Энциклопедия пожаробезопасности

Вооружение условие боевик карточка готовность. Объем и последовательность выполнения работ по приведению вооружения в готовность к боевому применению

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по общей тактике

ТЕМА № 13 Боевая готовность подразделений и частей

УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:- знать, что такое боевая готовность, чем она достигается

Уметь определять степени боевой готовности и их содержание действовать при их введении;

Воспитывать способность мобилизовать подчиненных на

поддержание высокой боевой готовности.

Общие организационно- методические указания

Занятие проводится в тактическом классе в составе учебного взвода

Форма проведения- лекция

Занятие начать с объявления темы и учебных целей занятия, проверить подготовленность студентов к занятию и увязать пройденный материал с содержанием настоящего занятия. Для чего в течении 10 мин. провести летучку по теме « Правила ведения рабочей карты командира, сокращенные обозначения, применяемые на картах, схемах и в других документах».

В ходе лекции уделить внимание уяснению обучаемыми понятий, что такое боевая готовность, чем она достигается. Дать под запись степени боевой готовности и их содержание.

В конце занятия подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие входе занятия, дать задание на самоподготовку.

Время: 2 часа.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ Введение.5 мин.

1. Понятие о боевой готовности. Чем достигается постоянная боевая

готовность подразделений и частей 5 мин.

2. Степени готовности, и их содержание. Обязанности военнослужащего по тревоге. Экипировка 10 мин.

3. План подъема подразделения по тревоге. Порядок выхода личного состава в парк, на склад, в пункт сбора 25 мин.

4. Объем и последовательность выполнения работ по приведению вооружения в боевую готовность.40 мин.

Заключительная часть 5 мин.

Задание на самоподготовку

1. Изучить теоретический материал лекции.

2. Быть в готовности в начале последующего занятия в течении 10 мин. написать летучку по теме «Степени боевой готовности и их содержание».

Литература: Методические пособие по обучению артиллерийских частей и подразделений действиями при приведении их в боевую готовности.

Введение

Кардинальная смена нашим государством своего внешнеполитического курса обусловила ликвидацию противостояния в мире двух примерно равных по военно-стратегическому потенциалу военно-политических группировок. Это послужило причиной определенного ослабления международной напряженности и снижения опасности возникновения войны, позволило говорить об окончании периода «холодной войны». Но в мире еще не сложилось гарантий необратимости позитивных процессов в ослаблении международной напряженности. Далеко еще не устранена возможность нового витка обострения в будущем противоборства государств и их коалиций за достижение своих экономических, политических, социальных и других интересов. Остаться в стороне в этом противоборстве нам, вряд ли, удастся. В этих условиях мы, проводя активную миролюбивую политику, вынуждены в то же время поддерживать свою оборону на уровне современных требований, укреплять боевую мощь Вооруженных Сил. Выполнению этой задачи во многом определяется высокой бдительностью, постоянной боевой готовности соединений, частей, подразделений.

1. ПОНЯТИЕ О БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ. ЧЕМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ЧАСТЕЙ.

Под боевой готовностью военная наука понимает способность частей и подразделений различных родов войск в предельно короткие сроки осуществить всестороннюю подготовку, организованно вступить в бой с противником и при любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу.

Боевая готовность- количественное и качественное состояние войск, определяющее степень их готовности в любых условиях обстановки начать решительные боевые действия всеми имеющимися у них силами, средствами и успешно выполнить боевую задачу.

Высокая боевая готовность- главный качественный показатель состояния войск и сил флота. Она определяет степень военной бдительности личного состава, его подготовленности к выполнению боевых задач в любой момент, даже в самых неблагоприятных условиях, в том числе и с применением противником ракетно-ядерного оружия. Такая готовность не может носить временный, сезонный характер или же застыть на каком-то определенном уровне.

В боевой готовности нет и не может быть второстепенного, несущественного. Здесь все имеет свое совершенно определенное значение, все жизненно важно. Это и понятно. Ведь речь идет о святая святых- безопасности нашей великой Родине. И тут не может быть места даже отдельным фактам благодушия и беспечности воинов, малейшего притупления бдительности и недооценок имущества реальной опасности.

Боевая готовность охватывает все новые стороны жизни и деятельности Вооруженных Сил, в ней, как в фокусе, сосредоточены огромные усилия и материальные затраты народа на оснащение армии современным оружием и техникой, сознательность, обученность и дисциплина всех военнослужащих, искусство командного состава и многое другое. Она является венцом воинского мастерства в мирное время, предопределяет победу в войне.

Уровень боевой готовности соединений и частей находится в большой зависимости от:

Боевой подготовки войск в мирное время

Мобилизационной готовности соединений и частей сокращенного состава и кадра

Профессиональной подготовки командиров и штабов

Исправного состояния техники и вооружения

Обеспечности материальными ресурсами

Состояния дежурных средств, находящихся на боевом дежурстве

Основу боевой готовности войск и сил флота составляют высокая боевая выучка личного состава, умение воевать по- современному, добиваться решительной победы над сильным, хорошо вооруженным и обученным врагом. Эти качества формируются и отрабатываются до мастерства в ходе учений, занятий, тренировок, тренажей по тактической, технической, тактико- специальной подготовки.

Овладение наукой побеждать никогда не было простым и легким делом. Теперь, когда огневая и ударная мощь армии и флота неизменно возросла, когда коренным образом изменился характер боя, достигнуть высокой полевой, воздушной и морской выучки стало делом еще более сложным, требующим огромных усилий всего личного состава подразделения, части, корабля, повседневного, напряженного труда каждого воина. Поэтому первостепенная задача в повышении боевой готовности в современной военно- политической обстановке- учиться военному делу настоящим образом. Это означает- с полной отдачей духовных и физических сил изучать вверенное оружие и боевую технику, отрабатывать до высокого мастерства и автоматизма все приемы их применения в различных, в том числе и экстремальных условиях, на отлично выполнять все нормативы.

Речь идет также о необходимости настойчиво и неустанно закаляться физически, воспитывать в себе такие качества, как мужество, стойкость, выносливость, дисциплинированность и исполнительность.

Чтобы по-настоящему овладеть воинским мастерством, солдату, матросу нужно эффективно использовать каждую минуту занятий, учений, активно и решительно действовать в различных видах боя, днем и ночью, в сложных географических, климатических и метеорологических условиях, до предела сокращать время при выполнении учебно-боевых задач и нормативов.

Учиться упреждать противника в открытии огня, поражать его на максимальной дальности при применении им средств радиоэлектронной борьбы, как обычного, так и ядерного оружия. Добиваться, чтобы каждый выстрел, пуск ракеты был поражающим. Вырабатывать прочные навыки практического решения вопросов боевого обеспечения, в том числе и таких, как ведение противоздушной разведки, защита от оружия массового поражения. Все это и есть наглядные показатели боевой готовности, способных одержать победу не числом, а умением. Не следует забывать о том, что успех обычно сопутствует настойчивым, которые не бояться трудностей, не ищут легких путей в овладении боевыми специальностей, считают делом чести заслужить все высшие знаки воинской доблести.

Большую роль в достижении этой цели играет повышение классной квалификации, освоение смежных специальностей, достижение полной взаимозаменяемости на боевом посту, в расчете, экипаже, отделении.

Боевая готовность - это состояние, определяющее степень готовности войск к решению возложенных на них боевых задач. Под боевой готовностью частей и подразделений следует понимать прежде всего их способность немедленно приступить к решению боевых задач в соответствии с целью, замыслом и обстановкой.

Боевая готовность зависит от:
укомплектованности частей и подразделений обученности личного состава и оснащённости его исправным современным вооружением и боевой техникой;
высокого морально-политического состояния и дисциплины войск;
высокой полевой выучки и слаженности действий частей и подразделений в изготовке их к бою, способности переходить от мирных условий жизни на военное положение, наносить удары по противнику и достигать его разгрома в кратчайшие сроки;
наличия и состояния всех видов материальных средств.

Части и подразделения в мирное время всегда находятся в постоянной боевой готовности, а с осложнением обстановки могут приводиться в другие высшие степени боевой готовности.

Существуют следующие степени боевой готовности:
постоянная;
повышенная;
боевая опасность;
полная.

Постоянная боевая готовность подразделения достигается:
укомплектованностью и обеспеченностью подразделения всем необходимым;
высокой боевой выучкой и готовностьюк действиям в сложных условиях;
своевременным и организованным приведением подразделения в высшие степени боевой готовности;
высоким политико-моральным состоянием, дисциплиной и бдительностью личного состава.

При постоянной боевой готовности подразделения занимаются повседневной, плановой деятельностью, находясь в готовности в любой момент быстро и организованно привести себя к выполнению боевой задачи.

Подразделения находятся в пунктах постоянной дислокации, боевая техника хранится в парках, боеприпасы и войсковые запасы на складах. Подразделения занимаются согласно плану боевой подготовки, несётся караульная служба и круглосуточное дежурство внутреннего наряда.

«Повышенная боевая готовность» вводится с целью обеспечить приведение войск в готовность «военная опасность» и «полную» боевую готовность в более короткие сроки, чем из состояния «постоянной».

Она включает:
Приведение техники и вооружения в полную боевую готовность.
Погрузку запасов материально-технических средств на автотранспорт.
Усиление охраны.
Перевод всех войск на казарменное положение.
Все военнослужащие возвращаются в свои подразделения из отпусков, командировок и т. д.
Проверяются все виды связи.
Организуется радиационное и химическое наблюдение.
Излишние запасы и казарменный фонд готовится к сдаче.

В дальнейшем подразделения занимаются боевой подготовкой вблизи военных городков.

Боевая готовность «военная опасность» означает такое состояние, которое позволяет немедленно приступить к выполнению боевой задачи. При этой степени готовности войска выводятся по боевой тревоге в районы сосредоточения или в районы боевых действий.

Проводятся следующие мероприятия:
Подъём по тревоге и выход в район сосредоточения.
Принимают пополнение по штатам военного времени.
Личному составу выдаются новые каски, противогазы, дозиметры, перевязочные и противохимические пакеты.
Подразделения получают патроны и гранаты в штатных укупорках.
Боеприпасы приводятся в окончательное снаряжение.
Техника и вооружение приводятся в боевому применению.

При боевой готовности «полная» подразделения приводятся в наивысшую готовность к выполнению боевых задач.

Экипировка солдат и сержантов - полная форма одежды, оружие по штату, снаряжение и укомплектованный вещевой мешок (см. приложение N2).

Боевая готовность войск

В энциклопедических источниках отмечается: «Боевая готовность - состояние, определяющее степень подготовленности войск к выполнению возложенных на них задач… Это, в конечном итоге, венец боевого мастерства в мирное время и ключ к победе на войне» . 1

О понятии «боевая готовность», ее сути и необходимости поддержания в войсках написано множество трудов. Особую значимость боевая готовность имеет для отечественных Вооруженных Сил. Несвоевременное и неорганизованное приведение их в боевую готовность с началом Великой Отечественной войны обернулось тяжелыми последствиями не только для армии, но и для страны в целом, гибелью миллионов людей.

В советский период из этого урока был сделан соответствующий вывод. Хотелось бы напомнить, какие усилия пришлось приложить военными и невоенным людям всей страны, чтобы в последующем поддерживать на должном уровне в течение многих десятилетий боеспособность армии и флота и тем самым сохранить мирный труд своих граждан. Эта проблема актуальна и теперь. Накоплен опыт по созданию стройной системы боевой готовности отечественных Вооруженных Сил. Это пример созидательного, самоотверженного труда народа и армии.

В послевоенное время военной наукой была дана объективная оценка причин просчетов в вопросах обеспечения боевой готовности Красной армии накануне войны и в ее начальный период и выработаны определенные рекомендации, чтобы впредь не допускать ошибок. Все, что делалось в советский период в области совершенствования организационно-штатной структуры соединений и частей, их технического оснащения, системы управления, боевой выучки, боевого, технического и тылового обеспечения, укрепления морально-психологического состояния личного состава, дисциплины и организованности, в итоге было направлено на то, чтобы войска в случае войны не были застигнуты врасплох.

Был сделан вывод, что Вооруженные Силы страны должны находиться в постоянной высокой боевой готовности к отражению внезапного нападения агрессора, быть способными в любой момент выполнить поставленные перед ними задачи. После Второй мировой войны в развитии теории и практики боевой готовности можно выделить пять основных этапов. Первый этап охватывает восемь с половиной лет - с 1945 по 1953 гг. Он обусловлен переводом ВС на мирное положение, их реорганизацией и модернизацией. В это время была осуществлена полная механизация и моторизация армии, проведено техническое обновление всех родов войск, создана реактивная авиация и образованы войска ПВО страны. В этот период были сформулированы требования к поддержанию боевой готовности войск в мирное время.

Было учтено, что во время войны в Корее (1950–1953 гг.) применялись новые боевые образцы вооружений - реактивная авиация, эффективные зажигательные средства - напалм, некоторые виды бактериологического и химического оружия. Второй этап занял шесть лет - с 1954 по 1960 гг. Он характерен массовым оснащением всех видов Вооруженных Сил ядерным оружием, созданием и внедрением новых вооружений, перестройкой организационных структур и, соответственно, пересмотром взглядов на характер операции и боя. Войска перешли на новую систему поэтапного приведения соединений в боевую готовность, в соответствии с которой предусматривались три стороны боевой готовности: повседневная, повышенная и полная. Третий этап включает последующие десять лет - с 1961 по 1970 гг.

Это было десятилетие создания стратегических ядерных сил, массового внедрения во все виды ВС ракет различного назначения, появления военно-космических средств, резкого скачка в развитии информационных и управляющих систем. В этот период по состоянию уровней боевой готовности Вооруженные Силы были разделены на несколько категорий. При этом большая часть войск, сил и средств, способная немедленно приступить к выполнению боевых задач без дополнительного развертывания относилась к войскам постоянной готовности.

Это ракетные войска стратегического назначения, все зарубежные группировки войск, значительная часть войск ПВО, ВВС и ВМФ. Ко второй категории относились соединения с коротким сроком готовности (1–2 суток). Большинство таких соединений входило в состав приграничных военных округов. К третьей категории относились войска сокращенного состава со сроками мобилизационной готовности до 10–15 дней. К четвертой категории относились кадрированные соединения со сроком развертывания от 20 до 30 суток от начала войны. Четвертый этап продолжался с 1971 по 1980 гг. и также был весьма насыщенным по содержанию. В состоянии Вооруженных Сил, их боевой готовности произошел в это время резкий качественный рывок. Их стратегический потенциал возрос в несколько раз.

Особое внимание уделялось повышению боевой готовности Ракетных войск стратегического назначения. Они перешли на новый уровень управления. Была введена в строй система «Сигнал А». Эта усовершенствованная система управления ракетными войсками совмещалась с централизованной системой боевого управления Вооруженными Силами (ЦБУ «Центр»). Время предупреждения о стартах МКР было доведено до 30–35 минут, а о стартах РСД и БРЛП - до 5–8 минут. В системе боевой готовности появился новый элемент «аэромобильность», что повлияло на сроки осуществления маневра. Этому способствовала вьетнамская война, где в массовом количестве применялись многоцелевые вертолеты.

С учетом возросшей наземной и воздушной мобильности войск на поле боя пришлось вносить определенные коррективы в нормативы приведения войск в боевую готовность. Существенно и то, что война во Вьетнаме, а также войны на Ближнем Востоке (1967, 1973, 1982 гг.) положили начало войнам новой технологической эпохи, где характерным явилось массовое применение управляемого высокоточного оружия: во Вьетнаме это ЗРК, управляемые авиабомбы, самонаводящиеся авиационные ракеты «Шрайк», на Ближнем Востоке - управляемые ракеты ПТУР, ЗУР, авиационные ракеты класса «воздух-воздух», отвечающие концепции «выстрелилпоразил». Пятый этап в развитии системы боевой готовности войск занял период с 80-х по 90-е годы. Главным его содержанием стали войны в Афганистане (1979–1989 гг.), в зоне Персидского залива (1991), военные кампании на Северном Кавказе (1994–1996; 1999–2000). Существенно то, что от одной локальной войны к другой все более интенсивно стали внедряться новые системы вооружения. Если в войне в Корее было введено в действие 9 принципиально новых боевых систем, во Вьетнаме - 25, на Ближнем Востоке - 30, то в войне в зоне Персидского залива - 100.

Новое качество проявилось еще в том, что в 90-х годах неуклонно повышался удельный вес применения высокоточного оружия. Если в операции «Буря в пустыне» (1991) доля управляемых бомб составляла 8 проц., то через 7 лет при проведении операции против Ирака «Лис пустыни» (1998) их удельный вес возрос до 70 проц., в операции «Устрашающая сила» (1999) против Югославии - до 90 проц. всех американских средств поражения составляли управляемые высокоточные. С учетом изменившихся условий в 70-х годах была разработана новая система приведения войск в боевую готовность. Она предусматривала распорядительный порядок и возможность экстремального развертывания сил и средств в случае внезапного возникновения кризисной ситуации.

Подлинный переворот во взглядах на войну, способы ее ведения и соответственно систему обеспечения боеготовности ВС был обусловлен грандиозными научными прорывами в ядерной физике, оптике, физике твердого тела, радиофизике, теплофизике, космической, электронной и лазерной технике и других научных отраслях. Развитию теории и практики боевой готовности ВС во многом способствовала стройная система оперативно-стратегических учений на ТВД. Так, с 1971 по 1980 годы было проведено 9 таких учений на Западе, 7 учений на Востоке, 2 учения на Юге, 4 оперативно-стратегических учения войск ПВО, 3 оперативно-стратегического учения ВВС, 2 стратегических учения ВМФ. Весь спектр проблем боевой готовности ВС того времени нашел отражение в военно-теоретических трудах, появившихся с 1961 по 1990 гг., в том числе в таких, как «Начальный период войны» (1964), «Общие проблемы советской военной стратегии» (1969), «Стратегическая операция на театре военных действий» (1966), «Война и военное искусство» (1972), «Война и армия» (1977), «Современная война» (1978), «Военная стратегия» (1970), «Общевойсковой бой» (1965), Полевой устав Вооруженных Сил (1948) и др. Анализ теории и практики боевой готовности войск в советский период был бы неполным без освещения психологического аспекта проблемы.

В учебниках психология рассматривается как наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики человека. Отдельной ее ветвью является военная психология, изучающая закономерности психики и поведения людей в условиях военной службы, особенно в боевой обстановке. 2

Исследование боя - это исследование законов человеческой деятельности в бою. В свое время Клаузевиц писал: «Бой составляет конечную цель армии, а человек есть первое орудие боя, без точного знания человека и его состояния в решающий момент боя невозможна никакая тактика» . Но природа психологии человека на протяжении веков остается неизменной. Люди по-прежнему руководствуются в своем поведении страстями, низменными наклонностями, инстинктами, и в частности, наиболее сильным - инстинктом самосохранения, который может проявляться в бою в разных формах: в виде страха, безразличия, а иной раз и паники.

Уметь управлять поведением человека в бою, воспитывать в нем бесстрашие, воодушевлять на подвиг, мобилизовывать на выполнение боевой задачи - это значит обеспечить надлежащую боеспособность подразделения в любой обстановке. Наполеон говорил: «Инстинкт всякого человека заключается в том, чтобы не дать убить себя беззащитным».

Философы утверждают, что именно знание человека создало римскую тактику и обеспечило успехи Юлия Цезаря. 3 Бой испытывает человека на духовную и физическую прочность. Примечательно высказывание известного историка Б. М. Теплова о страхе в бою. «Вопрос не в том, - пишет он, - переживает человек в бою эмоции страха или не переживает никакой эмоции, а в том, переживает ли он отрицательную эмоцию страха и положительную эмоцию боевого возбуждения. Последняя - необходимый спутник военного призвания и военного таланта». 4

Поддержание надлежащей боевой готовности в бою невозможно без боевой сплоченности подразделения, без смелых, решительных действий военнослужащих, что является результатом целенаправленной их подготовки и воспитания. Пожалуй, самое трудное и самое важное в деятельности командира - это управление поведением людей в бою. Для этого надо находить пути к сердцу каждого солдата, пробуждать в нем лучшие боевые качества. М. И. Драгомиров писал, что «только война вызывает то совместное напряжение всех духовных сторон человека, в особенности его воли, которое показывает всю меру его мощи и которое не вызывает никаким другим родом деятельности». 5

В качестве вывода из рассмотренного отметим, что без воспитания таких боевых качеств у военнослужащих, как решительность, отвага, смелость, боевая активность, готовность пойти на разумный риск, твердость характера, инициативность, коллективизм, войсковое товарищество, взаимовыручка, хладнокровие перед лицом смертельной опасности, вера в превосходство своего оружия, умение управлять собой в стрессовых ситуациях невозможно обеспечить высокую боевую готовность подразделения. Забота об этом - важнейший долг командира.

Силой своего интеллекта, глубиной предвидения, оригинальностью замысла на бой, военной хитростью, решительностью действий, достижением внезапности, стремительностью маневра, четкостью и гибкостью согласования боевых усилий сил и средств, твердостью и гибкостью руководства подразделениями командир может удвоить, утроить боевые возможности подразделения. Решающую роль в обеспечении боевой готовности играет фактор времени. Потеря времени ничем невосполнима. Укрепление боеготовности и боеспособности подразделения - это работа сегодняшнего дня и на перспективу. Требуется учитывать не только то, что вероятный противник имеет сегодня, но и то, каким оружием он будет располагать завтра.

ЛИТЕРАТУРА

1 . Советская военная энциклопедия, т. I, 1976. М.: Воениздат. С. 511.

2 . Военная психология и педагогика. Учебное пособие. М.: «Совершенство». 1998. С. 10.

3 . Шумов С. Оружия, армия, война, бой. Киев-Москва: «АльтернативаЕвролинц», 2003. С. 399.

4 . Теплов Б. М. Ум полководца. М.: Педагогика. 1990. С. 97.

5 . Драгомиров М. И. Разбор войны и мира. СПб.:1898. С. 14.

И.Н. ВОРОБЬЕВ, В.А. КИСЕЛЕВ

В повседневной деятельности частей и подразделений вооружение, боеприпасы и техника хранятся в парках и на складах, в законсервированном виде на длительном или кратковременном хранении.. Часть вооружения, некоторые оптические приборы и имущество снятое с техники хранится на складах. АКБ к машинам и приборам - в отапливаемых помещениях, причем АКБ хранятся сухозаряженными.

Последовательность проведения работ по снятию техники и вооружения с хранения и приведению ее в готовность к боевому применению планируется, и проводиться в два этапа .

На первом этапе выполняются работы первой очереди, которые обеспечивают снятие ее с хранения и выход из парка в указанный район (пункт сбора).

На втором этапе выполняются работы второй очереди, обеспечивающие приведение вооружения и техники в готовность к боевому применению.

Для снятия техники с хранения и приведения ее в готовность к боевому применению, на каждый образец вооружения и техники разрабатывается технологическая карта, в которой полностью раскрыт объем и последовательность выполнения работ, выполняемых при снятии ее с хранения и приведения в готовность к боевому применению. Технологическая карта укладывается в кабину каждой единицы техники. К работам первой очереди относятся работы, позволяющие пустить двигатель и вывести машину из парка:

Снятие с машины чехла из ткани (брезента) и удаление пломб;

Установка аккумуляторных батарей;

Заправка топливных баков и заполнение топливом системы питания;

Заправка системы охлаждения и смазки двигателя;

Снятие картонных щитов со стекол кабины;

Снятие герметизирующих чехлов с выпускной трубы, воздухоочистителя и генератора;

Проворачивание коленчатого вала карбюраторных двигателей вручную;

Подготовка и пуск двигателя, проверка его работы;

Включение системы централизованной подкачки шин, доведение давления в шинах до нормы;

Снятие колесной техники с подставок, освобождение рессор от разгрузочных колодок.

После снятия машин с хранения проводиться контрольный пробег.

Работы второй очереди выполняются в районе сосредоточения, на остановках или привалах.

К ним относятся:

Расконсервация основного вооружения, приборов;

Подготовка основного вооружения к боевому применению(включающая проведение проверок и выверок).

Таким образом , боевая готовность подразделения складывается из боевой готовности каждого военнослужащего, а боевая готовность части из готовности подразделений. Основное условие боевой готовности полка - боевая слаженность отделений, расчетов, экипажей, взводов, рот (батарей), батальонов (дивизионов).

II. Боевая готовность подразделения. Мобилизация.

Боев а я гот о вность вооружённых сил (войск) это состояние, определяющее степень подготовленности каждого вида вооруженных сил (войск) к выполнению возложенных на него боевых задач.

Наличие на вооружении армии оружия массового поражения и возможность его внезапного и массированного применения предъявляют к Б. г. вооруженных сил (войск) высокие требования. Вооруженные силы должны быть способными в любое время начать активные боевые действия на суше, на море и в воздухе. С этой целью в современных армиях предусматривается поддержание войск в постоянной (повседневной) боевой готовности.

Постоянная боевая готовность обеспечивается необходимой укомплектованностью войск личным составом, вооружением, техникой, запасами материальных средств, а также высокой выучкой личного состава.

Постоянная боевая готовность достигается:

Установленной укомплектованностью личным составом и обеспеченностью всеми видами ВВТ, специальной техники и транспортом;

Обеспеченность войск всеми видами запасов материальных средств и содержание их в качественном состоянии.

Высокой боевая подготовка войск и слаженность подразделений для действий в сложных условиях современного боя;

Высокими морально-психологические качествами и дисциплиной личного состава;

Хорошо налаженным оповещение и управление;

Готовностью частей и подразделений к быстрому переходу с мирного на военное положение;

Заблаговременным и детальным планированием всех мероприятий по боевой готовности, систематическое уточнение планов;

Содержание в мирное время кадровых войск в численности, достаточной для решения в современных условиях стратегических задач по экономическим соображениям непосильно даже для самого мощного государства. Поэтому, вооруженные силы большинства государств мира в настоящее время содержатся в строго ограниченном составе, обеспечивающем в любое время отражение внезапного нападения противника, нанесение мощного удара по агрессору в целях его разгрома.

Однако, в какой бы численности не содержались вооруженные силы в мирное время, в случае угрозы войны они развертываются до полного численного состава, установленного на военное время мобилизационным планом, т.е. осуществляется их перевод с мирного на военное время.

По своему составу в зависимости от степени укомплектованности личным составом в вооруженных силах России имеются соединения и части постоянной готовности, сокращенного состава, кадра и базы хранения вооружения и военной техники (БХВТ).

К частям и соединениям ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ относятся части и соединения штатная численность которых по мирному и военному времени одинакова. Эти части готовы к выполнению боевых задач в имеющейся штатной численности

К частям и соединениям СОКРАЩЕННОГО СОСТАВА относятся части и соединения укомплектованные личным составом и техникой в определенном процентном отношении к штатам военного времени.

К частям и соединениям кадра и БХВТ относятся части чей процент укомплектованности личным составом и техникой ниже чем в частях сокращенного состава.

Каждой войне обычно предшествует мобилизация, т.е. частичный или полный перевод ВС с мирного на военное время. Мобилизация проводиоась во всех государствах и во все времена. Но в это понятие в разные времена вкладывалось разное содержание. До I Мировой Войны мобилизацию рассматривали только как перевод армии с мирного на военное положение. Это понятие было верно до того периода, когда войны велись сравнительно немногочисленными армиями и материально обеспечивались запасами, созданными в мирное время производимыми специальными заводами.

Опыт мобилизации в I, а особенно во II Мировой Войне показал, что для успешного ведения войны нельзя ограничиваться мероприятиями только по отмобилизованию армии и ориентироваться на материальные ресурсы, накопленные в мирное время.

Современная война требует заблаговременной и всесторонней подготовки не только Вооруженных Сил, но и всех отраслей народного хозяйства к плановому переходу на военное положение и перевода его для удовлетворения нужд войны. В этих условиях мобилизация из числа войскового мероприятия по усилению армии, как это было до I Мировой Войны, превратилась в весьма сложное явление, охватывающее все стороны деятельности государства.

ПОД МОБИЛИЗАЦИЕЙ в общегосударственном масштабе понимается заранее спланированный и всесторонне обеспеченный процесс планомерного перевода Вооруженных Сил, гражданской обороны, народного хозяйства, общественных организаций и других общественных институтов с мирного на военное положение для решения задач, вызванных потребностями войны.

Мобилизация по своему объему может быть ОБЩЕЙ или ЧАСТИЧНОЙ.

ОБЩАЯ - охватывает все Вооруженные Силы и проводится на всей территории страны.

ЧАСТИЧНАЯ - охватывает только часть Вооруженных Сил на определенном ТВД.

Порядок выполнения мероприятий по переводу части с мирного на военное время отражается в документе который называется «План перевода части с мирного на военное время».

Похожие публикации