Энциклопедия пожаробезопасности

Монастырь параскевы пятницы в мордовии. Параскево-вознесенский женский монастырь. Фото и описание

Параскево-Вознесенский женский монастырь был основан в 1865 году. Задолго до открытия монастыря один из жителей села Рузаевка, находясь на военной службе, "сильно заболел ногами". Врачи вскоре убедились в безнадежности лечения и записали солдата в разряд неизлечимых. Утешение он находил только в постоянной слезной молитве к Господу. Однажды во сне ему явилась женщина небесной красоты в голубом одеянии, с крестом в руках и сказала: " Хочешь быть здоровым и желаешь идти на родину?". Вскоре видение повторилось во второй и третий раз. В последний раз женщина сказала солдату, что он через три дня будет здоровым и возвратится домой. Еще она сказала, чтобы он сходил в деревню Пайгарму, нашел в лесу яму с водой, а в ней-ее образ, и постороил на источнике часовню. Солдат выздоровел и выполнил наказ святой мученицы Параскевы . И потянулись люди к источнику и стали исцеляться.
С построением часовни, а затем и церкви, обитель быстро начала расти. Был открыт приют для малолетних детей-сирот. Открыты иконописная, златошвейная и сапожные мастерские, библиотека и 4 сада. Сегодня в монастыре более 60 сестер. Главная икона монастыря - икона святой мученицы Параскевы с частицей ее мощей, написанная на Афоне в 19 веке. Выстроен и купальня. Монастырь славится тремя целебными источниками: Николая Угодника, Серафима Саровского и святой мученицы Параскевы. Все три источника впадают в святое озеро. Монастырь славится своим гостеприимством, в любой день здесь можно исповедаться, причаститься и, конечно, искупаться в целебной чудо-воде.

Достопримечательности монастыря

1.
Первоначально община владела деревянной часовней и землей вокруг нее, покрытой лесом. Первые инокини не имели даже келий для жилья, а окрестные жители с недоверием отнеслись к иночествующим строительницам. "Но истинная подвижническая жизнь, христианская кротость и смирение инокинь стали ослаблять недоверие это".
2.
В 1874 году западнее Вознесенской церкви был заложен большой Успенский собор, на возведение которого ушло 16 лет. Собор проектировался четырехстолпным, пятиглавым, двухсветным, трехпрестольным (центральный престол - в память Успения Божией Матери, боковые престолы - в честь Воздвижения Креста Господня и в память Усекновения главы Иоанна Предтечи).

3.
Это домовая церковь при монастырской больнице, устроенная в 1892 игуминей Параскевой (Смирновой). Помещена в восточной части двухэтажного кирпичного корпуса, стоящего в северной части монастыря, выделена главкой. Возвращена верующим в 1997 году, отремонтирована. Храм в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" представляет из себя обыкновенное жилое здание-общежитие для монахинь.
4.
Домовая церковь в кирпичном здании архиерейских покоев, стоящем в южной части монастыря. Устроена в 1904 году. Корпус уцелел, долгие годы был занят домом культуры военной части, в середине 2000-х возвращен верующим.
5.
Устроена в нижнем ярусе монастырской колокольни, строящейся к западу от Успенского собора по образцу прежней многоярусной колокольни 1890-х, снесенной в 1930-х.
6.
Кирпичная одноглавая часовня над могилой первой настоятельницы монастыря, игумени Параскевы (Пелагеи Смирновой), умершей в 1895 году. Стоит между Успенским и Вознесенским соборами. В часовне осуществлялось круглосуточное чтение Псалтыри. Возвращена верующим в начале 1990-х, отремонтирована.
7.
В монастыре почитаются три источника, освященные в честь святого преподобного Серафима Саровского , святителя Николая Чудотворца и великомученицы Параскевы . Вода из третьего источника направлена в купальню. В середине храма-часовни бьет источник Святой мученицы Параскевы, и по желобу вода из него направляется к кресту за часовней и в две купальни, что рядом.
8.
В Пайгармский Параскево-Вознесенский монастырь вернулась чудотворная икона святой Великомученицы Параскевы, явление которой когда-то послужило поводом для основания женской обители. Почти два столетия образ считался утраченным, и второе его обретение можно считать таким же чудом. Святыню передал уроженец Мордовии, избавившийся благодаря иконе от неизлечимой болезни.

Адрес:
431481, Республика Мордовия
Рузаевский район, село Пайгарма

Параскево-Вознесенский женский монастырь славится своим гостеприимством. Здесь радушно встречают любого паломника, любую экскурсионную группу: накормят, предоставят жильё. Некоторые паломники остаются пожить в монастыре какое-то время. Проживая несколько дней в монастыре, паломники выполняют порученные им работы-послушания в саду, на огороде, в трапезной, а также посещают богослужения.
Монастырь во главе с настоятельницей игуменией Ангелиной ждёт всех, кого Господь приведёт: помолиться в святой обители, искупаться в , потрудиться во Славу Божию, нести послушание, в возможно, и принять здесь монашеский постриг.

Поездки в Параскево-Вознесенский женский монастырь осуществляет туристическая компания "Семейный Чемодан"

См. также:


Раифский Богородицкий мужской монастырь – один из самых знаменитых в Поволжье. Сотни людей приходят сюда послушать духовные песнопения братии.


В живописном уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем "Санаксарский монастырь". Монастырь был основан в 1659 году.


В 17 км. от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит Седмиозерный Богородицкий монастырь. Пустынь появилась еще в начале 17 века, и на месте жилья монаха-отшельника.


В подмосковном городе Серпухове, на высоком берегу реки Нары, верстах в трех от ее впадения в Оку, живописно раскинулся Высоцкий мужской монастырь.


Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь принадлежит к числу наиболее значимых и хорошо сохранившихся памятников отечественного зодчества.


Троице-Сергиева Лавра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре.


Недалеко от города Чебоксары находится Цивильский Богородицкий женский монастырь. Он был основан в 1675 году и принадлежит к числу древнейших монастырей России.


Свято-Троицкая Александро-Невская лавра - мужской православный монастырь в восточной части Невского проспекта в Санкт-Петербурге. Это первый и наиболее крупный монастырь города.


В 2012 году исполнилось 855 лет одному из старейших монастырей России – Свято-Боголюбскому, находящемуся на территории древней Владимирской земли. Этот юбилей – особо значимое событие.


Валаам - самый большой остров Валаамского архипелага, расположенного в северной части Ладожского озера. Остров находится в 22 км от материка.


Ганина Яма - именно на это место были вывезены и сброшены в шахту останки царя и его семьи, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В 1991 году архиепископ благословил установить Поклонный Крест.

Параскево-Вознесенский женский монастырь, с. Пайгарма

Параскево-Вознесенский женский монастырь — возрождающаяся святыня нашего Отечества. Монастырь расположен в селе Пайгарма. По преданию, на месте основания монастыря чудесно явился образ св. мц. Параскевы в 1865 году. Сначала здесь была построена часовня, а затем на средства благотворительницы Киселевой и некоторых крестьян основана в 1866 г. женская община. В 1884 г. община получила статус монастыря.

В обители были построены Успенский собор и храм во имя Вознесения Господня. Образ св. мц. Параскевы, написанный в XIX веке на Афоне, с частицей ее мощей был главной святыней монастыря и почитался как чудотворный. Эта угодница Божия имеет особую благодать в устроении семейной жизни, ее также считают покровительницей торговли. При монастыре был устроен приют для детей-сирот духовного звания и гостиница для паломников.

К родникам, а их в монастыре три — великомученицы Параскевы, Николая Угодника и преподобного Серафима Саровского — можно спуститься крутой тропой и лестницей. Два источника — великомученицы Параскевы и святителя Николая — богаты железом.

Источник преподобного Серафима Саровского совсем другой, емкость его окрашена зелеными малахитовыми разводами, и вкус отдает минеральными солями.

Известно немало случаев, когда немощные люди, искупавшись в целебных источниках, исцелялись от, казалось бы, неизлечимых болезней.

В 1918 году в монастыре разместили госпиталь для красноармейцев, и с той поры военные занимали там все больше места, а монахини — все меньше, пока их совсем не выселили.

Ранее обитель принадлежала Пензенской епархии.

Иоанно-Богословский мужской монастырь, с. Макаровка

Иоанно-Богословский мужской монастырь является выдающимся памятником архитектуры XVII-XVIII века. Его составляют: летний собор Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (1704), колокольня высотой 36 м. (1720-.), зимняя отапливаемая церковь Михаила Архангела (1702 г.), а также церковь иконы Божией Матери «Знамение» (начала XVII в.)

Из всего ансамбля храмового комплекса до наших дней в первозданной красоте сохранились Собор Иоанна Богослова и колокольня. Церкви Михаила Архангела, иконы Знамения Божьей Матери, ограда с башнями — всё это восстановлено по рисункам, фотографиям, раскопкам, архивным документам работниками Министерства культуры Республики Мордовия.

В 1946 г. верующим вернули Иоанно-Богословский Собор, а в 1961 году храм снова был закрыт. С 1969 года в Макаровке начались продолжительные по времени реставрационные работы (вплоть до середины восьмидесятых годов). В 1987 году жители с. Макаровки при содействии верующих из сёл Луховки, Куликовки и Солдатского через Святейшего Патриарха Пимена (1990г.) сумели вытребовать Иоанно-Богословский Собор и колокольню для проведения Богослужений. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович. В 1991 году новообразованной Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году — Михайло-Архангельская. Восстановленный дом помещиков Полянских стал летней резиденцией Архиепископа.

В 1994 г. по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, решением Высокопреосвященнейшего Варсонофия, архиепископа Саранского и Мордовского Иоанно-Богословский мужской монастырь был открыт.

Наместником новообразованной обители стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир). C января 2001 г. в связи с тяжёлой болезнью архимандрита Владимира обитель возглавил игумен Лазарь (Гуркин) известный в Мордовии по восстановлению знаменитого Чуфаровского мужского монастыря. В течение года вокруг него собрались опытные иеромонахи из нескольких монастырей Мордовии разного возраста желающие поработать Господу.

3 августа 2000 г. Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в рамках двухдневного визита в Мордовию посетил Макаровский монастырь, где осмотрел храмовый комплекс, и, отвечая на приветственную речь наместника монастыря архимандрита Владимира (Чеботарёва), преподал с амвона Первосвятительское благословение братии, а затем вместе с руководством республики принял участие в торжественном приёме в резиденции Архиепископа Варсонофия.

Событием огромной важности для монастыря явилось освящение 21 ноября 2002 года зимней церкви Архангела Михаила. За тот год удалось при финансовой поддержке благодетелей отреставрировать этот храм, оставшийся после музейных работников в самом плачевном состоянии. Особую радость доставило братии и местным жителям то, что храм был возвращён Церкви ровно на свой трёхсотлетний юбилей. Теперь в нём ведутся ежедневные Богослужения и совершается Литургия.

В 2002 г. был создан проект по строительству полноценного монастырского комплекса с трапезной, игуменским и административным корпусами. К осени 2003 г. было завершено возведение благоустроенного двухэтажного братского корпуса, территория обители была обнесена каменным забором, отреставрирован купол и вся верхняя часть Иоанно-Богословского Собора.

За лето 2004 г. стараниями Владыки Варсонофия при финансовой поддержке Правительства Республики Мордовия и его Главы Н.И. Меркушкина удалось полностью отреставрировать фасады и заменить всю кровлю на территории храмового комплекса монастыря. К осени 2004 г. будут закончены все внутренние отделочные работы в храме иконы Божьей Матери «Знамение», в планах на 2006 г. — строительство гостиницы для паломников.

Отличительной особенностью нашей обители является строго Уставное храмовое Богослужение, монастырские священники исправно и по Уставу совершают все необходимые для местного населения Церковные Таинства, а также пастырским словом помогают приходящим в обитель людям решать насущные вопросы духовной жизни. По воскресным дням утром совершается молебен с акафистом и водосвятием перед местночтимой иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» о страждущих пьянством и наркоманией.

В настоящий момент в братии монастыря состоит двадцать монахов и несколько послушников. Помимо игумена Лазаря, самыми известными насельниками обители являются схиархимандрит Питирим (Перегудов), воспитанник Свято-Успенской Почаевской Лавры, старец строгой монашеской жизни, и духовник монастыря схиигумен Феофан (Даньков), который несёт подвиг духовного окормления не только братии, но и приезжающих в монастырь многочисленных паломников из всех уголков России.

Фото: Параскево-Вознесенский женский монастырь

Фото и описание

В Рузаевском районе Мордовского края, в селе Пайгарма находится Вознесенский женский монастырь, основанный в 1865 году. Обитель была освящена во имя святой мученицы Параскевы, чья икона чудесным образом была найдена на этом месте в восемнадцатом веке.

По летописям монастыря, история мордовской святыни начинается с солдата, сильно страдавшего от болезни ног и находившего утешение только в молитве. Лик святой Параскевы, явившийся больному солдату, возвестил о местонахождении исцеляющей иконы и святого источника в селе Пайгарма. Вставший на исцелённые ноги солдат построил над источником часовню с найденным образом. Весть о чудотворной иконе разнеслась далеко за пределы района и вызвала массовое паломничество в эти места. Икона, обретённая солдатом, не раз приносилась крестьянами из часовни в Рузаевскую церковь, но на следующее утро образ находили на своём месте, у источника. Первоначальный образ со временем был утерян. В девятнадцатом веке вместо утраченной иконы в Афонском монастыре была написана новая икона мученицы Параскевы, обрамленная в серебряно-позолоченную ризу с частицами святых мощей специально для Пайгармского монастыря.

В июле 1865 года на месте нахождения иконы была образована Параскево-Вознесенская община. В 1895 году был выстроена храмовый комплекс, включающий Успенскую и Вознесенскую церковь. Параскево-Вознесенский монастырь в девятнадцатом веке был одним из многолюдных и благоустроенных монастырей России.

В наши дни Параскево-Вознесенский женский монастырь считается историко-архитектурной жемчужиной Мордовского края и местом паломничества православных христиан.

Параскево-Вознесенский женский монастырь является памятником архитектуры 18 века. Он расположен в уютном месте, в селе Пайгарма. Данная святыня имеет статус возрождающийся. Обитель построена в честь святой мученицы Параскевы. На этом месте когда-то произошло необычное явление. Привиделась икона мученицы в 1865 году. Сегодня святыня выступает в роли главной святыни комплекса. Ее написали в 19 веке, на Афоне. В процессе ее создания использовались частицы мощей святой. Божия угодница отличается особой благодатью. Она помогает устроить семейную жизнь.

Также образ считают покровителем торговли. Неподалеку от монастыря образовалось три родника — Параскевы Пятницы с купелью, Николая Чудотворца, Серафима Саровского (минеральный источник). Женщины, страдающие бесплодием, нередко обращаются к ключу святой Параскевы. Здесь они получают особую помощь для лечения бесплодия и зрения. Неподалеку много озер, лесов. Деревня живописная.

Как добраться

Компания «Семейный чемодан» организует паломнические поездки.

Места силы

В истории имеется большое количество случаев, когда люди, страдающие различными заболеваниями, выздоравливали, купаясь в местных родниках. Так, в 1998 году, за несколько дней до начала Великого Поста в монастыре произошло чудесное явление. Всем известная икона «Благодатное небо» замироточила. Это явление смогли увидеть прихожане, которые присутствовали в тот период на службе. Из иконы струилось миро. Так называют благоухающее церковное масло. Все присутствующие на службе были помазаны миром.

Кроме того, через определенный отрезок времени стало известно, что один из прихожан смог излечиться от болезни, которая мучила его годами. Это был молодой человек по имени Павел Жувайкин. Ему было 12 лет. С самого рождения ребенок был слепым на левый глаз. После помазания мальчик прозрел. Икона за всю историю существования мироточила три раза — 27 февраля, 1 и 8 марта.

Параскево-Вознесенский женский монастырь находится в 35 километрах от Саранска. Недалеко от святыни есть крупная железнодорожная станция. Дата основания приходится на 1864 год. Это была инициатива местных жителей. Популярность местных источников велика. К ним приезжают из различных регионов. Местная вода применяется для умывания, часть воды используется для купальни, а часть выводится в сток, который расположился под алтарем.

История монастыря

При основании монастыря местные жители опирались на информацию о святости пайгармских родников. История русской земли непростая. Во второй половине 18 столетия она находилась во власти помещика Еремея Струйского. Бесполезные земли он начал распродавать. Так дровяной лес ушел к зажиточным мордвинам. Лесной массив славился родниками. На одном из них и появилась икона Параскевы. От нее впоследствии смог исцелиться раненный боец. Солдат соорудил сруб и провел в него источник. С этого момента уже на протяжении многих лет к роднику не зарастает тропа. Желающих посетить данное место большое.

В 1861 году пустошь была пожертвована церкви. На этом месте открыли монастырь. В 1863-1865 гг. началось активное прошение крестьян о том, чтобы открыть здесь женскую общину. В данном процессе активное участие приняла дворянка Мария Михайловна Киселева. Она смогла добиться поставленных целей. При ключах организовали сестринскую общину. Для ее обеспечения Киселева продала 20 десятин пашни под Пайгармой. Ее поступок стал примером и для других богатых крестьян.

Всего, в конечном итоге, за общиной стояло около 46 га пашни, лесной зоны. Строительный процесс храма начался в 1865 году. Деньги на стройку поступали за счет пожертвования из различных городов. В конце 19 века подворья стали образовываться в Пензе, Саранске, Санкт-Петербурге и других населенных пунктах.

До 1865 года в Пайгарме находилась маленькая часовня. В 1866 году осветили другую часовню — Параскево-Пятницкую. На деньги народа построили Вознесенскую церковь. В 1873 году на месте часовни было принято решение возвести церковь из дерева во имя великомученицы Параскевы. Внутри храма был ключ, его оправили в кувшин. Деревянная постройка гармонично смотрелась на фоне лесного массива. Ее разрушили в 1950-х годах.

Сегодня на его месте стоит другая обитель, созданная по подобию ранее возведенной. От обители начинается короткий спуск к ключам и источникам. Рядом находился ряд келий. Западнее можно было увидеть корпус трапезной, а с севера больничный корпус. На востоке стояли общественные объекты. Это были школа, церковная лавка, гостиницы для паломников. Центральная часть монастыря преимущественно представлена соборной площадью.

Монастырь с 1870 гг. являлся полностью обнесенным стеной с башнями, в которых четко прослеживаются церковные мотивы. Соборная площадь формировалась длительное время. Весь процесс занял несколько десятилетий.

Большой Успенский собор заложили в 1874 году. Он возводился на протяжении 16 лет. Проект был реализован в память Успения Божией Матери. Внешнее оформление напоминает Храм Христа спасителя. Однако нотки оригинальности также прослеживаются. Отдельного внимания заслуживают росписи на стенах, которые могли похвастаться исключительной выразительностью и утонченностью. Примечательно, что часть фресок прекрасно сохранилась до нашего времени. Красочный слой повредился местами. Образы на стенах безжалостно были повреждены из огнестрельного оружия варварами 20 века. Отбивалась штукатурка, осквернялись иконы.

Реставраторам предстоял широкий спектр работ. Вначале 1990 гг. многие образы были переписаны заново. Успенский собор в настоящее время является полностью отремонтированным. В нем регулярно проводятся службы. Кроме того, храм отличается прекрасными акустическими данными. Внутреннее пространство светлое и наполнено торжественностью.

Вознесенский храм возвели уже в 1893 году. Работа проводилась по проекту архитектора А. Е. Эренберга. Если брать во внимание основные черты, то святыня копирует абрис собора. Она состоит из пяти глав, оснащена отоплением. В советское время главы были разрушены. Впоследствии их заново отстроили. Но росписи еще не завершены. В храме есть фреска, которую закрасили в 1950-м году. Также интересно изображение св. Пантелеймона на столпе. Оно находится с запада. Много росписей на новозаветную тематику.

Монастырская деятельность

С 1870-х гг. при монастыре длительное время существовала иконописная мастерская. В ней писали лики монахинь. В роли учениц были послушницы. Все работы имели специальную пометку. Прикрепляли листок бумаги, на которой был написан необходимый текст. Под мастерские был отдан целый корпус, так как они пользовались большим успехом. Более того, развивались такие направления деятельности, как тиснение на фольге, портняжное, сапожное ремесла. Существовал скотный двор, который обслуживался до 40 работниками. Функционировали пасека, сад. К 1890 гг. женская община существенно увеличилась в размерах. Ей могли позавидовать многие ведущие монастырские комплексы. Пелагея Смирнова являлась главой общины. Впоследствии она также была пострижена в монахини.

Обитель много внимания уделяла монастырской деятельности. При нем длительное время существовал сиротский приют, школа, богадельня. Ученицы-сироты размещались в отдельном двухэтажном здании. Первый ярус был выделен под кухню, столовую, комнаты для помощниц. Сиротская школа являлась примером для подражания. На всероссийских выставках она завоевывала золотые медали. В 20 столетии ее переоформили в оригинальное духовно-образовательное учреждение. Подобных организаций больше не было в Поволжье.

В 1918 году монастырь активно использовался в роли штаба русской армии. Впоследствии тут разместили военный госпиталь. Монахини являлись сестрами милосердия. Вскоре на святых землях сформировался Пайгармский совхоз. Его существование не было длительным. Затем здание использовалось, как районная больница, железнодорожные склады. На территории садов и парков образовался поселок. Церковь возле кладбища и колокольню снесли.

В роли последнего владельца выступило Министерство обороны. Оно пришло к выводу эксплуатировать обитель, как резервный аптечный склад. Оба храма с целью удобства хранения раздели при помощи перекрытий на два яруса. При чем балки вкручивались прямо в фрески.

Следующий исторический этап знаменателен образованием Саранской епархии. Стал вопрос о том, чтобы вернуть обитель верующим. Сначала православию был возвращен Успенский собор, затем усыпальница и трапезная, келейные постройки. К 1997 году возвратили большое белокаменное здание и дом бывшей больницы.

В настоящее время здесь проживает боле 50-ти священнослужителей. Обитель полностью возвращена православию. Святыню над источником пришлось отстраивать заново. Вознесенская церковь находится на этапе реконструкции. Фундамент колокольни недавно заложили.

У комплекса есть подворье в Саранске — церковь во имя Рождества Христова Саранской епархии. Она отличается наличием достаточно большого прихода. Все доходы отправляются на восстановление зданий в Пайгарме. Поток туристов большой. С каждым годом он становится только больше. Среди приезжающих немало молодежи.

Особенности происхождения земли, Параскева Пятница

Пайгарма в переводе с мордовского звучит, как «осиновый лес». Сегодня на территории и до сих пор встречается много насаждении осин. Один из них вы можете увидеть, подъехав к разъезду Пайгарм. Он тянется до станции Хованщина. В мордве почему-то такое дерево, как осина, не популярно. Кто-то сказал, что это дерево даже является злым. По народным поверьям в осинниках живет нечисть. В Мордовии насчитывается большое количество богов. Среди них есть как злые, так и добрые Боги. Коренные жители хорошо помнят имена, их характер.

Параскева явилась народу из воды. Она является покровительнице женщин, оказывая помощь в замужестве и деторождении. Она поддерживает в быту, особенно в прядении и ткачестве. Поэтому, ей жертвуют ткани, холсты, лен, шерсть и т.д. В былые времена все дары бросались людьми в колодец. Данный обряд получил название «мокрида».

Родители святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, были христиане. Они особенно относились к дню страданий Господних. Когда у них родилась дочь, они назвали ее Параскевой Пятницей. В скором времени становится понятным, что Параскева стала приобщаться к страстям Христовым. Дева посвятила свою жизнь Господу. За дерзновенное исповедание власти заточили девушку в темницу и подвергли истязаниям. Ее муки были тяжелыми. В темнице посетил деву ангел. Раны мученицы стали закрываться, она выздоровела. Затем на исповедницу напали новые испытания. Ее пытались истязать огнем. Но факелы сильно воспламенились и опалили самих недоброжелателей. Святая была усечена мечом.

Пайгармский монастырь поражает большой территорией. Здесь легко дышится и уютно. Вы сможете посетить несколько церквей, родники. Архитектура объектов восхищает своим величием. Сине-белый окрас невероятно идет комплексу. Вода в родниках жесткая и содержит много железа.

Бывая в Пайгарме, непременно посетите Саранск. Если получится, то вы сможете совершить подъем к золотым куполам храма адмирала Ушакова. С верхней площадки открываются красивые виды на внешние окрестности. Туда поднимаются в основном только «звонари». С ними можно договориться для посещения высотки. Город Саранск с каждым годом только хорошеет. С высоты он необыкновенно красив. Сами золотые купола храма выполнены с использованием современных технологий и отличаются высоким качеством.

Похожие публикации