Энциклопедия пожаробезопасности

Старый город иерусалима и мой крестный путь от претории до голгофы по следам христа. Крестный путь

Немецкий городок Прюм располагается вокруг древнего христианского монастыря. История монастыря тесно связана с династией Каролингов: в 8-м веке король Пипин Короткий привез из Рима в сбор Прюма сандалию Христа, так это место стало на многие века местом особого почитания – сотни тысяч паломников на пути к мощам св. ап. Иакова в Сантьяго де Компостелла обязательно приходили поклониться сандалии Христовой. И сегодня в этот католический собор, освященный во имя Христа Спасителя, приезжают большие православные паломнические группы, чтобы поклониться святыне. Не стало исключением и паломничество корреспондентов Правмира вместе с паломническим центром св. апостола Фомы в Германии – на несколько часов мы прибыли в Прюмо.

Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас.

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.



От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

ЕВАНГЕЛИЕ от Матфея

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ, часть Страстей Христовых, несение орудия казни - креста - Иисусом Христом после Его осуждения на смерть на место Его Распятия - Голгофу. Рассказ о Крестном пути присутствует у всех четырёх евангелистов (Мф. 27:31-34; Мк. 15:20-23; Лк. 23:26-33; Ин. 19:16-17); в так называемых синоптических Евангелиях говорится, что нести крест Христу помогал некий Симон Киринеянин. Наиболее подробно Крестный путь описан в Евангелии от Луки, где приведено также обращение Христа к оплакивавшим Его женщинам («дщерям Иерусалимским»). Предание Церкви включает в Крестный путь дополнительные эпизоды: три падения Христа, Его встречи с Богородицей и со святой Вероникой, которая подала Ему своё головное покрывало, чтобы отереть с лица пот и кровь.

В переносном значении выражение «Крестный путь» означает жизненный путь человека, исполненный страданий, но по вере человека завершающийся воскресением с Христом (сравни слова Христа: «...и возьми крест свой, и следуй за Мною...» - Мф. 16:24). С Крестным путем сюжетно связана также средневековая народная легенда о Вечном жиде.

Обычай посещения паломниками в Святой земле мест, связанных со Страстями Христовыми, известен с 4 века. В 12-14 веках у католических пилигримов сложилась практика прохода по так называемому Священному пути (Via Sacra; с 16 века известен также как Скорбный путь - Via Dolorosa) в Иерусалиме, который предположительно соответствует маршруту Крестного пути.

В 14-15 века, после того, как попечение об иерусалимских святынях было вверено папой Римским Климентом VI (1342-1352) францисканцам (1342), утвердился обычай совершать остановки (так называемые стояния - латинский stationes) в определённых местах этого пути для молитвенных размышлений. Каждое стояние давало право на получение индульгенции. Вскоре в подражание этому обычаю в Европе (позднее - в других частях католического мира) начали возводить группы капелл (также назывались стояниями) со скульптурными, рельефными или живописными изображениями сцен Страстей Христовых, призванных перенести сакральную топографию Иерусалима на новые места. Религиозная процессия, обходящая эти стояния, также получила название Крестного пути (латинский Via Crucis). Принятые ныне в католицизме количество, последовательность и содержание стояний Крестного пути сложились во 2-й половине 17 века, официально закреплены в 1731 папой Климентом XII (1730-1740). Они соответствуют 14 событиям Страстей Христовых: осуждение Христа на смерть; возложение Ему на плечи креста; Его первое падение; встреча Христа с Богоматерью; помощь Симона Киринеянина в несении креста; отирание святой Вероникой платом лица Христа; второе падение Христа; обращение Христа к женщинам; Его третье падение; совлечение с Христа одежд; Распятие; смерть Христа; снятие Его с креста; Его погребение. Циклы из 14 картин или рельефов (иногда отдельных капелл) на эти сюжеты располагаются в большинстве католических храмов по внутреннему периметру помещения (кроме алтарной части).

В католическом богослужении отсутствует единое чинопоследование Крестного пути, который может совершаться и как индивидуальная практика благочестия. Как правило, Крестный путь совершается по пятницам в период Великого поста и в Страстную седмицу. По традиции в Страстную пятницу папа Римский проводит Крестный путь в Колизее.

В 17 веке в литургической практике Русской православной церкви, вероятно по аналогии с процессиями Крестного пути и другими католическими обрядами, посвящёнными Страстям Христовым, возникла особая разновидность богослужений - пассии (от латинского passio - страсть; первоначально были установлены в Киеве святителем Петром Могилой). Пассии совершаются в некоторых приходах и монастырях по пятницам или воскресеньям в первые 4 недели Великого поста. По форме пассия представляет собой вечерню с акафистом Страстям Христовым и чтением соответствующих отрывков из Евангелия. Пассии не указаны в Типиконе, и их совершение не является обязательным.

Господь Иисус Христос, Сын Божий, был осуждён первосвященниками иудейскими и римским прокуратором Понтием Пилатом на распятие.

После этого Спаситель был передан римским воинам. Воины раздели Его и одели в багряницу. Этот военный плащ красного цвета должен был изображать царскую порфиру Царя Иудейского.

Воины сплели венец из тёрна и возложили на голову Спасителя, дали Ему в правую руку трость и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: “Радуйся, Царь Иудейский”. Они плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. А когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды и повели на распятие.

Осуждённым на распятие полагалось самим нести свой крест на место казни. Потому воины, возложив на плечи Спасителя Крест, повели Его на холм, который назывался Голгофой, или Лобным местом. По преданию, на этом месте был погребён прародитель рода человеческого Адам. Находилась Голгофа к западу от Иерусалима, недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.

За Иисусом шло великое множество народа. Сама личность Узника и все обстоятельства суда над Ним взволновали весь город с его многочисленными паломниками. Дорога была каменистая. Господь был измучен страшными истязаниями. Он едва шёл, падая под тяжестью Креста.

Дошли до городских ворот. Здесь дорога поднималась в гору. Спаситель совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа.

Это был Симон - переселенец из ливийского города Киринеи. Он возвращался со своего поля после работы в Иерусалим. Воины схватили его и заставили нести Крест Христов. Сделали они это, конечно, не из сострадания к Господу, а из желания скорее дойти до Голгофы и завершить своё дело.

Среди народа, который шёл за Христом, было много женщин, сострадавших Ему. Несмотря на обычай, запрещающий сочувствовать человеку, ведомому на казнь, они горько плакали об Иисусе.

Выражаемое ими сострадание было столь глубоко и искренно, что Господь, превозмогая боль, с сочувствием обратился к ним: “дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!”

Господь как бы забыл о предстоящих Ему страданиях. Его духовный взор обратился к будущему некогда богоизбранного народа и к тому наказанию, которое постигнет его за отвержение Мессии.

Подстрекаемые первосвященниками и старейшинами, иудеи требовали у Пилата распятия Христа и в ярости кричали: “Кровь Его на нас и на детях наших”. Тем самым они навлекли на себя и своих детей неисчислимые бедствия.

Эти бедствия будут столь велики, что сама их жизнь станет невыносимой. И “тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?”

Под зеленеющим деревом, полным жизни, Господь разумел Себя; под сухим деревом - народ иудейский. Если Ему, Невинному, не дали пощады, то что будет с виновным народом?

Несомненно, эти слова Господь относил и к грядущему разрушению Иерусалима, которое постигло этот город вскоре после окончания земной жизни Спасителя. В 70-м году по Рождестве Христовом полководец Тит сравнял Иерусалим с землёй, не оставив там камня на камне. А народ иудейский был рассеян по лицу земли.

Карта Старого города Иерусалима с показом Крестного Пути Христа

Путь Скорби или Крестный Путь, по-латыни называемый Виа Долороза, определен католической церковью в XVI веке. Изначально это было не название улицы, а ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима. Крестный Путь разбит на 14 остановок (станций), хотя были варианты разбиения его на 7, 12 и даже 27 остановок. Современная традиция остановок Крестного Пути сложилась в XVII веке под влиянием францисканцев.


Городская застройка Иерусалима, многократно разрушаемая и возводимая вновь, сохранила лишь общее направление Крестного Пути. На улицах течет повседневная жизнь крупного туристического центра: толпятся люди, приехавшие сюда со всех концов света, суетливые торговцы назойливо предлагают свой товар. Все это мешает молитвенной сосредоточенности и грубо вторгается в глубинные переживания верующего; но и во времена Христа эти места выглядели почти так же. Так же суетились занятые будничным трудом люди, так же шумела вокруг толпа, в то время как Он нес Крест, восходя на Голгофу.


Паломники, посещающие Иерусалим, в благоговейном молчании следуют по Крестному Пути, неся в руках кресты из оливкового дерева, с частицами Святой Земли. Эти кресты, приложенные ко всем святыням Иерусалима, хранят потом всю жизнь с особым благоговением.

Первая остановка у католиков - это место бичевания Христа, которому посвящен францисканский монастырь Бичевания, состоящий из двух капелл: капеллы Креста, где, по преданию, на Иисуса возложили крест, и капеллы Бичевания, в куполе которой помещен терновый венец.


Францисканский монастырь Бичевания. Капелла Креста


Капелла Бичевания


Капелла Бичевания с терновым венцом в куполе

Православные начинают Крестный путь чуть дальше - с Претории, где находилась Темница Христа. Здесь же на нижних уровнях обнаружены еще несколько темничных помещений, где, по-видимому, содержался под стражей Варавва и другие разбойники.


Претория. Темница Христа

Темница Христа - небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног; в них продевали ноги узника. При темнице - греческая православная церковь.



Подземелья крепости Антония, в которой находился Преториум

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.
(Иоан.18:28)

Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата, она располагалась в выстроенной Иродом Великим крепости Антония к северу от Храмовой Горы. Несколько крытых переходов-арок были переброшены от крепости Антония к Иерусалимскому Храму; одна из них сохранилась, хотя и в перестроенном виде, и носит название «Esse Homo» - «Се Человек».


Арка «Esse Homo» - «Се Человек»

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Иоан.19:5)

Значительная часть крепости Антония сохранилась под францисканским монастырем Сестер Сиона. Здесь можно видеть цистерны для сбора воды, построенные в период Второго Храма и носящие название бассейны Струтиона; но главное, что влечет сюда паломников - огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона - каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом.

С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
(Иоан.19:12-16)

Страшно представить, что по этим самым камням ступала нога приговоренного к казни Спасителя.

Плиты Лифостротона несут подлинную летопись жизни, протекавшей на них два тысячелетия назад. Сохранились желобки для отвода воды; насечка против скольжения конских копыт; нацарапанные римскими солдатами поля для игры в кости. Благоговейное молчание и молитва царят в этих подземельях.

Дальнейшие остановки Крестного пути посвящены как событиям, отраженным в Евангелиях, так и сохраняемым в преданиях.

Армянская католическая капелла построена на месте где, согласно преданию, Иисус в первый раз упал под тяжестью креста (третья остановка). Другая армянская капелла посвящена месту, где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией (четвертая остановка).


Францисканская капелла (пятая остановка) отмечает место, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля, которого заставили помочь Иисусу нести крест. (Матф.27:32, Мар.15:21, Лк.23:26)

Рядом с капеллой один из камней в стене отполирован руками и губами паломников: по францисканской традиции в этом месте Иисус оперся рукой о стену. На самом деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.



Шестая остановка посвящена святой Веронике, которая отерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на платке осталось изображение Его Лица. На месте дома святой Вероники уже в VI веке существовал монастырь, сейчас здесь греческая православная церковь.


На месте, где согласно преданию Иисус упал во второй раз, находится маленькая коптская церковь (седьмая остановка).

Восьмая остановка отмечена круглым камнем с надписью «NIKA» и посвящена обращению к дочерям иерусалимским: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук.23:27-31)

Что же означает слово Голгофа?

ГОЛГОФА (череп, лобное место, Мф 27:33, Мк 15:22, Ин 19:17, Лк 23:33) - горная возвышенность на северо-западе от Иерусалима, на которой был распят Господь Иисус Христос. Голгофа находилась недалеко от города (Ин 19:20) вне врат (Евр 13:12). На этом месте обычно казнили путем распятия самых закоренелых преступников. Схожесть возвышения с человеческим черепом и обнаруженные останки черепов ранее казненных преступников закрепило за этой возвышенностью название "череп".

Путь на Голгофу всегда был мучительным для осужденного: обреченный нес на себе деревянное распятие, достаточно тяжелое. Сгибаясь под тяжестью ноши, предварительно избитый плетями, под насмешки многочисленной толпы, приговоренный к распятию совершал свой последний крестный путь - восхождение на Голгофу .

Этот крестный путь прошел наш Спаситель, Иисус Христос, взявший на Себя вину за всего человечества, понесший на Себе все наши немощи и болезни, которые и пригвоздил навсегда телом Своим ко Кресту. Нам нет уже необходимости нести на себе наши болезни и немощи всю свою жизнь. Их забрал на Себя Христос. Осуществление нашего исцеления происходит по непоколебимой вере в то, что говорит Библия: "Ранами Его мы исцелились..."

Дорогой друг, ты можешь спросить: "К чему такая жертва потребовалась Богу? Неужели не было другого варианта по спасению человечества? Неужели человек не может своими силами, путем самосовершенствования, творения добрых дел заслужить милость у Господа и попасть на небо?.."

Библия исключает такую возможность спасения.

Вот некоторые выдержки из Слова Божьего:

Ис.64:6 "Все мы сделались - как нечистый, и вся праведность наша - как запачканная одежда; и все мы поблекли, как лист, и беззакония наши, как ветер, уносят нас."

Рим 3:23 "потому что все согрешили и лишены славы Божией..."

Рим.6:23 "Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем."

Человечество, произошедшее от падшего Адама, несет в себе первородный грех Адама и не в состоянии от него избавиться своими силами. Родившийся на свет младенец чист и не имеет еще приобретенного греха, но и он уже поражен первородным грехом. Какого дерево, таковы и плоды. Подрастающий ребенок уже проявляет в себе этот грех: жадность, агрессия, хитрость, обман, манипуляция своими родителями, бабушками, дедушками. Откуда это, ведь этому никто его не учил. Родители всегда стараются учить только доброму. Это и есть первородный грех, запечатанный в ДНК, во всю его духовную структуру. Это изменить невозможно. И Бог это знает.

Как бы мы ни старались быть хорошими и добрыми, на нашей духовной одежде всегда найдутся пятна. А ничто не чистое не может войти в жилище Бога, так как Бог Свят - в Нем нет ни единого пятнышка, Он есть Свет. Только Он Свят и Праведен.

Голгофа - это замысел Божий по искуплению человечества от греховной природы Адама. Понимая несостоятельность человечества по избавлению от греха своими силами, Бог послал Своего Сына Единородного Иисуса Христа выполнить эту задачу.

Путь на Голгофу Сына человеческого - это путь искупления каждого человека от рабства греха и смерти. Это выкуп у дьявола всех, пораженных грехом, людей, живших в прежних веках, живущих в наше время, и тех кто еще не родился путем пролития драгоценной крови Иисуса и смерти на Голгофском кресте. Это неравнозначный обмен: смерть Иисуса Христа и Самого Бога для того, чтобы мы, обреченные на вечную погибель, обрели в Сыне Божьем спасение и жизнь вечную.

Воскресение Иисуса Христа - это знак нашего оправдания в глазах Бога Отца, потому что кровь Иисуса, пролитая за нас на Голгофе , удовлетворила требованию Отца: "расплата за грех - смерть". Сын расплатился за все Своею кровью, поэтому в глазах Бога мы все уже чисты, и Он не судит нас, но все отдал в руки Своего Сына.

Для наглядности сказанного проиллюстрирую следующий пример:

У одного уважаемого в городе человека, занимающего должность судьи, был непутевый сын, который совершил кражу, был задержан и представлен перед судом. Судьей того процесса оказался его собственный отец. Как разрывалось сердце того человека, когда он смотрел на своего любимого сына, стоящего с поникшей головой пред многими, находящимся в зале судебного заседания! Какие противоречивые мысли и атаковали его разум! Он понимал, что его сын виновен и должен понести заслуженное наказание по закону, иначе невозможно. Но он любил своего единственного сына, ставил на него большие надежды, мечтал о внуках... В нем боролись два чувства: чувство справедливости и чувство милосердия.

За совершенное преступление в соответствии с законом этот судья назначил своему сыну наказание в виде выплаты штрафа в 50000 долларов, после чего встал пред всеми и заявил: "Я хочу заплатить за этого человека всю сумму и освободить его от наказания..." Судья этим самым удовлетворил требованиям закона и закону милости.

Так и наш Бог Отец милость Свою к нам, грешникам, поставил выше закона: отдал Своего единственного Сына на крестную смерть за наши грехи, тем самым удовлетворив закону справедливости, взамен подарив нам искупление от рабства греха и смерти, спасение и жизнь вечную через Иисуса Христа. Мог ли кто-то из нас отдать своего сына на смерть ради другого человека? Такое страшно даже представить! Вот как велика любовь Божья к нам, людям!!

Дорогой человек, если ты еще не знаешь лично Бога, если ты еще не примирился с ним, и у тебя нет уверенности, где ты проводить вечность, то знай: Бог очень любит тебя, у Него есть чудесный план на твою жизнь, Он желает, чтобы ты процветал во всем, имел мир в сердце и любовь к ближним, чтобы ты мог по максимуму проявить свои дарования в жизни и принести плода.

Если сердце твое готово принять то, что совершил на Голгофском кресте Сын Божий, если ты веришь в реального Иисуса, умершего 2000 лет назад и воскресшего на третий день, то для тебя есть возможность обрести Отца и Его бесконечную милость и любовь, и жизнь вечную. и там найдешь молитву покаяния, которую необходимо произнести вслух, искренно. Обратившись к Богу в этой молитве ты найдешь то, что искала душа твоя все эти годы - мир, радость, любовь, прощение, искупление и, наконец, спасение и жизнь вечную. Ты узришь своим сердцем это мучительное восхождение Сына человеческого Иисуса Христа с тяжелым крестом на Голгофу, где совершилось твое искупление. И пусть Голгофский крест всегда будет путеводителем в твоей жизни, указывающим на Христа распятого, потому что в Нем сила твоя.

Обязательно посмотри видеоролик!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте подписаться на обновления сайта, чтобы получать новые статьи на Email

С уважением,

Похожие публикации