Энциклопедия пожаробезопасности

Что может случиться в самолете. Врачи рассказали, от чего умирают пассажиры самолета. Меняются вкусовые предпочтения

Г лавврач аэропорта Шереметьево Артур Бунин говорит, что сердечный приступ, случившийся у пассажиров авиарейсов прямо в полете - вовсе не редкость. В 2012 году таких случаев было 283, в 2013-м – 395. При этом в 2012 году аэропортом была оказана медпомощь пассажирам в 533 случаях, а в 2013-м – 621 раз. Тебе очень повезет, если на борту случайно окажется врач, потому что бортпроводники, хоть и проходят медицинское обучение, сталкиваются с такими ситуациями крайне редко. Стюардесса сможет оказать первую помощь, но в серьезных случаях все равно потребуется профессионал. Медицинское обучение бортпроводников в разных авиакомпаниях немного отличается, но в среднем весь учебный процесс длится три дня, за которые стюардессам рассказывают только основы. Примерно на трети всех рейсов случайно оказывается врач в той или иной специализации, но и это не гарантия безопасности: например, ветеринар не сможет помочь справиться с панической атакой. Вот как скорее всего будут разворачиваться события, если тебе станет плохо на высоте 11 000 метров.

Как должен будет действовать экипаж

Как только происходит экстренная ситуация, борт сразу передает информацию о случившемся диспетчерам ближайшего аэропорта, которые оповещают руководителя полетов, а он уже связывается с ответственными службами аэропорта. Пока самолет заходит на экстренную посадку в ближайший аэропорт, готовится медицинская помощь. К сожалению, медицинская служба аэропорта имеет квалификацию только неотложной помощи, так что, опять же, в экстренной ситуации тебя могут направить из аэропорта в больницу.

Не стоит паниковать

По статистике, большая часть проблем пассажиров со здоровьем - несерьезные. Тебя может укачать или стошнить, ты можешь почувствовать головокружение или даже упасть в обморок, но речь о жизни и смерти заходит крайне редко. Ты можешь чувствовать легкое головокружение, потому что воздух, поступающий в самолет на высоте 11 000 метров - разрежен, и в нем чуть меньше кислорода, чем в воздухе на земле. Кроме того, ты можешь чувствовать нехватку воды в организме по причине сухого воздуха в салоне самолета.

Как обезопасить себя

Чтобы экипаж самолета был готов прийти тебе на помощь, держи всех в курсе своих болезней. Например, если у тебя гипертония, ты можешь поинтересоваться, есть ли у стюардессы таблетки, понижающие давление. Если ты проинформируешь бортпроводников о том, что ты боишься летать, они помогут тебе справиться с волнением и избежать возможных проблем со здоровьем.

«Почему в самолете нельзя курить?», «Почему запрещено пользоваться электроникой?», «Нужно ли аплодировать пилотам?», «Может ли пилот выйти на рейс пьяным?» и другие вопросы о пассажирских самолетах, на которые мы наконец нашли ответы.

Петр Сальников· Александр Каныгин

Почему в самолете запрещено пользоваться электроникой во время взлета и посадки? Даже телефоном в авиарежиме? Даже плеер послушать?

В октябре 2014 года Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) выпустило официальное разрешение: электронные устройства могут оставаться включенными и быть в сети в течение всего полета. Но относится оно не к пассажирам, а к авиакомпаниям.

Перевозчики сами определяют, что лучше для их пассажиров. И официальная позиция большинства авиакомпаний - любое электронное устройство создает электромагнитное поле, которое напрямую или косвенно может повлиять на работу бортовых приборов. Поэтому лучше запретить любые гаджеты, чем ожидать, что «Боинг» заглохнет во время взлета из-за того, что кто-то решит отправить SMS.

Второй момент. Возможно, ты слышал, как в динамиках звучат сигналы, когда мобильный телефон ловит связь или принимает вызов? Такие же помехи могут заглушить в наушниках пилотов важную информацию от диспетчера.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Наконец, самое прозаическое объяснение: пассажир, слушающий плеер или говорящий по телефону, вовремя не узнает о начавшемся пожаре или внеплановом приводнении. А его сосед в эвакуационной спешке запутается в проводах от наушников.

Так все-таки: нужно аплодировать при касании шасси ВПП?

В подобном проявлении вежливости нет ничего плохого. Но заведи тогда привычку хлопать кассиру в супермаркете, который успешно пробил чек. Это тоже его работа.

Пилоты, скорее всего, не услышат аплодисментов: они отделены от салона бронированной дверью и заняты переговорами с диспетчерами, рулением и уборкой механизации крыла.

Пока самолет не скатился на рулежную дорожку, опасность остается: он может не остановиться, съехать с полосы с неприятными последствиями или резко затормозить - и на тебя свалится багаж с полок, которые открыл нетерпеливый сосед.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Если непременно хочешь поаплодировать экипажу, делай это после полной остановки судна у терминала.

Почему ко мне все время пристают стюардессы с просьбами поднять шторки иллюминаторов? Разве они на что-то влияют?

Открытые шторки иллюминаторов, поднятые спинки кресел и приглушенный в салоне свет - необходимые меры безопасности при посадке.

Алексей, пилот Boeing 777 авиакомпании «Трансаэро»

Давай дадим волю воображению и представим, что самолет только что экстренно сел: в салоне задымление и женские крики, на крыле пожар. Но его никто не видит, так как шторки опущены. В итоге аварийный выход открывается как раз со стороны возгорания, пассажиры не видят люминесцентные дорожки на полу и слепнут от яркого света, выйдя из темноты. В общем, поверь: все это нужно для твоей же безопасности.

А если человек умирает на борту? Куда убирают тело?

Его не убирают в багажное отделение, как могли бы, наверное, подумать несознательные читатели.

Человек остается на том месте, где произошла трагедия, а вот пассажиры от него по возможности отсаживаются. В крайнем случае, тело можно переместить на заднюю кухню. На практике бывало, что пассажир терял сознание или жаловался на острую боль в области сердца, но никто, слава богу, не умирал внезапно и молча. Был случай, когда весьма крупный мужчина пришел на кухню к проводникам за водичкой, потерял сознание и лежал под искусственной вентиляцией легких до прибытия в Домодедово, там его забрала скорая. А однажды пришлось выполнить незапланированную посадку в аэропорту Варны из-за подозрения на инфаркт у пожилой женщины.

Самое сложное для экипажа в условиях экстренной посадки - объясниться с пассажирами, у которых горят отпуска и пересадки на другие рейсы.

Откуда берется самолетная еда? Ведь кухни на борту я так и не нашел. Где она хранится, как долго лежит?

Все, что подается пассажирам на борту, готовится в цехе бортового питания, который обычно находится на территории аэропорта. Для экипажа, кстати, готовит тот же цех, хотя меню может быть другим. Все бортовое питание имеет очень ограниченный срок годности - несколько часов. Так что, если перелет короткий, еду заправляют в обе стороны, но если рейс задерживается, загруженную еду сгружают и утилизируют.

Контроль за качеством блюд очень серьезный: перевозчикам не хочется получить жалобы отравившихся на борту пассажиров. А что касается кажущейся дешевизны продуктов, то в 1987 году, убрав всего одну оливку из салата, авиакомпания American Airlines сэкономила 40 000 долларов. Кстати, алюминиевый контейнер для горячих блюд, о который ты постоянно обжигаешься на борту, называется «касалетка».

Почему во время полета нельзя курить? Только вопрос охраны здоровья?

Пепельницы в подлокотниках кресел, наверное, и сегодня еще можно застать в старых воздушных судах на каких-нибудь внутренних рейсах. Да и во время взлета и посадки в этих самолетах горят лампочки «Пристегните ремни», «Не курите». Значит, раньше было можно? И кому это мешало?

Версия о возможном пожаре на борту самая известная. При случае можешь зайти в самолетный туалет и проверить контейнер, куда летят использованные салфетки. Он закрыт подпружиненным лючком, который захлопывается, как только ты уберешь руку. Это сделано, чтобы в потенциальный очаг возгорания не попадал кислород. А вот обшивка кресел, напольные покрытия и другие материалы салона не поддерживают горение - их можно долго плавить зажигалкой, но открытого огня они не дадут. Важная причина запрета курения на борту - экономическая выгода перевозчика. Воздух в самолете постоянно циркулирует, проходя через фильтры очистки и даже охлаждая по пути оборудование. Копоть и смолы быстрее приводят их в негодность.

Кстати, на некоторых рейсах арабских стран и, например, Ирана курить можно и сегодня.

В кино часто показывают, как по советам с земли случайные пассажиры сажают самолет. Там же все компьютером управляется!

Плохая новость: если оба пилота выведены из строя, пассажиры обречены. Даже если перед этим они грамотно настроили автопилот на выполнение автоматической посадки, то вы все равно обречены. Ни одна электронная система на борту не может действовать автономно, без управления экипажа. Autoland - автоматическая посадка - тоже требует контроля и постоянного управления со стороны человека. Даже бортпроводник вряд ли знает, каким образом можно связаться с землей, чтобы доложить об аварийной ситуации на борту. Он просто не найдет тангенту (кнопку), чтобы выйти на связь. Так что случайный пассажир не справится.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Борьба за место

Экономический класс - не самое комфортное место. Есть свинский способ немного улучшить его.

В Интернете ты без труда найдешь гаджет по имени Knee Defender. Это замки, которые надеваются на обеденный столик и не дают креслу впереди откидываться.

Об этической стороне устройства идут споры, ведь комфорт достигается за счет причинения неудобств другому пассажиру. При этом никаких полетных правил Knee Defender не нарушает: применение его на борту не запрещено. Правда, в августе прошлого года рейс Ньюарк - Денвер совершил экстренную посадку в Чикаго именно по вине гаджета: пассажиры из-за него поссорились и едва не подрались. Если решишь купить - стоит эта штука примерно 1100 руб­лей.

Я выглянул в иллюминатор и увидел, что крыло с моей стороны странно качается. Это конец или современные самолеты машут крыльями, чтобы летать?

У пассажирских самолетов одно крыло. Два - у знакомого каждому «кукурузника».

Если бы крыло было жестким, оно сломалось бы под нагрузками, ведь на него действует и подъемная сила, и вес двигателей, и встречный поток воздуха, и сидящие птицы. Нижняя часть крыла сделана из более мягкого материала, так как во время полета она растягивается больше, а верхняя - из более жесткого.

Если все еще боишься, посмотри на YouTube тесты прочности самолетных крыльев. Там их выгибают чуть ли не под прямым углом.

Как работает самолетный туалет? Неужели, как в советских поездах, все тут же сбрасывается?

Почему-то миф о том, что туалеты в самолетах устроены по типу «писать нельзя, мы еще в черте города», существует до сих пор. Оказывается, никаких разумных истоков у него нет.

Даже в старых моделях воздушного судна в туалете все смывалось в специальную емкость - никаких люков для сброса отходов не было. Далее эта же вода отфильтровывалась и снова шла на смыв. При этом в нее добавляли химикат для нейтрализации запаха. В более современных самолетах смыв происходит при помощи резкого всасывания воздуха.

Герман, инженер сопровождения эксплуатации воздушного судна

С вакуумным унитазом связана одна глупая шутка несознательных пассажиров: если опустить туда конец туалетной бумаги и нажать слив, то в никуда весело размотается с километр целлюлозы. Все отходы опять-таки собираются в специальный бак, который по прибытии откачивает резервуар-ассенизатор на колесах под названием «МА-7».

Во время трансатлантического полета на экранах в салоне показывают карту с траекторией полета и смешным самолетиком. Почему мы летим по дуге, а не напрямую? Так же быстрее!

Очень просто: возьми глобус, апельсин, свернувшегося ежа или любой шарообразный предмет и попытайся на нем, приложив нитку, проложить маршрут. Или вспомни, как художники выгибают меридианы на мировой карте, чтобы корректно передать форму планеты. И это не полный ответ. Воздушное судно вообще никогда не летит по прямой. Более того, если бы удалось проследить весь путь самолета по более точной карте, оказалось бы, что он летит чуть ли не зигзагами.

Виновата программа ETOPS (Расширенные правила полетов для двухмоторных самолетов) - особые требования к выполнению полетов над безориентирной местностью. Согласно им, маршрут самолета должен быть построен так, чтобы он постоянно находился в пределах определенного времени полета до ближайшего аэродрома, где можно было бы совершить вынужденную посадку в случае отказа одного из двигателей.

Владимир Афонин, инженер-математик государственного концерна ПВО

Согласись, это лучше делать хоть на плохонькой, но взлетно-посадочной полосе (ВПП), а не в горах или на океанской глади. Ну а еще на траекторию полета влияют погодные условия. Конечно, самолету не помеха легкие дождь или снег, но он может при необходимости скорректировать курс, чтобы не избежать встречи с особенно агрессивными метеоусловиями.

Почему в самолетах одной модели, но разных авиакомпаний эконом-класс может быть совершенно по-разному тесным?

Логично предположить, что, чем больше самолет, тем больше места внутри. Это не всегда так.

Компоновка кресел в салоне зависит от авиакомпании и делается на заказ в соответствии с требованиями производителя самолета.

Анастасия, пресс-служба компании «Трансаэро»

Можно пилоту обмануть медконтроль перед полетом и выйти на рейс пьяным?

В России перед полетом пилоты проходят медицинский контроль - им измеряют пульс и давление. Обмануть его теоретически можно, подделав подпись врача в полетном задании. Но ради того, чтобы полетать пьяным, вряд ли кто-то пойдет на это: отстранение от полета часто карается увольнением.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Гораздо проще остаться дома, сослаться на нездоровье и отправить в рейс резервный экипаж.

Салон нашего самолета был украшен к Новому году елочными игрушками. Они какие-то специальные?

Это зависит только от авиакомпании. Игрушки используются и обычные, но предпочтение отдается пластмассовым, небьющимся.

Кроме того, на рейсах некоторых компаний пассажиров поздравляет Дед Мороз: это безопаснее и дешевле - достаточно одному из стюардов надеть шубу и бороду.

Анастасия, пресс-служба компании «Трансаэро»

Правда ли, что во время длительных перелетов двигатели само­лета периодически глушатся и самолет какое-то время просто планирует?

Неправда. В штатном режиме такое никогда не происходит. Но двигатели могут быть заглушены автоматически из-за неисправности или пожара.

Илья, 36 лет, сотрудник МЧС

Вообще, процедуру запуска двигателей (она называется «run up») имеет право совершать только пилот: по сигналу техника он запускает сначала правый, а затем левый двигатель. Такой порядок обусловлен тем, что тормоза в абсолютном большинстве типов иностранной техники запитаны от правого двигателя. Во время полета двигатели могут быть заглушены на испытаниях. За это и платят летчикам-испытателям.

Герман, инженер сопровождения эксплуатации воздушного судна

О"кей, мы, кажется, падаем. Мне повезет? Пассажиры какого отсека имеют больше шансов на выживание?

Мнения на этот счет существуют самые разные. Наиболее распространенное - садись в хвосте (там и пописать можно): топливные баки расположены под средней частью салона.

Владимир Афонин, инженер-математик государственного концерна ПВО

Если пилот отгорожен непроницаемой дверью от салона, как он общается с экипажем?

После 11 сентября пилоты действительно отгорожены бронированной дверью, которая имеет специальный код для входа.

Это сделано на случай, если в кабине все потеряют сознание - например, вследствие разгерметизации. Но этот код сработает только в том случае, если в течение 120 секунд после его ввода пилот не предпримет никаких действий. Конечно, проводники не используют его каждый раз для доступа в кабину, а только проверяют его работоспособность перед вылетом. В штатных ситуациях для входа провод­ник вызывает летчиков по трубке, то есть используя самолетное переговорное устройство, то самое, через которое он читает информацию для пассажиров, только на этот раз вызывает летчиков, а не громкую связь в салон. Кстати, проводник обязан вызывать экипаж каждые 40 минут днем и каждые 20 минут ночью, чтобы убедиться в их работоспособности.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Для общения с бортпроводниками есть специальные кодовые фразы. Обычно они оговариваются перед полетом, но есть и постоянные. Например, «Purser to cockpit, please» означает, что один из членов экипажа не в состоянии выполнять свои рабочие обязанности и старший проводник должен прийти на помощь. На случай захвата судна, конечно, тоже есть кодовое слово.

Правда ли, что можно научиться управлять самолетом, играя в компьютерные симуляторы вроде Microsoft Flight Simulator?

Можно развить какие-то навыки, вроде ориентирования в кабине. Знать, где какой прибор расположен. Возможно, симуляция даст представление о физическом поведении машины, ее динамических характеристиках, но говорить о полноценном обучении управлению не стоит. Для этих целей в авиации используются куда более продвинутые модели симуляции - MFTD и FFS. И если MFTD немного похожа на то, что игрок может устроить у себя дома, то FFS - это сложнейшее инженерное устройство, стоимость которого превышает цену самого самолета.

Увы, сегодня по закону экипаж может пресечь хулиганство на борту только с помощью уговоров. Но в нашей авиакомпании есть специальная служба сопровождения рейсов - это сотрудники служб воздушной безопасности в штатской одежде.

Борис, командир воздушного судна, стаж 5 лет

Любые буйные действия могут быть расценены как угон воздушного судна. О них будет сообщено командиру экипажа, который примет решение о посадке.

Меня немного пугает, когда люди доплачивают за перевес багажа. А самолет все это унесет? У него вообще есть лимит груза?

Предельный вес - это очень важно. Если он превышен, нарушается центровка судна. Самолет или не взлетит, если центровка передняя, или не будет управляться в воздухе, если задняя. А вот для расчета веса пассажиров используются средние значения, которые действуют в России уже более тридцати лет.

Стоит отметить, что для российских и зарубежных авиаперевозчиков они разные. Что касается отечественных компаний, то здесь все зависит от сезонности авиаперевозок и возраста пассажиров. Так, в осенне-зимний период за основу при расчетах максимальной взлетной массы воздушного судна берется средний вес взрослого - 85 кг, учитывая одежду и ручную кладь; ребенка до двух лет - 15 кг, детей с 2 до 12 лет - 30 кг. В период весенне-летнего сезона считается, что в среднем пассажир весит на 5 кг меньше, поскольку совершает перелет без верхней одежды.

Елена Монина, пресс-служба московского аэропорта Домодедово

Кстати, пассажирские самолеты перевозят массу коммерческого груза. Только крупные операторы вроде DHL или UPS имеют собственный грузовой флот, остальные используют обычные рейсы. При регистрации диспетчеры сообщают, сколько свободного места (веса) осталось, и карго-операторы загружают полезный груз: почту, посылки, контейнеры с иммигрантами.

Что будет, если меня застукают в туалете самолета занимающимся сексом?

Каких-то определенных правил на этот счет нет. Самое страшное, что может случиться, по прибытии на тебя наябедничают в службу безопасности, но обычно просто сделают замечание.

Ирина, бортпроводница, стаж 3 года

А вот предлагать бортпроводникам деньги, чтобы они пустили в комнаты для отдыха экипажа (такие есть на трансатлантических рейсах), - плохая идея. Зарплаты у них приличные, а тебя могут внести в черный список пассажиров.

Фото: Getty Images; Everett Collection / East News; Shutterstock Иллюстрация: Ольга Громова

Наконец настало время отпусков, и многие из нас вот-вот окажутся в салонах крылатых машин, чтобы отправиться в теплые края. Правда, некоторые с тревогой ожидают авиаперелета, ассоциируя этот процесс с множеством неудобств.

Отекают ноги

Салон самолета - не то место, в котором мы можем свободно передвигаться, разминая конечности. К сожалению, отсутствие подвижности способствует застою крови в ногах , что в лучшем случае приведет к отеку, а в худшем - к тромбозу .

Этого можно избежать, время от времени разминая ноги и не давая крови застаиваться.

Меняются вкусовые предпочтения

Ученые выяснили, что во время перелета участки мозга, отвечающие за наши вкусовые предпочтения, начинают работать иначе. Даже заядлые сладкоежки на борту могут захотеть пиццы и томатного сока.

Из-за обезвоживания во время перелета наш организм вырабатывает меньше слюны . Это становится причиной того, что во рту активно множатся бактерии , вызывающие неприятный запах .

Избежать таких последствий можно, употребляя перед полетом исключительно здоровую пищу и захватив на борт мятную жвачку.

Возникают проблемы с кожей

Еще одно следствие обезвоживания - шелушение кожи и прыщи . Защитные функции нашей кожи притупляются в сухой среде «самолетного» воздуха, отсюда появляются разные проблемы с внешним видом.

Устранить такую неприятность можно, если захватить на борт немного увлажняющего крема .

Появляется головокружение

Во время полета может появиться головокружение, а также тошнота и рвота . Происходит это из-за того, что статичная картинка, которую мы видим, не совпадает с движением, которое ощущает наше внутреннее ухо , и организм испытывает стресс.

Уменьшить последствия такого диссонанса можно, выбрав места над крылом самолета, расположенные у иллюминатора.

Стул становится проблематичным

Отсутствие подвижности также может привести к запорам и метеоризму . Долгое сидение замедляет метаболизм , а смена давлений заставляет циркулировать газы в непривычном ритме.

Решить проблему можно, уменьшив калорийность рациона и периодически разминаясь во время полета.

Из-за изменения давления в самолете у нас закладывает уши . Если в это время ничего не предпринимать, воздух начнет сильнее давить изнутри, слух притупится и появятся болевые ощущения.

Избавиться от дискомфорта поможет жвачка или леденец . Они стимулируют выработку слюны, при глотании которой будет высвобождаться немного воздуха.

Неожиданно появляется зубная боль

Многие любители авиапутешествий замечали, что во время полета начинают болеть зубы . Причиной является все та же разница давлений, из-за которой воздух, попадая в мелкие отверстия, начинает давить на зуб изнутри.

Решить проблему можно, посетив стоматолога перед тем, как отправиться в путь.

Мы потребляем опасные бактерии

Несмотря на стремление авиакомпаний обезопасить воду, подаваемую на борту, в большинстве жидкостей можно встретить опасные кишечные бактерии.

Чтобы избежать заражения, во время перелета нужно употреблять только бутилированную воду и не допускать соприкосновения пищи с поверхностью столика.

Мы становимся более нервными

Даже те, кто не боится авиаперелетов, на борту самолета становятся серьезными и иногда даже злыми . Причина кроется в том, что во время полета от нас не зависит наша безопасность , и это вызывает беспокойство.

Отвлечься помогут интересная книга, фильм или крепкий сон.

В ночь на 11 ноября в екатеринбургском аэропорту Кольцово в очередной раз незапланированно приземлился самолет из-за нездоровья пассажира. По данным воздушной гавани, недомогание из-за резкого скачка давления почувствовал 45-летний мужчина с рейса Москва-Иркутск. Его доставили в больницу, жизни пассажира ничего не угрожает. Это уже четвертый известный случай на Урале, причем в двух пассажиров спасти, увы, не удалось. Кроме того, у всех на слуху трагедия с 24-летним Артемом Чечиковым, который в августе умер в Шереметьево. Молодому человеку стало плохо во время полета, лайнер совершил вынужденную посадку, но реанимобиль ехал слишком долго.

Медики отмечают, что авиапутешествие может действительно негативно влиять на организм человека. На что нужно обратить особое внимание, чтобы избежать серьезных проблем со здоровьем, "РГ" рассказал врач-кардиолог Центральной клинической больницы гражданской авиации Артем Юровский.

От чего умирают люди во время полета?

Артем Юровский: Авиакомпании неохотно делятся информацией, касающейся смерти пилотов, чаще всего это сердечный приступ или аритмии. Летчики испытывают постоянный стресс, в организме выделяется большое количество адреналина. В такой ситуации природой заложено убегать либо догонять, а они не могут покинуть рабочее место. Статистики по пассажирам нет, поскольку зачастую они умирают далеко от самолета и трудно доказать связь между кончиной и влиянием негативных факторов полета. Но все же можно утверждать, что главной угрозой во время авиапутешествия является обычная гиподинамия.

То есть смертельно опасно просто сидеть, как в офисе?

Артем Юровский: Да, в положении сидя увеличивается венозное давление в нижних конечностях. Вены растягиваются, и ноги начинают отекать из-за общего застоя крови, при котором ее жидкая часть выходит из сосудов в межклеточное пространство. Если человек здоров и отрицательное воздействие на организм не систематическое, например, пассажир совершает перелеты длительностью до четырех часов не чаще двух раз в месяц, то ничего страшного нет.

Что будет, если приходится летать чаще?

Артем Юровский: Тогда диаметр сосудов стойко расширяется и замедляется кровоток, эритроциты слипаются, и образуется тромб. Человек встает с кресла, кровоток резко ускоряется, и тромб устремляется к легким. Происходит закупорка - тромбоэмболия - легочной артерии, что может привести к летальному исходу. Проще говоря, смертельно опасно вставать после долгого пребывания в положении сидя.

Кроме проблем с венами фактором риска являются все состояния, увеличивающие вязкость крови, поскольку они способствуют образованию тромбов. Это, например, воспаление легких, острые и хронические инфекционные и аутоиммунные воспалительные заболевания, послеоперационный период до трех недель, а также восстановительный период после инфаркта миокарда и инсульта.

Опасны легочные патологии. При хроническом бронхите, астме, после перенесенного туберкулеза из-за увеличения плотности ткани легких нарастает давление в правых отделах сердца, в венах печени, брюшной полости, ног. Это тоже способствует тромбообразованию.

Что может сделать пассажир во время полета, чтобы избежать этих неприятностей?

Страдает ли организм из-за того, что наше тело отрывается от земли?

Артем Юровский: Перегрузки при взлете и посадке, изменение атмосферного давления и сниженная влажность воздуха в салоне самолета оказывают негативное влияние. Но последствия не столь фатальные. В полете человек может ощущать головокружение, вздутие живота.

А нужно ли есть перед посадкой в самолет?

Артем Юровский: Лучше есть не позже чем за три часа до взлета, а затем уже когда завершится набор высоты. Тогда при изменении атмосферного давления и перегрузках пищи в желудке не окажется, и пассажира не будет тошнить.

Чем чревата низкая влажность?

Артем Юровский: Сухость кондиционированного воздуха связана с косметическими неудобствами - сохнет кожа. Проблема легко решается с помощью увлажняющего крема. Женщинам советую избегать агрессивной косметики, поскольку при сухой коже химия активнее проникает в поры. Тем, кто носит контактные линзы, лучше сменить их на очки. При пониженной влажности вероятно ощущение песка в глазах, дискомфорт при движении глазных яблок.

Ясно, что в самолете с человеком может случиться много всего неприятного, а ведь некоторые и так боятся летать…

Артем Юровский: Вообще-то авиатранспорт на данный момент является самым безопасным. Психологический дискомфорт связан с тем, что сам человек не умеет летать, с пассивной ролью пассажира: у него нет возможности влиять на процесс. Здоровый человек довольно быстро адаптируется к этой ситуации. У людей с психическими заболеваниями адаптация замедлена или вовсе отсутствует. Они могут довести себя до истеричного состояния, ступора или паралича, а также членовредительства. Таким больным абсолютно противопоказаны перелеты.

Артем Юровский: К счастью, расстройства проявляются уже при заходе в самолет, и бортпроводники более пристально приглядываются к неспокойным пассажирам. А уравновешенным людям справиться с дискомфортом поможет книжка, леденец или сосед-собеседник.

Некоторые для успокоения пьют алкоголь. Зря?

Артем Юровский: Главное - не чувствовать себя пьяным. Я вообще не рекомендую пить больше 50 граммов в сутки в пересчете на чистый спирт. Помните: во время полета возникает кислородное голодание - появляются головокружение, сонливость, общее недомогание. У выпившего человека больше шансов, что его стошнит.

Конечно, это не смертельно. Но если мы говорим о нездоровом человеке, то все его проблемы в самолете будут усугубляться. Ему станет плохо просто потому, что он и так болен, а еще и выпил.

Как быть с курением? Стоит ли запастись никотином?

Артем Юровский: Курение - это наркомания. И человек становится неадекватным при ломке, в том числе табачной. Если вы настолько зависите от сигареты, лучше покурить. Чтобы более-менее комфортно пережить никотиновое голодание во время полета, можно пососать леденец или опять же пригубить рюмочку - не больше. Главное - сохранять адекватное состояние.

Стоит ли брать в авиапутешествие лекарства?

Артем Юровский: Если человек летит первый раз, помогут препараты от укачивания. Плюс те, что он принимает регулярно. Пассажирам, имеющим проблемы со здоровьем, перед полетом рекомендую пообщаться с доктором. Может быть, врач скорректирует терапию или посоветует, например, лететь в компрессионном трикотаже.

Между тем

По данным перевозчиков, одна вынужденная посадка обходится им в сумму от 100 до 300 тысяч рублей. К счастью, больным пассажирам такие счета не выставляют - эти суммы относят к издержкам авиакомпаний. Однако пассажира ожидают дополнительные траты: чтобы добраться до пункта назначения, придется покупать новый билет.

Знаете ли вы, что на самом деле происходит, когда вы отправляетесь в очередное путешествие на самолете?

1. Не пейте кофе

Пилоты самолетов в крупных авиакомпаниях редко пьют кофе в самолете. Дело в том, что химические вещества, которые добавляют в воду, чтобы предотвратить размножение бактерий, делают кофе невкусным.

2. Лучшие места в самолете

Самые спокойные места расположены возле крыльев, а самые ухабистые – в хвосте самолета. Когда самолет находится в воздухе, он похож на качели – середина не так сильно двигается.
Кроме того, поток воздуха обычно идет в направлении хвоста, а это значит что самый свежий воздух будет впереди, а самый теплый – позади.

3. Еда в самолете

Два пилота получают разную пищу, приготовленную им для того, чтобы уменьшить шансы того, что кто-то из них заболеет, и отравление повлияет на полет.

4. Не стоит переживать из-за турбулентности в самолете

Большинство катастроф происходит, либо во время взлета, либо приземления. Турбулентность, просто, какое-то время раскачивает всех, но не доставляет большого беспокойства пилотам.
Однако, стоит знать о восходящих потоках воздуха, при которых вы будто наезжаете на огромного "лежачего полицейского" на скорости 800 км в час. Они могут резко подбросить все верх, а затем снова вниз.

5. Телефоны в самолете не представляют собой угрозу безопасности

Смартфоны можно использовать, как во время взлета и приземления, так и во время полета. Нет доказательств того, что электронные приборы или мобильные телефоны могут вызвать проблемы в системе самолета.
Пилоты иногда используют телефоны, когда радиосвязь становится проблематичной.

6. Если вы нервничаете во время полета, бронируйте утренние рейсы

Нагревание воздуха приводит к большей турбулентности, а днем больше вероятность попасть в грозу.

7. Вы никогда не услышите "отказал один из двигателей"

Возможно, вы услышите:"указатель двигателя не показывает должным образом". Однако, вероятнее всего, вы ничего не услышите и не узнаете разницы, так как большинство самолетов могут спокойно лететь с одним неисправным двигателем.
Вы также не услышите:"сейчас плохая видимость", вместо этого, вам, скорее всего, сообщат, что "наблюдается небольшой туман".

8. Не существует такого понятия, как "посадка на воду"

Это называется крушение в океане.

9. Как узнать об угоне самолета

Если самолет угнан, пилоты оставляют закрылки, что замедляет самолет после посадки. Это дает понять наземным службам, что что-то происходит на борту самолета.

10. Пилоты часто устают

Иногда, приходится работать по 16 часов без перерыва, и это больше чем у дальнобойщиков. Но в отличие от дальнобойщиков, которые могут остановиться у дороги для отдыха, пилоты не могут прилечь у ближайшего облака.
Иногда пилоты спят во время полета, и даже если это 10-минутный отдых, он все же случается.

11. Правда о кислородных масках

Если выпадает кислородная маска, у вас есть кислород примерно на 15 минут с этого момента. Этого достаточно, чтобы пилот спустил самолет на высоту, где вы сможете нормально дышать.

12. Причина, по которой приглушают свет при посадке

Когда самолет садится ночью, свет приглушают на случай эвакуации при посадке. Так ваши глаза привыкнут к темноте, и вы будете лучше видеть за пределами самолета.

13. Туалет в самолете открывается снаружи

Вы можете открыть туалет в самолете извне. Механизм обычно спрятан за значком "не курить". Достаточно его приподнять и сдвинуть задвижку.

14. Некоторые люди заболевают после полета не из-за воздуха, а из-за того, к чему они прикасались

Достаточно предположить, что откидной столик и кнопка, благодаря который вы откидываете сидение, не вытирали.

15. Держать ребенка на коленях небезопасно

Это очень опасно. При ударе или торможении, высока вероятность того, что вы выпустите его из рук, и он станет "реактивным снарядом".

16. Думайте о себе и об остальных

Большинство людей не будет ехать по трассе со скоростью 100 км в час, не пристегнувшись. Но, когда они пролетают в воздухе со скоростью 800 км в час, только половина людей пристегивается ремнем безопасности. Но в следующий раз, когда самолет попадет в воздушную яму, ваша голова может удариться о потолок.
Кроме того, если вы решили откинуть сидение, спросите у пассажиров позади вас. Ежегодно множество лэптопов ломается только из-за того, что невоспитанные пассажиры откидывают сидение, проявляя полное неуважение к тем, кто находится позади них.

17. Существует веская причина для любой просьбы

Просьба оставлять отрытыми шторки иллюминаторов связана тем, что бортпроводники должны видеть, что происходит за бортом в случае непредвиденных обстоятельств, и оценить, какая сторона больше подходит для эвакуации.
Это также позволяет естественному освещению проникнуть внутрь, если в салоне стало темно, и помогает ориентироваться пассажирам в случае, если самолет переворачивается.

Похожие публикации