направления.

Если смешать чистый цвет с белым, получатся светлые цвета, с черным - темные .

Если говорить о цвете как о цветовых волнах, то серый цвет - это смешение цвета с его противоположностью (т.е. например, оранжевого с синим), две волны "гасят" друг друга и насыщенность цвета теряется. Поэтому мягкие цвета (смешанные с серым пигментом, с противоположной волной, на самом деле) смотрятся "сложными, нюансными". Итак, смесь с серым дает "мягкие цвета".

Если говорить о художественной цветовой гармонии, то не все хроматические цвета континуума хорошо смотрятся друг с другом, они сочетаются с определенной ритмичностью. Цвета с золотистым подтоном считаются теплыми , цвета с синим - холодными . Существуют и нейтральные по температурной характеристике цвета, находящиеся в континууме между двумя оттенками.

Итого, мы имеем 6 характеристик цвета, 3 пары дихотомий .
Дихотомия - это шкала. Это не столько выбор или - или, сколько нахождение на этой шкале. Например, оба цвета могут быть теплыми, но один - ярко выраженным теплым, а другой - ближе к нейтральным.

Общепризнанные характеристики цвета это:
Светлота: светлый (с белой примесью) или темный (с черной примесью).
Яркость (насыщенность): яркий (почти без примесей, насыщенный пигмент) или мягкий (маловыраженный пигмент, приближенность к серому, серая примесь)
Цветовой тон (место цвета в континууме). Сюда относится как раз деление цветов на теплые (с золотистым подтоном) или холодные (с синим подтоном)

Любой цвет описывается всеми тремя характеристиками, однако, выражены они с разной интенсивностью . Это и обеспечивает разнообразие оттенков. Та характеристика, которая выражена больше всего, сильнее всего влияет на восприятие цвета, остальные характеристики вносят коррективы. Если сочетать все цветовые характеристики, получится 48 вариантов - 48 переходящих друг в друга колоритов . Как они переходят друг в друга я вам уже рассказывала. Это абсолютно уникальная авторская разработка, так что, думаю, вопросы, по какой системе я работаю, отпадут - я работаю по СВОЕЙ системе "Color Harmony",построенной целиком и полностью на теории цвета, засчет чего она точнее большинства других цветовых теорий, если не всех.

На эти ячейки с размытыми границами можно разделить все цвета континуума. Однако, в практическом использовании 48 палитр - это много, слишком много цветов будет повторяться. Поэтому лучше всего сократить количество палитр до 12. почему до 12? сейчас объясню. Как я сказала, больше всего на восприятие цвета и его сочетаемость с другими влияет ведущая характеристика, самая ярковыраженная. Значит, у нас есть 6 направлений - яркие колориты, мягкие, светлые, темные, теплые, холодные. У ярких цветов в первую очередь видно чистоту цвета, у мягких - серую примесь или "сложность" цвета, у темных - глубину, темноту, у светлых - разбеленность, воздушность, у теплых - золото, теплоту, у холодных - льдистость, синеву.

Сравните холодный мягкий колорит и мягкий холодный. В первом случае в глаза бросается синева, холод. во втором - сложность, серая примесь.


Нам важна также и температурная характеристика - поскольку именно при несовпадении температурного подтона кожа оптически реагирует неприятными эффектами (пожелтением, бледностью, покраснением, цветными тенями) - это оптика. Волны накладываются друг на друга и дают неестественный цвет.

Поэтому те направления, где температурная характеристика не первая, стоит разделить еще на две подгруппы.

Получаются яркий теплый, яркий холодный, мягкий теплый, мягкий холодный, светлый теплый, светлый холодный, темный теплый, темный холодный.

В случае с колоритами, где температураня характеристика ведущая, важна яркость - чистые цвета или сложные. Поэтому они разделяются таким образом: теплый яркий и теплый мягкий, холодный яркий и холодный мягкий.

Получается 12 колоритов, и упрощенно цветовой глобус будет выглядеть так:

Некоторые системы колоритов используют старые "сезонные" названия колоритов, что ни на что не влияет кроме терминологии.

Каждый человек попадает в один колорит из 12, но с определенными поправками и индивидуальными переходами. Все цвета внешности человека обладают одинаковым набором характеристик , не бывает такого, что кожа холодная, а глаза, теплые, все раскрашено из одной палитры, а то бы цвета вашей внешности не были гармоничны. Это закон природы=)


Все цвета внутри основного колорита человеку подходят, и в дополнение к ним подходят некоторые цвета соседних колоритов, которые просто добавляются в индивидуальную палитру. У разных людей эти "добавки" отличаются.

И представляю сами 12 колоритов, которые вам, в принципе, уже знакомы.

Я буду называть их по характеристикам, хотя сезонные названия пока пусть остаются для соотнесения терминологии=)

И маленький бонус - палитры теперь имеют координаты Pantone (Картинки в крупном разрешении можно будет скачать с гугл диска https://drive.google.com/file/d/0B2SlBFbzV-EYOHZYSFlRa19YY1E/edit?usp=sharing , перепост картинок в других местах приветствуется, но только в случае ссылки на нас=)), кроме того, я несколько дополнила некоторые палитры. Цвета pantone очень часто у меня запрашивают. Хотя в бытовом использовании клиентам легче использовать классические 12 tone типа таких.

И.. представляю 12 колоритов.Каждый из них вызывает некоторые ассциации, я их тоже приведу, но только этими ассоциациями колорит не ограничивается - они лишь дадут прочувствовать "дух" цветов, составляющих палитру. Но в любом частном случае цвета могут нести разные ассоциации(!) в зависимости от их использования. Но я надеюсь, мне удасться показать все колориты с их лучшей стороны=) После названия каждой палитры будут ссылки на мой pinterest, куда я постепенно будут собирать цвета и ассоциации, это поможет вам представить цвета "в действии".

Яркий холодный колорит. ("Яркая зима") "Impressive" palette - "впечатляющая" .

Ведущая характеристика - яркость, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным.Часто контрастный по светлоте. Цвета чистые, либо без явных примесей,либо с голубоватой примесью.

Общее впечатление от палитры - яркость, броскость, хотя при этом проблеживается и некоторая сдержанность, обусловленная синим подтоном.

Палитра напоминает зимний пейзаж в светлый день своими цветовыми контрастами чистых цветов, белого, черного, красного и холодного зеленого, либо тропические острова с яркими птицами, цветами, бирюзовой водой, синим небом и изумрудной зеленью.

Яркий теплый колорит. ("Яркая весна"). Creative Palette - "Творческая" палитра.

www.pinterest.com/shahrazade/ch-bright-a nd-warm/

Ведущая характеристика - яркость. Дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным колоритом. Цвета чистые, либо без явных примесей, либо с яркой золотистой примесью.

Палитра ассоциируется с миром Южной Азии, с яркими одеждами жителей этого региона, цветовыми всплесками в их манере сочетать цвета, с жизнерадостными красками тропической природы.

Мягкий холодный колорит ("Мягкое лето") - Mysterious Palette - Загадочная палитра

Ведущая характеристика - мягкость, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как относительно светлым, так и относительно темным. Цвета смягченные, с серой примесью или серовато - синей.

Палитра ассоциируется с сумерками, туманом, лесом перед дождем, создает впечатление тайны, недосказанности, загадки. Цвета очень сложные и нюансные.

Мягкий теплый колорит ("Мягкая осень") - "Sensual Palette" - "Чувственная " палитра

Ведущая характеристика - мягкость, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как относительно светлым, так и довольно темным колоритом. Цвета смягченные, с сероватой примесью или со смягченной охристой.

Палитра ассоциируется с земной чувственной женственностью, со временем перед закатом, когда солнце окрашивает все в мягкие золотистые тона, с дарами средиземноморской природы - зеленью и золотом полей, с виноградом, корицей, оливками, инжиром.

Темный холодный колорит ("Темная зима") "Luxorious Palette" - "Шикарная" палитра

Ведущая характеристика - темный, дополнительная- нейтрально - холодный. Может быть как довольно яркой, так и слегка смягченной. Цвета глубокие с черной примесью или с темно-синей.

Ассоциируется с роскошью королевских дворов, с бархатом глубоких бордовых, пурпурных,сиреневых, синих оттенков, с рубинами, изумрудами, нефритом и малахитом, а также с темной ночью и глубиной темно-синего неба.

Темный теплый колорит ("Темная Осень") - "Exotic Palette" - "Экзотическая" Палитра

Ведущая характеристика - темный, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как довольно мягкой, так и довольно яркой. Цвета глубокие, с черной или темной охристой примесью.

Ассоциируется с красками Ближнего Востока - с богатой обстановкой Марокканских интерьеров, золотом естественных огней, теплом специй, чувственной сложностью цветов, богатыми красками южной природы.

Светлый холодный колорит ("Светлое лето") - "Innocent Palette" ("Невинная" палитра)

Ведущая характеристика - светлый, дополнительная - нейтрально - холодный. Может быть как довольно ярким, так и довольно мягким. Цвета светлые, пастельные, с белой или светло - голубой примесью.

Палитра ассоциируется с нежностью, свежестью, детством, а также с отдыхом на море, со светло - бирюзовой водой, светлой зеленью, желтовато - белым песком, нежными цветами и беззаботностью.

Светлый теплый колорит ("Светлая весна") - "Tender Palette" - "Нежная" палитра.

Ведущая характеристика - светлый, дополнительная - нейтрально - теплый. Может быть как довольно яркой, так и довольно мягкой. Цвета светлые, жизнерадостные, с белой или светлой золотистой примесью.

Палитра ассоциируется с юностью, радостью, цветением фруктовых деревьев, все цвета пронизаны нежным золотом и напоминают о возрождении природы.

Теплый яркий колорит ("Теплая весна") - "Lively Palette" - "Жизнерадостная" палитра

Ведущая характеристика - теплый, дополнительная - яркий. Может быть как довольно светлой, так и довольно темной. Цвета с явным ярким золотым подтоном.

Палитра ассоциируется с лугом в разгар весны с многоцветьем ярких цветов- сиреневых, желтых, красных, фиолетовых, с золотым цветом солнца и синевой весеннего неба.

Теплый мягкий колорит ("Теплая осень") - "Spicy palette" - "Палитра пряностей"
http://www.pinterest.com/shahrazade/ch-warm-and-soft/

Ведущая характеристика теплый, дополнительная- мягкий. Может быть как довольно светлой, так и довольно темной. Цвета с явным охристым подтоном.

Палитра ассоциируется со специями - перцем, куркумой, говоздикой, шафраном, горчицей и с осенней природой, глубокой синевой воды и теплыми красками листвы.

Холодный яркий колорит ("Холодная зима") - "Noble Palette", "Благородная" палитра

Ведущая характеристика - холодный, дополнительная - яркий. Может быть как довольно темной, так и довольно светлой. Цвета с ярко- голубым подтоном.

Палитра ассоциируется с миром Снежной Королевы - с льдистой роскошью, отстраненностью и некоторой драматичностью, это палитра драгоценных камней.

Холодный мягкий колорит - ("холодное лето") - "Еlegant Palette" - "Элегантная" палитра.

Ведущая характеристика холодный, дополнительная - мягкий, может быть как довольно светлым, так и довольно темным. Цвета с мягким синим подтоном.

Палитра ассоциируется с элегантностью, со сдержанными красками северного лета с синевой прохладной воды, синевато- зеленой летней листвой и оттенками ягод.

Вся информация этой статьи - интеллектуальная собственность автора, поэтому перепост - только с указанием на источник.=)

Path to Your Charm Project 2014 , Color Harmony 2014

Гармония от греческого harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу. В цветной композиции тоже можно применять способы гармонизации, есть множество теорий с помощью которых пытались добиваться гармоничных сочетаний цветов, многие ученые работали над данной проблемой причем работали не только и не столько ученые изучающие физику цвета и света, а как правило те умы, которые пробовали осмыслить как цвет воздействует на психику человека, пытаясь добиться по средствам сочетания цветов определенного восприятия. Рудольфа Адамса и Альберта Манселла можно назвать в числе первых кто сделал значимые шаги в данном направлении. После них были многие назову некоторых кто на мой взгляд в настоящее время наиболее актуален Б. М. Теплов в его теория основывалась на круге с тремя основными цветами жёлтый, синий, красный. Шугаева В. М. и Козлова В. Н данные авторы опирались на круг с четырьмя основными цветами. Соответственно и мы рассмотрим гармонии на основе указанных цветовых кругов, и не забудем упомянуть о цветовых сочетаниях где используется один оттенок цвета, то есть цветовой круг не нужен.

Гармоничные сочетания ахроматических цветов.

Как мы уже выяснили ахроматическими мы называем оттенки серого, которые располагаются от белого к черному. Как можно добиться гармоничного сочетания между этими цветами. Тут уместно разделить процесс на гармонизацию собственно цветов, то есть выстраивания некоего ряда сочетаемых по тому или иному принципу цветов, который будет использоваться в композиции, и соотношение площадей на которых данные цвета будут располагаться.

Для гармонизации ахроматических цветов используют ступенчатую серую шкалу, или если композиция монохромная, то шкалу из оттенков определенного тона. Ступеней в шкале может быть разное количество важно, чтобы ступени делили отрезок от черного к белому на равные части, то есть шкала должна быть равно ступенчатой.

Далее из данной шкалы выбирают нужное количество оттенков, то есть композиция может состоять из двух, трех и более оттенков серого. Композиции из трех оттенков считаются наиболее гармоничными. При чем надо понимать, что даже когда композиция состоит из большого количества оттенков, часто на этапе эскиза и композиционных поисков, стараются свести к трем оттенкам, например, пейзаж часто разбивают на три пятна, передний средний и дальний планы, которые стараются гармонично связать между собой по средствам тональных отношений. А потом внутри данных пятен разрабатывать более тонкие градации при этом стараются не нарушать целостность трех основных пятен и отношений между ними.

Оттенки для композиции из серой шкалы выбирают либо с включением черного, белого и одного или нескольких серых, или только черный и белый, такая гармоническая схема называется полной .

Если выбирают белый и светлые оттенки серого, то такая схема называется светло-серой .

Черный и темные оттенки серого, темно-серой .

Когда оттенки берутся из середины шкалы, то тогда это средне-серая гармоническая схема.

Конечно, все данные схемы достаточно условны, например сочетание цветов может быть средне-серым, но при этом быть достаточно темной. Да и утверждение что композиция, разбитая на три тона является наиболее гармоничной тоже не бесспорно, есть разные мнения на этот счет.

Иногда серую шкалу составляют так, что можно разделить ее на темные оттенки и светлые, например, ели ступеней будет на пример десять то можно четко провести границу между темным и светлым.

Считается, что если выбирают оттенки, расположенные на серой шкале через равные промежутки то такая схеме наиболее гармонична, то есть она воспринимается как наиболее спокойная. Если промежутки между выбранными оттенками не равны, то получается более экспрессивная гармония.

Если приходится на практике использовать серую, или монохромную шкалу для гармонизации, то желательно иметь достаточно большую шкалу с как можно большим количеством ступеней, чтобы иметь больше места для маневра.

Например, в офорте есть такой инструмент как шкала травления, это разновидность серой шкалы, которая используется для получения определенных оттенков, при травлении офортной доски. Так вот офортисты стараются делать больше оттенков на шкале травления чем, будут использовать при травлении, и это делается для того чтобы иметь возможность более гибко и широко корректировать процесс травления, то есть светлотные отношения.

Что касается соотношения распределения выбранных оттенков на композиции, то тут тоже могут быть разные подходы.

Например, в композиции из трех оттенков можно пойти таким путем делим площадь композиции, таким образом, один оттенок занимает 50%, второй 32%, последний18%. Получаем соотношение близкое к золотому сечению, которое будет восприниматься как очень спокойная композиция.

Или другой пример, когда предлагается композицию из четырех тонов делить, таким образом, 1/6 белый, 1/6 черный, 2/6 первый серый, 2/6 второй серый, такое распределение позволяет получить достаточно спокойную сбалансированную композицию.

В принципе в данном случае можно использовать любые гармоничные сочетания чисел, которые предлагают как математика, так и геометрия, о чем мы, наверное, поговорим, когда-нибудь более подробно, в соответствующей статье.

Еще хочется сказать, что на самом деле гармонизация оттенков серого это первый этап при гармонизации хроматических цветов, то есть художники, перед тем как преступить к созданию цветной композиции часто создают чёрно-белый эскиз. Многие фотографы тоже без эскиза не обходятся, и часто эскиз бывает не один. Есть целая технология поэтапного решения все возможных художественных задач, от композиционных поисков, в том числе гармонизация, до детальной проработки всей композиции в монохромном или ахроматическом варианте, а потом уже переходят к созданию цветной композиции, как завершающий этап работы. Причем подобные во многом сходные подходы существуют как в традиционных художественных технологиях, так и в цифровых, и фотография тоже таких подходов не гнушается и эффективно использует, особенно в ретуши и коллажировании.

Гармоничные сочетания хроматических цветов.

Суть в том, что разных схем сочетания хроматических цветов великое множество они строятся на разных теориях и с использованием все возможных цветовых кругов.

Мы здесь, прежде всего, рассмотрим несколько наиболее используемы схем, основанных на двенадцати частном цветовом круге, где основными являются желтый, красный, синий цвета, хотя данные схемы можно более или менее успешно, использовать на любом другом цветовом круге.

Прежде всего надо сказать что любые гармоничные сочетания делятся на две категории, контрастные и нюансные сочетания . Соответственно любые сочетания, где используется явный контраст цветов или оттенков и есть контрастные. А сближенные, сочетания, как правило, расположенные рядом на круге не образующие явного контраста, являются нюансными.

И так схемы гармонических сочетаний.

Одноцветная (монохроматическая); монохромные цветовые гармонии – использование нескольких оттенков одного цвета. Данное сочетание аналог описанных выше сочетаний ахроматических цветов. Такие сочетания состоят как минимум из двух цветов. Только в место оттенков серого здесь используются оттенки, какого ни будь из спектральных цветов. И цветовой круг для построения данной гармонии не нужен, а нужна монохромная шкала, проходящая от белого к черному через требуемый спектральный цвет. Гармония может быть контрастной или нюансной в зависимости от выбранных оттенков.

Гармония аналогичных цветов или Родственная триада; в этой цветовой схеме используются смежные цвета цветового круга и их смешение. Данная гармония чаше всего используется как нюансная, но контраст тут тоже возможен. В качестве дополнительного цвета может быть использован белый или черный.

Гармония дополнительных цветов (комплементарная); в комплементарной цветовой схеме используются цвета, которые расположены, напротив. В данном случае контраст на лицо, и композиции, выстроенные на основе данной гармонии, могут быт очень контрастными, восприниматься как динамичные, экспрессивные, даже кричащие. Здесь очень легко ставить акценты.

Разбитые дополнительные; Это опять комплементарная схема. Но с одного конца она делится надвое, разбиваясь на два родственных цвета дополнительных к третьему. Сочетание еще более сложное, чем предыдущее и тоже контрастное.

Цвета лежат в вершинах равнобедренного треугольника на равном расстоянии друг от друга. Сочетание достаточно эффектное, даже если использовать пастельные цвета. Причем данная схема может строиться как на основных цветах, так и на вторичных, и даже третичных.

Предложенные сочетания цветов используются весьма часто во всех направлениях изобразительного искусства не только в живописи и графике, но также в фотографии дизайне, архитектуре, и даже визажисты, и парикмахеры работают с гармоничными сочетаниями.

Но существует мнение что основных цветов не три, а четыре обосновывается такая точка зрение рядом доводов, например, утверждается и не безосновательно, что смесь синего и желтого не дает чистый зеленый. Такой исследователь цвета как Майкл Уилкокс даже книгу так назвал «Синий и желтый не дают зеленый».

Так вот цветовые круги, основанные на четырех первичных цветах, тоже используют для гармонизации цветовой композиции.

Рассмотрим способы гармонизации с использованием данного круга.

Для начала опишем цветовой круг, на примере круга, предложенного Шугаевым.

Цветовой круг, в котором основными считаются четыре цвета синий, желтый, красный, зеленый.

Между основных цветов, расположены четыре группы промежуточных:

  • желто-красные;
  • сине-красные;
  • сине-зеленые;
  • желто-зеленые.

На основе данного круга сложилась система гармонизации цветов.

Выявлено четыре группы гармонических сочетаний:

  • однотоновые гармонии;
  • гармонии родственных цветов;
  • гармонии родственно-контрастных цветов;
  • гармонии контрастных цветов.

Однотоновые гармонические сочетания цветов; все что было сказано о Одноцветных (монохроматических) сочетаниях, описанных в предыдущих моделях, о сочетаниях ахроматических цветов, в полной мере относится и к данной группе, собственно это одна и та же группа только названия в разных моделях и у разных авторов разнятся.

Гармонические сочетания родственных цветов; Родственные цвета расположены в одной четверти цветового круга, между двумя основными цветами, У Шугаева существует четыре группы родственных цветов: желто-красные (оранжевые), красно-синие (фиолетовые), сине-зеленые, желто-зеленые.

Таким образом получаются нюансные колористические сочетания, спокойные и сдержанные, хотя определенный контраст и эмоциональность в них внести можно если добавить светлотную шкалу.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов; Родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях цветового круга, и не все сочетания данных цветов гармоничны. Существуют несколько схем, пользуясь которыми можно подобрать нужную гармонию:

  • Через круг проводят горизонтальные или вертикальные хорды, концы хорд располагаются на цветах, равно удаленных от общего главного цвета, и от контрастных главных цветов.
  • На круге располагают тупоугольный треугольник длинная сторона которого является описанной выше хордой, а вершина противоположного тупого угла является главным цветом в данном сочетании два остальных расположенных на двух других вершинах соответственно подчинены главному цвету.
  • Цвета, расположенные на вершинах прямоугольного треугольника, гипотенуза которого является диаметром цветового круга, а катеты, вертикальные и горизонтальные хорды.
  • Цвета в вершинах равностороннего треугольника, у которого одна из вершин - это главный цвет, а противоположная ей сторона является вертикальной или горизонтальной хордой.
  • Четыре цвета, расположенные по углам квадрата или прямоугольника, все стороны которых являются горизонтальными или вертикальными хордами.

Как правило при необходимости к данным сочетаниям добавляют светлотную шкалу.

Гармонические сочетания контрастных цветов; Контрастные цвета это те, которые расположены в противоположных четвертях цветового круга.

Два цвета наиболее удаленные друг от друга и соответственно расположенные на концах диаметра, являются контрастно-дополнительными. Данный вид гармонии наиболее контрастный потенциально очень эмоциональный и экспрессивный в общем обладает теми же свойствами что и «Гармония дополнительных цветов (комплементарная)», описанная выше. Как и в других схемах ее можно дополнять светлотной шкалой.

И тут надо заметить, что круги разные, а схемы, которые к ним применяются во многом похожи, не в деталях, но в основных моментах сходство несомненно есть, к чему это я. На самом деле схем гармонизации значительно больше, причем многие вполне могут работать на любом цветовом круге. Формализовать прочес все равно до конца не получится все равно придется, включать чутье и сопоставлять полученные с помощью схем цвета со своим вкусом, и корректировать полученное и результат может сильно отличатся от того который был получен с помощью все возможных схем.

Подходите к прочесу творчески.

Кстати схемы, предложенные в данной статье просто наиболее популярные.

Например, упомянутый здесь В. М. Шугаев на 16 частном круге выявил 120 гармоничных сочетаний цветов.

Но в некоторых областях ИЗО, например, в дизайне мастерам приходится работать с цветом буквально по числам в каталоге, то есть в очень узких рамках в которых свободный поиск цветовых сочетаний, как например в живописи, просто не допустим. Например, при создании фирменного стиля, нужно очень четко привязать фирменные цвета к имеющимся в каталоге цветов. И тут иногда просто нет вариантов, кроме как строго следовать гармоническим схемам.

При использовании данных схем нужно понимать, что сами по себе в отрыве от остальных принципов и законов, которые используются в композиции, данные схемы не будут работать должным образом, то есть, основные законы композиции целостность, соподчинённость, целесообразность, должны соблюдутся. Сколько бы цветов не было в композиции, один всегда так или иначе главный, ему подчинены все остальные, от него строится весь цветовой строй. Да бывают композиции в которых могут в роли главного выступать несколько разных цветов, например, в орнаменте, но тогда данная композиция делится на несколько других где в каждой отдельной все равно главным всегда один цвет.

И так мы рассмотрели несколько способов гармонизации с разными цветовыми кругами, и разными схемами гармонизации. Суть в том, что природа не формулирует так формально законы, как это делает человек, но они несомненно есть, и природа существует сообразно с этими законами, и чтобы их соблюдать иногда не обязательно пользоваться такими жесткими схемами.

Дело в том, что на практике и очень часто цветовой круг художники или фотографы не используют, и не по тому что это плохой инструмент, а по тому что с опытом приходит привычка держать круг в голове и выстраивать цветовые комбинации почти бессознательно. Более того многие поколения художников представления не имели о цветовом круге их этому просто не учили, а они все равно умудрялись делать свои произведения гармоничными, как же им это удавалось.

Еще до изобретения цветового круга были способы гармонизации, которые не требовали использования цветового круга, и они используются до сих пор. Сама натура с которой писали или рисовали подсказывала нужные сочетания цветов, например, в солнечный день все предметы вся окружающая среда пропитана солнечным светом, с присущим ему колоритом, который создает определенную среду, в которую погружена все вокруг даже глубокие тени все равно находятся в данной среде. И хотя тени как правило более холодные чем освещенные солнцем места, но среда, в которую они погружены все равно делает их более теплыми. Или в помещении, когда все освещено лампой накаливания и среда еще более теплая, но окно как часть композиции в котором мы видим ночную сцену, все равно не будет на столько холодным чтобы выпасть из общей композиции, оно все равно будет погружено в среду, которую создает лампа.

Значит среда, то есть какой ни будь определенный оттенок может работать как гармонизатор.

Так вот в Живописи и графике, а также в фотографии есть ряд приемов, которые позволяют имитировать данный эффект. Начнем с живописи, хотя в графике подобные способы тоже работают, во-первых, часто, когда художники пишут какую-либо сцену и подбирают палитру которой будут писать они заранее знают в какой цветовой строй будут держать. Будет ли эта композиция холодной или теплой и соответственно если, например, композиция будет теплой то даже самые холодные оттенки будут до определенной степени теплыми, это называется увести в теплую гамму или в холодную.

Еще часто по уже написанной картине если она кажется разваливается по цвету, то есть нет цветовой гармонии, то могут пройтись по ней прозрачным слоем краски (лессировочным) таким образом подчиняя остальные цвета тому цвету, который был у данной лессировочной краски.

Или, например, делается цветной грунт, а по нему пишут раздельным мазком какую-то композицию, таким образом грунт просвечивает из-под краски между мазками и выполняет роль среды, подчиняя себе весь цветовой строй картины.

И кстати подобных способов много, например, акварелисты пишут на тонированной бумаге она просвечивает сквозь краску и тоже играет роль гармонизатора.

А какие способы предлагает графика, тут можно в качестве гармонизатора использовать контур. Например, в станковой графике есть понятие рисующий слой, часто он реализуется в виде обводки, (контура) вокруг основных композиционных элементов, он может объединять элементы чем он толще, тем больше он подчиняет себе все остальные элементы и при определенных условиях он может работать как гармонизатор, то есть пронизывая всю композицию он может играть роль объединяющего элемента, который выравнивает цветовой строй в нужном направлении.

В фотографии тоже имеют место подобные приемы, например, цветные фильтры, которые еще на этапе съемки уже выстраивают цветовой ряд и работают как гармонизатор,

При обработке цифрового фото или при рисовании в цифре тоже имеются возможности для аналогичных приемов.

И еще один способ гармонизации - это рама и паспарту, которые тоже могут работать как гармонизатор, не секрет чем толще рамка и паспарту или просто обводка цветом вокруг картины, имеется в виду соотношение площадей, то есть толще относительно изображения, которое обрамляет обводка, тем она больше собирает картину или на оборот делает ее более свободной как правило если вокруг изображения более темная и широкая обводка (рама, паспарту) тем более собранной кажется композиция. Если же обводка более светлая, то композиция чувствует себя более свободно, в плоть до того что композиция может вообще развалится.

Так вот рамка может работать как гармонизатор если умело подобрать сочетание цвета и светлоты рамки. Более того рамка может вписать композицию в интерьер, сработать как объединяющий, гармонизирующий элемент между изображением и интерьером, помещения в котором расположено изображение.

И еще про цветовой круг, мы не коснулись в данной статье темы практической работы с кругом, дело в том, что существуют цветовые круги не только как схемы, но есть, например, механические кураги, или программы на основе цветового круга которые специально созданы для того чтобы с их помощью можно было подбирать гармонические комбинации цветов. Я планирую написать отдельную статью на эту тему, и в ней обещаю рассказать о подобных приспособлениях и программах.

На этом тема цветовой гармонии конечно не кончается, можно еще многое на данную тему сказать, но в задачи данной статьи и не входит рассказать все, скорее обозначить некоторые аспекты и разбудить интерес к данной теме.

Еще раз скажу, подходите к процессу творчески, и будет интересно!

Всем привет! В этой статье мы постараемся максимально осветить тему цветоподбора. В качестве теории предлагаем ознакомиться с переводом статьи с блога Adobe о цветовых гармониях, автор Tony Harmer. А для отработки на практике у нас есть видео урок: как подбирать цвета в Adobe Illustrator. Речь в уроке пойдёт о панели Color Guide, видео вы найдёте в конце этого поста.

Цветовые гармонии

Цветовые гармонии представляют собой комбинацию или сочетание цветов, которые радуют глаз. Мы постоянно используем цветовые гармонии: когда выбираем одежду, когда украшаем наши дома или рабочие места, и когда мы, как дизайнеры, хотим передать какой-либо смысл или настроение.

Цветовой круг

Цветовой круг - это инструмент, который позволяет дизайнеру подбирать сочетающиеся цвета, составлять палитры. Иоганн фон Гете назвал это «Теория цветов», но здесь нет настоящей теории. За время существования цветового круга было разработано множество теорий и представлений о цвете. Но именно цветовой круг довольно удобно использовать на практике при цветоподборе. Именно поэтому он будет отправной точкой для нашей работы.

В Adobe Illustrator встроено двадцать три цветовых гармонии, все они доступны в панеле Color Guide (Shift+F3) и инструменте Recolor Artwork (Edit > Edit Colors > Recolor Artwork) . Поэтому в этом посте мы рассмотрим именно их.

Особенности цветового круга в Adobe Illustrator

Технически цветовой круг в Adobe Illustrator имеет больше сходства с колесом LAB, но наглядно оно ближе к модели RYB, которая имеет больше общего с традиционной художественной моделью.

У цветового круга RGB красный находится на нуле градусов. При этом Циан (Cyan) - на противоположной стороне, то есть 180 градусов. Именно так и выглядит цветовой круг в Adobe Illustrator.

При этом невооружённым глазом видно, что на этом цветовом круге противоположный красному - это зелёный, а голубой цвет находится рядом немного в стороне. Но если вы возьмете красный цвет и повернёте его на 180 градусов, используя ползунки в диалоговом окне Recolor Artwork, вы получите именно Циан (Cyan)! Это всего лишь особенность работы Adobe Illustrator в отличии, например, от того же Photoshop.

Сочетания цветов, цветовые гармонии

Здесь мы покажем вам все цветовые гармонии на примере сочетаний цветов, где красный будет выступать в качестве базового.

Комплиментарные цвета (Complementary)

Комплиментарные цвета - здесь всё довольно просто, они расположены напротив друг друга на цветовом круге.

В Adobe Illustrator есть 4 вариации для комплиментарной гармонии. Они уже не такие строгие по сравнению с классическими комплиментарными цветами, то есть допускаются небольшие отклонения от противоположного расположения цветов.

Аналоговые цвета (Analogous)

Аналоговая гармония генерирует четыре дополнительных цвета с оттенками, расположенными на расстоянии 15 и 30 градусов по часовой стрелке и против часовой стрелке от исходного цвета. Яркость и насыщенность у цветов меняется. Есть вариация аналоговой гармонии с 5 цветами.

Монохроматические цвета (Monochromatic)

Эта гармония генерирует вариации насыщенности и яркости. Их представлено три: Monochromatic, Monochromatic 2 и Shades.

Триадные цвета (Triadic)

В триадной гармонии цвета расположены с шагом в 120 градусов по цветовому кругу. Как и в предыдущих случаях есть вариации с дополнительными цветами и изменениями оттенков и насыщенности.

Квадратная и прямоугольная схема (Tetrads)

Тетрады чаще всего называют квадратными или прямоугольными цветовыми сочетаниями. Вы также можете усмотреть ромб в положении цветов на круге. Оригинальный Tetrad генерирует три дополнительных цвета с шагом в 90 градусов. Но есть, конечно же, и вариации.

Составные цвета (Compounds, secondary)

Составными цветами называют те, которые можно получить при смешивании основных (красный, жёлтый и синий). Гармония Compounds работает по похожему принципу, давая составные цвета, сочетающиеся с базовым.

Контрастные цвета (High Contrast)

High Contrast - это по сути триадные гармонии, которые включают в себе правила некоторых других цветовых сочетаний.

Пентаграмма (Pentagram)

И завершим мы гармонией Pentagram. Это пять цветов с шагом в 72 градуса на цветовом круге. Насыщенность и яркость у цветов также меняются.

На этом можно и закончить наше путешествие в мир гармоничных цветов. Но мы не хотим, чтобы вы ограничивались этими правилами. Правила придумывают люди, а им свойственно ошибаться. Именно поэтому правила можно и даже нужно нарушать. Гармонии Adobe Illustrator могут стать для вас отправной точкой, а дальше ждут удивительные открытия и творческие эксперименты. Любую гармонию можно редактировать через Recolor Artwork. Так что удачных вам цветовых сочетаний и плодотворного творчества!

Как подбирать цвета в Adobe Illustrator

В этом видео уроке вы можете поближе познакомиться с панелью Color Guide (гид по цветам). Мы разберём, как с помощью панели Color Guide подбирать цветовые сочетания, опираясь на гармонии. Также вас ждёт обзор профессионального монитора для дизайнеров BenQ PD2700Q.

Ещё одно видео по цветоподбору. В этот раз рассматриваем такой инструмент, как Recolor Artwork. Благодаря Recolor Artwork можно подбирать цвета в Adobe Illustrator прямо на цветовом круге, перекрашивать иллюстрацию, настраивать яркость и насыщенность. В дополнение обзор профессионального 4K монитора BenQ PD2700U.

И ещё одно видео на закуску. Полезные скрипты для работы с цветом в Adobe Illustrator.

Хотите больше практики?

Дорогие друзья,

при работе с цветом цель художника, дизайнера заключается в создании цветовой гармонии .

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения.

По характеру психофизиологического восприятия принято подразделять гармонические сочетания на пять цветовых групп: однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов и гармонические сочетания «Триада».

  1. Монохромные гармонические сочетания построены на основе одного цвета. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер.

Монохромная гармония

В зависимости от поставленных задач цветовая гармония может быть организована в разных светлотных диапазонах. Например, использование полного светлотного диапазона выражает покой, стабильность. Подбор цветов, отделенных друг от друга разными интервалами способствует проявлению активности, напряженности цвета. Для выражения динамичного контраста выбирают два цвета с небольшим тональным интервалом между ними и третий – с бо́́льшим интервалом. Равномерное соотношение площадей, занятых в сочетаемых цветах, утверждает статику, неравномерное – динамику.

Монохромная гармония в природе

  1. Гармонические сочетания родственных цветов достигаются благодаря использованию трех цветов, находящихся рядом в цветовом круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. У этой гармонии может быть много глубины, ей присуще богатое своеобразие и элегантный вид. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов (или на легком их противопоставлении по цветовому тону) и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия.

Гармония родственных цветов

Введение в сочетания родственных цветов незначительного количества белого или черного цвета приводит к гармонии, усиливает эмоциональную выразительность композиции. Гармониям родственных цветов присущ активный светлотный контраст, способствующий выразительности тональных сочетаний. Например, равнонасыщенные три цветовых тона одинаковой светлоты не образуют тонких цветовых сочетаний. Как только к двум из трех сочетаемых цветов добавить черный или белый цвет, цветовые сочетания приобретают согласованность.

Гармония родственных цветов в природе

  1. Гармонические сочетания контрастных цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном.

Гармония контрастных цветов

Приступая к созданию контрастных гармонических сочетаний, сначала выбирают исходный цвет, затем определяют соответствующий ему контрастный цвет. Создавая гармонию контрастных цветов, можно добавить к каждому из сочетаемых цветов ахроматические цвета.

Гармония контрастных цветов. Квадрат

«Квадрат» – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, равноудаленных друг от друга.

Гармония контрастных цветов. Тетрада

«Тетрада» – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга.

Гармония контрастных цветов в природе

  1. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов – наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие, нежели сочетание просто двух дополнительных цветов.

Гармония родственно-контрастных цветов

Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является присутствие в сочетаниях одинакового количества главного и контрастирующего цветов.

Гармония родственно-контрастных цветов в природе

  1. 5. Гармонические сочетания «Триада» – сочетание трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Гармонические сочетания «Триада» демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде, один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

Триада в природе

Однако следует помнить, что в создании цветовой гармонии большое значение имеют не только сами цвета, но и конфигурация пятен, размер площадей сопоставляемых цветовых тонов. Между различными цветами любой композиции существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению колористической, цветовой гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.

Цветовая гармония — это созвучие цветов, их сочетаемость, красивое соотношение. Часто художники достигают гармонии в своих произведениях, опираясь на интуицию и внутреннее чувство цвета. Это чувство равивается в процессе постоянной работы. Однако, гармония в цвете основывается на определённых законах. Для того, чтобы понять эти закономерности нужно воспользоваться спектральным кругом или цветовым кругом.

Три основных цвета.

Цветовой круг представляет собой шкалу из оттенков цвета, расположенных по окружности. Эти цвета располагаются в определённой последовательности — также как и в радуге. Поэтому цветовой круг для художника — почти то же самое, что таблица Менделеева для химика. Среди всех цветов этого круга есть три, которые называются основными: жёлтый, красный и синий. Всё огромное множество других цветов образуется путём смешения этих трёх (это применимо для отражённого от предметов света цветовой модели CMYK; если же свет излучается как на мониторе, то это цветовая модель RGB и здесь смешение происходит по другим законам, между зелёным, красным и синим). Но на практике, не всегда получается достичь нужного звучания цвета т. к. пигменты красок имеют определённые ограничения. Например, если смешать красный (алый) и синий (лазурь), то получится грязно-лиловый цвет. Если красный (краплак) и синий (ультрамарин), то образуется уже чистый фиолетовый цвет. Но этого не всегда достаточно, поэтому ещё производят кобальт фиолетовый или краплак фиолетовый. Его цвет очень интенсивный и чистый. Таким образом, несмотря на то, что в теории можно получить все цвета всего из трёх основных, на практике художники пользуются большим количеством красок. Тем не менее, основные — это синий, красный и жёлтый. На цветовом круге их позиции образуют равносторонний треугольник. Эти цвета получить путём смешивания других невозможно.

Насыщенность и яркость цвета.

Любой цвет имеет ряд характеристик. Главными для художника можно назвать насыщенность и яркость. Это разные понятия. Яркость подразумевает насколько выбранный цвет освещён. Т. е. любой цвет может быть светлее или темнее при одинаковой насыщенности (приближаться к белому или чёрному). Под насыщенностью подразумевается сила цвета, так сказать, его «сочность». Она может быть разной при одинаковой яркости цвета (или освещённости). Чем меньше насыщенность цвета, тем больше он приближается к серым оттенкам. В приведённой таблице цветов это можно наглядно увидеть.

Гармония контрастных цветов.

В цветовом круге есть цвета, которые располагаются друг напротив друга. Это контрастные цвета. Они образуют самые контрастные сочетания. Например, если красный цвет расположить рядом с оранжевым, то он не сильно будет выделяться. Но если тот же красный цвет будет соседствовать с зелёным, то он будет словно «гореть». Т. е. зелёный и красный усиливают друг друга, создают контраст. Если приглядеться, то красный и зелёный расположены в цветовом круге именно друг напротив друга. Есть три пары контрастных цветов: красный-зелёный, жёлтый-фиолетовый, оранжевый-синий. Это противоположные цвета, образующие самые контрастные сочетания.

Гармония родственных цветов.

Цвета, расположенные в пределах одной четверти цветового круга и имеющие в себе один общий оттенок называются родственными. Их словно «роднит» общий цвет, содержащийся в них. Родственных цветов много. Например, красный, красно-оранжевый, оранжево- жёлтый. В них всех присутствует красный цвет. Это их объединяет. Поэтому они называются родственными. Существуют следующие четыре группы родственных цветов: жёлто-красные, красно-синие, сине-зелёные, зелёно-жёлтые.

Гармония родственно-контрастных цветов.

Родственно-контрастными называются контрастные цвета, содержащие в себе один общий цвет, который их объединяет. Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов: жёлто-красные и красно-синие, красно-синие и сине-зелёные, сине-зелёные и зелёно-жёлтые, зелёно-жёлтые и жёлто-красные.

Хроматические и ахроматические цвета.

Хроматическими называются все цвета, кроме чёрного, белого и серых оттенков. Соответственно ахроматические цвета — это серые оттенки, белый и чёрный.

Тёплые и холодные цвета.

Тёплые цвета — это жёлтый, оранжевый, красный, коричневый, бежевый и множество подобных им оттенков. Эти цвета ассоциируются с теплом огня. Холодные цвета: синий, голубой, фиолетовый, зелёный, а также большое количество производных от них цветов. Холодные цвета ассоциируются с холодом, свежестью, простором…

Похожие публикации