Энциклопедия пожаробезопасности

Старый и новый мир в поэме «двенадцать. Двенадцать, Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать" Страшный мир в поэме двенадцать

Александр Александрович Блок создал поэму «Двенадцать» вскоре после Октябрьской революции, в январе 1918 года. Таким образом, произведение стало непосредственными спонтанным откликом на происходящие в русском обществе перемены и отразило первые, эмоциональные впечатления автора от революции. Несмотря на то что поэма была написана за очень короткий срок, «Двенадцать» необычайно цельное художественное произведение, поражающее своей стройностью и музыкальностью. Закончив поэму, сам Блок воскликнул: «Сегодня я — гений!».

Основной конфликт поэмы заключается в противостоянии старого, уходящего мира царской России, и нового, вызванного революцией порядка. Образ старого мира изображается сатирически и складывается из портретов прохожих, которых двенадцать красноармейцев встречают на улицах города. Эти персонажи сетуют на революцию, страшась её. Новые порядки им чужды.

— Ох, Матушка-Заступница!

— Ох, большевики загонят в гроб!

Перед нами писатель, испуганно шепчущий:

— Предатели!

— Погибла Россия!

Вот идёт «товарищ поп», рядом «барыня в каракуле». Эти персонажи изображены с некоторой долей иронии. Поп вспоминает, как сытно и спокойно ему жилось раньше:

Помнишь, как бывало

Брюхом шёл вперёд,

И крестом сияло

Брюхо на народ?

С одной стороны, герои, символизирующие уходящее прошлое, рисуются автором с иронией. Они трусливы, жалки, незначительны. Глядя на них, старый мир представляется

не стоящим сожаления. Однако старушка, глядя на плакат, думает не о победе революции, беспокоится не о своей судьбе, а о нищих и голодных детях.

Автору не жаль старого мира. Образ буржуя становится символом ушедшей эпохи. Буржуй сравнивается с голодным псом, в страхе поджавшим хвост. Поэт не приемлет его трусости и нерешительности. Такой мир обречён на исчезновение. Новый мир изображён Блоком более подробно. Его символизирует отряд из двенадцати красноармейцев. Несомненно,

они представляют серьёзную силу, неуправляемую и могучую. Ни ветер, ни снег не могут остановить их.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Представители нового порядка, новой власти, творцы новой жизни — вчерашние рабочие и крестьяне, возможно каторжане. Большей части этих людей неведомы страх, сочувствие, сожаление, моральные колебания. Они готовы с оружием в руках бороться за своё будущее, не задумываясь о случайных жертвах такой борьбы.

Такая неограниченная свобода, вседозволенность, отсутствие моральных границ и наличие оружия, которое в любой момент можно, не раздумывая, пустить в ход, приводит к убийству.

А Катька где? — Мертва, мертва!

Простреленная голова!

Однако и среди красноармейцев есть место человечности. А. А. Блок сочувствует Петрухе, который убил свою неверную любовницу Катьку. Его сожаления искренни и вызывают сопереживание.

Однако очень скоро Петруха оправился от своего поступка и снова оказался готов бороться за революционные идеалы. Не приемля отживший своё старый уклад, Блок не идеализирует и революционное настоящее.

Достижение нового порядка любой ценой, отсутствие нравственных ориентиров ни в коем случае не приветствуется поэтом. Создается впечатление, что настоящее составляют неопределённость, беспорядок, хаос, и люди потерялись в этом водовороте. Неслучайно двенадцать красноармейцев постоянно окружают ветер и вьюга, ночь и темнота. … идут без имени. святого

Все двенадцать — вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль …

Символика цвета также подчеркивает восприятие происходящих событий автором. Двенадцать красноармейцев сопровождают черный и красный цвета, мрак и кровь, зло и

убийство. Кажется, что нет просвета в этой темноте. Несмотря на довольно мрачный настрой произведения, в конце поэмы звучит надежда на лучшее будущее, надежда на то, что и в новом мире найдется место человечности, духовности, нравственности. С этими понятиями связывается светлый образ Иисуса Христа, который, однако, ещё далеко.

Поэма «Двенадцать» — шедевр творчества А. А. Блока. С необычайной силой поэт передал атмосферу разрушения, хаоса, охватившего революционную Россию. Это одно из самых сильных произведений в русской литературе, отражающих непосредственный взгляд автора на происходящие в обществе изменения. «Двенадцать» — своеобразный поэтический дневник, документ эпохи, передающий чувства и переживания поэта.

Поэму А А. Блока «Двенадцать» можно рассматривать как кульминацию всего его творчества. Мотив иронии автора по отношению к современному «утробному» миру и его «обитателям» пронизывает все произведение. Современный буржуа, чьи интересы сосредоточены только вокруг наживы, был столь ненавистен Блоку, что он, по собственному признанию, доходил «до какого-то патологического омерзения». И в революции поэт видел очистительную силу, способную дать миру новое дыхание, освободить его от власти людей, далеких от духовных устремлений, от идеалов справедливости и человечности, живущих лишь жаждой материальных благ и руководствющихся своими мелкими страстишками. Такое отношение прямо перекликается с евангельской притчей о богатом, которому не войти в Царство Небесное.
Первая глава представляет собой экспозицию поэмы, где показан фон города, его пестрое население. Блок в духе народной шутки описывает обывателей Петрограда, не понимающих происходящего:

Старушка, как курица,
Кой-как перемотнулась через сугроб.
- Ох, Матушка-Заступница!
- Ох, большевики загонят в гроб!

То. что фигуры «старого мира» имеют не человеческие, а животные характеристики, рождает не только у героев поэмы, но и у читателей отношение жалости.

Далее представлен герой, авторское отношение к которому более жесткое, это чувствуется по подчеркнуто суровым образам природы, его сопровождающим:

Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

С велеречивого литератора октябрьским вихрем словно сорвана маска, и автор, не узнавая, вопрошает: «А это кто?» Образ «грозного обличителя» жалок, он бормочет угрозы, которые вызывают не ужас, а смех. Возвышенное «вития» превращается в гневную, презрительную, уничижительную кличку. Точными, хлесткими словами заклеймены все, кто за пустой болтовней пытался спрятать свою пустую жизнь, брезгливость по отношению к народным горестям.

А вон и долгополый -
Сторонкой за - сугроб..
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..
Вон барыня в каракуле
К другой подвернулась:
- Ужь мы плакали, плакали...
Поскользнулась
И - бац - растянулась!

Насмешливо-сочувственно звучит после почти лубочной, веселой раешной картинки авторское:

Ай, ай!
Тяни, подымай!

Наряду с сатирой еа «старый мир», вызванной его несостоятельностью, узостью и примитивностью кругозора его представителей, автором предъявляется и более серьезное обвинение этому миру в жестокости. «Страшным миром» у Петьки была отнята возлюбленная, и он мстит за это. Если посмотреть объективно на поступки двенадцати красногвардейцев, то, кроме убийства Катьки, они за все время поэмы никаких других действий не совершают. Нигде не говорится ни о какой-то возвышенной цели, которая бы ими двигала. Постепенно раскрывается авторский замысел: любовь - более понятное и близкое для человека понятие, нежели любая политическая идея. Поэтому весь ужас «старого мира» состоит в том, что в нем убивается любовь, она здесь ничего не стоит.

Еще страшнее, что символом «старого мира» для героев-«товарищей» является «Святая Русь», наделяемая «телесными» атрибутами («толстозадая»), «Старый мир» в поэме также уподобляется «нищему», «голодному» и «холодному» псу. Иногда исследователи указывают на образ «пса» в поэме как на олицетворение сил зла (вспомним гетевского пуделя-Мефистофеля). Но почему «нищий», «голодный» и «безродный» пес для революционной «голытьбы» находится в соседстве с отвергаемым классово чуждым «буржуем»? Возможно, потому что он, как и «старый мир», который еще не готов сдаться, представляет собой угрозу:

.. .Скалит зубы - волк голодный -
Хвост поджал - не отстает -
Пес холодный - пес безродный...
- Эй, откликнись, кто идет?

Уже в первой главе до упоминания о «двенадцати» на фоне карикатурных фигур старушки, буржуя, писателя-витии, попа звучит призыв: «Товарищ! Гляди / В оба!» Во второй главе впервые появляется образ «неугомонного врага» («Неугомонный не дремлет враг!») и вновь раздается обращение к «товарищу»: «Винтовку держи, не трусь!» В шестой главе формула «Неугомонный не дремлет враг» повторяется, а в десятой - звучит угрожающе: «Близок враг неугомонный!» Наиболее сильно мотив тревоги и страха проявляется в одиннадцатой главе поэмы. В пургу красноармейцы слепы, красный флаг застилает им глаза, дважды упоминается образ «врага»:

Их винтовочки стальные
На незримого врага,.,
В переулочки глухие,
Где одна пылит пурга,..
Да в сугробы пуховые -
Не утянешь сапога...
В очи бьется
Красный флаг.

И хотя звучат обрывки революционных песен, гимна «Варшавянка», ожидание опасности не покидает героев:

Раздается
Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг...
И вьюга" пылит им в очи
Дни и ночи
Напролет...
Вперед, вперед,
Рабочий народ!

Однако действительно ли в «старом мире» герои видят своего врага? Страх красноармейцев перед этим неведомым врагом в течение поэмы нарастает. Но одновременно герои показаны полными отваги, у них «злоба кипит в груди», они готовы поглумиться над «старым миром» («Эх, эх! / Позабавиться не грех!»). А персонажи «старого мира» представлены жертвами («Ужь я ножичком / Полосну, полосну»). То есть очевидно, что в роли врага они выступать не могут. Наоборот, возмездие «страшному миру» приходит от тех, кого он сам породил.

Блок принял революцию, но не с марксистской позиции (как борьбу угнетателей и угнетенных), а с религиозно-философской, считая, что мир погряз в грехе и заслуживает возмездия. Главный переворот, по Блоку, должен совершиться не извне, а внутри людей. «Мировой пожар в крови» - символ духовного перерождения. С этой точки зрения, революция - это Апокалипсис, Страшный суд, сопровождаемый вторым пришествием Христа. И черное дело «двенадцати», их месть буржуям, сведение личных счетов - орудие в руках Божественного правосудия. А сами они будут погребены под обломками этого «старого мира».

… В январе 1918 года я в последний раз отдался стихии. Во время и после окончания «Двенадцати» с несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитый (вероятно, шум от крушения старого мира)

А.А. Блок из «Записок о «Двенадцати».

Поэма «Двенадцать» вышла в свет в 1918 году, по словам Блока, она была написана за два дня. Произведение стало новым во всех смыслах: ведь до этого Блока знали, как писателя, который пишет красивыми, лучезарными, легкими, нежными словами.

В поэме же он не скупиться на брань, нецензурную лексику. Люди, ранее почитавшие Блока, стали его противниками, а те, кто его не взлюбили вначале, вдруг прониклись к нему необыкновенной теплыми чувствами.

«Двенадцать» - можно назвать лучшим произведением Блока. Произведением, на которое его вдохновила Октябрьская революция, окрылившая его как художника. Обычно беспощадно строгий к себе Блок, сказал после окончания поэмы: «Сегодня я - гений».

В поэме отразился взгляд Блока на революцию: для него она - разрушительная стихия, «дионисиевское начало», пришедшее на смену обветшалой культуре. Революция в понимании Блока - возмездие старому миру.

Поэма «Двенадцать» почти полностью состоит из символов. Причем значение одних нам ясно, а над значением других приходится изрядно поломать голову. Объяснить это просто: многие символы в поэме «Двенадцать» имеют двойной смысл. Например, строки:

Черный вечер,
Белый снег.

Несут в себе не только конфликт цветовой, но и олицетворяет конфликт между старым и новым миром. И именно этот конфликт можно назвать основным в поэме.

Борьба двух «миров»: старого, отжившего, и нового, пришедшего с победой революции, — показана с помощью взаимодействия, переплетения в поэме многочисленных образов. С их помощью мы видим, что старый мир, обреченный на гибель, до сих пор жив и борется.

Благодаря тому, что Блок искусно владел словом, мы сами, может, того и не желая, становимся непосредственными участниками всех событий. И в этот момент черный вечер слышим вой ветра, свист вьюги, чувствуем приближение чего-то грандиозного, что перевернет с ног на голову весь этот заранее сложившийся мир то, что изменит дальнейший ход истории. Мы понимаем, что это что-то - это революция. В этот черный вечер разрушится старый мир…

В вое, свисте вьюги, ветра, метели поэт слышит «музыку революции», в которой он видит возможность возрождения России. Главным героем нового мира в первой главе является - ветер. Возможно, именно он унесет с собой предрассудки, нравы мира и очистит свет для нового улучшенного мира.

Черный вечер.
Белый снег.

По-моему, это сопоставление заранее подготавливает нас, говорит, что победит новый мир. «Белый снег», как символ нового, чистого мира, наиболее четко выделяется на фоне черного неба, символа злого, враждебного мира. Если бы в природе царил день, то снег растворился, стал бы менее выразительным на его фоне. А вечером, снег почти без труда, только чуть воюя с ветром, ложится и покрывает всю землю. В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и вьюги Блок услышал музыку революции и главное, что он в ней отметил - многоголосье. В поэме все подвластно стихии - борьба, любовь, нравы людей.

  • буржуя, который стоит, как пес голодный;
  • старушку, которая является отголоском страшного и голодного мира;
  • писателя Вития, не верившего в будущее России;
  • долгополого попа;
  • барыню в каракуле, которая поскользнулась и упала.

Что говорить частью старого мира являются почти все участники поэмы. К их числу нельзя отнести только двенадцать красноармейцев, которые становятся центром второй главы повествования.

Блок смеется над представителями старого мира.

У него буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.

Может, он боится перемен и ищет защиты, прячась с носом в воротник. Блок использует для высмеивания этих людей не просто юмор, а черную сатиру.

Помнишь, как, бывало,
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..

Перед взором сразу предстает образ толстого попа, отъевшегося за чужие деньги и приношения. Но раньше у него было все, а теперь нет ничего…

Даже пес голодный, безродный, шелудивый и тот является отголоском старого мира. В конце мы видим, что полумертвый пес жмется к гвардейцам. Этот фрагмент говорит о том, что старый мир еще жив, он где-то рядом, он пытается приспособиться и спрятаться, но жить ему осталось недолго. Ведь абсолютно все, включая ритм стиха, меняется с появлением двенадцати красноармейцев.

Исчезают все представители злого мира, кроме пса, и это напоминает красноармейцам, что мерзкая, старая сторона жизни никуда не ушла: она идет по пятам за ними, дышит холодным дыханием в затылок:

И старый мир, как пес плешивый
Стоит за ним поджавши хвост…
… Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес плешивый,
Провались - поколочу!

Вечная проблема, конфликт - борьба старого и нового мира. Этот мотив присутствует во многих произведениях, а в поэме «Двенадцать» конфликт выливается в революцию. Здесь мы видим четкую грань между победителями и побежденными. Старый мир, хотя пока и цепляется за жизнь, обречен на погибель. Конфликт света и тьмы, нового и старого вечен, как сама история.

Как в поэме А. А. Блока «Двенадцать». обнаруживается сломленность старого мира?

Современники поэта Александра Александровича Блока и более поздние исследователи его творчества, вновь и вновь обращаясь к поэме “Двенадцать”, задавались неизменным риторическим вопросом: “Как мог человек, воспитанный в духе дворянских традиций XIX столетия, посвятить поэму тем, кто насильственным, варварским способом эти традиции искореняет?” Подобное недоумение вполне объяснимо, ибо во время революции и после нее творческая интеллигенция повсеместно воспринималась как художественный проводник идей “буржуев и кулаков”. Да и сама революция по замыслу ее теоретиков и практиков в своей “программе минимум” должна была привести к установлению диктатуры пролетариата, что подразумевало вполне однозначное отношение ко всем остальным слоям населения. Так почему же поэт-символист Александр Блок воспел в своей поэме эту революцию? На самом деле ответ на этот вопрос Блок заложил в самой поэме “Двенадцать”. Музыку революции, которую слышит поэт, он пытается передать читателю посредством стихов. Блок говорил: “Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию”. Революция, по мнению Блока, прекрасна! Несмотря на охватившие страну ужас и хаос, все это суть очищение, через которое просто необходимо пройти России. И если смотреть на поэму сквозь призму подобного восприятия событий, то уже не покажется странным, что Блок столь воодушевленно описал в “Двенадцати” сломленность старого мира. Символ торжества мира нового дается читателю сразу, без какой-либо предварительной подготовки: От здания к зданию Протянут канат.

На канате - плакат: “Вся власть Учредительному собранию!”.

Это торжество есть свершившийся факт. Он уже не ставится под сомнение ироничной интонацией или каким-либо нелепым эпитетом. И уже ему, этому факту, твердо стоящему на ногах пролетарской свободы - не той, которая “заканчивается там, где начинается свобода другого”, а вседозволитель-ной и анархичной, - противопоставлены бьющиеся в предсмертных конвульсиях силуэты старого мира: Старушка, как курица, Кой-как переметнулась через сугроб.

Ох, Матушка-Заступница! - Ох, большевики загонят в гроб!..

А это кто? -Длинные волосы И говорит вполголоса: - Предатели! Погибла Россия! -

Должно быть, писатель - Вития...

Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: Уж мы плакали, плакали...

Поскользнулась И - бац - растянулась!..

Человеческие образы, символизирующие ломающийся на глазах старый мир, нелепы и комичны. Они, подобно куклам из “Театра абсурда”, которых бесцеремонно дергают за нитки, заставляя совершать различные телодвижения и произносить глупости искаженными голосами, наполняют собой пустоту мыльного пузыря, а их отраженные на радужной выпуклой поверхности лики вызывают лишь горькую усмешку: А вон и долгополый - Сторонкой - за сугроб...

Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед И крестом сияло Брюхо на народ?..

Александр Блок, как истинный гений символизма, одним незатейливым словосочетанием продемонстрировал разверзшуюся между противостоящими друг другу мирами бездонную пропасть. Именно “товарищ поп” есть символ антагонистичности старого и нового, их полной несовместимости и жесточайшей уродливости в случайных сочетаниях, не вызывающей при этом ни капли жалости.

Совокупность социально-нравственных ценностей в душах и умах красногвардейцев, устами которых Блок озвучивает настроения нового мира, соответствует представлениям о соотношении цели и средств для ее достижения. Если уж рушить старый мир, то жестоко, кощунственно и до основания: Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг! Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнем-ка пулей в Святую Русь - В кондовую, В избяную, В толстозадую!..

Убийство “толстомордой Катьки”, у которой “керенки есть в чулке” и которая невесть чем занята в кабаке с Ванюшей, воспринимается отнюдь не как преступление, а напротив, как деяние, направленное на укрепление нового мира. Некоторое нравственное колебание Петруши, усомнившегося в праведности содеянного, вскоре, благодаря увещеваниям остальных одиннадцати, переходит в фазу абсолютной уверенности в верности того пути, который они себе избрали. Назад дороги нет: Эх, эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба - Гуляетнынче голытьба!..

Финал же поэмы ставит окончательную и жирную точку в конфликте старого и нового. Появление Иисуса Христа под кровавым знаменем революции, возглавляющего стройный марш двенадцати апостолов-революционеров, стало последним гвоздем в крышке гроба старого мира, окончательную и безоговорочную сломленность которого символически изобразил в своей поэме Александр Блок.

Конечно же, объективную оценку любым социально-политическим событиям может поставить только История. Слишком много воды должно утечь, прежде чем станет окончательно ясно, какая из двух противоборствующих сторон была наиболее близка к истине, какое из двух зол было для страны наименьшим. Вот уже почти столетие минуло с тех пор, как свершилась революция, однако единого мнения по этому поводу никогда не было и нет по сей день. Тем более нельзя найти ответ на вопрос: “Кто прав?” в поэме “Двенадцать”. Блок не ставил перед собой задачу заклеймить позором “буржуев” и воздвигнуть литературный памятник пролетариям всех стран, соединившимся в едином и страстном порыве. Он обозначил труднейшую для него и его современников, да и для всех, кто жил до него и будет жить после, проблему выбора: либо сгнить вместе с разлагающимися останками старого буржуазного общества, либо искрой сгореть в безжалостном пожаре революции.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

“Окаянные дни” – так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И.А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни Российской Федерации , который влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарождение нового мировоззрения.

Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года описывает одно из самых ярких своих произведений – поэму “Двенадцать”, которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни.

Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в какой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каждый образ в поэме, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происходящего исторического события.

Старый мир символизируют несколько образов, показанных в насмешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятавшего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а в данный момент беспомощную перед лицом новой силы буржуазию.

Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. “Погибла Россия!” – говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель своей страны.

Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Автор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, “стороной – за сугроб”, который в прежние времена “брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ”. Теперь “товарищ поп” не имеет ни креста, ни былого высокомерия.

Барыня в каракуле – символ светского дворянского общества. Она говорит другой, что они “плакали, плакали”, поскользнулась и упала. Этот момент , на мой взгляд, выразил мнение Блока о слабохарактерности и неприспособленности изнеженной аристократии у новой жизни.

Похожие публикации