Энциклопедия пожаробезопасности

Мышление, его формы и виды. Образное мышление: как развить

Поступающей из окружающего мира. Мышление осуществляется в ходе течения мыслей, образов, различных ощущений. Человек, получая какую-либо информацию, способен представить как внешнюю, так и внутреннюю сторону конкретного предмета, предугадать изменение его во времени, представить этот предмет в его отсутствие. Что такое тип мышления? Существуют ли какие-то методики для определения типов мышления? Как ими пользоваться? В этой статье мы рассмотрим основные типы мышления, их классификацию и особенности.

Общая характеристика мышления

Изучая информацию о типах и видах мышления, можно прийти к выводу, что для их определения не существует единой характеристики. Мнения ученых и психологов в чем-то похожи, в чем-то различны. Классификация основных типов мышления - вещь довольно условная, так как наиболее характерные типы и виды мышления человека дополняются их производными, индивидуальными формами. Но прежде чем перейти к рассмотрению различных типов, хотелось бы выяснить, как протекает сам процесс мыслительной деятельности. Мышление можно разделить на некоторые умственные операции, в результате которых образовывается понятие.

  • Прежде всего, посредством анализа человек мысленно разбивает целое на составные части. Это происходит вследствие стремления к более глубокому познанию целого путем изучения каждой его части.
  • В результате синтеза человек мысленно соединяет отдельные части в единое целое, либо группирует отдельные признаки, свойства предмета или явления.
  • В процессе сравнения многие типы и виды мышления способны выделять общее и различное у предметов или явлений.
  • Следующей операцией процесса мышления является абстракция. Это одновременное мысленное отвлечение от несуществующих свойств при выделении существенных признаков предмета.
  • Операция обобщения отвечает за систематизацию свойств предмета или явления, сведение воедино общих понятий.
  • Конкретизация - это переход от общих понятий к единому, конкретному случаю.

Все эти операции могут сочетаться в различных вариациях, образовывая в результате понятие - основную единицу мышления.

Практическое (наглядно-действенное) мышление

Психологи делят типы мышления человека на три группы. Рассмотрим первый тип - наглядно-действенное мышление, в результате которого человек способен справиться с задачей в результате мысленного преобразования ситуации на основании полученного ранее опыта. Из самого названия исходит, что изначально происходит процесс наблюдения, метод проб и ошибок, потом, исходя из этого, формируется теоретическая деятельность. Этот тип мышления хорошо объясняется следующим примером. Человек сначала на практике научился измерять свой земельный участок при помощи подручных средств. И лишь потом на основе полученных знаний постепенно была сформирована геометрия, как отдельная дисциплина. Здесь практика и теория неразрывно связаны между собой.

Образное (наглядно-образное) мышление

Наряду с понятийным мышлением выступает образное, или наглядно-образное. Его можно назвать мышлением при помощи представления. Образный тип мышления наиболее явно наблюдается у дошкольников. Для решения определенной задачи человек пользуется уже не понятиями или умозаключениями, а образами, которые хранятся в памяти или воссоздаются воображением. Этот тип мышления можно также наблюдать у людей, которые по роду своей деятельности призваны принимать решения, взяв за основу лишь наблюдение за предметом или наглядные изображения предметов (план, рисунок, схема). Наглядно-образный тип мышления обеспечивает возможность мысленного представления, подбора различных сочетаний предметов и их свойств.

Абстрактно-логическое мышление

Данный тип мышления не оперирует отдельными деталями, а концентрируется на размышлении в целом. Развивая этот тип мышления еще с раннего возраста, в будущем можно будет не беспокоиться о проблемах с решением важных задач. Абстрактно-логическое мышление имеет три формы, рассмотрим их:

  • Понятие - это объединение одного или нескольких однородных предметов при помощи существенных признаков. Данную форму мышления начинают развивать у маленьких детей, знакомя их со значением предметов, давая им определения.
  • Суждение может быть простым и сложным. Это утверждение либо отрицание какого-либо явления или взаимосвязи предметов. Простое суждение имеет вид короткой фразы, а сложное может быть в виде повествовательного предложения. «Собачка гавкает», «Мама любит Машу», «Водичка мокрая» - именно так мы учим малышей рассуждать во время знакомства их с внешним миром.
  • Умозаключение - это логический вывод, следующий из нескольких суждений. Начальные суждения определяются как предпосылки, а конечные - как заключения.

Каждому по силам самостоятельно развивать логический тип мышления, для этого существует масса головоломок, ребусов, кроссвордов, логических задач. Правильно развитое абстрактно-логическое мышление в будущем дает возможность решить множество задач, которые не позволяют иметь тесный контакт с изучаемым предметом.

Типы экономического мышления

Экономика - это та отрасль жизни человека, с которой каждый сталкивается. Ежедневно узнавая что-то из повседневной практики, личность формирует собственные ориентиры, которые касаются хозяйственной деятельности. Так постепенно формируется экономическое мышление.

Обыденный тип мышления имеет субъективный характер. Индивидуальные экономические познания не столь углубленные и не способны предотвратить промахи и ошибки. Обыденное экономическое мышление основывается на односторонних и отрывочных познаниях в этой отрасли. Вследствие этого возможно восприятие части какого-либо события как единого целого или случайного явления - как постоянного и неизменного.

Напротив обыденного стоит научное экономическое мышление. Человек, владеющий им, знает способы рациональной и научно-обоснованной экономической деятельности. Рассуждения такой личности не зависят от чьего-либо мнения, она способна определить объективную истину ситуации. Научное экономичное мышление охватывает всю поверхность событий, отражая экономику во всесторонней целостности.

Философское мышление

Предметом философии является духовный опыт человека, как психологический и социальный, так и эстетический, моральный и религиозный. Как само мировоззрение, так и типы философского мышления берут свое начало в продуктивном сомнении в правильности повседневных мнений. Рассмотрим основные особенности этого типа мышления:

  • Концептуальная обоснованность - это последовательность решения вопросов мировоззрения согласно установленному порядку.
  • Последовательность и систематичность подразумевает построение философом теоретической системы, дающей ответы на множество мировоззренческих вопросов.
  • Универсальность теорий заключается в следующем: философ редко дает ответы на вопросы, волнующие конкретного человека, его теории лишь указывают верный путь для поиска этих ответов.
  • Открытость для критики. Философские суждения поддаются конструктивной критике и открыты для пересмотра основных положений.

Рациональный тип мышления

Какой вид восприятия и обработки информации оперирует компетентностью и знанием, умением и навыком и не берет во внимание такие операции, как чувство и предчувствие, импульс и желание, впечатление и переживание? Верно, рациональное мышление. Это когнитивный процесс, который основывается на разумном и логичном восприятии предмета или ситуации. Человеку в течение жизни не всегда приходится размышлять над чем-либо, иногда он обходится чувствами и привычками, доведенными до автоматизма. Но когда он «включает голову», то старается мыслить рационально. Привлечь такого человека можно лишь фактами, основанными на реальности, и лишь осознав важность конечного результата, он начнет действовать.

Иррациональное мышление

Иррациональное мышление не подчиняется логике и контролю над своими действиями. Иррационалисты - деятельные личности. Они берутся за многие дела, однако в их действиях просматривается нелогичность. Их мысли и суждения основываются не на реальных фактах, а на ожидаемом результате. Иррациональное мышление может основываться на искаженных умозаключениях, на преуменьшении или преувеличении значимости каких-либо событий, персонализации либо сверхобобщении результата, когда человек, единожды потерпев неудачу, делает соответствующий вывод на всю жизнь.

Синтезирующий тип мышления

При помощи данного типа мышления человек на основе различных фрагментов и кусков информации создает целостную картину. Люди-энциклопедисты, библиотекари, офисные работники, ученые, программисты-энтузиасты - все они являются представителями синтезирующего мышления. От них невозможно дождаться интереса к экстриму и путешествиям, их привычным полем деятельности является постоянная рабочая рутина.

Люди-аналитики

Наблюдатели, люди, которые способны докопаться до первопричины события, любители размышлять о жизненном пути, имея в своем арсенале лишь несколько фактов, детективы и следователи - это типичные представители аналитического типа мышления.

Это своего рода научный тип мышления, сильной стороной которого является логика. Этот тип восприятия информации можно сравнить с рациональным, но он более долгосрочен. Если рационалист, решая одну проблему, быстро переходит к решению следующей, то аналитик будет долго копаться, оценивать развитие событий, обдумывать, что могло послужить первопричиной.

Идеалистический тип мышления

Наиболее часто встречающиеся типы мышления человека включают мышление идеалистическое. Оно характерно для людей с несколько завышенными требованиями к окружающим. Они подсознательно пытаются отыскать ранее созданные идеальные образы в окружающих, они склонны питать иллюзии, что влечет за собой разочарование.

Идеалисты максимально точно могут оперировать в своих решениях социальными и субъективными факторами, они стараются избегать конфликтных ситуаций, считая их ненужной тратой времени. По их мнению, все люди могут договориться между собой. Для этого им важно правильно определить конечную цель. Их стандарты могут показаться слишком завышенными, однако качество работы таких людей действительно высокое, а поведение - образцовое.

Люди «Зачем?» и люди «Почему?»

Еще одна характеристика типов мышления была предложена Стивеном Кови. Ему принадлежит идея о том, что разные типы мышления можно разделить всего на два вида. Позже его теорию поддержал и Джек Кенфилд, занимающийся мотивацией человека. Так что же это за теория? Давайте разберемся.

Люди первого типа живут мыслями о собственном будущем. Все действия людей направлены не на воплощение в жизнь своих желаний, а на размышления о завтрашнем дне. При этом, они не задумываются, наступит ли это «завтра» вообще. Результатом этого является множество упущенных возможностей, неспособность к кардинальным изменениям, а мечты о безоблачном будущем часто так и не становятся явью.

Люди «почему» живут прошлым. Прошлым опытом, прошлыми победами и достижениями. При этом они часто не замечают того, что происходит на данный момент, о будущем могут вообще не задумываться. Причины возникновения многих проблем они ищут в прошлом, а не в себе.

Методика «Тип мышления»

На сегодняшний день психологами разработано множество методик, при помощи которых можно определить собственный тип мышления. Респонденту предлагается ответить на вопросы, после чего его ответы обрабатываются, и определяется доминирующий тип восприятия и обработки информации.

Определение типа мышления может помочь в выборе профессии, многое рассказать о человеке (его склонности, стиль жизни, успех при освоении нового вида деятельности, интересы и многое другое). Прочитав вопрос теста, стоит ответить утвердительно, если вы соглашаетесь с суждением, и отрицательно, если нет.

Методика «Тип мышления» показала, что редко встречаются люди, у которых тип мышления определен в чистом виде, чаще всего эти они комбинируются.

Стоит заметить, что существует множество различных упражнений, позволяющих тренировать и развивать определенные типы мышления. Так, типы творческого мышления можно развивать при помощи рисования, логического, как говорилось ранее, при помощи кроссвордов и ребусов.

Принимая информацию из окружающего мира, именно с участием мышления мы можем ее осознавать и преобразовывать. В этом нам помогают и их характеристика. Таблица с этими данными представлена ниже.

Что представляет собой мышление

Это высший процесс познания окружающей действительности, субъективное восприятие Уникальность его состоит в восприятии внешней информации и преобразовании ее в сознании. Мышление помогает человеку получать новые знания, опыт, творчески преобразовывать представления, которые уже сформировались. Оно помогает расширить границы познания, способствуя изменению имеющихся условий для решения поставленных задач.

Этот процесс является двигателем развития человека. В психологии нет отдельно действующего процесса - мышления. Оно обязательно будет присутствовать во всех остальных познавательных действиях человека. Поэтому, чтобы несколько структурировать такое преобразование действительности, в психологии были выделены виды мышления и их характеристика. Таблица с этими данными помогает лучше усвоить информацию о деятельности этого процесса в нашей психике.

Особенности этого процесса

У этого процесса есть свои особенности, которые отличают его от других психических

  1. Опосредованность. Это значит, что человек может косвенно узнать предмет через свойства другого. Здесь также задействованы виды мышления и их характеристика. Кратко описывая это свойство, можно сказать, что познание происходит через свойства другого предмета: какие-то приобретенные знания мы можем переносить на подобный неизвестный предмет.
  2. Обобщенность. Соединение в общее нескольких свойств предмета. Умение обобщать помогает человеку познавать новое в окружающей действительности.

Эти два свойства и процессы этой когнитивной функции человека вмещает в себя общая характеристика мышления. Характеристика видов мышления - отдельная область общей психологии. Так как виды мышления свойственны разным возрастным категориям и формируются по своим правилам.

Виды мышления и их характеристика, таблица

Человек лучше воспринимает структурированную информацию, поэтому некоторые сведения о разновидностях когнитивного процесса познания реальности и их описание представлены будут систематизированно.

Лучше всего поможет понять, что представляют собой виды мышления и их характеристика, таблица.

Наглядно-действенное мышление, описание

В психологии много внимания уделяется изучению мышления, как основного процесса познания действительности. Ведь этот процесс у каждого человека развивается по-разному, работает индивидуально, иногда не соответствуют возрастным нормам виды мышления и их характеристика.

У дошкольников на первое место выходит наглядно-действенное мышление. Оно начинает свое развитие еще с младенчества. Описание по возрастам представлено в таблице.

Возрастной период

Характеристика мышления

Младенчество Во второй половине периода (от 6 месяцев) развивается восприятие и действие, которые составляют основу развития этого вида мышления. В конце младенчества ребенок может решать элементарные задачи на основе манипуляции с предметами Взрослый прячет игрушку в правой руке. Малыш сначала открывает левую, после неудачи тянется к правой. Найдя игрушку, радуется полученному опыту. Он познает мир наглядно-действенным способом.
Ранний возраст Манипулируя вещами, ребенок быстро познает важные связи между ними. Этот возрастной период - яркое представление формирования и развитие наглядно-действенного мышления. Малыш выполняет внешние ориентировочные действия, чем активно познает мир. Набирая полное ведерко воды, ребенок заметил, что до песочницы он доходит с почти пустым ведром. Затем, производя манипуляции с ведерком, он случайно закрывает дырку, и вода остается на прежнем уровне. Недоумевая, малыш экспериментирует, пока не поймет, что для сохранения уровня воды необходимо закрыть дырочку.
Дошкольный возраст В этот период этот вид мышления постепенно переходит в следующий, а уже в конце возрастного этапа ребенок овладевает словесным мышлением. Сначала, чтобы измерить длину, дошкольник берет бумажную полосочку, применяя ее ко всему, что интересно. Затем это действие преобразуется в образах и понятиях.

Наглядно-образное мышление

Виды мышления в психологии и их характеристика занимают важное место, так как от их развития зависит возрастное формирование остальных когнитивных процессов. С каждым возрастным этапом все больше психических функций задействовано в развитии процесса познания действительности. В наглядно-образном мышлении воображение и восприятие играют практически ключевую роль.

Характеристика Комбинации Трансформации
Этот вид мышления представлен определенными операциями с образами. Даже если мы чего-то не видим, можно это воссоздать в уме за счет этого вида мышления. Ребенок начинает так мыслить в середине дошкольного возраста (4-6 лет). Взрослый также активно пользуется этим видом. Новый образ мы можем получать через комбинации предметов в уме: женщина, выбирая себе одежду на выход, в уме представляет, как она будет выглядеть в определенной кофточке и юбке или платье и шарфике. Это действие наглядно-образного мышления. Также новый образ получается с помощью трансформаций: рассматривая клумбу с одним растением, можно представить себе, как она будет выглядеть с декоративным камнем или множеством разных растений.

Словесно-логическое мышление

Осуществляется с помощью логических манипуляций с понятиями. Такие операции призваны к нахождению чего-либо общего между разными предметами и явлениями в обществе и окружающей нас среде. Здесь образы занимают второстепенное место. У детей задатки этого вида мышления приходятся на конец дошкольного периода. Но основное развитие этого вида мышления начинается в младшем школьном возрасте.

Возраст Характеристика
Младший школьный возраст

Ребенок, поступая в школу, уже учится оперировать элементарными понятиями. Основной базой для оперирования ими являются:

  • житейские понятия - элементарные представления о предметах и явлениях на основе собственного опыта вне стен школы;
  • научные понятия - высший осознанный и произвольный понятийный уровень.

На этом этапе происходит интеллектуализация психических процессов.

Подростковый возраст В этот период мышление приобретает качественно другой окрас - рефлексию. Теоретические понятия уже оцениваются подростком. Кроме того, такой ребенок может отвлечься от наглядного материала, рассуждая логически в словесном плане. Появляются гипотезы.
Юношеский возраст Мышление на основе абстрагирования, понятий и логики становится системным, создавая внутреннюю субъективную модель мира. На этом возрастном этапе словестно-логическое мышление становится основой мировоззрения молодого человека.

Эмпирическое мышление

Характеристика основных видов мышления включает в себя не только три вида, описанные выше. Еще этот процесс разделяется на эмпирическое или теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление представляет познание правил, различных знаков, теоретической базы основных понятий. Здесь можно строить гипотезы, но проверять их уже в плоскости практики.

Практическое мышление

Практическое мышление подразумевает преобразование реальности, подстройку ее под свои цели и планы. Оно ограничено по времени, нет возможности для изучения многих вариантов проверки различных гипотез. Поэтому для человека оно открывает новые возможности познания мира.

Виды мышления и их характеристика в зависимости от решаемых задач и свойств этого процесса

Также разделяют виды мышления в зависимости от задач и субъектов осуществления задач. Процесс познания реальности бывает:

  • интуитивным;
  • аналитическим;
  • реалистическим;
  • аутистическим;
  • эгоцентрическим;
  • продуктивным и репродуктивным.

Все эти виды в большей или меньшей степени есть у каждого человека.

«Я мыслю, значит существую» (лат. Cogito ergo sum) — философское размышление Декарта об осознании своего мышления, как аргумента обнаружения себя существующего.

Каждый человек наделен возможностью мыслить. Мышление человека, включая представления и образы, является не только показателем склада ума (разума, мудрости) и интеллекта (IQ), но и в зависимости от типа, вида, формы мышления — показателем его чувств, эмоций и поведения, а значит — программы жизни , судьбы, если хотите…

Сегодня на психологическом сайте http://сайт , вы, уважаемые посетители, узнаете про такие типы, виды и формы мышления человека как абстрактное, наглядное, действенное, образное, словесно-логическое, научное мышление и др., и про то, как это влияет на нашу жизнь и судьбу .

Итак, какие бывают типы, виды и формы мышления человека

Как я мыслю, так я и живу (или существую) . Вся схема: Как я думаю (мыслю, представляю себе) в той или иной ситуации (при том или ином жизненном событии), так я себя и чувствую…а как чувствую (эмоции), так и веду себя (поступки, поведение, физиология).
В целом все это образует заученные, автоматические паттерны мышления, чувствования и поведения в схожих ситуациях, т.е. удачливый, банальный или неудачливый (последний — комический, драматический или трагический) сценарий жизни. Решение: Измени свое мышление , и ты изменишь свою жизнь

Существует множество типов, видов и форм мышления человека, посредством которых наша психика воспринимает, перерабатывает и преобразует всю информацию, считываемую пятью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и вкус) поступающую из внешнего мира.

Мы рассмотрим основные типы, виды и формы мышления: наглядное, образное, предметное, действенное, словесно-логическое, абстрактное, профессиональное и научное, а также ошибки мышления, приводящие человека к психологическим, эмоциональным и жизненным проблемам .

Наглядное и образное мышление

Наглядно-образное мышление — работа правого полушария головного мозга — представляет собой, преимущественно, зрительную (визуальную) переработку информации, хотя это может быть и аудиальная (слуховая). Такой тип мышления присущ животным (у них нет второй сигнальной системы — не могут мыслить словами) и маленьким детям.

Во взрослой жизни, наглядно-образное мышление (его еще называют художественным видом) свойственно людям с ведущим правым полушарием, творческих профессий, например художникам, актерам…

Люди с образным мышлением часто думают картинками, любят представлять ситуации в образе, фантазировать, мечтать…и даже грезить наяву…

Практическое или предметное, действенное мышление

Оперирование предметами, взаимодействуя с ними: разглядывая, ощупывая, слушая, может даже обнюхивая и пробуя на вкус — представляет собой предметно-действенное мышление. Оно свойственно малым детям, познающим таким образом мир, приобретая некий жизненный опыт, и животным.

У взрослого человека также проявляется предметное и действенное мышление — этот вид практического, конкретного мышления используется не только людьми практических профессий, где предметами нужно постоянно манипулировать, но и в обычной, бытовой жизни, например, когда человек раскладывает все предметы на свои места и знает где что находится (в отличие от творческого типа мышления — таким людям свойственен «творческий беспорядок» и постоянный поиск чего-то нового).

Словесно-логическое мышление

По мере развития и взросления, человек учится говорить и логически мыслить. Картинки и образы, непосредственное восприятие (увидеть, услышать, пощупать, понюхать, вкусить) заменяются словесными обозначениями и логическими цепочками рассуждений, приводящих к тем или иным умозаключениям.

У многих начинает больше работать левое полушарие, люди воспринимают и интерпретируют мир: жизненные ситуации и различные явления словами, пытаясь логически осмыслить происходящее вокруг.

Правополушарное (образное, эмоциональное мышление) также никуда не девается, и все, что было воспринято наглядно-образно и предметно-действенно, вместе с эмоциональной окраской, сохраняется в подсознании человека. Однако, большинство людей не помнят своего детства и особенно детских переживаний, т.к. будучи взрослым, человек мыслит логически, словами, а не образами и картинками, как в детстве.

И например, если кого-то в детстве напугала собака, будучи взрослым он может продолжать панически их бояться, совсем не понимая, почему…ведь он не помнит момента испуга, т.к. тогда мыслил образами и предметами, а сейчас словами и логикой…
И чтобы человеку избавиться от кинофобии, нужно на время «отключить» (ослабить) левое, словесно-логическое полушарие…перейти к правому, эмоционально-образному, вспомнить и заново пережить ситуацию со «страшной» собакой в фантазиях, тем самым отработав этот страх.

Абстрактное мышление

Абстрагирование, отвлечение от того, что можно воспринять непосредственно, увидеть, пощупать…, думание обобщенными понятиями, представляет собой абстрактное мышление, свойственное старшим школьникам и взрослым людям, у которых уже развилось словесно-логическое мышление.
Например, понятие «Счастье» — абстракция, т.е. оно обобщает множество различных человеческих благ, его нельзя потрогать и увидеть, плюс ко всему — каждый по-своему понимает, что такое для него счастье…

Например, часто бывает, что из-за слишком абстрактного мышления человек обобщает каждую ситуацию в жизни, вместо того, чтобы взглянуть на нее в деталях, предметно и практически. Т.е. если кто-то будет стремиться к чему-то абстрактному, не конкретному — к тому же счастью — то он никогда не достигнет успеха.

Профессиональное и научное мышление

Во взрослой жизни человек получает какую-либо профессию, он начинает мыслить профессиональными понятиями, так и воспринимает мир и происходящее вокруг.

Например, как вы думаете, если вслух произнести слово «Корень», о чем подумают люди таких профессий как зубной врач, учитель словесности, садовод-огородник (ботаник) и математик?

Профессиональное мышление пересекается с предметным, а научное — с творческим, т.к. любой ученый, исследователь, постоянно в поисках новых открытий.

Однако всем этим людям не чуждо и словесно-логическое, и абстрактное, и наглядно-образное мышление. Другое дело, когда люди часто совершают — обычно неосознанно, как по программе — множество мыслительных ошибок. Т.е. подсознательно путают, когда и как нужно мыслить, чтобы добиваться успехов в жизни, и того же пресловутого счастья…

Ошибки мышления, приводящие человека к неудачам и краху

Наше мышление (слова, картинки и образы) во многом зависит от хранящихся в глубине психики (заложенных туда извне, в процессе воспитания, окультуривания и первичной социализации) внутренних глобальных, часто обобщенных убеждений (

определив тем самым его название. Сказали бы, например, что это птица, минерал, книга, то есть определили бы род, в который в качестве вида входит данный объект. Итак, мы быподчинили незнакомый объект знакомой группе предметов, совершив, как принято говорить, егосубсумцию. Внешне так же точно поступает дикарь - он тоже соотносит новый объект с определенной группой, но не путем субсумции, а совсем иным способом. Увидев зонтик, дикарь называет его «летучей мышью»; созер­ цая птицу, он говорит, что это - «бабочка»; потушив свечу, он ее «убивает». Это означает, что мышление примитива воспринимает зонтик с той же фигурацией, что и летучую мышь, а бабочку - с фигурацией птицы.

Следовательно, зонтик и летучая мышь, бабочка и птица, как одинаково значимые явления, входят в отдельные, расположенные в один ряд группы. Стало быть, здесь и вправду неуместно говорить о подчиненности и субсумции. По словам Вернера, в этом случае мы имеем дело скорее с «предметной транспозицией», чем с субсумцией.

Каков результат всего этого? Образное мышление объединяет в одну группу и обозначает одним и тем же словом такие предметы и явления, которые наше логи­ ческое мышление никогда бы не объединило. Например, на языке одного из северо­ американских племен (гайдов) все круглое - солнце, луна, ухо, рыба и пр. - назы­ вается одним словом, объединяясь, соответственно, в одну группу. Точно так же одним словом обозначаются продолговатые предметы - например, язык и нос. Это происходит потому, что образное мышление, отражая объективную реальность, как бы рисует, описывает ее; поэтому понятно, что образному мышлению неведомо под­ чинение, онопостигает скорее аналогию, нежели логическую зависимость.

4. Образное мышление и отражение соотношений

Как известно, мышление особенно интересуют соотношения. Что в этом плане представляет собой образное мышление?

1. Согласно формальной логике, существует ряд понятий, выражающих соот­ ношения, представляющих собой основную, не сводимую на другие, предпосылку усмотрения любого рода порядка и связи. Подобные обобщенные, основные понятия называются «категориями». К их числу относятся, например, понятиятождественно­ сти, причинности (каузальности) и пр. Подразумевается, что логическое познание, каким бы оно ни было, уже изначально предполагает такие соотношения. Следова­ тельно, мышление непременно должно бытькатегориальным.

Психологический анализ образного мышления доказывает, что данное поло­ жение формальной логики неправильно и психологически. Образное мышление - по крайней мере на основных этапах своего развития - не представляет собой катего­ риального мышления, являясь скорее прекатегориальным.

Любое отношение, например каузальность, подразумевает наличие двух чле­ нов - причины и следствия; именно между ними и подтверждается отношение. Данное положение остается в силе и в случае тождественности {идентичности) - предмет в одном случае и предмет в другом случае с самим собой находится в тождественном отношении. Однако образное мышление не способно к подобному выделению и взаимосопоставлению предметов, ведь это требует более высокого уровня развития абстракции, чем, как известно, образное мышление не располага­ ет. Следовательно, для образного мышления не существует взаимоотношения толь­ ко двух явлений, для него каждый предмет и каждое явление связаны также со все­ ми другими предметами и явлениями - мир для него целостен и един. Разумеется,

это не есть диалектическое единство, иначе мышление дикаря было бы диалекти­ ческим. Нет, здесь мы имеем дело - хотя бы в основном - с нерасчленяемой, диф­ фузной целостностью.

Это открытие психологии мышления с очевидностью подтверждает, что мыш­ ление по своей сути не является таким, как это рисует формальная логика, то есть оно не обязательно является формально-логическим. На начальном этапе своего раз­ вития мышление является целостным, причем очевидно, что на высших ступенях своего развития оно вновь возвращается к целостности, но только уже не к диффуз­ ной, нерасчлененной целостности, а к диалектическому единству, превращаясь, та­ ким образом, в диалектическое мышление.

Следовательно, образному мышлению чужды категории формальной логики; это - прекатегориальное мышление.

В этой связи естественно возникает вопрос о том, каким образом осуществля­ ется мышление вне категорий? К каким путям прибегает образное мышление там, где дело касается основных отношений? Для примера рассмотрим два главных отно­ шения - тождественность и причинность.

2. Известен целый ряд наблюдений, указывающих на то, что для образного мышления еще не совсем доступен истинный смысл отношениятождественности. Например, для одного южноафриканского племени восходящее и заходящее солнце отнюдь не одно и то же; и луна в различных фазах также не является одним и тем же объектом. Разумеется, образному мышлению еще более трудно постичь тождествен­ ность предмета, испытывающего в процессе своего развития зримые метаморфозы, как это происходит, например, в мире животных. Однажды психолог Турнвальд, на­ пример, был даже осмеян, объявив бабочку и гусеницу одним и тем же животным.Содержание ипредмет восприятия или представления еще недостаточно размежева­ ны - в предметном сознании примитивного человека решающую роль все еще игра­ ет содержание. Поэтому всегда, когда психическое содержание, вызванное какимлибо предметом в одних условиях, наглядно отличается от содержания, вызванного тем же предметом в других условиях, образное сознание не в состоянии признать тождественность данного предмета. Конкретное мышление пользуется образом, мысль вне образа ему еще неведома. Поэтому понятно, что в образном мышлении катего­ рия тождественности еще полностью не сложилась.

Этим объяснятся то обстоятельство, что примитивный человек высказывает иногда совершенно противоречивые суждения об одном и том же предмете. На осно­ ве этого наблюдения Леви-Брюль пришел к выводу, что примитивный человек не чувствует противоречивости суждений, для него закон противоречия формальной логики не существует. В действительности же это обусловлено тем, что у примитив­ ного человека недостаточно развито переживание тождественности, так как он мыс­ лит образами, а коль скоро они зримо отличаются друг от друга, он, соответствен­ но, усматривает в них различные предметы. Поэтому, конечно, неудивительно, если он порою высказывает совершенно противоположные суждения об одном и том же предмете, ведь для него это разные предметы.

Таким образом, можно заключить, что в случае образного мышления еще не­ достаточно развито переживание тождественности; оно все еще основывается на на­ глядности - тождественность переживается исключительно там, где налицо нагляд­ ное содержание, где образы одинаковы; в его основе еще не лежат знания и понятия.

3. Как переживает образное мышление причинность, отношение между двумя последовательными явлениями, из которых одно является причиной, а второе - следствием?

Когда мы становимся свидетелями явления, представляющегося нам новым, необычным, непонятным, у нас, как правило, появляется потребность понять, с чем мы столкнулись, какой причиной оно вызвано. Одним словом, у нас возникает стремление объяснить это явление, найти его причину. Несомненно, что интерес к объяснению есть и у человека, находящегося на ступени образного мышления. Как он объясняет то или иное явление? Это, безусловно, зависит от того, как он пони­ мает причинность.

Почему у черепахи плоский панцирь с трещинами? Бразильский индеец объяс­ няет это следующим образом: «Черепаха и коршун поспорили, кто раньше попадет на небесный праздник. Черепаха спряталась в корзине коршуна с пищей, и он вместе

с корзиной поднял ее высоко в небо. Так что коршуна на празднике встретила чере­ паха, заявившая, что она прибыла раньше и уже давно его ждет. Не придя к согла­ шению, они порешили, что спор выиграет тот, кто быстрее спустится на землю. Кор­ шун полетел к земле, черепаха же просто упала с небес и, естественно, оказалась на земле раньше коршуна. Но она с такой силой ударилась о землю, что ее панцирь стал плоским и покрылся трещинами. Вот почему у черепахи и сегодня плоский панцирь

с трещинами».

Как можно видеть, бразильский индеец сочиняет рассказ, в котором описыва­ ется, почему у черепахи панцирь покрыт трещинами. Это и есть его объяснение. Так происходит и в других случаях - примитивный человек, пытаясь объяснить что-то, составляет рассказ, в которомописывается, как произошло интересуемое явление. Для образного мышленияобъяснение иописание совпадают друг с другом. Несомнен­ но, что образное мышление и здесь, как и в случае тождественности, видит и отра­ жает отношения только так, как они даны непосредственно. Причина и следствие сведены к простой последовательности: вслед за одним явлением происходит второе, одно предшествует другому - этим и ограничивается все то, что переживается в об­ разном мышлении в случае причинных отношений. Можно подумать, что формула Юма - post hoc ergo propter hoc (после этого, стало быть, по этой причине) - вы­ ражает понимание причинности образным мышлением.

Однако природа причинно-следственной связи, хотя бы для нашего мышле­ ния, носит характернеобходимости. Для образного мышления это не так - необхо­ димость для него непостижима. Когда известный путешественник Фонденштейн, данные которого мы здесь постоянно используем, сказал одномубакаири, что «все должны умереть», выяснилось, что для того слово «должны» как необходимость было совершенно непонятно. Он еще не достиг того уровня, чтобы из ряда посто­ янно повторяющихся в неизменном виде явлений усмотреть общую необходимость. Образное мышление незнакомо с категорияминеобходимого иобщего. Поэтому оно и ограничивается только повествованием, только описанием.

Но неужели образное мышление не усматривает между причиной и следстви­ ем никакой иной связи, кроме простой последовательности? Наблюдения над об­ разным мышлением как примитивных людей, так и детей доказывают, что данный тип мышления предполагает своеобразную связь между причиной и следствием, в соответствии с которой следствие означает не просто следствие, а скорее продукт, результат действия. Образное мышление подразумевает между причиной и следстви­ ем связь, выраженную в действии - все происходящее и существующее обязатель­ носделано кем-то. Таково убеждение образного мышления. Поэтому достаточно рас­ сказать, кто и как сделал тот или иной предмет или явление, чтобы объяснение было признано вполне удовлетворительным.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Наглядно-действенное мышление

Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Наглядно-образное мышление

Мышление наглядно-образное - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. - один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Словесно-логическое мышление

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Теоретическое мышление

Мышление теоретическое - вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Практическое мышление

Мышление практическое - один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Творческое мышление

Мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Пралогическое мышление

Мышление пралогическое - ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина - следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлегием п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

Л. Леви-Брюль не связывал Мышление п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы Мышлегия п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы Мышления п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.

Похожие публикации