Энциклопедия пожаробезопасности

Как проходит аудиторская проверка на практике? Что проверяемые компании получают в результате аудита. Аудиторская проверка Аудиторские проверки бывают

— это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе , касающихся финансового положения аудируемого лица, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности.

Основные этапы аудиторской проверки:

1. организация и планирование:

  • официальное предложение клиента о проведении аудита,
  • знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью (изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение представления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторского риска и т.д.),
  • разработка и согласование общего плана и программы аудита,
  • составление письма о проведении аудита,
  • подписание договора на проведение аудита;

2. сбор аудиторских доказательств:

  • тестирование средств контроля,
  • проведение процедур проверки по существу;
  • обобщение, систематизация аудиторских доказательств,
  • сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника,
  • составление аудиторского заключения.
Выбор аудиторской организации

Официальному предложению аудиторской организации о проведении аудита предшествует выбор аудитора. Экономические субъекты, финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту, прежде чем обращаться с официальным предложением о проведении аудита, осуществляют выбор аудиторской организации. В акционерных обществах независимого аудитора выбирает собрание акционеров , в пределах установленной советом директоров суммы для оплаты за аудит. Для аудируемых лиц, имеющих в уставном капитале долю государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации не менее 25%, аудитор определяется по результатам открытого конкурса , порядок проведения которого утверждается Правительством РФ. В учредительных документах экономического субъекта могут быть введены дополнительные ограничения в отношении независимого аудита, не противоречащие действующим нормативным актам.

См. далее:

Методика аудиторской проверки

Методика аудиторской проверки позволяет организовать качественную проверку при оптимальных затратах и времени на ее проведение. Эта методика является коммерческой тайной аудиторской организации, поэтому данный вопрос не раскрывается в зарубежной литературе. На методику конкретной аудиторской проверки также оказывают влияние квалификация аудитора, опыт работы, степень детализации внутрифирменных стандартов и т.д.

Выделяют четыре основных подхода к разработке методики аудита:

  • Бухгалтерский подход заключается в разработке методик проверки по различным разделам бухгалтерского учета.
  • Юридический подход предусматривает создание методик проверки различных вопросов с юридической точки зрения, т.е. с позиций соблюдения требований нормативных правовых актов и их влияния на содержание хозяйственной операции, ее отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
  • Отраслевой подход предполагает разработку методики аудита с учетом отраслевых особенностей клиентов аудиторской организации
  • Специальный подход предполагает разработку методики проверки групп экономических субъектов, обладающих общими специальными признаками (структурой управления, структурой капитала, численностью работников, организационно-правовой формой, налоговым режимом и т.д.).

Методы проведения аудиторской проверки

Говоря о методах и приемах, имеется в виду способы или систему действий, применяемых для исполнения аудиторской проверки. Аудиторские фирмы (индивидуальные аудиторы) самостоятельно выбирают приемы и методы своей работы. Такое право оговорено в законе РФ «Об аудиторской деятельности».

Наиболее широко в ходе аудиторской проверки применяются выборочные методы и тестирование. Конкретные методы и приемы, применяемые в процессе аудиторской проверки, должны быть отражены в рабочих документах аудитора.

— это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения экономического субъекта, подлежащего аудиту.

По методу проведения аудиторская проверка может быть:

  • сплошной;
  • выборочной;
  • комбинированной;
  • документальной;
  • фактической.

Сплошная проверка предполагает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации, регистров аналитического и синтетического учета, содержания бухгалтерской отчетности.

В ходе аудиторской проверки сплошным методом данные первичных документов сопоставляются с содержанием регистров аналитического учета (лицевых счетов). Затем устанавливается соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Проверяется правильность отражения остатков по синтетическим счетам на отчетные даты в соответствующих статьях баланса.

Например, в кредитных учреждениях при проведении сплошной проверки правильности отражения данных первичных документов по соответствующим лицевым счетам необходимо учитывать следующее:

  • сплошная проверка не всегда проводится ввиду высокой её трудоемкости (в банках насчитываются тысячи лицевых счетов клиентов — расчетных, ссудных, депозитных и других);
  • сверка данных аналитического и синтетического учета, установление соответствие данных синтетического учета и бухгалтерской отчетности осуществляется в автоматическом режиме.

Выборочная проверка позволяет получить достаточно точные данные о проверяемой совокупности по её относительно малой части. При выборочной проверке аудитор проверяет документацию бухгалтерского учета организации не сплошным порядком, а выборочно, следуя требованиям соответствующего правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Выборка должна быть репрезентативной, то есть представительной. Для этого можно использовать один из следующих методов:

  • случайный отбор — проводится по таблице случайных чисел;
  • систематический отбор — заключается в том, что элементы отбираются через постоянный интервал, начиная со случайно выбранного числа. Интервал строится на определенном числе элементов совокупности (например, изучение каждого 20-ого документа из всех документов данной категории); либо на стоимостной их оценке (например, отбирается тот элемент, составляющий сальдо или оборот, на который приходится каждый следующий миллион рублей в совокупной стоимости элемента);
  • комбинированный отбор — представляет комбинацию различных методов случайного и систематического отбора.

Аудиторской организации необходимо при определении объема выборки установить допустимый риск выборки, просчитать допустимые и ожидаемые ошибки, отразить в рабочей документации все стадии проведения выборки и анализ её результатов.

Комбинированная проверка — предполагает сочетание методов сплошной и выборочной проверок.

Методом сплошной проверки проводится аудит малочисленных операций, связанных с высоким риском. К таким операциям в основном относятся: валютные операции, операции с фондовыми ценностями, другие.

Методом выборочной проверки проводится аудит операций, объем которых достаточно велик. К подобным операциям относятся, например: кассовые, расчетные, хозяйственные и другие.

Документальная (камеральная) проверка — проверка, ограниченная изучением документов бухгалтерского учета (первичных и сводных) и бухгалтерской или налоговой отчетности экономического субъекта. Подобная проверка не предполагает проведение инвентаризации, устного опроса персонала руководства проверяемой организации, она осуществляется, как правило, без выхода на проверяемый объект.

Фактическая проверка осуществляется с выходом на проверяемый объект или в аудируемую организацию.

Документальная и фактическая проверки могут быть как сплошными, так и выборочными или комбинированными.

Инна Шайдерова, финансовый директор PHILIN

Вас слушают

Аудит (от лат. audit – слушает) – независимая проверка финансовой отчетности организации лицами, имеющими право на проведение подобной проверки. Аудиторы проверяют деятельность организации на соответствие законодательству, их прежде всего интересует качество и достоверность бухгалтерской отчетности. Проще говоря, аудит – это мнение сторонних специалистов о некоторых аспектах деятельности вашей организации. Причем работу этих специалистов заказываете и оплачиваете вы сами.

Аудиторскую деятельность регулирует Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» N 307-ФЗ от 30.12.2008. Он определяет требования к субъектам и объектам аудита и процедуре его проведения.

Как часто проходят аудиторские проверки?

Обычно аудируется годовая отчетность. Но нужно иметь в виду, что аудит бывает не только обязательный, но и инициативный. Обязательный аудит по закону должны проходить все организации, чья деятельность подпадает под статью 5 Федерального Закона «Об аудиторской деятельности». В большинстве случае НКО должны пройти аудит в срок до 31 декабря года, следующего за отчетным. Исключение составляют НКО, выполняющие функции иностранного агента, структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций и некоторые другие НКО.

Инициативный, или добровольный, аудит может пройти как организация, которая подлежит обязательному аудиту, так и организация, которая ему не подлежит. Проведения инициативного аудита могут потребовать любые значимые стейкхолдеры: учредители, попечительский совет, крупные доноры. Пример: у фонда сменился донор и потребовал, чтобы аудит в фонде провела конкретная аудиторская компания. В НКО инициативный аудит пока еще редкость, а вот бизнесе это встречается часто.

Какие НКО обязаны проходить аудит?

В законе обозначен ряд четких требований:

  • Все НКО, чья организационная форма имеет название «фонд» подлежат обязательному аудиту.
  • НКО, которые являются собственниками целевого капитала с балансовой стоимостью имущества, составляющего целевой капитал, которая превышает 20 млн рублей на конец года.
  • Если сумма активов бухгалтерского баланса НКО по состоянию на предшествующий отчетный год превышает 60 млн рублей. Это возможно, если на балансе компании есть, например, недвижимость или дорогостоящее оборудование.
  • НКО, выполняющие функции иностранного агента и структурные подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
  • НКО, не являющиеся собственниками целевого капитала, но получающие доход от него в сумме более 5 млн рублей за год.
  • Другие НКО, для которых обязательный аудит предусмотрен российским законодательством.

Если НКО не подлежит обязательному аудиту, то для увеличения прозрачности своей деятельности можно провести инициативный аудит. Если же НКО подлежит обязательному аудиту, но не проводит его, это грозит штрафом. При этом уплата штрафа не снимает с организации обязательства пройти аудит.

Аудиторское заключение НКО обязаны предоставить в Росстат, а иностранные агенты – и в Минюст. И согласно новым требованиям с 1 октября 2016 года, сведения об аудиторе, который выдал заключение, и само заключение о прохождении аудиторской проверки должны быть размещены еще и в Федеральном реестре в течение трех рабочих дней. За нарушение этих требований также могут быть применены штрафные санкции.

Основанием для начала проведения аудиторской проверки является заключение договора с аудиторской компанией, которую НКО должна выбрать сама.

Нужно ли бояться аудиторов?

Аудит – не карательный инструмент. Его задача – выявить проблемы организации, недочеты и ошибки, которые допущены бухгалтером, руководством и указать на них. Любой аудитор дает время для исправления ошибок и недочетов. Аудиторов боятся те, кто в течение года не уделял достаточного внимания учету, не исполнял требований законодательства. Встречаются организации, которые совсем не вели учет в течение года. Нужно понимать, что создать учет с нуля за время проверки крайне сложно, можно лишь исправить небольшие недочеты, например, оформить какой-то пропущенный документ.

Чтобы не бояться аудиторской проверки, важно быть уверенным, что в НКО учет поставлен правильным образом и этому учету уделяется такое же внимание, как и основной программной деятельности.

Виды аудиторских заключений

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской отчетности НКО, в котором аудитор выражает свое мнение о достоверности отчетности. Возможны три варианта: положительное заключение, заключение с оговоркой и отрицательное заключение .

Чтобы получить отрицательное аудиторское заключение, нужно «постараться». Например, не вести документации вовсе в течение года или допустить грубые ошибки в ведении бухгалтерского учета.

Заключение с оговоркой выносится, когда у аудитора есть сомнения по какому-то параметру, например, если был выявлен риск, который превышает уровень существенности (уровень существенности – процентный порог, показывающий отклонение отчетности по балансовой статье от правильного параметра, обычно это около 5%). Пример: в отчетности должны быть отражены основные средства по первоначальной стоимости, но бухгалтер ошибся и неверно отразил ее. Если это отклонение не больше, например, 5%, то оно не будет превышать тот самый уровень существенности. Еще пример: в налоговом законодательстве есть определенные правила начисления и удержания налогов, которые не всегда прописаны четко. Существует множество различных разъяснений от Минфина, которые могут противоречить друг другу. Столкнувшись с таким противоречием, бухгалтер занимает одну из позиций, и чаще всего выбор совершается в пользу организации. При этом если налоговая в ходе проверки займет другую позицию, то есть риск доначисление налога, который должен отразиться в статье баланса «Кредиторская задолженность». Если сумма риска не превышает 5% всех обязательств НКО, считается, что уровень существенности не превышен.

Что проверяется при аудите и на что необходимо обратить особое внимание?

Прежде всего аудиторы проверяют соблюдение российского законодательства, включая налоговое, трудовое, гражданское, соблюдение установленных правил ведения бухгалтерского, кадрового учета и составления отчетности, достоверность бухгалтерской отчетности, наличие системы внутреннего контроля и ее соответствие объему совершаемых операций. Аудируются также учредительные документы на предмет их соответствия фактической деятельности организации.

В первую очередь обращается внимание на наличие и правильное заполнение гражданско-правовых и договоров финансово-хозяйственной деятельности . Бухгалтер отражает уже подготовленный и заполненный первичный документ, однако при оформлении могут быть допущены ошибки.

Организация раздельного учета между коммерческой и уставной деятельностью имеет принципиальное значение. Налоговым законодательством льгота по налогу на прибыль для целевых средств, которые жертвует донор, предусмотрена лишь в том случае, если в организации учет целевых средств ведется отдельно от средств, участвующих в коммерческой деятельности.

История с отсутствием разделения довольно распространена. Такая ошибка влечет за собой риск обложения налогом всех средств, которые поступают в организацию. Встречаются ситуации, когда средства, полученные в виде пожертвований, используются для осуществления предпринимательской деятельности.

Пример: НКО получила от донора 1 000 рублей, потратила их на производство открыток и продала их через интернет. Это нецелевое расходование полученного пожертвования, использованного на предпринимательскую деятельность, которую нужно учитывать отдельно. В данном случае с этой суммы придется заплатить налоги. Каким образом можно тогда найти средства на осуществление предпринимательской деятельности? Можно, например, пойти в типографию и попросить распечатать открытки с отсрочкой платежа, или можно оформить заем на 1 000 рублей, тогда требования законодательства будут соблюдены.

Аудиторы также проверяют, соответствует ли деятельность НКО тому, что заявлено в учредительных документах. Для НКО это особенно важно, потому что пожертвования не облагаются налогами при условии, что они тратятся на цели, указанные в уставе .

По нашим наблюдениям, НКО, расширяя свою деятельность, часто забывают вовремя вносить поправки в учредительные документы, и получается, что по документам организация может заниматься одной деятельностью, а по факту – происходит другое. В таком случае использование средств может быть признано нецелевым, и полученные пожертвования будут обложены налогом, к которым добавится штраф и пеня.

Руководителю НКО нужно обязательно обратить внимание на наличие сметы/ бюджета организации. Смета и бюджет должны быть не просто файлом в Exсel, а документом, который утвержден высшим коллегиальным органом, например, советом фонда. Он же утверждает отчет об исполнении сметы по завершении финансового года.

Административные расходы нужно учитывать отдельно , особенно, для благотворительных организаций, где существуют ограничения: оплата труда административного персонала должна составлять не более 20% процентов от общего количества расходов.

Если процесс оказания помощи не формализован, НКО ждут проблемы. По работе с благополучателями должна быть утверждена программа, где прописан процесс выделения помощи . Обычно он начинается с заявления благополучателя с просьбой о помощи. Дальше НКО анализирует просьбу с точки зрения установленных критериев. По ним можно выделить группу нуждающихся, которой НКО будет помогать. Критерием может быть заболевание, возраст, группа инвалидности, уровень дохода. Эти критерии облегчат работу с благополучателями, когда, отказывая в помощи, организация ссылается на свои правила. Кроме того, по этим критериям можно доказать налоговой инспекции, что средства были потрачены целевым образом. Это важный момент.

Наконец, аудиторы проверяют наличие системы внутреннего контроля и соответствие ее объему совершаемых операций. Говоря простым языком, как, кем и на каком основании принимаются те или иные решения прежде всего относительно основных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов с контрагентами и так далее. Кроме этого, большое значение имеет проверка непрерывности деятельности организации.

НКО рискуют не только деньгами, но и репутацией, потому что люди жертвуют не на штрафы и налоги.

Все нарушения, с которыми сталкивается аудитор, отображаются в расширенном отчете . Он является конфиденциальным и предоставляется органам управления НКО – исполнительному директору, совету фонда и проч. Отчет и заключение – разные вещи. Заключение предоставляется широкому кругу лиц, в нем аудитор выносит свою оценку того, можно ли доверять отчетности данной организации. Как правило, организации, которые прошли аудит, стараются публиковать заключения, потому что это повышает уровень доверия со стороны доноров.

Отрицательное аудиторское заключение говорит, как минимум, о непрозрачности НКО и, конечно, может негативно повлиять на доверие к конкретной организации. Какой донор будет давать средства НКО, где с бухгалтерским учетом все плохо? Когда аудиторская компания сталкивается с отсутствием учета или какими-нибудь другими серьезными нарушениями, она, как правило, приостанавливает проверку и доводит до сведения руководства, что при таком развитии событий аудиторское заключение будет отрицательным. После устранения ошибок проверка возобновляется.

Аудит, Минюст, Налоговая

Существует мнение, что тем, кто прошел аудит, проверка Минюста и налоговой уже не страшна. Это верно лишь отчасти. Аудиторская проверка – не панацея. Во-первых, нужно учитывать, что аудит проводится выборочным способом. Аудитор не просматривает каждую операцию, кроме того он человек и может что-то пропустить. Во-вторых, Минюст и налоговая принимают во внимание результаты аудита, но проводят проверки по своей методологии.

Конечно, у НКО, которая прошла аудиторскую проверку, рисков меньше. Аудиторы подтверждают бухгалтерскую отчетность, смотрят налоговые риски, потому что они влияют на показатели бухгалтерского баланса: если НКО не начислила налог, значит, что она исказила статью бухгалтерского баланса. Для Минюста факт аудиторской проверки особенно важен, если дело касается иностранных агентов. Если не пройти аудит вовремя, их ждет большой штраф. Если аудиторскую проверку не прошла обычная организация, Минюст обязательно напишет замечание и предложит исправить ситуацию. Аудиторскую проверку можно провести и с опозданием. Стоит еще раз напомнить, что если ваше НКО оштрафовали за то, что вы не прошли аудит, обязанность его пройти с вас не снимается.

Инна Шайдерова, финансовый директор PHILIN :

«Для НКО, которые являются нашими клиентами, мы помогаем выбрать аудиторскую компанию, оптимальную по цене и качеству. Клиент может согласиться с нашими рекомендациями или же пригласить своего аудитора, это его право. При выборе аудитора мы проводим тендер, встречаемся с аудиторскими компаниями, интересуемся их методами, ценой, спрашиваем, как проходит их проверка. Для наших клиентов мы полностью сопровождаем аудиторскую проверку.

Для прохождения аудита нужно представить полностью сформированную годовую финансовую отчетность. Обязательно должна быть представлена учетная политика организации, где прописано, каким образом организован учет в НКО (здесь законодательство предлагает определенную вариативность). Она состоит из двух частей – учетная политика бухгалтерского учета и учетная политика налогового учета. В случае налоговых проверок при отсутствии учетной политики у НКО могут возникнуть налоговые риски.

Встречались организации, в которых учет не велся должным образом. В этом случае его необходимо восстановить. Мы такую услугу предоставляем. После восстановления учета можно заключать договор с аудиторской компанией и приступать к проверке.

Если в НКО с самого начала не придавали особого значения оформлению документов, мы обязательно помогаем и стараемся все разъяснить. Например, проводим семинары для своих клиентов, на которых рассказываем о требованиях законодательства к оформлению первичных документов. Программная деятельность, безусловно, крайне важна, но неоформленные документы создают риск для дальнейшей деятельности организации. Этот момент нужно осознавать».

Вопрос-ответ

— Имеет ли аудиторская компания право напрямую сообщить о нарушениях НКО совету директоров, попечительскому совету или другому управляющему органу НКО?

— Заказчиками аудиторского отчета являются высшие органы управления НКО, поэтому расширенный аудиторский отчет предназначен прежде всего для них. Именно в расширенном отчете описываются все нарушения, выявленные в ходе аудиторской проверки. Выбор аудиторской компании должен быть согласован с высшим руководящим органом НКО, который дает либо свое согласие, либо отказ. Но на практике управляющий орган, зачастую, передает решение этого вопроса руководителю НКО. Что будет с этим отчетом внутри организации – дело самой организации и этого высшего руководящего органа. Если проверка была утверждена высшим органом управления, то он, разумеется, должен получить и прочитать этот отчет.

— На что доноры обращают внимание при изучении материалов о деятельности НКО? Какую роль здесь играет аудиторское заключение?

— Опубликованное положительное аудиторское заключение делает деятельность НКО более прозрачной и повышает доверие к ней в глазах донора. Донор вполне может запросить аудиторское заключение. Иногда крупные благотворители могут даже попросить НКО пройти аудит в определенной аудиторской компании, которой они доверяют.

— Есть ли случаи, что аудиторская компания выдает заключение, не проводя, аудиторской проверки?

— К сожалению, да. Такое заключение будет считаться заведомо ложным. Эти аудиторы действуют в нарушение законодательства и рискуют своим правом осуществлять в дальнейшем аудиторскую деятельность. Если аудитора на этом поймают, его заключения могут быть признаны недействительными, а НКО, которая воспользовалась такими услугами, рискует быть оштрафованной.

  • Сложности при первом аудите возникают от небрежного ведения документации, непонимания требований оформления и учета документов. Но постепенно приходит понимание того, как нужно вести документацию. Пройти аудит повторно легче, чем в первый раз, так как уже исчезают страхи и опасения.
  • Тяжелым испытанием для специалистов и руководства фондов становится восстановление первичных документов – на их отсутствие аудиторская проверка обращает внимание в первую очередь. Сотрудникам приходится их «добывать» заново.
  • Если в организации понимают требования законодательства и соблюдают их в течение года, то аврала в конце отчетного периода не будет.
  • Не стоит пренебрегать учетом, нужно обязательно вести документацию. Нам встречались НКО, которые не могли получить положительного аудиторского заключения, потому что не занимались учетом год, а то и дольше.
  • Периодически нужно пересматривать учетную политику организации, отвечая себе на вопрос, соответствует ли она нынешней деятельности НКО. Учетная политика утверждается перед началом деятельности организации и применяется последовательно из года в год. В нее можно вносить дополнения, например, если появились какие-то новые виды деятельности или поменялось законодательство.
  • Нас часто спрашивают: «Как быть, если компания утвердила смету в конце года, но обстоятельства изменились?» Стоит иметь в виду, что статьи бюджета могут быть скорректированы в течение года. Все корректировки должны быть утверждены соответствующим высшим органом управления. При утверждении бюджета можно сразу обозначить возможность отклонения по статьям бюджета в пределах 5-10%, например, в связи с изменениями цен на рынке.
  • Если вспомнить об аудиторской проверке не 15 декабря, а несколько раньше, то все проблемы решаемы.
  • Тем НКО, у которых срок прохождения аудита до конца года, следующего за отчетным, мы рекомендуем проходить аудит летом. В этот период аудиторы не так загружены работой, а у НКО достаточно времени, чтобы исправить недочеты и подготовить недостающие документы. Дело в том, что все открытые акционерные общества обязаны пройти аудит к 30 марта, поэтому лето – самый спокойный период для аудиторов, да и тариф в этот период ниже, что для НКО немаловажно.
  • Периодически, раз в 2-3 года, стоит менять аудиторскую компанию, ведь у одного аудитора взгляд может «замылиться». Смена аудитора поможет получить более объективную оценку деятельности НКО и обеспечит большую прозрачность.
  • Общая проблема НКО – некорректное заполнение первичных документов. Многие руководители считают, что самое главное в их деятельности – помочь нуждающимся, а «бумажки» – забота бухгалтеров. Такой подход может повлечь за собой штрафы. А оплата штрафов является нецелевым использование средств донора, и поэтому они тоже облагаются налогами. Это не только финансовые, но и репутационные, и налоговые риски.
Проект PHILIN (Philanthropy Infrastructure) был создан около двух лет назад социальным инвестором и предпринимателем Рубеном Варданяном. Одна из сфер его интересов – профессионализация НКО. Предприниматель считает, что необходимо содействовать профессионализации благотворительности в России с тем, чтобы она стала более системной, прозрачной и эффективной. На этапе разработки концепции проекта были проанализированы основные проблемы российской благотворительности, в результате появился целый ряд инициатив, которые помогут их решить, в частности, комплексный сервис в области административно-учетных функций. На тот момент в России не было компании, которая бы комплексно и системно занималась отчетностью, финансами, кадрами, бухгалтерией и юридической поддержкой НКО. Проект PHILIN стал пионером в этой области. В июле 2015 года он принял на обслуживание первых клиентов. Сейчас их уже более 30, в том числе такие известные фонды и организации, как «Дети Марии», Центр равных возможностей «Вверх», «Старшие Братья Старшие Сестры», благотворительные фонды «Выход», «Старость в радость» и «Большая Перемена», Ассоциация профессиональных участников хосписной помощи и другие.

По профилю деятельности проверки могут быть общими, банковскими, проверками негосударственных организаций и так далее. По характеру проверка может быть обязательной или добровольной. Если проверка проводится добровольно, то проверяются только перечисленные в договоре на аудит документы и операции.

Если проверка проводится добровольно, то проверяются только перечисленные в договоре на аудит документы и операции.

Финансовый или бухгалтерский аудит

Это проверка бухгалтерской отчетности и финансового состояния предприятия. Проверка может быть внешней и внутренней, в зависимости от того, проводится она силами сотрудников предприятия или поручена сторонней организации. Во время финансовой проверки основной этап – проверка достоверности всех операций, наличия всех необходимых документов, а также проверка на соответствие данных компании тем, что были предоставлены в налоговую инспекцию.

Технологический аудит

В процессе промышленного или технологического аудита предприятие или производственный объект проверяется по многим параметрам безопасности. Цель проверки – установить уровень опасности производства для здоровья сотрудников и прочих, соответствие оборудования и условий установленным нормам. В процессе проверки аудитор работает с нормативно-правовыми актами, организационной документацией объекта, кадровым управлением. Оценивает состояние опасного технического и производственного оборудования. Анализирует причины аварий. Разрабатывает план локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации или инцидента. В результате производство может повысить безопасность, увеличить эффективность управления и улучшить .

Кадровый аудит

В процессе кадровой проверке исследуется вся документация в организации с наемным персоналом. Аудитор проверяет соответствие трудовому законодательству и делопроизводству. При этом оценивается не только общая эффективность управленческого аппарата, но и эффективность деятельности каждого сотрудника, оцениваются кадровые процессы и потенциал.

Кто проводит аудит

Аудит различается по видам проверки – независимая (внешняя), государственная или внутренняя. В случае независимой проверки заключается договор со сторонней организацией. Государственная осуществляется, если заказ на нее поступил от официальной службы. Образец проверки и заключения во время внутреннего аудита не слишком отличается, но проверяющий отдел формируется из сотрудников компании.

Существуют определенные основные требования, предъявляемые к компании, которая будет проводить внешнюю проверку, или к независимому аудитору.

Индивидуальный аудитор:

  • Обладает законченным высшим образованием в области экономики или юриспруденции.
  • Работал в бухгалтерии или аудиторской организации больше трех лет.
  • Имеет действующий аудиторский аттестат.

Независимые аудиторы не имеют права проверять некоторые компании, включая НПФ, компании, которые занимаются страхованием и кредитованием населения, формируют консолидированную отчетность и некоторые другие.

Аудиторская организация:

  • Коммерческая организация, кроме ОАО.
  • Аккредитация СРО.
  • Не меньше трех аттестованных проверяющих в штате.
  • Руководитель также имеет действующий аттестат.
  • Доля аудиторской организации в капитале компании больше 51%.

Обязателен ли аудит

Проверка может быть обязательной или добровольной. Многие руководители принимают решение провести добровольную аудиторскую проверку перед крупными отчетами. Добровольная проверка часто проводится перед куплей или , в период смены руководства или главного бухгалтера, а также по требованию партнеров компании. Добровольная аудиторская проверка может проводиться с любой периодичностью.

Обязательная проверка проводится каждый год для акционерных обществ, НПФ и компаний, которые занимаются страхованием и кредитованием; профессиональных участников биржи ценных бумаг. Также проверка обязательна в период оформления консолидированной отчетности. Другие компании обязаны проводить плановую проверку, если общий объем выручки превысил четыреста миллионов рублей, а активы превышают шестьдесят миллионов рублей. Указанные требования не относятся к сельскохозяйственным кооперативам, муниципальным предприятиям и негосударственным унитарным предприятиям. Также проверка не обязательна для обществ с ограниченной ответственностью за первый год работы (даже если объем выручки превысил указанный). Порядок обязательной проверки регулируется ст. 5 Закона № 307-ФЗ.

Подготовка к аудиторской проверке

В организации рекомендуется создать комфортную рабочую обстановку для проверяющего – в идеале, это отдельное рабочее место с доступом к телефону и компьютеру. Аудитор должен иметь доступ к отделам бухгалтерии и делопроизводства. Если до компании сложно добраться на транспорте, рекомендуется организовать трансфер аудитора. Если в компании действует система пропусков, временный пропуск для аудитора должен быть готов к первому дню проверки – для этого нужно заранее выяснить данные проверяющих.

Назначается ответственный за вопросы проверки. Чаще всего это главный бухгалтер или заместитель главного бухгалтера организации. Контактные данные других сотрудников компании тоже могут понадобиться в процессе проверки – сотрудники должны быть предупреждены о такой возможности.

Если требуется копировать документы, оговариваются границы коммерческой тайны организации. Деятельность аудиторов регулируется набором внутренних и международных стандартов проверки. Среди прочих постановлений, аудиторы работают в рамках Налогового и Гражданского кодексов РФ, а также подчиняются Федеральному закону № 307-ФЗ . Существует также внутренний кодекс специалистов и понятие аудиторской тайны, которые защищают конфиденциальные данные проверяемых организаций.

Документация, которая потребуется аудитору, зависит от вида проверки. Полный список документов отражен в договоре с аудиторской организацией в письменной форме. Возможно, потребуется устав организации, документы о регистрации, лицензии на осуществляемый вид деятельности и так далее.

В процессе проверки потребуются:

  • Отчетная документация за период ревизии.
  • Документ учетной политики.
  • Отчет об инвентаризации и документ складского учета.

По запросу проверяющего предоставляются:

  • Перечни договоров, сделок, подтверждения от контрагентов.
  • Информация о судебных делах.
  • Списки акционеров, учредителей и партнеров компании.
  • Производственная информация.
  • Справки из налоговых органов.
  • Первичная документация.

Как проходит проверка

Этапы аудиторской проверки:

  1. Руководство компании принимает решение провести проверку.
  2. Организация заключает договор на проведение проверки с аудиторской фирмой. В договоре обязательно прописывается цель ревизии – внутренняя проверка отчетности, проверка перед отчетом в контролирующие органы или налоговую инспекцию и другие.
  3. Специалисты компании готовят пакет необходимых документов для предоставления в аудиторскую фирму, или, в другом случае, аудиторы выезжают в компанию для сбора информации.
  4. Аудиторы получают достоверную информацию о структуре организации, специфике работы, могут ознакомиться с политикой учета в компании, получить нормативные акты и отчеты о проверке из налоговой инспекции. При необходимости аудитор имеет право изучить бизнес-план и прочие документы, согласно которым ведется работа.
  5. Затем аудитор сосредотачивается на проверке исключительно финансовой отчетности. Работа ведется за прописанный в договоре период, учитывается отчетность филиала или филиалов, если они есть.
  6. Во время финансовой проверки сравниваются реальные показатели с планом, а также с показателем за прошедшие периоды и с информацией, которая была предоставлена в налоговую инспекцию.
  7. Составляется предварительная оценка финансового состояния компании.
  8. Сверяются финансовые отчеты, проверяется налоговая декларация, проверяются отчетные документы бухгалтерии, включая баланс и журнал ордеров.
  9. Если найдены ошибки учета или расхождения в результатах, аудитор выясняет причины неточности. Проверяется законность каждой операции.
  10. Налоговые декларации проверяются по каждой цифре. Также аудитор проверяет своевременность подачи деклараций и уплаты налогов. Во время проверки используются даты платежей, зарегистрированные в банковских документах.
  11. По результатам проверки составляется акт, который аудитор обязательно согласовывает с главным бухгалтером проверяемой организации.

Распространенный случай – переплата или недостача налогов. В обоих случаях решение достаточно простое. В случае переплаты есть возможность обратиться в налоговую, согласовать доказанный во время аудиторской проверки факт переплаты и оформить возврат средств организации в сумме, которая была переплачена. В случае недостачи аудитор может порекомендовать подходящее решение для каждой проверяемой организации.

Оформление результатов аудиторской проверки

Правила ревизии требуют составить полный и достоверный акт по окончании аудиторской проверки. Кроме него исполнитель проверки составляет заключение или отчет о проверке.

  • Сообщается основное направление проведенной проверки.
  • Перечисляются этапы выборочной и полной проверки.
  • Указываются выявленные проблемы и недочеты в порядке значимости.
  • Выдаются конкретные рекомендации по решению проблем.

Отчет или заключение о проведенной проверке – конфиденциальный документ, который составляется в двух экземплярах. Один передается проверяющим лично главному бухгалтеру проверенной организации. Второй отдается в аудиторскую компанию, в дальнейшем устранение выявленных проблем контролируется согласно этому отчету.

Заключение о проверке состоит из трех частей – введения, аналитики и итога, подтверждается подписью аттестованного руководителя проверяющих и печатью аудиторской компании или личной печатью, если проверка проводилась независимым аудитором.

Виды заключений:

  • Безоговорочное, то есть в результате проверки недостатки не найдены. В этом случае финансовое положение проверенной организации признано стабильным, а найденные ошибки малозначительны или не требуют исправления. При выдаче безоговорочного заключения есть вероятность, что проверка проведена недобросовестно.
  • С оговорками, есть замечания, зафиксированные в отчете. Выявленные ошибки отчетности и недостатки легко исправить, а оценка состояния организации даже с учетом этих ошибок остается положительной. Выданы рекомендации по устранению недостатков.
  • Отрицательное. Проверка выявила серьезные нарушения, критические ошибки отчетности, недостоверную отчетность или бухгалтерскую документацию.
  • Отказное или не выдано. Проверяющие не получили доступа к нужной документации, встретили открытую конфронтацию и не смогли оценить состояние отчетности. В случае вынужденного прекращения проверки аудиторская организация официально уведомляет об этом проверяемую компанию и вышестоящие органы.

Чаще всего отчет об аудиторской проверке содержит положительное заключение, поскольку большинство недочетов могут и должны быть исправлены во время ревизии.

Аудиторская проверка имеет несколько важных функций. В большой компании это практически единственный эффективный инструмент достоверно выяснить состояние документации. Обязательный аудит накладывается в определенных ситуациях для того, чтобы партнеры или другие заинтересованные лица могли убедиться в надежности компании и соответствии реальных финансовых показателей заявленным.

Для того чтобы четко представить, что такое аудиторская проверка бухгалтерской отчетности, необходимо иметь информацию о том, что входит в это понятие.

Таким образом, бухгалтерская отчетность представляет собой документы, содержащие данные об имуществе, финансах и хозяйственной деятельности организации, которые составляются с определенной периодичностью. О том, как проходит аудиторская проверка бухгалтерского учета и отчетности, поговорим в нашем сегодняшнем материале.

Как правило, отчеты по осуществленной деятельности внутри организации составляются ежемесячно, а в некоторых случаях — еженедельно. В основном, это зависит от корпоративной политики и деятельности организации.

Предоставление официальной документации на проверку контролирующим органам или потенциальным инвесторам осуществляется предприятиями один раз в календарный год.

Некоторые организации обязаны публиковать данные о своих финансовых делах — прибыли и достижениях, после того, как они пройдут аудиторскую проверку. Отчет по проведенной аудитором проверке публикуется наряду с другой бухгалтерской документацией.

Виды бухгалтерской отчетности

Теперь рассмотрим, какие виды бухгалтерской отчетности существуют. В зависимости от полноты информации и сроков документы можно разделить на следующие виды:

1. Внутренние документы (предназначены для использования только внутри организации или предприятия).
2. Внешние документы (предназначены для предоставления проверяющим органам, а также потенциальным инвесторам, клиентам или заинтересованным вкладчикам).
3. Годовые отчеты (содержат информацию о финансовом состоянии и хозяйственной деятельности организации за календарный год).
4. Промежуточные отчеты (содержат информацию о каком-либо периоде в течение календарного года — за месяц, квартал, неделю).
5. Частная отчетность (содержит сведения о работе отдельного участка или отдела предприятия мли организации).
6. Общая отчетность (содержит данные о работе организации в целом).

Следует отметить, что аудиторская проверка бухгалтерской отчетности может быть направлена на изучение отдельных документов (например, по отдельной отрасли или за какой-то конкретный период времени). Ежегодный аудит бухгалтерской отчетности организации подразумевает проверку всех документов предприятия.

Формы бухгалтерской отчетности

В основном бухгалтерские документы ведут на бланках. Образцы таких бланков обычно имеют унифицированную форму. Другие документы внутри организации могут быть заполнены на бланках, которые были разработаны с учетом особенностей предприятия.

В состав общих отчетов, передаваемых на аудиторскую проверку, входят такие документы, как:

  • отчет о финансовых результатах организации;
  • бухгалтерский баланс предприятия;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств.

Обратите внимание, что к вышеперечисленным документам могут быть дополнительно предоставлены пояснительные записки или отчеты.

Суть аудиторской проверки бухгалтерской финансовой отчетности

Аудиторская проверка финансовой бухгалтерской отчетности состоит в тщательном изучении всех данных. Аудитор проводит сверку соответствия результатов хозяйственной и финансовой деятельности предприятия (организации) нормам действующего законодательства РФ. Кроме того, аудиторская проверка бухгалтерской отчетности должна подтвердить достоверность сведений, содержащихся в документах.

Проверяющий отчетность аудитор, в своей деятельности руководствуется утвержденными процедурами проведения проверки в соответствии с нормами Налогового и Гражданского кодекса и Положениями и рекомендациями Минфина РФ. Аудиторы, которые проводят проверку бухгалтерской финансовой отчетности организации, обязательно должны придерживаться Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Уведомление о предстоящей проверке

Как мы уже выяснили, суть аудиторской проверки бухгалтерской отчетности состоит в выявлении соответствия ведения документов нормам закона. Перед проведением аудита организации должно прийти уведомление о предстоящей проверке, если только проверка не является внеплановой. В уведомлении указывается, к чему именно следует готовиться, и как долго будет длиться аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

Внеплановая проверка предприятия может быть проведена в случае расследования какого-либо серьезного правонарушения.

В ходе аудиторской проверки финансовой отчетности, проверяющий обычно изучает:

Виды аудиторских проверок

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности может быть:

  • обязательной (ежегодной);
  • по инициативе руководителя организации (предприятия).

Во втором случае аудиторская проверка, инициированная директором предприятия, может быть направлена на то, чтобы в ходе нее выявить недобросовестного сотрудника или для перестраховки. В такой ситуации аудит отчетности может быть выборочным. Проверяющий будет просматривать не все документы, а лишь часть из них (например, промежуточные отчеты).

Методы проведения проверки аудитором

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности организации может быть проведена несколькими методами, а именно:

1. Метод дедукции

Проверяющий сначала проверяет содержание отчетной бухгалтерской документации, а после этого — сведения аналитического и синтетического учета. Затем аудитор обрабатывает первичные документы.

2. Метод индукции

Аудитор вначале проверяет первичные документы, а потом — затем регистры учета. Далее он проверяет финансовую отчетность организации.

В целом, в процессе сбора аудиторских доказательств, проверяющий может использовать разнообразные процедуры и методы. К наиболее часто применяемым методам аудита относится арифметическая проверка точности бухгалтерских записей (и других документов). Аудитор в ходе проведения проверки может самостоятельно проводить необходимые пересчеты.

Этапы аудиторской проверки

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности проходит в три этапа:

1. Организация и планирование аудита

На этом этапе проверки аудиторской фирме приходит приглашение с просьбой провести проверку организации или предприятия. Аудиторская фирма знакомится с предприятием и его деятельностью. После этого фирмой разрабатывается план и программа будущей проверки. Кроме того, оформляется специальный документ, в котором прописываются права и обязанности клиента и аудитора в ходе проведения проверки. Посл. этого заключают договор о проведении аудита.

2. Сбор доказательств проверяющим

На данном этапе проводят специальные проверки с целью выявления искажений в бухгалтерской отчетной документации. Для выявления применяют отчет об убытках и прибылях, бухгалтерский баланс и статистическую отчетность, включая кассовые книги и журнал-ордер. Помимо этого, на втором этапе проверки изучают результаты проведенных инвентаризаций и уставные документы организации.

3. Завершение проверки

Все собранные аудитором в ходе проверки сведения группируются и систематизируются. После чего полученные данные проверяющий сообщает руководителю организации. о проверку заключение аудитора, в котором он высказывает свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности предприятия.

Выявление нарушений в ходе проверки

В процессе поверки бухгалтерской отчетности предприятия, аудитор может вывить ряд нарушений, например:

  • инвентаризация была проведена формально, а не фактически;
  • при подсчете показателей (их округлении) были обнаружены ошибки;
  • формы отчетности не имеют связи между собой;
  • обнаружена скрытая информация о депозитах (вкладах);
  • неверно отражены доходы и убытки;
  • уставный капитал не соответствует заявленной в документах сумме.

Кроме того, аудитор может выявить факт неверного раскрытия управленческих расходов или ошибочный расчет налога на прибыль.

Комментарии к статье

Зачем нужна проверка

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности (АПБО) — это санкционированный независимый контроль результатов финансово-хозяйственной деятельности учреждения, представленных в отчетных регистрах бухгалтерии.

Цели проверки:

  • подтверждение полноты и достоверности данных, отраженных в предоставленных отчетах;
  • контроль за соблюдением норм и правил действующего бухгалтерского, налогового и гражданского законодательства;
  • удостоверение целесообразности движения денежных средств, исходя из функционального предназначения финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • выявление резервных средств.

Осуществлять аудит бухгалтерской отчетности организации и выдавать заключения имеют право только аудиторы, непосредственно представляющие аудиторские организации (п. 2 ст. 7 ФЗ-119 от 07.08.2001).

АПБО нормируется положениями ФЗ № 307 от 24.12.2008, ПП РФ № 696 от 23.09.2002, НК РФ, ГК РФ, рекомендациями, приказами и постановлениями Минфина РФ, а также правилами аккредитованного профессионального объединения аудиторов.

Виды и методы

АПБО может быть двух видов:

  • обязательный аудит бухгалтерской финансовой отчетности;
  • инициированный руководством предприятия (внеплановый).

Обязательный проводится ежегодно не позднее 3-х месяцев после завершения отчетного года (периода). Заключение о состоянии БО предоставляется вместе с экземплярами проверенной бухотчетности в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой выдачи заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ФЗ № 402 от 06.12.2011).

Как проводятся

Первый этап — планирование и непосредственно организация АПБО. Проверяющий знакомится с деятельностью предприятия и на основании проведенных наблюдений разрабатывает программу предстоящей ПБО.

Второй этап — сбор и обработка данных. Аудитор изучает уставную документацию и финансовые отчеты (прибыли и убытки, баланс, статотчетность), ищет отклонения и искажения информации. Проверяются кассовые книги, журналы-ордера, результаты инвентаризаций.

На третьем этапе сведения анализируются и выводится заключение. Затем аудитор сообщает результаты контроля руководителю, подтверждая или опровергая полноту и достоверность отчетных данных.

Кто проводит АПБО

Обязательный аудит бухгалтерской отчетности, в соответствии с ч. 2 ст.

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности

5 307-ФЗ, ежегодно должны проводить следующие предприятия:

  • акционерные общества;
  • кредитные организации;
  • страховые компании;
  • НПФ или управляющее им учреждение;
  • профессиональные участники рынка ЦБ.

Для всех остальных хозяйствующих субъектов, государственных (муниципальных) учреждений, в том числе казенных, автономных и бюджетных, а также некоммерческих организаций, АПБО проводить не обязательно. Контрольные мероприятия проводятся только в том случае, если:

  • учреждение составляет консолидированную БО (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продаж за период, предшествующий отчетному, свыше 400 млн рублей. Исключение — сельскохозяйственные кооперативы и их союзы, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • итоговая сумма активов в балансе на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 млн руб. Исключения аналогичны предыдущему пункту;
  • эта обязанность закреплена другими федеральными законами;
  • учредитель или наблюдательный совет бюджетного (автономного) учреждения инициирует проверку.

Как проходит аудиторская проверка на практике?
Что проверяемые компании получают в результате аудита.

В продолжении нашей статьи «Провести аудиторскую проверку – что это значит? Об обязательном и инициативном аудите и о некоторых практических аспектах выбора аудиторской компании»рассмотрим еще две важные темы: «Как обычно проходит аудиторская проверка» и «Что вы можете получить в результате проведения аудита». Это поможет понять, что можно ожидать от аудита и стоит ли его проводить.

1. Как обычно проходит аудиторская проверка.

Итак, все определено, аудиторская компания выбрана, договор с ней подписан. Каким образом теперь будет проходить аудиторская проверка?

В заранее согласованное время аудиторы приедут к вам в офис.

Аудит бухгалтерской отчетности - что это такое, как проводится

Также, если документов немного, проверка может проводится и в офисе аудиторской фирмы. В таком случае не забудьте передать документы аудиторам строго по описи . Бухгалтерская база может быть предоставлена в виде архива.

Перед началом проверки попросите аудиторов прислать перечень необходимых при проверке документов , чтобы ваши бухгалтеры могли успеть все вовремя приготовить, запросить из архива. Также ваши сотрудники, занимающиеся обслуживанием информационных систем, должны организовать предоставление аудиторам либо архива бухгалтерской базы для последующей установки ее на ноутбуки аудиторов, либо доступа к вашей бухгалтерской базе (ее копии). При этом следует установить для аудиторов ограничения в виде невозможности изменять данные бухгалтерской базы .

Затем лучше назначить сотрудника, ответственного за предоставление аудиторам информации и документов , и сообщить аудиторам его контактные данные, адрес электронной почты для отправки запросов.

Аудиторская проверка обычно занимает от недели (для небольших проверяемых фирм) до месяца. При этом аудиторы запрашивают необходимые им документы –акты, накладные, кадровые документы, счета-фактуры, договоры, учетную политику, налоговую отчетность, акты сверки с контрагентами, налоговыми и таможенными органами, различные пояснения у ваших сотрудников, как письменные, так и устные.

Проверяются все разделы бухгалтерского учета, аудиторы участвуют в проведении инвентаризации имущества фирмы, если его стоимость является существенной, проверяют правильность расчета налогов, взносов, соответствие ваших данных о состоянии расчетов с бюджетом и данных вашего лицевого счета в налоговой инспекции, данных вашего учета расчетов с поставщиками и покупателями и данных о состоянии расчетов, полученных у ваших контрагентов, проверяется правильность составления бухгалтерской и налоговой отчетности, соблюдение налогового, валютного, кассового, частично трудового и гражданского законодательства.

По итогам аудита аудиторы в своем офисе пишут отчет о выявленных нарушениях, ошибках и налоговых рисках . В нем подробно все эти вещи описываются и даются рекомендации по их исправлению/уменьшению .

Также, когда составлена и подписана бухгалтерская отчетность вашей компании, оформляется аудиторское заключение : это небольшой документ (3-4 страницы) с официальными формулировками, предписанными аудиторскими стандартами, в котором приводится мнение аудиторской организации о бухгалтерской отчетности клиента. Мнение именно о бухгалтерской отчетности — о том, насколько она достоверно отражает имущественное положение предприятия на 31 декабря проверяемого года, его финансовые результаты, движение его денежных средств за проверяемый год.

В аудиторском заключении может быть указано как положительное мнение аудиторов: бухгалтерская отчетность достоверна, так и отрицательное мнение или мнение с оговоркой – что отчетность недостоверна по такой-то причине, или достоверна за исключением таких-то показателей. Также аудиторы, проведя аудит, могут отказаться от выражения своего мнения. Это происходит в очень редких случаях, когда аудиторам не были предоставлены все необходимые им документы, бухгалтерские регистры, пояснения, так что аудиторы оказываются не в состоянии оценить достоверность бухгалтерской отчетности не по своей вине , а по вине заказчика аудита.

Подписанное аудиторское заключение аудиторы сшивают с вашей бухгалтерской отчетностью, и Вы в случае проведения обязательного аудита должны предоставить этот комплект до конца марта, следующего за отчетным годом, в государственные органы статистики. Также аудиторское заключение можно предоставить при необходимости в банк, своим партнерам и т.д. Отчет по итогам проверки является конфиденциальным, никому из сторонних лиц предоставляться не должен.

2. Насколько выгодно для компании – провести аудиторскую проверку? Что в результате компания получает?

Как уже указывалось выше, помимо официального аудиторского заключения, которое Вы можете предоставить в государственные органы статистики в соответствии с требованиями законодательства, банку для получения кредита, инвесторам и партнерам, Вы получаете еще отчет аудиторов.

В своем отчете аудиторы, как врачи по итогам обследования больного, описывают выявленные болезни предприятия и дают рекомендации по их излечению .

Пример по итогам недавнего аудита – предприятие применяло льготы по страховым взносам как IT- компания. В законе о взносах на социальное страхование указаны точные формулировки – описаны услуги, при оказании которых может применяться эта льгота. При проведении аудита выяснилось, что в договорах между предприятием и его клиентами, актах оказанных услуг наименование услуг указано очень обобщенно, их описание не точно соответствует виду услуг, указанному в законе и необходимому для применения льготы. Конечно, проверяющие из фондов при проведении проверки скорее всего обратят на это внимание, пересчитают взносы по полным ставкам, предприятию придется доплатить взносы, штрафы и пени или долго судиться, тратя при этом время, деньги и нервы.

Гораздо проще было немного изменить формулировки в договорах с заказчиками, максимально приблизив их к описанию льготируемых услуг в законе.

В своем отчете мы все вышеописанное указали. Руководство приняло решение внести изменения в договоры с заказчиками, указав в дополнительных соглашениях, что их условия распространяются на отношения сторон с начала действия договора. Акты оказанных услуг стали составляться более информативно, и оказанные услуги там также описывались близко к тексту закона о взносах. Вероятность придирок проверяющих из фондов резко снизилась, как и риск доначислений. Сумму таких доначислений страховых взносов мы при проведении аудита оценили в 8 млн.

рублей. Стоимость проведения аудита была 620 тысяч рублей . При этом, помимо этого риска, мы нашли еще много ошибок в учете и особенно недочетов в оформлении документов по расходам, что могло вылиться и в доначисление налога на прибыль, штрафных санкций и пеней по нему. Тоже частично по нашим рекомендациям некоторые документы по расходам были переоформлены.

Второй пример : проверяя фирму, занимающуюся строительством здания, и не ведущую больше никакую другую деятельность, мы увидели, что накапливается и не предъявляется к возмещению НДС, полученный от поставщиков строительных материалов, подрядчиков, строящих здание. Как выяснилось, бухгалтер попробовала показать этот НДС в декларации, при этом при отсутствии реализации весь этот НДС оказался к возмещению из бюджета. После чего ей позвонили из налоговой инспекции и сказали сдать уточненную декларацию, убрав эти вычеты и пригрозив налоговой проверкой. Фирма, решив не связываться, сдала уточненную декларацию. И в дальнейшем эти вычеты не заявляла. Таким образом, НДС копился и копился, к возмещению не предъявлялся и в итоге составил около 15 млн. рублей.

В нашем отчете мы описали эту ситуацию и рекомендовали предъявить НДС к вычету, сдав уточненные декларации по НДС за весь период, тщательно проверили все счета-фактуры, по которым этот вычет можно было осуществить и указав недочеты в них. Дело в том, что согласно действующему законодательству существует срок давности , в течение которого НДС может быть предъявлен к возмещению из бюджета. И после истечения этого срока, если налогоплательщик не заявил о возмещении, НДС невозможно вернуть будет даже через суд. Руководство фирмы по итогам аудита приняло решение сдать уточненные декларации, указав в них НДС к возмещению. Налоговая инспекция, конечно, сразу запросила на камеральную проверку все счета-фактуры. Они, к счастью, тоже были приведены в порядок по нашим замечаниям. Налоговые инспекторы долго не хотели возвращать фирме НДС, даже выезжали на осмотр строящегося здания, проводили допросы представителей подрядчиков, угрожали по телефону. Но в итоге все 15 млн. рублей им пришлось фирме вернуть. Стоимость нашего аудита была 120 тысяч рублей .

И третий пример : аудитор при проверке расходов на списание материалов в строительной фирме выявил расхождения с перечнем списанных материалов и перечнем материалов, указанных в актах КС-2, подписанным заказчиком. Указанное нарушение с примерами было описано в нашем отчете. По итогам его рассмотрения и расследования причин такого несоответствия выяснилось, что главный инженер в компании со сметчиком несколько лет таким образом списывал несуществующие материалы, в учете проводилось их получение и списание, а полученные за них денежные средства фирма, принадлежащая знакомым главного инженера, за вычетом своего процента переводила ему обратно.

В итоге главный инженер был уволен. Нам неизвестно, смогли ли с него что удержать из похищенного и подавали ли на него в полицию или в суд.

Но хотя бы дальнейшие хищения были предотвращены. А стоимость таких излишне списанных материалов составляла до 500 тысяч в месяц , проверяемая строительная фирма была достаточно крупной. Стоимость аудита составила 580 тысяч рублей .

Таким образом, из приведенных примеров видно, что стоимость аудита обычно гораздо ниже , чем суммы вероятных финансовых потерь проверенного предприятия, которые возникли бы, если бы аудит не проводили .

Карпова Маргарита Владимировна,
генеральный директор ООО «АудитХелп», аудитор

Онлайн-кассы для интернет-магазинов с июля 2017 года

Налоговые проверки: как не попасть в «черный список»

Изменения в учетной политике организации на 2017 год

Аудиторская проверка — в каких случаях это может быть необходимо и как выбрать подходящих аудиторов?

Как проходит аудиторская проверка на практике?

Типовые ошибки в учете доходов, выявляемые при проведении аудиторской проверки

Узнайте, на что необходимо обращать внимание при учете расходов

Проверьте, не совершаете ли Вы эти ошибки при учете расходов

Как обновить свою учетную политику на 2015 год?

Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года

Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года (ч. 2)

Кассы онлайн с 2016 года

Обязательная аудиторская проверка

В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Правовые основы

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее — Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее — Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае — аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ):

  1. кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;
  2. организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), объем выручки которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ <*> или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода 200 тыс. МРОТ <*>.

<*> В настоящее время для указанных целей принимается МРОТ в размере 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Письмо УМНС России от 24.02.2004 N 11-14/11113). Организация подлежит обязательному аудиту в том случае, если сумма выручки от реализации за год превысит 50 млн руб. (500 000 x 100 руб.) или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн руб. (200 000 x 100 руб.).

  1. государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  2. организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.

Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб.

Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?

Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма — ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.

Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.

Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?

Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.

Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее — Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.

Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.

Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Кто проводит обязательный аудит?

Как было сказано выше, обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона N 119-ФЗ. Стоит отметить, что с 1 июля 2008 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ внесены в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Что касается индивидуальных аудиторов, то они не вправе осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Рассматривая жалобу индивидуального аудитора, имеющего лицензию на проведение общего аудита, о нарушении конституционных прав в связи с тем, что обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями, Конституционный Суд РФ установил следующее.

Положение п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, не ущемляет права индивидуальных аудиторов и не противоречит Конституции РФ.

При выборе аудиторской организации фирма должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству или муниципальному образованию, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов (ст. 12 Закона N 119-ФЗ). Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности. Эти правила предусмотрены пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 119-ФЗ.

Аудиторское заключение

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее — заключение). Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Аудиторское заключение (или заключение ревизионного союза, если организация является сельскохозяйственным кооперативом) включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

В заключении указываются: адресат; сведения об аудиторе и об аудируемом лице. Далее следуют вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата аудиторского заключения; подпись аудитора (п. 4 Правила (стандарта) N 6). В заключении должен быть приведен перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и состава отчетности (п. 7 Правила (стандарта) N 6).

Аудитор должен датировать аудиторское заключение тем числом, когда был завершен аудит (п. 20 Правила (стандарта) N 6). Заключение должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом аудиторской фирмы. При этом должны быть указаны номер и срок действия его квалификационного аттестата. Подпись должна быть скреплена печатью.

В связи с тем что Правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, аудиторское заключение должно быть представлено пользователям в соответствии с требованиями, установленными Правилом (стандартом) N 6.

Учет расходов на проведение аудита

В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.

Пример. ООО "Альфа" заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС — 18 000 руб.).

В учете бухгалтеру ООО "Альфа" нужно сделать следующие проводки:

Дебет 26 — Кредит 60

  • 100 000 руб. — отражена стоимость аудиторских услуг;

Дебет 19 — Кредит 60

  • 18 000 руб. — учтен предъявленный аудиторской фирмой НДС;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" — Кредит 19

  • 18 000 руб. — принят к вычету "входной" НДС;

Дебет 51 — Кредит 60

  • 118 000 руб. — отражена оплата на основании договора об оказании аудиторских услуг.

* * *

Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

  • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
  • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности

Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ).

В настоящее время законодательством установлена налоговая и административная ответственность за непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения.

Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок представления годовой отчетности — 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. За каждый непредставленный документ взыскивается штраф в размере 50 руб.

Кроме того, руководство организации могут также оштрафовать за "непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер санкции составляет от 300 до 500 руб.

Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности представить аудиторское заключение (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Максимальный размер штрафа может составлять 550 руб.

"Экономика и жизнь"

Похожие публикации