Энциклопедия пожаробезопасности

Как нарисовать санта мария дель фьоре. Санта-Мария-дель-Фьоре – главный собор Флоренции

Еще в V веке на месте будущего храма была построена церковь Святой Репараты, принявшей мученическую смерть в III веке. Вместе со святым Зиновием мученица стала покровительницей Флоренции. Из-за несовершенных строительных технологий к XIII веку собор просто разваливался от старости, к тому же он уже не мог вместить в себя всех желающих присутствовать на службе. Те же проблемы испытывали главные соборы Сиены и Пизы, и в этих городах началось возведение новых, более вместительных храмов. Флоренция, всегда конкурировавшая с соседями, сразу же включилась в гонку. Проект был заказан Арнольфо ди Камбио, к тому моменту уже построившему базилику Санта-Кроче, позднее добавившему к числу своих шедевров Палаццо Веккьо – городскую ратушу.

Архитектор спроектировал здание, состоящее из трех нефов-отделений под восьмиугольным куполом. Центральный неф опирался на фундамент церкви Святой Репараты. Первый камень будущего храма торжественно заложил папский посланник Валериан в 1296 году. До 1310 г. строительство велось энергично, потом ди Камбио скончался, и темпы резко замедлились на 30 лет. Санта-Мария-дель-Фьоре ожидала участь кафедральных соборов Пизы и Сиены, так никогда и не завершенных, если бы не подозрительно своевременная находка. В руинах Санта-Репараты были обнаружены останки святого Зиновия, первого епископа города. Тут же нашлись вдохновленные чудом спонсоры – гильдия купцов, торгующих шерстью. Они наняли на работу уже ставшего популярным Джотто. В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре он продолжил реализацию проекта ди Камбио, а рядом построил необычную колокольню с яркой мраморной облицовкой. После смерти Джотто идеи мастера воплощал его ассистент Андреа Пизано – до тех пор, пока по Европе не пронеслась пандемия чумы. Когда континент пришел в себя после множества смертей, работы вели уже менее известные специалисты.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в XV веке

Только к 1418 году строители разобрались с основным корпусом – им оставалось возвести купол. В это же время власти города объявили конкурс на обновление дверей стоящего рядом баптистерия XII века. В конкурсе победил Лоренцо Гиберти, бронзовые двери баптистерия стали лучшими в карьере мастера. Вместе с ним в состязании участвовал Филиппо Брунеллески, но проиграл, однако позднее его допустили к более амбициозному проекту – возведению купола над собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Строительство началось в 1420 году. 25 марта 1436 года собор освятил папа Евгений IV. Дату выбрали не случайно: по флорентийскому календарю до 1750 года Благовещение в конце марта было днем начала нового года.

История внешнего декора и интерьера церкви

Фасад здания декорировали с XV по XIX век, пол выложили мраморной плиткой в XVI веке. Отделочный материал брали из лучших итальянских месторождений: белый мрамор везли из Каррары, зеленый – из Прато, красный – из Сиены. Интерьеры и фасады украшали скульптурные работы Донателло и других флорентийцев. Для обустройства витражей приглашали Паоло Уччелло, Донателло, Гадди. Непрерывные строительные работы не мешали бурной церковной жизни. В XV веке в храме Санта-Мария-дель-Фьоре проходил XVII Вселенский собор католической церкви, когда западные богословы безуспешно пытались вступить в союз с православными. В его стенах выступал с проповедями Савонарола, здесь мятежники убили брата Лоренцо Великолепного и едва не зарезали самого герцога.

Архитектурные особенности собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Величие собора Санта-Мария-дель-Фьоре, достигающего 153 м в длину, 38 м в ширину, а в крестовой части и 90 метров, поражает воображение. Высота арок здания составляет 23 м, собора вместе с куполом и крестом – 114,5 м. Сегодняшний храм – эффектное здание с богатым декором, визуальный центр Флоренции, однако современники воспринимали его по-другому. Каждый новый этап строительства был открытием в истории архитектуры. Арнольфо ди Камбио добился небывалых размеров, Джотто отказался от средневековых пропорций и внес в проект первые элементы Возрождения, Брунеллески создал огромный облицованный кирпичами купол без использования сложной системы лесов.

Архитекторы XIX века, завершавшие работу над фасадом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, напротив, стремились удержаться в рамках традиции и работать в согласии со старыми мастерами.

Фасад и главный вход

Проект фасада приписывают Джотто, хотя на самом деле работы по декорированию начались на два столетия позже. Это коллективная работа нескольких мастеров, среди которых Андреа Орканья и Таддео Гадди. Строили входную часть храма крайне медленно, в конце концов тосканский герцог Франческо I повелел Бернардо Буонталенти вообще разобрать готовую стену, поскольку она не соответствовала ренессансным представлениям о прекрасном. Часть украшавших его изначально скульптур позднее попали в музей за собором, часть – в Берлинский музей и Лувр. На этом злоключения передней стены не закончились: подрядчики и власти города переругались между собой из-за денег, и до XIX века собор Санта-Мария-дель-Фьоре так и стоял голым, пока его дизайном не занялся Эмилио де Фабрис. Он создал неоготический фасад из белого, зеленого и красного мрамора, посвященный Деве Марии. Коллеги по цеху в целом одобрили работу, хотя некоторые сочли главный вход в собор излишне декоративным.

В лицевой части собора Санта-Мария-дель-Фьоре посетители видят три массивные бронзовые двери работы Аугусто Пассальи, установленные на рубеже XIX-XX вв. и украшенные сценами из жизни Девы Марии. Полукруглые люнеты над входами выложены мозаиками по проекту Николо Барабино, религиозного художника XIX века. По традиции эпохи Возрождения, он включил в сюжеты мозаик не только фигуры Христа, Марии и Иоанна Крестителя, но и изображения флорентийских художников, меценатов, ученых и купцов. Барельеф работы его современника Тито Саррокки – Дева Мария на троне с украшенным цветами скипетром – находится на фронтоне центральной двери. На вершине фасада обустроена серия ниш с 12 апостолами, по центру – Мадонна с младенцем. На самом верху здания, между окном-розой и треугольным тимпаном, представлены бюсты великих флорентийских художников.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре обходился без купола более сотни лет с начала строительства. Причин для промедления было несколько: банальная нехватка средств, проблемы с материалами и, наконец, самое главное – никто не знал, как построить купол такой величины, чтобы он не обрушился и не убил строителей и прихожан. Готические полуарки, забирающие на себя часть веса, к этому моменту считались устаревшими. Архитекторам хотелось добиться простоты и легкости купола римского Пантеона, выполненного из цемента по утраченным технологиям. Брунеллески изучал опыт античности, но пришел к выводу, что для обустройства лесов не хватит запасов древесины со всей Тосканы. Опираясь на собственную интуицию, он решил использовать цепные арки из камня и железа, намертво держащие восьмиугольный купол. На внутренних ребрах купола установили углубления для платформ, заменявших леса. Облицовочные кирпичи тоже укладывали нетрадиционно, елочкой, иначе детали падали вниз до тех пор, пока раствор не схватится. Всего строителям понадобилось 4 миллиона кирпичей, для их подъема к куполу архитектор изобрел специальную машину. После смерти Брунеллески осталось завершить отделочные работы. На вершине купола был размещен медный шар из мастерской Верроккьо. Считается, что в его изготовлении принимал участие подмастерье по имени Леонардо да Винчи.

Интерьер собора

Многие элементы декора со временем были утрачены или перенесены в музей собора, в том числе кафедры хора работы Донателло и Луки делла Роббиа. Некоторые фрески в XIX веке, во избежание утраты, перевели на холсты, как изображение Данте, читающего перед Флоренцией «Божественную комедию», кисти Доменико ди Микелино. Выдающиеся надгробные изображения размещены внутри собора – это живописные конные статуи кондотьеров Никколо Толентино работы Андреа дель Кастаньо и Джона Хоквуда работы Паоло Уччелло. Над главным входом расположены литургические часы работы Паоло Уччелло с 24 цифрами на циферблате.

Стены украшены 44 витражами XIV-XV вв. Один из старейших, с изображением Христа, коронующего Марию, работы Гаддо Гадди, расположен прямо над часами. Из нефа видно только одно витражное окно работы Донателло, посвященное коронации Девы. Купол, по замыслу Брунеллески, должны были покрыть изнутри позолотой, потом решили сэкономить и ограничиться побелкой. Позднее его поверхность расписал коллектив художников, в том числе Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро, в различных техниках.

Крипта собора

Продолжительные археологические раскопки 60-70-х гг. ХХ века показали, как последовательно сменяли друг друга собор Санта Репарата с раннесредневековым мозаичным многоцветным полом и Санта-Мария-дель-Фьоре. В крипте, подземелье собора, расположена простая могила Филиппо Брунеллески. Кроме архитектора, в храме похоронен Зиновий Флорентийский, первый епископ Флоренции, Конрад II, средневековый король Германии и Италии, Джотто, ставший первым деятелем Проторенессанса, несколько средневековых пап. Кстати, легенда про захоронение Джотто в соборе устойчиво держится с момента смерти художника, но останки его так и не найдены, как и могилы Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано. С 1974 года крипта открыта для платного посещения.

Информация для туристов

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, через правую дверь центрального фасада, доступ открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00, в субботу с 8.30 до 17.40. На самом деле расписание условное, зависящее и от распорядка церковных служб, и от погоды – при сильном ветре подъем на купол запрещен. Уточнять время визита рекомендуется на официальном сайте музея Дуомо . Инвалиды-колясочники могут попасть в собор с правой стороны здания. Все удобства: туалет, гардероб, кафе – расположены в музее.

Осмотр платных достопримечательностей

Посещение купола и склепа-крипты платное – комплексный билет стоит 15 евро, для детей 6-11 лет – 3 евро. Он дает право в течение 6 суток с момента приобретения осмотреть достопримечательности собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольню справа от храма, баптистерий перед его центральным входом и музей за ним. Билет действителен в течение 48 часов с момента допуска к первому объекту, дважды осматривать одно и то же нельзя. Чтобы подняться по 463-ступенчатой лестнице на купол, нужно забронировать время заранее. Если не прийти вовремя, то перенести посещение нельзя – слишком много желающих оказаться на лучшей смотровой площадке во Флоренции.

Как добраться

Найти собор Санта-Мария-дель-Фьоре не сложно, ведь это самое внушительное здание в историческом центре Флоренции. Чтобы добраться до него от вокзала Санта-Мария-Новелла, нужно выйти на виа Панцани и затем свернуть на виа Черретани. Из аэропорта Флоренции до вокзала можно доехать на шаттле Volainbus, который курсирует с 5.30 до 0.30 (c 5.30 до 21.30 автобусы отправляются каждые полчаса, с 20.30 до 0.30 – раз в час; время в пути – около 20 минут, билет стоит 6 евро). Если же Вы выезжаете из отдаленных районов города, можно воспользоваться автобусами № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Собор Санта Мария дель Фьоре - поистине популярнейшее здание во Флоренции. Храм раскинулся в историческом центре, поражая своим величием, красотой, изяществом и специалистов, и просто любителей зодчества. После римского собора Святого Петра Санта Мария дель Фьоре - самое грандиозное религиозное сооружение в Италии.

При осмотре внимание обращается, прежде всего, на громадный купол красноватого оттенка. Его спроектировал знаменитый Брунеллески, архитектор-новатор и дилетант, не имевший профильного образования, специальностью которого было ювелирное дело. Это немудрено, ведь в 1-ой половине XV столетия термина «архитектор» банально не существовало. Авторами всевозможных архитектурных строений ставали художники, скульпторы или ювелиры.

Купол Санта Мария дель Фьоре - крупнейшее произведение Брунеллески во Флоренции. К слову сказать, средневековая Европа не славилась мастерами, умевшими возводить огромные купола. Эта технология умерла вместе с зодчими древнего Рима. Именно поэтому шедевр Брунеллески просто не мог остаться незамеченным.

История создания

В конце XII века Флоренция значительно разбогатела за счет торговцев шерстью и банкиров, и находящаяся в ней небольшая церковь уже не соответствовала культовому статусу города. Именно поэтому самыми влиятельными городскими купцами было решено построить новый собор и посвятить его Богородице. В честь имени самой Флоренции, что обозначает «цветущая», храму решено было дать имя «Собор святой Марии с цветком».

Фундамент храма был заложен в 1296 году. Существующий проект здания оказался достаточно дорогим, а строительство - долгим, однако богатые представители торговых гильдий и городские власти рискнули взять на себя все материальные расходы. Возведением собора поручено было заняться Арнольфо ди Камбио, на тот момент популярному зодчему, работавшему над церковью Санта Кроче и легендарным Палаццо Веккьо. Трудясь над храмом, он внес определенные архитектурные новшества, используя при постройке элементы готики и норманнской архитектуры.

Изначально были воздвигнуты центральный и боковые нефы, а также 8-угольный барабан на востоке собора. Однако уже в 1302 году архитектор скончался, что приостановило строительство на срок около 30 лет. Лишь в 1334 году, когда на его должность был назначен знаменитый художник Флоренции Джотто ди Бондоне, работы над Санта Мария дель Фьоре возобновились. Сосредоточив свои усилия на колокольне, он так и не смог завершить ее строительство, так как умер в 1337 году. Его завершил уже другой архитектор Франческо Таленти, когда в 1355 году был поставлен на руководящую должность по строительству собора.

Таким образом, почти спустя столетие после начала сооружения не построен был только куполовидный свод Санта Мария дель Фьоре. Из-за постоянной смены мастеров всплыли ошибки в расчетах, и городские власти уже отказывались выделять деньги для строительства лесов и подмостков для работников.

Конкурс 1418 года

Так повелось, что Санта Мария дель Фьоре считается , так и республики. А громадный купол (по замыслу - самый высокий в Италии), украшавший собор должен был напоминать о величии процветающего города. Именно поэтому городские власти, торговые гильдии и другие цеховые организации выделяли много средств для завершения возведения храма и его декорирования.

Сооружение купола собора стало самым знаменательным событием во Флоренции на протяжении XV века. В 1418 был объявлен конкурс на проект купола. Учитывая отношение местной власти к собору, жюри состояло лишь из граждан Флоренции. Некоторые поступающие предложения больше походили на фантастику. Однако, в конце концов, лучшими были признаны новаторские модели Гиберти и Брунеллески, причем последний предложил доселе неведомый способ кладки кирпича без использования лесов. В этом тандеме гениальный Брунеллески выступал конструктором-инженером, а Гиберти - художником-декоратором. Приступив к работе в 1420, великий зодчий Флоренции успешно реализовал проект уже в 1434.

Талантливый мастер невероятно точно просчитал все параметры 8-гранного башенного строения и вытянутого шпиля. Кроме этого, он смог воплотить в жизнь целый ряд приспособлений, позволяющих поднимать целиком на большую высоту купольные секции. Для того чтобы конструкция была больше стабилизирована, итальянский инженер установил там 6 горизонтальных колец и 24 вертикальных ребра жесткости, которые удерживали общий вес в 37 000 тонн.

Свод Санта Мария дель Фьоре в виде 8-гранного двухслойного купола, воздвигнутый без арматуры, покрытый черепицей темно-красного оттенка, обвитый белыми ребрами и увенчанный мраморным снежно - белым фонарем, стал истинным символом Флоренции. Купол Филиппо Брунеллески по праву может считаться первым большим достижением инженерии в эпоху раннего Ренессанса. Кропотливо продуманная система связей обеспечила ему прочность и устойчивость. Величественный свод и по сегодняшний день возвышается над Флоренцией.

Интерьер и архитектура собора

Фасад Санта Мария дель Фьоре производит не меньшее впечатление, чем ее купол. Он выполнен при помощи специальных мраморных плит, на которых нанесены многообразные скульптурные композиции. В дополнение к фасаду выстроена прямоугольная колокольня, декорированная большим количеством ниш, заполненных статуями, а также медальонами-шестигранниками с изображением библейских сюжетов.

Внутреннее же убранство Санта Мария дель Фьоре, наоборот, соответствует лаконичному духу католической святыни. Проповедовавший тогда доминиканский священник Джироламо Савонарола отличался строгостью взглядов, что отразилось и на интерьере строящегося собора. Своды здесь украшены фресками, изображающих граждан Флоренции, которые оказали значимое влияние на жизнь страны, церкви, города. Это Данте Алигьери, Николо да Толлентино, Джованни Акуто и другие.

Витражи именитого собора заслуживают отдельного внимания. Здесь представлены 44 картины из стекла, украшающие собой арки нефов. Каждая посвящается деяниям святых Ветхого и Нового Заветов Библии. Полукруглые витражи, виднеющиеся в барабане купола, повествуют о жизненном пути Богоматери и Иисуса Христа. Сам же обширный свод был расписан в XVI веке великими художниками Федерико Цуккари и Джорджио Вазари. Картина посвящена Страшному суду, где снизу изображен Антихрист и жители Ада, а последующие кольца, уходящие вверх, отведены святым, ангелам, Богоматери и Христу. Пол собора, над созданием которого в начале 16 века работало сразу несколько знаменитых мастеров, выложен из мрамора.

Ныне Санта Мария дель Фьоре - одно из 5 самых величественных и грандиозных культовых сооружений мира длиной больше полутора сот метров и практически стометровой шириной. Единовременно собор может принять порядка 30 000 человек. Также при храме есть музей, отличная смотровая площадка, зал, сохранивший остатки древней церкви.

Информация для посещения

Собор находится по адресу: Соборная площадь, дом № 17. Добраться сюда не составит проблемы, ведь он расположен в центре Флоренции, являясь самой именитой городской достопримечательностью. Для проезда подойдут автобусы, едущие к Piazza del Duomo.

Не стоит удивляться очереди у главного входа, ведь здесь ежегодно бывает огромное количество туристов. Тем не менее плату за посещение собора не взимают.

Билет на посещение баптистерия, музея и смотровой площадки (колокольня + купол) составляет 10 евро. Он действует в продолжение шести дней после приобретения и сутки после первого использования.

Купол главного собора Флоренции Санта-Мария дель Фьоре по праву считается наиболее грандиозным произведением в творчестве . По своим размерам в Италии он уступает только куполу собора Святого Петра в Риме. Покрытый красной черепицей, с подчеркнутыми ребрами из белого камня, восьмигранный и двухслойный - купол стал символом Раннего Ренессанса. Несмотря на некоторые готические приемы, примененные при его сооружении, он является новаторским произведением.

Собор появился, когда жители города решили превзойти сосед­ние города – Сиену и Пизу. К концу XIII века Флоренция была самым сильным из этих трех городов как в политике, так и в экономике, но вот старый разваливающийся собор портил все впечатление, поэтому правительство города приказало зодчему Арнольфо ли Камбио «соз­дать проект… настолько великолепный, чтобы его нельзя было превзойти ни технически, ни духовно». Арнольфо принял это к сведению и спроек­тировал большую сводчатую базилику в стиле высокой готики с восьмиугольным основанием. Это было необычное решение, в то время чаще всего строили соборы на основе квадрата. Основание шириной 42 метра требовало огромного купола, который показал бы соборам в Сиене и Пизе подобающее им место! Создание такого купола, конечно, оказалось сложной технической задачей: вообще-то в то время никто не знал, как такое строить, хотя перед глазами был уже созданный небольшой прототип – купол знаменитого восьмигранного романского баптистерия (построенный в 1128-1150 годах).

Неоднократное появление этого памятника в изобразительном искусстве еще больше увеличило его славу, превратив в неотъемлемый признак эпохи. История сооружения купола необычна. Огромный собор Санта-Мария дель Фьоре был заложен в 1296 году. Строительство поручили Арнольфоди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору того времени. Но дерзновенный замысел, исполнение которого, казалось, было под силу процветающей Флоренции, оказался чересчур затратным. Кроме того, оно требовало немыслимых тогда технических возможностей. Сооружение храма затянулось на века, и один из современников Брунеллески даже выражал сомнение в том, что собор вообще когда-либо будет закончен, а не превратится в развалины.

По своей архитектуре собор Санта-Марии прост: это с хорами, в форме латинского креста. Но впечатляют его огромные размеры. В начале XV века он еще неспешно строился под руководством Джованни д’Амброджо. Архитектор смог завершить восьмигранное основание купола, разместив крупные круглые окна на каждой грани. Но дальше проект оказался в тупике по той причине, что было неясно, как справиться с купольным перекрытием такого объема.

В 1404 году Брунеллески вместе с Лоренцо Гиберти был включен в комиссию, которая должна была наблюдать за ходом строительных работ. Вероятно, Филиппо уже с этого времени начинает размышлять о самостоятельном проекте купола, хотя и предоставил первый его эскиз лишь в 1417 году. Рисунок отдали на экспертизу математику Джованни дель Аббако. С учетом его замечаний Брунеллески сделал деревянную модель в масштабе 1:6, которая была одобрена комиссией. Тем не менее в 1418 году был объявлен новый конкурс на проект купола. К участию, из патриотических побуждений, допускались лишь жители Флоренции, равно как и жюри состояло только из представителей местной знати.

Серьезная проблема заключалась в сооружении лесов на такую высоту, поэтому их проект также входил в конкурс. В процессе были высказаны совершенно фантастические идеи: предлагалось насыпать внутри храма холм из земли или возвести башню и обстроить затем каменной кладкой. Брунеллески представил на конкурс новую кирпичную модель в пропорции 1:8, которую он выполнил совместно с Донателло и Нанни ди Банко. В отличие от других макетов, которые демонстрировали купол в разрезе, это был полноценный сферический свод, похожий на небольшую капеллу, в которую можно было входить. В итоге конкурс выиграла именно эта модель, и в 1420 году Брунеллески был назначен главным архитектором.

Строго говоря, проект Филиппо был не совсем самостоятельным и близко соотносился с моделью Арнольфади Камбио, сделанной еще в 1368 году, но не воплощенной, так как было неясно, как ее технически осуществить. Брунеллески выступал в решении этой проблемы скорее как инженер, а не как архитектор. Без его таланта изобретателя возведение купола было бы невозможно. Какой именно была конструкция легких подвесных лесов, предложенная Филиппо, до сих не вполне ясно, но с ее помощью наконец удалось решить строительную задачу.

По непонятным причинам Гиберти был также назначен на должность главного архитектора (вероятно, его продвинула его сильная партия). Нам ничего неизвестно о предшествующей архитектурной деятельности обоих мастеров. Есть подлинные сведения об участии Гиберти в создании скульптурного декора дверей баптистерия. Филиппо же успел прославиться лишь ювелирным мастерством и несложными техническими изобретениями наподобие часов, а также своим путешествием в Рим, где изучал древнюю архитектуру. Несмотря на возможные трудности, в 1296 году строи­тельство собора началось. Оно продолжалось с перерывами более века – сменялись архитекторы, дополнялись планы, возникали споры. От проекта Арнольфо все же почти не отходили, только фасад, который он построил, Франческо Таленти снес и заменил другим, готиче­ским. В 1334 году была пристроена кампанила (колокольня), которую создал знаменитый художник Джотто. В 1418 году неф и апсида были достроены, но проблему купола так никто и не решил. Напротив, все стало только хуже, так как собор и восьмистольное основание увеличили, к нему достроили еще стен, и получился «барабан» высотой почти 55 метров над землей.

Однако маловероятно, что у него действительно не было никакого архитектурного опыта. Сомнительно, чтобы мастер без всяких инженерных навыков был способен принять участие в таком эпохальном конкурсе и победить в нем.

Беспрецедентное по своему масштабу строительство началось в августе 1420 года, что было отмечено церемониальным завтраком. Сохранилась подробная хроника работ с их поэтапным описанием. Сотрудничество Брунеллески и Гиберти складывалось сложно, точнее, оно только лишь задерживало процесс из-за постоянных несогласий архитекторов. В итоге Филиппо решился, как пишут его биографы, на небольшую хитрость.

Сославшись на болезнь, он устранился от работы, но после быстрого выздоровления так раскритиковал самостоятельную деятельность Гиберти, что тот был со скандалом уволен. Помимо этого строительство задерживалось из-за исторических событий, среди них была война Флоренции с Луккой (1429-1430), а также внутренние переделы власти, в результате которых в республике установилась диктатура Козимо Медичи Старшего, владельца крупнейшего банкирского дома. Но возведение купола все это время не останавливалось.

Новшество Филиппо Брунеллески было в том, что он предложил построить двухслойный, пустотелый купол с мощным каркасом из восьми основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, без применения громоздких строительных лесов. Внутренняя оболочка несла основную конструктивную нагрузку и представляла собой мощный каркас из арматур, или «цепей», которые были включены в кладку. Внешняя оболочка была более легкой, держала динамику формы и выполняла декоративную роль. Такая конструкция значительно сокращала количество строительных материалов, которые было необходимо поднять на высоту около 100 метров. Но даже при этом их вес составил 9000 тонн.

По подсчетам искусствоведа Санпаолези, иногда в день приходилось поднимать около шести тонн материалов. Механизмы Филиппо были устроены так, что шестеренки можно было переключать на подъемный или спусковой режим без выпряжки волов, как это было до того, что значительно ускорило строительный процесс. Деревянные лекала для сохранения единого угла наклона граней купола передвигались вверх по мере роста кладки. Противолежащие ребра соединялись свободно висящим шнуром, к которому крепился груз на веревке. Это устройство держало центровку купола и его вертикальную ось.

Форма купола напрямую зависела от конструкции основания. Строго говоря, это не купол, так как он должен был быть полностью сферической конструкцией. Перед нами восьмилотковый сомкнутый свод, возведенный над равносторонним октагоном. Сам по себе октагон - древняя римская и ранневизантийская архитектурная форма, но в прежние времена его перекрытие чаще всего было деревянным. Только в эпоху Возрождения центрические храмы получили особое значение, отражая идеальные представления о Боге (совершенная форма бесконечности).

Конструктивная тайна купола Санта-Марии дель Фьоре неясна до сих пор. Брунеллески нашел устойчивый для такого объема изгиб ребер - их дуга выдерживает угол в 60 градусов и обладает особой прочностью. По сути, каменные ребра являются готической нервюрной системой. Еще одна техническая находка заключалась в обращении к забытому виду римской кладки: кирпичи располагались не горизонтально, а с наклоном внутрь, что давало совсем иную нагрузку на основание и ослабляло внутренний распор.

Также была использована система кладки «в елочку», то есть чередование уложенных вертикально и горизонтально кирпичей. Подобный прием освобождал от необходимости использования кружал. При этом уровень по каждой из восьми граней выдерживался единым, своды росли равномерно за счет работы сразу восьми групп каменщиков. Таким образом, равновесие между давлением на каждую из граней не нарушалось. В 1428 году купол был поднят уже на треть. В 1429 году часть кладки дала трещины, что Брунеллески списал на ошибки при возведении собора. Архитектор предложил возвести дополнительные боковые капеллы в качестве контрфорсов. За неимением средств вместо них временно установили внутренние железные тяги. К 1434 году строительство было завершено.

Официальная церемония окончания работ состоялась 25 марта 1436 года при участии папы Евгения IV, который за два года до этого был вынужден бежать во Флоренцию из Рима. Еще в 1435 году в знак своего благословения он отправил в собор дар - золотую розу. Вскоре после этого был отмечен праздник «последнего камня», особенно эффектный и торжественный: епископ Беноццо Федериго поднялся на самую вершину законченного купола и оттуда, с невероятной высоты, благословил весь храм и город.

Если есть у Флоренции символ, то это Дуомо – граненый купол собора Санта-Марня-дель-Фьоре потря­сающей красоты. Он высится над терракотовыми крышами города и над залами собора, украшенны­ми чудным ярким мрамором – красным, белым и зеленым.

Оба автора проекта были скульп­торами, но они предложили технически новую схему, где обычные строительные подмостки и леса были не нужны (а они все равно бы не помогли, при таком-то широком про­странстве), вместо этого купол строился в виде нескольких концентрических кругов с опорой друг на друга.

Брунеллески раньше бывал в Риме, учился там и испытывал влияние тех архитектурных приемов, которые можно разглядеть в древнеримских руи­нах, в том числе – в . Он захо­тел сделать остроконечный купол в готическом стиле, а не круглый, как в Пантеоне и в первоначальном проекте. У купола было несколько главных и второстепенных ребер, заполненных кирпичной кладкой «в елочку», а также внешняя и внутренняя стенки (между которыми были ступеньки, туда и сейчас в принципе можно залезть) – таким образом, купол облегчили, как только смогли. Ребра уходили вверх, к круглому отверстию в самой вершине. Позже отверстие было закрыто лантерной, последней работой Брунеллески, уже после его смерти в 1461 году.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Этот грандиозный и невероятно красивый собор является главным во Флоренции и самым большим в мире храмом с кирпичным куполом.

Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, куда вошли наиболее известные достижения человечества.

Санта-Мария-дель-Фьоре в переводе с итальянского – «цветок святой Марии».

История и легенды

В XIII веке Флоренция стала главным городом-государством Тосканы. Желая продемонстрировать своё могущество и богатство, правители Флоренции надумали возвести самый большой собор. Это было непросто, потому что в то время уже стояли великолепные соборы Пизы и Сиены.

В 1296 году на месте древнего храма Санта-Репарата (V века) был заложен новый собор, который должен был превзойти своим величием все известные храмы мира.

Задача была очень сложной. И строительство храма длилось почти шесть веков. В 1469 году собор был освящён с ещё незавершённым фасадом.

Над собором Санта-Мария-дель-Фьоре работали шесть известных архитекторов. Автор проекта Арнольфо ди Камбио (памятник этому архитектору стоит на соборной площади – Пьяцца дель Дуомо).

После смерти первого архитектора, работу над собором продолжил Джотто, начавший возведение колокольни. Затем умер и Джотто. На какое-то время работы по строительству прервались из-за эпидемии чумы, унёсшей половину жителей Флоренции.

В 1436 году по проекту Филиппо Брунеллески был возведён огромный восьмиугольный купол. Работа над храмом длилась долгие годы и вот, наконец, в 1887 году ажурный каменный собор был завершён.

Неудивительно, что за столько веков строительства собор оброс многочисленными легендами. Одна из них связана с именем знаменитого Микеланджело. Его пригласили устранить огрехи неосторожного скульптора, случайно пробившего дыру в огромном куске мрамора – как раз на том месте, где планировалось вырезать ноги статуи Давида.

Микеланджело стал ваять статую таким образом, чтобы избежать повреждённого участка мрамора. И вот, когда работа уже была завершена, в собор явился флорентийский глава Содерини и, придирчиво осмотрев мраморного Давида, заявил:

– Прекрасно! Но вот нос Давида чрезвычайно велик.

Микеланджело сразу понял, что такой эффект возник из-за того, что Содерини смотрит на статую снизу, в искажённой перспективе. Он пригласил главу Флоренции подняться наверх и, склонившись над носом статуи, сделал вид, что работает – слегка постучал инструментом, при этом высыпая из ладони прихваченную внизу мраморную пыль.

Когда мастер снова попросил Содерини взглянуть на лицо статуи, тот пришёл в восхищение:

– О, великолепно! Так значительно лучше!

Говорят, отсюда и появилась известная итальянская поговорка: «Избегай споров с теми, кто сильнее тебя».

Конечно, в первую очередь собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итальянцы зовут его просто Дуомо) прославился своим великолепием. Но и сама его история чрезвычайно богата. Он известен как место проповедей священника и диктатора Флоренции Савонаролы, как место покушения на братьев Джулиано и Лоренцо Медичи (первый был убит, а последний спасся, укрывшись в ризнице).

В подземельях собора в течение многих веков хоронили флорентийских священников. А в доступной для туристов части подземного склепа находится захоронение известного архитектора Брунеллески.

Что посмотреть в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор известен в первую очередь своим великолепным фасадом из зелёного, розового и белого мрамора, украшенным множеством статуй.

16 скульптур башни изображают патриархов и пророков. А на барельефах – картины, рассказывающие о сотворении нашей планеты, мужчины и женщины, об истории создании различных изобретений человечества.

Можно подняться на верхний уровень башни по лестнице из 414 ступеней, чтобы увидеть сверху великолепные виды Флоренции.

Дуомо в плане имеет форму креста. Его размеры весьма внушительны: 153 метра в длину и 90 – в ширину. Максимальная высота арок – 23 метра. А высота самого собора – 90 метров.

Когда собор Санта-Мария-дель-Фьоре был построен, он стал самым большим собором Европы. Он мог вместить в себя всё население Флоренции на тот момент – 90 тысяч человек.

И только потом уже были построены соборы, превзошедшие его высотой: Миланский собор (104 метра), Севильский собор в Испании (114 метров) и другие.

В интерьере собора туристам стоит обратить внимание на великолепные витражи XV века, фрески XVI века со сценами Страшного Суда и знаменитые часы Уччелло, созданные в 1443 году и ходящие по сей день. Они необычны тем, что их стрелки идут в обратном направлении, против хода часов.

Время работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре: понедельник, среда, пятница: с 10:00 до 17:00, четверг: с 10:00 до 15:30, суббота: с 10:00 до 16:45, воскресенье: с 13:30 до 16:45. Вход бесплатный.

Ежедневно каждые 40 минут, с 10:30 до 12:00 и с 15:00 до 16:20 по собору проводятся бесплатные экскурсии.

А вот за осмотр башни придётся заплатить 6 евро с человека. Башня открыта для туристов ежедневно с 8:30 до 19:00, а по субботам до 17:00.

При соборе имеется музей – Опера дель Дуомо. Он работает в будние дни с 9:30 до 19.30 в будни и с 9.00 до13.40 в выходные. Стоимость также 6 евро.
Имейте в виду, что Дуомо закрыт для посещения 1 и 6 января, в четверг, пятницу Страстной недели, на Пасху, 25 апреля, 24 июня, 15 августа, 8 сентября, 1 ноября и 25-26 декабря.

Доехать до Дуомо можно на автобусах № 6, 17, 14, 22, 23, 36, 37, 71. А все остальные подробности можете узнать на официальном сайте собора — www.duomofirenze.it (английский, итальянский языки).

От всей души благодарю своих друзей Олега и Лидию за прекрасные фотографии одного из самых красивых соборов мира.

Флоренция – это, безусловно, тот город, который обязательно надо увидеть. Если Вы собираетесь туда, то для своего удобства можете воспользоваться такой услугой как . С помощью таких сервисов можно выбрать гостиницу, исходя из своих пожеланий – с учётом количества дней, которые собираетесь провести во Флоренции, звёздности отеля, питания и т.п. и заранее определиться с ценами. И первое, что стоит посетить в этом прекрасном городе, конечно, собор Санта-Мария-дель-Фьоре – великолепный образец готической архитектуры, прославивший этот город на весь мир. На это стоит выделить как минимум полдня.

Правда, Дуомо восхитителен?

Все материалы сайта «Дороги мира» - авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2013. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Похожие публикации