Энциклопедия пожаробезопасности

Хуго босс шил фашистам форму. Об этом мало кто знает, но знаменитую форму организации СС производил… «Hugo Boss»

Многие до сих пор, и не без основания, считают, что самой красивой военной формой в истории была именно форма Третьего Рейха. (Хотя, на мой взгляд, достойную конкуренцию ей составляют наши однобортные генеральские мундиры времен Победы или форма отечественных ВДВ (жесткая в своем минимализме) и прекрасное обмундирование моряков и офицеров Военно-Морского флота). Так или иначе, но мало кто знает тот интересный факт, что в создании военной униформы нацистской Германии принимала самое прямое участие такая известная сегодня брендовая компания, как… «Hugo Boss». На ее предприятиях работали пленные поляки и французы. Они и шили форму для военных Третьего Рейха.

В те далекие времена «Hugo Boss» ещё не был известным на весь мiр брендом. Хьюго Фердинанд Босс открыл свою мастерскую по пошиву верхней одежды в 1923 году. Шили разное: спецовки, ветровки, плащи – в основном, для рабочих. Был пошив и спортивной одежды. В 1930 году фабрика оказалась под угрозой банкротства, и тогда 1 апреля 1931 года Хуго Босс решил вступить в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию (членский номер 508889). Таким образом он спасает своё предприятие, получив партийный заказ на производство униформы СА, СС, Люфтваффе и Гитлерюгенда. К тому времени нацистская партия уже получала крупные пожертвования из-за… океана — от тамошних банкиров с Уолл-стрита!

А вот автором-разработчиком униформы СС, а также множества регалий Третьего Рейха стал другой человек: 7 июля 1932 года для членов СС ввели черные мундиры и фуражки, сшитые по лекалам художника и советника рейхсфюрера СС по «вопросам искусства» Карла Дибича (Karl Diebitsch), который родился в 1899 году. Умрёт он много позже — в 1985 году. Его предки были родом из Силезии. По образованию Дибич был дизайнером, но служил и оберфюрером СС. Кстати, именно Дибичем был разработан и знаменитый логотип Аненербе, и дизайн крестов для офицеров СС. Также Дибич разработал и дизайн холодного оружия для СС. Кроме того, он был директором фарфорового завода «Porzellan Manufaktur Allach» в 1936 году — до передачи фабрики под управление СС и переезда её в Дахау. Как пишет один из исследователей этого вопроса, «фирма Хьюго Босса лишь осуществляла пошив (вещи его ателье можно узнать по клеймам «VA-SS», «besteMassarbeit», «vomReichsfuehrer-SS befohleneAusfuehrung» и т. п.). Ателье Босса не производило форму для рядовых эсэсовцев, это было только для правящей верхушки и высших чинов СС и Люфтваффе».

Униформу для СС Дибич проектировал вместе с помогавшим ему штурмгауптфюрером (капитаном) СС, художником-графиком, Вальтером Хеком (Walter Heck). Именно последний в 1933 году разработал знаменитую сегодня эмблему СС, объединив две руны «Зиг» (руна «зиг» — молния в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора). Он же создал и эмблему СА.

Образцом при создании мундиров СС послужил, вероятно, черный цвет формы прусских гусар «мертвой головы» (Totenkopfhusaren), которую последние носили с 18-го века и до 1910 года. (Напомним, что пруссы — это онемеченные славяне. Все население Восточной и, частично, Центральной Германии имеет гаплотип, идентичный жителям Костромы, Архангельска, Смоленска, Орла, Воронежа, Липецка, Рязани и т д., а также всех русских переселенцев в Сибири и, если еще шире, всей Азии. Именно прусская аристократия создала Германское государство в его прежнем виде. В этом смысле, спровоцированную «закулисой» бойню между германцами и славянами — и в Первую мiровую, и во Вторую Мiровую войны, следует рассматривать как ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ — самую нелепую (в высшем, церковнославянском смысле этого слова!) и РАДОСТНУЮ для ада! Не случайно, глава бельгийских СС Леон Дегрель, поддавшийся в свое время нацистской пропаганде и посчитавший, что Третий Рейх призван воевать на Востоке против «диких азиатских орд», когда увидел, с КЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ воюют он и его части СС, много позже, после Великой Войны, повесил у себя кабинете портрет Русского и Германского воинов — доблестно стоящих друг против друга!.. Остается добавить: увы, ДРУГ — против ДРУГА!)


«Чёрные гусары» покрыли себя безсмертной славой на полях сражений. Позже многие эсэсовцы гордились сходством своей формы с формой этих безрассудных смельчаков, о которых в Германии все знали.

Первые упоминания о прусских «чёрных гусарах» можно отнести ко времени правления Фридриха II (Великого). Пятый гусарский полк («чёрные гусары», «гусары смерти») был создан в 1741 году из эскадронов 1-го и 3-го гусарских полков. Сочетание чёрного и белого в форме было живым отображением геральдических цветов королевства Пруссия.

Почему мирлитоны гусар украшала «мёртвая голова» до сих пор точно не известно. Но исторически сложилось, что этот знак означал неустрашимость в бою и был эмблемой самых смелых.

Важно отметить и то, что в Российской империи тоже были чёрные гусары (только не «гусары смерти», а «безсмертные»), отличавшиеся схожей формой. Странное совпадение: это был тоже… 5-й полк, «Александрийские гусары».

Приняв участие во множестве сражений, после участия в наполеоновских войнах, чудом уцелевший полк разделили на два полка - 1-й и 2-й Лейб-гусарские полки. В Германской империи эти полки вошли в число одних из самых престижных — гвардейских; и в их составе было немало особ монарших фамилий. В начале XX века шефом 1-го полка был кронпринц Вильгельм, а 2-го - принцесса Виктория (чье фото, как мы полагаем, можно увидеть выше).

Разумеется, Дибич застал это время (он родился в 1899 году), и хорошо помнил униформу «чёрных гусар». Осталось лишь приспособить суровую эстетику к заданным целям, и — самая стильная униформа XX века готова! Так элита новая стала в какой-то мере преемницей старой, с тем лишь различием, что в СС (в отличие от Лейб-гусарских полков) аристократы вступать брезговали. Аристократия нацистской Германии предпочитала небесные ВВС — Люфтваффе. (Всем интересующимся кайзеровской Германией можно порекомендовать сообщество ru_kaiserreich!)

Что характерно, на фронте среди эсэсовцев встречались случаи замены эсэсовской «мёртвой головы» на фуражке, на «мёртвую голову» с танкистских петлиц. Этот «тотенкопф» очень напоминает Лейб-гусарский.

Первоначально разработанную униформу надели исключительно офицеры СС, но к концу 1933 года она была уже у всех чинов.

Надо заметить, что организация СС, как отмечает www.pravda.ru, имела трехчленную структуру и состояла из Общих СС (Allgemeine SS), частей СС «Мертвая голова» (SS-Totenkopfstandarten) и особых военизированных эсэсовских подразделений, находящихся на казарменном положении (SS-Verfügungstruppe). Две последние, наряду с «Лейбштандартом Адольф Гитлер» (Leibstandarte-SS Adolf Hitler), составили костяк будущих войск СС (Waffen-SS).

Фактически черную форму перестали носить после 1939 года (с началом Второй мировой войны), когда начался массовый переход членов политической парторганизации Общих СС (Allgemeine SS) на серую форму одежды, кроме того, многие эсэсовцы поступили на военную службу, в том числе в войска СС (Waffen-SS), которые с 1937 года носили обмундирование защитного цвета. Главное отличие униформы СС - петлицы со стандартными рунами и тканая эмблема с орлом, нашитая не на правой стороне груди выше кармана, как у солдат вермахта, а на левом рукаве. В 1938 году появились погоны армейского образца с кантами разных цветов в зависимости от рода войск.

В костюмерные советских киностудий вполне могли попасть экземпляры черной эсэсовской униформы, потому что в 1942 году большое количество комплектов черной униформы СС было передано частям вспомогательной полиции на оккупированных территориях СССР, с заменой эсэсовской символики и знаков различия. Остальные комплекты попали на Запад, где их передали членам местных эсэсовских формирований в оккупированных странах. Что касается женских подразделений СС, то у них была униформа, состоявшая из черной пилотки с орлом СС, серого жакета и серой юбки, а также чулок и туфель.

Самые наблюдательные телезрители давно заметили, что Штрилиц на экране появлялся и в элегантной серой униформе без вызывающей свастики на рукаве. В ней советский разведчик идет на прием к Гиммлеру. И правильно сделал, иначе не миновать штандартенфюреру разноса от рейхсфюрера, и это стало бы «проколом» нашего агента. Типы в черной униформе исчезли не только с улиц немецких городов, но даже из здания РСХА. Люди отзывались о них язвительно, называя «черные СС», в отличие от бравых «белых СС», которыми гордились. Потому что они проливали кровь…

Комплекты светло-серого обмундирования стали поступать в части усиления СС еще в 1935 году, но спустя три года ее дизайн был основательно переделан. Сохранив (за исключением цвета) покрой черной униформы, светло-серая, вместо красной с черным кантом повязки с белым кругом со вписанной в него свастикой, приобрела на левом рукаве выше локтя эсэсовского орла.

Подготовил Алексей Анатольевич Чеверда

Знаменитый германский модный дом принес извинения перед мировым сообществом за то, что в годы Второй мировой войны на его фабриках использовался подневольный труд.

Хьюго Фердинанд БОСС.

Зачем Хьюго вступил в партию нацистов?

Ещё в 1997-м году компания Hugo Boss публично признала факт своего сотрудничества с нацистами. Толчком к заявлению представителей фирмы послужило обнародование скрытых счетов в банках Швейцарии, в которых фигурировало имя Хьюго Босса, что доказывало его связь с нацистами. Но тогда в заявлениях присутствовало утверждение о полной неосведомленности руководства фирмы об этом факте, - аргументом служило отсутствие в архивах компании какого-либо упоминания о событиях, связанных с обслуживанием нацистского режима.
В 2006 году австрийский журнал Profil написал о том, что фирма Hugo Boss снабжала во время Второй мировой войны мундирами гитлеровскую армию. И, что еще хуже, использовала для этого труд заключенных из концлагерей и военнопленных. Фирма не стала отрицать обвинений. Пресс-секретарь Моника Стайлен сказала тогда: «Фабрика Hugo Boss изготавливала рабочую одежду и, по всей видимости, мундиры для SS». Но так как у предприятия не было более точных данных о своей истории, снабжение формой нацистов и использование принудительного труда оставили без комментариев. И только год спустя 83-летний сын Хьюго Босса Зигфрид признался, что его отец был членом нацистской партии. «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов», - сказал Зигфрид Босс.
Для очищения имиджа фирмы было решено нанять историка, который расследовал бы события 60-летней давности, как поступали и многие другие немецкие компании, обвиненные в сотрудничестве с нацистами.
Автор вышедшей недавно книги «Hugo Boss, 1924-1945», специалист по экономической истории Университета Бундесвера Роман Кёстер, которому компания и заказала исследование, должен был проверить слухи об использовании подневольного труда на фабриках предприятия, а также узнать, действительно ли Хьюго Фердинанд Босс был «личным портным» Гитлера.
Изучив исторические документы, автор книги пришел к выводу, что основатель текстильного предприятия в городе Метцинген (земля Баден-Вюртемберг) был искренним сторонником нацистской партии. «Ясно, что Хьюго Фердинанд Босс вступил в ряды партии не только из-за возможности получить заказы на пошив военной формы», - пишет автор издания.
После войны Босс до самой своей кончины в 1948 году утверждал, что он вступил в ее ряды, чтобы спасти свою компанию, получив заказ на пошив формы сначала для членов партии, а затем для подразделений SS. «Возможно, это является правдой, однако, судя по заявлениям Хьюго Фердинанда Босса, нельзя сказать, что его личные взгляды расходились со взглядами национал-социалистов, - считает Кёстер. - Такого, скорее всего, не было».
С апреля 1940 года Хьюго Босс стал использовать на своём предприятии подневольный труд, в основном женщин. На фабрике, послужившей основой для нынешнего Дома моды, в качестве подневольной рабочей силы использовались в те годы 140 выходцев из Польши и 40 из Франции. Специально для таких работниц недалеко от фабрики был построен лагерь. Гигиена и снабжение продуктами временами были весьма далекими от принятых норм.
Как отмечает Роман Кёстер, в 1944-м, за год до окончания войны, Босс попытался облегчить положение работниц. Он распорядился разместить у себя в доме некоторых из них, а также улучшил их питание. «Мы можем только повторить уже известное: отношение к подневольным работникам фабрики временами было очень жестоким и доходило до принуждения. Вместе с тем о них проявлялась забота, так что очень трудно прийти к однозначным выводам», - пишет автор книги.
Руководство модного дома Hugo Boss от своего прошлого не открещивается. Получив результаты исследования Романа Кёстера, боссы не только не помешали публикации книги, но и сопроводили ее официальными извинениями за использование подневольного труда в прошлом. «Мы признаём все нелицеприятные факты и глубоко сожалеем, что многим людям пришлось перенести страдания, работая на наших фабриках в годы войны. Мы даже не пытались утаить это или переписать историю. Финансируя исследование Романа Кёстера, мы надеялись увидеть правдивую историю нашей компании. Наши ожидания сбылись», - говорится в официальном заявлении руководства Hugo Boss.
Представители Hugo Boss утверждают, что не подвергали работу Романа Кёстера какой-либо цензуре и что книга вышла в том виде, в котором ее написал автор.

Всё началось с униформы для почтальонов

Hugo Boss - один из самых знаменитых домов моды. Под этим брендом производятся классические линии одежды, аксессуаров и парфюмерии. Линии одежды для мужчин и женщин (есть также и детская линия) от Hugo Boss выпускаются под двумя брендами: отдельно представлены коллекции Boss, основная из них носит имя Boss Black, и отдельно - линейки одежды Hugo. В отличие от классического Boss, бренд Hugo является более нетрадиционным и прогрессивным. Еще одним брендом для «искушенных» мужчин и женщин, как утверждает реклама, Hugo Boss позиционирует бренд Baldessarini. Также под маркой Hugo Boss производятся аксессуары: часы, солнечные очки и даже мобильные телефоны (совместно с Samsung), а также парфюмерия.
Хьюго Фердинанд Босс основал свою компанию в Метцингене в 1923 году, всего через несколько лет после окончания Первой мировой войны, в то время, когда почти вся Германия была в состоянии экономического коллапса.
Сначала это был семейный бизнес, компания представляла собой маленький магазинчик, который вырос в небольшую фабрику, которая занималась пошивом униформы для социальных служб - полицейских, почтальонов и спецодежды для рабочих. Послевоенный кризис в Германии отразился на фирме, и вскоре, в 1930-м году, Hugo Boss объявляет о банкротстве.
Но изменения в общественно-политической жизни Германии дали компании возможность реванша. В 1931 году (за два года до того, как Адольф Гитлер пришел к власти) Хьюго Босс, как и многие немцы, вступает в Национал-социалистическую партию Германии. И вскоре новая партийная принадлежность начинает приносить плоды. Одним из первых крупных контрактов, доставшихся Хьюго Боссу, был заказ на пошив коричневых рубашек для членов партии нацистов. Затем он получал заказы на изготовление мундиров для вооруженных сил Германии, штурмовиков, эсэсовцев и молодежной организации Hitler Jugend. Он также с гордостью носил на своём пиджаке партийный значок, вспоминает сын Хьюго Босса Зигфрид.
В 1946-м за членство в партии, поддержку SS и снабжение нацистских войск формой - даже до 1933-го - Босс был признан активистом и сторонником НСДАП; за это его лишили права на голосование, возможности управлять собственной компанией и оштрафовали на 100 000 марок.
В послевоенное время фирма возвращается к изготовлению одежды для почтальонов и полицейских. В 1948-м году умирает основатель фирмы Хьюго Босс, но фирма продолжает развиваться, и в начале 50-х в ее ассортименте появляется первый мужской костюм. Но только в 70-е компания полностью фокусируется на мужской моде. Превращению Hugo Boss в тот модный бренд, которым мы его знаем сейчас, во многом способствовало новое руководство фирмы. В 1967-м к управлению приступают братья Холи, Уве и Йохен - внуки Хьюго Босса. На волне послевоенного подъема экономики Германии Hugo Boss стремительно развивается и становится крупнейшим в Германии и одним из самых крупных в мире производителей одежды, а также влиятельным домом моды.

Генрих ГИММЛЕР в костюме от Hugo Boss.

Предприниматели Третьего рейха

Модный дом Hugo Boss пополнил длинный список крупнейших немецких концернов, признавших использование рабского труда в годы Второй мировой войны.
Производители техники Krupp, Siemens, медицинская фирма Bayer, автомобильные фирмы Mercedes-Benz, Volkswagen, BMW, Porsche, да и американская компания Ford эксплуатировали труд сотен тысяч военнопленных. Например, на заводах BMW 30 000 заключенных ремонтировали моторы военных самолетов, а вот на заводах Круппа 70 000 заключенных наряду с изготовлением кофеварок и стиральных машин строили... газовые камеры. У этого предприятия был даже свой завод на территории концлагеря Освенцим. На заводе Байера заключенные изготавливали ядовитые газы, и жили они всего три с половиной месяца. Из 35 000 рабочих
25 000 умерли.
Предприятия объясняли использование труда заключенных просто - все обычные рабочие находились в армии, работать было некому. Деньги, заработанные заключенными, шли партии Гитлера и на финансирование военных действий. Уже в 1950-х годах некоторые бывшие заключенные стали требовать от этих немецких фирм выплаты компенсации, и многие требования были удовлетворены.
Не так давно обвинения в симпатиях к национал-социалистам были предъявлены основателю мебельной фирмы IKEA Ингвару Кампраду. Один из самых богатых людей в мире, Ингвар Кампрад тоже сотрудничал с нацистами во время Второй мировой войны. Более того, как утверждает в своей новой книге шведский историк Элизабет Осбринк, основатель IKEA до сих пор не скрывает своих симпатий к нацистам.

Для того времени форма германских войск, пошитая Hugo Boss, была очень модной и функциональной.

Мода по-эсэсовски

Униформа для SS разрабатывалась тщательно, а выглядела устрашающе. (SS - сокращенное название немецкого Schutzstaffel - «защитный дивизион», элита фашистских войск.) Черную эсэсовскую униформу (хорошо знакомую нашему зрителю по сериалу «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой) придумал 34-летний специалист по геральдике, член «Имперской ассоциации немецких художников» профессор Карл Дибич со своим помощником Вальтером Хеком. Последний разработал также эмблему в виде сдвоенной руны «зиг» (руна «зиг» - молния - в древнегерманской мифологии считалась символом бога войны Тора) и дизайн холодного оружия для SS.
На создание эсэсовской униформы Дибича вдохновила форма прусских «Гусар смерти» (в разговорном немецком языке с XVIII века так принято называть 1-й лейб-гусарский полк и 2-й лейб-гусарский полк Королевы Виктории Прусской), которую украшала эмблема Totenkopf - «мертвая голова».
По иронии истории, в Российской империи существовали свои черные гусары, одетые в схожую униформу: Пятый полк Александрийских гусар.
Черные мундиры и фуражки для членов SS были введены 7 июля 1932 года, а после 1939 года начался массовый переход членов SS на серую униформу. Фактически с этого момента черную форму перестали носить, отдавая предпочтение серой. Также для операций в Италии и на Балканах отряды SS были одеты в желтую форму. В 1944 году в Германии ношение черной униформы было отменено. Советские деятели культуры превратили ее в запоминающийся символ эсэсовца.


- Да, я знаю, что нацистскую форму придумал Хьюго Босс, но объективно - форма-то ведь очень красивая. Сразу Штирлиц вспоминается… А наши солдатики теперь, говорят, в форме от Юдашкина ходят. Вот и почувствуйте разницу, что называется. А вообще, я считаю, что судить об искусстве надо отдельно от временных обстоятельств, в которых оно творилось.

Алексей ГОЛОВИН,
психолог (Красноярск):


- Я слышал, что Хьюго Босс даже пользовался услугами небольшого концлагеря для военнопленных. Они шили рубашки для немецких солдат. Есть легенда, что особенно способных рабочих он переселял к себе в дом, улучшал им условия жизни… Не знаю, как к этому относиться. Историю ведь не перепишешь. Тем не менее сейчас фирма извиняется перед жертвами нацизма за что-то, значит, чувствуют себя причастными к нехорошим делам.

Эдуард ПИНЮГЖАНИН,
тележурналист (Киров):


- То, что Хьюго Босс шил форму для нацистов, меня не шокировало и не стало каким-то откровением. В то время многим людям, для того чтобы выжить, приходилось принимать для себя «правила игры», которые диктовало правительство Гитлера. Стоит отметить, что Хьюго Босс таким образом зарабатывал сам и, создавая рабочие места, давал возможность зарабатывать другим на кусок хлеба. Его продукция не была смертоносной. Форма может лишь устрашать. Так что ничего особенного в том, чем занимался Хьюго Босс во время Второй мировой войны, я не вижу.

Игорь НЕЛЮБИН,
пресс-секретарь ЗАО «ВяткаТорф» (Киров):


- Мы знаем художника по его произведениям, а не по тому, каким он был в жизни. Негодяи тоже бывают талантливы - этот факт не требует доказательств. Мы не можем сказать, что Хьюго Босс был негодяем просто потому, что он делал талантливо и качественно свою работу. Если бы он работал иначе, никто бы его не поблагодарил за это и вообще не вспомнил. Другое дело, что Босс сам был нацистом и использовал рабский труд. Это его совершенно не красит и, наверное, было бы достойно осуждения на Нюрнбергском процессе как пособничество врагу. Без всякой скидки на его талант. Но люди, какими бы они ни были, из жизни уходят. Остаётся то, что ценно для нашего общества, для следующих поколений.

Любовь МОЖАЕВА,
художественный руководитель творческого объединения «Союз криэйторов России» (Иркутск):


- Вторая мировая закончилась давно, но до сих пор всплывают факты из «чёрного» прошлого. С одной стороны, как любому здравомыслящему человеку, мне глубоко претит подневольный труд. Я прекрасно понимаю, что работники, а точнее, работницы (насколько я знаю, трудились в то время на фабрике в основном женщины из Польши, Франции и Украины) жили в ужасных условиях. Это же был концлагерь, а не курорт. Но я вполне допускаю мысль о том, что Хьюго Фердинанд Босс действительно был вынужден работать на режим Гитлера для того, чтобы сохранить свой бизнес. По аналогии с нашей страной - у нас же тоже перепрофилировали фабрики и заводы под нужды войны. Сомневаюсь, что руководство СССР предлагало какой-то выбор, - скорее, просто ставило перед фактом.

Сергей ПЛАТОНОВ,
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента в строительстве (Иркутск):


- Немецкие историки вступили в полемику по поводу этого скандала. Кто-то говорит о том, что Хьюго Босс был вынужден сотрудничать с Гитлером, другие (в частности, Роман Кёстер) утверждают, что бизнесмен искренне симпатизировал национал-социализму. Узнать достоверную информацию уже невозможно. Зато доподлинно известно, что Хьюго Босс выплатил штраф за пособничество нацистам. Сейчас руководство принесло свои извинения за использование рабского труда. К тому же в 2000 году компания вступила в фонд «Память, ответственность, будущее», созданный крупными немецкими фирмами для выплаты компенсаций бывшим подневольным рабочим. Резюмируя, могу сказать, что вот эти официальные извинения и вся всплывшая в связи с этим информация, пусть и не очень лестная, - всё это неплохой пиар-ход в поддержку книги об истории компании и интереса к бренду.

Вы слышали, что Hugo Boss делал форму для СС ? А хотите узнать правду?

СС – сокращенное название немецкого Schutzstaffel – «защитный дивидзион». Элита фашистких войск. Изначально эскадрилья была сформирована для личной защиты Гитлера, но разраслась до руководящей военной организации. И униформа для СС разрабатывалась тщательно, а выглядела устрашающе.

Эсэсовцы носили черную форму с бриджами и высокими до колена сапогами, коричневые рубашки с черным галстуком, черные фуражки с кокардой в виде мертвой головы, и знаки различия в виде двух рун Зиг. Но при боевой подготовке выяснилось, что черная форма не пригодна для войны и была введена серая форма СС для боевых действий. Также для операций в Италии и на Балканах отряды СС были одеты в желтую форму. Вся форма постоянно претерпевала изменения и дорабатывалась на протяжении лет войны.

Это многообразие нарядов требовало больших мощностей для производства униформы, а многие предприятия были заняты производством вооружения и не могли производить ничего другого. Так что обеспечение военных нужд было прибыльным делом.

В 1930 г. компания Hugo Boss (Хуго Босс) оказалась на грани банкротства. Хуго, владелец фабрики, решился и вступил в НСДАП (нацистскую партию) и сразу получил заказ на производство униформы СА, СС и Гитлерюгенда. В принципе, выбор вполне предсказуемый. Существовать вне партии было сложно, а члены получали помощь и льготы. Хотя кому-то принципы не позволили сделать такое…

В 1937 г. на Hugo Boss уже работали почти сто человек. С началом Второй мировой войны, его компания была зарегистрирована, как важное военное предприятие и получила заказ на изготовление униформы вермахта. Действительно, некоторые дизайны формы SS были разработаны в компании Hugo Boss, но не самим Хуго , а профессором Karl Oberf?hrer и дизайнером Diebitschen Walter Kech.

После войны Hugo Boss быстро переключился на изготовление формы для железнодорожников и почтальонов. А в высокую моду марка вышла только в 90х годах. А в это время зародилось новое движение – Nazi chic – нацистский шик. Костюмы претерпели существенный редизайн и изготавливаются из совсем других тканей. Особенно популярны нацистские формы в Японии, где ведут активную деятельность нео-нацистские организации, а молодежь одевается в костюмы нацистов «по приколу». Жаль, что не все думают об этичности своих действий. Хотя нельзя упрекнуть людей в желании выделиться, тем более детей.

И немного треша:

Еще нацистская форма очень популярна у фетишистов, но фото не стала выкладывать по этическим соображениям. А вообще есть и довольно сексуальные образы:) Вам как, фетиш нравится?

Вместо этого дарю вам видео Ann Demeulemeester

Давно прошло то время, когда реконструкторов путали с ролевиками. Сегодня историческая реконструкция зачастую уже не просто хобби, но и серьезная работа - исследования, изучение ремесел и реставраторского дела, регулярные интенсивные тренировки, работа с молодежью, выступления перед зрителями и многое другое. Реконструкторское движение существует не одно столетие. Еще в XVII веке для публики воссоздавались определенные исторические события, победы, чтобы народ не забывал своей истории. В послереволюционной России в 1920 году была проведена первая реконструкция - штурм Зимнего дворца, костюмированное военное «шоу», в котором приняло участие порядка 10 тысяч человек. Реконструкция периода Второй мировой в Советском Союзе зародилась в 80-х годах, когда были предприняты первые попытки создания массовых мероприятий. Практически у каждого реконструктора имеется достаточное количество оригинальных антикварных вещей, поскольку у нас принято, чтобы все выглядело максимально аутентично. Особое внимание уделяется, в частности, солдатскому быту: чтобы в карманах лежали деньги тех времен, бумажники, с собой были мыло, бритва, зубная щетка. У многих полностью экипирован вещмешок или ранец, в сухарных сумках лежит какая-то еда, у некоторых - старые немецкие газеты.

Копии кителей, наград и снаряжения 3 Рейха

Военные мундиры солдат Вермахта одними воспринимаются как воплощение зла, другими – как рядовой экспонат коллекций или необходимый атрибут исторических реконструкций. Но независимо от отношения, форма Третьего рейха интересна сама по себе – с точки зрения ее разнообразия и причин, которыми были обусловлены те или иные дизайнерские решения.

Любители и ценители истории обычно живут вне времени и границ. Они стараются пополнять свои коллекции удивительными вещами, которые могут быть датированы прошлым, позапрошлым веками. Также пользуются спросом новоделы. Сейчас большую ценность имеет реконструкция униформы 3 Рейха. Она используется не только в качестве экспонатов, но и для массовых мероприятий различных исторических клубов.

Практически все новоделы предметов 3 Рейха полностью идентичны аналогам. Имеется лишь одно отличие - недавнее изготовление, что увеличивает срок службы. Купить копию одежды 3 Рейха для реконструкции довольно просто - достаточно обратиться в наш интернет-каталог Antik1941. Мы гарантируем быструю доставку по всей территории России.

Купить копию наград и оружия 3 Рейха

Большой ценностью обладают не только униформа, но и другие аксессуары и предметы 3 Рейха. Наш каталог изобилует различными принадлежностями, которые помогут заниматься реконструкцией. Среди них:

  • копии немецкой униформы;
  • макеты огнестрельного оружия;
  • муляжи наград;
  • копии германских орденов;
  • реконструкция предметов интерьера;
  • и многое другое.

Если вам необходимы копии оружия 3 Рейха , вы сможете выбрать не только автоматы и пистолеты, но и муляжи кортиков и новодельные немецкие ножи. Это поможет в полной мере ощутить времена жестокой войны, прикоснуться к давней истории. Всё отличается качеством, полным соответствием оригиналу.

Многие обращаются к нам, чтобы купить копию награды 3 Рейха. По наградам определенной эпохи можно определить, какие приоритеты были у нации, к чему стремились люди.

Мы всегда готовы помочь вам в приобретении новоделов и оригинальных предметов старины. Обращайтесь в наш интернет-каталог в любое время, оставляйте заказы, которые будут выполнены оперативно.

Качественные копии немецких орденов и медалей, копии кортиков и штык-ножей, реконструкция немецкой формы времен вов, макеты огнестрельного оружия, реконструкция военного немецкого снаряжения, копии стальных шлемов, реконструкция предметов быта и интерьера 3 рейха - еще раз повторимся, что все эти вещи предназначены для исторической реконструкции, но не как в целях пропаганды преступного режима, существовавшего в 3-ем Рейхе до 1945 года...

До сих пор подростки в кинотеатрах (или во время более тщательного изучения темы по фотографиям в сети) ловят эстетический кайф от вида обмундирования военных преступников, от формы СС. Да и взрослые не отстают: в альбомах многих пожилых людей знаменитые артисты Тихонов и Броневой красуются именно в соответствующем облачении.

Такое сильное эстетическое воздействие обусловлено тем, что для войск СС (die Waffen-SS) форму и эмблему разрабатывал талантливый художник, выпускник Ганноверской художественной школы и Берлинской Академии, автор культовой картины «Мать» Карл Дибич (Karl Diebitsch). При создании окончательного варианта с ним сотрудничал дизайнер и модельер формы СС Вальтер Хек (Walter Heck). А шили обмундирование на заводах малоизвестного тогда модельера Хьюго Босса (Hugo Ferdinand Boss), а ныне его бренд знаменит на весь мир.

История формы СС

Изначально эсэсовцы-охранники партийных лидеров НСДАП (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия), как и штурмовики Рема (руководителя СА – штурмовых отрядов – Sturmabteilung), ходили в светло-коричневой рубашке плюс бриджи и сапоги.

Еще до окончательного решения о целесообразности существования одновременно двух параллельных «передовых охранных отрядов партии» и до зачистки СА, «имперский вождь СС» Гиммлер продолжил членам своего отряда носить черный кант на плече коричневого кителя.

Черная форма была введена лично Гиммлером в 1930 году. Черный китель образца военной вермахтовской куртки носили поверх светло-коричневой рубашки.

Первое время этот китель имел то три, то четыре пуговицы, общий вид парадной и полевой формы постоянно дорабатывался.

Когда в 1934 году было введено обмундирование черного цвета, разработанное Дибичем-Хеком, от времен первых эсэсовских отрядов осталась только красная с черным кантом нарукавная повязка со свастикой.

Первое время существовало два комплекта формы солдат СС:

  • парадный;
  • повседневный.

Позднее, уже без участия знаменитых дизайнеров, были разработаны полевая и камуфлированная (порядка восьми вариантов летнего, зимнего, пустынного и лесного камуфляжей) униформа.


Отличительными признаками военнослужащих частей СС по внешнему виду надолго стали:

  • красные повязки с черным кантом и свастикой, вписанной в белый круг ─ на рукаве кителя мундира, куртки или шинели;
  • эмблемы на кепи или фуражках ─ сначала в виде черепа, затем в виде орла;
  • исключительно для арийцев ─ знаки принадлежности к организации в виде двух рун на правой петлице, знаками воинского старшинства на правой.

В тех дивизиях (например «Викинг») и отдельных частях, где служили иностранцы, руны заменялись эмблемой дивизии или легиона.

Изменения коснулись внешнего вида эсэсовцев в связи с их участием в военных действиях, и переименованием «Аllgemeine (общие) СС» в «Waffen (вооруженные) СС».

Изменения к 1939 году

Именно в 1939 году знаменитая «мертвая голова» (череп, делавшийся сначала из бронзы, затем из алюминия или латуни) трансформировалась в знаменитого по сериалам орла на кокарде фуражки или пилотки.


Сам череп, вместе с другими новыми отличительными чертами, остался принадлежностью танкового корпуса СС. В том же году эсэсовцы получили и белую парадную форму (белый китель, черные бриджи).

При реконструкции «Альгемейн СС» в «Ваффен СС» (чисто «партийная армия» была реорганизована в боевые войска под номинальным главнокомандованием генштаба Вермахта) с формой эсэсовцев произошли следующие изменения, при которых были введены:

  • полевая форма серого (знаменитый «фельдграу») цвета;
  • парадная белая форма для офицеров;
  • шинели черного или серого цветов, также с нарукавными повязками.

При этом шинели уставом дозволялось носить расстегнутыми на верхние пуговицы, чтоб было проще ориентироваться в знаках различия.

После указов и нововведений Гитлера, Гиммлера и (под их руководством) Теодора Эйке и Пауля Хауссера, окончательно оформилось разделение СС на полицейские (прежде всего, подразделения типа «Мертвая голова») и боевые части.

Интересно, что «полицейским» частям мог приказывать исключительно лично рейхсфюрер, а вот боевые части, считавшиеся резервом военного командования, могли быть использованы генералами Вермахта. Служба в «ваффен СС» приравнивалась к выполнению воинской повинности, а полицейские и охранные силы не считались воинскими подразделениями.


Впрочем, части СС оставались под пристальным вниманием верховного партийного руководства, как «образец политической силы». Отсюда постоянные изменения, даже в ходе войны, в их униформе.

Форма СС в военное время

Участие в военных компаниях, расширение отрядов СС до полнокровных дивизий и корпусов породило систему званий (не слишком отличающуюся от общеармейской) и знаков различий:

  • рядовой (шюцман, в просторечии просто «ман», «человек СС») носил простые черные погоны и петлицы с двумя рунами на правой (левая ─ пустая, черного цвета);
  • рядовой «проверенный», после полугода службы (обершутце) получал «шишечку» («звездочку») серебряного цвета на погон полевой («маскировочной») формы. Остальные знаки различия были тождественны шюцману;
  • ефрейтор (штурмман) получал тонкую двойную серебристую полоску на левую петлицу;
  • младший сержант (роттенфюрер) имел уже четыре полосы того же цвета на левой петлице, а на полевой форме «шишечка» заменялась на треугольную нашивку.

Унтер-офицерский состав войск СС (принадлежность к нему проще всего определять по частице «шар») получал уже не пустые черные погоны, а с серебристым кантом и включал в себя звания от сержанта до старшего фельдфебеля (штаб-фельдфебель).

Треугольники на полевой форме заменялись на прямоугольники, различной толщины (самая тонкая у унтершарфюрера, самая толстая, почти квадратная, ─ у штурмшарфюрера).

Эти эсэсовцы имели следующие знаки различия:

  • сержант (унтершарфюрер) ─ черные погоны с серебристым кантом и маленькая «звездочка» («квадрат». «шишечка») на правой петлице. Те же знаки отличия были и у «юнкера СС»;
  • старший сержант (шарфюрер) ─ такие же погоны и серебристые полоски сбоку от «квадрата» на петлице;
  • старшина (обершарфюрер) ─ погоны те же, на петлицу две звездочки без полосок;
  • прапорщик (гауптшарфюрер) ─ петлица, как у старшины, но с полосками, на погонах уже две шишечки;
  • старший прапорщик или фельдфебель (штурмшарфюрер) ─ погоны с тремя квадратиками, на петлице те же два «квадрата», что у прапорщика, но уже с четырьмя тонкими полосками.

Последнее звание осталось достаточно редким: его присваивали только после 15 лет беспорочной службы. На полевой форме серебряный кант погон заменялся зеленым с соответствующим числом черных полосок.

Форма офицерского состава СС

Форма младшего офицерского состава различалась уже по погонам маскировочной (полевой) формы: черной с зелеными полосами (толщина и количество в зависимости от звания) ближе к плечу и переплетёнными дубовыми листьями над ними.

  • лейтенант (унтерштурмфюрер) ─ серебристые «пустые» погоны, три квадратика на петлице;
  • старший лейтенант (оберштурфюрер) ─ квадрат на погонах, к знакам на петлице добавлялась серебристая полоса, две линии на нарукавной нашивке под «листьями»;
  • капитан (гауптштурмфюрер) ─ добавочные линии на нашивке и на петлице, погон с двумя «шишечками»;
  • майор (штурмбаннфюрер) ─ серебристые «плетёные» погоны, три квадрата на петлице;
  • подполковник (обербаннштурмфюрер) ─ один квадрат на витом погоне. Две тонкие полоски под четырьмя квадратиками на петлице.

Начиная с майорского звания, знаки отличия претерпели несущественные различия в 1942 году. Цвет подложки у витых погон соответствовал роду войск, на самом погоне иногда наличествовал символ воинской специальности (знак танковой части или, например, ветеринарной службы). «Шишечки» на погонах после 1942 года из серебристых превратились в знаки золотистого цвета.


По достижении звания выше полковничьего менялась и правая петлица: вместо рун СС на неё помещались стилизованные серебристые дубовые листья (одинарный у полковника, тройной у генерал-полковника).

Остальные знаки различия старших офицеров выглядели следующим образом:

  • полковник (штандартенфюрер) ─ три полосы под сдвоенными листьями на нашивке, две звезды на погонах, дубовый лист на обеих петлицах;
  • не имеющее аналогов звание оберфюрер (нечто вроде «старшего полковника) ─ четыре толстые полосы на нашивке, сдвоенный дубовый лист на петлицах.

Характерно, что у этих офицеров оставались и черно-зеленые «маскировочные» погоны для «полевого», боевого обмундирования. У командиров более высоких рангов цвета становились уже не такими «защитными».

Форма у генералитета СС

На мундирах СС у высшего командного состава (генералитета) появляются уже золотистого цвета погоны на кроваво-красной подложке, с символами серебряного цвета.


Изменяются и погоны «полевой» формы, так как в особой маскировке нет нужды: вместо зеленого цвета на черном поле у офицеров, генералы носят тонкие золотые знаки. Погоны становятся золотыми на светлом фоне, с серебряными знаками различия (за исключением мундира рейхсфюрера со скромным тонким черным погоном).

Знаки различия высшего командования на погонах и петлицах соответственно:

  • генерал-майор войск СС (в ваффен СС ─ бригаденфюрер) ─ золотое шитье без символов, сдвоенный дубовый лист (до 1942 года) с квадратиком, тройной лист после 1942 года без дополнительного символа;
  • генерал-лейтенант (группенфюрер) ─ один квадрат, тройной дубовый лист;
  • полный генерал (обергруппенфюрер) ─ две «шишки» и дубовый лист трилистник (до 1942 года на петлице нижний лист был тоньше, зато присутствовали два квадратика);
  • генерал-полковник (оберстгруппенфюрер) ─ три квадратика и тройной дубовый лист с символом ниже (до 1942 года у генерал-полковника также был тонкий лист в нижней части петлицы, но при трех квадратиках).
  • рейхсфюрер (ближайший, но не точный аналог ─ «нарком НКВД» или «генерал-фельдмаршал») носил на мундире тонкий серебряный погон с серебряным же трилистником, и окруженные лавровым листом на черном фоне дубовые листья в петлице.

Как видно, генералитет СС пренебрегал (за исключением рейхсминистра) защитным цветом, впрочем и в боях им, за исключением Зеппа Дитриха, приходилось участвовать реже.

Знаки отличия в Гестапо

В службе безопасности СД Гестапо тоже носили эсэсовскую форму, звания и знаки различия практически совпадали со званиями в «Ваффен» или в «Альгемейне СС».


Сотрудников Гестапо (позднее и РСХА) отличали отсутствие рун на петлицах, а так же обязательный нагрудный жетон службы безопасности.

Любопытный факт: Штирлица в великом телефильме Лиозновой зритель видит почти всегда именно в , хотя на момент весны 1945 года, чёрная форма почти повсеместно в СС была заменена более удобной для фронтовых условий «парадкой» темно-зеленого цвета.

В исключительно черном кителе мог ходить Мюллер ─ и как генерал, и как редко выбирающийся в районы передовой руководитель высокого ранга.

Камуфляж

После преобразований охранных отрядов в боевые части указами 1937 года, в элитные боевые подразделения СС начали уже к 1938 году поступать образцы камуфлированной формы. Она включала в себя:

  • чехол на шлем;
  • куртку;
  • маску для лица.

Позднее появились камуфлированные накидки (Zelltbahn). Брюки (бриджи) до появления в районе 1942-43 годов двусторонних комбинезонов были от обычной полевой формы.


Сам рисунок на камуфлированных комбинезонах мог использовать множество «мелкопятнистых» форм:

  • в горошек;
  • под дубовые (eichenlaub);
  • пальмовые (palmenmuster);
  • платановые листья (platanen).

При этом маскировочные куртки (а затем и двусторонние комбинезоны) имели почти весь необходимый спектр расцветок:

  • осенний;
  • летний (весенний);
  • дымный (чёрно-серый горошек);
  • зимний;
  • «пустынный» и другие.

Первоначально обмундирование из камуфлированных водонепроницаемых тканей поставлялось в Verfugungstruppe (диспозиционные войска). Позднее камуфляж стал неотъемлемой частью формы «целевых» групп СС (Einsatzgruppen) разведывательных и диверсионных отрядов и подразделений.


Немецкое руководство в годы войны творчески подходило к созданию камуфлированного обмундирования: удачно заимствовались находки итальянцев (первых создателей камуфляжа) и разработки американцев и англичан, достававшиеся в числе трофеев.

Тем не менее, нельзя недооценивать вклад собственно германских и сотрудничавших с режимом Гитлера ученых, в разработку таких знаменитых марок камуфляжей, как

  • ss beringt eichenlaubmuster;
  • sseichplatanenmuster;
  • ssleibermuster;
  • sseichenlaubmuster.

Над созданием этих типов расцветок работали профессора физики (оптики) изучавшие эффекты от прохождения лучей света сквозь дождь или листву.
О камуфляжном комбинезоне SS-Leibermuster советской разведке было известно меньше, чем союзнической: он применялся на Западном фронте.


При этом (по данным американской разведки) желто-зеленые и чёрные линии наносились на китель и нашлемник особой «светопоглощающей» краской, которая еще и уменьшала уровень излучения в инфракрасном спектре.

О существовании подобной краски в 1944-1945 годах до сих пор сравнительно мало известно, высказываются предположения, что речь шла о «светопоглощающей» (конечно, частично) черной ткани, на которую позже наносились рисунки.

В советском фильме 1956 года «В квадрате 45» можно увидеть диверсантов в костюмах, наиболее напоминающих SS-Leibermuster.

В единственном экземпляре образец этой военного обмундирования находится в военном музее в Праге. Так что ни о каком массовом пошиве формы этого образца речи быть не может, подобных камуфляжей было выпущено настолько мало, что сейчас они являются одним из самых интересных и дорогостоящих раритетов второй Мировой.

Считается, что именно эти камуфляжи дали толчок американской военной мысли для разработки маскировочных одежд для современных коммандос и прочих спецподразделений.


Камуфляж «SS-Eich-Platanenmuster» куда более часто встречался на всех фронтах. Собственно « Platanenmuster» («древесный) встречается ещё на довоенных фото. К 1942 году в войска СС стали массово поставляться «оборотные» или «реверсивные» куртки расцветки «Eich-Platanenmuster» ─ осенний камуфляж на лицевой, весенняя расцветка на оборотной стороне ткани.

Собственно, эта трехцветная, с ломаными линиями «дождя» или «веток» боевая форменная одежда и встречается чаще всего в кинофильмах о второй Мировой и Великой Отечественной.

Камуфляжные расцветки «eichenlaubmuster» и «beringteichenlaubmuster» (соответственно «дубовые листья тип «А», дубовые листья тип «Б») были широко популярны в «Ваффен СС» в 1942-44 годах.

Однако, большей частью, из них, в основном, изготовлялись накидки, плащ-палатки. А солдаты спецподразделений уже самостоятельно (во многих случаях) шили из накидок куртки и нашлемники.

СС форма сегодня

Выгодно эстетически решенная черная форма СС и сегодня пользуется популярностью. К сожалению, чаще всего не там, где реально нужно воссоздавать аутентичное обмундирование: не в российском кинематографе.


Выше упоминался мелкий «ляп» кинематографа советского, но у Лиозновой почти постоянное ношение Штирлицем и другими персонажами именно черной формы могло быть оправдано общей концепцией «черно-белого» сериала. Кстати, в раскрашенном варианте, Штирлиц пару раз появляется в «зеленой» «парадке».

Но в современных российских фильмах на тематику Великой Отечественной ужас ужасом погоняет в плане достоверности:

  • печально известный фильм 2012 года, «Служу Советскому Союзу» (про то, как армия разбежалась, но политзаключенные на западной границе разбили диверсионные отряды СС) ─ наблюдаем эсэсовцев в 1941 году, одетых во что-то среднее между «Beringtes Eichenlaubmuster» и еще более современными цифровыми камуфляжами;
  • грустная картина «В июне 41-ого» (2008) позволяет видеть на поле боя эсэсовцев в полной парадной черной униформе.

Подобных примеров много, не избавлен от ляпов даже «антисоветский» совместный российско-германский фильм 2011-ого года с Гуськовым «4 дня в мае», где гитлеровцы, в 45-ом, по большей части одеты в камуфляжи первых лет войны.


Зато эсэсовская парадная униформа пользуется заслуженным уважением у реконструкторов. Конечно, отдать дань эстетике нацизма стремятся и различные экстремистские группировки, и даже не признанные такими, вроде относительно мирные «готы».

Вероятно, дело в том, что благодаря истории, а также классическим фильмам «Ночной портье» Кавани или «Гибели Богов» Висконти, у публики выработалось «протестное» восприятие эстетики сил зла. Недаром лидер «Секс-Пистолз» Сид Вишерс частенько появлялся в майке со свастикой, в коллекции модельера Жан-Луи Ширера в 1995 году почти все туалеты были орнаментированы или имперскими орлами или дубовыми листьями.


Ужасы войны забываются, но чувство протеста против буржуазного социума остается почти прежним ─ такой грустный вывод можно сделать из этих фактов. Другое дело, созданные в нацисткой Германии «камуфлированные» окрасы тканей. Они эстетичны и удобны. И потому широко используются не только для игр реконструкторов или работ на приусадебных участках, но и современными модными кутюрье в мире большой моды.

Видео

Похожие публикации