Энциклопедия пожаробезопасности

Дизайнер фашистской формы. Форма Ваффен СС: история создания и знаки различия военной формы Вермахта

Угадайте, кто был дизайнером фашистской формы?
Хьюго Босс:)

Мировые бренды - пособники фашистов

Политическую оплошность помог предотвратить некий бдительный гражданин, который пожаловался на то, что ему выдали документы на авто с фашистской аббревиатурой давно несуществующей партии NSB. Министерство транспорта Нидерландов тут же уверило, что ошибка произошла из-за сбоя в компьютерной программе, которая занимается отслеживанием автомобильных знаков, не допуская регистрации номеров машин с некоторыми запрещенными сочетаниями букв. Сейчас все нормальные знаки уже готовы, и владельцы вскоре их получат.

Помимо NSB, в автомобильных номерах не будут использоваться следующие аббревиатуры: KKK (Ку-клукс-клан), PKK (Рабочая партия Курдистана), а также буквенные сочетания, обозначающие любые политические партии, матерные слова и сокращенное название голландского футбольного клуба PSV Eindhoven. Буквенное сочетание Philips Sport Vereniging (PSV) в переводе с нидерландского означает всего-навсего "Спортивный Союз Филипс". 31 августа 1913 года футбольный клуб из голландского города Эйндховен был основан командой сотрудников компании Philips."

Если вы живете в Амстердаме и являетесь страстным болельщиком амстердамского клуба "Аякс", вам, вероятно, будет не очень уютно ездить в авто с номерным знаком PSV", — сказали в пресс-службе министерства.

История с буквами на номерных знаках выглядит еще "цветочками" по сравнению с винегретом из политической корректности и экономической конкуренции.

В 2006 году австрийский журнал Profil выдал сенсацию, мол, всемирно известный бренд HUGO BOSS осквернил свою репутацию во время Второй мировой войны. Одноименная фирма шила не только униформу для солдат и офицеров вермахта, но и для эсэсовцев. Международный трибунал в Нюрнберге признал СС преступной организации, а ее служащие подлежали суду. Кроме того, в журнальной заметке отмечалось, что компания использовала труд заключенных концлагерей. Через год сын Хьюго Босса, Зигфрид, признался, что его отец был членом нацистской партии. "Вся промышленность работала на нацистов", — добавил 83-летний отпрыск основателя империи моды.

Свою швейную мастерскую Хьюго Босс открыл в 1923 году в разгар экономического кризиса. До 1931 года она практически не приносила дохода, пока ушлый малый не вступил в нацистскую партию НСДАП. Спустя два года Босс добился получения государственного заказа на изготовление мундиров для штурмовиков, эсэсовцев, военнослужащих вермахта, а также молодежной организации "Гитлерюгенд". Разработанная им униформа заслуженно считается лучшей за всю историю военной формы. После войны Босса как пособника нацистского режима оштрафовали на сумму в 80 000 рейхсмарок. А в 1948 году Хьюго Босс окончательно отошел от дел, передав свое предприятие в руки наследников.

Кроме того, заключенные "лагерей смерти" трудились на многих немецких предприятиях, как Krupp, Siemens, Bayer, на автомобильных заводах Mercedes-Benz, Volkswagen, Porsche, и даже стояли у конвейеров американской компании Ford. По логике вещей, за эксплуатацию труда сотен тысяч узников, этим фирмачам и производимой ими продукции следует объявить бойкот.

И еще. Черную эсэсовскую униформу (хорошо знакомую нашему зрителю по сериалу "Семнадцать мгновений весны" режиссера Татьяны Лиозновой) придумал 34-летний специалист по геральдике, член "Имперской ассоциации немецких художников", профессор Карл Дибич со своим помощником Вальтером Хеком. Последний разработал также эмблему в виде сдвоенной руны "зиг" и дизайн холодного оружия для СС. Ателье Хьюго Босса занималась лишь пошивом униформы для партийных бонз и высших чинов СС и люфтваффе. На создание эсэсовской униформы Дибича сподвигла форма прусских "Гусар смерти" (в разговорном немецком языке с 18 в. принято называть 1-й лейб-гусарский полк и 2-й лейб-гусарский полк Королевы Виктории Прусской словом Totenkopfhusaren), чьи мирлитоны украшала эмблема Totenkopf — "мертвая голова". Сочетание черного и белого — это дань уважения геральдическим цветам королевства Пруссия. По иронии истории, в Российской империи существовали свои черные гусары, одетые в схожую униформу: Пятый полк Александрийских гусар.

Черные мундиры и фуражки для членов СС были введены 7 июля 1932 года, а после 1939 года начался массовый переход членов Общих СС на серую униформу. Фактически с этого момента черную форму перестали носить, отдавая предпочтение серой и полевой. В 1944 году в Германии ношение черной униформы было отменено. Советские деятели культуры превратили ее в запоминающийся символ эсэсовца.

Знаменитый германский модный дом принес извинения перед мировым сообществом за то, что в годы Второй мировой войны на его фабриках использовался подневольный труд.

Хьюго Фердинанд БОСС.

Зачем Хьюго вступил в партию нацистов?

Ещё в 1997-м году компания Hugo Boss публично признала факт своего сотрудничества с нацистами. Толчком к заявлению представителей фирмы послужило обнародование скрытых счетов в банках Швейцарии, в которых фигурировало имя Хьюго Босса, что доказывало его связь с нацистами. Но тогда в заявлениях присутствовало утверждение о полной неосведомленности руководства фирмы об этом факте, - аргументом служило отсутствие в архивах компании какого-либо упоминания о событиях, связанных с обслуживанием нацистского режима.
В 2006 году австрийский журнал Profil написал о том, что фирма Hugo Boss снабжала во время Второй мировой войны мундирами гитлеровскую армию. И, что еще хуже, использовала для этого труд заключенных из концлагерей и военнопленных. Фирма не стала отрицать обвинений. Пресс-секретарь Моника Стайлен сказала тогда: «Фабрика Hugo Boss изготавливала рабочую одежду и, по всей видимости, мундиры для SS». Но так как у предприятия не было более точных данных о своей истории, снабжение формой нацистов и использование принудительного труда оставили без комментариев. И только год спустя 83-летний сын Хьюго Босса Зигфрид признался, что его отец был членом нацистской партии. «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов», - сказал Зигфрид Босс.
Для очищения имиджа фирмы было решено нанять историка, который расследовал бы события 60-летней давности, как поступали и многие другие немецкие компании, обвиненные в сотрудничестве с нацистами.
Автор вышедшей недавно книги «Hugo Boss, 1924-1945», специалист по экономической истории Университета Бундесвера Роман Кёстер, которому компания и заказала исследование, должен был проверить слухи об использовании подневольного труда на фабриках предприятия, а также узнать, действительно ли Хьюго Фердинанд Босс был «личным портным» Гитлера.
Изучив исторические документы, автор книги пришел к выводу, что основатель текстильного предприятия в городе Метцинген (земля Баден-Вюртемберг) был искренним сторонником нацистской партии. «Ясно, что Хьюго Фердинанд Босс вступил в ряды партии не только из-за возможности получить заказы на пошив военной формы», - пишет автор издания.
После войны Босс до самой своей кончины в 1948 году утверждал, что он вступил в ее ряды, чтобы спасти свою компанию, получив заказ на пошив формы сначала для членов партии, а затем для подразделений SS. «Возможно, это является правдой, однако, судя по заявлениям Хьюго Фердинанда Босса, нельзя сказать, что его личные взгляды расходились со взглядами национал-социалистов, - считает Кёстер. - Такого, скорее всего, не было».
С апреля 1940 года Хьюго Босс стал использовать на своём предприятии подневольный труд, в основном женщин. На фабрике, послужившей основой для нынешнего Дома моды, в качестве подневольной рабочей силы использовались в те годы 140 выходцев из Польши и 40 из Франции. Специально для таких работниц недалеко от фабрики был построен лагерь. Гигиена и снабжение продуктами временами были весьма далекими от принятых норм.
Как отмечает Роман Кёстер, в 1944-м, за год до окончания войны, Босс попытался облегчить положение работниц. Он распорядился разместить у себя в доме некоторых из них, а также улучшил их питание. «Мы можем только повторить уже известное: отношение к подневольным работникам фабрики временами было очень жестоким и доходило до принуждения. Вместе с тем о них проявлялась забота, так что очень трудно прийти к однозначным выводам», - пишет автор книги.
Руководство модного дома Hugo Boss от своего прошлого не открещивается. Получив результаты исследования Романа Кёстера, боссы не только не помешали публикации книги, но и сопроводили ее официальными извинениями за использование подневольного труда в прошлом. «Мы признаём все нелицеприятные факты и глубоко сожалеем, что многим людям пришлось перенести страдания, работая на наших фабриках в годы войны. Мы даже не пытались утаить это или переписать историю. Финансируя исследование Романа Кёстера, мы надеялись увидеть правдивую историю нашей компании. Наши ожидания сбылись», - говорится в официальном заявлении руководства Hugo Boss.
Представители Hugo Boss утверждают, что не подвергали работу Романа Кёстера какой-либо цензуре и что книга вышла в том виде, в котором ее написал автор.

Всё началось с униформы для почтальонов

Hugo Boss - один из самых знаменитых домов моды. Под этим брендом производятся классические линии одежды, аксессуаров и парфюмерии. Линии одежды для мужчин и женщин (есть также и детская линия) от Hugo Boss выпускаются под двумя брендами: отдельно представлены коллекции Boss, основная из них носит имя Boss Black, и отдельно - линейки одежды Hugo. В отличие от классического Boss, бренд Hugo является более нетрадиционным и прогрессивным. Еще одним брендом для «искушенных» мужчин и женщин, как утверждает реклама, Hugo Boss позиционирует бренд Baldessarini. Также под маркой Hugo Boss производятся аксессуары: часы, солнечные очки и даже мобильные телефоны (совместно с Samsung), а также парфюмерия.
Хьюго Фердинанд Босс основал свою компанию в Метцингене в 1923 году, всего через несколько лет после окончания Первой мировой войны, в то время, когда почти вся Германия была в состоянии экономического коллапса.
Сначала это был семейный бизнес, компания представляла собой маленький магазинчик, который вырос в небольшую фабрику, которая занималась пошивом униформы для социальных служб - полицейских, почтальонов и спецодежды для рабочих. Послевоенный кризис в Германии отразился на фирме, и вскоре, в 1930-м году, Hugo Boss объявляет о банкротстве.
Но изменения в общественно-политической жизни Германии дали компании возможность реванша. В 1931 году (за два года до того, как Адольф Гитлер пришел к власти) Хьюго Босс, как и многие немцы, вступает в Национал-социалистическую партию Германии. И вскоре новая партийная принадлежность начинает приносить плоды. Одним из первых крупных контрактов, доставшихся Хьюго Боссу, был заказ на пошив коричневых рубашек для членов партии нацистов. Затем он получал заказы на изготовление мундиров для вооруженных сил Германии, штурмовиков, эсэсовцев и молодежной организации Hitler Jugend. Он также с гордостью носил на своём пиджаке партийный значок, вспоминает сын Хьюго Босса Зигфрид.
В 1946-м за членство в партии, поддержку SS и снабжение нацистских войск формой - даже до 1933-го - Босс был признан активистом и сторонником НСДАП; за это его лишили права на голосование, возможности управлять собственной компанией и оштрафовали на 100 000 марок.
В послевоенное время фирма возвращается к изготовлению одежды для почтальонов и полицейских. В 1948-м году умирает основатель фирмы Хьюго Босс, но фирма продолжает развиваться, и в начале 50-х в ее ассортименте появляется первый мужской костюм. Но только в 70-е компания полностью фокусируется на мужской моде. Превращению Hugo Boss в тот модный бренд, которым мы его знаем сейчас, во многом способствовало новое руководство фирмы. В 1967-м к управлению приступают братья Холи, Уве и Йохен - внуки Хьюго Босса. На волне послевоенного подъема экономики Германии Hugo Boss стремительно развивается и становится крупнейшим в Германии и одним из самых крупных в мире производителей одежды, а также влиятельным домом моды.

Генрих ГИММЛЕР в костюме от Hugo Boss.

Предприниматели Третьего рейха

Модный дом Hugo Boss пополнил длинный список крупнейших немецких концернов, признавших использование рабского труда в годы Второй мировой войны.
Производители техники Krupp, Siemens, медицинская фирма Bayer, автомобильные фирмы Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW, Porsche, да и американская компания Ford эксплуатировали труд сотен тысяч военнопленных. Например, на заводах BMW 30 000 заключенных ремонтировали моторы военных самолетов, а вот на заводах Круппа 70 000 заключенных наряду с изготовлением кофеварок и стиральных машин строили... газовые камеры. У этого предприятия был даже свой завод на территории концлагеря Освенцим. На заводе Байера заключенные изготавливали ядовитые газы, и жили они всего три с половиной месяца. Из 35 000 рабочих
25 000 умерли.
Предприятия объясняли использование труда заключенных просто - все обычные рабочие находились в армии, работать было некому. Деньги, заработанные заключенными, шли партии Гитлера и на финансирование военных действий. Уже в 1950-х годах некоторые бывшие заключенные стали требовать от этих немецких фирм выплаты компенсации, и многие требования были удовлетворены.
Не так давно обвинения в симпатиях к национал-социалистам были предъявлены основателю мебельной фирмы IKEA Ингвару Кампраду. Один из самых богатых людей в мире, Ингвар Кампрад тоже сотрудничал с нацистами во время Второй мировой войны. Более того, как утверждает в своей новой книге шведский историк Элизабет Осбринк, основатель IKEA до сих пор не скрывает своих симпатий к нацистам.

Для того времени форма германских войск, пошитая Hugo Boss, была очень модной и функциональной.

Мода по-эсэсовски

Униформа для SS разрабатывалась тщательно, а выглядела устрашающе. (SS - сокращенное название немецкого Schutzstaffel - «защитный дивизион», элита фашистских войск.) Черную эсэсовскую униформу (хорошо знакомую нашему зрителю по сериалу «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой) придумал 34-летний специалист по геральдике, член «Имперской ассоциации немецких художников» профессор Карл Дибич со своим помощником Вальтером Хеком. Последний разработал также эмблему в виде сдвоенной руны «зиг» (руна «зиг» - молния - в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора) и дизайн холодного оружия для SS.
На создание эсэсовской униформы Дибича вдохновила форма прусских «Гусар смерти» (в разговорном немецком языке с XVIII века так принято называть 1-й лейб-гусарский полк и 2-й лейб-гусарский полк Королевы Виктории Прусской), которую украшала эмблема Totenkopf - «мертвая голова».
По иронии истории, в Российской империи существовали свои черные гусары, одетые в схожую униформу: Пятый полк Александрийских гусар.
Черные мундиры и фуражки для членов SS были введены 7 июля 1932 года, а после 1939 года начался массовый переход членов SS на серую униформу. Фактически с этого момента черную форму перестали носить, отдавая предпочтение серой. Также для операций в Италии и на Балканах отряды SS были одеты в желтую форму. В 1944 году в Германии ношение черной униформы было отменено. Советские деятели культуры превратили ее в запоминающийся символ эсэсовца.


- Да, я знаю, что нацистскую форму придумал Хьюго Босс, но объективно - форма-то ведь очень красивая. Сразу Штирлиц вспоминается… А наши солдатики теперь, говорят, в форме от Юдашкина ходят. Вот и почувствуйте разницу, что называется. А вообще, я считаю, что судить об искусстве надо отдельно от временных обстоятельств, в которых оно творилось.

Алексей ГОЛОВИН,
психолог (Красноярск):


- Я слышал, что Хьюго Босс даже пользовался услугами небольшого концлагеря для военнопленных. Они шили рубашки для немецких солдат. Есть легенда, что особенно способных рабочих он переселял к себе в дом, улучшал им условия жизни… Не знаю, как к этому относиться. Историю ведь не перепишешь. Тем не менее сейчас фирма извиняется перед жертвами нацизма за что-то, значит, чувствуют себя причастными к нехорошим делам.

Эдуард ПИНЮГЖАНИН,
тележурналист (Киров):


- То, что Хьюго Босс шил форму для нацистов, меня не шокировало и не стало каким-то откровением. В то время многим людям, для того чтобы выжить, приходилось принимать для себя «правила игры», которые диктовало правительство Гитлера. Стоит отметить, что Хьюго Босс таким образом зарабатывал сам и, создавая рабочие места, давал возможность зарабатывать другим на кусок хлеба. Его продукция не была смертоносной. Форма может лишь устрашать. Так что ничего особенного в том, чем занимался Хьюго Босс во время Второй мировой войны, я не вижу.

Игорь НЕЛЮБИН,
пресс-секретарь ЗАО «ВяткаТорф» (Киров):


- Мы знаем художника по его произведениям, а не по тому, каким он был в жизни. Негодяи тоже бывают талантливы - этот факт не требует доказательств. Мы не можем сказать, что Хьюго Босс был негодяем просто потому, что он делал талантливо и качественно свою работу. Если бы он работал иначе, никто бы его не поблагодарил за это и вообще не вспомнил. Другое дело, что Босс сам был нацистом и использовал рабский труд. Это его совершенно не красит и, наверное, было бы достойно осуждения на Нюрнбергском процессе как пособничество врагу. Без всякой скидки на его талант. Но люди, какими бы они ни были, из жизни уходят. Остаётся то, что ценно для нашего общества, для следующих поколений.

Любовь МОЖАЕВА,
художественный руководитель творческого объединения «Союз криэйторов России» (Иркутск):


- Вторая мировая закончилась давно, но до сих пор всплывают факты из «чёрного» прошлого. С одной стороны, как любому здравомыслящему человеку, мне глубоко претит подневольный труд. Я прекрасно понимаю, что работники, а точнее, работницы (насколько я знаю, трудились в то время на фабрике в основном женщины из Польши, Франции и Украины) жили в ужасных условиях. Это же был концлагерь, а не курорт. Но я вполне допускаю мысль о том, что Хьюго Фердинанд Босс действительно был вынужден работать на режим Гитлера для того, чтобы сохранить свой бизнес. По аналогии с нашей страной - у нас же тоже перепрофилировали фабрики и заводы под нужды войны. Сомневаюсь, что руководство СССР предлагало какой-то выбор, - скорее, просто ставило перед фактом.

Сергей ПЛАТОНОВ,
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в строительстве (Иркутск):


- Немецкие историки вступили в полемику по поводу этого скандала. Кто-то говорит о том, что Хьюго Босс был вынужден сотрудничать с Гитлером, другие (в частности, Роман Кёстер) утверждают, что бизнесмен искренне симпатизировал национал-социализму. Узнать достоверную информацию уже невозможно. Зато доподлинно известно, что Хьюго Босс выплатил штраф за пособничество нацистам. Сейчас руководство принесло свои извинения за использование рабского труда. К тому же в 2000 году компания вступила в фонд «Память, ответственность, будущее», созданный крупными немецкими фирмами для выплаты компенсаций бывшим подневольным рабочим. Резюмируя, могу сказать, что вот эти официальные извинения и вся всплывшая в связи с этим информация, пусть и не очень лестная, - всё это неплохой пиар-ход в поддержку книги об истории компании и интереса к бренду.

5 (100%) 1 vote

Hugo Boss — создатель формы для нацистов и личный стилист Гитлера

Что уж там говорить, визуальный фон нацисты создали себе великолепный: мероприятия, символика, одежда. Вспоминаю как пацаном смотрел на Штирлица в немецкой униформе — эффектно!

Несколько лет назад разгорелся скандал вокруг обнародованных фактов о причастности всемирно известного бренда «Hugo Boss» к созданию военной формы для солдат и офицеров вермахта. Знаменитого дизайнера Хьюго Босса обвиняли в пособничестве нацистам и личных связях с Гитлером. Компания даже обратилась за помощью к историкам, чтобы разобраться в этом вопросе. И хотя результаты научного исследования опровергли многие растиражированные мифы о дизайнере, компании пришлось признать факт создания униформы нацистов и принести извинения за эксплуатацию на фабриках труда военнопленных и заключенных из концлагерей.

Но вернемся к Хьюго…

В те времена имя Хьюго Босса еще не было известным брендом. Он начал свой профессиональный путь в качестве работника швейной фабрики в 1902 г. Спустя 6 лет ему в наследство от родителей перешла текстильная лавка, а в 1923 г. Хьюго Босс открыл собственное швейное предприятие – мастерскую по пошиву спецодежды, ветровок, комбинезонов и плащей для рабочих. В 1930 г. его фирма оказалась на грани банкротства. Чтобы спасти ее от разорения, он занялся пошивом униформы вермахта

Слухи о том, что всемирно известная компания «Hugo Boss» получала прибыль от сотрудничества с нацистами, появились еще в конце 1990-х гг., взбудоражили общество и стали причиной громкого скандала. В 1997 г. компания публично признала факт сотрудничества с нацистами. Поскольку это отрицательно сказалось на имидже бренда, компания спонсировала научное исследование этих фактов, которое провел мюнхенский историк Роман Кестер. В 2012 г. он опубликовал книгу под названием «Hugo Boss, 1924–1945. Швейная фабрика между Веймарской республикой и Третьим рейхом», в которой подробно изложил результаты своего исследования.

Как оказалось, Хьюго Босс действительно занимался пошивом военной формы для вермахта и получал от этих заказов большую прибыль. И на фабрике использовался подневольный труд 140 выходцев из Польши и 40 пленных французов. Однако никаких письменных свидетельств о том, что Хьюго Босс был личным портным Адольфа Гитлера, не сохранилось. Кроме того, дизайнер не участвовал в разработке эскизов и создании выкроек, а его фабрика была одной из многих, далеко не самой крупной, из всех компаний, которые занимались пошивом униформы.

Карл Дибич – дизайнер черной униформы СС

На самом деле дизайнером черной униформы СС был не Хьюго Босс, а Карл Дибич – немецкий художник, дизайнер и офицер СС, а эмблему СС в виде двух рун «Зиг» разработал художник-график Вальтер Хек. Черный цвет формы офицеров СС был призван вызывать уважение и страх, однако вскоре оказалось, что у этого цвета есть существенный недостаток: в летнее время он поглощает солнечное излучение и провоцирует обильное потоотделение. Поэтому черный цвет вскоре заменили серым, хотя черный продолжали использовать в парадном обмундировании офицеров высшего эшелона СС. Фабрика Хьюго Босса занималась только пошивом униформы, разработанной Карлом Дибичем.

На создание эсэсовской униформы Дибича вдохновила форма прусских *Гусар смерти*

А вот то, что Хьюго Босс сотрудничал с нацистами не по принуждению, а в силу личных убеждений, подтвердил даже его сын. В 2007 г. Зигфрид Босс публично признал то, что его отец был членом нацистской партии и так прокомментировал этот факт: «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов». Еще в 1931 г. дизайнер добровольно вступил в Национал-социалистическую рабочую партию НСДАП и сам был убежденным нацистом. Это стало главной причиной, по которой его фабрика была зарегистрирована как важное военное предприятие и получила крупный заказ на пошив униформы вермахта. Немецкий историк Хеннинг Кобер утверждает, что все представители руководства компании «Hugo Boss» были нацистами и сторонниками Гитлера.

По окончании войны фабрика вновь занялась изготовлением спецодежды для почтальонов, полицейских и железнодорожников. А ее владельца судили, он избежал тюрьмы, но был приговорен к выплате штрафа в размере 100 тысяч марок. Правда, позже Хьюго Босс был частично реабилитирован, а его статус изменили: из «обвиняемого» он превратился в «сочувствующего». В 1948 г. дизайнер ушел из жизни в возрасте 63 лет. Его компания стала всемирно известным брендом уже после его смерти.

Многие до сих пор, и не без основания, считают, что самой красивой военной формой в истории была именно форма Третьего Рейха. (Хотя, на мой взгляд, достойную конкуренцию ей составляют наши однобортные генеральские мундиры времен Победы или форма отечественных ВДВ (жесткая в своем минимализме) и прекрасное обмундирование моряков и офицеров Военно-Морского флота). Так или иначе, но мало кто знает тот интересный факт, что в создании военной униформы нацистской Германии принимала самое прямое участие такая известная сегодня брендовая компания, как… «Hugo Boss». На ее предприятиях работали пленные поляки и французы. Они и шили форму для военных Третьего Рейха.

В те далекие времена «Hugo Boss» ещё не был известным на весь мiр брендом. Хьюго Фердинанд Босс открыл свою мастерскую по пошиву верхней одежды в 1923 году. Шили разное: спецовки, ветровки, плащи – в основном, для рабочих. Был пошив и спортивной одежды. В 1930 году фабрика оказалась под угрозой банкротства, и тогда 1 апреля 1931 года Хуго Босс решил вступить в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (членский номер 508889). Таким образом он спасает своё предприятие, получив партийный заказ на производство униформы СА, СС, Люфтваффе и Гитлерюгенда. К тому времени нацистская партия уже получала крупные пожертвования из-за… океана — от тамошних банкиров с Уолл-стрита!

А вот автором-разработчиком униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал другой человек: 7 июля 1932 года для членов СС ввели черные мундиры и фуражки, сшитые по лекалам художника и советника рейхсфюрера СС по «вопросам искусства» Карла Дибича (Karl Diebitsch), который родился в 1899 году. Умрёт он много позже — в 1985 году. Его предки были родом из Силезии. По образованию Дибич был дизайнером, но служил и оберфюрером СС. Кстати, именно Дибичем был разработан и знаменитый логотип Аненербе, и дизайн крестов для офицеров СС. Также Дибич разработал и дизайн холодного оружия для СС. Кроме того, он был директором фарфорового завода «Porzellan Manufaktur Allach» в 1936 году — до передачи фабрики под управление СС и переезда её в Дахау. Как пишет один из исследователей этого вопроса, «фирма Хьюго Босса лишь осуществляла пошив (вещи его ателье можно узнать по клеймам «VA-SS», «besteMassarbeit», «vomReichsfuehrer-SS befohleneAusfuehrung» и т. п.). Ателье Босса не производило форму для рядовых эсэсовцев, это было только для правящей верхушки и высших чинов СС и Люфтваффе».

Униформу для СС Дибич проектировал вместе с помогавшим ему штурмгауптфюрером (капитаном) СС, художником-графиком, Вальтером Хеком (Walter Heck). Именно последний в 1933 году разработал знаменитую сегодня эмблему СС, объединив две руны «Зиг» (руна «зиг» — молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Он же создал и эмблему СА.

Образцом при создании мундиров СС послужил, вероятно, черный цвет формы прусских гусар «мертвой головы» (Totenkopfhusaren), которую последние носили с 18-го века и до 1910 года. (Напомним, что пруссы — это онемеченные славяне. Все население Восточной и, частично, Центральной Германии имеет гаплотип, идентичный жителям Костромы, Архангельска, Смоленска, Орла, Воронежа, Липецка, Рязани и т д., а также всех русских переселенцев в Сибири и, если еще шире, всей Азии. Именно прусская аристократия создала Германское государство в его прежнем виде. В этом смысле, спровоцированную «закулисой» бойню между германцами и славянами — и в Первую мiровую, и во Вторую Мiровую войны, следует рассматривать как ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ — самую нелепую (в высшем, церковнославянском смысле этого слова!) и РАДОСТНУЮ для ада! Не случайно, глава бельгийских СС Леон Дегрель, поддавшийся в свое время нацистской пропаганде и посчитавший, что Третий Рейх призван воевать на Востоке против «диких азиатских орд», когда увидел, с КЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ воюют он и его части СС, много позже, после Великой Войны, повесил у себя кабинете портрет Русского и Германского воинов — доблестно стоящих друг против друга!.. Остается добавить: увы, ДРУГ — против ДРУГА!)


«Чёрные гусары» покрыли себя безсмертной славой на полях сражений. Позже многие эсэсовцы гордились сходством своей формы с формой этих безрассудных смельчаков, о которых в Германии все знали.

Первые упоминания о прусских «чёрных гусарах» можно отнести ко времени правления Фридриха II (Великого). Пятый гусарский полк («чёрные гусары», «гусары смерти») был создан в 1741 году из эскадронов 1-го и 3-го гусарских полков. Сочетание чёрного и белого в форме было живым отображением геральдических цветов королевства Пруссия.

Почему мирлитоны гусар украшала «мёртвая голова» до сих пор точно не известно. Но исторически сложилось, что этот знак означал неустрашимость в бою и был эмблемой самых смелых.

Важно отметить и то, что в Российской империи тоже были чёрные гусары (только не «гусары смерти», а «безсмертные»), отличавшиеся схожей формой. Странное совпадение: это был тоже… 5-й полк, «Александрийские гусары».

Приняв участие во множестве сражений, после участия в наполеоновских войнах, чудом уцелевший полк разделили на два полка - 1-й и 2-й Лейб-гусарские полки. В Германской империи эти полки вошли в число одних из самых престижных — гвардейских; и в их составе было немало особ монарших фамилий. В начале XX века шефом 1-го полка был кронпринц Вильгельм, а 2-го - принцесса Виктория (чье фото, как мы полагаем, можно увидеть выше).

Разумеется, Дибич застал это время (он родился в 1899 году), и хорошо помнил униформу «чёрных гусар». Осталось лишь приспособить суровую эстетику к заданным целям, и — самая стильная униформа XX века готова! Так элита новая стала в какой-то мере преемницей старой, с тем лишь различием, что в СС (в отличие от Лейб-гусарских полков) аристократы вступать брезговали. Аристократия нацистской Германии предпочитала небесные ВВС — Люфтваффе. (Всем интересующимся кайзеровской Германией можно порекомендовать сообщество ru_kaiserreich!)

Что характерно, на фронте среди эсэсовцев встречались случаи замены эсэсовской «мёртвой головы» на фуражке, на «мёртвую голову» с танкистских петлиц. Этот «тотенкопф» очень напоминает Лейб-гусарский.

Первоначально разработанную униформу надели исключительно офицеры СС, но к концу 1933 года она была уже у всех чинов.

Надо заметить, что организация СС, как отмечает www.pravda.ru, имела трехчленную структуру и состояла из Общих СС (Allgemeine SS), частей СС «Мертвая голова» (SS-Totenkopfstandarten) и особых военизированных эсэсовских подразделений, находящихся на казарменном положении (SS-Verfügungstruppe). Две последние, наряду с «Лейбштандартом Адольф Гитлер» (Leibstandarte-SS Adolf Hitler), составили костяк будущих войск СС (Waffen-SS).

Фактически черную форму перестали носить после 1939 года (с началом Второй мировой войны), когда начался массовый переход членов политической парторганизации Общих СС (Allgemeine SS) на серую форму одежды, кроме того, многие эсэсовцы поступили на военную службу, в том числе в войска СС (Waffen-SS), которые с 1937 года носили обмундирование защитного цвета. Главное отличие униформы СС - петлицы со стандартными рунами и тканая эмблема с орлом, нашитая не на правой стороне груди выше кармана, как у солдат вермахта, а на левом рукаве. В 1938 году появились погоны армейского образца с кантами разных цветов в зависимости от рода войск.

В костюмерные советских киностудий вполне могли попасть экземпляры черной эсэсовской униформы, потому что в 1942 году большое количество комплектов черной униформы СС было передано частям вспомогательной полиции на оккупированных территориях СССР, с заменой эсэсовской символики и знаков различия. Остальные комплекты попали на Запад, где их передали членам местных эсэсовских формирований в оккупированных странах. Что касается женских подразделений СС, то у них была униформа, состоявшая из черной пилотки с орлом СС, серого жакета и серой юбки, а также чулок и туфель.

Самые наблюдательные телезрители давно заметили, что Штрилиц на экране появлялся и в элегантной серой униформе без вызывающей свастики на рукаве. В ней советский разведчик идет на прием к Гиммлеру. И правильно сделал, иначе не миновать штандартенфюреру разноса от рейхсфюрера, и это стало бы «проколом» нашего агента. Типы в черной униформе исчезли не только с улиц немецких городов, но даже из здания РСХА. Люди отзывались о них язвительно, называя «черные СС», в отличие от бравых «белых СС», которыми гордились. Потому что они проливали кровь…

Комплекты светло-серого обмундирования стали поступать в части усиления СС еще в 1935 году, но спустя три года ее дизайн был основательно переделан. Сохранив (за исключением цвета) покрой черной униформы, светло-серая, вместо красной с черным кантом повязки с белым кругом со вписанной в него свастикой, приобрела на левом рукаве выше локтя эсэсовского орла.

Подготовил Алексей Анатольевич Чеверда

Споры вокруг формы российской армии, разработанной модным домом Валентина Юдашкина, не прекращаются с самого момента её появления, а Сергей Шойгу, став министром обороны, только усилил критику. В этом материале FURFUR вспоминает семерых дизайнеров и художников, разрабатывавших военную униформу, и рассказывает о том, что у них вышло.

Юдашкин для российской армии

Униформа, утверждённая президентом Медведевым в 2010 году, в народном сознании ассоциируется с именем модного дома Валентина Юдашкина, однако он сам имеет к ней только косвенное отношение: созданные там (по утверждению обеих сторон, абсолютно бесплатно) образцы были сильно изменены чиновниками Министерства обороны. Именно на стадии доработки форма была упрощена, погоны перенесены с плеч на грудь (особенно ненавистное у офицерского состава нововведение) и было решено использовать для ее производства дешевые китайские ткани, что вызвало рост болезней из-за переохлаждения среди солдат-срочников.

Этот факт не афишировался до тех пор, пока вину за все недостатки не попытались повесить на Юдашкина (Жириновский даже обвинял его в том, что тот не служил в армии - на самом деле, конечно, служил). Но по результатам расследования Главной военной прокуратуры вся ответственность за них лежит на департаменте ресурсного обеспечения Минобороны. А дизайнер даже опубликовал в своем твиттере фотографии модели в изначальном варианте формы. Судя по ним, единственное существенное сходство его эскизов с тем, что получилось, - пиксельный камуфляж, сменивший традиционную «Флору».

Хьюго Босс для СС


Униформа вермахта, вопреки популярному мифу, была создана не Хьюго Фердинандом Боссом. Однако основатель модного дома все же имеет отношение к мундиру Третьего рейха. В ту пору он был владельцем швейной фабрики, пошедшей в гору благодаря государственному заказу на пошив формы для штурмовиков, СС, гитлерюгенда и других военизированных формирований нацистской партии.

Заслужив в довоенные годы доверие, в начале 1940-х фабрика Босса уже в статусе важного военного предприятия, получила большой государственный заказ на производство обмундирования. Когда своих рабочих рук стало не хватать, вакантные рабочие места получили угнанные в рейх для принудительного труда жители Восточной Европы и французские военнопленные. И все же из Босса трудно сделать злого нациста - сохранились документы, свидетельствовавшие о его попытках улучшить условия труда и получше расселить подневольных рабочих. Тем не менее в 1946 году он был признан активным пособником нацистов, лишен избирательных прав и права вести бизнес, а также выплатил огромный по тем временам штраф в 80 тысяч марок.

Васнецов для Красной армии


Один из первых экспериментов по привлечению художников и модельеров к разработке военной формы относится к 1918 году, когда приказом наркома по военным делам Троцкого была создана временная комиссия по созданию новой формы для РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии), бойцы которой до этого донашивали форму императорской армии.

Комиссия объявила конкурс на разработку новой формы, в котором участвовали Васнецов, Кустодиев, Езучевский, Аркадьевский и другие художники. Большинство из них уже имели опыт создания костюмов по работе в театре. У конкурса не было одного победителя - комиссия разработала новую форму на основе нескольких предложенных работ. Те мундиры запомнились в основном отсутствием погон - визуальное выражение отмены воинских званий и офицерства. В эту же форму вошла и буденовка - новый шлем, напоминующий обмундирование древнерусского воина. Правда, изготовлена она была еще для армии Российской Империи, но так и не успела поступить на воружение до революции.

Микеланджело для Швейцарской гвардии


Одним из самых распространённых мифов в области дизайна униформы связан с Швейцарской гвардией Ватикана (полное название - Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского Папы). Википедия, экскурсоводы и даже некоторые искусствоведы упорно приписывают эскизы этой формы кисти Микеланджело. Для этого есть косвенные основания, ведь Швейцарская гвардия была основана в 1506 году, во время наивысшего подъёма культуры Возрождения и её красно-сине-жёлтые камзолы имеют типично ренессансный фасон.

Но никаких доказательств авторства Микеланджело не существует. Интересно, что официальный сайт Ватикана, опровергая версию о Микеланджело, тем не менее замечает, что другой титан Возрождения, Рафаэль, оказал влияние на форму швейцарцев, впрочем, как и на моду той эпохи вообще.

Armani и Valentino для итальянской полиции


Очень похожая история связывает двух великих мастеров XX века. Дело в том, что в интернете очень популярно убеждение, согласно которому современную форму итальянской полиции разрабатывал то ли дом Armani, то ли Valentino. Как и всякая другая, эта легенда имеет несколько редакций и версий - например, что оба модных дома шили для полиции, но для разных её подразделений (форма итальянских стражей закона значительно различается).

Authentic Apparel x U.S. Army


В ноябре 2013 года стало известно, что компания Authentic Apparel Group выпускает коллекцию мужской одежды, вдохновлённой армейской униформой и официально лицензированной министерством обороны США. Пентагон впервые в своей истории дает разрешение на использование брендинга и названия U.S. Army.

Это не франшиза, а настоящая коллаборация: представители министерства проверили каждый элемент коллекции на соответствие его армейским стандартам. А часть суммы, собранной от продаж первой коллекции, будет пожертвована в пользу программы помощи военнослужащим, ветеранам и их семьям.

Текст: Григор Атанесян

Похожие публикации