Энциклопедия пожаробезопасности

Нас наказывает бог. «Почему Бог не наказывает плохих людей

Люди, сталкиваясь с несчастьем, часто задаются вопросом: "За что наказывает бог?" Что бы ни произошло, смерть близкого человека, несчастный случай или внезапная болезнь, многие убеждены в том, что это наказание от Бога. Так ли это на самом деле? Всегда ли в наших страданиях виновен Бог?

Причины для наказания

На примере евреев мы можем увидеть, за что наказывает бог. Вспоминая историю жизни древних израильтян, когда Бог избрал их особой нацией, можно увидеть причины, из-за которых они лишались божьего расположения. Всякий раз, когда евреи совершали против Бога тяжелые грехи и не проявляли искреннего раскаяния, они терпели неудачу.

Есть ли у Бога право негодовать, гневаться на нечестивых людей? Он имеет на это полное право, как Создатель, как Творец всей Вселенной! Причем, такие качества, как любовь и справедливость, присущие ему, помогают не наказывать людей до тех пор, пока их грех не доходит до предела.

Плохие поступки и речь непослушных людей, вот причины для наказания. И если люди, поступающие незаконно, не всегда наказываются государством, от божьего взгляда им не убежать. Рано или поздно, делающие зло, будут наказы божьим судом. Яркое тому подтверждение, стих из Библии 1 Тимофея 5:24.

Всех ли Бог наказывает

А, наказывает ли бог тех, кто меняет свой образ жизни? Нет! Совершение ошибки не является для бога существенной причиной для наказания. Он смотрит на отношение человека к совершенному греху. Если у него есть возможность измениться, делает ли он это? Не перекладывает ли он свою вину на других людей? Беспокоит человека больше репутация перед людьми или чистая совесть перед Богом? Взвесив все обстоятельства грешника, Бог решает наказывать его или простить. Такому Богу приятно служить!

Но, как быть с нашим несовершенством? Ведь именно наша греховная плоть принимает решения, которые влекут за собой плохие последствия. А нам может казаться, что это наказание от Бога. Не будем забывать, что часто наша собственная недальновидность и приводит нас к страданиям. Виноват ли будет бог, если мы купим дом в сейсмонеустойчивой зоне и пострадают наши близкие? Или мы получили травму по неосторожности, разве бог виновен в переломе или растяжении? Не мы ли ответственны за немудрые решения или спешку?

Почему бог наказывает?

И все же, давайте разберемся, почему бог наказывает? Чтобы понять это, в лице бога представляйте своих родителей, которые очень любят вас и пекутся о вашем благополучии. Так вот, прежде чем наказать ребенка за непослушание, родители несколько раз предупредят его об опасности. Объяснят, почему стоит прислушаться к их совету. Поэтому наказание происходит, когда исчерпаны словесные предупреждения.

Но, главное, наказание - это любящая мера. Ведь, "кого любит бог, того и наказывает".

В последнее время все больше и больше распространяется учение о том, что Бог Нового Завета никого никогда не наказывает.

Об этом пишут публицисты, говорят на лекциях преподаватели богословских курсов. Так как в ветхозаветных текстах слишком много свидетельств о карах, приходящих на грешников с неба, то последователи данного учения акцентируют внимание именно на Новом Завете, где сказано: Бог есть любовь (1Ин.4:8).Обычно говорится, что в христианскую эпоху беззаконник наказывает сам себя, мучаясь от последствий своего греха.

Бог же просто делает шаг в сторону, не мешая ему погибать. Такой вот, своего рода, деизм. Что же касается ветхозаветных жестокостей Яхве, то они уже в прошлом. После прихода Христа наказание людей при их жизни от Всевышнего невозможно.Все получается очень красиво, гуманно, всем нравится это слушать. Толерантному обществу симпатичен толерантный «бог», который всем все разрешает, всех жалеет, никого не трогает. Неудивительно, что данное учение приобретает все большую и большую популярность.

В чем опасность такого взгляда? Во-первых, это искажение образа Божьего, данного в Священном Писании. Во-вторых, в данной системе ветхозаветные книги представляются «злыми», а Бог, о Котором в них написано, каким-то ущербным по сравнению с Богом новозаветным. Помимо того, что подобные взгляды нарушают цельность и единство Священного Писания, они очень опасно работают в жизни.

Скажем, в споре об отношении Библии к гомосексуализму уже не получится сослаться на Содом и Гоморру. Вам тут же заявят: а это Ветхий Завет! (что синонимично тезису: «вы пользуетесь устаревшей информацией») Вот, скажут, гей-парады проходят во всех цивилизованных странах, и на них сера с огнем не падают. Значит, Бог-Любовь теперь принимает каждого человека таким, как он есть, лишь бы веровал в Него. А бывшая в Ветхом Завете «нетерпимость» Бога к мужеложству уже неактуальна. Теперь Бог есть любовь, и только любовь.
***
Надо признать, в Писании и святоотеческом наследии действительно есть идея о том, что Бог способен наказывать грешника как бы «пассивно» - отнимая Свою защиту и помощь. Достаточно вспомнить знаменитую «Песнь о винограднике» пророка Исаии, где Господь обещает неверному Израилю (винограднику) следующее наказание: Отниму у него ограду, и будет он опустошаем (Ис.5:5). Однако кроме идеи «пассивного наказания», Библия полна примеров жестких прещений от Всевышнего через Его прямые действия. И в Ветхом, и в Новом Завете Бог карает грешников, вторгаясь в ход земной истории. Нравится нам это или нет, но Библия не оставляет «теории ненаказания» никакого права на существование. Обратимся именно к новозаветным книгам, на которые обычно ссылаются любители обсуждаемого нами учения.

Например, про нечестивого тетрарха Ирода книга Деяний говорит: Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер (Деян.12:23). Разве это не очевидное свидетельство Божьего возмездия грешнику? В той же книге сообщается, как через апостола Павла Господь ослепил лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса (см.Деян.13:6-11), а через Петра умертвил Ананию и Сапфиру (см.Деян.5:1-12).

История с Ананией и Сапфирой требует уточнения. Один известный публицист, сторонник «теории ненаказания», написал в авторитетном периодическом издании об инциденте с Ананией и Сапфирой следующее. Оказывается, умерщвляет их… не Бог! Он просто делает все тот же шаг в сторону, и отдает несчастных обманщиков в руки… сатаны! Ананию и Сапфиру убивает враг рода человеческого, с согласия Господа.

Однако если открыть толкования любого из святых отцов, мы увидим совершенно противоположное мнение: именно Бог через апостола Петра отнимает жизнь у супружеской четы за особо ненавистные Ему грехи: сребролюбие и лицемерие (по Златоусту – святотатство). Автор статьи, пытающийся показать себя любвеобильнее святых, не мог этого не знать. Он даже привел цитату из блаженного Феофилакта: «жизни лишил их обоих, как одинаково согрешивших, имеющий власть над жизнию и смертию Дух Святой».

Но тут же автор «толкует» самого Феофилакта – оказывается, «когда блаженный Феофилакт говорит о том, что Святой Дух лишил жизни двух лжецов, он подразумевает лишь одно: животворящий Податель жизни не стал насильно сохранять жизнь в людях, которые давно от нее отказались и по сути - уже были мертвы». Прекрасно, не правда ли?

Прямая и ясная фраза блаженного Феофилакта «Святой Дух лишил жизни» значит у современного писателя обратно противоположное: «диавол лишил жизни». Умертвил обманщиков лукавый – а Дух просто «не стал насильно сохранять жизнь». И думается: до какого предела можно дойти, продвигая СВОЮ точку зрения на библейские тексты?

Словно предугадывая будущие искажения слова Божьего, святитель Кесарий Арльский еще в 6 веке написал, толкуя это место: «Чтобы мы опрометчиво не предполагали, что такое (наказание грешников Богодухновенными людьми) происходило только в Ветхом Завете, давайте внимать блаженнейшему и кротчайшему апостолу Петру, и посмотрим, как действовал через него Святой Дух в отношении Анании и Сапфиры. Как бы то ни было, это совершилось не для того, чтобы блаженный апостол отомстил за себя, ибо он не претерпел от них никакого оскорбления, но Святой Дух устами Петра вырвал с корнем начавший давать побеги дурной пример неверности» .
***
Отдельного взгляда заслуживают наказания книги Апокалипсис. Иоанн Богослов изображает несколько седмеричных циклов страшных казней, имеющих обрушиться на грешное человечество в конце времен. Многие кары несут смерть, а некоторые оказываются даже хуже смерти.

И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Отк.6:8).

Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде "полынь"; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки (Отк.8:10-11).

И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека. В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Отк.9:3-6). Подобные места: Отк.9:13-18, 11:13, 6:8, 8:10-11.

Примеры можно умножать. Но и без того понятно: и в Новом Завете Бог также способен наказывать человека. Творец способен наказать не только в будущей, но и в настоящей жизни, вплоть даже до умерщвления. Причем здесь мы употребляем слово «наказание» не только в смысле «научения», но и в значении заслуженной кары.
***

Библия – очень цельная книга. Все части библейского текста находятся в неразрывной связи. Поэтому нельзя примитивно делить дохристианские и новозаветные действия Бога на «плохие» и «хорошие».

Нужно сказать, разделение Бога Ветхого и Нового Завета как бы на двух разных богов (злого и доброго) было известно еще в древности. Подобные взгляды входили в разнообразные гностические системы, осужденные Церковью. Но христианство всегда исповедовало единого Бога двух Заветов, Святого и Неизменяемого, и обе части Библии считала богодухновенными. Да, в отношениях Творца с людьми прослеживается некая божественная педагогика. В Новом Завете Он являет Себя несколько иначе, чем в Ветхом. Но все же это один и тот же Бог, Который Себе не противоречит.

Вообще стоит обратить внимание на то, что в Ветхом Завете Господь часто являет Себя как Бог Нового Завета, а в Новом – как Бог Ветхого. По Своей природе Творец неизменен, просто в разных библейских текстах проявляются разные аспекты Его природы. Мы можем найти в ветхозаветных книгах образ Господа любящего, сострадательного, человеколюбивого, а в новозаветных: жесткого, грозного, гневающегося, неумолимо-справедливого. И все это – единый Господь! Дадим некоторые примеры.

Ветхий Завет. Книга Исход придает Богу такие качества, как: человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Исх.34:6). Второзаконие называет Бога Отцом (см.Втор.32:6). Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис.49:15) – восклицает Господь через Исаию. Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез.33:11) – передает слова Божии Иезекииль. Эти стихи, характеризующие ветхозаветного Бога, вполне уместны были бы и в Новом Завете.

Отдельного внимания стоит закон, данный Богом через Моисея. Мы найдем в нем настолько высокие по своей нравственности установления, что их вполне можно отнести к новозаветной морали и этике.

Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним (Исх.23:4-5).

Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его (Втор. 24:14-15).

Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его; пусть он остается пришельцу, сироте и вдове (Втор.24:19). То же касалось сбора маслин и винограда (см.Втор.24:20-21).

Когда же приступаете к сражению… Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не обновил его; и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не воспользовался им; и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении, и другой не взял ее. И еще объявят надзиратели народу, и скажут: кто боязлив и малодушен, тот пусть идет и возвратится в дом свой (Втор.20:2,5-8).

Вспомним, что многолетнее нечестие Ниневии Бог прощает всего лишь за 40 дней покаяния (см. книгу пророка Ионы). Уже в Ветхом Завете Господь исцеляет больных и воскрешает мертвых (см.3Цар.17:19-23, 4Цар.4:32-37, 4Цар.13:20-21, 4Цар:5,14, 4Цар.20: 2-7). Через царя Соломона Господь еще до Нагорной проповеди говорит о любви к врагам: Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою (Прит.25:21).

Можно приводить множество других ветхозаветных текстов, где Бог являет себя как любящий Отец, заботливый и внимательный Владыка мира и человека. Мы не говорим сейчас о жестокостях дохристианского времени, ибо они гораздо более известны и обговорены, чем те места, которые мы сейчас приводим. Важно понять, что Бог Авраама, Исаака и Иакова не только убивает, гневается, карает. Он любит, переживает, милует, терпит, исцеляет, воскрешает.

А теперь посмотрим на Новый Завет. Новозаветный Бог способен не только любить, миловать, исцелять, воскрешать – но и гневаться, ненавидеть, наказывать, воздавать по заслугам, умерщвлять. На примере засохшей смоковницы Христос показывает, что в некоторых случаях Его сила может действовать разрушительно (см.Мф.21:19).

На фарисеев Он взирает с гневом (Мк.3:5), дважды изгоняет торговцев из храма (см.Ин.2:13-16, Мф.21:12-13). В послании к Римлянам апостол Павел пишет: открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою (Рим.1:18). Бог наш есть огнь поядающий (Евр.12:29); страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:31) – читаем в послании к Евреям. В Новом Завете Господь, как и в Ветхом Завете, все так же ненавидит грех: Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу (Отк.2:6).

Особо апостол Павел предупреждает о возможности наказания от Бога в послании к Евреям. Если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр.10:26-29)

Еще одно место: Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него] (Евр.2:2-3; подобные места: 12:25, 6:4-8). Здесь апостол имеет в виду непослушных евреев Исхода, которые были наказаны Богом еще в этой жизни, умерев в пустыне. Согласно мысли апостола, подобные наказания ожидают и нас, если мы пренебрежем новозаветными дарами Господа.

Говоря о возможности недостойного причащения, апостол Павел сообщает коринфянам: От того многие из вас немощны и больны и немало умирает (1Кор.11:30).

Можно было бы приводить множество фрагментов из апостольских посланий, написанных по-ветхозаветному – с той же логикой, теми же интонациями, теми же предупреждениями. И так же, как в дохристианскую эпоху, Господь напоминает о Своем праве наказывать и карать как во время земной жизни грешника, так и после нее.

Кстати, Сам Христос в Новом Завете изображается не только как кроткий Агнец. В Апокалипсисе Он представлен скорее в ветхозаветном, нежели новозаветном образе: Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом: глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный; и ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи, и голос Его, как шум вод многих. Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый (Отк.1:12-17, ср.Дан.10:5-6).
***

Не потому привожу все эти жесткие тексты Писания, что получаю наслаждение от чьих-то мучений. И вовсе не желаю, чтобы справедливые кары Божии достигли всех тех, кто их заслужил – в том числе и меня. Я хочу от Господа милости, и мое сердце привлекает к Всевышнему именно любовь Божия, а не Его наказания. Но искажение образа Божьего, данного в Писании, не есть дело любви. Да, в Библии имеются стихи, в отношении которых нам бы хотелось, чтобы их не было. Но они есть, и нам необходимо менять себя по Библии, а не Библию по себе.

Современный мир как раз хочет видеть Бога этаким добреньким дедушкой, который всем улыбается, все разрешает, все прощает. Востребована мода на толерантного «бога». Расслабленная цивилизация рождает образ расслабленного «господа», с которым легко иметь дело. «Ты твори что хочешь, а «бог» тебя любит и заведомо все прощает – только веруй в него» - проповедует мир. Наше развращенное сердце очень хотело бы согласиться с этим! Однако Священное Писание не знает такого «бога». Наш Бог не такой, и Его любовь не такая!

Все сложней и интересней. Мы имеем дело с живым Господом, Творцом неба и земли, Который не вмещается в рамки человеческих рассуждений! Да, Бог есть любовь. Но, как мы уже увидели, любовь Божия отличается от представлений грешного человека о ней. Она ничего общего не имеет с пониманием любви как переодетого эгоизма, которое предлагает наша цивилизация. Также любовь Божия – это не вздохи на скамейке, не сентименты и не кипение страстей. Она – святая, и потому до конца нам не понятная. Она ведет ко спасению грешного и непослушного человека, и на этом пути может проявляться очень непредсказуемо: быть жесткой, строгой, ревностной, жестокой, сверхлогичной, иррациональной – все это в ней каким-то образом соединяется.

Сам Бог в Библии представлен антиномично. С одной стороны, Он справедлив, а с другой – милостив. Он трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит (Мф.12:20), и в то же время о Нем сказано: страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр.10:31) Любящий людей Всевышний поражает в Ветхом Завете города Содом и Гоморру, а в Новом Завете грешников Ананию, Сапфиру, Ирода. Он любит и милует, но в то же время кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр.12:6).

Как это в Нем сочетается? Мы не знаем, и вряд ли когда-нибудь сможем понять. Но наш Бог точно не такой примитивный «добряк», каким Его пытаются представить поборники теории «пассивных наказаний».

Не лучше ли вместо того, чтобы искажать библейский образ Бога, просто познавать Его таким, как Он есть? Но для этого необходимо внимать Его откровению, а не создавать собственные экзегетические теории, проецируя на священный текст свои личные предпочтения. Давайте читать Библию честно! – хочется сказать адептам «теории ненаказания». И вряд ли стоит пытаться выглядеть «добрее», чем святые и Сам Господь.

Финансовый кризис, угроза ядерной войны, терроризм... Мы почти привыкли жить в постоянном страхе и ожидании новой глобальной катастрофы. Кажется, что мирное время уже не наступит никогда, и с каждым днем становится только хуже. «Скоро конец света, - слышится со всех сторон. - Господь наказывает нас за наши грехи». И сразу хочется задать вопрос: а Господь ли? И действительно ли это наказание?

Ведь, на самом деле, все, что касается Бога - Его действий по отношению к сотворенному Им миру и людям - относится лишь к области наших догадок, предположений, интуитивного понимания и веры. Веры в то, что Господь в первую очередь милостив и человеколюбив. И Он вовсе не стремится во что бы то ни стало наказать нас за любой проступок.

«Мне часто приходится слышать, что Господь несправедлив, - говорит священник Павел Коньков, настоятель в честь иконы Божией Матери "Всецарица" в г.Рязани. - На это я всегда отвечаю: и слава Богу!

Слава Господу за то, что Он несправедлив к нам. Ведь если бы Он поступал «по справедливости», то всех бы нас давно покарал как следует за наши грехи, которые мы часто и не замечаем даже.

Но Господь милостив и милосерден. А все глобальные катаклизмы, которые сейчас происходят с нами - это скорее не «Божья кара», а следствие наших же поступков. Ведь если человек наносит удары по стеклу, оно рано или поздно разобьется. Так и мы с завидным упорством «разбиваем» наш мир, и удивляемся, что с нами начинают происходить какие-то беды. Да, Господь, скорее всего, попускает эти несчастья - для вразумления человечества. Но мы, к сожалению, не хотим видеть своей вины, ведь гораздо проще обвинить в этом Создателя».

Представление о Боге как о Судье, Который посылает наказания за проступки, сохранилось еще с Ветхого Завета. Примеры такой кары в Библии встречаются постоянно - изгнание Адама и Евы из Рая, разрушение Содома и Гоморры и, конечно, Всемирный Потоп, который уничтожил почти всю землю.

Но Новый Завет установил другие взаимоотношения человека и Творца. Христос открыл людям Бога как источника всеобъемлющей Любви и милости. И, даже посылая скорби и испытания, Господь не стремится наказать нас, а лишь исцелить и вразумить.

«Самое близкое сравнение, которое здесь можно подобрать - это сравнение с врачом, - считает священник Павел Коньков. - Врач часто вынужден причинять людям боль, чтобы вылечить тяжелую болезнь. Также и Господь попускает каким-то несчастьям происходить в нашей жизни, зная, что, в конечном счете, они будут способствовать излечению души. Ведь если быть честными, то мы и сами понимаем - мало кто приходит к Богу в радости. Когда все в нашей жизни хорошо, то о Господе мы часто забываем. И, наоборот, - в беде обращаемся к Богу. Но зачем же дожидаться плохого?»

Еще одно рассуждение о Божьем наказание я услышала недавно от своей знакомой. «Я порой очень злюсь на ребенка, - говорила она, - и возникает иногда мысль «а как бы легко жилось без него». Мысль-то сама по себе страшная, нехорошая, и я знаю, что думая так, совершаю грех. И тут же появляется страх - а не захочет ли Господь за эти мысли послать мне наказание и испытать меня». Мы ведь, действительно, часто сами понимаем последствия наших поступков.

Засовывая палец в розетку, стоит ожидать удара током. Так и мы за свои ошибки порой ждем от Бога какой-то кары.

Игумен Паисий (Савосин), насельник Иоанно-Богословского монастыря, прокомментировал эти страхи так: «Ну неужели Господь так мстителен и готов по любому поводу сыграть с нами злую шутку? Вовсе нет! Это бесы могут глумиться над людьми, а Бог любит человека и никогда не совершит заведомое зло по отношению к нему».

Именно об этой Божественной Любви нам нужно помнить, пытаясь предугадать и предотвратить последствия своих действий. Ведь нежелание причинить боль любимому человеку, а вовсе не страх наказания удерживает нас от многих плохих поступков. Эта истина справедлива не только в отношениях между людьми, но и между человеком и Богом.

Светлана Исаева, по материалам газеты "Панорама города"

Приходилось ли вам когда-нибудь оправдываться за дела, которые не имеют к вам никакого отношения? Ну, или почти никакого. Если да, то вы можете понять мои чувства, когда разговорившись на остановке с одной девушкой по вопросу веры, Бога и духовности, мне пришлось выслушать от нее буквально шквал обвинений в адрес Бога.

«Нет, Его не может быть! Ну, может Он и есть где-то, но я не хочу, чтобы Он касался моей жизни! Пусть просто даст мне жить спокойно, с меня уже хватит. Ну как, ну как Его могут называть любящим! Ведь я ничего не делала плохого, всем старалась помогать, относиться по-доброму. А в ответ – одни беды! Почему же Бог меня наказывает!?» И она начала перечисление многочисленных жизненных неурядиц, включая уход мужа и проблемы с родителями.

Ну что тут скажешь? Я призвал на помощь все свои немногочисленные на тот момент (а происходило это лет десять назад) знания о законах Божьих, что-то пытался говорить о том, что в мире грядущем за все воздастся по заслугам, что Бог все равно любит, еще что-то… Все бесполезно. Конечно, сейчас я бы повел себя по-другому, но тогда этот момент остался у меня в душе и заставил крепко задуматься. Так бывает? Бог действительно наказывает? У меня не было сомнений в том, что Бог знает, что делает, но все же…

Занимаясь пасторской работой, неизбежно сталкиваешься с вопросами прихожан о том, почему то или иное событие случается в их жизни. И если кто-то приходит к пастору, в 95 процентах случаев – это не разговор о радостных событиях, а о различных проблемах в жизни веры и даже просто жизни. Как принять и пережить ту или иную ситуацию? Как понять, почему она возникла? Неужели я совершил что-то такое, что Бог теперь меня наказывает? Почему? Множество вопросов всплывает сразу, как только у верующего человека, я подчеркиваю, именно у верующего, возникает какая-то проблема. Ведь неверующий просто принимает это как данность – ну, так произошло, так сложились обстоятельства. Может кто-то верит в судьбу, в предопределенность, но все равно – больше переживают за последствия ситуации. Другое дело – верующие. Ведь мы верим, что есть Бог, Которому мы вручили свои жизни, Который любит нас, мы верим, что Он с нами, что мы спасены. И поэтому когда что-то случается, верующих людей беспокоят не только последствия ситуации, но скорее ее причины – значит, я сделал что-то не так? Бога со мной уже нет? Или я Его рассердил? Он на меня теперь в ярости? Бог меня наказывает?

Святые отцы, конечно, отвечали на подобные вопросы, и может они не возникают у тех, для кого Добротолюбие – настольная книга. У большинства – возникают.

С чего же начать? Как подступиться к этому вопросу? Как говорил Козьма Прутков, «зри в корень». Т.е. в начало всего. Все, что мы имеем сейчас, имело свое начало. Именно там, в начале человеческой истории, в Эдемском саду, совершилось грехопадение и первые люди, ослушавшись Бога, стали жить собственным разумением. И ладно бы собственным. Князь мира сего и бог века сего получил возможность влиять на человека через его грехи и с тех пор мы так и остаемся как бы с разделенной душой – и вроде добрыми и хорошими хотим быть, и в то же время зло очевидно укоренилось в нашей сути. Силен в нас бывает наш «ветхий человек».

С начала времен за душу каждого из нас ведется настоящая борьба. Помните Иова? Только представьте, что тот же самый спор Бог и сатана ведут за вас, сейчас, в данный момент. И вполне очевидно, что и Бог и сатана могут вызывать в нас различные чувства, эмоции, намерения, организовывать обстоятельства нашей жизни, как, например, рассказывает об этом Павел «И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1 Фесс. 2:18). И Бог и сатана находят частичку «своей» природы в нашей душе. Поэтому апостол Петр предостерегает нас: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

Если за нашу душу ведется борьба, значит, мы нужны, причем и Богу и сатане. И вот здесь мы и подходим к самому главному вопросу. Если мы рассуждаем о том, наказывает ли нас Бог, то самое время вспомнить, а что же означает само слово – «наказание»? На практике, наказывают в трех случаях: когда ненавидят, из мести, также наказание следует, когда нарушается закон, и еще наказывают ради воспитания. Легко понять, например, почему людей наказывает сатана, человеконенавистник. А Бог? Да, Бог ненавидит грех, так как это не Его природа. Но Он не ненавидит людей! Поэтому Бог не наказывает из мести или обиды. Да, Бог судья, Он – создатель законов Вселенной и Его отнюдь не радует их нарушение. Но представьте Бога, как надсмотрщика, он стоит с дубиной над нашей головой и только и поджидает, когда же человек нарушит Его законы, чтобы треснуть его по голове и сказать: «ты нарушил Мои законы, на тебе, получай»! Это не тот Бог, которого я знаю, и, не тот Бог, о котором говорил Иоанн, что Он есть любовь. Иисус, когда его спросили о самых главных заповедях, дал заповеди любви. Поэтому Бог «наказывает» из любви.

Все мы знаем, что лекарства – вещь в основном неприятная, да и сам процесс лечения мало того, что удовольствия не доставляет, так в случае запущенной болезни превращается в операцию, когда ладно еще, если все органы останутся на месте. Но если поврежденный орган не удалить, то заражение распространится на все тело, и тогда все – прощай, человек!

Конечно, с гуманистической точки зрения, гибель Содома и Гоморры, истребление ханаанских племен во время исхода, или тот же самый потоп – вещи ужасные. Как же любящий Бог мог уничтожить столько людей, подвергнув их страданиям и лишив самого драгоценного – жизни. Но давайте вспомним, что с точки зрения Бога, именно об их жизни Он и заботился, но только не временной, земной, а об их вечной жизни в мире ином. Эти люди до сих пор живы, они ожидают спасения в духовном мире. А вот во время своей жизни на земле они настолько развратились, что их исправление оказалось невозможно. К тому же каждая из этих ситуаций была очень особой.

Те же хананейские племена, например, практиковали человеческие жертвы своим языческим богам. И кто-нибудь представлял себе, например, ужас матери, маленького сына которой жрецы Ваала ложили на руки огромного бронзового истукана, и когда эти руки поднимались, чтобы этот несчастный ребенок проваливался в пламя, горевшее внутри этой статуи и сгорал заживо. Или «невинный» обычай, приносящий, как считалось, удачу всему дому, ритуально убивать первого родившегося ребенка и замуровывать его тело в стену дома!? Или ритуальная проституция, процветавшая в храмах и сопровождавшая почти любые «религиозные» служения?

Мало ведь кто задумывается о тех, кто становится жертвами такой культуры – сколько насилия, жестокости, предательства, самых гнусных человеческих пороков и качеств приходилось испытывать на себе людям того времени.

Но хорошо, не будем уходить от главного. Скорее всего, мы не живем в развратном районе Содома и младенцев в жертву не приносим. По крайней мере, внешне. Возможно, мы вымещаем свои комплексы на окружающих, третируя жену или показывая власть над ребенком, наслаждаясь властью над подчиненным или наоборот, раболепствуя перед власть имущими. А может мы тихо ненавидим окружающих, просто потому, что они не ведут себя так, как нам бы хотелось, и от того, что ничего сделать не можем, ненавидим и себя заодно. А может у нас настолько все хорошо и мы так уверенно себя чувствуем, что нам стало наплевать, что же происходит вокруг, с другими людьми. А может мы настолько праведные, соблюдая все законы, Божьи и человеческие, что в своей праведности уже давно вознеслись выше Бога? Суд Божий – это не к нам?

Бог создал нас для того, чтобы мы стали Его образом, похожим на Него, чтобы Он мог наслаждаться вместе с нами отношениями любви, самым ценным, что есть во всей Вселенной и самой большой ценностью Бога. Но чтобы стать такими людьми, нам предстоит проделать большой путь, избавившись от своей «ветхой» природы, и воспитывая в себе Божью. После грехопадения мы заболели, серьезно заболели. Болезнь разъедает наши внутренности, добираясь до нашей основы и поражая наше Сердце, которое постепенно все меньше становится способно любить. Но ведь мы не просто рабы или слуги Бога, Он не для этого создал нас. Мы – Его дети, которые появились от Его огромной любви.

Вспомните притчу о блудном сыне – Иисус донес до нас страдающее и ищущее Сердце Бога. Отец поступил там не по справедливости, закону, а по любви. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив и прожил счастливую и полную радости жизнь. Но представьте, родитель видит, его ребенку понравились блики на воде, они такие красивые, переливаются, манят к себе. И ребенок делает шаг к воде. Он не знает, что вода – не суша, она только кажется твердой поверхностью, он не знает, что эти блики – всего лишь мираж, и он скоро исчезнет. И родитель преграждает дорогу, он не дает подойти к воде. Что может подумать ребенок? То же самое, что иногда чувствуем мы, когда Бог преграждает нам дорогу к какой-нибудь нашей манящей и переливающейся всеми красками мечте. И мы недоумеваем, почему?

Любовь Бога, Родителя, это одновременно и любовь матери и любовь отца. И если материнская любовь мягкая, обнимающая, утешающая, то отцовская – строгая, это ответственность, правила, заповеди. Нам всем приятно принимать материнскую сторону любви, но часто трудно воспринять его отцовскую сторону. Но без этого мы не сможем стать образом Божьим, похожим на Него. И поэтому Бог дает Свое Слово и хочет, чтобы мы его выполняли.

Таким образом, Бог не наказывает, а воспитывает человека ради его будущего как образа Божьего. Если болезнь зашла далеко или человек находится у опасной черты – Бог прописывает сильное лекарство или предпринимает решительные меры. Так как мы не знаем Его воли и к чему же Он нас в итоге хочет привести, нам кажется, что Бог только осложняет нашу жизнь, заставляя проходить жизненные уроки, или трудности.

Но если мы поймем, что Его самое большое желание – быть с нами в отношениях любви, и что нам предстоит изменить себя в соответствии с Его образом, тогда мы совершенно по-другому взглянем на все ситуации в своей жизни и обязательно увидим Его руку в тех событиях, которые происходят с нами.

Ну а как же быть с сатаной, ведь он тоже влияет на нас? Как же различить, эта ситуация от Бога или от сатаны? По плодам судите. Сатана хочет через трудности погубить человека, а Бог хочет, чтобы человек через преодоление трудностей изменился. И поэтому бывает, что человеку в депрессии сатана устраивает увольнение с работы и это оказывается переломным моментом в его решении покончить жизнь самоубийством. А бывает, что успешный предприниматель с прекрасными видами на будущее, ни в ком не нуждающийся, попадает в аварию и становится пожизненным инвалидом, полностью зависящим от других, но открывает мир души и любовь к Богу и окружающим.

У нас есть Слово, молитва и советы духовного наставника, чтобы понять, от кого та или иная ситуация. Но не стоит забывать, «сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Кор. 11:14). Поэтому нам в любом случае и в любой ситуации стоит обращаться к Богу, прося его руководства и защиты, руководствуясь самым лучшим, на мой взгляд, отношением:

Боже, дай мне сил принять то, что я не в силах изменить,

дай мне смелости изменить то, что я в силах поменять.

И дай мне мудрости, чтобы отличить одно от другого.

Похожие публикации