Энциклопедия пожаробезопасности

Увеличить втрое тип подчинительной связи. Словосочетание. Способы подчинительной связи в словосочетании

Красивый дом

посмотреть киноленту

обращаясь к статье

позволил поцеловать

школьная олимпиада

2. Замените словосочетания

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Разбросанные вещи

бегу в джинсах

любит гулять

пятый этаж

уверен в ней

2. Замените словосочетания

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Опавшая листва

красный от мороза

пришел посмеяться

с вашей мамой

злой на дочь

2. Замените словосочетания

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Такой мужчина

враг народу

хочет придти

с кем-то веселым

ложка из серебра

2. Замените словосочетания построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

В чем-то красивом

слева от дома

первый ученик

уроки риторики

2. Замените словосочетания школьный портфель, плюшевый медвежонок, приморский парк, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Белая ванная

вниз по улице

должен уйти

классическая гимназия

выучить параграф

2. Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Загорелый отдыхающий

следя за ними

направо свернуть

занимательная лингвистика

рад видеть

2. Замените словосочетания

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Поворот направо

готов ответить

выйти из-за парты

деревянный дом
стоять впереди
2. Замените словосочетания бесшумно едет, бесстрашно бросился, бездушно пел, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

кабинет информатики
факультатив по химии

двенадцатиэтажный дом

интересующийся искусством

2. Замените словосочетания построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Отчаянный поступок
сделать точь-в-точь
обдумывая задание,
желание понять,
шел не торопясь

2. Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Ответил раздраженно

мой дом

дом из кирпича

весеннее солнце

забавный котенок

2. Замените словосочетания учительский стол, конское ржание, клетчатый шарф, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

В клокочущем потоке

первые уроки

забавные котята

интересуешься искусством

тяжело дышащего

2. Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Интересуясь искусством

яйцо всмятку

моя сумка

растущий организм

2. Замените словосочетания построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Спрячьте письмо

говорил улыбаясь

забыл позвонить

в течении реки

чистая столовая

2. Замените словосочетания построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Подстричься по-новому

по новому учебнику

программа вечера

программное произведение

впоследствии решить

2. Замените словосочетания говорил с тревогой, ждал с напряжением, охранял с заботой, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Необдуманное решение

прикованный к скале

идти на компромисс

бескомпромиссный человек

решившись на поступок

2. Замените словосочетания устало шагал, жалостно посмотрел, смело спрыгнул, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Преодолевая препятствие

стелющийся над рекой

раскаленный докрасна

желтые листья

пожелтевшие страницы

2. Замените словосочетания бессонная ночь, подземный переход, алгебраическая задача, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Третий звонок

передовой рабочий

загорелый отдыхающий

диван-кровать

наука наблюдать

2. Замените словосочетания каша из гречки, снаряд для спортсменов, тропинка в гору, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Позволил высказаться

намерен отдохнуть

поворот направо

стриженная по-мальчишески

2. Замените словосочетания осторожно слез, спокойно делал, беззаботно жил, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Очень строгий

разговаривал улыбаясь

летел кувырком

пойду бегом

взгляд искоса

2. Замените словосочетания человек без совести, вопрос по литературе, гостиница при вокзале, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Прыгать выше

чуть севернее

краска индиго

цвет хаки

час пик

2. Замените словосочетания глядел со смущением, уезжал со спокойствием, отзывался с гордостью, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Голубое небо

хожу в школу

на седьмом небе

злой на отца

позволил прийти

2. Замените словосочетания полковое знамя, солнечная энергия, лесной запах, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Хмурым утром

бережем родителей

в одиннадцатый вагон

доволен оценкой

решил отдохнуть

2. Замените словосочетания костюм в полоску, кусты сирени, совет отца, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

Солнечным днем

составьте таблицу

моей кошкой

счастлив за детей

говорить красиво

2. Замените словосочетания ком снега, судьба матери, занятия музыкой, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

У бушующего моря

горжусь Родиной

вашей передачей

меж двух огней

сделать по-своему

2. Замените словосочетания сделал с аккуратностью, плакал без звука, поступил без жалости, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившиеся словосочетания.

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании:

О прерванном полете

не к чему не готов

никому не рад

три толстяка

шапка набекрень

2. Замените словосочетания двухэтажное здание, шестилетний ребёнок, белоствольная берёза, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.

Согласование Управление Примыкание
прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное ) согласуется с главным (существительным) в роде, числе и падеже. Это подчинительная связь, при которой зависимое слово (существительное, местоимение, числительное ) ставится в определённом падеже по отношению к главному (глаголу, причастию, деепричастию, существительному, прилагательному, числительному). Это подчинительная связь, при которой зависимое слово (наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола ) связано с главным (глаголом, деепричастием, причастием, наречием, прилагательным, существительным) только по смыслу и интонационно.
читающий мальчик акция милосердия бежать быстро
наше село сверкающий на снегу говорить волнуясь
лисий хвост сверкая на снегу по-зимнему холодно
открытая тетрадь слушать новости начал читать
такой порядок движение на дороге третий слева
старший брат летел к нам непривычно тихо
непрекращающиеся дожди привёз от знакомого увеличить втрое
первый ученик принять помощь немного легкомысленный
эта аллея гостить у друга знать наизусть
опустевшая аллея помощь друга макароны по-флотски

ЗАПОМНИТЬ! Словосочетаниями не являются:

- сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, пусть говорит;

- сочетания слов в составе фразеологизмов: валять дурака, сломя голову;

- подлежащее и сказуемое;

- составные словоформы: более светлый, будет ходить.

ЗАДАНИЯ

1. Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА управление согласование
2. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ , подстроенное на основе подчинительной связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
3. Замените словосочетание БЕЗЫМЯННАЯ РЕЧУШКА , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
4. Замените словосочетание БЕССОННЫЕ НОЧИ , построенное на основе связи согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
5. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.



6. Замените словосочетание ПЛЕД В КЛЕТКУ , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

7. Замените словосочетание В КАБИНЕТЕ ОТЦА , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

8. Замените словосочетание ЗАКРИЧАТЬ ОТ ИСПУГА , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

9. Замените словосочетание УТРЕННЯЯ ЗАРЯДКА , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью примыкание . Напишите получившееся словосочетание.

10. Замените словосочетание ПОКОРНО ПОВТОРЯЛИ , построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.
11. Замените словосочетание БИНОКЛЬ МАМЫ , построенное на основе связи управление , синонимичным словосочетанием со связьюсогласование . Напишите получившееся словосочетание.

12.Замените словосочетание ДОЩАТЫЙ САРАЙ , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связьюуправление . Напишите получившееся словосочетание.

13.Замените словосочетание МЕХОВЫМ ШАРИКОМ , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связьюуправление . Напишите получившееся словосочетание.

14.Замените словосочетание БЕЗЗВУЧНО КОЛЕБЛЯСЬ , построенное на основе связи примыкание , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

15.Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ , построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.



16.Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ , построенное на основе связиуправления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

17.Замените словосочетание КОЛИНА СЕСТРА , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

18.Замените словосочетание ЛУЧОМ СОЛНЦА построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

19.Замените словосочетание ЯБЛОЧНЫЕ ПИРОЖНЫЕ , построенное на основе согласования ,синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

20.Замените словосочетание ТЩАТЕЛЬНО ОТГЛАЖЕННЫЙ , построенное на основе примыкания,синонимичным словосочетанием со связью управление.Напишите получившееся словосочетание

ПОВТОРЕНИЕ

Из предложений 20-21 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН»

(20) Лишь иногда просеменит меж хлебов к такому месту старушка из окрестной деревни, постоит склоненно в немом раздумье и, одолев скорбь, примется выпалывать с едва приметного взгорка жесткое чернобылье, оставляя травку поласковей, понежнее: белый вьюнок, ромашку, синие цветы цикория, а уходя – перекрестит эту траву иссохшей щепотью. (21) Случалось, дядя Саша и сам нечаянно набредал на такой островок, где в жухлой осенней траве среди пашни охотно ютились перепелки, и подолгу задерживался перед ржавой каской, венчавшей могильное изголовье.

5. Синтаксическая связь в словосочетании

Синтаксические отношения выражаются различными средствами подчинительной связи.

Синтаксическая связь - это формально-семантическая связь между компонентами синтаксической единицы. Выделяют 2 вида синтаксической связи - сочинение и подчинение.

Сочинительная синтаксическая связь встречается в предложении и объединяет однородные члены предложения. О видах сочинительной синтаксической связи мы будем говорить позже.

Подчинительная синтаксическая связь встречается в словосочетаниях; это соединение неравноправных единиц: одно слово грамматически зависит от другого. Напр., золотая осень, прочитать статью, очень легко . Подчинительная связь может быть обязательной и необязательной.

Обязательная подчинительная связь возникает тогда, когда в качестве главного используется слово, требующее появления зависимого компонента. То есть главное слово информативно недостаточно, и между компонентами возникают комплетивные отношения. Напр.:

Необязательная подчинительная связь наблюдается в тех случаях, когда слово может иметь или не иметь зависимый компонент. Например:

Побежал - быстро, под гору, домой, к маме.

Читаю книгу - интересную, старую, толстую.

Одно и то же слово с разными зависимыми словоформами может иметь обязательную и необязательную связь. Например:

Характер связи при подчинении может быть предсказующим и непредсказующим.

Предсказующий характер связи: главное слово предсказывает форму зависимого компонента. Напр., прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже: новый дом, о новых домах, в новом доме; переходный глагол требует дополнения в Вин.п. без предлога: увидеть город , человека, реку ; открыть окно, книгу, дверь, Америку ; некоторые глаголы и существительные требуют постановки зависимого компонента в определенном падеже с определенным предлогом: выйти из зала, дома; подумать о жизни, душе, друге; надеяться на брата, случай, авось.

Непредсказующий характер связи возникает в тех случаях, когда форма зависимого компонента не определяется свойствами главного слова. Напр.:

находиться - за рекой

Под деревом

У бабушки и т.д.

Ехать  домой, в лес, на картошку, под мостом, над пропастью, к родственникам и т.д.

Как предсказующая, так и непредсказующая связь может быть обязательной и необязательной:

Находиться в лесу - связь обязательная, непредсказующая;

Взять книгу - обязательная, предсказующая;

Интересную книгу - необязательная, предсказующая;

Взял на время - необязательная, непредсказующая.

Выделяют три основных вида подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

Согласование - такой вид связи, при котором зависимое слово по форме уподобляется главному, так как оно морфологически приспособлено к изменению формы под влиянием подчиняющего слова. Напр.: желтый лист, желтые листья, о желтых листьях.

Главным словом при согласовании является существительное или субстантивированная часть речи, зависимым - прилагательное, причастие, местоименное прилагательное, порядковое числительное и количественное числительное в косвенных падежах. Напр.: новый дом, тающее мороженое, некто неизвестный, наш сын, первый класс, о двух друзьях.

Между компонентами словосочетаний возникают атрибутивные отношения.

Особый случай согласования - взаимосогласование: это связь между существительным и существительным, при которой грамматически невозможно определить главное слово. Напр.: красавица-сосна, город-герой, река Обь, старик крестьянин, доктор Петров. Оба компонента такого словосочетания, как правило, изменяются одинаково (о красавице-сосне, под красавицами-соснами ), поэтому грамматически главное слово определить нельзя, оно определяется только по смыслу. Между компонентами таких словосочетаний возникают аппозитивные отношения.

Согласование бывает полным и неполным.

Полное согласование - это такая связь, при которой зависимое слово уподобляется главному по всем параметрам: по роду, числу и падежу - или только по роду и падежу (может отсутствовать согласование в числе).

Напр.: Английский и французский языки;

Шерстяные юбка и жакет.

Неполное согласование - такая связь, при которой зависимое слово уподобляется главному не по всем параметрам: может отсутствовать согласование по роду или падежу.

Напр.: озеро Байкал - отсутствует согласование по роду;

на озере Байкал - по роду и падежу.

Неполное согласование характерно для словосочетаний с аппозитивными отношениями: река Днепр, баржа-рудовоз, учительница-химик, доцент Иванова. Значительно реже неполное согласование встречается в словосочетаниях с атрибутивными отношениями, напр.: молодая врач, умелая токарь.

Следует отметить тот факт, что неполным считается согласование в таких словосочетаниях, где родовая форма слов совпадает случайно (напр.: дом-корабль, город Томск, песня-душа ), в отличие от словосочетаний с полным согласованием, где зависимый компонент имеет коррелят по роду (напр.: утес-великан и сосна-великанша, ученик-бездельник и ученица-бездельница, судьба-злодейка и кот-злодей ).

Управление - это такой вид связи, при котором зависимый компонент употребляется в форме, определяемой лексико-грамматическими свойствами главного слова, а именно: главное слово требует постановки зависимого в определенном падеже с предлогом или без него. Зависимое слово при этом - имя существительное или любая другая субстантивированная часть речи, а главное слово - практически любая знаменательная часть речи. Напр.: читать книгу, изучать новое, помочь ему; сестра друга, жду друга, два друга, старше друга, жаль друга и т.п.

В словосочетаниях со связью управление возникают отношения объектные (напр.: читать журнал, думать о будущем ), атрибутивные (напр.: пиджак отца, тушь для ресниц ), обстоятельственные (напр.: пойти в лес, опоздать из-за аварии ), комплетивные (напр.: три мушкетёра, несколько человек ).

Существует два подхода к классификации связи управление:

1) выделяют управление сильное и слабое . При этом под сильным управлением разные ученые понимают разные лингвистические явления: одни считают сильным управление в словосочетаниях с предсказующей связью, другие - в словосочетаниях с обязательной связью. Чтобы избежать этой путаницы, предлагается второй подход:

2) выделяют 4 типа управления на основе разграничения связи обязательной/необязательной и предсказующей/непредсказующей:

А) предсказуемое обязательное управление (напр.: читать книгу, подойти к дому, наехать на забор );

Б) предсказуемое необязательное управление (напр.: шаль мамы, рукав платья, дом отца );

В) непредсказуемое обязательное управление (напр.: жить в лесу, жить на даче; ехать в город, ехать под мостом );

Г) непредсказуемое необязательное управление (напр.: читать в комнате, цветник у калитки, печатать по вечерам ).

Примыкание - такая подчинительная связь, при которой зависимый компонент является неизменяемым словом или неизменяемой формой изменяемых слов.

Примыкают:

1) наречия (напр.: повернуть направо, прогулка верхом, очень молодой, говорить по-немецки );

2) неизменяемые прилагательные (напр.: пальто беж, куртка хаки, покрой реглан, соль экстра );

3) сравнительная степень прилагательных и наречий (напр.: дети постарше, быть умнее, бежать быстрее );

4) инфинитивы (напр.: привычка курить, люблю читать, приехал учиться, начал работать );

5) деепричастия (напр.: идет прихрамывая, молча улыбался, ест стоя );

6) примыканием считается также связь между существительным и формами притяжательных местоимений его, её, их. Грамматически эти формы близки неизменяемым прилагательным: у них нет форм падежа, а формы рода и числа не участвуют в выражении связи (ср.: его/её, их / семья, дом, дети ).

Главное слово при примыкании может быть изменяемым и неизменяемым.

Изменяемые слова:

1) имена существительные (напр.: шарф бордо, ее туфли, желание учиться );

2) личные формы глаголов и причастия (напр.: смотрит не мигая, пишет быстро, плохо учившийся, громко говорящий );

3) имена прилагательные (напр.: готовый бежать, способный рисовать, очень холодный );

4) числительные (напр.: третья слева, трижды три ).

В таких словосочетаниях не возникает проблем с определением главного компонента: это изменяемое слово.

Неизменяемые главные слова - это деепричастия, инфинитивы, наречия и слова категории состояния.

Напр.: читая быстро, смотреть не мигая, очень быстро, весьма жаль.

В таких словосочетаниях главным является слово, которое в предложении может употребляться без зависимого. Сравним два предложения: Утром легко дышать и Утром легко дышится. Из первого предложения выделяем словосочетание с главным словом легко : легко (что?) дышать (ср.: утром легко (дышать ); из второго предложения выделяем словосочетание с главным словом дышится (изменяемое слово); дышится (как?) легко (ср.: утром дышится (легко).

Примыкание бывает обязательным и необязательным . Обязательным является примыкание со связью, основанной на комплетивных отношениях (напр.: учиться вязать, находиться рядом, поехать направо ).

В словосочетаниях с примыканием возможны не только комплетивные, но и обстоятельственные, объектные и атрибутивные отношения (напр.: сделаю завтра, очень больно; рекомендую прочитать; яйца всмятку, прогулка верхом ).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

1. Определите вид синтаксической связи в словосочетаниях:

О ранней весне, чтение вслух, река Дон, два друга, в третьем корпусе, близкий к победе, нечто таинственное, абсолютно отчетливо, готовый помочь, болен ангиной, довольно далеко, его идеи, кое-что заметил, увидел какаду, лягушка-путешественница, умение рисовать, берег пониже, встретил ее, у каждого студента, молча кивнул, платье беж, аннулировав договор, приехал учиться, надел пальто.

2. Определите тип отношений и вид синтаксической связи :

А) по-дружески приветливый, осенний дождь, шел прямо, исследован учеными, нигде не был, никому не известный, знакомый из Москвы, возвращение мастера, явление синонимии, в зимнем лесу, купила колье, у секретаря-референта, попросил помочь, к его сестре, шарф бордо;

Б) свернул направо, нашел пять копеек, капитан корабля, художник Дюрер, начал рисовать, четыреста пятьдесят томов, на тридцать пятой странице, у двух подружек, очень странный, самый легкий способ.

3. Из предложений выпишите все словосочетания и проведите их структурно-семантический анализ по следующей схеме: 1) простое или сложное, 2) характеристика по морфологическому выражению главного слова, 3) синтаксические отношения, 4) синтаксическая связь.

Пример: КУПИЛ (что?) ТРИ АСТРЫ - сложное, глагольное, объектные отношения, связь управление;

ТРИ (чего?) АСТРЫ - простое, нумеративное, комплетивные отношения, связь управление.

1) Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам. Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне (П.).

2) Мореплаватель Павсаний с берегов далеких Нила в Рим привез и шкуры ланей, и египетские ткани, и большого крокодила (Н. Гум.).

3) Долгая зимняя ночь прошла незаметно. Сели ужинать в пятом часу утра (П.).

4) Лишь вдали красуются там, на дне долин, кисти ярко-красные вянущих рябин (А. Толстой).

5) Дохнул осенний хлад; дорога промерзает; журча, еще бежит за мельницу ручей (П.).

6) Он из Германии туманной привез учености плоды: вольнолюбивые мечты, дух пылкий и довольно странный, всегда восторженную речь и кудри черные до плеч (П.).

7) Природа жаждущих степей его в день гнева породила и зелень мертвую ветвей и корни ядом напоила (П.).

8) Хладнокровно, еще не целя, два врага походкой твердой, тихо, ровно, четыре перешли шага, четыре смертные ступени (П.).

Шевченко Светлана Николаевна

Разработка урока

Тема: Способы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление,

Примыкание. Поэтапная подготовка к ГИА по УМК С.И. Львовой. 8 класс

Цели:

Образовательные:

Закрепить понятие о способах связи слов в словосочетании;

выработать умение производить синтаксический разбор словосочетания;

формировать умения преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи;

продолжить работу по формированию навыков грамотного письма.

Развивающие:

Создавать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА; способствовать совершенствованию умения правильного употребления словосочетаний, связанных способом управления и согласования.

Воспитательные:

Создавать условия для реализации ситуации успешности.

Оборудование:

- презентация к уроку ;

- интерактивная доска и проектор;

- раздаточный материал;

Классная доска.

Тип урока – урок-практикум

Ход урока

  1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

3.Орфографическая разминка

4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных

Знаний.

1. Наблюдение-исследование

2. Тренировочные упражнения.

3. Стимулирование. Шутка – минутка

4. VD Способы подчинительной связи.

5. Запись под диктовку.

6. Пропедевтика. Готовимся к ГИА.

6. Самостоятельная работа.

7. Релаксация

8. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня мы продолжим изучение словосочетания как синтаксической единицы. Закрепим и углубим знания о способах связи слов в словосочетаниях. В тетрадях запишите число и тему урока.

2 . Сообщение темы и цели урока. Слайд №2

3.Орфографическая разминка. (С учетом пробелов в самостоятельной работе )

(Цель: формирование навыков грамотного письма.)

  1. У доски 1-й ученик работает по карточке.

- Распределите слова с безударными гласными в корне по способу проверки. Кратко обоснуйте орфограмму.

Раздавать, показалось, положение, предполагать, собираются, вырастает, президент, гениальный, приоритет, привилегия, партизан.

  1. У доски 2-й ученик работает по карточке.

- Выделите орфограммы. В каких частях слова они находятся? Для объяснения каких орфограмм потребовалось определять часть речи?

На опушке рощи, в дремучем лесу, талантливый человек, на околице деревни, поговорим при встрече, у покосившейся избушки, профессия.

- Назовите словосочетания с одинаковым строением.

(Взаимопроверка)

3) 3-й ученик работает с интерактивной доской. Комментирует вставленные

Буквы. Класс работает в тетрадях.

Слайд №3

4. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Слайд №4

(Цель: повторить понятие о словосочетании, видах словосочетании по морфологическим признакам главного слова)

Учитель: Запишите предложение под диктовку, выпишите словосочетания, разные по строению.

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск. (К. Паустовский)

Учащиеся выписывают словосочетания: многие слова, излучают поэзию, излучают сами по себе, подобно тому.

5. Поэтапное изучение нового материала и практическое закрепление полученных знаний.

(Цель: развить понятие о видах связи слов в словосочетании)

  1. Наблюдение – исследование

Учитель: Ребята, запишите словосочетания в столбик, оставив первую строчку для записи после объяснений. Найдите главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражены главные и зависимые слова; слева в тетради запишите схемы.

(Параллельно после записи каждой группы словосочетаний работа с учебником)

Согласование

Пренеприятное известие прил. + сущ.

Превосходный результат прил. + сущ.

Второе приглашение числ.(порядк) + сущ.

Этого пристанища мест. + сущ.

Приближающейся бури прич. + сущ.

Сайд №5

Учитель: - Изменится ли зависимое слово, если изменить главное? (Да)

Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при

Согласовании? Определите грамматические значения записанных

Словосочетаний.

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 86 -87. Согласование .

Управление

Приведение к знаменателю сущ. + сущ.

Увидел приведение глаг. + сущ.

Примчаться к тебе глаг. + мест.

Учитель: - Изменяется ли зависимое слово, если изменим главное? (Нет)

Какие части речи выступают в роли зависимых слов?

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 87. Управление.

Слайд №6

Примыкание:

Прибыть неожиданно глаг. + нареч.

Говорил улыбаясь глаг. + дееприч.

Очень небрежно нареч. + нареч.

Учитель: - Какой частью речи выражены зависимые слова?

Подчиняются ли в этих словосочетаниях зависимые слова грамматическим

Нормам?

Работа с учебником . Чтение § 10 стр. 87. Примыкание.

Слайд №7,8

2 Тренировочные упражнения.

(Цель : тренировать учащихся в определении способа связи слов в словосочетании)

Учитель:

  1. - Подберите к существительным лекция, речь, оценка прилагательные со

значением «очень хороший». (Блестящий, яркий, высокий). Определите вид связи в записанных словосочетаниях, их грамматическое значение.

  1. - Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? В каких стилях речи употребляются эти слова? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.
  1. Стимулирование . Шутка – минутка.

(Для создания интереса к работе ввожу в объяснение занимательный материал)

Учитель: В словосочетании всегда одно слово главное, хозяин, другое ему подчиняется. Поэтому связь между словами подчинительная. Но слово – хозяин по-разному относится к своим подчиненным.

  1. При согласовании . Главное слово – добрый хозяин. Трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же»,- как будто говорит оно.
  2. При управлении . Хозяин требовательный, жестокий. Сам ничего не делает, но подчиненному приказывает: «Делай, как я прикажу!»
  3. При примыкании . Хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит: «Встань со мной рядом»

VD-урок

Учитель : - Назовите виды словосочетаний по морфологическим признакам главного

Слова.

Ученик: Словосочетания бывают глагольные, именные и наречные в зависимости от главного слова.

______________________________________________________________________

  1. Г.Г. Граник, О.Н. Юдина. Программированный учебник и сборник упражнений
  2. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. 8 класс, М. «Мнемозина», 2010, с. 13
  1. Работа с учебником.

Упражнение №179.

Спишите словосочетания, распределяя их на три группы в зависимости от того, какой частью речи является главное слово. Определите способ связи слов в словосочетании. Соблюдайте орфографические нормы.

  1. Запись под диктовку.

Вы слышали когда-нибудь о шерстяных или кирпичных деревьях? Вы пили камень, пилили вату, сушили облака? Так не бывает в жизни, а соединяться в словосочетания могут только такие слова, которые называют явления, связанные между собой в действительности.

(По И. Постниковой)

Учитель:- Определите основную мысль высказывания.

Назовите по два словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор словосочетания по плану 2 .

(Учащиеся выполняют задание самостоятельно, 3 человека у доски)

Слышали когда-нибудь, так не бывает - прим .; о шерстяных деревьях, такие слова – согл.; пили вату, называют явления – упр .

  1. Пропедевтика. Готовимся к ГИА

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами еще с одним понятием – стилистические синонимы. Это ряд слов с одинаковым лексическим значением, уместных в разных условиях общения.

Учитель: - Запишите словосочетания:

Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище, поселить у себя, дать кров, крыша над головой.

Учитель: - Когда используются в речи данные словосочетания?

Приютить в доме, предоставить жилище, дать пристанище (книжный стиль); поселить у себя, дать кров, крыша над головой (разговорный стиль).

Учитель: - Тема «Словосочетание», ребята, требует глубокого понимания и запоминания, потому что этот раздел включен в задания ГИА. На сегодняшний день это задание В2 . И сейчас мы потренируемся вместе выполнить задания, а затем самостоятельно.

Слайд №9

  1. Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ (пр.№7: Банников даже свистнул, подтянул голенища своих новых бурок, спросил с усмешкой), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. (Спросил усмехаясь).
  2. Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ (пр.9), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. (Воображение детей).
  1. Самостоятельная работа . Слайд № 10,11

Цель : создание условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ГИА

Раздаточный материал у каждого ученика

1. Определите способ связи словосочетаний:

1. Лиловые сумерки

2. Быстро удалиться

3. Плывут по воде

4. Стая птиц

5. Шел, оглядываясь

6. Взмахнул рукой

7. Сильно ударился

9. Пошел напиться

10. Услышал шорох

11. Очень далеко

12. Одиннадцатый по списку

13. Седьмой день

2. Задания ГИА 2013

1. Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ (предложение 18),

Построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью

Примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ, построенное на основе связи

Согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите

Получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание ЖЕНА ДЯДИ, построенное на основе связи управление,

Синонимичным словосочетанием со связью согласование. Запишите получившееся

Словосочетание.

Учитель: А теперь обменяйтесь работами и проверьте по ключу.

Слайд №12

  1. Рефлексия:
  • Назовите способы подчинительной связи.
  • Какие части речи выступают в роли зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.
  • Что не является словосочетанием?
  • Что означают понятия «свободные» и «несвободные словосочетания»?
  1. Домашнее задание: § 10, упр. № 186

Здравствуйте. Скажите пожалуйста, какой будет тип связи в словосочетании "работать от души". Если примыкание , то правильно ли понимаю, что "от души" - это наречие?

Тип связи - управление.

Вопрос № 302682

Являются ли эти словосочетания примыкание м? Читать вслух, сделать точь-в-точь, обдумывая задание, желание понять, шел не торопясь.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 285879

В сл/соч. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ какой вид связи и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Вид связи здесь – примыкание (к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово; связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу).

Вопрос № 285766

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, какой вид связи используется в словосочетаниях "носить пальто, ехать в метро", то есть в таких, где зависимым словом является несклоняемое существительное. Думаю, что примыкание , но коллега склонна к варианту управление. Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Согласно «Русской грамматике» (М., 1980) управление это подчинительная связь, которая выражается присоединением к главенствующему слову существительного в форме косвенного падежа (без предлога или с предлогом); примыкание это связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, неизменяемое прилагательное, а также инфинитив, компаратив или деепричастие. Если исходить из этих определений, то неизменяемые имена существительные в приведенных сочетаниях управляются главным словом.

Вопрос № 285307

Здравствуйте, помогите, пожалуйста, разобраться: ВЕСЕННИЙ СЕВ - это согласование, а СЕВ ВЕСНОЙ - управление? или примыкание ? Когда слова ВЕСНОЙ, ЛЕТОМ, УТРОМ становятся наречиями?

Ответ справочной службы русского языка

Слова весной, осенью, утром, вечером и под. согласно «Русской грамматике» (М., 1980) являются наречиями, когда они отвечают на вопрос когда? и не имеют зависимых слов: Дело было весной; Мы встретились утром . Эти наречия омонимичны однокоренным мотивирующим именам существительным в тв. падеже. К существительным мы задаем вопрос чем?: Я любуюсь весной; Дети наслаждались вечером . В эти предложения легко вставляются определения: Я любуюсь ранней весной; Дети наслаждались теплым весенним вечером . Однако в предложения с наречиями тоже можно вставить определения: Дело было поздней весной; Мы встретились ранним утром . Это показатель того, что переход существительных в наречия еще не завершен, слова типа вечером, летом еще не оторвались окончательно от категории существительных и сохраняют такой признак существительного, как возможность присоединять к себе определение.

В сочетании весенний сев тип связи согласование. В сочетании сев весной – примыкание .

Вопрос № 275038
Добрый вечер. Подскажите, пожалуйста, не могу понять, почему в СС "ее дом" вид связи примыкание ? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Дело в том, что притяжательное прилагательное ее не изменяется по падежам, следовательно, оно не может "управляться" каким-либо падежом.

Вопрос № 271376
Уважаемые коллеги!
Подскажите, пожалуйста, с словосочетании Таблетки Андрокур второе слово имеет какую синтаксическую роль? Нашла вариант, что это может быть примыкание (так как существительное не склоняется), в другом источнике такая модель рассматривается как приложение. Таблетки Акдрокура - несогласованное определение, а вот как быть с выражением Таблетки Андрокур... И отсутствие кавычек в этом выражении - это нарушение нормы или допустимый вариант?
Буду рада ссылке на исследования в этой области или на хороший учебник. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы смешиваете синтаксическую роль (в данном случае это действительно приложение) и синтаксическую связь (здесь это примыкание ).

Вопрос № 269461
Пожалуйста, помогите определить тип связи в словосочетании "её подруга".

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи - примыкание .

Вопрос № 267011
Здравствуйте. Здание В3 в ЕГЭ посвящено видам подчинительной связи в словосочетании. Я правильно понимаю, что границы трех видов связи довольно зыбки (особенно между управлением и примыкание м)? Напр., поставило в тупик словосочетание "немало имен". Рассуждал так: с одной стороны, тут есть падежное управление (немало (чего?) имен), с другой - признак примыкания (наличие неизменяемого слова (наречия). Есть ли какой-то более четкий критерий разграничения управления и примыкания? Буду крайне признателен за совет.

Ответ справочной службы русского языка

Тип связи - управление или примыкание - нужно определять по зависимому слову, а не по главному. Если зависимое слово существительное в определенном падеже, то перед нами сочетание со связью управления.

Вопрос № 266827
Подскажите, пожалуйста, насколько допустимо использование слов, где "эсперанто-" выступает в качестве своеобразного префикса, обозначающего отношение к эсперанто и ко всему, с ним связанному? В Орфографическом словаре приводятся слова "эсперанто-движение" и "эсперанто-ассоциация", но допустимы ли в целом такие формы, как "эсперанто-организация", "эсперанто-лига", "эсперанто-среда", "эсперанто-литература", "эсперанто-традиции", "эсперанто-встреча" и т. п.? Есть ли общее правило/соображение, или же с каждым конкретным словом вопрос решается отдельным образом? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такая модель образования новых слов сегодня очень продуктивна, и ошибки здесь нет. Однако традиционны сочетания с примыкание м и управлением: литература по эсперанто, движение эсперанто и т. д.

Вопрос № 266768
Как поменять словосочетание "широкий в плечах"(управление) на примыкание ?

Ответ справочной службы русского языка

Вряд ли это возможно, если только вместо слова "в плечах" не использовать какое-нибудь синонимичное наречие.

Вопрос № 261492
какой вид связи в словосочетании: возвращаться лесом?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 255713
к какому типу подчиниельной связи относится словосочетание: "слушать молча"?

Ответ справочной службы русского языка

Примыкание .

Вопрос № 254421
если зависимое слово в словосочетании является неизменяемым существительным, то какой это тип связи? Например, слушать радио.

Ответ справочной службы русского языка

Такой тип связи называют примыкание м.

Вопрос № 253385
как различить согласование, управление и примыкание в словосочетаниях?
т.е. что это значит?

Ответ справочной службы русского языка

Похожие публикации