Энциклопедия пожаробезопасности

Что означает родинка на левом или правом плече? За Каким Плечом Твой Ангел - Хранитель

Не смотря на то, что мы живем в мире развитых технологий и в эпоху стремительного развития науки, мы не перестаем верить древним приметам. Нередко свое невезение мы сваливаем на черную кошку, перебежавшую нам дорогу или на разбитое зеркало... Во всем мы пытаемся найти смысли и тайные знаки, но редко задумываемся над историей возникновения суеверий и примет .

Если мы нечаянно рассыпаем соль, то непременно ждем ссоры с близким человеком. Однако мало кто знает, что эта примета дошла до нас из Древней Руси. В старину соль была очень дорогой. Иметь соль на столе мог себе позволить далеко не каждый. Как всем известно, гостей тогда встречали «хлебом-солью», тем самым проявляли уважение и гостеприимство. И если гость захотел вдруг обидеть хозяина дома, то он ронял солонку. Просыпать соль – это проявить неуважение к хозяевам. Соответственно, между между гостем и хозяевами затевалась ссора.

Плюнуть через левое плечо, чтобы не сглазить. По старым поверьям, на правом плече каждого человека сидит ангел, а на левом – черт. Тем самым, желая обезопасить себя от воздействия темных сил, мы и плюем на чертика, сидящего на левом плече.

Разбитое зеркало – к несчастью. Семь лет горя ждут того, кто разобьет зеркало – именно такое поверье было специально придумано в Италии богатыми сеньорами. Когда в 15 веке только начали появляться стеклянные зеркала, их стоимость была очень высокой. А прислуга богатых сеньоров нередко по неосторожности разбивала их. Вот и пришлось хозяевам запугать таким суеверием всю прислугу, чтобы те были поосторожнее. Существует и другая версия происхождения этой приметы, которая основывается магических знаниях. По мнению многих эзотериков и магов зеркало обладает магическими свойствами и способно вбирать в себя энергетику человека. Если зеркало разбивалось, то вся энергия, как положительная, так и отрицательная, высвобождалась наружу, причиняя вред человеку.

Если черная кошка перебежала дорогу – жди беды. Эта примета имеет множество корней у разных народов мира. Кошку черной окраски называли пособником дьявола. Не случайно на многих изображениях ведьм и колдунов присутствует черная кошка.

Свистеть в доме нельзя – денег не будет. Это суеверие пришло от древних славян. Предки считали, нечистая сила общается друг с другом именно с помощью свиста. Возможно, речь идет о Соловье-Разбойнике, который своим свистом заставлял людей отдавать все свои богатства. Таким образом, если свистеть дома, то можно привлечь нечистую силу, которая высвистит все деньги .

Издревле люди вешали над входной дверью подкову. Кто-то до сих пор верит, что подкова над входом приносит удачу. Откуда же пошло это поверье? Существует целая легенда, объясняющая происхождение этого суеверия. Однажды к кузнецу пришел черт и попросил его подковать. Однако кузнец вовремя сообразил, с кем имеет дело и прибил его к стене. Черт взмолился о пощаде и пообещал, что исполнит любое желание кузнеца. Тогда железных дел мастер взял слово с черта. Что то не будет мешать тем людям, у которых будет висеть подкова над дверью. Есть еще одна версия возникновения этой приметы. Был в Древней Руси период, когда металл, из которого делали подковы, был чрезвычайно дорог. И бедняки не могли себе позволить подковать коня. Однако бывали случаи, когда бедняку удавалось случайно найти на дороге подкову. Тогда он считался счастливчиком. Находку он вешал над входной дверью и верил, что если удача один раз ему улыбнулась, то непременно улыбнется еще раз.

В нашей жизни мы часто сталкиваемся с этими приметами. Напишите в комментариях, какие из этих примет принесли удачу именно вам и не забывайте нажимать на кнопки и

09.07.2013 15:15

Существует народная примета, согласно которой, прыщ, внезапно возникший на носу, губе или на лбу, сулит какое-то важное...

Боли и их причины по алфавиту:

боль в левом плече

Плечевой сустав - самый уникальный сустав человеческого тела по принципу своего строения и функциональной способности. Вместе с тем неправильные и чрезмерные физические нагрузки на плечевой сустав приводят к местным воспалительным процессам, ведущим к локальному отеку, суставному выпоту, и даже к частичным разрывам сухожилий и мышц, окружающих плечевой сустав.

Вместе с тем у плеча есть одна общая с обычным механизмом черта: он может выдерживать неправильное обращение с ним только до определенного предела, после чего происходит нарушение его функций. Для вас подобные нарушения оборачиваются болью.

Механизм возникновения болей в левом плече

Боль в верхнем отделе плеча может исходить от шеи. Такая боль распространяется по всей длине руки (включая кисть), усиливается при движении шеи, может сопровождаться онемением или парастезией. При исследовании шейного или грудного отделов позвоночника часто обнаруживается межпозвонковая грыжа. Поврежденные межпозвонковые диски шейного или грудного отделов позвоночника со временем теряют свои эластичные свойства, уплощаются, и расстояние между позвонками уменьшается. А это, значит, что отходящие от спинного мозга нервные корешки зажимаются, возникает боль. Одновременно в области зажима нервно-сосудистого пучка появляется отек, что приводит к еще большему его ущемлению и усилению боли.

Капсулит - это редко встречающееся состояние болезненной скованности мышц плечевого пояса. При этом состоянии обнаруживается ограничение в объёме отведения руки в сторону при её поднятии вверх и невозможность заведения больной руки за спину. Это состояние часто развивается постепенно, не заметно для пациента. Женщины вдруг обнаруживают, что не могут застегнуть и расстегнуть себе бюстгальтер. В тяжёлых случаях пациент не способен поднести этой рукой ложку ко рту.

Поражение вращающейся манжетки плеча возникает после совершения нестандартных движений в руке (например, покраска потолка). В день выполнения работ жалоб обычно нет. На следующий день - острая боль в левом плече при попытке снять что-либо с верхней полки.

При обследовании устанавливается степень напряжения мышц плечевого пояса, объём движения в левом плечевом суставе. На рентгенограммах сустава, как правило, изменения будут отсутствовать.

Тендобурсит возникает при реактивном воспалении сумок плечевого сустава, вызываемом кальцификатами сухожилий мышц. Характерна остро возникающая боль в левом плече и значительное ограничение как активных, так и пассивных движений в нем. Обычно сильные боли в области шеи, надплечья и руки.

При каких заболеваниях возникает боль в левом плече:

Наиболее распространенные причины боли в левом плече:

1. Одной из наиболее распространенных причин боли в левом плече является воспаление сухожилий, окружающих плечевой сустав. Эти расстройства называются тендинитом. Чаще всего они возникают от чрезмерной нагрузки. Когда вы пилите дрова или играете в гольф, происходит трение сухожилий о кости. Отсюда - возникновение раздражения и боли.

2. Тендинит бицепса (мышца на внутренней части плеча, которая идет от плеча до локтевой области) проявляется хронической болью, которая увеличивается при движении и при пальпации. В случае полного разрыва сухожилия бицепса на плече появляется вздутие в виде шарика.

3. Бурсит, этот напарник тендинита и виновник болей в левом плече, также связан с перегрузкой. Однако он проявляется более широким кругом расстройств: к болям присоединяется отек в области суставной сумки - мягкого мешочка, окружающего сустав.

4. Если у вас возникает боль в левом плече, когда вы поднимаете руку, причина, возможно, кроется в отложении солей кальция, что приводит к объизвествлению связок сустава. Такие солевые отложения возникают в сухожилии, которое проходит под лопаткой и ключицей. Данные расстройства называют синдромом «столкновения». Чаще эти процессы происходят в возрасте 30-50 лет. Боль в левом плече обычно возникает внезапно, она интенсивная и постоянная. Становятся болезненными движения в суставе на отведение плеча от туловища на 30-90. Иногда отложение солей кальция в суставе обнаруживается случайно, еще будучи бессимптомным, при рентгенологическом исследовании по другому поводу.

5. Боли в левом плече могут быть связаны с травматическими повреждениями, реже опухолями и наследственными анатомическими аномалиями. При падении может произойти такое смещение плечевой кости, при котором верхняя часть руки буквально вылетает из углубления сустава. При попытке смягчить падение, когда человек опирается на руку, может произойти разрыв сухожилий мышц, обеспечивающих вращение руки. Если такие повреждения оставить без лечения, то со временем могут возникать стойкие нарушения функций плеча.

6. Травмы сустава, помимо несчастных случаев, часто бывают у спортсменов или у молодых людей. В последнем случае часто встречается рецидивирующий вывих плеча. У взрослых людей травмы структур плечевого сустава возникают в связи со старением, износом тканей или развившимся остеопорозом (расстройством кальциевого обмена в костях).

7. Боль в левом плече – одна из самых распространенных проблем среди бодибилдеров наряду с болями в пояснице, коленях и локтях. Подобная травма плеча может сделать невозможными целый ряд упражнений тренировочной программы. Причин тому много, основная из которых – нестабильность плечевого сустава.
Вероятность перерастяжки связок плеча значительно возрастает в таких ключевых движениях, как жим штанги лежа, разведения рук с гантелями лежа, сведения рук на тренажере и жим штанги из-за головы. Боль может возникнуть в результате стресса в суставной сумке плечевого пояса и излишней работы ее мышц, которые стараются сохранить центральное положение головки плечевой кости в суставной сумке для правильной работы сустава. Кроме того, боль может возникнуть в результате надрыва хрящевого кольца, располагающегося вдоль суставной впадины. Хрящевое кольцо выполняет несколько функций: оно углубляет суставную впадину и служит дополнительной опорой для суставной сумки и сухожилия длинной головки бицепса.

8. Очень часто боль в левом плече развивается в связи с заболеванием внутренних органов и распространяется на плечо, например, при патологии печени, инфаркте миокарда, стенокардии, пневмонии, шейном радикулите и опухолях органов грудной клетки.

9. Главное проявление плечелопаточного периартроза - боль в левом плече. Боль часто начинается постепенно без явного провоцирующего фактора, имеет прогрессирующий характер, часто «будит» больного ночью, и существенно влияет на выполнение повседневной активности. Движения в суставах болезненны в нескольких направлениях. Боль в руке может включать боли в левом плече, предплечье и кисти и носить разный характер: жгучий, ноющий, простреливающий и т. п. В руку могут отдавать боли в других участках тела. Течение заболевания различно - от нескольких недель до нескольких месяцев. Исход также различен - от полного выздоровления (даже без лечения) до развития картины блокированного плеча, а при синдроме «плечо-кисть» - также и нарушений функции кисти.

В зависимости от того, какие сухожилия плеча больны, при различных движениях возникает боль в левом плече. Ограниченные функции мышц указывают в результате на причину ограничений.
- Боли в левом плече при отводе руки в сторону или при движении ее затем вперед свидетельствуют об изменениях в супраспинальном сухожилии.
- Боли в левом плече при ротации наружу верхней части руки при прижатом к телу локтевом суставе указывают на изменения в инфраспинальном сухожилии.
- Боли в левом плече при ротации вовнутрь верхней части руки при прижатом к телу локтевом суставе указывают на изменения в подлопаточном сухожилии.
- Боли в передней части плеча при повороте предплечья вонутрь при сопротивлении часто указывают на болезнь длинного бицепса.

Другие причины боли в левом плече:
- Импигментный синдром (синдром сужения).
- Разрыв сухожилия / разрыв манжета ротатора.
- Кальциноз предплечья / Tendinosis calcarea / обызвествление сухожилия.
- Воспалительные заболевания плеча такие как Polymyalgie rheumatica являются важным исключающим диагнозом.
- Боль в левом плече может быть вызвана и неврогенной патологией которая проявляется парезами, гипотрофиями мышц и расстройствами чувствительности (шейная радикулопатия, шейно-плечевая плексопатия, нейропатия, комплексный регионарный болевой синдром, невралгическая амиотрофия, миелопатия).
- Наличие протрузий или грыж межпозвонковых дисков шейного, грудного отдела позвоночника.
- Боль в левом плече может быть отраженной болью какой-либо мышцы при миофасциальном синдроме, сухожилие которой вплетается в капсулу сустава.
- Артрозы, артриты левого плеча.

К каким врачам обращаться, если возникает боль в левом плече:

Если у Вас болит левое плечо, то необходимо обратиться к врачу. Проконсультируйтесь с ортопедом (желательно с опытом в спортивной медицине) или к спортивному врачу, специализирующемуся на проблемах с суставами. Причин болей в левом плече может быть много, и вам нужен точный диагноз, чтобы определить методы лечения.

Вы испытываете боль в левом плече? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом . Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны . Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее .

(+38 044) 206-20-00

Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас болит левое плечо? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача , чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на . Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab , чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды боли или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам , мы обязательно постараемся Вам помочь.

Есть известный церковный анекдот. Как-то настоятель храма приходит принимать работу иконописца. И вдруг видит, что ангел изображен в таких, знаете ли, самых настоящих ботинках. Настоятель возмутился и спрашивает: «Где ж это вы любезный, видели ангела в ботинках?» А тот ему отвечает: «Интересно! А где это Вы видели ангела без ботинок?»

Смысл этой притчи очевиден. Подавляющее большинство людей ангелов в своей жизни не видело и, следовательно, черпают информацию отнюдь не из своего опыта или опыта ближайшего окружения. В Православии существует много источников знания и много подходов к вопросу об их достоверности и авторитетности.

Безусловно, основа христианского знания - Священное Писание или Библия. Есть также опыт церковной жизни, опыт богообщения, что-то из которого было так или иначе отражено во многих текстах различной степени авторитетности, включающих не только вероучительные, богослужебные, исторические, но даже фольклорные. Если подойти формально, то на основании этих источников об ангелах можно говорить бесконечно долго и картина вырисуется обширная, не исключено, что будут в ней и противоречия.

В христианстве сложилась определенная система построения и формирования вероучения, благодаря которой становится возможным определить главное и непреложное, указать на важные авторитетные дополнения и отдать на усмотрение христиан второстепенные моменты, не противоречащие главному. Этот принцип еще в 4 веке сформулировал блаженный Августин: в главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь.

Священное писание (Библия) - это книга церкви. Писалась она разными людьми на протяжении полутора тысячелетий, но собиралась в единую книгу и провозглашалась именно как письменное свидетельство о Божественном откровении именно христианской церковью на протяжении первых четырех веков своего существования. К V веку Библия как сборник важнейших и авторитетнейших книг для христиан имела тот вид, в котором она существует и сегодня; ее состав был признан полным и неизменным. Все это важно для нас вот почему. Не существует книг «самих по себе», есть книги читаемые и воспринимаемые, по-своему толкуемые. Поскольку, именно христианская церковь первых веков для своих нужд собрала и утвердила Библию, то христиане справедливо усваивают себе нераздельное право в правильном понимании и толковании Библии. Это не означает, что у христиан есть тайное учение с толкованиями, их учение всегда было открыто и доступно не только для изучения, но и для полемики.

На практике система православного вероучения построена примерно следующим образом. Прежде всего, должно быть ясное свидетельство Священного Писания, воспринимаемое в общем контексте православного понимания Библии. По некоторым вопросам высказались церковные соборы, причем, чем представительнее собор, тем авторитетнее и непреложное его мнение. Авторитетность их проистекает из простого принципа. На этих собраниях было возможно сформулировать те основы вероучения, которые, по слову одного из древних церковных писателей, признавались всеми христианами, во все времена и всюду, где есть христиане.

Есть письменное наследие святых отцов - людей прославленных церковью за их жизнь и деятельность. Авторитетность этих текстов основана на подвижнической религиозной и нравственной жизни этих христиан, на их глубоком достоверном опыте богообщения, опыте изучения и воплощения в жизнь тех заповедей, что даны нам Христом Богом в Священном Писании. Правда, тут надо сделать одну оговорку. Наиболее авторитетны те мнения святых отцов, что согласуются между собой. То есть те вопросы, в которых большая часть святых высказывалась схожим образом, признаются авторитетными, если даже этот вопрос не затрагивался в Священном писании и на церковных соборах.

Только на основании вышесказанного возможно говорить об ангелах. Более того, можно утверждать, что учение православной церкви об ангелах достаточно скромно. Сведения, предоставляемые Священным писанием обрывочны и разрознены. Это понятно. Центральная тема Библии - отношение человека и Бога. Никто и ничто не может затмить этой темы. Свойственные языческим народам подробнейшие повествования о тех существах, что населяют пространство между Богом и людьми отсутствует в Библии. Человек и Бог общаются напрямую. Ангелы появляются по каким-то особым случаям и в особые моменты, и только тут приоткрываются некоторые сведения о них. Авторитетные церковные соборы темой ангелов не занимались. Святые отцы об ангелах писали, как правило, в том же контексте, что и Библия, то есть достаточно редко, разрозненно; и почти всегда это была дополнительная тема их повествования.

Что же можно сказать об ангелах достоверно, исходя из основных источников церковного знания?

Об ангелах и ангельских чинах

Слово «ангел» переводится на русский как «вестник». Один из современных церковных писателей достаточно удачно, но несколько грубовато сравнил ангелов с почтальонами. Это так называемые служебные духи, сотворенные Богом для особых поручений и функций. Судя по известным свидетельствам Священного Писания ангелы, как и люди, являются личностными существами, то есть обладают самосознанием и свободой воли. Ангелов именуют святыми. Это значит, что они непричастны злу и живут тем, что исполняют и являют людям волю Божью.

Библия часто говорит об ангельских воинствах. Таким образом, нам открывается служебность их существования, структурная разделенность и иерархичность. Впрочем, об этом можно судить только гадательно. Библия называет несколько чинов ангелов и даже некоторые имена ангельских «военачальников». Всем известны как минимум два из них - это Гавриил, принесший благую весть Деве Марии и Михаил, давший отпор падшему ангелу - сатане.

По аналогии или под влиянием языческих учений о небесных иерархиях веке в четвертом появился аналогичных труд анонимного христианского автора, надписанный именем святого первого века Дионисия Ареопагита. В нем представлена попытка дать стройное учение об ангелах, которые разделены на девять функциональных чинов, группируемых по три. Но эта тема не получила развития в дальнейшем и не имеет достаточных оснований в Священном Писании. По сути, она так и осталась частным мнением нескольких древних авторов. Такое подробное учение следует признать непротиворечащим христианству, но все же необязательным элементом христианской веры.

Для вероучения важна следующая тема. Кто такие ангелы, какое отношение они имеют к Богу и к человеку? В учебниках по вероучению и богословию содержится примерно следующее. Ангелы - это служебные духи, сотворенные Богом для целей не всегда ведомым и понимаемым людьми. Духами они названы, поскольку их природа иная, чем у людей, в сравнении с окружающим нас миром «нематериальная». Ангелы никоим образом непричастны тварному миру, их нельзя «измерить» и «засечь» приборами. Но все же ангелы не могут быть в полном смысле слова нематериальными. В сравнении с Богом, если можно так выразится, их природа по своему материальна.

Бесы

Библия открывает нам, что часть ангелов осознанно и свободно отказалась от служения Богу, восстала против Него и тем отпала от Творца. Причиной тому указывается гордость одного из «старших» ангелов - Денницы и многих его «последователей». Отпавшего от Бога «главаря» именуют дьяволом или сатаной, что означает противник Божий.

Для нашей темы важно понимать, что бесами, чертями или демонами в православии именуются падшие ангелы. Смысл их существования - противление Богу и Его творению. По отношению к людям это выражается в стремлении отвратить их от Бога и подчинить себе. Это может осуществляться в разных формах, среди которых наиболее очевидными являются безнравственный образ жизни, языческая, в том числе оккультная религиозность и откровенный сатанизм.

Важно понимать, что тема падших ангелов тесно связана с темой свободы человека и возможности им манипулировать. По достаточно разработанному аскетическому учению святых отцов совершенно ясно, что бесы не могут подчинить себе кого-либо против его воли, более того, они даже не в состоянии знать помышлений человека. Их метод - это как бы нашептывание зла, обольщение и обман, результатом чего может стать грех, уныние, свободная отдача им своей воли через постоянное и нераскаянное зло, что приобщает грешника как бы к их «природе» и дает бесам власть над ним. Однако вера в Бога, стремление жить по вере никак не могут быть побеждены бесами. Всегда у человека есть возможность отказаться от зла, жить по заповедям Христа.

Об ангелах хранителях

Библейское откровение говорит о том, что одним из ангельских служений является забота о людях, оберегание их от зла, защита от бесовских наваждений и нападений. Те из ангелов, кто охраняет людей и помогает им узнать и исполнить волю Божью, именуются ангелами-хранителями. По сложившемуся поверию, которое вполне соответствует православному вероучению, но не является строго догматическим, ангелы-хранители есть у всех людей. В самом примитивном варианте это поверье выражено в уверенности некоторых людей, что такие ангелы находятся всегда справа, а их антиподы - бесы - слева от каждого человека. Часто даже это изображается в виде двух советчиков, нашептывающих человеку добрые и злые мысли соответственно. Конечно, это лишь детская наивная картинка, через которую фольклор отразил веру в наличие ангелов хранителей.

Из библейского повествования видно, что помимо людей ангелы-хранители даются Богом по Его усмотрению церквям, целым народам, поселениям и некоторым обществам.

В православной церкви сложилась традиция молитвенного обращения к ангелам вообще, к конкретным ангелам и к ангелам-хранителям. Уже говорилось, что ангелы - это свободные личности, которые служат Богу и заботятся о Его творении. Вполне естественно и даже мудро просить ангелов о помощи и защите. Православная церковь призывает христиан утром и вечером обращаться к ангелам с молитвой.

Вот слова известной краткой молитвы: «Ангел Христов, святой мой хранитель и покровитель души и тела моего! Прости мне всё, в чём я согрешил в сегодняшний день, и избавь меня от всякого коварного замысла врага, чтобы мне никаким грехом не прогневать моего Бога. Но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы представить меня достойным благости и милости Святейшей Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь.»

Плечевой сустав это самый уникальный сустав человеческого тела по принципу своего строения и функциональной способности. Вместе с тем неправильные и чрезмерные физические нагрузки на плечевой сустав приводят к местным воспалительным процессам, ведущим к локальному отеку, суставному выпоту, и даже к частичным разрывам сухожилий и мышц, окружающих плечевой сустав.

У плеча есть одна общая с обычным механизмом черта: он может выдерживать неправильное обращение с ним только до определенного предела, после чего происходит нарушение его функций. Для вас подобные нарушения оборачиваются болью.

Механизм возникновения болей в левом плече

Боль в верхнем отделе плеча может исходить от шеи. Такая боль распространяется по всей длине руки (включая кисть), усиливается при движении шеи, может сопровождаться онемением или парастезией. При исследовании шейного или грудного отделов позвоночника часто обнаруживается межпозвонковая грыжа.

Поврежденные межпозвонковые диски шейного или грудного отделов позвоночника со временем теряют свои эластичные свойства, уплощаются, и расстояние между позвонками уменьшается. А это, значит, что отходящие от спинного мозга нервные корешки зажимаются, возникает боль. Одновременно в области зажима нервно-сосудистого пучка появляется отек , что приводит к еще большему его ущемлению и усилению боли.

Капсулит это редко встречающееся состояние болезненной скованности мышц плечевого пояса. При этом состоянии обнаруживается ограничение в объёме отведения руки в сторону при её поднятии вверх и невозможность заведения больной руки за спину. Это состояние часто развивается постепенно, не заметно для пациента.

Поражение вращающейся манжетки плеча возникает после совершения нестандартных движений в руке. В день выполнения работ жалоб обычно нет. На следующий день острая боль в левом плече при попытке снять что-либо с верхней полки.

При обследовании устанавливается степень напряжения мышц плечевого пояса, объём движения в левом плечевом суставе. На рентгенограммах сустава, как правило, изменения будут отсутствовать.

Тендобурсит возникает при реактивном воспалении сумок плечевого сустава, вызываемом кальцификатами сухожилий мышц. Характерна остро возникающая боль в левом плече и значительное ограничение как активных, так и пассивных движений в нем. Обычно сильные боли в области шеи, надплечья и руки.

Причины боли в левом плече

Одной из наиболее распространенных причин боли в левом плече является воспаление сухожилий, окружающих плечевой сустав. Эти расстройства называются тендинитом . Чаще всего они возникают от чрезмерной нагрузки. Когда вы пилите дрова или играете в гольф, происходит трение сухожилий о кости. Отсюда - возникновение раздражения и боли.

Тендинит бицепса (мышца на внутренней части плеча, которая идет от плеча до локтевой области) проявляется хронической болью, которая увеличивается при движении и при пальпации. В случае полного разрыва сухожилия бицепса на плече появляется вздутие в виде шарика.

Бурсит, этот напарник тендинита и виновник болей в левом плече, также связан с перегрузкой. Однако он проявляется более широким кругом расстройств: к болям присоединяется отек в области суставной сумки - мягкого мешочка, окружающего сустав.

Если у вас возникает боль в левом плече, когда вы поднимаете руку, причина, возможно, кроется в отложении солей кальция, что приводит к объизвествлению связок сустава. Такие солевые отложения возникают в сухожилии, которое проходит под лопаткой и ключицей. Данные расстройства называют синдромом «столкновения». Чаще эти процессы происходят в возрасте 30-50 лет. Боль в левом плече обычно возникает внезапно, она интенсивная и постоянная. Становятся болезненными движения в суставе на отведение плеча от туловища на 30-90. Иногда отложение солей кальция в суставе обнаруживается случайно, еще будучи бессимптомным, при рентгенологическом исследовании по другому поводу.

Боли в левом плече могут быть связаны с травматическими повреждениями, реже опухолями и наследственными анатомическими аномалиями. При падении может произойти такое смещение плечевой кости, при котором верхняя часть руки буквально вылетает из углубления сустава. При попытке смягчить падение, когда человек опирается на руку, может произойти разрыв сухожилий мышц, обеспечивающих вращение руки. Если такие повреждения оставить без лечения, то со временем могут возникать стойкие нарушения функций плеча.

Травмы сустава, помимо несчастных случаев, часто бывают у спортсменов или у молодых людей. В последнем случае часто встречается рецидивирующий вывих плеча. У взрослых людей травмы структур плечевого сустава возникают в связи со старением, износом тканей или развившимся остеопорозом (расстройством кальциевого обмена в костях).

Боль в левом плече - одна из самых распространенных проблем среди бодибилдеров наряду с болями в пояснице, коленях и локтях. Подобная травма плеча может сделать невозможными целый ряд упражнений тренировочной программы. Причин тому много, основная из которых - нестабильность плечевого сустава.

Вероятность перерастяжки связок плеча значительно возрастает в таких ключевых движениях, как жим штанги лежа, разведения рук с гантелями лежа, сведения рук на тренажере и жим штанги из-за головы. Боль может возникнуть в результате стресса в суставной сумке плечевого пояса и излишней работы ее мышц, которые стараются сохранить центральное положение головки плечевой кости в суставной сумке для правильной работы сустава. Кроме того, боль может возникнуть в результате надрыва хрящевого кольца, располагающегося вдоль суставной впадины.

Хрящевое кольцо выполняет несколько функций: оно углубляет суставную впадину и служит дополнительной опорой для суставной сумки и сухожилия длинной головки бицепса.

Часто боль в левом плече развивается в связи с заболеванием внутренних органов и распространяется на плечо при следующих заболеваниях:

    патология печени;

    инфаркт миокарда;

    стенокардия;

    пневмония;

    шейный радикулит;

    опухоли органов грудной клетки.

Главное проявление плечелопаточного периартроза - боль в левом плече. Боль часто начинается постепенно без явного провоцирующего фактора, имеет прогрессирующий характер, часто «будит» больного ночью, и существенно влияет на выполнение повседневной активности. Движения в суставах болезненны в нескольких направлениях.

Боль в руке может включать боли в левом плече, предплечье и кисти и носить разный характер: жгучий, ноющий, простреливающий. В руку могут отдавать боли в других участках тела. Течение заболевания различно от нескольких недель до нескольких месяцев. Исход также различен - от полного выздоровления (даже без лечения) до развития картины блокированного плеча, а при синдроме «плечо-кисть» - также и нарушений функции кисти.

В зависимости от того, какие сухожилия плеча больны, при различных движениях возникает боль в левом плече. Ограниченные функции мышц указывают в результате на причину ограничений. Боли в левом плече при отводе руки в сторону или при движении ее затем вперед свидетельствуют об изменениях в супраспинальном сухожилии.

Боли в левом плече при ротации наружу верхней части руки при прижатом к телу локтевом суставе указывают на изменения в инфраспинальном сухожилии . Боли в левом плече при ротации вовнутрь верхней части руки при прижатом к телу локтевом суставе указывают на изменения в подлопаточном сухожилии. Боли в передней части плеча при повороте предплечья вонутрь при сопротивлении часто указывают на болезнь длинного бицепса. Другие причины боли в левом плече:

    Импигментный синдром (синдром сужения).

    Разрыв сухожилия / разрыв манжета ротатора.

    Кальциноз предплечья / обызвествление сухожилия.

    Воспалительные заболевания плеча являются важным исключающим диагнозом.

    Боль в левом плече может быть вызвана и неврогенной патологией которая проявляется парезами, гипотрофиями мышц и расстройствами чувствительности (шейная радикулопатия, шейно-плечевая плексопатия, нейропатия, комплексный регионарный болевой синдром, невралгическая амиотрофия, миелопатия).

    Наличие протрузий или грыж межпозвонковых дисков шейного, грудного отдела позвоночника.

    Боль в левом плече может быть отраженной болью какой-либо мышцы при миофасциальном синдроме, сухожилие которой вплетается в капсулу сустава.

    Артрозы, артриты левого плеча.

При болях в левом плече необходимо обратиться к врачу. Проконсультируйтесь с ортопедом (желательно с опытом в спортивной медицине) или к спортивному врачу, специализирующемуся на проблемах с суставами. Причин болей в левом плече может быть много, и вам нужен точный диагноз, чтобы определить методы лечения.

Читают ли демоны мысли человека?

– Об этом пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. Демоны не знают мыслей человека, но они, безусловно, знают те мысли, которые сами этому человеку внушили. Опять же, они не могут знать, приняли мы эти мысли или нет, но догадываются об этом по нашим действиям.

Допустим, внушили человеку блудный помысел, и он начал глядеть на лицо противоположного пола: ага, значит принял. Внушили помысел гнева, человек раскраснелся, стал махать кулаками (я, конечно, утрирую) - значит, опять принял. Ведь если мы, глядя на собеседника, можем догадаться, согласен он с нами или нет, то тем более могут догадаться об этом демоны.

Что касается помыслов от Бога или каких-то естественных, то они могут догадаться о них по нашему поведению, но в точности знать их не могут.

Когда нахожусь на молитве одна и в темноте, то мне очень страшно: кажется, что за спиной кто-то стоит или что боковым зрением вижу около себя какое-то движение. Как бороться с этим наваждением?

– Такое происходит от малодушия и маловерия. Когда человек находится в уединении, молится или читает духовную литературу, то демоны, естественно, это ненавидят и пытаются смутить и отвлечь от молитвы. А ему надо стараться вести себя совершенно свободно, смело, и презирать какие-либо внушения. Когда кажется, будто ты боковым зрением что-то видишь, не придавай этому значения. Если поддаваться этим внушениям врага, то он будет больше и больше наседать. И не смотреть боковым зрением: ой, кажется, за моим левым плечом, кто-то стоит! А просто взять повернуться туда и увидеть, что на самом деле там никого нет.

Подвижники презирали демонов, даже когда те являлись им воочию, в каком-нибудь образе. Вот, например, преподобный Филарет Глинский рассказывал о себе: однажды, когда он стоял на келейном правиле, вдруг появилась какая-то кошка и по мантии залезла ему на плечо. Он не обращал на нее внимания, продолжал молиться, и она исчезла.

А нам, как немощным, никто и не явится, только будем силы тратить на пустые переживания. Страшно - перекрестись, и все, больше ничего. Если будешь бояться, избегать всех темных углов, то страх будет увеличиваться, увеличиваться и овладеет тобой до такой степени, что чихнешь и сам же содрогнешься от ужаса.

Кроме того, нужно всегда помнить о том, что без Божия попущения с нами ничего произойти не может, а Господь никогда не попустит искушения выше наших сил. Бояться демонов надо, но в каком смысле? Страшиться, чтобы не поддаваться их внушениям, не исполнять их волю и не оказаться вместе с ними противниками Божиими. А если мы стараемся жить по Евангелию, если всей душой преданы Господу, то нам никто не страшен. Как говорит апостол Павел, «если Бог за нас, то кто против нас?»

Диавол – существо, которое Бог создал благим, добрым, светоносным (греческое слово “Эосфорос” и латинское “Люцифер” означают “светоносец”). В результате противления Богу, божественной воле и божественному Промыслу светоносец отпал от Бога. С тех пор, как произошло отпадение светоносца и некоторой части ангелов от Бога, в мире появилось зло. Оно не было создано Богом, но было привнесено свободной волей диавола и демонов.

Часто спрашивают: почему Бог допустил зло? Нет ли хотя бы косвенной вины Бога в том, что зло было привнесено в мир? Ответить на этот вопрос трудно. Церковь предлагает нам учение, которое мы должны принять на веру, но которое человеческий ум не в состоянии осмыслить. Единственное, что можно сказать в объяснение этого учения, – давайте смотреть на себя и судить по себе. Каждый из нас – существо, созданное по образу и подобию Божию. Мы это сознаем, сознаем и то, в чем заключается наше религиозное призвание. И тем не менее нередко оказываемся не на стороне Бога, а на стороне диавола, и делаем свой выбор не в пользу добра, а в пользу зла. Нечто подобное произошло и с самим диаволом: созданный благим и светоносным, он добровольно избрал зло и стал врагом Бога.

Отпав от Бога, диавол и демоны стали носителями зла. Означает ли это, что связь между ними и Богом прервалась? Нет. Между Богом и диаволом сохранились личные взаимоотношения, которые продолжаются и сейчас. Мы можем это видеть по начальным страницам Книги Иова, где говорится о том, что диавол предстал перед Богом вместе с ангелами, в числе других “сынов Божиих”, и Господь сказал ему: “Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?” (Иов 1:8). Если можно так выразиться, этим вопросом Бог провоцирует диавола на некие действия по отношению к Иову. И сатана говорит: “Да, действительно Иов праведен, верен Тебе, но это потому, что Ты создал для него такие условия; измени эти условия, и он падет, как падают прочие люди”. На это Господь ответил ему, что отдает ему тело Иова, но запрещает касаться его души. Одни понимают это повествование как притчу, другие – как реальную историю, но суть дела в том, что, согласно Библии, диавол, во-первых, находится в зависимости от Бога и не свободен в своих действиях, во-вторых, он действует только в тех границах, в которых Бог это ему позволяет.

Каким должно быть отношение христианина к диаволу?

Сегодня мы наблюдаем две крайности. С одной стороны, среди современных христиан немало тех, кто вообще не верит в реальность диавола, не верит в его способность влиять на их жизнь. Некоторые думают, что диавол – это мифическое существо, в котором персонифицировано мировое зло. С другой стороны, есть немало людей, которые придают диаволу преувеличенное значение, которые убеждены, что диавол влияет на все стороны жизни человека, и всюду видят его присутствие. Такие верующие постоянно боятся, что диавольские силы так или иначе на них подействуют.

На этой почве существует множество суеверий, от которых не свободны и люди церковные. Придумано множество “народных средств”, которые препятствовали бы сатане проникнуть в человека. Например, некоторые люди, зевая, крестят рот, чтобы через него не вошел диавол. Иные успевают за один зевок перекрестить рот трижды. Мне приходилось слышать разговоры о том, что на правом плече у нас сидит ангел, а на левом – бес: осеняя себя крестным знамением, мы крестимся справа налево, перебрасывая ангела с правого плеча на левое, дабы он вступил в борьбу с бесом и победил его (соответственно, католики, которые крестятся слева направо, перекидывают беса на ангела). Кому-то это может показаться смешным и нелепым, но ведь есть люди, которые в это верят. И, к сожалению, это не анекдоты, а реальные разговоры, которые можно слышать в некоторых монастырях, духовных семинариях, приходах. Люди, которые так мыслят, живут в уверенности, что вся жизнь пронизана диавольским присутствием. Я слышал однажды, как иеромонах, выпускник духовной академии, учил верующих: когда вы встаете утром, то, прежде чем засунуть ноги в тапочки, перекрестите тапочки, потому что в каждом из них сидит бес. При таком отношении, вся жизнь превращается в пытку, потому что вся она пронизана страхом, постоянным опасением, что человека “испортят”, сглазят, что на него наведут нечистую силу и т. д. С христианским отношением к диаволу все это ничего общего не имеет.

Чтобы понять, каким должно быть истинно христианское отношение к диаволу, мы должны обратиться, во-первых, к нашему богослужению, к таинствам, и, во-вторых – к учению Святых Отцов. Таинство Крещения начинается с заклинаний, обращенных к диаволу: смысл этих заклинаний – в том, чтобы изгнать диавола, гнездящегося в сердце человека. Затем новокрещаемый вместе со священником и восприемниками обращается к западу. Священник спрашивает: “Отрекаешься ли ты от сатаны, и всех дел его, и всего воинства его, и всей гордыни его?”, Тот отвечает трижды: “Отрекаюсь”. Священник говорит: “Дунь и плюнь на него”. Это символ, в котором содержится очень глубокий смысл. “Дунь и плюнь на него” значит “относись к диаволу с презрением, не обращай на него внимания, он не заслуживает ничего большего”.

В святоотеческой, в частности, монашеской, литературе отношение к диаволу и демонам характеризуется спокойным бесстрашием – иногда даже с оттенком юмора. Можно вспомнить историю о святом Иоанне Новгородском, который оседлал беса и заставил его свозить его в Иерусалим. Вспоминается и история из жизни Антония Великого. К нему пришли путники, которые долго шли через пустыню, и по дороге от жажды у них умер осел. Они приходят к Антонию, а он им говорит: “Что ж вы осла-то не уберегли?” Они с удивлением спрашивают: “Авва, откуда ты знаешь?”, – на что тот спокойно отвечает: “Мне бесы рассказали”. Во всех этих историях отражено подлинно христианское отношение к диаволу: с одной стороны, мы признаем, что диавол – это реальное существо, носитель зла, но, с другой, мы понимаем, что диавол действует лишь в рамках, установленных Богом, и никогда не сможет эти рамки преступить; более того, человек может взять диавола под контроль и управлять им.

В молитвах Церкви, в богослужебных текстах и в творениях Святых Отцов подчеркивается, что сила диавола иллюзорна. В арсенале диавола есть, конечно, разнообразные средства и способы, с помощью которых он может влиять на человека, у него есть огромный опыт всякого рода действий, направленных во вред человеку, но применить его он может лишь в том случае, если человек ему это позволит. Важно помнить, что диавол не может ничего нам сделать, если мы сами не откроем ему вход – дверь, форточку или хотя бы щель, через которую он проникнет.

Приведу в пример случай, который произошел лет десять назад. Ко мне обратилась немолодая женщина, учительница литературы. В какой-то газете она прочла, что с помощью иголки, листа бумаги и особых заклинаний можно вызывать духов умерших и беседовать с ними. Она решила вызвать дух Чехова. И, представьте, “Чехов” ей явился. Поначалу все было очень занятно, она даже приглашала гостей и устраивала у себя в квартире “литературные вечера”. Но потом “Чехов” начал появляться уже без приглашения, портить мебель, бить посуду; возвращаясь домой, женщина обнаруживала, что все перевернуто вверх дном, обои порваны и т. д. Вся семья была в панике. Муж и дети боялись возвращаться в свою квартиру. Жизнь превратилась в ад, они были на грани самоубийства. К счастью, женщина вовремя поняла, что сама и теперь не может от него избавиться. Вся семья пришла в церковь. Первое, что я сказал им: “Вы должны перестать бояться”. Приехав к ним, я освятил квартиру, потом они исповедовались и причастились. “Чехова” как ветром сдуло.

Это один из примеров, подтверждающих, что, если человек открывает вход диаволу через какие-то действия вроде , колдовства, лечения у экстрасенсов, либо через наркоманию, алкоголизм и другие формы зависимости, через тяжкие грехи, которые он совершает сознательно, человек оказывается подвержен влиянию темных сил. Если же он твердо стоит на страже своего ума и сердца, своей нравственности, если ходит в церковь, исповедуется и причащается, носит святой крест, то ему не страшны никакие бесовские страхования.

Диавол прекрасно сознает свою немощь и бессилие. Он понимает, что реальной власти воздействовать на людей у него нет. Именно поэтому он старается склонить их к сотрудничеству, к содействию. Найдя в человеке слабое место, он пытается тем или иным способом на него воздействовать, и нередко ему это удается. Прежде всего диавол хочет, чтобы мы боялись его, думая, что он обладает реальной властью. И если человек попадается на эту удочку, он становится уязвимым и подверженным “демонским стреляниям”, то есть тем стрелам, которые диавол и демоны пускают в душу человека.

Приведу еще один пример. Пришла как-то ко мне женщина с дочкой, девочкой лет восьми. Девочке постоянно являлись какие-то бесовские существа, пугали ее, она видела их и днем и ночью. Девочка исповедовалась и причащалась, ничего не менялось. А началось все с того, что в каком-то монастыре они купили книжку про диавола. В этой книжке было сказано, что если диавол на какого-то человека напал, то уже не отстанет никогда, и средств избавления от него нет никаких, разве что “отчитывание”, но и оно не всегда помогает. Они, конечно, от всего переживаемого были в шоке. Я побеседовал с девочкой, спросил ее: “Ты боишься их”? – “Боюсь”. – “А ты можешь в следующий раз, как только они тебе явятся, сказать им: “Я вас не боюсь, я на вас не обращаю внимание, у меня своя жизнь, у вас своя, убирайтесь вон”. И живи так, как будто их вовсе не существует”. Примерно через неделю мать с дочкой снова пришли и говорят: “Они исчезли”. Значит, единственное средство, которым в данном случае обладал сатана, был страх. Он хотел, запугав ребенка, сделать его своей жертвой.

Приходится сожалеть о том, что книжки и брошюры, в которых роль диавола всячески преувеличивается, издаются и продаются в церковных лавках. Происходит это от невежества, от духовной нечуткости, от незнания учения Святых Отцов. Православное учение о диаволе выражено преподобным Иоанном Дамаскиным в тридцати строках. А наши доморощенные богословы пишут книжку за книжкой о диаволе и демонах, запугивают народ Божий, портят людям жизнь.
Вход диаволу в душу человека открывают, как я уже сказал, магия, чародейство, лечение у экстрасенсов и колдунов. Я не утверждаю, что все экстрасенсы и так называемые “народные целители” действуют исключительно под влиянием демонических сил. Но в подавляющем большинстве это люди, в чьих руках концентрируются силы и энергии, природу которых они сами не знают. Нередко, исцеляя одно, они повреждают другое. Были случаи, когда человек избавлялся с их помощью от головных болей, но при этом делался психически больным. И самое ужасное, что эти “целители” делают человека зависимым от себя, а всякая форма зависимости – это та самая дверь, через которую может проникнуть диавол. Наркотическая, алкогольная, сексуальная, психическая и иные формы зависимости представляют огромную духовную опасность. Христиане должны всячески заботиться о том, чтобы ни от чего в этой жизни не быть в зависимости, чтобы духовно и телесно быть максимально свободными. Человек, который контролирует свой рассудок, свое сердце, свои поступки, всегда может противостать сатане. Тот же, кто оказывается рабом какой-либо страсти или порока, становится неспособным отразить натиск диавола.

Вы можете спросить: насколько диавол вообще способен воздействовать на нашу мысль? Насколько он вообще знает, что происходит в наших мыслях и в нашем сердце? Насколько он компетентен в вопросах духовной жизни? У меня сложилось убеждение – отчасти под влиянием того, что я читал у Святых Отцов, отчасти на основе личных наблюдений, – что у диавола нет прямого знания о наших внутренних процессах. В то же время, будучи весьма опытным, – он ведь в течение истории имел дело с миллиардами людей и с каждым “работал” индивидуально, – он использует эти свои навыки и по внешним признакам распознает, что происходит у человека внутри. И ищет наиболее уязвимые места. Скажем, когда человек пребывает в унынии, диаволу очень легко воздействовать на него. Но единственное, на что диавол способен, – это подбросить человеку какой-либо греховный помысел, например, мысль о самоубийстве. И делает он это не потому, что ему открыт внутренний мир человека, его сердце, но лишь ориентируясь на внешние признаки. Внушив человеку какие-то помыслы, диавол не способен проконтролировать, что произойдет с ними дальше. И если человек умеет различать, какая мысль пришла от Бога, какая от его собственного человеческого естества, а какая от диавола, и отвергать греховные мысли при самом их появлении, диавол ничего сделать не сможет. Диавол становится сильнее по мере того, как греховный или страстный помысел проникает в человеческий ум.

У Святых Отцов есть учение о постепенном и поэтапном проникновении греховного помысла в душу человека. С этим учением вы можете познакомиться, прочитав “Добротолюбие” или “Лествицу” святого Иоанна Синайского. Суть этого учения в том, что греховный или страстный помысел поначалу появляется лишь где-то на горизонте человеческого ума. И если человек, как говорят Отцы Церкви, “стоит на страже своего ума”, он может отвергнуть этот помысел, “дунуть и плюнуть” на него, и он исчезнет. Если же человек заинтересуется помыслом, начнет рассматривать его, беседовать с ним, он завоевывает в уме человека все новые и новые территории – до тех пор, пока не охватит все его естество, – душу, сердце, тело, – и не подвигнет на совершение греха.

Путь диаволу и демонам к душе и сердцу человека открывают различного рода суеверия. Хотел бы подчеркнуть: вера прямо противоположна суеверию. С суевериями Церковь всегда вела жесткую борьбу – именно потому, что суеверие – суррогат, подмена истинной веры. Истинно верующий человек сознает, что есть Бог, но есть и темные силы; он разумно и сознательно строит свою жизнь, ничего не боится, возлагая всю надежду на Бога. Суеверный человек – по слабости, или по глупости, или под влиянием каких-либо людей или обстоятельств – подменяет веру набором верований, примет, страхов, из которых складывается какая-то мозаика, которую он и принимает за религиозную веру. Нам, христианам, надлежит всячески гнушаться суевериями. Нужно относиться ко всякому суеверию с тем презрением, с каким мы относимся к диаволу: “Дуни и плюни на него”.

Вход диаволу в душу человека открывается и через грехи. Конечно, мы все грешим. Но грех греху рознь. Есть человеческие слабости, с которыми мы боремся, – то, что мы называем мелкими грехами и пытаемся преодолеть. Но есть грехи, которые, даже совершенные один раз, открывают ту дверь, через которую диавол проникает в ум человека. К этому может привести любое сознательное нарушение нравственных норм христианства. Если человек систематически нарушает, например, нормы супружеской жизни, он теряет духовную бдительность, теряет трезвение, целомудрие, то есть целостную мудрость, которая защищает его от нападений диавола.

Опасна, кроме того, всякая раздвоенность. Когда человек, подобно Иуде, начинает, помимо основной ценности, составляющей религиозную сердцевину жизни, прилепляться к другим ценностям, и его совесть, его ум и сердце раздваиваются, человек становится весьма уязвимым для действия диавола.

Я уже упомянул о так называемом “отчитывании”. Хотел бы остановиться несколько подробнее на этом явлении, имеющем глубокие исторические корни. В Древней Церкви, как известно, существовали экзорцисты – люди, которым Церковь поручала изгонять бесов из одержимых. Церковь никогда не воспринимала беснование как психическую болезнь. Мы знаем из Евангелия немало случаев, когда в человеке поселялся бес, несколько бесов, или даже целый легион, и Господь Своею силою их изгонял. Затем дело изгнания бесов продолжили апостолы, а позже – те самые экзорцисты, которым Церковь поручала эту миссию. В последующие столетия служение экзорцистов как особое служение внутри Церкви практически исчезло, но все-таки сохранялись (и до сих пор сохраняются) люди, которые занимаются изгнанием бесов из одержимых либо по поручению Церкви, либо по собственной инициативе.

Нужно знать, что, с одной стороны, бесноватые – это реальность, с которой Церковь сталкивается в повседневной жизни. Действительно, есть люди, в которых живет бес, проникший в них, как правило, по их вине – потому что они тем или иным способом открыли для него доступ внутрь себя. И есть люди, которые молитвой и специальными заклинаниями, подобными тем, что священник читает перед совершением таинства Крещения, изгоняют бесов. Но на почве “отчитывания” существует множество злоупотреблений. Я, например, видел двух молодых иеромонахов, которые по собственному почину занимались изгнанием бесов из одержимых. Иногда они оказывали эту услугу друг другу – один отчитывал другого в течение двух часов. Никакой видимой пользы от этого не было.

Известны случаи, когда священники самовольно берут на себя роль экзорцистов, начинают привлекать бесноватых и создают вокруг себя целые общины. Не сомневаюсь в том, что есть священнослужители, владеющие божественной исцеляющей силой и действительно способные изгонять из людей бесов. Но у таких священнослужителей должна быть на это официальная санкция Церкви. Если человек возлагает на себя такую миссию по собственной инициативе, это чревато большими опасностями.
Однажды в частной беседе один достаточно известный экзорцист, православный священнослужитель, вокруг которого собираются толпы людей, признался: “Я не знаю, как это происходит”. Кому-то из посетителей говорил: “Если у тебя нет уверенности в том, что ты действительно бесноватый, лучше туда не приходи, а то бес может выйти из другого человека и войти в тебя”. Как видим, даже этот известный и уважаемый экзорцист не владел в полной мере теми процессами, которые происходят на почве “отчитывания”, и не вполне понимал “механику” изгнания бесов из одного человека и вхождения их в другого.

Нередко люди с теми или иными проблемами – психическими или просто жизненными – приходят к священнику и спрашивают, могут ли они поехать к такому-то старцу на отчитку. Ко мне однажды обратилась женщина: “Мой пятнадцатилетний сын меня не слушается, я хочу его повезти на отчитку”. То, что ваш сын непослушный – ответил я, – еще не означает, что в нем бес. Непослушание в какой-то степени даже естественно для подростков – через это они взрослеют, самоутверждаются. Отчитка – не панацея от жизненных трудностей.

Бывает также, что у человека появляются признаки психического заболевания, а близкие видят в этом влияние бесов. Конечно, психически больной человек более уязвим для действия бесов, чем человек духовно и умственно здоровый, но это еще не значит, что он нуждается в отчитке. Для лечения психически больных необходим психиатр, а не священник. Но очень важно, чтобы священник умел различать явления духовного и психического порядка, чтобы не принимал психическую болезнь за беснование. Если он пытается исцелять дефекты психики путем отчитывания, результат может быть обратный, прямо противоположный ожидаемому. Человек с неуравновешенной психикой, попадая в ситуацию, где люди кричат, визжат и т. п., может нанести непоправимый вред своему духовному, душевному и психическому здоровью.

В заключение хотел бы сказать о том, что действие, власть и сила диавола имеют временный характер. На какое-то время диавол отвоевал себе у Бога некую духовную территорию, некое пространство, на котором он действует так, будто является там господином. По крайней мере, он старается создать иллюзию того, что есть область в духовном мире, где он властвует. Таким местом верующие считают ад, где оказываются люди, погрязшие в грехах, не принесшие покаяние, не вставшие на путь духовного совершенствования, не обретшие Бога. В Великую субботу мы услышим замечательные и очень глубокие слова о том, что “царствует ад, но не вечнует над родом человеческим”, и о том, что Христос Своим искупительным подвигом, Своей смертью на кресте и сошествием во ад уже одержал победу над диаволом – ту самую победу, которая станет окончательной после Его Второго пришествия. И ад, и смерть, и зло продолжают существовать, как они существовали до Христа, но им уже подписан смертный приговор, диавол знает, что его дни сочтены (я говорю не о его днях как существа живого, но о той власти, которой он временно располагает).

“Царствует ад, но не вечнует над родом человеческим”. Это означает, что человечество не всегда будет находиться в том положении, в котором находится сейчас. И даже тот, кто оказался в царстве диавола, в аду, не лишается любви Божией, потому что и в аду присутствует Бог. Преподобный Исаак Сирин называл богохульным мнение о том, что грешники в аду лишены любви Божией. Любовь Божия присутствует всюду, но она действует двояко: на тех, кто находится в Царстве Небесном, она действует как источник блаженства, радости, вдохновения, для тех же, кто находится в царстве сатаны, это бич, источник мучений.

Мы должны помнить и о том, о чем говорится в Откровении святого Иоанна Богослова: окончательная победа Христа над антихристом, добра над злом, Бога над диаволом, будет одержана. В Литургии Василия Великого мы слышим, что Христос сошел Крестом во ад, чтобы разрушить царство диавола и привести всех людей к Богу, то есть Своим присутствием и благодаря Своей крестной смерти Он пронизал Собою все то, что мы субъективно воспринимаем как царство диавола. А в стихирах, посвященных Кресту Христову, мы слышим: “Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам”; там же говорится, что Крест – это “ангелов слава и демонов язва”, это орудие, перед которым трепещут демоны, “трепещет и трясется” диавол.

Значит, мы перед диаволом не беззащитны. Наоборот, Бог делает все, чтобы максимально оградить нас от влияния сатаны, Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Евангелие, христианское нравственное учение, возможность постоянного духовного совершенствования. Он дает нам такие периоды, как Великий пост, когда мы можем особое внимание уделять духовной жизни. И в этой нашей духовной борьбе, в борьбе за самих себя, за наше духовное выживание, Бог Сам находится рядом с нами, и Он будет с нами во все дни до скончания века.

Похожие публикации