Энциклопедия пожаробезопасности

А что такое триз? Как войти в теорию решения изобретательских задач

В менеджерской среде, к великому сожалению, принято считать в большинстве случаев, что инновационный потенциал нашей экономики остался в прошлом и имеет немного шансов к реанимации. Одной из причин называется низкий уровень изобретательства в российской действительности. Между тем, еще каких-нибудь 60-50 лет назад в СССР была разработана уникальная теория и технология ТРИЗ, которая сегодня получает все большое распространение в развитых странах, в крупных транснациональных компаниях. Предлагаю вместе поразмышлять над тем, как подойти к освоению теории решения изобретательских задач.

Автор теории Генрих Саулович Альтшуллер

В 1978 году я познакомился с творчеством Генриха Альтова (Генрих Альтшуллер носил такой писательский псевдоним), когда прочитал в очередном сборнике советской научной фантастики рассказ «Ослик и аксиома» (1966 г.и.). Поражала дерзновенность и дальнозоркость автора в лучших интеллектуальных традициях «оттепели 60-х». С того времени я стал увлекаться произведениями этого писателя, совершенно не подозревая, какой научной величины стоящий за псевдонимом человек – Генрих Альтшуллер, и каков его действительный вклад в прорывные решения инноватики современности. Герой рассказа «Ослик и аксиома» – ученый-самоучка по прозвищу Антенна, как гениальный разведчик дальних научных рубежей, сегодня представляется мне прообразом самого Генриха Сауловича.

В настоящей статье не ставлю цель открыть какую-либо истину о ТРИЗ – теории решения изобретательских задач, права на это я в принципе не имею. Во-первых, я не изобретатель, а экономист, хотя и пытался одно время честно решать тризовские задачи. Во-вторых, настоящая теория – наука молодая, знания о ней должны преподносить авторы или их последователи, достигшие признанных высот в изобретательстве и других областях, где методы ТРИЗ применимы. Тем не менее, занимаясь проектным управлением, в том числе и в инновационной сфере, каждый проект-менеджер обязан представлять основные элементы ТРИЗ. Благодаря им можно достигать необходимого изобретательского результата не за счет гениальности и особого искусства, а по некой выстроенной, четко определенной технологии. Поэтому хотя бы минимальное представление о данной технологии у PM должно быть.

Фото Г.С. Альтшуллера. Источник: www.altshuller.ru

Основы ТРИЗ разработаны Г. Альтшуллером еще в 1946-1948 годах в результате выявленных закономерностей при анализе огромного числа патентов на изобретения. Систему ТРИЗ удобно рассматривать по аналогии с теорией управленческих исследований. И в том, и в другом случае результат порой носит дерзкий характер (в авторстве курса «Управленческие исследования» С.Г. Гончаровой (МИРБИС)). Как и принципы ТРИЗ, элементы системы управления опираются на проблемный тип мышления. В обоих случаях ключевым моментом для реализации алгоритма решения служит поиск корневого противоречия. Интересно, что и изобретательская деятельность в классическом варианте, и методика управленческих исследований часто используют одни и те же приемы и методы структуризации проблемы:

  • метод «дерева проблем»;
  • метод контрольных вопросов;
  • метод синектики;
  • метод морфологического анализа и т.д.

Генрих Альтшуллер все эти методы обоснованно называет «методами перебора», «проб и ошибок» и т.п. При этом ученый уже в середине 20-го века четко понимал, что сегодня перебор вариантов решения – недопустимая роскошь. Его позиция состояла в том, что изобретательская задача принципиально не должна и не может решаться в зоне слабых, компромиссных решений, непозволительно использовать заведомо тупиковые ветви поиска, слепое блуждание невыгодно и безрассудно. Напротив, необходимо до крайности обострять выявленное противоречие, смело двигаясь к образу неразрешимой ситуации. Только в этом случае возникают сильные решения, считал автор теории.

Структура ТРИЗ сущностна и многогранна. Генрих Саулович, как я полагаю, не боялся называть вещи своими простыми именами, смело формулировать аксиомы и законы, и они со временем сложились в теорию. Этому способствовало то, что Г. Альтшуллер был великолепным системотехником и преподавателем. Могу сделать такой вывод хотя бы по его произведениям в научной фантастике, они пропитаны глубоким философским взглядом и настоящей образностью.

Теория оперирует не только закономерностями, в ней используется градация изобретений по уровням, сформулированы стандарты методики, которые разбиты на классы. В своей методологии теория использует специально созданный алгоритм, насыщенный множественными приемами, число которых велико и все же ограничено несколькими сотнями. Все эти элементы и составляют инструменты ТРИЗ.

Фундаментальные идеи теории

Как мы уже заметили выше, данная теория насыщена множеством инструментальных средств. Совершенно не вижу смысла в том, чтобы повторять понятия и определения этой достаточно сложной системы. В конце статьи я приведу источники, к которым читатель может легко обратиться и подчерпнуть необходимые ему сведения. Но есть в этом подходе корневые идеи, которые действительно определяют сущностный аспект методологии, наполняющей ее жизнью и прагматикой.

Базовым законом теории Генрих Альтшуллер вывел постулат, что технические системы развиваются в направлении увеличения степени идеальности. Тогда что представляет собой идеальное состояние объекта изобретения? Оно предполагает, что самого объекта нет, а его функция, тем не менее, выполняется. Помимо базового закона был сформулирован целый ряд позиций, не все из которых можно действительно счесть законами, но глубинными закономерностями развития технических систем (ТС) они действительно являются. Автор теории разбивает «законы» на классы по признакам статики, кинематики, динамики. Среди них выделяются идеи, исключающие потребность в слепом переборе решений:

  • полноты частей системы;
  • «энергетической проводимости» ТС;
  • согласования ритмики частей ТС;
  • неравномерностей развития частей ТС;
  • перехода в надсистему;
  • перехода с макроуровня на микроуровень и т.д.

Все же, без нескольких понятий обойтись в разговоре о теории Г.С. Альтшуллера не получится. Первое такое понятие связано с идеальным конечным результатом (ИКР), который изобретатель должен себе представить и сформулировать при поиске корневого противоречия. Ведь суть изобретательской задачи состоит в устранении выявленных технических противоречий. Для этого необходим образ ИКР, который позволяет творцу выходить в область сильных решений. Именно ИКР позволяет создать изобретательскую ситуацию, приводящую к выбору уровня задачи – максимального или минимального. Ниже приводится пример с обыкновенным кирпичом.

Две цитаты из книги Г.С. Альтшуллера.

За счёт которых была решена значимая для животного задача . В следующих пробах время, которое затрачивается животным на решение аналогичных задач в аналогичных условиях, постепенно, хотя и не линейно, уменьшается, до тех пор, пока не приобретает форму мгновенного решения. Последующий анализ метода проб и ошибок показал, что он не является полностью хаотическим и нецелесообразным, а интегрирует в себе прошлый опыт и новые условия для решения задачи .

Достоинства и недостатки

Если рассматривать абсолютно случайный перебор вариантов, то можно сделать следующие выводы:

Достоинства метода:

  1. Этому методу не надо учиться.
  2. Методическая простота решения.
  3. Удовлетворительно решаются простые задачи (не более 10 проб и ошибок).

Недостатки метода:

  1. Плохо решаются задачи средней сложности (более 20-30 проб и ошибок) и практически не решаются сложные задачи (более 1000 проб и ошибок).
  2. Нет приёмов решения.
  3. Нет алгоритма мышления, мы не управляем процессом думанья. Идет почти хаотичный перебор вариантов.
  4. Неизвестно, когда будет решение и будет ли вообще.
  5. Отсутствуют критерии оценки силы решения, поэтому неясно, когда прекращать думать. А вдруг в следующее мгновение придет гениальное решение?
  6. Требуются большие затраты времени и волевых усилий при решении трудных задач.
  7. Иногда ошибаться нельзя ИЛИ этот метод не подходит (не будет человек резать на бомбе провода наугад).

Считается, что для метода проб и ошибок выполняется правило - «первое пришедшее в голову решение - слабое». Объясняют этот феномен тем, что человек старается поскорее освободиться от неприятной неопределённости и делает то, что пришло в голову первым.

Метод проб и ошибок лежит в основе принятия решений участниками рынка в условиях совершенной конкуренции , что является одной из главных причин постоянных кризисов .

ТРИЗ

МПиО - аббревиатура, обозначающая метод проб и ошибок. Часто встречается в текстах, так или иначе связанных с Теорией решения изобретательских задач . В ТРИЗ метод проб и ошибок рассматривается как эталон неэффективности. Для оценки какого-либо другого эвристического метода его сравнивают с МПиО. Так как МПиО - это метод перебора вариантов, то можно количественно определить число вариантов при использовании МПиО и сравнить с ним какой-либо другой эвристический метод . Такое математическое исследование предполагает, что количество необходимых вариантов обратно пропорционально эффективности метода и прямо пропорционально времени нахождения решения при его использовании. Однако точные количественные и статистические исследования проводятся редко. В ТРИЗ ограничиваются приблизительной количественной оценкой эффективности по уровням изобретательских задач (Ю. П. Саламатов).

Как точные, так и приблизительные количественные сравнения с МПиО возможны при допущении полной случайности перебора вариантов при использовании МПиО. В рамках ТРИЗ такая точка зрения служит обоснованием неэффективности МПиО. Однако с другой стороны выбор вариантов не может быть полностью произвольным. Он ограничен предыдущим опытом, инерцией мышления, стереотипами и гештальтами . На этом ставится акцент в рамках другой теории - метасистематике . В рамках метасистематики основным недостатком МПиО считается фактическая неслучайность перебора вариантов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Метод проб и ошибок"

Отрывок, характеризующий Метод проб и ошибок

«27 го ноября.
«Встал поздно и проснувшись долго лежал на постели, предаваясь лени. Боже мой! помоги мне и укрепи меня, дабы я мог ходить по путям Твоим. Читал Св. Писание, но без надлежащего чувства. Пришел брат Урусов, беседовали о суетах мира. Рассказывал о новых предначертаниях государя. Я начал было осуждать, но вспомнил о своих правилах и слова благодетеля нашего о том, что истинный масон должен быть усердным деятелем в государстве, когда требуется его участие, и спокойным созерцателем того, к чему он не призван. Язык мой – враг мой. Посетили меня братья Г. В. и О., была приуготовительная беседа для принятия нового брата. Они возлагают на меня обязанность ритора. Чувствую себя слабым и недостойным. Потом зашла речь об объяснении семи столбов и ступеней храма. 7 наук, 7 добродетелей, 7 пороков, 7 даров Святого Духа. Брат О. был очень красноречив. Вечером совершилось принятие. Новое устройство помещения много содействовало великолепию зрелища. Принят был Борис Друбецкой. Я предлагал его, я и был ритором. Странное чувство волновало меня во всё время моего пребывания с ним в темной храмине. Я застал в себе к нему чувство ненависти, которое я тщетно стремлюсь преодолеть. И потому то я желал бы истинно спасти его от злого и ввести его на путь истины, но дурные мысли о нем не оставляли меня. Мне думалось, что его цель вступления в братство состояла только в желании сблизиться с людьми, быть в фаворе у находящихся в нашей ложе. Кроме тех оснований, что он несколько раз спрашивал, не находится ли в нашей ложе N. и S. (на что я не мог ему отвечать), кроме того, что он по моим наблюдениям не способен чувствовать уважения к нашему святому Ордену и слишком занят и доволен внешним человеком, чтобы желать улучшения духовного, я не имел оснований сомневаться в нем; но он мне казался неискренним, и всё время, когда я стоял с ним с глазу на глаз в темной храмине, мне казалось, что он презрительно улыбается на мои слова, и хотелось действительно уколоть его обнаженную грудь шпагой, которую я держал, приставленною к ней. Я не мог быть красноречив и не мог искренно сообщить своего сомнения братьям и великому мастеру. Великий Архитектон природы, помоги мне находить истинные пути, выводящие из лабиринта лжи».
После этого в дневнике было пропущено три листа, и потом было написано следующее:
«Имел поучительный и длинный разговор наедине с братом В., который советовал мне держаться брата А. Многое, хотя и недостойному, мне было открыто. Адонаи есть имя сотворившего мир. Элоим есть имя правящего всем. Третье имя, имя поизрекаемое, имеющее значение Всего. Беседы с братом В. подкрепляют, освежают и утверждают меня на пути добродетели. При нем нет места сомнению. Мне ясно различие бедного учения наук общественных с нашим святым, всё обнимающим учением. Науки человеческие всё подразделяют – чтобы понять, всё убивают – чтобы рассмотреть. В святой науке Ордена всё едино, всё познается в своей совокупности и жизни. Троица – три начала вещей – сера, меркурий и соль. Сера елейного и огненного свойства; она в соединении с солью, огненностью своей возбуждает в ней алкание, посредством которого притягивает меркурий, схватывает его, удерживает и совокупно производит отдельные тела. Меркурий есть жидкая и летучая духовная сущность – Христос, Дух Святой, Он».
«3 го декабря.
«Проснулся поздно, читал Св. Писание, но был бесчувствен. После вышел и ходил по зале. Хотел размышлять, но вместо того воображение представило одно происшествие, бывшее четыре года тому назад. Господин Долохов, после моей дуэли встретясь со мной в Москве, сказал мне, что он надеется, что я пользуюсь теперь полным душевным спокойствием, несмотря на отсутствие моей супруги. Я тогда ничего не отвечал. Теперь я припомнил все подробности этого свидания и в душе своей говорил ему самые злобные слова и колкие ответы. Опомнился и бросил эту мысль только тогда, когда увидал себя в распалении гнева; но недостаточно раскаялся в этом. После пришел Борис Друбецкой и стал рассказывать разные приключения; я же с самого его прихода сделался недоволен его посещением и сказал ему что то противное. Он возразил. Я вспыхнул и наговорил ему множество неприятного и даже грубого. Он замолчал и я спохватился только тогда, когда было уже поздно. Боже мой, я совсем не умею с ним обходиться. Этому причиной мое самолюбие. Я ставлю себя выше его и потому делаюсь гораздо его хуже, ибо он снисходителен к моим грубостям, а я напротив того питаю к нему презрение. Боже мой, даруй мне в присутствии его видеть больше мою мерзость и поступать так, чтобы и ему это было полезно. После обеда заснул и в то время как засыпал, услыхал явственно голос, сказавший мне в левое ухо: – „Твой день“.

Разнообразие современных систем воспитания детей, порой, приводит многих родителей в замешательство при выборе воспитательной парадигмы для своего ребенка. Все педагогические системы в настоящее время поддерживают идею гармоничного развития, в равной мере уделяющего внимание интеллектуальной, эмоциональной, морально-нравственной и другим сферам личности ребенка. А главная задача развивающего воспитания – максимально эффективно адаптировать ребенка к предстоящей жизни, научить его справляться с непредсказуемыми ситуациями, в которые он будет попадать в ходе своей жизни, и здесь решающее значение играет способность быстро принимать эффективные, а зачастую, и нестандартные решения.

Одной из передовых педагогических технологий, активно поддерживаемой многими российскими практиками и теоретиками детского воспитания, является так называемая ТРИЗ или технология решения изобретательских задач, созданная в 1946 году Генрихом Альтшуллером. Уделив немалое время анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, он пришел к выводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив и систематизировав их, он смог создать свою теорию, которую нередко называют не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильных решений, что гораздо точнее отражает суть метода.

Название этой системы ассоциируется скорее с научным творчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использование данной методики дает очень эффективные результаты. Это не мешает использовать ТРИЗ и во «взрослой» жизни – в инженерном деле, бизнесе, политике и даже в творчестве. На самом деле, главное содержание теории – научить ребенка или взрослого не столько изобретать, сколько принимать правильные решения, руководствуясь определенными логикой и алгоритмами оценки текущей ситуации. В настоящее время активно используются даже аналитические компьютерные программы, построенные на основе технологии ТРИЗ, и имеющие возможность предоставлять готовые решения для любых областей человеческой деятельности.

Суть технологии ТРИЗ

Обычно, попадая в ситуацию, требующую от нас принятия какого-либо решения, поиска выхода из затруднительного положения, мы можем начать поиск оптимального варианта решения проблемы лишь опираясь на уже имеющийся опыт, используя метод проб и ошибок, ну и, конечно же, логику. Такой подход не является очень эффективным и при необходимости нестандартного решения может занять продолжительное время и вовсе не гарантирует успеха. Но что, если бы мы владели универсальными принципами поиска нестандартных решений, применимых к любой ситуации и сфере деятельности? Принципами, которые позволили бы вам подойти к проблеме системно, а не ситуативно? Именно этому и учит ТРИЗ.

Поиск решения, выхода из ситуации на основе технологии ТРИЗ основан на стандартизированных логических операциях, вырастающих из общих законов развития любых технических систем. Основная предпосылка ТРИЗ – любые, даже самые сложные технически, системы возникают не сами по себе, а на основе единых закономерностей, которые можно познать и использовать для рождения новых систем, а также для решения текущих задач. Теория изобретательских задач дает возможность не тратить время на метод проб и ошибок или на ожидание творческого озарения, а воспользоваться системным подходом и решить большую часть рутинной работы на интеллектуальном уровне, найдя оптимальное решение.

ТРИЗ в детском саду

Хотя технология ТРИЗ эффективно применяется практически во всех сферах человеческой деятельности, начинать формировать системное мышление лучше всего с самого раннего детства. Именно поэтому во многих детских садах и воспитательных системах для дошкольников все чаще используются элементы ТРИЗ, а в отечественной педагогической науке все чаще приходится слышать о появлении нового направления - ТРИЗ-педагогике.

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:

  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.

Эти задачи последовательно реализуются в ходе взаимодействия педагога и ребенка, постепенно приучая его к системному мышлению и нестандартному подходу в поиске решений любой ситуации.

Мы не будем сейчас подробно посвящать вас в тонкости разнообразных вариантов воспитательных программ для дошкольного возраста, созданных на основе ТРИЗ, это не сложно сделать самостоятельно изучив любую из предложенных в конце данной статьи книг по теории изобретательских задач. Отметим лишь, что их немало, и каждая предполагает подробные методические рекомендации для воспитателей по конкретному воплощению теории. В основе ТРИЗ-взаимодействия с детьми – коллективные игры и занятия, на которых детей учат выделять противоречивые свойства предметов и явлений и эффективно разрешать эти противоречия исходя из поставленной воспитателем задачи. При этом ТРИЗ-ориентированные воспитательные программы вовсе не заменяю основную педагогическую программу, а только подкрепляют ее, позволяя сделать процесс воспитания интересным, занимательным и перевести его на качественно новый уровень.

Основное средство, используемое в ТРИЗ не только для дошкольников, но и для более старших детей, - педагогический поиск . Когда ребенку не предлагают готовое решение, а дают возможность найти его самостоятельно, акцентируя внимание не столько на успешном результате решения задачи, сколько на эффективном применении алгоритма его поиска.

Методы ТРИЗ

Занятия ТРИЗ с детьми и взрослыми достаточно часто используют характерные методы, позволяющие изменить представление об исходной ситуации. Это дает возможность выявить новые, до сих пор неизвестные начинающему исследователю черты какого-либо объекта или системы в целом.

Самые часто используемые в ТРИЗ-системах методы – это:

  • Метод маленьких человечков – для простоты понимания сложных, составных процессов они изображаются в виде маленьких человечков, находящихся друг с другом в разных взаимоотношениях. Особенно часто метод маленьких человечков используется при решении задач, связанных с молекулярным уровнем. Так, человечки-молекулы газа не качаются друг друга, жидкости – держатся за руки, а твердых веществ – крепко сцеплены и руками и ногами.
  • Метод фокальных объектов – исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередко фантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найти неожиданные решения.
  • Системный оператор – для любой системы прорабатываются также подсистемы (составляющие части) и надсистемы (более крупные образования, например, для системы «дерево» надсистемой будет «растение»).
  • Ресурсы – вся система рассматривается с точки зрения ресурсов или их производных. Это дает возможность функционально подойти к решению задачи. Кроме этого, свойства ресурсов могут дополнять друг друга, расширяя тем самым возможности исследователя-изобретателя.
  • Противоречия – любая система обладает противоречивыми свойствами, относительно одной и той же функции. То есть свойство «А» какой-либо системы, позволяющее ей выполнять ей полезную функцию, обязательно предполагает отрицательное свойство «не-А», дающее возможность не выполнять функцию вредную.
  • Фантазирование – через объединение частей целого (например, конь и человек – это кентавр), уменьшение или увеличение, ускорение или замедление, дробление или объединение, статика или динамика, оживление и универсализация предметов и так далее.

Комбинирование этих методик позволяет выстроить единый воспитательный процесс, сделать его интересным, а самое главное – эффективным с точки зрения развития личности и познавательных способностей ребенка, системного видения мира и конструктивного решения жизненных задач.

Игры ТРИЗ в детском саду

Первые занятия в детском саду всегда носят игровую форму, и обучение ТРИЗ – не исключение. Начало критического мышления закладывается в ходе простых игр:

  • «Много-Мало» - детям предлагают быстро выразить условными жестами (сильно разведенные ладони – много, ладони вместе – мало, друг над другом - достаточно) свое отношении к услышанным фразам, типа: «Одна нога для всех людей – это…», «Ведро воды для слона – это…», «Ведро воды для воробья – это…» и так далее.
  • «Хорошо-Плохо» - дети отвечают на вопрос почему это хорошо или плохо применительно к одной и той же ситуации, причем ситуации постепенно вытекают одна из другой. Например, сладкие конфеты – это хорошо и вкусно, но еще и плохо, так как от этого могут заболеть зубы. Заболели зубы – это хорошо, так как это сигнал, что пора идти к врачу, но и плохо, так как можно пойти к врачу и заранее… и так далее.
  • «Разбежались» - группе детей предлагают быстро разбежаться по сторонам по какому-либо признаку, который называет воспитатель. Например, у кого одежда с карманами – направо, а у кого без карманов – налево; кого привел в садик папа – направо, кого не папа – налево.

В рамках данной статьи мы смогли изложить лишь самые общие моменты теории изобретательских задач. Чтобы познакомиться с этой системой поближе, вы можете прочитать одну из многочисленных книг по ТРИЗ, тем более, что это в большинстве случаев не только познавательное, но и увлекательное чтение. В качестве обязательных к прочтению книг мы можем рекомендовать вам:

  • «Творчество как точная наука» Альтшуллер Г.С.;
  • «Колобок и все-все-все, или Как раскрыть в ребенке творца» Шустерман З.Г., ШУстерман М.Н.;
  • «Основы классической ТРИЗ. Практическое руководство для изобретательного мышления» Орлов М.;
  • «Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день» Кизевич Г.;
  • «Новые приключения колобка или Наука думать для больших и маленьких» Шустерман З.Г.;
  • «И тут появился изобретатель» Альтов Г.;
  • «Денис-изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей детей младших и средних классов» Иванов Г.И.;
  • «Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности» Альтшуллер Г.С., Верткин И.М.;
  • «ТРИЗ в детском саду» Гин.С.;
  • «Мир фантазии» серия книг;
  • «Мир загадок» серия книг.

Таким образом, ТРИЗ – это действенный эффективный метод, применяемый во всех сферах человеческой деятельности и для всех возрастов. Он позволяет системно подходит к решению задач, а также развивать критическое мышление. Дошкольный возраст – самое лучшее время для начала освоения такого способа мировосприятия, так как именно в этом возрасте закладываются основы будущих принципов взаимодействия человека и мира.

А напоследочек, ролик о том, как в петразоводском детском саду пользуются и активно внедряют методы ТРИЗ. Интересно)))

Человечество берет свое начало несколько тысяч лет назад. И на протяжении всего этого времени оно неустанно развивается. Причин на это было всегда много, но без изобретательности человека это просто не представлялось бы возможным. Метод проб и ошибок был и является в настоящее время одним из основных.

Описание способа

Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.

Метод проб и ошибок - это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).

Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.

Метод в мировой истории

Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.

Степени трудности

У данного метода есть несколько уровней сложности. Они были так разделены для лучшего усвоения. Задача первого уровня считается легкой, и на поиск ее решения затрачивается немного сил. Но и вариантов ответов она имеет не так много. С повышением степени трудности растет и сложность поставленной задачи. Метод проб и ошибок 5 класса - самый труднорешаемый и затратный по времени.

Необходимо учитывать, что при возрастании уровня сложности растет и объем знаний, которыми обладает человек. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим технику. Первый и второй уровни позволяют изобретателям ее усовершенствовать. На последней ступени сложности создается совершенно новый продукт.

Например, известен случай, когда молодые люди темой дипломной работы взяли труднорешаемую задачу из аэронавигации. Студенты не обладали такими же знаниями, как многие ученые, которые работали в данной области, но благодаря широкому спектру знаний ребят у них получилось найти ответ. И причем область решения оказалась в самом далеком от науки кондитерском деле. Казалось бы, что это невозможно, но это факт. Молодым людям было даже выдано авторское свидетельство на их изобретение.

Преимущества метода

Стоит привести в пример, как строились лодки. Раскопки показывают, как на протяжении столетий деталь за деталью менялась форма. Исследователи постоянно пробовали что-то новое. Если лодка тонула, то эту форму вычеркивали, если оставалась держаться на воде, то принимали это к сведению. Таким образом, в итоге было найдено компромиссное решение.

Если поставленная задача не слишком сложная, то данный метод занимает немного времени. У некоторых возникающих проблем может быть десять вариантов, один или два из которых окажутся правильными. Но если рассматривать, например, робототехнику, то в данном случае без применения других методов исследования могут затянуться на десятки лет и принесут миллионы вариантов.

Разделение задач на несколько уровней позволяет оценить, насколько быстрым и возможным представляется поиск решения. Это сокращает время для принятия решения. И при сложных задачах можно использовать метод проб и ошибок параллельно с другими.

Недостатки метода

Однако не всегда он позволяет добиться нужного результата. Никогда исследователь не знает, когда стоит прекратить поиски или, может, стоит сделать еще пару усилий и гениальное изобретение появится на свет. Также непонятно, сколько времени будет затрачено.

Если вы решили использовать данный метод для решения какой-либо проблемы, то должны понимать, что ответ порой может находиться в совершенно неожиданной области. Но это позволяет взглянуть на поиск с разных точек зрения. Возможно, придется набросать несколько десятков вариаций, а может, и тысячи. Но лишь упорство и вера в успех приведут к нужному результату.

Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.

Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.

Художники используют данный способ для поиска вдохновения.

Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.

Методы поиска решений технических задач, предшествовавшие АРИЗ и ТРИЗ, были малоэффективны и со временем это становилось всё более очевидным, их уровень не соответствовал уровню и темпам развития техники. Рассмотрим каждый из этих методов в отдельности.

Метод проб и ошибок

Обычно изобретательские задачи в первую очередь пытаются решить методом проб и ошибок, который любой человек осваивает с раннего детства через удачи и неудачи своего опыта. Этот метод применялся с самого начала возникновения технического творчества. История человечества - это история учёбы на собственных и чужих ошибках. Плата за промахи порою была очень высокой: получилась лодка лёгкой и быстрой, но неустойчивой - и испытатель утонул в бурном потоке или ледяной воде, не пробило новое копьё шкуру медведя - надейся на быстрые ноги и смекалку. Поэтому эволюция техники шла медленно, а достижения часто оплачивались многими жертвами.

Правил выдвижения идей у этого метода нет. Нет и определённых правил оценки идей: пригодна или не пригодна идея - об этом судят совершенно субъективно. Во многих случаях нет и субъективных критериев: приходится ставить эксперименты, на опыте определяя достоинства и недостатки того или иного варианта. Ранее вели перебор вариантов буквально наугад. По мере совершенствования технических знаний формировались представления о приемлемых и неприемлемых принципах. Сообразно этому некоторые варианты отбрасывали сразу, поскольку они казались в соответствии и имеющимся опытом нецелесообразными. Увеличение степени «фильтрации» идей - главная тенденция развития метода проб и ошибок. На выработку поисковой концепции сильное влияние оказывает специальность инженера, его личный опыт решения творческих задач.

Другая тенденция развития метода проб и ошибок - замена вещественных, экспериментов мысленными. Объём знаний современного инженера настолько велик, что результаты многих проб могут быть предсказаны заранее. При этом инженер может опираться не только на свой опыт, но и на научно-техническую литературу, может консультироваться с другими специалистами. Благодаря этому удаётся оценить большое количество вариантов решения задачи, не прибегая к опытам. Основное преимущество мысленных экспериментов - большая скорость, но они не сопровождаются побочными открытиями, обнаружением всевозможных непредвиденных явлений и эффектов.

Всё же со временем стали складываться определённые приёмы решения изобретательских задач: знакомство с опытом предшественников (позволяет наметить направление поиска решения); копирование природных прототипов, увеличение размеров и числа одновременно действующих объектов, объединение разнородных объектов в одну систему и т. п. Однако по мерс развития техники задачи становились всё сложнее, а количество их возрастало, и этих приёмов постоянно оказывалось мало.

В конце XIX в. применение метода проб и ошибок развивал Томас Эдисон. В его мастерской работало до тысячи человек, поэтому можно было разделить начальную техническую проблему, которая решалась на научном или изобретательском уровне, на несколько задач и по одной такой задаче дать отдельному маленькому коллективу или с помощью нескольких малых коллективов проверять разные варианты решения одной и той же задачи. Достаточно вспомнить, что для создания щелочного аккумулятора Т. Эдисону пришлось поставить порядка 50 000 опытов! Это только вещественных опытов, а мысленных экспериментов и всевозможных «а если сделать так?» наверняка было значительно больше.

> Томас Эдисон - крупнейший изобретатель и одновременно предприниматель. Жил в США (11.02.1847 г. - 18.10.1931 г.), является автором более 1000 изобретений, среди которых биржевой телеграф (1869 г.), угольная телефонная мембрана (1870 г.), пишущая машинка (1872 г.), фонограф (1977 г.), лампа накаливания (1880 г.), электросчетчик (1881 г.), кинетоскоп (1891 г.), кинокамера (1895 г.), щелочной аккумулятор (1900 г.). Т. Эдисон являет собой пример предприимчивого изобретателя, лозунг которого «Не стоит изобретать то, что нельзя применить на практике». Один из основоположников крупнейшей компании «General Electric».

В наше время, время быстроразвивающсйся сложной техники, авторы неудачных проб не расплачиваются жизнями, но подобно Эдисону тратят большие государственные средства, средства фирм и обществ или расплачиваются своим временем, а подчас и здоровьем.

Работать методом проб и ошибок в XXI в. - это анахронизм, но метод очень живуч, и существует потому, что о других многие не знают или не хотят тратить время на изучение. Учиться же методу проб и ошибок не нужно. К чему приводят неудачные пробы можно показать и на современных примерах.

В первую мировую войну стратеги Антанты решили внедрить абсолютную защиту своих морских коммуникаций от немецких подводных лодок. Была изобретена система минирования вод Балтийского и Северного морей. Изготовили несколько сотен тысяч безотказных мин, израсходовали на них многие миллионы рублей. Однако на этих минах, по одним данным, подорвалась только одна немецкая подлодка, по другим - вообще ни одной. Лодки свободно плавали, где хотели. Ошибочной оказалась система минирования. За неудачную пробу (плохую систему) расплачивались русские, английские, французские корабли, которые страдали от немецких подводных лодок.

Другой пример. Фармацевтические фирмы ФРГ и США не один раз на рынки выбрасывали неудачные новые лекарства и успокоительные препараты. Плата за неудачу - тысячи пострадавших граждан и их новорожденных больных детей.

Примеры можно бы приводить ещё и еще, но при чём тут метод проб и ошибок? Дело в том, что при современных высоких темпах технического прогресса метод проб и ошибок не справляется с генерацией нужного количества первоклассных идей. Он пригоден лишь для решения задач первого уровня и частично второго. Современные изобретатели, пользующиеся методом проб и ошибок, похожи на шофёра, отлично знающего теорию и материальную часть, но не желающего изучать правила дорожного движения. Современных студентов инженерных профилей обучают разнообразным наукам, кроме науки о развитии техники и самой науки, о методах творчества. Поэтому на некоторых кафедрах бурения был введён данный курс, хотя бы частично восполняющий пробел.

Существуют две принципиально отличные возможности перехода к новой технологии решения изобретательских задач:

  • - интенсифицировать метод проб и ошибок, используя различные приёмы для более активного генерирования вариантов;
  • - выявить законы развития технических систем и применить для выявления и решения изобретательских задач.

Первый путь сохраняет и углубляет метод проб и ошибок. По такому пути впервые пошёл Т. Эдисон. Второй путь предполагает замену перебора вариантов точными операциями, основанными на знании законов развития технических систем. К методам перебора вариантов относятся морфологический анализ, «мозговой штурм», синектика и десятки других методов.

Похожие публикации