Энциклопедия пожаробезопасности

Собор непорочного зачатия пресвятой девы марии. Матрица мироздания сакральный базис внутренней планировки католических соборов Строение католического храма

Главная церковь города или монастыря обычно называется собором (соборным храмом); собором принято называть храм, где находится кафедра правящего епископа (архиерея).

Кроме стационарных существуют еще передвижные церкви .

Устройство православного храма

В архитектуре православных церквей количеству куполов (глав) иногда присваивают символическое значение: один купол — единство Бога , три — в честь Святой Троицы , пять — в честь Спасителя и 4-х евангелистов , семь — в честь семи таинств , тринадцать — Спаситель и двенадцать апостолов .

Устройство католического храма


Рис. 1.
На рисунке показана внутренняя планировка католического храма. В частности, Придел : Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма , либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений. Приделы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии , так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.

Рассмотрим более подробно отдельные детали этой планировки.

Рис. 2. Алтарная апсида в западноевропейском храме (выделена цветом ). Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах . В христианских храмах апсида как правило представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток . Вместе с тем, назначение апсид может быть и иным, утилитарным или декоративным. Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря окружен апсидами со всех сторон. В католических храмах в апсидах могли размещаться капеллы .

Православный храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Константинопольские храмы IX-XI веков часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV веку три апсиды в трехапсидных храмах превращаются из трех алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвенник ») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.

В западноевропейской архитектуре апсидой может называться аналогичная по форме часть внутреннего помещения храма, содержащая алтарную часть, хотя и не являющаяся внешним выступом .

Рис. 3. Венец капелл (выделен цветом ) — ряд капелл , окружающих апсиду , исходящих лучами и отделенных от хора обходом . Появились в связи с увеличением количества алтарей , что стимулировано популярностью культа мощей , хранящихся в церкви, массовым характером паломничества и устраиваемых торжественных богослужений.

Рис. 4. Деамбулаторий (выделен цветом ) (от лат. deambulo из лат. de «за » и лат. ambulo «ходить », лат. ambio — обходить , ходить кругом чего-либо ) — полукруглая обходная галерея вокруг алтарной части храма, образованная продолжением боковых нефов ; типичный элемент романской и готической храмовой архитектуры . По этой галерее поток людей не выходя из храма попадал к небольшим апсид-капеллам в восточной части храма — полукружие апсидиол в некоторых случаях обрамляло венцом деамбулаторий (см. венец капелл). В капеллах иногда размещались малые алтари, прихожане и паломники могли обозревать находящиеся там реликвии и поклоняться им. … Помимо доступа к капеллам , деамбулаторий позволял паломникам созерцать святыни, хранившиеся в алтарной части собора, и зачастую представлявшие главную цель паломничества. При этом алтарная часть отгораживалась от деамбулатория, как правило, не стеной, а фигурной сквозной решёткой.

Рис. 5. Хор (выделен цветом ) (греч. χορός — хор , групповой танец ) — в раннехристианских храмах пространство перед главным престолом , где помещался хор певчих; позднее в западноевропейских странах хором стала называться вся восточная (алтарная) часть церковного здания, до апсиды . Таким образом хор стал включать пресвитерий . См. также — Хоры .

Рис. 6. Нао́с (от греч. ναός — храм, святилище ) (выделен цветом ) — центральная часть христианского храма , где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся. С востока к наосу примыкает алтарь — важнейшее помещение храма, где располагается престол и совершается литургия . Алтарь в православных храмах отделён от наоса завесой и иконостасом . С запада к наосу присоединяется притвор , по-гречески нартекс или пронаос . В некоторых русских храмах притвор отсутствует и входная дверь храма ведёт прямо в наос . С противоположной стороны к наосу примыкает отделённый стеной опистодом , закрытое помещение для хранения ценностей.

Рис. 7. Нартекс на условной схеме западноевропейского храма (выделен цветом ). Притво́р — пристройка перед входом в храм (то же, что прона́ос у греков, передняя проходная часть античного храма). Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма . Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Происхождение термина обычно выводится из прето́рия (лат. praetorium) — в Древнем Риме площадка для претора , место для палатки полководца, позже — центральная площадь города, резиденция, загородный дом. Отсюда и произошло древнерусское слово притория , а затем и притвор . Притвор обычно отличают от на́ртекса (от греч. Νάρθηξ — ларчик, шкатулка ), последний располагается с западной стороны и изнутри полностью открыт в основной объем храма. Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии , куда могли входить, кроме иудеев, также и язычники. В притвор христианского храма могли входить не только оглашенные и кающиеся, известные под именем слушающие, но и иудеи (по крайней мере, с IV в.), еретики, раскольники и язычники, для слушания слова Божия и поучения. В древности в притворе устраивалась крещальня , то есть купель для крещения .

В древности в русских храмах часто притворов не было вовсе. Это связано с тем, что ко времени принятия Русью христианства в церкви уже строго не отделялись оглашенные, то есть готовящиеся принять крещение, и кающиеся. К этому времени людей уже крестили, как правило, в младенческом возрасте, причём крещение взрослых иностранцев было не так часто, чтобы ради этого делать притворы. Те христиане, которые за греховное поведение или проступки получили церковное наказание — епитимию , стояли некоторую часть церковной службы у западной стены храма или на паперти .

В дальнейшем все же опять возобновилось массовое строительство притворов. Собственное название этой части храма — трапеза , поскольку раньше в ней устраивались угощения для нищих в праздничные дни или дни поминовения усопших . Теперь почти все православные храмы имеют притворы.

Рис. 10. План собора Святого Петра . Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте , в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль , вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци , остановившийся на центрическом сооружении, и Антонио да Сангалло , избравший базиликальную форму. Наконец, в 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело . Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, но его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны (в древнейших базиликах Рима, как и в античных храмах, вход находился с восточной, а не с западной стороны). Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство . Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти (1564 г.) Джакомо делла Порта , придавший ему более вытянутые очертания. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны . Существенно отметить этот момент (факт) – алтарная часть базилики святого Петра направлена на Запад?!


Рис. 11.
Базилика святого Петра и площадь Петра перед ней. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с собором св. Петра. В центре площади находится древнеегипетский обелиск, привезенный в Рим императором Калигулой в I веке. По преданию, на вершине обелиска, находилась сфера, в которой покоился прах Юлия Цезаря. Кстати, обелиск и круглая площадь – это солнечные часы . Папа попросил Микеланджело перетащить и установить обелиск напротив базилики, но тот задал сакраментальный вопрос – а вдруг разобьется? После этого дело перешло к архитектору Доменико Фонтана , который и установил обелиск в 1586 году. А позже установил в разных местах города еще три аналогичных обелиска. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр . Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз . В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора.

Рис. 12. Купол , шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба (подкупольный квадрат ). В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика , он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет , с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини — огромный, высотой 29 м балдахин (киворий) на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини . Бронзу для кивория взяли из Пантеона , разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа . Справа от кафедры — надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева — надгробие Павла III (XVI в.) работы Гульельмо делла Порта , одного из учеников Микеланджело ».

Рис. 13. « План трёхнефного собора с закрашенным средокрестием (подкупольный квадрат ). Средокрестие — в церковной архитектуре место пересечения главного нефа и трансепта , образующих в плане крест . При традиционной ориентации церкви через средокрестие можно попасть в западный неф, в южный и северный трансепты и в расположенный в восточной части храма хор . Средокрестие часто увенчано башней или куполом , причём башни характерны для романских и готических храмов, а купола — для соборов эпохи Возрождения . Поскольку средокрестие открыто на все четыре стороны, нагрузка от башни или купола приходится на углы, поэтому создание устойчивой конструкции требует от архитектора и строителей изрядного мастерства. В прошлые столетия чрезмерные амбиции создателей часто приводили к обрушению такого рода конструкций».

«Первоначально Браманте спроектировал план храма (базилики святого Петра) в форме греческого равноконечного креста . После его смерти под давлением прелатов Рафаэль видоизменил план базилики, преобразовав его в латинский крест . В 1546 г. работы поручили Микеланджело , он вернулся к первоначальным идеям Браманте , слегка изменив пропорции и высоту базилики . После кончины Микеланджело Павел V поручил Мадерно завершить собор, вернувшись к плану в форме латинского креста ».

Далее на рисунках 14 и 15 мы покажем результаты совмещения «плана плана » нам послужит картина внутренней планировки католического храма, которая показана на рисунке 8.

Рис. 14. На рисунке показаны результаты совмещения «плана » базилики святого Петра с матрицей Мироздания. Причем основанием для совмещения «плана красным квадратом место «подкупольного квадрата среднекрестия планом » базилики святого Петра. Детали совмещения хорошо видны на рисунке. Однако архитекторы базилики святого Петра отошли от «стандартного » плана храма в форме латинского креста. Реальная картина совмещения будет показана ниже на рисунке 15.

Рис. 15. На рисунке показаны результаты «Реальной картины » совмещения «плана » базилики святого Петра с матрицей Мироздания. Причем основанием для совмещения «плана » нам послужит картина внутренней планировки католического храма, которая показана на рисунке 8. В центре мы выделили красным квадратом место «подкупольного квадрата », который совпадает с положением «среднекрестия » на схеме, расположенной под «планом » базилики святого Петра – это нижний красный крест с большей толщиной линии. На рисунке «План » базилики сдвинут вверх так, чтобы верхняя часть «плана » совместилась с 26-ым уровнем Верхнего мира матрицы Мироздания. Это точно такое же положение, как и положение в Верхнем мире матрицы Мироздания картины внутренней планировки католического храма, которая показана выше на рисунке 14. Красным квадратом с более тонкой толщиной линии мы показали положение «подкупольного квадрата » — «среднекрестия » на «плане » базилики святого Петра. Внизу рисунка видна часть внутренней планировки католического храма. Справа показано положение двух священных Тетрактисов в месте перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. Остальные детали совмещения хорошо видны на рисунке. Из анализа результатов совмещения «плана » базилики святого Петра с матрицей Мироздания , очевидно, что матрица Мироздания является, и являлась в прошлом сакральным базисом или «шаблоном», по которому был создан «план», или внутренняя планировка храма базилики святого Петра .

Итак, наша проверка увенчалась успехом. Базилика святого Петра в Ватикане строилась по «шаблону » или сакральному базису – на основе знаний о матрице Мироздания.

И вот, когда мы уже решили, что благополучно закончили наши исследования, у нас неожиданно возникла следующая идея. А вдруг «план » базилики святого Петра и план площади Петра перед ней составляют единый «священный символ »?! Да, «план » базилики святого Петра после анализа результатов нашего исследования стал «священным символом », отражающим Божественные реалии во Вселенной! Тогда мы отправились на поиски единого плана базилики с площадью . Увы, мы столкнулись с реальными проблемами. Нам удалось найти только следующий «единый план» удобоваримого графического качества. Он показан ниже на рисунке 16.


Рис. 16.
Рисунок «единого плана » базилики святого Петра и площади Петра перед ней (1899 – 1900 гг.). С этого рисунка мы взяли фрагмент «единого плана », с которым мы продолжили наши исследования.

Рис. 17. На рисунке показано, какой фрагмент «единого плана » базилики святого Петра и площади Петра перед ней. Красным прямоугольником на рисунке показан фрагмент, который мы будем использовать для совмещения с матрицей Мироздания.

Рис. 18. На рисунке показан результат совмещения фрагмента «единого плана » базилики святого Петра и площади Петра перед ней, который мы совместили с матрицей Мироздания. Красными линиями вверху на рисунке мы выделили детали интерьера площади перед базиликой святого Петра. Эти детали «единого плана » в пределах ошибки хорошо совместились с матрицей Мироздания в месте перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. Не менее удивительным для нас оказался тот факт, что обелиск в центре площади Петра практически точно совместился с центральной позицией на 13-ом уровне Нижнего мира матрицы Мироздания. Этот обелиск вы можете увидеть на рисунке 11. В итоге наше предположение о том, что «план » базилики святого Петра и план площади Петра перед ней составляют единый «священный символ » успешно подтвердилось . Из этого следует, что Ватикан знаком со знаниями о матрице Мироздания и хранит их.

Сакральный смысл пространства Нижнего мира в области 13-ого уровня Нижнего мира матрицы Мироздания нам уже известен. По представлениям жрецов древнего Египта в области 13-го 16-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания «располагалось » пространство Богини Маати Богини истины и правды . В этом пространстве происходило и происходит «взвешивание сердец людей » на предмет степени отягощенности «сердец» грехами. Достаточно подробно мы рассказывали об этом в наших работах раздел «Авторские статьи » — и — . Ниже на рисунке 19 будет показан египетский рисунок с весами и богиней истины и правды — Маат .

Рис. 19. Древний египетский рисунок сцены «взвешивания сердца » «Ab Маат . Справа бог мудрости Тот . Внизу Аммит – «пожиратель » отягощенных грехами «сердец » людей. В широко известном египетском Мифе об Осирисе «Совет богов » в свите Осириса (Asar ) назывался – «Паут Paut ». Их общие число было – 42. «Совет богов » помогал Осирису анализировать и оценивать дела умершего человека за прожитую жизнь. Число 42 в точности соответствует сумме «позиций» 13, 14 и 15 уровней 13+14+15 = 42 – Нижнего мира матрицы Мироздания. В этой же области матрицы Мироздания располагался «Зал Двойной » Маати (богини правды и истины ), где на весах взвешивалось «сердце » – Аб – Ab – (аспекты души существа ). На одну чашу весов помещалось перо Маати , а на другую чашу весов помещалось «сердце » Аб . Если «сердце » Аб оказывалось тяжелее «пера Маати », или самой Маат с раскрытыми руками на чашке весов, (существо много грешило ), то это сердце «поедало » существо Аммит с головой и половиной тела крокодила, а задняя половина – тело гиппопотама.

Ниже на рисунке 20 совместим этот рисунок с «единым планом » базилики святого Петра и площадью Петра перед ней.

Рис. 20. Рисунок аналогичен рисунку 18 и к нему добавлен древний египетский рисунок сцены «взвешивания сердца » «Ab » в «зале Маат ». Слева – богиня истины и правды – Маат, справа бог мудрости Тот . Рисунок «зала Маат » «расположился » в Нижнем мире матрицы Мироздания под обелиском, привезенным императором Калигулой из Египта. Обелиск расположен в центре площади Петра перед базиликой святого Петра. Этой тайной древних мудрецов о матрице Мироздания наряду с Ватиканом владел итальянский скульптор Антонио Канова , о котором мы рассказывали в работе раздел «Авторские статьи » — .

Таким образом, на основе результатов наших исследований в этой работе мы можем сделать следующие выводы:

1) матрица Мироздания является сакральным базисом внутренней планировки католических соборов. В частности, сакральным базисом или «шаблоном » по которому итальянские скульпторы и архитекторы создавали внутреннюю планировку базилики святого Петра и планировку площади Петра перед базиликой в Ватикане.

2) Ватикан хранит тайные знания древних о матрице Мироздания как сакральном базисе , по которому сотворено Божественное Мироздание и наша Вселенная, в частности. Никакой ереси в этом нет, так как Сам Господь Иисус Христос в святом Евангелие от Иоанна сказал (Ин. 1. 17 ): «17. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа ». Древние знания приемлются, а «благая весть » Спасителя является естественным продолжением Божественного промысла для нас людей.

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология » – и, образующих в плане

Захотелось мне намедни освежить в памяти Рождественское путешествие по Европе, с помощью своих старых заметок и фотографий, еще раз прогуляться по улицам Вильнюса, Варшавы, Кракова, Львова. Мы имели удовольствие увидеть эти города в самое волшебное время года, под новогодний снегопад и рождественские гулянья. Сейчас, осенним погожим деньком, это кажется таким далеким, а прошло то всего чуть больше полугода, очень жаль, что многое забывается, а ведь я побывала в таких красивых и исторически богатых городах, что ужасно жалко, когда эмоции, впечатления и приобретенные знания об этих местах стираются из памяти.

Цель, зимняя поездка, носила, как праздно-отпускной, так и образовательный характер. В планах было посещение Старых городов, которые, как известно, являются сосредоточием архитектурных памятников и культурного наследия. Связав тем самым, давнее желание прояснить для себя вопросы о характерных чертах и признаках различных архитектурных стилей, а также сформулировать основные принципы средневекового градостроительства, с возможностью все это увидеть своими глазами, нашли информацию по объектам, и отправились разбираться, что называется, на месте.

Моим проводником по Рождественской Европе был ren_ar , именно его замечательные фотографии теперь помогают вспомнить маршрут и воскресить эмоции от увиденного. А началось все с Вильнюса...

Пройдя через ворота в старый город, первым, на что обратили внимание это Костел Святой Тересы, к нему и направились.

Приходской римско-католический костел, первое упоминание о котором встречается в 1627 году. Храм выполнен в стиле раннего барокко, некоторые из деталей фасада на это указывают, например, скульптуры в углублениях стен, валюты (завитки, спирали) в углах извилистых форм, пилястры (вертикальный выступ стены, имитирующий колонну) и т.д. Определить стилистику здания оказалось делом не из легких, особенно, если перед тобой здание, формировавшееся на протяжении веков. Оно, как правило, является мультистилевым, в силу многократных реставраций, перестроек. При идентификации стиля, радости добавляют одинаковые приемы, используемые в разных архитектурных направлениях. Например, здесь, я бы еще отметила наличие ноток классицизма.

Анализируя образное восприятие костела, да и вообще любого культового сооружения, пришла к выводу, чтобы получить более или менее полную картину, необходимо быть осведомленным о каноническом устройстве костела или церкви, иметь представление о художественном обрамлении, а также помнить и о его основной функции, богослужении.

Что касается костела Св. Тересы, то тут я пожалуй уделю внимание первому пункту, второе можно оценить, глядя на фотографии, а за обрядом понаблюдаем в другом костеле.

Рассуждения о соразмерностях, пропорциях, метро-ритмических закономерностей и тд... спихнем на масонов. Я хочу остановиться на устройстве самого костела. Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, или как купольные храмы в виде латинского креста в основании.

Костел Св. Тересы, как раз имеет вид базилики, и представляет собой прямоугольное строение, состоящее из трех нефов, эти помещения могут быть отделены друг от друга колоннами или столбами. Крест, в плане храма, символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. В католическом храме алтарь обращен на запад, именно там, по учению католической церкви располагается столица Вселенского христианства, Рим.

И раз уж я так регламентировала пункты, по которым провожу анализ, отдельно, в качестве исключения, стоит упомянуть предмет, объединяющий обряд богослужения, само устройство храма и его художественное оформление. Это конечно орган. Всем известно, что, во-первых, его используют во время мессы, во-вторых, под него отводится специальное место на балконе напротив алтаря, акустически здание также должно быть правильно спроектировано, чтоб не глушить его величественных звуков, ну а в-третьих, как выполнено! Орган определенно можно назвать жемчужной костела.

Следующее, что поразило мое воображение это ансамбль Вильнюсского университета. Сейчас, когда выключаю в себе день сегодняшний, и пытаюсь попасть во вчерашний, образ этого грандиозного сооружения вызывает у меня ассоциации с Касталией, провинцией, о которой писал в своем гениальном романе Герман Гессе, где высшими добродетелями человека являлись разум и научное знание.

Удивительное чувство духовного воодушевления и жажду познания вызывает прогулка по тихим и уютным дворикам университета, пустующим по причине каникул. Но это ничего, воображение с радостью дополняет картину присутствием здесь стаек озадаченных студентов, степенных преподавателей в красных мантиях, образца века так шестнадцатого, кстати, именно это время считается моментом образования университета.

Сейчас Касталия эта состоит из 13 дворов, костела Святых Иоаннов и колокольни. Формирование комплекса проходило на протяжении веков, академия выкупала у епископства все новые и новые здания, которые отдавались под квартиры профессорам и воспитанникам университета, а начиналось все с Большого двора, где располагается костел, колокольня и южный корпус.

К Большому двору примыкает двор обсерватории, в древности там выращивались лекарственные растения, в одном из зданий была аптека, архив эдукационной комиссии (руководящий орган системы просвещения Речи Посполитой), и конечно, здание астрономической обсерватории, по фризу которой выгравирована надпись на латинском языке: "Отвага дает старому небу новый свет", со знаками зодиака.

Особое внимание стоит уделить костелу Св. Иоаннов, именно он вызывает у меня больший интерес по сравнению с другими культовыми сооружениями, ведь история его становления связана не только с религией, но и с научной, просветительской жизнью города, да и государства в целом. Помимо традиционных пожаров, разорений, и использования не по назначению, костел переходил от одного владельца к другому. Изначально он принадлежал правительству, которое, видимо от небольшого желания проводить реставрацию после пожара 1530 г., передало костел во владение иезуитов, а так как ребята это были деловые, они и провели капитальную реконструкцию и расширение храма, возвели колокольню, устроили капеллы, крипты, подсобные помещения. Здесь проходили встречи королей,праздники монашеского ордена, диспуты и защиты научных трудов, за все года, помимо фресок на стены храма наслаивался огромный пласт интеллекта многих поколений и это, несомненно, ощущается. После упразднения ордена иезуитов в 1773 г. костел перешел во владение Виленского университета. В 1826-1829 годах была произведена последняя масштабная реконструкция и переделка костела. В последствии он также переходил от одной академии к другой, а в советский период использовался как склад бумаги коммунистической газеты. Сейчас его вернули католической церкви и используют, как неприходской костел Вильнюсского деканата, управляемый отцами иезуитами. Радует, что традиция проведения торжественного посвящения в студенты и вручения дипломов здесь сохранена.

Главным фасадом костел обращен к Большому университетскому двору. Свои современные барочные черты внешний облик приобрел во время реставрации архитектором Иоганном Глаубицем, после пожара в 1737 г. Внутреннее убранство также претерпевало множество реконструкций, но вопреки этому торжественная готичность с нотками барокко алтарной части, была сохранена.

Алтарный комплекс представляет собой ансамбль из десяти алтарей на разных уровнях, в разных плоскостях. Главный алтарь встроен между двумя массивными колоннами, рядом с которыми установлены скульптуры Иоанна Златоуста, папы римского Григория Великого, святого Ансельма и святого Августина.

Как правило внутреннее убранство костелов украшают живописные и скульптурные изображения. На стенах в виде рельефов, картин или фресок изображают крестный путь Иисуса на Голгофу. Это 14 этапов крестного пути. Здесь фрески были закрашены во время реконструкции в 1820 г.

Одной из отличительных черт готических соборов являются витражи. В костеле Св. Иоаннов они были созданы в 1898 г. и практически уничтожены в 1948 г. Восстанавливали их уже в 60-х гг. Как правило, на витражах изображаются религиозные и бытовые сцены. За счет них, интенсивность света в помещении постоянно меняется, играя с воображением. Именно витражи создают особую эмоциональную атмосферу в храме, фантастическое ощущение причастности к неземному.

Так же в каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. Художественное воплощение исповедальни может поставить их в один ряд с произведениями искусства.

И картина, пусть и несколько дилетантского анализа художественного обрамления костела, была бы не полной, не упомяни я об органе, хоральные прелюдии которого, любого смогут приблизить к Богу.

Как раз подошло время посетить католическую мессу. Тем более и мы, пробегая уже по вечерним улочкам старого Вильнюса, совершенно случайно зашли в костел Св. Духа, где при входе изображена вот такая замечательная фреска, веселый ее обитатель, как будто приглашает посетить вечернюю службу:
- О! Вас только и ждали, никак не могли начать, проходите, проходите...

Католическая месса соответствует Божественной литургии Православной церкви. Всё действие начинается с выхода священника, под звуки интроита (входного песнопения). Формы католического богослужения формировались на протяжении долгих веков, под воздействием различных факторов. Становление богословской католической догматики пережило борьбу с ересями, ибо каждый уважающий себя еретик был уверен в истинности формулировок своего богослужения. В результате попыток унификации богослужения, католики пришли к более стабильному составу мессы, нежели православная литургия. Месса проходит пред алтарем, первая ее часть называется литургия слова, она является аналогом древней литургии оглашенных, то есть членов общины, еще не принявших крещения. Во время литургии слова читаются Священное Писание и произносится проповедь. Перед литургией слова совершается обряд покаяния. По воскресным и праздничным дням поется "Глория" или произносятся два славословия, большое "Слава в небесах Богу, а на земле мир всем людям доброй воли" и малое "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу", читается и поется Символ веры. Вторая часть мессы - литургия верных, которая состоит из евхаристического канона, причащения и заключительных обрядов. Причащение является главной частью мессы, именно в этот момент, по учению Церкви, происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Если продолжать говорить о внешних проявлений богопочитания у католиков, то стоит отметить, что богослужение они проводят на латинском языке, либо на национальном с соблюдением всех канонических требований. Католической мессе присущи коленопреклонение и воздевание рук и глаз к небу, также католики крестятся пятью перстами, сначала на левое, а затем на правое плечо, поскольку в католицизме пятиперстие совершается во имя пяти язв Христовых.

За весь период путешествия, нам удалось побывать на множестве как утренних, так и вечерних мессах. И вот что удивительно, ни разу мы не видели, чтоб костел в это время пустовал. Католическую мессу можно по праву считать не только действием обрядовым, но и мистическим. Испытываешь такое удивительное чувство одухотворения и единения с абсолютно незнакомыми людьми, чего со мной никогда не случается в МУП Православных храмах, да, собственно, и желания не возникает иметь что-то общее с нашей церковью.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Московский Римско-католический приход

Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Зарождение Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

Началось все с того, что к концу XIX века
в Москве количество католиков возросло и насчитывало около 35 тысяч
человек. Действующие на то время два католических храма: св. Людовика
Французского, что на Малой Лубянке и церковь святых апостолов Петра и
Павла (в настоящее время закрыта) не могли уместить такое количество
прихожан. Созрела необходимость строительства нового, третьего
католического храма в Москве.

В 1894 году начались организационные и
подготовительные работы для воздвижения нового филиального храма прихода
свв. Апостолов Петра и Павла. В 1897 году в журнале "Строитель" был
опубликован проект нового храма в неоготическом стиле, проект, который
победил на конкурсе, объявленном московскими поляками. Чтобы началось
строительство, необходимо было согласие царя Николая II и синода —
светского органа, наблюдающего за деятельностью русской православной
церкви.

Как только разрешение на строительство
было одобрено, многочисленная католическая община начала сбор средств, в
основном пожертвований, на строительство нового храма, для которого
было куплено 10 гектаров земли на Малой Грузинской улице. Деньги
собирали в основном поляки, проживавшие по всей Российской Империи и за
рубежом (из Варшавы пришло 50 тысяч рублей золотом), а также многие
католики иных национальностей, включая русских. Жертвовали и простые
рабочие, строители, железнодорожники.

Фасад Храма

Строительство...

Ажурную ограду вокруг будущего собора, а
также первый проект храма был разработан архитектором Л.Ф. Даукшой, но
строился костёл по проекту другого архитектора. Окончательный проект
храма разработал известный московский архитектор Фома Иосифович
Богданович-Дворжецкий. Храм представляет из себя базилику, которая в
плане имеет форму вытянутого латинского креста. Это знаменитая
крестообразная планировка, в которой изображение Христа на кресте
наложено на план типичной церкви. В данном случае голова Христа это
пресвитерий с расположенным в нём алтарём, туловище и ноги заполняют
неф, а раскинутые руки превращаются в трансепт. Таким образом, мы видим
буквальное воплощение идеи о том, что Церковь представляет Тело
Христово.

Орган собора - один из крупнейших в России

Главный восточный фасад этого собора
сильно напоминает знаменитый собор в Вестминстере (Англия). А
многогранный купол, увенчанный шпилями был навеян кафедральным собором в
Милане (Италия).

По законам готической архитектуры храм — это не просто сооружение для
молитвы. Здесь каждая деталь символична, и знающий человек, приходя в
храм, прочитывает как книгу архитектурное убранство и орнамент собора.

Вот, например, ступени, которые ведут к
порталу (главным воротам храма). Их ровно 11, что означает 10 заповедей и
последняя одиннадцатая, как символ Христа. И лишь только соблюдая эти
10 заповедей, человек входит в царствие небесное, которое в этом храме
символизируется порталом с резными дверями. Над дверьми виден золотой
знак, в котором распознаются 4 буквы: VMIC, которые читаются как Virgo
Maria Immaculate Conception, что переводится как Дева Мария непорочно
зачатая.

Костел строили с 1901 по 1911 гг. В декабре 1911 года состоялось
торжественное открытие новой церкви, хотя отделочные работы продолжались
до 1917 года. По некоторым сведениям, шпили на башенках храма были
поставлены только в 1923 году. На строительство храма ушло в общей
сложности 300 тысяч рублей золотом, что равносильно примерно 7 400 000$.

Смутные времена...

Октябрьская революция свергла царизм и
вместе с ним отвергла церковь, как православную так и католическую.
Советский союз создавался как атеистическое государство, борьба с
религией наряду с классовой борьбой была главной целью революции.
Сталинский террор достиг своего апогея в 1937 году — костёл на Малой
Грузинской был закрыт, последний польский священник о. Михал Цакуль был
расстрелян НКВД. Тысячи священников и монахов были уничтожены в лагерях.

30 июля 1938 года церковное имущество
было расхищено либо уничтожено, включая алтарь и орган. Фасад также был
испорчен. Организации, расположившиеся в разоренном храме, перестроили
его внутри: храм поделили на 4 этажа, изуродовав перепланировкой
интерьер этого ценного памятника церковной архитектуры.

В первые дни войны между Германией и СССР
в июне 1941 года, когда начались налеты немецкой авиации на Москву,
башенки костёла снесли, ведь они могли послужить ориентирами для
немецких летчиков. Печальное зрелище представлял костёл с обрубленными
башенками, словно культяпками.

После войны ситуация не изменилась — у
храма был снесен и шпиль, венчавший купол и отнят еще один участок
территории и присоединен к дому по Малой Грузинской улице. В храме
располагались и рабочие общежития, и овощехранилища, цеха и конторы.
Единственным действующим католическим храмом на то время оставался храм
Людовика Французского Парижской епархии.

Борьба и возрождение...

Постепенное разрушение храма продолжалось
до середины 70-х годов. И вот, в 1976 году московские власти будто
вспомнили про существование костёла и решено было передать его
управлению культуры, чтобы переделать его под зал органной музыки. Но
этого не случилось из-за нежелания отдавать помещения храма
расположившихся в здании организаций, которых насчитывалось в 4 этажах
храма около 15.

После 1989 года ассоциация «Дом Польский»
и московские католики впервые поставили вопрос о передачи Храма его
владельцам - католикам и Католической Церкви. Храм начинает потихоньку
возрождаться. С дозволения московских властей, 8 декабря 1990 года
священник Тадеуш Пикус служит первую Святую Мессу на ступенях Храма.
Несколько сот человек несмотря на зимнюю стужу молились о возвращении им
Храма.

Не смотря на то, что помещения Храма еще не были официально возвращены
его истинным владельцам, группа московских католиков учреждает приход
Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии в январе 1990 года.
Особенностью этого прихода является то, что он очень тесно связан с
католическим монашеским орденом селезианцев. Этот орден был основан в
середине XIX века святым Джованни Боско, который главной целью своей
жизни решил сделать служение молодежи и катехизации. И по сей день этот
орден существует, занимаясь современными проблемами молодежи.

Современный вид собора, впереди новый алтарь

С 7 июня 1991 года каждое воскресенье во
дворе Храма стали совершаться Святые Мессы. C 29 ноября 1991 года в
Храме служат монахини-салезианки, которые проводят катехизацию,
преподают основы христианства. Одновременно началась благотворительная
деятельность, в частности - помощь больным и нуждающимся.

1 февраля 1992 года мэр Москвы Ю.М.Лужков
подписывает документ о постепенном освобождении Храма под церковные
требы (в срок до 2-х лет). Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ
«Мосспецпромпроект» не удалось. 2 июля прихожане вошли в Храм и
самостоятельно освободили малую часть помещений. После переговоров с
представителями Мэрии отвоеванная часть храма осталась за приходом.

7 и 8 марта 1995 года верующие вторично
поднялись на борьбу за возвращение всех остальных помещений Храма.
Прихожане поняли, что без решительных действий с их стороны ситуация
вряд ли изменится. 7 марта, после общей молитвы о возвращении Храма, они
поднялись на четвертый этаж и стали выносить хранившуюся там рухлядь. В
это время другие прихожане разобрали стену на первом этаже, отделявшую
Приход от «Мосспецпромпроекта». 8 марта, прихожане продолжили
освобождение помещений Храма. Однако вмешалась милиция и ОМОН: люди были
изгнаны из Храма, при этом многие получили телесные повреждения, была
сильно избита монахиня, арестованы священник и семинарист.

Алтарь Пресвятой Богородицы

После этих событий, 9 мая 1995 года
архиепископ Тадеуш Кондрусевич был вынужден обратиться с открытым
письмом к президенту России Б.Н. Ельцину по поводу ситуации вокруг
Храма. В результате мэр Москвы Ю.М. Лужков подписал постановление о
переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма
верующим к концу 1995 г.

Вид сбоку

Наконец, 13 января 1996 года объединение
«Мосспецпромпроект» выехало из здания Храма. А 2 февраля приход
Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное
пользование зданием.

Сразу после возврата Храма католикам,
начались реставрационные работы, основную часть которых взяли на себя
архиепископ, настоятель, а также о. Казимир Шиделко, директор Детского
приюта им.Иоана Боско и многие другие. Окончанием реставрации с сентября
1998 года руководил о. Анджей Стецкевич.

Скульптура внутри храма

Благодаря пожертвованиям
благотворительных организаций Польши, Германии и католиков многих других
стран мира, а также молитвам и бескорыстной помощи прихожан, Храм вновь
приобрел свою первозданную красоту.

12 декабря 1999 года Государственный
секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано
торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является
Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Оргàн...

В 2005 году в соборе был установлен новый
орган, подаренный лютеранским собором «Basler Munster» швейцарского
города Базель. Этот орган фирмы «Kuhn» - относится к числу самых больших
органов в России (74 регистра, 4 мануала, 5563 трубы) и позволяет
стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

16 января 2005 г. состоялась
торжественная месса с освящением соборного органа под предстоятельством
митрополита архиепископа Тадеуша Кондрусевича, инаугурация органа и
открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка
соборов мира», в рамках которого на новом органе выступили органисты
самых известных храмов мира.

Текст составлен по материалам официального сайта собора


Как уже было указано, христианство никогда не представляло собой единого течения. С первых веков своего развития в нем сосуществовали различные направления. Наиболее крупной разновидностью христианства является католицизм . Сегодня приверженцами католицизма являются более 1 млрд. человек. Католицизм распространен преимущественно в Западной, Юго-Восточной и Центральной Европе. Кроме того, он охватывает своим влиянием большинство населения Латинской Америки и треть населения Африки. Довольно сильно распространен католицизм и в США.

И хотя католицизм исповедует, наряду с православием, основные христианские положения вероучения и культа, вместе с тем он вносит в них и свои изменения. Так, в основе вероучения католицизма лежит общехристианский Символ веры, включающий в себя 12 догматов и семь таинств, о которых речь шла в параграфе о православии. Однако этот символ веры в католицизме имеет свои отличия.

В частности, православие принимает решения только первых семи Вселенских соборов. Католицизм же, продолжая развивать свою догматику на последующих соборах, принимает в качестве Священного Предания постановления 21 собора , а также официальные документы главы католической церкви – Римского Папы. Так, уже в 589 г. на Толедском соборе католическая церковь вносит дополнение к Символу веры в виде догмата о "филиокве" (буквально "и от сына"). В этом догмате дается своя оригинальная трактовка взаимоотношения лиц Божественной Троицы. Согласно Никео-Царьградскому Символу веры, Святой Дух исходит от Бога-отца. Католический же догмат о филиокве утверждает, что Святой Дух исходит также и от Бога-сына.

Православное учение провозглашает, что душа человека в зависимости от земного существования попадает в рай или ад. В дополнение к этому Католическая церковь сформулировала догмат о чистилище – промежуточном месте между адом и раем. По католическому вероучению чистилище – место пребывания душ грешников, не отягощенных смертными грехами. Огонь чистилища снимает грехи перед раем. Принятый Флорентийским собором в 1439 г. догмат о чистилище был окончательно подтвержден в 1568 г. Тридентским собором.

В католицизме распространено оригинальное учение о запасе добрых дел, которое было провозглашено папой Климентом I (1349 г.) и подтверждено Тридентским и I-м Ватиканским (1870 г.) соборами. Согласно этому учению, церковь распоряжается запасом "сверхдолжных дел", накопленных церковью за счет деятельности Иисуса Христа, Богоматери и святых Римско-католической церкви. Так, судьба души в чистилище может быть облегчена и срок пребывания ее там сокращен за счет "добрых дел" (молитвы, богослужения, пожертвования в пользу церкви и т. п.), которые в память умершего совершают родные и близкие. Церковь, будучи мистическим телом Иисуса Христа и Его наместником на Земле, распоряжается этим запасом. Учение о запасе добрых дел явилось основой для широко распространенной в Средние века и просуществовавшей вплоть до XIX века практики продажи индульгенций. Индульгенция представляет собой грамоту об отпущении грехов. Примечательно, что такую грамоту можно было купить за деньги. Таким образом, каждый грех, за исключением смертного, имел свой денежный эквивалент. Поскольку распределять запас "сверхдолжных дел" имеют право лишь священники, постольку обусловлено их привилегированное положение среди верующих.

Католицизм среди других христианских конфессий выделяет культ Богородицы , матери Иисуса Христа Девы Марии. В 1854 г. папа Пий I провозгласил догмат о ее непорочном зачатии. "Все верующие, – писал Папа, – должны глубоко и постоянно верить и исповедовать, что Пресвятая Дева с первой минуты ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса Спасителя рода человеческого". В дополнение к этому в 1950 г. папа Пий XII установил догмат о телесном вознесении Богоматери , в котором провозглашалось, что Пресвятая Богородица по смерти вознеслась на небо в единстве тела и души. В соответствии с этим догматом в католицизме в 1954 г. был установлен специальный праздник.

Особенностью католицизма является также учение о главенстве Папы Римского над всеми христианами. Глава католической церкви Папа Римский провозглашается наместником Христа на земле, приемником апостола Петра. Развивая эти претензии, на I-м Ватиканском соборе (1870 г.) был принят догмат о непогрешимости Папы Римского . Согласно этому догмату, устами Папы при официальных выступлениях по вопросам веры и морали говорит сам Бог.

В католицизме начиная с XI века действует целибат – обязательное безбрачие духовенства. Иными словами, все священники принадлежат одному из монашеских орденов (иезуитов, францисканцев, доминиканцев, капуцинов, бенедиктинцев).

В культовой деятельности католицизма также проявляется своеобразие. Так, таинство миропомазания в католицизме называемое конфирмацией , совершается над детьми и подростками в возрасте 7-12 лет. Отличен и процесс богослужения. В католическом храме верующие сидят во время богослужения , при музыкальном сопровождении органа или фисгармонии, а встают только при пении определенных молитв.

Католическая Библия

Римско-католической церкви традиционно используется латинский перевод Библии. В ранней церкви в Риме использовалось несколько латинских переводов, сделанных с Септуагинты и греческого Нового Завета. В 382 г. папа Дамас поручил Иерониму, крупному филологу и ученому, сделать новый перевод Библии. Иероним переработал существующие латинские версии, основываясь на греческом подлиннике, и отредактировал Ветхий Завет, опираясь на древнееврейские рукописи. Перевод был завершен ок. 404 г. Впоследствии он вытеснил другие латинские переводы, и его стали называть «общепринятым» (Vulgata versio). Первая печатная книга (знаменитая Гутенбергова Библия , 1456 г.) была изданием именно Вульгаты.

Католическая Библия содержит 73 книги: 46 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Поскольку Ветхий Завет здесь восходит к Септуагинте, а не к еврейской Библии, утвержденной Ямнийским синедрионом, в нем присутствуют семь книг, не включенные в еврейский канон, а также дополнения к Книгам Есфири и Даниила. Кроме того, Септуагинте следует и порядок книг в католической Библии.

Основное каноническое издание Вульгаты было выпущено в 1592 г. по распоряжению папы Климента VIII и было названо Климентовым изданием (editio Clementina). Оно повторяет текст Иеронима (404 г.), за исключением Псалтири, которая представлена в редакции Иеронима до ее переработки с учетом еврейских оригиналов. В 1979 г. церковь утвердила новую редакцию Вульгаты (Vulgata Nova), в которой учтены последние достижения библеистики.

Первые переводы католической Библии на английский язык делались непосредственно с Вульгаты. Наиболее известным и широко используемым переводом была Дуэ-Реймсская Библия (Douay-Rheims Version , 1582–1610 гг.). Однако в 1943 г. папа Пий XII отдал строгое распоряжение ученым-библеистам в переводческой деятельности опираться впредь только на старинные арамейские и древнееврейские рукописи. Результатом этого явились новые переводы Библии.

Позиция Римско-католической церкви в отношении авторитета Библии была сформулирована на Тридентском соборе (1545–1563 гг.). В противоположность протестантским реформаторам, видевшим в Библии единственный фундамент своей веры, четвертая сессия собора (1546 г.) постановила своим декретом, что Предание – часть откровения, не записанная в Священном Писании, но передаваемая в учении церкви, – обладает равным авторитетом с Библией. Католикам не разрешалось читать Библию в переводах, не одобренных церковью и без комментариев, согласованных с церковным Преданием. Некоторое время для чтения библейских переводов требовалось разрешение папы или инквизиции. В конце XVIII в. это ограничение было снято, а с 1900 г. чтение Библии мирянами даже официально поощрялось церковными властями. На II Ватиканском соборе (1962–1965 гг.) обсуждалось взаимоотношение Писания и Предания: следует ли рассматривать их как независимые «источники Откровения» (более консервативная точка зрения) или как источники, взаимодополняющие друг друга, «подобные двум электрическим дугам в одном прожекторе».

Католический храм

Католические храмы обычно возво­дятся на основании, имеющем форму креста. Эта форма при­звана напоминать об искупительной жертве Христа. Иногда храмы сооружаются в форме корабля, как бы доставляю­щего людей к тихой пристани Царства Небесного. Использу­ются в церковной архитектуре и другие символы, в том числе круг – символ вечности Бога – и звезда (чаще всего восьми­угольник) – небесное светило, указывающее человеку путь к совершенству.

Общее устройство католических храмов отличается от православных тем, что их главная часть обращена на Запад. В домашней молитве католики также обычно обращаются в сторону Запада, что символизирует признание расположен­ного в западной части Европы Рима столицей всего христи­анства, а епископа этого города – папы – главой всей христианской церкви.

По традиции, в католическом храме алтарь и совершающееся там таинство причащения священников открыт для всех присутствующих. Преобладающим же культовым элементом в католическом храме являются скульптурные изображения Иисуса Христа, Богородицы, святых. Однако во всех католических храмах на стенах можно видеть четырнадцать икон, изображающих различные этапы "Крестного пути Господня".

Святых престолов в католической церкви разрешается ус­танавливать по несколько, в трех сторонах храма – у западной, южной и северной его стен.

Престолы здесь более чем в православных храмах открыты для глаз присутствую­щих, так как в них нет иконостасов.

Отсутствуют в католических храмах также специальные жертвенники для приготовления Святых Даров как в православных алтарях.

Иконы в католических храмах почитаются, как и в православных, но характер западной, преимущественно итальянской, живописи отличается от византийской. В западной иконописи более изящна внешняя форма, но за счет этого менее строго выдерживается сугубо христианская идея. Неземной мир святых изображается в ней более похожим на земной со всеми его волнениями и страданиями.

Католические обряды и праздники

Католики чтут, в основном, те же Христовы и Богоро­дичные праздники, что и православные, но отмечают их не по юлианскому, а по григорианскому календарю (новый стиль), поэтому время празднования – разное.

Касаясь религиозных постов, отметим, что Римско-ка­толическая церковь давно уже отошла от первоначальной строгости их проведения. Во время поста католикам разре­шается употреблять в пищу рыбу, молоко, яйца и масло. Кроме того, от поста освобождаются целые группы лиц по разным признакам.

Число строгих постов в католичестве имело тенденцию к сокращению, строгий пост сейчас соблюдается в начале Великого Поста, в пятницу перед Пасхой и в канун Рожде­ства. Ограничены требования к воздержанию от мясной пищи. Оно сохраняется практически только в отношении пятницы. При условии, что верующий прочитает пять назначенных священником молитв, он получает право не по­ститься в эти дни. Заметно изменились и требования к по­ведению верующих во время постов. Не запрещается посе­щение театров и других увеселительных заведений, прове­дения застолий по поводу дней рождения и т. д.

Рождественский пост у католиков (адвент) начинается в первое воскресенье после дня Святого Андрея – 30 ноября .

Рождество Христово – наиболее торжественный праздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем , что символизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душе верующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа для покло­нения. Отмечается Рождество Христово 25 декабря .

В рождественский ужин по традиции едят освященного гуся, мучные и сладкие блюда с обязательным добавлени­ем меда и миндаля, которые, по поверьям "главных като­ликов" – итальянцев, способствуют благополучию семьи, а также улучшению плодородия почвы и увеличению пого­ловья скота.

Во многих католических странах традиционны на Рож­дество гуси, индейки, заливной поросенок, запеченная сви­ная голова, каплун, кровяная колбаса и т. д.

Бого­явление у католиков называется праздником Трех царей – в память о явлении Иисуса Христа язычникам и о покло­нении Ему трех царей . В этот день в храмах совершаются благодарственные молебны: Иисусу Христу приносят в жер­тву как царю – золото, как Богу – кадило, как человеку – миро, благовонное масло.

У католиков есть несколько спе­цифических праздников: праздник Сердца Иисуса – сим­вола надежды на спасение, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря).

Один из главных Богородичных праздников – Вознесение Богоматери – отмечается 15 ав­густа (у православных – Успение Пресвятой Богородицы).

Праздник Поминовения усопших (2 ноября) установлен в память об ушедших из жизни. Молитва за них, по католи­ческому учению, уменьшает срок пребывания и страданий душ в чистилище.

Таинство Евхаристии (причащение) Ка­толическая церковь называет праздником Тела Господня. Отмечают его в первый четверг после Троицы.

В католицизме, наряду с христианскими обрядами, со­хранились многие обычаи, связанные с древним культом плодородия, обязательным признаком которых является пища. Ритуальная еда сопровождает семейные и календарные праздники. Сюда входят и вкушение первых плодов нового урожая – первинков, и поминальные трапезы, и обильное угощение в особые переходные периоды года – в канун Нового года, например, как символы грядущего изо­билия в будущем.

Рождеству предшествует длительный пост, который заканчивается Сочель­ником. Например, в Италии, по традиции, ужин в этот день постный. В Сочельник на столе католиков должны быть семь блюд: чечевица, белая фасоль, турецкий горох, бобы с медом, ка­пуста, рис, сваренный в миндальном молочке, и макароны с сардинками в соусе из грецких орехов. Сохранился обы­чай в Сочельник подавать на ужин угрей или блюда из трес­ки, устриц и других даров моря.

В празднике Нового года много черт, роднящих его с Рождеством. Хозяйки угощают гостей пиццей, сухими фи­никами и печеными бобами. Например, с глубокой древности в Ита­лии на Новый год едят сушеный в гроздьях виноград, кон­дитерские изделия с медом и орехами, суп из чечевицы, сваренные вкрутую яйца. В то же время у католиков-поляков на новогоднем столе обязательно должны присутствовать 12 блюд, причем мясо исключает­ся. Непременно карп жареный или карп заливной, гриб­ной суп (борщ), битое, каша ячменная с черносливом, клец­ки с маслом и с маком. На сладкое – шоколадный торт.

Ритуальные трапезы сопровождают и другие католиче­ские праздники, связанные с годовым циклом сельскохо­зяйственных работ, и, конечно, совершенно особое в этом отношении время – весна. Не случайно к этому периоду приурочено проведение языческих по своему смыслу кар­навалов, аналогичных русской Масленице.



Похожие публикации