Энциклопедия пожаробезопасности

Милитаризацией называется процесс образования крупных промышленных. Милитаризация — термин и понятие. · конфликты между неофициально организованными группами, сложившимися по этническому, клановому, религиозному, национальному или племенному признакам


Милитаризация (от лат. militaris - военный) - наращивание государством военной мощи в целях подготовки войны. Милитаризм представляет собой систему экономики, политики и идеологии.
После подписания в 1919 году Версальского мирного договора, подводившего итоги I Мировой войны, главнокомандующий союзными войсками маршал Фердинанд Фош сказал: «Это не мир, а перемирие на двадцать лет».
В это же время Советская Россия, оказавшаяся в международной изоляции, стремилась найти слабое звено во враждебном европейском окружении. Таким слабым звеном стала униженная Германия.
Именно Германия стала первой крупной европейской страной, которая установила с Советской Россией дипломатические отношения.

По Версальскому мирному договору Германии было запрещено иметь танковые соединения и военно-воз- душный флот. Ho очень скоро в мире заговорили о том,что на заводах бывшего пушечного короля Германии Круппа производят «детские колясочки, которые при желании можно быстро превратить в пулемет», а в немецких конструкторских бюро вместо моделей тракторов разрабатываются новые конструкции танков.
В подготовке квалифицированных летчиков и танкистов Германии помогал СССР. Летчиков готовили в Липецке, а танкисты обучались в Казани. В то же время один из первых маршалов СССР М.Н.Тухачевский повышал свою военную квалификацию в Германии.
Гитлер шел к власти под лозунгом: «Долой Версальские оковы!»
Перемирие было хрупким. Уже в начале 30-х годов перед миром встал призрак II Мировой войны, который мир упорно не хотел замечать. Появились первые очаги войны: Япония завоевывала Китай, Италия захватила Эфиопию.
В 1936 году Гитлер и Муссолини приняли участие в Испанской гражданской войне. Именно в Испании впервые в открытую столкнулись интересы Гитлера и Сталина. Война 1936 - 1939 гг. в Испании явилась в некотором роде испытанием боевой мощи, смотром новейшей техники двух великих держав.
На этом фоне возникала шпиономания. Газета «Правда» от 11 июня 1937 года писала: «Тысячи и десятки тысяч шпионов и разведчиков засылают капиталистические государства друг к другу.
На ярчайших исторических примерах товарищ Сталин в докладе на Пленуме ЦК ВКП(б) 3 марта 1937 года показал и доказал: есть все основания, с точки зрения марксизма, предположить, что в «тылы Советского Союза буржуазные государства должны засылать вдвое, втрое больше вредителей, шпионов, диверсантов и убийц, чем в тылы любого буржуазного государства.»
В первом выступлении Гитлера перед ведущими генералами вермахта 3 февраля 1933 года (в Берлине) было заявлено, что цель его политики состоит в том, чтобы «снова завоевать политическое могущество. На это должно быть нацелено все государственное руководство (все органы!)». В этой же речи он изложил-контуры своей программы.

«I, Внутри страны. Полное преобразование нынешних внутриполитических условий в Германии. He терпеть никакой деятельности носителей мыслей, которые противоречат этой цели (пацифизм!). Кто не изменит своих взглядов, тот должен быть смят. Уничтожить марксизм с корнем. Воспитание молодежи и всего народа в том смысле, что нас может спасти только борьба... Смертные приговоры за предательство государства и народа. Жесточайшее авторитарное государственное руководство. Устранение раковой опухоли - демократии. Во внешнеполитическом отношении. Борьба против Версаля. Равноправие в Женеве; оно бессмысленно, если народ не настроен на борьбу. Приобретение союзников. Экономика! Крестьянин должен быть спасен! Колонизационная политика!
В освоении новых земель - единственная возможность снова частично сократить армию безработных... Строительство вермахта - важнейшая предпосылка для достижения цели - завоевания политического могущества. Должна быть снова введена всеобщая воинская повинность. Ho предварительно государственное руководство должно позаботиться о том, чтобы военные перед призывом не были уже заражены пацифизмом, марксизмом, большевизмом или по окончании службы не были отравлены этим ядом.
Как следует использовать политическое могущество, когда мы приобретаем его? Сейчас еще нельзя сказать. Возможно, отвоевание новых рынков сбыта, возможно, - и,пожалуй, это лучше - захват нового жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация».
После установления фашистской диктатуры экономика Германии стала подвергаться перестройке. Фашистская Германия готовилась к войне. В секретном законе «Об обороне империи», принятом 21 мая 1935 года, говорилось, что генеральный уполномоченный в области военной экономики Шахт должен «поставить все экономические силы на службу ведению войны». Этому соответствовала целая система мероприятий, имевших целью организацию массового производства вооружения и военных материалов и сокращение мирных отраслей промышленности.

Колоссальные суммы Германия тратила на вооружение. Средства для этого извлекались путем непрерывного повышения налогов, использования фондов страхования по безработице, инвалидности и старости, принудительных сборов «на зимнюю помощь», «воздушный флот», «на противовоздушную оборону».
Германия стремилась сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для все возрастающего ввоза стратегического сырья: железной и медной руды, свинца, нефти, бокситов и т.п. В 1934 году был введен в действие новый план Шахта, согласно которому ввоз любых материалов или продовольствия мог происходить в централизованном порядке при предоставлении Рейхсбанком необходимой валюты.
Стал расти германский вывоз, и с 1935 года было достигнуто некоторое превышение экспорта над импортом.
В августе 1936 года Гитлер в меморандуме об экономической подготовке к войне наметил широкую программу мероприятий. Начал он с заявления, что «Германия всегда будет рассматриваться как основной центр западного мира при отражении большевистского натиска» и что в Европе «имеется лишь два государства, которые серьезно могут противостоять большевизму, - это Германия и Италия... И вообще, кроме Германии и Италии, только Японию можно считать силой, способной противостоять мировой угрозе».
Гитлер утверждал, что если немецкие вооруженные силы в кратчайший срок не будут превращены в самую сильную армию в мире, то Германия погибнет. «В данном случае действует принцип: что будет упущено за несколько месяцев в условиях мира, невозможно будет наверстать и в течение столетий».
В сентябре 1936 года на очередном съезде фашистской партий в Нюрнберге Гитлер провозгласил «четырехлетний план», который должен был обеспечить автаркию («самоудовлетворение») германской экономики, т.е. полную независимость от внешних рынков. Во главе «ведомства четырех летнего плана» был поставлен Геринг, автор лозунга «пушки вместо масла». Это ведомство начало проводить активную деятельность по ограничению потребления и организовало производство некоторых видов местного сырья и заменителей - синтетического каучука, синтетического бензина, искус
ственного волокна. «Четырехлетний план» не оправдал возлагавшихся на него надежд. Через год на секретном совещании военных руководителей Гитлер признал, что достижение автаркии по ряду решающих видов сырья, а также по продовольствию - нереально.
Сельское хозяйство в целях милитаризации было поставлено под контроль руководства так называемого имперского продовольственного сословия, главного органа фашистского государства по «регулированию» сельского хозяйства.
Государственное «регулирование» предусматривало превращение каждого крестьянина в «солдата фронта питания», обязанного сеять то, что диктовали руководители «имперского продовольственного сословия». Сельхозпродукция находилась на строгом учете, и большую часть ее крестьянин должен был сдавать по предельно низким ценам. На учете находилась не только каждая крестьянская корова, но и каждая курица.
По закону 1937 года «Об обеспечении нормального ведения сельского хозяйства» даже так называемый наследственный двор мог быть отнят у хозяина за невыполнение указаний «имперского продовольственного сословия». Была введена обязательная сдача всего хлебного зерна, что вызвало особенно сильное недовольство крестьян, так как большая часть крестьянских хозяйств Германии имела животноводческий уклон. Крестьяне обычно не производили зерна на продажу.
Военные заводы работали в три смены, а рабочие легкой, пищевой и ряда других отраслей промышленности были заняты неполную неделю. Предприятия, производившие предметы потребления, совсем прекратили работу из-за отсутствия импортного сырья.
Закон 1934 года «Об органическом построении германской экономики» создал шесть имперских хозяйственных групп: промышленность, торговля, банки, страхование, энергетика, ремесло, которым подчинялись десятки отраслевых и территориальных хозяйственных групп. Во главе имперских групп в качестве «фюреров» с широкими полномочиями были поставлены крупнейшие германские промышленники - Шредер, Крупп и другие.
Государственное предпринимательство приняло значительные масштабы. Концерн «Герман Геринг Верке», созданный в 1937 году, в короткий срок превратился в одно из крупнейших промышленных объединений Германии.

Сотни тысяч владельцев мелких предприятий разорились в результате введенного государством регулирования ввоза и распределения сырья.

Объединение Германии дало сильнейший толчок ее экономическому и политическому развитию.

Германский рейхстаг принял ряд законов, направленных на укрепление единства империи и общеимперского государственного аппарата. В 1871-73 гг. была введена единая золотая валюта, которая унифицировала денежную систему Германии. В 1874 г. была создана общеимперская почта. В 1875 г. приняты единые для всей страны гражданский и уголовный кодексы. На протяжении всех 70-х гг. шло и формирование имперской системы управления, организация которой не была предусмотрена Конституцией. В этот период возник ряд отраслевых органов государственного управления- министерств: иностранных дел (1871), имперских железных дорог (1873), юстиции (1877), внутренних дел (1879).

Образование единого внутреннего рынка, установление административно-правового единообразия создали предпосылки Для стремительного развития экономики. Промышленная революция в Германии в целом началась сравнительно поздно. Но это обстоятельство заключало в себе и ряд преимуществ. Она совпала с крупными научно-техническими открытиями и широким внедрением в производство прогрессивных технологических процессов. Поэтому индустриализация в Германии проходила с учетом передового опыта развитых стран, а промышленность строилась на базе современных технологий. Новые изобретения внедрялись в технику связи, электротехнику, органическую химию и т.д. Изменялась структура промышленности, возникали и быстро развивались новые отрасли индустрии, связанные с производством машин, электротехникой, химией и т.д. При этом тяжелая промышленность развивалась интенсивнее других и доминировала над остальными отраслями экономически. Это позволило Германии за последнюю четверть века превратиться в сильную капиталистическую державу и выдвинуться на первое место в Европе по уровню промышленного производства.

Характерной чертой развития капитализма в Германии в последней четверти XIX в. являлись не только высокие темпы индустриализации, но и ускоренный процесс перерастания капитализма в империалистический с господством монополий и финансовой олигархии.

Высокие темпы индустриализации страны, концентрация и; централизация промышленности и капитала привели к изменениям в структуре германского капитализма. Наметившееся переплетение промышленного капитала с банками, способствовало образованию финансово-промышленной олигархии, подчинившей себе практически всю экономику страны. Сосредоточив в своих руках ключевые позиции в экономике, она стала оказывать существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику своего государства. Потребность в новых источниках сырья и рынках сбыта толкали германскую финансово-промышленную олигархию к колониальным захватам.

Желания крупной буржуазии совпадали с политикой немецкого юнкерства, стремившегося создать военно-полицейское государство с огромной армией и мощным флотом. Объединение Германии на прусской основе привело к тому, что издавна сложившаяся в Пруссии военная система стала распространяться на всю страну. Огромная часть бюджета шла на содержание армии и полиции, полномочия которой для поддержания «порядка» неуклонно расширялись. Политический строй объединенной Германии позволил военным учреждениям сосредоточить в своих руках значительную власть, оказывая влияние на общий политический курс и решение конкретных вопросов.

Наличие огромной, хорошо подготовленной армии в сочетании с экономическими устремлениями финансово-промышленной олигархии позволили Германии за короткий срок создать свою колониальную империю и одновременно расширять экономическую экспансию в Османской империи, Китае, Южной Америке.

Изменения в экономической сфере оказали существенное влияние на социальную структуру германского общества. Выразителями интересов различных слоев населения стали политические партии.

Интересы крупного юнкерства выражала партия консерваторов. Она выступала против расширения компетенции имперских властей и являлась охранительной для феодальных пережитков и привилегий.

Основной политической силой, поддерживающей курс имперского правительства, была партия «свободных консерваторов» или имперская. Социальную базу этой партии составили юнкерство и финансово-промышленная олигархия. Из этой партии в основном формировалось имперское правительство Бисмарка.

Другой опорой правительства являлась партия национал-либералов, выражавшая интересы крупной и частично средней буржуазии.

Некоторую оппозиционность проявляла партия мелкой и средней буржуазии - партия прогрессистов. Она выступала против увеличения армии и военных расходов, за некоторую демократизацию общественной жизни.

Интересы рабочего класса и мелкобуржуазных слоев представляла социал-демократическая партия. Влияние этой партии в рабочем классе год от года неуклонно возрастало, что отражалось на выборах в рейхстаг.

В создавшихся условиях Бисмарк, являвшийся бессменным канцлером империи с 1871 по 1890 гг., провел через рейхстаг так называемый исключительный закон. По этому закону, действовавшему до 1890 г, все социалистические организации распускались, распространение социалистических идей запрещалось, а членство в подобных организациях каралось тюремным заключением и крупным штрафом. Однако Бисмарк понимал, что влияние новой партии обусловлено тяжелым положением рабочего класса. Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором законов, целью которых было улучшение положения рабочего класса. В 1883 г. был принят закон о страховании на случай болезни, в 1884 г. введено страхование от несчастных случаев, а в 1889 г. закон о страховании по инвалидности и старости. Несмотря на это, Добиться ослабления влияния социалистов в среде рабочего класса ему не удалось. В 1884 г на выборах, несмотря на запрет партии, в рейхстаг было избрано 24 социалиста, а в 1890 г. за них проголосовало уже 20 % избирателей.

Таким образом, к началу XX в. Германия превратилась в экономически развитое, милитаристски настроенное государство, в котором едва пробивались слабые ростки демократии. Милитаристские интересы финансово-промышленной олигархии толкну, ли Германию к войне за передел мира. В первой мировой войне Германия потерпела сокрушительное поражение, а империя перестала существовать.

Милитаризация - действия государственных органов в сфере экономики, политики и социума, направленные на наращивание военной мощи государства.

Милитаризация - «военизированность экономики», когда государство бо́льшую часть бюджета направляет на выпуск военной техники, уделяя другим товарам гораздо меньше внимания.

Милитаризация - подчинение экономической и общественной жизни государства (государств) целям подготовки к войне; перенесение методов военной организации в область гражданских отношений.

Милитаризация - подчинение экономической, политической и общественной жизни страны военным целям.

Милитаризация может быть использована для создания рабочих мест, улучшения индустрии . Такое применение ей нашел Адольф Гитлер для улучшения экономики в Германии после Первой мировой войны .


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Милитаризация" в других словарях:

    МИЛИТАРИЗАЦИЯ, милитаризации, мн. нет, жен. Действие по гл. милитаризировать. Милитаризация железных дорог. Милитаризация промышленности. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Военизация Словарь русских синонимов. милитаризация сущ., кол во синонимов: 2 военизация (2) … Словарь синонимов

    милитаризация - и, ж. militarisation f. Распространение милитаризма; усиление роли военного фактора в какой л. отрасли деятельности, жизни. М. страны. М. космоса. М. обучения подрастающего поколения. Милитаризация школ. РБ 1913 3 297. Съезд решительно отвергает… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    МИЛИТАРИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; сов. и несов., что. Подчинить (нять) (экономику, промышленность) целям милитаризма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (от лат. militaris военный) англ. militarization; нем. Militarisierung. Подчинение всех сфер жизнедеятельности общества целям военщины. 2. Применение форм и методов военной организации в разных областях обществ. экон. жизни. Antinazi.… … Энциклопедия социологии

    - (лат. militaris военный) подчинение экономической, политической в общественной жизни целям милитаризма. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. милитаризация [Словарь иностранных слов русского языка

    Ж. Подчинение экономики, политики и общественной жизни государства военным целям; осуществление милитаристской политики, милитаризма. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Милитаризация, милитаризации, милитаризации, милитаризаций, милитаризации, милитаризациям, милитаризацию, милитаризации, милитаризацией, милитаризациею, милитаризациями, милитаризации, милитаризациях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма… … Формы слов

    милитаризация - милитариз ация, и … Русский орфографический словарь

    милитаризация - (1 ж), Р., Д., Пр. милитариза/ции … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Милитаризация ФРГ , А. Ф. Залетный. В монографии дан критический анализ процесса милитаризации Федеративной Республики Германии. Особое внимание уделено характеристике вооруженных сил, влиянию милитаризации на экономику,…
  • Черное безмолвие , Юрий Глазков. Издание 1987 года. Сохранность очень хорошая. Книга научно-фантастических произведений космонавта Юрия Глазкова посвящена в основном космической теме. В ней и рассказы-предупреждения о том, к…

Динамичное и активное развитие цивилизации и общества за последние несколько веков значительно пополнило словарный запас человечества множеством понятий и терминов. К ним относится и понятие «милитаризация». По сути, это далеко не новое явление, но особенно ярко оно стало проявляться последние несколько столетий в истории. Об этом понятии говорят многие политологи, социологи и историки. Милитаризация - это что?

Основная суть

Данное понятие охватывает довольно обширный спектр явлений. По сути, милитаризация - это процесс, который характеризуется приспособлением и изменением экономики, научно-технического прогресса, общественных, политических и социальных сфер к концепции милитаризма, которая становится основной и подчас единственной идеологией на уровне государства и законодательства. Милитаризм - это доктрина, которая выражается в необходимости активного наращивания внушительного военного потенциала, совершенствования вооружения, развития искусства войны. Милитаризация - это оправдание использования преимущественно военной силы во внешних и внутренних конфликтах, так как именно решение вопросов с помощью силы в данной доктрине является основным.

История развития термина

Милитаризация - это понятие, которое возникло в середине девятнадцатого века во Франции. Само слово происходит от французского militarisme, что в переводе на русский означает «военный». Этот термин характеризовал положение дел во Франции во время режима правления Наполеона Третьего. Ближе к началу двадцатого века это слово очень прочно вошло в лексикон историков и политологов. В то время политические, территориальные и экономические противоречия между наиболее крупными капиталистическими государствами находились в стадии военного открытого противостояния. Милитаризация общества и экономики в то время достигла своего предела. Процесс затрагивал общественный и политический уклад ведущих стран мира и двигался в устрашающем темпе.

Основные черты

Милитаризация - это процесс, который в глобальном плане имеет двойственное значение для тех государств, в которых он происходит. Основная черта - это перевод экономической системы «на военные рельсы». Это делается для обеспечения стремительного увеличения военного потенциала страны, что обуславливает успех в военной конкуренции и гонке вооружений между государствами-соперниками. С одной стороны, милитаризация приводит к увеличению расходов из бюджета на военную промышленность, содержание и поддержание многочисленной армии, вооружений, разработку новых видов оружия и стратегий. В совокупности это приводит к уменьшению выделяемых средств на развитие социальных, культурных и общественных сфер жизни. С другой стороны, такая превалирующая в настроениях общества доктрина способна чрезвычайно стимулировать конструкторскую и исследовательскую деятельность во всех областях техники и науки: механика, электроника, информатика, ядерная физика и так далее.

Милитаризация - это зло или благо?

В качестве общих выводов можно утверждать, что милитаризация - это проникновение военной идеологии фактически во все сферы жизни общества и страны, перевод ее экономической системы, финансовой системы, идеологии, политических векторов, подавляющего большинства технических и инженерных направлений, научных открытий и изысканий в исключительно военное русло. Естественно, этот процесс активно стимулирует технический и научный прогресс, повышает рейтинг агрессивно настроенных политиков и общественных деятелей, усиливает обороноспособность страны, повышает ее значимость на мировой арене, однако сильно истощает ресурсы внутри самого государства, препятствует всестороннему развитию и гармоничному существованию социальных, общественных и культурных традиций.

Уровень милитаризации хозяйства. Мировое экономическое развитие до 90-х годов характеризовалось значительным уровнем милитаризации. Бремя военных расходов под влиянием геополитических изменений уменьшилось до 4,2% ВМП в 1998 г. (6,7% в 1985 г.). Число занятых непосредственно в военном производстве сократилось до 11,1 млн человек. Наибольшее сокращение произошло в восточно-европейских странах и в развивающихся государствах.

Защита от возможного внешнего нападения - одна из важнейших функций государства. Однако накопленные запасы ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия до сих пор многократно превышают оборонные потребности. Процесс накопления вооружений массового поражения уже не только не отвечает своей главной цели - подавления противника, но ставит под сомнение само дальнейшее существование человека на Земле. У стран НАТО в 1994 г. количество боевых самолетов, танков на 8 и 20% превышало уровень 1980 г.

По объему военных расходов в мире ведущее место принадлежит развитым странам

1985 г. - 51,2%, 1998 г. - 60%, причем в этой подсистеме доля стран НАТО возросла до 56,5%. Если оценивать уровень милитаризации их хозяйств по величине доли ВВП, расходуемой на создание вооружений и содержание вооруженных сил, то она остается достаточно высокой в ведущих странах, колеблясь в пределах 1-4% (США- 3,8%, Япония

1%). Крупнейшие средства на военные цели расходуются в США - около 300 млрд долл., что более чем в пять раз превышает расходы КНР и в семь раз - расходы Франции, Японии, Германии.

Западные страны целенаправленно стремятся к сохранению военного преимущества в глобальном и региональных масштабах. Хотя теория сравнительных преимуществ содержит положение о том, что каждый участник получает выгоды от торговли, она также допускает, что более сильная сторона получает большие выгоды. Основой системы «свободного мира» всегда было доминирование американской военной силы. Стремление Советского Союза создать военный паритет, движения и войны за национальное освобождение рассматривались как угроза глобальной системе «свободного мира» и сопровождались военными приготовлениями и войнами со стороны Запада.

Военные расходы обосновываются необходимостью защиты западных ценностей в незападных странах, прав человека и национальных меньшинств в этих странах, борьбы с терроризмом. Стратегическая концепция НАТО предусматривает возможность использования ее вооруженных сил за пределами зоны ответственности блока и нацелена, по существу, на обеспечение нового мирового порядка.

Военные расходы в развивающихся странах постоянно увеличивались, в основном за счет стран Восточной и Южной Азии. Наиболее высокая доля военных расходов в ВВП отмечается в Саудовской Аравии - 13,5%. Крупные масштабы военных расходов - непозволительная роскошь для стран, где не решены еще практически все основные проблемы развития. Согласно оценке Мирового банка, треть внешней задолженности некоторых ведущих развивающихся стран может быть отнесена на счет импорта оружия.

Влияние военных расходов на экономическое развитие. По своим размерам военные расходы превосходят многие статьи на гражданские цели: образование, здравоохранение, экономику. Они составили в 1983 г. - 15,5%, в 1993 г. - 11,5%, в 1999 г.

16,6% общемировых правительственных расходов.

Главными стимуляторами наращивания военной мощи выступают военно- промышленные комплексы (ВПК), состоящие из крупнейших компаний, производящих оружие, военной верхушки, части государственного аппарата, научных учреждений, идеологических структур, которые все вместе объединены общими интересами. Как международные, так и национальные ВПК не имеют четко выраженной структуры и зафиксированного статуса, но оказывают серьезное влияние на принятие военно- политических и военно-экономических решений. Их ядро составляют военно- промышленные концерны, которые особо заинтересованы в устойчивом спросе на военную продукцию.

В основе процесса милитаризации находится военная экономика, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением особой продукции, предназначенной для удовлетворения военных потребностей государства. Средства, выделяемые государством на военные нужды, не являются ни социальным, ни экономическим благом. Военная продутая не служит ни для производства средств производства, ни для удовлетворения насугцных потребностей людей. Поэтому отвлечение материальных ресурсов на военные цели наносит прямой ущерб социально-экономическому благосостоянию наций. Правда, есть утверждения другого порядка. Они базируются на кейнсианском положении о стимулирующем эффекте государственных расходов на уровень национального дохода вне зависимости от того, в каком секторе экономики усиливаются инвестиционная активность, занятость.

Действительно, военный спрос может на некоторое время оживить экономику, но в конечном итоге милитаризация порождает много проблем для экономического развития. Сравнительный анализ ряда исследователей в разных странах показал, что расходы на формирование общественного капитала (строительство дорог, жилья и т.д.) оказывают почти вдвое большее позитивное влияние на экономический рост (уровень национального дохода), чем стимулирование военной промышленности.

Рост военных расходов - одна из причин увеличения объема бюджета и образования бюджетных дефицитов, покрываемых главным образом с помощью выпуска государственных ценных бумаг. Как показал опыт предшествующих десятилетий, дефицитное финансирование военных расходов не только не способствует стабилизации хозяйства, но в долгосрочном аспекте оказывалось фактором, усиливающим несбалансированность различных звеньев хозяйства. При определенных условиях выпуск государственных ценных бумаг для покрытия или сокращения дефицита бюджета ведет к повышению учетных ставок. Это означает удорожание кредита, что приводит к торможению инвестиционного процесса. В условиях интернационализации хозяйственной жизни отрицательная роль бюджетных дефицитов в странах, обладающих мультипликативным эффектом, негативно сказывается на состоянии мировой экономики.

Увеличение расходов на военные НИОКР снижает возможности экономического роста и развития. Военные исследования и разработки поглощают 26% мировых затрат на исследовательские цели, что составляет примерно 10% общего объема военных расходов. В них занята 1/4 ученых и инженеров мира. Ряд западных экономистов подчеркивает ведущую роль военных НИОКР в определении направлений развития науки и техники. По их мнению, в военных НИОКР решаются технические задачи, результаты которых впоследствии используются для внедрения в производство новейших технологических процессов. Но при этом не учитывается, что использование результатов НТП для наращивания гонки вооружений является непроизводительной растратой производительных, сил. Военные исследования ограничивают научные изыскания такими задачами и характеристиками, которые не являются необходимыми для гражданского использования. Только 10-20% военных НИОКР в последние годы находит гражданское применение. Однако в последние пятьдесят лет этот показатель сокращался. Приспособление результатов военных НИОКР для мирных нужд требует дополнительных исследований и разработок.

Немаловажное значение для экономического развития имеет страновое конечное использование финансовых средств, выделяемых на военные цели. Так, примерно 95% бюджета министерства обороны США расходуется в американской промышленности, в то время как свыше 80% военных бюджетов небольших стран НАТО расходуется за пределами этих государств. Из этого следует, что одинаковое в процентном отношении увеличение расходов на оборону больнее отзывается на хозяйстве малых стран, которые к тому же

Имеют меньше возможностей для организации самостоятельной военной промышленности.

Такое же неблагоприятное воздействие на свою экономику испытывают развивающиеся страны, не имеющие военной промышленности. Они получают меньше всего выгод от увеличения военных расходов. Им труднее использовать в гражданских отраслях промышленности научно-исследовательские достижения, доступные военному сектору. Рост расходов на военные нужды неизбежно приводит здесь к сокращению капиталовложений и в целом препятствует экономическому росту.

Основные поставщики оружия. Крупные промышленные страны часть военных расходов на производство вооружений и военной техники компенсируют за счет зарубежных поставок на коммерческой основе. Объем экспортных поставок в 90-е годы резко сократился: в 1,5 раза по сравнению с серединой 80-х годов (табл. 14.5).

В составе крупнейших поставщиков также произошли существенные изменения. Абсолютно и относительно резко сократились поставки СССР/РФ. В середине 80-х годов военные поставки СССР превосходили американские, а в конце 90-х годов военный экспорт РФ в 9 раз уступал американскому. На долю США приходится половина мировых поставок вооружений.

Во многих частях мира зреет понимание необходимости демилитаризации экономики, реконверсии военного производства. Перевод военной экономики на выпуск мирной продукции связан со значительными сложностями. Они сопряжены не только с технологической переориентацией производственных мощностей военных предприятий, но и со значительной переподготовкой рабочей силы, что требует крупных средств. Как показывают исследования, в результате сокращения в 17 странах с крупнейшими военными бюджетами в 1994-2002 гг. военных расходов на 1/4 в первый пятилетний период ожидается снижение роста мирового продукта более чем до 1% и увеличение уровня безработицы в промышленно развитых странах на 0,3- 0,7%. Затем прирост ВМП вернется к прежнему уровню, главным образом под воздействием роста торговли.

Перевод военной промышленности на мирные рельсы затрагивает не только проблемы экономического роста и занятости. Необходимость его диктуется потребностями решения экологических, демографических и других проблем, которые давно вышли за рамки национальных государств.

Похожие публикации