Энциклопедия пожаробезопасности

Как сделать лодку своими руками: дерево и фанера — лучшие друзья рыбака. Лодка плоскодонка из фанеры своими руками: чертежи, инструкция Как построить плоскодонку из досок своими руками

Общие вопросы

Отдых на природе, охота или рыбалка в той местности, что окружена водоемами, - та деятельность, которая невозможна без плавучего средства, поэтому лодка не роскошь, а насущная необходимость. Покупка собственного мини-корабля способна пробить приличную брешь в бюджете, из-за этого данный вариант мало кого прельщает. Однако кусачие цены маломерных плавсредств не становятся непреодолимой преградой для энтузиастов, так как сделать лодку своими руками гораздо легче, чем это может показаться на первый взгляд. Самостоятельное создание практичного небольшого судна - процесс занимательный, однако он требует от автора будущей лодки серьезного подхода.

Выбор материалов и вида лодки - первый шаг

Нельзя сказать, что вариантов у будущего строителя очень много, однако выбор есть. Самодельную лодку можно изготовить из:

  • алюминия;
  • дерева;
  • пластика;
  • резины (прорезиненной ткани);
  • стали;
  • фанеры.

Идеального материала нет, каждый из них имеет свои достоинства и не лишен недостатков, но чаще всего мастера останавливают свой выбор на древесине и ее «коллегах», так как преимущества этих вариантов несомненны. Это:

  • экологичность, небольшой вес;
  • плавучесть, надежность, прочность;
  • бесшумность, маневренность;
  • относительно небольшая себестоимость;
  • длительный срок службы при правильной обработке материала и хранении судна;
  • возможность использования весел, установки мотора и/или паруса.

Есть две разновидности деревянных лодок:

  • килевые конструкции;
  • плоскодонные (круглодонные) суда.

Вторые в большем почете у рыбаков, так как лодки-плоскодонки обладают лучшей устойчивостью, позволяющей охотиться на рыбу даже стоя. На этих плавсредствах удобно разворачиваться, а места в них хватит для всего, что необходимо поклонникам рыбалки: как для снастей, так и для очень большого улова.

Килевые самодельные мини-суда отличает лучшая проходимость сложных отрезков, быстроходность, практичность. Однако эти лодки более требовательны, так как пассажирам и «водителю»-гребцу сначала необходимо научиться держать равновесие, грамотно распределяя центр тяжести.

Особенности деревянных «лодочных работ»

К создателям данных лодок есть несколько требований, которые придется учесть. Среди них:

  1. Умение обращаться с деревом, знание всех нюансов. В это понятие входит оптимальный выбор досок, способность заранее рассчитать будущие максимальные нагрузки на древесину, а также осведомленность о том, как изгибают заготовки.
  2. Корректный выбор других материалов: кроме древесины понадобятся средства для защиты ее от протечек, от губительного влияния воды, элементы для скрепления всех деталей конструкции.
  3. Наличие места для сборки. Так как все заготовки и само судно имеют довольно большие габариты, а времени для сборки у новичка уйдет достаточно много, необходимо помещение или участок, надежно защищенный от дождя.
  4. Необходимость иметь все инструменты для работы с древесиной.
  5. Как минимум один помощник, он понадобится обязательно.

Это минимальный список того, что необходимо, поэтому в процессе работы могут появиться и другие условия.

Корректные габариты и чертеж

О них отдельный разговор, потому что от размеров зависит вес, вместимость, грузоподъемность и устойчивость небольшого судна на воде. Если писать о рекомендациях, то они таковы:

  1. Высота бортов. Оптимальное значение 500 мм, однако никто не запрещает небольшое изменение в большую либо меньшую сторону.
  2. Длина. Этот параметр зависит от того, сколько человек одновременно будут находиться в лодке. Если плавсредство рассчитано на одного, то хватит длины 1800-2500 мм. Для дуэта «мореходов» нужны 3000 мм, для 3-5 человек достаточно 3500-4000 мм. Вместятся в последнюю конструкцию и шестеро, но в этом случае вопрос уже в другом - в комфорте такой большой компании.
  3. Ширина. Здесь рекомендованное значение - 1000-1500 мм, однако надо учесть, что максимальная цифра значительно уменьшит маневренность, зато сделает судно более устойчивым. Принимать во внимание нужно вес людей, потенциальный груз, который будет перевозиться на лодке, длину плавсредства.

Ориентируясь на рекомендованные (или выбранные строителем) размеры, необходимо сделать чертеж. Если мастер не силен в составлении подобных схем, лучше остановиться на готовых, проверенных эскизах, которые нетрудно разыскать в интернете: достаточно ввести в поисковую систему всего два слова - «лодка чертеж», а затем переключиться на «Картинки».

Подготовка: инструменты, материалы

После теории начинается практика - приобретение материалов и поиск всех необходимых инструментов. Главное для лодки - доски. В этом случае лучше купить еловый, лиственничный или сосновый пиломатериал, не имеющий трещин и сучков, норовящих выпасть. Те, что держатся крепко, не представляют угрозы будущему судну. Проверить их надежность просто, достаточно ударить по ним молотком либо кувалдой. Оптимальна древесина, которая хранилась в сухом помещении как минимум год, лежала весь период на ровной поверхности.

Список остального включает:

  • антисептик для дерева;
  • брус для распорок и треугольный - для носовой части лодки;
  • водоотталкивающую краску - Пентакрил, Прогресс, Раптор (для авто), кисти (краскопульт);
  • гвозди (лучше оцинкованные саморезы) разной длины и молоток для них;
  • грунтовку;
  • дрель небольшой мощности, шуруповерт;
  • клей (полиуретановый), замена ему - смола, шприц для нанесения в труднодоступных местах;
  • лак (яхтный) - Alpina Yachtlack, Belinka Yacht, Eskaro Marine lakk 90, Premia;
  • листовой металл для днища и скрепления элементов лодки;
  • наждачную бумагу (либо шлифовальную машину);
  • напильник;
  • паклю (герметик);
  • паракорд (кевлар, нейлон, полипропилен)- для придания бортам лодки нужной формы;
  • рулетку;
  • струбцины;
  • электролобзик (ножовку).

Изготовление деревянной плоскодонки

Как сделать лодку своими руками надежной, крепкой, непотопляемой? Ответ один: все этапы требуют четкого выполнения, так как спешка, любые недочеты, традиционная русская надежда «на авось» противопоказаны. Внимание даже к «мелким мелочам» - необходимое условие.

Изготовление бортов

  1. Сначала согласно чертежу выпиливают все заготовки. Детали, включая борта, обрабатывают напильником, а затем наждачной бумагой. Пропитывают антисептиком.
  2. С одной стороны досок-бортов делают запил под углом 15-30°, потом с концов снимают фаску, чтобы обеспечить идеальное (без зазоров) прилегание заготовок в носовой части.
  3. Треугольным брусом фиксируют нос лодки, прикрепляя его гвоздями либо саморезами к стыку досок с внутренней стороны после идеальной подгонки. Края соприкасающихся деталей сначала пропитывают антисептиком, затем смазывают клеем (смолой).
  4. Зовут ассистента и придают бортам лодки нужную форму, используя паракорд или его замену. Шнуром обвязывают борта, заранее установив между ними распорки такой же ширины, как у будущей лодки. Затем веревку затягивают.
  5. Крепят транец (задний элемент лодки - плоская кормовая часть). С бортами его соединяют с помощью клея (смолы) и саморезов (гвоздей).

Создание и фиксация днища

Дно делают из дерева (лучше найти широкую массивную доску), водостойкой фанеры (ФСФ, 12 мм) либо из листового металла.

  1. Если используют металлический лист, то деталь вырезают таким образом, чтобы ее размеры превосходили днище на несколько сантиметров. Они нужны для крепления к донной части бортов. Так как протечки здесь самая большая угроза, все стыки щедро промазывают клеем либо смолой, используют паклю. Края металла загибают с помощью молотка. Саморезы сажают с шагом 15-20 мм по всему периметру лодки.
  2. Если найдена деревянная доска (фанера), то из материала вырезают элемент нужной формы, а затем действуют таким же образом - обрабатывают клеем или смолой, используют паклю и крепеж.

Завершающая обработка материала

Теперь элементы лодки снова щедро обрабатывают антисептиком, ликвидируют все потенциальные зазоры с помощью пакли либо герметика. Затем дважды грунтуют, наносят краску в несколько слоев, каждому из них дают время на просушку.

Потом покрывают судно лаком, также 2-3 слоями. Последний этап - установка скамеек-банок, монтаж треугольников для кормы, их обрабатывают - грунтуют и красят (лакируют) - отдельно. На этом изготовление лодки-плоскодонки считают законченным.

Проверка водонепроницаемости лодки

Эта операция необходима, чтобы удостовериться в надежности судна перед его первым большим плаванием. Способов сделать это есть несколько, но лучше проводить комплексный тест.

  1. Проверка на месте строительства. Для того чтобы убедиться в качестве работы, лодку переворачивают вверх днищем, устанавливают на длинную скамью либо на несколько табуреток. Затем на нее выливают большое количество воды из шланга. Рекомендуемая длительность этого тестирования - 5-10 минут. Лодку переворачивают и осматривают на предмет протечек.
  2. Испытание мини-корабля большой водой. Если самодельная плоскодонка не показала себя дырявым корытом на «верфи», то ее сначала отправляют в свободное плавание на небольшую глубину. Когда первые водные испытания проходят успешно в течение 30 минут, значит, судно готово к любому водоему.

Они могут пригодиться тем, кто не любит допускать в работе ошибок, которые всегда требуют дополнительных усилий для их исправления. А поэтому некоторые рекомендации можно (и нужно) заранее «намотать на ус»:

  • при изготовлении самодельной лодки лучше не экономить на качестве материалов, так как лучшая древесина - синоним долгожительства будущего собственного плавсредства;
  • все заготовки советуют вырезать с небольшим запасом, потому что гораздо легче отрезать излишки, в противном случае придется вырезать новый элемент;
  • герметик, клей, смола или пакля - то, что требуется приобрести с большим запасом, особенно важны стыки бортов с днищем;
  • во всех деревянных деталях для крепежа нужно заранее просверливать отверстия несколько меньшего диаметра, чем у гвоздей либо саморезов, цель - предотвращение возможного растрескивания материала.

Лодка из фанеры

Фанерное плавучее средство имеет свои преимущества, к которым относятся:

  • небольшой вес, так как облегченный вариант такой лодки имеет массу, составляющую всего 10-15 кг, а такое судно довольно легко переносить даже вдвоем;
  • максимальная вместительность - 5 человек, но все зависит от выбранного проекта;
  • долговечность мини-корабля, но только в случае соблюдения технологии;
  • доступная цена всех требующихся материалов.

Если у мастера есть желание, а поводов отказываться от задуманного не найти, то нужно лишь выделить для создания лодки свободное время.

Материалы, инструменты

Мебельная фанера (ФК) для строительства этого судна не подходит, поэтому необходимо приобрести одну из следующих марок: БК (пропитка - бакелитовый лак), БС (бакелитовый клей) или, если нет возможности купить БК и БС, ФСФ (смоляной формальдегидный клей). Обращать пристальное внимание необходимо на качество материала: в торцах недопустимы щели, а на поверхности сучки или иные дефекты. Толстая фанера не годится, так как лист должен уметь гнуться, поэтому максимальная (или оптимальная) толщина - 6-9 мм. Другие нужные материалы и инструменты:

  • брус - качественный, сухой;
  • рейки из лиственницы - для киля и стрингеров (продольных ребер жесткости);
  • стеклоткань в рулонах;
  • водостойкая краска;
  • грунтовка и шпаклевка (тоже водостойкие);
  • эпоксидный клей;
  • яхтный лак;
  • карандаш;
  • медная проволока (скрепки);
  • зубило;
  • кусачки;
  • молоток;
  • плоскогубцы;
  • рубанок;
  • рулетка;
  • саморезы;
  • струбцины;
  • шлифовальная машина;
  • шпатель;
  • электролобзик, пилки (для фигурного реза).

Чертеж фанерной конструкции

Проще и легче подобрать готовый образец, который без проблем можно найти в интернете. Но до «охоты» за ним нужно обдумать несколько деталей. К ним относится:

  1. Внешний вид лодки, ее форма.
  2. Вместимость будущего судна и его размеры.
  3. Уровень сложности конструкции. Дебютантам «кораблестроительства» лучше смотреть в сторону простых моделей.

После того как понравившийся чертеж найден, мастер имеет права слегка его подкорректировать: например, изменить размеры или форму некоторых элементов.

Самый простой из чертежей - тот, в котором все детали помещаются на 1 фанерном листе.

  1. Сначала на нем отмечают осевую (продольную) линию, затем те, что расположены между буквами А, Б, и В. Половину дна переносят на бумагу, вырезают, потом прикладывают выкройку ко второй половине листа, обводят карандашом, чтобы днище было симметричным.
  2. Проводят линию, отделяющую от него транец. Днище выпиливают лобзиком в первую очередь, задний борт – следом за ним.
  3. Аналогичным образом чертят, а потом вырезают боковые борта: размечают один элемент, накладывают его на вторую заготовку, затем сразу обе, зажав в струбцинах, вырезают. Места спилов у всех заготовок обрабатывают наждачной бумагой.
  4. Вырезают рейки для киля и ребер жесткости (стрингеров), затем их шлифуют.

Если не устраивают небольшие размеры плавсредства, то два листа фанеры перед операцией по раскрою склеивают «на ус», обработав места соединения сначала рубанком, а затем шлифовальной машиной. На получившийся шов ставят груз.

Сборка элементов лодки

По шагам процесс соединения деталей выглядит так:

  1. В нижней части и по бокам транца сверлят отверстия, диаметр их - 1, 5 мм, шаг - 150 мм. Точно так же поступают с днищем со стороны кормы. Обе детали соединяют проволокой, скрутки делают снаружи.
  2. Дно укладывают на 3 табурета, на крайние стулья для обеспечения нужного прогиба подкладывают доски либо книги. Зовут помощника. Вдвоем по краям борта и боковым сторонам днища делают отверстия с аналогичным диаметром и шагом.
  3. Боковые элементы крепят проволокой к дну и транцу. После проверки геометрии лодки скобы обсаживают зубилом на внутренних стыках. Между бортами вставляют временные распорки в местах, где будут устанавливаться перегородки (шпангоуты) и сиденья-банки. Их временно крепят саморезами.
  4. Все стыки трижды проклеивают стекловолокном с помощью эпоксидного клея. Ширина первой полосы - 25 мм, второй - 40, третьей - 50 мм. Все скрутки проволоки с внешней стороны перед проклейкой снаружи откусывают, а места стыков скругляют.
  5. Удаляют временные распорки, устанавливают шпангоуты и банки. Отверстия от саморезов «маскируют» деревянными нагелями, посаженными на эпоксидный клей.
  6. Рейки, предназначенные для киля и стрингеров, крепят клеем и саморезами, затем помещают под пресс.

Отделочные работы

Сначала наждачной бумагой удаляют все неровности, появившиеся «благодаря» эпоксидному клею. Дефекты либо все поверхности зашпаклевывают, затем лодку грунтуют. Последний этап - покраска и/или нанесение лака.

Как сделать лодку своими руками? Не сложно, но и не слишком элементарно. В этом можно убедиться, если посмотреть на все этапы глазами мастера. Например, в реальности решения поставленной задачи поможет убедиться это видео, разделенное на 9 частей:

Так сложилось, что на даче у нас всегда было три лодки: металлическая казанка и две деревянных плоскодонки. Казанка на воде каждый год, а из плоскодонок одна на воде, а вторая на чистке и покраске. На следующий год наоборот. Лет пять назад, во время пожара лодка, которая лежала под домом вместе с домом и сгорела. Отстроились после пожара.

И единственная плоскодонка, которую теперь красили весной, а потом скорее-скорее спускали на воду (ибо на рыбалку им, видите-ли, сильно хочется), стала крайне быстро набирать физический износ. Встал вопрос о том, что надо все-таки сделать вторую. Папа и деверь долго искали доску из лиственницы нужного размера и в конце концов нашли на пилораме заготовку для досок меньшего сечения, которую еще не успели распустить. Закупить водостойкую фанеру уже было делом техники.



Две доски, отторцевали слегка под углом, градусов 15 (на глазок), насверлили в краях дырок и зашнуровали проводом (медь 2,5 кв.мм. но это совершенно неважно). Далее, напрягая все сфинктеры, раздвинули середину и расперли бруском.

Я в работе участвовать не собирался, строили папа и деверь, ибо лодка рыбацкая, а я совсем не рыбак. Но когда рядом работают удержаться я не смог, к тому же у меня больше плотницкого опыта чисто технически. Технологию же в теории знал только папа. Они с дедом лет двадцать-тридцать назад построили не одну, да и не две лодки пожалуй.

Постепенно встали на места распорки.

Оформились нос и корма (упирающиеся части), все соединения сажаются на герметик довольно обильно. Довольно геморройная подгонка, в первый раз, во всяком случае, точно.

Пошла жара. Фанера 12 мм.

Лавки сделали из б/у досок. Тоже лиственница, когда-то обрамляли дверную коробку у родителей дома.

По периметру в место соединения борта и дна пришивается рейка, тоже сажается на герметик. Вдоль бортов сверху по краям также пришивается рейка - фальшборт.

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!


Лодка – незаменимая вещь для тех, кто любит рыбачить или просто приятно проводить время с близкими на реке или озере. Что важно – такое простое, но практичное судно для активного отдыха на природе можно в довольно простой способ изготовить своими руками.

Выбор материала

Всю конструкцию мы будем сооружать, используя такой основной материал как фанера и доски из лиственницы.

Фанеру образуют шпонированные слои, которые на производстве проклеивают с помощью фенольного клея и прессуют. Различают несколько типов фанер, но не все подходят для изготовления самодельной лодки.

Важно! Самой качественной и водостойкой фанерой является фанера с маркировкой ФСФ. Как правило, ее изготовляют из шпона березы. Используя такую фанеру, можно рассчитывать на надежность и долговечность лодки или же любого другого изделия. При этом на шлифовку и отделку вашего судна понадобится существенно меньше усилий.

Если по каким-либо причинам вы не можете достать фанеру качественных торговых марок, и можете выбирать только материал не настолько высокого класса, тогда стоит обращать внимание на торцовые части фанерных листов. На них не должны быть сквозные щели, сучков, дырочек и других дефектов.


Прототип, чертеж моей будущей лодки - плоскодонки

Строим лодку плоскодонку – ход работ


1) Берем две доски из лиственницы, отторцовываем слегка под углом примерно на 15 градусов – на глаз. Просверливаем в краях отверстия и зашнуровываем проводом – автор использовал медный 2,5 мм кв. Затем нужно раздвинуть средину и распереть с помощью бруска.


2) Постепенно встали на места распорки.



3) Приобрели форму нос и корма – упирающиеся части. Все соединения сажаем на герметик – его используем не жалея. Первая подгонка может быть достаточно кропотливым занятием.


4) Закрепляем дно, для этого берем фанеру 12 мм.


5) Для лавок используем доски б/у, также из лиственницы. Конечно, пойдут и новые.



6) По периметру в место, где соединяется борт и дно, пришиваем рейку и тоже сажаем на герметик. Вдоль бортов сверху по краям так само пришиваем рейку. Это будет фальшборт.


7) Покрываем судно грунтовкой в два слоя и краской в пять слоев. При этом каждый слой должен высыхать продолжительное время. Треугольники, которые были на палубе и корме, снимаются и красятся отдельно.


Лодка готова! Придет весна – и на испытания. Осталось подобрать для своего судна какое-то подходящее имя. Как все помнят: как вы яхту назовете, так она и поплывет. Лодка удобна тем, что к ней не выдвигаются какие-то особые требования – на ней можно плавать на любых водоемах, будь то река, озеро, или даже море. Просмотров: 1879

Плоскодонная лодка, или, как её очень часто сокращенно называют «плоскодонка» - это тип лодки с плоским дном, которая на протяжении сотен лет использовалась для перевозки людей и грузов по мелким рекам. Современные плоскодонные лодки используются в основном для отдыха на воде, хотя в некоторых странах они по-прежнему применяются для перевозки грузов. Среди множества мест на земле, больше всех своими плоскодонными лодками славятся английские университетские города Кембридж и Оксфорд, где с начала 19 века катание на плоскодонках было популярным видом отдыха на воде среди студентов.

Внешний вид плоскодонных лодок довольно уникален и сильно отличается от других лодок-представителей малотоннажного судостроения. В отличии от прочих плав средств, у плоскодонок нет киля, крепкой центральной основы, которое в большинстве лодок используется как основание. Напротив, дно лодки абсолютно плоское, а связующей опорной частью являются несколько последовательно расположенных в её основании ламелей. Борта плоскодонки относительно низкие, а корма по обеим сторонам одинаково широкая, квадратной формы, что позволяет лодке плыть в любом направлении не разворачиваясь.

Традиционно, плоскодонные лодки управляются при помощи длинного шеста. Управляющий обычно встает на передней корме лодки, упирается шестом в дно и отталкивается от него. По мере движения лодки управляющий перемещается от передней кормы к задней продолжая оказывать усилие на шест. Затем, он возвращается на переднюю корму и цикл повторяется. При плавании на современных, облегченных плоскодонках, отталкиваясь от дна, управляющему необязательно передвигаться по всей длине лодки, и он может оставаться на одном месте. Несмотря на то, что, глядя со стороны, управление плоскодонной лодкой может показаться относительно лёгкой задачей, на самом деле эта работа довольно сложная и трудоёмкая. В разных странах используются различные способы управления плоскодонкой.

Плоскодонные лодки имеют очень малую осадку, что делает их идеальным средством передвижения по мелководью, прибрежной акватории, и в сильно заросших надводными растениями местах. А если усвоить правильную технику управления, то плоскодонки очень хорошо и легко поддаются маневрированию. Благодаря тому, что концы плоскодонной лодки симметричны, ею гораздо легче управлять в ограниченном пространстве чем другими типами лодок. Плоскодонки, используемые для перевозки грузов, как правило имеют специально отведенные места для укладки и хранения груза.

К слову сказать, название лодки произошло от латинского слова «ponto», что в переводе означает «лодка с плоским дном». Это же слово является корнем в слове понтон «pontoon». Сегодня плоскодонки часто используются в спортивных соревнованиях, а также любителями активного отдыха и водных видов спорта. Если у вас появится желание самостоятельно поплавать на плоскодонной лодке, то постоянно увеличивающееся кол-во пунктов проката плоскодонок в населенных пунктах с мелководными реками и спокойным течением с удовольствием предоставят вам такую возможность. Также, множество пунктов проката предлагают пройти курс обучения основам управления плоскодонной лодкой.

Хотите собрать лодку плоскодонку «Скиф» своими руками. Эти лодки широко используются в низовьях больших рек, которые впадают, а Атлантический океан. И на восточных побережьях Канады и США. Эта лодка плоскодонка имеет умеренное длины корпуса к минимальной ширине дна лодки и равно 3.5: 1. Поэтому лодка очень легка под веслами и у нее хорошая остойчивость для плаванья под парусом. Изгиб киля лодки позволяет плавать на мелководье, садится на мель она средне частью днища, поэтому ее не сложно вручную снять с мели.

Эту плоскодонку можно использовать на волне, так как у нее высокий надводный борт в носовой части и развал бортов по всей длине. У этой лодки плоскодонки днище достаточно широкое, поэтому можно поставить мотор мощностью до 8л.с. Устойчивость в курсе лодке обеспечивает плавник под кормой. Также у нее хорошая грузоподъемность, можно смело посадить сем человек. И не переживать что лодка перевернется или ее зальет водой. Корпус обшейте еловыми или сосновыми дюймовыми досками 20 мм толщиной. Прострогайте эти доски с обеих сторон. Дно обшивается поперечными досками. Этот вариант лучше, чем обшивка продольными досками.

1. Доски имею длину не более 1 метра, и поэтому легко найти качественный материал.

2. Такие доски проще подгонять друг к другу и закреплять их на скуле.

3. Шпангоутные рамки не нужны, так как пролет поперечной доски от киля до скулы пол метра.

Так же как и между шпангоутами при обшивке продольными досками. Перед там как строить лодку плоскодонку запаситесь досками 120 - 150 мм шириной. Если доски длиной 6 метров, то нужно 15 досок. Хорошо просушите их и прострогайте с обеих сторон. А кромки прострогайте фуганком. Пару досок распустите на рейки для привального бруса 4, скулового стрингера 5, буртика 22, и подлегарсов 7. Для транца используйте самую широкую доску. Сколотите щит из двух досок, разметьте на щите контур транца и обрежьте ножовкой. Между нижней и верхней досками есть паз прикройте его внутри рейкой 16, она является и опорой для кормовой балки и сиденья 11 Внутри лодки прибейте планки 15 топтимберсы, к которым крепятся на шурупах доски для обшивки бортов. Из бруска 75X130X650 мм вырежьте форштевень.

Снимите с боковых граней скосы и при помощи долота и стамески по разметке выберете шпунты под обшивку. Делайте это аккуратно, для этого возьмите рейку и, приложив ее к линии шпангоута сделайте несколько гнезд как на рисунке. Когда добьетесь нужного угла и нужной глубины гнезд, срезайте оставшиеся участки, пока не появится сплошной шпунт. Чтобы придать правильную форму корпус плоскодонки на стапеле соберите два поперечных шаблонов. Подойдут доски 12 -25 мм толщиной. Вычертите контуры шаблоны на фанере или бумаге и соберите по ним. Прострогайте нижние кромки шаргень - планок 27 они служат контрольными линиями при сборе корпуса лодки. На боковые рейки шаблонов нанесите риски ЛБ – а на днищевой планке и шергень - планке 27 - риски ДП. На скуле в углах шаблона сделайте вырезы для скуловых брусьев 5.

Собирайте корпус на стапеле вверх килем. Стапель сделан из доски длиной 4.5 м и 2-3 дюйма толщиной. Прямолинейность верхней кромки стапеля нужно выверить нитке, которая туго натянута или. Если лодку собираете под открытым небом, в землю вбивайте несколько кольев и к ним прикрепите доску стапеля так, чтобы выверенная верхняя кромка ее была строго горизонтальна. На кромке сверху пробейте намеленной ниткой линию ДП. Используя брусочки 24 и 26, к стапелю прикрепите транец 14 и форштевень 1, выверите по отвесу их наклон и вертикальное положение ДП. К стапелю через шергень - планки 27 крепите шаблоны. Отвесом проверти, вертикальность плоскость шаблона, и риска ДП на днищевой планке совпла по отвесу с прямой линией на стапеле.

Протяните над шаблонами нитку, обозначенную ДП, от форштевня до транца, проверти, совпадают ли риски ДП на шаблонах с этой ниткой. Шаблоны прикрепите к стапелю при помощи стоек, нижним концом забитых в землю или закрепленных к полу, фиксируют их в выверенном положении таким образом, чтобы оно оставалось неизменным при последующей обшивке корпуса. Затем в соответствующие гнезда шаблонов, транца и форштевня уложите скуловые брусья 5 которые крепят шурупами 4 X 50 мм с потайной головкой к транцу и форштевню и гвоздями 3,5Х50 мм к шаблонам. Теперь корпус можно начать обшивать. Вначале обшейте борта.

Расщитайте, сколько досок нужно на каждый борт. Обычно, хватает три доски. Сначала приложите к скуле доску нижнего (примыкающего к днищу), пояса, прижмите ее временно струбцинами (также можно шурупами или прочным шнуром) к скуловому брусу у форштевня и у транца так, чтобы она выступала над брусом 5, и на каждом конце оставалось не меньше 75 мм ширины. Потом установите доску верхнего пояса. Следите, чтобы средняя часть этой доски после обрезки по линии борта не стала бы слишком узкой. Убедитесь, что оставшуюся открытой часть борта можно будет зашить одной или, двумя досками. Потом очертите внутри корпуса по кромке скулового бруса первую уложенную доску, а на вторую перенесите риски Л Б с шаблонов, форштевня и траппа. Также проведите на досках вертикальную черту по кромке одного шаблона, чтобы поставить их точно туда, куда они примерялись.

Обе доски обрежьте, но разметке. Линию борта на верхней доске надо заранее прочертить по рискам Л Б при помощи гибкой и длинной рейки. Если возникнет необходимость обрежьте и вторую кромку верхней доски, если для средней доски остается осень мало места. Обшивая днища, подберите доски так, чтобы заболонная часть, оказывалась внутри корпуса. При набухании доски могут, покоробится а, если их закрепите. наоборот, кромки могут выступить выше обшивки, и шурупы крепления могут получить большую нагрузку. Поставите нижнюю верхнюю доски на каждый борт, сверху к ним временно приложите третью - среднюю забойную доску, чтобы она перекрыла кромки поясьев. Плотно прижмите ее, изнутри на ней очертите кромки обеих досок, потом снимите ее, обрежьте и простригайте - точно по карандашной линии - ее кромки.

Этот пояс входит между заранее поставленными досками, у которых зазор не более 1 мм, зазор должен быть по всей длине пала равномерным. Перед тем как окончательно закрепить доски шпунт в форштевне, кромки скулового бруса, топтимберсов 15 транца и плоскость, которая прилегает к обшивке, промажьте густотертой краской. К скуловому брусу доску прикрепите при помощи гвоздей 3,5X60 мм через 70 мм, и загибайте их изнутри. Чтобы не раскололся скуловой брус от гвоздей, заранее просверлите отверстия диаметром 0,4- 0,5 мм меньше чем диаметр гвоздя, а крепления ставьте в шахматном порядке, чтобы соседние гвозди не попали в тот же слой древесины.

Выдержите расстояние между рядами гвоздей примерно 8-10 мм. Головку гвоздя хорошо утапливайте в древесину для последующей шпаклевки. Когда борта будут поставлены полностью (к шаблонам их прикрепите временно короткими гвоздями), кромки досок, которые выступают над скуловыми брусьями, состригайте вровень с ними. Поверхности кромок брусьев по горизонтальной плоскости покройте слоем густотертой краски, потом на них установите поперечные планки обшивки днища. Работу ведите одновременно с кормы и с носа, чтобы можно было потом завершить, как и при обшивании бортов, забойной доской.

Не забывайте то, что доски укладываются заболонной стороной внутрь корпуса лодки, а между кромками обязательно оставляете пазы в 1-1,5 мм с расчетом на разбухание древесины. Крепите эти доски к скуловому брусу шурупами по два-три в каждую кромку. Доски не берите шире 160 мм, потому что широкие доски сильно покоробятся и дадут трещины зимой хранении при. Правильно нужно засверлить отверстия под шурупы: под гладкую часть - сверлом с диаметром, который равен диаметру шурупа под его головкой. А под нарезную часть шурупа сверлом диаметром меньше на 1,5 мм. Потайные головки утопите поглубже, чтобы они не мешали прострогать обшивку. Огромное значение имеет влажность материала, из которого будете делать лодку. Очень сырые доски, так же как и пересушенные, не подойдут.

Если химический карандаш оставит на свежей стружке след, высушите доску. Иначе обшивка борта может, рассохнутся и между досками появятся щели. Наоборот, сильно подогнанные сухие доски обшивки дна в воде набухнут, обшивка может сильно покоробится и дать течь по скуле. Могут даже сорваться гвозди и шурупы, которые крепят доски к набору. Используйте древесину с влажностью 15-18 %. Оставьте по пазам зазор в 1-1,5 мм и проконопатьте и зашпаклюйте. Спущенная на первый раз на воду лодка может потечь, но через пару дней доски набухнут и течь прекратится. Когда днище полностью закроете досками обшивки, обрежьте их концы, которые выступают по бортам. Чтобы сделать это аккуратно, воспользуйтесь не сложным приспособлением, изготовив его из обрезка доски.

Для карандаша в планке сделайте, полукруглую выемку так, чтобы центральная часть грифеля находился над кромкой нижнего выступа планки. Прижмите планку к обшивке борта и удерживайте ее в вертикальной плоскости, прочертите линию обреза днищевой обшивки. По этой линии доски отпилите ножовкой, потом прострогайте торцы рубанком. Все днище прострогайте полуфуганком, расположив его, его под углом к линии киля. Заготовите наружный киль 20 и прикрепите его к днищу, заранее покрасив соприкасающиеся поверхности. Теперь надо освободить лодку от стапеля. Перепилите боковые рейки шаблоном и стойки 24 , 26 , корпус лодки переверните. Внутри него разметьте положение всех шпангоутов 18, которые нужно заготовить из реек сечением 25X50 мм. Шпангоуты крепите к обшивке шурупами, ввинчивайте их снаружи по две штуки на доску.

В верхние концы шпангоутов врезается привальный брус 4, и для опоры сидений - подлегарсы 7. Концы брусьев 4 у форштевня 1 соедините через брештук 3; в корме крепление к транцу усильте кницами 12, которые, так же как и кноп 13, очень необходимы, если лодку будут использовать с подвесным мотором. К привальным брусьям крепите деревянные подушки подуключин. К подлегарсам 7 на шурупах прикрепите банки 6, 8, 11; кормовую банку 11 разделите по ширине из двух досок. Снаружи вдоль верхнего края обшивки прибейте полукруглый брусок - буртик 22, он предохранит борта от повреждений. Потом вытащите все гвозди, которыми были закреплены доски к шаблонам, и шаблоны выньте из корпуса. Снизу к килю прикрепите треугольный плавник 10 на шурупах (для плавника предварительно в киле сделайте продольный паз длинно 825 и шириной 25 мм). Кормовой конец плавника обязательно срежьте, как показано на чертеже, и сострогайте сзади боковые кромки.

Иначе при использовании подвесного мотора с плавника начнут срываться пузырьки воздуха, они могут попасть в винт и начнут мешать вашей лодке развивать скорость. Для лодки нужно сделать несколько металлических деталей: для рыма (один закреплен на форштевне, второй закреплен на транце) для швартовки, уключины и подуключины, защитная полоса 2 на форштевне 1. Переверните лодку к вверху дном и тщательно проконопатьте пазы между досками жгутом из ваты. Проконопатьте днище пред установкой наружного киля. Особое внимание уделите защите торцов днищевой обшивки бортов. Желательно эти места оклеить полосами стеклоткани на эпоксидке в два слоя или наклейте на торцы тонкие дубовые рейки. Хорошо защищает от влаги покрытие на битумным лаком. После чего всю лодку покройте олифой, прошпаклюйте и покрасьте.

Надводную часть покрасьте светлой краской, а подводную часть красной, зеленой или зеленой. Внутри лодки более практична коричневая краска. Поставьте на дно решетчатые слани, и для ног гребца прикрепите упор. Лодка «Скиф» может плавать и под парусом. Оборудуйте опускным килем - швертом 40 и рулем. Шверт помещают и шпертовом колодце 44, устанавите его перед средней банкой 8 и свяжите с ней бруски 42. Крепление колодца к днищу выполните тщательно, применяя густотертую краску или водостойкий клей. Основание колодца через бруски 47 соедините с обшивкой и килем сквозными винтами М6 X 80 через каждые 60 мм. Шверт вырежьте из толстой фанеры, склейте из двух или трех досок по ширине, или вырежьте из металлического толщиной 4-6 мм. В обоих будет щель в киле ее ширина на 4-6 мм шире толщины шверта.

Планки 41 на верхнем конце шверта нужны для ограничения при опускании. На металлическом шверте ограничитель сделайте из угольников. Деревянный шверт удерживается в опущенном положении при помощи резинового стропа 43. Руль 37 вырезают из фанеры 8 мм, или доски толщиной 12 мм. Навесьте его при помощи петель 38 со штырями; на транце сделайте такие же петли, но без штырьков но с планками для крепления, которые развернуты на 180°. Чтобы случайно не потерялся руль, привяжите его к транцу тонким шнуром. Мачта 28 круглого сплошного сечения и имеет максимальный диаметр 68 мм. Склейте ее из двух мелкопрямослойных сосновых брусков. А нижний конец мачты шпор - делается квадратного сечения для крепления в гнезде - степсе 45 Вторая точка крепления мачты - отверстие в передней банке 6. Парус делается таким же, как и на настоящих «скифах». Он пришнуронывается сезнем 32 к мачте, верхний и нижний углы привяжите через отверстия в мачте.

На ходу парус растягивайте рейком 29, передний конец которого привязывайте рифовым узлом к обушку 31. Если внезапно усилится ветер просто потяните за конец шнура 30, и парус полностью обезветрится. Без труда можно вынуть мачту из степса и положить ее в лодку. Если нужно площадь паруса можно тажке уменьшить, просто наверните его на мачту, но тогда его несут без рея или крепят рей к нижней части мачты. Парус сшейте из любой прочной и плотной ткани: АМ-100, плащ-палатки, в крайнем случае - из бязи. Лодка может быть построена и с фанерной обшивкой. Для днища необходима водостойкая фанера толщиной 8-10 мм, для бортов -6-8 мм. Вместо шаблонов в этом случае рекомендуется изготовить из реек 16 X 40 мм две шпангоутные рамки, которые после сборки корпуса остаются в нем в качестве деталей поперечного набора.

Перед установкой бортовых листов наружной обшивки в форштевень, транец и шпангоуты, кроме скуловых стрингеров, врезаются и крепятся шурупами рейки привальных брусьев, которые придают не» обходимую жесткость верхней кромке бортов. Листы обшивки склеивают «на ус» до нужной длины, затем прикладывают к набору и очерчивают изнутри корпуса по контуру - скуловому стрингеру, привальному брусуй штевню и транцу. Обрезать лист борта нужно с припуском 4-5 мм на окончательную подгонку и строжку. Выступающие за рейки продольного набора кромки фанеры сострагивают в направлении от фанеры внутрь корпуса с тем, чтобы не допустить откалывания слоев фанеры.

Кроме шпангоутных рамок, днище лодки желательно подкрепить еще не» сколькими поперечными рейками сечением 16 X 40 мм, поставив их па клею и шурупах. Все открытые торцы фанеры нужно защитить оклейкой стеклотканью или деревянными рейками. Кроме весел, лодку необходимо снабдить черпаком для откачивания воды, спасательным кругом или нагрудниками, швартовными концами длиной по 6 м, якорем или кошкой. Все это можно приобрести в магазинах, но при необходимости неплохие весла можно изготовить самостоятельно.

Рис 1. Конструкция и обводы гребной лодки плоскодонки «Скиф». 1 - форштевень 75 X 90 X 650; 2 - защитная полоса 2 X 16 X 900, сталь (крепить к штевню и килю шурупами 4 X 20 через 75 мм): 3 -брештук, δ = 30; 4 - привальный брус 20X45X4200 (крепить с обшивкой через шпангоута гвоздем-заклепкой 4X50); 5 - скуловой стрингер 25 X 50 X 4000; 6 - носовая байка 20 X 250 X 750; 7 - подлегарс 20 X 45 X 3350 (врезать на 5 мм в шпангоуты, крепить шурупами 5X40); 8 - гребная банка 20x250X1150; 9 -подушка подуключины: 10 - кормовой плавник 20X90X960 (крепить к килю на шурупах 5X65 через 100 мм); 11 -кормовая банка 20X400Х1050; 12 - старнкница; δ = 30; 13 - кница транца, δ=30; 14 -транец (собрать ни двух досок δ = 25); 15 - топтимберс транца 25X50X330; 16 - пазовая планка 20X40X750; 17 - обшивка борта (доска 20X150Х4500. 6 шт.); 18 - шпангоут 25 X 50 X 450 (10 шт.); 19 - днищевая обшивка (доска 20x150, L - 25 м); 20 - киль 20 X 100 Х3700; 21 - пиллерс 30 X 30 Х250; 22 - буртик 20 X 30 X 4200.

Рис 2. форштевень

Рис 3. Выборка гнезд шпунта в форштевне.

Рис 4. Шаблоны для сборки корпуса лодки плоскодонки

Рис. 5 Схема сборки корпуса лодки плоскодонки на стапеле (а); проверка установки форштевня и транца (б). 1 - 22 - см. рис. 1; 23 - брус стапеля 50 X 150 X 4500; рейка 35 X З6 X 600; 25 - отвес; 26 - планка 35 X 120 X 500; 27 - шергень -планка 25 X 60.

Рис 6.Подбор досок для обшивки днища лодки плоскодонки: а - правильно; б - неправильно.

Рис 7. Приспособление для причерчивания торцов досок днищевой обшивки.

Рис. 8 Детали набора корпуса лодки

Рис 9. Подушка подуключнны (дег. 9).

Рис 10. Подуключина (а) и уключина (б) сварной конструкции.

Рис 11. Реечный пайол и упор для ног гребца. 1 - рейка 60 X 10; 2 - кница упора 10 X 100 X 180; 4 - доска упора 10Х I50X 200; 5 - поперечный брус 10 X 30.

Рис 12. Парусное вооружение лодки. 1-22 - см рис. 1. ; 23-27 - см. рис.5; 28 - мачта, L - 5.05 м; 29 - реек. L -3.35 м; 30 - шнур крепления рея; З1 -обушок из проволоки диаметром 6; 32 - сезневка (шнур капроновый диаметром 4-6); 33 - парус; 34 - шкот паруса: 35 - шкот рейка; 36 - румпель 50X25X900 (ясень); 37 - руль (склеить из досок, δ = 20 или вырезать из фанеры δ = 8); 38 -рулевая петля; 39 - обойма румпеля (сталь, δ =2); 40 - шверт; 41 - накладки 20 X 20 X 410; 42- брусок 25 X 25 X 700; 43 - резиновый строп; 44 - шпонка колодца 25 X 60 X 260; 45 - степс мачты 60 X 120 X 250; 46 - стенка колодца; δ = 10; 47 - рейка основания 25 X 25 X 520.

Рис 13. Установка шверта и мачты на лодку, 1-47 - см. рис. 12,

Рис. 14. Весло лодки плоскодонки. 1- весло; 2 - манжета; 5 -оковка (латунная полоса 0,5 X 12; крепить гвоздями).

Похожие публикации