Энциклопедия пожаробезопасности

Закон о партиях в рф. Конституционно-правовой статус политической партии. Последние изменения, внесенные в закон о партиях в РФ

23.05.2015 г. №133-ФЗ , 02.03.2016 г. № (вступ. в силу 13.03.2016 г.), 09.03.2016 г. №66-ФЗ , 19.12.2016 г. № , 28.12.2016 г. №505-ФЗ , 05.12.2017 г. №375-ФЗ , 03.07.2018 г. №)

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

Статья 2. Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии

Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

Статья 3. Понятие политической партии и ее структура

1. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц (пункт 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 года №95-ФЗ
"О политических партиях"

О документе

Опубликование документа

Признание идеологического и политического многообразия, а также принципа многопартийности служит одной из незыблемых основ Конституции России. Это дает возможность государству гарантировать законный паритет политических блоков, а гражданину – делать осознанный демократический выбор в пользу определенной политической ячейки, если ее идеи и цели в максимальной степени соответствуют его интересам. Для утверждения базовых положений многопартийной системы был разработан Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях».

Содержание закона о политических партиях

Закон о политических партиях в РФ поступил на рассмотрение в Государственную Думу в 2001 году 29.06.2001. Он был принят палатой Федерального собрания, одобрение закона Советом Федерации России датируется 29.06.2001 г. Последняя поправка в закон была внесена 5.12.2017 г. Как предмет законодательной регламентации, он регулирует следующий перечень общих моментов, таких как:

  • Гражданские права: права граждан на создание, вступление, участие и выход из партии или полный нейтралитет к данному процессу, если оказывается, что личные убеждения и интересы индивида лежат вне политики как таковой;
  • Концепция, структура и функционирование партии: ее роль как инструмента выражения воли общества посредством добровольного участия его членов в любых политических (выборы, референдум, протестные акции и пр.) мероприятиях на всем территориальном пространстве России. Будучи по сути организационно-правовой формой юридических лиц, политическая партия обязана иметь региональные представительства в большей части территориальных единиц РФ. 95 федеральный закон четко определяет количество членов в партии и в ее каждом отдельно взятом региональном филиале. Информация о партийной программе должна быть максимально прозрачной и доступной для всех слоев населения. Закон гарантирует свободное членство в партии представителям любого пола вне зависимости от материального статуса или других причин, которые могут нарушить права граждан, прописанные в Конституции;
  • Наименование: согласно данному пункту, утверждается ряд положений, по которому лидеры политического формирования должны выбирать для него имя. Закон прописывает, что название не может содержать слова или символы, которые не соответствуют законодательству страны и/или являются предметом оскорбления расовых и религиозных чувств ее граждан. Запрещено употребление личных инициалов (ФИО) и названия органов власти;
  • Символика: подробное описание эмблемы и атрибутики партии должно присутствовать в ее уставе. Не допускается эксплуатация изображений или символов, которые нарушают авторские/интеллектуальные права уже существующих организаций (включая иностранные), запрещенных в РФ организаций либо формирований, а также оскорбительные или порочащие символы. Использование религиозной атрибутики не разрешается;
  • Ограничения: основной устав закона N 95-ФЗ запрещает формирование политических партий, деятельность которых признана экстремистской. Эта статья является залогом того, что цели и программа отдельно взятого политического формирования не будут направлены на разжигание противоречий социального и профессионального характера (подразумевается, что члены партии не могут быть представителями только одной профессии), религиозных, национальных, расовых конфликтов. Она также предусматривает дистанцирование партий от образовательного процесса и запрещает иностранным подданным создавать свои политические ячейки в России;
  • Участие государства в жизни партии: ее деятельность освобождена от влияния на нее государства. Это правило работает и в другую сторону – партийные члены не уполномочены вмешиваться в деятельность органов власти. Кроме того, участникам политической ячейки строго возбраняется использование своего статуса или извлечение персональных выгод с помощью своего социального положения или партийной роли.

Помимо общих положений, закон РФ о политических партиях в РФ регламентирует специфику функционирования политических партий, начиная этапом их создания и заканчивая процессом ликвидации либо реорганизации структуры. Главы II – X закона 95-ФЗ подробно рассматривают ключевые аспекты для следующих положений:

  • Процесс создания;
  • Регистрация на государственном уровне;
  • Внутреннее устройство (устав, цели, программа, членство);
  • Права и обязанности (род деятельности, имущество и порядок распоряжения финансами партии, благотворительная активность и распределение дотаций в региональных ячейках);
  • Поддержка государством;
  • Выборы и референдумы – участие;
  • Остановка деятельности;
  • Дополнения, заключительные положения и пр.

Основные положения Федерального закона об адвокатуре читайте

Последние поправки, внесенные в ФЗ 95

За последние 17 лет федеральный закон 95-ФЗ претерпел ряд коррективов в соответствии с изменениями в политической и социальной жизни общества и государства в целом. Последняя редакция датируется 5.12.2017 г. Согласно новой версии, модификации подверглись четыре статьи закона.

Подпункт «а» пункта 1 статьи 29

По сравнению с предыдущей редакцией, новый вариант предусматривает более конкретное определение размеров взносов, членских и вступительных, для каждого участника партии. В том числе контролируется предельный размер суммы, выплаченной на протяжении одного года. Имеется в виду календарный год, при этом сумма не должна быть выше цифры объема пожертвований от одного физического лица (см.пункт 8 Статья 30 ФЗ 95).

Пункт 5 Статья 34

Данная поправка направлена на уточнение информации касаемо поступлений и расходования финансовых средств. Информация о ресурсах финансирования, стоимости имущества и размерах сумм, которые поступают на счета партии и в ее отделения, должна содержать полный перечень сведений. К примеру, должно быть понятно, кто сделал пожертвование и каково его назначение. Информация о личных данных участника партии предоставляется в случае, если сумма взносов превышает установленный ЦИК РФ порог.

Пункт 6 Статья 34

Изменения касаются общего финансового отчета, который составляет партия. Статья предусматривает процесс предоставления партийными членами совокупных данных, указывающих количество и источники дотаций. Сюда включаются сведения о кредитных договорах с указанием процента денежных займов, реквизиты кредитора, размер годовой ставки, сроки и условия кредита. Как и в предыдущем пункте, изменения коснулись и процедуры предоставления информации о членских взносах. Это необходимо, если их сумма превышает размер, установленный Центральной Избирательной Комиссией страны.

Пункт 7 Статья 34

Существенных преобразований данный пункт не претерпел. Была скорректирована фраза о порядке составления формы финансового отчета политической партии (в печатном и виртуальном виде). Последний, как упоминалось выше, регламентируется ЦИК России.

Скачать 95 ФЗ в последней редакции

Федеральный закон «О политических партиях» от 11.07.2001 N 95-ФЗ содержит всеобъемлющую информацию. Ее изучение требует вдумчивого подхода и достаточного количества времени.

Ознакомиться с полной версией закона можно .

Чтобы упорядочить партийную систему, возникла необходимость определить четкие критерии для государственной регистрации политической партии.

Федеральный Закон «О политических партиях» вступил в силу 11 июля 2001г. Далее будут рассмотрены некоторые положения, определяющие правила формирования и функционирования политической партии.

«Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» (ст.3.1).

Политическая партия должна отвечать следующим требованиям (ст. 3.2):

она должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации (только одно региональное отделение на субъект);

с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее 45 000 членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее 450 членов политической партии, в региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее 200 членов политической партии;

руководящие и иные органы политической партии должны находиться на территории РФ.

Основные цели политической партии: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни; выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в выборах указанных органов и в их работе (ст.3.4).

В наименовании политической партии могут использоваться слова “Россия”, “Российская Федерация”. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства, а также использование органов государственной власти и местного самоуправления. Общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своем наименовании слово «партия» (ст.6).

Политическая партия может иметь свои эмблему или символы. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, символикой иностранных государств. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую государственную символику - флаги, гербы, гимны, а также религиозные символы (ст.7).

Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку (ст.9).

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство политических партий в деятельность государственной власти и их должностных лиц не допускается. Не допускается так же и использование преимуществ своего должностного положения в интересах своей партии; госчиновники не могут быть связаны решениями своих партий (ст.10).

Политическая партия и её региональные отделения подлежат государственной регистрации. Решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (ст.15).

Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае нарушения или не выполнения ею установленных данным Законом правил (ст.20).

Законом предусмотрены правила внутреннего устройства партии (Гл.5); права и обязанности политической партии (Гл.5); государственная поддержка политических партий (Гл.6); государственное финансирование политических партий (Гл.7).

Законом определён порядок участия политических партий в выборах и референдумах (Гл.8).

Подробно рассматриваются порядок и правила приостановления деятельности и ликвидации политических партий (Гл.9).

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.

Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации.

Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.

1. Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;

до 1 января 2010 года - не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

с 1 января 2010 года до 1 января 2012 года - не менее сорока пяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

с 1 января 2012 года - не менее сорока тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее четырехсот членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членов политической партии в соответствии с пунктом 6 статьи 23 настоящего Федерального закона;

3. Под региональным отделением политической партии в настоящем Федеральном законе понимается структурное подразделение политической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящего органа и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации. В субъекте Российской Федерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономные округа), может быть создано единое региональное отделение политической партии. Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичные отделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.

выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

5. Под политической партией, представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в настоящем Федеральном законе понимается политическая партия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, или политическая партия, федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат (переданы депутатские мандаты) в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

Деятельность политических партий основывается на Конституции Российской Федерации и регулируется федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

1. В наименовании политической партии, как полном, так и сокращенном, не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

5. Наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства.

1. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в уставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации, государственной символикой субъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств.

Для современной государственно-правовой системы Российской Федерации характерна многопартийность. Учитывая этот факт, решение о принятии закона о политических партиях было также обусловлено и потребностью в более точном определении значения политики в совокупности с гражданскими общественными институтами. Учитывая стремительные изменения в правовой сфере, количественного роста в государственной партийности, появилась необходимость в создании нового закона.

Принятый Государственной Думой 21 июня 2001 года, одобренный Советом Федерации 29 июня того же года Федеральный Закон «О политических партиях» N 95-ФЗ регламентирует тождественность всех партий перед законом. При этом их идеологии и целенаправленность значения не имеют.

Право, предусмотренное ФЗ «О Политических Партиях», позволяет добровольно вступать или воздерживаться от вступления в политические партии, создавать и участвовать в их непосредственной деятельности. В выборе направленности общественного объединения, гражданин руководствуется исключительно своими интересами и идеологией.

Одной из основных задач действующего закона 95-ФЗ является регулирование социальных отношений, возникающих в процессе осуществления гражданами их конституционного права на организацию политических движений. Важно обеспечить юридическую и социальную безопасность в условиях разницы в политических взглядах и чаяний в социуме.

Современное законодательство гласит, что политическая партия создаётся свободно, на добровольных началах. Любое давление со стороны федеральных и управленческих органов на её основателей рассматривается как неправомерное.

В статье 3 рассматриваемого закона даётся чёткое разъяснение внутренней структуры политической партии. Согласно тексту второй части статьи, она должна соответствовать следующим критериям:

  • Региональные отделения каждой должны базироваться минимум в половине субъектов Российской Федерации. В каждом из городов может быть только один филиал конкретной общественной организации.
  • Минимальное количество членов подобного объединения должно составлять 500 человек.
    Штаб руководства и все региональные представительства политической партии находятся на территории Российской Федерации.
  • Партийная эмблема должна отличаться от символики РФ и других государств. Все совпадения в данном случае исключены. В качестве личной символики не может быть использовано изображение, носящее оскорбительный или угрожающий характер по отношению к государству и его гражданам. Также при использовании того или иного изображения не должны нарушаться авторские права (ст. 7, ч. 1-3).

При соблюдении всех указанных выше условий и при соответствующем решении, принятом на учредительном съезде, политическая партия считается созданной. Необходимо уточнить, что любое партийное решение принимается на основании подавляющего большинства голосов политиков, представляющих по меньшей мере половину территориальных субъектов Российской Федерации.

Новое социально-политическое объединение заносится в государственный реестр, как юридическое лицо. С этого момента им могут свершаться предусмотренные пропагандистские и информационные деяния, не противоречащие уставу Конституции РФ (ст. 11, ч. 2, 3).

Согласно действующему закону 95-ФЗ, действия политической партии не могут быть негласными. Вся её деятельность должна быть открытой и поддающейся структурному анализу. Принципы и идеология, которые исповедуются той или иной партией, не должны нарушать конституционные права граждан, угрожать их жизни или свободам, вне зависимости от пола, этнической принадлежности, вероисповедания этих людей. В противном случае, подобное сообщество признаётся экстремистским, и, как следствие, – противозаконным.

Ликвидация политической партии может быть провозглашена на съезде, на основании голосов большинства её членов. Однако она может быть упразднена по решению Верховного Суда Российской Федерации. Это происходит в случаях:

  • Несоблюдения нормативов, указанных в пунктах 4 и 5 ст. 9 95-ФЗ;
  • Непринятия своевременных мер по купированию нарушений, из-за которых деятельность партии ранее была временно приостановлена;
  • Отказа от участия в выборах (статья 37);
  • Качественного несоответствия региональных филиалов требованиям подпункт «а» ч. 2 ст. 3;
  • Наличие идеологии, агитации и деятельности, признанных экстремистскими.

Таким образом, государство обеспечивает политическую и социальную безопасность граждан, не позволяя разрастаться расовой, межнациональной и классовой неприязни.

Как и любой другой современный закон, 95-ФЗ периодически претерпевает правки и изменения. Это связано с постоянно и стремительно меняющейся политической и социально-экономической обстановкой в государстве.

В 95 Федеральный Закон «О политических партиях» последние поправки были внесены 28 декабря 2016 года и вступили в силу 1 марта следующего года.

Скачать

Закон о политических партиях в новой редакции доступен на нашем сайте. Скачать текст действующего Федерального Закона «О политических партиях» N 95-ФЗ можно

Последние изменения, внесенные в закон о партиях в РФ

Федеральным законом N 505-ФЗ, принятым Государственной Думой 28 декабря 2016 года и получившим одобрение Совета Федерации 1 марта 2017 года, были внесены последние поправки в закон РФ о политических партиях в РФ.

Эти изменения относятся к пункту 9 статьи 26.3 рассматриваемого закона. Указанная часть статьи дополняется указанием на то, что понятие «иностранные финансовые инструменты» отныне необходимо рассматривать, опираясь на определение Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.

В первоначальном тексте статьи говорилось, что до момента выдвижения своей кандидатуры как члена той или иной партии, гражданин обязан закрыть все свои счета в иностранных банках. Также он обязан отказаться от хранения собственных сбережений и ценностей в банках, находящихся за пределами Российской Федерации – фактически отказаться от «иностранных финансовых инструментов».

С 1 марта 2017 года к указанному тексту внесено дополнение, гласящее что понятие «иностранные финансовые инструменты» отныне необходимо рассматривать, опираясь на определение Федерального закона от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ.

Ранее в 2016-м году была в Федеральный Закон «О политических партиях» N 95-ФЗ была внесена ещё одна, не менее важная поправка. Согласно данным изменением, принятым 19 февраля 2016 года, текст пункта 8 статьи 25 гласит, что абсолютно все внутрипартийные процессы, начиная от деятельности региональных филиалов, заканчивая суммами членских взносов членами объединения, решаются в соответствие с уставом данной организации.

Также настоящей поправкой к указанной статье рассматриваемого закона был добавлен пункт 9. Согласно этой части статьи, членам политического сообщества предоставляется право не избирать своего главу.

Похожие публикации