Энциклопедия пожаробезопасности

Как называют людей которые медитируют. Как различные виды медитации изменяют мозг человека. Снижает риск сердечных заболеваний и инсульта

Я зависла, разглядывая буддийских монашек, неспешно суетящихся на кухне. Мы только что приехали, получили свой вещевой мешок (одеяло, москитную сетку и бутылку для воды) и слонялись без дела по новой для нас территории. В этот момент ко мне подошел Кирилл (тогда он ещё работал тут добровольцем) и сказал гениальную вещь: «Ничего не ждите от этих шести дней, просто будьте».

Ретрит в буддийском медитационном центре Дипабхаван (Dipabhāvan) на острове Самуи длится 6 дней. Деревянная кровать с циновкой, деревянная подушка, подъём в 4.30, никаких книг, компьютера, телефона, фотоаппарата, никакой связи с миром, полное молчание и медитации по пять часов в день - это просто повседневные внешние атрибуты медитационных центров. Гораздо важнее эта фраза: «Ничего не ждите от этих 6-ти дней, просто будьте».

Центр открыт для фарангов (иностранных туристов) с 2005 года. Основатель центра Ачан (учитель) По, настоятель лесного монастыря Suan Mokkh (Суан Моккх), который находится недалеко от Дипабхавана, на материке. Он вместе с другими монахами этого монастыря каждый месяц приезжает в Дипабхваван для обучения участников ретрита. Программа Дипабхван схожа с ретритом в лесном монастыре. «Dipabhāvan» в переводе с языка пали означает «место развития света». «Свет» - это свет Дхаммы (всего сущего).

Ретриты в буддийских монастырях Таиланда как правило бесплатны. Но посетителям предлагается оставлять пожертвования. В тайской культуре считается за честь жертвовать монастырям и заботиться о монахах, и тайцы не скупятся на такие вещи. Для европейца или американца пожертвовать 100$ - нечего делать. Русские обычно оставляют меньше.

День второй: пожалуй пойду я домой, там столько дел не переделанных…

Меня ни разу не посещала такая мысль. Расписание с подъемами в 4 утра и сидение на полу - ко всему этому можно привыкнуть. Просто кому-то на это нужно много времени, а кому-то вообще нисколько не нужно. На втором ретрите я поняла, что в монахи уходят лентяи и халявщики. А люди, которые уходят с ретритов на второй-третий день - просто имеют на это свои причины, либо они просто не понимали зачем пришли.

Про мысль о лентяях и халявщиках я рассказала Тану Хуберту (монаху из Польши, который читает лекции в Дипабхаване на отличном русском языке).

— Так и есть. — Сказал он. — В монахи уходят не от хорошей жизни.

В Таиланде я совсем не вижу бездомных людей и алкоголиков. В России, как раз перед отъездом, я фотографировала людей, живущих на свалке. Они там счастливы, они просто не нашли себя в «нормальном обществе» и от этого пьют и живут вне его пределов. В Таиланде эта проблема решена совершенно гениально! Если человек не находит себя в обычной жизни, то он может уйти в монахи. Но в отличие от России они автоматически попадают в высшие слои общества. Монахи в Таиланде — самые уважаемые люди. Заботиться о них — честь для мирян. Монахи не могут готовить себе еду, а только принимать её от обычных людей один раз в день, рано утром.

По сути, монахи ничего не делают, а только медитируют над своими и чужими страданиями, пока не достигают нирваны (не больше 1 % монахов достигают её).

Чтобы стать монахом практически ничего не нужно (самое главное — быть мужчиной). Можно уйти в монахи на определенное время. Например на три месяца. После этой практики тайцам легче устроиться на работу.

Иллюзии и реальность

Есть несколько вещей, за которые зацеплялись мои мысли на ретрите. К счастью, я по-честному не взяла с собой блокнот и ручку и теперь мне трудно об этом написать «по-нормальному»…
Буддизм - это не религия, а скорее философия. Вас не просят ни во что верить. Будда был совершенно реальным человеком, а его прозрение заключалось в том, что, сидя под деревом, он понял истину: существует только настоящий момент. Прошлого уже нет, будущее ещё не наступило. В настоящем моменте не может быть никаких мыслей, только полная осознанность. Соответственно, не может быть ничего кроме счастья. Так как мучают нас обычно либо мысли о прошлом, либо забота о будущем.

Я - это иллюзия , потому что эго - это всего лишь бамбук, который внутри пустой. Внутри нас не личность, а вся сущность бытия. Согласитесь, что сила всего бытия гораздо круче, чем сила какой-то там одной личности, которая вообще на самом деле просто иллюзия.

Странно, но монахи на ритрите много говорили о страдании. Я всегда думала, что Будда - весёлый чувак, который не заморачивается о страданиях. Но монахи говорили о них и о том, что счастья не существует. Но а как же тогда эти потрясающие обеды, которыми нас кормили, как же тогда эта невероятная красота и жизнь всего окружающего… Как же тогда то невероятное счастье, которое ты испытваешь, когда ложишься спать вечером после всех медитаций! По-любому - монахи - счастливые люди!

На ретрите много чего запрещено. Например, курение и употребление наркотиков. Но по мне - с такой практикой концентрации не нужны никакие вещества - сознание и без того расширено.

Сперва я увидела трехногую кошку. Потом она приходила ко мне мурчащая ночью, но я не впустила её на свою деревянную кровать, ограждённую москитной сеткой. На следующий день увидела перламутрового муравья. Он был обычный большой муравей, но совершенно перламутровый. Я смотрела на него, не отрывая взгляда, минуты три, потом ушла.

Потом я пошла по дорожке и увидела ЕГО. Он был совершенно рыжий. Мы встретились взглядами и с любопытством смотрели молча друг на друга (разговаривать же нельзя) почти минуту. Потом я увидела двух его друзей. Они вцепились в жука и с каменными лицами пытались удержать его на бетонной стене. Ещё один рыжий пошел к целой толпе других рыжих и усиками говорил им о чем-то, после чего другие рыжие шли к жуку и помогали тащить его вниз по стене. Они были такие маленькие рыжие муравьи, а жук очень большой…

Трехногая кошка как обычно облизывала четырехногую. Поэтому четырехногая кошка в Дипабхаване постоянно ходит с чистым лицом, а трехногая - с чумазым. Трёхногая кошка когда-то попала под машину, а раньше она была обычной кошкой.

Я видела как улитка, ползущая по листу, поедала капельки грязи на своём пути. Через прозрачную кожицу было видно как комочки её еды проходят по её пищеводу и раствояются по туловищу… Я замечала какие-то неведомые растения, рисунки на листях и капли от дождя, в которые можно было заглядывать как в увеличительное стекло, и я совсем не думала о том, что у меня нет с собой фотоаппарата. Я вообще ни о чём в эти моменты не думала даже.

Про карму и туалеты

Когда вы приезжаете на ретрит, то должны выбрать себе работу, которую будете выполнять каждый день в течение примерно 20 минут после завтрака. Я приехала среди последних и вся «нормальная» работа (типа протирать тарелки) была уже выбрана. Кирилл стоял рядом и посоветовал выбрать чистку туалета. Вроде как таким образом я обязательно почищу не только туалеты, но и свою карму.

Я никогда не задумывалась о чистке кармы, тем более таким путем, но похоже моя карма сама всё решила за меня и на следующий день начала очищаться. Оказалось правда, что это одна из самых простейших работ, потому что женский туалет под медитационным залом — это совсем не то, что общественный туалет в России. Это почти как ваш домашний туалет.

Один из самых сложных моментов на ретрите было не убивать всяких паучков и муравьёв во время мытья туалета. Убивать нельзя было никого, даже свою вскрикивающую по ночам соседку, но при мытье туалета это было как-то совсем сложно контролировать.

Ну и ещё конечно же трудно во время мытья туалета угомонить свой разум, который непрерывно трещит, либо размышляет о том как в конце тебе объявят благодарность за самые чистые туалеты…

Никогда не забуду этого невероятного ощущения, когда после завтрака мы шли «работать». Ты идёшь сытый и довольный тем, что не надо сидеть и медитировать, идёшь «на работу», которая будет длиться не больше 20 минут, а вокруг все тоже начинают свою работу, даже мужчины подметают листья с дорожек и моют свои туалеты… Разве это не счастье:)

Это же реальный социализм — у каждого по обязанности и все довольны)). Мы тут шесть дней медитируем и уже готовы считать себя героями, а рабочие на заводах каких-нибудь — они же так каждый день живут: ранний подъём и многочасовые медитации у станка, т.е. полное сосредоточение на своей работе — это же тоже настоящий момент, почти как дыхание. Только рабочему нельзя ошибаться, а то самолёты начнут падать и поезда сходить с рельс.

Медитация на випасане в Дипабхаване

5-6 часов в день здесь отведено на медитацию. Около 2-х часов в день — на общение с буддийскими монахами, точнее это монолог, т.к. никому, кроме монаха и вашего бунтующего ума внутри вашей головы, говорить нельзя.

Почти час отведён на утреннюю йогу, около 20 минут на «работу», 2 часа на еду и около 2-х часов на отдых, во время которого можно принять душ.

Официально в центре практикуется три вида медитаций. Анапанасати — наблюдение за дыханием. В расписании по-английски она называется Sitting meditation. Это моя любимая медитация, которая вообще не понятно когда начнёт получаться)). И это же моя самая страдательная медитация. Почему — легко можно понять, попробовав просидеть на полу хотя бы полчаса. Sitting медитация больше всего помогает мне увидеть свои мысли как бы со стороны. Это одна из главных медитаций буддийских монахов.

Вторая медитация — Walking meditation — медитация при ходьбе. Если хотите понять что это такое, встаньте и попробуйте сосредоточиться на ощущении в своих ступнях. Осознайте их, осознавайте каждое движение своих ног и таким образом сделайте несколько шагов. В Дипабхаване практикуется «трехступенчатая медитация при ходьбе» — это значит, что осознавать нужно как нога отрывается от земли, как она проносится над землёй и как ставится на всю ступню. Монахи так же практикуют пятиступенчатую и более подробные медитации при ходьбе.

Попробуйте выполнить такую медитацию прямо сейчас вместе с тем, кто рядом с вами. Сделав несколько полностью осознанных шагов, посмотрите друг на друга краем глаза и вы увидете какими «зомби» мы выглядели, когда ходили по поляне Дипабхавана)). Но реально — это очень клёвая вещь.

Третий вид медитации — медитация любви . Полчаса мы думаем о всём хорошем по отношению к нашим близким и неблизким людям и т.п.

Я бы выделила ещё два вида медитации, которые используются в Дипабхаване. Это eating meditation и slipping meditation. Хотя можно выделить больше, но пока я остановлюсь.

Еда в Дипабхаване

Eating — медитация принятия пищи. Это просто невероятнейше любимейшая моя медитация. Утро начинается с того, что я жду отбоя, потом я начинаю ждать завтрака, который практикуется в 7.30, а потом начинаю ждать обеда. Обед случается в 11.30. Кормят тут я не совсем знаю чем… это могут быть зажаренные в кляре листики или цветочки, какие-то непонятные шарики, всегда рис и разные добавки-подливки к нему… но всё это настолько вкусно, что просто жуть. А самое главное — десерт!..

В общем эта медитация давала мне полное осознание счастья, заключенного в настоящем моменте — истиная сатчитананда. Если бы такими обедами кормили в русской армии, то желающих в ней служить было бы гораздо больше).

После обеда по умолчанию у большинства новичков похоже была sleeping медитация. Это было очень счастливое время суток. Но в последние дни послеобеденный сон был уже не нужен.

Когда мы снова заговорили в последний день, то это было очень странно. Я до сих пор иногда не могу подобрать русские слова и постоянно пытаюсь сказать фразу по-английски.

Есть ещё пара важных вещей. Ретриты в медитационных центрах Таиланда бесплатны, но каждый оставляет пожертвование. В среднем это 100 $ за недельный ретрит.

Шесть дней — это очень мало. Правда этого малого не выдерживают те, кто приходит в монастырь как на аттракцион, «с энтузиазмом, а не с мудростью» (цитата Тана Хуберта). В таком случае эти пара-тройка дней могут стать для человека настоящей пыткой и явно негативным опытом.

Ну а если заниматься этим серьёзно, то наверное можно устраивать себе недельную медитацию каждый месяц или раз в год уходить в буддийский монастырь на 21 день. Такая практика есть на Севере Таиланда. Ну и ещё медитировать каждый день самостоятельно (обязательно начну с понедельника).

Расписание дня в медитационном центре:

04.30 Подъем
05.00 Утреннее чтение
05.15 Медитация сидя
05.45 Йога/Утренняя зарядка
07.00 Медитация сидя
07.30 Завтрак
09.30 Разговор о Дхамме
10.30 Медитация при ходьбе или стоя
11.00 Медитация сидя
11.30 Обед
14.00 Инструкции по медитации и медитация сидя
15.00 Медитация при ходьбе или стоя
15.30 Медитация сидя
16.00 Медитация при ходьбе или стоя
16.30 Декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты»
17.30 Чай\кофе
19.30 Медитация сидя
20.00 Групповая медитация при ходьбе
20.30 Медитация сидя
21.00 Время готовиться ко сну
21.30 Отбой \ Свет выключается


В центре — настоятель Дипабхавана Ачан По. Слева — Тан Хуберт. Он ведет лекции на русском языке.
Кстати о культуре пожертвований в Таиланде. Эта женщина в начале 2000-х пожертвовала весь этот огромный участок земли для строительства медитационного центра «Дипабхаван». Она же приезжает сюда на ретриты, привозит продукты, помогает на кухне.. У тайцев считается за честь заботиться о монахах и родителях.
Кирилл (). Благодаря ему русских на ретрит приезжает всё больше и больше. Сайт переведен на русский, почти все инструкции переведены на русский, даже есть лекции на русском, которые ведет Тан Хуберт, монах из Польши.


Завтрак и обед подается на «шведский стол». Каждый накладывается себе в тарелку что хочет. Пища вегетарианская, много фруктов и овощей.


В 5.30 вечера чай (кофе, какао) с бананами. Наливается и пьётся внизу, на кухне.
Посуду моет каждый сам за собой в этих тазах. Первый таз — вода с моющим средством, последний — чистая.
Так выглядит «душевая» под женским спальным этажом.
А это душ — дождевая вода и небольшой ковш:). Если мыться таким душем, то ощущаешь каждую каплю на своём теле, как под каким-то волшебным дождем. Наверное это только в неделе молчания такие ощущения.
Медитация при ходьбе
Это четырехногий кот. Он тоже любит медитировать в медитационном холле.
Часы на территории Дипабхавана не нужны, обо всём оповещает гонг. В 4.30 утра его не возможно не услышать — кажется что этот звук пронизывает собою насквозь всё в радиусе 1 км.
На территории куча всяких дорожек и ступенек. Все они в принципе ведут либо в медитационный холл, либо на кухню)
Медитационный холл. На часы последние пять минут медитации смотрят сотни раз желающие ускорить время взгляды))
Четырехногий котэ. Ему выпала участь в этой жизни — его все постоянно гладят.
А это трёхногий. Его тоже гладят, но четырехногий о нем совершенно не заботится. Мордочка всё время не облизанная и чумазая.

На протяжении уже 7 лет, я знал, что на Самуи, где мы зимуем, есть ретрит. Его посетило много моих знакомых и многие очень его рекомендовали, но я не решался туда сходить, да просто небыло надобности.

Так в чем же заключается надобность, и что такое ретрит спросите вы.

Последний год был одним из самых сложных в моей жизни, он забрал всю мою энергию и я начал терять себя.

По приезду в этом году на очередную зимовку решение «идти» пришло само самой. Нас приехали навестить Дима и Настя, наши старые самуйские друзья и ошарашили новостью, что они теперь работают волонтерами в этом ретрит-центре. Один разговор, пара доводов и я уже побежал оставлять заявку на сайте.

В моей голове была картинка, что такое ретрит: собирается кучка людей, уходят в горы и молчат 7 дней, копаясь в себе, подметая джунгли, но все оказалось ровно наоборот, но давайте по порядку.

Пришел долгожданный день Х. Забив холодильник под завязку, и крепко обняв жену и сына, я сел на байк и помчался.

Первый день —день регистрации, которая началась в 12 и заканчивалась в 16. На регистрации все проходили собеседование с волонтерами и буддистскиммонахом, духовным наставником нашей группы. Спрашивали, почему мы здесь и чего мы ждем от ритрита, делали инструктаж и закрепляли за тобой вид работы, которую ты будешь выполнять на протяжении этой недели. Так как я приехал почти последний, то мне досталась уборка туалетов))) Карма она такая)

Я был готов к максимальной аскетичности места, я был готов спать в джунглях на циновке с деревянной подушкой, но для некоторых это было шоком и после первой же ночи один участник ретрита уже отправился домой.

Вечером объявили старт, недельное молчание вступило в силу и я погрузился в сладкий сон, разогнав огромных ящеров над своей кроватью, подоткнув маскитную сетку под тоненькую циновку и взбив деревянную подушку. В джунглях спится отлично, для меня звуки природы близки, но для многих может казаться, что вы спите на какой-то лесопилке. Цикады, лягушки, птицы и прочая невидаль создает просто симфонию странных звуков.

4-30 утра подъем. Очень громкий гонг прям над головой просто ошарашивает тебя и заставляет тут же вспрыгнуть с кровати. У тебя есть 30 минут привести себя в порядок, почистить зубы и дойти до места проведения утренней медитации.Принимать душ крайне не хочется, тк скорее всего вода берется прям из водопада, который шумит поблизости, и о температуре воды которого я знаю не понаслышке.

В 5 утра в медитационном зале мы разобрали маты, сели на пол и нам начали рассказывать, что такое медитация да и вообще вводить в курс дела. Вот тут у меня начался диссонанс. Я думал, что я попадаю в место, где я буду думать и копаться в себе дни напролет, буду прорабатывать какие-то мысли и раскладыватьв алфавитном порядке.

Но цель медитации заключается в том, чтобы не думать,

не пережевывать жвачку мыслей, а сконцентрироваться и прожить единственный и исключительный момент настоящего. И это для меня, да и не только для меня оказалась практически невыполнимой задачей. Было два вида практики: сидя ипри ходьбе. На первой мы пытались сконцентрироваться на дыхании, на второй — на шагах.

На словах все просто, что там, выдох-вдох, шаг-другой. Но как доходит дело, мозг просто бомбардирует твою голову всякими мыслями: прошлое, настоящее, будущее, проходит 10 секунд и ты уже не помнишь ни о шагах, ни о дыхании. По истечении 5 дней, когда ты уже научился отметать мысли, до тебя доходит, что большую часть времени мы живем или мыслями о прошлом или мыслями о будущем, которые не всегда приятны и позитивны, но не живем настоящим, у нас практически атрофировано ощущение здесь и сейчас. В самом начале ретрита у нас отняли инструмент бегства от реальности, инструмент, который для большинства из нас спасательный круг из идеального мира лайков и репостов.

Медитация длится 30 минут. Слава богу, кто-то из наших друзей в прошлом году рассказал нам, как надо правильно сидеть, чтобы разгрузить позвоночник, и только благодаря этому сидячие медитации у меня не вызывали болей в спине и ничего не затекало. За 30 минут мозг просто выматывался… Он накидывает мысли на твой вентилятор, а ты его не можешь включить.

У нас были перерывы и свободное время. Практически все в эти перерывы спят, мозг просто выключается от перегрузки и засыпает. Тебе уже не важно какой температуры вода в душе и как мягка твоя подушка.

Ни разу не занимался йогой, но разминка на рассвете очень бодрила и заряжала энергией.

Полноценно кушали мы всего 2 раза в день, плюс был полдник с чаем и бананами. Я был уверен, что я буду ходить голодный. Завтрак и обед, да еще и без мяса для мужчины это слишком мало, думал я. Но первый день дал мне понять, что это ровно столько, сколько надо организму. Я начинал ощущать голод за час до завтрака, ровно после йоги. Кормили вкусно и с запасом, еды хватало всем, можно было брать добавку. Единственное, что не зашло — тайский десерт, тыква в какой-то разбавленной водой сгущенке.

Были ли мысли плюнуть и уйти? Они есть наверное у всех новичков. Но они заканчиваются на 3, 4, 5 дне медитаций. Ты начинаешь понимать что к чему, ты понимаешь, как работает твой мозг, ты понимаешь, какие вещи делают тебя несчастным, а на самом деле это всего лишь игры твоего разума, и рандомайзером который решает, улыбаться тебе или грустить можно управлять. Когда ты научился выкидывать мысли из головы и первый раз ощутил чистое состояние здесь и сейчас, наступает спокойствие и умиротворение. И в середине ретрита уже появляется 3-я практика — Метта, которая наполняет тебя добротой и любовью. Именно после нее, я опять почувствовал себя собой. На мое лицо вернулась улыбка. Я вернул то, что потерял, я вернул ощущение себя.

Цены за ретрит нет, там работает система донэйшн. Ты сам определяешь сколько стоит то, что ты получил…

В этом медитационном центре из моих виртуальных (и не только виртуальных) знакомых не побывал только самый ленивый (в конце статьи я приведу некоторые ссылки на отчёты). Пришёл и мой черёд. Тем более, что с недавнего времени в Dipabhāvan (ссылка на официальный сайт центра) проводят русскоязычные ретриты.

Вначале о том, что такое ретрит:

Ретрит, также Ритри́т (англ. retreat - «уединение», «удаление от общества», рус. лит. «затвор») - английское слово, вошедшее в русский язык как международное обозначение времяпрепровождения, посвящённого духовной практике. Ретриты бывают уединённые и коллективные; на коллективных чаще всего проводится обучение практике медитации.

Так вот, на острове Самуи в горах Ламаи проводят ретриты буддийской направленности. Название «Dipabhāvan» в переводе с языка пали означает место развития света. «Свет» — это свет Дхаммы. Дхамма или Дарма — учение Будды, направленное на утешение беспокойного ума.

Не то чтобы мой ум был слишком беспокойным, но когда я записывалась на ретрит (ещё будучи ), то преследовала цель побыть одной, разобраться с тем, что происходит внутри меня. Дело в том, что после того, как я начала практиковать медитацию самостоятельно, со мной начали случаться очень необычные вещи. Например, я стала видеть свои прошлые жизни, а также общаться со своим духовным гидом. Я стала практиковать ченнелинг (общение с духами, коллективными существами света, Богом). Об этих метаморфозах в своём восприятии реальности я .

Я осознала, что Бог — не отделенное от меня существо. Что Бог — это всё, что когда-либо было, есть и будет. Что я не тело. И я не ум. Тело и ум — это инструменты, которые я могу использовать для получения физического опыта, чтобы познать, Кем Я Являюсь. Этим же занимается и Бог (вместе со всеми нами) — он познает на опыте, Кем Он Является. Мне не нужно совершенствоваться или делать что-то определенное, чтобы заслужить любовь Бога. Он и я уже являемся любовью (безусловной, чистой любовью), просто сейчас мы познаем это на практике. 🙂

Суть ретрита и немного о расписании

Немного расскажу о том, в чём суть ретрита. Если не ошибаюсь, на ретрите было около 50 человек, причем девушек в 2 раза больше мужчин. Ретрит проходит в течение 7 дней — я приехала 29 апреля после обеда и уехала 7 мая утром. Вечером в день заезда все участники дают обет молчания (а также некоторые другие обеты). Всю неделю запрещено разговаривать с кем-либо, нельзя даже обмениваться записками. Нельзя читать, писать, слушать музыку — т.е. нужно полностью ограничить поступление информации из внешнего мира.

Перед началом нужно сдать на хранение все ценные вещи, особенно мобильный телефон (им пользоваться категорически запрещено). Каждый выбрал себе несложную работу, которую нужно делать после завтрака в течение 15-20 минут, сохраняя полную осознанность. Я выбрала уборку в женских туалетах, но на деле их убирали две другие девушки, мне же пришлось стать заведующей по мусору, подметанию и мытью полов при входе в душевые и туалеты. 🙂 Работа не пыльная, но осознанность я теряла частенько. В основном из-за того, что решила голодать все 7 дней и меня тошнило от местной воды…

В центре собирают дождевую воду, очищают её и используют для бытовых нужд — питья, приготовления пищи, купания. Горячей воды в душе нет, как собственно и душа нет. Просто ёмкость с холодной водой и ковшики — набираешь воду и поливаешься. На самом деле, это клёво. Я теперь фанат холодных обливаний.

Но пить дождевую воду (довольно теплую) я почему-то не смогла. Я сторонник голоданий на воде, а тут получилось, что голодала всухую. Тошнило ужасно, сердце стучало. Попью воды — сердцу легче, а тошнит ещё больше. Но всё же, я понимала, что такой случай поголодать на природе (центр находится в горах, воздух очень приятный) без разговоров в таком энергетически приятном месте мне выпадет ещё не скоро. Голодания-однодневки можно практиковать где угодно, а вот длительные лучше на природе. Последнее длительное голодание (2 недели) у меня было и это было незабываемо — я летала! Хотела полетать и тут, ан нет — вода подвела. Точнее я иногда пока все были на завтраке или обеде, спускалась в душевые и «летала» на метле. 🙂

Да, других участников кормили. Завтрак в 7-30 и обед в 11-30. Перед заездом все дали обет не есть после полудня, лишь в 17-30 можно было выпить чай. Девушки говорили, что еда была очень вкусная. Тем, кто любит тайскую еду, она особенно понравилась. Еда вегетарианская, но с яйцами. Надеюсь, что в скором времени в Dipabhāvan решат вопрос с сыроедами и веганами и обеспечат побольше фруктов и овощей. Сейчас же, как я поняла, фруктов дают немного…

Часы на ретрите не нужны, ориентироваться помогает звон гонга:

В 4-30 утра он звонит в первый раз — значит, пора вставать, обмываться, чистить зубы и подниматься в медитационный зал. Звонит он громко и долго, так что проспать практически не реально. В 5 утра небольшая лекция, потом медитация сидя (анапанасати), йога и снова медитация сидя. До 7-30. Йогу вёл потрясающий ведущий — Роман. Я йогой не занималась, было довольно трудно, особенно на 5 день голодания, когда меня тошнило особенно изящно и постоянно, но мой неугомонный ум развлекал меня тем, что я представляла, будто рядом со мной делает йогу мой любимый Эркюль Пуаро и ворчит, что с его пузиком такие асаны несовместимы. Потом я нашла другую развлекуху — представляла, какая классная серия фотографий получится а-ля «Как выглядит мир, когда ты завис на несколько секунд в той или иной асане». Может даже кто-то сделает такое? 🙂

В 7-30 завтрак, потом работа после завтрака и личное время — можно постирать, полежать. Я в это время вязала. Выбрала самый простой узор крючком, чтобы медитировать во время вязания. Ко мне приходила рыжая кошка, укладывалась у меня в ногах и смотрела, как дёргается нитка из клубка. Такая идиллия. 🙂

В 9-15 утра гонг звонит во второй раз — это значит, нужно идти в медитационный зал. И тут начиналось самое интересное — лекции тана Хуберта (монах). Это было что-то. Сам он родом из Польши, несколько лет жил в России, потом приехал в Таиланд и стал монахом. Очень харизматичный, умный и весёлый человек. Слушать его — одно удовольствие. Мне так нравилось, что после его лекции медитировать сидя нужно было всего 5 минуточек. 🙂

А потом тоже начиналось интересное — полчаса медитации при ходьбе. Как я люблю ходить, чувствовать под босыми ногами землю, пол, песок… Нужно было концентрироваться на каждом шаге. Это такой кайф! Не то что медитация сидя, которая наступала после. :)))

В 11-30 — обед. После обеда можно отдыхать аж до 14-00. Тан Хуберт говорил, что в это время лучше спать, чтобы сохранить сил на вечер. Спать было жарковато, я немного вязала, но потом всё же засыпала.

В 13-45 дня звонит гонг в третий раз и это значит, что… да-да, пора идти в медитационный зал. И снова интересность — ещё одна лекция тана Хуберта. Потом 3 раза по полчаса медитаций. И снова интересность — декламация буддийских сутр и медитация «любящей доброты».

Декламация сутр — почти пение, но не совсем. Я воспринимала это как что-то древнее, шаманское и вдохновляющее. Мы воздавали честь Будде и изучали монашеские обеты, каму (карма), дхамму. Проводил всё это дело тан Киррил — недавно он подстригся в монахи. Это была возможность прервать ненадолго обет молчания и подекламировать. Мне очень понравилось!

Медитацию любящей доброты проводил Роман (который вел йогу). Я её немного переделала под себя. Считаю, что желать своим близким счастья и доброты словами: да будет ваш ум спокойным, да будете вы счастливы… это немного не то. Лучше медитировать на то, что близкие уже счастливы и уже спокойны. И соответственно представлять их такими. Когда нужно было представить своих врагов или человека, который доставил тебе больше всего проблем — я растерялась. Нет у меня врагов или тех, на кого я до сих пор таю обиду. А больше всего проблем доставила себя я сама. Так что представляла себя маленькой растерянной девочкой и играла с собой. 🙂

В 17-30 вечерний чай и до 19-30 личное время. Я обычно дремала.

В 19-15 вечера большой гонг звонит в последний раз за день. После медитации сидя начиналось то, от чего я приходила в полный восторг — групповая медитация при ходьбе. Только представьте — темно (в Таиланде темнеет рано), в огромном зале горит всего одна свеча. Мы ходим по кругу, словно ведьмы на каком-то сборище. При этом надо быть осознанным, повторять движения впереди идущего и концентрироваться только на ходьбе. Также мы практиковали такую медитацию на улице на специальной полянке у статуи Будды:

В 21-30 отбой. Спала я довольно хорошо, сны были осознанные (я давно практикую осознанные сны и сталкинг), даже приснилось несколько заданий для приложения, над которым я сейчас работаю. Это программа для iPhone и iPad с упражнениями на осознанность и исполнение желаний. Оно будет называться «365 способов поймать вдохновение, или Как встряхнуться и почувствовать радость жизни». Т.е. это будет целых 365 упражнений на осознанность! Надеюсь, что летом оно уже будет готово, . Идея сделать приложение и то, что я попала на ретрит не связанны между собой, но я рада, что попала в Dipabhāvan как раз в этот период, это мне очень помогло и вдохновило.

Ну, а теперь о том, как проходил ретрит для меня.

Начало ретрита и первый опыт буддийской медитации

Когда я ехала на ретрит, то была полна воодушевления. Ну, думаю, я то опытная в вопросах медитации, так что буду медитировать ого-го как! Все монахи потом будут говорить новым участникам: вот была у нас девочка, так здорово медитировала… Может меня даже повесят на доску почета. Или вообще занесут в Книгу Рекордов Гиннеса. 🙂 Мой ум для меня как развлекаловка, так что подобные мысли вам ещё встретятся — не удивляйтесь.

Ага, не тут-то было! Я привыкла медитировать лёжа на кровати, сосредоточиваясь на какой-либо чакре, представляя что дышу ей. А на ретрите нужно медитировать, сосредоточиваясь на дыхании, сидя на деревянном полу с идеально ровной спиной и при этом не меняя позу целых полчаса! Я, привыкшая к работе за компьютером и планшетом (в скрюченном состоянии) и длительным прогулкам (как вы помните, мы с Димкой обожаем ходить пешком) не могла просидеть неподвижно и 20 минут! Но об этом я ещё расскажу ниже.

В Книге Регистрации Участников в графе профессия я написала: волшебница. И с чувством восторга отправилась в общий женский корпус, где на протяжении 7 дней мне предстояло жить, спать на деревянной кровати без матраса и на деревянной же (!) подушке:

Но это меня вовсе не страшило. Я читала, что многим это даже нравилось. И мне понравилось.

Потом нам провели экскурсию по территории, научили основам медитации, взяли с нас обет молчать и отправили спать. Первый день (день заезда будем считать нулевым) мне всё было интересно, всё было ново. Я с интересом начала осваивать медитацию при ходьбе. Иду себе, но мысли в голове как всегда продолжают меня развлекать. И тут меня что-то как укусит за ногу. Больно. А мы дали обет ненасилия, даже комаров нельзя убивать! Оказалось, что это был скорпиончик. Нас предупредили, что это не опасно для жизни, так что я его поблагодарила и пообещала себе быть более осознанной. Все медитации длятся по полчаса, но медитация при ходьбе для меня была словно пятиминуткой, тогда как сидячая 3-х часовой. 🙂

На второй день я пришла к выводу, что медитировать после йоги — это круто. Можно и час высидеть. На третий день мне казалось, что в сутках не 24 часа, а часов 100 минимум! Раньше я всегда думала, что время слишком быстро летит, оказывается, я просто забивала себя информацией (Интернет, книги, инстаграм и т.п.) — вот и не успевала жить. На 4 день стало тяжело — всё-таки 4 дня без воды дали о себе знать, меня стало колотить-трясти и тошнить. Я пропустила одну вечернюю медитацию.

На 5 день иду утром по ступенькам (от женского корпуса довольно много высоких ступенек до медитационного холла), сердце колотится, кажется, что сейчас упаду. Говорю телу:

— Ну чего ты? Мы же с тобой сильные…

А оно мне в ответ:

— Ага, а кто меня загрязнял?

Ум смеётся, вот прямо хохочет:

— Блин, умное у нас с тобой тело, зараза! И сказать-то в ответ нечего! Ничем тебе, дорогая, помочь не могу. Давай разве что стишки сочинять?

Я ржу с ними за компанию, веселитель у меня в голове не дает упасть духом ни при каких обстоятельствах. Иду по ступенькам и сочиняю стихи про себя, что-то вроде этого:

— Этот ретрит меня бодрит!

— Этот ретрит меня стройнит!

Ну и всё в таком духе. 🙂

Потом уже и стихи перестали помогать, пришлось пропустить дообеденную медитацию и лежать в кровати. Попью воды — становится ещё хуже, она теплая и противная. Лежу думаю, пить или не пить, идти на следующую медитацию или не идти. И тут подходит ко мне девушка (как оказалось, её зовут Наташа, я же звала её рыженьким солнышком), даёт какой-то крем и жестами показывает, мол, может это тебе поможет? Это было так трогательно! Не то, что мне дали разогревающий крем, а то, что обо мне заботятся… Ааааа!

Девушка ушла, я встала и начала вязать (а то помирала же!), посылая ей лучики доброты. Потом всё же легла, размышляя о том, почему у меня такие сложные отношения с дождевой водой… И тут, бац, пошел дождь! Вскоре зазвонил гонг и я пошла на медитацию, с легкостью забралась по ступенькам. Многие брали зонтики или дождевики, а я ничего не брала, я люблю гулять под дождем.

Возле зала, где проходят медитации решила встать и отдышаться. Задрала голову вверх и стала смотреть, как сквозь листву огромного дерева на мое лицо падают капли дождя… И так меня этот процесс заворожил, что я простояла там несколько минут, не замечая ничего вокруг — ни того, что все уже давно зашли внутрь, ни того, что медитация давно началась, ни того, кто я и где я вообще нахожусь! Я словно стала этим дождем. И поняла, что действительно — мы все сделаны из одного теста. И я, и дождь, и дерево, и земля, и люди, и небо. Мы все — одно целое! Я это знала и раньше, а тут прямо погрузилась в это, прочувствовала до глубины души.

Говорят, Будда достиг просветления под деревом. А я вот под деревом достигла продождления! Я подружилась с дождем. После этого я стала пить дождевую воду в центре с удовольствием и мне стало намного-намного легче!

Потом очнулась и пошла в зал. Села прямо на деревянный пол и стала медитировать. И достигла того, о чём говорил тан Хуберт — чувства восторга. Я смеялась и рыдала одновременно! Боже, как же всё просто — мы все одно… мы все есть любовь. Я сидела, не двигаясь и пребывая в моменте сейчас, наслаждаясь этим моментом. Открываю глаза (что-то гонга давно нет, из медитации выводят небольшим гонгом — поющей чашей): елы-палы, я просидела полтора часа! Я же не была на дообеденной медитации и не знала, что в этот раз гонга не будет, а когда прекращать медитацию сидя и переходить к ходьбе — всё на усмотрение участников. Обалдеть просто!

Я вдруг стала восхищаться красотой своего тела. Смотрю на пальцы ног — красивые, блин. Смотрю на руки — красивые… Во дела… Раньше я тело как-то не особо любила и считала себя чуть-чуть лучше уродины (белые волосы, белая кожа — бррр). А тут четко поняла, что каждый человек красив. Нет некрасивых.

На 6 день вечером мы собрались в учебном зале, но сели не как обычно (мальчики слева, девочки справа), а кругом. Каждый выходил к микрофону и в течение 5 минут рассказывал о том, каким для него был этот ретрит. Было так интересно и здорово!

Утром на 7 день мы немного помедитировали, потом собрали вещи, сделали пожертвования (центр существует только за счет добровольных пожертвований, сумма на усмотрение участников) и поехали по домам. Обменялись контактами друг с другом, кое-каким житейским опытом. Времени на разговоры было не много, но ощущения были непередаваемые.

В целом, это одно из самых сильнейших переживаний в моей жизни. Я благодарна организаторам (они работают на добровольной основе, без оплаты) и монахам. Столько всего интересного узнала от них о Таиланде, буддизме… Я могу ещё долго об этом писать, но пришла пора закругляться. Если у вас есть какие-то вопросы — не стесняйтесь, спрашивайте.

Наша группа (я в оранжевой юбке, белой майке, если кто не видел меня):

За фото спасибо ребятам, с которыми мы были на ретрите, также некоторые фото я взяла

Здравствуйте, читатели блога.

На своем блоге я очень много говорю про , о том, как она делает человека здоровым и счастливым. Но сегодня я хочу написать не про пользу, а именно про вред медитации для здоровья, про опасность медитации для психики практикующего.

Почему про вред, если я постоянно хвалю ее? Дело в том, что медитация при определенных условиях, когда ее неправильно применяют, действительно может нанести вред человеку. Вот поэтому я всегда говорю, медитируйте правильно, внимательно читайте .

Все дело в том, что очень много существует техник, которые вроде и похожи на медитацию, но на самом деле в корне отличаются от нее. Они не приносят столько пользы, либо причиняют вред практикующему. Просто на Востоке никогда не было такого слова как медитация.

Существуют правильные техники, приводящие к спокойствию ума, к остановке внутреннего диалога, к осознанности, которые меняют человека в лучшую сторону, делают его здоровым и счастливым. Именно такие техники я называю правильной медитацией. А существуют техники, которые искажают суть верной медитации, именно они и приводят к проблемам, наносят вред.

А есть ли вред от практики медитации, если ее выполнять правильно?

Да, если не соблюдать ряд условий. Об этом я сегодня также расскажу.

Ведь любая деятельность, особенно такая, которая меняет человека, способна в дурных руках превратиться в технику по нанесению вреда человеку. Как говорится заставь дурака богу молиться, так он и лоб себе расшибет.

Неправильные медитации

Очень много сейчас можно найти в интернете такие названия как медитация на привлечение денег, обретение счастья, медитация на любовь, на свет и все в таком духе. Казалось бы, что в этом такого, люди стремятся к лучшей жизни, а медитация действительно способна дать ее. Но проблема в том, в основном это не медитации на самом деле, а так называемые техники визуализации. А с правильной медитацией они не имеют ничего общего. Инструкторы, которые дают такие практики, либо хотят заработать деньги, либо просто не понимают, что творят, хоть и не хотят вам нанести вред. В настоящей медитации мы должны к любым проявлениям своей психики относиться отрешенно, не привязываться к ним, наблюдать со стороны, будь это хоть положительные, хоть отрицательные эмоции.


В вышеперечисленных же техниках практикующий выбирает какой-нибудь образ в своей голове или мысль и начинает концентрироваться на них. Например, мысль о любви, образ успешной жизни и все в таком роде. То есть вместо отрешенного наблюдения за мыслями, происходит усиление какой-то мысли. Вместо остановки , ее увеличение. Может с помощью таких вот медитаций и можно достичь быстро определенных целей, но цена достижения будет слишком высока.

А в долгосрочной перспективе легко нанести себе непоправимый вред. Нельзя концентрироваться на положительных мыслях, вытесняя из себя отрицательные. В таком случае плохая часть вашей психики никуда не денется. Подавляя что-то плохое в себе и стремясь к хорошему, это плохое рано или поздно накопится внутри и выстрелит в виде болезни или психических перекосов.

Вот поэтому, часто, люди начиная медитировать по неправильным инструкциям, либо получают мало от практики, либо наживают себе проблемы. Потом говорят, что она приносит только вред. Вы, наверное, слышали, что вот кто-то медитировал и у него "поехала крыша" или что-нибудь в таком духе.

Просто нужно медитировать правильно и понимать, что такое настоящая медитация.

Если вы будете правильно медитировать, у вас и так все будет: здоровье, счастье, любовь в вашей жизни. Но только после того, как вы очистите всю грязь в своем подсознании, всю тяжесть, скрытую депрессию и недовольство жизнью, все плохие мысли. А для этого нужно не подавлять их, а наоборот не препятствовать раскрыться им в полном .

Только так они выйдут, а потом растворятся, если их в это время наблюдать. Все хорошее, что в нас есть, обитает в нашей душе, когда она раскроется. А для этого во время медитации нужно наблюдать любые проявления психики, хоть хорошие, хоть плохие, а не визуализировать что-нибудь, на чем-то акцентировать внимание, а что-то игнорировать. Так что, если не хотите получить вред от медитации, читайте внимательно инструкцию и медитируйте правильно.

Также существуют техники, при которых мы стараемся что-то делать, например, силой концентрироваться на дыхании. Такой подход противоречит неделанию и может также нанести вред. Об этом я уже писал в статье о том, как нужно правильно медитировать.

Думаю, понятно изложил. Если что, задавайте вопросы в комментариях.

Убегание от мира, отшельничество, стирание эго, кайф

Некоторые занимаются медитацией, чтобы убежать от жизненных проблем и спрятаться в измененном состоянии, которая дает медитация. И действительно, медитируя, мы расслабляемся и отдыхаем от стрессов, от повседневной суеты, от жизненных проблем. Это происходит потому что мы уже не привязываемся к отрицательным проявлениям эго, плохие мысли и эмоции растворяются под натиском нашего наблюдения за ними. И многие привязываются к такому состоянию, получают от этого кайф. А некоторые даже готовы медитировать часами. Их больше ничего не интересует в жизни, они становятся отшельниками, кто-то уезжают в Индию, кто-то закрываются в своих квартирах.


Это явно неправильный подход, наносящий вред человеку. Рано или поздно мир, от которого вы убегали, накинется с новыми проблемами. Но теперь вы не сможете выстоять перед натиском жизненных неурядиц, потому что потеряли иммунитет к жизни. Вас будут раздражать люди, плохие обстоятельства, вы просто сломаетесь перед трудностями, которые жизнь рано или поздно предоставит вам. И все из-за того, что вы решили спрятаться в медитации от трудностей жизни. В результате она приведет не к счастью и свободе, а к зависимости от медитации, к кайфу от медитативного состояния, а в дальнейшем все равно к , к перекосу в психике, то есть нанесет один вред. Чтобы этого избежать нужно понять то, что я сейчас скажу вам.

Во время медитации происходит остановка внутреннего диалога, приостановка эго, стирание программ в мозгу. Но наша цель это не полное стирание программ нашего мозга, не полное уничтожение эго, а лишь перепрошивка мозга, его отдых, после которого он будет работать намного продуктивнее. А для этого его нужно отключить, стереть предыдущие программы. Но, чтобы не нанести себе вред, стереть на время, а не насовсем. Ведь все знают, что чтобы отдохнуть организму, нужно поспать, поваляться на диване. Но что будет, если мы будем лежать и лениться целый день, постоянно спать по 12 часов и больше. Да организм просто атрофируется, мы заболеем. Так и с психикой, с мозгом.

Во всем должно быть равновесие, телу и психике нужен как отдых, так и нагрузка. Поэтому нельзя медитировать слишком долго, нельзя прятаться от житейских проблем в медитации, от этого только вред. Первый месяц практики медитируйте по 10-15 минут, затем для отличных результатов увеличьте время до 20- 30 минут, можно 40 минут. Плюс шавасана, подготовительные упражнения.

В итоге полное максимальное время одного занятия примерно полчаса, 1 час, полтора часа, кому-то подойдет 2 часа. Тут также все индивидуально. Лишь бы вы не медитировали часами, как некоторые делают. Такими медитациями конечно можно многого достичь, но тут уже нужна продвинутая техника безопасности, о которой я могу рассказать лишь очно.

Не прячьтесь от мира. Медитация развивает , которую нужно . Только так вы станете .

А слишком долгими медитациями можно просто нанести себе вред, уничтожив эго. Если вам отрезать руку, вы ведь станете инвалидом. Так и без эго человек станет психическим инвалидом. Эго это часть нас и не нужно от него избавляться, нужно просто приостановить на время, поставить над ним контроль, стать его хозяином, а в этом вам поможет лишь .


Но и не бойтесь после моих слов медитированием нанести себе вред. Стереть эго можно лишь при слишком длительных занятиях и с намерением убежать от мира. Чтобы наш мозг правильно заработал нужно на время остановить эго, это закон. Как в компьютере, чтобы прошить новую программу, старую нужно удалить, полностью или частично. А это вы сможете сделать только с помощью медитации.

Если же вы страдали , паническими атаками, аутизмом, всего боялись и хотите с помощью медитации спрятаться от этих проблем, то медитируйте, ведь вам станет легче. Но после этого понемногу выходите в мир, наберитесь храбрости. Медитация решит все ваши проблемы, но если вы только не будете замыкаться в ней.

Также не нужно привязываться к тому кайфу от расслабления, которая на самом деле дает медитация. Медитация должна давать свободу от любых привязанностей, в том числе и привязанностей от кайфа расслабления и от самой медитации. Это просто ваше эго привязалась к кайфу. Понаблюдайте во время практики эту привязанность в себе. Если вы все сделаете правильно, то почувствуете, что уже ваша душа радуется расслаблению. А это чувство отличается от кайфа. Это тихая радость, душевное удовлетворение, покой и счастье.

Сброс подсознания

Если вы начнете правильно медитировать, то рано или поздно дойдете до такой стадии, когда вся грязь подсознания начнет выходить наружу. Это естественный процесс и нужно набраться мужества, чтобы через него пройти. Обычно его называют сбросом. У всех он проходит по-разному. Многим просто везет, они ничего не ощущают и даже не понимают, что он прошел. Но в основном, особенно у тех, у кого много грязи внутри, у кого с детства остались психологические нерешенные проблемы, забытая обида или камень на душе, кто много сделал горя другим, наломал дров, переносят сброс тяжело и болезненно. В медитации могут всплыть давно забытые сюжеты жизни, которые вы не хотите вспоминать и подавили память о них. Страшные образы, плохие мысли, тяжелые эмоции и так далее. Может быть, действительно, тяжело и страшно.


У некоторых подергиваются части тела или трясет все тело полностью. Случается даже обострение хронических заболеваний, тошнота, дрожь, жар, повышение температуры. А выходящие отрицательные эмоции способны нанести вред, загнав нас в депрессию. Как же так. Медитация должна лечить болезни и избавлять от любых психических перекосов, будь хоть депрессия или что-нибудь другое, а получается все наоборот. И действительно, те, кто доходил до стадии сброса и бросал практику на полпути, часто наживал себе очень много проблем, впадал в депрессию. Но вы должны через это пройти, но не бросать практику. Это естественный этап очистки подсознания и при правильном подходе и правильной медитации вы легко преодолеете возможный вред от сброса.

Что нужно делать? Как его преодолеть? Да просто во время сброса не останавливаться, а продолжать медитировать. Ведь главный принцип верной медитации это отрешенно наблюдать за всем, что появится перед нашим внутренним взором и ни к чему не привязываться. Если во время практики, подсознание начнет выбрасывать неприятные картинки, ощущения, тяжелые эмоции, не привязывайтесь к ним, а продолжайте все это наблюдать со стороны. Вот вы, центр циклона, сама чистота и тишина, а вот бурлящая стихия разных отрицательных мыслей и эмоций. Пусть она бурлит, вам нет до нее никакого дела.

Она сама по себе, вы сами по себе. В таком случае вреда от сброса не будет никакого. Если вы вдруг слились с тяжелой эмоцией и начали ее переживать или забоялись этих проявления подсознания, ловите себя на том, что вы не отрешенный наблюдатель, а думаете, переживаете, боитесь. Посмотрите на свой страх со стороны. Перейдите в позицию наблюдения за любыми проявлениями психики. Если вы все сделаете правильно, то негативные эмоции просто будут растворяться и постепенно исчезать. Это и есть очистка подсознания. Главное не бросать медитацию на этом этапе, набраться мужества и упорства. Со временем вам станет легче, а после очистки, вы войдете в счастливый мир.

Если же ваше тело начнет подергиваться или трястись, не пугайтесь, не обращайте внимания или также наблюдайте со стороны. А если неприятные эффекты сброса будут происходить не во время практики, а после, в повседневной суете, то также наблюдайте их отрешенно, включайте осознанность в повседневной жизни.

То, что я сейчас сказал, очень хорошо показано в фильме "Маленький Будда", но на более продвинутом уровне.

Он достиг просветления только тогда, когда смог не привязываться к любым проявления психики и понять, что это лишь иллюзия, порождаемая мозгом.
Обязательно посмотрите этот отрывок, а когда будет время и весь фильм.

Сильная расслабленность

У некоторых людей (не у всех) медитация, особенно если ее выполнять по многу, способна привести к ненормальной, слишком большой расслабленности, вялости и даже к низкому давлению. В принципе медитация, если ее выполнять правильно, приводит к равновесию между симпатической и парасимпатической нервной системой. Но все равно, высока вероятность заработать патологическую расслабленность. Чтобы избежать такой вред, нужно дополнять медитативную практику либо специальными асанами из хатха-йоги, мула-бандхой или упражнениями из цигуна. Также можно выполнить специальную утреннюю разминку для позвоночника. Несколько минут таких дополнительных упражнений перед медитацией намного улучшат вашу практику, принесут большую пользу телу, а времени у вас много не отнимут. Про них поговорим в отдельных статьях.


Я бы рекомендовал всем начинать практику именно так. Дело в том, что из-за нехватки времени, многие медитируют практически сразу после пробуждения. Но чтобы медитация прошла очень качественно, нужна хорошая бдительность внимания. Нужна осознанность, а не вялость сознания, что часто сложно достичь по утрам. А подготовительные упражнения как раз и помогут вам проснуться, взбодрить тело и сознание.

Но также я рекомендую по утрам проводить медитацию особым образом. Если по утрам медитировать с открытыми глазами, а также выполнять столбовое стояние, то вы подчерпнете столько энергии, что готовы будете перевернуть весь мир. Медитация в таком случае никогда не приведет к сильной расслабленности. О столбовом стоянии (известная практика из цигуна) и о медитации с открытыми глазами я расскажу в отдельной статье.

Также нужно понимать, что люди обладают разной энергетической конституцией. Кто-то постоянно возбужден, другие слишком вялые и ленивые. Слишком энергичным людям нужно увеличивать время шавасаны, выполнять йогу-нидру. А вялым, наоборот, уменьшать время пребывания в шавасане и выполнять побольше подготовительных упражнений, например силовые асаны. Несоблюдение этого правила также может нанести вред.

Теперь думаю вам понятно все о вреде медитации, почему она может нести не пользу, а вред. Любая деятельность в глупых руках может быть опасна, а медитация тем более. Забивая гвоздь, можно повредить себе руку. Поэтому занимайтесь правильно, следуя моим рекомендациям из инструкции и из этой статьи. И тогда медитация принесет вам только счастье и здоровье, ведь медитация для этого и нужна. Я не знаю лучшего средства обретения счастливой жизни, здоровья тела и психики, чем медитация. Поэтому медитируйте с удовольствием, но только правильно.

В этой статье я не стал рассматривать, почему по православию считается, что медитация приносит вред. А также непонятно какие исследования о вреде медитации якобы для мозга и нервной системы. Я уже пытался спорить с людьми, придерживающиеся таких взглядов на одном из форумов. Они четко гнут свою палку, не приводя никаких нормальных доказательств, только и говорят, что от медитировании один только вред. Вред и опасность.

Видно, что у людей затуманена голова своей верой, а также имеется отсутствие здравой логики. Нужна не только вера, но и знания, а так наоборот слепая вера им самим наносит вред. Я понял, что спорить бесполезно, пусть они живут своей жизнью, а мы будем получать чудесные эффекты от медитации, обретать здоровье и счастье. За много лет практики побочные эффекты от медитации, которые я вам описал, я легко преодолел, уже забыл про них, а плюсов получаю с каждым годом все больше и больше.

В принципе я написал все побочные эффекты и про вред от медитации, при неправильном ее применении. Если что-то пропустил, или если вы в своей практике обнаружите какие-то отрицательные эффекты, пишите, обсудим, если надо будет, я допишу статью.

Удачи вам в практике.

А сейчас я все же я предлагаю посмотреть полностью фильм "Маленький Будда".

Комментарии к статье

    Добрый день!
    Скажите, а можно совмещать медитации с техниками визуалицации, направленные на оздоровление организма (например, визуализация себя здоровым, счастливым). При этом, если в процессе визуализации возникают какие-то негативные мысли или чувства, то просто перейти в этот момент в "режим наблюдателя"?

    Добрый день.Занималась медитацией, наблюдая за дыханием.И занималась то немного в пределах 7-10 минут.У меня невроз. Примерно через месяц появилась сильнейшая нервная возбудимость, спазмы, панические атаки, что я просто без лекарств не смогла работать.Вот такой опыт.Читала, что у людей, у которых есть проблемы с психикой, на Востоке опрашивают, т. к. медитация может вызывать очень сильные обострения у таких людей.Так стоит ли заниматься в одиночку?Или данная техника мне не подошла?

    • Здравствуйте Марина. Медитация лечит неврозы, панические атаки и др. психические проблемы. Но во-первых я писал, что наблюдение за дыханием без расслабления и неделания, то есть правильной медитации, о которой я пишу, для многих вредна. А во-вторых у людей с большими проблемами психики происходит сильный сброс, который нужно перетерпеть, затем будет легче. Вот тут и поможет учитель. Конечно, можно преодолеть все самому, но при больших проблемах лучше обратиться за помощью к учителю. Напишите мне в личку я вам посоветую хорошую школу, куда обратиться.

    Здравствуйте, Сергей. Стала бояться медитировать. Боюсь, что ходе моих медитаций мой ум станет настолько холодным, что я не смогу испытывать ни любовь, ни доброту, ни что-то ещё. Жизнь потеряет смысл. Прочитала контролируемую глупость Кастанеды. Это опечалило меня ещё больше...

    Diana.
    Это хорошо что вы в непростой период своей жизни занялись медитацией. Она вам поможет. Она развеет ваши иллюзии, поможет вам правильно взглянуть на реальность. Если вы преуспеете в практике, то через какое-то время поймете что есть душа, настоящее Я, а есть мысли, эмоции, которые непостоянны, мешают нормально жить, создают проблемы. Вы поймете что добро и зло есть. Добро оно в душе, а зло создается неправильными мыслями. Говоря о том, что нет ничего важного Дон Хуан имел в виду, что те реальности, которую мы создаем своими мыслями не важны, потому что это наши искажения. Мы смотрим на мир сквозь призму мыслей и эмоций, создаем своими мыслями иллюзию добра и зла. То есть вот решили, что вот это добро, а это зло, хотя на самом деле это не так. Вот почему происходят религиозные войны и другие проблемы человека. Если вы займетесь духовными практиками, будете заниматься медитацией или настоящим нагуализмом, то поймете что добро есть, но оно находится за пределами ума. Применять контролируемую глупость это значит выбирать любую программу мозга, эго, любую мысль, эмоцию. Мы ведь люди, а значит не можем не мыслить. Но в глубине души не привязываться к ней, быть гибким, знать что это лишь программа, которая может поменяться при других обстоятельствах, уметь над собой смеяться. Вот поэтому и говорят что глупость, потому что все это мысли. Мы настоящие это Я с большой буквы, где обитает душа. Она неизменна, а мысли изменны, это глупость по сравнению с душой. Они не важны, поэтому и говорит дон Хуан, что все не важно. Важно только нагуаль, то есть квантовая реальность, там где душа. И вы не превратитесь в амебу, а наоборот в мудрого человека, способный не зависеть от своих мыслей. Это сложная тема, о которой можно говорить много. А по Кастанеде сложно понять учение дон Хуана. Также нужно читать тех, кто разъясняет Кастанеду.
    И не стесняйтесь, пишите. Вам от этого будет легче. Также это важно и другим и мне. Мне нравится помогать людям, разъяснять сложные вещи. Конечно, времени не всегда хватает.

Похожие публикации