Энциклопедия пожаробезопасности

Тест по черная курица или подземные жители. Учебно-методический материал по литературе (5 класс) на тему: Вариант урока по сказочной повести А.Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители": система вопросов и заданий (5 класс). Вопрос игро
































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока-викторины:

  • Образовательные: осмысление нравоучительного содержания и загадочного сюжета сказки; выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала; углубление знаний о литературной сказке, детальный разбор.
  • Развивающие: развитие монологической и диалогической речи обучающихся; развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать); развитие навыков выразительного чтения, пересказа; развитие воображения, фантазии; расширение словарного запаса;
  • Воспитательные: формирование нравственных ориентаций на распознавание истинных и ложных ценностей; выявление актуальности произведения для современных школьников; воспитание чувства ответственности за свои поступки; воспитание нравственных качеств обучающихся на примере главного героя; воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.

Методы и приёмы: словесный, наглядно-иллюстративный, проблемный.

Оборудование: Компьютер. Проектор. Экран. Презентация “Литературная викторина”. Столики для игроков с сигнальными кнопками. Фишки золотого и серебряного цвета. Медаль для победителя.

Ход викторины: От класса выбирается 6 игроков (или по одному представителю от класса при игре в параллели 5 классов). Ведущий задает вопрос, первый, кто нажимает сигнальную кнопку, даёт максимально приближенный к тексту ответ. Правильный ответ выводится на экран. За полный ответ даётся золотая фишка, которая оценивается в один балл, за частичный ответ даётся серебряная фишка и оценивается в пол балла. Дополнять ответы могут болельщики, которые также имеют право на фишки. В конце игры подсчитываются баллы, и определяется победитель.

Ход нетрадиционного урока-викторины

Организационный момент.

Ведущий-учитель объясняет правила литературной викторины.

(Слайд 1) Мы с вами прочитали много замечательных книг. И вот познакомились ещё с одним писателем – Антонием Погорельским и с его удивительной сказкой “Черная курица, или Подземные жители”. Красивая, тихая, грустная сказка о тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении курицы Чернушки, о загадочном подземном народе… И сегодня наша игра посвящается этой сказке.

Вступление.

(Слайд 2) По холодным улицам зимнего Петербурга едет карета. Ее пассажир – седой человек с удивительно добрыми и какими-то детскими глазами – глубоко задумался. Он думает о мальчике, которого собирается навестить. Это его племянник, Алеша-маленький.

(Слайд 3) Экипаж останавливается, и пассажир с чуть печальным, но по-мальчишески отважным лицом задумывается о том, как одинок его маленький друг, которого родители отправили в закрытый пансион и даже навещают редко. К Алеше часто ездит только его дядюшка, потому что очень привязан к мальчику и потому что он хорошо помнит свое одиночество в таком же пансионе много лет назад. Кто же такой этот человек?

(Слайд 4) Это, как вы уже догадались, Антоний Погорельский, настоящее имя которого Алексей Алексеевич Перовский.

(Слайд 5) Сын вельможи, богатого и могущественного графа Алексея Кирилловича Разумовского. Сын такого человека мог бы быть принцем, но Алексей был незаконнорожденным. К Алексею граф Алексей Кириллович особенно благоволил. Но человек он был горячий, способный на страшные взрывы гнева. И вот в одну из таких злых минут он и сослал сына в закрытый пансион.

(Слайд 6) Как Алеша был одинок в холодных казенных комнатах! Он очень тосковал и вот однажды решил бежать из пансиона. Памятью о побеге осталась на всю жизнь хромота: Алеша упал с забора и повредил ногу. Перовский взял себе фамилию Погорельский в честь села Погорельцы, где он жил.

(Слайд 7) Потом Алеша вырос. В августе 1805 года Алексей поступил в Московский университет и в октябре 1807 года закончил его со степенью доктора философских и словесных наук.

(Слайд 8) Антоний Погорельский вел жизнь прилежного чиновника, стал одним из учредителей "Общества любителей российской словесности". В 1812 году воевал с Наполеоном. В 1816 г. вернулся в СП, но на его попечении осталась сестра с племянником, которых он увез в свое наследственное малороссийское имение Погорельцы.

(Слайд 9) Здесь Погорельский сочинил первые в России фантастические повести. Сначала, в 1825 году, он опубликовал "Лафертовскую маковницу”. Тремя годами позднее выйдет книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии", сказка “Чёрная курица, или подземные жители”.

(Слайд 10) Летом 1836 года А.Погорельский для лечения "грудной болезни" поехал в Ниццу и по пути туда умер в Варшаве.

(Слайд 11) Мы коротко познакомили гостей нашей викторины с замечательным автором Антонием Погорельским и теперь самое время пригласить участников литературной викторины на сцену. Итак, на сцену приглашаются_________________________________.

Желаем всем вам удачи! Будьте внимательны и быстры.

А за ходом нашей викторины будут следить члены жюри ___________________________.

Итак, все готовы? И мы начинаем!

Викторина.

(Слайд 12) Погорельский написал несколько книг для взрослых, но одна его книга была для него особенно важной – это его сказка “Черная курица”. Ее он написал для своего племянника. Алеша-маленький рассказывал Погорельскому, как, гуляя на пансионатском дворе, он подружился с курицей, как спас ее. А потом этот реальный случай превратился под пером Погорельского в волшебную сказку, добрую и мудрую.

(Слайд 13. Вопрос 1) И теперь, мы можем задать вам первый вопрос.

Так кто же был этот мальчик, для которого и была написана сказка “Черная курица”? Кто же этот мальчик Алёша?

(Ответ игроков)

(Слайд 14) Посмотрим на экране правильный ответ.

И действительно, это Алексей Николаевич Толстой.

(Слайд 15) Лет сорок тому назад в С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотою, хотя и далеко еще не был таким, как теперь.

А теперь второй вопрос: Какие достопримечательности Петербурга упоминаются в начале повести Антония Погорельского?

(Ответ игроков)

(Слайд 16) Правильный ответ:

Исаакиевская площадь, Конногвардейский манеж, монумент Петра Великого, Адмиралтейство.

(Слайд 17) В числе тридцати или сорока детей, обучавшихся в том пансионе, находился один мальчик, по имени Алеша. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно; но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда Алеша горько чувствовал свое одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг.

(Ответ игроков)

(Слайд 18) Смотрим на экран….

Учитель был родом немец, а в то время в немецкой литературе господствовала мода на рыцарские романы и на волшебные повести, - и библиотека, которою пользовался наш Алеша, большею частию состояла из книг сего рода.

(Слайд 19) К дому этому принадлежал довольно пространный двор, отделенный от переулка деревянным забором из барочных досок. Всякий раз, когда позволяли ему в часы отдохновения играть на дворе, первое движение его было - подбегать к забору.

Внимание вопрос: А зачем он это делал?

(Ответ игроков)

(Слайд 20) Всё внимание на экран:

Тут он становился на цыпочки и пристально смотрел в круглые дырочки, которыми усеян был забор. Он всё ожидал, что когда-нибудь эта волшебница явится в переулке и сквозь дырочку подаст ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки, от которых не получал он давно уже никакого известия.

(Слайд 21) А теперь у нас видеовопрос. Посмотрите отрывок из мультфильма “Черная курица” и скажите, все ли соответствует содержанию книги?

(Ответ игроков)

(Слайд 22) Слушаем правильный ответ.

Алеша спас Чернушку от кухарки, а не от коршуна. (Алеша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая, воспользовавшись этим, от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.)

Что отдал Алеша кухарке Тринушке за жизнь Чернушки? И почему этот предмет был ему так дорог?

(Ответ игроков)

(Слайд 24) Смотрим на экран:

Алеша вынул из кармана империал, составлявший всё его имение, который берег он пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки...

(Слайд 25) В тот день, когда Алеша спас Чернушку, все готовились к встрече очень важного гостя.

А кто был этот гость и чему так был удивлен Алеша, когда увидел его?

(Ответ игроков)

(Слайд 26) Давайте проверим, правильный ли дан ответ .

Гостем был директор. Алеша, к крайнему удивлению, увидел... не шлем пернатый, но просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой, как после заметил Алеша, был маленький пучок! Когда вошел он в гостиную, Алеша еще более удивился, увидев, что, несмотря на простой серый фрак, бывший на директоре вместо блестящих лат, все обращались с ним необыкновенно почтительно.

(Слайд 27.) Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг откуда ни взялись маленькие свечки в серебряных шандалах, не больше как с Алешин маленький пальчик. Шандалы эти очутились на полу, на стульях, на окнах, даже на рукомойнике, и в комнате сделалось так светло, как будто днем.

А что же такое шандалы?

(Ответ игроков)

(Слайд 28) Совершенно верно.

Это подсвечники.

(Слайд 29) Тут только Алеша заметил, что подле попугая стояла кровать с белыми кисейными занавесками, сквозь которые он мог различить старушку, лежащую с закрытыми глазами: она показалась ему как будто восковая. В другом углу стояла такая же точно кровать, где спала другая старушка, а подле нее сидела серая кошка и умывалась передними лапами. Проходя мимо нее, Алеша не мог утерпеть, чтоб не попросить у ней лапки..

Какие были последствия такого необдуманного поступка Алеши?

(Ответ игроков)

(Слайд 30) Слушаем правильный ответ:

Лишь только они подошли к двери, как соскочили со стен два рыцаря, ударили копьями об щиты и бросились на черную курицу. Чернушка подняла хохол, распустила крылья... Вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, - и начала с ними сражаться! Рыцари сильно на нее наступали, а она защищалась крыльями и носом.

Ты добрый мальчик, - сказала курочка, - но притом ты ветрен и никогда не слушаешься с первого слова, а это нехорошо! Вчера я говорила тебе, чтоб ты ничего не трогал в комнатах старушек, - несмотря на то, ты не мог утерпеть, чтобы не попросить у кошки лапку. Кошка разбудила попугая, попугай старушек, старушки рыцарей - и я насилу с ними сладила!

А теперь наши участники немного отдохнут, а следующий вопрос будет для наших зрителей. Просим с места не выкрикивать, а если кто-то выкрикнет, то игрок этого класса будет оштрафован, а это значит, что игрок лишается одного жетона. Чтобы дать ответ нужно быстро поднять руку.

(Слайд 31) Итак вопрос.

Опишите залу, в которую попал Алеша после длинных подземных переходов.

(Ответ болельщиков)

(Слайд 32)Правильно ли ответили наши болельщики? Проверяем… Вдруг вошли они в залу, освещенную тремя большими хрустальными люстрами. Зала была без окошек, и по обеим сторонам висели на стенах рыцари в блестящих латах, с большими перьями на шлемах, с копьями и щитами в железных руках.

(Слайд 33) На следующую ночь Алеша опять оделся и пошел за курицею. Опять вошли они в покои старушек, но в этот раз он уже ни до чего не дотрагивался.

Вопрос игрокам: А что же произошло на этот раз?

(Ответ игроков)

(Слайд 34) Всё верно, всё внимание на экран…

Фарфоровые куклы кивали Алеше головою, но он помнил приказание Чернушки и прошел не останавливаясь, однако не мог утерпеть, чтоб мимоходом им не поклониться. Куколки тотчас соскочили со стола и побежали за ним, всё кивая головою. Чуть-чуть он не остановился - так они показались ему забавными; но Чернушка оглянулась на него с сердитым видом, и он опомнился.

(Слайд 35) Отворилась боковая дверь, и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина, в нарядных разноцветных платьях. …Долго смотрел Алеша на них молча и только что хотел подойти к одному из них с вопросом, как отворилась большая дверь в конце залы... Все замолкли, стали к стенам в два ряда и сняли шляпы. В одно мгновение комната сделалась еще светлее; все маленькие свечки еще ярче загорели - и Алеша увидел …

Внимание вопрос: А что же он увидел?

(Ответ игроков)

(Слайд 36) Проверяем, правильный ли дан ответ…

Двадцать маленьких рыцарей попарно входили тихим маршем. Потом в глубоком молчании стали они по обеим сторонам кресел. Немного погодя вошел в залу человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. Алеша тотчас догадался, что это должен быть король.

(Слайд 37) За спасение министра король решил щедро отблагодарить Алешу. Алеша задумался и не знал, чего пожелать. Если б дали ему более времени, то он, может быть, и придумал бы что-нибудь хорошенькое; но так как ему казалось неучтивым заставить дожидаться короля, то он поспешил с ответом.

Итак, вопрос: Так что же пожелал Алеша и как король отреагировал на его пожелание?

(Ответ игроков)

(Слайд 38) Ответ верный!

Я бы желал, - сказал он, - чтобы, не учившись, я всегда знал урок свой, какой бы мне ни задали.

Не думал я, что ты такой ленивец, - отвечал король, покачав головою. - Но делать нечего: я должен исполнить свое обещание.

(Слайд 39) Что же было подарено Алеше за спасение Чернушки и на каких условиях?

(Ответ игроков)

(Слайд 40) Всё правильно!

Король махнул рукою, и паж поднес золотое блюдо, на котором лежало одно конопляное семечко.

Возьми это семечко, - сказал король. - Пока оно будет у тебя, ты всегда знать будешь урок свой, какой бы тебе ни задали, с тем, однако, условием, чтоб ты ни под каким предлогом никому не сказывал ни одного слова о том, что ты здесь видел или впредь увидишь. Малейшая нескромность лишит тебя навсегда наших милостей, а нам наделает множество хлопот и неприятностей.

(Слайд 41) В знак признательности за спасение министра было решено показать Алеше все подземные редкости.

А о каких редкостях шла речь?

(Ответ игроков)

(Слайд 42) Ответ на экране:

Сначала министр повел Алешу в сад. Из сада пошли они в зверинец. Возвратившись в комнаты после прогулки, Алеша в большой зале нашел накрытый стол. Далее они поехали на охоту.

(Слайд 43). На охоте было повержено восемь крыс. После охоты Алеша задал вопрос министру.

Скажи, пожалуйста, зачем вы убили бедных крыс, которые вас не беспокоят и живут так далеко от вашего жилища?

В этом и состоит следующий вопрос нашей игры. Ответьте на вопрос Алеши.

(Ответ игроков)

(Слайд 44) Если мы выслушали все ответы, то смотрим на экран: - Если б мы их не истребляли, - сказал министр, - то они вскоре бы нас выгнали из комнат наших и истребили бы все наши съестные припасы. К тому же мышьи и крысьи меха у нас в высокой цене, по причине их легкости и мягкости. Одним знатным особам позволено их у нас употреблять.

(Слайд 45) Министр очень удивился, что Алеша никогда не слышал о подземных жителях. Он сказал…

Неужели ты никогда не слыхал, что под землею живет народ наш? Правда, не многим удается нас видеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается…

Вопрос: А почему подземные жители все реже стали показываться людям и какие последствия влекли за собой необдуманные поступки людей?

(Ответ игроков)

(Слайд 46) Вы абсолютно правы. Внимание на экран…:

Потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти - далеко-далеко в другие страны.

(Слайд 47) Вопрос для зрителей.

На каком уроке Алеше пришлось впервые испытать волшебную силу конопляного семечка?

(Ответ зрителей)

(Слайд 48) Вы хорошо изучили произведение, молодцы! Смотрим на экран:

Исторический урок особенно беспокоил Алешу: ему задано было выучить наизусть несколько страниц из Шрековой "Всемирной истории", и он не знал еще ни одного слова! Настал понедельник, и начались классы. От десяти часов до двенадцати преподавал историю сам содержатель пансиона.

(Слайд 49) Обладая новым даром, Алеша безошибочно, не останавливаясь, проговорил заданное. Учитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях.

А что мешало Алеше насладиться успехом?

(Ответ игроков)

(Слайд 51) Алеша сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснеясь, похвалы, которыми его осыпали. Притом Алеша стал страшный шалун.

А какова причина шалостей Алеши?

(Ответ игроков)

(Слайд 52) Проверяем….

Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.

(Слайд 53) Когда Алеша потерял конопляное зернышко, Чернушка вернул его, сказав следующее:

Теперь я должна тебя оставить, Алеша! Вот конопляное зерно, которое выронил ты на дворе. Напрасно ты думал, что потерял его невозвратно. Помни, однако, что ты дал честное слово сохранять в тайне всё, что тебе о нас известно... Алеша! К теперешним худым свойствам твоим не прибавь еще худшего…

А какое свойство человека худшее? И что говорил Чернушка о пороках?

(Ответ игроков)

(Слайд 54) Верно, худшее свойство человека - неблагодарность.

Не полагай, - отвечала Чернушка, - что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою.

(Слайд 55) Учитель согласился простить Алешу только с одним условием, если тот признает вину свою и расскажет, когда же он выучил урок. Алеша совершенно потерял голову... он забыл обещание, данное подземельному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях...

Какова была реакция учителя на рассказ о подземных жителях?

(Ответ игроков)

(Слайд 56) Проверим, правильный ли ответ был дан…

Учитель не дал ему договорить...

Как! - вскричал он с гневом. - Вместо того чтобы раскаяться в дурном поведении вашем, вы меня еще вздумали дурачить, рассказывая сказку о черной курице?.. Этого слишком уже много. Нет, дети! Вы видите сами, что его нельзя не наказать!

И бедного Алешу высекли!!

(Слайд 57) Вдруг кто-то дернул за одеяло... Алеша невольно проглянул, и перед ним стояла Чернушка.

Внимание, вопрос! В каком виде предстала Чернушка в последний раз и что так ужаснуло Алешу?

(Ответ игроков)

(Слайд 58) Смотрим на экран…

Чернушка предстала не в виде курицы, а в черном платье, в малиновой шапочке с зубчиками и в белом накрахмаленном шейном платке, точно как он видел ее в подземной зале. Министр поднял обе руки кверху, и Алеша увидел, что они были скованы золотою цепью... Он ужаснулся!..

(Слайд 59) Что стало с подземными жителями, и как сложилась дальнейшая жизнь Алеши?

(Ответ игроков)

(Слайд 60) К сожалению, всё так и произошло…

Подземные жители вынуждены были оставить свое жилье и уйти навсегда. А Алеша, после долгой болезни, старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг - которых, впрочем, ему и не задавали.

(Слайд 61) И последний вопрос к залу. Мы можем немного порассуждать, пока жюри подводит итоги викторины.

Каковы нравственные уроки жизни, которые даёт нам сказка “Черная курица”?

(Несколько вариантов ответов из зала)

Обобщение.

(Слайд 62) Итак, подведем итог:

Нравственные уроки жизни:

Нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.

Надо развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга, честность, уважение к людям, доброту.

Надо быть строгим к себе.

(Слайд 63. <Рисунок 54>)Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...

Награждение победителей.

(Слайд 64) Мы закончили нашу викторину и можем объявить победителей!

И УМНИКОМ (УМНИЦЕЙ) нашей викторины становится __________

Поздравляем победителя! Всем спасибо! До новых встреч!

Источники.

2.Нравственные уроки жизни. Анализ сказки Антония Погорельского "Черная курица, или Подземные жители" Ефименко Наталья Викторовна http://festival.1september.ru/articles/596888/

3. А.Погорельский. “Черная курица, или подземные жители” - поисковая система Яндекс.

4. Рисунки – поисковая система Яндекс.

Викторина для младших школьников по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Описание. Данная викторина разработана для учителей начальных классов для закрепления и обобщения знаний учащихся сказки А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители». Викторина может быть использована как на внеклассном мероприятии, так и на этапе закрепления изученного материала.
Цель: выявление знаний текста произведения, а также степень усвоения изученного материала; углубление знаний о литературной сказке.
Задачи: развитие мыслительной деятельности (умения анализировать, синтезировать, обобщать); расширение словарного запаса; воспитание чувства ответственности за свои поступки; воспитание нравственных качеств обучающихся на примере главного героя; воспитывать внимательного читателя через чтение произведения к его анализу.
Планируемые результаты:

Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе;

Регулятивные УУД:
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи.

Ход занятия

Учитель: На уроке чтения мы с вами познакомились с творчеством Антония Погорельского. Скажите, ребята, понравилась ли вам сказка? К какому типу относится данная сказка?
Ученики: Сказка «Чёрная курица, или Подземные жители» является волшебной.
Учитель: Сегодня нашу викторину мы посвятим данной сказке и ещё раз окунемся в загадочный, таинственный мир. Перед тем как начать викторину я предлагаю вам разделится на три команды. (Можно ученикам предложить, что команда это ряд, за которым сидят учащиеся). Выберите название команды. Желательно, чтобы название команды было связано со сказкой. Начинаем викторину!
Вопрос №1 (Слайд 2.)
Учитель: Прежде чем приступим к сказке, мы сначала поговорим о её авторе. Назовите настоящее имя, отчество и фамилию автора сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»
Ответ: Алексей Алексеевич Перовский

Вопрос №2 (Слайд 3.)
Учитель: Кто главный герой сказки «Чёрная курица, или Подземные жители»?

Ответ: Мальчик Алёша
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №3 (Слайд 4.)
Учитель: В каком городе располагался пансионат, в котором обучался Алёша?
Ответ: Санкт-Петербург
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Давайте мы с вами остановим нашу викторину и поговорим об этом потрясающе красивом городе. Кто его основал? Какое еще название существовало у данного города? Какие сооружения истории там есть? Продолжаем нашу викторину.

Вопрос №4 (Слайд 5.)
Учитель: Какие книги любил читать Алёша?
Ответ: о рыцарях


Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, а какие книги любите читать вы? Почему они вам нравятся? слушаем следующий вопрос викторины.

Вопрос №5 (Слайд 6.)
Учитель: Что любил делать Алёша, когда все товарищи разъезжались по домам?
Ответ: смотреть сквозь щель забора, кормить курочек
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. А чем вы любите заниматься вы в свободное время? Есть ли у вас хобби? Внимание, следующий вопрос.

Вопрос №6 (Слайд 7.)
Учитель: Кто, по представлению мальчика, мог появиться в переулке и сквозь дырочку подать ему игрушку, или талисман, или письмецо от папеньки или маменьки?
Ответ: волшебница
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, давайте вспомним с вами сказки, в которых встречаются волшебники и волшебницы. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №7 (Слайд 8.)
Учитель: Вспомните, кто жил в комнате старушек голландок?
Ответ: Попугай
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, расскажите вы про своих домашних животных. Слушаем следующий вопрос.

Вопрос №8 (Слайд 9.)
Учитель: Как звали курицу, которую больше всех любил Алёша?
Ответ: Чернушка
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Слушаем следующий вопрос.

Вопрос №9 (Слайд 10.)
Учитель: Что подарил Алёше подземный король?
Ответ: конопляное семечко

Вопрос №10 (Слайд 11.)
Учитель: Кто соскочил со стен в подземелье, и с кем пришлось сражаться Чернушке?
Ответ: с рыцарями

Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, при прочтении данного отрывка какие чувства вы испытывали? Волнение? Страх? Расскажите. А вот и следующий вопрос.

Вопрос №11 (Слайд 12.)
Учитель: На кого охотился Алеша в подземном царстве?
Ответ: на крыс
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Внимание, следующий вопрос.

Вопрос №12 (Слайд 13.)
Учитель: Кем оказалась Черная курица?
Ответ: министром подземного короля.
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, а вы ожидали такого поворота событий? Слушаем следующий вопрос викторины.

Вопрос №13 (Слайд 14.)
Учитель: Из-за чего Алёша может лишиться волшебного подарка (милости короля)?
Ответ: из-за нескромности
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, как бы вы поступили на месте Алёши? Предпоследний вопрос нашей викторины.

Вопрос №14 (Слайд 15.)
Учитель: Что дал кухарке Алёша, чтобы спасти курицу?
Ответ: монету


Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Внимание, ребята, последний вопрос.

Вопрос №15 (Слайд 16.)
Учитель: Как называлось заведение, в котором жил и учился Алеша?
Ответ: пансион
Учитель: Команда, которая дала ответ верный и быстрее всех получает 1 балл. Ребята, что вы можете рассказать о пансионе? Чем он отличатся от современной школы? Подведем итоги викторины. Посчитаем баллы команд. Поздравляем победителей викторины, а также команд-участниц, занявших 1 и 2 места. Вы все старались показать свои знания и стремились к победе. Молодцы, ребята!!!

Презентация на тему: Викторина для младших школьников по сказке А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Контрольная работа (тест)

по сказке А. Погорельского

« Черная курица или Подземные жители»

1. Мужской пансион находился:

А) на Исаакиевской площади;

Б) на Васильевском острове;

В) у Адмиралтейства.

2.Что делал Алеша по воскресеньям и по праздникам:

А) гулял; б) рисовал; в) читал.

3).Любимая курочка Алеша была:

А) пушистая белая; б) черная хохлатая; в) пестрая.

4. Чтобы кухарка не зарезала Чернушку, Алеша дал ей:

А) империал; б) жемчужину; в) драгоценный камень.

5. Пройдя через сени, Алеша с Чернушкой оказались:

А) в саду; б) в комнатах старушек голландок; в) в зале с нарядными стенами.

6. В зале, освещенной тремя большими хрустальными люстрами, Чернушка сражалась:

А) со стражниками; б) с рыцарями; в) с солдатами.

7.В богато убранной зале Алеша обратил внимание на то, что панели и двери там были из:

А) мрамора; б) чистого золота; в) малахита.

8.У маленьких людей в нарядных разноцветных платьях на головах были:

А) маленькие белые шапочки; б) круглые шляпы с перьями; в) рыцарские шлемы.

9.У Чернушки была должность:

А) главный министр; б) королевский писарь; в) министр иностранных дел.

10.В благодарность за спасение Чернушки король дал Алеше обладающее волшебной силой:

А) зерно подсолнуха; б) гречневое зернышко; в) конопляное семечко.

11.Мышьи и крысьи меха в царстве маленьких людей «дозволено было употреблять»:

А) знатным особам; б) детям; в) всем.

12.Когда по Петербургу разнесся слух о необыкновенных способностях Алеши, в пансион несколько раз приезжал:

А) император; б)директор училищ; в)чиновник – смотритель.

13.Через некоторое время нрав Алеши из доброго, милого и скромного сделался:

А) злым и непокорным; б) гордым и непослушным; в) своенравным и нахальным.

14.Когда учитель задал Алеше выучить 20 страниц, мальчик не смог ответить урок потому что:

А) он не смог выучить такой большой объем материала;

Б) он растерялся;

В) он потерял конопляное зернышко.

15. Наказав Алешу, учитель:

А) поставил его на крупу; б) посадил его на хлеб и воду; в) закрыл его в темном чулане.

16.Из- за предательства Алеши Чернушка вынужден был носить:

А) толстые веревки; б) цепь; в) холщовую рубаху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители". Самоанализ урока

Презентация. Урок по сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители".

Традиционный урок комбинированного типа. Текст сказки как задачник нравственности. Задания к уроку позволяют развивать не только логическое мышление, но и образное восприятие произведения учащимися....

"Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Нравоучительное содержание.

А. Погорельский. "Черная курица, или Подземные жители. Фантастическое и достоверно - реальное в сказке. Нравоучительное содержание"...

Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Сказка Антония Погорельского « Черная курица, или Подземные жители».Фантастическое и достоверно-реальное в сказке.Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание...

Тест по произведению Антония Погорельского

5 класс
Данный тест состоит из 22 вопросов. На каждый вопрос нужно дать по 1 правильному ответу, а на последний – развернутый ответ из 4-5 предложений. На выполнение теста отводится 40 минут (1 урок).

Перевод баллов в оценку
Менее 50 % - «2»
От 50 – 64 % - «3»
От 65 – 94 % - «4»
От 95 – 100 % - «5»

Какое название дал Антоний Погорельский своей сказочной повести?
«Черная птица, или Подземные жители»
«Черная курица, или Подземные жители»
«Черная курица, или Подземные обитатели»В каком месте происходит действие сказочной повести?
В Санкт-Петербурге
В тридевятом государстве
В Москве

3. Имя главного героя повести?
Антоша
Алеша
Андрюша

Где воспитывался Мальчик?
в гимназии
в пансионате
в пансионе

5. Что такое дортуар?
ванная комната
спальная комната детей
помещение для занятий

6. Укажите возраст героя:
9-10 лет
8-9 лет
6-7 лет

7. Чем он занимался по воскресеньям и праздничным дням?
рисовал животных
ездил домой к родителям
читал в одиночестве

8. О ком идет речь: «которые жили около забора в нарочно для них выстроенном домике и целый день играли и бегали на дворе»?
о курицах
о собаках
о детях

9. Что такое «зимние вакации»:
зимние прививки
зимние каникулы
зимние забавы на улице

10. Кухарка с большим ножом попросила мальчика:
помочь ей на кухне

поймать курицу
не мешать ей готовить обед

11. Как мальчик убедил Кухарку не жаловаться учителю?
он пригрозил ей расправой
он пообещал, что будет послушным
он дал ей империал12. Где побывал Мальчик вместе с Чернушкой?
дома у своих родителей
в подземном царстве

на кухне
13. Почему король был огорчен выбором подарка, который сделал Мальчик?
передумал дарить
из-за ленивости Мальчика
из-за плохой погоды

14. Почему главный герой не чувствовал удовольствия, когда его хвалил учитель за выученный урок?
урок не стоил ему труда

учитель льстил ему

у него болел живот15. Что происходило с характером главного героя после того, как он прославился на весь Петербург своим умом?
он впал в депрессию

он начал важничать перед другими и вообразил себя умнее всех
он получил Нобелевскую премию

16. Выучил ли Мальчик свое самое большое задание в 20 страниц (без помощи зернышка)?
да
наполовину
нет

17. Каким было наказание за невыученный урок?
убираться в пансионе

сидеть в комнате на хлебе и воде

исключение из пансиона18. Каким образом Мальчику удалось вернуть себе зернышко?
ему вернула его Чернушка
он отыскал его на заднем дворе
оно было в другом кармане

19. Закончи мудрое изречение, произнесенное Чернушкой: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в »
окно
в щёлочку
трубу

20. Почему Мальчик рассказал учителю о Черной курице и подземных жителях?
он хотел похвалиться своими знакомствами
его об этом попросила Черная курица
его собирались высечь розгами

21. Что случилось с подземными жителями после того, как Мальчик выдал их тайну?
они переселились в пансион
всё осталось по-прежнему
они вынуждены были переехать
22. «Алеша стыдился об этом говорить» - о чем? А вам когда-нибудь стыдно было за свои поступки? Напишите ответ на вопрос. Какой выход из этой ситуации нашли вы?

Урок по сказочной повести А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» (5 класс)

СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Настоящее имя Антония Погорельского, автора «Чёрной курицы…»,- Алексей Перовский. Это был очень умный и образованный человек. Он стал доктором философии в 19 лет. Был избран в члены Российской Академии Наук. Алексей Перовский – знаток и ценитель русского и европейского искусства. Он приходился дядей будущему знаменитому и очень хорошему писателю Алексею Константиновичу Толстому (автору «Золотого ключика») и приохотил племянника к чтению. Именно ему-то и посвящена повесть «Чёрная курица, или Подземные жители».

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА НА ЗНАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЕСТИ

  1. За что король подземного царства наградил Алёшу? (за спасение министра Чернушки )
  2. На каких хищников охотились жители подземного царства? (на крыс )
  3. Какой волшебной силой наделило Алёшу конопляное семечко (его владелец мог легко ответить любой урок, не уча )
  4. Почему Алёша потерял семечко в первый раз? (в наказание за дурное поведение )
  5. Что случилось после того, как Алёша выдал тайну подземных жителей (они вынуждены были уйти )

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. РАБОТА С ТЕКСТОМ

С чего начинается повесть?

Прочитайте фрагменты повести, доказывающие это.

Лет сорок тому назад в С.-Петербурге, на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона, который еще и до сих пор, вероятно, у многих остался в свежей памяти, хотя дом, где пансион тот помещался, давно уже уступил место другому, нисколько не похожему на прежний. В то время Петербург наш уже славился в целой Европе своею красотою, хотя и далеко еще не был таким, как теперь. Тогда на проспектах Васильевского острова не было веселых тенистых аллей: деревянные подмостки, часто из гнилых досок сколоченные, заступали место нынешних прекрасных тротуаров. Исакиевский мост -- узкий в то время и неровный -- совсем иной представлял вид, нежели как теперь; да и самая площадь Исакиевская вовсе не такова была. Тогда монумент Петра Великого от Исакиевской церкви отделен был канавою; Адмиралтейство не было обсажено деревьями; манеж Конногвардейский не украшал площади прекрасным нынешним фасадом; одним словом, Петербург тогдашний не то был, что теперешний…

…спальные комнаты детей, находились в нижнем этаже, по правую сторону сеней, а по левую жили две старушки, голландки, из которых каждой было более ста лет и которые собственными глазами видали Петра Великого и даже с ним говаривали. В нынешнее время вряд ли в целой России вы встретите человека, который бы видал Петра Великого…

Где живёт Алёша? Почему он там оказался? Хорошо ли ему живётся?

Алёша живёт в пансионе (интернате), родители привезли его сюда два года назад. Сперва Алёша очень скучал по дому, но постепенно привык.

Как относятся к Алёше в пансионе?

Его все (и учителя, и ученики) любят и ласкают.

Чем занимается Алёша в свободное время?

Он любит читать, особенно книги про рыцарей, а потом мечтать, воображая себя рыцарем. Он помогает директору и его жене по хозяйству. Он играет во дворе,кормит курочек, наблюдает за улицей сквозь дырочки на заборе.

Что мы можем сказать об Алёше, зная о его пристрастиях?

Он умный (один из лучших учеников), милый, добрый, заботливый. Он фантазёр и мечтатель (ему кажется, что дырочки в заборе для него просверлили волшебницы). А ещё его единственными друзьями становятся…курицы. Мальчик одинок, родители не приезжают к нему, он единственный из детей не покидает пансион во время праздников и каникул, не получает писем от мамы и папы.

Алёше не хватает родительской любви и ласки. Поэтому он привязывается к курочкам, особенно к Чернушке, которая иногда позволяет себя гладить.

Ещё Алёша миролюбивый, ему не нравится, когда курочки дерутся и он «наказывает» их, не давая им несколько дней угощение. Алёша не выносит жестокости (долго не может забыть зарезанного петушка), у него нежная и впечатлительная душа.

Почему Алёша так яростно кинулся спасать Чернушку?

Он считает её своим другом, любит её.

Расскажите, как Алёша спасает курицу.

Умоляет кухарку Трину, плачет, отдаёт своё единственное сокровище – золотой империал, подаренный бабушкой.

Как это поступок характеризует Алёшу?

Он замечательный друг: готов пожертвовать всем на свете ради спасения Чернушки. Он ни секунды не сомневается в своём решении заплатить за жизнь друга (империал дорог ему,в первую очередь, потому что это это память о бабушке)

Итак, сделаем первые выводы .

Алёша –замечательный мальчик: умный, добрый, наблюдательный, мечтательный. Он способен ради друга пожертвовать всем. Эти его достоинства были высоко оценены королём подземного царства и Алёша удостоился чести стать его гостем.

Прочитайте описание царства.

Оставшись один, Алеша со вниманием стал рассматривать залу, которая очень богато была убрана. Ему показалось, что стены сделаны из Лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионе; панели и двери были из чистого золота. В конце залы, под зеленым балдахином, на возвышенном месте, стояли кресла из золота.

Алеша очень любовался этим убранством, но странным показалось ему, что всё было в самом маленьком виде, как будто для небольших кукол…

Сначала повел он его в сад, устроенный в английском вкусе. Дорожки усеяны были крупными разноцветными камышками, отражавшими свет от бесчисленных маленьких ламп, которыми увешаны были деревья. Этот блеск чрезвычайно понравился Алеше.

Камни эти, -- сказал министр, -- у вас называются драгоценными. Это всё бриллианты, яхонты, изумруды и аметисты.

Ах, когда бы у нас этим усыпаны были дорожки! -- вскричал Алеша.

Тогда и у вас бы они так же были малоценны, как здесь, -- отвечал министр.

Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного. Министр рассказал ему, что мох этот выписан королем за большие деньги из дальних стран и из самой глубины земного шара.

Из сада пошли они в зверинец. Там показали Алеше диких зверей, которые привязаны были на золотых цепях. Всматриваясь внимательнее, он, к удивлению своему, увидел, что дикие эти звери были не что иное, как большие крысы, кроты, хорьки и подобные им звери, живущие в земле и под полами. Ему это очень показалось смешно, но он из учтивости не сказал ни слова.

Возвратившись в комнаты после прогулки, Алеша в большой зале нашел накрытый стол, на котором расставлены были разного рода конфекты, пироги, паштеты и фрукты. Блюда все были из чистого золота, а бутылки и стаканы выточенные из цельных бриллиантов, яхонтов и изумрудов…

Почему король был огорчён выбором подарка, который сделал Алёша?

Мальчик мог попросить что угодно, но выбрал семечко, которое позволит ему хорошо учиться, не прикладывая к этому никаких усилий. Короля расстроила ленивость Алёши.

Что происходит с Алёшей, когда он начинает пользоваться силой волшебного семечка?

Учитель очень его хвалил, однако Алеша не принимал его хвалу с тем удовольствием, которое прежде чувствовал он в подобных случаях. Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок этот не стоил ему никакого труда…

Алеша, как сказал я уже выше, сначала стыдился похвал, чувствуя, что вовсе их не заслуживает, но мало-помалу он стал к ним привыкать, и наконец самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснеясь, похвалы, которыми его осыпали. Он много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их. Нрав Алешин от этого совсем испортился: из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордый и непослушный. Совесть часто его в том упрекала, и внутренний голос ему говорил: "Алеша, не гордись! Не приписывай самому себе того, что не тебе принадлежит; благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай, что ты лучше их. Если ты не исправишься, то никто тебя любить не будет, и тогда ты, при всей своей учености, будешь самое несчастное дитя!"

Иногда он и принимал намерение исправиться; но, к несчастию, самолюбие так в нем было сильно, что заглушало голос совести, и он день ото дня становился хуже, и день ото дня товарищи менее его любили.

Притом Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав. Наконец он так надоел всем дурным своим нравом, что учитель серьезно начал думать о средствах к исправлению такого дурного мальчика…

Изменилось ли отношение к Алёше учеников и учителей?

Да. Учителя стали в наказание задавать ему огромные задания, ругать его, хотя раньше гордились его успехами и приглашали полюбоваться Алёшей родителей и других учителей.

Тогда, когда он был доброе и скромное дитя, все его любили, и если, бывало, подвергался он наказанию, то все о нем жалели, и это ему служило утешением; но теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова. Он решился сам начать разговор с одним мальчиком, с которым в прежнее время был очень дружен, но тот от него отворотился, не отвечая. Алеша обратился к другому, но и тот говорить с ним не хотел и даже оттолкнул его от себя, когда он опять с ним заговорил. Тут несчастный Алеша почувствовал, что он заслуживает такое с ним обхождение товарищей.

Почему король прощает его, вернув ему в первый раз семечко?

Он был великодушен и простил Алёшу. Кроме того, мальчик очень сильно расстраивался и много плакал, оставшись без поддержки товарищей.

Помог ли в конечном счёте Алёше подарок подземного короля? Почему?

Нет. Алёша изменился в худшую сторону. Конопляное семечко не принесло ему счастья, товарищи и учителя отвернулись от героя. Ценна только та победа, которой добиваешься ценой собственных усилий.

Что заставило Алёшу выдать тайну Чернушки и подземных жителей? Узнаём ли в этом его поступке прежнего Алёшу?

Он испугался гнева учителя и унизительного наказания. Смалодушничал. В начале повести Алёша готов был спасти Чернушку любыми средствами, а сейчас он предал друга и принудил подземных жителей стать скитальцами.

Что произошло с Алёшей после того, как он всем рассказал о подземных жителях? Как он меняется?

Алёшу ждали мучительные угрызения совести, раскаяние. Он всегда будет чувствовать себя виноватым в том, что подземные жители вынуждены были покинуть своё прекрасное царство, а Чернушка будет носить на руках цепи.

Автор любит Алёшу, ему горько видеть, как меняется мальчик. ОН сочувствует его трудному сиротливому детству, восхищается его добрыми качествами, благородством.Автор прощает Алёшу за малодушие и предательство, показывая, сколь глубоко его раскаяние. Случившееся стало для Алёши хорошим уроком, и он обязательно исправится и станет прежним.

Недель через шесть Алеша, с помощию Божиею, выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнию казалось ему тяжелым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о черной курице, ни о наказании, которому он подвергся. Алеша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Все его снова полюбили и стали ласкать, и он сделался примером для своих товарищей, хотя уже и не мог выучить наизусть двадцать печатных страниц вдруг -- которых, впрочем, ему и не задавали.

Подведём итоги нашего обсуждения. Сделаем выводы.

О чём же эта сказка?

Она о том, как Алёше пришлось решать трудные нравственные вопросы и о том, как менялся герой.
Алёше пришлось пережить непростые испытания, совершить предательство, а потом глубоко и горько раскаяться в том, каким он стал и сколько горя причинил поверившему ему подземному народцу.

Кто главный герой и кто заглавный?

Главный – Алёша, а заглавные- министр Чернушка и подземные жители.

Согласны ли вы с тем, что эта повесть сказочная? Докажите вашу точку зрения.

Да. В этой истории есть волшебные герои,волшебный предмет. В жизнь реальную вторгается волшебство.

(если остаётся время, можно попросить учеников рассказать о том, как Алёша попал в волшебное царство).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Сравните Алёшу из повести А.Погорельского и Мари из сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король». Найдите сходства и различия между двумя персонажами.

Похожие публикации