Энциклопедия пожаробезопасности

Православный крест без иисуса. Нательный крест без распятия — символ христианства

Очень часто священнослужителям в православном Храме задают вопрос, можно ли носить крестик без распятия. Так же можно услышать и другой похожий вопрос, а можно ли носить крестик с распятием. Чтобы получить ответ, следует внимательно изучить церковную литературу по этой теме. В первую очередь стоит сказать, что православная Церковь весьма снисходительно относится к форме нательного креста и к тому, что на нем изображено в отличии от многих других церквей. Допускается ношение крестиков, как с распятием, так и без него. Однако если крестик с распятием, то стоит узнать главные отличия его от крестиков, которые относятся к другим церквям, к примеру, к католической.

Носить крестики без изображения Иисуса Христа, как говорят православные священнослужители, вполне допустимо. Стоит отметить, что ранее именно такие крестики в большинстве случаев и носили христиане в начале становления Церкви Христовой. Форма креста может быть четырехконечной, шестиконечной и восьмиконечной. Обратите внимание на то, что католическая Церковь признает только четырехконечную форму креста. В православии же форме и изображению и надписям уделяется меньшее значение. Все дело в том, что главное это не то, как выглядит крест, а какую роль он играет. Но, тем не менее, православные крестики отличаются от символов веры, которые принадлежат к другим церквям.

Как выглядит крест без распятия.

Как уже говорилось выше, носить крест без распятия можно и допустимо православной Церковью. Чаще всего форма крестиков без распятия четырехконечная. Лицевая сторона гладкая, на обратной стороне может быть небольшая молитва или надпись «Спаси и Сохрани». Иногда крестики без распятия украшают камнями: недрагоценными, полудрагоценными и драгоценными. Очень красиво смотрятся крестики без распятия украшенные бриллиантами. Как правило надевают крестики на цепочки. Мужские цепочки из серебра на шею можно купить . В ассортименте православного магазина также богатый выбор и золотых цепочек.

Золотые или и женщин в виде крестика принято носить под одеждой. Желательно прятать символ веры от посторонних глаз. Если вы представительница прекрасной половины человечества и любите одежду с глубоким вырезом, тогда стоит подумать о такой длине цепочки, чтобы можно было под вырезом спрятать нательный крест. Иногда крестики надевают на веревочки, которые можно всегда найти в Храме. На чем носить нательный символ веры совершенно не принципиально. Это может быть веревочка, цепочка, а в некоторых случаях и булавочка с обратной стороны одежды.

Православный нательный крест без распятия имеет довольно древнюю историю, и, наверное, поэтому сегодня можно встретить очень много разновидностей этих предметов. Как все мы знаем из истории, на протяжении времен у разных народов христианского мира существовали самые разные нательные — с распятием и без распятия, с разным количеством концов — трехконечные, выполненные в форме буквы « Т», четырехконечные, восьмиконечные, равносторонние или неравносторонние. Но самым распространенным вариантом в православном мире считается восьмиконечный нательный крест, на котором распятие может быть изображено, а может и нет. Хотя многие священники говорят, что строгих правил насчет ношения нательного креста определенной формы не существует.

Нательные кресты, на которых нет распятия Спасителя, считаются наиболее древними. В самом начале христианской эры изображалась только геометрическая форма креста, которая уже сама по себе являлась символом христианства. По прошествии некоторого времени на кресте начали изображать распятие Христа в сочетании с некоторыми другими символическими элементами. Распятие на нательных и других крестах начали изображать только во втором-третьем веке. А уже в седьмом веке греческий ученый монах Синаит (который в то время являлся игуменом Синайской горы) написал свое полемическое сочинение, которое впоследствии стало знаменитым, и проиллюстрировал его изображением Распятия.

При этом в своем сочинении он первым использовал греческий круцификс, другими словами — восьмиконечный крест. И впоследствии, когда переписчики переписывали его труд, он их просил как можно тщательнее перерисовывать данный крест. И так как преподобный Анастасий Синаит был очень уважаемым человеком, то изображение такого креста становится на Востоке общераспространенным.

Можно сказать, что изображение распятия на нательных крестах начали выполнять относительно недавно. По свидетельствам многих историков и экспертов вплоть до семнадцатого века в ходу был нательный крест без распятия . И по мнению многих священников, нательные крестики, на которых имеется распятие, не соответствуют христианским канонам — так как на них имеется изображение Христа, то они автоматически превращаются в икону, а она, в свою очередь, предназначена для молитвы и непосредственного восприятия. А если носить , скрывая ее от людских глаз, то велика вероятность того, что она будет использоваться не по назначению, то есть как магический оберег или амулет. Ведь крест является священным символом, а распятие — образом. И если священники носят на груди кресты с распятием, то они носят их на виду, поэтому окружающие, видя его, вдохновляются на совершение молитвы. Ну а что касается нательных крестиков, которые мы носим на груди, то считается, что на них не должно быть распятия, поскольку они являются символом.

Но следует заметить, что не стоит смущаться данным обстоятельством и каким-либо образом бороться с этим. Но вот воспринимать смысл этого образа желательно в духе древней Церкви. И в качестве примера, иллюстрирующего отношение к данным, казалось бы, незначительным правилам, можно привести следующий эпизод. Еще в четвертом веке было принято правило Василия Великого, вошедшее в Номоканон, в котором, в частности, говорилось — « Всякий, на ком надета какая-либо икона в качестве ладанки, должен подвергаться отлучению на три года от святого причастия». Как видно, уже в те времена святые отцы Церкви довольно строго следили за отношением к образу, иконе, стояли на страже Православия и всячески ограждали его от проявлений язычества.

Традиция носить нательный крест без распятия или с распятием уходит своими корнями не только в традицию почитания Господнего Креста, но и всем содержанием существования христианина. Ведь еще во время обряда крещения, когда священник возлагает на человека нательный , он напоминает ему о его жизненном пути. То есть Христос сказал — « Кто хочет за мной идти, возьми свой крест и следуй за мной».

И получается так, что каждый, кто живет только для себя, в конечном счете оказывается духовно бесплотным, и наоборот, те, кто прошли сквозь крест, получают жизнь с Богом.

Серебряные крестики от компании «Тверь-Ювелир»:


от 700 руб.

от 950 руб.

от 1 910 руб.

Другие православные изделия:

    Крестики:
    Кольца:
    Иконки:
    Пасхальные яйца (подвески на цепочку):

Уважаемый покупатель ювелирных изделий! Уверены, Вы не случайно заглянули в наш интернет магазин. И поверьте, нам действительно есть, что предложить на любой, даже самый взыскательный вкус. Наш интернет-магазин ювелирных украшений уже достаточно продвинутая площадка в Рунете, имеющая широкий ассортимент ювелирных изделий. С самого первого дня существования, мы понимали всю серьезность своей миссии. Поэтому тщательнейшим образом отбирали православные и светские ювелирные изделия только высокого качества, работая лишь с заслуживающими доверия производителями, в частности c ювелирным заводом Эстет, Православной художественной мастерской Анастасия и Санкт-Петербургскими ювелирными мастерскими Елизавета и Акимов.. В ювелирных мастерских, с которыми мы сотрудничаем, признанные мастера-художники воплощают в жизнь прекрасные, одухотворенные задумки. Под их чуткими пальцами ювелирные православные украшения становятся настоящим произведением искусства!

Ювелирные украшения, которыми мы гордимся

У нас можно приобрести для себя или в подарок близкому человеку ювелирные украшения из серебра и золота. Это венчальные православные кольца, крестильные крестики, образки святых, браслеты, мощевики, цепочки и др. Некоторые модели отличаются особой изысканностью за счет драгоценных камней, лучисто сияющих в «оковах» благородного металла. Есть у нас православные кольца с молитвами, нательные и детские крестики, покрытые модной цветной горячей эмалью. Практичные православные изделия смотрятся ярко и привлекательно.

Церковные ювелирные изделия в Москве

  1. Нательный крест, каким он должен быть,:bn: деревянным? золотым? большим или маленьким? С изображением Распятия или нет..? Могут ли на нём быть изображены ещё и какие либо образы святых.., небесных покровителей?... возможно ли совмещать ношение Распятия и например иконы Божией Матери.
    Предлагаю обсудить в этой теме истинное и правильное отношение к этим немало важным вещам, и конечно же прочитать авторитетное мнение наших священнослужителей.

    Идея создания этой темы у меня возникла очень давно,(можно сказать ещё задолго до того как появился этот форум, когда в одной церковной лавке я услышал от одной женщины(она выбирала нательный крестик для ребёнка на крещение) что мол, покажите что-то без Распятия, потому что это для ребёнка, и такая "жуть" -Прости Господи-, ему ник чему, тогда мы с женой были в глубоком недоумении, да продавец дар речи потеряла, на какое то мгновение...) всё хотелось как то обсудить этот вопрос, не конкретного человека, а ТЕМУ, да так вот с пользой для других, быть может немного далеких ещё от этого людей, во избежании подобного рода
    заблуждений, во грех кому либо.

  2. Я долгое время носила нательный крест без Распятия, от бабушки достался и меня часто спрашивали не католичка ли я. Когда озадачилась вопросом можно ли носить такой крестик православной и если нет, то какой можно Батюшка пояснил, что не важно какой крестик ты носишь с Распятием, без него, деревянный, золотой или медный - главное чтобы человек понимал зачем он его носит и еще батюшка сказал, что нельзя носить нательный крестик как украшение.
  3. У меня четырёхконечный равносторонний деревянный крест. Куплен в Псково-Печерском монастыре в 2003 году за 5 рублей. Изготовлен из св. псково-печерского дуба, посаженного самим св. прпмч. Корнилием.
  4. А у нас в храме продаются браслеты с иконками. Представляете: резиночка, а на ней образки размером 1,5х1 см. Там тебе и Иисус Христос, и Пресвятая Богородица, и святитель Николай... А еще продаются -страшно печатать- освежители воздуха в машину с иконами с обеих сторон. Не чересчур ли? То, что люди это покупают, еще полбеды. Страшнее, по-моему, то, что это ПРОДАЮТ. В храме.
  5. Я против таких браслетиков. Что это за сантиметровые иконки, которые довольно быстро выцветают и подлежат утилизации. В истории Церкви уже известны случаи когда иконопочитание пытались превратить в идолопоклонство и фетишизм. Что в какой-то мере и спровоцировало иконоборческую ересь.

    И конечно далеко не все из того что продается в храме можно носить и читать. Настоятель какого-то храма выбирая ассортимент изделий для своей церковной лавки к сожалению, может руководствоваться не Священным Преданием, традицией Церкви,каноничностью или вообще уместностью продажи в храме того или иного изделия, а элементарным спросом, который, как всегда, рождает предложение. Отсюда и всякие недоразумения.

  6. Материал, из которого изготовлен нательный крест - совершенно не принципиален для освящения крестной силой. Золотой, деревянный, серебряный, каменный... главное изображение креста. И, что очень важно, категорически запрещено говорить о религиозных преимуществах, например, золотого крестика над деревянным. Преимущество м.б. только эстетическое или материальное, но на качестве силы креста это не скажется. Мы почитаем не материал, не золото, серебро или дерево, а силу креста, изображение креста.

    Да, и если, например, золотой крестик расплавился, то золото, когда то бывшее крестом уже почитать нельзя. Кому интересно, - ищите об этом в книге преп. Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры".

    Последнее редактирование модератором: 5 мар 2010

  7. Я предпочитаю деревянный крестик в силу его простоты, лаконичной красоты, соответствия материала Кресту Господню, житийной практичности. К примеру люблю я баньке попариться в наши-то морозы. Градусов на 100-110. А снимать крест нельзя. Металлические кресты вмиг нагреваются, а я ни о чём не парюсь
  8. Да, хочется сказать, что распятый Спаситель на Кресте исторически появляется только с ЧЕТВЕРТОГО века. До 4 века почиталось само знамение креста. В праздник Воздвижения поднимание (воздвижение) креста совершалось без (естественно) распятого на нем Богочеловека. Кстати, мне лично предстоятель Греческой церкви подарил крестик без распятия, только с терновым венцем в знак того, что Спаситель страдал, совершил дело искупления и воскрес... Содержательно.
    С ПЯТОГО века укореняется добрая, благочестивая традиция изображать распятого на Кресте Христа.
    Допустимо изображение Креста и с распятием, и без!
  9. Вернусь к началу темы. Лично я категорически отрицательно отношусь к тому, что священные изображения и другие предметы христианского культа продаются на каждом углу, чуть ли не как семечки. Зачастую можно увидеть печальную картину, когда в газетном киоске иконы находятся на одной полке с сигаретами, средствами контрацепции и языческими сувенирами. Я убеждён, что у Церкви должна быть монополия на производство и продажу священных изображений. Этот огромный спрос в наше время обусловлен поиском магизма в этих предметах: это вот, дескать, икона Божией Матери от пожара, эта от ограбления, эта помогает в родах и т.д. Но если у какой - то из икон действительно произошло определённое чудо, то что, у другой иконы нельзя молиться с такой же просьбой? Или Пресвятая Дева раздвоилась? Вот и спрос. Как на талисманы. Человек привыкает к изобилию и перестаёт благоговеть перед святыней. Сейчас уже можно увидеть в церковных лавках некий синтез православной иконы и фэн-шуй китайского производства. Господи, помилуй! Пресвятая Богородице, прости нас!
  10. Вернусь к началу темы. Лично я категорически отрицательно отношусь к тому, что священные изображения и другие предметы христианского культа продаются на каждом углу, чуть ли не как семечки. Зачастую можно увидеть печальную картину, когда в газетном киоске иконы находятся на одной полке с сигаретами, средствами контрацепции и языческими сувенирами. Я убеждён, что у Церкви должна быть монополия на производство и продажу священных изображений. Этот огромный спрос в наше время обусловлен поиском магизма в этих предметах: это вот, дескать, икона Божией Матери от пожара, эта от ограбления, эта помогает в родах и т.д. Но если у какой - то из икон действительно произошло определённое чудо, то что, у другой иконы нельзя молиться с такой же просьбой? Или Пресвятая Дева раздвоилась? Вот и спрос. Как на талисманы. Человек привыкает к изобилию и перестаёт благоговеть перед святыней. Сейчас уже можно увидеть в церковных лавках некий синтез православной иконы и фэн-шуй китайского производства. Господи, помилуй! Пресвятая Богородице, прости нас!

    Нажмите, чтобы раскрыть...

    В русле этой дискуссии, хоть и не совсем по изначальной теме хотел бы задать вопрос, который мне давно не дает покоя.

    Я понимаю, что многие чудеса происходили перед разными иконами и по молитвам за нас Богородицы, но так ли нужно нам из-за этого развивать культ почитания многообразия видов икон?
    Не все ведь четко понимают, что Богородица слышит наши молитвы не зависимо, Владимирскому или Казанскому образу мы молимся. От этого непонимания и распространяется магизм.

    И еще один момент я не совсем понимаю.
    Почему мы просим, чтобы Богородица нас "простила"?
    Я могу понять просьбы о заступничистве, о молитве за нас перед Богом.
    Но ведь прощает Господь.......

  11. Вообще то мы молимся "Пресвятая Богородица, спаси нас." Богородица молит Господа о нас и тем спасает. А вот прощение... Она может простить наше отношение к Ней, но не наши грехи.
    Скорее всего, отец Олег, допустил описку. Это мое мнение.
    Чтобы меня не отругали опять, задам вопрос: я прав или ошибаюсь?
  12. Почему тогда не говорить, так как мы обычно обращаемся ко всем угодникам - "Богородице, моли бога о нас"?
    Ведь прощает и спасает только Господь.....
  13. Привет всем! Хочу высказать свое мнение по поводу этой теме.
    Думаю что не имеет большого значения из какого материала изготовлен крест, главное чтобы он был правильным- с изображением распятия и словами Спаси и Сохрани, а главное он всегда должен быть при теле.
    На счет икон- один священник сказал: " Не мы смотрим на иконы, а Бог через иконы смотрит на нас".
    Еще хочу сказать не носите ни каких браслетиков с иконками и т.д. и знаков зодиак.
  14. Здравствуйте. Я тоже слышала много мифов о крестиках и иконках нательных. Например, есть крестики мужские и женские, на крестике обязательно должно быть изображение распятия, колени распятого Господа нашего должны быть направленными только в левую сторону (или правую, не помню, потому что, если коленки смотрят в другую сторону, то это уже католический крестик). Иконку нательную нужно носить на другой цепочке отдельно от крестика.
    Все это глупости. Мне кажется, главное правило - это носить крестик так, чтобы его не было очень заметно, не делать из крестика и иконки бижутерию. Крестиком надо себя не украшать, а носить его смиренно, не забывая, что на самом деле ношение креста для нас значит.
  15. Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
    Цитаты.

    Крест-корсунчик; XIII в. Материал: металл серебро, серпентин; техника: зернь, резьба по камню, скань, тиснение (басма)

    Несмотря на обилие древних крестов, находящегося как в руках археологов, так и в различных коллекциях, связанный с ними пласт исторической науки практически не изучен. В обзорном очерке мы кратно расскажем о видах и типах древнерусских тельных крестов XI-XIII веков.

    Не существует сколько-нибудь полного свода типов домонгольских тельных крестов XI-XIII веков. Более того, не выработаны даже четкие принципы классификации материала. Между тем существует множество публикаций, посвящённых этой теме. Условно их можно разделить на две группы: издания коллекций и статьи, посвящённые археологическим находкам. Образцом дореволюционной публикации тельных крестов, включающей в себя и предметы домонгольского времени, может служить знаменитое двухтомное издание коллекции Б.И. и В.Н. Ханенко, увидевшее свет в Киеве. Ныне, после почти столетнего перерыва, вышел целый ряд каталогов частных коллекций с разделами, посвящёнными крестам XI-XIII века: можно упомянуть «Тысячелетие креста» А.К. Станюковича, «Каталог средневековой мелкой пластики» А.А. Чудновца, публикацию коллекции вологодского собирателя Сурова, описание образцов домонгольской металлопластики одесского музея нумизматики. При всём различии научного качества описания, эти издания объединяет одно – случайность подбора описываемого материала и отсутствие классификационного принципа. Если второе связано с научной неразработанностью темы, то первое свидетельствует лишь об отсутствии серьёзных, репрезентативных собраний, которые могут быть предоставлены их владельцем для публикации. Стоит упомянуть также и работу Нечитайло «Каталог древнерусских нательных крестов X-XIII вв.», в которой автор пытается, хотя и не вполне удачно, систематизировать все известные ему типы домонгольских нательных крестов и крестовидных привесок. Работа эта страдает очевидной неполнотой и крайней субъективностью автора, относящего почему-то к тельным крестам крестовидные накладки и даже пуговицы, и включившего в свой каталог некоторое количество подделок. Можно надеется, что приятным исключением станет подготавливающийся ныне к печати каталог собрания тельных крестов XI-XIII вв. С.Н. Кутасова - обширность собрания предоставляет авторам широкие возможности для построения типологии домонгольских нательных крестов.

    Статьи, посвящённые археологическим находкам, и в то же время не являющимися сводами таких находок, по своей природе не могут сколько-нибудь полного представления о типах крестов. В то же время именно они создают почву для правильной датировки предметов и помогают избежать курьёзных ситуаций, когда предметы XV века, а иногда и XVII-XVIII веков, не всегда даже являющиеся тельными крестами, описываются в каталогах частных коллекций как домонгольские кресты (пример тому – известное вологодское издание).

    И, тем не менее, несмотря на имеющиеся проблемы, мы можем хотя бы в общих чертах охарактеризовать всё обилие известных на данный момент домонгольских крестов, выделив несколько больших групп предметов.

    Древнерусские нательные кресты с изображением Распятия, XI-XIII вв

    К самой малочисленной группе относятся тельные кресты с изображениями. Если на энколпионах и тельных иконках XI-XIII веков спектр изображений достаточно обширен – мы находим изображения Иисуса, Богоматери, архангелов, святых, встречаются иногда многофигурные сцены – то на тельниках мы видим лишь изображение Распятия, иногда, с предстоящими. Пожалуй, единственным исключением является группа двусторонних крестов с изображением святых в медальонах. Существует также небольшая группа крестов - переливок с энколпионов. На данный момент опубликовано несколько десятков различных типов домонгольских крестов с изображением распятия. (Рис.1) За исключением нескольких основных, эти типы представлены достаточно малым количеством известных экземпляров.

    Рис.2 Домонгольские нательные кресты с изображением Распятия и Богоматери, XI-XIII вв
    ............

    Рис.4 Византийские нательные кресты найденные на территории Древней Руси, XI-XIII вв

    Рис.6 Древнерусские нательные крестовключенные подвески 11-13 вв.

    ///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
    Какой нательный крест является правильным? | STAROVE.RU -


    Пример каноничных нательных крестов разных времён:


    Пример каноничных старообрядческих крестов разных времён

    добавлено: 1 фев 2016
    Крест: виды православных крестов, нательные крестики - отличия православных и католических крестиков
    Крест: какой крест правильный?
    20 МАРТА 2009
    Св. Иоанн Кронштадтский объясняет :
    «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве. Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира».
    Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

    Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон. Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».

    Последнее редактирование: 1 фев 2016

  16. Происхождение и символика нательного креста

    Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.

    Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.

    После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.

    На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. «энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями...

    О форме нательного креста

    Нательный крест - это не талисман и не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

    Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.

    Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора, утвердившего канон иконографического изображения Распятия.

    Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной - показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.

    Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.

    Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры. Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -

Вопрос: "У меня как-то выпал нательный крестик, и мне сказали, что он- католический, т.к. он без Распятия и надписи "спаси и сохрани". Меня теперь мучают сомнения- можно ли носить такой крестик?"

Отвечает прот.Дмитрий Смирнов:
"Можно. Вот я тоже ношу крестик нательный без надписи "спаси и сохрани". Что значит "можно или нельзя"? Кто Вам, вообще, может запретить? Что такая боязнь глупых людей- можно, нельзя, где это написано? Скажите: "Дай мне постановление Церковное- древнее или новое." Должна быть бумага- Постановление Священного Синода, или Архиерейского Собора, или просто даже- указ Патриарха. Этого достаточно."
О.Александр: "О форме Креста."
О.Дмитрий: "Нет, а Крест-то греческий. Четырехконечный Крест-он всегда назывался греческим. Более того- даже, если Вы посмотрите на священнические Кресты- все они, за редчайшим исключением, имеют на себе изображение четырехконечного Креста. Потом- католический. Католического Креста не бывает, Крест бывает исключительно Христов, на котором распяли Христа. А так- в какой традиции он изготовлен- это совершенно не важно. Так что, здесь смущаться нечем. А очень многие люди, особенно те, которые не смогли воспитать детей в вере Православной, они наверстывают тем, что пытаются учить людей- молодых, а так как они не знают ни Евангелия, ни учения Церкви, ни истории Церкви, ни канонов ее, они сочиняют сами всякие "можно, нельзя", например- через левое плечо нельзя передавать свечу- вот одно из таких бредовых пожеланий, и много чего такого напридумывали, "нельзя ставить свечку вверх ногами"- где они находят у свечки ноги, для меня, например, до сих пор загадка. А сегодня читал одну исповедь. Расскажу тайну исповеди. Одна раба Божия пишет (причем я об этом в каждой проповеди о Посте говорю, а она-наша постоянная прихожанка), что она согрешила: "В среду съела мороженное, причем у продавщицы спросила- постное ли оно? Продавщица сказала: "Постное", спросили- есть ли там молоко, продавщица сказала: "Нет", тогда пришла домой и посмотрела в лупу на мороженное, и через лупу обнаружила там молоко". Вот, нашла, наконец, бедная грешница- женщина эта, в чем покаяться. Хотя и о молоке, и о твороженных сырниках, и о чем только на проповеди о Посте мы не рассказываем, и постоянно.
Так что жизнь у нас очень трудная. Но, если уж очень сильно пристают- Крест-то деревянный, ну возмите и напишите там: "Спаси и сохрани". И еще, скажу по-секрету- помимо России есть еще несколько православных стран, и вот в этих странах люди тоже носят Кресты, и кроме России нигде Вы не встретите Кресты с надписью "Спаси и сохрани". Вот Патриарх Филофей недавно приезжал- если у него нательный Крест есть, то на нем нет надписи: "Спаси и сохрани". И традиция писать эту надпись, вообще возникла только в последние годы."

Похожие публикации