Энциклопедия пожаробезопасности

Пожарно строевая подготовка на современном этапе. Пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка

Дисциплина 9. ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Введение

Программа учебной дисциплины «Пожарно-строевая подготовка» разработана с учетом квалификационных характеристик и методических рекомендаций, изложенных в Программе подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ изучения дисциплины «Пожарно-строевая подготовка» являются: приобретение слушателями теоретических знаний, практических умений и навыков в работе с основными видами пожарного и спасательного оборудования как индивидуально, так и в составе отделения (караула), в подготовке и проведении практических занятий по пожарно-строевой подготовке, в проведении соревнований по пожарно-прикладному спорту, оформлении документации соревнований по пожарно-прикладному спорту, формирования у обучаемых морально-психологических качеств, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.

Дисциплина «Пожарно-строевая подготовка» взаимосвязана с изучением таких дисциплин как «Физическая подготовка», «Психология», «Педагогика», «Пожарная техника», «Подготовка газодымозащитника», «Пожарная тактика», «Противопожарная служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций».

ЗНАТЬ:

Место и роль пожарно-строевой подготовки в системе профессиональной подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны;

Требования нормативных документов, регламентирующих пожарно-строевую подготовку Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России;

Методику организации и проведения занятий по пожарно-строевой подготовке;

Методы формирования и совершенствования контроля и оценки знаний, умений и навыков по пожарно-строевой подготовке;

Правила и приемы работы с ручными пожарными лестницами, спасательными средствами, рукавами, рукавной арматурой и принадлежностями, пожарными стволами;

Действия боевых расчетов на основных пожарных автомобилях при проведении различных видов боевого развертывания;

Значение пожарно-прикладного спорта и его место в системе боевой и физической подготовки;

Правила и технику выполнения упражнений по видам пожарно-прикладного спорта;

Правила соревнований по пожарно-прикладному спорту;

Меры безопасности при работе с пожарно-техническим вооружением и оборудованием.

УМЕТЬ:

Работать с ручными пожарными лестницами, спасательными веревками и средствами, рукавами, рукавной арматурой и принадлежностями, пожарными стволами в различных условиях;

Выполнять действия в составе боевых расчетов на основных пожарных автомобилях при проведении различных видов боевого развертывания;

Подготавливать и проводить практические занятия по пожарно-строевой подготовке с отделением и караулом;

Выполнять различные виды упражнений по пожарно-прикладному спорту;

Составлять документы необходимые для проведения соревнований по пожарно-прикладному спорту;

Осуществлять судейство по пожарно-прикладному спорту.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ :

О правилах планирования и организации пожарно-строевой подготовки в аппаратах пожарной охраны;

О путях и способах предотвращения травматизма на занятиях по пожарно-строевой подготовке.

Практические занятия направлены на приобретение и совершенствование практических навыков в выполнении индивидуальных и групповых упражнений с пожарно-техническим оборудованием, подготовке и проведении практических занятий с личным составом отделения и караула, в судействе соревнований по пожарно-прикладному спорту.

Практические занятия проводятся двумя преподавателями.

На изучение дисциплин обучения отводится 18 часов, из них: 6 часов лекций, 10 часов практические занятия. Формами итогового контроля изучения дисциплины являются зачет- 2 часа.

Распределение часов по темам приведено в тематическом плане

Дисциплина 9. пожарно-строевая подготовка

ТЕМА 9.1. Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки. Общие положения пожарно-строевой подготовки.

Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки. Взаимосвязь пожарно-строевой подготовки с другими дисциплинами. Нормативные требования. Меры безопасности при проведении занятий, пути и средства предупреждения травматизма. Понятие об упражнениях, элементах и приемах работы с пожарно-техническим оборудованием.

Дополнительная:

ТЕМА 9.2. Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения. Сбор и выезд по тревоге.

Способы укладки и надевания боевой одежды и снаряжения. Построение отделений у пожарных автомобилей. Посадка личного состава в автомобиль.

Основная:

Дополнительная:

ТЕМА 9.3. Упражнения со спасательной веревкой. Спасание и самоспасание. Упражнения с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями.

Закрепление спасательной веревки за конструкцию различными способами. Вязка спасательных петель без надевания и с надеванием на пострадавшего, петель для подъема пожарно-технического оборудования. Сматывание веревки в клубок. Самоспасание с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки. Меры безопасности при работе со спасательной веревкой.. Прокладка рукавных линий из скаток и пачек. Уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки. Подъем рукавных линий на высоту с помощью спасательной веревки. Прокладка рукавных линий с верхних этажей способом наращивания.

Основная:

Дополнительная:

ТЕМА 9.4. Психологическая подготовка пожарных.

Устройство огневой полосы психологической подготовки пожарных (психологической полосой) и способами преодоления её снарядов. Преодоление индивидуально и в составе отделения снарядов огневой полосы (психологической полосы) без воздействия и с воздействием огня и дыма.

Основная:

Дополнительная:

ТЕМА 9.5. Вскрытие и разборка конструкций.

Правила переноски пожарного инструмента. Правила вскрытия кровли, полов, дверей и окон, вскрытие и разборка междуэтажных и чердачных перекрытий при помощи ручного пожарного инструмента. Меры безопасности при вскрытии и разборке конструкций.

Основная:

Дополнительная:

ТЕМА 9.6. Инструкторско-методическая подготовка руководителя занятий по пожарно-строевой подготовке.

Основные принципы и методы обучения, применяемые на занятиях по пожарно-строевой подготовке. Требования, предъявляемые к руководителю занятий. Порядок подготовки руководителя к занятиям по пожарно-строевой подготовке. План проведения практического занятия с отделением и караулом. Методика организации и проведения занятий с отделением и караулом с целью «обучить», «тренировать», «принять зачет». Подведение итогов по пожарно-строевой подготовке.

Основная:

Дополнительная:

ТЕМА 9.7. Работа с ручными пожарными лестницами и автолестницами.

Переноска, подвеска и подъем по пожарной штурмовой лестнице на этажи учебной башни. Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска её к учебной башне, установка и подъем по ней на этажи учебной башни, укладка лестницы на пожарный автомобиль. Комбинированный подъем по пожарным выдвижной и штурмовой лестницам. Подъем по пожарным штурмовым лестницам, подвешенным “цепью”. Подъем по пожарной автолестнице.

Основная:

Дополнительная:

ТЕМА 9.8. Боевое развертывание.

Полное развертывание от основных пожарных автомобилей с установкой на водоисточник и подачей ручных пожарных стволов “А” и “Б”, пенных стволов, лафетного ствола. Боевое развертывание с забором воды при помощи одного, двух гидроэлеваторов. Боевое развертывание с подачей воды в перекачку. Боевое развертывание с подачей стволов по ручным пожарным лестницам и с использованием автолестниц. Меры безопасности при проведении боевого развертывания.

Основная:

Дополнительная:

Итоговый контроль по дисциплине (вопросы к зачету).

    Виды пожарных рукавов, способы их прокладки и уборки.

    Техника временного ремонта рукавов, работа со стволами, рукавной арматурой и принадлежностями.

    Закрепление спасательной веревки за конструкцию (1,2,3,4 способ)

    Вязка одинарной и двойной спасательной петли.

    Вязка петли для подъема ПТВ.

    Требования правил по охране труда при работе со спасательной веревкой и проведении спасательных работ.

    Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения. Сбор и выезд по тревоге

    Задачи ПСП, ее место в системе профессиональной подготовки и взаимосвязь с другими дисциплинами.

    Понятие об упражнениях, элементах и приемахработы с ПТО и ПТВ. Правила по охране труда при проведении занятий.

    Основные методы обучения, применяемые на занятиях по ПСП. Требования, предъявляемые к руководителям занятий по ПСП.

    Порядок подготовки НК (КО) к практическим занятиям по ПСП.

    Требования, предъявляемые к методическому плану для проведения практических занятий по ПСП.

    Действия руководителя занятий при проведении практических занятий по ПСП. Оценка подготовки пожарных в карауле по ПСП.

    Требования правил по охране труда при работе с ручными пожарными лестницами.

    Требования правил по охране труда при проведении боевого развертывания.

Дисциплина 10. ПОЖАРНАЯ АВТОМАТИКА

Введение

ЦЕЛЬ изучения курса «Пожарная автоматика» - повышение квалификации сотрудников ГПС МЧС России, а также совершенствование теоретических знаний и практических навыков, необходимых для квалифицированного надзора за внедрением и эксплуатацией автоматических средств предупреждения, обнаружения и тушения пожаров, проведения экспертизы проектов установок пожарной автоматики и проверки их работоспособности в условиях эксплуатации.

Дисциплина «Пожарная автоматика» предъявляет высокие требования к естественнонаучной подготовке слушателей, поэтому теоретической и практической базой для изучения дисциплины служат знания по высшей математике, физике, химии, другим дисциплинам общенаучного характера, а также специальным дисциплинам: «Гидравлика и противопожарное водоснабжение», «Термодинамика и теплопередача», «Электротехника и пожарная безопасность электроустановок», «Пожарная тактика».

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ изучения дисциплины являются:

Понимание места и роли автоматических средств предупреждения взрывопожароопасных ситуаций, обнаружения и тушения пожаров в общей системе пожарной безопасности;

Совершенствование владения методикой обоснования необходимости применения средств пожарной автоматики, принципов выбора и проектирования систем автоматической противопожарной защиты (АПЗ);

Изучение способов исследования явлений и процессов, происходящих при функционировании установок АПЗ;

Совершенствование владения методикой проведения экспертизы проектов установок пожарной автоматики;

Совершенствование владения методикой пожарно-технического обследования установок АПЗ на действующих объектах;

Совершенствование умения организации надзора за внедрением и эксплуатацией установок АПЗ;

Совершенствование применения в практической деятельности требования руководящих и нормативных документов.

В результате изучения дисциплины слушатель должен:

ЗНАТЬ:

Требования современных нормативных документов по вопросам внедрения, эксплуатации, экспертизы и проверки работоспособности установок пожарной автоматики;

Принципы построения автоматических систем, обеспечивающих пожаровзрывобезопасность технологических процессов;

Принципы построения, применения и эксплуатации технических средств пожарной автоматики;

Общие принципы выбора и проектирования установок пожарной автоматики;

Устройство, принцип действия, тактико-технические данные установок пожарной автоматики.

УМЕТЬ:

Применять в практической деятельности требования руководящих документов по организации контроля за проектированием, монтажом, обслуживанием и эксплуатацией установок пожарной автоматики;

Организовывать надзор за внедрением и эксплуатацией установок пожарной автоматики, проводить пожарно-техническое обследование установок на действующих объектах.

ИМЕТЬ НАВЫКИ:

Проверки работоспособности установок пожарной автоматики;

Анализа проектной документации.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ:

О современной нормативно-технической и нормативно-правовой базе сертификации продуктов и услуг в области пожарной безопасности;

О порядке лицензирования видов деятельности в области пожарной безопасности;

О действующем порядке перехода на применение в автоматических установках газового пожаротушения озонобезопасных газовых составов;

О теоретических основах регулирования пожаровзрывоопасных технологических процессов.

На изучение дисциплины отводится 48 ч., из них лекций – 16 ч., практических занятий – 28 ч.Формой итогового контроля изучения дисциплины является – зачет 4 часа.

Распределение часов по темам приведено в тематическом плане.

РАЗДЕЛ 10.1. АВТОМАТИЧЕСКАЯ ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

Тема 10.1.1. Принципы построения и состав систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации

Назначение и область применения автоматической пожарной (АПС) и охранно-пожарной сигнализации (ОПС). Основные параметры, характеризующие развитие пожара, являющиеся носителями информации о пожаре. Общее устройство и принцип действия систем сигнализации.

Классификация и основные параметры систем пожарной сигнализации. Основные принципы построения схем АПС и ОПС. Неадресные, адресные и адресно-аналоговые системы пожарной сигнализации.

Основная: .

Дополнительная: .

Тема 10.1.2. Пожарные извещатели

Назначения, область применения, классификация, основные параметры пожарных извещателей. Требования, предъявляемые к ним. Особенности преобразования основных информационных факторов пожара пожарными извещателями. Современные пожарные извещатели - автоматические и ручные: виды, устройство, принцип действия, технические характеристики, достоинства и недостатки, особенности их применения. Оценка времени обнаружения пожара. Рекомендации по выбору пожарных извещателей, принципы их размещения на объектах, правила монтажа. Методика проверки работоспособности пожарных извещателей.

Основная: .

Дополнительная: .

Тема 10.1.3. Приборы приемно-контрольные пожарные.

Назначение и основные функции, область применения, общее устройство приемных станций пожарной сигнализации, сигнально-пусковых устройств, приборов приемно-контрольных пожарных. Тактико-технические возможности, технические требования к ним. Схемы включения пожарных извещателей, требования к размещению, электропитанию и линиям сигнализации устройств. Особенности адресных и адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации.

Основная: .

Дополнительная: .

РАЗДЕЛ 10.2. АВТОМАТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ПОЖАРЕ

Тема 10.2.1. Установки водяного и пенного пожаротушения

Назначение, область применения и классификация установок водяного и пенного пожаротушения.

Спринклерные и дренчерные установки, их виды, схемы, принцип действия. Основное оборудование установок: водопитатели, контрольно-пусковые узлы (КПУ), оросители, дозаторы, их устройство, работа и эксплуатация.

Правила эксплуатации и обслуживания АУП. Методика проверки работоспособности. Гидравлический расчет водяных и пенных АУП. Электроуправление установок. Требования к монтажу и эксплуатации.

Практические занятия: определение работоспособности узлов с клапанами ВС, ГД, БКМ и др. и технического состояния установок.

Основная: .

Дополнительная: .

Тема 10.2.2. Установки газового пожаротушения (угпт)

Назначение и область применения, классификация и общие требования.

Принципиальные схемы установок с тросовым, пневматическим и электрическим пуском. Принцип работы, устройство и работа контрольно-пусковых узлов (КПУ): запорного клапана (ЗК), секционного предохранителя (СП), головки-затвора (ГЗСМ), головки автоматической выпускной (ГАВЗ), пускового воздушного клапана (ПВК), распределительного устройства (РУ). Расчет установок газовых пожаротушения.

Электроуправление установок. Требования нормативных документов к монтажу и эксплуатации установок. Сведения о новых разработках УГПТ.

Основная: .

Дополнительная: .

Тема 10.2.3. Основные сведения по установкам порошкового, аэрозольного и парового пожаротушения

Назначение, область применения, классификация установок порошкового, аэрозольного и парового пожаротушения. Особенности проектирования и применения установок. Виды, принципиальные схемы, устройство и принцип работы, особенности эксплуатации и требования нормативных документов.

Основные типы порошков и аэрозолеобразующих огнетушащих веществ. Краткие сведения о физико-химических основах огнетушащего эффекта огнетушащих составов. Устройство и принцип работы генераторов огнетушащего аэрозоля. Правила применения генераторов аэрозольного пожаротушения.

Основные типы самосрабатывающих огнетушителей. Принцип работы и правила применения автоматических огнетушителей. Особенности построения локальных и модульных установок пожаротушения.

Основная: .

Дополнительная: .

Тема 10.2.4. Автоматические системы, обеспечения безопасности людей при пожаре

Необходимость автоматической пожарной защиты многофункциональных зданий повышенной этажности (ЗПЭ) и с массовым пребыванием людей. Назначение, устройство АСПДЗ и принцип работы. Оборудование и средства автоматизации систем противодымной защиты, особенности размещения и монтажа. Технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Требования нормативных документов к ним.

Основная: .

Дополнительная: .

РАЗДЕЛ 10.3. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ УСТАНОВОК ПОЖАРНОЙ АВТОМАТИКИ

Тема 10.3.1. Приемка в эксплуатацию и методика проверки работоспособности системы АПЗ

Перечень нормативных документов по эксплуатации АУП. Методы анализа проектной документации. Требования нормативных документов к эксплуатации установок пожаротушения. Методика проверки работоспособности установок водяного, пенного и газового пожаротушения. Виды обследований УАПЗ, методика их проведения. Сдача и прием в эксплуатацию. Документация по результатам обследований и приемки УАПЗ. Методика проверки работоспособности АСПДЗ и СОУЭ.

Основная: .

Дополнительная: .

Тема 10.3.2. Организация надзора за внедрениями эксплуатацией системы АПЗ на объектах

Общая структура организации работ по внедрению и эксплуатации пожарной автоматики. Основные принципы взаимодействия с организациями, осуществляющими проектирование, монтаж и эксплуатацию пожарной автоматики. Порядок заключения договоров на проектные, монтажные работы. Организация надзора за эксплуатацией установок пожарной автоматики.

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ (МЧС РОССИИ ) УТВЕРЖДАЮ Заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных ...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий центр стратегических исследований гражданской защиты мчс россии

    Документ

    ... по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России ). (См. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ...

  • " об утверждении административного регламента министерства российской федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности

    Документ

    Информация МЧС России Наименование Адрес, e-mail, номер телефона Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России ) 109012 ...

  • Документ

    Подразделений МЧС России по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий , УГНД ГУ МЧС России по г. Москве...

  • " Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных

    Документ

    Подразделений МЧС России или их заместителями. 40. Региональные центры по делам гражданской обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий , УГНД ГУ МЧС России по г. Москве...

  • 1. Современные способы тушения пожаров с применением разнообразной пожарной техники требуют от личного состава пожарной охраны высокого профессионального мастерства и физической натренированности.

    Пожарно-строевая подготовка обеспечивает сознательное и умелое выполнение наиболее рациональных и эффективных приемов действий с пожарной техникой и оборудованием и является одним из важнейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны.

    2. Основными задачами пожарно-строевой подготовки являются:

    Воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и товарищеской взаимопомощи;

    Обучение приемам и способам действий с пожарной техникой и оборудованием;

    Выработка навыков слаженной работы и умелого применения пожарной техники и оборудования при спасении людей и тушении пожаров.

    3. Пожарно-строевая подготовка проводится путем:

    Индивидуального обучения пожарных приемам работы с пожарной техникой и оборудованием;

    Обучения и тренировки в составе отделения и караула;

    Сдачи нормативов по пожарно-строевой подготовке;

    Участия в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту.

    4. Ответственность за организацию пожарно-строевой подготовки в части несет начальник пожарной части. Он обеспечивает создание в части необходимой учебной материально-технической базы, контролирует ход проведения занятий и выполнение организационных и методических требований настоящего Наставления, а также осуществляет проверку уровня физической подготовленности личного состава.

    5. Основой для планирования занятий по пожарно-строевой подготовке является "Программа подготовки личного состава частей пожарной охраны".

    К основным документам планирования относятся годовой план распределения учебного времени и месячные расписания занятий.

    При составлении расписания занятий начальник части обязан учитывать последовательность обучения приемам работы с пожарно-техническим вооружением, имеющимся в части и гарнизоне пожарной охраны, степень подготовленности личного состава и особенностей охраняемого района (объекта). Занятия, как правило, должны быть одночасовыми. На каждом занятии должно изучаться (отрабатываться) не менее двух упражнений.

    6. Обучение и тренировка личного состава приемам работы с пожарной техникой и оборудованием проводятся на учебных занятиях по пожарно-строевой подготовке, при решении пожарно-тактических задач и проведении учений.

    7. Разучивание упражнений по спасанию людей, самоспасанию и работе с пожарно-техническим вооружением проводится на учебных и спортивных площадках. Тренировка в четкости и быстроте выполнения упражнений по установке пожарных автомобилей на водоисточники и боевому развертыванию, как правило, должна проводиться на зданиях и сооружениях в районе выезда части и на охраняемых объектах.

    8. Руководитель занятия по пожарно-строевой подготовке обязан:

    Уметь организовать и методически правильно проводить занятия; хорошо знать и уметь выполнять правила и приемы pаботы с пожарной техникой и оборудованием;

    Знать и учитывать степень подготовки пожарных, их возраст и состояние здоровья;

    Знать влияние физической нагрузки на организм пожарных, различать признаки утомления и уметь правильно определять нагрузку на занятиях;

    Добиваться правильного и четкого выполнения строевых приемов, отрабатывать их на всех занятиях, связанных с построением и перестроением, при обращении к старшим по званию (должности); требовать от занимающегося строгого соблюдения формы, установленной для занятий;

    Быть примером аккуратности, подтянутости, хорошо знать уставы и наставления;

    Заблаговременно готовиться к занятиям, проверять состояние мест занятий и предусматривать меры по соблюдению правил техники безопасности.

    9. Итоги пожарно-строевой подготовки в пожарных частях подводятся в соответствии с требованиями Программы боевой подготовки личного состава частей пожарной охраны и Нормативов по пожарно-строевой подготовке.

    Подготовка начальствующего состава пожарных частей к работе с пожарной техникой и оборудованием, их методические навыки проверяются начальниками частей во время пожарно-тактических учений.

    10. В процессе занятий по пожарно-строевой подготовке должны соблюдаться следующие методические принципы (требования): сознательное отношение обучающихся к занятиям и их высокая активность; наглядность, систематичность и последовательность обучения; прочное усвоение необходимых знаний и навыков.

    Сознательность обучения достигается прежде всего разъяснением пожарным значения пожарно-строевой подготовки для повышения их боевого мастерства физической подготовки.

    Руководитель занятия обязан четко ставить задачи перед каждым занятием, добиваться от пожарных понимания того, почему упражнение должно выполняться так, как он показывает, как с минимальной затратой сил и времени выполнить его и овладеть приемом, каких результатов необходимо достигнуть.

    Активность участников занятия достигается четкой организацией каждого урока, живым и интересным их проведением с использованием разнообразных средств и методов, предоставлением обучаемым времени для самостоятельного выполнения упражнений.

    Наглядность достигается показом изучаемых упражнений и доходчивым объяснением. Для показа отдельных упражнений должны выделяться и готовиться специальные показчики.

    Систематичность обучения обеспечивается правильным распределением учебного материала в течение месяца (года) и регулярным проведением занятий по пожарно-строевой подготовке. При проведении занятий не должны допускаться длительные перерывы, так как они приводят к забыванию и нарушению двигательных навыков.

    Последовательность обучения обеспечивается соблюдением принципа постепенного перехода от легких и простых к более сложным и трудным упражнениям. Упражнения должны соответствовать уровню физической подготовленности обучаемых, быть для них посильными.

    Прочность приобретенных знаний и навыков обеспечивается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразных условиях. Многократное выполнение упражнений производится лишь после того, как они будут хорошо разучены обучаемыми.

    В данном разделе представленны план-конспекты (методические планы) по Пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке .

    Методические указания

    Занятия по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке планируются непосредственно перед выполнением нормативов, при этом нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке должны соответствовать отработанным упражнениям.

    Занятия по пожарно-строевой подготовке проводит начальник дежурного караула (смены) или командир отделения.

    К практической отработке упражнений личный состав может приступить только после усвоения требований правил по охране труда, предварительного изучения (повторения) устройства аппаратов, механизмов, приборов и приспособлений, используемых при проведении занятий. Особое внимание следует обратить на обеспечение безопасных условий работы на высотах, со спасательной веревкой, механизированным инструментом, средствами спасения и самоспасения с высот.

    Тема N 1 "Введение в курс пожарно-строевая и тактико-специальная подготовка"
    Тема N 2 "Пожарно-прикладной и спасательный спорт"
    Тема N 3 "Упражнения с ручными пожарными лестницами, автолестницами"
    Тема N 4 "Упражнения с пожарными рукавами, стволами и разветвлениями"
    Тема N 5 "Упражнения по работе в СИЗОД"
    Тема N 6 "Упражнения по спасению и эвакуации пострадавших"
    Тема N 7 "Упражнения по развертыванию расчетов"
    Тема N 8 "Упражнения по пожарно-прикладному спорту"
    Тема N 9 "Упражнения с аварийно-спасательным оборудованием и инструментом"
    Темы конспектов

    в разделе: 23 статей

    Боевая одежда и снаряжение пожарного

    Для работы на пожарах с большим тепловым излучением применяют теплоотражательный костюм. В комплект такого костюма входят комбинезон с бахилами, куртка, защитная маска с пелериной, рукавицы и чехол для кислородно- изолирующего противогаза.


    Боевое развертывание караула с подачей стволов при работе в перекачку

    Боевое развертывание караула с подачей стволов при работе в перекачку с применением насосно-рукавного автомобиля Перекачка воды может осуществляться двумя способами: непосредственно из насоса в насос (последовательная работа насосов) и через бак автоцистерны, используемый как промежуточная емкость, или через, промежуточную емкость.


    Боевое развёртывание с подачей стволов по автолестнице

    Подготовка к боевому развертыванию производится по прибытии пожарного подразделения на пожар одновременно с разведкой и включает в себя: установку П/А на водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и пуском воды в насос


    Боевое развертывание с подачей воздушно-механической пены

    Развертывание отделения с подачей ствола ГПС производится по команде «Отделение, ствол ГПС (указывается количество рукавов) – марш». По этой команде пожарный № 1 ствол ГПС. Пожарные № 2 и № 3 разворачивают рабочую линию из пачек или скаток с правой стороны. Соединяют рукава между собой и подключаются к стволу ГПС.


    Боевое развёртывание с подачей одного, двух и более стволов с установкой автомобиля на гидрант

    Подготовка к б/р отделения на АЦ (без установки на водоисточник) производится по команде: «Отделение – готовьсь» АЦ устанавливается у указанного места. Пожарные №1,2,3 готовят рукава, ствол «Б», шанцевый инструмент, присоединяют рукава к напорному патрубку насоса и к стволу.


    Вязка спасательной петли, закрепление спасательной веревки за конструкцию.

    Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания выполняется четырьмя способами


    Подъем по штурмовым лестницам, подвешенным цепью

    По команде: "По трем штурмовым лестницам - цепью в окно 4-го этажа - марш!" пожарные №1, 2, 3 подходят к лестницам. берут их за тетивы и переносят к учебной башне.


    Подъем рукавных линий на высоту по пожарным лестницам с помощью спасательных веревок

    Подъем рукавной линии при помощи спасательной веревки выполняется двумя пожарными, построенными в одну шеренгу


    Приподнимание раненых и приведение их в стоячее положение. Переноска пострадавших на плечах, на спине, на руках (одним, двумя, тремя пожарными), оттаскивание пострадавших «обезьяньей хваткой».

    Вынос пострадавшего с места пожара требует от пожарного большой физической силы и выносливости. Вынос пострадавшего можно проводить одним и двумя пожарными.


    Тема № 1 (Введение в курс ПСП)

    Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава команд приёмам и способам работы с пожарной техникой.


    Тема № 1.1 (Цель, принципы и задачи ПСП. Её место в системе профессиональной подготовки. ТБ при организации и проведении занятий)

    Основными задачами пожарно-строевой подготовки являются: Воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи. Обучение приёмам и способам действий с пожарной техникой и оборудованием Выработка навыков слаженной работы и умелого применения пожарной техники, и оборудования при спасении людей и тушении пожаров


    Тема № 2.1 Требования безопасности при проведении занятий на учебных объектах. Пути и средства предупреждения травматизма и несчастных случаев на занятиях и соревнованиях.

    Пожарно-строевая подготовка обеспечивает сознательное и умелое выполнение наиболее рациональных и эффективных приемов действий с пожарной техникой и оборудованием и является одним из важнейших видов боевой подготовки личного состава пожарной охраны


    Тема № 5 Упражнения по работе в СИЗОД

    Построить звено ГДЗС в одну шеренгу. Произвести боевую проверку ПТС «базис», включиться в противогазы.


    Тема № 5.2 (Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска ее к учебной башне, установка и подъем по ней на этажи учебной башни или на крышу 2-этажного здания, укладка лестницы на пожарный автомобиль).

    Пожарный № 1 берется правой рукой за поручень, делает поворот направо, захватывает левой рукой ручку рычага крепления лестницы, а правой ударом снизу вверх открепляет фиксатор.


    Тема № 5.3 (Комбинированный подъём по 3-х коленной лестнице и ЛШ).

    Обучение приемам работы при комбинированном подъеме желательно проводить после изучения приемов работы с выдвижной и штурмовой лестницами


    Тема № 6.1 (Пожарно-прикладной спорт).

    Пожарно-прикладной спорт - вид спорта, в который входят комплексы разнообразныхприемов, используемых в практике тушения пожаров


    Тема № 7 (Упражнения по развертыванию расчетов" Развертывание с забором воды при помощи 1, 2, 3 гидроэлеваторов. Развертывание с установкой лафетного ствола.)

    Забор воды автоцистерной от открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов по различным принципам.


    Тема № 7.1 (Отработка приемов отыскания людей в задымленных помещениях. Обнаружение пожара, вынос «пострадавших» одним и двумя пожарными с применением АИР)

    Спасание людей на пожаре – первоочередная задача пожарного караула. Спасание зачастую сопряжено с рядом факторов, препятствующих быстрому обнаружению, эвакуации и оказанию первой до врачебной помощи пострадавшим, а именно:


    Тема № 7.2 Подъем и опускание пострадавшего при помощи носилок (горизонтально, вертикально) с использованием ручных пожарных лестниц. Вязка спасательной петли. Закрепление веревки за конструкцию.

    При несчастных случаях и катастрофах значительная часть попавших в бедственное положение людей получает ранения или умирает. Основной задачей службы спасения является освобождение и эвакуация пострадавших людей из мест повреждений. Пострадавшие лица эвакуируются с места повреждения до пункта приема раненых и заботятся о них вплоть до окончательной отправки. Эвакуация на более большие расстояния и с помощью перевозочных средств является задачей санитарной службы.


    Тема № 8.1 (Прокладка рукавных линий из скаток (пачек) в лестничных клетках различными способами, уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки. Замена прокладок соединительных головок).

    Ручная прокладка производится по команде «Рукавную линию из скаток (указывается направление и длина линии) – проложить»


    Тема № 9.1 (Упражнение по боевому развертыванию. Подготовка, предварительное и полное боевое развёртывание с установкой АЦ на гидрант).

    Цель занятия: формирование и закрепление профессионально-прикладных умений и навыков работы с ПТВ, приборами, средствами и агрегатами в условиях тушения пожаров и проведения АСР;


    Установка ПК на ПГ, пуск и прекращение подачи воды

    Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при развертывании или по команде: «Колонку - ставь!». По этой команде пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту.


    Установка разветвления присоединения рукавов и регулирование подачи воды в рукава. Замена поврежденных рукавов в действующей рукавной линии и временный их ремонт рукавными зажимами. Наращивание действующей рукавной линии. Работа с действующими стволами стоя, с колена, лежа, перекрывание ствола, маневрирование рукавными линиями

    Для соединения пожарных рукавов между собой, с пожарными стволами и другим оборудованием используются пожарные соединительные головки

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    безопасность навык обучение профессиональный

    Введение

    Список литературы

    Введение

    Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года.

    Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения.

    Требования мер безопасности при проведении занятий по ПСП

    Все практические занятия по ПСП необходимо проводить, соблюдая правила по охране труда при проведении занятий с личного состава.

    Ответственность за соблюдение мер безопасности при проведении занятий возлагается на руководителя занятий. Основным документом, определяющим систему мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих систему мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих безопасность здоровья и работоспособность личного состава ГПС МЧС России при выполнении служебных обязанностей, является приказ МЧС России № 630 от 31.12.2002 г. «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России».

    Вопросы безопасности являются одной из важнейших частей подготовки обучаемых любой категории. Они должны рассматриваться на каждом занятии. Личный состав должен постоянно изучать требования правил по охране труда. При подготовке к очередному практическому занятию необходимо повторить правила по охране труда, относящиеся непосредственно к отрабатываемым упражнениям.

    Изучение правил по охране труда проводится в период первоначальной подготовки и боевой последующей подготовки со сдачей зачетов. В системе ГПС предусматривается проведение инструктажей по правилам по охране труда, такие как:

    первичный на рабочем месте;

    повторный;

    внеплановый;

    В целях профилактики травматизма при проведении занятий руководитель занятий перед каждым занятием обязан провести инструктаж на рабочем месте. Перед началом занятий проверять качество подготовки рабочих мест и пожарно-технического оборудования, техники, их соответствие требованиям правил по охране труда. При необходимости провести испытания ПТО, каждый обучаемый сотрудник обязан прибыть на занятия в исправной боевой одежде и снаряжении. Занятие необходимо начинать с качественной разминки, соответствующей характеру отрабатываемых упражнений. В процессе проведения занятия каждый обучаемый обязан соблюдать требования правил по охране труда и страховки, а руководитель занятия - осуществлять контроль и не допускать нарушений требований.

    Многочисленность несчастных случаев, происходящих с работниками ГПС как при боевой работе, так и при проведении занятий показывает, что профилактика травматизма требует пристального повседневного внимания, соблюдение личным составом требований правил по охране труда является непременным условием успешного проведения занятий и выполнения боевой задачи.

    1. Общие требования безопасности

    К проведению занятий по физической и пожарно-строевой подготовке допускаются лица, прошедшие обучение и сдавшие зачёты по ПОТРО-01 -2002.

    Лицо, проводящее занятие, обязано знать и соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, выполнять режимы труда и отдыха, установленные администрацией.

    Не разрешается подходить к инвентарю и ПТВ, кроме лиц непосредственно занимающихся с ними и выполняющим упражнения.

    При проведении занятий по пожарно-строевой и физической подготовке, одежда должна соответствовать виду проводимых занятий: боевая одежда для ПСП и спортивная форма для физической подготовки.

    Храните боевую одежду, снаряжение и спортивную форму только в специально отведённых для этого местах.

    В случае заболевания, получения даже незначительной травмы, занятия немедленно прекратить, лично или через товарища по работе доложить о случившемся руководителю занятий и обратиться в медпункт.

    Обо всех обнаруженных неисправностях ПТВ, боевой одежды, снаряжения и спортивного инвентаря доложить руководителю занятий.

    Каждый сотрудник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь.

    2. Требования безопасности перед началом занятий

    Перед началом занятий проверить состояние места проведения занятий. При проведении практических занятий на объектах руководитель занятия должен инструктировать личный состав о мерах безопасности применимых к данному объекту.

    Проверить маркировку ПТВ и спортинвентаря, соответствие инвентарных номеров, сверить акты и даты испытания ПТВ, боевой одежды и снаряжения.

    Осмотром проверить исправность ПТВ, боевой одежды и снаряжения.

    Определить порядок построения на занятиях, передвижения и распределения, занимающихся по местам (видам) занятий.

    Одетые не по форме, не по сезону к занятиям не допускаются.

    Перед занятиями по ПСП и физической подготовке во избежание получения травм обязательна разминка. В ненастную, холодную погоду необходимо увеличить время проведения разминки.

    Необходимо убедиться в безопасности занятий на снарядах при сырой и влажной дорожке учебной башни.

    Исправность ПТВ определяется при ТО, испытаниях, а также при каждом приеме заступающим караулом и при подготовке к проведению занятий. Запрещается эксплуатация ПТВ в неисправном состоянии.

    Предупреждение травматизма при проведении физической подготовки обеспечивается:

    Тщательной подгонкой обмундирования, спортивной одежды и обуви, проверкой исправности и безопасности спортивных сооружений, мест выполнения упражнений, инвентаря и оборудования;

    Правильной организацией и методикой проведения всех форм физической подготовки, поддержанием в процессе занятий и соревнований высокой дисциплины;

    Строгим соблюдением правил проведения спортивных соревнований;

    Заблаговременной подготовкой и применением средств страховки и оказанием помощи при выполнении упражнений (приемов), связанных с риском и опасностью;

    Учетом состояния здоровья и физической подготовленности сотрудников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья или перенесших заболевания;

    Постоянным наблюдением за внешними признаками утомления личного состава;

    Разъяснительной работой среди личного состава о мерах предупреждения травматизма;

    Соблюдением мер, исключающих возможность обморожений, теплового и солнечного ударов, других обморочных состояний.

    3. Требования безопасности при проведении занятий

    При занятии с выдвижной лестницей необходимо: устанавливать ее, как правило, в тех местах, где она в случае наклона или падения не соприкоснется с линиями электрических и радиосетей. Если такая возможность отсутствует, необходимо для установки и уборки выдвижной лестницы выделять трех человек, один из которых должен оставаться для подстраховки поднимающихся и выдвинутой выдвижной лестницы от падения до окончания занятий.

    Во время работ с ручными пожарными лестницами на занятиях необходимо: не допускать подъем и спуск более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также штурмовую и лестницу-палку; удерживать выдвижную лестницу во время подъема по ней или спуска людей, а также при работе на лестнице со стволом или инструментом. В период прохождения личным составом подразделений ФПС специального первоначального обучения, его работа по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой лестницы без применения страхующего устройства не допускается.

    Перед занятиями по самоспасанию пояса пожарные, а также пожарные поясные карабины (далее - карабины) подлежат тщательному осмотру. Пояс пожарный не допускается к использованию на занятиях при: повреждении поясной ленты (надрыв, порез), неисправности (поломки, погнутости) пряжки и шпилек пряжки, нарушении целостности заклепок и отсутствие на них шайб, порыве заклепками или блочками материала поясной ленты, отсутствии хомутика для закладывания конца пояса, наличии трещин и вмятин на поверхности блочков или отсутствии хотя бы одного из них, наличии разрывов кожаной облицовки пояса. Карабин не допускается к использованию на занятиях, если имеется его деформация (затвор не открывается или не полностью закрывается), пружина не обеспечивает закрытие замка карабина, а также имеются выступы и шероховатости (неровности) в замке затвора и в месте шарнирного крепления затвора.

    Спасательная веревка проверяется начальником караулов - перед каждым использованием на занятия. Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

    Спасание и самоспасание можно начинать, только убедившись, что длина спасательной веревки обеспечивает полный спуск на землю, спасательная петля надежно закреплена на спасаемом (при самоспасании - за конструкцию здания), а спасательная веревка правильно намотана на поясной карабин пожарный.

    Запрещается использование для спасания и самоспасания мокрых или имеющих большую влажность спасательных веревок, а также не состоящих в боевом расчете.

    При проведении боевого развертывания запрещается:

    Начинать его проведение до полной остановки пожарного автомобиля;

    Использовать для освещения колодцев пожарных гидрантов открытый огонь;

    Одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;

    Переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки - без чехлов;

    Подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);

    Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

    4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    В случае получения сотрудником травмы, выявления им неисправности оборудования, ПТВ, он обязан доложить об этом своему непосредственному начальнику.

    Сотрудник пожарной охраны обязан уметь оказывать первую помощь пострадавшим. При этом он должен определить характер и тяжесть повреждения и, при необходимости, принимать срочные меры по восстановлению дыхания и сердечной деятельности, борьбе с кровотечением.

    Первая помощь пострадавшим заключается в следующем:

    При ранениях:

    В остановке кровотечения, наложении антисептической повязки. Перед наложением повязки кожу вокруг раны необходимо продезинфицировать спиртом или йодной настойкой. Промывать рану водой нельзя.

    При ожогах:

    Прекратить воздействие высокой температуры на пострадавшего. Поврежденную часть тела подставить на 10-15 мин. под струю холодной воды, укутать тканью, смоченной в ледяной воде. Оставшуюся одежду, если она сухая и не тлеет, снимать не нужно. Прилипшую одежду не отрывать, а обрезать вокруг. Ожоговые поверхности прикрыть повязкой.

    При поражении электрическим током:

    Освободить пострадавшего от действия электрического тока, соблюдая меры безопасности. После отделения пострадавшего от проводов внимательно осмотреть его. Если имеются местные проявления электротравмы - ожоги, обработать их как при ожогах.

    При отравлении продуктами горения:

    Вынести пострадавшего на свежий воздух, расстегнуть одежду, при необходимости сделать искусственное дыхание.

    Во всех случаях необходимо принять срочные меры к доставке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

    В случае возникновения пожара немедленно отключить электрооборудование, сообщить о пожаре начальнику караула и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.

    5. Требования безопасности по окончании работ

    По окончании занятий необходимо привести в порядок место его проведения. Вымыть и привести в рабочее состояние закрепленное ПТВ и оборудование, СИЗОД, защитные костюмы и личное снаряжение. Водителю заправить технику ГСМ и огнетушащими веществами, провести ее техническое обслуживание.

    Убрать за собой помещение, в котором проводились занятия, и выполнить мероприятия по личной гигиене.

    В случае, если в процессе выполнения работы были обнаружены недостатки, доложить о них своему непосредственному начальнику.

    Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.

    Основными задачами пожарно-строевой подготовки являются:

    воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи;

    обучение приёмам и способам действий с пожарной техникой и оборудованием;

    выработка навыков слаженной работы и умелого применения пожарной техники, и оборудования при спасении людей и тушении пожаров.

    Специальные прикладные упражнения - основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава.

    Список литературы

    1. Теребнев В.В., Грачев В.А., Подгрушный А.В., Теребнев А.В. Пожарно-строевая подготовка: Учебное пособие. - М.: Академия ГПС, Калан-Форт, 2006, 332 с.

    2. Наставление по ПСП. Ярославль. 1974 год

    3. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.2002 г. «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России».

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Характеристика охраняемых объектов и территориального гарнизона. Организация и проведение занятий, пожарно-тактическая подготовка, психологическая подготовка и проверка гидрантов. Агитационно-массовая работа, проводимая пожарно-профилактическим составом.


      Характеристика территориального гарнизона. Организация и проведение занятий, пожарно-тактическая подготовка, сборка и проверка гидрантов. Техническая оснащенность подразделений. Изучение состояния морально–психологического климата коллектива предприятия.

      дипломная работа , добавлен 24.08.2014

      Характеристика территориального гарнизона. Организация и проведение занятий, пожарно-тактическая подготовка, проверка гидрантов. Расчет коэффициента стабильности среди личного состава. Изучение состояния морально–психологического климата коллектива.

      дипломная работа , добавлен 08.07.2014

      Ознакомление с основами несения службы дежурным караулом пожарной части. Описание правил выезда по тревоге, проведения занятий с личным составом дежурного караула, инструктажей по мерам безопасности. Изучение документов планирования боевой подготовки.

      отчет по практике , добавлен 05.06.2015

      Причины спортивных травм. Организационные мероприятия колледжа по предупреждению травматизма. Обязанности административно–хозяйственного и обслуживающего персонала, преподавателей и тренеров. Техника безопасности при проведении занятий и соревнований.

      контрольная работа , добавлен 31.03.2017

      Сущность и структура системы обучения безопасности труда населения. Особенности обучения безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях и на предприятиях. Проверка знаний рабочих, руководителей и специалистов. Инструктажи по безопасности труда.

      контрольная работа , добавлен 17.11.2010

      Изучение основ и обучение требованиям охраны труда в учебных заведениях. Обучение безопасности труда при подготовке рабочих, переподготовке и обучении вторым профессиям. Проверка знаний руководителей и специалистов, инструктаж по безопасности труда.

      контрольная работа , добавлен 26.11.2010

      Построение схемы узла, описание назначения, устройства, работы, проверки исправности и регулировки сигнального устройства АСВ-6. Методика подготовки и проведения занятий с личным составом ГДЗС. Современные средства защиты кожи изолирующего типа.

      контрольная работа , добавлен 11.10.2010

      Условия для благоприятной работы учащихся. Положение тела во время занятий. Воздушно-тепловой и световой режимы. Комбинированная система освещения. Особенности работы в компьютерных залах: влияние на организм, санитарно-гигиенические рекомендации.

      реферат , добавлен 10.11.2010

      Детский оздоровительный лагерь как открытая педагогическая система. Порядок подготовки детских оздоровительных учреждений к безопасной деятельности. Безопасность при проведении игр, спортивных занятий, труда и досуга. Требования охраны труда к персоналу.

    Похожие публикации