Энциклопедия пожаробезопасности

Акрополь кариатиды. Античный храм эрехтейон на горе акрополь в афинах. Восточная сторона Эрехтейона

Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.

С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов : мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры , выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства, они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.

Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин в его наивысшем пике - «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э., после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.

- Храм Эрехтейон

Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсином , во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, а ещё и сына самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил его своей молнией. Афиняне похоронили своего любимого царя и назвали его именем созвездие - Возничий. На этом же месте архитектором Мнесиклом был воздвигнут храм, названный именем Эрихтея.

Этот храм был построен между 421 и 407 гг до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.

Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).

Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:

♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за собственность города

♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний

♦ здесь находилась могила Кекропса

Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды , которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии. Пять из кариатид находятся в новом музее Акрополя , одна находится в Британском музее.

И Посейдоном за право покровительства над Афинами. Посейдон подарил афинянам источник с водой, а Афина оливу. Афиняне посчитали подарок Афины более ценным подарком и выбрали Афину. Храм назван в честь одного из первых царей Афин – Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.

Эрехтейон был также задуман во время грандиозного строительства, затеянного Периклом. Однако из-за пелопонесской войны строительство началось лишь только в 421 г. до н.э. после Никейского мира. Затем было прервано и возобновилось в 406 г. до н.э. архитектором Филоклом.

Храм очень сильно пострадал в 1827 году, когда он был разрушен во время боев греков за независимость.

Архитектура Эрехтейона

Внутреннее устройство этого чудесного храма не известно, потому что большая его часть была разрушена в 7 веке, когда Эрехтейон переделывали в христианский храм. Восточная галерея храма была украшена шестью ионическими колонными и вела в ту часть храма, которая была посвящена Афине. Над трехступенчатым ионическим архитравом был расположен фриз из элевсинского мрамора, на котором располагались рельефы из белого мрамора. К сожалению, те фрагменты, которые сохранились, не в состоянии помочь восстановить общую картину, которую они представляли.

В мраморной целле находилась деревянная статуя богини Афины, которая была сделана из священного оливкового дерева. Афиняне верили, что статуя эта была высечена не человеческой, а божественной рукой одного из олимпийских богов, чтобы почтить город Кекропа. Во время Панафинейских торжеств эту статую одевали в пеплос – мантию, которая была выткана молодыми жрицами, служительницами храма. Перед статуей богини горела негасимая золотая лампа, чей дым подымался высоко в небо через пальмовый ствол.

Целла храма Афины не сообщалась с западной частью Эрехтейона, посвященной Посейдону и Эрехтею. Этот участок храма был ниже на три метра, чем часть храма, посвященная Афине, и разделялся на две части.

В восточной части поклонялись Посейдону и Эрехтею, здесь находился алтарь Гефеста и героя Вута, а вниз уходил подземный ход, ведший к месту обитания священной акропольской змеи, которой каждый год подносили жертвоприношения.

Западная часть храма называлась “предустьем” и отождествлялась с Эрехтеевым морем, или ключом воды, который выбил Посейдон во время спора с Афиной.

Северный портик храма состоял из четырех колонн на фасаде и двух торцовых колонн, и украшался лепниной. На его перекрытии имелось отверстие, которое никогда не было заделано, потому что люди верили, что его пробил сам Зевс ударом своей молнии. В полу также было отверстие, к которому паломники приносили дары возлияния Зевсу.

Кариатиды

Самым оригинальным архитектурным произведением Эрехтейона являлся портик Кариатид. Кариатиды – это статуи шести очаровательных девушек танцующих ритуальные танцы в честь богини Артемиды.

На головах у них были корзины, украшенные в ионическом стиле, на которые опиралась крыша портика. Девушки были одеты в длинные хитоны со складками, которые напоминали каннелюры ионических колонн, и хотя они твердо стояли на стилобате, изгиб правой ноги каждой из Кариатид, предает статуям легкость и грациозность.

Руки статуй не были найдены. Вероятно, одной рукой они поддерживали свой наряд, а в другой держали некий религиозный символ.

Своим лицом Кариатиды были обращены к дороге, по которой происходили Панафинейские шествия.

Святилище Пандроссы

Этот маленький храм находился западнее Эрехтейона. На четырехугольной площадке помимо самого храма располагался алтарь Зевса, и произрастала святая маслины, которая была подарена Афиной.

Аррефорий

Это здание, в котором жили аррефоры, девственницы, которые принимали участие в таинственных ритуалах. Здание состояло из одного зала и входа с двумя колоннами, между которыми были простенки.

Афинский Акрополь на карте

Эрехтейон

(греч. Ἐρέχθειον; англ. Erechtheion)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Самым священным храмом Акрополя в древних Афинах был Эрехтейон – храм, посвящённый Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Эрехтейон – второй, по значению, памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвящённым культу богини Афины. И если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм для жрецов. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини. Также, храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Эта функция перешла к нему от архаического Гекатомпедона, построенного, скорее всего, при Писистрате, и уничтоженного во время греко-персидских войн.

Эрехтейон был задуман во время грандиозного строительства, затеянного Периклом. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины – главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Однако, из-за пелопонесской войны строительство началось лишь в 421 году до нашей эры, после Никейского мира. Затем было прервано и возобновилось лишь в 406 году до нашей эры, архитектором Филоклом.


Первоначально Эрехтейон именовался храмом Афины Полады, или «храмом, хранящим древнюю статую». Лишь в римское время, на здание распространилось другое название – Эрехтейон. В точности неизвестно, откуда оно произошло: предания по-разному объясняют его происхождение, связывая название с именем древнего афинского царя Эрехтея. Об Эрехтее здесь напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарём Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамлённая пышным наличником дверь.


Храм располагается на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале, во время его спора с Афиной, и к которому паломники приносили дары возлияния Зевсу. Так как эта святыня должна была всегда находиться под открытым небом, в перекрытии портика были устроены отверстия, сохранившиеся до сих пор.


Эрехтейон является уникальным и абсолютно своеобразным памятником древнегреческой архитектуры. В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 м х 11,6 м. Сам храм делится на две части: западную и восточную. Восточная и южная стороны храма на 3,24 метра выше, чем западная и северная.


Восточная часть Эрехтейона была посвящена Афине Поладе. Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к, расположенному ниже, маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма.


Западная половина храма посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттические полуколонны. Перед западным фасадом Эрехтейона, со времён глубокой древности, росла священная олива богини Афины. Из-за этого, западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов – здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны, и тогда четыре колонны, образующие западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырёх метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решёткой. С этой стороны, Эрехтейон больше напоминает жилой дом, усадьбу, и не похож, в своей асимметричности, на монументальное здание.


Южный портик, называвшийся Пандрозейоном, по имени одной из дочерей Кекропа – Пандрозы, не имел фриза, и его архитрав, состоявший из трёх горизонтальных полос, подпирали не колонны, а Кариатиды. Каменные Кариатиды Эрехтейона, сегодня, вероятно, наиболее известный символ Афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогов в древнегреческой архитектуре. На высоком, 2,6 м цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Их фигуры значительно выше человеческого роста – 2,1 м.


Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры – служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне. Руки статуй не были найдены. Вероятно, одной рукой они поддерживали свой наряд, а в другой держали некий религиозный символ. Лица Кариатид обращены к дороге, по которой происходили Панафинейские шествия.


Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей, и длинной, непрерывной лентой венчает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Когда-то фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, тянувшимся по периметру всего здания. Сюжетом фриза, вероятно, был миф об Эрехтее и Кекропидах. Сохранились его обломки.


Внутреннее устройство этого чудесного храма не известно, потому что большая его часть была разрушена в VII веке нашей эры, когда Эрехтейон переделывали в христианский храм. Очевидно, что внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части, в мраморной целле находилась деревянная статуя богини Афины, которая была сделана из священного оливкового дерева. Целла храма Афины не сообщалась с западной частью Эрехтейона, посвящённой Посейдону и Эрехтею.


В западной части храма поклонялись Посейдону и Эрехтею, здесь находился алтарь Гефеста и героя Вута, а вниз уходил подземный ход, который вёл к месту обитания священной акропольской змеи, которой каждый год подносили жертвоприношения.

Подобно другим сооружениям Афинского Акрополя, Эрехтейон неоднократно подвергался разрушениям и перестройкам. В византийское время в нём был устроен христианский храм. После захвата города турками, Эрехтейон был превращён в гарем турецкого правителя Афин.


В 1802 году британский посланник в Константинополе – лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», перевёз одну из кариатид Эрехтейона в Британию.

Храм очень сильно пострадал в 1827 году, когда он был разрушен во время боёв греков за независимость. Первая реставрация храма была осуществлена сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837-1847 годах. Повторно храм реставрировался в 1902 - 1909 годах. Были восстановлены портик Кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма.


Суть архитектурной композиции Эрехтейона состоит из поразительной, по своему богатству, временной последовательности строго продуманных и сгармонированных впечатлений, которые получают люди, рассматривающие здание. Эрехтейон очень тонко включён в общую композицию Акрополя. После осмотра, с разных ракурсов, Эрехтейона, посетители новыми глазами смотрят и на Парфенон, монументальность которого теперь, особенно контрастирует с интимностью Эрехтейона.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

Адрес: Греция, Афины, Афинский Акрополь
Начало строительства: 421 год до н. э.
Окончание строительства: 406 год до н. э.
Архитектор: Мнесикл и Фидий
Координаты: 37°58"19.6"N 23°43"35.5"E

Содержание:

Краткое описание

Если рассматривать наиболее значимые для древних греков храмы, то, безусловно, главным из них является легендарный Парфенон .

Вторым по своему значению является Храм Эрехтейона или, как его называют проще многочисленные гиды, проводящие экскурсии по Афинам, - Эрехтейон . Как и большинство древних памятников архитектуры, находящихся в столице Греции , храм Эрехтейона сильно пострадал от многочисленных войн и разграблений.

Вид на храм с юго-запада

Неумолимый ход времени также сказался на величественном здании, от которого до наших дней сохранились лишь развалины. Как известно из истории, в Парфеноне все жители Афин возносили свои молитвы богам, а вот Храм Эрехтейона был предназначен для таинственных обрядов и жертвоприношений, которые проводились исключительно жрецами, имевшими в Афинах практически безграничную власть. Именно по этой причине все историки практически единогласны во мнении, что Эрехтейон, расположенный на Акрополе, немного севернее Парфенона, был для населения Афин священным местом, в котором находилась огромная статуя покровительницы города Афины Паллады.

Многие туристы, приехавшие посмотреть достопримечательности Греции, ошибочно считают, что Храм Эрехтейона был посвящен культу богини Афины. В этом, несомненно, есть доля истины, однако по некоторым документам, летописям и описаниям, дошедшим до наших дней, а также согласно результатам археологических раскопок, можно сделать определенный вывод: в храме жрецы приносили дары не только Афине, но и Посейдону, и самому Эрехтейону.

Вид на западный фасад храма

«Откуда же появилось название храма? В честь какого события построено, второе по своей значимости, святилище Акрополя? Какие обряды, скрытые от глаз афинян, проводили в его стенах жрецы, и какие святыни хранились в Эрехтейоне?», - вот большинство из тех вопросов, которые задают гидам и историкам. Увы, о внутреннем убранстве великого храма можно говорить только опираясь на описания древних путешественников. Как известно, в древние времена Афины были предметом раздора между многочисленными захватчиками, а когда город практически опустел, он стал настоящей «находкой» для охотников за ценностями и мародеров. Поэтому развалины Эрехтейона и его интереснейшая история, которая, как и все в Греции , окутана многочисленными мифами и легендами – все, что осталось для современного поколения.

Происхождение названия и мифы, связанные с храмом Эрехтейона

Многие наверняка знают, что столица современной Греции, согласно древнему мифу, получила свое название от имени древней языческой богини. Она вела спор с Посейдоном за право покровительствовать древнему греческому городу. В месте, где Посейдон с огромной силой ударил своим трезубцем в землю, а Афина Паллада показала горожанам прекрасное оливковое дерево, и был построен Храм Эрехтейона .

Вид на храм от Парфенона

Однако этот миф нисколько не объясняет происхождения названия древнего святилища. А если точнее, то не объясняет название храма, которое дошло до наших дней. Дело все в том, что после своего возведения, храм был посвящен Афине, и древние горожане называли его «храмом, в котором хранится древняя, величественная статуя покровительницы города». Только после того, как Афины стали частью Великой Римской Империи, храм стали называть, как и сейчас – Эрехтейон.

С чем было связано изменение названия храма, современные историки объяснить не могут. Однако существует еще один миф, который хоть как-то «проливает свет» на вопрос: «Почему древний храм, посвященный богине Афине, стали называть Эрехтейон?». В легенде, появившейся, скорее всего, уже при римлянах, довольно запутанно рассказывается о героях Эрехтее и Эрихтонии. Правда, не совсем понятно, два это героя, или один, который просто имел не одно имя. Вот здесь историки и не могут прийти к единому мнению: одна их часть говорит о том, что храм построен в честь Эрихтония, а другая часть утверждает, что Эрехтей был сыном отважного Эрихтония и сам совершил немало подвигов, и именно в его честь назван храм.

Вид на колоннадe ионического ордера

Эти версии настолько запутанны и настолько неправдоподобны, что углубляться в них не имеет никакого смысла. Гораздо проще объяснить название Храма Эрехтейона еще одним древним мифом, который появился в Афинах задолго до «римского времени».

Древний миф гласит, что храм назвали в честь царя Афин Эрихтония, который не был человеком. Он был плодом любви «трудолюбивого» бога Гефеста и Геи. Богам, как известно из древнегреческих мифов, «было не до воспитания детей». Поэтому Афина (!) отдала младенца, закрытого в ларце (!), трем дочерям Кекропа и, при этом, запретила им заглядывать внутрь. Как должен был расти ребенок в ларце, остается загадкой, но две девушки не выдержали и, все же, открыли замок. Они увидели внутри ларца, переданного Афиной, очаровательного младенца, от которого исходил божественный свет, а его покой охраняли две змеи. От открывшегося зрелища две сестры лишились разума и, подбежав к краю скалы Акрополя, бросились вниз. Эрихтоний быстро вырос и стал править древними Афинами. Этот миф дает наиболее достоверное объяснение происхождению названия храма. Кроме этого, в самом храме некогда находилась могила царя, да и в западной его части, совсем рядом с алтарем бога морской стихии Посейдона, существовало небольшое святилище правителя города.

Вид на южный фасад храма

Строительство Храма Эрехтейона

Существуют документы, четко определяющие временной отрезок, во время которого строился Храм Эрехтейона. Его возведение началось практически сразу после смерти великого Перикла в 421 году до нашей эры. Величественное здание на Акрополе было полностью построено к 406 году до нашей эры. Как известно из древнейшей истории, именно тогда начался, так называемый, период упадка, некогда могущественных и влиятельных, Афин.

Как уже говорилось выше, Храм Эрехтейона был построен на месте, где в далекие времена поспорили между собой Посейдон и прекрасная Афина . В отстроенном храме находился алтарь повелителя водной стихии, есть описания, согласно которым можно сделать вывод: на одной из внутренних стен находилась гигантская трещина, оставленная трезубцем Посейдона, а кроме этого, в Эрехтейоне жрецы могли видеть колодец с морской водой. Этот колодец построили на месте, где из-под земли бил соленый ключ, который показал афинянам Посейдон. Прямо перед храмом росло оливковое дерево, то самое, которым и удивила царя Кекропа и афинян Афина Паллада. По преданиям, еще до начала строительства храма, в 480 году до нашей эры дерево сожгли, однако оно чудесным образом вновь появилось и украшало собой вход в Храм.

Вид на портик кариатида

Интересно и то, что архитектор, имя которого неизвестно, разработал план Храма Эрехтейона, построенного в ионическом стиле, таким образом, что место, где ударил трезубцем Посейдон, находилось под открытым небом. Согласно мифу, боги запретили накрывать это место.

Стоит отметить, что неизвестному архитектору и многочисленным строителям, задействованным в возведении Храма Эрехтейона, пришлось приложить массу усилий, чтобы здание было устойчивым. Дело все в том, что храм является многоуровневым, этот факт не говорит о гениальности архитектора, а скорее всего, является доказательством того, что у древних греков не было технологий, позволяющих сравнивать скалистую местность.

Храм Эрехтейона отличался от множества других храмов не только тем, что в него имели доступ только жрецы, но и тем, что имел два входа. Один из них вел в святилище Афины, где и возвышалась ее гигантская статуя (по свидетельствам очевидцев того далекого времени, выполненная из дерева), а второй, к святилищам Эрехтея и Посейдона. Удивительно и то, что Эрехтейон построен на «священном» месте. До начала работ здесь возвышались святилища и другие храмы, которые со временем разрушались или их попросту уничтожали грабители.

Кариатиды

Архитектура и история храма Эрехтейона

Древний храм, который открылся для афинских жрецов еще в 406 году до нашей эры, стоит на фундаменте размером 23,5х11,6 метров. Его популярность среди туристов обусловлена тем, что каждый его фасад уникален в своем роде. Это объясняется тем, что в храме прославляли не одного языческого бога и не одного афинского царя. У западного фасада Храма Эрехтейона находится (правильнее сказать, находилась) могила царя Кекропа, который был человеком-змеей.

Со стороны западного фасада и росло то самое знаменитое оливковое дерево, которое явила Афина Паллада. Более того, оно растет и в настоящий момент, правда, божественного происхождения оно уже не имеет: его посадили реставраторы в начале 20-го века.

Даже в наше время можно увидеть, известный любому ценителю памятников истории и архитектуры, портик кариатид. Все без исключения гиды, водящие свои группы среди руин древнего храма, говорят, что именно этот портик и является самой главной достопримечательностью Эрехтейона . Шесть скульптур прекрасных девушек поддерживают перекрытие. Многие современные скульпторы говорят, что кариатиды выполнены на таком высоком уровне, что кажется, будто в любой момент сильная дева, ростом два метра и тридцать сантиметров, сойдет с цоколя.

Кессонный потолок северного портика

Увы, руки девушек были разрушены, однако историкам, все же, удалось узнать, как они выглядели в далеком прошлом! Помогла им в этом находка в… Италии . На вилле Адриана удалось найти копии сильных дев, поддерживающих перекрытие портика! Оказывается, одной рукой они поддерживали свои одежды, а во второй руке держали, так называемый, жертвенный кувшин – фиал. Кстати, не все шесть кариатид являются подлинными, одна из них «подделка», точнее – копия, выполненная реставраторами. Оригинал украл англичанин еще в 19-м веке, приехавший в Афины поживиться древними реликвиями.

Храм Эрехтейона – это очередное подтверждение гениальности древнегреческих скульпторов, которым из драгоценного мрамора удалось создать поистине фантастический ансамбль из кружев, статуй и фризов. Многое из этого ансамбля безвозвратно утрачено, но от этого Эрехтейон не теряет своей привлекательности и возле него всегда можно встретить огромное число туристов. Как и храм Гефеста, это здание считается одним из наиболее хорошо сохранившихся на территории Афин. К слову, сохранился он благодаря христианам, которые сделали Эрехтейон своей церковью, и турецкому хану, решившему превратить древнегреческий храм… в гарем, где в роскоши жили его прекрасные жены и невольницы.

Северный портик храма

Есть информация, что уже в самое ближайшее время будет проведена третья по счету реставрация Храма Эрехтейона (первая с 1837 по 1847 год; вторая с 1902 по 1909 год). Туристу, отправившемуся в Грецию для знакомства с древнейшими памятниками, не лишним будет знать, что вход к ним платный. Однако цена билета невысока, а дети и подростки могут узнать об истории Древней Греции, о взлетах и падениях Афин, совершенно бесплатно.

Греция — это не только удивительно красивая страна, жителей которой круглый год согревает теплое ласковое солнце, но ещё и колыбель древней античной цивилизации. Она является родиной демократии, олимпийских игр, греческих богов и многих классических жанров искусства.

По сути дела, именно здесь за тысячи лет до появления христианства зародилась западная цивилизация.

Но самой яркой достопримечательностью города является Акрополь, возвышающийся в самом сердце Греции — Афинах.

Среди всех построек Акрополя особого внимания заслуживает Эйрехтеон. Он считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Более подробно о нем — чуть ниже, а пока — кратко об Акрополе.

Акрополи были во всех античных городах. Так называлась высокая укрепленная точка, украшенная храмами, возведёнными в честь греческих богов.

Но именно афинский акрополь ещё с древнейших времен считается классическим примером городской крепости мира эллинов.


Весь комплекс сооружений Акрополя находится на скале с плоской вершиной, высотой в 156 метров. Впервые люди поселились здесь около 6 тыс. лет назад. В XIII в. до н. э.

Акрополь был укреплен толстыми каменными стенами, создание которых, согласно древнегреческим легендам, приписывают сверхъестественным существам-киклопам.


Поначалу на вершине скалы обитал правитель и располагался ряд государственных учреждений. В 480 г. до н.э. Акрополь был разрушен персами. А после победы над ними, греки, под руководством величайшего правителя того времени Перикла начали его восстановление. Заново были отстроены все храмы и статуи, превосходящие прежние величественностью и совершенством.

Именно с этого момента Акрополь приобретает исключительно культовую функцию. С развитием христианства внешний вид комплекса претерпел изменения, но в целом не потерял своего первоначального облика.


Эйрехтеон

Акрополь и в наше время представляет собой мудрость древних, которая нашла воплощение в камне. Основными зданиями Акрополя являются: храм богини Афины, Храм богини Ники и дворец в честь Афины и Посейдона (Эйрехтеон). Последний заслуживает особого внимания благодаря своей многофункциональности и необычности построения.

Эрехтейон считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Архитектор этой постройки неизвестен до сих пор.


Именно с Эрехтейоном связано предание о знаменитом споре богини войны и победы — Афины и бога морей — Посейдона.

По легенде они спорили о том, кто будет покровителем нового города — Афин, созданного мифическим существом — Кекропом (являвшимся прародителем всех жителей Аттики). Считается, что он похоронен у подножия храма.

Победила в этом споре Афина. Именно она сделала новому городу дар — оливковое дерево, которое по сей день является символом города. Посейдон же подарил Афинам источник, вода которого оказалась соленой и непригодной для питья.

У Кекропа, по преданиям, был приемный внук-Эрехтей, переданный в коробке его дочерям. Им был велено коробку не открывать. Но любопытство победило. Взору их предстал божественный младенец, охраняемый двумя божественными змеями.

Девушки сошли с ума от увиденного и кинулись со скалы вниз. Именно в честь Эрехтея и назван этот необычный храм.

По сути, весь храм посвящён легендам о божественном происхождении Афин и выбору их покровителя.


Храм поражает своим великолепием и необычностью построения. Он возведён на двух уровнях скалы и по этой причине здание абсолютно ассиметрично.

Ещё одна уникальность строения заключается в четырёх, непохожих друг на друга фасадах, каждый из которых имеет свое отдельное назначение. Именно из Эрехтейона взято множество идей европейской архитектуры. Даже большее, чем из Парфенона. Главной ценностью для европейцев стала асимметричность здания.

Строился Эрехтейон не одномоментно, а в период с 421 по 406 г. до н.э. Столь долгий период строительства связан с греко-персидской войной. У здания имеются два входа, которые украшают гигантские порталы дверей греческого времени. Соответственно — у каждого входа своя функция.


Северная сторона Эрехтейона

С северной стороны- это храм Афины Полиады (Афины-градодержательницы). Внутри этой части здания хранилась деревянная статуя богини Афины, высеченная из священного оливкового дерева.

Древние эллины полагали, что статую изготовили для них сами боги, поэтому во время языческих праздников её облачали в священную мантию (пеплос), изготовленную жрицами храма. Здесь же проводились самые важные таинственные обряды, посвящённые покровительнице города.


Западная сторона Эрехтейона

С западной стороны находится ещё один вход в здание. Она представлена полуколоннами, идущими не от самой земли.

И если в Парфеноне колонны действительно поддерживают крышу, то здесь они носят чисто декоративную функцию. Благодаря им, во всем здании, если наблюдать его, отойдя на десяток метров, наблюдается очень странная, но в тоже время завораживающая разница в уровнях.


Именно здесь находится легендарный отпечаток трезубца Посейдона, извлёкшего для Афин источник воды, и отпечаток удара молнии Зевса, разрешившего спор богов.

Во внутренней части храма, рядом с алтарём Посейдона, находилось святилище Эрехтея. А чуть поодаль алтари Гефеста и Бута. Бут являлся богом ремесла и братом Эрехтея. Гефест же был покровителем кузнечного дела.


Южная сторона Эрехтейона

Интересное решение имеет южная сторона Эрехтейона, представляющая собой глухую стену с небольшим боковым портиком.

Вместо традиционных колонн, крышу портика поддерживают женские фигуры. Если присмотреться, то можно отметить, что левые и правые кариатиды (такое название получили эти статуи уже в византийское время в честь необыкновенно красивых женщин города Кария), представляют собой зеркальное отображение друг — друга.


Статуи являются просто шедевром архитектурного искусства. Создаётся впечатление, что девушки готовы вот-вот сойти со своего постамента, настолько живо и реалистично они выполнены.

Руки кариатид не сохранились. И до середины XIX века ученые не знали, как выглядел полностью первоначальный облик этих великолепных дев.


Но в 1852 году в Англии были найдены их миниатюрные копии, благодаря которым выяснилось, что в одной руке находился сосуд для жертвоприношений, а другой девушки придерживали край своей одежды.

Ученые предполагают, что прообразами кариатид послужили жрицы храма богини Афины. Лица дев обращены в сторону дороги, по которой проходили религиозные шествия, посвящённые покровительнице города.


Восточная сторона Эрехтейона

Восточная сторона тоже весьма необычна в своем оформлении.

С восточной стороны храм украшен длинными тонкими колоннами с легкими декоративными поясами в верхней части, характерными только для Эрехтейона. Они создают разительный контраст с колоннами, стоящего рядом Парфенона, которые гораздо ниже и массивнее.

Поэтому у нас возникает совершенно другое ощущение изящества при посещении Эрехтейона.


Открывает завесу тайны средневековый свидетельствуют — этот великолепный дворцовый комплекс в Вене по праву входит в десятку мест, куда хочется возвращаться снова и снова.

К сожалению, внутренне убранство Эрехтейона не дошло до наших дней, поскольку в VII веке его попытались преобразовать в христианский храм, в связи с чем большая часть языческих сооружений была разрушена или вывезена.

Таким образом, это небольшое по своим размерам строение объединило несколько святилищ, посвящённых древним античным богам и героям греческого эпоса.


Полезная информация для туристов

У всех зданий Акрополя, в том числе у Эрехтейона, великолепная вечерняя подсветка. Поэтому если Вы посетите эту достопримечательность вечером, у вас будет великолепная возможность сделать очень впечатляющие фото.

Сегодня часть элементов Эрехтейона, в том числе и кариатиды, заменена копиями. Оригиналы Вы можете посмотреть в музее Акрополя.

Как добраться до Эрехтейона

Легче всего добраться до Акрополя на метро. Это можно сделать практически из любой части города. Станция находится на красной ветке и носит одноимённое название. Чтобы было легче сориентироваться, учтите, что это следующая после Синтагмы станция.

Если Вы располагаете достаточным количеством времени и находитесь в центре Афин — пройдитесь пешком. Если идти прямо и никуда не сворачивать по большой пешеходной улице, носящей название Dionysiou Areopagitou, то неизбежно выйдете прямо к Акрополю.

Часы работы и цены

Стоимость входа в Акрополь составляет 12 евро. Часы посещения зависят от времени года и дня недели:

  • Летний период: с 8.00 до 19.30. В понедельник с 11.00 до 19.30.
  • Зимний период: с 8.00 до 15.30. без выходных.

Похожие публикации