Энциклопедия пожаробезопасности

Конспект внеклассного мероприятия на тему "день русского языка". Конспект занятия по развитию речи «Международный день русского языка


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» с. Дивное Апанасенковского района Ставропольского края
Учитель начальных классов
Крячко Светлана Николаевна
2015 год
Работа заняла I место во Всероссийском педагогическом конкурсе, приуроченном ко Дню русского языка, проводимом на Всероссийском Общеобразовательном Портале «Продлёнка. орг» www.prodlenka.org c 15 мая 2015 года по 28 июля 2015 года.
Работа опубликована на авторском сайте http://teacher-kriachko.ru/index.php/lesson-preparation/development-lessons/9-povtorenie
Конспект открытого урока по русскому языка
в 3 классе (УМК «Школа 2100»)
Тема: «Повторение знаний о тексте, предложении, частях речи» (урок №156)
Урок проводится в рамках Недели русского языка, посвящённый Дню русского языка. Это урок закрепления изученного, построен на основе работы с текстами сказок А.С. Пушкина.
Цели. 1. Обобщить и углубить знания о тексте, предложении, частях речи. Показать красоту поэзии Пушкина. Донести до сознания детей значимость творчества А.С. Пушкина для формирования литературного русского языка.
2. Развивать внимание, наблюдательность, мышление.
3. Воспитывать интерес к предмету, любовь к родному языку, чувство гордости за свою страну, любовь и уважение к творчеству Пушкина.
Формируемые УУД
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Предметные: Знать: основные характеристики текстов, видов предложений, главных членов предложения.
Уметь: определять предложения по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов; находить грамматическую основу в предложении; разбирать слова как часть речи.
Метапредметные:
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: интерактивная доска; магнитная доска; плакат «Дуб»; карточки «листья дуба», карточки для работы в группах; авторская презентация «Закрепление знаний о тексте…», авторская презентация «Физминутка по сказкам Пушкина».Форма проведения: урок закрепления знаний.
Данный урок проводится по разделу «Закрепление изученного в 3 классе», с целью углубления знаний о тексте, предложении, частях речи, а так же для воспитания интереса к изучению русского языка.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.Начинается урок.В путешествие пойдём.В страну сказок попадём.Слушай, думай, наблюдай,Сказку нашу отгадай.Глазки дружно закрывайте.Сказку в душу пропускайте.
Постановка проблемы. Определение к деятельности.
Учитель. Кто автор этих строк? Слайд 2
«У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...»
Есенин С.А.
Бальмонт К.Д.
Пушкин А.С.
Маршак С.Я.
Дети. Пушкин.
Учитель. Что писал Александр Сергеевич?
Дети. Стихи, сказки, повести.
Учитель. А как одним словом можно назвать всё это: стихи, сказки, повести?
Дети. Это тексты.
Учитель. А из чего состоят тексты?
Дети. Тексты состоят из предложений.
Учитель. А из чего состоят предложения?
Дети. Предложения состоят из слов.
Учитель. А как мы называем слова в речи?
Дети. Части речи.
Формулирование темы и целей урока.
Учитель. Итак, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Тема сегодняшнего нашего урока:
Повторение знаний о тексте, предложении, частях
Учитель. Давайте, сформулируем цели нашего занятия. Слайд 3
Вспомнить...
Упражняться…
Дети. Вспомнить всё, что знаем о предложении, о частях речи, о текстах.
Упражняться в разборе предложений, в определении частей речи.
Учитель. Ребята. А как вы думаете, почему в начале урока мы вспомнили об А.С. Пушкине?
Дети. (Предположения детей)
Учитель. Да, сегодня мы будем повторять эти знания, опираясь на тексты Пушкина.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
2015 год в России объявлен годом литературы. 6 июня – День русского языка. Это российский и международный праздник. А отмечается он в день рождения великого русского поэта А.С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799г. Слайд 4.
- А как вы думаете, почему именно этот день выбрали для этого праздника?
Дети. Потому что Пушкин написал много интересных произведений (и т.п.).
Учитель. Совершенно верно. Пушкин ещё при жизни был признан гением. В филологии, это наука о языке, он рассматривается как создатель русского литературного языка. Вот. Что писал о нём русский писатель Тургенев И.С.: (Слайд 5)
«Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признаётся даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого…»
Древнегреческий и латинский языки считаются классическим, т.е. самыми главными. На них была написана Библия. Вот какую высокую оценку дали иностранные филологи (это учёные, изучающие языки) нашему языку, благодаря Александру Сергеевичу.
Орфографическая минутка.
Учитель. Запишите дату, классная работа.
Запишите предложение, подчеркните все известные орфограммы. (Слайд 6)
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. (Работа в тетрадях, комментирование)
Повторение знаний о тексте.
Учитель. Что мы называем текстом?
Дети. Это группа предложений, связанных между собой по смыслу.
Учитель. Какие виды текстов вы знаете?
Дети. Текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание.
Учитель. Вот у нас есть тоже волшебный дуб, и мы украсим его листьями. (На магнитной доске рисунок дуба. Учитель прикрепляет листы со словами: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.)Дайте характеристику каждому типу текстов.
Дети. Отвечают.
Повторение знаний о предложении.
Учитель. Из чего состоит текст?
Дети. Текст состоит из предложений.
Учитель. Что вы знаете о предложении?
Дети. Предложение выражает законченную мысль.
Работа в группах.
Учитель. Сейчас вы выполните задания в группах.
1 группа.


группа.

Охарактеризовать каждый вид.
группа.


группа.

Дайте определения известным членам предложения.
Ответы детей. Дети маркером пишут термины и прикрепляют к «дубу». (Повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное, распространённое, нераспространённое, подлежащее, сказуемое)
Развитие орфографической зоркости.
Учитель. Сейчас мы с вами обратимся к творчеству Пушкина. Ребята, какие сказки написал Александр Сергеевич?
Дети. Отвечают.
Учитель. Многие дети знакомятся со сказками Пушкина ещё до школы. Сейчас вы отгадаете волшебные предметы и героев из сказок Пушкина.
Дети записывают отгадки, объясняют орфограммы, называют сказки. Слайд 7.
Рыбка не простая
Чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет,
Желанья исполняет. (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)У царицы злой-презлой
Собеседник не простой.
Не живой, но говорящий,
Скажет правду настоящую. (Зеркало. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)Туча по небу идёт,
Что-то по морю плывёт,
В нём царица и рёбёнок.
Ну-ка, не зевай,
Этот транспорт угадай! (Бочка. «Сказка о царе Салтане»)Чуть опасность затаится –
Верный страж на тонкой спице
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся. (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»)Живёт батрак в поповом доме,
Спит обычно на соломе.
Полбу ест за четверых,
Работает за семерых. (Балда. «Сказка о попе и работнике его Балде»)Учитель. А сейчас настало время отдохнуть. Мы выполним упражнения вместе с героями сказок Пушкина.
Физминутка. Выполняется на фоне мелодии в гостях у сказки. Дети выполняют упражнения.
Закрепление знаний.
Учитель. А сейчас мы отправимся в прекрасный мир Пушкинской поэзии.
(Картинки из сказок, задания по каждой сказке.)
«Сказка о рыбаке и рыбке» Слайд 8
«Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу»
Учитель. Кому принадлежат эти слова? Дайте характеристику, каждому предложению по цели высказывания. (Дети отвечают)
- Запишите побудительное предложение.
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Слайд 9
«Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь, какая подросла!»
Учитель. Кому принадлежат эти слова? Дайте характеристику этим предложениям по интонации.
«Сказка о царе Салтане» Слайд 10
«В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут;Туча по небу идет,Бочка по морю плывет»
Спишите предложение, подчеркните главные члены.
- Что вы можете сказать о предложении?
Дети. Это предложение сложное, в нём четыре грамматических основы.
Учитель. Начертите схему этого предложения. (Проверка через камеру на интерактивной доске)
«Сказка о золотом петушке» Слайд 11
«…Верный сторож как со снаШевельнётся, встрепенётся,К той сторонке обернётся»
Учитель. О ком эти строки? (О петушке)
- Объясните расстановку знаков препинания.
Дети. Это предложение с однородными сказуемыми.
Учитель. Запишите это предложение. Обозначьте грамматическую основу, начертите схему.
«Сказка о попе и работнике его Балде» Слайд 12.
Учитель. Наконец, мы в «Сказке о попе и работнике его Балде»
Какие части речи вы знаете?
Списать предложения, обозначить части речи.
I вариант.
«Живет Балда в поповом доме…»
II вариант.
«Пошёл Балда в ближний лесок…»
Разобрать как части речи: живёт, (в) ближний
Проверка с комментированием.
Рефлексия. Слайд 13
Вот такие прекрасные сказки написал А.С. Пушкин.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что вы узнали нового о Пушкине?
- Какие мы совершенствовали знания?
- А теперь раскрасьте листочки дуба, каждый листик может быть разноцветный: (Слайд 14)
Узнали новое
Было интересно
Удивило
Захотелось узнать новое о Пушкине
Листочки прикрепляются к магнитной доске.
- Вот какой у нас получился красивый дуб! Я вижу много красного цвета.
Ребята, что же вам захотелось узнать об Александре Сергеевиче?
(О его семье, о творчестве, как и где он учился, чем любил заниматься)
- Где можно об этом узнать?
(В библиотеке, в Интернете)
Домашнее задание. (Слайд 15)
Из текстов стихов или сказок А.С. Пушкина выписать три понравившихся предложения, подчеркнуть грамматическую основу.
Используемые ресурсы.
http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-matafonova/stihi-v-nachale-uroka.html
http://miniskazka.ru/pushkin_saltan/saltan2.htmlhttp://miniskazka.ru/pushkin_rybak/rybak.htmlТексты сказок А.С. Пушкина
Приложение 1
группа.
Какие предложения бывают по цели высказывания? (На листах написать термины)
Дать устно характеристику каждому виду предложений по цели высказывания.
группа.
Какие предложения бывают по интонации? (На листах написать термины)
Охарактеризовать каждый вид.
группа.
Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов предложения? (На листах написать термины)
Дайте характеристику этим видам предложений.
4группа.
Что такое грамматическая основа предложения? (На листах написать термины)
Дайте определения известным членам предложения
Приложение 2




Константин Георгиевич Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». Константин Георгиевич Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». 4


Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...» Алексей Николаевич Толстой: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...» 5




МОУ " Чойская СОШ " Атаманова И. В. 7






















ЯЗЫК ДО … ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ… ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 21


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ… ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 22


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ… С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 23


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ … СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 24


ЯЗЫК ДО ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ – ЧТО МЕДУ НАПИТЬСЯ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: … Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 25


ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. ОТ УЧТИВЫХ СЛОВ ЯЗЫК НЕ ОТСОХНЕТ. ИЗ ПЕСНИ СЛОВА НЕ ВЫКИНЕШЬ. С УМНЫМ РАЗГОВОРИТЬСЯ – ЧТО МЕДУ НАПИТЬСЯ. СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ. Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Подходи и бери полной горстью каждый, кому дорого родное слово, бери и украшай свою речь. (А. С. Пушкин) 26








Памятка 1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив 5. Уважай собеседника, не перебивай его. 6. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Памятка 1. Больше читай. Внимательно прочитанная книга – незаменимый источник знания. Читая, старайся запомнить новые для тебя слова. 2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно. 3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями. 4. Будь вежлив 5. Уважай собеседника, не перебивай его. 6. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. 34

Методическая разработка урока-путешествия в 5 классе,

посвященного Дню русского языка.

Цель:

расширить кругозор, познакомившись с истоками русской письменности.

Задачи:

1) познакомить с житием святых Мефодия и Кирилла;

2) формировать уважительное отношение к родным истокам, русскому языку;

3) развивать познавательный интерес к истории родного языка.

Тип урока: комбинированный, интегрированный

Предварительная работа:

1) Составить историческую справку о Кирилле и Мефодии, стоявших у истоков славянской письменности.

3) Подготовить раздаточный материал

4) Подготовить сообщения (ученики)

Содержание урока:

«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

(А. Куприн)

Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

(А.С. Пушкин)

Просвещение славян – одно из важнейших свершений 9 века, оно неразрывно связано с изобретением славянского письма и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. А осуществилось оно в результате деятельности двух солунских братьев, Константина-Кирилла и Мефодия, ставших для славянских народов апостолами и учителями.


Историческая справка.

Сообщения учеников:

А) Родились Кирилл и Мефодий в начале 9 века в г. Солуни Византийской империи на берегу Эгейского моря. Отец их был болгарин, а мать - гречанка.

Б) Младший Кирилл с детства любил языки и чтение, был одарённым мальчиком. В 14 лет он учился при дворе императора Михаила в Царьграде, удивляя всех талантом и трудолюбием.

В) За 3 месяца Кирилл изучил грамматику, потом занялся геометрией, диалектикой, философией, увлёкся арифметикой, астрономией, музыкой. За великий ум его прозвали философом.

Г) Он знал 5 языков: славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский, поэтому свободно читал книги всех мировых религий. А научиться говорить на этих языках он смог, работая библиотекарем.

Д) А первая библиотека на Руси была создана Ярославом Мудрым, который приказал детей «учите книгами»


И когда царь Михаил послал Кирилла в Моравию, тот поехал, но с условием, что говорить он там будет только на родном языке - славянском. Очень хотели братья создать славянскую письменность. И вот начался их великий гражданский подвиг.

Давайте поговорим о том, что же такое подвиг. (работаем в тетрадях)

Подвиг - это великий труд.

(На слайде изображена таблица, из каждой части которой нужно выписать глаголы).

Что сделали Кирилл и Мефодий?

Что ещё надо было сделать?

Что мешало?

Изучили русские письмена

Убедить людей в том, что им нужна эта азбука

Их не понимали

Услышали звуки славянской речи

Научить пользоваться ею

Им не помогали

Составили для славян особую азбуку

Открыть школы

Им препятствовали во всём

Перевели священные книги на славянский язык

Создать буквари

Их преследовали

Подготовить учителей

Кирилл не выдержал всего этого и умер, когда ему исполнилось всего 42 года. Его дело продолжил брат Мефодий. Они добились своего, научили славян своей письменности.

Посчитайте, сколько же мы нашли глаголов, которые показали нам действия Кирилла и Мефодия? (9 )

А сколько тех глаголов, которые показали противодействие их врагов ? (4)

Кто же победил? (великие просветители)

Поэтому теперь и есть у нас письменность. Поэтому и помним мы подвиг Кирилла и Мефодия во имя знания.


Поэт Розенгейм написал «Гимн Кириллу и Мефодию, просветителям славян»

Слава вам, братья, славян просветители,

Церкви славянской святые отцы!

Слава вам, Правды Христовой Учители ,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Работа в тетрадях

Спишите текст. Подчеркните те слова, которые показывают нам отношение автора к Кириллу и Мефодию. Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Люди полюбили свою азбуку, уважали тех, кто понял её и мог читать. А те, кто мог и писать, любовно украшали искусными орнаментами заглавные буквы начала текста. От тех далёких времён и сохранилось выражение «красная строка». Это были чудо – буквы.

Людей, которые могли рисовать гусиными или лебедиными остро заточенными перьями, называли художниками-изографами. Чтобы красиво нарисовать заголовок или начальную букву, использовали киноварь – это краска из ртути и серы- получался красный цвет. При разукрашивании можно было добавлять зелёный и голубой цвета, а в особенно дорогих книгах буквы прописывались «золотом», т.е. жёлтым цветом.

Перед вами лежат листы с буквами, сейчас я предлагаю всем поработать изографами и нарисовать одну из букв алфавита (рисуем) что же у нас получилось. (Буквы крепим на доску). На доске сложили фразу «И зазвучало слово!»



А теперь посмотрим,

Вопросы к классу:

Так как же можно назвать труд просветителей Кирилла и Мефодия за то, что мы можем говорить и писать? (Подвиг)

Чтобы у нас получилось такое красивое предложение, что мы с вами делали? (Трудились)

И труд этот подарил нам счастье чего? (Познания)

Афоризмы о русском языке:

Давайте объясним каждое высказывание (фронтальная работа)

Береги свойства собственного своего языка, ибо то, что любим в стиле латинском, французском или немецком, смеху достойно иногда бывает в русском.

М. Ломоносов

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

В. Белинский

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. Куприн

Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде.

Ф.М. Достоевский

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь

Закрепление материала (викторина):

1. Кто создал 1-ю славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

2. В каком веке родились братья Кирилл и Мефодий? (в 9 веке)

3. Сколько языков знал Кирилл? (5 языков)

4. Кем создана 1-я библиотека на Руси? (Ярослав Мудрый)

5. Чем писали книги в древности? (гусиными и лебедиными перьями)

6. Какую краску использовали для заглавных букв? (киноварь)

7. Почему азбука называется азбукой? (по названию её первых букв)

8. Как называли людей, которые могли рисовать гусиными и лебедиными перьями? (художниками-изографами)

9. В каком возрасте умер Кирилл? (42 года)

10. Какое прозвище было у Кирилла? (философ)

Итог урока:

Понравился ли вам сегодняшний урок? Подведем итог урока.

Рефлексия

УЗНАЛ(А)

ЗАПОМНИЛ(А)

СДЕЛАЛ(А) ВЫВОД

Вывод по уроку:

Сегодня на уроке мы познакомились с истоками возникновения славянской письменности и узнали о создателях её и с приобщением славян к культурному достоянию греческой образованности и духовной жизни. Убедились, что русский язык действительно имеет неоспоримое превосходство над другими языками.

Домашнее задание:

Вы узнали о создателях славянской письменности и азбуки братьях Кирилле и Мефодии. А к следующему уроку подготовьте сообщение о создателе первой библиотеки Ярославе Мудром. И попробуйте изобразить его.

Всем спасибо за отличную работу и активность.

Климанова Алина Владимировна – преподаватель русского языка и литературы МБОУ СОШ №34 пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район; в 2013 году окончила Ейский педагогический колледж по специальности – «преподавание в начальных классах»; в настоящее время – студентка Адыгейского государственного университета по специальности – «филология».

Департамент образования г. Москвы

ЗОУДО ГОУ д/с 1671 компенсирующего вида

Конспект урока русского языка

«День рождения у куклы»

Составили и провели

Логопед Проскурякова Н.А.

Воспитатель Антропова А.С.

Москва 2009

Програ ммное содержание:

    Закрепить навыки правильного произношения звуков А, У, О, И. Учить выделять(на слух и произносительно) звук А в начале слов. Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память у детей. Активизировать словарь. Воспитывать бережливость, любовь к игрушкам.
Оборудование: игровой персонаж «Кукла», зрительные символы звуков (методика Т.А. Ткаченко), предметные картинки на звук А, картинки «Что забыл художник нарисовать?», угощение для гостей.

Ход занятия.

Логопед: I . Оргмомент. Ребята, вы любите играть? Наши пальчики, язычок, носик, ушки тоже любят играть. Игры с пальчиками («Замок», «Две сороконожки», «У Маланьи»).

II . Повторение. 1.Игра «Закройте глазки и послушайте звуки». Дети (предполагаемый ответ): Бумагой шуршат, бумагу режут, водичка льется, машины гудят и тд. Логопед: 2. «Назовите звук» (показываю зрительные символы звуков А, О, У, И). 3. «Спрятались звуки» (дети показывают зрительные символы, которые висят на стене). 4. «Угадай звук по артикуляции» (без голоса) А, О, У, И. 5. «Звуковой анализ ряда из двух гласных» (по артикуляции, по зрительным символам). Дети (предполагаемый ответ): «АУ» - Машенька в лесу заблудилась; «УА» - ребенок маленький плачет; «ИА» - ослик кричит. Логопед: Сколько звуков в слове «АУ» (УА, ИА)? Назовите первый звук, второй.

III . Знакомство с темой.1.Назовите имена, которые начинаются на звук «А» Дети (предполагаемый ответ): Аня, Алла и др. Логопед: 2.Назовите картинки, на какой звук они начинаются Дети (предполагаемый ответ): Ананас, аист, азбука и тд. Логопед: 3. Загадка. Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет (мяч). 4. Физкультминутка. Раз, два - прыгай мячик, Раз, два - и мы поскачем, Девочки мальчики прыгают как мячики.

IV . Игра «Кто приехал?»1.Назовите одним словом (папа, мама, брат, сестра) Дети (предполагаемый ответ): Семья

Логопед:

2. Какие праздники бывают в семье?

Дети (предполагаемый ответ): День рождения и тд. Логопед: 3. У кукол тоже бывает день рождения. Имя у куклы начинается на звук А. Как её зовут? Дети (предполагаемый ответ): Аня, Аннушка. Логопед: 4. Кукла Аня приглашает вас на день рождения. Выберем подарки ей, но они должны начинаться на звук А.

V . Дети поздравляют куклу с днем рождения.1. Игра «Что забыл художник нарисовать?» Дети (предполагаемый ответ): У лошадки нет хвоста. У куклы нет руки. У мишки нет лапы и тд.

VI . Дети читают стихи А. Барто.

VII . Кукла приглашает детей к столу и угощает. Дети благодарят куклу за угощение и прощаются.

1. Организационные моменты. Сообщение темы.

Цель: познакомить с событиями жизни святителей Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки.

Оборудование: портрет Кирилла и Мефодия, азбука, на доске записаны слова: “Cлава, вам братья, славян просветители”, на детях сарафаны, рубашки-косоворотки, костюм “Истории”, “Священнослужителя”.

Ход урока

Сообщение темы урока.

Учитель: Прочитайте на доске тему урока. Как вы думаете, чему посвящён наш урок?

(Ответы учеников)

Учитель: Наш урок посвящается он Дню славянской письменности. Много лет тому назад наши братья болгары положили начало этой прекрасной традиции. В день памяти святых Кирилла и Мефодия, 24 мая, в Болгарии завершается школьная учеба. Великолепным ярким шествием выходят учителя, ученики и их родители на улицы Софии. Дети и взрослые несут хоругви, знамена и самодельные флажки со славянскими буквами. Звучат стихи и молитвы, прославляющие просветителей славян:

Братья! Двоицу святую

В сей день радостно почтим!

Просветителей честную

Память светло совершим.

Песнью хвальною, велегласною

Да восхвалим их:

Радуйся, Кирилле,

Радуйся, Мефодие,

Радуйтесь, Словенских стран апостолы!

Сообщение темы урока.

Чудесная традиция празднования Дней славянской письменности возрождена и в России. Мы вплетаем в этот славянский венок и свой русский цветок - Праздник русского языка. Готовимся мы к этому большому и очень важному духовно-просветительскому празднику заранее, уча и повторяя стихи, оды во славу великих учителей славянских!

(Стук в дверь, входит девочка на голове у неё табличка “История")

История: Добрый день. Кто я? Я приехала к вам в машине времени из далёкого прошлого, из IX века. Со мной лента истории с датами, именами, словами, понятиями. (Вывешивает на доску азбуку). Я вижу на доске такие слова: “Слава вам, братья, славян просветители”

Кто такие братья? Кто такие славяне?

Как вы понимаете слово просветители?

Учитель: Память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия празднуется во всем христианском мире - 24 мая.

Святые Кирилл и Мефодий пред нами

Их праздник великий и славный мы чтим.

Простые их буквы - не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?

Снопами Великого Вечного света

Они воссияли над жизнью людей.

На север славянский от светлого юга

Те искры святые они пронесли,

И их не задула суровая вьюга,

Они разгорелись по лону земли.

Вы чистые, юные, милые дети!

Любите угодников этих святых!

И пусть перед вами в таинственном свете

Сияют их лики в венцах золотых.

В тяжёлом сомненье, в житейской невзгоде.

В беде - повторяйте вы их имена.

Учители наши, Кирилл и Мефодий

Хранят нас молитвой на все времена.

История: Есть много версий о происхождении слова СЛАВЯНИН, одна из них такая, что оно произошло от слов СЛЫТЬ, ПРОСЛЫТЬ, т. е. стать известным, славиться или прославиться. Учёный писал, что по именам своих героев народ сначала так именовался внутри своей страны, а затем “славное” имя утвердилось по всему миру.

Учитель: Так кто же просветители славян, в чём же они прославились? Послушаем историческую песню, которую написала семья Дьяковых.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ О ЖИТИИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

Много лет прошло с тех далеких пор,

Много вод стекло в море-океан,

А тот подвиг жив, сквозь века прошел

И в звучанье букв воплотился он.

Ой, давным-давно, 1000 лет назад

К императору, да великому,

Человек пришел из Моравии

С болью, с просьбою за народ за свой -

Вести проповедь, да понятную,

Чтоб с Христом он мог разговоры весть.

Не случайно же выбор пал тогда –

На Кирилла-свет да Мефодия,

Братьев Солунских с Македонии.

Обручен Кирилл с детства с Мудростью,

Он наук познал тайны важные,

Опыт был богат и душа чиста.

А Мефодий-брат очень скромен был,

Опекая во всем брата младшего,

Брата младшего да любимого.

И создал Кирилл во короткий срок

Письмена славян, чтоб учить по ним,

За основу взял буквы древние,

Буквы древние, финикийские.

И Евангелие, и Псалтырь он взял,

Перевел он все с языка гречан,

Мефодий-брат помогал ему.

С родной матушкой распростившися,

И со тщанием помолившися,

Братья светлые в путь отправились,

В трудный путь пошли, на чужбинушку.

В город Велеград понесли они

Свои знания да бесценный труд.

Встретил их народ с большой радостью,

Ростислав почет им оказывал.

И внимали все с изумлением

Чудным звукам родных и понятных слов.

Люди - вестники да избранники,

Одаренные, озаренные,

В трудный путь идут, тяжкий крест несут,

Но в веках живут их деяния.

Учитель: Из "Повести временных лет"- мы узнаём, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк, и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их".

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух учёных братьев - Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю. Первоучители славян Кирилл и Мефодий родились и жили в Греции в г. Солуни в IX веке. Они славились своей учёностью и образованностью, глубокой верой в Бога и хорошим знанием славянского языка. Поэтому греческий патриарх Фотий и царь Михаил направили их проповедовать Слова Божие славянским народам на языке понятном им, поэтому-то мы и называем их равноапостольными, так как подобно ученикам Христа они несли слово Божие другим народам.

Свершилось это в 863 году. Святые братья сложили письмена, изобрели славянскую азбуку, специально приспособленную для точной передачи славянской речи, и перевели Апостол и Евангелие. Вместе со своими учениками они перевели все Книги Священного Писания с греческого языка на язык, понятный каждому славянину. К нам на Русь церковнославянский язык пришел в 988г. после того, как князь Владимир принял святое крещение, а затем крестилась и вся Русь. "И рады были славяне, что услышали о величии Божьем на своём языке".

История: А как вы понимаете такое выражение “Начать с азов”, “Аз да буки - вот и все науки”, “Не суйтесь, буки, наперёд азов”. Это всё о буквах сказал славянский народ. А какие пословицы и поговорки о слове, буквах знаете вы? (Раздавать жетоны)

(Дети называют пословицы, а история раздаёт жетоны).

С появлением национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории, но не всегда удается поставить такую веху с точностью даже в несколько столетий. Славянская, а значит, и наша русская письменность имеет удивительное происхождение. Мы не только с точностью до года можем определить время ее появления, но и знаем имена её творцов - это святые братья Кирилл и Мефодий.

Учитель: В древней Руси грамоте детей учили церковнослужители-священники или дьяконы. Отметки детям не ставили, а за невыученные уроки детей пороли розгами, ставили в угол, оставляли без обеда. В старину писали гусиными перьями, писцы при монастырях переписывали книги от руки и на изготовление одной книги уходил год и больше. Буквы были не такие корявые, как у некоторых наших учеников, а ровные, прямые, чёткие. А ещё разрисовывали заглавные буквы кисточкой, и эти буквы были больше похожи на разные предметы и людей. Назывались заглавные буквы БУКВИЦЕЙ. А писали раньше чернилами, которые делали из чернильных орешков, вишнёвого клея, дубильных веществ. Первые книги изготавливали из пергамента - специально обработанной свиной или телячьей кожи. На Руси их звали ХАРАТИЙНЫЕ СВИТКИ/Церковно-славянской азбукой-" Кириллицей "в неизменном виде по сей день пользуется наша Русская православная церковь.

История: Предлагаю всем отправиться в далёкое прошлое. Закройте все глаза... 1,2,3.

(Выходит ученик в одежде священнослужителя)

Священник-ученик: Садитесь, чада, мои.

Детки! Вы должны

Просыпаться ранёхонько,

Умываться белёхонько,

В Божью церковь собираться,

За азбуку приниматься!

Богу помолиться!

И тогда всё у вас будет в порядке. Итак, повторяем буквы.

Аз, буки - бери указку в руки,

Аз, буки, верендеи - мухи в квас залетели,

Ер, еры - упал дедушка с горы,

Аз, буки - вот и все науки.

24 мая - День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности. Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году ему был придан статус государственного. Сегодня мы поговорим о современном состоянии русского языка и о его месте в мире.

2. Задание . Запишите начало фразы и сочините ее продолжение: «Для меня русский язык – это…» Сделайте так, чтобы получилось сложноподчиненное предложение, часть которого осложнена однородными членами. Объясните постановку тире в предложении.

3. Упражнение 13 . Прочитайте стихотворение вслух.

Как можно назвать переживание, интонацию, живущие в стихотворении?

Как вам кажется, как бы продолжил предложение о русском языке автор этого стихотворения?

Слово учителя о (крупнейший писатель ХХ века, нобелевский лауреат, эмигрировавший в 1920 году в возрасте 50 лет во Францию, писал там только о России, которую увез с собой в сердце, и только на русском языке, хотя более 30 лет прожил на чужбине и прекрасно владел французским языком)

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной...
Срок настанет - господь сына блудного спросит:
"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав -
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Это стихотворение, написанное им в 1918 году на юге России, куда он вынужден был «отступить» с белой армией, - прощание с родиной.

Давайте посмотрим, какие возможности предоставил родной язык поэту для выражения сложной гаммы чувств?

Определите стиль речи этого текста.

Обратимся к тексту другого стиля.

Cвятые Кирилл и Мефодий

Братья Кирилл и Мефодий выросли в знатной семье, жившей в греческом городе Солуни. Мефодий был старшим из семи братьев, Константин – самым младшим. Мефодий был в военном звании и являлся правителем в одном из подчиненных Византийской империи славянских княжеств, болгарском, что дало ему возможность научиться славянскому языку.

Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги глубокомысленнейшего из отцов Церкви IV века – Григория Богослова. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. У знаменитого ученого Фотия, будущего Константинопольского патриарха, Константин изучал античную литературу. Константин учился у лучших учителей Константинополя и в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, получив за свой ум и выдающиеся познания прозвание Философ. Постигал он также философию, риторику, математику, астрономию и музыку. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему, – рассказывает его жизнеописание, чтобы беспрестанно творить молитву и заниматься благочестивыми размышлениями.

Однако не удавалось Константину подолгу проводить время в уединении. Как лучшего проповедника веры, защитника Православия его часто посылали в соседние страны для участия в диспутах. Поездки эти были весьма успешными для Константина. Однажды, путешествуя к хазарам, он посетил Крым Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Случилось это в Риме, когда братья в очередной раз приехали искать у папы Римского поддержки в главном своем деле – распространении славянской письменности. Перед смертью Кирилл говорил брату: “Мы с тобою, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору”. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело – перевод на славянский язык Священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа. Преемником себе он оставил лучшего из своих учеников, архиепископа Горазда, и около двухсот обученных им священников – славян.

О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи – “Повести временных лет”. Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: “Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев – Константина и Мефодия, и “уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. “И рады были славяне, что услышали о величии Божием на своем языке”. Затем братья перевели Псалтирь, Октоих и другие церковные книги.

С принятием христианства на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии – продолжатели дела Кирилла и Мефодия.

Новый алфавит получил название «кириллица» по монашескому имени Константина. Славянская азбука была составлена на основе греческой, существенно изменив ее, чтобы передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки – глаголица и кириллица. Изначально существовало твердое убеждение, что только три языка являются достойными для богослужения и написания церковных книг (древнееврейский, греческий и латинский). Папа римский после представления братьями нового алфавита утвердил богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать литургию на славянском языке.

4. Упражнение 9 . Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится?

Выполните задания из упражнения.

5. Упражнение 1 . Из этого упражнения выберите 2 вопроса, на которые вам интересно было бы ответить. Запишите ответы в тетради и прочитайте их в малых группах.

6. Прочитайте тексты упражнений 2,6,8 и сформулируйте несколько причин, по которым сейчас важно и нужно изучать русский язык как гражданам России, так и иностранцам.

(Дополнительная информация предложена в виде компьютерной презентации, слайды которой содержат данные, опубликованные в Интернете в связи с празднованием «Дня славянской письменности и культуры»)

7. Обобщение.

Что нового вы узнали о месте и роли русского языка в современном мире? Что заставило встревожиться, а что – возгордиться вас как носителей этого языка? Какие выводы, важные для себя, вы сделали о родном языке?

Похожие публикации