Энциклопедия пожаробезопасности

Компетенции формируемые на уроках русского языка. Презентация "формирование ключевых компетенций на уроках русского языка". Специфика этапа открытия нового знания

Разделы: Русский язык

Оборудование: презентация.

Цели модуля:

1. Создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых компетенций.
2.Развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции.
3.Воспитывать у учащихся ценностное отношение к русскому языку.

– использование разнообразных форм и приемов организации учебной деятельности, ориентированных на деятельностный режим в учебной коммуникации.

– создание разных форм мотивации: самостоятельный выбор темы урока, совместное целеполагание, самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений.

– построение собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов.

Условия возникновения и становления опыта.

Традиционно вся наша система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных учениками знаний оценивалась работа педколлектива. Преобразования российского общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. “Выпускник знающий” перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на “выпускника, умеющего творческого” , имеющего соответствующие ценностные ориентации.

Само время диктует сегодня продолжить дальнейшее преобразование содержания образования.

В последнее время в педагогической литературе появился вполне современный и перспективный так называемый “компетентностный подход” , основная цель которого заключается в смещении учебного процесса от передачи обучающимся определенной суммы знаний к овладению ими способностями к активному действию.

Поэтому в общем образовании стал более правомерен вопрос, о формировании ключевых компетенций , то есть таких, овладение которыми необходимо каждому человеку.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям), по существу, и является ответом образования на вызовы современного общества.

Поэтому вот уже 2 года основным направлением своей работы в школе я считаю развитие у учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. формировать и реализовывать компетенции.

Становление опыта проходило, прежде всего, на основе изучения методик работы старших коллег, анализа передовых педагогических технологий, опубликованных в печати, а также регулярного самоанализа собственных уроков.

Теоретическая база опыта.

Методологической основой моей системы является сущность компетентностного подхода в образовании и его концептуальные составляющие: понятия “компетенция” и “ключевые компетенции”.

Компетенция (в первом значении) как круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом и (во втором значении) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица.

Ключевые компетенции – способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.

Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).

Способ развития ключевых компетенций лежит, на наш взгляд, в основе новой для многих технологии – развития критического мышления учащихся , главной особенностью которой “является” “конструирование” собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности”.

Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока: 1) вызов (активизация, мотивация), 2) осмысление (активное чтение, слушание), 3) рефлексия (размышление, анализ, творческая интерпретация).

Сущность опыта

Сущность моего педагогического опыта состоит в том, что я, отталкиваясь от определения “компетенция” (способность решать проблемы), рассматриваю формирование ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка через этапы решения проблем на всех стадиях технологии РКМ.

Для того чтобы решить проблему (это заложено в определении понятия “компетенция”), необходимо прежде всего ее увидеть, понять и сформулировать.

Для того чтобы ребенок увидел, понял и сформулировал проблему, создаю условия, при которых он должен осуществить указанные мной мыслительные операции (сравнение, сопоставление, нахождения общего и различий, группировка, классификация и др.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате прийти к нужной формулировке проблемы, которая будет рассматриваться на уроке. В технологии РКМ этот этап, совместно с этапом целеполагания и постановки проблемного вопроса принято считать стадией вызова.

Следующий этап решения проблемы как условие формирования ключевых компетенций - постановка цели.

Одним из учебных действий, выбранных мной на этом этапе, становится самостоятельная постановка целей и учебных задач самими детьми. Самостоятельное или совместное целеполагание требует от учащихся выхода за пределы их теперешних знаний и является мощным стимулирующим средством к получению и усвоению новой информации.

Следующий этап решения проблемы – выбор соответствующей ситуации способов деятельности и осуществление самой деятельности.

На этом этапе для меня становится важным правильно выбрать способы деятельности, которые помогут решению проблемы.

Этот этап в технологии РКМ реализуется на стадии осмысления и последующей стадии рефлексии.

И, наконец, последним этапом решения проблемы является этап оценки и коррекции . На этом этапе проверяются умения самопроверки и самоконтроля.

Внедрение технологии РКМ (ее способов, методов и приемов) позволяет мне решить поставленную задачу.

Актуальность и перспективность

Понятие образовательной компетенции включает совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, опыта деятельности учащегося. А их внедрение в практику обучения как раз позволит решить типичную для российской школы проблему, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

Компетентностный подход ведет к смене образовательной парадигмы и предполагает поиск таких подходов и методов обучения учащихся, при которых они приобретают умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и сама становится предметом усвоения.

Область применения.

Опыт моей работы по заявленной теме доступен для использования, как в средних, так и в старших классах; как в общеобразовательных, так и в классах углубленного изучения предметов.

Трудоемкость.

Развитие ключевых компетенций на уроках русского языка – это процесс, не требующий ни каких-то особых усилий, ни материальных затрат, поскольку главный инструмент учителя здесь – его педагогическое мастерство, базовая компетентность, которая заключается в умении создать такую образовательную развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенком, сформулированных как ключевые компетенции. Важно правильно организовать процесс, мотивировать работу на всех этапах урока (на всех стадиях технологии РКМ), чтобы добиться заинтересованности детей, их сознательного отношения к такой деятельности и на уроках, и во внеурочное время.

Внедрение

Используя методику технологии РКМ как путь для развития ключевых компетенций учащихся, я успешно работаю с разными группами учащихся: в 6-х, 9-х классах, опираясь при этом на соответствующие их возрастным и психологическим особенностям подходы, применяя на уроках различные методы и приемы этой универсальной технологии.

Результативность

В заключение отметим, что работа по использованию компетентностного подхода в образовательной деятельности школы продолжается. Но уже сейчас можно сделать вывод, что такая работа делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают. Мой опыт работы по данной теме еще не велик (всего 2 года) и не позволяет делать какие-то глобальные выводы, говорить о результатах уровня достижений ключевых компетенций. Связано это в первую очередь с тем, что в целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату разрешения проблемных ситуаций, так и в самом процессе их применения, но критерии оценки достижения этих результатов в педагогической литературе еще плохо разработаны. Поэтому мы сейчас можем говорить только о первом шаге уровня достижений ключевых компетенций, где формулируется состав этих универсальных умений, которые должны быть усвоены, и определяется содержание конкретных умений, входящих в ключевую компетенцию. И, конечно же, формирование компетенций не может ограничиться только уроками русского языка, только работой одного учителя. Поэтому в нашей гимназии мы ищем возможности применения нового компетентностного подхода в организации учебного процесса, и, как говорится, дорогу осилит идущий.

Формирование ключевых компетенций обучающихся

на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие «компетенция ».

Прежде чем подробно говорить о компетенции, необходимо дать определение данному понятию.

работы.

В педагогическом словаре под редакцией Мижериковой В.А. мы находим похожее определение: Компетенция – возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации.

Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии, возникающие в следующих ситуациях:

  • При освоении современной техники и технологии;
  • Во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
  • В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, горожанина, избирателя;
  • При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
  • При необходимости разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций обучающихся

на уроках русского языка и литературы

Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Всё шире входит в лексикон понятие « компетенция ».

Прежде чем подробно говорить о компетенции, необходимо дать определение данному понятию.

Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы.

В педагогическом словаре под редакцией Мижериковой В.А. мы находим похожее определение: Компетенция – возможность установления субъектом деятельности связи между знанием и ситуацией, или способность найти, обнаружить ориентировочную основу действий, процедуру, необходимую для разрешения проблемы в конкретной ситуации.

Компетентность следует отличать от традиционных знаний, умений и навыков. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии, возникающие в следующих ситуациях:

  1. При освоении современной техники и технологии;
  2. Во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков;
  3. В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, горожанина, избирателя;
  4. При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
  5. При необходимости разрешать собственные проблемы жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания» . Подразумевается, что ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения. Другими словами, компетентностный подход предполагает, что учить следует не просто конкретным «застывшим» знаниям; следует «учить учиться».

В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают:

  1. Ключевые или межпредметные компетенции;
  2. Общепредметные;
  3. Предметные компетенции.

Предметные

Касающиеся одного предмета

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

Языковая компетенция

Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в конечном счёте – владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями

Слово учителя я яркими примерами, цитатами о богатстве русского языка, работа детей над текстами художественных произведений, конечно же, произведут на пятиклассников неизгладимое впечатление, они поймут, как важно вдумываться, вслушиваться в слово, как важно понимать произведения великих писателей, чувствовать «волшебство знакомых слов», наслаждаться красотой их звучания, понимать глубину их значения, как важно и самим бережно относиться к слову, чтобы передать через него свои мысли, чувства.

Учитель подчеркнёт мысль о том, что словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.

Приведу несколько интересных, на мой взгляд, упражнений, используемых при закреплении и обобщении знаний, умений, навыков учащихся по теме «Лексика». Это упражнения с одним словом «друг».

Определите, сколько значений у слова друг в приведённых предложениях.

1) Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец.

И умер, как солдат.

2) А сколько вам, дорогой друг, лет?

3) В нашей школе есть кружок друзей русского языка.

Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись в таблице .

Друг – это…

Найдите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг.

Запишите их в таблицу.

1) Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!

Мы такие с ним друзья, - куда он, туда и я.

Составьте словосочетания с синонимами слова друг.

Запишите в таблицу родственные слова.

Работа с таблицей: проверьте правильность своих записей.

Связи по значению слова друг

Родово – видовые связи:

Друг – человек, с которым дружишь

Родственные Антонимические

Связи: друг связи:

Друг неприятель

дружок недруг

дружить

дружный

дружно Синонимические

Связи:

Товарищ

Приятель

В каких предложения вы употребите слово друг, дружок? Почему?

Эффективность такой работы в том, что у детей складывается целостное представление о слове (его родо - видовых связях) и формируются навыки и умения употребления в речи.

В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. Виды упражнений со словарями имеют практическую направленность обучения, но в то же время должны решать и задачи развития учащихся, воспитание интереса к этой работе.

Приведу примеры нескольких упражнений в работе с толковым словарём на уроке русского языка в 6 классе.

1. Какая лексика общеупотребительная или необщенародная представлена в этом словаре?

2. Почему в школьный словарь включена лексика не ограниченного употребления, а общенародная?

Представьте себе, что словарь состоит только из диалектных слов. Как бы вы назвали такой словарь? и т.д.

Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку на современном этапе, в первую очередь по развитию языковой компетенции обучающихся, занимает работа с текстом, которая проводится уже с 5 класса: это художественно – стилистический, лексико – грамматический и другие виды анализа.

Приведу пример с урока русского языка в 6 классе по повторению изученного в конце учебного года.

Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания носят комплексный характер.

Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала над широкой донской степью голубая весна.

1. Как бы вы назвали текст? Докажите, что в нём говорится о наступлении весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?

2. Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения?

3. На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?

4. Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.

5. Найдите эпитеты. Раскройте их значение.

Лингвистическая компетенция

Следующий тип компетенций – лингвистическая. Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.

Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа, самооценки.

Известно, что можно хорошо знать нормы произношения, слова и правила употребления их, грамматические формы и конструкции, уметь использовать различные способы выражения одной и той же мысли, иначе говоря, быть компетентностным в лингвистическом и языковом отношении, однако не уметь использовать эти знания и умения адекватно реальной речевой обстановке, или, как говорят учёные, коммуникативной ситуации. Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.

Именно поэтому в обучении русскому языку выделяется третий тип компетенции – коммуникативная.

Коммуникативная компетенция.

В значении, близком к этому термину, в литературе иногда используется термин «речевая» компетенция. Формирование коммуникативной компетенции предполагает знания о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).

Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности. Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.

Существуют компоненты ситуации, или речевые условия, которые диктуют говорящему выбор слов и грамматических средств. Это, во –первых, взаимоотношения между собеседниками и их социальные роли. Нет сомнения, что характер речевого общения будет разным в зависимости от того, с кем общаемся, каков социальный статус говорящих: учитель, ученик, студент, каков их возраст, пол, интересы и т.д. Во – вторых, место общения (например, общение учителя с учеником на уроке, во время перемены, в дружеской беседе). Третий, очень важный компонент речевой ситуации, - цель и намерения говорящего. Так, приказ, просьба или требование, конечно, будут отличаться от сообщения, информации или их эмоциональной оценки, выражение благодарности, радости, обиды т.д.

Таким образом, собственно коммуникативные умения и навыки – это умения и навыки речевого общения с учётом того, с кем мы говорим, гре говорим, и, наконец, с какой целью.

Нет сомнения, что формирование их возможно лишь на базе лингвистической и языковой компетенции.

Некоторые авторы выделяют культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию, которая обеспечивает формирование русской языковой картины мира, овладение русским речевым этикетом, что является необходимым средством приобщения к национальной культуре.

Формирование все выше перечисленных компетенций происходит и на уроках литературы. В силу особой связи литературы с жизнью общества на первый план здесь, помимо других, выдвигается социокультурная компетенция.

Социокультурная компетенция.

Приобретение социокультурной компетенции – это становление представлений человека об окружающем мире. Эти представления и их смыслы, сосредоточенны в структурах сознания, отношения и функционирования образуют специфический этнический, национальный образ мысли.

Вхождение учащихся в русский мир и приобретение социокультурной компетенции, образование русской языковой картины мира – это также постижение специфического русского образа мыслей, русского менталитета.

Процесс формирования социокультурной компетенции осуществляется при усвоении новых значений лексики и фразеологии а национально – культурным компонентом семантики; знакомстве с исторической и религиозной жизнью народа; осознание смысла текста.

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения.



Основные понятия: 1)Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности его действий, направленных на разрешение определённого круга значимых для данного сообщества задач. 2)Компетентный – знающий, сведущий, обладающий компетенцией. 3) Компетенция – это способность делать что- либо хорошо или эффективно. 4) Ключевые компетенции – важные компетенции, которые используются во многих жизненных сферах и служат залогом жизненного успеха и эффективного функционирования в обществе.




Подбор необходимого материала из различ. источников Учебно – познавательная компетенция Использование графических способов анализа и представ. информации Владение орфографич. навыками Соотношение информ. с реальной жизни Работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями Умение строить опорные схемы орфографических правил Умение применять орфограф.правила практических заданий, связанных с реал. жизнью Выполнение




КомпетенцииТемы и цели уроков, объекты Сущность заданий Учебно – познавательная Цель: привитие интереса к русскому языку. Новый материалПроблемный способ изложения новой темы: учитель создаёт такую ситуацию, чтобы проблема опиралась на личный опыт ребёнка. Содержание работы по формированию у детей младшего школьного возраста компетенций на уроках русского языка


Ценностно- смысловая Цель: осмысленная организация собственной деятельности учащихся «Обращение»Напишите поздравительную открытку, письмо, записку другу или подруге. «Правописание слога [цы] в корне и на конце слова» Дождь смыл буквы на афише, попробуйте восстановить смытые буквы: Ц_рк Выступают: ц_гане, птиц_, акробаты, ц_плёнок, певц_ и клоуны. «Мягкий знак – обозначение женского рода имен существительных» Вы - продавцы магазина. Напишите этикетки к игрушкам и книгам: мяч_, меч_, мыш_, обруч_, «Родная реч_». Написание частицы не со словами, называющими действия Вы директор школы, водитель автобуса, спасатель на лодочной станции, администратор театра – напишите правила поведения, состоящие из запретов. Изучение слов с непроверяемой безударной гласной на тему « овощи» Вы - продавцы магазина «Овощи, фрукты». Напишите название овощей на ценниках: м_рковь, _гурцы, к_ртофель, к_пуста, п_мидоры, ап_льсин, ябл_ко.







Формирование предметных компетенций по русскому языку сводится к позиции грамотного ученика, владеющего коммуникативной компетенцией. Программа по русскому языку - стандарт предметных компетенций. Современный учитель вооружён новыми методологическими подходами к преподаванию предмета - формированию ключевых компетенций. Нынешний стремительный век диктует свои требования - это вектор, необходимый ученикам в ориентировании выбора профессии, образа жизни. Как учителю-предметнику, преподающему русский язык и литературу, мне видится выпускник, владеющий речевыми компетенциями и применяющий их в окружающей действительности.

Замена слова «грамотный» на «компетентный» не означает подмены понятий. Всё-таки время вносит свои коррективы: знать не ради отметки, а ради здорового соперничества на «рынке» жизни, «рынке» труда. Вырос уровень требований к специалистам. Видимо, дальнейшее развитие технологий предполагает углубление и расширение компетенций профессиональных.

Учителя-словесники находятся в большей степени ответственности перед учащимися и их родителями. Социальный заказ, поступающий от них, - результативность ЕГЭ по русскому языку. Итоговая аттестация по предмету важна при определении дальнейшего пути выпускника. Но компетенции учащегося не появляются вдруг - это знания, накопленные за годы обучения, закреплённые и применяемые на практике навыки и умения. Учащийся ориентируется сам сообразно тому, что им усвоено.

Предметные компетенции - способность применения учащимися изученных орфограмм и пунктограмм, регламентирующих норму в любой речевой ситуации. Развитие творческих способностей учащихся через уроки развития речи даёт возможность демонстрации компетенций на данном этапе, по данной теме. Ведь в идеале важен автоматизм применения школьных предметных знаний на практике. Не помня правил, писать и говорить правильно! Один из путей достижения этого - многократность повторений, увеличивающая не столько количество повторений, сколько качественность получаемых компетенций.

С моей точки зрения, только отлаженная система может дать результат. Ученик, занимающийся в системе по предмету, всегда успешен. Сумма накопленного знания эквивалентна требованиям, предъявляемым к ученику при окончании школы. Компетенции расширили ЗУНы, но цель всё-таки осталась прежней. Она требует отдачи и от учителя, и от ученика. В век ИКТ надеяться на программу «Сервис», по меньшей мере, безрассудно. Компетенция учащегося должна быть в речевой ситуации и осознанной, и бессознательной. Формально, изучив программу, ученик должен знать правила и успешно применять их в практической деятельности, как в устной, так и в письменной речи. Знания должны стать настолько привычными, грамотная речь машинальна, бессознательна. Ученик не фиксирует пошаговость следования правилу, а выполняет это автоматически. Например, в слове «нарцисс» пишу в корне букву «и», так как это не слово-исключение. Такое научение - предметная компетентность ученика, проявляющаяся вне зависимости от ситуации. Компетентный подход предполагает продуманность, тщательность в подготовке каждой темы, в отборе методов и приёмов, используемых в учебной деятельности, стремление учителя в качественном усвоении учащимися темы уроков.

Коммуникативные компетенции, как ключевые (по А.В. Хуторскому), представляют собой «совокупность составляющих её отдельных компетенций: речевая, социокультурная, языковая, учебно-познавательная». Знание русского языка, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, паре, классном коллективе, владение различными социальными ролями - всё это коммуникативные компетенции. Ученик обязан уметь представить себя, составить резюме, устное сообщение, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется нужное и достаточное количество настоящих объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета. Ключевая компетенция по русскому языку - владение различными видами речевой деятельности: диалогом, монологом, полилогом (дискуссия). Программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 210 учебных часов. Учебник «Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений» (Под редакцией Т.А. Ладыженской), М.: Просвещение, 2007. Данный учебник претерпел 34 издания! Учебник, удостоенный Государственной премии СССР 1984 года, нужен сейчас. Значит, и коммуникативные компетенции, которые вырабатываются у учащихся при изучении русского языка по данному учебнику, применимы. Из 210 учебных часов по программе на развитие речи отводится 42 часа, на контроль знаний - 11 часов. На каждом четвёртом уроке по русскому языку в 5 классе ученик индивидуально отчитывается за усвоенное им на уроке, применяет в языковой ситуации, развивает коммуникативные компетенции.

Различные виды изложений (сжатое, выборочное, подробное, изложение с изменением лица, изложение с включением диалога), сочинений (сочинение по картине, сочинение - описание игрушки, предмета, животного, памятного дня, сочинение-рассуждение, сочинение на заданную тему, сочинение-рассказ по рисунку, рассказ по сюжетным картинкам, сочинение-повествование), а также уроки по редактированию текста, по стилям речи, по типам текстов - всё в полной степени способствует развитию коммуникативной компетенции пятиклассников.

Учебник по русскому языку для 5 класса - это свод правил, понятий, закрепление материала, возможность многократного повторения учеником правил в домашних условиях. Компетентность учащегося-пятиклассника выше в большей степени самостоятельности выполнения домашних заданий без контроля со стороны взрослого. Учителю-словеснику при проверке домашних работ видна картина понимания пятиклассником темы и применения её при выполнении упражнений, о чём могут свидетельствовать и порядок разбора, и виды орфограмм, выделённых учеником.

Закрепление изученного материала выполнением заданий по печатным тетрадям - прекрасная возможность увидеть применение компетенции учащегося по данной теме. Характер заданий в рабочих тетрадях достаточно разнообразен. Учебное пособие данного уровня учитывает требования базового уровня обязательной подготовки учеников по предмету и так называемых обязательных результатов обучения. Рабочая тетрадь под редакцией Г.А. Богдановой «Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса» (М.: Издательский дом «Генжер», 2007) удачно дополняет УМК учителя, работающего в 5 классах. Задания есть как повышенной трудности, на конструирование, синтез, анализ, так и не требующие углубления в тему, для «среднего» ученика.

Форма подачи материала, на мой взгляд, должна колебаться в 5 классе от академической до креативной, нестандартной, неожиданной для ученика. Применение информационно-компьютерных технологий на уроке русского языка, использование различных программ: «Наставник», «Репетитор-наставник», всевозможных тесторов - уместно, органично для современных учеников. Язык компьютера, алгоритм заданности шагов очень близок по логике отработки, отшлифовки речевых компетенций.

Современный учитель должен использовать все возможные ресурсы для развития компетенций учащегося. Понятно, что это требует большей отдачи, скрупулёзной тщательности при планировании каждой поурочной темы, мобильном реагировании на усвоение или, наоборот, затруднение при усвоении темы. Профессионализм современного учителя - залог успешности учеников. Быть сведущим в определённой области знаний, аргументировано выстраивать собственную точку зрения, логично и последовательно конструировать диалог - быть компетентным, обладающим знаниями и опытом. Знание учебной программы учеником должно быть прикладным. Стать успешным поможет знание русского языка, первым в этом поможет результат ЕГЭ - количество полученных баллов может оставить конкурентов далеко позади.

Литература

1. Рабочая тетрадь под редакцией Г.А. Богдановой «Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса», М., Издательский дом «Генжер», 2007.

2. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией Т.А. Ладыженской. - М., Просвещение, 2007.

3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-нацеленного образования. - Народное образование, 2003. - № 2.

Похожие публикации