Энциклопедия пожаробезопасности

Заброшенные здания, бомбоубежища, военные объекты, мёртвая техника. Заброшенный бункер в поселке вороново

Во времена существования Советского Союза бункеры на случай ядерной войны были распространены по всей стране. Один из самых больших подобных секретных объектов – «Объект 221» или «Нора». Этот объект в действительности был запасным командным пунктом Черноморского флота, причем запасным он фактически должен был являться лишь в мирное время. Во время войны именно здесь должно было находиться командование флотом, осуществляться управление боевыми действиями.


Самое крупное сооружение

Находится «Объект 221» недалеко от Севастополя, под деревней Морозовка. Шоссе, которое доходит до этой деревни, имеет продолжение, но дорога перекрыта, она завалена камнями, дорога в прямом смысле этого слова «перекопана». Конечно, такие меры предосторожности не случайны, именно благодаря такой полосе препятствий тот, кто действительно захочет добраться да Запасного командного пункта – будет вынужден идти пешком, став легкой мишенью для снайперов, которые при чрезвычайном положении должны были дежурить вдоль дороги.

Интересно, что для путешественников, сбившихся с пути, была приготовлена другая версия места, в которое ведет дорога. «Объект 221» было принято называть каменным карьером, так же его называли и рабочие, которые занимались его постройкой – ходили на разработку каменного карьера, только и всего. Начали строительство этого подземного города в 1977 году. Размеры «Объекта 221» действительно потрясают воображение: его глубина более 200 метров, на огромной глубине расположено четыре этажа и два главных входа в бункер. Общая площадь этого подземного строения – семнадцать с половиной тысяч квадратных метров, по площади это самое крупное подземное сооружение Крыма.


Невидимая стройка

Кажется невероятным то, что стройка «Объекта 221» велась в условия полной секретности. Строительство началось в 1977 году и длилось около 15 лет, работы продолжались вплоть до 1992 года. В 1992 году проект был «заморожен», при этом его готовность составила девяносто процентов. Все, что нужно было сделать, для того чтобы закончить проект – это завезти необходимое для жизни в бункере оборудование и провести облицовочные работы. Строители для объекта отбирались специально, был сформирован стройотряд, состоящий из строителей, которые имели опыт работы на сооружениях для бетонирования шахт, служащих баллистическим ракетам. Рядом с «Норой» находилась гора Гасфорт, на которой, специально для того, чтобы тайно свозить извлекаемую горную породу, был построен завод по изготовлению щебня. Это было сделано для того, чтобы со спутника противника Советского Союза на этой территории был виден лишь завод и различные гражданские сооружения.

Кроме того, было построено специальное «здание-обманка», предназначенное также для обмана спутника противника. В годы строительства это здание было принято назвать гостиницей для рабочих завода или гостиницей. Но судить о том, что здание – муляж, нам помогает сохранившийся в достаточно хорошем состоянии фасад здания: окна в нем расположены очень близко друг к другу, а лестничных пролетов и вовсе нет, хотя здание многоэтажное. А сами входы (их два) в «Объект 221» были также замаскированы под гражданские здания, правда они представляют собой лишь бетонные плиты, с нарисованными на них черной краской окнами. При этом принять эту бетонную плиту за здание можно только если вы подойдете к ней спереди, как только вы отойдете в сторону, то увидите – что никакого здания нет, а вход – это лишь гигантская плоская бетонная плита с нарисованными бутафорскими окнами.


План создания

Первую площадку проходила команда шахтеров под руководством бригадира Тихонова. Основной проблемой при строительстве была необходимость рассчитать положение на большое количество человек, под землей должны были быть размещены информационно-вычислительный центр, узел связи, который должен был обеспечивать передачу информации в любую точку земного шара, а также автономная система жизнеобеспечения. На одном ярусе нужно было разместить емкости для топлива и воды, систему электрообеспечения, систему производства воздуха и вентиляцию, медицинский пункт. И помимо всего прочего, здесь же должна была размещаться кухня и столовая.

Кроме подземной части бункера существовала и надземная его часть – она представляла собой военный город. В нем могли жить работники охраны и технический персонал. Этот жилой городок располагал и всем необходимым для жизни: существовали казармы, котельная. Было построено овощехранилище и система водоснабжения с предварительной очисткой поступающей воды. Для строительства этого городка был сформирован новый строительный отряд, начальником которого был назначен майор Юрий Рева, который в свое время окончил специальную школу строительства Северного флота. Для многих военных попасть в бригаду проходчиков очередного уровня бункера – было честью. В горном массиве было пробурено три блока, к которым вели горизонтальные ходы, называющиеся «потернами».


Последние этапы строительства

Важным этапом в постройке «Объекта 221» стала гидроизоляция помещений, находящихся под землей. Была даже разработана специальная технология для герметизации швов при сварке, а также металлоизоляции. Для того чтобы проверить качество шва и его водонепроницаемость использовались рентгеновские снимки. Все строительство велось строго секретно, на протяжении всей постройки выставлялась различная муляжная техника и даже прокладывались ложные пасеки и дороги. Также велись масштабные работы по реорганизации рельефа.

Контролировал строительство Запасного командного пункта начальник строительного управления Черноморского флота генерал-майор Л. Шумилов. Постоянно посещали стройку и другие не менее известные должностные лица, такие как: заместитель министра обороны Н. Шестопалов и адмирал флота Н. Ховрин. Горнопроходческие работы, самые сложные во всем строительстве была завершены в 1987 году. После этого начался внутренний монтаж помещений, прокладка вентиляционных шахт и кабельных линий. Но в связи с развалом Советского Союза, строительство было прекращено в 1992 году. При этом Украина, самостоятельное государство на территории которой и находился объект, объявила себя безъядерной державой, а значит и заниматься продолжением постройки такого объекта стало не нужно и не выгодно. После 1992 года с объекта была снята вся охрана и «Нора» подверглась масштабным грабежам, в основном мародёров интересовали любые металлические детали и конструкции, которые можно было сдать в металлолом.

«Объект 221» в наши дни

Ныне «Объект 221» полностью разграблен и разорен и является популярным местом посещения любителей экстремального туризма и охотников за металлом. Туристами был составлен план-схема зданий «объекта 221», который стал путеводителем для тех, кто захотел испытать острых ощущений и почувствовать на себе дух строительства времен холодной войны.

Сейчас этот объект может представлять реальную опасность. Здесь большое количество пустых шахт, провалов, торчащей из пола арматуры. Внутри заброшенных зданий очень сыро, так как многие помещения находятся на участках земли с большим количеством грунтовых вод. Кроме сырого климата, можно отметить еще и образование грибка, который развивается в сырой и теплой среде.

Недавно узнал про недостроенный полузатопленный бункер военного назначения в Хлюпино (Одинцовский район М.о.).

И ведь этот бункер почти рядом с моей дачей. По шоссе километров 15 будет. Пешком можно дойти! И вот, когда дождливой осенью 2013 года выдался погожий денек, а случилось это 18 сентября, решил я отправиться в путь. Долго колебался, - ехать ли на мопеде или доехать до Хлюпино на электричке, осмотреть бункер, а затем вернуться на дачу пешком лесными тропами? Намечался интересный маршрут: Хлюпино - Назарьево - Матвейково - СНТ Жаворонки , где и расположена моя дача (точнее, садовый участок). Давно хотелось посмотреть лес между Хлюпино и Назарьево. Кроме того, и грибов по дороге можно было попытаться набрать... В итоге, был выбран второй вариант.

ВОЕННЫЙ ГОРОДОК В ХЛЮПИНО
Итак, мопед остался отдыхать в сарае, а я отправился на станцию Жаворонки. Сел в электричку около 9 утра, а через 20 минут был уже в Хлюпино. Ехать-то, всего несколько остановок. Бункер находится в нескольких сотнях метров от станции. Для тех, то решит также как я, поехать к бункеру электричкой Белорусского направления, рекомендую выйти из последнего вагона поезда, пересечь железнодорожные пути и идти по тропе примерно на юго-восток. Местами эта тропа выложена бетонными плитами. Заблудиться невозможно - прямо от станции видны постройки заброшенного военного городка, где и находится бункер.

Прежде чем пойти собственно к бункеру, решил осмотреть другие сооружения.

Водонапорная башня.

Что это? Гаражи? Автомастерская? Весовая?
Некоторая ясность по этому вопросу появилась после того, как осенью 2015 года мне написал некто Дмитрий. Дмитрий, по его словам, все детство провел в этих местах. Так вот, по информации Дмитрия, это бывшая электрощитовая! Правда, какая-то уж больно огромная электрощитовая получается, но поверим уроженцу этих мест.

А здесь, по данным того же Дмитрия, хранились упаковки с какими-то фильтрами. Я же изначально принял это здание за гараж.

Назначение этого здания для меня осталось неясным. Может быть, штаб части?

Что это за две кирпичные будочки - тоже не понял.

По периметру военный городок был обнесен, естественно, забором. Местами железобетонный забор уже обвалился, но, где-то, еще держится.

На подходе к “пятиэтажке” расположен КПП.

Судя по окрашенным внутри стенам, это единственное здание на территории городка, которое было полностью построено.

О “пятиэтажке” расскажу подробнее. На каждом этаже сквозные коридоры во весь этаж. Судя по такой планировке, здание предназначалось под офицерское общежитие.

Через восточный подъезд можно попасть на чердак.

Неплохой обзор с крыши!
Общий вид военного городка.

На юго-западе виден руинизированный бункер.

С востока и юго-востока к пятиэтажке почти вплотную подступает лес.

Впрочем, и на крыше пятиэтажки уже растут березки...

Почему “песок”? Что за жаргон?

На западном торце здания тот же “песок”, только уже латиницей, и не менее загадочная для меня надпись “zerko”. И то, и другое слово полутораметровыми буквами. Кто и зачем так старался, извел столько краски - непонятно.

Кстати, обратили внимание сколь существенно качество фотографий различается? Солнышко то выходило, то вновь скрывалось за тучами. Поэтому, и столь сильно по констрастности и насыщенности снимки отличаются.

От пятиэтажки к бункеру идет неплохая дорога, вымощенная бетонными плитами.

У дороги еще один КПП. Судя по высоте - КПП предназначался для досмотра автомашин с грузом, отъезжающих от бункера.

СОБСТВЕННО БУНКЕР

В бункер попасть можно с северного торца. В бункере два этажа. Осмотреть можно только верхний. Нижний частично затоплен.

Вот он - северный вход в бункер. Вид изнутри.

Северная часть бункера начинается хорошо сохранившимися помещениями. Окон в бетонных камерах нет, фотографируя, приходилось пользоваться вспышкой.

Настенная живопись - кружочки, черточки...

Чем южнее, - тем больше руин и тем светлее.

Кое-где в бункере уже растительность появилась...

Люки на нижний этаж. Вид сверху.

И снова руины верхнего этажа...

На переднем плане - настоящие железобетонные качели!

Неожиданно натыкаешься на вполне приличное граффити.

Если верить этой надписи, еще в 90-х годах здесь шло строительство.

А это школьники-выпускники отметились.

Напоминает картину в раме. Только рама железобетонная.

Судя по обилию кабельных вводов в стене здесь должна была быть электрощитовая.

В южной части бункера разрушения гораздо сильнее. Почти везде вместо бетонных перекрытий над головой небо.

Самая южная часть бункера недостроена.

Вроде бы не так давно было заброшено строительство, около 20 лет назад, а масштабы разрушений поражают. Прямо как будто разбомбили бункер, прежде чем его оставить. Если стены еще стоят, то плиты перекрытий сплошь и рядом рухнули, а то и на кусочки рассыпались. Вначале, я думал, что все дело в некачественном бетоне, при изготовлении которого изрядно сэкономили на цементе. Но, приглядевшись к плитам перекрытий, решил, что дело, видимо, не в качестве плит. Сверху обрушившихся плит перекрытий хорошо видны выступающие полукружья арматуры.

Очевидно, что поверх уложенных плит перекрытий должны были залить бетонную подушку, после чего конструкция приобрела бы необходимую жесткость. А сделали такую подушку на верхнем этаже бункера только в его северной части. Вот и разрушается южная, недостроенная часть. И особенно интенсивно, скорее всего, зимой. Вода попадает в малейшие трещины бетонных плит, замерзает и разрывает бетон. Еще и снег сверху на плиты давит. Впрочем, если я ошибаюсь, пусть инженеры-строители меня поправят.

В котловане, вокруг южной части бункера, образовался симпатичный пруд.

Вода прозрачная и видно, что пруд глубиной не больше 1,5 - 2 м. Следовательно, никаких “минус вторых” этажей у бункера, как считают некоторые романтично настроенные товарищи, нет. У бункера только два этажа! Стены нижнего после завершения строительства должны были засыпать землей полностью, стены верхнего - частично. Заезд в бункер должен был производиться с южного торца.
На этом фото видны въездные проемы первого этажа.

На втором этаже, видимо, должны были быть такие же проемы под ворота. Плюс - подъездная эстакада.

Предназначение бункера. О предназначении бункера в сети высказываются самые разные мнения. Это и хранилище для ракет ПВО , и овощехранилище , и склад готовой продукции расположенного неподалеку линолеумного завода . После осмотра бункера все эти версии представляются мне весьма сомнительными. Версия о ракетном складе, пожалуй, наиболее увлекательная, но размер камер в бункере маловат для ракет ПВО. :о(Овощехранилище бункер также напоминает весьма слабо. Бывал я неоднократно в 70-х - 80-х годах и на московских овощных базах подшефных институту, где я работал, и в колхозных овощехранилищах. Нигде не встречал разделения овощехранилища на столь небольшие отсеки, как в Хлюпинском бункере. Кроме того, напомню, что бункер стоит не сам по себе, а на территории военного городка! Специализированное военное овощехранилище в МВО? Тоже о таких никогда не слышал. Наоборот, когда приходилось работать на подшефной Кировской районной овощной базе, неоднократно наблюдал, как армейские грузовики с черными номерами загружались на нашем вполне гражданском объекте картофелем и капустой. Может быть, где-то на крайнем севере и есть крупные специализированные армейские овощные базы, но вряд ли в Подмосковье. Третья версия - склад линолеумного завода тоже выглядит неправдоподобно. Вокруг завода полно свободного места, так зачем понадобилось бы строить склад аж в нескольких сотнях метров от завода и, вдобавок, частично заглублять его в землю? Не говорю уж о том, что склад гражданского линолеумного завода на территории военного городка - чепуха какая-то!
Наиболее правдоподобными представляются сведения, что в бункере планировалось размещение продовольственных складов так называемого “н.з.” . Тут все логично - и архитектура здания, идеально подходящая для хранения ящиков с продовольствием, и расположение бункера на территории военного городка. Наконец, дополнительный вес этой версии придает то, что ее автор, как сам утверждает, служил на строительстве этого объекта в 1988 - 1990 годах.

Как туристический объект, заброшенный военный городок в Хлюпино вполне могу рекомендовать. Было довольно интересно ходить между постройками, пытаясь определить их предназначение. Как будто кроссворд разгадываешь. Транспортная доступность идеальная. Рядом железнодорожная станция и шоссе. Для посещения городок, в том числе бункер, вполне безопасен. Если, конечно, не пытаться бегать по остаткам стен или прыгать на полуразрушенных бетонных плитах перекрытий. Во время моего пребывания в городке никого не встречал - ни людей, ни зверей. Хотя, не исключаю, что в выходные дни и, особенно по вечерам, здесь сравнительно многолюдно. В том числе и местная “золотая молодежь” возможно “тусуется” с пивком и водочкой.

В заключение скажу, что, на мой взгляд, этот заброшенный недостроенный военный городок просто какое-то концентрированное воплощение абсурда нашей действительности. Я еще понимаю, когда забрасывают военные городки на крайнем севере. Там вполне пригодные для жилья дома могут быть просто никому не нужны из-за малолюдности населения. Но в ближнем Подмосковье? От недостроенной “пятиэтажки” до станции Хлюпино 5 минут ходу. Час езды на электричке - и ты на Белорусском вокзале. Рядом шоссе. Хоть на автобусе, хоть на своей машине до Москвы “рукой подать”. Вокруг лес, до Москвы-реки недалеко. “Пятиэтажка” почти достроена. Несколько изменить внутреннюю планировку, сделать отдельные квартиры и хоть очередникам по соц. найму их выдавай, хоть продавай по разумной цене всем желающим. Неужели никто бы не захотел поселиться в столь привлекательном месте? Ан нет. Стоит “пятиэтажка” пустая и медленно разрушается. Тоже и с бункером. Допустим, ракетную шахту, наверное, трудно переоборудовать в гражданский объект. Но бункер-то, в сущности, обычный склад! Достроить и хранить в нем, если не армейский “н.з.”, то любые другие ящики с товарами. Рядом трасса А-107, железная дорога... Но почти развалился бункер, хотя вокруг Москвы строят и строят логистические центры.
Невольно вспоминается, как в советское время какой-нибудь интеллигент, посланный на подшефную овощную базу и увидевший валяющуюся под ногами картофелину, торжественно провозглашал: “Хозяина нет!” Имелось в виду, что там, где есть “хозяин” - сиречь господство частной собственности, любую гаечку, любую морковку не потеряют, а пустят в дело. Но вот пришел “хозяин” и покрылось Подмосковье руинами, возвышающимися среди незасеянных полей.

ЛЕСНЫМИ ДОРОГАМИ ОТ ХЛЮПИНО К НАЗАРЬЕВО И, ДАЛЕЕ, К МАТВЕЙКОВО

Осмотр военного городка закончил к 11 часам и отправился лесами к селу Назарьево. Думал, что придется искать полузаросшие лесные просеки или тропинки, но все оказалось гораздо проще. Оказалось, что от “пятиэтажки” почти точно на восток отходит асфальтированная дорога.

Кстати, с северной стороны от дороги вот такое симпатичное болотце.

Вскоре асфальтированная дорога стала заворачивать влево, на север. Но, перед поворотом с правой стороны дороги оказалось ответвление на лесной проселок, идущий практически в нужном для меня направлении.
Вот эта дорога. “Мечта эндуриста!” :о)

Леса оказались грибными.

И белых грибов и подберезовиков удалось набрать.

Живописное лесное болотце, повстречавшееся по дороге.

Недалеко от Назарьево грунтовка вывела меня на вполне приличное лесное шоссе. Кюветы метровой глубины по обе стороны, а под толстым слоем грязи угадывалось твердое покрытие. Ни на одной из имеющихся у меня карт этого шоссе я не обнаружил. К какому-нибудь военному объекту, что ли его в свое время проложили?

По лесному шоссе вышел к поселку Назарьево. А это по-своему уникальное место в Одинцовском районе Московской области! И дело не в древней церкви, и не в старинной усадьбе Михалковых (кстати, тот самый Сергей Владимирович Михалков, постоянный автор советских и российских гимнов, к этому роду Михалковых принадлежал). Церквями и усадьбами в Подмосковье никого не удивишь. Главная достопримечательность Назарьево - сохранившееся сельскохозяйственное производство! Когда-то в Назарьево был совхоз, теперь тут АПК Назарьево. Но, так или иначе, поля вокруг регулярно засевают! Вот и сейчас, вдоль шоссе Назарьево - Матвейково, росла кукуруза.

Какой контраст с заброшенными полями и разрушенными фермами в окрестностях моей дачи!

Но, вернемся к маршруту. На западной окраине Назарьево расположен вот такой живописный прудик с плотиной.

Как раз через плотину и пролегал мой маршрут.

Это шоссе Назарьево - Матвейково.

Пруды в Матвейково.

Общая протяженность моей небольшой прогулки составила около 10 - 15 км. По такому легкому маршруту можно отправляться хоть женщинам с детьми, хоть престарелым. Вряд ли кто устать успеет. Есть и еще более короткий вариант маршрута. Пешую прогулку можно завершить в Назарьево, откуда ходят автобусы к станции Жаворонки.

Лето - пора активного отдыха и выездов на природу. Если стандартная программа «дача-баня-шашлыки» вам уже наскучила, обратите внимание на эти места. В подборке 15 самых интересных техногенных объектов подмосковья, которые ничуть не хуже знаменитой Припяти.

Заброшенная территория РКХ.
Координаты: 55.672356, 39.860287

Заброшенный химический комбинат, сохранилось множество цехов постройки начала 20 века, оборудование вывезено, охраны нет, в некоторых частях комбината кое где видны признаки жизни (в основном таджики) охраны нет. Территория огромна, количество цехом и построек (в разном состоянии дестроя) практически не подается счету. Если ехать одним днем все осмотреть удаться вряд ли.

Установки Тесла.
Координаты: 55.916794, 36.820164

Комплексный испытательный стенд в народе именуемый «установками Тесла» построен ориентировочно в 70-х годах Высоковольтным научно-исследовательским центром Всероссийского электротехнического института (ВНИЦ ВЭИ) под Истрой.

Основное направление деятельности этого центра - высоковольтные испытания и разработка высоковольтного электротехнического оборудования (например, для линий электропередач), испытания техники и аппаратуры на стойкость к воздействию импульсных электромагнитных полей, исследования по физике молний и т.д. Уровень генерируемых здесь напряжений - мегавольты (в связи с чем, посетителям нужно со всей серьезностью отнестись к угрожающим табличкам на воротах). В числе прочего, здесь проводятся испытания самолетов на молниепоражаемость. Объект действующий и находится под охраной, с которой вполне реально договориться о том, чтобы попасть внутрь.

Заброшенный пионерский лагерь.
Координаты: 56.539421, 38.186760

Заброшенный пионерский лагерь очень неслабых масштабов, к счастью, почти не тронутый энщиками и пейнбольщиками. Примечателен сохранившимися декорациями - жирафами, слонами, лабиринтов и прочим. Интересно и бомбоубежище под лагерем размером около 150х150м. От лагеря остались только голые стены, некоторые постройки полуразрушены. Очень интересная и живописная территория!

Бывшие стартовые позиции ЗРК С-25.
Координаты: 55.353058, 36.490833

«Бывшие стартовые позиции ЗРК С-25 «Беркут»» второго кольца ПВО Москвы. SA-1 по классификации НАТО. Один из 56 зенитно-ракетных комплексов системы ПВО С-25, окружающих двумя кольцами Москву.

Горбовская ГЭС.
Координаты: 55.658272, 36.256256

Горбовская ГЭС была построена для обеспечения Горбовской целюлозной фабрики электроэнергией, для чего было создано небольшое горбовское водохранилище, площадью 2млн кв. м. В генераторной стояло два генератора, выдающих по 250квт каждый, чего хватало и фабрике и самому Горбово. Но в 1990-х фабрика закрылась, ГЭС стала не нужной и постепенно пришла в запустение. Примерно в 2002 году она полностью прекратила свою работу, задвижки были демонтированы, уровень воды опущен, а сама станция законсервирована.

Кладбище торфомашин.
Координаты: 56.704884, 38.316879

Батьковско-Ольховские торфоразработки. В 2010 году часть территории торфяных карьеров оказалась затопленной. Так появилось полуподводное кладбище брошенной торфосборочной техники. Сейчас место стало популярным среди рыбаков. Невозмутимо ловят карасей среди утонувших бульдозеров и харвестеров. Всего на территории 4 кв. км около 20-30 единиц техники и остатки станции УЖД.

Заброшенный больничный комплекс.
Координаты: 56.265163, 37.960510

Санаторно-больничный комплекс строился для работников КТБ (Конструкторско-Техническое Бюро, сейчас - ЦНИИСМ) и финансировался МинОбороны. После перестройки строительство было свернуто, с тех пор объект стоит и медленно разрушается. Местные называют эту больницу "стройбатом". В здании 8 этажей вверх, 3 вниз (по слухам, так как -3 и частично -2 затоплены). Лестницы были построены до необходимой высоты, а сами стены - нет, поэтому здание имеет несколько забавных смотровых "башенок". Заходить лучше через правый (самый дальний) вход. Есть совершенно темные помещения на первых этажах, пригодится фонарь. Будьте внимательны - иногда вдоль стен в полу бывают отверстия, частично заваленные мусором и битым кирпичом.

Руины позиций ПВО системы С-25.
Координаты: 56.021221, 36.343330

С-25 "Беркут" - стационарная зенитно-ракетная система (SA-1 Guild по классификации НАТО). Была принята на вооружение в СССР в 1955 и предназначалась для обороны Москвы от ударов средств воздушного нападения противника. Являлась первой в мире действующей ЗРС. В конце 40-х годов прошлого века СССР потребовалась комплексная защита территорий Москвы от возможных массированных воздушных атак. Так Советский Союз начал осуществлять одну из наиболее сложных и дорогостоящих проектов на то время по созданию ракетной системы ПВО, управляемый с помощью радиолокационной сети. В мае 1955 года ЗРС С-25 "Беркут" была принята на вооружение. Она представляла собой 2 кольца бетонных автодорог (сегодня это автодороги А107 и А108) вокруг Москвы на радиусе 45 и 90 км и расположенные на ней 61 полк ПВО (на каждом было установлено одновременно 20 ракет) и 7 полков снабжения. На сегодняшний день система С-25 не используется. Старые позиции (особенно на 1-ом кольце) заняты более новой системой С300 и дачниками, но в большинстве своем заброшены и разграблены.

Военная часть 64379.
Координаты: 56.086159, 37.571690

Развалины военной части 64379, которая в 2001 году была передислоцированна в г. Ряжск. Сейчас на территории присутствуют полуразрушенные казармы, подвалы и небольшое кладбище военной техники.

Заброшенный пионерский лагерь с бассейном.
Координаты: 55.630783, 38.545147

Пионерский лагерь Кузяевского фарфорового завода. Полностью заброшен и разграблен, на территории сохранились бетонные и кирпичные постройки, бассейн, фрагменты кинозала-клуба. Жилые корпуса типовые для второй половины семидесятых, начала восьмидесятых годов, к тому же периоду относится все архитектурные решения этого лагеря. Металлических и деревянных конструкций не осталось, стены обильно исписаны, никаких интересных артефактов не найдено. Интерес для фотографирования представляет комплекс из двух открытых бассейнов с подогревом.

Заброшенное ремонтное депо.
Координаты: 56.034817, 37.054932

Бывшее локомотивное депо Поварово-3 (ТЧ-13) закрыто в 1996 году. В настоящее время используется как пункт оборота локомотивов. Экипировочный пункт и мастерские заброшены, в остальных зданиях есть какая-то жизнь. На территории иногда попадаются ВОХР и собаки. Пристанище пейнтболистов и страйкбольщиков. Всего 3 здания. Само ремонтное депо, заброшенное и уже не используется. Котельная, тоже заброшена. И еще одно ремонтное депо, полу-заброшенное. Т.е. в него иногда пригоняют поезда, но никто о нем не заботится. А так же там можно увидеть махину для ремонта стрелок.

Протонный ускоритель.
Координаты: 54.908398, 37.223396

Ускорительно-Накопительный комплекс (УНК) - Сверхпроводящий протонный синхротрон в институте физики высоких энергий. 21-километровый кольцевой тоннель метросечения, несколько шахтных площадок для спуска-подъема в тоннель, несколько заброшенных недостроев чуть более нулевого цикла (пожарная часть, площадки криогензавода и др. компонент проекта УНК). Тоннель поддерживается в законсервированном состоянии, там есть дежурное освещение, прокачка воздуха, отвод грунтовых вод). Ускоритель перестал быть нужен стране в 90-х годах, когда весь мир стал участвовать в проекте 27-километрового коллайдера в Женеве. Объект находится под охраной, которая в переговоры не вступает и на территорию никого не пускает. Поэтому все посещения только на свой страх и риск.

Недостроенный госпиталь КГБ-ФСБ.
Координаты: 55.739265, 37.995358

Огромный недостроенный госпиталь КГБ-ФСБ, строительство было заброшено в начале 90х. Вход за дырявым забором, можно подъехать на машине либо пешком от станции железнодорожная горьковского направления. Внутри лишь голые стены и строительный мусор, можно подняться на крышу.

Подводный бункер.
Координаты: 55.670559, 36.971581

Еще один бывший военный объект. Предположительно подземные склады для ракет. Два подземных этажа и один наземный. Строительство было брошено в 90-е годы. Наземный этаж разрушен охотниками за металлом. На минус втором этаже - подводный мир с прозрачной водой. Водится рыба. Рядом недостроенная пятиэтажка и остатки военного городка. Бункер отличное место для экстремальных ощущений нахождения на шатающихся плитах держащихся на тонких нитях арматуры.

Город призрак (военная часть 51850, бывшая позиция С-25).
Координаты: 562456, 3622408

Бывший военный городок части 51850 в которой находилась позиция ПВО С-25. В последнее время место стали понемногу осваивать страйкболисты. Посещая объект есть вероятность нарваться на охрану, но с ней можно договориться.

На территории Подмосковья сотни заброшенных мест и объектов. Наряду с местами, оставленными людьми вынужденно, есть масса объектов, которые условно можно разделить на прекратившие существование при смене политических режимов; в результате военных действий; пострадавшие от техногенных и технических катастроф; исчезнувшие по прочим причинам. На сегодняшний день такие объекты представляют огромный интерес у туристов экстремалов, людей, интересующихся историей, а также из простого человеческого любопытства. Для простоты их нахождения указаны координаты местности.

Классифицировать заброшенные объекты по типам можно таким образом:

Военные объекты, объекты связи

военный бункер (не достроен, на объекте находятся 4 ракетные шахты) д. Вороново, N 55° 19.894E 37° 02.829

вычислительный центр РЛС (первые РЛС раннего предупреждения ракетного нападения 1960-1970-х гг. фиксировали ракеты с помощью отражения радиоволн от ионосферы. Кодовое название – «Шалаш», в НАТО – «Конура») возле д. Кубинка, 55°29’33 N 36°40’54 E

РК С-125 «Печора» (невысокий зенитно-ракетный комплекс, признан одним из лучших образцов систем вооружения ПВО в мире) N 55° 27.656 E 36° 21.872

Архитектурные: усадьбы, храмы, церкви и другие интересные места

Уcадьба Гребнево (архитектурный памятник федерального значения) Щелковское шоссе в 30 км от Москвы, N 55° 56.938 E 38° 5.211

(упоминается в 1358 г. в завещании Ивана Красного) +55° 43′ 21.36, +37° 0′ 16.92

Церковь Воскресения Словущего 16 в. (сохранились кирпичная колокольня 18 в., древнее кладбище с резными надгробиями) д. Битягово, 55°23’10 N 37°44’26

Никольская (Введенская) церковь 16в. (построена около 1562 г., перестроена в 19 в. Исторические корни этой церкви уходят во времена Ивана Грозного) д. Черленково, N 55° 56.831 E 35° 28.733

Церковь Рождества Христова 18 в. (красивый полуразрушенный храм) Подболотский погост N 56° 26.788 E 37° 41.985

Тематические: исторические/памятные, религиозные, аномальные

загадочный шар (диэлектрический колпак, предназначенный для параболической антенны, чтобы отслеживать космические сигналы, построен в к. 1970-х гг..) находится в 116 км по Дмитровскому шоссе, ехать до Дубны, через р. Волга по главной дороге 10 км, затем свернуть на Федоровку, дальше до Игнатово

Геологические: шахты, раскопки, каменоломни

сьяны (система искусственных каменоломен возникла в результате неудачного строительства водохранилища, сохранился высокий бетонный каркас плотины) 55°29’6″N 37°47’14″E

Никитские катакомбы (крупные подмосковные катакомбы, есть возможность обвала) +55° 24′ 16.20, +37° 44′ 9.60

секретный тоннель физиков (гигантский 21 км. тоннель, в котором собирались создать ускоритель элементарных частиц – адронный коллайдер) 97 км Симферопольского шоссе, свернуть на Серпухов до Протвино

А Вы знаете о , находящемся в городе Кировске Мурманской области? А известно ли Вам такое удивительное место, как Рускеала в Карелии? Ответы на эти вопросы, а также советы как добраться, где остановиться и что посмотреть в городе читайте на нашем сайте!

Малые заброшенные объекты

пионерлагерь «Ясная горка» когда-то принадлежал заводу «Станкоконструкция» и институту машиностроения. Минское шоссе, если ехать из Москвы, то после Пушкино (брошен в 2002 году, хорошо сохранился) N 55° 22.352 E 36° 9.886

Наиболее посещаемые объекты:

Церковь Казанской Иконы Богоматери — уникальная памятка архитектуры. Представлена оригинальной каменной постройкой в духе классицизма 17 в., строившейся графом З. Г. Чернышевым 50 лет. Строение состоит из соединенных притвором зданий церкви и мавзолея с подземным склепом с идентичными симметричными куполами. Трапезная интересна приделами святых Захария и Анны. Закрыта в 1962 г., передана 1990-х гг. в пользование верующим, ремонт не ведется. Охраняется. Примечательны: колокольня 1869-1871 гг. (переделана в водонапорную башню), усыпальница, скульптура надгробия графа Чернышева 18 в., брошенная стелла (пройти через липовую аллею за плотиной).

Расположение: Волоколамский р-н, д. Ярополец, N 56° 8.228 E 35° 50.159

Добраться:

  • автобусом: от автостанции Тушинская (рядом с м. Тушинская) до с. Ярополец (2 ч.);
  • автомобилем: в аналогичном направлении (1,5 ч.);
  • электричкой: до Волоколамска (2,5 часа), затем – на маршрутке до д. Ярополец (30 мин.).

Полузаброшенные позиции ПРО представлены зданиями системы противоракетной обороны ПРО А-135 «Амур» для отражения ядерного нападения на Москву. 6 радиолокаторов и 8 шахт противоракет находятся в плачевном состоянии. Объект спален, охраняется несущественно (присутствует сигнализация, посещение возможно с черного хода).

Расположение: N 55° 21.017 E 36° 28.976

Добраться: ехать в сторону военного городка «Наро-Фоминск-10», по пути в лагерь «Ясная горка».

Город-призрак на Ленинградском шоссе — представляет собой декорации к киноленте «Записки экспедитора Тайной канцелярии», 2010 г. Имитирует Выборг 18 в. Примечательны: крепостная стена вокруг города, корабль, здание портовой гостиницы, городская темница, эшафот, городская ратуша, таверна, городской фонтан, средневековый замок, церквушка.

Расположение: Солнечногорский р-н, возле с. Середниково, N 55° 55.552 E 37° 14.043

Добраться:

24 км автомобилем от МКАД по Ленинградскому шоссе, свернуть налево на Фирсановское шоссе, ехать по главной дороге прямо (7 км), перед стоящим в поле парусником свернуть налево, ехать вдоль забора до входа. Ориентиры: усадьба Середниково, сан. «Мцыри», территория «КиноГород».

Открыт для посетителей с 10.00 до 19.30 (кроме понедельника).

Рядом с городом находится Усадьба Середниково, где проводил отроческие годы М. Ю. Лермонтов. Стоит посмотреть: парк, пруд, музей поэта.

Усадьба Пущино-на-Наре дворянский дом в стиле классицизма 18 в. князей Вяземских, построенный архитектором Н.А. Львовым на берегу р. Нара. Примечательны: усадьба с колоннами и античными масками на фасаде, парадный двор с фонтаном, мозаика, липовая аллея.

Усадьба уходит под воду, территория не охраняется, проход свободный.

Расположение: Серпуховский р-н, д. Пущино, 54°56’22 N 37°21’46 E

Добраться:

От Москвы или Тулы электричкой Курского направления до Серпухова; далее автобус №29, который идет на Гавшино. Остановка «Отделение совхоза Большевик»

Лопатинские (воскресенские) рудники – единственная в Подмосковье антропогенная пустыня, где добывались фосфориты. Представлена затопленными карьерами (с застывшими в камнях водными ящерами), которые частично рекультивированы. В карьерах находятся многоковшовые экскаваторы (абзетцеры). По сохранившейся ж/д колее иногда курсирует тепловоз «кукушка». Расположение: 80 км. Новорязанское шоссе, 55°19’30 N 38°55’2 E. Подъезд возможен с Воскресенска и Егорьевска, двигаться от д. Ёлкино через д. Новочеркасское в западном направлении.

Церковь в дремучем лесу – таинственное и сложно доступное место в Подмосковье. Интригует, что церковь удается обнаружить не всем, даже следуя точным указаниям. Раньше здесь была деревня Курилово. В 1956 г. разместился ракетный полигон. Сохранилась полуразрушенная каменная церкви интересной архитектуры с многочисленными фресками. Объект плотно окружен лесом, водится много змей.

Расположение: ур. Курилово (ур. Пустольский погост), 55°46’25 N 39°36’59 E

Добраться: 155 км по Егорьевскому шоссе до Бетонки-2, свернуть налево, затем на Р106 направо до п. Северная Грива. Оттуда пешком на север 7 км.

– является архитектурным ансамблем, ведущим историю с 16 в. Переходила из рук в руки дворян и князей, теряя с каждым зигзагом судьбы исторический облик. Сохранились: дворец, флигели, Никольский храм 18 в. и церковь Гребневской богоматери 17 в., хозпостройки, парадные арочные ворота. С 19 в. в усадьбе размещались тубдиспансер, Щелковский техникум электровакуумных приборов, завод «Платан». В 1960 г. Гребнево объявляется памятником архитектуры республиканского значения. Попытки реставрации и консервации объекта не удачны.

Расположение: Щелковский р-н, д. Гребнево, 55°56’56 N 38°5’11 E

Добраться:

  • автомобилем: 40 км по Щелковскому шоссе, поворот в Новом городке перед Щелково на Фрязино. Проехав Фрязино, сразу за мостом через р. Любасеевку повернуть направо, ехать через село.
  • автобусом: от м. Щелковская № 361 до остановок «Светофор/Старая автостанция» 45 мин., далее пешком по проспекту Мира
  • поездом: от Ярославского вокзала (м. Комсомольская) на электричке до Фрязино через Ивантеевку (не Фрязево!) ехать до Фрязино-Пассажирской.

Негласные правила для любителей экстремального туризма:

Некоторые брошенные объекты представляют историческую ценность и охраняются государством. Отдельного внимания заслуживают опустевшие населенные пункты, где прежде жили люди. Поражают некогда роскошные полуразваленные усадьбы, разрушенные храмы и церкви. Оживленный интерес вызывают забытая военная техника, не нужные никому сказочные терема и избы, действующие прежде тюрьмы и фабрики.

Все призрачные опустевшие места впечатляюще живописны или удручающе мрачны, но неизменно притягательны. В них есть нечто мистическое, что не стареет и не устаревает, от века и на века. Находясь там, понимаешь, что возраст и дряхлость есть лишь обманчивая видимость времени.

Как думаете, что водится в тамбовских лесах? Конечно же, наш верный товарищ Тамбовский Волк. Но кроме тамбовских волков есть и ещё кое-что интересное и нигде на карте не отмеченное. Отправляемся на поиски.

Внезапно..... трубы с какой-то жижей, которая вытекает в реку. Ну и теперь самое интересное - вдали поле и вообще ничего не видать! Никакого завода в этой глухой деревне в ближайших окрестностях НЕТ.


Фото 3.

Видимо за счёт того, что жижа эта имеет более высокую температуру, река не замерзает.


Фото 4.


Фото 5.

Кстати сказать, здесь есть охот-хозяйство и разводится или разводился пушной зверь.


Фото 6.

После моисейства мы наконец-то нашли проход. Судя по всему, когда-то периметр был электрифицирован.


Фото 7.

Итак, вот он - заброшенный военный бункер, бывшее хранилище СБЧ.


Фото 8.


Фото 9.

Перед нами корридор, состоящий из нескольких огромных массивных гермозатворов.


Фото 10.

Размеры гермоворот поражают. Они просто огромны. Нужны были, чтобы выдержать ядерный удар. Частично их попилили на чермет, а кое-какие, которые не смогли вытащить, остались до сих пор. Толщина их метр, а то и больше.


Фото 11.

Раньше это было хранилище специальных боевых частей ядерных ракет.
Размер в осях приблизительно 100×40 метров. Ну а теперь, краны и всё остальное попилили. Под песком угадываются следы рельсов, на которых располагалось какое-то оборудование.
Само место сейчас напоминает локацию из фильма Андрея Тарковского Сталкер.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.

С обратной стороны.


Фото 15.

А вот перед нами изогнутая герма, рассчитанная, чтобы выдержать взрыв.


Фото 16.

Остатки механизма закрывания.


Фото 17.


Фото 18.

Вот такой вот двойной гермозатвор.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Большая часть объекта - пустые помещения. Не буду тратить на них кадры. Трудно сказать, что здесь было расположено. Всё оборудование успешно попилено на лом.


Фото 22.

Узкий коридор с техническими помещениями


Фото 23.

Фильтро-вентеляционные установки.


Фото 24.

Перед нами кондиционер КД-20000, изготовленный на Домодедовском механическом заводе в 1960 году, обеспечивал постоянную температуру в камере хранения боеголовки.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Щиток подстанции.


Фото 29.

А вот с помощью этого блочного щита управления осуществлялось управление всеми системами бункера.


Фото 30.


Фото 31.

Вот такая вот схема управления. Когда-то видимо здесь лампочки горели, кое-где они сохранились.


Фото 32.


Фото 33.

Щиток подстанции. Реостаты ещё не все сдали на лом.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

А вот это помещение я вообще не знаю зачем и для чего. Непонятные окна наверху, а там над комнатой ровным счётом ничего нет. Как мы предположили, возможно через эти стёкла падал равномерный свет. Но для чего? Понятия не имею. Если знаете, напишите.


Фото 37.


Фото 38.

Плафоны от ламп.


Фото 39.

Разбитые лампочки накаливания


Фото 40.

Любопытный артефакт - образование изо льда. Монолит.


Фото 41.

А в этой комнате, судя по грязи на полу, располагалась дизельная. На остатках оборудования надпись ДМБ-90. Очевидно, этот бункер был уже тогда не функционировал. Хотя бывший солдат мог вернуться в место службы и через несколько лет после армии.


Фото 42.


Фото 43.

Ну и под конец - небольшие извращения с валяющимся в песке плафоном. Уж больно он мне понравился.


Фото 44.

Спасибо камрадам Саньку Пассажиру, Мишке и Игорьку за хорошую компанию, а кто проспал, такой поход про...л.
На сегодня это всё, всем пока.


Фото 45.

Оформлено с помощью «

Похожие публикации