Энциклопедия пожаробезопасности

Украина под властью речи посполитой. Государственно-правовое положение украинских земель в составе Речи Посполитой. Управление и право Запорожской Сечи Украинские земли в составе речи посполитой

Большинство украинских земель более чем на 220 лет оказалось под властью польских шляхтичей. Только часть украинского Полесья осталась у Литвы, северную Буковину удерживала Молдавия (с 1514 г. - Турция). Восточная часть Карпатской Украины после 1526 г. оказалась в руках Австрии, западную заняла Трансильвания, Чернигово-северская земля контролировалась Российским государством (с 1618 г. она перешла к Речи Посполитой).

С принятием в 1572 г. Польшей так называемых Генриховых артикулов страна стала единственной в континентальной Европе территорией со шляхетской демократией, выборным королем, имевшим строго ограниченные властные полномочия. Между тем во всей остальной Европе (исключая Англию) роль парламентов неуклонно снижалась, усиливалась власть абсолютного монарха.

Правовой режим Польши после Люблинской унии постепенно распространялся и на земли, где проживало украинское и белорусское население. После 1569 г. в Украине были уничтожены последние следы административного деления на древнерусские княжества, все украинские земли, вошедшие в состав Речи Посполитой, были разделены на шесть воеводств. С 1563 г. как в Польше, так и в Литве православная шляхта получила равные права с католической, в середине 16 в. исчез из употребления термин "бояре". Привилегии огромного большинства дворян определялись их воинской службой. В Польше шляхта отличалась высокой степенью сплоченности и была самой могущественной в Европе, составляя 8-10 всего населения. На украинских же землях дворянство не так быстро добилось особого статуса, а его общая численность не превышала 5% населения.

Около 10-15% населения украинских земель составляли жители городов, которые выделялись в особое сословие. В то время на Украине было немало крупных, быстро растущих городов Кроме городов с королевским, частновладельческим и церковным статусом, существовали города, обладавшие магдебургским правом. Данная система самоуправления предполагала налоговый иммунитет, судебную независимость, льготы в торговле и ремесле. Первыми получили магдебургское право такие города, как Новый Сонг в 1294 г., Хуст, Тячев, Вышкове - в 1329, Львов - в 1356, Киев - в течение 1494-1499 г и др. На территории Галиции его имели не менее 400 населенных пунктов, а в Восточной и Центральной Украине - более 20.

Но лишь немногие города Украины могли использовать преимущества магдебургского права в полном объеме. Чаще всего оно оказывалось ограниченным: в состав ратушного управления не могли входить православные горожане, отсутствовала собственность жителей на землю, они сильно зависели от частников и королевской власти, за мещанами сохранилось множество натуральных и иных повинностей. Именно горожане в этническом плане были наиболее разношерстной частью населения того времени.

Большинство населения Украины составляло крестьянство. - 80 % населения. С 16 ст. крестьяне были лишены права продавать землю или сдавать ее под алог, а в случае перехода в другую местность следовало уплатить шляхтичу за прежние привилегии и получить от него документ о предоставлении личной свободы. Еще в 1557 г. в Галиции, на Волыни и Подолии была проведена аграрная реформа под названием " Устав на волоки". Пригодные к пахоте земли разделили на участки площадью 19 га в Польше, 22-в Литве. Их получали в пользование одна, реже - две крестьянские семьи. Чтобы культивировать трехполье, волоку делили на три поля. Владелец такого участка должен был два дня в неделю работать в фольварке шляхтича, платить денежный и продуктовый налог стоимостью 30 грошей, выполнять различные повинности.

В 16 в. в Западной Европе возрастает спрос на продукты питания (там произошла "революция цен", когда вследствие притока дешевого золота и серебра из Америки поднялись цены почти на все товары). Украинские земли, особенно те, которые близко находились притокам Вислы были втянуты в международную хлебную торговлю, становятся районами товарного зернового хозяйства. Феодалы принуждали крестьян увеличивать посевы. Вырощенное зерно везли водными путями к Гданьску, а дальше - в страны Западной Европы.

Расширение торговли хлебом и другими сельхозпродуктами толкнуло к созданию фольварочного хозяйства, которое предусматривало обработку помещичьей земли зависимыми крестьянами. Отныне все меняется в хозяйстве феодала. Оно преобразуется в плантацию, четко ориентированную на то, чтобы без лишних затрат производить как можно больше продукции на продажу. Такие имения-плантации по-польски назывались "фольварки". Землевладельцу требовалось теперь по-настоящему прибрать к рукам все те участки, которые раньше он со спокойной душой отдавал в полное ведение крестьян, а оброк заменить усиленной панщиной. С появлением "Устава на волоки" та земля, на которой жил и которую обрабатывал крестьянин, со всей юридической ясностью объявлялась помещичьей. Крестьянин работал на земле, но владел ею дворянин. Так крестьянин был лишен всех прав и окончательно привязан к земле - положение его теперь мало чем отличалось от рабского. Таким образом, когда повсюду в Западной Европе крепостное право уже отмирало, в Восточной Европе, в том числе и у Украине, оно возрождается в своем втором издании; причем в особенно эксплуататорской форме.

Однако степень закрепощения крестьянства не во всех областях Украины была одинаковой. В наиболее густонаселенных западных землях, Галичине и Волыни, крепостное право превалировало, но и выражалось более жестоко. А в полубезлюдных районах (Карпаты, Поднепровье) землевладельцы испытывали недостаток в рабочей силе и вынуждены были идти на уступки крестьянам. Там крепостничества фактически не знали.

Приобщение Украины (как польской колонии) к новоевропейской цивилизации принесло не только интенсификацию производства, выход на западные рынки, но и рост социальной напряженности, полонизацию украинской элиты. Кризис восточнохристианской цивилизации и невозможность восприятия достижений западнохрисианско-новоевропейской системы ценностей превращали Украину, как и Белоруссию, в периферийные регионы Европы. Ситуация усугублялась противоположной цивилизационно-геополитической ориентацией господствующих и угнетенных слоев украинского общества.

В 1569 г. между Польшей и Литвой была подписана Люблинская уния, в соответствии с которой:

Полонизация и окатоличивание усложнили религиозную жизнь на украинских землях в составе Польши и Литвы и привели к упадку православной церкви, которая уже не могла сохранять украинский язык и культуру

Польша и Литва объединялись в одно государство - Речь Посполитую;

главой нового государства становился один правитель, который титуловал себя королем польским и великим князем литовским;

высшая государственная власть принадлежала королю и сейму, в который входили магнаты, шляхта и высшее католическое духовенство;

устанавливалось единое государственное устройство и общая денежная система

Люблинская уния имела отрицательные последствия для Украины От Литвы к Польше перешли земли Восточной Галиции, Подолья, Волыни, Киевщины, на которых были образованы Русское, Белзкое, Во- лынское, Подольское, Брацлавское и Киевское воеводства Появление в Украине польских магнатов и шляхты привело к усилению феодально- крепостнического гнета, который узаконивали Литовские статуты 1529, 1566, 1588 гг.

В XV-XVI в на юге Украины возникло казачество Слово «казак» означает «свободный человек», «воин- всадник» . Основными причинами возникновения казачества были:

колонизация свободных земель Поднепровья и Дикого поля вследствие недостатка собственной пахотной земли;

усиление феодально-крепостнического и национально-религиозного гнета со стороны Польши и Литвы;

необходимость защиты своих земель от постоянных нападений Турции и Крымского ханства

Казаки происходили из разных сословий: крестьян, мещан, мелкой шляхты. Занимаясь «уходничеством», они оседали на островах Большая и Малая Хортица, Томаковка, Базавлук за порогами Днепра Для защиты от турок и татар казаки объединялись в небольшие ватаги и сооружали укрепленные городки - сечи. Первой известной Запорожской Сечью считается крепость, возведенная в 1556 г. на острове Малая Хортица князем Дмитрием Вишневецким (Байдой) .

Запорожская Сечь имела свою территорию (Земли войска Запорожского), которая делилась на паланки (Кодацкая, Кальмиуская, Самарская и др) во главе с полковниками

Вся полнота власти принадлежала Сечевой (Военной) раде, на которой право голоса имел каждый запорожец. Рада определяла внутреннюю и внешнюю политику, вершила суд, избирала военную старшину, к которой принадлежали кошевой атаман, судья, есаул, писарь и куренные атаманы

Запорожская Сечь имела свои символы - клейноды (хоругвь, бунчук, булаву, печать с гербом)

Войско запорожцев состояло из куреней (Каневский, Корсуньский, Батуринский, Переяславский и др.) во главе с атаманами.

Запорожская Сечь была казацкой республикой, о чем свидетельствуют казацкое самоуправление, право казаков владеть землями, принимать участие в военных радах и выборах старшины

В конце XV в начались грабительские набеги на украинские земли турок и татар, которые разрушали города и села, забирали людей в плен Отбивая турецко- татарские набеги, казаки нередко сами ходили походами в Крым и Турцию, освобождали пленных, захватывали военную добычу Первую четверть XVII в, когда казаки одержали блестящие победы над турками и татарами, называют «порой героических походов»

В 1599 г казацкий предводитель Самойло Кошка поднял на турецкой галере восстание невольников-гребцов и вернулся в Украину после 25 лет плена.

В 1614, 1615, 1616 гг. запорожский гетман Петр Конашевич-Сагай- дачный возглавил морские походы украинских казаков на Крым и Турцию, а в 1621 г.

Помог Польше разгромить турецкую армию под Хотином

Казацкие походы осложняли отношения Польши с Турцией и Крымским ханством В 1572 г польский король Сигизмунд II Август издал универсал о принятии на государственную службу 300 казаков В 1578 г польский король Стефан Баторий провел казацкую реформу и принял на службу 600 казаков, внесенных в специальный список - реестр Предоставление реестровым казакам определенных прав и привилегий (право на земельные владения, разрешение на промыслы и торговлю, освобождение от государственных налогов и повинностей, кроме военной, независимость от польской местной администрации) означало признание польским правительством украинского казачества как сословия

Дальнейшее усиление феодально-крепостнического, национального и религиозного гнета привели к казац- ко-крестьянским восстаниям

В 1591 - 1593 гг. на территории Подолья, Волыни и Киевщины произошло восстание реестровых казаков под предводительством запорожского гетмана Кришто- фа Косинского

6 гг на Брацлавщине, Киевщине, Волыни и Подолье вспыхнуло восстание во главе с казацким предводителем Севери- ном Наливайко.

В 1630 г произошло восстание нереестровых казаков под предводительством гетмана Запорожской Сечи Тараса Федоровича (Трясила)

В 1637 г. началось крестьянско-казацкое восстание под предводительством запорожского гетмана Павла Бута (Павлюка) .

Вследствие этих событий в 1638 г польский сейм утвердил «Ординацию войска запорожского реестрового, которое находится на государственной службе», которая ограничивала права и привилегии реестровых казаков «Ординация» вызвала новое казацкое восстание 1638 г во главе с гетманом Запорожской Сечи Яковом Острянином.

В середине XVI в. на Прикарпатье началось партизанское движение опришков, которые внезапно спускались с гор, нападали на помещичьи имения, забирали имущество и раздавали его бедным

Национально-освободительная борьба в конце XVI - в начале XVII в. не принесла победы украинскому народу. Причины поражения крестьян- ско-казацких восстаний заключались в том, что они имели стихийный, неорганизованный характер; силы повстанцев оставались разрозненными, не сплоченными, плохо вооруженными. Однако, несмотря на поражение, восстания объединяли силы украинского народа для дальнейшей борьбы против гнета Речи Посполитой.

Еще по теме Украинские земли под властью Речи Посполитой (вторая половина XVI - первая половина XVII в.):

  1. Глава 12. УКРАИНА В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ (вторая половина XVI - первая половина XVII в.)
  2. Украинские земли в составе Великого княжества Литовского и других государств (вторая половина XIV - первая половина XVI в.)

Приступая к изучению темы, необходимо обратить внимание на внутреннее и внешнее положение Великого княжества Литовского и выяснить позиции основных слоев общества. Ливонская война требовала огромных затрат на военные потребности, чрезвычайного напряжения всех сил Литовского государства. Помощь ей могла оказать Польша, которая основным условием поставила объединения в один государственный организм обеих держав. Опасаясь потерять свое господствующее положение, литовские и украинские магнаты выступили против окончательного слияния с Польшей. Зато украинская и белорусская шляхта, стремившаяся расширения своих сословных привилегий по польскому образцу и ограничения власти магнатерии, поддержала идею объединения. После острой политической борьбы завершил свою работу Люблинский сейм (август-сенябрь 1569 г.), который объединил Польшу Литву и в одно государство — Речь Посполитую с одним общим сенатом, сеймом и королем. Литва сохраняла некоторые элементы автономии только в рамках своей этнической территории и немного Белоруссии. Под властью Польши оказались почти все украинские територии, которые делились на воеводства: Русское (Галичина), подляшских, Белзское, Волынское, Подольское, Киевское, Брацлавское, Брестское, позднее — Черниговское. Шляхта украинский, литовский и польский уравнивалась в правах и получала право владения имениями в пределах всего государства. Это означало усиление польской экспансии, сопровождавшейся ростом социального гнета. Уже в первой половине

XVI в. развитие фильварковой системы, усиленный вывоз хлеба на рынки, уменьшение крестьянской oранкы и увеличение барщины обусловили серьезные сдвиги в общественной жизни. Люблинской уния усилила попытки украинской и литовской, а теперь и польской шляхтой максимально использовать свои привилегии, чтобы закрiпачиты крестьянина. Огромные земельные продержавства Левобережья, Киевщины, Брацлавщины оказались в руках украинских, и преимущественно польских, а также волынских магнатов, которые создавали здесь свои латифундии и пытались утвердить крепостнические порядки. Так, на левом берегу Днепра князь Иеремия Вишневецкий владел значительной частью Полтавщикы, 56 городками и поселками, 39610 хозяйствами и 423 мельницами. Разными путями огромные владения попали в руки Жолкевских, Потоцких, Калиновских, Заславских, Корецких, Ружинских и других польских и украинских магнатов. Следует заметить, что утверждение Польши на украинских землях сопровождалось попыткой польской шляхты и знати децентрализировать украинский народ, заставить его отказаться от своей языка и культуры.

Особая роль в экспансии католицизма в стране Украине принадлежала иезуитам (с 1564 г.), которые стали главным фактором утверждения католической реакции в Речи Посполитой. Стремясь добиться рiвноправности православия с католичеством в новой державе, большинство православных иерархiв пошла на признание превосходства Ватикана. В 1596 г. в Бресте было провозглашено объединение католической и православной конфессий. Однако уния вызвала острые протесты и противодействие абсолютно всех слоев украинского населения, в том числе большенства украинской шляхты и знати. В результате в Речи Посполитой начали функционировать три церкви:, православная, католическая и греко — католическая (униатская). Наступление католицизма, ограничения в правах православных, ликвидация традиционных социальных институтов привели к деградации значительной части тогдашнего украинского элиты. Началась денационализация древних украинских аристократических родов — Вишневецких, Синявских, Корецких, Сангушкiв, Заславских, Ружинских, Чарторыйских и др.., Которые переходили в католичество, польского языка и зрiкались украинства. Процесс полонизации охватил также значительные слои украинской шляхты. Однако основная масса украинского населения не поддавалась полонизации и окатоличиванию. Все большую активность в спротивi национально — религиозной угнетению видiграють братства, возникшие как сословные организации Украинской мiщанства. По образцу Львовского братства возникают везде на Украине, причем не только в таких крупных центрах, как Киев, Перемышль, Луцк, Бересте, но и в других

городах и местечках. Став со временем всестанового институцiямы, братства сыграли важную роль в защите общенациональных интересiв, развития украинской культуры и защиты ее от. Полонизации, насаждения католицизма.

Однако главным фактором освободительной борьбы украинского народа было безудержный рост казачества и его решающая участие в организации вооруженной борьбы против польского режима в Украине. Студентам необходимо усвоить материал о важнейших казацкие восстания конца ХVI — первой половины ХVII в. : К. Косинского 1591-1593 гг; С.Hаливайка 1594-1596 гг; 1617-1618 гг; М.Жмайла 1625; Т. Тряcила 1630; И.Сулимы 1635; П.Бута (Павлюка) и Д. Гуни 1637; Я.Остряници.

В 1659 г. Польша и Литва заключили Люблинскую унию и объединились в одно государство – Речь Посполитую (по-польски «республику»). Украинская шляхта, которую давно привлекали привилегии польской, помогла ей захватить украинские земли. Без поддержки государства православная церковь в Украине пришла в упадок. Из-за угрозы мусульманского нашествия христиане решили объединиться. Но более сильные тогда католики рассматривали союз лишь как средство поглощения православия В1596 г. Брестская уния образовала греко-католическую (униатскую) церковь . Большинство православных выступали против униатства. Львовские мещане для защиты своей веры и культуры образовали братство . Вместо единой образовалось три христианских церкви, что способствовало расколу украинского народа. Устаревшему украинскому образованию было трудно конкурировать с польским, связанным с передовой европейской культурой эпохи Возрождения. поэтому украинская шляхта отдавала своих детей в престижные католические школы, откуда те выходили ополяченными. В XVI в. украинцы утратили свою элиту, что стало трагедией их дальнейшей истории. После открытия Америки резко повысились цены на продовольствие. Шляхта закрепощает крестьян, доводит панщину до 5-7 дней в неделю и образует фольварки. Полученные деньги тратились на развлечения или вкладывались в экономику Польши. Украина превратилась в сырьевой придаток Польши и отсталый район Европы.

Возникновение украинского казачества .

Слово «казак» означает «вольный человек, одиночка». Появилось украинское казачество в Сев. Причерноморье, расположенном между Речью Посполитой, Крымским ханством и Московией. Эти богатые нейтральные земли издавна привлекали смелых, своевольных людей. Здесь также появлялись авантюристы, вытесненные организованным обществом. Жизнь в этом благодатном крае проходила на грани смертельного риска. Из-за постоянной угрозы набегов казаки занимались промыслами – охотой, коневодством, солеварением. Но главным источником их доходов было «козакование» - захват добычи. Политическим центром казачества была Запорожская Сечь . Это было укрепление из бревен, расположенное на одном из днепровских островов. Вся власть находилась у общего собрания казаков – Рады. Исполнительная власть принадлежала выборным кошевому атаману и старшине . Чтобы подчеркнуть зависимость атамана от воли казаков, в момент избрания голову ему мазали грязью Демократизм Сечи – это классическая охлократия (власть толпы), опасная для укрепления государства. Со времен скифов сохранился обряд побратимства. Во время Рады на площадь выносили клейноды (символы власти) – хоругвь, бунчук, булаву и др. Территории Сечи состояла из 8 паланок (областей) в том числе и Кальмиусской (на месте Мариуполя стояла казацкая крепость Домаха).

Борьба казачества против турецко-татарской агрессии.

В 1449 г. образовалось Крымское ханство, попавшее в зависимость от Османской империи. Как и все кочевники, татары жили за счет захвата добычи. Главным объектом их агрессии стали украинские земли. В 1450-1556 годах Украина 86 раз подвергалась грабительским набегам. Этому способствовала и религиозная вражда, ослаблявшая Речь Посполитую. У татар была 100-тысячная конница и польские войска не могли защитить Украину. Поэтому казаки вынуждены были самостоятельно вести борьбу с татарами. Большинство походов они осуществили по морю. Казаки собирали флотилии по 40-80 «чаек» . В 1538 г. они разрушили турецкую крепость Очаков, в 1606 г. опустошили Варну, в 1608 г. захватили Перекоп, в 1614 г. штурмовали Трапезунд, дважды сжигали корабли в порту Стамбула. В 1616 г. казаки разгромили центр работорговли г.Кафу в и освободили тысячи рабов. В походах прославились легендарные казацкие гетманы П.Сагайдачный, С.Кишка и др. В 1621 г. казаки помогли польской армии под Хотином. Победы делали казаков национальной элитой, и они становились защитниками православия и Украины.

Казацко-крестьянские восстания XVI-XVII веков.

Для защиты своих границ польское правительство привлекало на службу часть казаков, давая им привилегии. В 1572 г. 300 казаков были записаны в особый список – реестр . Остальные казаки тоже хотели узаконить свое положение, т.е. стать реестровыми. Стремление шляхты уничтожить казачество стало причиной восстания в 1591-1593 гг. под руководством К.Косинского. В 1594-1596 гг. происходит восстание С.Наливайко. Оно охватило почти всю Украину и польское правительство бросило против него все свои войска. Старшина выдала Наливайко и он был казнен. Это вызвало упадок казачества, но гетман П.Сагайдачный по-новому организовал казацкое войско и укрепил его дух. В 1625 г. после восстания М.Жмайло реестр увеличился с 3 до 6 тыс. После восстания Т.Трясило в 1630 г. - до 8 тыс.Но казаков было 40 тыс. и восстания продолжались. В 1635 г. запорожцы И.Сулимы разрушили польскую крепость Кодак. Старшина выдала Сулиму и он был казнен. В1637 г. происходит восстание П.Бута (Павлюка), а в 1638 г. восстание Д.Гуни и Я Острянина. Восстания были подавлены, а реестр уменьшили до 6 тыс. Но каждое новое восстание свидетельствовало о росте опыта и сил.

Освободительная война середины XVII века.

Причины войны: социальный гнет (произвол шляхты); религиозный гнет (преследование православных); национальный гнет (ограничение прав украинцев). Во главе Освободительной войны стоял Богдан Хмельницкий (1595-1657). В феврале 1648 г. он захватил Сечь и был избран гетманом. Он заключил договор с Крымским ханством. В мае запорожцы и татары при поддержке реестровых казаков разгромили польские войска под Желтыми Водами и Корсунем. Крестьяне поголовно «показачились». Восстание переросло в освободительную войну и постепенно превратилось в национальную революцию . Речь Посполитая оказалась на краю гибели. В сентябре 1648 г. ополчение щляхты было разбито под Пилявцами. Казаки подошли к Польше, но гетман заключил перемирие. В это время казаки боролись только за автономию Сечи. По условиям Зборовского договора 1649 г. три воеводства переходили под власть гетмана, а реестр увеличивался до 40 тыс. Образовалось казацкое государство – Гетманщина. Зимой 1651 г. шляхта нарушила перемирие, но ее наступление было остановлено войсками И.Богуна. В июне казаки были разбиты под Берестечком. Белоцерковский договор 1651 г. уменьшил Гетманщину до одного воеводства, а реестр до 20 тыс. В 1652 г. под Батогом и в 1653 г. под Жванцем польские войска были разбиты, но татары не дали их добить. Гетман начал искать нового союзника. В 1654 году Переяславская рада решает заключить договор с Московией. «Мартовские статьи» предоставили казакам значительные привилегии. В 1654-1656 гг. казацко-московские войска снова подошли к Польше. Но царь, которого поляки обещали выбрать королем, заключил с ними перемирие. Тогда гетман заключает новый договор со Швецией и Семиградьем. Но после неудачи похода 1657 г. Б.Хмельницкий умирает и Украина снова оказалась на распутье.

Гетманщина во второй пол. XVII в. Руина.

Для украпления центральной власти Б.Хмельницкий назначил гетманом своего сына, Юрия Убедившись в его слабости, старшина выбирает гетманом И.Выговского (1657-1659). Он заключает Гадячский договор по которому Украина могла стать равноправной частью Речи Посполитой. Пропольская якобы политика Выговского вызвала восстание части казаков и вторжение московского войска. И хотя оно было разбито, а восстание подавлено, положение гетмана стало безвыходным, и он отрекся. Старшина снова выбирает гетманом Ю.Хмельницкого (1659-1663). Москва заставила его подпосать договор об ограничении автономии и он тоже отрекся. Украина разделилась на Лево- и Правобережную с государствами противоположной ориентации: промосковской и пропольской. Между ними в 1663-1687 гг. велась длительная гражданская войнаРуина . Польско-московское Андрусовское перемирие 1667 г. закрепило раздел Украины, и было ее политической катастрофой. Гетману П.Дорошенко (1665-1676) на время удалось объединить Украину, но его капитуляция означала поражение Освободительной войны. В войнах Руины погибло до 70 % населения Украины - (3-3,5 млн. человек из 5).

(вторая пол. XVI – первая пол. XVII ст.)

После Люблинской унии 1569 года Большое княжество Литовское потеряло не только свои земли, но и государственное значение.Но наибольшие потери понесла национальная жизнь и традиции украинского народа. Последнюю надежду на свое возрождение похоронила украинская государственность: польское административно-территориальное деление, язык, католическая вера были распространены на всю Украину.До конца XVI ст. большинство украинских земель очутилось под властью магнатов Вишневецких, Заморских, Конецпольских, Тарновских.

Основные черты права

Если польскому правительству и удалось после Люблинской унии распространить на украинские земли административно-территориальную систему и деятельность государственных органов Речи Посполитой, то с правом было сложнее.

В Польше на данное время не существовало единственной правовой системы. Ни Устав Лацкого 1516 года, ни „Артикулы” Генриха Валуа 1573 года не решали проблему кодификации права. Правительство создавало сборники, которые охватывали выданные раньше уставы и конституции, а также нормы польского обычного права, роль которого в регуляции общественных отношений была достаточно значительной.Литва, а следовательно и украинские земли, имела достаточно развитую систему права. С формированием казацкого республиканского строя возникла своеобразная правовая система на Запорожье. Казаки не признавали действия Уставов и магдебургского права на своей территории. Правосудие на Запорожье происходило в соответствии со старинными обычаями, „словесным правом и здравым смыслом”. Нормы обычного права, которые сложились в Запорожской Сечи, закрепляли военно-дминистративную организацию казачества, работу судебных органов, порядок землепользования, порядок заключения отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Можно с уверенностью утверждать, что казацкое обычное право представляло собой народную конституцию.

После Люблинской унии 1569 года украинские земли входят к объединенному государству и теряют остатки автономии. Это привело к последующему усилению социального и национально-религиозного гнета. Польские магнаты и католическая Церковь грабили украинские земли и закрепощали крестьянство. Экспансия католицизма, которую осуществлял через польское правительство Ватикан, попытки полонизации украинского народа вызывали широкое общественно-политическое движение, оппозицию со стороны православных магнатско-благородных слоев. Значительно ослабили эту оппозицию измена части украинской шляхты и духовенства, которая перешла в католическую веру. С целью массового окатоличивания украинского народа Ватикан вместе с правительством Вещи Посполитой и верхушкой католической Церкви, опираясь в поддержку части православного духовенства, провели в Бересте в 1596 году церковную унию, которая привела к созданию униатской Церкви.



Характерным для данного периода было то, что народно-освободительное движение в Украине направлялось не только на освобождение от национального, социального и религиозного гнета, но и на создание нового общественно-политического строя.

Период литовско-польских суток принес в Украине новые структурные изменения в обществе. Прежде всего украинская господствующая верхушка, которая окатоличилась, особенно после Берестейской церковной унии 1596 года, оформляется в новое состояние. Города достают законодательство и систему самоуправления – так называемое магдебургское право, что гарантировало мещанам независимость от королевской власти. Украинцы приспосабливались к тем законам, к той системе управления, которая существовала на Западе. Осознания своих прав, ответственности и обязанности перед законом было определяющим в общественном сознании общества.

Такое общественное бытие связывало украинское население с западной политической и правовой культурой. Интересно, что соседнее восточное государство – Московское царство развивалась в противоположном общественном направлении. В результате более длительного господства монголо-татар ее населения еще долго не могло ознакомиться с принципами уважения законов и выполнения определенных общественных долгов. Это задерживало формирование и развитие правильного гражданского общества, цивилизованной политической культуры, что проявилось в будущем.

В то же время нужно сказать, что с исчезновением политически сознательной украинской элиты, которая сливалась с господствующим классом Речи Посполитой, исчезает и идея возрождения независимого украинского государства.

Главным фактором создания государства стало украинское казачество, которое вступило в третий этап своего существования. На Запорожье была создана военная организация, которая спустя некоторое время стала основой украинской государственности. Здесь формируются фундаменты республиканской государственности, новые принципы судопроизводства, новые источники права.

Похожие публикации