Энциклопедия пожаробезопасности

Формирование личности, процесс формирования личности. Формирование человеческой личности: как происходит и чем обуславливается

Развитие и совершенствование личностных качеств происходит на протяжении всей жизни. По мнению одних ученых, личность формируется в соответствии с врожденными задатками и способностями, а социум играет лишь незначительную роль. Представители другой точки зрения считают, что человек является продуктом, который формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром, а любые врожденные качества могут изменяться под воздействием окружающих факторов.

Биологические факторы развития личности

К биологическим факторам формирования личности относятся особенности, получаемые ребенком в процессе внутриутробного развития. Они обусловлены множеством внешних и внутренних причин. Плод не воспринимает мир напрямую, но непрерывно находится под влиянием чувств и эмоций своей мамы. Поэтому происходит «регистрация» первых сведений об окружающем мире.

Немаловажная роль отводится и генетическим факторам. Считается, что наследственность является основой для формирования личности. К ним относятся:
- способности;
- физические качества;
- тип и специфика нервной системы.
Генетикой объясняется индивидуальность каждого человека, его отличие от других.

В дальнейшем, после рождения, на формирование личность оказывают влияние кризисы возрастного развития. Именно в эти периоды происходит перелом, когда одни качества теряют свою актуальность, а на их месте появляются новые.

Социальные факторы формирования личности

Формирование личности происходит поэтапно, при этом стадии имеют общие черты у всех людей. Прежде всего, оказывает влияние воспитание, которое человек получает в детстве. От него зависит дальнейшее восприятие всего окружающего. Д.Б. Эльконин утверждал, что уже на первом году жизни у ребенка формируется «базальное доверие или недоверие к окружающему миру». В первом случае ребенок выбирает для себя позитивный компонент, который гарантирует здоровое развитие личности. Если задачи первого года остались нерешенными, формируется базальное недоверие к миру, появляются комплексы, стыд.

На формирование личности оказывает влияние и общество, когда происходит принятие и осознание собственной роли. Социализация длится всю жизнь, но ее главные этапы проходят в молодом возврате. Формирование личности в процессе общения осуществляется через подражание, развитие идеалов и самостоятельности. Первичная в семье, а вторичная - в социальных институтах.

Таким образом, на процесс формирования личности оказывают влияние наследственные факторы и неповторимые условия той микросреды, в которой человек находится.

Источники:

  • Электронная библиотека
  • Psy-Files.ru

Воспитание личности - это долгий и трудоёмкий процесс, влияние на который возможно вплоть до 23 лет. Однако основу для воспитания нужно заложить в малыша до четырехлетнего возраста. Обычно всё вложенное в дитя до этого возраста выходит наружу уже в зрелом возрасте.

Процесс

Для обеспечения своих детей психологическим здоровьем, родителям нужно полностью удовлетворить детские потребности в играх с взрослыми. Малышам от года до двух надо заниматься любыми предметными играми (погремушки, матрёшки и другое). В возрасте от полтора до трех лет полезнее всего будут ролевые игры, к примеру уход за куклами, игрушками. Дети старше трех лет с удовольствием играют в ролевые игры с сюжетом (игры в магазин, больницу, школу или что нибудь на подобие)


Большую роль в успешном воспитании детей играет дисциплина. Здесь важно знать, как правильно воспитывать детей без крика, поскольку малыши возрастом до трех лет совсем не понимают смысл своих поступков. Они познают мир при помощи своего непослушания. Именно поэтому любые наказания, в том числе и подзатыльники, крики, не принесут положительных результатов, а только напротив спровоцируют развитие агрессии и зобы в более взрослом возрасте.


Также часто встречается противоречивость родителей в их поступках. Во время плохого настроения малышу влетает через малейшие погрешности, когда же настроение хорошее, то те поступки попросту не замечаются. Исходя из такого поведения родителей, дети не могут усвоить какие их действия хорошие, а какие плохие.

Как правильно воспитывать ребёнка?

Первое и главное - это никогда не ставить себя выше своих детей. Грозных преподавателей они ещё успеют повидать. Задача хорошего родителя - быть другом и партнёром. Если ребёнок полностью уважает родителей, то они автоматически заслуживают уважение с его стороны, которое многие хотят получить с наказаниями и криком.


Второе - важно иметь огромное количество терпения и научится не кричать на детей. Запомните - за плохие поступки не надо наказывать и кричать во весь голос. Гораздо лучше поговорить, узнать причины и почему именно те или другие дейтвия считаются плохими. Чаще всего дети совершают глупости лишь для привлечения внимания со стороны взрослых.


И к концу надо отметить главный секрет успешного воспитания детей - внушайте своим чадам веру в себя. Помните, что они нуждаются в поддержке каждю секунду своей жизни. Чаще говорите им фразы «Я горжусь тобой», «Я в тебя верю», «Ты сможешь», это поможет ребёнку рости сильным и уверенным в себе и своих силах.

Главнейшим этапом становления личностных качеств человека является собственно формирование его личности. Причем формирование личности человека начинается очень рано, с младенческого возраста, и продолжается всю жизнь.

Вам понадобится

  • Книги по психологии личности, компьютер с подключенным интернетом.

Инструкция

Личностью не рождаются, личностью становятся. Личностными являются не те качества, которые заложены в человеке генетически, а те, которые приобретаются в течение жизни в порядке научения, в результате жизненного опыта и социального становления. Эти качества начинают формироваться очень рано, в младенчестве и младшем дошкольном возрасте, в этот период закладываются те свойства человека, которые станут сопровождать его всю дальнейшую жизнь и будут составлять основу его личности. Далее важнейший этап формирования личности приходится на подростковый возраст, но этот процесс никогда не заканчивается, продолжаясь всю сознательную жизнь человека. Чтобы стать и оставаться полноценной личностью, необходимо постоянно работать над собой.

Проблеме развития и социализации человека посвящено большое количество научных исследований и трудов в области психологии. В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:

  • генотип человека;
  • активность в деятельности и общении;
  • жизненный опыт;
  • природные факторы;
  • уникальный индивидуальный опыт.

Остановимся более подробно на их характеристике.

Генетические факторы Они являются основными на начальных поскольку получены еще при рождении. Дело в том, что наследственные особенности - это база для формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах индивида, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и способ его функционирования в окружающем мире. Генетическая наследственность будет во многом объяснять индивидуальность, отличие от других, поскольку не существует одинаковых субъектов с позиции наследственности.

Культурные факторы формирования личности. Любое цивилизованное общество обладает конкретным набором социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех членов данной культуры. Поэтому постепенно формируется модельная личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно привить каждому своему члену. Следовательно, в любом социуме при помощи культуры будет формироваться человек, который легко идет на контакты и сотрудничество. Если же будут отсутствовать такие эталоны, то это поставит субъекта в ситуацию культурной неопределенности.

Природные факторы оказывают влияние на развитие человека. Является очевидным, что климатические условия воздействуют постоянно на поведение, участвуя в его становлении. Важным в этом процессе становится многое. Так, люди, которые выросли в различном климате, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей. Окружающая природа влияет постоянно, благодаря чему изменяется личностная структура.

Самую большую группу составляют формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится человеком. Социальное окружение влияет на процесс социализации, благодаря которой индивид усваивает нормы группы и происходит формирование своего "Я". В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в имеет несколько различных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее. Она может быть как первичной, протекающей в семье, так и вторичной, реализующейся в социальных институтах (дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, ВУЗах и трудовых организациях). При наличии неудачной социализации индивида к имеющимся культурным законам и нормам, у последнего могут развиться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие опыта человека. Сущность их воздействия заключается в следующем: каждый может попасть в разнообразные ситуации, в ходе которых он будет испытывать внешнее влияние. Последовательность подобных моментов уникальна для любого. Но в результате прохождения этих ситуаций каждый человек потом будет предвосхищать любые события, исходя из отрицательного или положительного опыта. Поэтому, если рассматривать основные факторы формирования личности, то основополагающим станет именно уникальный индивидуальный опыт.

На формирование человеческой личности оказывают влияние внешние и внутренние, биологические и соци-альные факторы. Фактор (от лат. factor — делающий, про-изводящий) — движущая сила, причина какого-либо про-цесса, явления (С.И. Ожегов).

К внутренним факторам относится собственная актив-ность личности, порождаемая противоречиями, интереса-ми и другими мотивами, реализуемая в самовоспитании, а также в деятельности и общении.

К внешним факторам относятся макро-, мезо- и микро-среда природная и социальная, воспитание в широком и узком, социальном и педагогическом смысле.

Среда и воспитание — это социальные факторы , тогда как наследственность — биологический фактор.

Издавна ведутся дискуссии среди философов, социоло-гов, психологов и педагогов о соотношении биологических социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека.

Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются на-следственностью (Э. Торндайк , Д. Дьюи , А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследствен-ные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии лич-ности. Они ошибочно переносят достижения биологиче-ской науки о наследственности растений и животных на человеческий организм. Речь идет о приоритете врожден-ных способностей.

Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк , Ж.-Ж. Руссо , К. А. Гельвеции и др.) Они отрицают генетическую пред-расположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая доска, на которой можно все напи-сать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды.

Особенно значимым является вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Долгое время господ-ствовало утверждение, что психические качества не насле-дуются, а приобретаются в процессе взаимодействия орга-низма с внешней средой. Социальная сущность личности, ее нравственные основы формируются только прижизненно.

Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных ка-честв своих родителей, в генетических программах челове-ка не заложена информация о социальном поведении. Ка-ким станет человек, зависит от среды и воспитания.

В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори , К. Лоренц , Э. Фромм , утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению пе-редаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для та-ких выводов служат данные, полученные при изучении по-ведения человека и животных. Согласно учению И.П. Пав-лова , и животным, и человеку присуши инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, мо-ральные качества, поведение может наследоваться.

Вопрос этот очень сложный, ответственный. В послед-нее время позицию о генной обусловленности нравствен-ности и социального поведения человека занимают отече-ственные ученые (П.К. Анохин , Н.М. Амосов и др.).

Кроме наследственности определяющим фактором раз-вития личности является среда. Среда — это реальная дей-ствительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географиче-ская, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как обще-ственный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания произ-водственных и социальных процессов и пр.

Дискуссионным остается вопрос о том, среда или на-следственность оказывает большее влияние на развитие человека. Французский философ К. А. Гельвеции считал, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Реаль-ная действительность понимается в этом случае метафизи-чески, она фатально предопределяет судьбу человека. Ин-дивидуум рассматривается как пассивный объект влияния обстоятельств.

Таким образом, всеми учеными признается влияние сре-ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен-ка степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Важным фактором, влияющим на развитие человека, яв-ляется общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контак-тов между людьми, в формировании межличностных отно-шений.

Личность формируется только в общении, взаимодей-ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду-ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы-вающим влияние на формирование личности, является вос-питание. В широком социальном смысле его нередко отождествляют с социализацией, хотя логику их отноше-ний можно было бы охарактеризовать как отношение цело-го к частному. Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия.

Большинством исследователей вос-питание рассматривается как один из факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправлен-ных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотно-шений, осуществляемых в различных сферах социального бытия. Воспитание — это процесс целенаправленной и со-знательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.

Воспитание позволяет преодолеть или ослабить послед-ствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный по-тенциал для прогнозирования и конструирования педагоги-ческой стратегии и тактики. Социальная среда может воз-действовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специ-ально организованной воспитательной системы.

Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых раз-нообразных видах деятельности: игровой, учебной, позна-вательной, трудовой, общественной, политической, худо-жественной, творческой, спортивной и др.

Выступая как форма бытия и способ существования че-ловека, деятельность:

Обеспечивает создание материальных условий жизни человека;

Способствует удовлетворению естественных челове-ческих потребностей;

Содействует познанию и преобразованию окружа-ющего мира;

Является фактором развития духовного мира челове-ка, формой и условием реализации его культурных потреб-ностей;

Дает возможность человеку реализовать свой личност-ный потенциал, достичь жизненных целей;

Создает условия для самореализации человека в сис-теме общественных отношений.

Следует иметь в виду, что развитие личности при оди-наковых внешних условиях во многом зависит от собствен-ных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности.

На развитие личностных качеств большое влияние ока-зывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек-тив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллек-тиве. Такая деятельность способствует проявлению твор-ческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективно! цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает раз-витие личности.

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и со-циальными факторами, которые действуют не изолирован-но, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общенияс другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе еестановления.

Впервые факторы формирования человека становятся предметом философско-педагогических исследований в XVIIв. В это время зарождается научная педагогика, основоположником которой был Я.А. Коменский. Он исходил из идеи природного равенства людей и наличия у них природных дарований, нуждающихся в развитии. Воспитание и образование, по Коменскому, как раз и должны способствовать совершенствованию человеческой природы. Многоаспектность и сложность проблемы факторов развития личности попытался осмыслить Дж.Локк. В своем философско-педагогическом сочинении «Об управлении разумом» он признавал наличие различных природных способностей у людей. Важнейшими средствами их развития он считал упражнение и опыт. «Мы рождаемся на свет со способностями и силами, позволяющими делать почти все, - писал по этому поводу Локк, - но только упражнение этих сил может сообщить нам умение и искусство в чем-либо и вести нас к совершенству» . Конечно, можно не согласиться с таким мнением, даже исходя из мысли, что если нет голоса, то певцом наврятли станешь.

Исходя из этого можно выделить один из факторов, влияющих на формирование личности. Это биологический фактор. Многие учение отводят ему первостепенную роль.

Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек - это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов - общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.) . Такие наследственные качества ребенка, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других, так как не существует двух одинаковых детей с точки зрения их биологической наследственности. Даже близнецы имеют различия.

Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей.

Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание - продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей .

Таким образом можно выделить следующий фактор формирования личности – социальный. Одних природных данных не достаточно, чтоб стать образованным и воспитанным человеком.

Еще Аристотель писал, что "душа - есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена". Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится (tabula rasa). Французский философ К. А. Гельвеций учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития и различия в психических особенностях объясняются исключительно различным влиянием среды и различными воспитательными воздействиями. Социальная среда понимается в этом случае метафизически, как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды .

В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению . На ребенка с малых лет оказывает огромное влияние воспитание, обучение, родители, общество.

Значение социальной среды как фактора формирования личности подчеркивал Д.Толанд. По его мнению, ни один человек не может ни хорошо, ни счастливо, ни вообще жить без помощи и содействия других людей. Толанд верил в могущественность образования и воспитания и предлагал предоставить всем людям одинаковые возможности для образования, путешествий, общения . Соотношение факторов формирования личности вызывало полемику французских философов К.А.Гельвеция и Д.Дидро. В трактате «Об уме» Гельвеций выяснял, что могут сделать для развития ума природа и воспитание. Природу он рассматривал как силу, одарившую человека всеми чувствами. Различия в природной организации людей существуют лишь в том смысле, что у них по-разному организованны органы чувств. У людей, которых Гельвеций называл нормально организованными, умственное превосходство не связано с большим или меньшим превосходством чувств. Более тонкие чувства, по его мнению, могут повлиять не на обширность ума, а на его род и сделать одного ботаником, а другого историком. Чем же на самом деле обусловлено умственное неравенство людей «в среднем нормально организованных»? Гельвеций склонен объяснять существующие различия причинами духовного порядка и прежде всего воспитанием и формой правления. Итогом размышлений философа на данную тему стала всем известная формула: «Тем, чем мы являемся, мы обязаны воспитанию» . Ж.Ж.Руссо выделял три основных фактора формирования личности: природа, люди и окружающие вещи. Природа развивает способности и чувства ребенка, люди учат, как ими пользоваться, а окружающие вещи способствуют обогащению опыта .

В итоге можно выделить еще один фактор, влияющий на формирование личности – это деятельность и саморазвитие.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника и в то же время осуществления коллективного воспитания и стимулирования самоуправления личностью своим дальнейшим развитием.

Человек развивается в той мере, в какой он "присваивает человеческую действительность", в какой он овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. "Человека, - пишет Г. С. Батищев, - нельзя "сделать", "произвести", "вылепить" как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной - совместной с другими людьми деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)..."

Характер развития каждой личности, широта, глубина этого развития при одинаковых условиях обучения и воспитания зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии отдельных людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия .

Можно сделать вывод, что все эти факторы взаимосвязаны. Если исключить хоть один, то мы не получим образованного и воспитанного человека.

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Похожие публикации