Энциклопедия пожаробезопасности

Особенности жанра и композиции поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души. Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА И КОМПОЗИЦИИ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ». ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

С самого начала писательской деятельно-
сти мечтал написать произведение, в
«котором бы явилась вся Русь». Это должно
было быть грандиозное описание быта и нра-
вов России первой трети XIX века. Таким
произведением стала поэма «Мертвые ду-
ши», написанная в 1842 году. Первое издание
книги называлось «Похождения Чичикова,
или Мертвые души». Такое название снижа-
ло истинное значение произведения, перево-
дило его в область авантюрного романа. Го-
голь пошел на это по цензурным соображе-
ниям, желая издать поэму.
Почему же назвал свое произведе-
ние поэмой? Определение жанра стало ясно
писателю только в последний момент, - ра-
ботая над рукописью, он говорит то о поэме,
то о романе.
Чтобы понять особенности жанра поэмы
«Мертвые души», можно сопоставить это про-
изведение с «Божественной комедией» Дан-
те, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние
чувствуется в поэме Гоголя. «Божественная
комедия» состоит из трех частей. В первой
части к Данте является тень древнеримского
поэта Вергилия, которая сопровождает лири-
ческого героя в ад; они проходят все круги,
перед их взором предстает целая галерея
грешников. Фантастичность сюжета не ме-
шает Данте раскрыть тему своей родины -
Италии. По сути, задумал показать те
же круги ада, но ада России. Недаром назва-
ние поэмы «Мертвые души» идейно перекли-
кается с названием первой части поэмы Дан-
те «Божественная комедия», которая называ-
ется «Ад».
, наряду с сатирическим отрицани-
ем, вводит элемент воспевающий, созида-
тельный - образ России. С этим образом
связано «высокое лирическое движение», ко-
торое в поэме по временам подменяет коми-
ческое повествование.
Значительное место в поэме «Мертвые
души» занимают лирические отступления и
вставные эпизоды, что характерно для этого
литературного жанра. В них касается
самых острых российских общественных во-
просов. Мысли автора о высоком назначении
человека, о судьбе Родины и народа здесь
противопоставлены мрачным картинам рус-
ской жизни.
Итак, отправимся за героем поэмы «Мерт-
вые души» Чичиковым в город NN. С первых
же страниц произведения мы ощущаем увле-
кательность сюжета, так как читатель не мо-
жет предположить, что после встречи Чичи-
кова с Маниловым будут встречи с Собакеви-
чем, Ноздревым. Читатель не может дога-
даться и о том, что случится в конце поэмы,
потому что все ее персонажи выведены по
принципу градации: один хуже другого.
Например, Манилова, если рассматривать
его как отдельный образ, нельзя восприни-
мать в качестве положительного героя (на
столе у него лежит книга, открытая на одной
и той же странице, а его вежливость при-
творна: «Позвольте этого вам не позволить»),
но по сравнению с Плюшкиным Манилов во
многом даже выигрывает. Однако в центр
внимания поставил Коробочку, так
как она является своеобразным единым на-
чалом всех персонажей. По мысли Гоголя,
это символ «человека-коробочки», в котором
заложена идея неуемной жажды накопи-
тельства.
Тема разоблачения чиновничества прохо-
дит через все творчество Гоголя: она свойст-
венна и сборнику «Миргород», и комедии
«Ревизор». В поэме «Мертвые души» она пе-
реплетается с темой крепостничества.
Особое место в поэме занимает «Повесть
о капитане Копейкине». Она сюжетно не
связана с поэмой, но имеет большое значе-‘
ние для раскрытия идейного содержания
произведения. Форма сказа придает повести
жизненный характер: она обличает недо-
статки общественной жизни России на всех
уровнях..
Миру «мертвых душ» в поэме противо-
поставлен лирический образ народной Рос-
сии, о которой пишет с любовью и
восхищением. За страшным миром помещи-
ков и чиновников писатель чувствовал душу
русского народа, которую воплотил в образе
быстро несущейся вперед тройки, собрав-
шей в себе силы России: «Не так ли и ты,
Русь, что бойкая, необгонимая тройка не-
сешься?».
Итак, мы знаем, что в своем про-
изведении изображает социальные болезни
общества. Следует остановиться на том, как
удается это сделать писателю. Во-первых,
пользуется приемами социальной ти-
пизации. В изображении галереи помещи-
ков умело сочетает общее и индивидуальное.
Практически все его персонажи статичны, их
развитие не показано (это не.относится к
Плюшкину и Чичикову), мы почти ничего
не знаем об их прошлом. Этот прием под-
черкивает еще раз, что маниловы, коробоч-
ки, собакевичи, Плюшкины и есть мертвые
души.
Для описания героев использует
свой излюбленный прием - характеристику
персонажа через деталь. Его можно назвать
«гением детализации»: так точно детали от-
ражают характер и внутренний мир персона-
жей. Чего стоит, например, описание дома
Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение
Манилова, он обратил внимание на заросший
английский пруд, на покосившуюся беседку,
на запустение, на обои в комнате Манило-
ва - то ли серые, то ли голубые, на обтяну-
тые рогожей два стула, до которых так и не
доходят руки хозяина. Эти и другие детали
подводят нас к главному выводу, сделанному
самим автором: «Ни то ни се, а черт знает
что такое!».
Вспомним Плюшкина, эту «прореху на че-
ловечестве», который потерял даже пол свой.
Он выходит к Чичикову в засаленном халате,
с немыслимым платком на голове. Везде ца-
рят грязь, неустройство. Плюшкин олицетво-
ряет крайнюю степень деградации, что пере-
дается через детали, через те мелочи жиз-
ни, которыми так восхищался А.С. :
«Еще ни у одного писателя не было этого
дара выставлять так ярко пошлость жизни,
уметь очертить в такой силе пошлость пош-
лого человека, чтобы вся та мелочь, которая
ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в
глаза всем».
И все-таки главная тема поэмы - это
судьба России: ее прошлое, настоящее и бу-
дущее. В первом томе уделяет боль-
ше внимания прошлому родины. Задуман-
ные им второй и третий тома должны были
повествовать о настоящем и будущем Рос-
сии. Этот замысел можно было бы сравнить
со второй и третьей частями «Божественной
комедии» Данте: «Чистилище» и «Рай». Од-
нако этим замыслам не суждено было
сбыться: второй том оказался неудачным по
идее, а третий так и не был написан. Поэто-
му поездка Чичикова и осталась поездкой в
неизвестность.

Поэма М. Гоголя “Мертвые души” – произведение сложное, в нем переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбе России, и тонкий лиризм. К своему шедевру писатель шел всю свою жизнь, написав такие самобытные, оригинальные произведения, как, например, “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Миргород”, “Ревизор”. Чтобы лучше понять особенности жанра “Мертвых душ”, следует сопоставить это произведение с “Божественной комедией” Данте, поэта эпохи Возрождения, влияние которого хорошо ощущается в поэме М. Гоголя. “Божественная комедия” состоит из трех частей, В первой части перед поэтом появляется тень древнеримского поэта Вергилия, который сопровождает лирического героя в ад: они попадают во все его круги, перед их взглядом проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте рассказать о своей Родине – Италии, о ее судьбе. Собственно, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России.

Значительное место в поэме “Мертвые души” занимают лирические отступления и вставные эпизоды, которые характерны для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь затрагивает острейшие общественные вопросы России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены пасмурным картинам русской жизни. С первых же страниц произведения его сюжет нас захватывает, так как нельзя предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Мы не можем догадаться и о том, каким будет конец поэмы, так как все персонажи объединены в ней по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилов, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя, так как на столе у него лежит книга, открыта на одной и той же странице, а его вежливость приторно-сладкая. Но, в сравнении с Плюшкиным, характер Манилова во многом даже выигрывает. В центре внимания Гоголя – образ Коробочки, так как ее характер имеет много общего с другими персонажами. По мнению Гоголя, она является символом “человека-коробочки”, в котором заложена идея неугомонного стремления к накоплению. Чичиков – тоже “человек – коробочка”, как и другие персонажи. Именно эта черта, присуща большинству дворян, и привела их к вырождению. Отсюда и символичность названия поэмы – “Мертвые души”.

Тема изобличения чиновничества проходит – через все творчество Гоголя: она занимает важное место и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается также с темой крепостничества. Важную роль в композиции поэмы сыграет “Повесть о капитане Копейкине”, так как именно в ней М. В. Гоголь смело разоблачает государственное правительство. Миру “Мертвых душ” в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Рассказывая о помещичьей и чиновничьей России, Гоголь хорошо ощущает душу русского народа. Яркое свидетельство этому – образ тройки, которая быстро несется вперед. В ее описании автор воплотил могущественные силы России, которые когда-то смогут сделать что-то новое, прогрессивное для своей Родины: “Так ли и ты, Русь, несешься, будто быстрая тройка, которую никто никогда не обгонит?..”.

И все же главная тема произведения – судьба России: ее прошлое, современное и будущее. В первом томе Гоголь вскрыл тему прошлого Родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о современном и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями “Божественной комедии” Данте – “Чистилище” и “Рай”. Однако этим замыслам не суждено осуществиться: идея второго тома оказалась недостаточно удачной, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова так и осталась поездкой в неизвестность: Гоголь не знал, что и думать, какой же будет будущая Россия: “Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

(No Ratings Yet)

Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя “Мертвые души”

Другие сочинения по теме:

  1. “Повесть о капитане Копейкине” (Анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”) Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя:...
  2. Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов...
  3. Сочинения по литературе: Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души Н. В. Гоголь всегда считал поэму “Мертвые души”, работа...
  4. Сочинения по литературе: Композиция поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать...
  5. Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя “…...
  6. Если обратиться к структуре поэмы, то можно заметить, что в ней выведены представители господствующих сословий: дворяне, чиновники, “миллионщики” и т....
  7. В лирическом отступлении в начале седьмой главы Гоголь сравнивает между собой два типа писателей: мечтателя-романтика и реалиста-сатирика. Судьба их различна:...
  8. Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Особенно привлекла внимание Гоголя возможность показать при помощи “дорожного” сюжета всю Россию, с ее...
  9. Что такое “лирика”? Слово “лирика” происходит от греческого слова “лира”, которое сперва означало инструмент, под звуки которого выполнялись песни. Потом...
  10. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы,...
  11. Отыскался на Руси и отличный, непревзойденный учитель. “Идол юношей, диво воспитателей, несравненный Александр Петрович одарен был чутьем слышать природу человека....
  12. Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности – и общества в...
  13. Существует знаменитое высказывание, относящееся к творчеству Гоголя: “смех сквозь слезы”. Гоголевский смехЕ Почему он никогда не бывает беззаботным? Почему даже...
  14. После “Ревизора” Гоголь обратился к поместному дворянству и выставил напоказ этот неизвестный народ, державшийся за кулисами вдали от дорог и...

Н.В. Гоголь хотел написать произведение, в «котором бы явилась вся Русь». Это произведение должно было стать грандиозным описанием быта и нравов России первой трети XIX века. Им стала поэма «Мертвые души», написанная в 1842 году. Первое издание произведения называлось «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Такое название снижало сатирическое значение этого произведения. Гоголь изменил название по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.

Почему Гоголь назвал свое произведение поэмой? Это наименование, как и сама поэма, многозначно. Одно из значений - вполне реалистичное. В произведении речь идет о своеобразной переписи населения: предприимчивый делец Чичиков скупает имена тех крестьян, которые умерли. В дореволюционной России крестьян мужского пола называли душами и закрепляли за каким-либо помещиком. Приобретая себе во владение несуществующих людей, Чичиков невольно обнажает шаткую и непрочную основу существующего строя. Уже хотя бы в этом видна сатирическая направленность поэмы Гоголя.

Рядом с сатирическим отрицанием уродств российской жизни в поэме есть лирические элементы, воспевающие прекрасный образ России. С этим образом связано «высокое лирическое движение», которым в поэме по временам сменяется комическое повествование.

Очень важны в поэме «Мертвые души» лирические отступления автора и вставные эпизоды. В них Гоголь касается самых острых общественных вопросов России. Мысли автора о высоком предназначении человека, о судьбе Отечества и народа составляют резкий контраст с мрачными картинами русской действительности.

Итак, поедем вместе с героем поэмы «Мертвые души» Чичиковым в город N.

С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, поскольку не можем предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи обрисованы по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилов как отдельный образ не кажется положительным персонажем (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость неискренна: «Позвольте этого вам не позволять»), но по сравнению с Плюшкиным он во многом даже выигрывает. Интересно, что в центре композиции Гоголь поставил образ Коробочки, ведь ее черты можно найти в каждом из помещиков. По мысли автора, она - олицетворение неуемной жажды накопительства и приобретательства.

Миру помещиков, которые являются настоящими мертвыми душами в поэме, противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.

Очень важен в поэме образ быстро несущейся вперед тройки. Тройка лошадей воплощает в себе силы, удаль, бесшабашность России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?» Но тройка - это и символ бешеной скачки, которая может завезти в неизведанные края.

Поэма М. Гоголя “Мертвые души” – произведение сложное, в нем переплетаются и беспощадная сатира, и философские раздумья о судьбе России, и тонкий лиризм. К своему шедевру писатель шел всю свою жизнь, написав такие самобытные, оригинальные произведения, как, например, “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Миргород”, “Ревизор”. Чтобы лучше понять особенности жанра “Мертвых душ”, следует сопоставить это произведение с “Божественной комедией” Данте, поэта эпохи Возрождения, влияние которого хорошо ощущается в поэме М. Гоголя. “Божественная комедия” состоит из трех частей, В первой части перед поэтом появляется тень древнеримского поэта Вергилия, который сопровождает лирического героя в ад: они попадают во все его круги, перед их взглядом проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте рассказать о своей Родине – Италии, о ее судьбе. Собственно, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России.
Значительное место в поэме “Мертвые души” занимают лирические отступления и вставные эпизоды, которые характерны для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь затрагивает острейшие общественные вопросы России. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены пасмурным картинам русской жизни. С первых же страниц произведения его сюжет нас захватывает, так как нельзя предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Мы не можем догадаться и о том, каким будет конец поэмы, так как все персонажи объединены в ней по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилов, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя, так как на столе у него лежит книга, открыта на одной и той же странице, а его вежливость приторно-сладкая. Но, в сравнении с Плюшкиным, характер Манилова во многом даже выигрывает. В центре внимания Гоголя – образ Коробочки, так как ее характер имеет много общего с другими персонажами. По мнению Гоголя, она является символом “человека-коробочки”, в котором заложена идея неугомонного стремления к накоплению. Чичиков – тоже “человек – коробочка”, как и другие персонажи. Именно эта черта, присуща большинству дворян, и привела их к вырождению. Отсюда и символичность названия поэмы – “Мертвые души”.
Тема изобличения чиновничества проходит – через все творчество Гоголя: она занимает важное место и в сборнике “Миргород”, и в комедии “Ревизор”. В поэме “Мертвые души” она переплетается также с темой крепостничества. Важную роль в композиции поэмы сыграет “Повесть о капитане Копейкине”, так как именно в ней М. В. Гоголь смело разоблачает государственное правительство. Миру “Мертвых душ” в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением. Рассказывая о помещичьей и чиновничьей России, Гоголь хорошо ощущает душу русского народа. Яркое свидетельство этому – образ тройки, которая быстро несется вперед. В ее описании автор воплотил могущественные силы России, которые когда-то смогут сделать что-то новое, прогрессивное для своей Родины: “Так ли и ты, Русь, несешься, будто быстрая тройка, которую никто никогда не обгонит?..”.
И все же главная тема произведения – судьба России: ее прошлое, современное и будущее. В первом томе Гоголь вскрыл тему прошлого Родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о современном и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями “Божественной комедии” Данте – “Чистилище” и “Рай”. Однако этим замыслам не суждено осуществиться: идея второго тома оказалась недостаточно удачной, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова так и осталась поездкой в неизвестность: Гоголь не знал, что и думать, какой же будет будущая Россия: “Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Гоголь давно мечтал написать произведение, в “котором бы явилась вся Русь”. Это должно было быть грандиозное описание быта и нравовРоссии первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма”Мертвые души”, написанная в 1842 г. Первое издание произведениябыло названо “Похождения Чичикова, или Read More ......
  2. Поэма “Мертвые души” (1842) – произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. Это – произведение о контрастности, неопределенности российской действительности, и название поэмы неслучайно. Современникам Гоголя такое название казалось удивительным, они считали, что такое название подошло бы для какой-нибудь фантастической книги. Такое восприятие Read More ......
  3. Особенности сюжета и композиции поэмы Гоголя “Мертвые души” Приступая к работе над поэмой “Мертвые души”, Гоголь писал, что ему хочется в этом направлении “показать хотя бы с одного боку всю Русь”. Так писатель определил свою главную задачу и идейный замысел Read More ......
  4. Композиционное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” определяется творческой задачей, которую ставил перед собой автор. Первоначально писатель предполагал создать грандиозное произведение, состоящее из трех частей. В первом томе перед читателями предстало бы сатирическое изображение современной автору России, а в Read More ......
  5. Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта, нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к описанию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость обывателей. “Миргород”, “Арабески”, Read More ......
  6. Хотя понятие жанра непрерывно изменяется и усложняется, под жанром можно понимать исторически складывающийся тип литературного произведения, которому присущи определенные черты. Уже по этим чертам нам во многом становится ясна основ-ная мысль произведения, и мы примерно угадываем его содержа-ние: от определения Read More ......
  7. Тема живых и мертвых душ главная в поэме Гоголя “Мертвые души”. Об этом мы можем судить уже по названию поэмы, в котором не только содержится намек на суть аферы Чичикова, но и заключен более глубокий смысл, отражающий авторский замысел первого Read More ......
  8. Понятие ” мертвая душа ” в поэме имеет несколько значений, Чичиков скупает “мертвые души”, чтобы, оформив купчую, заложить купленных крестьян уже как живых в опекунский совет и получить за них кругленькую сумму. Но с понятием “мертвая душа” неразрывно связана социальная Read More ......
Особенности жанра и композиции поэмы Николая Гоголя “Мертвые души”

Сочинения по литературе: Особенности жанра и композиции поэмы гоголя Мертвые души

Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художественные особенности поэмы Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 г. Первое издание произведения было названо "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Такое название снижало истинное значение этого произведения, переводило в область авантюрного романа. Гоголь пошел на это по цензурным соображениям, для того, чтобы поэма была издана.

Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Определение жанра стало ясно писателю только в последний момент, так как, еще работая над поэмой, Гоголь называет ее то поэмой, то романом. Чтобы понять особенности жанра поэмы "Мертвые души", можно сопоставить это произведение с "Божественной комедией" Данте, поэта эпохи Возрождения. Ее влияние чувствуется в поэме Гоголя. "Божественная комедия" состоит из трех частей. В первой части к поэту является тень древнеримского поэта Вергилия, которая сопровождает лирического героя в ад, они проходят все круги, перед их взором проходит целая галерея грешников. Фантастичность сюжета не мешает Данте раскрыть тему своей родины - Италии, ее судьбы. По сути, Гоголь задумал показать те же круги ада, но ада России. Недаром название поэмы "Мертвые души" идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте "Божественная комедия", которая называется "Ад".

Гоголь наряду с сатирическим отрицанием вводит элемент воспевающий, созидательный - образ России. С этим образом связано "высокое лирическое движение", которым в поэме по временам заменяется комическое повествование.

Значительное место в поэме "Мертвые души" занимают лирические отступления и вставные эпизоды, что характерно для поэмы как литературного жанра. В них Гоголь касается самых острых российских общественных вопросов. Мысли автора о высоком назначении человека, о судьбе Родины и народа здесь противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Итак, отправимся за героем поэмы "Мертвые души" Чичиковым в Н.

С первых же страниц произведения мы ощущаем увлекательность сюжета, так как читатель не может предположить, что после встречи Чичикова с Маниловым будут встречи с Собакевичем и Ноздревым. Читатель не может догадаться и о конце поэмы, потому что все ее персонажи выведены по принципу градации: один хуже другого. Например, Манилова, если его рассматривать как отдельный образ, нельзя воспринимать как положительного героя (на столе у него лежит книга, открытая на одной и той же странице, а его вежливость притворна: "Позвольте этого вам не позволить>>), но по сравнению с Плюшкиным во многом даже выигрывает. Однако в центр внимания Гоголь поставил образ Коробочки, так как она является своеобразным единым началом всех персонажей. По мысли Гоголя это символ "человека-коробочки", в котором заложена идея неуемной жажды накопительства.

Тема разоблачения чиновничества проходит через все творчество Гоголя: она выделяется и в сборнике "Миргород", и в комедии "Ревизор". В поэме "Мертвые души" она переплетается с темой крепостничества.

Особое место в поэме занимает "Повесть о капитане Копейкине". Она сюжетно связана с поэмой, но имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придает повести жизненный характер: она обличает правительство.

Миру "мертвых душ" в поэме противопоставлен лирический образ народной России, о которой Гоголь пишет с любовью и восхищением.

За страшным миром помещичьей и чиновничьей России Гоголь чувствовал душу русского народа, которую и выразил в образе быстро несущейся вперед тройки, воплощающей в себе силы России: "Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?" Итак, мы остановились на том, что изображает Гоголь в своем произведении. Он изображает социальную болезнь общества, но также следует остановиться на том, как удается это сделать Гоголю.

Во-первых, Гоголь пользуется приемами социальной типизации. В изображении галереи помещиков умело сочетает общее и индивидуальное. Практически все его персонажи статичны, они не развиваются (кроме Плюшкина и Чичикова), запечатлены автором как результат. Этот прием подчеркивает еще раз, что все эти Маниловы, Коробочки, Собакевичи, Плюшкины и есть мертвые души. Для характеристики своих персонажей Гоголь использует и излюбленный прием - характеристику персонажа через деталь. Гоголя можно назвать "гением детализации", так точно порой детали отражают характер и внутренний мир персонажа. Чего стоит например, описание имения и дома Манилова! Когда Чичиков въезжал в имение Манилова, он обратил внимание на заросший английский пруд, на покосившуюся беседку, на грязь и запустение, на обои в комнате Манилова - то ли серые, то ли голубые, на обтянутые рогожей два стула, до которых так и не доходят руки у хозяина. Все эти и еще много других деталей подводят нас к главной характеристике, сделанной самим автором: "Ни то, ни се, а черт знает что такое!" Вспомним Плюшкина, эту "прореху на человечестве", который потерял даже пол свой.

Он выходит к Чичикову в засаленном халате, на голове какой-то немыслимый платок, везде запустение, грязь, ветхость. Плюшкин - крайняя степень деградации. И все это передается через деталь, через те мелочи жизни, которыми так восхищался А. С. Пушкин: "Еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает из глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".

Главная тема поэмы - это судьба России: ее прошлое, настоящее и будущее. В первом томе Гоголь раскрыл тему прошлого родины. Задуманные им второй и третий тома должны были повествовать о настоящем и будущем России. Этот замысел можно сравнить со второй и третьей частями "Божественной комедии" Данте: "Чистилище" и "Рай". Однако этим замыслам не суждено было осуществиться: второй том оказался неудачным по идее, а третий так и не был написан. Поэтому поездка Чичикова и осталась поездкой в неизвестность. Гоголь терялся, задумываясь о будущем России: "Русь, куда же ты несешься? Дай ответ! Не дает ответа".

Похожие публикации