Энциклопедия пожаробезопасности

Народы красноярского края и их национальные костюмы. Музыкальная культура сибири. История заселения Красноярского края

Для студентов

специальности 070703 Звукорежиссура культурно-массовых

представлений и концертных программ

Очной (заочной) формы обучения

Составители: Белоносова И.В.

Уровень основной образовательной программы - специалитет

Красноярск, 2012

Раздел первый

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

Коренные народы Красноярского края

Численность и расселение

Музыкальная культура Тувы в 20 столетии.

В. Сузукей

Музыкальная культура тюрков в современном мире (краткий обзор). В. Сузукей

К истории музыкальной культуры Тувы

Тувинская культура на современном этапе

Группа "Ят-Ха". ТУВА

(материал из интернет-сайта группы)

Из истории музыкальной культуры Хакассии

Легенды и мифы в современном мире

Миф о происхождении комуза

II международный симпозиум по чатханной музыке и горловому пению в Хакассии

Фестиваль «Саянское кольцо» и народная музыка

Мировоззрение хакасов

Роль традиционного мировоззрения в становлениии хакасской литературы

Хакасское музыкальное творчество

(Учебно-методическое пособие для преподавателей музыки. Шишлянникова Н.П. , Мазай Л.Ю)

Современная Хакассия. По материалам интернет-сайтов

Самодийская мифология

Традиции: праздники обряды. Сценарии (Тува)

Хоомей (к постановке вопроса)

Раздел первый

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ НАРОДОВ СИБИРИ

1. Коренные народы Красноярского края Численность и расселение

По данным переписи 2002 года, на территории Красноярского края имеются представители 33 коренных национальностей Сибири. К местному аборигенному населению можно отнести хакасов, проживающих в южных, граничащих с Республикой Хакасия районах: Шарыповском, Новоселовском, Ужурском и др. Всего на 2002 г. в регионе насчитывалось 4 489 хакасов, хотя еще недавно, в 1989 году, их было в полтора раза больше - 6 466 человек.

На северо-западе Красноярья, по реке Чулым Тюхтетского района и далее в сопредельном Тегульдетском районе Томской области проживает маленькая народность - чулымцы . Они по языку близки к хакасам, но, будучи охотниками и рыболовами, отличаются от них типом традиционного хозяйствования и материальной культуры.

До недавнего времени им было отказано в праве считаться особым этносом, и только в начале XXI века стали учитывать как чулымцев, что является переводом их самоназвания «июс кижилер» («люди Чулыма»). По переписи 2002 года, в крае оказалось 159 чулымцев.

В зоне тайги, в основном в Эвенкиии, расселены эвенки , общей численностью 4 632 человека в 2002 году и 4 338 человек в 1989 году. Помимо Эвенкии они проживают в Енисейском,Туруханском,Северо-Енисейском районах и на Таймыре.

На северо-востоке Эвенкии имеется единственный в крае якутский поселок Ессей, на берегу одноименного озера. Якутов в Красноярском крае насчитывается 1 368 человек (1 670 человек в 1989 г.), большинство из которых составляют жители Ессея. Имеются также мигранты, выходцы из Якутии, например, студенты в Красноярске.

В Туруханском районе достаточно компактно проживают кеты , их отдельные группы встречаются также в Енисейском районе (пос. Сым), в Байкитском районе Эвенкии (пос. Суломай) и в поселке Светлогорске (Игарский муниципалитет). Общее количество кетов достигает в крае 1189 человек (981 человек в 1989 г.).

Среди кетов есть потомки родственной им народности - югов . Трое из них, по последней переписи населения, записались не кетами, как остальные, а югами, значит память об этом народе еще жива среди его потомков.

В Туруханском районе расположен единственный в крае селькупский поселок - Фарково. Общее число селькупов составляет в крае 412 человек (в 1989 г. - 359 человек). Основная же часть селькупов расселена в соседних Томской и Тюменской областях.

На Таймыре проживают четыр е северных этноса, в т. ч. самый крупный на сегодня в крае коренной народ - долганы (2002 г. - 5 805 человек, 1989 г.-5 383 человека). Помимо Таймыра они находятся и в смежных районах Якутии.

Ненцев в крае насчитывается 3188 человек (в 1989 г. - 2 622 человека), ареал их основного расселения - северо-западные районы Таймыра, по обоим берегам Енисея и Енисейской губы. Не́нцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее - самоеды, юраки) - самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются одним из самых многочисленных. По итогам переписи 2002 года, в России жили 41 302 ненцев, из которых около 27 000 проживали в Ямало-Ненецком автономном округе.Кухня

Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству. Оленина - довольно вкусное, нежное мясо, с некоторым привкусом дичи.[источник не указан 578 дней] Это мясо подвергают часто посолу - простейшему способу консервирования для его хранения на продолжительные сроки. Солонина применяется в любом виде: сыром, копченом, вяленом. В рационе ненцев есть и экзотические блюда, например свежая печень, почки, кровь оленя. Изысканным блюдом являются языки, сердце, сычуги и прочие вкусности.

Необходимость выжить в суровых условиях Крайнего Севера приучила его жителей питаться сырым мясом с кровью. Это не только лакомство, но и потребность организма в витаминах, особенно С и В2, а их в оленине достаточное количество. Поэтому ненцы никогда не страдают от цинги.

Кроме оленины, здесь используются говядина и свинина, мясо морского зверя, а также пресноводная рыба: сиг, щука, нельма. Её, в основном, подвергают варке или тушению.

Жители оленьих стойбищ очень любят мясо оленя, жаренное на закрытом огне - что-то наподобие шашлыка, но не замаринованного. Излюбленными блюдами у ненцев являются строганина из сигов, оленины, печени, суп с мукой, блины с кровью, мясо тушеное с макаронными изделиями.

На гарнир предпочитают макаронные изделия; рис, овощи потребляются крайне редко.

Любимым напитком населения Севера является чай, а также компоты и морсы из брусники, морошки, черники, кисель из крахмала и ягодного сока.

Хлеб предпочитают больше ржаной.

Традиционное занятие - крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). На полуострове Ямал несколько тысяч ненецких оленеводов, держащих около 500 000 оленей, ведут кочевой образ жизни.

Названия двух автономных округов России (Ненецкий, Ямало-Ненецкий) упоминают ненцев, как титульную народность округа; ещё один такой округ (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) в 2007 г. был упраздён и преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края.

Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Тундровые ненцы являются большинством. Они проживают в двух автономных округах. Лесные ненцы - 1500 чел. Проживают они в бассейне рек Пур и Таз на юго-востоке Ямало-Ненецкого автономного округа и в Ханты-Мансийском автономном округе.

Первые письменные сведения о ненцах у русских относятся к 1096 году, упоминанием в летописи Нестора.

В XVI в., с широким продвижением русских на восток, царское правительство строит на ненецких территориях ряд опорных пунктов - острогов, городков (Берёзов - 1593, Обдорск - 1 595, Сургут - 1 594, Мангазея -1601, Туруханск - 1607г.) Здесь начались регулярные торговые отношения ненцев с русскими. В быт и производство ненцев проникли новые технологии и предметы быта: огнестрельное оружие, сети, металлические изделия, ткани.

В 70-х гг. XIX в. царское правительство начинает переселение ненцев на Новую Землю. Колонизация эта была предпринята, чтобы положить конец норвежским притязаниям на богатую природными ресурсами землю, издавна принадлежавшую России.

В религиозных представлениях ненцев сохранились пережитки первобытного анимистического мировоззрения. Стихии и урочища, сопки, реки и озера имели в представлении ненцев своих духов-"хозяев". Считалось, что землю и все живое создало верховное божество Нум, от которого зависело и благополучие людей. Сын Нума, божество Нга, считалось злым богом болезней и смерти. Нум помогал людям только в случае обращения к нему с просьбами о защите. Эти просьбы и ответы на них передавали небесные духи (тадебцю), общаться с которыми могли только шаманы. Кроме Нума было еще одно доброе божество: Я-Небя - "мать земля", которая помогала людям, особенно покровительствовала женщинам.

Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертв, приносимых непосредственно духам, (например, водяному хозяину жертва опускалась в воду) или их изображениям из дерева и камня, водружаемых в определенных урочищах. Жертвоприношения выражались и в "кормлении" изображений духов. При неисполнении просьб духов наказывали и "оставляли без пищи".

Шаманство. Значительную роль у ненцев играло шаманство. Однако магические действия мог производить не только шаман. Ранее можно было наблюдать остатки семейного шаманства: камлание с бубном иногда производились и простыми смертными. Семейное шаманство, по-видимому, уничтожило выделение профессиональной группы шаманов.

Шаман считался избранником духов. Функции шаманов были весьма разнообразны: лечение больных, предсказание будущего, помощь в промысле, похороны и проводы души покойного. У ненцев в зависимости от выполняемых функций существовали различные категории шаманов.

Полное специальное шаманское облачение сохранилось в XIX в. лишь у восточных ненцев, у западных имелась только особой формы шапка.

Шаманы взимали плату за камлание. Размеры платы колебались от пары рукавиц или оленьей шкуры до нескольких оленей.

Бубен. Основным атрибутом шаманов был бубен. Ненецкое название - пензер. Ненецкий бубен имел круглую, реже овальную форму, небольшой размер (50-60 см в диаметре). Обечайку, шириной до 8 см делали из лиственницы, реже - из ели. На внешней стороне обечайки устанавливали 7 или 14 столбиков, вырезанных из березы, березовой губы, реже из рога или мамонтовой кости. На столбики натягивали жильую нить, или тонкие ремешки. Большое количество столбиков на сравнительно малой окружности обечайки создавало характерную для ненецких бубнов волнистую линию края. Часто на внутренней стороне обечайки укрепляли железные скобки с подвешенными на них кольцами или квадратными железными пластинками.

Обечайка обтягивалась кожей дикого, реже домашнего оленя, пожертвованного светлым небесным духам. Внутри бубна укреплялась сложная деревянная рукоять в виде развилки. Рукоять делали обычную березовую, иногда употребляли рог оленя, при этом его не вытачивали, а подбирали естественно разветвленный рог.

На некоторых бубнах на внешней стороне обтяжки имелся кружок. Это кружок иногда обводили красной краской. Перед натягиванием на обечайку кожу смачивали, завязывая в центр круглую монету для того, чтобы при высыхании кожи имелся запас, иначе высохнув, кожа могла лопнуть. Эта монета (или металлическая бляха) оставляла след в виде кружка в центре бубна.

Колотушка представляла собой узкую деревянную лопаточку, обтянутую шкурой оленя.

По старым представления ненцев, бубен являлся шаманским оленем, переносившим шамана в невидимые миры и в тоже время служил охранителем олених стад от болезней, волков и т.д.

Стремление выразить представление о бубне как об олене отразилось и в материале, из которого изготовлялся бубен: рукояти из рога оленя, резонаторные роговые столбики, подвески из копыт олененка.

Рисунков на бубне, как правило, не было. Только у печорских ненцев встречались бубны с рисунками. Их наносили красной краской на наружную сторону обтяжки и обечайку. Эти рисунки состояли из волнистых линий пол краю и различные перекрещивающиеся линии.

С помощью бубна шаман вызывал духов-помошников, и они, передав Нуму вопросы шамана, сообщали ответы.

Среди ненцев было распространено почитание разных животных, особенно медведя. Существовали даже особые правила пережевывания медвежьего мяса. Волк считался одним из воплощений злого духа (нгылека). Настоящее его название - сармик - почти никогда не произносили вслух. Почитались некоторые рыбы: щука, осетр, налим, кунжа. Большим почетом пользовался олень, считавшийся воплощением чистоты. В каждом хозяйстве были особые священные олени. Обычно избирались олени белой масти, на боках которых выстригался знак солнца или изображения духов. Таких оленей не впрягали в нарты и не убивали. Уши и рога, посвященных оленей украшали красными ровдужными лентами.

Крещение ненцев практически не изменило их религиозных воззрений. Влияние новой религии сказалось только в том, что к почитаемым божествам прибавился Николай-угодник, особо почитавшийся у русских на Севере. Ему нередко приносили в жертву оленя и мазали оленьим салом и кровью иконы с его изображением. Некоторые христианские праздники (Пасха, Ильин день) стали праздноваться ненцами, однако им не придавалось значения, предписываемое православной церковью.

В двух таймырских поселках - Воронцово и Потапово проживают энцы (всего в крае 213 человек), причем в недалеком прошлом они включались при переписях населения в состав близких по культуре ненцев. В действительности их количество несколько больше, ведь красноярская экспедиция 2002 года только в пределах Таймыра выявила 245 энцев. Как оказалось, некоторые из них по-прежнему еще значатся ненцами.

Место обитания еще одного северного народа - нганасан - Центральный Таймыр. Они проживают совместно с долганами в трех поселках - Усть-Авам, Волочанка и Новая. Нганасаны оказались единственным аборигенным этносом, чья численность в крае за межпереписной период уменьшилась с 1103 человек в 1989 г. до 811 человек в 2002 году. Однако экспедиция 2003-2004 годов дала несколько большую цифру, обнаружив только на территории Таймырского округа 867 человек против 766 человек по переписи 2002 года.

Таким образом, в Красноярском крае проживают 10 коренных сибирских этносов, восемь из которых относятся к категории малочисленных народов, а четыре (долганы, кеты, нганасаны и чулымцы) имеют исключительно местный ареал расселения. На хакасов и якутов, насчитывающих свыше 50 тысяч человек, термин «малочисленные» не распространяется.

Помимо автохтонных для Красноярского края народов здесь же проживают представители многих сибирских и северных этносов, которые появились в регионе сравнительно недавно и насчитывают порою по несколько человек.

Среди этих мигрантов можно встретить южных соседей - тувинцев - 1 492 человека (в 1989 году было 2 049 человек), бурят - 1 051 человек (1 245 человек), алтайцев - 215 человек (227 человек), шорцев - 201 человек (353 человека), хантов - 19 человек, эвенов - 17 человек, манси -16 человек, нанайцев -15 человек, коряков - 13 человек, тофаларов - 12 человек, кумандинцев - 11 человек, чукчей - 8 человек, ительменов (камчадалов) - 8 человек, нивхов, удэгейцев, ульчей, эскимосов (по пять человек), алеутов, негидальцев, кереков (по два человека), саамов, телеутов (по одному человеку).

Национальный состав региона отличается чрезвычайной пестротой и большим разнообразием. В Красноярском крае проживают представители более ста национальностей и вопрос о национальной принадлежности позволит каждой национальной группе заявить о себе как о реальной силе, важной для нашего многонационального государства. Анализ данных переписи 2002 года позволяет сделать некоторые выводы по современному состоянию этнодемографической ситуации в Красноярском крае.

Во-первых, в регионе существенно уменьшился удельный вес нерусского населения, с 12,4% в 1989 году до 11,0% в 2002 году. Характерно, что численность русских сократилась за 13 лет на 22,3 тысячи человек, или 0,5%, в то время как «потери» национального сообщества за это время составили 50,3 тысячи человек, или 13,3%.

Во-вторых, расширился список национальностей, проживающих на территории края, со 124 до 137. Интересно, что перепись 2002 года не выявила представителей семи национальностей, отмеченных в переписи 1989 года (чуванцы, евреи грузинские и среднеазиатские, ороки и орочи, юкагиры и крымчаки). И наоборот, в последней переписи появилось 19 национальностей, ранее, как правило, не встречавшихся на территории края. Одна из главных причин этого -- всплеск национального самосознания 1990-х годов и либерализация в деле определения этнической самоидентификации.

Таблица 6 - Национальный состав Красноярского края

Национальный состав

Численность, чел.

% от общего

Украинцы

Азербайджанцы

Белорусы

Лица, не указавшие национальность

Молдаване

В-третьих, существенно изменились численность и удельный вес этносов внутри национального сообщества края. Количество старожильческого (для Красноярья) диаспорного населения уменьшилось вследствие снижения естественного прироста, миграционной убыли, культурно-интеграционных и ассимиляционных процессов. Численность татар региона за последний межпереписной период снизилась на 10%, бурят, немцев и якутов -- на 15-18%, башкир, литовцев, марийцев, молдаван, поляков, тувинцев, удмуртов, финнов, хакасов и чувашей -- на 20-30%, белорусов, латышей, мордвы и украинцев -- в 1,5-1,7 раза, евреев -- в 1,9 раза. По мнению ученых, если численность этноса уменьшилась за столь короткий срок более чем на 20%, то основную причину этого следует искать в смене этнической идентичности. Исключение составляют евреи, у которых главная причина -- эмиграция и старение диаспоры. В отличие от старожильческих национальностей Красноярья значительно увеличили свое представительство в регионе за счет повышенной рождаемости и активной миграции диаспоры Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии.

В-четвертых, в регионе наблюдается стабилизация численности коренных малочисленных народов Севера (КМНС) с небольшой тенденцией к росту -- 6% за межпереписной период. У долган и эвенков он составил 7-8%, у селькупов -- 15%, ненцев и кетов -- 21-22%. Исключение представляют энцы (рост в 1,8 раза) и нганасаны (убыль на 26%). Прирост северного аборигенного населения в сложных социально-экономических условиях обусловлен достаточно высокой рождаемостью, а также активной самоидентификацией метисов в пользу отнесения себя к народностям Севера. Их ожидания связаны с надеждой на адресную социальную поддержку со стороны государства через принятие и реализацию федеральных и краевых целевых программ.

В-пятых, среди национальных меньшинств ускоренными темпами развиваются урбанизационные процессы. Прибывающие в край мигранты стараются закрепиться в крупных городах, формируя анклавы по этническому признаку, в то время как проживающие на селе старожильческие народы стремительно уменьшаются по причине миграции за пределы региона и «старения» населения. Следствием этого стало неуклонное сокращение мест их компактного проживания.

В целом нерусское население проживает во всех без исключения городах и районах Красноярского края. В более чем половине из них удельный вес национальностей не превышает 10%, еще в 23 городах и районах данный показатель колеблется от 10 до 20%. В Норильске, Казачинском и Тунгусско-Чунском (ЭАО) районах доля нерусского населения находится на уровне 20-30%, в Дудинском муниципалитете (ТАО), Байкитском (ЭАО) и Пировском районах -- в пределах 40-50 %, в Хатангском районе (ТАО) достигает 65%, а в Усть-Енисейском районе того же округа -- 74%.

Слайд 2

Цель:

1. Узнать какие народы проживают на территории Красноярского края.

2. Рассказать об одном из народов, заселяющих Красноярский край.

3.Сделать вывод.

Слайд 3

  • Манси
  • Монголы
  • Агулы
  • Алеуты
  • Калмыки
  • Китайцы
  • Якуты
  • Татары
  • И многие другие.

Народы Красноярского края

Слайд 4

Татар в Красноярском крае проживает 44 382 человек.

Слайд 5

  • татарский язык
  • западный (мишарский)
  • средний (казанско-татарский)
  • восточный (сибирско-татарский)

Современный литературный язык сформировался во второй половине XIX в. на основе среднего диалекта.

Слайд 6

  • татарская нация
  • поволжско-уральские
  • астраханские
  • сибирские татары

Проживающие в Красноярском крае татары представлены исключительно поволжско-уральской группой. Это преимущественно казанские татары и мишари, а также небольшое количество кряшен и тептярей.

Слайд 7

Традиционные занятия татар - пашенное земледелие и скотоводство. Для татар характерна особая любовь к лошади - как следствие кочевого прошлого. Вплоть до наших дней сохранились такие промыслы, как золотое шитье, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, резьба по камню и дереву и многое др.

Традиционные занятия

Слайд 8

  • Татарские деревни (аулы) в основном располагались вдоль рек.
  • Традиционное жилище.
  • Татарские жилища имели зачастую богатый резной деревянный декор, который дополнялся раскраской с преобладанием белых, голубых и зеленых тонов.
  • Слайд 9

    • Женская половина дома
    • Ворота татарского дома
  • Слайд 10

    Мужская и женская нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны («штаны с широким шагом»).

    Повседневный головной убор мужчин - круглая тюбе­тейка (тубэтэ).

    Женская шапочка - калфак - вышивалась жемчугом

    Традиционная обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи.

    национальная одежда

    Слайд 11

    Слайд 12

    При всем многообразии татарского стола предпочтение всегда отдавалось мясу и блюдам из него.

    МБОУ «ПОВАРЕНКИНСКАЯ ООШ» ТЕМА: М алые народности К расноярского края ВЫПОЛНИЛ: РУДАК ВИКТОР. 8 КЛАСС Поваренкино 2012

    Народы и народности, населяющие Красноярский край. Энцы. Энцы - коренной народ севера Красноярского края. Реальная численность, возможно, превышает 300 человек, т. к. многие были записаны как ненцы или нганасаны. Проживают на западе Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО в пос. Воронцово Усть -Енисейского района и пос. Потапова Дудинского муниципалитета. Всего в Российской Федерации насчитывается 237 энцев. Энецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи. Различают диалекты - тундровый и лесной. Письменность отсутствует. В школах энецкий язык не преподается. Предпринимаются попытки изучения его факультативно. На энецком языке ведется радиовещание. Основное традиционное занятие энцев - охота на северного оленя. Ранее охотились с луками, а также коллективно на перешейках между озерами, загоняя оленей в ловушки с сетями, или поколками на речных переправах. Сейчас охотятся с ружьем с применением маскировочного щитка на полозьях. Распространена пушная охота (песцы, лисицы, горностаи) с применением пастей - самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов. На Енисее было развито рыболовство с использованием сетей и неводов (сельдь, омуль, нельма, сиг, Чир, осетр). Было распространено оленеводство, в основном вьючное, у ненцев заимствовано упряжное оленеводство, нарты. Развиты художественная аппликация по меху и сукну, резьба по кости. Возвращаясь в стойбище, участники похорон проходили обряд очищения, переступая через костер или через убитую собаку.

    Чулымцы Чулымцы - коренной народ Сибири, живущий в среднем и нижнем течении р. Чулым (приток Оби). Устаревшие названия - мелецкие, чулымские или тутальские татары, карагасы томские. До переписи 2002 г. были официально записаны хакасами. В научной литературе именовались чулымскими тюрками. Общая численность в Российской Федерации - 656 человек (2002), в т. ч. 484 человека в Тегульдетском районе Томской области и 159 человек в Тюхтетском районе Красноярского края. Делятся на две этнотерриториальные группы - « среднечулымские », или мелецкие тюрки (Тюхтетский район) и « нижнечулымские », тутальские тюрки (Тегульдетский район). Язык чулымцев относится к тюркской группе алтайской языковой семьи, занимает промежуточное положение между кызыльским диалектом хакасского языка и восточными говорами языка сибирских татар. Делится на два диалекта: нижнечулымский (ныне исчезнувший) и средне чулым ский (говоры тутальский и мелецкий). Письменность отсутствует, национальных школ нет. Верующие чулымцы - православные. Однако вплоть до сегодняшних дней сохранились дохристианские элементы в обрядах.

    Н ганасаны Нганасаны - коренной народ севера Красноярского края. Живут в центральной части полуострова Таймыр. По переписи населения 2002 г., их общая численность в стране - 879 человек, в Красноярском крае - 811 человек, в т. ч. в Таймырском (Долгано-Ненецком) АО - 766 человек. По данным красноярской экспедиции 2004 г., на Таймыре проживает существенно больше нганасан - 867 человек. Нганасаны подразделяются на западных авамских (660 чел.) с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского муниципалитета и восточных вадеевских (100 чел.) с центром в пос. Новая Хатангского района. Различаются они фамильным и родовым составом, диалектными особенностями языка. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е гг., образован от « нганаса » - человек, мужчина. В дореволюционной литературе известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды (по названию их наиболее многочисленных групп) или просто самоядь. Говорят на нганасанском языке самодийской группы уральской семьи; выделяют авамский и вадеевский говоры.

    Кеты Кеты- коренной народ Красноярского края. Живут в среднем и нижнем течении Енисея дисперсными группами. Общая численность в России, по данным красноярских ученых, не превышает 1,3 тысячи человек (по переписи населения 2002 г. - 2 тыс. чел.). Кетский язык является уникальным в своем роде языком- изолятом. Он единственный представитель особой енисейской группы палеоазиатской семьи. Известны два диалекта: имбатский и сымский (югский). Последний принято считать в настоящее время самостоятельным языком. Письменность с 1980-х гг. - на основе русской графики. Верующие кеты - православные, часть придерживается традиционного культа (шаманизм), появляются последователи евангельского христианства.

    Селькупы (самоназв.: солькуп, шелькуп - «таежный человек», чумылькуп, суссекум, шошкум) - коренной народ севера Российской Федерации (4,3 тыс. чел., 2002). Устаревшее название - остяко-самоеды. Этноним «селькуп» начал употребляться с 1930-х годов. Основная часть проживает по рекам Пур и Таз в Ямало-Ненецком АО Тюменской области (1,9 тыс.), по Оби и ее притокам в Томской области (1,8 тыс.). Самый восточный ареал расселения - на реке Турухан Красноярского края (0,4 тыс.). Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. К настоящему времени выделяют три диалекта: тымский, кетский и тазовский. Письменность с 1930-х гг. - на основе латинской, затем русской графики. Верующие селькупы - православные, частично придерживаются традиционных культов. С елькупы


    Основные народы На территории Красноярского края проживают представители 8 коренных малочисленных народов Севера: долганы, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, чулымцы, эвенки, энцы. Данные народы являются носителями традиционного образа жизни, основанного на единстве человека и природы, занимаются традиционными видами хозяйствования и промыслами, имеют богатую культуру, хранят национальные традиции и обычаи.


    Долганы Долганы (саха) народ в Российской Федерации (всего 7,3 тыс. чел. Народность сформировалась в конце XVIII первой половине XIX веков. Традиционные занятия Долганов оленеводство, охота на птицу и рыболовство. Основа пищи оленина, сырая, мороженая или варёная. Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером.


    Нганасаны Говорят на нганасанском языке, который относится к самодийской группе уральской семьи. Традиционные занятия охота на дикого оленя, водоплавающих птиц, домашнее оленеводство (c XIX в.), пушная охота, рыболовство по открытой воде. Второстепенное значение имели рыболовство, пушной промысел. Основным оружием были копье (фонка), лук (динта) стрелы (буди). Традиционное жилище конический чум по конструкции близок к ненецкому. Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Основу питания составляло оленье мясо. Фольклор нганасан стал изучаться с конца 1920-х гг.



    Кеты Малочисленный коренной народ Сибири. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков. численность народа 1494 человека. С кетами связывается карасукская культура (2 тыс. до н.э.) Казахстана и Южной Сибири. В основе религиозных представлений кетов лежал анимизм.


    Ненцы Самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Традиционное занятие крупностадное оленеводство (использовали для санного передвижения). Ненцы делятся на две группы: тундровые и лесные. Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и состоит из двух диалектов тундрового, который распадается на западные и восточные говоры. Местные жители получают мясо и жиры для питания благодаря оленеводству, используются говядина, свинина, рыба.



    Селькупы Селькупы Народ, живущий на севере Западной Сибири. Численность в России около 4249 чел. Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков. Традиционные верования анимизм, шаманизм. В конце XVI века существовало племенное объединение селькупов, которое в русских источниках называется «Пегая Орда».


    Чулымцы Небольшой тюркский народ в России численностью 656 человек. Говорят на чулымском языке. Были крещены в православии, сохраняются некоторые традиции шаманизма. Основное занятие земледелие и разведение крупного рогатого скота. Чулымцы сложились в XVII XVIII веках, как результат смешения тюркских групп (переместившихся на восток после падения Сибирского ханства), частично телеутов и енисейских кыргызов.


    Эвенки Сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы. Живут в России, Китае и Монголии эвенков. Глазковская культура археологическая культура монголоидных древнетунгусских племен бронзового века (18 13 вв. до н.э). Язык- эвенкийский, якутский, хамниганский, русский, китайский. Религия- шаманизм. Родственные народы: Маньчжуры, Нанайцы, Орочи, Ульчи, Эвены, Сибо.


    Энцы Малочисленная самодийская народность численностью менее 300 человек. Верующие православные. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам. Численность- 237 человек. Основное жилище энцев чум, имеет ряд отличий от общесамодийского типа и сближается с нганасанским. Комплексное оленеводческо- промысловое хозяйство.


    Заключительная часть. Проблемы. Так, в Красноярском крае – одном из крупнейших в Российской Федерации – проблемы связаны с депопуляцией, особенно среди малых народов, сложными природно-климатическими условиями, спадом производства на предприятиях химической, нефтехимической и металлургической промышленности, что в итоге привело к безработице. Если исходить из проблем края, то главные направления деятельности были связаны с решением следующих задач: улучшение положения детей, в том числе малых народов Севера, укрепление и поддержка семьи, оздоровление населения, предотвращение массовой безработицы. В этих условиях основная тяжесть легла на краевые, областные, городские, районные органы социальной защиты и комитеты по занятости населения.



  • Похожие публикации