Энциклопедия пожаробезопасности

Икона богородицы всех скорбящих. Святыня купцов Куракиных. Исторические сведения и предания

икона Богородицы «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»

_________________________________________

Описание иконы:
Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» впервые прославилась икона Богородицы в 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Родная сестра Патриарха Иоакима, Евфимия, долго страдавшая неизлечимой болезнью, однажды утром во время молитвы услышала голос, призывавший ее пойти помолиться перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать совершение молебна с водосвятием. Евфимия исполнила сказанное, и после совершения водосвятного молебна перед иконой получила исцеление. С тех пор многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице через Ее чудотворный образ, стали получать исцеление и избавление от бед.

В 1711 году, когда царскую резиденцию положено было перенести из Москвы в Санкт-Петербург, родная сестра императора Петра I царевна Наталья Алексеевна, исполненная особенным благоговением к чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость », сделала с нее список (копию) и перевезла в числе прочих святынь в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в Москве осталась копия, а царевна забрала с собой истинный образ. На месте храма Преображения Господня в XVIII веке был выстроен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где и по сей день находится чудотворная икона Богородицы.

Существует два иконографических вида образа Богородицы «Всех скорбящих Радость»: на одном Божия Матерь изображена с Предвечным Младенцем на руках, на другом – без Него. Иногда образ Богородицы называют «Всем скорбящим Радость ».

_____________________________________________

Изображение иконы "Всех скорбящих Радость" присланное нашим посетителем:

___________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» молятся все обиженные, угнетенные, страждущие, в отчаянии, скорби, в поисках утешения и защиты, при неизлечимых болезнях, о покровительстве сирот и убогих, страждущие припадками, расслаблением рук, болезнью горла, туберкулезом.

Молитвы Пресвятой Богородице пред ея иконою "Всех скорбящих радость"

МОЛИТВА 1-Я
Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 2-Я
Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых, и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 3-Я
О, Пресвятая Владычице Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте!

Подаждь утешение и нам, в скорби сущим, разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты Едина еси радости нашея ходатаица, и яко Мати Божия и Мати Милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит.

Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся, отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временной жизни, не лишены же сотвори ны Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости во Царствии Сына Твоего и Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 4-Я
О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем безпомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие, Симеоном предреченное, сердце Твое пройде; темже убо, о Мати чадолюбивая вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости ходатаица, предстоящи Престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити; сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе, яко Царице и Владычице, и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыши, дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подаеши, се зриши беду нашу и скорбь, яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подажь нам слезы покаяния к очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем к Твоему ходатайству и заступлению. Приими, Всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше, Тебе приносимое, и не отрини нас недостойных от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческия, буди нам помощница неотступная во вся дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем целы и сохранены Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 2
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

КОНДАК, ГЛАС 6
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

ВЕЛИЧАНИЕ
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим .

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

Богоматерь, образ Церкви, изображена здесь, как исцеляющая Странница, не имеющая ни посоха, сумы, ни хлеба, ни серебра, ни двух одежд (Лк. 9:3) – всё, что имела, раздала Она, и стала совершенной (Мф.19:21). Это – странствующая в мире Церковь, нищая, но всех обогащающая (2 Кор.6:10).

Она – в столичном граде, но не вхожа в Летний Сад и на «бульвар» – Невский проспект, где гуляют «благородные кавалеры с дамами». Её не пускают туда – как не пускали и блаженную Ксению… Её место – на рабочей окраине, и всё её имение роздано нагим, больным и нищим, которых нашла она на дорогах и под изгородями (Лк.14:23).

Всех их, забытых и брошенных, нищих и бомжей, не умеющих жить, и прочих лузеров, которых не пускают «на бульвар», призывает, зовет Церковь, убеждает придти и наполнить дом Сына Божия, придти на брак и вечерю великую.

Она зовет всех вкусить хлеба и вина Премудрости (Притч.9:1-6)– и раздает воду жизни даром (Откр. 22:17). Прост наряд её – так же просто одевались царственные и благородные жены и вдовы, когда навещали в приютах и госпиталях больных и раненых.

Церковь – нищая странница в мире –

Как скала, как стрела – от алеф и до тав,

по кирпичным дорогам, по тропам меж трав,

среди странствий своих ткёт червленую нить,

смеет тварей Господних с ладони кормить –

что о крыльях, копытах и многих очах,

что поя, вопиют, и взывают, крича,

бесприютна, бездомна, седа и юна,

неприступная, словно в огне купина….

…Удар молнии в кружку с грошиками, принесенными как пожертвование, вдовицами и бедняками в храм, – как сияющее явление Бога Живого в нищете этого мира с его роскошными садами и бульварами, камением и зданиями (Мк.13:1). Ведь Христос Воскресший, несущий раны от смерти Крестной на теле Своем, тоже сравнивается в византийских гимнографических текстах с молнией.

Древние верили, что от удара молнии в раскрытые створки раковины, лежащей на самой глубине вод морских, вод бездны, таинственно зарождается жемчуг, и этот образ приводил преп. Ефрем Сирин, когда говорил о таинственном Рождестве Сына Божия. Рожденный от Духа Свята и Марии Девы, Он пришел для того, чтобы потом путем крестным сойти во ад и божественной молнией осветить его темные, беспросветные глубины. Он осветил все его углы, ища человека – каждого человека, без сарказма Диогена, но с величайшим состраданием к людям – потерянным неудачникам перед Богом Живым.

Для Бога неважно, что люди стали неудачниками, и, промахнувшись, (а грех – это по-гречески «промах», «амартия») не попали в цель. Он стал совершенным Человеком, Он попал в цель вместо них – чтобы никто более не промахивался. Новое человечество собрано вокруг Него – символом этого были двенадцать Его апостолов, символизировавшие двенадцать колен Израилевых.

…Икона Богоматери, висящая на шнурке, от удара грома опустилась со стены вниз, к людям, и двенадцать монет остались навек запечатленными на ней. На главе Богоматери – белый плат. Церковь Его – та жемчужина, за которую все отдал Сын Божий (Мф.13:45; Филипп. 2:7)

И обрёл Он Церковь Свою, и она возлюбила Его, и странствует, нищая, за Ним, Нищим Странником – куда бы Он ни пошёл (Откр.14:8).

И копейка с изображением святого великомученика Георгия Победоносца, та самая, которую –единственную! – брала в милостыню блаженная Ксения, бездомная странница Петрова града, есть символ победы Христа и свободы Его Невесты – Церкви.

Здесь нет больше разделения на тех, кого пускают в Летний Сад, и кого гонят прочь – ибо здесь во всём и везде Христос Бог, разрушающий все преграды.

Она, Церковь Его, взирает на барыню и нищенку, на бомжа и менеджера, приходящих к Нему в своей великой беспросветной нищете. И раздает она, Церковь, Христа – ибо ничего у нее нет, лишь только Сам Христос, Сын Божий.

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он собирает хоровод,
Неистовый Хорег!

Но кто за Ним дерзнет пойти,
Сквозь свет и синеву –
Пить от потока на пути
И вознести главу?

Подаст Он ланям водопой,
Замки срывая с рек –
Веселый Странник, Бог Живой,
Убитый Человек.

Но – посмотри! – средь света дня
Зовет Он в хоровод!
Не опалит Его луна,
И солнце не ожжет.

Лишь Серафим со взмахом крыл,
что светел, синь и ал,
в смятенье помнит, как Он жил
и как Он умирал.

Но – не дано теперь прервать
Веселый путь Его!
…Лишь Сам Себя Он может дать,
А больше – ничего.

Его рука раздвинет рожь,
Пронзенная гвоздьми,
И, хоть охватит сердце дрожь,
Но – хлеб из рук возьми!

Освободив потоки вод,
Замки срывая с рек,
Он созывает хоровод,
Неистовый Хорег!

Ольга Джарман

Икона Божией Матери
“Всех скорбящих Радость»

Икона царевны Натальи Алексеевны

История этого чудотворного образа начинается в Москве. В 1688 году, в царствование царей Иоанна и Петра Алексеевичей, сестра Патриарха Иоакима Евфимия, долго страдавшая неизлечимой болезнью, однажды утром во время молитвы услышала голос, призывавший её пойти помолиться перед образом Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» в храме Преображения Господня на Ордынке и заказать молебен с водосвятием. Евфимия исполнила сказанное и получила исцеление. С тех пор многие страдающие болезнями, находящиеся в скорбях люди, молитвенно обращаясь к Богородице, через Её чудотворный образ стали получать исцеление и избавление от бед.


Список царевны Натальи Алексеевны

В 1711 году, когда царская резиденция была перенесена из Москвы в Санкт-Петербург, царевна Наталья Алексеевна, благоговейно почитавшая чудотворную икону, сделала с нее список (копию) и перевезла в числе прочих реликвий в Санкт-Петербург. По другим сведениям, в Москве осталась копия, а царевна забрала с собой истинный образ. В любом случае, обе иконы — и московская и петербургская равно почитались как чудотворные. Список царевны был помещен в домовой церкви Воскресения Христова при дворце Натальи Алексеевны за Литейным двором на Шпалерной улице. И в московской и в петербургской церквах хранились ранние рукописные списки службы и сказания об иконе.

Петербургский список

В Петербурге икона стала одной из главных святынь, с нее делали многочисленные списки. На петербургском образе Божия Матерь изображалась в полный рост без Божественного Младенца. Левая рука Ее протянута к изображенным подле больным, а правая указывает им на Спасителя. Голова Богородицы покрыта белым покрывалом, верхняя одежда темно-синего цвета, а нижняя — темно-красного; сзади Царицы Небесной изображены зеленеющие ветки райских деревьев. Богородицу окружают люди, жаждущие исцеления и заступничества, и посланные для утешения их Ангелы, указывающие на Приснодеву — источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. На свитках — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери: «нагим одеяние», «больным исцеление». Вверху иконы изображен Спаситель на облаках, правою рукою благословляющий, а в левой держащий святое Евангелие. Один из таких списков из часовни у Стеклянного завода прославился в 1888 году.

Тихвинская часовня

Тихвинская икона
Божией Матери

Часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери была построена на территории Императорского Стеклянного завода в XVIII веке. Ее возведение, по преданию, было связано с чудесным явлением. В том месте, где была поставлена Тихвинская часовня, прежде был перевоз от Стеклянного завода с левого берега Невы на правый. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет икона. Подплыв к плоту, где причаливают лодки, она остановилась. Вынув икону из воды, лодочники увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Увидев в этом особую милость Божию, местные жители близ этого места, где явилась и была обретена икона, построили часовню в честь Пресвятой Богородицы Тихвинской. До 1882 года она принадлежала к приходской Скорбященской церкви, которая располагалась над воротами Александро-Невской лавры; с 1882 по 1898 год — к Борисоглебской Калашниковской церкви, а с 1898 года, после освящения построенного у самой часовни нового храма, она перешла в ведение причта вновь образованного прихода Скорбященской церкви на Стеклянном заводе.

Часовня при столбе

Скорбященская часовня
в первоначальном виде.
Рис. Из книги
прот. С. С. Наркевича, 1905 г

Первая часовня была деревянной, «в одну квадратную сажень в основании и в две сажени высоты». По внешнему своему виду она напоминала часовни, встречающиеся в селах на больших дорогах. Некогда над ней висел образ св. Ильи пророка, поэтому раньше часовню называли Ильинской, и в день св. пророка Ильи, ежегодно совершался крестный ход к часовне и перед ней служился молебен св. пророку. В церковных книгах встречается также название « часовня при столбе», или «Никольская часовня», поскольку при часовне стоял столб с изображением на нем святителя Николая.

Св. пророк Илия. Свт. Николай.
Мозаика над южным входом. Мозаика над северным входом.
Художник В. А. Фролов Художник В. А. Фролов

После наводнения

Тихвинская часовня
в перестроенном виде

Во время большого наводнения 1824 года часовня была подмыта и перенесена течением на противоположный берег Невы к деревне Клочки. Жители Клочков оставили часовню у себя, а икону Божией Матери возвратили в селение Стеклянного завода. Новая часовня для нее была построена одним из братьев Туляковых (Дмитрием), который поддерживал её впоследствии и снабдил другими образами. Когда же эта часовня совсем обветшала, жители селения Стеклянного завода на свои пожертвования соорудили новую Тихвинскую часовню (1870 г.) и перенесли в нее все бывшие в прежней часовне иконы, в числе которых находился уже и образ Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Святыня купцов Куракиных

Эта небольшая икона Богородицы была подарена в часовню ладожским купцом Семеном Ивановичем Матвеевым в благодарность за чудесное спасение от потопления, о чем сказано в его духовном завещании. Однажды в ненастье купец перевернулся на лодке вместе с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, уцепившись за доску, боролся с волнами. Когда же силы совсем ему изменили, он взмолился Божией Матери о заступничестве. Подул боковой ветер и доску с утопавшим прибило к тому месту, где стояла Тихвинская часовня. Матвеев возблагодарил Владычицу Небесную за свое спасение и пожертвовал в часовню икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Этот образ, как особо чтимая семейная святыня, получен был им от своей матери, происходившей из рода купцов Куракиных. Говорят, что один из купцов Куракиных принял эту икону, когда она была прибита волной к берегу Невы.

Чудо с грошиками

5 августа (23 июля по ст. стилю) 1888 года над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня сгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, обгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия.

Петербургская чудотворная

Уже на следующий день к часовне начало стекаться множество богомольцев, стали распространяться известия о чудесных исцелениях от иконы (одним из первых чудес было исцеление расслабленного крестьянина, несколько лет не покидавшего постели). По благословению митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Народу было так много, что молебны совершались с утра до вечера. Весть о прославлении святой иконы разнеслась по городам и весям России. Со всех ее концов потекли просьбы о молитве перед новоявленным образом, в том числе и от инославных. В Петербург стали прибывать сотни паломников помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Маленькая часовня не могла вместить всех желающих, люди молились под открытым небом, опускаясь на колени прямо на землю, часами терпеливо ждали очереди, чтобы войти внутрь, отстоять молебен, приложиться к образу. Для того, чтобы немного увеличить площадь часовни, был сооружен тиковый навес.


Скорбященская часовня после прославления в 1888 г.

Сооружение новой часовни купцом Орловым

С наступлением осени приток богомольцев не уменьшался. Навес стал плохой защитой от дождя и ветра, поэтому купец Орлов, арендовавший смежный с часовней участок земли, построил новую, более просторную часовню. Она была сооружена в виде шатра над маленькой старой часовней. Впереди старой часовенки, в новой, был поставлен иконостас, подобный церковным иконостасам, только царские врата в нем заменяли железные решетчатые двустворные двери, через которые можно было войти внутрь старой часовенки. Прославленная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» поместили в иконостасе на месте храмовой иконы. Десятки лампад день и ночь мерцали пред святой иконой, а громадных размеров подсвечник часто оказывался недостаточен для помещения всех возжигаемых богомольцами свечей.


Фото Скорбяшенской часовни 1900-е годы

Первые чудеса. Исцеление Николая Грачева

История сохранила многие удивительные свидетельства о чудесной помощи, истекающей от иконы. Первое исцеление, получившее всероссийскую известность, произошло 6 декабря 1890 г., когда от иконы излечился 14-летний сирота Николай Грачёв, с детства страдавший жестокими припадками, причинявшими ему невыносимые страдания. У мальчика почти отнялись руки и ноги. Однажды, после особенно сильного припадка, впавшему в забытье мальчику явилась Богородица со святителем Николаем и повелела поехать в «часовню, где упали монеты», где он исцелится. Мальчик уговорил сестру отвезти его часовню, где с ним повторился припадок. В часовне было множество народа. Когда начался молебен, все молились об исцелении страждущего и во время пения кондака приложили его к святой иконе. После этого, на глазах оцепеневшего народа, мальчик встал и самостоятельно подошел к кресту и приложился к иконе. У всех на глазах произошло настоящее чудо! Мальчик впоследствии учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств. В доме, где произошло чудесное явления Пресвятой Богородицы Николаю Грачеву, позже была устроена церковь и при ней приют для умственно отсталых детей. Смотрительницей и воспитательницей в этом приюте работала сестра Николая — Екатерина Грачева.


Двор детского приюта Братства во имя царицы Небесной

Исцеление Веры Белоногиной

7 февраля 1891 г. исцелилась 26-летняя жена писаря с фабрики Торнтона Вера Белоногина, страдавшая неизлечимой болезнью горла, в результате которой потеряла голос. Болезнь была смертельной. И вдруг она увидела во сне Пресвятую Богородицу, которая повелела ей усердно молиться и отслужить молебен перед святой иконой в Петербурге. После молебна женщина получила моментальное и полное исцеление от своего недуга.

«Паровик идет до Скорбящей…»

Еще многие болящие и страждущие, прибегавшие с молитвой к Пречистой Владычице, получили исцеление перед Ее святым образом. Икону стали называть «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Часовня в поселении Стеклянного завода сделалась местом паломничества не только жителей Петербурга, но и многочисленных богомольцев со всей России. О популярности ее свидетельствует тот факт, что на планах города появилось не только указание местонахождения часовни, но и название — Скорбящей Божией Матери. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Паровик идет до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы.

Новая каменная часовня

Каменная Скорбященская
часовня

В 1906-1909 годы для Чудотворного образа по проекту архитектора А.И. фон Гогена была построена большая каменная часовня в «русском стиле», включившая в себя как в футляр обгоревшую историческую.За образец для постройки архитектор А.И. фон Гоген взял придел знаменитого московского храма Рождества в Путинках середины XVII века. Это была самая большая в России часовня: она могла вмещать до 800 человек.


Строительство храма во имя иконы «Всех Скорбящих Радость с грошиками»

В 1893 году император Александр III с супругой и детьми молился в часовне и пожертвовал деньги и земельный участок на строительство каменного храма. Строительство Скорбященской церкви (авторы проекта А. И. фон Гоген и А. В. Иванов) рядом с часовней началось в 1894 году и завершилось в 1898. Главный придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был освящен 2 августа 1898 года епископом Ямбургским Вениамином.


Храм во имя иконы «Всех скорбящих Радость».
Слева — деревянная часовня

Скорбященская церковь действовала до 1932 года, потом была закрыта и в 1933 году разобрана. Часовня в 1932-1938 годах действовала как приходская обновленческая церковь, а после закрытия в ноябре 1938 года её здание было передано Володарскому районному штабу МПВО. Это обстоятельство спасло часовню от сноса. В советское время в часовне размещался производственный цех резино-технических изделий «Гуммилат». При «изъятии церковных ценностей» с чудотворной иконы сняли драгоценную ризу.


Храм Святой Живоначальной Троицы
(«Кулич и Пасха»)

Чудотворную икону прихожане прятали в домах, а весной 1946 года передали в храм Святой Живоначальной Троицы («Кулич и Пасха»), возвращенный верующим после войны. В этом храме на проспекте Обуховской обороны в Санкт-Петербурге она находится и в настоящее время.

Современная история

Часовня в советское время

В первой половине 1990-х годов территория бывшей церкви с сохранившейся (без шатровых завершений) часовней передана Санкт-Петербургской епархии.

С 1991 года часовня действует как храм в честь иконы «Всех скорбящих Радость» и является подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Трудами настоятеля и братии монастыря храм восстановлен.

Современный вид часовни-храма

Возрождено внутреннее и внешнее благолепие храма: восстановлены шатры, установлены, как и в дореволюционные годы, кресты с хрусталиками, отреставрировано внутреннее убранство. По благословению настоятеля храма игумена Пахомия сделана точная копия чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Воссоздан киот, который точно повторяет оригинал. Киот освящен 30 января 1995 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром.


Икона в киоте

В 1998 году, в память 110-летия чудесного прославления иконы, указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II образ получил название «Санкт-Петербургской иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками».

Молитвы перед иконой Божьей Матери «Всех скорбящих радость»

Стихира, глас 2-й

Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Кондак, глас 6-й

Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый. Имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва первая

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Мати Христа Бога Спасителя нашего, всех скорбящих Радосте, больных посещение, немощных покрове и заступнице, вдовиц и сирых покровительнице, матерей печальных всенадежная утешительнице, младенцев немощных крепосте, и всем беспомощным всегда готовая помоще и верное прибежище! Тебе, о, Всемилостивая, дадеся от Всевышняго благодать во еже всех заступати и избавляти от скорби и болезней, зане Сама лютыя скорби и болезни претерпела еси, взирающи на вольное страдание Сына Твоего возлюбленнаго и Того на кресте распинаема зрящи, егда оружие Симеоном предреченное сердце Твое пройде. Темже убо, о Мати чадолюбивая, вонми гласу моления нашего, утеши нас в скорби сущих, яко верная радости Ходатаица: предстоящи престолу Пресвятыя Троицы, одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, можеши, аще восхощеши, вся нам полезная испросити. Сего ради с верою сердечною и любовию от души припадаем к Тебе яко Царице и Владычице и псаломски вопити Тебе дерзаем: слыша, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, услыши моление наше, и избави нас от обстоящих бед и скорбей; Ты бо прошения всех верных, яко скорбящих радость, исполняеши, и душам их мир и утешение подавши. Се зриши беду нашу и скорбь: яви нам милость Твою, посли утешение уязвленному печалию сердцу нашему, покажи и удиви на нас грешных богатство милосердия Твоего, подаждь нам слезы покаяния ко очищению грехов наших и утолению гнева Божия, да с чистым сердцем, совестию благою и надеждою несумненною прибегаем ко Твоему ходатайству и заступлению: приими, всемилостивая наша Владычице Богородице, усердное моление наше Тебе приносимое, и не отрини нас, недостойных, от Твоего благосердия, но подаждь нам избавление от скорби и болезни, защити нас от всякаго навета вражия и клеветы человеческая, буди нам помощница неотступная во все дни жизни нашея, яко да под Твоим матерним покровом всегда пребудем цели и сохранена Твоим заступлением и молитвами к Сыну Твоему и Богу Спасителю нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Царица неба и земли, Скорбящих утешенье, Молитве грешников внемли: В Тебе - надежда и спасенье.

Погрязли мы во зле страстей, Блуждаем в тьме порока, Но… наша Родина… О, к ней Склони всевидящее око.

Святая Русь - твой светлый дом Почти что погибает, К Тебе, Заступница, зовем: Иной никто о нас не знает.

О, не оставь Своих детей, Скорбящих Упованье, Не отврати Своих очей От наших скорби и страданья.

Одно из стихотворений, переписанных Царственными Страстотерпцами в Тобольске

Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл - упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…

Богородица пишется на этой иконе в полный рост, обычно со скипетром в деснице и с Младенцем на шуйце, но иногда и без Него, с распростертыми руками, как на знаменитой «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), в окружении припадающих к Ней бедствующих христиан и посланных для утоления их скорбей Ангелов, указующих на Приснодеву - источник неиссякаемой и всепобеждающей радости. Одеяние Пречистой на списках разнится: Она предстает то во славе, с венцом на главе и в ризах царицы, то в обычном для земных Ее дней плаще и белом плате.

Как повествует старинная церковная летопись, в лето 7196 от сотворения мира (1648 год от Рождества Христова) терзаемая огромной незаживающей язвой в боку вдова Евфимия Акинфиева, родная сестра патриарха Иоакима, отчаявшись получить исцеление у лекарей, воззвала к Пречистой и внезапно услышала глас: «Евфимия, отчего в скорби своей не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?» - «Где же найти такую Целительницу?» - смиренно спросила больная. И тогда глас повелел обратиться к священнику «храма боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и преподобного отца Варлаама Хутынского, новгородского чудотворца», что на Большой Ордынке в Москве, с тем чтобы тот взял там «на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины», образ Пречистой и отслужил перед ним молебен с водосвятием. Немедленно исполнив все это, Евфимия получила исцеление. Так произошло первое чудо от «иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, яже нарицается Всех скорбящих Радость », а самый храм получил и доселе сохраняет название Скорбященского (хотя главный престол его и освящен во имя Преображения). Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю - следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании. У каждого века свои скорби - не преходит лишь даруемая Заступницей радость исцеления.

Церковь на Большой Ордынке

Помимо храма на Большой Ордынке, в первопрестольной ныне действуют еще четыре приходских храма во имя иконы «Всех скорбящих Радость» (на 3-й Мещанской при Старо-Екатерининской больнице, на Калитниковском кладбище (с местночтимым списком), на Зацепе (более известный по приделу как храм Фрола и Лавра) и при психиатрической больнице на Канатчиковой даче); такое же посвящение имеет и престол больничного храма Николо-Угрешского монастыря. Прежде в Москве имелись также Скорбященский женский монастырь на Новослободской улице и почти десяток Скорбященских церквей, в том числе при нескольких больницах, приютах и тюрьме «Матросская тишина».

В отличие от москвичей, православные города на Неве были уверены, что первоявленный образ чудотворной был в 1711 году перевезен в новую столицу сестрой Петра I царевной Наталией Алексеевной и со временем оказался в Скорбященской церкви на Шпалерной улице. Чуду именно от этого образа приписывалось прекращение свирепствовавшей во времена Екатерины II эпидемии оспы.

Церковные историки уже к началу ХХ столетия затруднялись ответить, какая из икон - на Большой Ордынке в Москве или на Шпалерной в Санкт-Петербурге - являлась первым образом. Но судя по тому, что петербургская икона написана на кипарисной доске на загрунтованном холсте, она моложе московской.

Однако со временем и Санкт-Петербург обрел свою икону «Всех скорбящих Радость» в особом ее изводе - так называемой «Богородицы с грошиками». В давние времена жившие в пригородной деревне Клочки (ныне это район Стеклянного завода, давно вошедший в черту Петербурга) купцы Куракины нашли прибитый волнами Невы к берегу образ Богородицы; через несколько поколений их наследники пожертвовали семейную святыню в часовню при Стеклянном заводе.

23 июля 1888 года над невскими берегами разразилась страшная гроза. Ударом молнии выжгло внутренние стены часовни вместе со всеми иконами и разбросало монеты из кружки для подаяний. Уцелела лишь одна икона, причем с лика Пречистой спали позднейшие записи, а двенадцать медных монет из кружки были с нечеловеческой силой вбиты в доску иконы. С тех пор новая чудотворная и получила народное наименование «Богоматери (с грошиками)». На следующий день к часовне потекли потоки богомольцев, начались и уже не прекращались чудесные исцеления. В 1898 году здесь был освящен новый храм, причем чудотворная оставалась в часовне и переносилась в храм лишь на время богослужений. Именно это место упоминается в строках А. А. Ахматовой «Пароходик идет до Скорбящей…» - так обычно добирались сюда богомольцы. В советское время храм был разрушен, часовня Промыслом Божиим сохранилась до наших дней, сам же чудотворный образ (с грошиками) находится неподалеку, в Троицкой церкви «Кулич и пасха».

На петербургском изводе Пречистая пишется с распростертыми руками, со склоненным влево ликом, нижние Ее одежды багряные, верхние - темно-синие, глава облечена в белое покрывало, без царского венца. Выше в облаках - благословляющий Спаситель, вокруг - Ангелы, страждущие, зеленые ветви и непременные двенадцать монет.

Празднование иконе «Всех скорбящих Радость» совершается 24 октября по старому стилю (некоторые из списков с нее имеют и свои особые дни празднования). И в нынешних границах России, и в ее исторических пределах, и по всему миру, где только ни ступала нога русского человека, звучали, звучат и до конца мира сего будут звучать слова песнопений в честь этой святой иконы.

Стихира, глас 2, поемая на молебне вместо тропаря

Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покров и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Надежда Дмитриева

Из книги “О Тебе радуется!”

Икона «Всех Скорбящих Радость» - одна из самых популярных и почитаемых икон Богоматери. Правильные молитвы, вознесенные ей, помогают избавиться от многих бед и болезней.

Как выглядит икона «Всех Скорбящих Радость»

Среди верующих икона «Всех Скорбящих Радость» считается чудотворной. Согласно преданию, благодаря молебну у образа Богоматери исцеление от тяжелой болезни получила сестра московского патриарха. С тех пор многие болящие и скорбящие, обращаясь к Богородице, получали исцеление от бед, а страждущие избавлялись от невзгод.

Пред иконой Пресвятой Богородицы молятся обиженные и угнетенные, находящиеся в отчаянии и скорби, в поисках утешения и защиты, при неизлечимых болезнях, просят покровительства сироты.

В названии уже заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице в период, когда отчаялись найти выход из сложившейся ситуации, не теряя надежды на помощь. В Богоматери мы видим защитницу, которая всегда придет на помощь и направит на путь истинный, смыв с души тяготы и освободив ее от оков скорби, излечив тело и дух через молитву к Господу.

О чем молиться перед иконой

Многие на протяжении жизни проходят через трудности, лишения, болезни и печали. Когда выбрать время для посещения церкви не удается, а отчаяние захлестывает, помните, что молятся и почитают не конкретную икону, а того, кто на ней изображен.

Выберите правильное время для молитвы. Она может быть произнесена своими словами с искренней верой и чистыми помыслами, и тогда обязательно будет услышана.

Прося у иконы «Всех Скорбящих Радость» помощи и защиты, следует помнить о своих душевных помыслах. Вы должны быть честны перед самим собой, не держать на сердце зла и не просить об отмщении. Искренняя просьба и раскаяние увеличивают шансы в скорейшем времени избавиться от тягот и переживаний.

Перед обращением к Богородице зажгите свечу и наденьте чистую свободную одежду. Попросите у Господа прощения и прочтите молитву «Отче наш» . Для удобства запишите текст обращения к Богородице от руки на листе бумаги. Определитесь с просьбой и помолитесь, используя следующие слова:

Пресвятая Владычица Богородица, Царица моя, сохрани меня и укрой от невзгод, избавь от болезни и ниспошли радость бытия, не оставь сиротой безродной, дай утешение и верни радость жизни.

Существует множество икон, которым вы можете направить свои молитвы. К ним можно обратиться за помощью в исполнении желания , попросить помочь в выборе спутника жизни . Не бывает безвыходных ситуаций. Найдите в себе силы стремиться к свету, и удача не оставит вас. Любите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

05.11.2016 06:45

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» прославилась многими чудесами. 7 февраля православные христиане возносят ей...

Чудотворная икона Богоматери, названная в честь горы Киккос, помогает людям исцелить самые тяжелые недуги. Обратившись...

Похожие публикации