Энциклопедия пожаробезопасности

Коррекционная педагогика обучение. Что такое коррекционная педагогика, где и как получить образование по этой специальности? Преимущества обучения в нашем колледже на дистанционной форме

Это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.

Термины «Специальная педагогика» и «Коррекционная педагогика» в настоящее время используются в научном и социальном контексте как синонимы для обозначения одной области педагогики.

Коррекционная (специальная) педагогика состоит из разделов, изучающих условия обучения и воспитания детей с определенным нарушением развития (глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с нарушением интеллекта; эмоционального развития; функций опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития, сложной структурой нарушений).

Главной задачей интересующей нас области педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ систем специального обучения и воспитания. В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.

Центральной проблемой коррекционной (специальной) педагогики является поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения традиционных образовательных и воспитательных задач. Вследствие этого, на каждом этапе возрастного развития возникает задача разработки «обходных путей» и специфичных средств решения традиционных образовательных и воспитательных задач.

Актуальная для всех областей педагогики проблема соотношения обучения и развития является для коррекционной (специальной) педагогики неотъемлемой и фундаментальной проблемой, но ее разрешение становится значительно более сложным, чем в любой другой области педагогики. Биологическое неблагополучие ребенка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) осмысливается как первичная предпосылка нарушения его взаимодействия с окружающим миром, способного вызвать отклонения в психическом развитии, которые могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения, но обучения специально организованного и особым образом устроенного. Судьба детей зависит от того, как осмысляется и разрешается в системе специального образования проблема соотношения обучения и развития.

Становление коррекционной (специальной) педагогики происходило в рамках дефектологии - интегративной области научного знания, соединяющей клинико- физиологическое и психолого-педагогическое направления исследований процессов развития и обучения детей. Таким образом, генетические и исторические корни коррекционной (специальной) педагогики обусловили ее более тесную, по сравнению с другими областями общей педагогики, связь со смежными - медицинскими и психологическими – дисциплинами.

Исторически первыми возникли и начали развиваться в начале XIX века отечественная сурдопедагогика и тифлопедагогика, в последней четверти XIX века – олигофренопедагогика, и именно с этих разделов началось становление интересующей нас области педагогики.

Тесно связанные с медицинскими и психологическими дисциплинами, сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика были изначально направлены на разрешение проблем обучения и воспитания, культурного развития и преодоления его нарушений у аномального ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром, подготовки к взрослой и, насколько возможно, самостоятельной жизни. Понимая, сколь существенно расхождение линий биологического и культурного развития аномальных детей, основоположники отечественной сурдопедагогики, тифлопедагогики, олигофренопедагогики подчиняли свои научные поиски и практическую работу задаче культурного развития и преодоления его нарушений у детей посредством специального обучения и воспитания.

Закономерен предпринятый на этом этапе анализ зарубежной литературы и накопленного в странах Западной Европы практического опыта обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Характерным в это время является стремление к творческому осмыслению (но не прямому заимствованию) методологических, теоретических и методических основ оформляющихся на Западе систем воспитания и обучения аномальных детей.

Уже на исходном этапе своего развития коррекционная (специальная) педагогика направлена на целостное изучение аномального ребенка. Ей свойственно понимание детской психики как живой развивающейся системы, поэтому выявляемый у глухого, слепого, умственно отсталого ребенка уровень психического развития и характерный комплекс его нарушений не воспринимается педагогами как неизбежная данность. Свидетельством чему являются их поиски путей и методов обучения, способных привести и к преодолению (в той или иной степени) вторичных нарушений психического развития, и к продвижению ребенка в развитии в целом.

Настойчивые попытки педагогов-дефектологов преодолеть немоту глухого, нарушения пространственной ориентировки слепого, социальной компетенции умственно отсталого ребенка являются показателем их убежденности в том, что данные нарушения психического развития могут преодолеваться посредством особого обучения и воспитания. Практические достижения в преодолении последствий глухоты, слепоты, умственной отсталости, формировании тех или иных знаний и культурных навыков осмысливаются педагогами как достижение в раскрытии доли потенциальных возможностей детей, продолжающих оставаться в целом непознанными и не раскрытыми в силу несовершенства специального обучения.

Выявляемый у ребенка уровень развития и комплекс его нарушений осмысливается в проекции условий его обучения и воспитания. Поиски в области содержания специального обучения подчинены на исходном этапе задаче определения возможного и необходимого (в конкретных социо-культурных условиях жизни общества), уровня образования детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и их подготовки в специальных образовательных учреждениях к взрослой, насколько возможно самостоятельной, жизни.

Крупным достижением дореволюционного этапа стало создание в России к началу ХХ века сети специальных учебных заведений для глухих, слепых и умственно отсталых детей.

На следующем этапе развития, который соотносится с временем становления и укрепления советского государства, коррекционная (специальная) педагогика расширяет сферу своих исследований и область их практического применения .

Интенсивно развивается теория и практика логопедии. Осмысливается введенное Л.С.Выготским понятие «структура нарушения» применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи. Разрабатывается и обосновывается подход к построению психолого- педагогической классификации данной категории детей, позволяющей педагогу ясно представить себе системный характер и иерархическую организацию нарушений высшей психической функции, влияние этого нарушения на общее развитие ребенка. Такого рода классификация рассматривается как необходимый логопеду инструмент для построения системной коррекции нарушенной функции в контексте общего развития ребенка. Разрабатываются подходы к системной коррекции нарушений речи, различных по своей этиологии, характеру, степени выраженности и времени возникновения.

Проблема изучения процессов развития и обучения детей с частичным расстройством функций слухового анализатора (слабослышащих) рассматривается в контексте культурно- исторической теории Л.С.Выготского и изначально ставится как общая для коррекционной (специальной) педагогики проблема понимания качественного своеобразия развития детей «с частичным дефектом», обуславливающего необходимость построения качественно иной системы их специального обучения и воспитания.

Было доказано, что картина развития ребенка с частичным нарушением слуха является качественно отличной от картины развития глухого ребенка. Разрабатывается психолого- педагогическая классификация детей с нарушенным слухом, определяющая необходимость дифференциации систем обучения глухих и слабослышащих детей. Выдвигается гипотеза об аналогичной сложности и качественном своеобразии картины развития слабовидящего ребенка в сравнении со слепым, и, соответственно, о необходимости качественных различий в их обучении и воспитании.

По мере накопления успешного опыта развития и обучения «аномальных» детей все более очевидной для педагогов-дефектологов становится ведущая роль специального обучения в развитии ребенка. Закрепляется традиция оценивать выявляемый у ребенка уровень развития и комплекс его нарушений в проекции условий его обучения и воспитания.

В конце 50-х – начале 60-х гг. советская система специального образования, охватывает уже не только детей с нарушенным слухом (глухих и слабослышащих), зрением (слепых и слабовидящих), умственно отсталых, детей с тяжелыми нарушениями речи, но и детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития.

Крупным достижением советского периода стала разработка научно-методических основ дифференцированной системы специального образования аномальных детей школьного возраста. Были созданы восемь видов специальных школ (для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, умственно отсталых, детей с нарушениями речи, задержкой психического развития, нарушениями опорно-двигательного аппарата); разработаны шестнадцать типов специального обучения. Возникли специальные дошкольные учреждения, а также учебные заведения, в которых выпускники специальных школ могли получать дальнейшее общее и профессиональное образование. Для каждой категории детей, обучающихся в специальном образовательном учреждении соответствующего вида, были определены принципы, задачи, содержание обучения, формы организации учебного процесса, разработаны методы, приемы и средства педагогического воздействия.

Достижением данного периода является развитие специальной дидактики обучения «аномальных» детей, определившей необходимость: постановки коррекционных задач и разработки специфичных разделов содержания обучения, не присутствующих в программах образования нормально развивающихся детей; создания "обходных путей" и применения специфичных средств обучения; индивидуализации обучения; особой организации образовательной среды; расширения образовательного пространства за пределы учебного заведения; пролонгации процесса обучения; необходимости взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и др.

В культуре специального обучения укореняется принципы вариативного инструктирования ребенка и последовательного усложнения инструкции; обеспечения речевого и наглядного уровней решения одной и то же учебной задачи с возможностью перехода от одного уровня к другому; многократной вариативности видов упражнений одного типа; принцип усложнения материала для решения учебной задачи по одному параметру; минимальный размер «шага» при переходе от одного уровня сложности к другому; построение системы учебных заданий с учетом возможности их освоения от самого низкого уровня, построения системы помощи на каждом этапе решения учебной задачи и др.

Коррекционная (специальная) педагогика накапливает опыт разработки эффективных «обходных путей» развития детей с сенсорными нарушениями. Раннее (с 2-3 лет) обучение глухих детей грамоте применяется как «обходной путь» развития их словесной речи; обучение глухого ребенка регламентировано замещать неправильно произносимые или еще не поставленные звуки позволяет «обойти» его ограниченные произносительные возможности и не сдерживать развитие устной речи. В обучении слепого ребенка письму и чтению продолжает применяться точечно-рельефный шрифт Брайля, что позволяет «обойти» ограничения в освоении чтения и письма, обусловленные глубоким нарушением зрения и др.

Поиски в области содержания специального обучения аномальных детей школьного возраста осуществлялись в условиях необходимости исполнения Закона о всеобуче, ориентации государства на цензовый характер специального образования и глубокой убежденности педагогов-дефектологов в том, что потенциальные возможности аномального ребенка в области развития познавательной деятельности и словесной речи чрезвычайно велики. Доступность общего образования для аномального ребенка, его достижения в области развития познавательной деятельности и словесной речи начинают в это время осмысливаться в качестве главной ценности специального образования.

Усилия исследователей были направлены на решение уникальной задачи, не ставившейся перед педагогикой ни в одной другой стране мира – доказать возможность получения аномальными детьми образования, сопоставимого по уровню с образованием их нормально развивающихся сверстников. Сначала эта задача решается в объеме начального, затем - неполного среднего, и, наконец, - полного среднего образования «аномальных» детей, за исключением умственно отсталых и детей со сложной структурой нарушений.

Закономерно, что основное внимание уделялось методам развития познавательной деятельности и словесной речи, разработке частных методик формирования школьно значимых навыков, обеспечивающих возможность получения цензового образования, созданию педагогических технологий предупреждения и коррекции нарушений психического развития вторичной природы.

Таким образом, к концу 70-х гг. – началу 80-х гг. научные поиски и практическая работа большинства педагогов-дефектологов, работающих с детьми школьного возраста, оказываются подчиненными задаче цензового образования аномальных детей, уровень и объем которого в СССР к этому времени являлся значительно более высоким, чем в других развитых странах. В тоже время реализованное на практике стремление обеспечить учащимся специальных школ сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками уровень общеобразовательных («академических») знаний закономерно привело к оттеснению на второй план важнейших задач личностного, социально-эмоционального развития и коррекции его нарушений у детей на всех этапах школьного возраста.

В это же время дошкольная коррекционная (специальная) педагогика и сурдотифлопедагогика , не связанные цензом направляют свой научный поиск и практическую работу на разрешение задачи максимально возможного развития ребенка, нормализации его взаимодействия с окружающим миром. Именно в дошкольной специальной (коррекционной) педагогике сохраняется в полной мере исконная ценностная ориентация специального обучения и воспитания на культурное развитие ребенка, предупреждение и коррекцию вторичных нарушений, нормализацию его взаимоотношений с окружающим миром, личностное становление дошкольника. Разработка научно-методических основ систем специального обучения и воспитания детей дошкольного возраста с различными нарушениями развития строится в соответствии именно с этими ценностными ориентациями.

Результаты исследований и практические достижения дошкольной коррекционной (специальной) педагогики советского периода позволили переосмыслить понятие «своевременное» начало специального обучение и существенно изменили представления о потенциальных возможностях развития и обучения аномального ребенка. Своевременным теперь считается начало специального обучения ребенка в возрасте от двух до трех, а для умственно отсталых детей – с 4 лет. Доказано, что при условии своевременного и адекватного специального обучения дошкольника можно обеспечить амплификацию его развития, достижение более высокого уровня общего развития и коррекции нарушений вторичной природы. Дошкольная специальная педагогика доказывает необходимость контролировать продвижение ребенка по всем линиям развития в процессе его специального обучения.

Сурдотифлопедагогика внесла весомый вклад в разработку теории и практики специального обучения ребенка с выраженными нарушениями развития применительно к ранним этапам онтогенеза, что оказало позитивное влияние на развитие всей дошкольной коррекционной (специальной) педагогики.

Крупнейшим достижением современной дошкольной коррекционной (специальной) педагогики является разработка научных основ раннего (теперь уже с первых месяцев жизни) выявления детей с подозрениями на отклонения в развитии, основ ранней дифференциальной диагностики и системы специального обучения, позволяющей, добиваться качественно иного уровня психического развития и коррекции его нарушений у детей на ранних этапах онтогенеза.

Исторические и генетические корни коррекционной (специальной) педагогики обусловили устойчивость традиции разработки систем специального обучения и воспитания на основе научных представлений, складывающихся благодаря интеграции данных клинико- физиологических и психолого-педагогических направлений исследований процессов развития и обучения каждой категории детей. Примером развития этой традиции является разработка подхода к раннему специальному обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом, впервые позволяющего обеспечить части детей максимально близкий к возрастной норме уровень общего развития и введение процессов развития словесной речи в нормальное русло. Разработка теоретических основ этого подхода базируется на интеграции данных о роли сенсорной депривации в психическом развитии ребенка; сензитивных периодах становления высших психических функций; ведущей роли обучения в развитии ребенка; основах специальной дидактики; представлений о разрешающих возможностях современных слуховых аппаратов и роли раннего слухопротезирования.

Результаты и перспективы данного направления исследований дошкольной коррекционной (специальной) педагогики обуславливают необходимость и дают возможность переосмысления структурно-функциональной организации всей системы специального образования на основе построения нового базиса – системы раннего выявления и ранней комплексной коррекции нарушенных функций в контексте общего развития детей.

В целом, можно заключить, что основной задачей современного этапа является научное обеспечение процесса перехода к системе специального образования нового типа, ориентированной на ценности открытого гражданского общества.

Приоритетными направлениями исследований являются:

  • создание научных основ системы раннего (с первых месяцев жизни ребенка) выявления нарушений в развитии детей и гибкой системы ранней комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи;
  • разработка научных основ интегрированного обучения и новых форм взаимодействия массового и специального образования;
  • переосмысление соотношения стандартов образования и жизненной компетенции в системе специального школьного образования, определяющее новое содержание специального обучения;
  • разработка методов и технологий качественной индивидуализации специального образования;
  • разработка концепции, определяющей роль и функции компьютерных технологий в решении центральных проблем коррекционного обучения;
  • разработка содержания и методов психологического сопровождения детей с различными нарушениями в развитии в процессе образования;
  • разработка технологий взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе образования;
  • разработка содержания и методов взаимодействия специалистов с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии.

Перед коррекционной (специальной) педагогикой, накопившей в процессе своего исторического развития бесценный опыт разработки дифференцированных систем специального образования разных категорий детей, стоит задача его целостного системного осмысления. Одним из ключевых и играющих особую роль в укреплении целостности современной коррекционной (специальной) педагогики как области научного знания является понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями». Развитие этого понятия открывает возможность опережающего проектирования общей модели системы специального образования нового типа, на основе которой можно проектировать пути ее реализации применительно к обучению разных, ранее не охваченных системой специального образования категорий детей, а также совершенствовать ранее созданные системы.

Что такое коррекционная педагогика

Коррекционная педагогика берет свое начало в 1929 году, когда В. П. Кащенко опубликовал свою работу «Лечебная (коррекционная) педагогика». С этого момента возникло направление в обучении детей с трудностями в обучении. Сам же термин «коррекционная педагогика» появился намного позже, в 1988 году, его ввела в обращение Г.Ф. Кумарина - доктор педагогических наук, профессор.

Замечание 1

Коррекционная педагогика или как принято еще говорить специальная педагогика – это область педагогической науки, которая ставит перед собой задачу изучить и сформировать условия обучающей и воспитательной деятельности в отношении детей с различными нарушениями в психической и физической сфере для того, чтобы эти дети могли достичь максимально возможного для их состояния развития личности, образования и самостоятельной жизни.

Коррекционная педагогика занимается обучением детей из следующих категорий:

  • с отсутствием или нарушениями слуха
  • слепые или с серьезными нарушениями зрения
  • дети с задержкой в интеллектуальном развитии
  • дети с нарушениями эмоционального развития
  • дети с нарушениями функции ОДА
  • дети с психическими нарушениями

Коррекционная педагогика изучает и разрабатывает методы которые будут эффективными в обучении этих детей и их адаптации к обычной жизни.

Объектами современной коррекционной педагогики являются разного рода ситуации, в которых есть вероятность дефективного развития ребенка, нарушения в процессе адаптации, когда ребенок не может приспособиться к социальной среде, ситуации, когда у ребенка наблюдается социальная, психическая и школьная неприспособленность.

Кто такой коррекционный педагог

Работу с детьми у которых имеются психические, физические, интеллектуальные и другие нарушения ведет такой специалист как коррекционный педагог (или иначе дефектолог). Особенность этих детей состоит в том, что им необходимо не только помощь в обучении, развитии и воспитании, им так же требуется лечение. Ребенок, с которым занимается коррекционный педагог, мог родиться с подобными нарушениями или же эти нарушения могут быть приобретенными.

Перед коррекционным педагогом стоит ряд весьма важных задач, от реализации которых во многом зависит будущее этих детей. Во-первых, коррекционный педагог должен осуществлять педагогический контроль над своими подопечными. При планировании обучающих и воспитательных целей и задач он должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Крайне важно, чтобы педагог мог дать оценку процессу воспитательной и образовательной деятельности, при необходимости внести коррективы.

Педагог должен уметь взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, - благодаря совместной работе как в коррекционном учреждении, так и дома, удастся достичь более высоких результатов.

Для благоприятного развития детей с трудностями в обучении необходимо чтобы на занятии была создана соответствующая предметно-развивающая обстановка. Педагог должен использовать те учебные средства, которые способны повысить результативность занятий.

Подопечные коррекционного педагога – это дети с абсолютно разными нарушениями. Коррекционный педагог работает с детьми, страдающими:

  • глухотой
  • слепотой
  • аутизмом
  • синдромом Дауна
  • гиперреактивностью
  • синдромом нарушения внимания
  • ДЦП и др.

Замечание 2

Обычно коррекционный педагог специализируется в одном или нескольких направлениях, чаще всего он имеет и дополнительную специальность, которая ему помогает осуществлять свою деятельность.

Профессиональные и личностные качества коррекционного педагога

Личность педагога состоит из нескольких обязательных элементов:

  • профессиональных качеств
  • компетентности
  • личных качеств

Коррекционный педагог играет особую роль в жизни детей с трудностями обучения. Для таких детей педагог - это «окно» в мир нового, неизведанного, и увлекательного. Именно поэтому педагог, который работает с коррекционными детьми, должен в первую очередь быть для таких детей другом и помощником.

Успех педагогической деятельности в отношении таких детей, посещающих коррекционную школу, во многом зависит от личностных качеств самого педагога. Коррекционный педагог в первую очередь должен обладать следующим набором необходимых в его работе качеств:

  • доброта
  • любовь
  • уважение
  • тактичность
  • честность
  • справедливость
  • инициативность
  • деятельность
  • уверенность

Педагог должен преследовать гуманистические идеалы, для него его подопечные такие же состоявшиеся люди, как и все остальные. Важно чтобы коррекционный педагог всегда сам отслеживал свое психоэмоциональное состояние, так как оно прямым образов влияет на психическое и интеллектуальное состояние учеников.

Работать с особыми детьми крайне непросто. Поведение детей иногда может шокировать неподготовленного человека, потому коррекционный педагог должен проявлять терпение и такт в работе с детьми, должен владеть ситуацией.

Необходимо чтобы педагог поэтапно планировал свою деятельность, ставил посильные задачи, для детей, которые будут способствовать их развитию.

Ученые разработали ряд требований, которым должен соответствовать коррекционный педагог. При работе педагог должен:

  • брать во внимание всю социально-биологическую картину ребёнка
  • обладать как достаточными теоретическими знаниями, так и практическими навыками
  • любить и импонировать детям
  • организовывать внеклассные мероприятия для детей
  • распределять посильные обязанности между детьми
  • планировать совместную работу класса
  • использовать наглядный материал
  • развивать творческое и аналитическое мышление детей
  • использовать собственные системы диагностики и контроля
  • приучать детей к самостоятельной познавательной работе
  • учить детей самоконтролю и саморазвитию
  • учитывать личностные интересы детей при планировании образовательной и воспитательной деятельности
  • находить общий язык и продуктивно взаимодействовать с детьми, обладающие разными способностями
  • предъявлять адекватные требования к своим воспитанникам
  • понятным образом преподносить учебный материал

Педагог не должен быть слишком нервно-возбудимым, не должен демонстрировать негативные эмоции.

В настоящее время неуклонно растет количество детей с отклонениями в развитии. Если не замечать проблему, или думать о том, что со временем все выравнивается, то ситуация только усугубится. Если же во время обратиться к специалисту, то к школе ребенок овладевает необходимыми для обучения навыками.

Речь идет о детях с задержкой психического и речевого развития, с нарушением интеллекта, с синдромом дефицита внимания и т.д. Таким категориям детей необходим особый подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению.

Коррекционный педагог - это специалист, работающий с детьми, имеющими особенности в физическом и психическом развитии.

Основные направления деятельности педагога-дефектолога:

  • диагностика проблемы;
  • коррекционно-развивающие занятия с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей Вашего ребенка;
  • помощь в воспитании ребенка;
  • социальная адаптация.

В основе данной профессии - понимание уникальности детей с особенностями в развитии, стремление к их развитию и социализации. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

Чаще всего родители обнаруживают отклонения в развитии ребенка при поступлении в детский сад или школу. Вот тогда они начинают усиленно заниматься с дефектологом, логопедом и психологом. Но, начав коррекционную работу в 6-7 лет, наверстать упущенное бывает очень трудно, подчас практически невозможно. Ведь именно до 3-5 лет компенсаторные возможности мозга очень велики. Если коррекционное воздействие начато в раннем возрасте, проблемы можно решить полностью, или, по крайней мере, избежать многих возможных вторичных отклонений.
Для занятий в нашем центре организована специально подготовленная среда, собрано большое количество развивающих материалов.

На занятиях осуществляются следующие коррекционно-развивающей работы:
- повышение познавательной активности и развитие основных психических процессов у детей (восприятие, внимание, память, мышление и речь);
- обучение игре;
- развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
- изобразительная деятельность: лепка, рисование, конструирование;
- обучение грамоте.

Остальные дисциплины могут варьироваться и подбираться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Педагоги работают в тесном сотрудничестве с семьей. У самых маленьких деток родители присутствуют на занятиях. Это позволяет им задавать все интересующие вопросы и отслеживать, под руководством специалиста, продвижение ребенка, его успехи. Кроме того, работа коррекционного педагога направлена на обучение родителей основным приемам, необходимым для самостоятельных занятий с ребенком дома. Только в этом случае возможно достичь значительных результатов.

Если у Вас есть хотя бы малейшие сомнения по поводу развития Вашего малыша - Вам необходима консультация профессионального коррекционного педагога и обязательно врача-специалиста. В нашем центре Вы всегда сможете получить ответы на все Ваши вопросы.

Специалисты нашего центра помогут Вам:

  • определить наличие или отсутствие проблемы;
  • разработать индивидуальную программу занятий для Вашего ребенка;
  • получить рекомендации по проведению занятий в домашних условиях.

Занятия в нашем центре проходят в удобное для Вас и Вашего ребенка время, в комфортной, доброжелательной и уютной атмосфере поддержки и внимания.

Многие люди считают, что коррекционная педагогика - это педагогика, направленная на коррекцию детей с трудным поведением. В народе их называют «запущенными» или детьми из неблагополучных семей. Но уже давно коррекционная педагогика в начальном образовании приобрела и другие направления. Но давайте разберемся.

Кто такой коррекционный педагог?

Специальность "Коррекционная педагогика в начальном образовании" направлена на то, чтобы помогать в обучении детям с ограниченными возможностями и нарушенным интеллектом. Это могут быть как врожденные заболевания, так и приобретенные.

Такие дети обучаются в определенном коррекционном учреждении, где как раз и работают коррекционные педагоги. Они ослабляют или замещают недостатки в развитии.

В задачи коррекционного педагога входит:

  • Осуществлять педагогический контроль.
  • Планировать цели и задачи уроков, ориентируясь на каждого ребенка.
  • Оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Проводить педагогическую диагностику.
  • Работать с родителями детей.
  • Подбирать программу с учетом особенностей класса.
  • Создавать предметно-развивающую среду в кабинете.
  • Писать отчеты по каждому ребенку.

С кем работает коррекционный педагог?

Отвечая на этот вопрос, проще сказать, с кем коррекционный педагог не работает. Дети с аутизмом, синдромом Дауна, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с нарушениями опорно-двигательной системы, а также слабовидящие и слабослышащие. Поэтому идя учиться на специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании», люди нередко получают несколько дополнительных специальностей. Эта профессия позволяет постоянно находиться в процессе изучения, так как существует очень много отраслей коррекционной педагогики.

Где учиться?

На коррекционного педагога учат в техникумах, колледжах и университетах. Если у специалиста есть уже то он может пройти курсы для повышения квалификации. Выбирая такие курсы, ориентируйтесь не на цену, а на то, чтобы вас учили заниматься по ФГОС.

Коррекционная педагогика в начальном образовании - это не самая легкая профессия. Для нее необходим не только определенный характер, но еще и ощущение призвания к профессии. И хотя перед тем как пойти учиться в колледж или ВУЗ, подростки не думают о том, как будет в будущем складываться их профессиональная жизнь, есть ряд научных книг, которые могут помочь определиться с выбором профессии.

С чего начать изучение?

В ней вы сможете найти информацию:

  • Об основах педагогики и конкретной ее области - специальной (коррекционной) педагогики.
  • О школьной дезадаптации.
  • О воспитательных отношениях и организации коррекционно-развивающего образования.
  • О педагогической диагностике.
  • Об основных направлениях коррекционной педагогики.
  • О развитии и совершенствовании пространственных представлений, координации движений кистей и пальцев рук, зрительного восприятия.

Книга состоит из целого вводного курса, в котором кроме вышеперечисленного рассказывается обо всем, с чем может столкнуться специалист.

Методы в коррекционной педагогике

Коррекционная педагогика в начальном образовании основывается на нескольких определенных методах.

  1. Метод беседы или метод сбора психолого-педагогических данных посредством общения педагога с ребенком. При этом многое зависит от умения педагога создать эмоционально-психологическую атмосферу, подходящую для ребенка. Педагог в процессе беседы не только трактует слова, но и невербальные знаки. Такой метод в коррекционной педагогике подходит только для детей с развитыми речевыми функциями.
  2. Такой метод делится сразу на несколько разных способов. За ребенком можно наблюдать, включаясь в процесс его деятельности, или же наоборот, стоя в стороне. Можно делать это открыто или же напротив, закрыто, с помощью зеркала Гизелла. Обычно педагог ведет план своих наблюдений, записывает ощущения и мысли, а после анализирует полученный материал. Однако есть и минусы у такого способа - каждый человек трактует увиденное по собственным стандартам.
  3. Метод анкетирования. Самый стандартный и распространенный метод. Дети в начальной школе не всегда в состоянии заполнить анкету, поэтому он подходит не для каждого вида учреждения и не каждому ребенку.
  4. Метод педагогического эксперимента. к При таком методе используются анкетные данные, беседы, наблюдения и многое другое. Установление связей и закономерностей - главная цель такого метода.
  5. Метод и анамнестических сведений. При таком методе изучается и на основе его истории болезни выставляется диагноз. Также в исследование входит просмотр поделок, школьных тетрадей и многого другого, что сделал ребенок.
  6. Метод изучения документации. На каждого и школы ведут определенное досье. Именно по нему коррекционные педагоги могут, проанализировав, сделать выводы.

Это самые простые и многим известные способы. Однако существуют и более серьезные методы, такие как ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум), где собирается и обрабатывается абсолютно вся информация, полученная психологами, логопедами, родителями, социальными работниками, коррекционными педагогами и врачами. Целью такого метода является составление индивидуального плана развития ребенка.

Немного статистики

Несмотря на востребованность специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», зарплата довольно низкая в регионах России. С кризисом ситуация ухудшилась. На основании статистических данных зарплата в Москве упала с 40 до 30 тысяч рублей. Но спрос на коррекционных педагогов не упал, и вакансий достаточно большое количество. Такой же спрос можно наблюдать в Ленинградской области и в Алтайском крае.

Самые высокие зарплаты в Московской области и республике Татарстан - по 32,5 тысячи рублей. Чуть ниже Ленинградская область с зарплатой в 30 тысяч рублей. И закрывает топ-5 Астраханская и Кемеровская области с оплатой труда в 18 и 16 тысяч соответственно.

Однако выбирая, поступать в вуз по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» или нет, стоит ориентироваться не только на зарплату и востребованность в вашем регионе - важнее то, хотите ли вы посвятить этому жизнь!

Похожие публикации