Энциклопедия пожаробезопасности

Открытый урок по окружающему миру на тему "Как живут растения" (1 класс). Тема урока: «Как живут растения?». (1 класс) III. Самоопределение к деятельности

1. Как из зёрнышка появляется колосок? Вырежи из Приложения картинки и расположи их в правильном порядке. Попроси соседа по парте проверить тебя. После проверки наклей картинки.

2. Практическая работа «Учимся ухаживать за комнатными растениями».

1) Выполните действия по заданиям учителя.

  • Протереть листья комнатному растению.
  • Прорыхлить почву в горшке.
  • Полить комнатное растение.

2) Нарисуйте предметы, которые вы использовали для ухода за комнатными растениями.

3) Продемонстрируйте классу освоенные вами приёмы ухода за растениями.

Я научился правильно протирать листья комнатных растений, правильно рыхлить почву и правильно поливать комнатные растения (под корешок).

3. Раскрась рисунок, на котором растение поливают правильно. Объясни свой выбор.

Правильно поливать комнатные растения «под корешок», так как у многих из них очень нежные листья и капли воды могут повредить их. Например, на листьях от воды могут появиться темные пятна или даже ожоги от солнечных лучей, так как капля воды способны фокусировать свет как стеклянные линзы.

4. Интересно, что некоторые растения живут очень долго, особенно деревья. В дополнительной литературе, Интернете найдите сведения о продолжительности жизни деревьев. Заполните таблицу.

Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приемы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приемам ухода за комнатными растениями.

Оборудование: карточки с заданиями, комнатные растения, рисунки деревьев, кустарников, трав, желуди, вода для полива растений, предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями (лейка, рассеиватель, тряпочки), школьный словарик «Растения России»; у учащихся — цветные карандаши.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Графический диктант

(Работа выполняется на листочках в клетку, которые подписывает учитель. Учитель читает утверждения, учащиеся ставят соответствующий знак (знаки даны на доске).)

Снег при таянии превращается в воду. (Да.)

Если вода замерзает, она превращается в лед. (Да.)

Снег бесцветный. (Нет.)

Лед прозрачный. (Да.)

У снежинки пять лучей. (Нет.)

Снег рыхлый. (Да.)

Лед хрупкий. (Да.)

Снег непрозрачный. (Да.)

Все снежинки одинаковые. (Нет.)

Снег белый. (Да.)

(В результате у детей должен появиться рисунок.)

2. Работа по карточкам

Найди признаки снега и льда и соедини их стрелочками.

(Можно использовать КИМы (тест 20, с. 33).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске рисунки растений; деревьев, кустарников, трав, цветов.)

— Ребята, посмотрите, какие рисунки принес Муравьишка! Что вы на них видите?

(Учащиеся называют растения.)

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О растениях.)

Как вы считаете, растения живые? Докажите.

(Мнения учащихся могут разойтись.)

Как вы считаете, надо ли ухаживать за растениями? (Ответы детей.)

Прочитайте тему урока на с. 70 учебника. (Как живут растения?)

— Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

— Какие растения вы знаете?

К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике? (Комнатные растения.)

(Учитель обращает внимание детей на комнатные растения в классе. Можно несколько растений поставить на стол у доски.)

— Что вы уже знаете о растениях? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами.)

— Давайте еще раз повторим все части растений. Откройте учебник на с. 22.

(Учащиеся выполняют задание.)

— Догадайтесь, о чем идет речь в загадке.

В этот гладкий колобок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета. (Желудь.)

Желудь — плод дуба. В нем спрятано семя.

(Учитель демонстрирует желуди и показывает разрезанный желудь.)

Рассмотрите рисунок на с. 70 и расскажите друг другу, как с желудя начинается жизнь дуба.

(Работа в парах, затем коллективное обсуждение.)

Что повлияло на семена дуба так, что они начали прорастать? (Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.)

Что получилось из проростка? (Корешок и росток.)

Что постепенно происходит с ростком? (Он становится выше, больше.)

В чем теперь нуждается росток? (В солнечном свете. Он тянется шея к солнышку.)

Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева поврежден.)

— Чем растение похоже на живое существо? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают. Значит, они живые.)

— Можете ли вы сейчас ответить на вопрос о том, живые растения или нет? (Живые.)

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 1 (с. 48).

— Найдите приложение к данному заданию. Вырежьте картинки и наклейте в правильном порядке.

— Кто помнит, какие правила нужно соблюдать при работе с ножницами?

(Проверка.)

V. Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень!

А. Барто

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 71. Сделайте вывод о том, что необходимо растениям для жизни. (Примерный ответ. На первом рисунке рядом с растениями нарисованы лейка и бутылка, значит, растениям необходима вода. Из второго рисунка видно, что растениям нужен солнечный свет. На третьем рисунке девочка протирает листья растения - наверное, ему трудно дышать и нужен воздух. На четвертом рисунке около растения открыли окно, и оно погибло, значит, ему необходимо тепло.)

— Муравьишка и Мудрая Черепаха собрались проверить, хорошо ли вы поработали с этими картинками. Они приготовили для вас хитрые вопросы. Вы готовы на них ответить? (Учащиеся отвечают на вопросы после картинок.)

2. Практическая работа в парах

(Учитель показывает и рассказывает о приемах ухода за комнатными растениями.)

Все живое требует ухода. Наши цветы тоже любят, когда ухаживают. Как можно поливать цветы? (Ответы детей.)

Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно - в поддон. Вода не должна быть холодной или горячей. Желательно поливать цветы отстоявшейся водой комнатной температуры один-два раза в неделю.

(Учитель показывает приготовленную воду для полива цветов в классе. Напоминает, что дежурные должны поливать цветы.)

Чтобы вода проходила к корешкам растения, не застаивалась, цветы следует рыхлить.

(Учитель демонстрирует приспособление для рыхления цветов. 1—2 ученика могут попробовать порыхлить землю в горшочках.)

Любят цветы и водные процедуры. Если листья гладкие, как у фикуса, то их можно протереть влажной тряпочкой. А если лист ворсистый, то лучше стряхнуть пыль кисточкой. Многие цветы очень любят опрыскивание.

(Учитель опрыскивает растение с помощью пульверизатора.)

— Для чего нужно протирать листья растений? (Так растения дышат.)

Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, другие — нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике — поближе к солнышку, другие стоят подальше от окна, так как не любят солнышко.

(Дети под наблюдением учителя сами поливают растения, рыхлят землю, опрыскивают и протирают листья. Далее рисуют предметы, которые использовали для ухода за растениями, в рабочей тетради (с. 48—49, № 2). Можно организовать работу со школьным словариком «Растения России».)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 3 (с. 49).

— У вас дома есть комнатные растения? Назовите их.

— Кто у вас дома ухаживает за ними? А вы помогаете? Что вы делаете?

~ Посмотрите на рисунки. На каком рисунке растение поливают правильно? Раскрасьте этот рисунок.

~ Почему нельзя высоко поднимать лейку при поливе комнатных растений?

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 71, в рамке).)

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

Вспомните, какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока.

Справились ли мы с этой задачей?

1. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 49).

Дополнительный материал

Как нужно ухаживать за кактусами?

Хоть кактусы и пустынные жители, неправильно поступает тот, кто поливает их редко в любое время года. Все лето земля в их горшках должна? быть влажной. Пересушите землю — засохнут тонкие волокнистые корешки, будет вода застаиваться — растение загниет. В теплую солнечную погоду кактусы нужно поливать два-три раза в неделю, в жаркую — чаще, а в дождливую и пасмурную - реже. Это правило нужно усвоить твердо. Поливать кактусы лучше подогретой до комнатной температуры водопроводной или дождевой водой. Летом полезно ежедневно опрыскивать их из пульверизатора теплой водой. Опрыскивать надо рано утром или вечером. А вот кактусы, густо окутанные волосками, опрыскивать нельзя. Вода, попавшая на волоски, спутает их, и растение потеряет свою привлекательность.

Конспект открытого урока

Учитель: Кузнецова Елена Викторовна

Класс: 1

Урок: окружающий мир

Дата: 15.12.2019г.

Тема: Как живут растения?

Цели: познакомить с условиями жизни растений; расширять представления о жизни и росте растений; показать основные приёмы ухода за комнатными растениями; воспитывать бережное отношение к растениям.

Планируемые результаты: учащиеся научатся приёмам ухода за комнатными растениями.

Оборудование: мультимедийная презентация (компьютер, экран), комнатные растения, вода для полива растений, предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями (лейка, рассеиватель, тряпочки, палочка для рыхления почвы).

Наглядный материал: «ромашка» из бумаги с надписью «Растение - живое существо», картинки «семена, ростки» с надписями, у учащихся : кружки (красный, зелёный, жёлтый), карточки «Что общего у разных растений?», смайлики.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Здравствуйте, юные любители природы. Я рада вас приветствовать на уроке! Давайте поприветствуем друг друга (хлопки).

II . Подготовка к работе на основном этапе.

Отгадайте загадку и узнаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира.

Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)

Что мы будем изучать на уроке?

Тема урока: «Как живут растения?» (слайд 1)

Как вы считаете, растения живые?

Нужно ухаживать за растениями?

Какие цели мы поставим перед собой?

Цели: узнать, что растения – живые. Будем учиться ухаживать за комнатными растениями.

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

Каждый вопрос на уроке мы будем сажать в землю, как семечко, поливать его своими знаниями и умениями, чтобы зёрнышко проросло. Если ответим на этот вопрос – получим молодой росток, а если не сможем, то зёрнышко погибнет в земле.

Не дадим зёрнышкам пропасть? Тогда будьте внимательны и активны.

III . Актуализация знаний.

Вспомните, что вы уже знаете о растениях?(Слайд.)

Что общего у всех растений?

Сажаем первое зёрнышко.

Работа в парах. (У детей на партах карточки : иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)

Задание:

Соедините линиями части растения с их названием. (учащиеся работают с карточками).

Вот и проросло наше зёрнышко.(1 росток)

Прочтём главные слова.

Вывод: Что же общего у всех растений?

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание? (слайд 2)

IV . Усвоение новых знаний.

Создание проблемной ситуации:

1) (На доске изображение ромашки . В центре надпись «Растение – живое существо». На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки растений.)

Отгадайте загадку:

На лугу сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (ромашки)

Одна сестричка-ромашка у нас на уроке.(открываю ромашку)

Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? Обоснуйте свой ответ.

- Как же всё-таки доказать, что растения живые?

Вот и второе зёрнышко упало в землю. Поможем ему прорасти.

- Что нам нужно сделать?

Вспомнить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

Что вы узнали, исследуя рисунки?

Посмотрите, вот и второе зёрнышко дало свой росток!

Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, умирает. Растение живое существо.

Молодцы!

2) – Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос: Что растению необходимо для жизни?

Сажаем третье зёрнышко. Ему тоже очень нужны ваши знания, умения и старание.

Кто знает, как начинается жизнь растений?

Посмотрите, вы принесли пророщенные семена пшеницы и гороха.

Какие произошли изменения?

В тарелочке семена проросли.

Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (вода, тепло)

Откуда в природе растения получают воду и тепло? (воду от дождей, тепло от солнца.)

Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться? (Нет).

Почему? Что необходимо сделать с проросшими семенами? (Семена нужно посадить в землю.)

Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?

Почему? Что ещё нужно растениям? (свет, воздух)

Что же необходимо для жизни растений?

Третий росток с вашей помощью тянется к свету.

Вывод: Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва.

Ну и ещё одно условие – бережное отношение со стороны человека.

V . Фикультминутка для глаз.(слайд)

VI . Закрепление новых знаний и способов действий.

1. Наблюдение за развитием растения. (на примере дуба)

Как развивается растение?

Какое растение видите? (слайд)

Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек. (жёлудь)

Работа по учебнику на с.70.

Работа в парах.

Рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба. (молча, просто продемонстрировать посадку 4-го зёрнышка)

А теперь посмотрите на слайд .

Дуб – символ могущества и долголетия. Дубы – долгожители. Продолжительность жизни дуба – до 1500 лет, дерево достигает высоты 30 и даже 40 м, несет мощную крону, развивает толстый ствол, диаметр которого нередко доходит до 1-1,5 м. Не случайно, когда говорят о чем-то особо прочном, крепком, могучем, пользуются сравнением с дубом.

С чего начинается жизнь дуба? (Росток 4: «семя – взрослое растение»)

2. Практическая работа.

1) Беседа.

Всё живое требует ухода. Растения тоже любят, когда за ними ухаживают.

У кого дома есть комнатные растения?

Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?

А вы помогаете? Что вы делаете?

Как правильно ухаживать за растениями? (5 росток)

Ещё одно зёрнышко просит нашей помощи? Поможем?

2) Знакомство с памяткой «Правила ухода за комнатными растениями».

  1. Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно - в поддон. Не поднимайте высоко лейку, чтобы вода не разбрызгивалась.

Чтобы вода проходила к корешкам растения, на застаивалась, цветы следует рыхлить.

  1. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Цветы любят водные процедуры.

  1. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.

Придерживая лист снизу одной рукой, а другой осторожно протираем.

Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Многие цветы очень любят опрыскивание.

Для чего нужно протирать листья растений? (так растения дышат)

  1. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, а другие - нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие – подальше от окна.

(Раздаю детям памятки)

3) Работа в группе.

- Выберите капитана в своей группе. Капитан распределит обязанности. 2 человека – протирают листья, 2 человека – рыхлят землю, а 1 человек - поливает цветок. Соблюдайте все правила.

Молодцы! Своим старанием вы помогли стольким семенам дать новый росток, подарили жизнь новым растениям.

IX . Информация о домашнем задании.

А дома вы их приклеите.

X . Подведение итогов урока.

На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопросы.

Как вы считаете, мы смогли найти ответы на вопросы?

XI . Рефлексия.

У вас на столах лежат смайлики, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие смайлики и поднимают их)

Кто для себя сделал открытие?

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке!

Кому на уроке было интересно?

Кому урок подарил хорошее настроение?

Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: `Как живут растения?

Программа Школа России учебник для 1 класса А.А. Плешакова Окружающий мир. Часть 1.

Учитель: Преснова Г.В.

Тип урока : урок- исследование.

Цель урока:

Создать условия для:

Знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;

Задачи:

Ознакомить учащихся с условиями жизни растений: вода, свет, тепло, воздух, почва;

Продолжать формировать общеучебные умения и навыки: работать с учебником, рабочей тетрадью, точно выполнять инструкции учителя;

Развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы;

Воспитывать бережное отношение к растениям.

Методы и методические приемы:

Исследование, наблюдение, беседа, использование художественного слова (стихотворение, загадки), наглядный материал картинки, карточки с опорными словами, рассказ по результатам наблюдения, практическая работа: уход за комнатными растениями, ИКТ

Планируемые результаты:

Дети учатся:

Выделять свойства растений, которые позволяют их отнести к живым существам;

Определять условия, необходимые для жизни растений

Умения характеризующие эти достижения:

Описывать свойства растений;

Доказывать, что растение- это живое существо;

Выдвигать предположения об условиях необходимых для жизни растений.

Оборудование:

Силуэт ромашки из бумаги, с надписью Растение живое существо, с обратной стороны на лепестках надписи: растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается; карточки со словами ВОДА, ТЕПЛО, СВЕТ, ВОЗДУХ; ПОЧВА

баночка с проросшими семенами, комнатное растение, тряпочка, лейка, опрыскиватель; диск Окружающий мир. 1 класс.

Литература для учителя:

Учебник для 1 класса А.А. Плешакова Окружающий мир. Часть 1.

Литература для учащихся:

Учебник для 1 класса А.А. Плешакова Окружающий мир.

СТРУКТУРА УРОКА:

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

3.Постановка учебной задачи.

4.Мотивация. Создание проблемной ситуации.

5.Исследование в малых группах.

6.Физкультминутка.

7.Обмен информацией.

8.Связывание информации, обобщение.

9.Применение

10.Работа по учебнику.

11.Практическая работа.

12.Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Человек и время года –

Это все вокруг …природа

А что вы делали на предыдущих уроках? (Мы сравнивали воду пресную и солёную, наблюдали куда текут реки.)

Как вы думаете, достаточно ли вам полученных знаний?

Сегодня мы продолжим изучать окружающий мир. Давайте вспомним, как мы изучаем что-то новое? (Мы должны сами понять, что мы еще не знаем, и самим постараться узнать это новое.)

2. Актуализация знаний.

На доске прикреплены картинки:

Ёж, медведь, голубика , змея.

Голубь, малина, воробей, сорока.

Комар, пчела, кузнечик, клён.

Посмотрите на картинки Назовите лишнюю в первой строке.

Назовите лишнюю во второй строке.

Назовите лишнюю в третьей строке.

Учитель вывешивает лишнии картинки отдельно.

Назовите предметы, изображённые на этих картинках одним словом. (Растения)

Какие растения вы знаете?

На какие группы можно разделить растения?

Что общего у всех растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами.)

Давайте еще раз повторим все части растений.

Работа в парах

(У детей на партах карточки: иллюстрация гороха с хорошо выраженными частями растения и их названия)

Соедините линиями части растения с их названием. (учащиеся работают с карточками).

Проверьте, правильно ли вы выполнили задание?

Прочтём главные слова.

3. Постановка учебной задачи.

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О растениях.)

Прочитайте тему урока на с. 70 учебника. (Как живут растения?)

Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.

Как вы считаете, растения живые?

Докажите. (Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью восстанавливаться, умирает. Растение живое.)

На доске изображение ромашки. В центре надпись Растение живое существо. На лепестках знаки вопроса, а с обратной стороны лепестков записаны признаки подтверждающие, что растение живое.

4. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

Вы хорошо говори, но ваши доказательства вызывают сомнение, их явно недостаточно. Как же всё- таки доказать, что растения живые существа? Что нам нужно сделать?

Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

Исследование в малых группах (по иллюстрациям).

Обмен информацией.

Что вы узнали, исследуя рисунки?

Учитель переворачивает лепестки ромашки.

Сравните свойства растений, выделенные вами с теми, что записаны на лепестках.

Все ли факты вы обнаружили?

Чем растение похоже на живое существо? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь умирают. Значит, они живые.)

Физкультминутка

Можете ли вы сейчас ответить на вопрос о том, живые растения или нет? (Живые.)

Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос, а что же ему необходимо для жизни?

Кто знает, как начинается жизнь растений? Мы с вами проращивали семена фасоли в 2-х баночках. В одной баночке у нас находились семена под мокрой тряпочкой, а в другой семена под сухой тряпочкой. Расскажите о результатах опыта (баночки на столе у детей.)

Какие семена проросли?

Что повлияло на то, что семена стали прорастать?

Рассказ учащихся по наблюдениям.

Учитель вывешивает на доске карточки ВОДА, ТЕПЛО.

Откуда в природе растения получают воду и тепло?

Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться?

Что необходимо сделать с проросшими семенами?

Если мы посадим проросшие семена в ящик, куда нужно поставить его?

Почему? Что ещё нужно растениям? (Свет, воздух.)

Что же необходимо для жизни растений? (Для жизни растениям необходимы: вода, тепло, свет, воздух, почва)

Учащиеся делают вывод, используя опорные слова на доске

Ну ещё одно- бережное отношение со стороны человека.

Работа с учебником с. 70-71.

Какое растение видите? Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек.

Желудь - плод дуба. В нем спрятано семя.

(Учитель демонстрирует желуди и показывает разрезанный желудь.)

Рассмотрите рисунок на с. 70 и расскажите друг другу, как с желудя начинается жизнь дуба.

(Работа в парах, затем коллективное обсуждение.)

Что повлияло на семена дуба так, что они начали прорастать? (Вода в виде дождя, тепло солнечных лучей.)

Что получилось из проростка? (Корешок и росток.)

Что постепенно происходит с ростком? (Он становится выше, больше.)

В чем теперь нуждается росток? (В солнечном свете. Он тянется к солнышку.)

Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева поврежден.)

С чего начинается жизнь дуба? При помощи компьютера расставьте рисунки в правильном порядке? Остальные проверяют по учебнику.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

1(с.48).

с. 71 в учебнике. Работа по рисункам.

Учитель. Прочитайте в учебнике сообщение Мудрой Черепахи и сравните с нашим выводом.

Чтение учащихся по учебнику.

Что можете сказать? (Наш вывод совпадает со словами Мудрой Черепахи.)

Практическая работа.

У кого есть дома комнатные растения?

Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?

А вы помогаете? Что вы делаете?

Как правильно ухаживать за растениями?

2) Знакомство с памяткой «Правила ухода за комнатными растениями».

Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.

Поливать цветы лучше из лейки. Можно лить воду прямо в горшочек, а можно - в поддон. Не поднимайте высоко лейку, чтобы вода не разбрызгивалась.

Чтобы вода проходила к корешкам растения, на застаивалась, цветы следует рыхлить.

Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.

Цветы любят водные процедуры.

Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой.

Придерживая лист снизу одной рукой, а другой осторожно протираем.

Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой.

Многие цветы очень любят опрыскивание.

Для чего нужно протирать листья растений? (так растения дышат)

Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.

Для жизни растений необходимы солнце, воздух и вода. Одни растения любят много света, а другие нет. Поэтому и в комнате они располагаются по-разному: одни на подоконнике, другие – подальше от окна.

Работа в группах.

Разделимся на 4 группы по 6 человек. Выберите капитана в своей группе. Капитан распределит обязанности. 1 пара – протирает листья, 2 пара – рыхлит землю, и последняя 3 пара - поливает цветок. Соблюдайте все правила.

Итог урока. Рефлексия.

На сегодняшнем уроке, дети, вы были исследователями и искали ответы на вопрос: Как живут растения? Как вы считаете, мы смогли найти ответы на этот вопрос?

Что необходимо для жизни растений?

Класс: 1

Цель урока:

  • дать учащимся представление о развитии растения из семени, проследить цикл жизни растений, познакомить c условиями жизни растений, с насекомыми-опылителями, показать связь растений и животных в распространении семян,
  • учить правильно ухаживать за комнатными растениями,
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: учебники А.А.Плешакова "Мир вокруг нас", рабочие тетради к учебнику 1 класса "Мир вокруг нас", на доске изображение солнца, круги, вырезанные из цветной бумаги, мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: "Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился большой сверкающий голубой шар. Это Земля. Жизнь начинается: Мир ослепительно переливается. И так важно, чтобы это продолжалось вечно". <Приложение 1>

Итак, жизнь продолжается, урок начинается.

II. Сообщение темы урока.

Растения - важная часть природы. Они превращают солнечный свет в пищу. Без растений не существовало бы животных. Они представляют пищу и кров многим животным. А вот сегодня мы узнаем "Как живут растения?". <Приложение2>

III. Работа по теме урока.

Наблюдение за жизнью растений весной.

Мы сейчас совершим путешествие во времена года и понаблюдаем за растениями в разные периоды их жизни. А вот с какого времени мы начнём путешествие вы догадаетесь сейчас сами.

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт.

О каком времени года идёт речь в этой загадке? (О весне)

Весна - удивительное время года. <Приложение 3>

(Ученик читает стихотворение)

Тает снег, журчит ручей,
Солнце пригревает.
И уже среди берёз
Подснежник расцветает.

Отгадайте загадку Мудрой Черепахи.

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первый летят.
Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? : (май)

Весной все растения просыпаются от долгого зимнего сна. <Приложение 4> Природа пробуждается, оживает. Весной на сады словно опускаются белорозовые облака - столько цветов на яблонях и вишнях. Каждое дерево тихонько гудит от множества насекомых. Но проходит время, и там, где были цветы, появляются румяные яблоки, сочные плоды.

Почему так происходит?

Конечно участвовали в создании этого изобилия пчёлы, шмели и другие насекомые.

На цветке сидит цветок
Пьёт цветочный сладкий сок.
- Этот цветочный сладкий сок - нектар.
Он оделся в мех нарядный,
Рукавицы не забыл.
Так как день стоял прохладный,
А полёт далёким был.

Насекомые, великие труженики. Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно налетать 300 000 км и посетить 19 000 000 цветов.

Мы любуемся цветами, радуемся им. Всё это верно.

А как вы думаете, для чего на растениях образуются красивые цветы? (ответы детей)

Однако цветут они вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходимы цветам, чтобы привлекать к себе насекомых.

Восхищаться красотой цветов можем только мы, люди. А насекомым важны лишь окраска, форма цветка и запах.

Ведь цветы не просто приманивают, они ещё и кормят одних насекомых - соком - нектаром, других - пыльцой, третьих - и тем и другим. Пыльца и нектар - любимая пища насекомых.

Насекомые никогда не перепутают цветы. Летят только к тем, в которых для них пища подходящая и добыть её можно.

2. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре -
Полетели, закружились.

3. Наблюдение за жизнью растений летом. <Приложение 5>

Лето красное настало, (Слайд 1)
На полях цветы растут,
Ягоды, грибы ребята
Из лесу домой несут.
В речке плавают весь день,
Не спасает даже тень.

А что же происходит с растениями летом? (ответы детей)

Летом растения продолжают расти и цвести. Так, например, липа цветёт в июле. На Украине июль так и называют - липень. На улицах, аллеях, в парках и садах издавна растут эти красивые, душистые деревья. Липа - самое городское дерево. (Слайд 2)

Всего 10-12 дней цветёт липа. Пчёлы так торопятся успеть запасти сладкую дань дерева, что иногда собирают её даже по ночам!

Но пора цветения у каждого растения когда-то заканчивается. Что же происходит с растением после этого? (ответы детей)

К концу лета у растений на месте цветов образуются плоды с семенами.

Муравьишка Вопросик не может догадаться о ком здесь идёт речь:

Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдёшь -
На себе их все найдёшь.
(репей) (Слайд 3)

4. Размножение растений.

Каждое растение размножается по-своему.

Назовите известные вам способы распространения семян растений.

А вот у репейника плодики крючками цепляются за шерсть зверей, за одежду человека и едут на них, пока не упадут. Человек и животные - транспорт лопуха.

Декламирование учащимися хором:

Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей.
Спал и видел прекрасные сны.
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или в заячью грудь
И в далёкий отправится путь.

Почему репейник так любит путешествовать? Чтобы репейникам-малышам не погибнуть, семена и отправляются в путь. И на козах, и на лошадях ездят репейники. Вот для чего репейнику колючки - цеплючки.

Заимствуя у природы.

Растения помогают людям выдумывать новое. Многие полезные приспособления в строительстве, на транспорте и в других областях нашей жизни человек подглядел у природы. Лопух стал прообразом застёжки на липучке. (Показ).

Народная примета.

Шишки репейника перед дождём расправляют колючки.

Репейниками в народе называют и лопух, и чертополох и некоторые другие растения, которые странствуют бесплатными пассажирами.

Когда про человека говорят "прилип как репей"? (Назойливый)

Хорошо это или плохо?

О каком растении идёт речь?

Когда идёшь тропинкою.
Куда ни глянь, в полях
Белеют чудо - шарики
На стройных лепестках.
Летят пушинки чистые
За луг, за сад, за лес,
И к нам парашютистами
Спускаются с небес.
(Одуванчик). (Слайд 4)

Почему одуванчику надо быть большим, заметным, ярким, а теперь, когда созрел, лёгким, почти прозрачным. (Чтобы ветер унёс его деток и разбросал по земле).

5. "Научно-исследовательская лаборатория". Работа в группах. <Приложение 6>

А теперь посмотрим, как приспособились к жизни семена других растений. Для этого нам нужно поработать в научно - исследовательской лаборатории.

(Каждой группе детей раздаются различные семена растений - подсолнечника, гороха, фасоли, клёна)

Итак, мы исследуем семя по плану:

Эта детка с какой ветки?

Внешний вид, на что похоже?

Какой формы?

(По истечении некоторого времени каждой группе предоставляется слово. Ученики рассказывают о семенах по плану. Во время рассказа учащихся о размножении клёна даю дополнительные задания)

Словарь - крылатка.

Подберите родственные слова к слову крылатка.

Как вы думаете, почему так назвали?

Заимствуя у природы.

Вертолёт летит, когда вращаются его крылья. Это похоже на то, как движется по ветру крылатка клёна.

Сообщение ведущего лаборанта.

Клён - одно из самых распространённых деревьев наших широколиственных лесов. Весёлый клён любит солнечный свет. Клён сажают для украшения городского парка. Далеко летят семена клёна. Упадёт семечко в удобное место, тут на другой год вырастет тоненький кленок.

А вот о том, как развивается дуб, узнаем из учебника на стр. 50.

6. Работа по учебнику.

С колпачком на голове.
Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве
Дуба золотого.

Цветёт дуб, когда у него ещё совсем маленькие листья, и деревья кажутся одетыми в тонкое зелёное кружево.

После цветения сначала разрастается маленькая чашевидная обёртка, а затем и сам жёлудь. В каждом жёлуде одно крупное семя. Жёлуди очень питательны. Возможно, жёлуди были "первым хлебом" населения Европы.

Исследуем это семя:

Внешний вид, цвет, форма.

Скорлупа.

Давайте поможем Муравьишке Вопросику. Он совсем запутался и хочет понять, как всё-таки происходит развитие дуба. <Приложение 7>

(Учащиеся рассказывают об этапах развития растения на примере дуба)

Какой же вывод мы можем сделать о жизни растений? (Растение живое. Оно растёт, приносит потомство. Каждое растение когда-нибудь умирает.)

Чтение вывода в учебнике на стр. 50.

Сообщение ведущего лаборанта.

Жёлуди очень капризны. Они совершенно не выносят высыхания. Стоит им потерять даже небольшую часть воды, как они высыхают.

Жёлуди падают на землю ранней осенью. После этого дуб сбрасывает листья, и они защитным слоем покрывают желуди.

Как вы думаете почему?

(Предохраняют от высыхания; чтобы не поедали животные. Ведь из 1 млн. желудей вырастет лишь 1 деревце).

Дополнительный материал.

А ещё большие и тяжёлые плоды дуба - жёлуди и орехи лещины падают рядом с деревом и ждут, когда "носильщики" перенесут их в другие места. Белки, мыши не заставляют себя долго ждать. Набегут, подхватят жёлуди и орехи и разнесут по своим норам и дуплам. Стоит потрудиться: ведь жёлуди и орехи платят за путешествие вкусной пищей и хорошими запасами на зиму. Некоторые из забытых и потерянных запасов прорастут весной ростками новых деревьев и кустарников.

Под землёй он будет спать
В непогодь и стужу.
А когда-нибудь опять
Выбьется наружу.

Пусть растёт он до небес
С каждым годом выше.
Пусть раскинет свой навес
Многоскатной крыши.

И березе, и липе, и ёлке ветер тоже помогает - крутятся их летучие семена, словно вертолётики, и улетают далеко - далеко.

Подхваченные ветром, как планеры, летят семена, поднимаясь высоко в небо. Перелетают через деревья, дома, реки. Бывает сплошным слоем покрывают они дорожки, улицы, скамейки, воду: Куда только не заносит их! Но вот семена отлетались, успокоились и залегли спать на зиму. Весной им опять предстоит большая работа - растить новое дерево.

7. Наблюдение за жизнью растений осенью. <Приложение 8>

Раскрашены листья в осенний наряд.
Как золото, ярко на солнце горят.
Рябина горит, полыхает огнём
И ягоды спелые нам отдаёт.

Жёлтый цвет - символ осени. С жёлтых листьев деревьев начинается её время. Солнечный наряд садов, парков и лесов дал ей название.

Как вы думаете, что это за название? (золотая).

Зачем деревьям сбрасывать такой великолепный наряд? Стояли бы себе да стояли до самой весны с листьями. (Предположения детей)

Нельзя растениям на зиму оставаться с листьями. Если ляжет, налипнет снег на листву, то ветви деревьев не выдержат его тяжести и обломятся. Иногда такое случается, если снег на много раньше времени выпадает. Вот деревья листву и сбрасывают.

Кроме того, дерево, предусмотрительно все ненужные для себя вещества выводит в листву. Потом, будто пробкой, затыкается черешок листа омертвевшими клетками. И с первым же порывом ветра листья отламываются и падают.

Сообщение лаборанта.

Раньше всех теряют листья липа, берёза и вяз. Уже в конце ранней осени у них начинается листопад. С первыми заморозками осыпаются листья осины, затем - клёна. Только ель и сосна стоят зелёные. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Отгадывание кроссворда.

А сейчас проверим, какие вы сообразительные. Давайте все вместе отгадаем кроссворд.

Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы выбраться на свет. (сем я)

Я румяную Матрёшку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрёшка
Упадёт сама в траву. (ябло ко)

Рыжий Егорка упал в озёрко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (л ист)

Весь в пыли,
Хоть сил немного,
У дороги он торчит.
У него согнулись ноги,
Неприметен он на вид. (подоро жник)

Нам в дождь и в зной
Поможет друг,
Зелёный и хороший -
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (д ерево)

С неба солнце золотое
Золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (пшениц а)

Летом - в огороде,
Свежие, зелёные,
А зимою - в бочке,
Крепкие, солёные. (огурцы )

Молодцы!

8. Наблюдение за жизнью растений зимой. <Приложение 10>

В каком времени года мы с вами ещё не побывали?

Правильно, мы ещё не вспомнили о том, как живут растения в зимнее время года.

Что же происходит с растениями с приходом зимы? (Ответы детей из собственных наблюдений)

Как шубой укрывает слой снега землю. Способность снега не пропускать от земли тепло и тем самым создавать как бы естественный парник очень важна для растений. Под снегом не вымерзают травы и посевы. Плохо им, когда долго не ложится снежный покров.

Приготовили и деревья себе шубы. Всё лето каждый год откладывают деревья под кожицей ствола и веток пористую пробковую ткань - мёртвую прослойку. Пробка эта замечательна тем, что не пропускает ни воду, ни воздух. Воздух застаивается в её порах и не выпускает тепло из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой. Поэтому старые деревья легче переносят холод, чем молодые и тонкие.

А вот комнатным растениям хорошо в любое время года!

Зачем поливают комнатные растения?

Почему комнатные растения стоят близко к окну?

Для чего девочка протирает листья растений?

Почему растение погибло на следующем рисунке?

Как вы думаете, при каких же условиях комнатные растения будут хорошо расти? (ответы детей)

Конечно, каждое растение нуждается в солнечном свете, тепле и питании, т.е. воде.

10. Работа в тетрадях. (с. 21)

Выполним задание №2 в тетради.

Какой вариант рисунка вы выбрали? Почему? (На втором рисунке правильный полив, т.к. лейка расположена близко к горшку, вода не разбрызгивается, земля не размывается струёй воды.)

Итак, наше путешествие заканчивается. Мы с вами вернулись в класс. Посмотрите, как рады нам наши комнатные растения, за которыми вы ухаживаете. А взамен они дарят нам свою красоту, свежий воздух. А если мы будем смотреть на их зелёную листву в течение нескольких минут, то и наши глаза смогут отдохнуть, потому что зелёный цвет успокаивает.

Давайте попробуем сделать это. (Дети рассматривают зелёную листву в течение нескольких минут под спокойную музыку.)

IV. Рефлексия.

У вас на партах лежат круги. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждый кружочек прикрепим на наше солнышко, которое висит на доске. Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогут человеку.

V. Подведение итогов.

Что нового для себя вы сегодня узнали из нашего путешествия?

О чём сможете рассказать дома родителям?

Докажите, что растения живые. (Они растут, размножаются, умирают.)

Что необходимо растениям для жизни?

VI. Творческое задание.

В тетрадях на с. 21 дома вы сможете выполнить интересное задание. Дома каждый из вас снова может побыть исследователем и ответить на вопрос: Как из зёрнышка появляется колосок?

Похожие публикации