Энциклопедия пожаробезопасности

Медитация осознание себя. Meditationfest: Джеда Мали — осознание в настоящий момент. Медитация осознанности. Детали выполнения

В течение тысяч лет медитация использовалась, чтобы помочь телу, уму и духу расширить существующие границы сознания. Сегодня медитация признана, как средство снятия стресса, она помогает снижать кровяное давление, сокращает последствия от негативных эмоций, успокаивает ум. Как любит подчеркивать Дипак Чопра: "Медитация не способ успокоения вашего ума. Это способ выпустить внутреннюю тишину и покой". В чем же преимущества медитирующих людей?

1. Они намного счастливее

Психологи считают, что медитация повышает положительные эмоции, снижая негативные, и укрепляет механизмы выживания и самосохранения. Медитация является одним из инструментов, которые некоторые школы и работодатели, используют для повышения благосостояния студентов и работников.

2. Они видят мир с творческой стороны

Люди, которые регулярно медитируют, отмечают, что чувствуют большой творческий подъем и ощущение "прямой загрузки" из Вселенной после медитаций. Где была песня, перед тем, как композитор написал ее? Где был танец до того, как его изобрел хореограф? И хотя ученые и не могут найти научные ответы на эти вопросы, но мы знаем, что люди, которые медитируют, испытывают увеличение творческих сил и прилив инновационных идей.

3. Они тесно связаны друг с другом

Когда люди медитируют, они как будто, временно, замыкаются от всего мира, находясь наедине со своей внутренней энергией, но одним из парадоксов медитации является то, что, проводя время с самим собой, они чувствуют большее чувство связи с другими. Они часто объединяются в группы для более глубинных практик, а также они чувствуют единение со всеми людьми, воспринимая их как братьев и сестер или как частичку божественного в каждом проявленном существе.

4. Они легко отпускают

Такие люди не держат обиды, страх или боль в себе. Потратив время на размышления, они используют свою полезную способность быть сострадательными и чуткими, и тратят меньше времени на критическое само-бичевание и оценочное суждение других людей.

5. Они менее чувствительны к боли

Когда людей, которые испытывали хроническую боль из-за болезни, учили медитации, они сообщили о снижении боли и увеличении толерантности к ней. Медитация на самом деле изменяет мозг и учит его мастерски самогенерировать положительные эмоции.

6. Они более стойкие

Люди, которые медитируют, имеют более здоровую реакцию на стресс, чем не медитирующие. Результаты мозгового сканирования медитирующих показывает, что они используют другие участки мозга для борьбы со стрессовой ситуацией, чем остальные люди. Молча сидеть в течение нескольких минут каждый день на самом деле значит изменить плотность серого вещества в правом и левом полушариях. Это означает, что, когда дела идут не так, наш мозг лучше придумает свой путь выхода из сложившейся ситуации и справиться со стрессом. Это увеличит много нужных для самосохранения навыков.

7. Они руководствуются интуицией

Люди, которые медитируют продолжительное время, замечают, что их внутренний голос, интуиция, более развиты по сравнению с другими людьми. Соответственно, они учатся доверять себе и интуитивно принимают правильные решения, которые положительно влияют на их судьбу.

8. Они все принимают, как есть

Медитирующие учатся принимать все хорошее и плохое, что приходит в их жизнь с благодарностью или хотя бы принятием. Они отмечают, что все относительно, поэтому не стоит делить на черное и белое, плохое и хорошее. Они не спрашивают: "За что это мне, почему я и т.п.", они скорее поразмышляют над тем "Для чего это мне, что этим мне хочет Вселенная т.д."

9. Они легко принимают перемены

В жизни нет ничего постоянного, тем более в жизни медитирующих людей. Медитируя, они меняются изнутри, а значит, меняют и мир вокруг себя. Перемены всего лишь означают движение и надо стремиться, чтобы это движение было вперед или вверх, но никак не назад (деградация).

10. Они знают, в чем смысл жизни

Занимаясь духовностью и медитацией, в их жизни появляется смысл, они знают, к чему стремится их душа и что нужно сделать для собственной реализации. Поэтому их жизнь более полноценна и гармонична

Когда-то я услышал, что ежедневные занятия медитацией заметно улучшают качество жизни уже в первые 2 месяца. Я часто встречал информацию о том, что многие успешные люди начинают свой день с десятиминутной медитации.

Когда я захотел получше узнать что такое медитация и как этому научиться с нуля, я прочитал книгу Свами Шивананды «Концентрация и медитация». Это внушительный труд уважаемого во всем мире индийского йога. Я прочитал всю книгу с интересом, но понял ли я что такое медитация? Нет.

Чтобы научиться медитации, нужна практика. Поэтому сначала внимательно прочитайте статью, а затем приступайте к практике.

Представьте, что кто-то описал бы в трех томах вкус меда. Смог бы кто-то из прочитавших эту книгу узнать вкус меда, если он никогда прежде его не пробовал? Вкус меда очень простая вещь, но тем не менее описать его невозможно. Можно только получить этот опыт.

Точно также невозможно описать состояние медитации или состояние освобождения от ума. Это очень простая вещь, но нужна практика и опыт. А потом уже не нужны будут никакие книги и никакая теория. Вы просто будете наслаждаться вкусом медитации.

Тем не менее, теоретические инструкции могут послужить чем-то вроде навигатора, указывающего путь к нужному состоянию. Если вы понятия не имеете, что такое мед, но хотите его попробовать, вы можете прийти в магазин и встать в растерянности посреди торгового зала, не зная в какой отдел пойти. Но сотрудники магазина легко вам укажут на полку с баночками меда. А уж если вы решите сами добыть его и соорудить пасеку на своем участке, вам понадобятся инструкции посложнее.

В медитации нет ничего магического. Медитация это простое упражнение для тренировки способности управлять своим вниманием.

Есть два основных способа медитации.

  • Сосредоточение внимания на одном объекте: внутреннем или внешнем.
  • Наблюдение за тем, что происходит в настоящий момент, не позволяя вниманию застревать на чем-то конкретном (потоковое состояние сознания).

Медитация это индивидуальная практика, хотя ее часто практикуют в группах. Обычно практикующий сидит в неподвижной позе с прямой спиной. Но можно практиковать медитацию в движении или лежа. Просто в сидячей позе с прямой спиной проще сосредоточиться, поэтому такое положение рекомендуется в начале обучения.

На самом деле, слово «медитация» переводится с латинского как «размышление». Но когда восточные практики самосовершенствования стали проникать на запад, словом медитация стали называть все техники работы с сознанием. Такие как японский дзен, китайский чань, вьетнамский тхиен, йогическая дхьяна. Все эти практики развития разума и тренировки внимания у нас принято объединять одним словом «медитация».

Справедливости ради хочу заметить, что медитацией называют не только процесс, но и конечный результат этого процесса, то есть достигнутое состояние умиротворения можно назвать медитацией.

Как часто вы ловите себя на мысли, что хотите отдохнуть от постоянного беспокойства и усталости? Многие люди чувствуют, что им необходимо погрузиться в океан спокойствия для восстановления жизненных сил и ясности ума. Медитация – лучшее средство для этого. Научиться медитации с нуля можно за несколько минут. Давайте рассмотрим подробнее, что такое медитация, а затем перейдем к практическим упражнениям.

Медитация это искусство достигать внутреннего покоя. Когда внутри наступает долгожданная тишина, ум успокаивается, а тело расслабляется, происходит мощная перезагрузка психики. Всего несколько минут такого состояния в день эффективно способствует оздоровлению организма, нормализации давления и сердечного ритма.

5 мифов о медитации

На самом деле, есть несколько мнений о том, что такое медитация. Что только не называют этим словом. Вот некоторые распространенные заблуждения.

— Медитация это ритуал по привлечению денег, любви и прочих благ

— Медитация это что-то из области религии

— Медитация это что-то, связанное с сектами

— Медитация это многолетний аскетизм и уход из социума

— Медитация это трудное, скучное и бесполезное занятие

Я считаю неправильным связывать медитацию с магией или мистикой. Мой подход к медитации не сектантский и никак не связан с «тайными знаниями».

Медитация для меня это практический психологический инструмент для развития своего разума. Практика медитации дает ясный ум, тренирует концентрацию внимания, создает условия для развития внутреннего умиротворения. Все эти качества способствуют улучшению здоровья и успеху в обычных земных делах, работе, семье.

В этой статье я расскажу, что такое медитация и покажу, как этому научиться. Также в конце я дам простые упражнения для начинающих, которое вы можете начать практиковать уже сегодня.

Зачем нужно медитировать?

Если внимательно присмотреться, можно заметить, что у всех наших действий всего две причины: попытка облегчить страдание и стремление получить удовольствие. Отсутствие страданий и присутствие удовольствия мы и называем счастьем.

Бывает интересно иногда в течение дня поймать себя на любом действии и задать себе вопрос: зачем я это делаю? Если в этот момент вы, например, готовите себе бутерброд на завтрак, спросите себя: «Зачем я делаю этот бутерброд?». Ответ будет связан с избавлением от чувства голода и получением удовольствия от вкусной еды.

Точно также причины, по которым мы хотим медитировать, будут некоторыми вариациями на тему избавления от страданий и получения удовольствия.

Медитация дает человеку силу. В первую очередь во время медитации развивается способность концентрировать сознание. Сосредоточенный ум способен быстро находить решение сложных задач. Умение концентрировать волю способствует эффективным действиям. Внутренний покой поможет вам везде: на деловых совещаниях, на спортивной площадке, на сцене и дома в кругу семьи.

Я думаю, у всех есть негативные мысли и чувства, которые преследуют нас всю жизнь. Разумом то мы понимаем, что толку от них нет, можно от них избавиться, и будет только лучше. Но сделать этого не можем. Сюда можно отнести иррациональные страхи, вредные привычки, уныние или депрессию.

Из этого можно сделать вывод, что наш ум не всегда является нашим лучшим другом. И иногда лучше не идти у него на поводу, а научиться управлять им. Кто управляет вашим вниманием? Вы сами управляете им или оно гуляет само по себе как сбежавшая из загона овечка?

Попробуйте просидеть 10 минут, направив внимание на свое дыхание. Вы заметите, что ваше внимание не особо то и слушается вас. Сколько раз вы поймали себя на том, что мысли ушли вспоминать прошлое или беспокоиться о будущем? Не беспокойтесь, это совершенно нормально для нетренированного человека.

Но такие беспорядочные мысли тратят много энергии, вызывают неосознанное напряжение в теле, а это в свою очередь может быть причиной нарушения здоровья.

Согласитесь, чувствовать себя спокойно и расслабленно куда лучше, чем беспокоиться по каждому пустяку. Кроме того, расслабленная здоровая психика это залог здоровья. Те ваши болезни, которые вызваны нервным напряжением, стрессом или застрявшей десять лет назад обидой уйдут вместе с напряжением.

Я очень рад, что в последнее время западная наука обратила своё внимание на полезные свойства медитации. Вообще, в США медитация стала очень популярной в последние годы. Конечно, наука не признает тонкие энергии и чакры, но опытным путём доказано как минимум, что медитация нормализует давление и понижает гормон стресса кортизол.


Мысли-обезьянки

Когда вы сядете в медитацию и обратите внимание внутрь, вы наверняка столкнетесь с тем, что в буддизме называют «мысли-обезьянки». Мысли, образы и эмоции будут скакать вокруг, как стая возбужденных обезьян, прыгающих с ветки на ветку, каждая со своей повесткой дня.

Вы, возможно, будете удивлены и немного обескуражены, когда обнаружите такой хаос в своём уме. Помните, что такой опыт очень распространён, почти все медитаторы испытывают нечто похожее, по крайней мере, в начале своей практики. Осознание и знакомство с «мыслями-обезьянами» это важный первый шаг.

Если вы уделите больше внимания наблюдению за этим бессвязным потоком мыслей, образов и ощущений, некоторые закономерности станут очевидными. Вероятно, вы заметите, что большинство этих мыслей вращаются вокруг прошлого и будущего.

Это размышления, сожаления и воспоминания о прошлом вперемешку с опасениями, ожиданиями и планами на будущее. Вы также можете обнаружить, что значительная часть ума обезьяны содержит:

1) мысли о вещах, которых у вас сейчас нет, но которые вы хотите иметь и размышления о том, как их получить (например, новая машина)

2) мысли о вещах, которые у вас есть, но вы их не хотите иметь, и размышления о том, как от них избавиться (ненавистная работа, которой вы вынуждены заниматься каждый день).

Ещё раз повторяю, это совершенно нормально. Также нужно понимать, что мысли сами по себе не являются чем-то плохим. Есть мысли полезные, которые связаны с выполнением практических задач. Например, расчёт времени дороги домой и размышления о том, успеете ли вы зайти в почтовое отделение до закрытия.

Есть мысли творческие и красивые, например, мыслительный процесс по обустройству дома, решение научных задач, философские размышления о жизни.

Есть мысли приятные и вдохновляющие, которые нас поддерживают, например, воспоминание о добром поступке, который совершили мы или кто-то совершил по отношению к нам.

Есть мысли, полезные для медитации, например, напоминание о наставлениях или подсчёт вдохов и выдохов.

Но ничто из этого не имеет отношения к мыслям-обезьянкам. Мысли-обезьяны это умственная болтовня, которая кажется беспорядочной, лишенной разума.

Мысли-обезьяны ходят по кругу, как бесконечное воспроизведение плохого фильма. Если вы внимательно присмотритесь, вы заметите, что некоторые мысли повторяются снова и снова. Некоторые из них могут быть полезны, но некоторые просто навязчивые мысли-обезьяны. От навязчивых бесполезных мыслей лучше избавиться, освободив место творческому мышлению или просто молчанию.

Как медитация поможет?

Привычные шаблоны мышления соответствуют путям в мозговых нейронных сетях, которые стали глубокими канавками. Медитация помогает заменить эти старые, надоевшие колеи, эти бесконечно повторяющиеся мысли на новые и свежие образы мышления.

Представьте это в виде тропинки через травяной луг. Когда тропинка используется часто, она становится глубокой и широкой. Но когда она не используется, она быстро зарастает травой и сливается с остальным полем. Аналогично и привычный образ мышления, например, привычка осуждать людей, растворяется, когда вы начинаете ходить по другому пути. Медитация помогает создавать эти альтернативные пути.

Читайте также:

Как научиться медитации

Ваше начало обучению медитации можно сравнить с отправлением в отпуск — скажем, с двухнедельной поездкой в Париж. В рамках подготовки к поездке вы создаёте общий план: куда вы пойдёте и что увидите. Вы также можете приготовить карты и обозначить маршруты как пройти к Эйфелевой башне и посмотреть её окрестности.

Маршрут и карты — полезные вещи в путешествии. Однако настоящую радость приносит непосредственный опыт прогулки по Парижу.

Реальное удовольствие происходит из аромата миндальных круассанов в утренней кондитерской, где вы завтракаете, когда солнце поднимается над городом, когда мимо проходят люди всех возрастов, говорящие на непонятных вам языках.

Радость происходит от поисков поля с подсолнухами, по которому вы решили побродить, поедая вкусные миндальные круассаны.

Радость происходит от тёплых спонтанных разговоров с вашим партнёром по путешествию, взаимных чувств и неожиданных моментов близости.

Непосредственный опыт завтрака в кондитерской и прогулки по подсолнечному полю невозможно увидеть на карте. Специфика этого и любого другого опыта не может быть предусмотрена маршрутом. На самом деле истинное богатство жизни, то глубочайшее удовольствие происходит в тот момент, когда мы откладываем карты и маршруты, откладываем наши ожидания и полностью погружаемся в то, что на самом деле происходит.

Это верно и для практики медитации. Информационное пространство завалено книгами и статьями с уроками по медитации. У нас нет недостатка в инструкциях и картах. Но настоящий опыт происходит, когда мы откладываем изучение теории и погружаемся в практику.


Упражнения, помогающие научиться медитации

1. Наблюдение за происходящим

Самый простой способ медитировать это просто сидеть и ничего не делать. Здесь не нужно концентрироваться ни на чем. Просто наблюдайте за тем, что происходит в настоящий момент, не прилагая никаких усилий.

Дышите естественно, так как привыкли. Позвольте мыслям крутиться в уме, позвольте уму идти туда, куда он хочет. Помните, что внутренний диалог это нормальный естественный для каждого человека процесс, не подавляйте его. Не контролируйте чувства, пусть чувства и мысли приходят и уходят, как погода за окном.

Задача в этой медитации наблюдать за течением мыслей и чувств, не цепляясь за них. Просто смотрите, как он появляются на внутреннем экране и как они исчезают. Слушайте звуки вокруг, не пытаясь задержать на них внимание.

Настоящий момент никогда не останавливается. Его невозможно поймать и удержать в уме, каждое мгновение новое. Не успеете вы осознать то, что происходит сейчас, как уже нужно освобождать ум для следующего осознания. Сознание непрерывно течет, а вы постоянно удерживаете свое внимание на его острие.

Такая медитация называется «осознанность». Или, как его принято называть на западе mindfulness – майндфулнесс.

Его пользу трудно переоценить. Проводятся научные исследования, подтверждающие нормализацию давления и улучшение гормонального фона у людей, практикующих осознанность. Но лучше провести такое исследование с самим собой и убедиться в этом на своем опыте.

2. Концентрация внимания на дыхании

Еще одна простая медитация. Сядьте с прямой спиной. Можно сесть нас стул, в позу лотоса или позу героя. Главное, чтобы спина была прямая, так как нам нужно свободное дыхание.

Сосредоточьте внимание на дыхании. Наблюдайте за дыханием и осознавайте его. Сначала можно направить внимание на кончик носа, на то, как прохладный воздух проходит по ноздрям, затем как воздух заполняет легкие, как опускается диафрагма и надувается живот.

Затем наблюдайте за выдохом, как расслабляются дыхательные мышцы, выталкивая воздух наружу. Как теплый воздух проходит по дыхательным путям и как он ощущается на кончике носа.

Считайте каждый выдох. Сделайте всего 10 вдохов-выдохов. Если сбились, начинайте заново. Когда замечаете, что внимание отвлеклось на посторонние мысли, очень мягко, с доброй улыбкой верните его на дыхание. Ни в коем случае не ругайте и не обвиняйте себя. Это нормальный процесс тренировки и обучения медитации.

3. Медитация на мантре

Наше внимание в один момент времени может быть направлено только на один объект. Если вы думаете, что способны думать о нескольких вещах одновременно, то это вам только кажется. Просто ваше внимание очень быстро переключается между разными объектами.

Это свойство внимания и используется в медитации на мантре. Суть этой медитации в том, что мы занимаем внутренний диалог каким либо звуком, не несущим никакой смысл. Например, звуком «оммм» или любой мантрой. Таким образом, мы можем прекратить беспорядочную болтовню ума и просто спокойно наблюдать за повторяющейся в уме мантрой. Через некоторое время наступает нужное состояние покоя.

Вот несколько хороших мантр для медитации:

— Ом Мане Падме Хум

— Ом Намах Шивайя

— Ом Шанти Шанти Шанти

— Сат Чит Ананда

— Ом Ваджрапани Хум

  • Тело должно быть отдохнувшим. Лучше не медитировать после изнурительных физических тренировок. Также медитация намного эффективнее в утренние часы после хорошего сна, когда вы еще не устали ни физически, ни морально.
  • Ум должен быть бодрым. С утра нужно найти подходящий способ взбодриться. Например, принять прохладный душ или сделать несложную физическую разминку. Хорошо подойдет три цикла Приветствия Солнцу из йоги.
  • Желудок должен быть пустым. После плотного приема пищи должно пройти 2-3 часа. После легкого перекуса подождите 40 минут перед тем, как медитировать. На голодный желудок проще достигается ясность ума, но морить себя голодом, конечно, не нужно. Опять же с утра, пока аппетит еще не проснулся, а с последнего приема пищи прошло восемь часов – хороший момент для медитации.
  • Переведите телефон в бесшумный режим, чтобы ничто не отвлекало вас от практики. Попросите близких не тревожить вас, попробуйте также договориться с домашними животными, чтобы оставили вас в покое на несколько минут.
  • Сделайте пару минут дыхательные упражнения перед практикой, если вы знаете какие-либо. Это поможет прояснить сознание и взбодриться.
  • Наденьте свободную одежду, снимите аксессуары и украшения. Дыхание должно быть свободным, ничего не должно сдавливать тело в области живота груди.

Вывод

Понять что такое медитация и как этому научиться можно только на своем опыте. Никакие книги и статьи не смогут показать это удивительное чувство легкости и освобождения, которое приносит медитация. Не бойтесь пробовать, не бойтесь, что вы медитируете неправильно. Главное — начать, а с опытом вы научитесь этому великому искусству.

До скорого!

Ваш Ринат Зинатуллин

Когда в 2005 г. Нейробиологическое общество позвало Тензина Гьяцо (14-ro далай-ламу) на своё ежегодное заседание в Вашингтоне, среди 35 тыс. присутствующих несколько сотен человек требовал и отменить приглашение. Они считали, что на научном собрании нет места религиозным лидерам. Но оказалось, что именно он задал собравшимся провокационный и полезный вопрос. Тензин Гьяцо спросил: «Какая может быть связь между буддизмом, древнеиндийским и религиозно-философскими традициями и современной наукой?»

Прежде чем начинать разговор, далай-лама уже успел кое-что сделать для поиска ответа на этот вопрос. В 1980-x гг. он инициировал обсуждение перспектив сотрудничества науки и буддизма, что привело к созданию Института «Ум и жизнь», направленного на изучение медитативных наук. В 2000 г. он поставил перед проектом новую цель, организовав направление «Медитативная нейробиология», и пригласил учёных изучать активность мозга у буддистов, серьёзно занимающихся медитацией и имеющих более 10 тыс. часов практики. За прошедшие 15 лет более 100 буддистов, монахов и мирян, а также большое количество людей, недавно начавших заниматься медитацией, приняли участие в научных экспериментах в Висконсинском университете в Мэдисоне и в 19-ти других университетах. Статья, которую вы сейчас читаете, – результат сотрудничества между двумя нейробиологами и буддийским монахом, первоначально учившимся на биолога. Сравнив картины активности мозга у людей, медитировавших в своей жизни десятки тысяч часов, и тех, кто занимается этим недавно, мы начали понимать, почему такие методы тренировки сознания могут дать большие когнитивные преимущества.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬИ:

  • Медитация встречается в духовных практиках почти всех крупных религий. В последние годы ее начали использовать в светском обществе для успокоения и улучшения самочувствия.
  • Три основные формы медитации – концентрация внимания, осознанности и сострадания – используются сейчас повсеместно, начиная с больниц и заканчивая школами, и все чаще становятся предметом исследования в научных лабораториях по всему миру.
  • Вовремя медитации в мозге происходят физиологические изменения –меняется активность некоторых областей. Кроме того, медитация оказывает хорошее психологическое воздействие: повышается скорость реакции и снижается восприимчивость к различным формам стресса.

Цели медитации пересекаются со многими задачами клинической психологии, профилактической медицины и образования. Все большее число исследований свидетельствует в пользу того, что медитация может быть эффективна при лечении депрессии, хронических болей и для формирования общего ощущения благополучия.

Открытие преимуществ медитации согласуется сданными, которые были недавно получены нейробиологами, что взрослый мозг сохраняет способность значительно меняться под воздействием опыта. Было показано, что в мозге происходят изменения, когда мы, например, учимся жонглировать или играть на музыкальном инструменте, и такое явление называют нейропластичность. По мере возрастания мастерства у скрипача увеличиваются области мозга, контролирующие движения пальцев. По-видимому, похожие процессы происходят и при медитации. В окружающей среде ничего не меняется, но медитирующий регулирует своё психическое состояние, создавая внутренний опыт, который влияет на работу и структуру мозга. В результате проводящихся исследований накапливаются доказательства позитивного воздействия медитации на мозг, мышление и даже на весь организм в целом.

ЧТО ТАКОЕ МЕДИТАЦИЯ?

Медитация встречается в духовных практиках почти всех крупных религий, СМИ. Упоминая о медитации, используют это слово в разных значениях. Мы будем говорить о медитации как о способе развития основных человеческих качеств, таких как устойчивость и ясность ума, душевное равновесие и даже любовь и сострадание, – тех качеств, которые спят, пока человек не приложит усилия для их развития. Кроме того, медитация – это процесс знакомства с более спокойным и гибким образом жизни.

Медитация – достаточно простое занятие, и ею можно заниматься где угодно. Для этого не требуется специального оборудования или формы одежды. Чтобы начать «тренировку», человек должен принять комфортную позу, не очень напряжённую, но и не слишком расслабленную, и пожелать изменений в себе, благополучия себе и облегчения страданий другим людям. Потом необходимо стабилизировать сознание, которое часто бывает неупорядоченно и наполнено потоком внутреннего шума. Чтобы контролировать сознание, его надо избавить от автоматических мыслительных ассоциаций и внутренней рассеянности.

ВИДЫ МЕДИТАЦИИ

Медитация концентрации внимания. При этом типе медитации обычно требуется сосредоточиться на ритме собственных вдохов и выдохов. Даже у опытных медитирующих внимание может ускользать, и тогда его надо возвращать обратно. В Университете Эмори в результате сканирования мозга были выявлены разные области, вовлечённые в процесс переключения внимания при данном типе медитации.

Медитация осознанности. Ее называют также медитацией свободного восприятия. В процессе медитации человек подвергается воздействию различных аудиальных, визуальных и иных раздражителей, в том числе внутренних ощущений и мыслей, но не даёт им увлечь себя. У опытных медитирующих снижается активность в областях мозга, связанных с тревогой, таких как островок и миндалина.

Медитация сопереживания и любящей доброты. При таком типе медитации человек культивирует чувство доброжелательности по отношению к другому человеку независимо от того, друг он или враг. При этом увеличивается активность областей, связанных с представлением себя на месте другого человека, например, усиливается активность в височно-теменном узле.

Достижения в области нейровизуализации и других технологий позволили учёным понять, что происходит в мозге при каждой из трёх основных форм буддистской медитации: концентрации внимания, осознанности и сострадания. Приведённая ниже схема позволяет увидеть цикл событий, происходящих во время медитации внимания, и активацию соответствующих им областей мозга.

Рассмотрим, что происходит в мозге во время трёх распространённых типов медитации, которые пришли из буддизма, а сейчас используются вне религиозного контекста в больницах и школах по всему миру. Первый тип медитации – так называемая медитация концентрация внимания : сознание в текущий момент времени ограничивают и направляют, развивая способность не отвлекаться. Второй тип – медитация осознанности (ясного ума) или свободного восприятия, во время которой человек стремится развить спокойное понимание собственных эмоций, мыслей и чувств, переживаемых им в настоящее время, чтобы не позволить им выйти из-под контроля и довести его до психического расстройства. При этом типе медитации человек сохраняет внимание к любым СВОИМ переживаниям, но не фокусируется на чем-то конкретном. И, наконец, третий тип известен в буддистской практике как сострадание и милосердие и способствует альтруистическому отношению к окружающим.

ПОД НАБЛЮДЕНИЕМ ПРИБОРОВ

Нейробиологи лишь недавно начали изучать явления, происходящие в мозге при различных типах медитации. Венди Хазенкамп (Wеndу Наsеnkаmр) из Университета Эмори вместе с коллегами использовала томографию, чтобы выявить участки мозга, в которых наблюдается повышенная активность концентрации внимания во время медитации. Находясь в томографе, испытуемые сосредоточивались на ощущениях при дыхании. Обычно внимание начинает ускользать, медитирующий должен распознать это и вернуть себе сосредоточенность на ритме вдоха и выдоха.

В данном исследовании испытуемый должен был с помощью кнопки подать сигнал о потере внимания.

Исследователи определили, что существует цикл из четырёх этапов : ускользание внимания, момент осознания отвлечения, переориентация внимания и возобновление сосредоточенного внимания. На каждом из четырёх этапов задействованы разные участки мозга.

  • На первом этапе , когда происходит отвлечение, усиливается активность областей, образующих сеть пассивного режима работы мозга. Она объединяет такие области, как медиальная префронтальная зона коры, задняя поясная кора, предклинье, нижняя теменная долька и латеральная область височной коры. Известно, что данные структуры активны в то время, когда мы «витаем в облаках». Они играют ведущую роль в создании и поддержании внутренней модели мира, основанной на долговременной памяти о себе и окружающих.
  • На втором этапе , когда осознается отвлечение, активируются другие участки мозга -передняя часть островка и передняя поясная кора (структуры образуют сеть, отвечающую за познавательные и эмоциональные функции). Эти области связаны с субъективно воспринимаемыми чувствами, которые могут, например, способствовать отвлечению во время выполнения задания. Предполагается, что они играют ключевую роль в выявлении новых событий и переключении между разными сетями нейронов во время медитации. Например, они могут вывести мозг из пассивного режима работы.
  • На третьем этапе вовлекаются дополнительные области, в том числе дорсолатеральная префронтальная кора и нижнелатеральная часть теменной доли, которые возвращают внимание, «отцепляя» его от отвлекающего стимула.
  • И, наконец, на последнем, четвёртом этапе сохраняется высокий уровень активности в дорсолатеральной префронтальной коре, что позволяет удерживать внимание медитирующего на заданной цели, например, на дыхании.

В дальнейшем мы наблюдали в нашей лаборатории в Висконсине различия активности мозга в зависимости от опыта испытуемых. Как это ни парадоксально, но у людей, имевших серьёзный опыт медитации (более 10 тыс. часов), по сравнению с новичками наблюдалась меньшая активность в областях, связанных с восстановлением внимания. По мере накопления опыта людей учатся удерживать внимание, затрачивая меньше усилий. Похожее явление наблюдается у профессиональных музыкантов и спортсменов, выполняющих действия автоматически с минимальным сознательным контролем.

Кроме того, для исследования влияния медитации, связанной с концентрацией внимания, мы изучали добровольцев до и после трёхмесячного период интенсивных занятий как минимум восемь часов в день. Им выдавали наушники, из которых раздавались звуки определённой частоты, а иногда – чуть более высокие звуки. На протяжении десяти минут люди должны были сосредоточиться на звуках и реагировать на возникающий более высокий тон. Оказалось, что у людей после периода длительных медитаций было меньше различий в скорости реакции от раза к разу по сравнению с теми, кто не занимался медитацией. Это означает, что после длительных тренировок сознания человек лучше сохраняет внимание и реже отвлекается. У людей с опытом медитации электрическая активность в ответ на высокие звуки была более стабильной.

ПОТОК СОЗНАНИЯ

Во второй , тоже хорошо изученной форме медитации участвует другой тип внимания. При медитации осознанности, и свободного восприятия, медитирующий должен замечать все взгляды или звуки и отслеживать свои ощущения, а также внутренний диалог. Человек остаётся в курсе происходящего, не фокусируясь на каком-то одном чувстве или одной мысли. И возвращает себя к этому отстранённому восприятию, как только сознание начинает блуждать. В результате таких упражнений обычные повседневные раздражающие события – агрессивный коллега на работе, назойливый ребёнок дома — теряют разрушающее действие, и развивается ощущение психологического благополучия.

Осознание неприятных ощущений позволяет уменьшить неадаптивные эмоциональные реакции, помогает преодолеть неприятные ощущения и может быть особенно полезным для борьбы с болью. В нашей лаборатории в Висконсине мы изучали людей, имеющих большой опыт медитации, в то время как они занимались сложной формой медитации осознанности, называемой открытым присутствием. При такой разновидности медитации, которую еще иногда называют чистым восприятием, сознание спокойно и расслаблено, ни на чем не сосредоточено, но при этом сохраняется живая ясность ума без возбуждения или заторможенности. Медитирующий наблюдает, не пытаясь интерпретировать, изменить, избавиться или проигнорировать болезненные ощущения. Мы обнаружили, что при медитации интенсивность боли не снижается, но это беспокоит медитирующего меньше, чем людей из контрольной группы.

По сравнению с новичками у людей, имеющих большой опыт медитации, в период перед болевым воздействием наблюдалась меньшая активность в областях мозга, связанных с тревожностью. – островке и миндалине. При повторных болевых воздействиях в мозге опытных медитирующих в областях, связанных с болью, наблюдалось более быстрое привыкание, чем у новичков. В других тестах, проведённых в нашей лаборатории, было показано, что тренировки сознания повышают способность контролировать и смягчать основные физиологические реакции, например, воспаление или выделение гормонов в социальных стрессовых ситуациях, таких как публичное выступление или устный счёт перед лицом строгой комиссии.

В нескольких исследованиях показано, что медитация осознанности благотворно влияет при симптомах тревожности или депрессии, а также улучшает сон. Получив возможность сознательно наблюдать и отслеживать свои мысли и эмоции, пациенты с депрессией могут использовать медитацию в тревожных ситуациях для управления спонтанно возникающими и навязчивыми негативными мыслями и чувствами.

Клинические психологи Джон Тисдейл (John Teasdale), работавший в Кембриджском университете, и Зиндел Сигал (Zindel Segal) из Торонтского университета в 2000 г. показали, что у пациентов, которые ранее пережили не менее трёх периодов депрессии, после шести месяцев занятий медитацией осознанности в сочетании с когнитивной психотерапией риск рецидива в течение года снижается примерно на 40%. Позже Сегал показал, что медитация действует лучше, чем плацебо, и по эффективности сопоставимо со стандартными способами антидепрессивной терапии.

СОСТРАДАНИЕ И МИЛОСЕРДИЕ.

Далай-лама. Диалог с учеными о сострадании (университет Эмори). Часть 1

Далай-лама. Диалог с учеными о сострадании (университет Эмори). Часть 2

Третий тип медитации развивает чувства сострадания и милосердия по отношению к людям. Вначале медитирующий осознает потребности другого человека, затем испытывает искреннее желание помочь или облегчить страдания других людей, защищая их от их собственного деструктивного поведения.

Войдя в состояние сострадания, медитирующий иногда начинает испытывать те же чувства, что и другой человек. Но для формирования сострадательного состояния недостаточно наличия просто эмоционального резонанса с чувствами другого. Должно еще быть бескорыстное желание помочь тому, кто страдает.

Эта форма медитации, направленная на любовь и сопереживание, больше, чем просто духовное упражнение. Показано, что она помогает сохранить здоровье социальным работникам, учителям и другим людям, имеющим риск эмоционального выгорания из-за переживаний, которые они испытывают, глубоко сочувствуя проблемам других людей.

Медитация начинается с того, что человек фокусируется на безусловной доброжелательности и любви к другим и молча повторяет про себя пожелание, например: «Пусть все живые существа найдут своё счастье и освободятся от страданий». В 2008 г. мы изучали активность мозга людей, занимавшихся этим видом медитации тысячи часов. Мы давали им прослушать голоса страдающих и обнаружили у них увеличенную активность некоторых областей мозга. Известно, что в эмпатии и других эмоциональных реакциях задействованы вторичная соматосенсорная кора и островок. При прослушивании страдающих голосов у опытных медитирующих по сравнению с контрольной группой данные структуры активизировались сильнее. Это означает, что они лучше разделяли чужие чувства, не испытывая эмоциональной перегруженности. У опытных медитирующих также наблюдалась повышенная активность в височно-теменном узле, медиальной префронтальной коре и области передней височной борозды. Все эти структуры обычно активируются, когда мы мысленно ставим себя на место другого человека.

Недавно Таия Зингер (Tania Singег) и Ольга Климецки (Olga Кlimencki) из Института человеческой когнитологии и науке о мозге Общества им. Макса Планка вместе с одним из авторов этой статьи (Матье Рикаром) попытались понять различия между обычной эмпатией и состраданием у медитирующего. Они показали, что сопереживание и альтруистическая любовь связаны с положительными эмоциями, и предположили, что эмоциональное истощение или выгорание представляет собой, по сути, «утомление» эмпатии.

В соответствии с буддистскими традициями созерцания, от которых пошла эта практика, сострадание не должно вызывать утомления и уныния, оно укрепляет внутреннее равновесие, силу духа и придаёт решимости помочь страдающим . Когда ребёнок попадает в больницу, мать принесёт больше пользы, если будет держать его за руку и успокаивать нежными словами, чем если, перегруженная эмпатией и тревогой, не вынеся вида больного ребёнка, будет метаться взад-вперёд по коридору. В последнем случае дело может закончится выгоранием, от которого, согласно проведённым в США исследованиям, страдали примерно 60% из 600 опрошенных людей, ухаживавших за больными.

Для дальнейшего изучения механизмов эмпатии и сострадания Климецки и Зингер разделили около 60 добровольцев на две группы. У участников первой группы медитация была связана с любовью и состраданием, в другой группе развивали чувство эмпатии к окружающим. Как показали предварительные результаты, неделя медитации, основанной на любящей доброте и сострадании, привела к тому, что участники, хоть и не имевшие ранее опыта, испытывали больше доброжелательных чувств во время просмотра видеозаписи со страдающими людьми. Участники из другой группы, которые в течение недели только тренировались в эмпатии, переживали те же эмоции, что и страдающие люди на видео. Эти эмоции вызывали негативные чувства и мысли, и участники из этой группы испытывали сильный стресс.

Выявив такие разрушительные последствия, Зингер и Климецки провели со второй группой занятия медитацией сострадания. Оказалось, что дополнительные занятия снизили негативные последствия тренировки эмпатии: количество отрицательных эмоций снизилось, а доброжелательных – возросло. Это сопровождалось соответствующими изменениями в областях мозга, связанных с сочувствием, положительными эмоциями и материнской любовью, в том числе в орбитофронтальной коре, вентральном стриатуме и передней цингулярной коре. Кроме того, исследователи показали, что тренировка сострадания в течение недели усиливала просоциальное поведение в компьютерной игре, специально разработанной для оценки желания помочь окружающим.

Медитация не только вызывает изменения определённых когнитивных и эмоциональных процессов, но и способствует увеличению некоторых участков мозга. Исследование показало, что у людей с большим опытом медитации увеличился объем серого вещества в островковой доле и в префронтальной коре.

ДВЕРИ СОЗНАНИЯ

Медитация помогает изучать природу мышления, давая человеку возможность самому исследовать свои сознание и психическое состояние. В Висконсине мы изучали электрическую активность мозга у буддистов, имеющих большой опыт медитации, записывая электроэнцефалограмму (ЭЭГ) во время медитации сострадания.

Оказалось, что опытные буддисты могли произвольно поддерживать состояние, характеризующееся определённым ритмом электрической активности мозга, а именно высокоамплитудные гамма-колебания с частотой 25-42 Гц. Такая координация электрической активности мозга может иметь большое значение для создания временных нервных сетей, объединяющих когнитивные и эмоциональные функции в процессе обучения и осознанного восприятия, что может привести к долговременным изменениям в мозге.

На протяжении медитации высокоамплитудные колебания продолжались в течение нескольких десятков секунд, причём их было тем больше, чем больше был опыт медитирующего. В первую очередь такие особенности ЭЭГ были выражены в латеральной области лобно-теменной части коры. Они могут отражать у людей повышение осведомлённости об окружающей среде и внутренних мыслительных процессах, однако для понимания роли гамма-ритма требуются дополнительные исследования.

Мозг Растет

Исследователи из нескольких университетов изучали способность медитации вызывать структурные изменения в тканях головного мозга. С помощью МРТ удалось показать, что у 20 человек с большим опытом буддийской медитации объем ткани в некоторых областях префронтальной коры (поля 9 и 10 по Бродману) и в островковой доле больше по сравнению с мозгом людей из контрольной группы (графики). Эти области задействованы в обработке информации, связанной со вниманием, внутренними ощущениями и сенсорными сигналами. Для подтверждения данных требуется дальнейшие долговременные исследования.

Медитация не только вызывает изменения определённых когнитивных и эмоциональных процессов, но и способствует увеличению некоторых участков мозга. Предположительно это вызвано увеличением числа связей между нейронами. Предварительное исследование, проведённое Сарой Лазар (Sara Lazar) с коллегами из Гарвардского университета, показала, что у людей с большим опытом медитации увеличился объем серого вещества в островковой доле и в префронтальной коре, а конкретнее в полях 9 и 10 по Бродману, которые часто активируются при различных формах медитации. Такие различия были наиболее выражены у пожилых участников исследования. Предполагается, что медитация может замедлять скорость истончения мозговой ткани, происходящего с возрастом.

В дальнейшей работе Лазар с коллегами показали, что у тех испытуемых, у кого в результате занятий медитацией осознанности сильнее всего снизилась реакция стресса, уменьшился также и объем миндалины – области мозга, участвующий в формировании страха. Позже Эйлин Людерс (Еllееn Luders) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе вместе с коллегами обнаружила, что медитирующие отличаются количеством аксонов – волокон, соединяющих разные участки мозга. Предполагается, что это связано с повышением количества соединений в мозге. Такое наблюдение свидетельствует в пользу предположения, что занятия медитацией действительно вызывают структурные изменения в мозге. Важный недостаток этих работ – отсутствие долгосрочных исследований, в которых люди наблюдались бы на протяжении многих лет, и отсутствие сравнительных исследований людей одного возраста и схожей биографии, которые различались бы только тем, медитируют они или нет.

Существуют даже такие данные, что медитация и способность с ее помощью улучшать собственное состояние, могут снижать воспаление и другие биологические реакции, происходящие на молекулярном уровне. Как было показано в исследовании, проведённом совместно нашей группой и группой под руководством Перлы Калиман (Perla Kaliman) из Института биомедицинских исследований в Барселоне, для опытного медитирующего достаточно одного дня интенсивной медитации осознанности, чтобы снизить активность генов, связанных с воспалительной реакцией, и повлиять на работу белков, активирующих эти гены. Клифф Сарон (Cliff Saron) из Калифорнийского университета в Дэвисе изучал влияние медитации на молекулу, участвующую в регуляции продолжительности жизни клетки. Эта молекула – фермент теломераза, удлиняющий ДНК на концах хромосом. Концы хромосом, называемые теломерами, обеспечивают сохранность генетического материала во время деления клетки. Во время каждого деления теломеры укорачиваются, и когда их длина снижается до критической величины, клетка прекращает делиться и постепенно стареет. По сравнению с контрольной группой у медитирующих более эффективно снижался психологический стресс и наблюдалась более высокая теломеразная активность. Иногда занятия медитацией осознанности могут замедлять процессы клеточного старения.

ПУТЬ К БЛАГОПОЛУЧИЮ

За 15 лет исследований удалось показать, что продолжительные занятия медитацией не только значительно меняют структуру и работу мозга, но и существенно влияют на биологические процессы, критически важные для физического здоровья.

Необходимы дальнейшие исследования с использованием чётких рандомизированных контролируемых испытаний, чтобы отделить эффекты, вызванные медитацией, от связанных с другими психологическими факторами, которые также могут влиять на результаты исследований. Это, например, уровень мотивации медитирующих и роли, которые играют учителя и ученики в группе медитирующих. Дальнейшие исследования необходимы и для выяснения возможного негативного побочного эффекта от медитации, желательной продолжительности занятий и способов их адаптации к нуждам конкретного человека.

Но и с учётом всех предосторожностей очевидно, что в результате исследований медитации мы получили новое понимание методов психологической подготовки, которые потенциально могут улучшить здоровье и благополучие человека. Не менее важно, что способность развивать сострадание и другие положительные человеческие качества закладывает основу для создания этических норм, не привязанных к какой-либо философии или религии. Это может глубоко и благотворно влиять на все аспекты человеческого общества.

Ричард Дэвидсон (Richard J. Davidson) – директор Вайсмановской лаборатории нейровизуализации и поведения и Центра исследования умственного здоровья в Висконсинском университете в Мадисоне. Первым начал научное изучение медитации.

Антуан Лутц (Antoine Lutz) – научный сотрудник Французского национального института здоровья и медицинских исследований, сотрудник Висконсинского университет а в Мадисоне. Возглавлял нейробиологические исследования медитации.

Матье Рикар (Matthieu Ricard) – Буддийский монах. Занимался биологией клетки, а затем, около 40 лет назад, покинул Францию и отправился в Гималаи изучать буддизм.

Мы прекрасно знаем, что такое жизнь по накатанной колее, на «автопилоте». Привычный распорядок утра, душ, кофе на ходу, поцелуй ближним, дорога на работу, проверка почты, лайки в соцсетях, работа... Почти всегда, за редкими исключениями, включен «автопилот». Чаще всего нами управляют другие.

Такое состояние еще называют «транс повседневности», состояние, в котором наше внимание сужается до примитивных «да-нет», «можно-нельзя» и «хорошо-плохо». Мало кто из нас осознанно отдает свою жизнь в управление другим, скорее - так получается. Как-то само, и вроде бы мы ничего не делали для этого.

Вот именно: мы ничего не делали, мы просто жили неосознанно. Осознанность - это состояние сознания, противоположное «автопилоту»

Когда мы направляем внимание на себя - мы осознаем себя и можем управлять собой, своей жизнью. Звучит заманчиво. Попробуем?

РЕЗУЛЬТАТ: ПОДЛИННОЕ ПРИСУТСТВИЕ
Перед нами часто возникают сложные задачи, которые не всегда можно решить на «автопилоте». Переговоры и презентации, проекты и инновации, которые могут изменить нашу собственную жизнь и жизнь близких. Разговор с ребенком тоже относится к сложным задачам.

Что необходимо для полной осознанности:

  • видеть - в первую очередь, людей и их состояния;
  • слышать - все, что говорится и как говорится;
  • чувствовать - отношение и эмоции, свои и окружающих;
  • ощущать - свою силу и уверенность в том, что мы делаем;
  • осознавать - свои мысли и выбирать самые правильные;
  • знать - ситуацию в целом и положение дел в частностях.

Мы способны управлять своим восприятием, мышлением и действиями

Целью и результатом осознанности является подлинное присутствие, состояние сосредоточенности и полной включенности, само по себе вызывающее уважение и внимание. Дальше надо действовать, и действовать активно. Медитация осознанности дает возможность выйти из транса повседневности, отключить «автопилот» и быть включенным участником или лидером процесса.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ПРАКТИК ОСОЗНАННОСТИ
Несколько важных идей, которые описывают суть практик осознанности:

  • человек в своем обычном состоянии - не слишком осознанное существо, чаще мы живем на «автопилоте»;
  • мы способны управлять своим восприятием, мышлением и действиями;
  • безоценочное наблюдение за происходящим в уме и во внешнем мире позволяет объективно и адекватно воспринимать происходящее;
  • осознанность позволяет более осмысленно отвечать на вызовы жизни, делает жизнь насыщенной и успешной;
  • осознанность развивается путем постепенной, ежедневной, регулярной практики.

Осознанность развивается постепенной, ежедневной, регулярной практикой

Базовые инструменты для повышения осознанности:

  • медитация на дыхании;

ОТНОШЕНИЕ К СЕБЕ В МЕДИТАЦИИ ОСОЗНАННОСТИ
Для того, чтобы на самом деле практиковать осознанность, есть несколько важных условий. Осознанность предполагает получение реальной, правдивой информации о самих себе и о мире. Поэтому то, как мы относимся к себе и к получаемому в медитации опыту - крайне важно. Вот ключевые принципы осознанности:

Безоценочность . Наблюдайте то, что вы переживаете таким, какое оно есть, без классификаций на «хорошее» или «плохое», «приятное» или «неприятное».

Не-стремление . Позвольте себе пережить все, что бы ни происходило, вместо того, чтобы ставить цели и пытаться их достигнуть.

Принятие. Принятие не означает смирение и покорность; это именно принятие, а не отрицание того,как вы чувствуете себя прямо сейчас. Сначала принятие, а изменения придут позже.

Терпение. Для того чтобы проявились изменения, нужно время. Необходимо раз за разом пытаться выполнить то, что должно, настолько безупречно насколько это получается, не обращая внимание на разочарование и раздражение от того, что не все выходит идеально.

Чтобы проявились изменения, необходимы время и практика

Доверие . Доверяйте себе практикуя, позвольте своему «внутреннему я» вести себя.

Ум новичка. Развивайте в себе «ум новичка» в противовес привычным фильтрам «эксперта». В открытом «уме новичка», в отличии от «ума знатока» находится огромное количество возможностей.

Отпускание. Отпускайте, не надо ничего удерживать. Нет необходимости цепляться за приятный опыт и отталкивать неприятный.

Интерес . Будьте любознательным в отношении своего опыта: Что я чувствую сейчас? Какие мысли сейчас в моей голове? Что происходит в моем теле?

Доброта. Привнесите тепло и сострадание в свой ежесекундный опыт. Будьте осознанными к своему опыту - не только умом, но и сердцем.

Привнесите тепло и сострадание в свой ежесекундный опыт

Некоторые пункты могут показаться странными (как это - безоценочность, мы же всегда оцениваем), но это действительно важные вещи в процессе медитации. Эти условия - суть практик осознанности. Применять или нет - вы решите сами, но вначале попробуйте. Критерием здесь является результат, а все остальное - пустая трата времени и слов. Попробуйте делать практику именно так!

НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ О МЕДИТАЦИИ ОСОЗНАННОСТИ
1. Медитация осознанности развивает способность управлять вниманием, мышлением и эмоциями.

2. Медитация осознанности - это ясность и полный контакт с реальностью, это включенность и подлинное присутствие.

3. В медитации можно сидеть и просто на подушке или на стуле, рекомендуемая продолжительность медитации от 2-3 до 20-30 минут.

4. Медитация осознанности имеет своими корнями буддийскую созерцательную практику (там она называется шаматха-випассана), ее суть - внимание и самоосознание.

5. Медитация осознанности - это научно обоснованная методика, которая более 30 лет успешно применяется в медицине, бизнесе, образовании и социальной работе.

ТРИ УРОВНЯ ПРАКТИКИ МЕДИТАЦИИ ОСОЗНАННОСТИ
Навык медитации развивается постепенно, в течение нескольких месяцев, при условии регулярных занятий.

1 УРОВЕНЬ . Объединенная медитация «концентрации внимания» и «осознанности (ясного ума)». Мы учимся контакту с собой, развиваем ясность и чувствительность, тренируем внимание, достигаем спокойствия и уверенности.

2 УРОВЕНЬ (через 1-2 месяца практики). Мы исследуем свои защитные механизмы. Мы понимаем, как мы закрываемся от мира, как возникают страхи и поведенческие стратегии, и постепенно мы начинаем ими управлять.

3 УРОВЕНЬ (через 3-4 месяца практики). Мы развиваем связь с миром и отношения с людьми. Мы учимся эмпатии, пониманию других людей, открытой и ясной коммуникации с окружающими.

ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ ПРАКТИКИ
Практиковать осознанность можно везде, где есть возможность дышать. Лишь в самом начале, для освоения медитации осознанности вам понадобится спокойное пространство. Поэтому медитацию осознанности лучше начинать в специально оборудованных классах с инструктором, или дома, сидя на подушке или на стуле в тишине. Буквально через несколько недель занятий появится устойчивость и вы сможете продолжать практику в любом месте.

Практиковать осознанность можно везде, где есть возможность дышать
Хорошим вариантом для медитации являются холлы, переходы, зоны отдыха и парки. Если у вас нет выбора - начинайте прямо там, где вы находитесь!

Похожие публикации