Энциклопедия пожаробезопасности

Спас нерукотворный на спасской башне. Спасская башня Московского Кремля: вот что точно стоит посмотреть

Спасская башня - самая красивая и стройная башня Московского Кремля, главные его ворота. Она построена под руководством итальянского архитектора Петра Антонио Солярио в 1491 г. Об этом говорят надписи, вырезанные на белокаменных досках, помещенных над проездными воротами башни. Со стороны Красной площади надпись сделана на латинском языке, со стороны Кремля - на русском языке славянской вязью: «В лето 6999 (1491) июля божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государства его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана» (Милана.-Ред.).

Со Спасской башни началось строительство новых укреплений на восточной стороне Кремля. Первоначально башня называлась Фроловской стрельницей, как предполагают, - от церкви Фрола и Лавра. Башня имела четырехгранную форму и по высоте была равна примерно половине теперешней башни. Со стороны Красной площади к ней была пристроена отводная стрельница с двумя боковыми бастионами. Башня завершалась деревянной шатровой надстройкой, на которой висел часовой колокол. От отводной стрельницы через ров, проходивший по Красной площади, был перекинут цепной подъемный мост, замененный каменным в XVII в.

В 1625 г. часовой мастер «аглицкой земли» Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов возвели на башне многоярусный верх с высоким каменным шатром, на котором были поставлены новые часы. Только что надстроенная башня сгорела, но через год была восстановлена.

Нижний четверик башни был завершен поясом из арок, украшенных белокаменным кружевным узором, башенками, пирамидками, изваяниями фантастических животных. По углам возвышались белокаменные пирамидки с золочеными флюгерами.

В нишах аркатурного пояса были установлены белокаменные статуи - «болваны». Как известно из документов, царь Михаил Федорович дал распоряжение сшить для них однорядки - одежду, чтобы прикрыть их наготу (по обычаям того времени считалось неприличным выставлять статуи без одежды). В пожар 1654 г. статуи обгорели и рассыпались.

Внутренние стены нижнего четверика - двойные. Между ними устроены обходные галереи и междуярусные лестницы. С верхней площадки нижнего четверика поднимался двухъярусный четырехгранник меньшего размера с белокаменными деталями и колонками по углам и с часами - замечательным техническим новшеством того времени. Выше часов четырехгранник переходил в восьмерик с открытыми арочными звонами. Завершалась башня восьмигранным кирпичным шатром с черепичным покрытием.
Фролошские ворота с древнейших времен считались главными, «святыми» воротами Кремля и особо почитались в народе.

Через Спасские ворота проходили торжественные шествия духовенства, въезжали в Кремль цари, императоры и иностранные послы.

Здесь запрещалось проезжать на лошадях верхом и проходить с покрытой головой, даже цари обязаны были снимать шапку. Специальным царским указом в 1658 г. Фроловская башня была переименована в Спасскую. Новое название ее связано с изображением Спаса, написанного над ее воротами со стороны Красной площади.

Спасская башня неоднократно страдала от пожаров и поэтому часто ремонтировалась. Особенно большие ремонтные работы производились на башне в начале XIX в., после изгнания наполеоновских войск из Москвы, и во второй половине XIX в.

При реставрации 1946-1950 гг. на башне были восстановлены обветшавшие белокаменные детали и облицовка, позолочены флюгера и покрыт медью шатер.

С древнейших времен на Спасской башне существовали часы. Предполагают, что они впервые могли быть установлены сейчас же после постройки башни, в 1491 г. Однако упоминание в летописях о часовщиках Спасской башни относится только к XVI в.

Эти часы просуществовали до 1625 г., когда были заменены новыми. Их устанавливали под руководством Христофора Галовея русские кузнецы-часовщики крестьяне Ждан, его сын и внук, а тринадцать колоколов для перечасья отлил литейщик Кирилл Самойлов.

Часы имели вращающийся циферблат, разделенный на 17 часов, и сверху - изображение солнца, луч которого служил указательной стрелкой. Выше часов находился двухъярусный восьмерик со звонами, в которых размещались часовые колокола. К концу XVII в. башенные часы, установленные Галовеем, пришли в полную негодность. При Петре I в 1706-1709 гг. были установлены новые, голландские часы с музыкой и 12-часовым циферблатом, которые впоследствии неоднократно ремонтировались. Часы, которые мы видим на Спасской башне сейчас, установлены в 1851-1852 гг. братьями Н. и П. Бутеноп. Об этом говорит надпись на часах: «Часы переделаны в 1851 году братьями Бутеноп в Москве». Металлические конструкции с винтовой лестницей к часам внутри башни сделаны по проекту архитектора К. Тона. При взятии Кремля в дни октябрьских боев 1917 г. Спасские часы были повреждены снарядом. По указанию В. И. Ленина их исправил в 1919 г. мастер Н. В. Беренс. Мелодия «Интернационала» набрана на игральный вал заслуженным деятелем искусств М. М. Черемных.

Адрес: Московский Кремль, между Сенатской и Царской башнями
Дата постройки: 1491 год
Высота башни: со звездой 71 м.
На башне установлена рубиновая звезда и куранты
Координаты: 55°45"09.2"N 37°37"17.0"E

10-этажная Спасская башня была возведена при князе Иване III итальянским архитектором Пьетро Солари. Так как неподалеку находился храм Фрола и Лавра, не сохранившейся до наших дней, то изначально Спасскую башню называли Фроловской. Известная точная дата завершения строительства Спасской Башни - в 1491 году.

Вид на башню со стороны Большого Москворецкого моста

Образы над проездными воротами

Всего над проездными воротами было изображено 2 образа - Спас Смоленский украшал въезд в Кремль в начале 16 века, а уже со второй половины 17 века появился образ Спаса Нерукотворного со стороны Кремля. Царь Алексей Михайлович особым указом 1658-го года приказал изменить название Фроловских ворот на Спасские. Этот же год можно считать и годом присвоения башни нового названия - «Спасская».

Защитные сооружения старины

После постройки Спасской башни (в то время, когда она называлась ещё Фроловской) было решено защитить восточную сторону Кремля оборонительной линией. Для защиты въезда в Кремль на 4-х угольной Спасской башне была установлена отводная стрельница, довольно мощная по тем временам. Также дополнительную защиту обеспечивали «герсы» - железные решетки, закрывающие башню с 2-х сторон. Стоило нападавшим проникнуть в башню, герсы опускались и изолировали их от своей армии, а со специальной галереи в самом верху противник безжалостно уничтожался. Ворота стрельницы были дополнительно оборудованы подъемными мостами.

Вид на Спасские ворота

Спасские ворота - святое место для каждого москвича

Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом - они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы . Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.

Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам - «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.

Вид на башню с Красной площади

Спасская башня в 17 веке

Высота Спасской башни сегодня равняется 67.3 метра без кремлёвской звезды и 71 метр с нею. Однако Спасская башня не всегда была такой высокой - её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине 17 века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Когда-то наверху были установлены каменные статуи и их даже наряжали в специально сшитые одеяния. Но, увы, до нашего времени статуи не дошли. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее.

Примерно в то же время к Спасской башне был пристроен арочный мост из камня, перекинутый через защитный ров. На этом мосту купцы продавали самые разные товары. В середине 17 века на шатре Спасской башни был установлен двуглавый орел , являющийся гербом Российской Федерации в настоящее время. Правда, в то время орел символизировал ещё и самодержавие.

Северо-восточный фасад башни

Двуглавые орлы были впоследствии установлены и на остальные башни Московского Кремля - Боровицкую , Троицкую и Никольскую. Причиной послужила их большая высота, так как орлы должны были быть хорошо видны большинству московских горожан.

По сторонам сначала Фроловских, а затем и Спасских ворот, были возведены две часовни - Смоленская и Спасская. Интересны их вторые названия: так, Спасскую часовню окрестили Великого Совета Ангел, а Смоленскую - Великого Совета Откровение. В самом начале 19 века деревянные часовни снесли и на их месте возвели новые, но уже из камня. И тут грянула война 1812 года. Как известно, Наполеон особо не церемонился с культовыми российскими сооружениями и безжалостно их разрушал. Архитектор Герасимов П.А. проводил работы по реставрации Кремля в 1862 году и во время их осуществления им были восстановлены эти 2 часовни: правда, по совершенно новому проекту. Вновь построенные и освященные в октябре того же года часовни попали под «юрисдикцию» Покровского собора. Снесли же часовни окончательно большевики - в 1925 году и больше их не восстанавливали.

Вид на куранты и рубиновую звезду

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного . И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа - лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески - образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон - однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение - 28 августа все того же 2010 года . 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского - это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Куранты - главная достопримечательность Москвы и Спасской башни

Кто не слышал про часы-куранты, установленные на Спасской башне? Часы-куранты для большинства наших современников являются одним из главных символов двух государств: одно из которых Россия, второе - СССР. И, конечно же, большинство тех, кто застал празднование Нового Года под бой этих часов, старается услышать его в этот замечательный праздник вновь - по радио или телевизору.

Часы-куранты на Спасской башне

Известно, что самым главным мастером-создателем этих часов является часовщик и механик из Англии Христофор Галовей. Его механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев, и даже играл музыкальные мелодии. Правда его часы отображали точное время при помощи цифр - стрелок тогда еще не было.

Часы на Спасской башне обзавелись циферблатом только в начале 18 века - когда Петр I распорядился заменить часовой механизм Галовея на куранты с 12-часовым циферблатом и музыкой. Но это опять же не те Куранты, которые установлены на Спасской башне в наше время. Их история насчитывает целый ряд замен и модернизаций. Так, в 1851 году братьями-часовщиками П. и Н. Бутентоп был проведен ремонт, причем настолько капитальный, что часы практически заменили на новые. Через каждые 6 часов (когда стрелки показывали 6 или 12 часов) заново отремонтированные куранты играли «Марш Преображенского полка». Когда куранты показывали 9 и 3 часа, играла другая мелодия - «Коль славен наш Господь в Сионе» русского композитора Дмитрия Бортнянского. Почему-то российский император Николай I не захотел, чтобы часы играли государственный гимн, хотя такие предложения были.

Общий вид на Спасскую башню

Куранты в 20 веке

Часы на Спасской башне являются настолько значимым памятником, что трудно говорить об истории башни, попутно не рассказывая об истории курантов. В 1917 году часы впервые серьезно пострадали: в них попал снаряд, был поврежден механизм и перебита стрелка. Год куранты стояли неработающими. Их починкой занялся Ленин - по его распоряжению к восстановлению кремлевских часов были подключены слесарь Беренс и музыкант Черемных. Куранты заработали вновь, причем в 12 часов дня вместо боя играл Интернационал, а в 12 ночи - «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1938 году по решению Сталина часы стали отбивать часы и четверти часа, причем безо всякой музыки.

И лишь только в 1996, во время церемонии инаугурации президента РФ Бориса Ельцина Кремлевские часы опять начали играть музыкальные мелодии. В каждый 3-ий и 9-ый час куранты воспроизводили фрагмент оперы «Жизнь за царя» известного русского композитора Глинки - мелодию «Славься». А каждый 12-й и 6-ой час - «Патриотическую песню». В последний раз куранты были отреставрированы в 1999 году. Теперь «Патриотическая песня» заменена на гимн Российской Федерации .

Вконтакте

В середине XVII в. по центральным районам Русского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва.

Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане.

Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 г.

unknown , Public Domain

Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в . Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над воротами со стороны , через которые образ привезли в Москву.

В честь образа Спасителя и фрески Спаса Смоленского с внешней стороны ворота, через которые была доставлена и сама башня были названы Спасскими.

В 1839 г. икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 г.

Народный собор , Public Domain

С приходом к власти большевиков надвратный образ, как и сама икона Спаса Нерукотворного были утрачены.

Новоспасский монастырь был закрыт в 1918 г. Незадолго до этого чудотворная икона из него пропала.

Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов) - в 1929 г. в Вятке был закрыт Спасский собор и хранившийся в нём список также исчез. Однако, в июне 2010 г. по инициативе движения «Народный Собор» в Москве иконописцем Дмитрием Винокуровым был написан точный список знаменитой чудотворной иконы Вятского Спаса по старинной репродукции, обнаруженной вятским искусствоведом Галиной Алексеевной Моховой.

28 августа 2010 года новый точный список Спаса Нерукотворного был передан в Спасский собор Кирова (бывш. Вятки).

Список с чудотворного образа XIX в. сохранился в Новоспасском монастыре, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала.

Надвратный киот Спасской башни с внутренней стороны Кремля по-прежнему пустует.

Фотогалерея

Полезная информация

Спас Нерукотворный на Спасской башне

Вятский (Хлыновский) образ

Отличительной особенностью вятского Спаса Нерукотворного является изображение ангелов, стоящих по сторонам, фигуры которых не полностью прописаны.

Ангелы не стоят на облаках, а как бы парят в воздухе. Можно выделить и своеобразные особенности лика Христа.

На вертикально свисающем полотнище убруса с волнообразными складками фронтально изображен чуть удлиненный лик с высоким лбом. Он вписан в плоскость иконной доски так, что центром композиции становятся крупные глаза, наделенные большой выразительностью.

Взгляд Христа направлен прямо на зрителя, брови высоко подняты.

Пышные волосы опускаются длинными, отлетающими в сторону прядями, по три слева и справа. Короткая борода разделена на две части.Пряди волос и борода выходят за пределы окружности нимба.

Глаза написаны легко и прозрачно, их взгляд обладает притягательностью реального взгляда. Лик Христа выражает спокойствие, милосердие и кротость.

Спасская (Фроловская) башня — одна из 20 башен Московского Кремля, выходящая на Красную площадь. В башне расположены главные ворота Кремля — Спасские, в шатре башни установлены знаменитые часы — куранты

фото 2013 года

История

Башня была сооружена в 1491 году в период княжения Ивана III архитектором Пьетро Антонио Солари, о чём свидетельствуют белокаменные плиты с памятными надписями, установленные на самой башне.

При постройке башня была приблизительно вдвое ниже. В 1624-1625 годах английский архитектор Христофор Галовей при участии русского мастера Бажена Огурцова возвели над башней многоярусный верх в готическом стиле (в пятом ярусе имеются аркбутаны) с элементами маньеризма (несохранившиеся обнаженные статуи-«болваны»), образное решение которого восходит к башни ратуши в Брюсселе (окончена в 1455 г.), заканчивающийся каменным шатром. Фантастические фигурки — элемент декора — при царе Михаиле Федоровиче наготу которых стыдливо прикрыли специально сшитыми одеждами. В середине XVII века на главную башню Кремля водрузили первого двуглавого орла, являвшегося гербом Российского государства. Впоследствии двуглавые орлы появились на Никольской, Троицкой и Боровицкой башнях.

Спасские ворота являлись главными из всех Кремлёвских и всегда почитались святыми. Через них нельзя было проезжать верхом, а проходящие через них мужчины должны были снимать головные уборы перед образом Спасителя, помещённым на внешней стороне башни, освещаемым неугасимой лампадой. Тот, кто ослушивался святого правила, должен был сделать 50 земных поклонов. На образ Спаса Смоленского молились приговорённые к смерти преступники, которых казнили на Лобном месте (впрочем, современные историки утверждают, что на самом Лобном месте казни никогда не проводились). Спасские ворота являлись парадным въездом в Кремль. От священных ворот уходили на битву полки, и здесь же встречали иностранных послов. Все крестные ходы из Кремля шли через эти ворота, все правители России, начиная с царя Михаила Фёдоровича перед коронацией торжественно проходили через них. Существует легенда, что когда Наполеон проезжал через Спасские ворота в захваченной Москве, то порыв ветра стащил с него его знаменитую треуголку. При отступлении французской армии из Москвы Спасскую башню было приказано взорвать, однако подоспевшие донские казаки потушили уже зажжённые фитили.

Слева и справа от Спасских ворот всегда находились часовни. Слева стояла часовня Великого Совета Откровения (Смоленская), справа — Великого Совета Ангела (Спасская). Часовни построены каменными в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П. А. Герасимова, часовни были разобраны и построены заново. 22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни принадлежали Покровскому Собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.

Кремль 1883 года


Часовни у Спасских ворот 1883 год

Первоначальное наименование башни — Фроловская — происходит от церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице, куда вела дорога из Кремля через эти ворота. Церковь не сохранилась до наших дней.

В 1658 году по царскому указу Алексея Михайловича Фроловские ворота были переименованы в Спасские в честь иконы Спаса Смоленского, написанной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля. За ними это название унаследовала и вся башня.

Спас Смоленский

Первой русской иконой считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и помещенный над Фроловскими воротами Кремля. В 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея прямо на стене над Фроловскими воротами со стороны Красной площади была написана фреска, заменившая икону. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в. На надвратной фреске Спас Смоленский изображён Спаситель в полный рост с раскрытым Евангелием на словах «Рече Господь... Аз есьмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» в левой руке, с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. За огнем лампады следил причт храма Василия Блаженного. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима. В 1895 году надвратную икону реставрировали, нанося новый слой.

Спас Нерукотворный

В середине XVII века по центральным районам Московского государства прошла эпидемия моровой язвы (чумы), в которой особенно пострадала Москва. Один из городов, Хлынов, эпидемия обошла стороной, стали появляться слухи, что причиной этого является чудотворный образ Спаса Нерукотворного, которому молились горожане. Узнав об этом, царь Алексей Михайлович повелел привезти икону в Москву. Образ доставили крестным ходом в 1648 году. Икона так понравилась царю, что он велел оставить её в Москве, где она располагалась в Новоспасском монастыре. Взамен в Хлынов был отправлен точный список с иконы, второй список был установлен над Фроловскими воротами со стороны Кремля, через которые образ привезли в Москву. В 1839 году икона была украшена серебряной вызолоченной ризой с драгоценными камнями взамен похищенной французами в 1812 году.

С приходом к власти большевиков надвратный образ, как и сама икона Спаса Нерукотворного были утрачены. Не удалось уберечь и список, отправленный в Вятку (Хлынов). Список с чудотворного образа XIX века сохранился в Новоспасском монастыре, который занимает в иконостасе Спасо-Преображенского собора место оригинала

До 11 мая 2010 года надвратный образ Спаса Смоленского считался утраченным, так как не существует никаких официальных документов о том, что произошло с ним в годы советской власти. В 2000 году по старым фотографиям были сделаны мозаичные иконы, которые патриарх Алексий II передал избранному президенту В. Путину для размещения их на кремлевских башнях, однако в достоверности изображений новых икон усомнились и дело отложили. Ещё оставалась надежда, что где то сохранились оригинальные образы. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон выступил фонд Андрея Первозванного. Ввиду того, что тогда точно не знали, что иконы написаны прямо на стенах, а не являлись отдельными элементами специалисты два года искали образ в запасниках Третьяковской галереи, Музея Рублева и других крупнейших музеев России. Всё, что видели москвичи и гости столицы до 2010 года — это заштукатуренный белый прямоугольник ниши иконы над Спасскими воротами. Наконец после долгих согласований в штукатурке были сделаны шурфы и образ Спаса Смоленского спустя 73 года вновь увидел свет.

Восстановление надвратной иконы

Последний раз надвратный образ видели в 1934 году. Вероятно, когда были сняты с башен двуглавые орлы, были и закрыты иконы, а в 1937 замурованы штукатуркой. Долгое время о надвратной иконе напоминал лишь белый прямоугольник, окаймленный рамкой. Образ над воротами считался утраченным (нет ни одного документа об этом), пока проведённое в конце апреля 2010 года зондирование надвратного киота Спасской башни не показало наличие под штукатуркой образа Христа. Председатель фонда Андрея Первозванного Владимир Якунин на пресс конференции объявил, что образ Спаса Смоленского будет восстановлен к августу.

В конце июня 2010 года начался первый этап по восстановлению древнего образа Спасителя. После 12 июня над Спасскими воротами были установлены реставрационные леса. Рабочие счистили штукатурку и демонтировали сетку, защищавшие икону Спаса Смоленского от внешней среды. Затем эксперты определяли состояние и как именно реставрировать надвратную икону Спасской башни. Так, как фреска повторно записывалась в 1895 году реставраторы в зависимости от состояния иконописного изображения решали, открывать ли более ранние слои.

К 5 июля 2010 года икона Спаса Смоленского была полностью открыта. По примерным оценкам реставраторов икона сохранилась на 80%. Были заметны следы от осколков, полученные при обстреле башни, и от штырей, державших сетку.

фото 28 августа 2010 года

24 августа 2010 года стало известно, что реставрация иконы Спаса Смоленского завершена. Позолоту, нанесенную в 1895 году было решено не восстанавливать, но и более ранние слои не открывать. Реставраторы точечно восстановили краски и утраченные фрагменты.

26 августа cо Спасских ворот сняли леса и надвратная икона Спасской башни снова предстала перед посетителями Красной площади. Реставрация иконы Спаса Смоленского заняла почти 2 месяца.
Освящение возвращенной святыни патриархом Кириллом произошло 28 августа 2010 года в праздник Успения Богородицы .


Мемориальные доски

Над Спасскими воротами висит мемориальная доска (копия, повреждённый оригинал находится в фондах кремлёвского музея) с надписью на латыни:

Цитата: IOANNES VASILII DEI GRATIA MAGNUS DUX VOLODIMERIAE, MOSCOVIAE, NOVOGARDIAE, TFERIAE, PLESCOVIAE, VETICIAE, ONGARIAE, PERMIAE, BUOLGARIAE ET ALIAS TOTIUSQ(UE) RAXIE D(OMI)NUS, A(N)NO 30 IMPERII SUI HAS TURRES CO(N)DERE F(ECIT) ET STATUIT PETRUS ANTONIUS SOLARIUS MEDIOLANENSIS A(N)NO N(ATIVIT) A-(TIS) D(OM)INI 1491 K(ALENDIS) M(ARTIIS) I(USSIT)P(ONE-RE)

С внутренней стороны стены надпись на русском языке, сохранившаяся со времён строительства:

Цитата: В ЛЕТО 6999 ИУЛИА БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ СДЕЛАНА БЫСТ СИА СТРЕЛНИЦА ПОВЕЛЕНИЕМЬ ИОАННА ВАСИЛЬЕВИЧА ГДРА И САМОДРЪЖЦА ВСЕЯ РУСИИ. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ЮГОРСКОГО И ВЯТСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА

Насчитывает 20 башен. Спасская башня Кремля выделяется на фоне всех остальных не только размерами, но и наличием часов-курантов. Первое, на что обращаешь внимание, попав внутрь Спасской башни, на кирпичи с личным клеймом господина Гусарева (изготавливал кирпичи в то время).

Для ее строительства привлекли итальянца, архитектора из Милана – Солари. Возведена Спасская башня в 1491г., но изначальна именовалась по-другому – Фроловская, а Спасской начали величать в 18 веке по названию икон Спаса Вседержителя Смоленского и Спаса Нерукотворного.

Архитектурный стиль Спасской башни Московского Кремля – ломбардская готика, с ажурными белокаменными кружевами на фоне темно-красного массива, с арочками, боковыми башенками – напоминает сооружения Милана, родины ее создателя.

Часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля

Дебют часов на башне состоялся спустя год после ее возведения. Более века спустя на смену им пришли другие часы, но на этот раз уже с боем. К этому делу привлекли кузнецов Ждана, Шумалу, Алексея. Часы отличались тем, что вращался у них циферблат, а время показывал неподвижный луч солнца. Этот старый циферблат до сих пор находится под современным, сегодняшним.

Спустя два века Петр I велел поставить другие часы-куранты, на этот раз с колокольной игрой. Установили их Яким Гарнов и Никифор Яковлев. Часы-куранты на Спасской башне ознаменовали переход России к другому исчислению времени – 24-часовому.

Сегодняшние часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля, которые радуют глаз уже не одно поколение, разместили в 1852 г. Устройство курантов заняло 3 этажа. Куранты Московского Кремля изготовлены мастером фирмы братьев Бутеноп. Весят данные часы-куранты немало – целых 25 тонн.

Длина часовой стрелки Кремлевских курантов составляет почти 3 метра. В феврале 1926г. игру часов-курантов вещали по радио. В 1935 г. решили заменить музыкальный механизм часов-курантов. Часы-куранты подвергались ремонту дважды: первый раз – 1974, второй раз – 1999.

Как же получается, что часы всегда показывают правильное время десятки лет? В советское время Кремлевские куранты подземным кабелем связали с контрольными часами астрономического института им. Штернберга.

На площадке курантов находятся 9 колоколов, которые отбивают четверти и 1 часовой. Вес часового колокола около 2 тонн, а маятника – 32 кг. До 1917 г. часы утром исполняли «Преображенский марш», а вечером «Коль славен наш Господь в Сионе». После революции в 12:00 «Интернационал», а в полночь «Вы жертвою пали».


Высота Спасской башни Московского Кремля со звездой

Высота Спасской башни Московского Кремля со звездой – 71 м, без звезды – 67.3 м. Внешний периметр у основания – 68.2 м. Толщина стен – 3.6 м. Спасская башня Кремля насчитывает 10 этажей. Рубиновая звезда на башне начала сиять в 1937 г. В 15 веке внешний фасад Спасских ворот украсили изваянием святого великомученика Георгия на коне, которое выполнили каменщики под руководством В. Ермолина. Со стороны Кремля на фасаде стрельницы была установлена скульптура святого Дмитрия Солунского.

Стройная, богато декорированная белокаменными деталями Спасская башня Московского Кремля с самого начала являлась парадной башней Кремля. Через Спасские ворота совершались торжественные выезды царей в дни празднеств, выступали войска, въезжали послы иностранных государств.

В Вербное воскресенье проход Спасских ворот застилали красным сукном, а мост украшали вербами. В память о въезде Христа в Иерусалим патриарх выезжал на осле вслед за большим вербным деревом и направлялся к Лобному месту, после чего служил литию перед вратным образом Спасителя и троекратно кропил Спасские ворота святой водой. Митрополиты и патриархи в день своего поставления объезжали Кремль верхом на осле и у Спасских ворот читали молитву.

Здесь же торжественно встречали святые иконы из Владимира, Новгорода, Вятки, Устюга, а также святые мощи. Спасские ворота иногда именовали Иерусалимскими, так как через них проходило шествие в «московский Иерусалим» – Покровский собор.

Через главные кремлевские ворота не разрешалось проходить или проезжать с надетым головным убором. В 17 веке Спасская башня Кремля была украшена фигурками медведей и львов, а в нишах аркады разместили оголенные аллегорические фигуры, которые смущали всяк люд, проходящий мимо, поэтому на них надели одежду.

В 17 веке через ров перебросили каменный мост длиной в 42 м, а шириной 10 м. На нем вплоть до 1812 г. шла оживленная торговля книгами духовного и светского содержания. В XIX в. кремлевские стены обновили и приукрасили. За наведением красоты следили дворцовые архитекторы Рихтер, Шохин и другие. Местами обновили зубцы и восстановили древние росписи.


Спасская башня Московского Кремля, удивительные находки

В мае 1988 г. находят Большой кремлевский клад. Находилось это чудо буквально под ногами, рядом с башней на глубине 5 м. Клад представляет собой сундучок с серебряными украшениями домонгольского периода. Княжескую казну спрятали в 1238 г.

В этот год произошли трагические события в Москве – войска хана Батыя разграбили и сожгли город. По количеству и разнообразию предметов этот клад по праву занимает достойное место в 10 самых интересных и значительных комплексов, найденных в древней Руси.

Возле Спасской башни и ворот нашли мнгочисленные предметы прежнех времен. В 1939 г. находят еще одни клад. На этот раз это были золотоордынские монеты. А в сентябре следующего года, в 100 м от башни, обнаружили глиняный кувшин, наполненный серебряными монетами и слитками.

В январе 1969 г. при ремонте здания у Спасских ворот откопывают другой клад – серебряных копейки в количестве 1237 штук, относящиеся к 1606 г. Еще два клада откапывают в 1607 г.

Самая удивительная находка была сделана в самом проезде Спасских ворот, на глубине 2 м. Сотни лет миллионы людей проходили через ворота, но даже не подозревали о том, по чему они проходят. Это был клад-гигант, состоящий из 34 769 серебряных монет, 23 серебряных изделий и трех жемчужин. Самые поздние монеты относятся ко времени правления царя Федора Алексеевича (1676-1682). В 1917 г. башня пострадала во время артиллерийского обстрела Кремля, но в 1918 г. была восстановлена.


Спасская башня Московского Кремля, мифы и легенды

Когда Москва была сдана французам, Наполеон въезжал в Кремль как раз через Спасские ворота. Он прекрасно знал о том, что, въезжая через Спасские ворота Московского Кремля, нужно снять головной убор, но не сделал этого. Проезжая надвратную икону ветер сорвал треуголку с его головы. Позже народ говаривал, что это проведение господня.

Данный инцидент был расценен как плохой знак для французов. Так оно и случилось. Французы нашли в Москве только смерть. Сбегая из Кремля Наполеон приказал уничтожить Спасскую башню Московского Кремля, но сделать это не удалось – казаки успели вовремя и француз был изгнан со святой русской земли.

Спасская башня Московского Кремля, фестиваль

Ежегодно на Спасской башне проходит одноименный международный военно-музыкальный фестиваль. Фестиваль «Спасская башня» приурочен ко Дню города Москвы. В нем принимают участие лучшие оркестры и фольклорные коллективы. Зрелище неописуемое. В конце представления на Красной площади будет играть оркестр из 1500 музыкантов и все это в сопровождении салюта и светового шоу.

Фестиваль будет интересен детям – для них подготовлена познавательная программа в детском городке в рамках проекта «Спасская башня детям». Также, Вас порадует выступление всадников Кремлевской школы верховой езды. Не пожалейте времени и обязательно посетите данный фестиваль и не забудьте взять детей. Масса приятных впечатлений и эмоций Вам гарантирована!


Похожие публикации