Энциклопедия пожаробезопасности

9 кругов ада по данте схема. Какие существуют круги ада

Рай и ад существуют в представлении людей, и многие умы на протяжении веков занимает вопрос: как выглядит место, куда перемещаются души? Ответы пытаются дать писатели и художники, а люди смотрят на мир их глазами. Никто не знает достоверно, как выглядит Преисподняя, но многим известно, что собой представляют круги ада по Данте Алигьери.

Что такое круги ада?

Впервые понятие ада появилось в библейском Новом Завете. Христиане были убеждены, что грешники после смерти попадают в загробный мир, где подвергаются страданиям и мучениям. Пройдя через 7 кругов ада, они очищаются от скверны и могут быть приняты в рай. К каждой секции четко привязан определенный грех, наказание за него определено заранее. Никто не называет точно, сколько кругов ада должен пересечь провинившийся, но иерархия преисподней меняется в католицизме. Количество кругов увеличил до девяти Аристотель, а потом его идею подхватил итальянский мыслитель Данте Алигьери.

9 кругов ада по Данте

В своем известнейшем произведении «Божественная комедия» Алигьери выстраивает ясную схему построения загробного мира. В нем каждый вновь прибывший, точнее его душа, попадает на свой уровень – так называемый круг ада. Данте не стал первым, кто придал подземному миру такую структуру, но его девять кругов ада получили красочное и подробное описание. Как правило, «Божественную комедию» часто вспоминают, когда заходит речь о Преисподней и ее внешнем виде. Круги ада Данте расположены в форме огромной воронки, узкий конец которой упирается в самый центр Вселенной.

Количество 9 не случайно. Можно разделить девятку на 3 по 3, а это число это имеет символическое значение для Данте:

  • его главное произведение состоит из трех частей;
  • у каждого человека имеется три силы души (животная, природная, жизненная);
  • тройка напоминает о и годах жизни Иисуса – 33.

Первый круг ада у Данте

Если верить авторитетному источнику по устройству загробного мира – «Божественной комедии» – попасть в него можно, если пройти через густой лес, покрытый сумраком. Алигьери начинал «размещать» грешников еще до входа в ад. Перед воротами по его замыслу толпились:

  • так называемые жалкие души, которые при жизни сотворить ничего плохого или хорошего;
  • ангелы (они не могли быть ни с Богом, ни с дьяволом).

Ворота распахивались, и открывался первый круг ада. Всех прибывших встречал старик Харон, герой древнегреческой мифологии. На этом рубеже в не прекращающейся скорби пребывали души тех, кто не заслужил вечных мук, но по независящим от них причинам не имели права попасть в рай. Лимб – это первый круг ада, в котором томились некрещеные, добродетельные нехристиане, античные философы и поэты.

Второй круг ада по Данте

Второй круг ада согласно «Божественной комедии» носил название «Похоть». Здесь были заключены сладострастники, прелюбодеи, все те, кого любовь толкнула на путь греха. За порядком следил справедливый царь Минос. На этом отрезке грешного пути царила мгла и дул сильный ветер, крутящий и швыряющий души о скалы. Прибывшие были вынуждены терпеть истязание бурей на веки вечные за то, что при жизни не смогли усмирить свою плоть.

Третий круг ада Данте

На третьем круге томятся чревоугодники – обжоры и гурманы. Все, кто при жизни был не сдержан в еде, вынуждены гнить под непрекращающимся дождем и градом. Неприятности погоды являются их главным наказанием. 3 круг ада по Данте охраняет Цербер – огромный трехглавый пес со змеиным хвостом, из пасти которого течет ядовитая смесь. Особо провинившиеся души он обгладывает. Кто без меры ел, будет сам съеден.

Четвертый круг ада по Данте

За жадность и расточительство людей наказывал 4 круг ада по Данте. Не умевшие совмещать разумные траты вынуждены были ежедневно вступать в борьбу друг с другом и таскать тяжести. Провинившиеся таскали по полю и вкатывали на гору огромные валуны, сталкивались на вершине и начинали свое непростое дело заново. Как и предыдущие круги ада по Данте это чистилище охранялось надежным стражем. Греческий бог богатства Плутос следил за порядком.


Пятый круг ада по Данте

Пятый круг ада – это последнее пристанище ленивых и гневных душ. Им предначертано сражаться на огромном грязном болоте (другой вариант – река Стикс), дно которого выстлано телами самых главных лентяев, которые скучают даже в Преисподней. Контролировать исполнение наказаний приставлен Флегий, сын бога Ареса и родоначальник мифического разбойничьего племени флегийцев. Адское болото – место угрюмое и неприятное, чтобы не попасть туда, надо при жизни не лениться, не злиться и не печалиться по пустякам.

Шестой круг ада по Данте

Чем хуже проступок, тем большее наказание ждет за него. И 6 круг ада по Данте – это место, где томятся в огненных могилах еретики, проповедавшие при жизни иных богов. Души лжеучителей постоянно горят в открытых ямах, как в печах. Стражи этого страшного места – три злобные и сварливые сестры, Тисифона, Алекто и Мегера. Вместо шевелюры на их головах – змеиные гнезда. Следующие круги ада по мнению Данте отделяет зловонный ров, ведь следом терзают за самые страшные .

Седьмой круг ада по Данте

В степях, где льется огненный дождь, Минотавр охраняет души, запятнавшие себя насилием. Начиная с седьмого, круги ада у Данте делятся на отдельные отрезки. Седьмой разграничен на пояса:

  1. Насильники, тираны, разбойники кипят во рву, который наполнен раскаленной кровью. Тех, кто выныривают из алого кипятка, подстреливают из лука три кентавра.
  2. Самоубийц, превращенных в аду в деревья, терзают гарпии, а игроков (то есть, тех, кто насильничал над собой и своим имуществом) гоняют гончие собаки.
  3. Богохульники и содомиты вынуждены прозябать в огненной пустыне под непрекращающимся дождем из огня.

Восьмой круг ада по Данте

Так же, как и предыдущий, восьмой круг ада разделен на секции – рвы. Под присмотром шестирукого исполина Гериона наказываются обманщики всех мастей. И для каждого имеется своя «щель»:

  • обольстителей и сводников бичуют бесы;
  • льстецы навеки погрязли в каловых массах;
  • святокупцы подвешены вниз головой к скалам, и по их ступням течет огонь;
  • гадатели и прорицатели поражены немотой, и головы их закинуты назад;
  • взяточники кипят в смоле, а бесы багрят рискнувших высунуться;
  • лицемеры закованы в мантии из свинца;
  • ворам досаждают всяческие гады – змеи, пауки и пр. – совокупляются с ними;
  • души лукавых советчиков горят в вечном огне;
  • тех, кто стал зачинщиком раздора, век потрошат;
  • лжесвидетели, фальсификаторы, фальшивомонетчики мучаются от болезней (водянки, бешенства).

Девятый круг ада по Данте

Самый страшный, девятый круг ада является у Алигьери последним. Он представляет собой огромное ледяное озеро Коцит с пятью поясами. Грешники вмерзли в лед по шею и вынуждены испытывать вечные муки холодом. Три гиганта Антей, Бриарей, Эфиальт не позволяют никому сбежать. Трехголовый дьявол , низринутый Богом с небес, отбывает здесь пожизненное наказание. Вмерзший в льдину, он терзает попавших к нему предателей: Иуду, Кассия и Брута. Кроме них девятый круг собирает отступников и изменники всех мастей. Сюда попадают предавшие:

  • родных и близких;
  • друзей;
  • родины;
  • Бога.

Круги ада по Библии

Самое качественное, подробное описание структуры Преисподней в светской литературе принадлежит Алигьери. Его произведение эпохи позднего средневековья описывает загробную жизнь с точки зрения католической концепции, но круги ада по Данте отличаются от представленных в Библии. Понимание ада трактуется в православии как «осознанное небытие», и каждый верующий сам творит свое пристанище не веки вечные. После смерти тела души попадают в геенну огненную.

Красочный путеводитель по кругам ада из «Божественной комедии» Данте Алигьери. Теперь вы убедитесь, что в этом мире еще не все так плохо.надеемся, что никому эти мучения не грозят. Потому что попасть хотя бы в один круг чрезвычайно просто.

1 круг — Лимб

Первый круг ада — Лимб, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты (кроме того, Вергилий): здесь же находились Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай.

Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.

2 круг — Сладострастие

У входа путешественников встречает царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и постоянно бушует буря — порывы ветра швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь. Возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате — твоя душа будет носиться неприкаянной над бездной во веки вечные.

Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.

3 круг — Чревоугодие

В этом круге заключены обжоры: здесь вечно льет ледяной дождь, души вязнут в грязной жиже, а демон Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.

Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.

4 круг — Жадность

Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.

Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.

5 круг — Гнев и Лень

Гигантская река, а вернее Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.

Страж: Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.

6 круг — Для еретиков и лжеучителей

Пламенеющий город Дит (Дитом римляне звали Аида, бога подземного царства), который сторожат сестры-Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит неизбывная скорбь, а в раскрытых гробницах, словно в вечных печах, покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью.

Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.

7 круг — Для насильников и убийц всех мастей

Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же: страшные муки душ, запятнавших себя насилием. Сюда попадают и тираны, и убийцы, и самоубийцы, и богохульники, и даже игроки (которые бесмыссленно истребляли собственное имущество). Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в алом кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени.

Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.

8 круг — Для обманувших недоверившихся

Пристанище сводников и обольстителей, состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный девятый круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. В этот же круг попадают священники, торговавшие церковными должностями.

Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, и если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.

9 круг — Для отступников и предателей всех сортов

В самом центре преисподней — ледяное озеро Коцит. Как в аду викингов, тут невероятно холодно. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, и главный из них — Люцифер, падший ангел. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.

Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.

Представить ад современному человеку нетрудно, благо культуры разных стран создали запоминающиеся картинки. Все мы слышали про 9 кругов ада по Данте, видели захватывающие картины Иеронима Босха, встречали описание ада в других произведениях - от комиксов до кино.

Порой эта информация противоречива, а человека гложет вопрос - что же там, в загробной жизни, ждёт грешника. Мы можем опираться на разные источники, например, довериться свидетельствам людей, переживших клиническую смерть.

Ад представляют по-разному: кто-то считает его реальным местом, кто-то - состоянием души, а другие - выдумкой.

Представления об аде намного старше христианства. Нелегко проследить истоки верований, что душа после смерти может попасть, как минимум, в два места: туда, где её наградят за доброту, либо туда, где она будет страдать за грехи.

Трудно, да, пожалуй, и не нужно, сформировать некое общее представление об аде. Слишком оно различно в мире, в религиях, во времени. Есть очень противоречивые идеи. Вот лишь одни из них:

  • Ад - это место телесных страданий . Умерший человек сохраняет физическое восприятие и некоторый срок (возможно, неограниченный) претерпевает пытки огнём, порезами, болезнями и прочими способами доставить боль;
  • Ад - это источник душевных страданий . Душа - не телесна, а значит, причинить ей наибольшую боль могут только психические удары: то, что лично для этого человека невыносимо. Скажем, человек, страдавший от обжорства, будет претерпевать такие пытки, как переедание или, наоборот, голод;
  • Ад - это не какая-то область загробного бытия, а наш собственный мир. Здесь так много страданий, что сам по себе приходит вывод, будто мы живём в аду. Возможно, уже страдаем за грех, который совершили в реальности. Или же, мы просто не понимаем идею ада, и он нам дан на Земле не как наказание, а как ступень очищения для достижения духовной зрелости. Только после этого человека пустят в высшие миры;
  • Ад, как и рай, - это область в сознании человека. Мы не подаем туда один раз после жизни или смерти, а постоянно мечемся между разными состояниями. Праведник - уже в раю, потому что у него в душе царит совершенство. Грешник, лицемер, преступник ещё при жизни находится во внутреннем аду, так как вынужден мириться со своим несовершенством.

Этого взгляда придерживается греческий Митрополит Иерофей Влахос:

Иерофей Влахос

Митрополит

«Рай и ад существуют не как угроза со стороны Бога, а как болезнь и здравие. Здоровые и очистившиеся испытывают на себе просвещающее действие Божией благодати, а недугующие и больные – опаляющее действие Божие».

  • Ада не существует . Бог нарочно припугивает людей посмертной карой, но он слишком добр, чтобы обрести души на муки.

В действительности, представлений об аде намного больше. Чаще ад - это место нематериальное, поэтому туда могут попасть только тонкие тела: души, сознания и т.д. Но есть и сторонники того, что ад - реальное, материальное место, которое находится под земной корой. Человек из плоти вполне может туда спуститься, если выдержит температуру. Вот лишь несколько таких мест:

  • Дарваза - газовый кратер в Туркменистане. Изначально там бурили воронку, но земля обвалилась и впустила газ. Чтобы тот не распространялся, его подожгли. Однако уже полвека пламя не гаснет.
  • Осоре - гора в Японии. Она соответствует описанию ада в некоторых буддийских источниках.
  • Масая - вулкан в Никарагуа. Испанцы установили на его вершине огромный крест, чтобы не позволить армии демонов выбраться на землю.

Идея ада внутри Земли тесно связана с представлением о его кругах, о чём повествует нам известный средневековый автор - Данте Алигьери

Поэт Данте описал ад в «Божественной комедии»

Данте Алигьери (1265 г. – 1321 г.) - один из самых известных писателей в мире. Наряду с ним упоминают лишь единицы потому, что такой вклад в литературу - редкая заслуга. Он также значим, как, например, Гомер, написавший «Илиаду» и «Одиссею».

Собственно, до Гомера имелись размытые представления о художественных произведениях. Их обычная цель - вознести хвалу богам. Гомер пошёл дальше - создал многоуровневый труд, с образами, сюжетом, поэтикой - нечто, с чем не могли потягаться последующие 15 веков другие авторы.

Данте Алигьери очень любил античность и не побоялся бросить вызов Гомеровским поэмам. Он написал длинную поэму «Божественная комедия» (сперва просто - «Комедия»), каких ещё не знали в те дни европейцы.

Передать художественную ценность этой работы в переводе практически невозможно, так что остаётся верить на слово специалистам, когда они говорят, что это выдающаяся работа с языком.


Данте стал своего рода законодателем и основоположником итальянского языка. Его влияние на последующую литературу сложно переоценить.

Автор собрал все приёмы и традиции предшествующей письменности и подвёл под ними черту, резюмировал одну эпоху писателей и дал начало другой. Впоследствии будет ещё более мощное произведение - «Улисс» Джеймса Джойса, но это в прозе. Данте же был поэтом.

«Божественная комедия» - это поэма с отпечатком биографии и взглядов автора

Именно «Божественная комедия» и создала описание девяти кругов ада. И не только их. Чтобы лучше представлять себе, что это за произведение, нужно учесть несколько фактов:

  • В поэме описана не только структура ада, но и чистилища, а также рая . Об этом редко вспоминают, так как мало кто в действительности читал «Божественную комедию». Но это так. Герой произведения добирается до центра ада, проходит через чистилище и возносится на верхний уровень рая, который, кстати, разделён на 10 небес.
  • Это не богословское и не христианское, а просто художественное произведение . Данте страдал от серьёзного внутреннего конфликта. Как верующий и богослов своей эпохи, он считал необходимым писать во славу христианства. Так делали все. Но сам Данте просто обожал античность. «Божественная комедия» всё время мечется между двумя полюсами, потому что автор хочет писать о греческой мифологии, а «надо» о христианстве. В итоге в картину ада вплетаются Цербер, Минотавр, титаны и прочий греческий бестиарий.

В числе самых страшных грешников - предатель Цезаря Брут. Проводник рассказчика - поэт Вергилий. Данте сложно скрывать симпатию к античности, она преобладает над христианским ядром, которое тоже присутствует. Так что и относиться к произведению нужно не как к путеводителю по настоящему аду, а правильно - как к художественному вымыслу. Тогда всё в порядке.

  • На поэму накладывает серьёзный отпечаток биография Данте . Одни авторы максимально дистанцируются от произведений, другие же пишут о себе. Данте принадлежал к числу последних. Его ад наполнен отсылками к реальным местам на земле, где бывал поэт. Среди мучеников часто отмечают его знакомых - некоторые ещё жили в момент сочинения.

Особое место в сюжете занимает Беатриче Портинари - возлюбленная Данте, завязать отношения с которой он так и не решился до её скоропостижной смерти. Девушка присутствует в большинстве работ Данте, где он фантазирует об их с нею сбывшейся любви. Сам же Данте женился по расчёту и к супруге столь же возвышенных чувств никогда не питал.

В «Божественной комедии» описаны 9 кругов ада, где обитают грешники - от праведных язычников до предателей

Поэма начинается со встречи Данте и Вергилия в лесу. В каждом предмете ландшафта или персонаже можно усмотреть тьму символов, но останавливаться на этом не станем.

Сперва Данте демонстрирует перед входом в ад души, которые не попали в ад и в рай, поскольку не творили добра или зла.

1 круг. Он называется Лимб. Это самое щадящее место в аду. Здесь нет боли, только скорбь. Сюда Данте поместил своих любимцев - античных философов и поэтов, которые были добродетельными, но не крестились. Также здесь обитают некрещёные младенцы.

2 круг. Здесь, на втором круге, бушуют сильные ветра, бури. Они наказывают блудниц, любодеев, людей, которые поддались страсти.

3 круг. Обжоры и чревоугодники. Они вечно гниют под палящим солнцем, страдая от собственной раскормленной плоти. Рядом бегает трёхголовый пёс Цербер. Он охотно пожирает брюхатых грешников.

4 круг . Расточители и скупые люди - жертвы противоположных мировоззрений - здесь вынуждены вечно спорить друг с другом.

5 круг. Ленивые люди вечно вязнут в болоте, из которого им недостаёт воли вылезти. Здесь же рядом гневные грешники - их хватает лишь на то, чтобы без конца драться в трясине. Миновать пятый круг можно на единственной лодке.

5 круг ада, по Данте, - это болото, где топнут лентяи и агрессоры

6 круг . Начинается город Дит. Он занимает несколько кругов внутрь. Пока видны лишь его стены. Здесь лжеучителя и еретики уже не столь опасны, как при жизни. Они незаметны - лишь призраки, которые лежат в горящих могилах.

7 круг . Очень подробно описан, так как включает несколько поясов, где обитают разные грешники. Но всех их связывает один грех - насилие:

  • над другими;
  • над собой и имуществом;
  • над божеством, естеством и искусством.

На этом круге есть лес из самоубийц. Им теперь вечно предстоит терпеть страдания. Есть река крови, где разбойники и тираны вынуждены прятаться от стрел кентавров. А у самого края горит кипящий поток, где вандалы, богохульники и содомиты изнывают от зноя.


8 круг . Мы миновали 7 кругов ада. Город Дит закончился. Дальше мы спускаемся по десяти рвам, как по ступенькам. В центре этих рвов - конец ада. Но пока ещё восьмой круг. Здесь держат обманщиков всех мастей: льстецы, лицемеры, лукавцы, фальшивомонетчики и т.д. Наказаний тоже большое разнообразие: кто-то кипит в смоле, кого-то потрошат, третий страдает от проказы, ещё одного - стегают бичами демоны и т.д.

9 круг . Самый центр. Здесь царит холод. Это поверхность озера Коцит. Самый страшный грех по Данте - предательство. Есть четыре категории предателей:

  • кто предал родных;
  • кто предал родину или общую идею;
  • кто предал друзей;
  • кто предал благодетелей.

Все они вмёрзли по шею. А самом центре - два известнейших в христианстве предателя - Люцифер, который, по преданию, предал Бога, и Иуда. Бывшего апостола дьявол держит в руке и без конца поедает.


Дальше Вергилий ведёт Данте через чистилище, а затем сообщает, что в рай, как язычник, войти не может. Тут рассказчика встречает Беатриче, умершая много лет назад. После смерти обе души объединяются и следуют дальше - в рай.

Кругов ада по Библии не существует - в Писании ни слова о них

А сколько существует кругов ада, согласно Библии? Ни одного. Священное Писание, в принципе, нацелено не на то, чтобы удовлетворить любопытство человека по всем вопросам, а чтобы дать ему духовные ориентиры. Описание ада в Книге книг довольно скупо, ведь акцент не на нём. Если совсем грубо, то Библия - это учение о том, как не попасть в ад, а не экскурсия по нему.

Православие, как и христианство вообще, не имеет общего представления о том, каков ад.

Например, с греческого ад - это место лишённое света.

Вообще, в Библии есть несколько слов, которые часто употребляются как синонимы ада.

Хадес - царство мёртвых по-гречески. По-еврейски - шеол. Это мрачное подземелье для душ грешников. Но в то же время это римское имя бога Аида. И в этом значении оно часто обозначает царство мёртвых вообще.

Хадес упоминается в книге Откровения:

(Откр. 20:14)

«И смерть и ад повержены в озеро огненное»

Отсюда легко сделать вывод, что хадес - это место, где, возможно, темно, но уж точно не жарко.

Тартар - тоже слово греческого происхождения. Изначально - тёмное место, где греческие боги держали своих врагов. В Синдальном переводе - «адский мрак».

«Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания»

То есть это тоже некая темница.

Геенна - название произошло от местности, где язычники сжигали детей. Геенна огненная должна прийти на смену аду.

«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?»

Преисподняя - перевод слова «шеол» (хадес). Синоним ада.

Согласно Библии, в аду темно, но не жарко

Так что Библия не даёт описания ада и его кругов. Но мы имеем основания сказать, что в аду вряд ли пылает огонь. Скорее всего, там просто темно. Пламя же есть в описании геенны огненной, куда должны попасть души грешников после Страшного суда.

Что же касается наследия Данте, то к нему следует относиться правильно - как к художественному произведению. Не стоит возлагать на литературу проповеднические функции. Это никогда не заканчивалось хорошо. Для таких целей есть Священное Писание. Оно расскажет о главном.

В своем удивительном, устрашающем творении "Божественная комедия" Данте Алигьери в красках живописал картины наказаний грешников. Выражение "9 кругов ада" получило яркую визуализацию, что, несомненно, сильно подействовало на верующих. И в наше время произведение Данте изучается и истолковывается, ведь сколько будет существовать религия, столько же будут актуальны наказания за проступки перед Богом. Наша статья посвящена описанию кругов ада по известному произведению. Представим же и себе уникальную картину, что простирается перед глазами героев "Божественной комедии".

Обобщенные особенности ада по Данте

Путешествуя по ужасным кругам ада, можно увидеть закономерность. Первые круги представляют собой вечные наказания за невоздержанность при жизни. Чем дальше, тем грехи людские менее материальны, то есть затрагивают моральные аспекты жизни. Соответственно, с каждым кругом истязания над грешниками страшней. То, как представил читателям Данте 9 кругов ада, вызывает бурю эмоций и, как надеемся мы и на что рассчитывал автор древности, предостережет людей от дурных поступков.

Живописное представление Данте о географии ада, естественно, не было первоначальной информацией. Поэт выразил опыт и теории философов и ученых-предшественников, описав 9 кругов ада. По Библии подобное представление выражается в семи очищающих души грешников уровнях.

Так, Данте в своем произведении опирается на центрическую структуру ада, где группы кругов характеризуются различной тяжестью грехов. Как мы уже успели заметить, чем ближе к центру, тем тяжелей грех.

Аристотель в своем труде "Этика" классифицирует грехи по разрядам: первый - невоздержанность, второй - насилие над другими и над собой, третий разряд - обман и предательство.

Теперь мы пустимся в путешествие по миру, где царит наказание, и за каждый проступок воздается в полной мере - начинаем знакомство с кругами ада.

Круг первый. Лимб

На первом круге ада страдания грешников безболезненны. Наказание здесь - вечная скорбь, а выпало оно на долю тех, кто не был крещен.

Так, среди скорбящих душ на Лимбе присутствуют праведники из (Ной, Авраам, Моисей), древние философы (в их числе и Вергилий). Сторожит круг Харон - тот самый перевозчик душ через Далее - об интересном, которое содержит "Божественная комедия" Данте, на других кругах.

Круг второй. Сладострастие

На втором круге, созданном для наказания при жизни невоздержанным в любви, грешников сторожит сам тот самый отец чудовища Минотавра. Здесь он также выступает в роли справедливого судьи, распределяющего души по соответствующим кругам.

На этом кругу постоянная тьма, в которой буйствует ураган. Души тех, кто изменял своей супруге/супругу, нещадно бросает ветром.

Круг третий. Чревоугодие

На третьем кругу адских мук находятся те, кто при жизни был несдержан в еде. Обжор поливает холодный дождь, под ногами вечная грязь.

Стражем к обжорам приставлен адский пес с тремя головами -Цербер. Те грешные души, что попадаются ему в лапы, он обгладывает. А мы продолжим углубляться в то, как представил Данте 9 кругов ада.

Круг четвертый. Жадность

На следующем кругу наказания становятся еще жестче. Здесь находятся души тех, кто был жаден в разных сферах жизни. Выглядит наказание так: на обширной равнине две массы душ толкают навстречу друг другу громадные камни. Когда линии сталкиваются, приходится расходиться снова и начиначь работу заново.

На страже жадных грешников стоит Плутос - богатства, упомянутый в гомеровской "Одиссее".

Круг пятый. Гнев и лень

Пятый круг представляет собой широкое болото. Буйные и ленивые души беспрестанно дерутся, плавая в болотной воде. К кругу страшных наказаний приставлен стражем Флегий - родоначальник флегийских разбойников, сын Ареса.

Круг шестой. Лжеучители и еретики

Каждый, кто проповедовал иных богов и вводил народы в заблуждение, попадал на седьмой (по Данте) круг ада. В Пламенеющем городе находятся души таких грешников. Там они мучаются в открытых горячих, словно печи, могилах. Сторожат их страшные чудовища - мифические сестры-Фурии со змеями вместо волос. Между шестым и следующим кругами разграничивающий зловонный ров. Начинаются дальние области, где истязают за еще более серъезные грехи.

Седьмой круг. Убийцы и насильники

Представленные Данте 9 кругов ада продолжаются седьмым - местом, где мучаются души убийц разного плана, в том числе и самоубийц, тиранов.

Убийцы и соврешившие насилие находятся посреди степи, над которой льется огненный дождь. Он опаляет грешников, также здесь их раздирают собаки, ловят и мучают гарпии. Даже в деревья, вечно стоящие беспомощно, превращают убийц на седьмом кругу ада. Следит за исправно подвергающимися пыткам душами ужасный мифический монстр Минотавр.

Круг восьмой. Обманувшие

Впереди у нас самые впечатляющие из 9 кругов ада. По Библии христианской, ровно как и в прочих религиях, обманщики подвергаются одиним из жесточайших наказаний. Вот и у Данте им досталось место, настолько губительное, что только бессмертные души и могут здесь существовать.

Восьмой круг представляет собой Злопазухи - 10 рвов, в которых идут среди нечистот гадатели и предсказатели, провинившиеся на должности священники, лицемеры, колдуны, лжесвидетели, алхимики. Грешников варят в смоле, бьют баграми, заковывают в скалы и обдают ступни огнем. Мучают их разные гады и болезни. Стражем здесь стоит великан Герион.

Круг девятый, центр. Изменники и предатели

В центре ада, по поэме Данте, находится вмерзший в ледяное озеро Коцит Люцифер. Его лицо обращено вниз. Он же истязает и прочих известных предателей: Иуду, Брута, Кассия.

Среди адского холода мучаются и все остальные предавшие души. Сторожат их гигант Антей, предатель спартанцев Эфиальт и сын Урана и Геи бриарей.

Заключение

Наконец, мы вышли из адского мира, созданного Данте Алигьери. "Божественная комедия", содержание которой мы таким образом охватили, - произведение, дошедшее до нас через века благодаря своему свойству впечатлять умы читателей. Произведение заслуженно считается классикой, обязательной для прочтения.

Теперь мы знаем, на основе чего создал легендарный Данте 9 кругов ада, и что они собой представляют. Отметим еще раз, что картины, предстающие перед читателями, поражают масштабом и содержанием: словно весь страх человека перед смертью и воплотился в единую мысль, выраженную поэмой "Божественная комедия". Если перед вами еще не лежит открытая эта книга, 9 кругов ада вполне готовы разместить и вашу душу...

Отмечено не только жизнеутверждающими мотивами «Весны ». «Венеры и Марса » и «Рождения Венеры », но и мрачными, трагическими настроениями. Их наглядным примером служит рисунок «Карта Ада» (La mappa dell inferno ).

Есть несколько прославленных иллюстрированных рукописей «Божественной комедии» Данте . Наиболее замечателен в этом отношении роскошный манускрипт, составленный по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи с великолепными рисунками Сандро Боттичелли. Серия рисунков Боттичелли осталась незавершенной, но даже и в таком виде она может быть признана вершиной искусства книжной иллюстрации итальянского кватроченто (XV века).

Особенно потрясают иллюстрации Боттичелли на тему Ада. «Карта Ада» Сандро Боттичелли – цветной рисунок на пергаменте с изображением девяти кругов адской бездны.

Сандро Боттичелли. Карта Ада (Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Данте описывал Ад как пропасть с девятью кругами, которые, в свою очередь, делятся на различные кольца. Боттичелли на своей «Карте Ада» представил царство грешников с такой тонкостью и точностью, что можно проследить отдельные остановки, которые, по сюжету «Божественной комедии», делали Данте и Вергилий, спускаясь к центру земли.

Ниже приведена ещё одна иллюстрация Сандро Боттичелли к «Божественной комедии». Это рисунок к Песни 18 Ада. Главные персонажи, Данте и Вергилий , изображены здесь несколько раз, как бы путешествующими по краю адской пропасти. Они выделяются своими трепетно сияющими одеждами. Следуя по теснинам Ада, они вначале видят мучимые бесами души сутенеров и соблазнителей, а потом доносчиков и проституток, которые обречены страдать ввергнутыми в грязь.

Сандро Боттичелли. Ад. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Тут Боттичелли представляет Данте и его провожатого Вергилия в восьмом круге Ада, который состоит из десяти глубоких пропастей, где карают мошенников.

Сандро Боттичелли. Данте и Вергилий в восьмом круге Ада. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

А здесь Боттичелли нарисовал древних гигантов, которые восстали против богов и были за это закованы в цепи. Они символизируют грубую силу природы, заключённую в адские бездны.

Сандро Боттичелли. Древние гиганты в Аду. Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Похожие публикации