Энциклопедия пожаробезопасности

«Я не люблю иронии твоей», анализ стихотворения Некрасова. «Я не люблю иронии твоей…»: анализ стихотворения Н.А. Некрасова

Тема любви – одна из самых традиционных в мировой и русской поэзии. Художники слова в разные эпохи «рассматривали» это чувство со всех сторон, анализировали все его оттенки, нюансы – и создали своеобразную мировую «энциклопедию любви».

Значительный вклад в ее создание внесли такие русские поэты, как Ф.И. Тютчев и Н.А. Некрасов. Им обоим принадлежат циклы стихотворений, посвященные любимой женщине. У Тютчева это «денисьевский цикл», посвященный Е.А. Денисьевой, у Некрасова – «панаевский цикл», посвященный А.Я. Панаевой.

Мы знаем, что любовь обоих поэтов не была полностью счастливой – она сопровождалась различными внешними трудностями, внутренними противоречиями и имела печальный финал. Однако каждый из поэтов по-своему осмыслял собственную историю любви, делал свои, сугубо индивидуальные выводы.

Так, в стихотворении Тютчева «Предопределение» (1851) поэт рассуждает о сущности любви. В его понимании, это не только огромная радость и счастье, как обычно принято считать:

Любовь, любовь - гласит преданье -

Союз души с душой родной -

Их съединенье, сочетанье…

По мнению Тютчева, в любовном чувстве, помимо слияния, всегда присутствует противоборство двух любящих сердец – «поединок роковой». Важно, что в первой строфе, которая является своеобразной водной частью в стихотворении, поэт несколько раз повторяет эпитет «роковой». Для него любовь двух людей предопределяется свыше, судьбой или Богом, и поэтому все, что происходит между двумя любящими, – тоже предопределено. Это значит, что человеку нужно смириться с этим, как бы больно это порой ни было.

Вторая часть стихотворения развивает этот тезис Тютчева:

И чем одно из них нежнее

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец...

В этой любовной борьбе есть, как это ни печально, проигравший. Им становится тот, кто больше любит, кто полностью отдает себя другому человеку. Участь такого «нежного сердца» - «изныть», то есть измучиться, страдать, печалиться, но не иметь возможности что-либо изменить, потому что все предопределено роком.

Таким образом, любовь у Тютчева приобретает космическое значение – любовь у него является поединком между человеком и высшими силами. Результат этого поединка заранее известен, поэтому он носит трагический оттенок. Однако человеческая природа такова, что человек не может не вступать в эту борьбу.

Стихотворение состоит их 2-ух пятистрочных строф и написано четырехстопным ямбом с пиррихиями и видоизмененными клаузулами. Это позволяет поэту снизить «жизнерадостность» и «бодрость» произведения, но создать ощущение поединка, борьбы человека и рока.

«Жесткое» сочетание шипящих, звонких согласных и звука «р» в стихотворении также способствуют созданию этого эффекта – грозной, очень серьезной борьбы:

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея…

В синтаксическом плане стихотворение отличает большое количество многоточий (недоговоренность). Поэт создает ощущение высокого эмоционального накала, большой взволнованности своего лирического героя, который является участником этого «рокового поединка». Он понимает всю его трагичность и страдает от этого – видимо, он причиняет боль своей возлюбленной, но изменить ситуацию не может.

Ведущим эпитетом в стихотворении является эпитет «роковой» - он передает основную мысль произведения. Кроме того, здесь есть метафоры («союз души с душой»; «Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье»; «В борьбе двух сердец»; «оно изноет»), другие эпитеты («с душой родной», «грустно млея»).

В центре стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей» (1850) также драматическая, печальная ситуация – угасание любви. Стихотворение сюжетно – оно о свидании двух любящих друг друга людей, предчувствующих скорый разрыв. Именно от этого, неясного пока, охлаждения и ирония лирической героини, которая упоминается уже в начале произведения.

Однако чувства еще живы – это понимает и лирический герой, который ведет мысленный диалог со своей возлюбленной. Он видит: «Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты…»; чувствует, что «Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты…» Однако – развязка неизбежна. Ее объяснению, описанию посвящена последняя строфа стихотворения:

И без того она не далека:

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

Здесь чувства людей сравниваются с природным явлением – бурной рекой осенью. Тем самым Некрасов утверждает единство человека и природы, подчинение человека законам Вселенной. Он уверен, что перед концом чувства «кипят сильнее», однако это своеобразная агония перед смертью, ведь «в сердце тайный холод и тоска».

Понимая неизбежный конец, герой испытывает тоску и печаль. Ведь он помнит, как горячо было чувство, как много он пережил вместе со своей любимой женщиной. И от этого – ему невыносимо слышать иронию в ее голосе, которая указывает на остывающее чувство:

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим,-

Нам рано предаваться ей!

Композиционно стихотворение делится на три части (по количеству 5-ти строчных строф). Каждая из них – описание разных этапов чувств героев: первая строфа - нежная любовь, окрашенная горьким предчувствием разлуки, вторая строфа – описание «прошлой» любви, третья – чувства героев, ведущие к разрыву.

По форме стихотворение представляет собой «внутренний диалог» лирического героя. Вообще, стихотворение очень «личностное» - здесь проявляется характер не только героя, но и лирической героини, вычленяются детали их внутреннего облика. Так, героиня резка и иронична, но, в то же время, нежна и застенчива. Герой более рассудителен и спокоен, чем его любимая, возможно, более меланхоличен и созерцателен.

В произведении присутствует большое количество эпитетов: «застенчиво и нежно продлить», «горячо любившим», «ревнивые тревоги и мечты», «кипят мятежно», «тайный холод и тоска». Присутствуют здесь и метафоры: «отжившим и не жившим», «остаток чувства», «кипят тревоги и мечты», «не торопи развязки», «кипим сильней». Кроме того, стихотворение завершает сравнение, в котором содержится суть всего произведения – сравнение остывающей любви с бурной осенней рекой: «Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны...»

В синтаксическом плане стихотворение отличает наличие восклицательных предложений и многоточия в финале. Все эти знаки передают взволнованное состояние лирического героя, испытывающего боль от осознания приближающегося конца.

Сочетание шипящих и свистящих согласных с сонорным «р» в последней части создает ощущение «бурления», но, в то же время, ощущение остывания, леденящего холода:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска...

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны...

Стихотворение написано пятистопным ямбом с пиррихиями и дополнительными ударными слогами, что позволяет создать ощущение бурного движения реки – последнего кипения чувство героев.

Таким образом, любовь в понимании Тютчева и Некрасова - это неизбежное сочетание радости и страдания, душевной боли. В сознании Тютчева такая природа любви ниспослана человеку свыше – на земле человек вынужден страдать, такова его доля.

Некрасов считает любовь, как и все другие стороны человеческой жизни, частью жизни природы. Именно поэтому чувства подчиняются законам природы, имеют свое начало и конец, как и все в мире.

В стихотворении Некрасова образ лирической героини выведен более четко, чем у Тютчева. Для героя Некрасова идеалом является нежность и скромность его возлюбленной. Для героя Тютчева – полная отдача себя, трагическая покорность судьбе, жертвенность.

Оба виртуозные мастера слова, Тютчев и Некрасов используют большое количество художественных средств в стихотворениях. Так, главным лексическим средством у Тютчева является метафора, Некрасов же обогащает свое стихотворение большим количеством эпитетов, использует он так же метафоры и сравнение.

В синтаксическом плане Тютчев, как более «философский» художник, использует многоточие. Так он передает горестные, но несколько созерцательные размышления своего героя. Герой Некрасова более эмоционален – на это в стихотворении указывают восклицательные знаки.

Кроме того, оба художника используют звуковые средства (аллитерацию) для более полного и «зримого» впечатления, передачи настроения героев. В тех же целях и Тютчев, и Некрасов мастерски применяют ямб, сочетая его с пиррихиями и дополнительными ударениями

Это стихотворение Некрасова в печати появилось в 1855 году. В произведение автор обращается к Авдотье Яковлевне Пановой – своей жене и возлюбленной. Следует отметить, что данное стихотворение не первое написанное в этом году обращение к жене. По-видимому, этот год был особенно тяжёлым в жизни супругов.

Лирический герой стихотворения понимает, что отношения их идут к разрыву, и всё-таки умоляет возлюбленную не торопить событий, не забывать о чувствах раньше времени. Ему больно расставаться со своей милой, и зная, что это неизбежно просит ещё хотя бы немного времени провести вместе с ней как возлюбленный, без взаимной иронии.

Это стихотворение, как и остальное творчество автора на тему любви и разлуки, прекрасно выражает то смятение, ту боль, что испытывает человек при расставанье. И это самое чувство, когда понимаешь, что ещё чуть-чуть и всё закончится, и пытаешься будто надышаться перед смертью, эти отчаянные попытки склеить стремительно расходящуюся трещину – кому они не знакомы?

Оно написано довольно необычным способом – схема рифмовки меняется из строфы в строфу. Так, в первом пятистишье использован кольцевой метод рифмовки:

(Твоей

Жившим

Любившим

Сохранившим

Во втором – перекрёстный:

ежно

Мятежно

Мечты

Неизбежно й)

А в третьем смешаны оба метода:

(Далека

Полны

Тоска

Река

Волны)

Такое смешение схем рифмовки придают стихотворению ощущение живого разговора, но при этом звучат красиво и мелодично.

Также эффект живости добавляют аллегория (сравнение чувства любви с быстротекущей рекой) и множество красочных эпитетов.

Некрасов – один из немногих стихотворцев, который смог в своём творчестве передать не только красоту и романтичность любви, но и тяжесть, боль что она причиняет. Я считаю, что это говорит о высоком мастерстве – поэт своим творчеством должен вызывать в людях не только светлые чувства, но и давать им испытать горе, окунуться в него. Его стихи были и будут актуальны во все времена, до тех пор, пока люди не станут бесчувственными роботами и не перестанут испытывать что-либо.

Предоставляя читателям возможность испытать полную гамму разнообразных чувств, писатель учит их понимать эти чувства, учит состраданию к тем, кто испытывает эти эмоции воочию.

Стихотворения, в которых описаны человеческие чувства делают нас самих человечнее.

Вариант 2

Николай Некрасов в 1842 году знакомиться с Авдотьей Панаевой, которая являлась законной женой известного публициста, в доме которых часто собирались разные литераторы. Она обладала публицистическим даром и особым талантом к писательству, а общение с широким кругом творческих людей, позволяло ей находить вдохновение и новые идеи. Кроме того, она славилась своей прекрасной внешностью, поэтому сразу пленила молодого и начинающего поэта. Но при этом она стала причиной не только его душевных терзаний и пленила множество посетителей их литературного салона, которые в прямом смысле слова страдали от ее чар и природного очарования.

Они встречались фактически 20 лет, их союз нельзя назвать прочным. Они принесли множества бед, между ними постоянно кипели страсти, которые также доставляли неудобства супругу самой Панаевой. Ему пришлось жить, как части любовного треугольника, при этом ему пришлось разделять дом с женой, которая жила с любовником. Но в 1849 году погибает ребенок, который родился у девушки от Некрасова, что приводит к угасанию любовных чувств.

Именно в тот период жизни появляется стихотворение «Я не люблю иронии твоей…». Некрасов уже понимает, что разрыв в отношениях неизбежен. Он описывает взаимоотношения с избранницей, которые становятся холодными. Он вспоминает, что ранее он испытывал очень нежные чувства к женщине, которая находится с ним рядом, а она была не менее влюблена в него и очарована его внешним видом. Но время способно не только сглаживать гнев и ненависть, но и уничтожать любовь, которая не находит должной подпитки.

Автор стихотворения и сам понимает, в чем настоящая проблема происходящего. Причиной становится смерть ребенка, который был плодом любви. Но при этом он понимает, что еще не все угасло. Еще возможно восстановить былые чувства и начать все сначала. Да и сама женщина старается продлить свидание, которое ей отведено. Но Некрасов уже чувствует приближающуюся разлуку, которая неимоверно следует за ним попятам.

Он понимает, что избежать исхода невозможно, поэтому просто просит, чтобы она отодвинула его момент. Он не может переносить иронию былой возлюбленной, которую он фактически не может переносить на дух. Она ранит его, но в тоже время Некрасов осознает, девушка жестоко ранена, она не может пережить смерть своего сына.

Но поэт не оставляет попыток спасения противоречивого союза, поэтому он просуществовал еще десяток лет. Некрасов до последнего надеялся, что как только муж Панаевой умрет, то она станет его законной супругой. Но вопреки всем его надеждам и ожиданиям подобного не происходит.

Их союз распадается полностью, она уходит от него. Несмотря на то, что в его жизни было множество женщин, он не смог полностью прогнать ее из своего сердца. Об этом говорит еще и то, что фактически вся любовная лирика Некрасова был написана в этот момент его жизни. Остальные женщины не оставили в его жизни такого следа, как Панаева, ставшая смыслом его жизни, ради нее он творил, не взирая на мнение окружающих людей, осуждающих подобный союз.

Анализ стихотворения Я не люблю иронии твоей по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

    Довольно таки еще будучи молодым, Федору Ивановичу пришлось побывать во многих местах за границей.Особенно ему приглянулись Германия и Франция. Последние годы своей военной карьеры он отдал Мюнхену

  • Анализ стихотворения Мандельштама Раковина

    Ранний период творчества Осипа Мандельштама имеет свои тонкости и свою форму написания. Особое место в нем занимает стихотворение Раковина, написанное в 1911 году и является частью известного сборника Камень.

  • Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

    Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение «Письмо матери» было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается самым ярким и запоминающимся.

  • Анализ стихотворения Парки Мережковского

    Для того чтобы описать трудноописуемое человеческое существование с давних времен использовались различные образы, которые делали его более понятным и ясным. Античная мифология включала в себя богинь

  • Анализ стихотворения Метель Бунина

    Произведение относится к раннему поэтическому творчеству писателя, написанное в его юношеском возрасте под влиянием сказочных, волшебных преданий.

Поэзия Некрасова отличается желанием облагораживания души и возрождения в душе каждого читателя доброго начала. Наиболее ярко это стремление отразилось в лирике поэта, посвященной настоящим друзьям и возлюбленным женщинам.

В 1842 году поэт Некрасов знакомится с Авдотьей Панаевой, супругой друга поэта, писателя Ивана Панаева, с которым тот возрождал к жизни журнал «Современник». Первая встреча Авдотьи и Николая произошла в ее доме, где часто собирались по вечерам деятели литературы.

Поэт влюбился в женщину с первого взгляда: его поразила не только ее притягательная внешность, но и особые достижения в публицистике. Панаева приняла знаки внимания от Некрасова и начался бурный роман. А с 1847 года Авдотья, ее муж и Некрасов стали жить под одной крышей. Иван сам да согласие на то, чтобы его друг был гражданским мужем его законной супруги и жил с ними в одном доме. Так Иван хотел сохранить брак, полагая, что эти отношения не просуществуют долго. Однако в этом Панаев оказался не прав: роман Некрасова с Авдотьей продлился почти двадцать лет. Но отношения между возлюбленными не были ровными, они часто ругались. В итоге роман не окончился законным союзом. Разрыв отношений произошел после смерти ребенка, рожденного Авдотьей от поэта.

В 1850 году Некрасов осознает, что вернуть пыл былых отношений невозможно. Как итог долго мучительного для всех романа он пишет стихотворение «Я не люблю иронии твоей». В нем поэт отметил, что раньше пытал потрясающие чувства к одной женщине. Страсть к ней усиливалась еще и от уверенности в том, что его избранница так же сильно любила поэта. Но время готово не только созидать, но и разрушать. Оно может погубить любовь.

Некрасов считает, что это и случилось после смерти их общего ребенка. Кажется, что гибель малыша разорвала невидимую нить между возлюбленными, и они стали удаляться друг от друга. Но поэт понимает, что любовь все же не угасла полностью, но все вокруг говорит о том, что разлука неизбежно стоит на пороге. Герой просит у своей избранницы лишь н торопить эту минуту. Ему не нравится ирония возлюбленной, ведь она лучше любого признания говорит о том, что роману скоро придет конец.

Данное стихотворение построено на противопоставлениях. Образ любви создается при помощи метафоры, сравнивающей чувства с кипящим потоком. Ведь в реальности отношения между Панаевой и Некрасовым резко вспыхнули, бурлили и исчерпав себя остыли, будто вся вода из кипящего сосуда вылилась, и он опустел.

Стихотворение имеет логическое завершение даже без короткого окончания, перед которым автор поставил многоточие. Сопоставление любви с рекой - это последнее доказательство, которое поэт привел, чтоб попытаться достигнуть понимания избранницы.

Важную роль здесь играют эпитеты, как, например, «ревнивые тревоги». Каждый из них имеет негативную оценку. Им в противовес выставлены положительные эпитеты, как, например, «нежно желаешь». Такое соседство намекает на постоянные перепады настроения у влюбленной пары.

Действия мужчины и женщины Некрасов видит, как активное проявление любви, а вот душевное состояние, описываемое словами «тревога», «жажда», поэт считает оказавшимся без желаемого чувства.

Стоит обратить внимание на необычный ритм и рифму. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Однако пиррихиев здесь столько, что ритм теряется, будто у чрезмерно волнующегося мужчины перехватывает дыхание. Это ощущение усиливает и короткая конечная строка в начале.

Некрасов - мастер слова. Всего в пятнадцати строках ему удалось поведать читателю историю любви двух людей, что потеряли ее, спутав высокое чувство с низменными страстями.

В 1842 году, на одном из литературных вечеров, Некрасову посчастливилось познакомиться с очаровательной женщиной – Панаевой Авдотьей. Она была собственницей литературного салона, где собирался весь цвет тогдашнего Петербурга.

Стоит отметить, что Авдотья была действительно красивой женщиной, за ней ухаживали многие кавалеры, но только Некрасову она ответила взаимностью.

На момент знакомства поэта и Панаевой, последняя уже была связана узами брака. Этот факт ни как не останавливал молодого Некрасова. Через некоторое время он переехал в дом Панаевых. Конечно, такие действия поэта вызывали ревность у законного мужа Авдотьи. Он был вынужден стать частью любовного треугольника и терпеть измены жены.

Кульминацией романа Некрасова и Панаевой стало рождение ребенка. К сожалению, малыш прожил совсем немного времени и умер в 1849 году. С этого момента любовные чувства Николая и Авдотьи стали угасать.

Предвидя скорое расставание, в 1850 году Некрасов создает стихотворение «Я не люблю иронии твоей…». Данная работа была полностью посвящена отношениям двух людей, их чувствам, которые были между ними.

Поэт пишет о том, чувства любви еще остались между ним и Панаевой, но они начали угасать с каждым днем. Причиной этого стала смерть их ребенка. Между возлюбленными словно оборвалась невидимая нить.

Некрасов говорит, что любовные чувства еще горят между ними, и он всеми силами пытается продлить эти отношения. Но, к сожалению, финал уже понятен.

«Не торопи развязки неизбежной!
И без того она не далека…»

Благодаря упорству Николая, его отношения с Авдотьей продлились еще около десяти лет. В начале 60-х годов умирает супруг Панаевой. У Некрасова появляется надежда связать себя с Авдотьей узами брака. Но женщина, выбрала другой путь. Она пожелала остаться свободной и больше не выходить замуж. После этих событий отношения Некрасова и Панаевой окончательно прекратились и пара рассталась.

«Я не люблю иронии твоей…» Николай Некрасов

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,-
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты —
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны…

Анализ стихотворения Некрасова «Я не люблю иронии твоей…»

В 1842 году Николай Некрасов познакомился с Авдотьей Панаевой, супругой писателя, в доме у которого часто собирались литераторы. Эта женщина, обладающая не только публицистическим даром, но и незаурядной внешностью, в прямом смысле слова пленила начинающего поэта. Впрочем, жертвой чар Панаевой стали многие завсегдатаи литературного салона, но лишь Некрасову она ответила взаимностью.

Этот роман длился без малого 20 лет, принеся много страданий не только влюбленным, но и супругу Панаевой. Он вынужден был стать не только участником любовного треугольника, но и жил под одной крышей с супругой и ее избранником. Однако после смерти ребенка, который родился у Панаевой от Некрасова в 1849 году, отношения между любовниками стали охладевать.

В 1850 году, понимая, что разрыв неизбежен, Некрасов создает стихотворение «Я не люблю иронии твоей…», посвященное взаимоотношениям с избранницей. Он отмечает, что когда-то испытывал очень нежные чувства к этой женщине, которая не менее сильно была влюблена в поэта. Однако время способно не только сгладить ненависть, но и уничтожить любовь. Именно это, по мнению Некрасова, и произошло после смерти малыша, словно бы разорвалась некая невидимая нить, связывающая двух людей. Поэт осознает, что любовь еще до конца не угасла, отмечая: «Пока еще застенчиво и нежно свидание продлить желаешь ты». Но все признаки предстоящей разлуки уже проявили себя, и автор понимает, что никто не в силах повернуть время вспять. Он просит у своей избранницы лишь одного: «Не торопи развязки неизбежной!».

О том, что она скоро настанет, сомневаться не приходится, хотя Некрасов отмечает, что оба они все еще «последней жаждой полны». Но ирония возлюбленной, которая так не нравится поэту, лучше всяких слов указывает на то, что этот роман очень скоро завершится расставанием, ведь «в сердце тайный холод и тоска» поселились после смерти сына.

Правда, Николай Некрасов всеми силами пытался спасти этот противоречивый союз, поэтому он распался лишь в начале 60-х годов. Причем, произошло это вопреки ожиданиям поэта, который рассчитывал, что смерть супруга Панаевой заставит ее пересмотреть свои взгляды на взаимоотношения с поэтом. Тем не менее, эта женщина не стала связывать свою дальнейшую жизнь с Некрасовым, решив остаться свободной и больше не вступать в брак, на который поэт так рассчитывал. В итоге пара рассталась, что и предсказал автор, в глубине души надеявшийся на то, что Панаева все же выйдет за него замуж.

Похожие публикации